Эффективные методы подготовки к егэ по русскому. Материал для учителей математики "методика подготовки к егэ"

Одним из самых основных движущих факторов успешной сдачи экзаменов является мотивация будущего студента. Поскольку каждый ВУЗ акцентирует внимание на полученные баллы при ЕГЭ по «своим» профильным предметам, в первую очередь школьнику необходимо определиться с вузом и факультетом, на котором он будет получать высшее образование, и только потом – выбрать способ подготовки к ЕГЭ.

Способы подготовки к ЕГЭ

Существует несколько способов, как эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ 2015 года:

  1. Дополнительные занятия с репетиторами
  2. Посещение подготовительных курсов, которые есть в любом высшем учебном заведении
  3. Самостоятельная подготовка

Выбор способа подготовки зависит от уровня подготовленности будущего студента, его умения работать самостоятельно и материального благосостояния семьи.

На заметку! Перед выбором способа подготовки к ЕГЭ по какому-либо предмету, попробуйте обратиться к любому из авторитетных интернет-сервисов по подготовке к ЕГЭ, например, к этому. Здесь вы найдете тестовые задания по каждому предмету и сможете легко определить свой уровень подготовки и понять необходим ли вам репетитор или вы справитесь самостоятельно.

Независимо от выбора способа подготовки, чтобы эффективно подготовиться к ЕГЭ, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Следует организовать свое рабочее место – убрать со стола вещи, которые будут отвлекать внимание, на столе расположить необходимые учебники, справочные пособия, рабочую тетрадь и прочее
  2. Составить подробный план подготовки к определенному экзамену. Как это сделать, вы можете найти здесь:

На заметку! Чтобы более качественно подготовиться к ЕГЭ, рекомендуется начать с предмета, материал которого наиболее интересен. Это позволит выпускнику комфортно войти в подготовительный экзаменационный ритм

  1. Во время подготовки каждые 45 минут необходимо обязательно делать небольшие перерывы на 10 -15 минут, чтобы избежать эмоциональной и физической усталости. Узнать, как снизить во время экзаменов на грузку на организм, вы можете .
  2. Лучше всего готовиться к ЕГЭ, применяя метод 3-х цветных карандашей. Суть этого метода заключается в том, что необходимо отмечать определенным цветом вопросы, ответы на которые хорошо известны, следующим цветом — вопросы, которые слабо знакомы, и третьим цветом — те вопросы, ответов на которые вы не знаете. Затем, используя конспекты и учебники, следует проработать ответы на вопросы: от незнакомых до слабознакомых. Такой способ повторения учебного материала позволяет систематизировать знания.
  3. Для успешной сдачи ЕГЭ следует правильно психологически настроиться на позитивный результат. Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» .

Несмотря на то, что многие скептически относятся к образованию, как таковому, я считаю его крайне полезной и нужной вещью для успешного человека. Речь идет не о фактическом наличии диплома или аттестата, а именно о системном представлении выбранного направления. Образование позволяет увидеть взаимосвязь или, как я это называю, рассмотреть работу с высоты птичьего полета. Это тема отдельной статьи и если вы не хотите ее пропустить – подпишитесь на обновления .

К чему я заговорил про образование? Дело в том, что поступление в хороший вуз и качество получения теоретических знаний напрямую зависят от баллов ЕГЭ. Лично я считаю это хорошей практикой, так как благодаря ней каждый сможет поступить туда, куда хочет (при должно усилии, конечно). Однако получить высокие баллы не так-то просто. Необходимо знать, как подготовиться к ЕГЭ, какие темы учить и так далее.

Почему я считаю, что достаточно квалифицирован в данном вопросе? Конечно, у меня нет педагогического образования (возможно, получу в будущем), однако у меня есть хорошие практические результаты. Так, по обществознанию я получил заветные 100 баллов , а по русскому языку 87, что также является неплохим результатом. При этом я не сидел за учебниками днями напролет, а жил вполне обычной жизнью, работая и гуляя на улице.

Когда я начал подготовку к ЕГЭ по обществознанию, у меня в голове не было практически ничего. Изначально я не планировал сдавать данный предмет, так как хотел идти учиться на лингвиста-переводчика, но впоследствии поменял свой выбор. Это очень сильно разочаровало учительницу по обществознанию, так как она меня не любила и считала, что я не смогу подготовиться должным образом. Мне предстояло доказать ей обратное.

Чтобы , я решил действовать по следующему плану:

  • Проанализировать ЕГЭ предыдущих лет (их легко можно найти в интернете);
  • Найти всю необходимую информацию о прохождении экзамена (сколько времени и т.д.);
  • Просмотреть области знания, которые необходимо задействовать (экономика, политология и т.д.);
  • Найти максимум заданий (в интернете, книжки с тестами и т.д.);
  • Составить план подготовки;
  • Привести его в жизнь.

В принципе, в этом нет ничего сложного. До сдачи оставалось еще где-то 7 месяцев, так что я понимал, что успею справиться с намеченными целями.

Стоит отметить, что я рассказываю, как подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Вы, конечно, можете обращаться к репетиторам. Особенно, если вам необходимо получить высокие баллы по сложным (по крайне мере, для меня) предметам вроде физики, химии, биологии и т.д. Я не сдавал по ним экзамены и не знаю специфику подготовки, поэтому рассказываю общие принципы, которых придерживался я сам и которые помогли мне достичь результата.

Поймите, что от вас требуется

Для достижения цели необходимо знать, куда двигаться. Конечно, лучше всего будет поставить перед собой конкретную, измеряемую и реалистичную задачу, однако это может оказать демотивирующий эффект, поэтому необходимо просто понять, что от вас нужно. Тут следует выделить несколько этапов.

  1. этап. Краткий просмотр содержимого экзаменационной части. То есть, вы должны понять, сколько всего разновидностей заданий будет, какие навыки для этого необходимо развить и что вообще вам предстоит делать. Например, в русском языке необходимо выполнить тестовую часть, часть с кратким ответом и написать сочинение. В математике тестовая часть отсутствует (по крайне мере, на данный момент), а литературе необходимо очень много писать. Вам нужно понять специфику именно вашего экзамена.
  2. этап. Просмотр конкретных заданий и выявление направлений подготовки. Для примера возьмем тот же русский язык. В задании А1 необходимо правильно указать ударение. То есть, вы себе запишите (в блокнот или отдельную тетрадь), что именно требуется в этом задании. В итоге у вас должен получится список, в котором в первом столбике будет номер упражнения, а во втором, что необходимо сделать. Если вам удобно, то можно создать отдельную таблицу в Word или Excel. Этот очень важно, если вы хотите понять, как подготовиться к ЕГЭ с нуля самостоятельно.
  3. этап. Определите пробелы и укажите, что вам необходимо выучить. Например, вы понимаете, что совершенно не знаете правильное ударение в словах. В третьем абзаце вы ставите себе задачу: «найти все встречающиеся в этом упражнении слова и выучить их ударение», а затем «расширить базу слов со сложным ударением», ну чтобы наверняка. Благодаря этому вы поймете, чем именно вам стоит заниматься и куда двигаться.

В итоге у вас должна получиться примерно такая таблица:

Не пропускайте эти этапы. Учить все подряд – далеко не самый лучший вариант. Также стоит избегать тестовых проверок знаний, которые не связаны с экзаменом. Например, в том же обществознании можно выучить ОЧЕНЬ много, так как это комплекс из большого количества наук. Понятно, что у ученика есть множество пробелов по этим дисциплинам. Однако, что понять, как готовиться к ЕГЭ, необходимо изучать только то, что пригодится на экзамене.

Поймите, что умственные ресурсы ограничены. У вас не получится за короткий промежуток времени выучить очень много материала. А ведь придется готовиться не к одному предмету, а к нескольким. Поэтому нужно максимально сузить круг подготовки для сдачи экзамена. Я знаю, что за такие строки меня покарают учителя, однако узкая специализация позволит в будущем получить гораздо больше, чем знать все, но по чуть-чуть. Поэтому лучше заранее определиться с будущей профессией и двигаться в этом направлении.

Подготовьте папку с теоретическим материалом

Теперь вы знаете, что нужно делать и куда двигаться. Самое время заняться подготовкой к ЕГЭ. Ее нужно начать со сбора теоретических материалов. Их огромное количество: учебники, статьи, информация из интернета, разбор практических заданий и т.д. Вы должны найти максимум информации, внимательно прочитать ее, проанализировать и составить краткий конспект.

Например, в задании А1 по русскому языку нужно выбрать правильное ударение в слове. Есть определенные правила, вроде «если в слове есть буква ё, то ударение всегда падает на неё». Прочитайте их, выпишите основные или те, которые вы не знали. Затем составьте список из слов, которые вызывают у вас сложности. Теперь подпишите листок и вставьте его в папку.

В итоге у вас получится собственный справочник по любому заданию. Зачем он нужен? Во-первых, пока вы будете его составлять, у вас голове скопится очень много полезных знаний. Если бы вы просто изучали теорию, то не смогли бы запомнить столько информации. Во-вторых, прорешивая варианты заданий, вы сможете открыть теоретический материал и понять, какой ответ написать. Так вы сможете решать более сложные задания, не заглядывая в ответы. В-третьих, вы сможете доказать учителям, что действительно работаете, и они могут вам не мешать. Конечно, это шутка.

Лучше всего делать ее в печатном варианте, а не на компьютере. Это гораздо удобнее, и вы легко сможете отыскать нужный материал. Более того, на компьютере очень много отвлекающих вещей, а решать экзаменационные варианты лучше в атмосфере, когда вас ничего не отвлекает.

Теперь от вас потребуется действовать по следующему алгоритму:

  • Каждое задание решить отдельно по несколько раз. Например, 50 раз А1, затем 50 раз А2;
  • После этого приступить к групповому решению. Например, 30 раз заданий с А1 по А7;
  • Затем решать целыми блоками. Например, 10 раз решить всю часть А;
  • Предпоследний шаг – решайте экзаменационные варианты полностью. Например, решить 5 готовых вариантов;
  • В конце проведите готовый экзамен, соблюдая все временные промежутки.
  1. Вы сможете внимательно прорешать каждую составляющую, не пропуская части, которые кажутся легкими;
  2. У вас получится автоматизировать решение отдельных заданий или частей, вам будет более понятно, какие задания у вас не получается и что именно можно подтянуть;
  3. Вы сможете получать достоверные результаты и отслеживать динамику.

Отслеживайте количество ошибок, которые у вас получились. Особенно, если вы интересно, как подготовиться к ЕГЭ по истории или математике. Можете составить диаграмму в Excel, если умеете, которая будет демонстрировать снижающийся уровень ошибок – это мотивирует.

Также после каждого решения вам необходимо будет найти недочеты и еще раз внимательно прочитать теорию. Получая информацию таким образом, вы сможете лучше разобраться в вопросе и вам не придется ничего зазубривать. Тем более, все это можно превратить в игру, с помощью которой подготовка станет увлекательным занятием.

Когда и сколько заниматься

Тут сложно дать конкретные рекомендации, так как многое зависит от ваших конкретных целей, загруженности, учебной смены и многого другого. Можно выделить лишь ряд основных рекомендаций, которые действительно работают и применяются в обучении. Кстати, у меня на блоге есть отличный материал про то, можете пройти по ссылке и прочитать.

Лучше заниматься по чуть-чуть, но постоянно. Например, вместо того, чтобы раз в неделю 2 часа заниматься с репетитором, лучше каждый день уделять по 15 минут. Вы скажите, что в сумме получится всего 1 час 45 минут, однако эффект окажется в разы лучше.

Также я советую заниматься с утра, когда голова еще не забита информацией и перед сном, чтобы знания быстрее ушли в долгосрочную память. Конечно, никто не запрещает вам заниматься днем, причем это даже нужно делать. Просто перед отходом ко сну кратко пробегитесь по изученному материалу и внушите себе, что уже запомнили его.

Если вы знакомы с техникой «Помодоро», то лучше использовать ее. Суть заключается в том, что вы в течение 25 минут интенсивно что-то учите, а затем 5 минут отдыхаете. Такой подход позволяет выучить гораздо больше, затрачивая меньше времени и усилий.

  • Смотрите видео разборы. Это очень хорошо помогает выработать правильный алгоритм решения задач. Особенно в точных науках вроде физики и математики. Там достаточно подробно пошагово описывается, что и в какой последовательности необходимо делать, чтобы решить задачу или пример. В интернете можно легко найти подобные видеоразборы;
  • Выписывайте все, что вам показалось непонятно. Однако перед этим обязательно прочтите максимум информации. Рекомендую завести отдельную страничку в вашем блокноте или папке. Затем подойдите к учителю или репетитору с данными вопросами и попросите их подробно разъяснить;
  • Подпишитесь на паблики вконтакте. Одно время я даже был одним из активных участников: выкладывал задания и решения на них. Прорешивайте различные варианты, вступайте в дискуссии и помогайте объяснять теорию другим. Это вам обязательно поможет и зачтется;
  • Читайте больше материалов по саморазвитию. Благодаря этому вы сможете эффективнее обучаться, да и вообще улучшите качество своей жизни. Кстати, у меня на блоге каждую неделю выходит новый полезный материал, так что можете подписаться на обновления , чтобы не упустить что-то действительно важное.

Теперь вы знаете, как подготовиться к ЕГЭ. Если у вас есть какие-либо вопросы, смело задавайте их в комментариях. Пока!

МОУ «Нововоскресеновская СОШ»
Яремовская Н.М.
Учитель русского языка и литературы

«Методика подготовки к ЕГЭ»
(из опыта работы Учителя русского языка)

Введение.

Учителя-словесники привыкли обучать детей пониманию чужих текстов и созданию своих. С начальной школы мы учим читать, понимать основные мысли текста, делить его на части, составлять план, пересказывать - сначала устно, потом письменно; обсуждаем с учениками, как влияет на общий смысл текста употребление тех или иных слов, выражений, синтаксических конструкций, выясняем, какие языковые средства нам кажутся более или менее уместными в разных речевых ситуациях, то есть на практике знакомим с функциональными стилями. Кроме обычных изложений, учителя давно используют такие задания, как различные виды трансформации текста: выборочное изложение, сжатое (или краткое) изложение, составление плана, тезисов, конспекта; «перевод» текста в иной функциональный стиль. Не менее известны и так называемые творческие задания по созданию собственных ученических описаний, рассуждений, повествований. Параллельно подобная работа - наблюдение над текстами писателей и написание сочинений об этих текстах - ведется на всем протяжении изучения литературы в школе. Таким образом, можно сказать, что с первых лет обучения ведется подготовка к итоговой аттестации по русскому языку - к написанию изложения или сочинения. А это значит, что с введением аттестации в форме ЕГЭ для нормально и добросовестно работающего учителя почти никаких радикальных изменений не происходит: мы будем делать то, что и раньше считали необходимым, и ни в коем случае не превратим весь одиннадцатилетний учебный процесс в натаскивание к выпускному экзамену, форма проведения которого может измениться еще не раз.
Однако на завершающем этапе необходимо сосредоточиться на специфике именно теперешнего экзамена, изучить весь круг вопросов, с ним связанных, чтобы экзамен оказался успешным для выпускников и их учителей, поэтому тема для самообразования выбрана не случайно: «Методика подготовки к ЕГЭ».

Работа велась в течение нескольких лет, были определены этапы работы:

  1. изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися;
  2. создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ - тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде;
  3. использование этого материала в работе по подготовке к ЕГЭ.
  4. прохождение курсов повышения по данной проблеме.

В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей:

Создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.

Исходя из целей, определила задачи:

Создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;
. способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
. расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

Определился круг вопросов, которые можно назвать «Организационными минимумом», это:

1. Назначение экзаменационной работы.
Оценка общеобразовательной подготовки по русскому языку выпускников с целью их аттестации и предоставлению возможности для последующего поступления в средние и высшие учебные заведения.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.
Основными нормативными документами, используемыми в аттестации являются:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Итоговая аттестация 11-го класса опирается еще на один нормативный документ:
3) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
Кроме нормативных документов, при подготовке материалов к ЕГЭ 11-го класса, используются рекомендованные Министерством образования и науки РФ:
- Примерные программы основного общего образования - М.: Дрофа, 1999.
- Примерные программы среднего (полного) образования - М.: Дрофа, 1999.
3. Объекты проверки.
Итоговая аттестация включают в себя проверку лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Текстовые задания в той или иной степени связаны с проверкой всех видов компетенций. Однако наиболее важным результатом подобных заданий является проверка именно коммуникативной компетенции, понимаемой преимущественно как:
- владение разными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо);
- умением воспринимать (понимать) чужую речь;
- умением создавать собственные аргументированные высказывания на основе прочитанного текста.
Таким образом, в ЕГЭ отражается коммуникативно - деятельностный подход к обучению родному языку.
4. Структура экзаменационной работы.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей:
Часть 1 (А1-А31) содержит задания с выбором ответа.
Часть 2 (В1-В8) содержит задания с кратким ответом.
Часть 3 (С1) - это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание.
5. Время выполнения работы.
В 11-м - 3 часа (180 минут). Рекомендуемое время выполнения третьей части работы ЕГЭ-11 (написания сочинения) - 90 минут.
6. Условия проведения экзаменов.
В 11-м классе школьник сам организует свою работу, отводя написанию сочинения столько времени, сколько считает необходимым. Организаторы, со своей стороны, отвечают лишь за получение школьниками КИМов.
7. Учебники и учебные пособия, рекомендованные для подготовки к экзамену.
При подготовке к обоим экзаменам рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ:
8. Изменения в контрольных измерительных материалах по русскому языку происходят ежегодно.

В течение первого года была создана Программа элективного курса для 10-11 классов, являющаяся модифицированной, созданной при помощи программы Нарушевича А.Г. « ».

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, - это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка.
В связи с этим необходимо целенаправленное, обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к заданиям А, В, С.
Курс состоит из семи тем и трех контрольных работ. Материал занятий структурирован в соответствии со спецификацией ЕГЭ по русскому языку. Каждая тема посвящена определенному разделу языка, содержит разбор типичных заданий, сложных случаев языкового анализа, упражнения и тесты. Промежуточные контрольные работы предполагают выполнение теоретических и практических заданий по русскому языку. Итоговая контрольная работа связана с разработкой календарного планирования курса русского языка в старших классах, ориентированного на подготовку к ЕГЭ.
Программа модифицированная, составленная на основе программы Нарушевича А.Г. «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку», 2007 г.

Цель данного курса:

Помочь учащимся старших классов через разработанную систему уроков, заданий, упражнений повторить и углубить знания учащихся о системе языка, совершенствовать их учебно - языковые и коммуникативные умения.

Задачи курса:

1) совершенствование практических умений, связанных с анализом различных языковых явлений:
- языковой анализ слов;
- словосочетаний;
- предложений;
- текстов;
2) совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

Тематический план:

№ Название тем и занятий Кол-во часов
1. Тема 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум.

2. Тема 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тесты.

3. Тема 3. Морфемика. Словообразование. Типология занятий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения. Тестовые задания.
Контрольная работа №1 (Фонетика. Лексика. Фразеология. Морфемика).

4. Тема 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты.

5. Тема 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа и предложения. Синтаксические нормы. Синтаксические упражнения и тестовые задания.

6. Тема 6. Орфография и пунктуация. Типовые задания. Принципы русской орфографии и пунктуации.
Обобщающее повторение. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тесты.
Контрольная работа №2. (Морфология. Культура речи. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.)

7. Тема 7. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Языковые средства выразительности.

Итого: 68ч.

Тема I. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
1.1. Фонетическая система русского языка.
Основные фонетические процессы.
1.2. Безударные гласные на месте ударных о, а, э.
Фонетический разбор.
1.3. Произношение отдельных сочетаний чт, чн.
Произношение согласных перед е в заимствованных словах.
1.4. Ударение. Акцентологические нормы.

Тема II. Лексика. Фразеология.
2.1. Лексика русского языка как система.
2.2. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы).
2.3. Паронимы и парономазы.
2.4. Фразеология.

Тема III. Морфемика. Словообразование.
3.1. Основные аспекты изучения морфемики и словообразования.
3.2. Морфемы, их типы и функции.
3.3. Морфемный анализ.
3.4. Словообразовательный анализ.
Контрольная работа №1.

Тема IV. Морфология и культура речи.
4.1. Род имен существительных.
4.2. Формообразование имен существительных и прилагательных.
4.3. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных.
4.4. Переход одной части речи в другую.

Тема V. Синтаксис и культура речи.
5.1. Словосочетание. Способы подчинительной связи между словами.
5.2. Простое предложение. Двусоставное и односоставное.
5.3. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненные предложения.
5.4. Синтаксические нормы.

Тема VI. Орфография и пунктуация.
6.1. Безударные гласные корня.
6.2. Правописание приставок.
6.3. Правописание суффиксов. Н и нн в различных частях речи.
6.5. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
6.6. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом и.
Знаки препинания при вводных конструкциях.
6.7. Двоеточие и тире в сложном предложении.
Контрольная работа № 2.

Тема VII.Написание сочинений.
7.1. Основные требования к содержанию сочинения.
Проблема текста.
7.2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
7.3.Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.
7.4. Языковые средства выразительности.
7.5. Итоговая контрольная работа.

Литература:



3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. М., 2003.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.
М.: Русский язык, 1987.
5. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение. 1980.
6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2002.
7. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ - 2006,2007. Русский язык.

К темам, данным в программе, созданы различного типа упражнения для повторения и тренировки, после повторения тем проводятся контрольные работы.
В начале всех занятий проводится знакомство с заданиями ЕГЭ, их структурой, бланками и порядком и правилами их заполнения.
Для работы индивидуальной, для определения круга вопросов повторения проводится тренировочный тест -только часть А, только часть В. После проверки оформляется для каждого ученика таблица, где отражены ошибки и замечания, намечается индивидуальная работа.

Лист учета ошибок

Ф.И. Учащегося
Безударные гласные в корне слова
Чередование гласных в корне слова
Словарь Непроизносимые согласные в корне слова И и Ы после Ц, после приставок на согл. О/ Е после шипящих Ь после шипящих З и С в приставках Приставки ПРЕ- и ПРИ- Написание суффиксов существительных Написание суффиксов прилагательных Написание суффиксов причастий, деепричастий, глаголов Написание окончаний существительных Написание окончаний прилагательных и причастий Личные окончания глагола Написание наречий (слитно/раздельно) Производные предлоги Написание союзов НЕ с разными частями речи Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий Различение НЕ и НИ Слитное и дефисное написание местоимений и наречий Слитное и дефисное написание сложных прилагательных Различение односоставных предложений Однородные члены предложения Обобщающие слова при однородных членах Однородные и неоднородные определения Обособленные определения Причастный оборот Несогласованные определения приложения Обособления обстоятельств Деепричастный оборот Обособление дополнений Так, к теме «Орфоэпия» составлен словарик из слов, чаще всего встречающихся в нашей повседневной жизни. Работа с ним проводится почти на каждом занятии - либо в форме орфоэпического диктанта, либо ролевой игры, либо простого проговаривания вслух в течение 5 минут и т.д.

Орфоэпические нормы

АгронОмия
акрОполь
анАлог
анАпест
анАтом
алфавИт
апартамЕнты
апокАлипсис
апострОф
арАхис
аргумЕнт
архитЕкторов
в аэропортУ, аэропОртов,
аэропОрты
баловАть, балУется,
избаловАть,
балОванный,
избалОванный
бАнты
блАговест
блЮда, блЮдам
буржуазИя
бурокрАтия
валовОй
вероисповЕдание
вЕстерн
вЕчеря
вобралА
воздухопровОд
вперегонкИ
галА-концЕрт
гЕнезис
гЕрбовый
граждАнство
давнИшний
добелА
доголА
докраснА
дОверху
дОнизу
донЕльзя
дефИс
договОр, в договОре,
договОры
договорЁнность
еретИк
звонИть, звонИт, позвонИт,
перезвонИт, дозвонИтся
завсегдАтай
зубчАтый
Издавна
изОгнутый
изобретЕние
инженЕров
инсУльт
исключЕнный
Искра
исконИ
испокОн векОв
Издавна
каталОг
каллигрАфия
каучУк
кАшлянуть
квартАл
клАла
кОкон
кОнусов
кормЯщий
кренИться, кренИтся
корЫсть
красИвее
крестьЯнин
крЕмы
кладовАя
клялАсь
колОсс
кОлледж
косИтся
кУхонный
кремЕнь
лилАсь
мышлЕние
медикамЕнты
мЕстностей
миновАть, минУю, минУет
надОлго
недУг
намЕрение
началА
навЕрх
наведЕн
наделИт
новорождЁнный
насторожЕ
нАвзничь
наОтмашь
начАв
нащЁлкать
обеспЕчение
ободралА
ободрИть
обойдЁнный
Остов
оптОвый
пАсквиль
пОхороны, на похоранАх
приговОр
придАное
пломбировАть
пломбирОванный
паралИч
отдалА
отлучИт
отогналА
Отрочество
оцененА
партЕр
переключИт
пулОвер
премировАть
прибЫть, прИбыл, прбылА
принЯть, прИнял, принялА,
принятА, принЯв,
принЯвший
понЯть, понЯвший, понЯв
процЕнт
прозорлИвый
простынЯ, простынЕй
рАнчо
рЕфери
свЁкла
склАды
срЕдства
слИвовый
сОгнутый
созЫв
сОзданы, созданА, создалАсь
сорвАл, сорвАли, сорвалА
сУдно
стАтуя
столЯр
соболЕзнование
тОрты, с тОртами
танцОвщик, танцОвщица
углубИть
украИнец, украИнский
умЕрший
упрОчение
факсИмиле
феЕрия
фенОмен
хвОя
ходАтайство
цемЕнт
цепОчка
чЕрпать, исчЕрпать,
исчЕрпанный
шпрИцы, шпрИцем
шофЁр, шофЁрский
щавЕль
щекОтно
экспЕрт
экспЕртный
юрОдивый

При повторении « », «Лексики», «Морфологии», «Синтаксиса» используются задания по тематическому принципу. Сначала повторяется теоретический материал, для этого используются презентации, затем подробно, по темам выполняются и разбираются задания. Например, по теме «Сложносочиненные предложения» предлагаются такие задания:
1. Найдите сложносочиненное предложение.
1. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.
2. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.
3. Форейтор тронул и карета загремела колесами.
2. Найдите "четвертое лишнее”.
1. Все подробности разговора были переданы русскому императору и война началась.
2. Он отдал казаку поводья снял и отдал бурку расправил ноги и поправил на голове картуз.
3. Он замолк и с минуту продолжалось страшное для княжны Марьи молчание.
4. Никто не ездил по улицам и редко слышались шаги пешеходов.
3. Какое из предложений является сложносочиненным?
1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
2. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
3. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших "ура!” новому главнокомандующему.
4. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.
В части В вызывают наибольшие трудности выполнение заданий В8- определение языковых средств - к сожалению, за несколько уроков нельзя научить понимать и чувствовать слово, его особенности, в том числе те выразительные средства, которые помогают увидеть и красоту слова, и вообще текста, отрывков из произведений великих писателей, которые предлагаются на экзамене.
Работа по формированию языкового чутья должна вестись еще в начальных классах, в среднем звене, постепенно усложняя сведения из года в год.
В выпускных классах идет повторение, обобщение сведений по нескольким направлениям:
- знание терминов (тропы, фигуры речи, средства и т.д.);
- составление памяток, таблиц по теме;
- работа с текстами великих мастеров слова;
- выполнение тренировочных заданий из материалов ЕГЭ.

При работе по написанию сочинений используются задания типа «Следуя за мастерами слова», которые помогают разобраться и с языковыми средствами, и попробовать свои силы.

Путь в лесах - это километры тишины и безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, лиловые колокольчики на полянках, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
(По К. Паустовскому).
Задания:
1) Можно ли изобразить данный текст красками? Что бы вы нарисовали?
2) Сколько может здесь картинок? Почему?
3) Благодаря каким языковым средствам создается динамика, ощущение движения, ведь глаголов почти нет?
4) Почему К.Паустовский не употребляет глаголы? Попробуйте заменить существительные сочетаниями с глаголами. Что изменилось?
5) Используйте существительные, обозначающие действие \ признак как предмет, при написании микросочинения на тему «Путь зимой в школу - это….

Предлагаются комплексные задания, объединяющие и часть А, и В, и С.

Текст 1

Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Камышовая кошка

(1) Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.(2) При попытке добыть живую камышовую кошку меня упорно преследовала неудача. (3) Либо зверь не попадал в ловушку, либо не удавалось сохранить пойманное животное живым и здоровым.
(4) Однажды ранним февральским утром меня разбудили приятели, сельские ребята. (5) Перебивая друг друга, они спешили сообщить важную новость: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался!». (6) Я через несколько минут был уже у дяди Прохора. (7) Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. (8) Лапа хищника была крепко зажата капканом. (9) Как только кто-нибудь из толпы пробовал приблизиться к нему, кот взъерошивал шерсть, шипел и прыгал навстречу. (10) Но короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. (11) Сообразив, что при таких прыжках ценное животное может сломать себе лапу, я сбросил с себя куртку и, прикрыв ею лицо, приблизился к зверю. (12) Он повторил свой маневр и опять бессильно упал на землю. (13) Тут я мигом накинул на кота свою куртку и навалился поверх нее своей тяжестью. (14) Зверь был связан. (15) Я осторожно снял с его ноги капкан, смазал йодом и перевязал рану на его ноге. (16) Потом кота посадили в клетку. (17) Он вел себя странно. (18) Он не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и делал вид, что не замечает окружающих его людей. (19) Так прошло два дня. (20) Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу, любимую пищу кота на воле. (21) Вначале курица, боявшаяся опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась и даже начала нахально ходить по спине лежащей кошки. (22) Хищник не обращал на нее никакого внимания. (23) Прожив еще два дня, камышовый кот погиб, а курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была выпущена на волю. (24) Жалко было потерять такую добычу, но что делать! (25) По- видимому, кот был слишком стар, чтобы примириться с потерей свободы!

(По Е. Спангербергу)

Задание 1. Какая мысль не выражена в тексте?
1) Диких животных трудно приручить.
2) Редких животных трудно беречь, охота на них запрещена.
3) Животное, выросшее на воле, не может примириться с потерей свободы.
4) Взрослый хищник лучше погибнет, чем будет жить в неволе.

Задание 2. Определите стиль и тип речи.
1) Публицистический стиль, описание.
2) Художественный стиль, повествование.
3) Разговорный стиль, повествование.
4) Художественный стиль, описание.

Задание 3. Какое лексическое значение имеет слово экспедиция в этом тексте?
1) Ответственное задание, поручение, роль.
2) Мероприятия для осуществления какой-либо важной хозяйственной задачи.
3) Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью ловли.
4) Поездка, поход в отдаленную местность с исследовательской целью.

Задание 4. Из предложений 18-21 выпишите действительные причастия настоящего времени.
Задание 5. Среди предложений 18-25 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Задание 6. Среди предложений 9-15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Задание 7. Среди предложений 7-18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Задание 8. Среди предложений 19-25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора.
Задание 9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Главный герой рассказа - камышовый кот. Автор говорит о нем практически в каждом предложении, используя __________ . При этом эмоциональный накал рассказа передается с помощью ______________ .

Список терминов:
1) метафора;
2) ирония;
3) фразеологизм;
4) восклицательные предложения;
5) сравнительный оборот;
6) синонимы.
Задание 10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность учащихся. Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С. Эта часть задания считается самой сложной как в выполнении, так и в организации работы по обучению написания сочинения по данному тексту.
Ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно, поэтому проводится отдельная работа с толкованием слов, составлением Памяток, например, таких:

Проблема - это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования,
Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.
Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Аргументация - это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис.
Композиция - это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Затем подробное рассмотрение на разных этапах занятий в форме словарных диктантов (правописание), проверочных работ «Назови иначе», «Определи слово по толкованию»
На первом этапе приходится очень подробно разбираться с каждым ключевым словом, для этого созданы разного типа планы сочинений (подробные, поэтапные и т.п.), памятки, алгоритмы, например, такие:

Композиция сочинения:
1.Вступление:
а) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой;
б) краткая справка об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивает в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста.

2. Основная часть - комментарий собственно проблемы:
а) характеристика позиции автора по проблеме;
б) собственное мнение -согласие -несогласие - аргументация;
в) примеры и доказательства.

3. Заключение:
а) итог всего сочинения;
б) энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения;
в) яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения.

План сочинения:

1. Вступление:
- время написания произведения,
- сведения об авторе (если известны).
2. Формулировка проблемы (проблем), поставленной (поставленных) в тексте:
- какие вопросы автор поднимает в тексте,
-размышление о теме, затронутой автором.
3. Комментарий к проблеме:
-характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте;
- пояснения по поводу заявленной вами проблемы,
-ваша интерпретация текста.
4. Авторская позиция:
-анализ 2-3-х основных мыслей автора, изложенных в тексте:
- комментарий к ним,
-отношение автора к проблеме(героям).
5. Выражение собственного мнения:
- согласие-несогласие с автором,
- приведение аргументов (не менее 2-х), доказывающих вашу точку зрения или авторскую.
6. Заключение:
- основные выводы,
- обобщенный ответ на вопрос.
Так, выявление проблематики исходного текста - важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли. Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?
Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.
Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например:
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает важную проблему…
Автора текста волнует проблема…
Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…
Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин.
Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это…
Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это…
Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.
Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.
Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.
Как показывает наш опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Можно предложить далее такую поэтапную работу:

Формулируем проблему, комментируем…
Памятка
1. К какому типу принадлежит эта проблема?
(социальная, философская, экологическая, нравственная)
2. Актуальна ли она в наши дни? В чем ее значимость для общества?
3. Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий?
4. Почему эта проблема привлекла внимание автора?
5. Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
6. К каким выводам автор подводит читателя?

Т.е. комментировать - это
Своими словами пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем задумывается.
Задание:
. Прочитайте текст.

(1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела - это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно.
(6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах.
(7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8) Работа имеет высший смысл - это путь по- настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.
(По Ю.Бондареву).

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Труд есть основа осмысленной жизни человека.
Б) Труд есть основа величия человека.
В) Труд есть основа богатства человека.
Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.
. Какое высказывание вы бы взяли в качестве эпиграфа?
А) Не работа сушит, а забота.
Б) Без дела жить - только небо коптить.
В) Всех работ не переработаешь.
Г) Трутни горазды на плутни.
. Определите проблематику этого текста (________________).
. Выделите главную проблему (___________).
. Используя вопросы памятки, прокомментируйте проблему.

Может быть выражена
Четко, прямо, непосредственно:
. в названии текста;
. в отдельных предложениях текста;
. через ряд аргументов.
Через модальный план текста:
. риторические вопросы;
. риторические восклицания;
. порядок слов;
. лексические повторы (ключевые слова);
. оценочную лексику;
. модальные слова и частицы.

Прочитайте текст.

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

(По А.Герберу)

Какова тема этого текста?
(___________________)
. Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную.
(___________________)
. Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию.
Определите способ выражения авторской позиции, сформулируйте ее.
(___________________)

Один из способов успешного выполнения части С- это организация групповой работы, которая тоже может быть разной:
1 этап - «Все вместе».
Всему классу предлагается один текст для работы. Учитель читает текст, обращая внимание на главные моменты. .Затем устно(коллективно) начинается отработка каждого пункта, каждого абзаца с учетом памятки «Критерии оценки части С».
Лучшие варианты проговариваются или записываются.
После завершения всей работы учитель может предложить свой вариант сочинения в сравнении с ученическим.
2 этап - Самостоятельный.
Всем предлагается несколько текстов из произведений известных писателей, публицистов, литературоведов с заданием написать сочинение, опираясь на несколько памяток(«План сочинения») и «Критерии оценки части С».
3 этап - Групповая работа с сочинениями нескольких вариантов, проверенных и непроверенных.
Идет анализ, поиск и классификация ошибок.
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, темные от дождя чехлы и птицы - распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своем долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…
(По В.Конецкому)

Фрагмент сочинения
В чем состоит подлинное назначение искусства? Философы, писатели, музыканты, художники разных эпох пытались найти ответ на этот вопрос. Одни считали, что искусство должно приобщать человека к прекрасному, другие видели в искусстве рупор общественных идей, третьи - источник развлечения… Интересный аспект этой проблемы раскрыл В.Конецкий.
По мысли автора, подлинное искусство дарит человеку радость, ощущение полноты жизни, которое неразрывно связано с чувством родины. Не случайно при виде птиц на палубе теплохода в памяти автора, находящегося вдали от родины, всплывает знакомый с детства образ - картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина, изображающая раннюю весну, поражает зрителей своей простотой и глубоким пониманием русской природы. Действительно, полотна знаменитых русских пейзажистов - Левитана, Серова, Коровина - особенно близки и дороги тем, кто с детства влюблен в красоту природы России, кому знакома «русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной».
Таким образом, позиция В.Конецкого заключается в следующем: одна из важнейших функций искусства - будить в человеке чувство родины.
Находятся типичные ошибки при комментировании проблемы:
. комментарий подменяется пересказом;
. излишне подробно цитируется исходный текст;
. выделена одна проблема, а комментируется другая;
. при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
Можно предложить работу(сочинение), оформленную в виде таблицы, где на полях будут указываться различного вида ошибки- логичекие, речевые, пунктуационные, орфографические, выставлены и подсчитаны баллы по «Критериям».
Такая работа помогает видеть в будущих своих работах ошибки, не допускать их.
4 этап - Выполнение тренировочных тестов, предложенных учителем и самостоятельная работа с пособиями.

Урок в 11 классе
Подготовка к написанию части С
ЕГЭ по русскому языку
Цели урока:
1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту:
2) совершенствование навыков анализа текста;
3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
I. Работа с текстом.

В.В. Вересаев
Об авторе статьи: Вересаев Викентий Викентьевич (1867-1945), прозаик, литературовед, критик, врач по специальности, автор известного произведения «Записки врача», созданного на автобиографическом материале.
(1) Трудное и запутанное дело - писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».
(14) Нужно в жизни работать - инженером, врачом, педагогом, рабочим.
(15) - Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.
(16) - Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, - отвечу я.
(20) Много ли тогда напишешь?
(21) - И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?
(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.
(По В.Вересаевау)
1. Определите и сформулируйте тему текста. (При формулировке темы обращайте внимание на ключевые слова.) Запишите формулировку темы.
Примерная формулировка темы
Писательство - вот тема, к которой обращается автор текста.
2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.
Примерная формулировка проблемы
Каким же должен быть писатель? Над этим вопросом задумывается автор текста.
3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:
1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?
2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?
3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?
4) Каким фразеологизмом автор статьи обозначает творческое состояние человека, ставшего «профессиональным» литератором?
5) Почему словосочетание «набирает материал» (предложение 13) автор текста заключает в кавычки?

Примерный комментарий к проблеме
По мнению В.Вересаева, молодой перспективный автор, отказавшийся от своей профессии, сделавший литературу источником дохода, перестает быть настоящим писателем.
Метафора и на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет помогает выразить мысль о том, что писатель утрачивает свой талант, если вырывает себя из обычной, привычной ему жизни.
Фразеологизмом вариться в собственном соку автор текста определяет состояние человека, лишенного ярких жизненных впечатлений, и свое ироничное отношение к писателю, который стремится черпать материал для произведений извне, Вересаев выражает словосочетанием «набирает материал». Прибегая к тавтологии надо жить в жизни, В.Вересаев говорит о том, что писатель должен быть активным участником жизни, а не ее созерцателем.
4. Сформулируйте идею текста, ответив на следующие вопросы:
1) Для чего автор вводит в рассуждение диалог с предполагаемым оппонентом (предложения 14, 22)? (Оппонент - противник в споре.)
2) Как В.Вересаев решает проблему?
Примерная формулировка идеи
Переходя от рассуждения к диалогу с предполагаемым оппонентом, автор статьи хочет убедить нас в том, что человек должен заниматься своей основной профессией, а писать в свободное время.
Идея текста такова: для того чтобы быть хорошим писателем, не надо заниматься литературой профессионально: тогда все написанное будет «полноценно, нужно».
5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.
Примерное вступление
Все мы читаем книги, художественные и научные, интересные и полезные, развлекающие нас и заставляющие задумываться о жизни. И у каждого из нас, наверное, возникал вопрос: почему об одной книге мы забываем на следующий день после прочтения, а к другой постоянно возвращаемся, перечитывая по несколько раз?
Думаю, многое зависит не только от нашего восприятия литературы, но и от мастерства автора, его художественной убедительности.
6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.
Материал для размышления
А.П. Чехов и М.А. Булгаков были по профессии врачами и долгое время занимались лечением людей. Л.Кэролл, автор книг «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», был математиком, а написание книг было его хобби. В.С. Высоцкий, профессиональный актер, известный стране своими поэтическими произведениями, всю жизнь играл на сцене и в кино.
Примерные аргументы «за»
С автором текста трудно не согласиться: всем нам известны примеры, когда человек, не являясь профессиональным писателем, добивался признания и любви читателей.
Вспомним известного английского математика Л.Кэролла. Его замечательные книги «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», написанные для племянницы, известны всему миру и любимы детьми многих поколений.
Гениальный русский писатель А.П. Чехов, служа врачом долгие годы, говорил о том, что медицина для него законная жена, а литература - незаконная. И именно благодаря занятию медициной он создал рассказы «Лошадиная фамилия», «Палата № 6», ставшие классическими.
По-разному можно относиться к творчеству современного автора детективов А.Марининой, но то, что человек, много лет прослуживший в милиции, старается заинтересовать читателя своей работой, вызывает уважение. И, может быть, романы А.Марининой популярны именно потому, что о тяжелой службе в милиции нам рассказывает не выдумщик, а профессионал, человек знающий и любящий свое дело.
Примерные аргументы «против»
…Таким образом, автор пытается убедить нас в том, что писательство не должно быть профессией и что человек, создающий литературные произведения, должен заниматься творчеством в свободное от работы время.
Эта мысль вызывает сомнение. Во-первых, полагаю, что человек, занимающийся чем-то профессионально, способен достичь больших успехов в любом деле, нежели человек, для которого это дело является хобби. Например, хоккеист какого-нибудь клуба добьется большего, чем, скажем, игрок дворовой команды.
Во-вторых, есть писатели, которые, занимаясь только литературой, стали классиками. Федор Михайлович Достоевский, например, окончив военно-инженерное училище, почти сразу же вышел в отставку и занимался только литературой - делом всей жизни. И жизненными впечатлениями, необходимыми для создания произведений, гениальных в художественном и в психологическом плане, он не был обделен… Поэтому, думаю, главное для писателя - это не наличие или отсутствие «основной» профессии, а талант.
II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по тексту В.Вересаева.

Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»

Литература:
1. Нарушевич А.Г.Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку \\ газета «Русский язык». № 12\ 2006.
2. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку\\ газета «Русский язык», №№ 17 - 24\ 2007.
3.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. М., 2003.
4.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.
М.: Русский язык, 1987.
5.Столярова Е.А. Стилистика русского языка. Пособие для подготовки к экзаменам. М.,2004.
6.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение. 1980.
7.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2002.
8. Шапиро.Н.А.. Опыты анализа художественного текста. М.: МЦНМО, 2008.
9. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. М.: АСТ: Астрель, 2009.
10. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ - 2006,2007,2008,2009. 2010. Русский язык.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

г. Балаково Саратовской области

Методика подготовки обучащихся к ЕГЭ

по математике.

Учитель математики первой категории

Казакова Елена Станиславовна

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является единственной формой итоговой аттестации выпускников средней школы. И как бы к нему не относились ЕГЭ приходиться сдавать всем выпускникам. А с недавних пор получение аттестата о среднем образовании не возможно без успешной сдачи ЕГЭ по математике. Математика является не только важным учебным предметом, без которого немыслимо всестороннее развитие личности, но и весьма сложным. Математическими способностями обладают далеко не все школьники, а от успешной сдачи экзамена зависит дальнейшая судьба и технарей и гуманитариев. Эта проблема в равной мере волнует и учителей и учеников, а также родителей будущих выпускников.

Изменение формы контроля соответственно ведет за собой необходимость изменения системы подготовки к успешной сдаче экзамена. Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?».

Основным направлением работы учителя является методическая подготовка к ЕГЭ, которую я провожу в двух направлениях: тематической и по содержательным линиям курса математики. Тематическую подготовку начинаю в 10 классе. Перед началом изучения каждой темы, я обязательно просматриваю задания, которые предлагают авторы учебника и литературу по подготовке к ЕГЭ, с той целью, чтобы дополнить набор упражнений учебника, заданиями, которые могут встретиться учащимся на экзамене по изучаемой теме. Тематическую подготовку выстраиваю «по правилу спирали»,- от простых к заданиям со звездочкой в учебнике, от комплексных типовых заданий части 1 до заданий раздела 2 части. В конце изучения параграфа провожу уроки решения задач ЕГЭ. Это и обычные по форме уроки, и уроки организации работы в группах, когда каждый учит каждого, т.е. уроки, на которых применяется технология сотрудничества. Наблюдая за работой на уроке, заметила, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При разборе задач у учащихся часто возникают различные вопросы, и оказать каждому помощь на уроке не возможно, но если ученики работают в группах, они быстрее находят пути решения и могут оказать друг другу консультативную помощь.

В течении всего учебного года я провожу с учащимися 10 и 11 классов тренировочные и диагностические работы ЕГЭ через систему СтатГрад и составляю диагностику по качеству усвоения заданий в виде диаграммы. Эту диагностику, используя ИКТ, показываю детям в сравнении. Провожу подробный анализ. По результатам этой диагностики определяю набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. Например, выясняется: учащиеся не выполнили задания из 2 части № 10 и №11. Выясняю причину: дети отвыкли читать большие тексты. Встает вопрос: «Что делать?». Я даю в начале урока в течение нескольких дней каждому по одной единственной текстовой задаче типа 11 и 10, на оценку. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ использую методику разноуровневого обучения, основанного на дифференцированном подходе к учащимся. Класс условно делится на три группы. 1 группа - группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования.

2 группа - учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющего высокие требования к уровню математической подготовки.

3 группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в ВУЗ.

Такое деление на группы провожу на определенных этапах урока.

Набор заданий формирую для каждой группы отдельный: группа 3- минимальное количество заданий базового уровня, задачи повышенного и высокого уровня сложности, для учеников группы 2 предлагаю задания базового и повышенного уровней, а для учащихся группы 1 основную часть составляют задачи базового уровня. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.

Для каждой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ. Учащиеся первой группы должны уверенно выполнить 6-7 заданий 1 части. После проведения диагностических работ, выявляю у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепляю то, что уже получается. В работе с учащимися первой группы отрабатываю в первую очередь практико - ориентированные задачи на проценты, чтение графиков, геометрические понятия, т.к. именно эти задачи являются для них наиболее понятными.

Выпускникам второй группы , необходимо уверенно выполнять 8 заданий первой части, а также стараться выполнить задания 2 части №9-№ 12. Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении заданий практико - ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Поэтому в работе с учащимися этой группы в основном ставлю задачу сформировать навыки самопроверки при выполнении заданий 1 части, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий части 2.

С выпускниками третьей группы отрабатываю умение уверенно выполнять задания с 1 по 12 и ориентирую на выполнение заданий № 13,14,15.

Еженедельно в 11 классе провожу консультации по подготовке к ЕГЭ. Вначале занятия кратко с помощью презентации повторяется теоретический материал, остальное время уделяю решению ключевых задач. Таким образом, базовый уровень получают все, затем использую дифференцированный подход.

Результаты ЕГЭ по математике прошлых лет показывают, что к решению заданий 2 части, начиная с №13, приступает небольшая часть тестируемых. Поэтому, с этой категорией выпускников провожу отдельные занятия углубленного характера.

Ещё мне хочется остановиться на системе устных упражнений. Развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ. Для организации устной работы на уроке мне помогают информационные технологии, которые способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес. Я использую систему презентаций устных упражнений. Презентации незаменимы в тех случаях, когда задания содержат рисунки и графики, то есть то, что практически невозможно подготовить перед уроком на доске, а использование интерактивной доски позволяет на слайде делать необходимые пометки, в случае, если возникают какие-то вопросы. При этом следует обратить внимание и на упражнения сопутствующего повторения. Почти все уроки я начинаю с небольшой устной работы, на которой предлагаю задания по изучаемой теме и задачи на повторение.

Особую роль уделяю самостоятельной учебной работе ученика в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет:

http://reshuege.ru/. Все задачи открытого банка заданий ЕГЭ по математике с образцами решений.

http://alexlarin.net/. Материалы прошлых лет. Диагностические и тренировочные работы.

http://ege.ru- это сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме. Демонстрационные тесты по предметам, тесты по психологической готовности к ЕГЭ, онлайн-тесты на выбор профессии, профильного класса, вуза; демоверсии.

Здесь ученик может пройти онлайн-тестирование, создать индивидуальный тест для тренировки, ознакомится с планом экзаменационной работы ЕГЭ по математике.

Сайт содержит раздел для централизованного контроля уровня подготовки учащихся учителем. Учитель может сгенерировать неограниченное количество необходимых ему тестов. Для каждого теста система выдаст индивидуальную ссылку, которую нужно сообщить учащимся.

Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку на странице «Ученику» и проходят тестирование. В зависимости от выбора учителя после окончания тестирования система сообщит или не сообщит учащимся правильные ответы и решения задач.

Система автоматически проверяет решения задач части В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения задач части С. Учитель может просмотреть и оценить их.

Система запоминает результаты тестирования и выводит их по каждому учащемуся и каждому из тестов на странице статистики.

http://mathege.ru . Задания, тренировочные работы, документы.

http://www.fipi.ru/. Документы, КИМы

http://ege.edu.ru/. Документы, новости, мероприятия.

http://uztest.ru. Пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов.

Использовать для подготовки учащихся к выполнению заданий С5 и С6 сайт www.problems.ru.

На указанных сайтах выпускник может получить полную информацию о проведении ЕГЭ, самостоятельно проверить уровень своей подготовки в режиме он-лайн и протестировать себя, воспользовавшись интерактивным тестом.

Немаловажную роль при подготовке к ЕГЭ играет психологическая подготовка учащихся. В первую очередь работаю над повышением уровня мотивации как основы хороших результатов.

Продолжаю развивать такие качества личности, как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке, самостоятельность.

Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности.

Каждый обучающийся должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить.

Готовлю учащихся к длительному самостоятельному занятию предметом, требую объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению.

Обязательно учу стратегии выполнения работы, правильно распределять свое время при выполнении работы, уметь конкретизоваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.

Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена.

Основная цель работы учителя - подготовить всех учащихся к успешной сдаче ЕГЭ с хорошим качеством.

Подготовка - это не только натаскивание и отработка заданий прошлых лет, а это готовность учащихся работать с КИМами, изучение программного материала с включением заданий текстов и в той форме, что и в ЕГЭ, работа над устранением пробелов в знаниях, развитие умений рационально организовывать свою деятельность, уметь ориентироваться во времени, в выборе посильных заданий.

Для этого необходимо:

    Учителю обладать необходимыми компетенциями.

    Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к ЕГЭ.

    Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным.

    На каждом уроке проводить обязательный устный счет.

    Уделять должное внимание геометрической подготовке

    Систематизировать повторение программного материала.

    Организовать самостоятельную работу по материалам в интернете.

Таким образом, кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ЕГЭ.

Здесь размещаются ссылки на методики, использующиеся в индивидуальной подготовке к ЕГЭ по математике . Страницы ориентированы прежде всего на преподавателей, хотя я не исключаю, что некоторые матералы будут полезны и родителям тоже. Если родителям не безразлично какой репетитор по математике будет заниматься с их ребенком, то они интересуются системой работы преподавателя, содержанием занятий и даже методиками объяснений. И прежде всего в рамках подготовки к ЕГЭ. По мере наличия свободного времени я буду публиковать страницы по отдельным темам и разделам школьного курса математики. В них будут представлены комментарии и советы по работе с отдельными задачам Единого Государственного Экзамена. Читайте и высказывайте свое мнение о материалах. Если Вы репетитор по математике со стажем или грамотный школьный преподаватель — присылайте свои идеи, описания и размышления на тему работы с ЕГЭ. Я с великой радостью размещу материалы на сайте.

Карточки — памятки на уроках с репетитором по математике . Выноски из опорного теоретического комплекта справочной информации по геометри для подготовки к ЕГЭ, оформленные в форме шпаргалок. Методика занятий с карточками — памятками. О работе репетитора с иллюстрациями к математическим формулам и теоермам.

Подготовка к ЕГЭ по математике: планиметрия — С4 .
Особенности работы репетитора со сложными конкурсными задачами. Поэтапная подготовка к задаче С4. Проблемы качественной подготовки к ЕГЭ. Советы репетиторам и родителям.

Репетитор по математике о методе интервалов . Приемы и правила работы репетитора с алгебраическими неравенствами разного вида. Метод объяснения способа расстановки знаков без пробных точек. Особенности оформления рисунка и описание типичных ошибок учеников.

На каких материалах репетитор по математике строит работу с темой «углы между прямыми» . Методика визуальных заданий. Авторский подход к организации решений задач на уроке. Особенности работы с невнимательными и неорганизованными учениками при подготовке к номеру С2 на ЕГЭ. Дидактика репетитора, копилка задач.

Работа репетитора по математике с векторами. Подготовка к ЕГЭ — задача С2 Приемы решения задач на ЕГЭ средствами аналитической геометрии. Использование метода координат для нахождения углов. Советы репетиторам по математике и ученикам. Методический анализ проблемных точек усвоения материала. Приемы заучивания формул.

Обучение вычислению значений тригонометрических функций .
Страница с описанием методики, применяемой репетитором для замены произвольного угла на угол, лежащий в первой четверти. На примере нахождения числа

Работа с записями решений систем. Как репетитор оформляет объединение систем.
Рассуждения об эффективности и доступности школьникам строгого математического оформления систем уравнений и неравенств. Типичные ошибки от неудачной техники ведения записей. Прием репетитора по математике, применяемый для большинства учеников при подготовке к ЕГЭ. Советы начинающим репетиторам.

Как репетитор математики решает системы неравенств .
Особености оформлений, объяснений и заданий при работе репетитора с темой «решение систем неравенств». Примеры ошибок, которые часто встречаются у школьных преподавателей. Методы оптимальной техники решений типовых систем с учетом проблем слабого ученика.

Репетитор по математике на первом уроке. Начальный тест для подготовки к ЕГЭ (без производной)
Стандартный материал для проведения диагностики уровня знаний по алгебре за 9-10 класс. Информация о содержании заданий для нового ученика на первый урок. Особенности индивидуального тестирования и комментарии репетитора к некоторым номерам. Уровень ученика — чуть выше среднего или высокий

Тригонометрия: подготовка к ЕГЭ. Задача С1 Описание некоторых методических приемов и стратегий работы репетитора над задачей С1 в условиях дефицита времени с не самым сильным учеником. Как проводится подготовка к ЕГЭ по математике со слабыми абитуриентами, кому нужен результат в пределах 55-65 баллов.

Cтереометрия С2
Неравенства С3
Задачи с параметрами С5
Задача С6

Колпаков Александр Николаевич, репетитор математики в Москве. Профессиональный репетитор — Строгино .