Подготовка к егэ таблица правление александра 1. Тематический тест для подготовки к ЕГЭ "Александр I"
«Внешняя политика Александра I не соответствовала национальным интересам России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Пояснение.
1) в подтверждение, например:
Вмешательство Александра I в Наполеоновские войны, которого можно было избежать, привело к многочисленным людским и материальным потерям для России;
Участие по инициативе Александра I России в Священном союзе воспрепятствовало решению Восточного вопроса (сначала отказ от полноценной поддержки греческой революции, а потом - при преемнике Александра I - спасение Австрии в период венгерской революции);
Главенствующая роль России в Священном союзе, созданном по инициативе Александра I, привела к негативному отношению к ней со стороны влиятельных европейских либеральных сил, к мнению о ней как о «жандарме Европы», что привело к росту русофобии в Европе, обернулось против России в период Крымской войны;
Присоединение при Александре I Польши к России привело к росту проблем из-за польского сепаратизма;
Предпринятые при Александре I действия на Кавказе привели к началу затяжной и очень затратной для империи Кавказской войны;
2) в опровержение, например:
При Александре I значительно расширилась территория империи, что служило залогом усиления её влияния в мире и безопасности (Восточная Грузия, Финляндия, Польша, расширение Русской Америки, Южная Бессарабия);
Вмешательство по инициативе Александра I России в Наполеоновские войны позволило избежать установления гегемонии Франции в Европе и, наоборот, установить фактически в Европе гегемонию России как главной победительницы Наполеона;
Решения Венского конгресса, на котором ключевую роль играл Александр I, и создание по инициативе Александра I Священного союза позволили на десятилетия сохранять в Европе мир, что было выгодно для России, давало ей возможность сосредоточиться на решении внутренних проблем;
По итогам проведённых при Александре I войн с Турцией и Ираном значительно укрепились позиции России в Восточном вопросе (подтверждение Турцией права России следить за положением её христианских народов, монопольное право держать военный флот в Каспийском море).
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Политика Александра I носила либеральный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записок иностранца
«Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав самодержавного правления, то все они… безусловно принадлежат Царю и состоящей под ним Думе…
Что касается до общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания… и, напротив, определение к той или иной должности зависит непосредственно от самого Царя… Но теперешний Царь (чтобы свободнее предаваться благочестию) предоставил все такого рода дела, относящиеся до управления государством, в полное распоряжение брата жены своей, боярина Бориса Фёдоровича Годунова… Ещё недавно здесь были лица из древнего дворянства, которые владели по наследству различными областями с неограниченною властью и правом судить и рядить все дела в своих владениях без апелляции и не давая никакого отчёта Царю; но все эти права были уничтожены и отняты у них …родителем нынешнего Государя…
…теперь знатнейшие дворяне (называемые удельными князьями) сравнялись с прочими… Средства, коими стараются препятствовать возвышению этих домов и возвращению ими прежнего значения, суть следующие…: многим из наследников не дозволяется вступать в брак, дабы род прекратился вместе с ними. Иных отправляют в Сибирь, в Казань и в Астрахань, под предлогом службы… Некоторых заключают в монастыри, где они постригаются в монахи, под видом обета, данного добровольно…, но на самом деле по неволе, из опасения, что их обвинят в каком-нибудь взведённом на них преступлении.
Здесь они находятся под столь блистательным надзором…, что им не остаётся никакой надежды, как кончить дни свои в заточении… Как эти, так и другие подобные им средства, придуманные [отцом нынешнего Государя], доселе ещё употребляются Годуновыми, которые возвысившись через брак Царицы, родственницы их, правят и Царём и Царством (в особенности Борис Фёдорович Годунов, брат Царицы), стремясь всеми мерами истребить или унизить всё знатнейшее и древнейшее дворянство… В прошедшем году… лишён жизни в монастыре… князь Пётр Петрович Шуйский… Думали также, что Никита Романович, дядя нынешнего Царя с материнской стороны, умер от яда или другой насильственной смерти».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
В течение царствования Александр I предпринимал попытки перехода России к конституционному правлению (поручение М.М. Сперанскому разработать проект государственных преобразований, поручение Н.Н. Новосильцеву о конституционном проекте);
Александр I намеревался отменить крепостное право и предпринимал шаги по ограничению крепостничества (запрет публиковать объявления о продаже крепостных, указ о вольных хлебопашцах, поручение А.А. Аракчееву разработать проект освобождения крепостных, отмена крепостного права в Прибалтике);
При Александре I была смягчена цензура (по уставу 1804 г. цензура оказалась в руках университетской профессуры);
Александр I способствовал распространению конституционализма в Европе (предоставление конституции Польше, сохранение конституционных порядков во Франции)
2) в опровержение, например:
В конце своего царствования Александр I вновь усилил крепостничество (возвращение помещикам права ссылать своих крепостных в Сибирь);
При Александре I начал разрабатываться самый антилиберальный цензурный устав в истории России - Чугунный, по которому устанавливалась жёсткая предварительная цензура;
Александр I самым жестоким образом насаждал военные поселения (жестокое подавление восстания военных поселян 1817–1819 гг.);
Большую часть царствования в армии сохранялась жестокая армейская дисциплина (наказания шпицрутенами);
В конце царствования произошёл «разгром университетов» (Казанского и Петербургского), профессура которых была заподозрена в либерализме;
Александр I был инициатором создания Священного союза, политика которого была направлена не только на подавление
революционного, но и либерального движения (подавление национально-либерального движения в Италии и Германии).
Могут быть приведены другие аргументы.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке: «Вторую половину царствования Александра I (1815-1825 гг.) можно считать периодом реакции».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы :
1) в подтверждение , например:
− в 1812 г. последовала отставка самого видного реформатора эпохи - М. М. Сперанского;
− в стране фактически установилась диктатура А. А. Аракчеева, человека далеко не либеральных взглядов;
− в армии насаждалась палочная дисциплина;
− жестокими методами вводились военные поселения;
− ужесточилась цензура;
− Александр I стал инициатором создания Священного союза, который фактически боролся не только с революциями, но и с реформаторскими тенденциями в Европе;
− Александр в итоге так и не реализовал конституционный проект и отмену крепостного права в России.
2) в опровержение , например.
− и после 1812 г. Александр I поручал своим сотрудникам разработку проектов по освобождению крестьян;
− именно Александр I настоял на конституционном устройстве Франции после 1814 г.;
− Александр I даровал конституцию Польше;
− император поручил Н.Н. Новосильцеву разработать конституционный проект для России;
− Александр I отказался жестоко преследовать участников тайных обществ, признав, что их цели были близки его замыслам начала царствования.
Могут быть приведены другие аргументы.
«После краткого и несчастливого царствования [отца] вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда ещё большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».
2) Александр I
3) Николай I
4) Александр II
Пояснение.
В тексте речь идет об императоре Александре I. Есть указание на то, что царь был учеником Лагарпа, который воспитал Александра I в духе идей Просвещения. Император Александр I вступил на престол после короткого и несчастливого с точки зрения современников царствования Павла I. На молодого царя возлагали надежды на проведение либеральных реформ.
Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) патриарх Никон;
2) Александр I;
3) А. И. Солженицын;
4) Жак Ширак.
Пояснение.
Патриарх Никон (1605-1681)
1. С 1652 г. стал патриархом
2. Проведение реформ с целью введения единообразия церковных обрядов и книг
3. Выбирает путь исправления по греческим образам
4. Сделал попытку поставить власть церкви выше власти светской
1. Реформы вызвали церковный раскол
2. Церковные соборы одобрили реформы
3. Отказался от патриаршества и был его лишён на церковном соборе в результате конфликта с царём. В 1666 г. патриархи сняли Никона с сана и сослали в Феропонтов монастырь. В августе 1681 г. Никону было разрешено вернуться
Александр I (1801-1825)
10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзейском крае
11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные про-ступки
16. Реформа Сената
2. Война с Ираном (1804-1813)
Итоги внутренней политики:
1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление само-державной власти правителя
Итоги внешней политики:
Солженицын Александр Исаевич (1918 – 2008) , писатель.
Основные направления деятельности:
1. В 1938 г. Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, а в 1941 г., получив диплом математика, окончил заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.
2. После начала Великой Отечественной войны его призвали в армию (артиллерия).
3. 9 февраля 1945 г. Солженицына арестовала фронтовая контрразведка: при перлюстрации (вскрытии) его письма к другу сотрудники НКВД обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Александра Исаевича к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.
4. В 1957 г., после начала борьбы с культом личности Сталина, Солженицына реабилитировали.
5. Н. С. Хрущёв лично санкционировал публикацию его повести о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.).
7. В 1967 г., после того как Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) распространялись в самиздате и вышли без согласия автора на Западе.
8. В 1970 г. Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии по литературе.
9. В 1973 г. КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя «Архипелаг ГУЛАГ, 1918…1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.
10. 12 февраля 1974 г. Солженицына арестовали, обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ. В 1976 г. он переехал в США и жил в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.
Только в 1994 г. писатель смог вернуться в Россию. До последнего времени Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. Умер 3 августа 2008 года в Москве.
Жак Ширак
Родился в 1932 г.
Ширак Жак – французский государственный и политический деятель, президент Франции (1995 – 2007 гг.), премьер-министр (1974 – 1976, 1986 – 1988 гг.).
Основные направления деятельности:
До назначения президентом:
1. Торможение роста безработицы во Франции.
2. Развитие предпринимательства. Сокращение налогов на предпринимательство. Передача в частные руки некоторых национализированных социалистами предприятий, страховых компаний, банков.
На посту президента:
1. Стремление к интеграции Франции в Европейский Союз.
2. Ужесточение политики по отношению к иммигрантам.
3. Отмена законов, предусматривающих либерализацию работы полиции.
Основные итоги деятельности:
1. Недовольство политикой Ширака привело к провалу референдума о ратификации Конституции ЕС в 2005 г.
2. В 2005 г. во Франции вспыхнули беспорядки иммигрантов из арабских стран.
3. Отказ Жака Ширака поддержать США в антииракской кампании привел к охлаждению франко-американских отношений.
4. Был создан Парижский музей примитивного искусства.
Весной 2007 г. Жак Ширак объявил, что не будет баллотироваться на третий президентский срок, и на новых выборах поддержал кандидатуру Николя Саркози. 16 мая 2007 года Жак Ширак покинул Елисейский дворец, сложив полномочия президента.
Пропущенные элементы:
1) Василий III
2) Александр II
4) Алексей Михайлович
5) Александр I
7) Иван Калита
9) Дмитрий Донской
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А) Сыном Даниила Александровича был Иван Калита.
Б) Отцом Ивана Грозного являлся князь Василий III.
В)−Г) После Михаила Романова правил его сын Алексей Михайлович. Сын царя Алексея Михайловича - Петр I.
Д)−Е) Отец Павла I - император Петр III. После Павла I правил его сын Александр I.
Ответ: 714835.
Екатерина Трушкова
10.02.2018 20:29
Сыном Даниила Московского был Юрий Даниилович, который правил в Московском княжестве с 1303-1325. Иван Калита был его сыном
Валентин Иванович Кириченко
Иван Калита, тоже его сын, Юрию Даниловичу он был, Калита, брат
·Установите соответствие между именами императоров и законодательными актами, принятыми в их правление.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение.
А) Александр I (1801-1825 гг.) принял в 1803 г. указ о «вольных хлебопашцах».
Б) При Николае I (1825-1855 гг.) был составлен Свод законов Российской империи в 1832-1833 гг.
В) Александр II (1855-1881 гг.) подписал Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Г) Александр III (1881-1894 гг.) подписал в 1881 г.
Манифест о незыблемости самодержавия.
Лишнее: Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был принят при Николае II.
Ответ: 3251.
Ответ: 3251
«Настало новое правление, продолжавшееся (почти) 25 лет... Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись... Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев... Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император... в течение всей остальной своей жизни».
2) Александр I
3) Николай I
4) Александр III
Пояснение.
Речь идет о правлении императора Александра I, царствование которого продолжалось 25 лет - с 1801 по 1825 гг. Он вступил на престол в результате последнего дворцового переворота 11 марта 1801 года, когда был убит его отец Павел I. Правление Александра I было противоречивым.
Вначале он дал обещание продолжить курс правления своей бабушки Екатерины II, а затем проводил консервативный курс, доверив государственные дела Аракчееву.
Правильный ответ указан под номером: 2
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
2) Тильзитский мир
6) Гюлистанский мир
7) Ям-Запольское перемирие
8) Александр I
9) Ништадтский мир
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А)−Б) В 1721 году Петр I подписал Ништадтский мир со Швецией.
В)−Г) Наполеон I в 1807 году подписал Тильзитский мир с Россией.
Д) Александр I в 1812 году заключил Бухарестский мир с Турцией.
Е) Александр II в 1856 году подписал Парижский мир.
Ответ: 395284.
Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.
1) Юрий Долгорукий;
2) Александр I;
3) А. В. Колчак.
Пояснение.
Александр I (1801-1825)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I
2. Отмена запретов на западноевропейскую моду
3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы
4. Отмена запретов на деятельность частных типографий
5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам
6. Упразднение Тайной экспедиции
7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)
8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий
9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)
12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования
13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)
14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)
15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре
16. Реформа Сената
17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)
18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)
19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения
20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I
21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)
22. Введение автономии в Бессарабии (1818)
23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Присоединение Грузии (1801-1804)
2. Война с Ираном (1804-1813)
3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)
4. Война с Османской империей (1806-1812)
5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии
6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)
7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)
Итоги внутренней политики:
2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)
3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)
4. Частичная либерализация земельных отношений
5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии
6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования
7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)
8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии
9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ
Итоги внешней политики:
2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза
3. Расширение границ Российской империи
Юрий Долгорукий
(90-е гг. 11 в. - 1157), князь суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха.
Особенности внутренней политики: В 1125 перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль.
С нач. 30-х гг. боролся за Юж. Переяславль и Киев (за что получил прозвище Долгорукий).
При нем впервые упомянута под 1147 Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156.
В 1155 вторично овладел Киевом. По-видимому, отравлен киевскими боярами.
Итоги и результаты: Повысилась роль Суздальского княжества.
Не сумел объединить все русские земли под своей властью.
Способствовал появлению Москвы как города.
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Вариант 1.
«Начало его царствования отмечено активными дискуссиями по конституционному вопросу. Ещё до вступления на престол будущий царь под влиянием идей Просвещения и их интерпретации Лагарпом обсуждал с кружком "молодых друзей" принципы разумного государственного устройства - концепцию просвещённой монархии, ограниченной фундаментальными законами. Придя к власти, он задался целью практического осуществления этой концепции. Институциональным выражением этого стало образование <...> Негласного комитета <...>».
2) Александр I
3) Николай I
4) Александр II
Пояснение.
Воспитателем Александра I был Лагарп, он и привил ему либеральные взгляды. В начале своего царствования Александр I из числа своих друзей для проведения реформ создал Негласный комитет.
Правильный ответ указан под номером: 2
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы
1) основание Московского университета
4) отмена рабства
5) учреждение Сената
7) учреждение министерств
8) Александр II
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А) Петр I в 1711 г. учредил Сенат.
Б)−В) А. Линкольн отменил рабство в США в 1863 г.
Г)−Д) Александр II в 1874 г. ввел всеобщую воинскую повинность.
Е) Александр I в 1802 г. учредил министерства.
Ответ: 542687.
Ответ: 542687
1) Дмитрий Донской;
2) Александр I;
3) Н.И. Бухарин;
4) Махатма Ганди.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение.
В случае, когда факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям (К1−КЗ) выставляется 0 баллов).
Александр I (1801-1825)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I
2. Отмена запретов на западноевропейскую моду
3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы
4. Отмена запретов на деятельность частных типографий
5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам
6. Упразднение Тайной экспедиции
7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)
8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий
9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)
10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзейском крае
11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные про-ступки
12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования
13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)
14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)
15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре
16. Реформа Сената
17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)
18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)
19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения
20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I
21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)
22. Введение автономии в Бессарабии (1818)
23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Присоединение Грузии (1801-1804)
2. Война с Ираном (1804-1813)
3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)
4. Война с Османской империей (1806-1812)
5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии
6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)
7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)
Итоги внутренней политики:
1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление само-державной власти правителя
2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)
3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)
4. Частичная либерализация земельных отношений
5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии
6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования
7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)
8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии
9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ
4) А.Д. Сахаров.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение.
Владимир Мономах (1078-1125)
Основные направления деятельности:
1. С 1078 г. князь Черниговский
2. С 1094 г. князь Переяславский
3. С 1113 г. Великий князь Киевский
4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)
5. Военные походы против степняков-половцев
6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»
7. Составление князем «Поучения»
8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»
1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)
2. Ослабление набегов степняков на русские земли
3. Дальнейшее развития письменного права
4. Расширение границ Киевской Руси
5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя
5. Развитие церковного зодчества
6. Развитие религиозной и светской культуры
Александр I (1801-1825)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I
2. Отмена запретов на западноевропейскую моду
3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы
4. Отмена запретов на деятельность частных типографий
5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам
6. Упразднение Тайной экспедиции
7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)
8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий
9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)
10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзе-ском крае
11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные проступки
12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования
13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)
14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)
15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре
16. Реформа Сената
17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)
18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)
19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения
20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I
21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)
22. Введение автономии в Бессарабии (1818)
23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Присоединение Грузии (1801-1804)
2. Война с Ираном (1804-1813)
3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)
4. Война с Османской империей (1806-1812)
5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии
6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)
7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)
Итоги внутренней политики:
1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление самодержавной власти правителя
2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)
3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)
4. Частичная либерализация земельных отношений
5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии
6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования
7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)
8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии
9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ
Итоги внешней политики:
2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза
3. Расширение границ Российской империи
Андрей Дмитриевич Сахаров
А.Д.Сахаров (1921 – 1989) – физик и общественный деятель, академик АН СССР. Его активная жизнь и деятельность пришлись на 1950-1980-е г.г. -правление Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, на существование тоталитарного режима в СССР.
Направления деятельности:
1) Научная работа. Трудился над созданием водородной бомбы, которая прошла испытания в 1953 г. С 1953 по 1968 работал над совершенствованием ядерного оружия. Осознавая все последствия применения и испытаний нового оружия, пытался остановить гонку вооружений, выступал за прекращение ядерных испытаний. Обращался к руководителю СССР Н.С.Хрущеву.
2) С конца 1960-х – один из лидеров правозащитного движения в СССР. Выступал за отмену цензуры, политических судов. В своей известной работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968) он описал угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности. Выход видел в демократизации и демилитаризации общества.
В 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». В 1980 г. после резкого осуждения советского вторжения в Афганистан, был лишен всех наград и помещен под домашний арест в Горький.
Возвратился в Москву при М.С.Горбачеве, был избран народным депутатом в Верховный Совет СССР (1989), имел свой проект политических преобразований, но не успел его осуществить…
Результаты его деятельности: большой вклад в науку, весь мир знает А.Д.Сахарова как крупнейшего ученого, бесстрашного борца за права человека. И хотя в 1960-1970-е его деятельность не смогла кардинально повлиять на развитие страны, он наряду с другими диссидентами готовил почву для духовного обновления России, Б.Н.Ельцин назвал его «настоящим духовным отцом демократических перемен в России», современники называли его «совестью нашей эпохи».
Внешняя политика Александра 1 — ключевая тема, из которой последуют многие следствия положения России на мировой арене в первой половине 19 века. Поэтому, чтобы качественно изучить историю, этой теме надо уделить максимальное внимание.
Император Александр Первый Благословенный
Предыстория
Прежде чем, охарактеризовать внешнюю политику Александра 1, хотелось бы кратко напомнить читателям о том, как Александр 1 пришел к власти и какие события были этому причиной. На царствование Александр 1 пришел через заговор против своего отца — Павла.
Александр считал, что свергнуть своего отца с престола удастся просто – если Павел подпишет акт об отречении от престола, но Павел упорно сопротивлялся, и даже в последние минуты, смотря смерти в глаза, Павел ничего не подписал. Группа заговорщиков во главе с Палёном жестоко убили Павла, не посчитавшись с чувствами Александра, который где-то в глубине души очень любил своего отца. Так, через убийство, кровь и боль Александр 1 стал российским императором.
В первые дни своего царствования Александр 1 много времени посвящал изменениям внутри государства и кардинально пересмотрел внутреннюю политику, но не осталась в стороне и внешняя политика. Кратко по пунктам опишем основные преобразования во внешней политики, проведенные Александром 1.
Основные направления
В период до 1812 года
Отказался от притязаний на остров Мальта;
- 5 июня 1801 года была подписана конвенция о дружбе между Россией и Англией;
- Были восстановлены дипломатические отношения с Австралией;
- Был подписан договор о восстановлении отношений между Россией и Испанией;
- 26 сентября 1801 года был подписан мирный договор между Россией и Францией. Но уже в 1802 году отношения между странами накалились. Александр понял, что война неизбежна. И уже в 1805 году начала формироваться коалиция, в которую вошли Швеция, Англия, Россия и Австрия. Александр 1 пытался склонить Пруссию к участию в коалиции, но это не увенчалось успехом, так как Пруссия согласилась войти в состав коалиции лишь только в будущем, а пока об этом была подписана лишь конвенвенция.
- С 1806 по 1812 год Россия вела войну с Турцией из-за закрытия Турцией пролива Босфор. Причиной этому стало подстрекательство. Вы спросите, почему Турция сделала подобный шаг? Турцию очень активно подстрекала Франция. Это привело к военным действиям не только между странами, но Франция наконец-то осуществила свой план и начала войну против России.
- В этот период Наполеон одержал ряд крупных побед и в 1806 году Александру Первому ничего не оставалось, как заключить Тильзитский мир, согласно которому Россия должна была прекратить торговые отношения с Англией. Подобными действиями Наполеон хотел ослабить экономику Англии. Швеция не встала на сторону России и отказалась прерывать свои отношения с Англией. Россия под давлением Наполеона объявила войну Швеции, которая длилась с 1808 по 1809 год. Победу в этой войне одержала Россия.
Отношения между Россией и Францией лучше не стали. Первая очень пострадала от прекращения торговли с Англией и в конце концов экономические отношения между двумя государствами возобновились.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что условия Тильзитского мира, заключенного между странами были нарушены и 12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона.
Началась . Силы были неравноценны. Армия Наполеона насчитывала 600 тысяч человек, а численность российской армии составляла 240 тысяч. Но под Смоленском первая и вторая армии соединились, и Наполеону был дан достойный отпор. Благодаря талантливому главнокомандующему – Кутузову победа осталась за Россией. 25 декабря 1812 года Александром I был издан манифест о победном окончании Отечественной войны.
Период с 1815 по 1825 год
- В 1813—1814 г. Российская армия отправилась в поход за освобождение Европы от господства Наполеона. В союзе с Австрией, Пруссией и Швецией русские войска нанесли французам ряд поражении. 18 мая 1814 года был подписан Парижский договор, который лишил Наполеона престола.
- В 1815 году был Венский конгресс, который восстановил границы европейских государств до наполеоновских войн. Россия неимоверным дипломатическим трудом заставила признать за собой Финляндию, Царство Польское, Бессарабию.
- В 1816 году возникает Священный союз, призванный защищать Европу от революционного движения, которое набирало оборот на Балканах и в самих европейских государствах. Россия всю первую половину 19 века играла роль настоящего «жандарма» Европы. Но это не уберегло ее от
После прекращения войны с Францией в России появилось движение декабристов. Прогрессивное дворянство было не согласно с политикой Александра 1 и тем самым выражало свое недовольство.
С 1815 г. по 1825 г. Стали возникать тайные политические общества, которые хотели принять конституцию и отменить крепостное право. Среди элиты общества началась подготовка к вооруженному восстанию. От Александра этого скрыть не удалось, и в 1822 году он отдал приказ министру внутренних дел о закрытии всех тайных обществ. Данная мера никак не подействовала на деятельность тайных обществ и время от времени Александру поступали сведения о деятельности тайных обществ, но никаких мер он больше не принимал, хотя мысль о брожении в обществе покоя ему не давала. С чем связана такая пассивность?
Императора на тот момент больше волновало здоровье его жены, да и сам он очень часто чувствовал себя плохо, его постоянно мучила лихорадка, он стал пассивен и апатичен. 1 сентября 1825 года император отправился в Таганрог, а в Петербурге просил провести молебен, оставив это втайне. 19 ноября 1825 года российский император Александр 1 скончался в Таганроге.
Подводя итоги стоит сказать, что несмотря на то, что Россия отстаивала свою государственность и независимость от орд Наполеона, победив его, она «задушила» французскую революцию, которая и породила наполеоновские войны. Таким образом, монархическое, консервативное начало одолело революционное в Европе в то время.
Все нюансы этой темы, кстати, мы разбираем на наших курсах подготовки . У нас ты сможешь найти отличные видеоуроки, презентации, инфокарты и профессиональную поддержку преподавателя, который подготовил множество ребят для сдачи ЕГЭ по истории на баллы, выше 90.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1547-1584 гг.;
2) 1801-1825 гг.;
3) 1964-1985 гг.
В сочинении необходимо:
Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Пояснение.
1)1547-1584 гг. Иван Четвёртый был сыном князя Василия Третьего и Елены Глинской. После кончины отца, правления на себя взяла его мать (оно продолжалось пять лет), а затем вся власть перешла в руки опекунов.
Детские годы будущего царя прошли в атмосфере постоянной борьбы между родами Оболенских, Шуйских, Бельских. Как утверждают исследователи жизни Грозного, именно сцены боярского насилия и своеволия способствовали развитию в Иване недоверия и подозрительности к людям.
Самостоятельное правление Ивана Четвёртого началось шестнадцатого января 1547 года, когда он принял титул царя, а уже спустя два года была образована партия реформ, которую возглавлял А. Адашев и которая получила название «Избранная рада». В неё входили такие царские приближённые как дьяк Висковатый, священник Сильвестр, митрополит Макарий и др. Именно с этого момента и начинается эпоха Ивана Грозного, которая была ознаменована небывалыми успехами, как во внешней, так и во внутренней политике.
Вместе с Избранной радой Иван провёл ряд реформ, которые были направлены на централизацию государства, а на жёсткий характер данных реформ повлияло восстание в Москве в 1547 году, которое смогло показать царю, что власть его не является самодержавной.
Во время первого созыва Земского собора (Великая Земская Дума) в 1550 году Иван Четвёртый показал боярам, что их власть миновала и теперь бразды правления в его руках. Главным плодом совещания явился обновлённый Судебник, который был не только исправлен, но и дополнен различными грамотами и указами, улучшающими судебные порядки.
Уже через год после Земского собора был созван Церковный собор, где зачитали «Царские вопросы», которые были разделены на сто глав. Церковная реформа Грозного касалась монастырского землевладения, и по ней запрещалось приобретать церквям новые земли, а также приписывалось вернуть земли, которые ранее передала монастырям Боярская дума.
В 1553 году Иваном Грозным вводится на Руси печатное дело, которое становится новым ремеслом, возглавляемым Иваном Фёдоровым.
Для того чтобы укрепить вооружённые силы организуется стрелецкое войско, сформированное из трёх тысяч стрельцов для личной царской охраны.
Основным пунктом внешней политики Грозного было тотальное сокрушение татарской силы. Уже в 1552 году была завоёвана Казань, а в 56 году войско царя овладело Астраханью. Разгром этих городов положил конец трёхвековой власти татар в Поволжье.
В 1558-1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю. В 1572 году в результате упорной многолетней борьбы положен конец нашествиям Крымского ханства (см. Русско-крымские войны), началось присоединение Сибири (1581).
Были установлены торговые связи с Англией (1553) а также Персией и Средней Азией, создана первая типография в Москве.
Внутренняя политика Ивана IV, после полосы неудач в ходе Ливонской войны и в результате стремления самого царя к установлению деспотической власти приобретает террористический характер и во вторую половину царствования отмечена учреждением опричнины, массовыми казнями и убийствами, разгромом Новгорода и ряда других городов (Тверь, Клин, Торжок). Опричнину сопровождали тысячи жертв, и, по мнению многих историков, её результаты, соединившись с результатами длительных и неудачных войн, привели государство к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права. Иван IV вошёл в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому, Елизавете I, Стефану Баторию, Юхану III, Василию Грязному, Яну Ходкевичу, Яну Роките, князю Полубенскому, в Кирилло-Белозерский монастырь), стихир на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, канона Архангелу Михаилу (под псевдонимом Парфений Уродивый). Иван IV был хорошим оратором.
2) 1801-1825 гг. Александр I стал императором России, после гибели Павла I, в результате дворцового переворота. События, произошедшие в ночь с 11 на 12 число марта 1801 года, отразились на жизни Александра Павловича. Смерть отца он сильно переживал, а чувство вины преследовало его всю жизнь.
Внутренняя политика Александра I.
Император видел ошибки, допущенные его отцом во время своего правления. Главная причина заговора против Павла I - это отмена привилегий дворянству, которые ввела Екатерина II. Первым же делом он восстановил эти права.
Внутренняя политика имела строго либеральный оттенок. Он объявил амнистию людям, подвергшимся репрессиям во время правления отца, разрешил свободно выезжать за границу, уменьшил цензуру и возвратил в Российскую Империю иностранную прессу.
Провел масштабную реформу государственного управления в России. В 1801 году был создан Непременный совет - орган, который имел право обсуждать и оспаривать указы императора. Непременный совет имел статус законосовещательного органа.
Вместо коллегий были созданы министерства, во главу которых были поставлены ответственные лица. Ввводился принцип единоначалия и личной ответственности за состояние дел в подведомственном министерстве. Так был сформирован кабинет министров, который стал самым главным административным органом Российской Империи. Во время правления Александра I большую роль играли начинания Сперанского. Это был талантливый человек, в голове которого были великие идеи.
Александр I раздавал дворянству всяческие привилегии, но император понимал серьезность крестьянского вопроса. Было приложено множество титанических усилий для того, чтобы облегчить положение русского крестьянства.
В 1801 году был принят указ, согласно которому, купцы и мещане могли покупать свободные земли и организовывать на них хозяйственную деятельность, используя наемный труд. Данный указ разрушал монополию дворянства на владение землей.
В 1803 году вышел указ, вошедший в историю как - «Указ о вольных хлебопашцах». Суть его была в том, что теперь, помещик мог сделать крепостного человека вольным за выкуп. Но такая сделка возможна только по согласию обоих сторон.
Свободные крестьяне имели право на собственность. На протяжении всего правления Александра I шла непрерывная работа, направленная на решение важнейшего внутри политического вопроса - крестьянского. Были разработаны различные проекты дарования свободы крестьянству, но они остались лишь на бумаге.
Произошла и реформа образования. Русский Император понимал, что страна нуждалась в новых высококвалифицированных кадрах. Теперь учебные заведения делились на четыре преемственные между собой ступени.
Территория Империи была разделена на учебные округа, во главе которых стояли местные университеты. Университет обеспечивал кадрами и учебными программами местные училища и гимназии. В России было открыто 5 новых университетов, много гимназий и училищ.
Внешняя политика Александра I.
Его внешняя политика прежде всего, «узнаваема» по наполеоновским войнам. Россия воевала с Францией, большую часть правления Александра Павловича. В 1805 году произошло крупное сражение русской и французской армии. Русская армия была разгромлена.
В 1806 году был подписан мир, но Александр I отказался ратифицировать договор. В 1807 году русские войска потерпели поражение под Фридляндом, после которого императору пришлось заключить Тильзитский мир.
Наполеон искренне считал Российскую империю своим единственным союзником в Европе. Александр I и Бонапарт всерьез обсуждали возможность совместных военных действий против Индии и Турции.
Франция признавала права Российской Империи на Финляндию, а Россия, права Франции на Испанию. Но из-за ряда причин Россия и Франция не могли быть союзниками. Интересы стран сталкивались на Балканах.
Также камнем преткновения между двумя державами стало существование Варшавского герцогства, которое мешало России вести выгодную торговлю. В 1810 году Наполеон просил руки сестры Александра Павловича - Анны, но получил отказ.
В 1812 году началась Отечественная Война. После изгнания Наполеона из России, начались заграничные походы русской армии. Во время событий наполеоновских войн, множество достойных людей вписало золотыми буквами свои имена в историю России: Кутузов, Багратион, Давыдов, Ермолов, Барклай-де-Толли…
Александр I умер 19.11.1825 года в Таганроге. Император скончался от брюшного тифа. Неожиданный уход императора из жизни породил множество слухов. В народе ходила легенда, будто вместо Александра I похоронили совсем другого человека, а сам император стал странствовать по стране и, достигнув Сибири, обосновался в этой местности ведя образ жизни старца-отшельника.
Подводя итоги, можно сказать, что царствование Александра I можно охарактеризовать в положительных тонах. Он один из первых заговорил о важности ограничения самодержавной власти, введение думы и конституции. При нем все громче стали звучать голоса призывающие отменить крепостное право, и в этом отношение была продела огромная работа.
В годы правления Александра I (1801-1825) Россия смогла успешно защититься от внешнего врага, покорившего всю Европу. Отечественная война 1812 года стала олицетворением единства русского народа перед лицом внешней опасности. Успешная защита рубежей Российской Империи, несомненно, является большим достоинством Александра I.
3) 1964-1982 гг. Брежневская «эпоха застоя» (термин, введенный Михаилом Горбачевым) возникла от соединения многих факторов: продолжительной «гонки вооружений» между двумя сверхдержавами, СССР и США; решения Советского Союза участвовать в международной торговле, отказавшись тем самым от экономической изоляции, но игнорируя изменения, происходящие в западных обществах; растущей суровости его внешней политики, которая проявилась, например, в отправке советских танков для подавления Пражской весны 1968; интервенции в Афганистан; гнетущей страну бюрократию, составляемой из престарелых кадров; отсутствия экономических реформ; коррупции, товарного голода и других нерешенных при Брежневе экономических проблем. Социальная стагнация внутри страны усиливалась растущей потребностью в неквалифицированных рабочих, общей нехваткой рабочей силы, падением производительности и трудовой дисциплины. В конце 1960-х годов и в 1970-х Брежнев хотя и спорадически, с помощью Алексея Николаевича Косыгина, пытался внести в экономику некоторые новации, но они были крайне ограниченными и поэтому не дали заметных результатов. К числу таких новшеств относилась экономическая реформа 1965 года, предпринятая по инициативе А. Н. Косыгина. Её истоки отчасти восходят и к Хрущеву. Эта реформа была свёрнута ЦК, хотя он признал наличие экономических проблем.
Консервация политического режима. За практически двадцать лет периода застоя изменений в административно-управленческом аппарате практически не произошло. Это было следствием того, что во времена Хрущева реформы и перестановки в партии происходили слишком часто, поэтому обозначенный Брежневым курс на стабильность был воспринят буквально и с радостью. В результате не только не произошла реорганизация политической структуры страны, все должности в партии стали почти пожизненными. Это привело к тому, что средний возраст руководителей страны был 60-70 лет, за что СССР называли страной с самыми старыми руководителями. Подобная ситуация привела еще и к тому, что значительно усилился контроль партии над всеми сферами жизни, многие государственные предприятия, даже самые мелкие, полностью подчинялись решению партии. В этот же период возросла внешнеполитическая и внутриполитическая роль КГБ.
Рост важности военной промышленности. В эпоху застоя СССР находился в состоянии холодной войны с США, поэтому было крайне важно наращивать свою военную мощь. Резко возросло число военных предприятий, стало в огромных количествах производиться оружие, в том числе ядерное и ракетное. Велись разработки новейших боевых систем и промышленность снова, как в годы войны, была направлена на военную сферу.
Прекращение развития экономики и упадок аграрной сферы. Экономика остановилась в своем развитии практически полностью и требовала срочных реформ, однако попытки провести их не увенчались успехом. Не в самом лучшем состоянии находилось народное хозяйство - это было связано с аграрной реформой, которая вводила известные всем «поездки на картошку», когда студентов отправляли на сбор урожая. Это практически лишило работы крестьян, кроме того, процент испорченного урожая при сборе стал неуклонно расти. Многие колхозы и совхозы приносили лишь убытки, народ стал постепенно переезжать в крупные города, а в стране нарастал дефицит продовольствия, что очень сильно стало заметно уже после ухода Брежнева. Особенно сильно такая ситуация в экономике затронула регионы СССР, такие как Украина, Казахстан и другие, которые жили сельским хозяйством и добывающей промышленностью.
Социальная жизнь. Несмотря на все негативные явления, рост благосостояния граждан продолжался. Очень многие жители городов имели возможность улучшить свои жилищные условия, многие теперь могли купить хороший автомобиль и другие качественные и дорогие вещи. Вместе с этим росло и число бедных, однако это было не так заметно благодаря низким ценам на продовольственные продукты. В целом, жизнь обычного гражданина была хорошей, обеспеченной и стабильной, что было важнее всего. Жители СССР верили в светлое будущее и были полностью уверены в завтрашнем дне, так как все двадцать лет экономика, обеспеченная нефтью, поддерживала хороший уровень жизни по сравнению с послевоенным периодом.
Значение и итоги периода застоя.
К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем. С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами. Началась тяжелая эпоха перестройки.
Эпоха правления Александра I
1801-1825
Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:
- Совершенствование системы государственного управления (учреждение министерств, Государственного совета)
- Реформирование армии (создание военных поселений, проведение мер по улучшению офицерского состава)
- Решение крестьянского вопроса (Указы « О вольных хлебопашцах» и о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, разрешение торговли крестьянам)
- Проведение продворянской политики (подтверждение « Жалованной грамоты дворянству»)
- Смягчение политического режима (ликвидация тайной полиции, смягчение цензуры и др.)
- Дальнейшее совершенствование системы самоуправления (подтверждение « Жалованной грамоты городам» и Городового положения)
- Западное направление во внешней политике (стремление утвердиться на Балтийском море (война со Швецией)
- Южное направление во внешней политике: стремление утвердиться на Балканах и Каспийском море (войны с Персией и Турцией)
- Войны с Францией, борьба с нашествием Наполеона.
- Участие в борьбе с революционным движением в Европе (Священный союз)
Примечание
Материал по данным направлениям можно найти на исторических портретах , на данном сайте.
1801-1825 годы — это эпоха правления Александра I Благословенного. Правление императора можно условно разделить на два периода: начальный, либеральный, когда молодой правитель, совместно со своими друзьями, входившими в «Негласный комитет», был полон желаний проводить реформы, среди которых важнейшее значение имело создание министерств и Государственного совета , и второго — более консервативного, проводимого с 1820-х годов.
Удачной была и внешняя политика, присоединена значительная территория. Но, несомненно, главным событием стала победа в войне с Наполеоном 1812 года.
Реформирование системы государственного управления требовало время. Россия в начале 19 века была ещё феодально-крепостнической, аграрной, причём лишь 5 % помещиков стремились вводить новые, более рациональные методы ведения хозяйства, остальные действовали по старинке. Необходимы были реформы. А осуществить их можно было лишь с обновлённым государственным аппаратом. Александр I прекрасно понимал это, отказался от деспотических методов правления, которые были свойственны его отцу Павлу I, и начал реформирование с системы государственного управления.
Коллегии ,как органы власти, стали неэффективными, требовался новый орган власти, который бы отражал реалии времени. Александр I учреждает в 1802 году министерства. Их преимущества в том, что появляется личная ответственность министров за деятельностью, то есть вводилось единовластие в министерствах.
Огромную роль в создании Государственного совета -законосовещательного органа, члены которого назначались императором, принадлежала Сперанскому М.М. . Именно он предложил проект либеральных реформ, изложив его в «Введении к уложению государственных законов». Среди его предложений: ограничение власти императора конституцией, деление власти на три ветви, создание законодательной Государственной думы, поэтапное освобождение крестьян и многое другое. Однако из всего предложенного царь в 1810 году утвердил Государственный совет. В этом велика его заслуга и Сперанского тоже, убедившего Александра I в необходимости этого. Государственный совет централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм.
Таким образом, создание министерств и Государственного совета значительно укрепило государственную власть в стране, сделало её более эффективной. Результатом чего стал подъём во всех сферах общества.
Война 1812 года , в результате которой Россия не только освободила себя от нашествия Наполеона, но и сыграла ведущую роль в освобождении всей Европы – это величайшее событие, которое существенно изменило международное положение страны. Данная война – освободительная для России и захватническая для Наполеона . Нападая на Россию, Наполеон имел целью поработить её. Победа над Россией означала бы господство его во всей Европе. Цель России — защитить свою независимость, самостоятельность.
Сколько талантливых полководцев участвовало в этой войне. Но, несомненно, велика роль главнокомандующего Кутузова М.И . Это был военачальник, умевший продумывать ход операций далеко вперёд. Так, именно его решение отдать Москву(хотя на совете в Филях 1 сентября многие его не поддержали) предотвратило гибель армии. А умелое руководство Бородинской битвой(24-26 августа), его знаменитый Тарутинский маневр (сентябрь-октябрь), сражение под Малоярославцем (12 октября), на р. Березине (14-16 ноября) и др. — всё это свидетельствует об его умении верно выбирать тактику и продумывать стратегию военных операций. Кутузова М.И. любил народ, доверял ему. Огромное внимание уделял Кутузов М.И.подготовке солдат, их быту, верил в народ (« С этакими молодцами – и отступать?- говорил он).
Победа России стала знаменательным событием в истории страны и мира, показав всем странам величие народа, мощь государства. Освободив себя от нашествия грозного врага, Россия встала во главе избавления мира от Наполеона. Кроме того, победа положила начало подъёму общественного движения в стране (созданию обществ будущих декабристов) и национально-освободительному движению в Европе.
Значение периода правления Александра I нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, были предприняты попытки провести либеральные реформы, начать освобождение крестьян (хотя многие реформы не были завершены), при нём страна сумела победить Наполеона, а это свидетельствует о возросшей силе и мощи страны. Последующие императоры продолжат реформирование государства. Но с другой стороны, политика 1820-х годов., характеризующаяся усилением реакции, возврату к старым методам правления, стала хорошей почвой для реакционного правления Николая I.
Внимание: материал по направлению «Развитие культуры в период правления Александра 1″ можно найти
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна