Подготовка к егэ таблица правление александра 1. Тематический тест для подготовки к ЕГЭ "Александр I"

«Внешняя политика Александра I не соответствовала национальным интересам России».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

1) в подтверждение, например:

Вмешательство Александра I в Наполеоновские войны, которого можно было избежать, привело к многочисленным людским и материальным потерям для России;

Участие по инициативе Александра I России в Священном союзе воспрепятствовало решению Восточного вопроса (сначала отказ от полноценной поддержки греческой революции, а потом - при преемнике Александра I - спасение Австрии в период венгерской революции);

Главенствующая роль России в Священном союзе, созданном по инициативе Александра I, привела к негативному отношению к ней со стороны влиятельных европейских либеральных сил, к мнению о ней как о «жандарме Европы», что привело к росту русофобии в Европе, обернулось против России в период Крымской войны;

Присоединение при Александре I Польши к России привело к росту проблем из-за польского сепаратизма;

Предпринятые при Александре I действия на Кавказе привели к началу затяжной и очень затратной для империи Кавказской войны;

2) в опровержение, например:

При Александре I значительно расширилась территория империи, что служило залогом усиления её влияния в мире и безопасности (Восточная Грузия, Финляндия, Польша, расширение Русской Америки, Южная Бессарабия);

Вмешательство по инициативе Александра I России в Наполеоновские войны позволило избежать установления гегемонии Франции в Европе и, наоборот, установить фактически в Европе гегемонию России как главной победительницы Наполеона;

Решения Венского конгресса, на котором ключевую роль играл Александр I, и создание по инициативе Александра I Священного союза позволили на десятилетия сохранять в Европе мир, что было выгодно для России, давало ей возможность сосредоточиться на решении внутренних проблем;

По итогам проведённых при Александре I войн с Турцией и Ираном значительно укрепились позиции России в Восточном вопросе (подтверждение Турцией права России следить за положением её христианских народов, монопольное право держать военный флот в Каспийском море).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Политика Александра I носила либеральный характер».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок иностранца

«Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав самодержавного правления, то все они… безусловно принадлежат Царю и состоящей под ним Думе…

Что касается до общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания… и, напротив, определение к той или иной должности зависит непосредственно от самого Царя… Но теперешний Царь (чтобы свободнее предаваться благочестию) предоставил все такого рода дела, относящиеся до управления государством, в полное распоряжение брата жены своей, боярина Бориса Фёдоровича Годунова… Ещё недавно здесь были лица из древнего дворянства, которые владели по наследству различными областями с неограниченною властью и правом судить и рядить все дела в своих владениях без апелляции и не давая никакого отчёта Царю; но все эти права были уничтожены и отняты у них …родителем нынешнего Государя…

…теперь знатнейшие дворяне (называемые удельными князьями) сравнялись с прочими… Средства, коими стараются препятствовать возвышению этих домов и возвращению ими прежнего значения, суть следующие…: многим из наследников не дозволяется вступать в брак, дабы род прекратился вместе с ними. Иных отправляют в Сибирь, в Казань и в Астрахань, под предлогом службы… Некоторых заключают в монастыри, где они постригаются в монахи, под видом обета, данного добровольно…, но на самом деле по неволе, из опасения, что их обвинят в каком-нибудь взведённом на них преступлении.

Здесь они находятся под столь блистательным надзором…, что им не остаётся никакой надежды, как кончить дни свои в заточении… Как эти, так и другие подобные им средства, придуманные [отцом нынешнего Государя], доселе ещё употребляются Годуновыми, которые возвысившись через брак Царицы, родственницы их, правят и Царём и Царством (в особенности Борис Фёдорович Годунов, брат Царицы), стремясь всеми мерами истребить или унизить всё знатнейшее и древнейшее дворянство… В прошедшем году… лишён жизни в монастыре… князь Пётр Петрович Шуйский… Думали также, что Никита Романович, дядя нынешнего Царя с материнской стороны, умер от яда или другой насильственной смерти».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

В течение царствования Александр I предпринимал попытки перехода России к конституционному правлению (поручение М.М. Сперанскому разработать проект государственных преобразований, поручение Н.Н. Новосильцеву о конституционном проекте);

Александр I намеревался отменить крепостное право и предпринимал шаги по ограничению крепостничества (запрет публиковать объявления о продаже крепостных, указ о вольных хлебопашцах, поручение А.А. Аракчееву разработать проект освобождения крепостных, отмена крепостного права в Прибалтике);

При Александре I была смягчена цензура (по уставу 1804 г. цензура оказалась в руках университетской профессуры);

Александр I способствовал распространению конституционализма в Европе (предоставление конституции Польше, сохранение конституционных порядков во Франции)

2) в опровержение, например:

В конце своего царствования Александр I вновь усилил крепостничество (возвращение помещикам права ссылать своих крепостных в Сибирь);

При Александре I начал разрабатываться самый антилиберальный цензурный устав в истории России - Чугунный, по которому устанавливалась жёсткая предварительная цензура;

Александр I самым жестоким образом насаждал военные поселения (жестокое подавление восстания военных поселян 1817–1819 гг.);

Большую часть царствования в армии сохранялась жестокая армейская дисциплина (наказания шпицрутенами);

В конце царствования произошёл «разгром университетов» (Казанского и Петербургского), профессура которых была заподозрена в либерализме;

Александр I был инициатором создания Священного союза, политика которого была направлена не только на подавление

революционного, но и либерального движения (подавление национально-либерального движения в Италии и Германии).

Могут быть приведены другие аргументы.

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической

науке: «Вторую по­ло­ви­ну царствования Алек­сандра I (1815-1825 гг.) можно счи­тать периодом реакции».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать аргументы :

1) в подтверждение , например:

− в 1812 г. по­сле­до­ва­ла отставка са­мо­го видного ре­фор­ма­то­ра эпохи - М. М. Сперанского;

− в стра­не фактически уста­но­ви­лась диктатура А. А. Аракчеева, че­ло­ве­ка далеко не ли­бе­раль­ных взглядов;

− в армии на­саж­да­лась палочная дисциплина;

− же­сто­ки­ми методами вво­ди­лись военные поселения;

− уже­сто­чи­лась цензура;

− Алек­сандр I стал ини­ци­а­то­ром создания Свя­щен­но­го союза, ко­то­рый фактически бо­рол­ся не толь­ко с революциями, но и с ре­фор­ма­тор­ски­ми тенденциями в Европе;

− Алек­сандр в итоге так и не ре­а­ли­зо­вал конституционный про­ект и от­ме­ну крепостного права в России.

2) в опровержение , например.

− и после 1812 г. Алек­сандр I по­ру­чал своим со­труд­ни­кам разработку про­ек­тов по осво­бож­де­нию крестьян;

− имен­но Александр I на­сто­ял на кон­сти­ту­ци­он­ном устройстве Фран­ции после 1814 г.;

− Алек­сандр I да­ро­вал конституцию Польше;

− им­пе­ра­тор поручил Н.Н. Но­во­силь­це­ву разработать кон­сти­ту­ци­он­ный проект для России;

− Алек­сандр I от­ка­зал­ся жестоко пре­сле­до­вать участников тай­ных обществ, признав, что их цели были близ­ки его за­мыс­лам начала царствования.

Могут быть при­ве­де­ны другие аргументы.

«После крат­ко­го и не­счаст­ли­во­го царствования [отца] вступ­ле­ние его на пре­стол было встре­че­но восторженными возгласами. Ни­ко­гда ещё боль­шие чаяния не воз­ла­га­лись у нас на на­след­ни­ка власти. Спе­ши­ли забыть безум­ное царствование. Все на­де­я­лись на уче­ни­ка Лагарпа».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр II

Пояснение.

В тек­сте речь идет об им­пе­ра­то­ре Александре I. Есть ука­за­ние на то, что царь был уче­ни­ком Лагарпа, ко­то­рый воспитал Алек­сандра I в духе идей Просвещения. Им­пе­ра­тор Александр I всту­пил на пре­стол после ко­рот­ко­го и не­счаст­ли­во­го с точки зре­ния современников цар­ство­ва­ния Павла I. На мо­ло­до­го царя воз­ла­га­ли надежды на про­ве­де­ние либеральных реформ.

Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

1) патриарх Никон;

2) Александр I;

3) А. И. Солженицын;

4) Жак Ширак.

Пояснение.

Патриарх Никон (1605-1681)

1. С 1652 г. стал патриархом

2. Проведение реформ с целью введения единообразия церковных обрядов и книг

3. Выбирает путь исправления по греческим образам

4. Сделал попытку поставить власть церкви выше власти светской

1. Реформы вызвали церковный раскол

2. Церковные соборы одобрили реформы

3. Отказался от патриаршества и был его лишён на церковном соборе в результате конфликта с царём. В 1666 г. патриархи сняли Никона с сана и сослали в Феропонтов монастырь. В августе 1681 г. Никону было разрешено вернуться

Александр I (1801-1825)

10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзейском крае

11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные про-ступки

16. Реформа Сената

2. Война с Ираном (1804-1813)

Итоги внутренней политики:

1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление само-державной власти правителя

Итоги внешней политики:

Солженицын Александр Исаевич (1918 – 2008) , писатель.

Основные направления деятельности:

1. В 1938 г. Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, а в 1941 г., получив диплом математика, окончил заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.

2. После начала Великой Отечественной войны его призвали в армию (артиллерия).

3. 9 февраля 1945 г. Солженицына арестовала фронтовая контрразведка: при перлюстрации (вскрытии) его письма к другу сотрудники НКВД обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Александра Исаевича к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.

4. В 1957 г., после начала борьбы с культом личности Сталина, Солженицына реабилитировали.

5. Н. С. Хрущёв лично санкционировал публикацию его повести о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.).

7. В 1967 г., после того как Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) распространялись в самиздате и вышли без согласия автора на Западе.

8. В 1970 г. Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии по литературе.

9. В 1973 г. КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя «Архипелаг ГУЛАГ, 1918…1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.

10. 12 февраля 1974 г. Солженицына арестовали, обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ. В 1976 г. он переехал в США и жил в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.

Только в 1994 г. писатель смог вернуться в Россию. До последнего времени Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. Умер 3 августа 2008 года в Москве.

Жак Ширак

Родился в 1932 г.

Ширак Жак – французский государственный и политический деятель, президент Франции (1995 – 2007 гг.), премьер-министр (1974 – 1976, 1986 – 1988 гг.).

Основные направления деятельности:

До назначения президентом:

1. Торможение роста безработицы во Франции.

2. Развитие предпринимательства. Сокращение налогов на предпринимательство. Передача в частные руки некоторых национализированных социалистами предприятий, страховых компаний, банков.

На посту президента:

1. Стремление к интеграции Франции в Европейский Союз.

2. Ужесточение политики по отношению к иммигрантам.

3. Отмена законов, предусматривающих либерализацию работы полиции.

Основные итоги деятельности:

1. Недовольство политикой Ширака привело к провалу референдума о ратификации Конституции ЕС в 2005 г.

2. В 2005 г. во Франции вспыхнули беспорядки иммигрантов из арабских стран.

3. Отказ Жака Ширака поддержать США в антииракской кампании привел к охлаждению франко-американских отношений.

4. Был создан Парижский музей примитивного искусства.

Весной 2007 г. Жак Ширак объявил, что не будет баллотироваться на третий президентский срок, и на новых выборах поддержал кандидатуру Николя Саркози. 16 мая 2007 года Жак Ширак покинул Елисейский дворец, сложив полномочия президента.

Пропущенные элементы:

1) Ва­си­лий III

2) Алек­сандр II

4) Алек­сей Михайлович

5) Алек­сандр I

7) Иван Калита

9) Дмит­рий Донской

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А) Сыном Да­ни­и­ла Александровича был Иван Калита.

Б) Отцом Ивана Гроз­но­го являлся князь Василий III.

В)−Г) После Ми­ха­и­ла Романова пра­вил его сын Алек­сей Михайлович. Сын царя Алек­сея Михайловича - Петр I.

Д)−Е) Отец Павла I - им­пе­ра­тор Петр III. После Павла I пра­вил его сын Алек­сандр I.

Ответ: 714835.

Екатерина Трушкова 10.02.2018 20:29

Сыном Даниила Московского был Юрий Даниилович, который правил в Московском княжестве с 1303-1325. Иван Калита был его сыном

Валентин Иванович Кириченко

Иван Калита, тоже его сын, Юрию Даниловичу он был, Калита, брат

·

Установите соответствие между именами императоров и законодательными актами, принятыми в их правление.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) Александр I (1801-1825 гг.) принял в 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах».

Б) При Николае I (1825-1855 гг.) был составлен Свод законов Российской империи в 1832-1833 гг.

В) Александр II (1855-1881 гг.) подписал Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Г) Александр III (1881-1894 гг.) подписал в 1881 г.

Манифест о незыблемости самодержавия.

Лишнее: Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был принят при Николае II.

Ответ: 3251.

Ответ: 3251

«Настало новое правление, продолжавшееся (почти) 25 лет... Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись... Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев... Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император... в течение всей остальной своей жизни».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр III

Пояснение.

Речь идет о правлении императора Александра I, царствование которого продолжалось 25 лет - с 1801 по 1825 гг. Он вступил на престол в результате последнего дворцового переворота 11 марта 1801 года, когда был убит его отец Павел I. Правление Александра I было противоречивым.

Вначале он дал обещание продолжить курс правления своей бабушки Екатерины II, а затем проводил консервативный курс, доверив государственные дела Аракчееву.

Правильный ответ указан под номером: 2

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

2) Тильзитский мир

6) Гюли­стан­ский мир

7) Ям-Запольское перемирие

8) Алек­сандр I

9) Ништадт­ский мир

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А)−Б) В 1721 году Петр I под­пи­сал Ништадтский мир со Швецией.

В)−Г) Наполеон I в 1807 году под­пи­са­л Тильзитский мир с Россией.

Д) Алек­сандр I в 1812 году за­клю­чил Бухарестский мир с Турцией.

Е) Алек­сандр II в 1856 году под­пи­сал Парижский мир.

Ответ: 395284.

Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.

1) Юрий Долгорукий;

2) Александр I;

3) А. В. Колчак.


Пояснение.

Александр I (1801-1825)

Основные направления деятельности во внутренней политике:

1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I

2. Отмена запретов на западноевропейскую моду

3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы

4. Отмена запретов на деятельность частных типографий

5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам

6. Упразднение Тайной экспедиции

7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)

8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий

9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)

12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования

13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)

14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)

15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре

16. Реформа Сената

17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)

18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)

19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения

20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I

21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)

22. Введение автономии в Бессарабии (1818)

23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)

Основные направления деятельности во внешней политике:

1. Присоединение Грузии (1801-1804)

2. Война с Ираном (1804-1813)

3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)

4. Война с Османской империей (1806-1812)

5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии

6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)

7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внутренней политики:

2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)

3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)

4. Частичная либерализация земельных отношений

5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии

6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования

7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)

8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии

9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ

Итоги внешней политики:

2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза

3. Расширение границ Российской империи

Юрий Долгорукий

(90-е гг. 11 в. - 1157), князь суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха.

Особенности внутренней политики: В 1125 перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль.

С нач. 30-х гг. боролся за Юж. Переяславль и Киев (за что получил прозвище Долгорукий).

При нем впервые упомянута под 1147 Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156.

В 1155 вторично овладел Киевом. По-видимому, отравлен киевскими боярами.

Итоги и результаты: Повысилась роль Суздальского княжества.

Не сумел объединить все русские земли под своей властью.

Способствовал появлению Москвы как города.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Ва­ри­ант 1.

«Начало его царствования отмечено активными дискуссиями по конституционному вопросу. Ещё до вступления на престол будущий царь под влиянием идей Просвещения и их интерпретации Лагарпом обсуждал с кружком "молодых друзей" принципы разумного государственного устройства - концепцию просвещённой монархии, ограниченной фундаментальными законами. Придя к власти, он задался целью практического осуществления этой концепции. Институциональным выражением этого стало образование <...> Негласного комитета <...>».

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр II

Пояснение.

Воспитателем Александра I был Лагарп, он и привил ему либеральные взгляды. В начале своего царствования Александр I из числа своих друзей для проведения реформ создал Негласный комитет.

Правильный ответ указан под номером: 2

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы

1) ос­но­ва­ние Московского университета

4) отмена рабства

5) учре­жде­ние Сената

7) учре­жде­ние министерств

8) Алек­сандр II

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А) Петр I в 1711 г. учре­дил Сенат.

Б)−В) А. Линкольн отменил рабство в США в 1863 г.

Г)−Д) Александр II в 1874 г. ввел все­об­щую воинскую повинность.

Е) Александр I в 1802 г. учре­дил министерства.

Ответ: 542687.

Ответ: 542687

1) Дмит­рий Донской;

2) Алек­сандр I;

3) Н.И. Бухарин;

4) Ма­хат­ма Ганди.

Укажите время жизни ис­то­ри­че­ско­го деятеля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую характеристику. Ука­жи­те результаты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных направлений.

Пояснение.

В случае, когда факты, ис­поль­зо­ван­ные при ха­рак­те­ри­сти­ке основных на­прав­ле­ний деятельности (критерий К2), су­ще­ствен­но искажают смысл от­ве­та и сви­де­тель­ству­ют о не­по­ни­ма­нии выпускником эпохи, в ко­то­рую жил ис­то­ри­че­ский деятель, ответ оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов (по всем кри­те­ри­ям (К1−КЗ) вы­став­ля­ет­ся 0 баллов).

Александр I (1801-1825)

Основные на­прав­ле­ния деятельности во внут­рен­ней политике:

1. Ам­ни­стия и вос­ста­нов­ле­ние в пра­вах многих граж­дан­ских чиновников и военных, по­стра­дав­ших при Павле I

2. От­ме­на запретов на за­пад­но­ев­ро­пей­скую моду

3. Из­да­ние Указов о сво­бод­ном пересечении гра­ниц и ввозе книг и нот из-за границы

4. От­ме­на запретов на де­я­тель­ность частных типографий

5. Вос­ста­нов­ле­ние действия Жа­ло­ван­ных грамот дво­рян­ству и городам

6. Упразд­не­ние Тайной экспедиции

7. Учре­жде­ние Непременного со­ве­та (1801), со­зда­ние и де­я­тель­ность Негласного ко­ми­те­та (1801-1803)

8. Из­да­ние указа о праве по­куп­ке свободных зе­мель представителями нед­во­рян­ских сословий

9. Из­да­ние Указа «О воль­ных хлебопашцах» (1803)

10. Двух­этап­ное (1804-1805) и (1816-1819) про­ве­де­ние аграрной ре­фор­мы в Ост­зей­ском крае

11. От­ме­на права по­ме­щи­ков ссылать кре­стьян в Си­бирь за ма­ло­зна­чи­тель­ные про-ступки

12. Устрой­ство учебных за­ве­де­ний на прин­ци­пах бессословности, бес­плат­но­сти начального образования

13. От­кры­тие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Пе­тер­бург­ско­го (по одной из версий)

14. Со­зда­ние и вве­де­ние либерального уни­вер­си­тет­ско­го Устава (1804)

15. Учре­жде­ние министерств и Ко­ми­те­та министров, как со­ве­ща­тель­но­го органа при императоре

16. Ре­фор­ма Сената

17. Вве­де­ние образовательного ценза для чи­нов­ни­ков (1809)

18. Лик­ви­да­ция Непременного со­ве­та и учре­жде­ние Государственного со­ве­та (1810)

19. Вве­де­ние военных по­се­ле­ний и по­дав­ле­ние выступлений во­ен­ных поселян про­тив их учреждения

20. Про­ве­де­ние политики про­тек­ци­о­низ­ма в за­вер­ша­ю­щий период прав­ле­ния Александра I

21. Вве­де­ние конституции в Цар­стве Польском (1815)

22. Вве­де­ние автономии в Бес­са­ра­бии (1818)

23. Без­успеш­ная попытка вве­сти конституцию в Фин­лян­дии (1819)

Основные на­прав­ле­ния деятельности во внеш­ней политике:

1. При­со­еди­не­ние Грузии (1801-1804)

2. Война с Ира­ном (1804-1813)

3. Уча­стие России в тре­тей и чет­вер­той антифранцузских ко­а­ли­ци­ях (1805-1807)

4. Война с Осман­ской империей (1806-1812)

5. Война со Шве­ци­ей (1808-1809) и при­со­еди­не­ние к Рос­сии Финляндии

6. Оте­че­ствен­ная война 1812 и За­гра­нич­ный поход рус­ской армии (1813-1814)

7. Уча­стие России в де­я­тель­но­сти «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внут­рен­ней политики:

1. Не­удав­ша­я­ся попытка ча­стич­но­го самоограничения са­мо­дер­жав­ной власти в пери-од ак­тив­но­го сотрудничества Алек­сандра I с М. М. Сперанским. Укреп­ле­ние само-державной вла­сти правителя

2. Ре­фор­ми­ро­ва­ние системы управ­ле­ние страной (министерская реформа)

3. Со­зда­ние постоянно дей­ству­ю­ще­го законосовещательного ор­га­на (Государственный совет)

4. Ча­стич­ная либерализация зе­мель­ных отношений

5. Ре­ше­ние (в два этапа) кре­стьян­ско­го вопроса в Ост­зей­ском крае (освобождение кре­стьян без земли) и не­удач­ная попытка ре­ше­ния крестьянского во­про­са в Великороссии

6. На­ча­ло либерализации си­сте­мы высшего, сред­не­го и на­чаль­но­го образования

7. Про­ве­де­ние непопулярной в об­ще­стве реформы по со­зда­нию военных по­се­ле­ний (попытка уде­шев­ле­ния содержания армии)

8. Ли­бе­ра­ли­за­ция государственного устрой­ства в Поль­ше и Бессарабии

9. Ак­тив­ное формирование в среде дво­рян­ской интеллигенции не­га­тив­но­го отношения к са­мо­дер­жав­ной форме прав­ле­ния в России. Фор­ми­ро­ва­ние тайных обществ

4) А.Д. Сахаров.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Пояснение.

Владимир Мономах (1078-1125)

Основные направления деятельности:

1. С 1078 г. князь Черниговский

2. С 1094 г. князь Переяславский

3. С 1113 г. Великий князь Киевский

4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)

5. Военные походы против степняков-половцев

6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»

7. Составление князем «Поучения»

8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»

1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)

2. Ослабление набегов степняков на русские земли

3. Дальнейшее развития письменного права

4. Расширение границ Киевской Руси

5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя

5. Развитие церковного зодчества

6. Развитие религиозной и светской культуры

Александр I (1801-1825)

Основные направления деятельности во внутренней политике:

1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I

2. Отмена запретов на западноевропейскую моду

3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы

4. Отмена запретов на деятельность частных типографий

5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам

6. Упразднение Тайной экспедиции

7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)

8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий

9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)

10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзе-ском крае

11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные проступки

12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования

13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)

14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)

15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре

16. Реформа Сената

17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)

18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)

19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения

20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I

21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)

22. Введение автономии в Бессарабии (1818)

23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)

Основные направления деятельности во внешней политике:

1. Присоединение Грузии (1801-1804)

2. Война с Ираном (1804-1813)

3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)

4. Война с Османской империей (1806-1812)

5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии

6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)

7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)

Итоги внутренней политики:

1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление самодержавной власти правителя

2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)

3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)

4. Частичная либерализация земельных отношений

5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии

6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования

7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)

8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии

9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ

Итоги внешней политики:

2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза

3. Расширение границ Российской империи

Андрей Дмитриевич Сахаров

А.Д.Сахаров (1921 – 1989) – физик и общественный деятель, академик АН СССР. Его активная жизнь и деятельность пришлись на 1950-1980-е г.г. -правление Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, на существование тоталитарного режима в СССР.

Направления деятельности:

1) Научная работа. Трудился над созданием водородной бомбы, которая прошла испытания в 1953 г. С 1953 по 1968 работал над совершенствованием ядерного оружия. Осознавая все последствия применения и испытаний нового оружия, пытался остановить гонку вооружений, выступал за прекращение ядерных испытаний. Обращался к руководителю СССР Н.С.Хрущеву.

2) С конца 1960-х – один из лидеров правозащитного движения в СССР. Выступал за отмену цензуры, политических судов. В своей известной работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968) он описал угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности. Выход видел в демократизации и демилитаризации общества.

В 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». В 1980 г. после резкого осуждения советского вторжения в Афганистан, был лишен всех наград и помещен под домашний арест в Горький.

Возвратился в Москву при М.С.Горбачеве, был избран народным депутатом в Верховный Совет СССР (1989), имел свой проект политических преобразований, но не успел его осуществить…

Результаты его деятельности: большой вклад в науку, весь мир знает А.Д.Сахарова как крупнейшего ученого, бесстрашного борца за права человека. И хотя в 1960-1970-е его деятельность не смогла кардинально повлиять на развитие страны, он наряду с другими диссидентами готовил почву для духовного обновления России, Б.Н.Ельцин назвал его «настоящим духовным отцом демократических перемен в России», современники называли его «совестью нашей эпохи».

Внешняя политика Александра 1 — ключевая тема, из которой последуют многие следствия положения России на мировой арене в первой половине 19 века. Поэтому, чтобы качественно изучить историю, этой теме надо уделить максимальное внимание.

Император Александр Первый Благословенный

Предыстория

Прежде чем, охарактеризовать внешнюю политику Александра 1, хотелось бы кратко напомнить читателям о том, как Александр 1 пришел к власти и какие события были этому причиной. На царствование Александр 1 пришел через заговор против своего отца — Павла.

Александр считал, что свергнуть своего отца с престола удастся просто – если Павел подпишет акт об отречении от престола, но Павел упорно сопротивлялся, и даже в последние минуты, смотря смерти в глаза, Павел ничего не подписал. Группа заговорщиков во главе с Палёном жестоко убили Павла, не посчитавшись с чувствами Александра, который где-то в глубине души очень любил своего отца. Так, через убийство, кровь и боль Александр 1 стал российским императором.

В первые дни своего царствования Александр 1 много времени посвящал изменениям внутри государства и кардинально пересмотрел внутреннюю политику, но не осталась в стороне и внешняя политика. Кратко по пунктам опишем основные преобразования во внешней политики, проведенные Александром 1.

Основные направления

В период до 1812 года

Отказался от притязаний на остров Мальта;

  • 5 июня 1801 года была подписана конвенция о дружбе между Россией и Англией;
  • Были восстановлены дипломатические отношения с Австралией;
  • Был подписан договор о восстановлении отношений между Россией и Испанией;
  • 26 сентября 1801 года был подписан мирный договор между Россией и Францией. Но уже в 1802 году отношения между странами накалились. Александр понял, что война неизбежна. И уже в 1805 году начала формироваться коалиция, в которую вошли Швеция, Англия, Россия и Австрия. Александр 1 пытался склонить Пруссию к участию в коалиции, но это не увенчалось успехом, так как Пруссия согласилась войти в состав коалиции лишь только в будущем, а пока об этом была подписана лишь конвенвенция.
  • С 1806 по 1812 год Россия вела войну с Турцией из-за закрытия Турцией пролива Босфор. Причиной этому стало подстрекательство. Вы спросите, почему Турция сделала подобный шаг? Турцию очень активно подстрекала Франция. Это привело к военным действиям не только между странами, но Франция наконец-то осуществила свой план и начала войну против России.
  • В этот период Наполеон одержал ряд крупных побед и в 1806 году Александру Первому ничего не оставалось, как заключить Тильзитский мир, согласно которому Россия должна была прекратить торговые отношения с Англией. Подобными действиями Наполеон хотел ослабить экономику Англии. Швеция не встала на сторону России и отказалась прерывать свои отношения с Англией. Россия под давлением Наполеона объявила войну Швеции, которая длилась с 1808 по 1809 год. Победу в этой войне одержала Россия.

Отношения между Россией и Францией лучше не стали. Первая очень пострадала от прекращения торговли с Англией и в конце концов экономические отношения между двумя государствами возобновились.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что условия Тильзитского мира, заключенного между странами были нарушены и 12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона.

Началась . Силы были неравноценны. Армия Наполеона насчитывала 600 тысяч человек, а численность российской армии составляла 240 тысяч. Но под Смоленском первая и вторая армии соединились, и Наполеону был дан достойный отпор. Благодаря талантливому главнокомандующему – Кутузову победа осталась за Россией. 25 декабря 1812 года Александром I был издан манифест о победном окончании Отечественной войны.

Период с 1815 по 1825 год

  • В 1813—1814 г. Российская армия отправилась в поход за освобождение Европы от господства Наполеона. В союзе с Австрией, Пруссией и Швецией русские войска нанесли французам ряд поражении. 18 мая 1814 года был подписан Парижский договор, который лишил Наполеона престола.
  • В 1815 году был Венский конгресс, который восстановил границы европейских государств до наполеоновских войн. Россия неимоверным дипломатическим трудом заставила признать за собой Финляндию, Царство Польское, Бессарабию.
  • В 1816 году возникает Священный союз, призванный защищать Европу от революционного движения, которое набирало оборот на Балканах и в самих европейских государствах. Россия всю первую половину 19 века играла роль настоящего «жандарма» Европы. Но это не уберегло ее от

После прекращения войны с Францией в России появилось движение декабристов. Прогрессивное дворянство было не согласно с политикой Александра 1 и тем самым выражало свое недовольство.

С 1815 г. по 1825 г. Стали возникать тайные политические общества, которые хотели принять конституцию и отменить крепостное право. Среди элиты общества началась подготовка к вооруженному восстанию. От Александра этого скрыть не удалось, и в 1822 году он отдал приказ министру внутренних дел о закрытии всех тайных обществ. Данная мера никак не подействовала на деятельность тайных обществ и время от времени Александру поступали сведения о деятельности тайных обществ, но никаких мер он больше не принимал, хотя мысль о брожении в обществе покоя ему не давала. С чем связана такая пассивность?

Императора на тот момент больше волновало здоровье его жены, да и сам он очень часто чувствовал себя плохо, его постоянно мучила лихорадка, он стал пассивен и апатичен. 1 сентября 1825 года император отправился в Таганрог, а в Петербурге просил провести молебен, оставив это втайне. 19 ноября 1825 года российский император Александр 1 скончался в Таганроге.

Подводя итоги стоит сказать, что несмотря на то, что Россия отстаивала свою государственность и независимость от орд Наполеона, победив его, она «задушила» французскую революцию, которая и породила наполеоновские войны. Таким образом, монархическое, консервативное начало одолело революционное в Европе в то время.

Все нюансы этой темы, кстати, мы разбираем на наших курсах подготовки . У нас ты сможешь найти отличные видеоуроки, презентации, инфокарты и профессиональную поддержку преподавателя, который подготовил множество ребят для сдачи ЕГЭ по истории на баллы, выше 90.

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1547-1584 гг.;

2) 1801-1825 гг.;

3) 1964-1985 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

Указать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

Назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.

Пояснение.

1)1547-1584 гг. Иван Четвёртый был сыном князя Ва­си­лия Тре­тье­го и Елены Глинской. После кон­чи­ны отца, прав­ле­ния на себя взяла его мать (оно про­дол­жа­лось пять лет), а затем вся власть перешла в руки опекунов.

Детские годы бу­ду­ще­го царя про­шли в ат­мо­сфе­ре по­сто­ян­ной борь­бы между ро­да­ми Оболенских, Шуйских, Бельских. Как утвер­жда­ют ис­сле­до­ва­те­ли жизни Грозного, имен­но сцены бо­яр­ско­го на­си­лия и свое­во­лия спо­соб­ство­ва­ли раз­ви­тию в Иване не­до­ве­рия и по­до­зри­тель­но­сти к людям.

Самостоятельное прав­ле­ние Ивана Четвёртого на­ча­лось шест­на­дца­то­го ян­ва­ря 1547 года, когда он при­нял титул царя, а уже спу­стя два года была об­ра­зо­ва­на пар­тия реформ, ко­то­рую воз­глав­лял А. Ада­шев и ко­то­рая по­лу­чи­ла на­зва­ние «Избранная рада». В неё вхо­ди­ли такие цар­ские приближённые как дьяк Висковатый, свя­щен­ник Сильвестр, мит­ро­по­лит Ма­ка­рий и др. Имен­но с этого мо­мен­та и на­чи­на­ет­ся эпоха Ивана Грозного, ко­то­рая была озна­ме­но­ва­на не­бы­ва­лы­ми успехами, как во внешней, так и во внут­рен­ней политике.

Вместе с Из­бран­ной радой Иван провёл ряд реформ, ко­то­рые были на­прав­ле­ны на цен­тра­ли­за­цию государства, а на жёсткий ха­рак­тер дан­ных ре­форм по­вли­я­ло вос­ста­ние в Москве в 1547 году, ко­то­рое смог­ло по­ка­зать царю, что власть его не яв­ля­ет­ся самодержавной.

Во время пер­во­го со­зы­ва Зем­ско­го со­бо­ра (Великая Зем­ская Дума) в 1550 году Иван Четвёртый по­ка­зал боярам, что их власть миновала и те­перь браз­ды прав­ле­ния в его руках. Глав­ным пло­дом со­ве­ща­ния явил­ся обновлённый Судебник, ко­то­рый был не толь­ко исправлен, но и до­пол­нен раз­лич­ны­ми гра­мо­та­ми и указами, улуч­ша­ю­щи­ми су­деб­ные порядки.

Уже через год после Зем­ско­го со­бо­ра был со­зван Цер­ков­ный собор, где за­чи­та­ли «Царские вопросы», ко­то­рые были раз­де­ле­ны на сто глав. Цер­ков­ная ре­фор­ма Гроз­но­го ка­са­лась мо­на­стыр­ско­го землевладения, и по ней за­пре­ща­лось при­об­ре­тать церк­вям новые земли, а также при­пи­сы­ва­лось вер­нуть земли, ко­то­рые ранее пе­ре­да­ла мо­на­сты­рям Бо­яр­ская дума.

В 1553 году Ива­ном Гроз­ным вво­дит­ся на Руси пе­чат­ное дело, ко­то­рое ста­но­вит­ся новым ремеслом, воз­глав­ля­е­мым Ива­ном Фёдоровым.

Для того чтобы укре­пить вооружённые силы ор­га­ни­зу­ет­ся стре­лец­кое войско, сфор­ми­ро­ван­ное из трёх тысяч стрель­цов для лич­ной цар­ской охраны.

Основным пунк­том внеш­ней по­ли­ти­ки Гроз­но­го было то­таль­ное со­кру­ше­ние та­тар­ской силы. Уже в 1552 году была завоёвана Казань, а в 56 году вой­ско царя овла­де­ло Астраханью. Раз­гром этих го­ро­дов по­ло­жил конец трёхвековой вла­сти татар в Поволжье.

В 1558-1583 ве­лась Ли­вон­ская война за выход к Бал­тий­ско­му морю. В 1572 году в ре­зуль­та­те упор­ной мно­го­лет­ней борь­бы по­ло­жен конец на­ше­стви­ям Крым­ско­го хан­ства (см. Русско-крымские войны), на­ча­лось при­со­еди­не­ние Си­би­ри (1581).

Были уста­нов­ле­ны тор­го­вые связи с Ан­гли­ей (1553) а также Пер­си­ей и Сред­ней Азией, со­зда­на пер­вая ти­по­гра­фия в Москве.

Внутренняя по­ли­ти­ка Ивана IV, после по­ло­сы не­удач в ходе Ли­вон­ской войны и в ре­зуль­та­те стрем­ле­ния са­мо­го царя к уста­нов­ле­нию дес­по­ти­че­ской вла­сти при­об­ре­та­ет тер­ро­ри­сти­че­ский ха­рак­тер и во вто­рую по­ло­ви­ну цар­ство­ва­ния от­ме­че­на учре­жде­ни­ем опричнины, мас­со­вы­ми каз­ня­ми и убийствами, раз­гро­мом Нов­го­ро­да и ряда дру­гих го­ро­дов (Тверь, Клин, Торжок). Оприч­ни­ну со­про­вож­да­ли ты­ся­чи жертв, и, по мне­нию мно­гих историков, её результаты, со­еди­нив­шись с ре­зуль­та­та­ми дли­тель­ных и не­удач­ных войн, при­ве­ли го­су­дар­ство к ра­зо­ре­нию и социально-политическому кризису, а также к уси­ле­нию на­ло­го­во­го бре­ме­ни и об­ра­зо­ва­нию кре­пост­но­го права. Иван IV вошёл в ис­то­рию не толь­ко как завоеватель. Он был одним из самых об­ра­зо­ван­ных людей сво­е­го времени, об­ла­дал фе­но­ме­наль­ной памятью, бо­го­слов­ской эрудицией. Он автор мно­го­чис­лен­ных по­сла­ний (в том числе к Курбскому, Ели­за­ве­те I, Сте­фа­ну Баторию, Юхану III, Ва­си­лию Грязному, Яну Ходкевичу, Яну Роките, князю Полубенскому, в Кирилло-Белозерский монастырь), сти­хир на Сре­те­ние Вла­ди­мир­ской иконы Бо­жи­ей Матери, ка­но­на Ар­хан­ге­лу Ми­ха­и­лу (под псев­до­ни­мом Пар­фе­ний Уродивый). Иван IV был хо­ро­шим оратором.

2) 1801-1825 гг. Алек­сандр I стал им­пе­ра­то­ром России, после ги­бе­ли Павла I, в ре­зуль­та­те двор­цо­во­го переворота. События, про­изо­шед­шие в ночь с 11 на 12 число марта 1801 года, от­ра­зи­лись на жизни Алек­сандра Павловича. Смерть отца он силь­но переживал, а чув­ство вины пре­сле­до­ва­ло его всю жизнь.

Внутренняя по­ли­ти­ка Алек­сандра I.

Император видел ошибки, до­пу­щен­ные его отцом во время сво­е­го правления. Глав­ная при­чи­на за­го­во­ра про­тив Павла I - это от­ме­на при­ви­ле­гий дворянству, ко­то­рые ввела Ека­те­ри­на II. Пер­вым же делом он вос­ста­но­вил эти права.

Внутренняя по­ли­ти­ка имела стро­го ли­бе­раль­ный оттенок. Он объ­явил ам­ни­стию людям, под­верг­шим­ся ре­прес­си­ям во время прав­ле­ния отца, раз­ре­шил сво­бод­но вы­ез­жать за границу, умень­шил цен­зу­ру и воз­вра­тил в Рос­сий­скую Им­пе­рию ино­стран­ную прессу.

Провел мас­штаб­ную ре­фор­му го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния в России. В 1801 году был со­здан Не­пре­мен­ный совет - орган, ко­то­рый имел право об­суж­дать и оспаривать указы императора. Не­пре­мен­ный совет имел ста­тус за­ко­но­со­ве­ща­тель­но­го органа.

Вместо кол­ле­гий были со­зда­ны министерства, во главу ко­то­рых были по­став­ле­ны от­вет­ствен­ные лица. Ввво­дил­ся прин­цип еди­но­на­ча­лия и лич­ной от­вет­ствен­но­сти за со­сто­я­ние дел в под­ве­дом­ствен­ном ми­ни­стер­стве. Так был сфор­ми­ро­ван ка­би­нет министров, ко­то­рый стал самым глав­ным ад­ми­ни­стра­тив­ным ор­га­ном Рос­сий­ской Империи. Во время прав­ле­ния Алек­сандра I боль­шую роль иг­ра­ли на­чи­на­ния Сперанского. Это был та­лант­ли­вый человек, в го­ло­ве ко­то­ро­го были ве­ли­кие идеи.

Александр I раз­да­вал дво­рян­ству вся­че­ские привилегии, но им­пе­ра­тор по­ни­мал се­рьез­ность кре­стьян­ско­го вопроса. Было при­ло­же­но мно­же­ство ти­та­ни­че­ских уси­лий для того, чтобы об­лег­чить по­ло­же­ние рус­ско­го крестьянства.

В 1801 году был при­нят указ, со­глас­но которому, купцы и ме­ща­не могли по­ку­пать сво­бод­ные земли и ор­га­ни­зо­вы­вать на них хо­зяй­ствен­ную деятельность, ис­поль­зуя на­ем­ный труд. Дан­ный указ раз­ру­шал мо­но­по­лию дво­рян­ства на вла­де­ние землей.

В 1803 году вышел указ, во­шед­ший в ис­то­рию как - «Указ о воль­ных хлебопашцах». Суть его была в том, что теперь, по­ме­щик мог сде­лать кре­пост­но­го че­ло­ве­ка воль­ным за выкуп. Но такая сдел­ка воз­мож­на толь­ко по со­гла­сию обоих сторон.

Свободные кре­стья­не имели право на собственность. На про­тя­же­нии всего прав­ле­ния Алек­сандра I шла не­пре­рыв­ная работа, на­прав­лен­ная на ре­ше­ние важ­ней­ше­го внут­ри по­ли­ти­че­ско­го во­про­са - крестьянского. Были раз­ра­бо­та­ны раз­лич­ные про­ек­ты да­ро­ва­ния сво­бо­ды крестьянству, но они оста­лись лишь на бумаге.

Произошла и ре­фор­ма образования. Рус­ский Им­пе­ра­тор понимал, что стра­на нуж­да­лась в новых вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кадрах. Те­перь учеб­ные за­ве­де­ния де­ли­лись на че­ты­ре пре­ем­ствен­ные между собой ступени.

Территория Им­пе­рии была раз­де­ле­на на учеб­ные округа, во главе ко­то­рых сто­я­ли мест­ные университеты. Уни­вер­си­тет обес­пе­чи­вал кад­ра­ми и учеб­ны­ми про­грам­ма­ми мест­ные учи­ли­ща и гимназии. В Рос­сии было от­кры­то 5 новых университетов, много гим­на­зий и училищ.

Внешняя по­ли­ти­ка Алек­сандра I.

Его внеш­няя по­ли­ти­ка пре­жде всего, «узнаваема» по на­по­лео­нов­ским войнам. Рос­сия во­е­ва­ла с Францией, боль­шую часть прав­ле­ния Алек­сандра Павловича. В 1805 году про­изо­шло круп­ное сра­же­ние рус­ской и фран­цуз­ской армии. Рус­ская армия была разгромлена.

В 1806 году был под­пи­сан мир, но Алек­сандр I от­ка­зал­ся ра­ти­фи­ци­ро­вать договор. В 1807 году рус­ские вой­ска по­тер­пе­ли по­ра­же­ние под Фридляндом, после ко­то­ро­го им­пе­ра­то­ру при­ш­лось за­клю­чить Тиль­зит­ский мир.

Наполеон ис­крен­не счи­тал Рос­сий­скую им­пе­рию своим един­ствен­ным со­юз­ни­ком в Европе. Алек­сандр I и Бо­на­парт все­рьез об­суж­да­ли воз­мож­ность сов­мест­ных во­ен­ных дей­ствий про­тив Индии и Турции.

Франция при­зна­ва­ла права Рос­сий­ской Им­пе­рии на Финляндию, а Россия, права Фран­ции на Испанию. Но из-за ряда при­чин Рос­сия и Фран­ция не могли быть союзниками. Ин­те­ре­сы стран стал­ки­ва­лись на Балканах.

Также кам­нем пре­ткно­ве­ния между двумя дер­жа­ва­ми стало су­ще­ство­ва­ние Вар­шав­ско­го герцогства, ко­то­рое ме­ша­ло Рос­сии вести вы­год­ную торговлю. В 1810 году На­по­ле­он про­сил руки сест­ры Алек­сандра Пав­ло­ви­ча - Анны, но по­лу­чил отказ.

В 1812 году на­ча­лась Оте­че­ствен­ная Война. После из­гна­ния На­по­лео­на из России, на­ча­лись за­гра­нич­ные по­хо­ды рус­ской армии. Во время со­бы­тий на­по­лео­нов­ских войн, мно­же­ство до­стой­ных людей впи­са­ло зо­ло­ты­ми бук­ва­ми свои имена в ис­то­рию России: Кутузов, Багратион, Давыдов, Ермолов, Барклай-де-Толли…

Александр I умер 19.11.1825 года в Таганроге. Им­пе­ра­тор скон­чал­ся от брюш­но­го тифа. Не­ожи­дан­ный уход им­пе­ра­то­ра из жизни по­ро­дил мно­же­ство слухов. В на­ро­де хо­ди­ла легенда, будто вме­сто Алек­сандра I по­хо­ро­ни­ли со­всем дру­го­го человека, а сам им­пе­ра­тор стал стран­ство­вать по стра­не и, до­стиг­нув Сибири, обос­но­вал­ся в этой мест­но­сти ведя образ жизни старца-отшельника.

Подводя итоги, можно сказать, что цар­ство­ва­ние Алек­сандра I можно оха­рак­те­ри­зо­вать в по­ло­жи­тель­ных тонах. Он один из пер­вых за­го­во­рил о важ­но­сти огра­ни­че­ния са­мо­дер­жав­ной власти, вве­де­ние думы и конституции. При нем все гром­че стали зву­чать го­ло­са при­зы­ва­ю­щие от­ме­нить кре­пост­ное право, и в этом от­но­ше­ние была про­де­ла огром­ная работа.

В годы прав­ле­ния Алек­сандра I (1801-1825) Рос­сия смог­ла успеш­но за­щи­тить­ся от внеш­не­го врага, по­ко­рив­ше­го всю Европу. Оте­че­ствен­ная война 1812 года стала оли­це­тво­ре­ни­ем един­ства рус­ско­го на­ро­да перед лицом внеш­ней опасности. Успеш­ная за­щи­та ру­бе­жей Рос­сий­ской Империи, несомненно, яв­ля­ет­ся боль­шим до­сто­ин­ством Алек­сандра I.

3) 1964-1982 гг. Бреж­нев­ская «эпоха за­стоя» (тер­мин, вве­ден­ный Ми­ха­и­лом Гор­ба­че­вым) воз­ник­ла от со­еди­не­ния мно­гих фак­то­ров: про­дол­жи­тель­ной «гонки во­ору­же­ний» между двумя сверх­дер­жа­ва­ми, СССР и США; ре­ше­ния Со­вет­ско­го Союза участ­во­вать в меж­ду­на­род­ной тор­гов­ле, от­ка­зав­шись тем самым от эко­но­ми­че­ской изо­ля­ции, но иг­но­ри­руя из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в за­пад­ных об­ще­ствах; рас­ту­щей су­ро­во­сти его внеш­ней по­ли­ти­ки, ко­то­рая про­яви­лась, на­при­мер, в от­прав­ке со­вет­ских тан­ков для по­дав­ле­ния Праж­ской весны 1968; ин­тер­вен­ции в Аф­га­ни­стан; гне­ту­щей стра­ну бю­ро­кра­тию, со­став­ля­е­мой из пре­ста­ре­лых кад­ров; от­сут­ствия эко­но­ми­че­ских ре­форм; кор­руп­ции, то­вар­но­го го­ло­да и дру­гих не­ре­шен­ных при Бреж­не­ве эко­но­ми­че­ских про­блем. Со­ци­аль­ная стаг­на­ция внут­ри стра­ны уси­ли­ва­лась рас­ту­щей по­треб­но­стью в не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих, общей не­хват­кой ра­бо­чей силы, па­де­ни­ем про­из­во­ди­тель­но­сти и тру­до­вой дис­ци­пли­ны. В конце 1960-х годов и в 1970-х Бреж­нев хотя и спо­ра­ди­че­ски, с по­мо­щью Алек­сея Ни­ко­ла­е­ви­ча Ко­сы­ги­на, пы­тал­ся вне­сти в эко­но­ми­ку не­ко­то­рые но­ва­ции, но они были край­не огра­ни­чен­ны­ми и по­это­му не дали за­мет­ных ре­зуль­та­тов. К числу таких нов­шеств от­но­си­лась эко­но­ми­че­ская ре­фор­ма 1965 года, пред­при­ня­тая по ини­ци­а­ти­ве А. Н. Ко­сы­ги­на. Её ис­то­ки от­ча­сти вос­хо­дят и к Хру­ще­ву. Эта ре­фор­ма была свёрнута ЦК, хотя он при­знал на­ли­чие эко­но­ми­че­ских про­блем.

Кон­сер­ва­ция по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма. За прак­ти­че­ски два­дцать лет пе­ри­о­да за­стоя из­ме­не­ний в ад­ми­ни­стра­тив­но-управ­лен­че­ском ап­па­ра­те прак­ти­че­ски не про­изо­шло. Это было след­стви­ем того, что во вре­ме­на Хру­ще­ва ре­фор­мы и пе­ре­ста­нов­ки в пар­тии про­ис­хо­ди­ли слиш­ком часто, по­это­му обо­зна­чен­ный Бреж­не­вым курс на ста­биль­ность был вос­при­нят бук­валь­но и с ра­до­стью. В ре­зуль­та­те не толь­ко не про­изо­шла ре­ор­га­ни­за­ция по­ли­ти­че­ской струк­ту­ры стра­ны, все долж­но­сти в пар­тии стали почти по­жиз­нен­ны­ми. Это при­ве­ло к тому, что сред­ний воз­раст ру­ко­во­ди­те­лей стра­ны был 60-70 лет, за что СССР на­зы­ва­ли стра­ной с са­мы­ми ста­ры­ми ру­ко­во­ди­те­ля­ми. По­доб­ная си­ту­а­ция при­ве­ла еще и к тому, что зна­чи­тель­но уси­лил­ся кон­троль пар­тии над всеми сфе­ра­ми жизни, мно­гие го­су­дар­ствен­ные пред­при­я­тия, даже самые мел­кие, пол­но­стью под­чи­ня­лись ре­ше­нию пар­тии. В этот же пе­ри­од воз­рос­ла внеш­не­по­ли­ти­че­ская и внут­ри­по­ли­ти­че­ская роль КГБ.

Рост важ­но­сти во­ен­ной про­мыш­лен­но­сти. В эпоху за­стоя СССР на­хо­дил­ся в со­сто­я­нии хо­лод­ной войны с США, по­это­му было край­не важно на­ра­щи­вать свою во­ен­ную мощь. Резко воз­рос­ло число во­ен­ных пред­при­я­тий, стало в огром­ных ко­ли­че­ствах про­из­во­дить­ся ору­жие, в том числе ядер­ное и ра­кет­ное. Ве­лись раз­ра­бот­ки но­вей­ших бо­е­вых си­стем и про­мыш­лен­ность снова, как в годы войны, была на­прав­ле­на на во­ен­ную сферу.

Пре­кра­ще­ние раз­ви­тия эко­но­ми­ки и упа­док аг­рар­ной сферы. Эко­но­ми­ка оста­но­ви­лась в своем раз­ви­тии прак­ти­че­ски пол­но­стью и тре­бо­ва­ла сроч­ных ре­форм, од­на­ко по­пыт­ки про­ве­сти их не увен­ча­лись успе­хом. Не в самом луч­шем со­сто­я­нии на­хо­ди­лось на­род­ное хо­зяй­ство - это было свя­за­но с аг­рар­ной ре­фор­мой, ко­то­рая вво­ди­ла из­вест­ные всем «по­езд­ки на кар­тош­ку», когда сту­ден­тов от­прав­ля­ли на сбор уро­жая. Это прак­ти­че­ски ли­ши­ло ра­бо­ты кре­стьян, кроме того, про­цент ис­пор­чен­но­го уро­жая при сборе стал не­уклон­но расти. Мно­гие кол­хо­зы и сов­хо­зы при­но­си­ли лишь убыт­ки, народ стал по­сте­пен­но пе­ре­ез­жать в круп­ные го­ро­да, а в стра­не на­рас­тал де­фи­цит про­до­воль­ствия, что очень силь­но стало за­мет­но уже после ухода Бреж­не­ва. Осо­бен­но силь­но такая си­ту­а­ция в эко­но­ми­ке за­тро­ну­ла ре­ги­о­ны СССР, такие как Укра­и­на, Ка­зах­стан и дру­гие, ко­то­рые жили сель­ским хо­зяй­ством и до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­стью.

Со­ци­аль­ная жизнь. Не­смот­ря на все не­га­тив­ные яв­ле­ния, рост бла­го­со­сто­я­ния граж­дан про­дол­жал­ся. Очень мно­гие жи­те­ли го­ро­дов имели воз­мож­ность улуч­шить свои жи­лищ­ные усло­вия, мно­гие те­перь могли ку­пить хо­ро­ший ав­то­мо­биль и дру­гие ка­че­ствен­ные и до­ро­гие вещи. Вме­сте с этим росло и число бед­ных, од­на­ко это было не так за­мет­но бла­го­да­ря низ­ким ценам на про­до­воль­ствен­ные про­дук­ты. В целом, жизнь обыч­но­го граж­да­ни­на была хо­ро­шей, обес­пе­чен­ной и ста­биль­ной, что было важ­нее всего. Жи­те­ли СССР ве­ри­ли в свет­лое бу­ду­щее и были пол­но­стью уве­ре­ны в зав­траш­нем дне, так как все два­дцать лет эко­но­ми­ка, обес­пе­чен­ная нефтью, под­дер­жи­ва­ла хо­ро­ший уро­вень жизни по срав­не­нию с по­сле­во­ен­ным пе­ри­о­дом.

Зна­че­ние и итоги пе­ри­о­да за­стоя.

К со­жа­ле­нию, не­смот­ря на то, что в эти годы стра­на жила очень раз­ме­рен­но и ста­биль­но, в эко­но­ми­ке про­ис­хо­ди­ли про­цес­сы, ко­то­рые не могли не уда­рить по жизни СССР в даль­ней­шем. С па­де­ни­ем цены на нефть об­на­жи­лись все за­стой­ные яв­ле­ния и стало ясно, что за пе­ри­од ста­биль­но­сти эко­но­ми­ка пре­вра­ти­лась в от­ста­ю­щую и уже не могла под­дер­жи­вать го­су­дар­ство толь­ко сво­и­ми си­ла­ми. На­ча­лась тя­же­лая эпоха пе­ре­строй­ки.

Эпоха правления Александра I

1801-1825

Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:

  • Совершенствование системы государственного управления (учреждение министерств, Государственного совета)
  • Реформирование армии (создание военных поселений, проведение мер по улучшению офицерского состава)
  • Решение крестьянского вопроса (Указы « О вольных хлебопашцах» и о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, разрешение торговли крестьянам)
  • Проведение продворянской политики (подтверждение « Жалованной грамоты дворянству»)
  • Смягчение политического режима (ликвидация тайной полиции, смягчение цензуры и др.)
  • Дальнейшее совершенствование системы самоуправления (подтверждение « Жалованной грамоты городам» и Городового положения)
  • Западное направление во внешней политике (стремление утвердиться на Балтийском море (война со Швецией)
  • Южное направление во внешней политике: стремление утвердиться на Балканах и Каспийском море (войны с Персией и Турцией)
  • Войны с Францией, борьба с нашествием Наполеона.
  • Участие в борьбе с революционным движением в Европе (Священный союз)

Примечание

Материал по данным направлениям можно найти на исторических портретах , на данном сайте.

1801-1825 годы — это эпоха правления Александра I Благословенного. Правление императора можно условно разделить на два периода: начальный, либеральный, когда молодой правитель, совместно со своими друзьями, входившими в «Негласный комитет», был полон желаний проводить реформы, среди которых важнейшее значение имело создание министерств и Государственного совета , и второго — более консервативного, проводимого с 1820-х годов.

Удачной была и внешняя политика, присоединена значительная территория. Но, несомненно, главным событием стала победа в войне с Наполеоном 1812 года.

Реформирование системы государственного управления требовало время. Россия в начале 19 века была ещё феодально-крепостнической, аграрной, причём лишь 5 % помещиков стремились вводить новые, более рациональные методы ведения хозяйства, остальные действовали по старинке. Необходимы были реформы. А осуществить их можно было лишь с обновлённым государственным аппаратом. Александр I прекрасно понимал это, отказался от деспотических методов правления, которые были свойственны его отцу Павлу I, и начал реформирование с системы государственного управления.

Коллегии ,как органы власти, стали неэффективными, требовался новый орган власти, который бы отражал реалии времени. Александр I учреждает в 1802 году министерства. Их преимущества в том, что появляется личная ответственность министров за деятельностью, то есть вводилось единовластие в министерствах.

Огромную роль в создании Государственного совета -законосовещательного органа, члены которого назначались императором, принадлежала Сперанскому М.М. . Именно он предложил проект либеральных реформ, изложив его в «Введении к уложению государственных законов». Среди его предложений: ограничение власти императора конституцией, деление власти на три ветви, создание законодательной Государственной думы, поэтапное освобождение крестьян и многое другое. Однако из всего предложенного царь в 1810 году утвердил Государственный совет. В этом велика его заслуга и Сперанского тоже, убедившего Александра I в необходимости этого. Государственный совет централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм.

Таким образом, создание министерств и Государственного совета значительно укрепило государственную власть в стране, сделало её более эффективной. Результатом чего стал подъём во всех сферах общества.

Война 1812 года , в результате которой Россия не только освободила себя от нашествия Наполеона, но и сыграла ведущую роль в освобождении всей Европы – это величайшее событие, которое существенно изменило международное положение страны. Данная война – освободительная для России и захватническая для Наполеона . Нападая на Россию, Наполеон имел целью поработить её. Победа над Россией означала бы господство его во всей Европе. Цель России — защитить свою независимость, самостоятельность.

Сколько талантливых полководцев участвовало в этой войне. Но, несомненно, велика роль главнокомандующего Кутузова М.И . Это был военачальник, умевший продумывать ход операций далеко вперёд. Так, именно его решение отдать Москву(хотя на совете в Филях 1 сентября многие его не поддержали) предотвратило гибель армии. А умелое руководство Бородинской битвой(24-26 августа), его знаменитый Тарутинский маневр (сентябрь-октябрь), сражение под Малоярославцем (12 октября), на р. Березине (14-16 ноября) и др. — всё это свидетельствует об его умении верно выбирать тактику и продумывать стратегию военных операций. Кутузова М.И. любил народ, доверял ему. Огромное внимание уделял Кутузов М.И.подготовке солдат, их быту, верил в народ (« С этакими молодцами – и отступать?- говорил он).

Победа России стала знаменательным событием в истории страны и мира, показав всем странам величие народа, мощь государства. Освободив себя от нашествия грозного врага, Россия встала во главе избавления мира от Наполеона. Кроме того, победа положила начало подъёму общественного движения в стране (созданию обществ будущих декабристов) и национально-освободительному движению в Европе.

Значение периода правления Александра I нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, были предприняты попытки провести либеральные реформы, начать освобождение крестьян (хотя многие реформы не были завершены), при нём страна сумела победить Наполеона, а это свидетельствует о возросшей силе и мощи страны. Последующие императоры продолжат реформирование государства. Но с другой стороны, политика 1820-х годов., характеризующаяся усилением реакции, возврату к старым методам правления, стала хорошей почвой для реакционного правления Николая I.

Внимание: материал по направлению «Развитие культуры в период правления Александра 1″ можно найти

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна