Гостить у друга какой тип связи. Словосочетание

Цели: дать понятие о способах подчинительной связи-согласовании ; развитие навыков умения разбирать словосочетания; способствовать развитию диалогической речи, развитие навыков логического мышления.

Оборудование: мультимедийный кабинет,интерактивная доска,опорные схемы, флипчарты.

Тип урока:

Методы урока: частично-поисковый

Ожидаемый результат: закрепление знаний о способах подчинительной связи: согласовании,умение работать в группе.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Какое сейчас время года? (Осень.)

-Правильно. Лето быстро пролетело. Листья на деревьях желтеют. Птицы улетают в теплые края. Дни становятся короче , а ночи - длиннее.Дуют холодные ветры.Льют проливные дожди.С деревьев падают багряные листья.Хотя наступили прохладные дни, у нас в классе царит теплая атмосфера.

-А теперь давайт е дадим описание небу.

-Молодцы! У нас получилось осеннее небо . Ребята! Что написано на каждом лучике? (На каждом лучике написаны слова.)

ясное

небонебо безоблачное

пасмурное

осеннее

-Что можно составить с помощью слов? (С помощью слов можно составить словосочетания.)

-А из чего состоят словосочетания?(Из главного и зависимого слова.)

2.Актуализация знаний.

Запись словосочетаний на доске.

Пасмурные дни

Холодный ветер

Проливной дождь

Осенние дни

Перелетные птицы

Теплая атмосфера

- А что конкретнее называет предмет? (словосочетание)

3.Групповая работа. (Сентябрь.Октябрь. Ноябрь.)

Золотая осень. (Главное слово согласуется с зависимым в роде,числе,падеже.)

Небесный свод (м.р., им.п., ед.ч.)

Ужасные раскаты (мн.ч., им. п.)

4.Работа с одаренными учениками . Упр.10.Образуйте словосочетания «прилагательное + существительное»,обозначьте суффиксы в прилагательных.

5.Игра «Кто внимательнее?»

На доске даны слова,словосочетания и предложения. Учащиеся должны выписать словосочетания со связью согласования.

Наступила осень. Лес. Знойного лета. Чистая рубашка. Месяц. Белые паруса. Счастливая жизнь. Осенний дождь. Радость. Добрые глаза. Смотреть внимательно. Написатьписьмо. Пристально смотреть.

5.Работа в парах.

Упр.12.Найти пару и записать словосочетания. Определить вид подчинительной связи.

6.Рефлексия.

Что я сегодня узнала на уроке? Чем он мне понравился и чем нет?

7.Оценивание. Взаимопроверка.

8.Домашнее задание.

Используя словосочетания, составленные в начале урока, написать мини-сочинение об осени.

Тема: « Управление»

Цели : дать возможность учащимся понять о способах подчинительной связи: управлении ;

отработать умение правильного употребления их в речи;

содействовать умению работать в группах, используя средства информационных технологий;

развивать навыки логического мышления.

Тип урока: формирование новых знаний.

Метод урока: диалогический, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, опорные схемы.

Ожидаемый результат: умение работать в группе, пробудить желание и интерес к уроку.
Ход урока

    Организационный момент

Психологический настрой.

-Что такое счастье?

-Что значит быть счастливым?Хорошая оценка,похвала учителей и родителей, доброжелательные отношения между тобой и окружающими – можно ли это назвать счастьем?

Что делать, чтобы после урока вы уходили домой счастливые?

2.Этап проверки знаний

Выборочный диктант

Выписать словосочетания со связью согласования.

Знойное лето, писать красиво, заниматься спортом, утренняя гимнастика великолепная восьмерка, прекрасное зрелище, думать о прекрасном, восточная мудрость,бодро зашагал, пойти направо, умная девушка, быстро бежать, живое слово.

3.Работа над новым материалом.

1.Чтение текста «Степь».

2.Ответить на вопросы к тексту

- Какие растения украшают степь в апреле?

-Почему лето портит роскошную степь?

-Какие изменения происходят осенью в степи?

3. Выписать словосочетания

Запестреет (чем?) растениями.(управление)

4.Слово учителя

Управление-это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.

5.Работа в группах

Объяснительное списывание

Летела с крыш

Высушил до корня

Потянулся к хлебу

Постучал по стеклу

Соберу ребят

Займусь спортом.

6.Работа в парах

Упражнение 10.Дописать словами из текста.

7.Работа с одаренными детьми

Придумать рассказ, используя следующие словосочетания:

Лесная тропинка, ехал на велосипеде, пестрая птичка,смотрел по сторонам, большой камень, с трудом добрался.

Определить виды подчинительной связи в словосочетаниях.

8.Поэтическая минутка

Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева.

С каким чувством пишет поэт о радуге?

9.Оценивание

+ справился

? сомневался

- не справился

10. Рефлексия

Получение обратной связи.

11.Домашнее задание

Упражнение 17.Работа по картине А. Куинджи «Радуга»

Тема : «Примыкание»

Цели: формировать навыки умения составлять словосочетания с типом подчинительной связи «примыкание» ;

Развитие навыков критического мышления; вызвать чувство ответственности за свою работу.

Тип урока: частично-поисковый.

Оборудование: флипчарт, интерактивная доска, спикеры,опорные схемы.

Ожидаемый результат: научить работать в группе, вызвать у учащихся интерес к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Проверка домашнего задания.

Вопросно-ответная беседа

Что такое словосочетание?

Назовите виды подчинительной связи.

Какой вид связи называется согласованием?

3.Работа в группах

На доске даны слова. С этими словами составить словосочетания.

громко долго внимательно

выразительно искоса не перебивая

тихо с удивлением молча

Слово учителя

Как эти слова связываются между собой (по смыслу)

Значит, примыкание-это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

4.Работа у доски. (интерактивная доска)

На доске даны словосочетания

Бежать быстро

Пада ть навзничь

Заверн уть направо

Умч ат ься вскачь

Удари т ь наотмашь

Ждать долго

Найти главные и зависимые слова. Определить тип подчинительной связи.

5.Работа с текстом.

О ТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.

6 .Групповая работа.

Упражнение 8.Составить словосочетания по способу примыкания.

Упражнение 9.Определить способ подчинительной связи.

7.Игра «Кто быстрее?» Дополни.

Любить

Ненавидеть

Сидеть

Плясать

Бежать

Умываться

Просыпаться

Радоваться

8.Итог урока

-Какие модели относятся к типу связи примыкание?

Глагол + наречие глагол +существительное

Существительное +наречие числительное + существительное

Прилагательное +существительное

9.Оценивание

за правильный ответ – 5 баллов;

за неточный ответ – 4 балла;

за ответ с большими погрешностями – 3 балла;

за отсутствие ответа или неверный ответ - 0 баллов.

10.Рефлексия.

Над какой темой работали?

Для чего нужны эти знания?

11.Домашнее задание.

Упражнение10.11.

Тема : « Урок- п овторение «Способы подчинительной связи»

Цели: повторить и обобщить материал о способах подчинительной связи в словосочетании;

РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, разитие навыков критического мышления ;

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ.

Тип урока: частично-поисковый, обобщение и закрепление знаний о способах подчинительной связи.

О борудование : ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. ФЛИПЧАРТ.

Ожидаемый результат: умение различать все виды подчинительной связи, пробудить желание и интерес к уроку.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Психологический настрой.

Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»

-Какие у вас друзья?

-А школа?

-А учителя?

- Класс?
- Как ваши дела?

-Как настроение?

-Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут».

2. БЛИЦ-ТУРНИР. Что я знаю?

1.Что изучает синтаксис?

2.Назовите основные виды синтаксиса?

3.Что такое словосочетание?

4.Чем отличается словосочетание от слова?

5.Из каких частей состоит словосочетание?

6.Как связаны грамматически слова в словосочетании?

3.Групповая работа. (Согласование, управление, примыкание)

Работа с текстом «Обыкновенная земля» К.Паустовского.

1.Чтение текста по цепочке.

2.Ответы на вопросы по тексту.

4.Выборочное списывание

Выполнение заданий:

1.Найти в тексте словосочетания по способу связи: согласование, управление, примыкание.

2.Сделать синтаксический разбор предложений: Веселый турист шел по тропинке и напевал песню. Слеза скатилась у коня из глаз.

5.Объяснительное списывание (работа на интерактивной доске)

Укажите способы подчинительн ой связи в словосочетаниях:

Мороз лютый-

Летела с крыш-

Высушил до корня-

Потянулся к хлебу-

Поднять невозможно-

Нехотя встал-

Всеобщее согласие-

Постучал в дверь-

Соберу ребят-

Посмотрел по сторонам-

6.Тестовые задания

1.Укажите словосочетание:

А) прыгать с трамплина;
в)идет снег;
с)собака залаяла.

2.Укажите словосочетание со связью согласование:
а)красивый голос;

3.Укажите словосочетание со связью управление:

А) зимнее утро;

В) дождаться утра;
с) рано утром.

4.Укажите словосочетание со связью примыкание:
а) способный ученик;
в) шкатулка из яшмы;
с) говорит тихо.

5.Какие типы связи слов существуют в русском языке?
а) согласование, управление, примыкание;
в)дополнение, обстоятельство, определение;
с)именные, глагольные, наречные.

6.Что изучает синтаксис?

А) слова и их значения;
в)звуки речи;
с)словосочетание и предложение.

7.Итог урока

Составить кластер на тему : «Способы подчинительной связи»

8. РЕФЛЕКСИ Я

Чему вы научились, изучив тему « Способы подчинительной связи».

9.ОЦЕНИВАНИЕ.

Самопроверка, оценивание друг друга.

10.Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Природа моего края»


Шевченко Светлана Николаевна

Разработка урока

Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление,

Примыкание. Поэтапная подготовка к ГИА по УМК С.И. Львовой. 8 класс

Цели:

Образовательные:

Закрепить понятие о способах связи слов в словосочетании;

выработать умение производить синтаксический разбор словосочетания;

формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.

Развивающие:

Создавать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА; способствовать совершенствованию умения правильного употребления словосочетаний, связанных способом управления и согласования.

Воспитательные:

Создавать условия для реализации ситуации успешности.

Оборудование:

- презентация к уроку ;

- интерактивная доска и проектор;

- раздаточный материал;

Классная доска.

Тип урока – урок-практикум

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3.Орфографическая разминка

4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных

Знаний.

1. Наблюдение-исследование

2. Тренировочные упражнения.

3. Стимулирование. Шутка – минутка

4. VD Способы подчинительной связи.

5. Запись под диктовку.

6. Пропедевтика. Готовимся к ГИА.

6. Самостоятельная работа.

7. Релаксация

8. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение словосочетания как синтаксической единицы. Закрепим и углубим знания о способах связи слов в словосочетаниях. В тетрадях запишите число и тему урока.

2 . Сообщение темы и цели урока. Слайд №2

3.Орфографическая разминка. (С учетом пробелов в самостоятельной работе )

(Цель: формирование навыков грамотного письма.)

  1. У доски 1-й ученик работает по карточке.

- Распределите слова с безударными гласными в корне по способу проверки. Кратко обоснуйте орфограмму.

Раздавать, показалось, положение, предполагать, собираются, вырастает, президент, гениальный, приоритет, привилегия, партизан.

  1. У доски 2-й ученик работает по карточке.

- Выделите орфограммы. В каких частях слова они находятся? Для объяснения каких орфограмм потребовалось определять часть речи?

На опушке рощи, в дремучем лесу, талантливый человек, на околице деревни, поговорим при встрече, у покосившейся избушки, профессия.

- Назовите словосочетания с одинаковым строением.

(Взаимопроверка)

3) 3-й ученик работает с интерактивной доской. Комментирует вставленные

Буквы. Класс работает в тетрадях.

Слайд №3

4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Слайд №4

(Цель: повторить понятие о словосочетании, видах словосочетании по морфологическим признакам главного слова)

Учитель: Запишите предложение под диктовку, выпишите словосочетания, разные по строению.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский)

Учащиеся выписывают словосочетания: многие слова, излучают поэзию, излучают сами по себе, подобно тому.

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных знаний.

(Цель: развить понятие о видах связи слов в словосочетании)

  1. Наблюдение – исследование

Учитель: Ребята, запишите словосочетания в столбик, оставив первую строчку для записи после объяснений. Найдите главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражены главные и зависимые слова; слева в тетради запишите схемы.

(Параллельно после записи каждой группы словосочетаний работа с учебником)

Согласование

Пренеприятное известие прил. + сущ.

Превосходный результат прил. + сущ.

Второе приглашение числ.(порядк) + сущ.

Этого пристанища мест. + сущ.

Приближающейся бури прич. + сущ.

Сайд №5

Учитель: - Изменится ли зависимое слово, если изменить главное? (Да)

Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при

Согласовании? Определите грамматические значения записанных

Словосочетаний.

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 86 -87. Согласование .

Управление

Приведение к знаменателю сущ. + сущ.

Увидел приведение глаг. + сущ.

Примчаться к тебе глаг. + мест.

Учитель: - Изменяется ли зависимое слово, если изменим главное? (Нет)

Какие части речи выступают в роли зависимых слов?

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Управление.

Слайд №6

Примыкание:

Прибыть неожиданно глаг. + нареч.

Говорил улыбаясь глаг. + дееприч.

Очень небрежно нареч. + нареч.

Учитель: - Какой частью речи выражены зависимые слова?

Подчиняются ли в этих словосочетаниях зависимые слова грамматическим

Нормам?

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Примыкание.

Слайд №7,8

2 Тренировочные упражнения.

(Цель : тренировать учащихся в определении способа связи слов в словосочетании)

Учитель:

  1. - Подберите к существительным лекция, речь, оценка прилагательные со

значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий). Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматическое значение.

  1. - Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
  1. Стимулирование . Шутка – минутка.

(Для создания интереса к работе ввожу в объяснение занимательный материал)

Учитель: В словосочетании всегда одно слово главное, хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово – хозяин по-разному относится к своим подчиненным.

  1. При согласовании . Главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же»,- как будто говорит оно.
  2. При управлении . Хозяин требовательный, жестокий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «Делай, как я прикажу!»
  3. При примыкании . Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом»

VD-урок

Учитель : - Назовите виды словосочетаний по морфологическим признакам главного

Слова.

Ученик: Словосочетания бывают глагольные, именные и наречные в зависимости от главного слова.

______________________________________________________________________

  1. Г.Г. Граник, О.Н. Юдина. Программированный учебник и сборник упражнений
  2. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. 8 класс, М. «Мнемозина», 2010, с. 13
  1. Работа с учебником.

Упражнение №179.

Спишите словосочетания, распределяя их на три группы в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Определите способ связи слов в словосочетании. Соблюдайте орфографические нормы.

  1. Запись под диктовку.

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

(По И. Постниковой)

Учитель:- Определите основную мысль высказывания.

Назовите по два словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор словосочетания по плану 2 .

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно, 3 человека у доски)

Слышали когда-нибудь, так не бывает - прим .; о шерстяных деревьях, такие слова – согл.; пили вату, называют явления – упр .

  1. Пропедевтика. Готовимся к ГИА

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним понятием – стилистические синонимы. Это ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения.

Учитель: - Запишите словосочетания:

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.

Учитель: - Когда используются в речи данные словосочетания?

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище (книжный стиль); поселить у себя, дать кров, крыша над головой (разговорный стиль).

Учитель: - Тема «Словосочетание», ребята, требует глубокого понимания и запоминания, потому что этот раздел включен в задания ГИА. На сегодняшний день это задание В2 . И сейчас мы потренируемся вместе выполнить задания, а затем самостоятельно.

Слайд №9

  1. Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ (пр.№7: Банников даже свистнул, подтянул голенища своих новых бурок, спросил с усмешкой), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. (Спросил усмехаясь).
  2. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (пр.9), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. (Воображение детей).
  1. Самостоятельная работа . Слайд № 10,11

Цель : создание условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА

Раздаточный материал у каждого ученика

1. Определите способ связи словосочетаний:

1. Лиловые сумерки

2. Быстро удалиться

3. Плывут по воде

4. Стая птиц

5. Шел, оглядываясь

6. Взмахнул рукой

7. Сильно ударился

9. Пошел напиться

10. Услышал шорох

11. Очень далеко

12. Одиннадцатый по списку

13. Седьмой день

2. Задания ГИА 2013

1. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18),

Построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью

Примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи

Согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите

Получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление,

Синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся

Словосочетание.

Учитель: А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу.

Слайд №12

  1. Рефлексия:
  • Назовите способы подчинительной связи.
  • Какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
  • Что не является словосочетанием?
  • Что означают понятия «свободные» и «несвободные словосочетания»?
  1. Домашнее задание: § 10, упр. № 186

Словосочетание

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

G Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без

вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

ó Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи !):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Или так

Способы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Управление

Примыкание

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

От главного к зависимому слову ставятся вопросы КОСВЕННЫХ падежей

Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие (ставим вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?), неопределённая форма глагола (инфинитив – вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), притяжательные местоимения (его, ее, их – вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

читающий мальчик

акция милосердия

бежать быстро

наше село

сверкающий на снегу

говорить волнуясь

лисий хвост

сверкая на снегу

по-зимнему холодно

открытая тетрадь

слушать новости

такой порядок

движение на дороге

третий слева

старший брат

летел к нам

непривычно тихо

непрекращающиеся дожди

привёз от знакомого

увеличить втрое

первый ученик

принять помощь

немного легкомысленный

эта аллея

гостить у друга

знать наизусть

опустевшая аллея

помощь друга

макароны по-флотски

трёх тетрадей

три тетради

увеличить втрое

встречать опоздавших

поздно ночью

их намерения, его настроение,

. Различай!

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Ñ Разбор задания

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже .

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Ñ Разбор задания

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла .

Таким образом , выписываем словосочетанием сильно простыла.

Практикум по выполнению задания В3 на ЕГЭ по русскому языку

Как показывает анализ результатов ЕГЭ, тестируемые в целом успешно справляются с заданием В3.

Особенно результативным является решение заданий, в которых требуется определить способ подчинительной связи в указательном словосочетании (Укажите тип связи в подчинительном словосочетании все небо (предложение 20 ). Это связано с тем, что в таких случаях экзаменуемый анализирует не все предложение (все предложения ) в целом, а только данное словосочетание.

Затруднения всегда возникают в тех случаях, когда это же задание требует найти словосочетание в конкретном предложении или фрагменте текста (Из предложения 18 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ ), особенно если зависимым компонентом такого словосочетания является местоимение в предложно-падежной форме (в тот день ).

Диагностические работы выявили типичные ошибки при выполнении задания В3. Они связаны:

  • с недостаточным умением экзаменуемых различать лексико-грамматические разряды слов (прежде всего местоимений и наречий),
  • определять значение, грамматические особенности и функции в речи слов разных лексико-грамматических разрядов,
  • с недостаточным умением устанавливать зависимость одних слов от других и вычленять словосочетание из предложения.

При подготовке к экзамену особое внимание необходимо уделить формированию умения устанавливать зависимость одних слов от других и вычленять словосочетание из предложения, что и вызывает большие затруднения при выполнении задания В3.

Работу начинаем с повторения и обобщения материала.

Что же такое словосочетание? (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически).
Какие бывают виды словосочетаний по значению?


Мы обращаем внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.

1. Проводим практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.

Выделить все словосочетания:

Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечётся в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив! (И. Северянин «Эпилог»)

Выписываем словосочетания: мой мозг
прояснили мозг
влечётся в примитив
росные туманы
вижу туманы
слышу мотив
липовый мотив

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится,что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами. (М. Цветаева)

Выписываем словосочетания: мне нравится
больны не мной
под нашими ногами
тяжёлый шар
шар земной
не уплывёт никогда

2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетании:

громкий шорох (согласование);
сходить за багажом (управление);
горячо спорить (примыкание);
совершить прыжок (управление);
говорить шёпотом (примыкание);
ночёвка в лесу (управление);
рисовать карандашом (управление);
светит ярче (примыкание);
моя профессия (согласование);
желанный гость (согласование);
нарушение правил (управление);
три товарища (согласование);
надо подумать (примыкание);
ягоды крыжовника (управление);
ясным утром (согласование);
замеченный тобою (управление);
говори тише (примыкание);
упасть навзничь (примыкание).

3. Отработка задания ЕГЭ.

Задание в тестах звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?

  1. Выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
  2. Исходя из заданного задания, обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словам и.

Пошаговая работа над заданием:

1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

  • Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы.
  • Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении - недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно.
  • Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

2. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3. Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

4. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

5. Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

(10) Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам. (11) В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника. (12) Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания. (13) Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

6. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

7. Из предложений 11, 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

(11) А глянет солнце – свет во сто крат умножается. (12) В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.

9. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какой будет тип связи в словосочетании "работать от души". Если примыкание , то правильно ли понимаю, что "от души" - это наречие?

Тип связи - управление.

Вопрос № 302682

Являются ли эти словосочетания примыкание м? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 285879

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Вопрос № 285766

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой вид связи используется в словосочетаниях "носить пальто, ехать в метро", то есть в таких, где зависимым словом является несклоняемое существительное. Думаю, что примыкание , но коллега склонна к варианту управление. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Русской грамматике» (М., 1980) управление это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом); примыкание это связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, компаратив или деепричастие. Если исходить из этих определений, то неизменяемые имена существительные в приведенных сочетаниях управляются главным словом.

Вопрос № 285307

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: ВЕСЕННИЙ СЕВ - это согласование, а СЕВ ВЕСНОЙ - управление? или примыкание ? Когда слова ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, УТРОМ становятся наречиями?

Ответ справочной службы русского языка

Слова весной, осенью, утром, вечером и под. согласно «Русской грамматике» (М., 1980) являются наречиями, когда они отвечают на вопрос когда? и не имеют зависимых слов: Дело было весной; Мы встретились утром . Эти наречия омонимичны однокоренным мотивирующим именам существительным в тв. падеже. К существительным мы задаем вопрос чем?: Я любуюсь весной; Дети наслаждались вечером . В эти предложения легко вставляются определения: Я любуюсь ранней весной; Дети наслаждались теплым весенним вечером . Однако в предложения с наречиями тоже можно вставить определения: Дело было поздней весной; Мы встретились ранним утром . Это показатель того, что переход существительных в наречия еще не завершен, слова типа вечером, летом еще не оторвались окончательно от категории существительных и сохраняют такой признак существительного, как возможность присоединять к себе определение.

В сочетании весенний сев тип связи согласование. В сочетании сев весной – примыкание .

Вопрос № 275038
Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, не могу понять, почему в СС "ее дом" вид связи примыкание ? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что притяжательное прилагательное ее не изменяется по падежам, следовательно, оно не может "управляться" каким-либо падежом.

Вопрос № 271376
Уважаемые коллеги!
Подскажите, пожалуйста, с словосочетании Таблетки Андрокур второе слово имеет какую синтаксическую роль? Нашла вариант, что это может быть примыкание (так как существительное не склоняется), в другом источнике такая модель рассматривается как приложение. Таблетки Акдрокура - несогласованное определение, а вот как быть с выражением Таблетки Андрокур... И отсутствие кавычек в этом выражении - это нарушение нормы или допустимый вариант?
Буду рада ссылке на исследования в этой области или на хороший учебник. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы смешиваете синтаксическую роль (в данном случае это действительно приложение) и синтаксическую связь (здесь это примыкание ).

Вопрос № 269461
Пожалуйста, помогите определить тип связи в словосочетании "её подруга".

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи - примыкание .

Вопрос № 267011
Здравствуйте. Здание В3 в ЕГЭ посвящено видам подчинительной связи в словосочетании. Я правильно понимаю, что границы трех видов связи довольно зыбки (особенно между управлением и примыкание м)? Напр., поставило в тупик словосочетание "немало имен". Рассуждал так: с одной стороны, тут есть падежное управление (немало (чего?) имен), с другой - признак примыкания (наличие неизменяемого слова (наречия). Есть ли какой-то более четкий критерий разграничения управления и примыкания? Буду крайне признателен за совет.

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи - управление или примыкание - нужно определять по зависимому слову, а не по главному. Если зависимое слово существительное в определенном падеже, то перед нами сочетание со связью управления.

Вопрос № 266827
Подскажите, пожалуйста, насколько допустимо использование слов, где "эсперанто-" выступает в качестве своеобразного префикса, обозначающего отношение к эсперанто и ко всему, с ним связанному? В Орфографическом словаре приводятся слова "эсперанто-движение" и "эсперанто-ассоциация", но допустимы ли в целом такие формы, как "эсперанто-организация", "эсперанто-лига", "эсперанто-среда", "эсперанто-литература", "эсперанто-традиции", "эсперанто-встреча" и т. п.? Есть ли общее правило/соображение, или же с каждым конкретным словом вопрос решается отдельным образом? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такая модель образования новых слов сегодня очень продуктивна, и ошибки здесь нет. Однако традиционны сочетания с примыкание м и управлением: литература по эсперанто, движение эсперанто и т. д.

Вопрос № 266768
Как поменять словосочетание "широкий в плечах"(управление) на примыкание ?

Ответ справочной службы русского языка

Вряд ли это возможно, если только вместо слова "в плечах" не использовать какое-нибудь синонимичное наречие.

Вопрос № 261492
какой вид связи в словосочетании: возвращаться лесом?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 255713
к какому типу подчиниельной связи относится словосочетание: "слушать молча"?

Ответ справочной службы русского языка

Примыкание .

Вопрос № 254421
если зависимое слово в словосочетании является неизменяемым существительным, то какой это тип связи? Например, слушать радио.

Ответ справочной службы русского языка

Такой тип связи называют примыкание м.

Вопрос № 253385
как различить согласование, управление и примыкание в словосочетаниях?
т.е. что это значит?

Ответ справочной службы русского языка