Со скольки занятия в школе. Ко второму уроку? Во сколько должны начинаться занятия в школе? Сколько уроков в начальной школе: ступенчатый режим

Финские школьники садятся за парты в 9 утра. На обучение учителя тратят не больше 4-х часов в день. Неделя пятидневная, но пятница — сокращённый день. Ведь еще одна идея финских школ: меньше учишься - больше знаешь!

США

В Нью-Йорке множество частных школ и во многих существует свой собственный распорядок. В некоторых школах одно занятие может длиться 50 минут.

Учебный день начинается в 8.30, а заканчивается, при минимальном количестве уроков, в 14:30.

Источник фото: wikimedia.org

Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхают часто - кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники.

Канада

В Канадских школах продолжительность урока 75 минут. Занятия начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 15:30. Интересно, что оценки ученикам ставят в процентах (например, 50-60% - это «тройка», 65-75% - «четверка»).

Индия

Школьники учатся 6 дней, бывает по 6-8 уроков в день, продолжительностью 35 минут.


Источник фото: radikal.ru

Уроки начинаются в 9 утра.

Израиль

Уроки начинаются в 8 утра и заканчиваются в 13:00.

В большинстве школ практикуют сдвоенные уроки, т.е. 1 урок может длиться 90 минут (2 раза по 45). В Израиле шестидневная учебная неделя, но, что необычно, начинается она в воскресенье. Суббота - выходной день.

Образовательная система в Израиле разделена на 3 этапа, где начальная школа - это отдельная единица.

Их много и расположены они по несколько в каждом районе города.

Таким образом, даже в начальную школу, дети 6-7 лет могут добраться самостоятельно. Как правило, от дома до порога школы 5-10 минут пешком (в самом худшем случае 15).

Япония

Уроки в школах начинаются в 8:30 - 8:45 и длятся по 45 минут каждый.

Перемены — 5-10 минут, но в начальной школе бывают и по 20 минут. В 12:30 — обед, после него ученики начальной школы уходят, а старшеклассники занимаются дальше.


Источник фото: pixabay.com

В средней школе 6-7 уроков, заканчиваются они в районе 16 часов. Почему так поздно? Потому что на обед школьникам отводится 50 минут. В Японии "шестидневка", но каждая вторая суббота — выходной. В субботу занятия, как правило, начинаются в 8:30 и заканчиваются в 15:00.

Опыт какой страны может служить примером?

Президент Беларуси предложил рассмотреть в Парламенте вопрос о том, чтобы школьные занятия начинались не в 8 часов утра, а в 9. «Час ребенку утром поспать - это благое дело. Все равно он раньше времени вечером не уснет. Как некоторые учителя говорят: в 7 утра проснется - раньше ляжет. Вспомните себя: часто вы раньше времени ложились спать?» - сказал белорусский лидер во время выступления в Овальном зале 7 октября.

Как отмечает кандидат медицинских наук, врач-педиатр Виктор СОЛНЦЕВ , сон - важная составляющая здорового психоэмоционального состояния детей. Кроме того, если первоклассник спит менее 7-8 часов в сутки, его работоспособность снижается на 30%. Поэтому с медицинской точки зрения лишний час сна ребенку пойдет на пользу.

Начало занятий в школе регламентируют санитарные нормы. В них прописано, что занятия не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позже 20.00. При этом во многих учебных заведениях существует негласная рекомендация не назначать контрольные, самостоятельные, лабораторные и другие важные виды работ на первые уроки.

К слову, во многих сельских школах Беларуси занятия уже сейчас начинаются в 9.00. Первый урок в лицеях обычно ставят в 8.30. Это связано с необходимостью учесть интересы детей, которые приезжают на учебу из дальних районов крупного города, а иногда из пригорода.

Не все так просто

Директор одной из минских школ считает, что перенос начала времени занятий в школе может обернуться и неожиданными проблемами. Так, родители, чей рабочий день начинается в 8.00, столкнутся с проблемой: куда девать сына или дочь, учащихся в первом классе, до начала уроков в школе? Опаздывать на работу и приводить ребенка на занятия самому или «подключать» бабушек и дедушек?

Также более позднее начало учебного дня может вызвать проблемы в учебных заведениях, где есть вторая смена. Сдвиг утреннего графика повлияет и на начало занятий учеников второй смены, следовательно, уроки для них будут заканчиваться позже. В некоторых случаях дети будут возвращаться домой ближе к 8 часам вечера. Или урок должен будет длиться не 45 минут, а меньше.

А как у них?

В России и Украине время начала уроков в школе - 8.00. Однако, как и у нас, в ряде случаев оно может изменяться. Например, в некоторых учебных заведениях Москвы, Киева и других крупных городов из-за загруженности транспорта занятия могут начинаться в 8.30 или 9.00. Чаще всего учеба начинается в 8 часов утра в Польше, Литве, Латвии.

В некоторых школах Китая уроки начинаются в 7.30, в Японии - в 8.45, в США - между 8 и 9 часами утра, а в Австралии ученики приходят на занятия к 9.00.

ПЕДАГОГИ, родители и их чада озабочены грядущим нововведением: с 1 сентября занятия в школах предлагается начинать в девять утра. Вопрос скрупулезно прорабатывается с разных позиций: мониторинг мнений ведет Министерство образования. Стоит ли осторожничать, подступаясь к новации?
Суть вопроса в том, что руководство школ, где обучение ведется в две смены, будет самостоятельно принимать решение о начале занятий - с 8.30 или 9.00. Новация не обойдет стороной и сельских школьников, которые, на минуточку, иногда лишены возможности просто перейти дорогу - и оказаться в школе. Некоторым ребятам нужно добираться на автобусе в соседнюю деревню. Однако, учитывая эти обстоятельства, получается, что им как раз выгодно начинать учиться с девяти утра.

Доказывает это, к примеру, опыт Куренецкой школы, что на Вилейщине. Там занятия начинаются именно в 9.00. К этому времени все ученики (а их 123 человека) собираются в школе. Причем 40 школьников подвозят из близлежащих деревень. Чтобы всех их доставить на занятия, школьный автобус специально делает три рейса, дабы ученики из шести сел - Балаши (это самая отдаленная от школы точка, которая расположена в 35 километрах от Куренца), Речки, Богданово, Хоминцы, Ивонцевичи, Савино - прибыли вовремя.

В Хильчицкой школе Житковичского района тоже есть ученики, которых доставляет на учебу автобус. Из 117 человек здесь таких 65 ребят из деревень Любовичи и Бережцы Житковичского, а также из деревни Лутки Столинского района. Однако занятия в школе начинаются в 8.30. Передвинуть время на девять вполне возможно. И даже нужно, полагает администрация школы. Ведь начало занятий именно в 9.00 зафиксировано в санитарно-эпидемиологических нормах, а те, в свою очередь, подтверждены соответствующими исследованиями.

Некоторые папы и мамы задают вопросы: нам, мол, на работу к 8.00 (преимущественно все дети в деревнях из семей работников сельского хозяйства), а как же ребенок? Как он будет коротать время в школе до занятий? Волноваться не стоит. Если вы приведете ребенка в школу, скажем, к восьми утра, то до первого урока он будет при деле: с ним могут сделать зарядку, поиграть, помочь подготовиться к учебе. Заниматься с ребятами будут обязательно профессиональные педагоги (педагог-организатор, психолог либо учитель-предметник). Учителям же, которые будут присматривать за детьми до начала уроков, если школы перейдут на новый график работы, оплатят эту работу.

В любом случае хорошо, что сейчас Министерство образования, исполняя поручение Президента, данное 12 мая, изучает мнения родителей. Пока ничего вызывающего опасения в том, чтобы начинать первый урок в 9.00, нет. И к графику работы родителей, которые привыкли доставлять в школу ребенка раньше девяти, педагоги готовы подстроиться. Самое главное, что папы и мамы могут и должны быть спокойны, ведь школа - это как раз то самое место, где ребенок всегда находится под присмотром.

Американские ученые уверены, что современные дети страдают от хронического недосыпа. Эксперты рассказали «ВМ» о плюсах и минусах второй смены.

Споры о том, во сколько должны начинаться занятия в школе, ведутся уже давно и на разных уровнях: спорят учителя, спорят чиновники, спорят врачи и, в конце концов, спорят сами учащиеся. За последние 30 лет время, в которое звенел звонок на первый урок, в российских школах менялось несколько раз, варьируясь в промежутке от 8 до 9 часов утра. Некоторым «повезло» (а может, и без кавычек) поучиться во вторую смену, когда занятия начинались после полудня.

Как мы уже писали ранее, среди педагогов нет единого мнения по поводу второй смены. Одни считают, что выспавшиеся дети гораздо более продуктивны, лучше усваивают материал, испытывают больший интерес к предметам. С другой стороны, на внеклассные занятия при таком распорядке дня времени практически не остается. Ходить в кружки и секции с утра смысла нет - ведь нужно выспаться, иначе зачем учиться во вторую смену? Вечером нужно делать домашнее задание, да и отдыхать когда-то нужно.

Я сама помню, как мы учились во вторую смену, - рассказывает педагог-психолог Анна Бурмистрова . - Классы поочередно переводили то на первую, то на вторую. И те, кто приходил в школу с утра, завидовали тем, кто приходит чуть ли не к полудню. Но стоило неделю поучиться во вторую смену, как все понимали - ничего хорошего. Сегодняшняя образовательная программа предполагает еще большую нагрузку на детей, и детям сложно даже успеть сделать всю «домашку», не говоря уже о развлечениях и спортивных секциях.

В ходе исследования, проведенного американскими учеными, были изучены две группы школьников. У первой занятия начинались в 07:50, вторые приходили к первому уроку в 8:45. Успеваемость второй группы повысилась на пять процентов.

Однако, даже принимая во внимание биологические особенности людей разных возрастов, психологи предостерегают: тезис о подростках-«совах» сами подростки могут превратить в эффективную «отмазку».

Естественно, уложить подростка спать в 10 вечера нереально, - говорит психолог Дарья Чунина. - При этом родителям нужно быть готовым к манипуляциям. Фразе: «Ложись спать, второй час ночи уже», они могут противопоставлять научный факт: «Я подросток, я „сова“, я не могу засыпать так рано». Нужно во всем знать меру. Детям всегда кажется, что их энергия нескончаема, однако нервное истощение накапливается, и более-менее сильный стресс может стать причиной нервного срыва. В целом ученые сходятся на том, что начало учебного дня - это случай, когда полумеры будут востребованы. Эффективен будет перенос звонка на первый урок на час-два, но не на полдня.

Утро в подростковом возрасте ассоциируется с недосыпом для учеников и неврозом для родителей. Растолкать сына или дочь в школу - ежедневная практика, и от семьи к семье методы пробуждения варьируются по степени изобретательности. Включить свет и сорвать одеяло со спящего - не самый изощрённый способ побудки. Иногда родители включают громкую музыку, покупают замысловатые будильники, которые летают по комнате или требуют восьмизначный пароль для отключения. Стоит ли вспоминать о случаях, когда ребят окатывают холодной водой, чтобы успеть собрать их в школу?

Исследователь сна Калифорнийского университета Венди Троксел считает, что «вырывание» из сна в возрасте от 13 до 18 лет напрямую сказывается на их интеллектуальном развитии и здоровье.

Недостаток сна отражается на способностях подростка к обучению. Если ребёнок получает суточную норму сна, его мозг способен лучше концентрироваться, запоминать и обрабатывать информацию, которую он получает на уроках. При хроническом недосыпе эти способности снижаются.

По исследованию Троксел, только 1 из 10 детей подросткового возраста спит 8-10 часов в сутки. Причём восемь часов - нижняя граница нормы, скажем, «на троечку». К тому же нельзя быть уверенным в том, что ребенок действительно спит. Он может просто лежать с закрытыми глазами, копаться в гаджете или читать.

«Так дети сами виноваты, почему бы им просто не ложиться спать пораньше?». Этого мнения придерживаются родители, уверенные, что режим легко сформировать строгой дисциплиной. Да, вы можете заставить ребёнка быть в кровати определённое время, но это не значит, что его организм полностью восстановится к началу нового учебного дня.

Причины недостатка сна у подростков

В период полового созревания биологические часы человека смещаются. Это происходит из-за ускорения выработки гормона мелатонина , который отвечает за сон. Его еще называют регулятором суточных ритмов, потому что количество мелатонина в организме влияет на ощущения бодрости и сонливости. Своеобразный переключатель режима «день/ночь». Из-за этого смещения время сна и бодрствования у подростка сдвигается на два часа назад, потому что выброс мелатонина в подростковом организме происходит не в девять вечера, как у взрослых или маленьких детей, а в 11 вечера.

То есть, по-настоящему подросткам хочется спать не в 21:00, а в 23:00.

Троксел в исследовании приводит сравнение: «Разбудить подростка в шесть утра - это как разбудить взрослого в четыре. Не знаю, как вы, но когда я встаю в четыре утра, я чувствую себя зомби. Абсолютно бесполезным существом». Как воспринимать новый материал и показывать высокие результаты в обучении, если взрослым в подобном состоянии не стоило бы садиться за руль?

С подобными сложностями подростки по всему миру сталкиваются каждый учебный день. Специалисты по сну всерьёз считают, что такие общепринятые атрибуты подросткового поведения, как перепады настроения, раздражительность, лень и депрессивность могут быть последствиями хронического недосыпа. Чтобы сохранить запас энергии на весь день, ребята прибегают к способам быстро его восполнить: пить кофейные напитки и энергетики. Так мы получаем поколение «уставших и взвинченных» подростков.

Чем опасен недостаток сна

Сторонники более позднего начала учебного дня знают, что в подростковом возрасте мозг развивается наиболее быстро. Особенно те его части, которые отвечают за процессы мышления, включая нахождение причинно-следственных связей, решение задач и формирования убеждений. В это время формируется личность человека, и если его организм истощен, он будет не способен развиваться в полную силу. Они не смогут концентрироваться, их внимание и память рассеяны, но гормональный фон при этом требует активности.

Последствия недосыпа продолжают проявляться и за пределами школы. В подростковом возрасте возрастает риск психических расстройств, включая депрессию и суицидальные наклонности. В это же время формируются зависимости, в том числе от алкоголя, табака и наркотиков. В своем исследовании Троксел приводит такие данные: на каждый час недостатка сна у старшеклассников на 38% возрастает чувство тревоги, грусти и безнадежности, и на 58% возрастает желание совершить самоубийство. Помимо этого, хронический недосып является причиной ожирения, сердечной недостаточности и диабета.

Почему мы делаем это со своими детьми

Эпидемия недосыпа среди подростков - результат установленного общественного порядка, который сформировался в середине XX века и практически не менялся. Утренний ритуал работающих людей из среднего класса выглядит примерно так: проснуться, разбудить детей, собрать их и накормить завтраком, отвезти в школу или отправить на автобус, а потом уже готовиться к началу рабочего дня.

Школьная инфраструктура подчиняется потребностям взрослых, но упускает из виду особенности развития детей.

Международные организации по охране здоровья рекомендуют начинать занятия для средней и старшей школы не раньше 8:30. При этом почти во всех странах занятия начинаются в одинаковое время для всех возрастов, и не всегда время первого звонка соответствует рекомендованной норме.

Вот в какое время начинается учёба в школах разных стран:

  • В Москве и Петербурге уроки в школе начинаются и в 08:00, и в 08:30, и даже в 9:00. В других городах разброс шире - с 07:00 до 09:30.
  • В Японии уроки начинаются не позднее 08:30, в Китае - с 07:00 до 08:00, в Германии с 08:00 до 9:00.
  • Государственные школы Великобритании и стран Британского Содружества (Австралии, Канады и Новой Зеландии) начинают свою работу в 9:00.
  • Частные школы регулируют начало учебного дня по своему усмотрению.
  • В США 40% старшие школы (high schools) начинают работу до 08:00, 10% - до 07:00, и только 15% - после 08:30.

«Начинайте занятия позже»

Эти цифры приводит в качестве аргументов движение в защиту биологических нужд школьников Start School Later , или «Начинайте уроки позже». Среди членов этого движения встречаются не только учащиеся и их родители, но и учёные, общественные деятели и государственные служащие. Перед ними стоит задача убедить общественность, что здоровое начало учебного дня поможет ученикам средней и старшей школы лучше и быстрее развивать свои навыки и способности.

Скептики могли бы возразить: «Если дать детям возможность вставать на час позже, то они будут позже засыпать». Исследователи сна это предположение отвергают. Подростки ложатся спать в то же время, что и обычно, просто спят дольше. Они чаще появляются на занятиях. Эксперимент показал снижение количества прогулов первых уроков на 25% при сдвиге начала учебного дня на час вперед. Неудивительно, что дети стали достигать более высоких результатов в школе, их эмоциональное и физическое состояние улучшилось, да и климат в семье стал более приятным, что порадовало их родителей.

В одном районе, где проводился эксперимент, даже процент ДТП снизился на 70%.

При стольких преимуществах, общественность пока не готова пойти навстречу естественным особенностям подросткового развития. Большинство из них уверены, что вывод подростков из зоны комфорта подготовит его к реальной жизни. Исследователи сна же, напротив, утверждают, что нужно давать детям возможность спать столько, сколько требует их организм в этом возрасте. Мы же не лишаем малышей до трёх лет дневного сна, чтобы подготовить их к детскому саду.

В поисках решения проблемы

По всему миру существуют фонды по исследованию проблем сна, самый известный из них - американский National Sleep Foundation . Он всецело поддерживает инициативу изменить время начала занятий для подростков и спонсирует проекты, которые стремятся доказать огромную общественную пользу этой реформы. Однако для этого потребуется изменить целую инфраструктуру: пересмотреть расписание общественного транспорта, улучшить состояние дорог, отрегулировать присмотр за детьми до и после школы, подстроить под новое расписание сектор общественного питания, спортивные и культурные учреждения.

В налаженной много лет назад системе это сделать довольно сложно, поэтому, несмотря на старания энтузиастов, вопрос более позднего начала учебного дня так и остается открытым.