Программы подготовки детей к школе. Подготовка к школе ч.1

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;

  • продолжительность обучения составляет (октябрь - март)
  • наполняемость групп до 20 человек;
  • режим занятий: 1 раз в неделю - 3 занятия по 30 минут

«Занимательная математика».

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

Символическая подготовка - подготовка к оперированию знаками.

«Основы грамоты».

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

«Умелые ручки».

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника - это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми - это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности - это урок. Используются различные виды уроков - урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий:

  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
  • Развитие слуховой и зрительной памяти.
  • Развитие мышления и речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Совершенствование навыков монологической речи.
  • Совершенствование навыков диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы.
  • Формирование этических представлений.
  • Повышение уверенности в себе.
  • Научить принимать решения.

Учебный план курса «Дошколенок»


занятий «Занимательная математика»

Тема занятий

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Свойства предметов. Сравнение.

Понятия: равные, одинаковые. Понятия: длинный - короткий. На, над, под, справа, слева.

Понятия: Сколько? Много, мало. Столько же, одинаково.

Один. Много.

Точка, линия, прямая и кривая линия.

Ломаная линия. Многоугольник. Угол.

Замкнутые и незамкнутые линии. Числовой отрезок.

Знаки +, -, =, ≠. Ориентировка на листе.

Знаки <, >, =, ≠.

Математические загадки.

Раньше, позже. Математические игры.

Длиннее, короче. Измерение длины.

Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Измерение массы.

Объем. Сравнение по объему. Измерение объема.

Соотношение количества предметов с цифрой.

Задачи, шутки. Ориентировка во времени.

Работа в тетради в клетку.

Геометрические формы.

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Соотношение количества предметов с цифрой.

Решение арифметических задач.

Работа в тетради в клетку.

Логические задачи.

Математические символы. Логические задачи.

Календарно - тематическое планирование занятий «Умелые ручки»

Тема занятий

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Дары осени. Лепка овощей и фруктов.

Моделирование самолета.

Лепка по сказке колобок.

Лепка. Забавные животные «Утка с утятами».

Декоративная работа. Аппликация из геометрических фигур.

Аппликация « Павлин»

Аппликация по шаблону «Грибок»

Оригами «Лебедь»

Конструирование «Домик у дороги»

Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных украшений

Елочная игрушка «Дед Мороз» (с использованием ваты)

Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных украшений.

Аппликация «Снеговик»

Объемное моделирование «Елочка»

Лепка «Посуда из колец»

Мозаика «Кораблик»

Оригами «Лиса и колобок»

Оригами «Лиса и колобок»

Плыви, плыви кораблик (оригами из бумаги)

Аппликация «Ракета в космосе»

Аппликация «Весенняя композиция»

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Календарно - тематическое планирование
занятий «Основы грамоты»

Тема занятий

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Различение на слух звуков. Обведение по шаблону крупных знакомых предметов, их раскрашивание.

Текст. Деление на предложение. Знакомство с разлиновкой тетради.

Текст. Деление на предложение. Обведение по шаблону крупных знакомых предметов, их раскрашивание.

Составление предложений по картинкам времена года. Узкая строка. Письмо прямых - коротких линий. Считалки

Составление предложений по картинкам. Письмо прямых - коротких линий.

Выделение слов из предложений. Слоги. Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Ударный слог. Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв.

Ударный слог. Повторение. Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу.

Предложение, слова, слоги, ударение. Знакомство с линованной бумагой

Предложение, слова, слоги, ударение. Письмо коротких линий с наклоном.

Русские былинки, бывальницы и сказки.

Русские народные считалки, пословицы и поговорки, прибаутки, сказки, былины.

Игра «Найди букву»

Предложение. Слог. Ударение. Закрепление. Штриховка-копирование

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Слово. Слог. Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Короткие, длинные наклонные палочки.

Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний, умений, навыков. Штриховка-копирование

Закрепление изученного. Развитие речи

Слово. Семья.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волина В.В. Праздник букваря. - М., 1999.
  2. Волина В. В. Учимся играя. - М., 1994.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение - М., 1998.
  4. Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. - Изд. Олма Медиа Групп. - М., 2007.
  5. Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. - Издательский дом «Литера», 2004.
  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: 1985.
  7. Беженова М. А. Весёлая математика. Д. Сталкер -
  8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород, 1995.
  9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: 2001.
  10. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. -В.: Учитель, 2009
  11. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2013.
  12. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
  13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Развитие речи в картинках. М.: Астрель АСТ, 2002.
  14. Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». - Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.
  15. Ю. А. Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка. Серия «Академия дошкольного развития, - М.: Эксмо, 2010.
  16. Ю. А. Соколова. Игры и задания на готовность к школе. - М.: Эксмо, 2010.
  17. Р. Орен. Секреты пластилина. Серия «Академия дошколят» - Издательство «Махаон», 2015.

В современных условиях подготовки детей к школе необходимо учитывать основные компоненты школьной готовности. На сегодняшний момент ребенку не достаточно дать определенный запас знаний и представлений (научить считать, писать, читать) . На первый план выходит психологическая и физическая готовность к школе.

Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: математика и логика, грамота (чтение и письмо) , психология и естествознание и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников:

- “один шаг к школе” для детей от 4-5 лет;
- “два шага к школе” для детей от 5-6 лет.

Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “альбом подготовки к школе”.

Развитие коммуникативных способностей детей; знакомство с буквами русского языка (понятие гласных-согласных, звонких-глухих, парных-непарных, твердых-мягких согласных) ; введение основной смысловой единицы речи – фонемы; знакомство с понятиями звук, слог, слово, предложение, текст; обучение слоговому чтению, письму по слогам, пересказу, составлению слова из заданных слогов, предложения из заданных слов.

Знакомство с цифрами и числами, составом чисел первого десятка, приемами вычисления +1, -1, +2, -2, +3, -3, образованием чисел второго десятка, решение простых задач с опорой на наглядность; знакомство с геометрическими фигурами.

Психологическая подготовка к школе: развитие познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы.

“1 шаг к школе”

Психология и естествознание (33 ч.)

Эмоциональная сфера (9 ч.)

Знакомство с эмоциями, диагностика и развитие эмоциональной сферы, особенности самооценки дошкольников. Семья, внутрисемейные отношения, семейное общение, диагностика внутрисемейных отношений.

Познавательные способности (21 ч.)

Сказкотерапия (3 ч.)

Математика и логика (33 ч.)

Доцифровой период (5 ч.)

Цифровой период (14 ч.)

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (8 ч.)

Смысл сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания +-1, +-2, +-3.

Простые задачи (3 ч.)

Образование чисел второго десятка (3 ч.)

Понятие однозначных и двузначных чисел. Название и образование чисел второго десятка. Чтение и запись однозначных и двузначных чисел. (см. Рисунок 1,2 “Число и цифра 3”, Рисунок 3,4 “Число и цифра 5”).

Грамота (33 ч.)

Добуквенный период (6 ч.)

Понятие предложения, слова, слога. Составление предложения по картинке, деление слов на слоги.

Буквенный период (24 ч.)

Понятие буквы и звука. Знакомство с буквами русского языка. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Составление слов из слогов. Чтение и запись слогов (см. Рисунок 5 “Буква Оо, звук [о], Рисунок 6,7 “Буква Рр, звуки [р], [р"]”).

Чтение и письмо (3 ч.)

Чтение и письмо под диктовку слогов, слов, простых предложений (см. Приложение 1 “Планирование занятий”).

“2 шага к школе”

Психология и естествознание (66 ч.)

Эмоциональная сфера (16 ч.)

Знакомство с эмоциями и чувствами, диагностика и развитие эмоциональной сферы, особенности самооценки дошкольников. Семья, внутрисемейные отношения, семейное общение, диагностика внутрисемейных отношений.

Познавательные способности (44 ч.)

Восприятие: особенности восприятия, диагностика восприятия, иллюзии восприятия.

Внимание: диагностика, развитие и коррекция внимания. Зрительно-моторная координация.

Мышление: диагностика и развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Память: диагностика и развитие памяти (зрительной, слуховой,), развитие опосредованного запоминания.

Воображение и творчество, развитие воображения.

Развитие крупной и мелкой моторики.

Сказкотерапия (6 ч.)

Математика и логика (66 ч.)

Доцифровой период (7 ч.)

Знакомство с понятиями “больше-меньше-столько же”, “длиннее-короче”, “выше-ниже”, “направо-налево”, “вверх-вниз”, “раньше-позже”. Знакомство с геометрическими фигурами.

Цифровой период (26 ч.)

Названия, последовательность, обозначение и состав чисел первого десятка. Число и цифра. Счет предметов, сравнение предметов.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (13 ч.)

Смысл сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания +-1, +-2, +-3, +-4. Перестановка слагаемых.

Простые задачи (5 ч.)

Составление и решение простых задач с опорой на наглядность.

Образование чисел второго десятка (6 ч.)

Понятие однозначных и двузначных чисел. Название и образование чисел второго десятка. Чтение и запись однозначных и двузначных чисел.

Умножение (4 ч.)

Раскрытие смысла умножения, умножение на 2. Решение простых задач на умножение (с опорой на наглядность)

Деление (5 ч.)

Раскрытие смысла деления, деление на равные части, деление по содержанию. Решение простых задач на деление с опорой на наглядность.

Грамота (66 ч.)

Добуквенный период (10 ч.)

Понятие предложения, слова, слога. Составление предложения по картинке, деление слов на слоги. Ударение, ударный и безударный слоги.

Буквенный период (48 ч.)

Понятие буквы и звука. Знакомство с буквами русского языка. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Составление слов из слогов. Чтение и запись слогов.

Чтение и письмо (8 ч.)

Чтение и письмо под диктовку слогов, слов, простых предложений. Чтение текстов (см. Приложение 2 “Планирование занятий”).

Рабочая программа

«Подготовка детей к школе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, оп­ределяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпре­провождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 - 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Цель курса:

подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,

преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи курса :

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

    учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

    системность и плановость;

    уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

    занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

    развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

    контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам

    вариативность содержания и форм проведения занятий;

    наглядность.

Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат:
развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

Содержание занятий опирается на программные требования:

1 . Ознакомление с окружающим миром:

Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

Учить делить слова на слоги.

Дать первоначальные представления о предложении.

Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

Совершенствовать умение составлять рассказы.

3. Развитие элементарных математических представлений:

Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

Учить решать стихотворные задачи.

Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

    Штриховка (Тетрадь в линию).

    Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

    Лепка, конструирование.

    Рисование.

    Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

Структура программы

Данная программа состоит из трех разделов:

    Речевое развитие

    Развитие математических способностей

    Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев

Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Программа раздела «речевое развитие «От слова к букве»

Курс «От слова к букве» (автор - Н.А. Федосова) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе.

Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
- развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
- чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
- беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
- разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой курса «Математические ступеньки».
В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.

Программа раздела «Развитие математических способностей»
курса «Математические ступеньки»

Автором данного кура является С. И. Волкова. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Содержание программы

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
- мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Режим занятий

В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по подготовке к школе. Занятия проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.

Подготовка детей к школе начинается с 2 сентября и длится до 30 апреля.
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутными перерывами.

Формы проведения занятий

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают
речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

    инсценировка;

    ролевая игра;

    конкурс;

    предметная игра;

    сочетание всех элементов на одном уроке.

Прогнозируемые результаты и формы контроля

уметь :

1. Отчётливо и ясно произносить слова:

    выделять из слов звуки;

    находить слова с определённым звуком;

    определять место звука в слове;

    соблюдать орфоэпические нормы произношения;

    составлять предложения на заданную тему по опорным словам:

    составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

    пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

    ориентироваться на странице тетради;

    писать основные элементы букв;

    рисовать узоры и различные элементы.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

    соотносить цифру с числом предметов;

    пользоваться арифметическими знаками действий;

    составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    измерять длину предметов с помощью условной меры;

    составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;

    делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

    ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

    перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

    называть основные признаки времён года.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать :

    состав чисел первого десятка;

    как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

    цифры 0-9, знаки +, -. =;

    название текущего месяца, последовательность дней недели.

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.

Средства, необходимые для реализации программы:

    учебно-тематическое планирование;

    рабочие тетради;

    прописи;

    наглядные пособия;

    счетный материал

    ИКТ

Распределение занятий на неделю.

Вид занятий

Количество занятий

«Развитие речи» и

«От слова к букве»

1+1

«Математические ступеньки»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

«Математические ступеньки»

занятие

тема

примечание

1-2

Справа, слева, вверху, внизу.

Высокий, низкий

4-5

Счёт предметов в пределах 10.

6-7

Сравнение предметов в группах

8-9

Геометрические фигуры.

Больше, меньше, столько же

11-12

Составление четырёхугольников из счётных палочек.

Число 1 и цифра 1.

Число 2 и цифра 2.

15-16

Число 3 и цифра 3. состав числа 3.

Равенство.

18-19

Число 4 и цифра 4.

Число 0 и цифра 0.

21-22

Сложение.

22-23

Число 5 и цифра 5. Состав числа 5.

23-24

Вычитание.

Счёт в пределах 5.

26-27

Число 6 и цифра 6.

28-29

Число 7 и цифра 7.

30-31

Число 8 и цифра 8.

Число 9 и цифра 9.образование числа 9.

Число 10. состав числа. Счёт в пределах 10.

Собери мешочек. Сложение чисел.

Прибавление 1. Кто следующий.

Вычитание. Что значит убавить 1

Следующий, предыдущий.

«От слова к букве»

1. Формирование представления о звуках.

2. Буквы А и Я. Буква Я обозначает два звука [й], [а].

3. Буквы О и Ё. Буква Ё обозначает два звука [й], [о].

4. Буквы У и Ю. Буква Ю обозначает два звука [й], [у].

5. Буквы Э и Е. Буква Е обозначает два звука [й], [э].

6. Буквы И и Ы. Учимся отвечать на вопросы.

7. Буква М. Отгадывание загадок.

8. Буква Р. Составление рассказа из трёх предложений.

9. Буква Л. Закрепление знаний об ударении.

10.Буква Н. Расскажи сказку.

11.Буквы Г и К. Учимся составлять вопросы.

12.Буквы С и З. Отгадываем слова.

13.Буквы Ж и Ш. Звуковой анализ слова.

14.Буквы Д и Т. Составляем предложения.

15. Буквы ь и ъ. Игры и упражнения.

16. Буквы П и Б. Чтение скороговорок.

17. Буквы В и Ф. Чтение по цепочке.

18. Буква Ч. Составляем рассказ по картинке.

19. Буква Щ. Читаем стихи.

20. Буквы Ц и Ч Чтение и пересказ.

Развитие речи.
1. Рассказы о зиме.
2. о животных.
3. Рассказы о весне.
4. Стихотворения о весне.
5. ах.
6. Путешествие в сказку « Колобок»
7. Путешествие в сказку «Теремок»
8.Путешествие в сказку «Репка»
9. Путешествие в сказку «Маша и медведь»
10. Путешествие в сказку «Три медведя»
11. Составление рассказа по картине.
12. Скороговорки.
13. Загадки о животных.

14. Осеева. «Синие листья».
15. Чистоговорка: «Глазастый светофор»

16. Стихотворения о зиме..
17. « Волшебное слово».
18.Л.Н. Толстой. «Косточка»
19. Скороговорки.
20. Чистоговорка: «Радуга – дуга »

Цель : дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У, Ы, И.

Материал : ежик, кошка, собачка, рабочий лист. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.

- Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идет? (показываем детям ежика)
- Ежик, а зачем ты к нам пришел?
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ребята, вы что-нибудь поняли, что ежик сказал?
- Ежик, повтори еще раз.
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ничего не ясно.
- Мяу,мяу,мяу.
Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)
- Гав, гав, гав.
Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)
- Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.
- А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.
- Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.

Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).

- Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!
- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А.
- А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.
- Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква?

- Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ.
- Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).
- Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- А теперь мы все эти буквы напишем!

Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: ИГОЛКА, ИНДЮК. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И.
- А это буква, которая обозначает звук И. (Педагог показывает карточку с буквой И). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите одинаковый звук, который встречается в каждом слове: МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ.
- Какой звук услышали? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Педагог показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква?
- Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- Обведите буквы Ы, И на рабочих листах.

Дети в рабочих листах обводят буквы Ы, И. Педагог следит, чтобы рука ребенка двигалась слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И

Материал

Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.

- Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на звук И.
- Какие картинки будете раскрашивать? Почему?
- Произнесите слова так, чтобы звук И хорошо был слышен.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах

Материал : рабочий лист, цветные карандаши.

- Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы.
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слова.
- Придумайте самостоятельно слова со звуком Ы, и скажите, где звук стоит, в середине или в конце.
- Если звук Ы стоит в середине слова – поставьте красным карандашом точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.
- Спасибо, ребята, что познакомили Машу со звуками и буквами Ы, И.

Обращаем внимание детей, что в слове лыжи звук Ы находится в середине и конце слова.

Числовой ряд. Счет до 20

Давайте с вами посчитаем до 20. Приготовьте ручки. Будем с вами хлопать в ладоши и все вместе хором считать на каждый хлопок.

Педагог считаем вместе с детьми.

Подвижная игра. Дни недели

Дети становятся в круг.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Математика "Равенство и неравенство"

Цель : формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков "равно" и "неравно".

Материалы : миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и, по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик - игрушка.

1. Урожай.

- Давайте поможем зайчику собрать урожай.
- Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.
- Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак "равно".

Педагог показывает знак детям.

Положите этот знак между тарелочками.

- Получилось один равно одному.
- Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)
- Почему? (Два неравно одному).
- Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак "неравно".

Педагог показывает соответствующий знак.

- Чем отличаются знаки "равно" и "неравно" друг от друга?
- Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.
- Получилось два неравно одному.
- Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)

Дети самостоятельно читают запись.

- А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.

2. Педагог выдает рабочий лист.

Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.

Окружающий мир. Овощи и фрукты

Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения.

Материал : муляжи овощей и фруктов,которые лежат в мешке, две миски.

Педагог организует игру на ковре.

Маша решила загадать нам загадки, послушайте их ответьте на вопросы.
- Чего в лесу больше: елок или деревьев?
- Чего в огороде больше: овощей или картошки?
- Кого в детском саду больше: девочек или детей?
- Маша принесла нам мешок, давайте посмотрим, что в нем лежит.

Дети по очереди достают предмет из мешка и называют его.

- Ох, как много овощей и фруктов лежало в мешке.
- Давайте сложим овощи сложим в одну миску, а фрукты в другую.

Дети называют и сортируют овощи и фрукты.

- Молодцы, все мы с вами разложили.

Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?

Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.

Мой мизинчик, где ты был?

С безымянным – щи варил,

А со средним – кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

И конфетой угощал,

Правый же большой плясал

И на танец приглашал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так.

А мизинец стал играть,

Братьев слушать приглашать. (Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения)

Раз – два – три – четыре - пять!

Развитие мышления. Комбинаторика. Домики у зайчика

Цель : развитие комбинаторного мышления.

Материал : рабочий лист, карандаши.

- У зайчика есть два домика. Посмотрите, как зайчик решил раскрасить стены домиков.
- Посмотрим сначала на домик с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником.
- Мы поможем зайчику раскрасить стены домика, а для этого надо дорисовать фигуры так, чтобы они в строчках не повторялись. (Если дети не имеют представления о понятии "строчка", то педагог объясняет).

Педагог вместе с детьми делает первую строчку, чтобы им стала ясна суть задания.

Дети самостоятельно "раскрашивают" стены второго домика.

Развитие речи. Незаконченный рассказ "Кнопка"

Цель : развитие воображения, развитие речи.

Материалы : текст, который читаем детям вслух.

"Жила-была канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка противно хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот..."

Придумайте, что сделали бы вы, если бы были Кнопкой. Рассказ надо начинать так: "Я, Кнопка, придумала вот что..."

Подвижная игра. Зарядка – разминка

Дети встают в круг.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Медленные вращения головой)

Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)

Это мы, конечно, можем.

А теперь мы приседаем. (Приседаем)

Мы прекрасно понимаем –

Нужно ножки укреплять,

Раз, два, три, четыре, пять!

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. (Потягивания)

Прогнулись. (Наклоняемся вперед)

Формирование знаний об окружающем мире. Дни недели

Цель : формирование знаний о днях недели, формирование временных представлений.

Педагог с детьми хором повторяют дни недели, загибая при этом пальчики.

- Сколько всего дней недели? Как вы думаете, зачем нам надо знать названия дней недели?

Затем педагог спрашивает у каждого ребенка название дней недели и при необходимости помогает.

- А теперь, давайте, поиграем немного с днями недели! Если вчера была пятница, то сегодня...
- Перед четвергом была...
- Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
- Утром я пришла на работу, а вернусь домой...

Математика. Равенство и неравенство

Цель : продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков.

Материалы : миска с 5 кружочками и 5 квадратиками на каждого ребенка, знаки "равно" и "не равно", по 2 тарелки на каждого ребенка, кукла.

Давайте поможем кукле Маше разложить фигуры.

Положите на одну тарелку 2 круга, а на другую 3 квадрата. Какой знак надо поставить равно или неравно? (неравно) Почему? (Потому что 3 больше 2). Прочитайте запись. (Два неравно трем).

Таким же образом составляем еще 5 равенств или неравенств.

Пальчиковая гимнастика. Зверята

Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок").

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки

Цель : развитие графо-моторных функций.

Материал: рабочий лист (см. выше), карандаши.

Обведите волнистые линии.

Педагог задает домашнее задание детям.

Прощание

До свидания, до свидания приходите к нам еще,

До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

До свидания, до свидания – будем весело играть!

Холодова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лилей при УлГТУ № 45"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа подготовки детей к школе "Школа раннего развития"
Дата публикации: 03.04.2018
Раздел: начальное образование

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Лицей при УлГТУ № 45»

Программа

подготовки детей к школе

«Школа раннего развития»

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

город Ульяновск,

2018 год

Пояснительная записка

В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают

готовность

школьному

обучению

целостный

комплекс

образующих

Психологическая

готовность

р е бе н ка

н е о бход и м ы й

д о с т аточ н ы й

у р о в е н ь

психофизиологического

развития

освоения

школьной

программы,

определенный

интеллектуального

личностного

развития

ребенка. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе

образования.

обусловлено

адаптацией

предъявляет

первокласснику

довольно

требования.

дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения, у

него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает

как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и

познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен

элементарными

навыками

универсальных

действий

коммуникативными и речевыми компетенциями.

В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в

«Школе раннего развития». Занятия в «Школе раннего развития» проходят по

субботам для детей 5 – 6 летнего возраста воспитанников подготовительных групп

детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей, по различным

причинам не посещающих их.

Цели курса:

Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным

условиям;

Создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной

ступени на другую;

Развитие интереса, позитивного настроя на обучение в школе через построение

системы занятий.

Задачи:

Сохранение и укрепление здоровья;

Развитие личностных качеств;

Формирование ценностных установок и ориентаций;

Развитие творческой активности;

Формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Развитие коммуникативных умений;

Развитие умений действовать по правилам

Принципы построения программы:

Общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

Развитие творческой деятельности;

Развитие личностных компетенций;

Поддержка и сохранение здоровья;

Формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

Развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям

образования;

Сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

Систематичность и последовательность;

Вариантность и вариативность;

Доступность и достаточность;

Наглядность;

Разнообразие игровых и творческих заданий.

деятельность:

продуктивная,

творческая

деятельность;

конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования:

анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;

осуществление классификации; установление аналогии.

Подготовка

развивающий

характер;

допускает

дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных

отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование

ценностных

установок;

ориентирует

развитие

потенциальных

возможностей

ближайшего

развития;

обеспечивает

постепенный

непосредственности

произвольности;

организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные

деятельности;

творческой,

деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Основные направления работы:

Развитие внимания и памяти,

Развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев,

Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи,

Овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и

обратный,

множествами

предметов,

составом

пространственная ориентировка),

Развитие умственных способностей,

обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими),

Развитие социально - психологической готовности к школе (умение общаться,

слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими).

Программа «Школа раннего развития» предлагает систему адаптационных

следующих

курсов: «Занимательная

грамматика»,

«Развивай-ка»,

«Занимательная

математика» .

Адаптационные

организуются

следующую

временную

структуру:

занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-

минутным перерывом. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество

занятий – 84.

Учебный план

Количеств

часов

неделю

Количеств

часов

Занимательная грамматика

Занимательная математика

Развивай-ка

Всего

Программа

обучению

о суще ствляя

преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Структура программы.

Программа

определяет

которыми

должен овладеть

успешного

интеллектуального

социального

развития,

адаптации к школьному обучению. В ней выделяются три раздела,

отражающих

основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения.Вместе

выделение

разделов

программы

достаточно

особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач

идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Занимательная грамматика» обеспечивает обогащение активного

словаря ребенка, связной речи, совершенствование умения составлять рассказ по

картинке, формирование умений составлять описательный, повествовательный

рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке

к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка

к письму. Обучение проводится в течение 7 месяцев. В течение этого времени

ведется работа по развитию фонематического слуха детей: уделяется большое

внимание

различать

совершенствованию

речевого

аппарата

учащихся

выработке

отчетливого

достаточно

громкого

правильного

произношения слов, слогов, звуков. На занятиях дети учатся делить предложения

на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков

устанавливают

внимание

уделяется

развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Раздел

«Занимательная

математика» направлен

выделение

математических

характеристик

предметов

окружающего

последовательность,

пространственные

ориентировки

Подготовка

изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий,

изучаемых в начальной школе;

Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений,

составляющих основу формирования понятия числа;

Символическая пропедевтика - подготовка к оперированию знаками.

В процессе занятий дети сравнивают предметы, группируют их по общим

признакам, выделяют «лишние» предметы, устанавливают равночисленности двух

предметов

составления

первоклассников

формируются общие представления о сложении как объединении групп предметов

в одно целое, о вычитании как удалении части предметов из целого, развиваются

элементарные математические представления (соотношение предметов, цифры,

арифметические действия, временные характеристики и т.д.). Дети учатся решать

простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание с использованием

наглядного материала. Значительное место в программе отводится знакомству с

геометрическим

материалом:

прямоугольник,

треугольник,

четырехугольник,

круг; точка, отрезок,

ломаная линия, многоугольник, угол,

замкнутые и незамкнутые линии.

внимание

программе

уделяется

развитию

вариативного

образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют

различные

математические

придумывают

геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими

различные

варианты

обратному

пределах 10. Проводится работа с множествами предметов, над составом числа,

формируется пространственная ориентировка.

Раздел

«Развивай-ка». Одним

немаловажных

аспектов

развития

дошкольника

подготовки

является

развитие

моторики и координации движений пальцев рук. На занятиях для развития мелкой

моторики

используем

следующие

упражнения:

пальчиковую

гимнастику

физкультминутки,

пластилина,

аппликацию,

конструирование и моделирование, выполнение движений с мелкими предметами

(конструктор, перо,

завязывание веревочек, скатывание ниток, вата, вырезание

ножницами).

направлено

развитие

графической

деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр,

геометрических

способствует

формированию

которые можно объединить в несколько блоков:

Пространственная ориентировка;

Умение анализировать форму предмета и изображения;

развитие воображения;

освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Раздел «Занимательная грамматика».

Добуквенный период (8ч.)

Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Слово и предложение. Понятие

предложения.

предложения.

Составление

предложений

Деление слов на слоги. Ударение. Ударные и безударные слоги.

Буквенный период (20ч.)

Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Понятие буквы

согласные

Чистоговорки,

скороговорки,

артикуляцией.

особенности

построения.

Определение

сказочного

описанию

внешних признаков. Восстановление событий сказки по её началу. Разыгрывание

сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог.

Мимика, жесты. Сочинение рассказа по серии сюжетных картинок.

Раздел «Развивай-ка».

Штриховка (10ч.)

Понятие «штриховка». Вертикальные, горизонтальные, пунктирные линии.

Прямые, наклонные линии. Обводка и штриховка контуров, соединение линий и

фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением

В мире линий (18ч.)

Письмо по точкам. Строка и межстрочное пространство. Письмо прямых

наклонных линий. Прямая наклонная. Обведение по контуру предметов в рабочей

Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. Работа в рабочей строке слева

направо, вдоль строки. Предварительное конструирование предметов, данных в

полуовалов

закруглением внизу. Письмо длинной линии с петлёй вверху и внизу. Работа в

рабочей строке (дорисовывание

недостающих

элементов

предмета).

Предварительное

конструирование

предметов,

данных в рабочих строках.

Раздел «Занимательная математика».

Доцифровой период (8ч.)

Сравнение

предметов

Нахождение

различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету,

размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным

признакам.

Последовательность

выполнения

действий

сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве.

Понятия «больше, меньше, столько же», «длиннее – короче», «выше – ниже».

Цифровой период (15ч.)

Числа от 1 до 10. Число и цифра. Количественные отношения в натуральном

ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Приемы

отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Знакомство с задачей. Решение

простых задач с опорой на наглядность.

Геометрические фигуры (5ч.)

Геометрические

четырёхугольники

(прямоугольник,

квадрат),

треугольник,

Конструирование

геометрических

Последовательность

выполнения

практических

действий

ориентировкой на символ (геометрическую фигуру).

Тематическое планирование по разделу «Занимательная грамматика».

Тема занятия

Количество

Добуквенный период.

Развитие связной речи. Рассказ по картинке.

Слово и предложение.

Понятие предложения. Схема предложения.

Составление предложений по схеме.

Слог. Деление слов на слоги.

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Буквенный период.

Правильное

произношение

русского

Чистоговорки,

артикуляцией

Понятие буквы и звука. Скороговорки.

согласные

Гласные звуки [а], [о], [у]. Буквы А, а, О, о, У, у.

Детские потешки.

Гласные звуки [ы], [э], [и]. Буквы ы, Э, э, И, и.

Сказки, особенности их построения.

Звуки [р], [р

]. Буквы Р, р, Л, л. Сказка

«Гуси – лебеди».

]. Буквы Й, й. Определение сказочного

героя по описанию его внешних признаков.

Восстановление событий сказки по её началу.

Звуки [в], [в

]. Буквы В, в, Ф, ф. Сказка

«Лиса и волк».

Звуки [г], [г

]. Буквы Г, г, К, к. Сказка

«Колобок».

Звуки [д], [д

]. Буквы Г, г, К, к. Сказка

«Теремок».

Звуки [ж], [ш]. Буквы Ж, ж, Ш, ш. Составление

рассказа по серии сюжетных картинок.

Звуки [з], [з

]. Буквы З, з, С, с. Сказка

«Заячья избушка».

Звуки [э], [й

о]. Буквы Е, е, Ё, ё.

Составление

рассказа

сюжетных

картинок.

Звуки [у], [й

а]. Буквы Ю, ю, Я, я.

Буквы ь, ъ. Разыгрывание сказок по ролям с

и с п о л ь з о в а н и е м

с р е д с т в

я з ы к о в о й

выразительности.

Звуки [х], [х

], [ц]. Буквы Х, х, Ц, ц. Мимика,

]. Буквы Щ, щ, Ч, ч. Сказка «По

щучьему велению».

п у т е ш е с т в и е

Р а з ы г р ы в а н и е

с к а з о к

и с п о л ь з о в а н и е м

с р е д с т в

я з ы к о в о й

выразительности.

Тематическое планирование по разделу «Развивай-ка».

Тема занятия

Количество

часов

Дата

Штриховка.

Знакомство с понятием «штриховка». Правила

выполнения штриховки.

Выполнение рисунка по пунктирным линиям.

Аппликация

материала

засушенная

стружка) «На озере».

Штриховка вертикальными линиями.

Штриховка горизонтальными линиями.

Штриховка прямыми и наклонными линиями.

природного

материала

пластилин) «Птица».

штриховка

контуров, соединение

линий и фигур.

Рисование и раскрашивание узоров и бордюров

непрерывным движением руки.

Лепка из пластилина «Зоопарк».

В мире линий.

Письмо по точкам.

Строка и межстрочное пространство. Письмо

прямых наклонных линий. Прямая наклонная.

Обведение

предметов

надстрочные

подстрочные

Работа в рабочей строке слева направо, вдоль

строки. Предварительное конструирование

Лепка из пластилина «Корзина с овощами».

Письмо полуовалов.

Поделки из разного материала (бумага, песок,

крупы, сухие листья) «Подводное царство».

Письмо овалов и полуовалов.

природного

материала

пластилин) «Звери».

Письмо прямой линии с закруглением внизу.

Оригами из бумаги «Лягушка» или «Ворона».

Письмо прямой линии с закруглением вверху.

Письмо овалов и наклонных линий.

Конструирование из бросового материала (из

мелких коробков, пластиковых баночек, крупы,

ракушек, пластилина) «Сказочный замок»

Работа в рабочей строке (дорисовывание

недостающих элементов предмета).

Урок-игра. Предварительное конструирование

предметов, данных в рабочих строках.

Тематическое планирование по разделу «Занимательная математика».

Тема занятия

Количество

Доцифровой период.

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме.

Нахождение общих и различных признаков в

группе предметов.

Классификация предметов по цвету, размеру,

форме. Добавление своих предметов в данную

группу по определенным признакам.

Расположение

предметов

плоскости

пространстве.

Последовательность выполнения действий на

примере сказок, сюжетных картинок.

Понятия «больше, меньше, столько же»

Понятия «длиннее – короче».

Понятия « выше – ниже».

Цифровой период

Число и цифра 1.

Число и цифра 2.

Число и цифра 3.

Число и цифра 4.

Число и цифра 5.

Число и цифра 6.

Число и цифра 7.

Число и цифра 8.

Число и цифра 9.

Число и цифра 10.

Количественные

отношения

натуральном

ряду чисел в прямом и обратном порядке.

Порядковый счет предметов.

отсчитывания

присчитывания

одному, по два.

Знакомство с задачей. Решение простых задач

с опорой на наглядность.

Геометрические фигуры.

П р о с т ы е

г е о м е т р и ч е с к и е

ф и г у р ы:

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник).

Знакомство с треугольником.

Простые геометрические фигуры: круг, овал.

Конструирование из геометрических фигур.

Урок – игра. Последовательность выполнения

практиче ских

действий

ориентировкой

(геометрическую

Ожидаемые результаты реализации курса

К концу обучения дети должны знать:

русского

осознавать

основное

произносим, буквы пишем).

Различные виды штриховки, основные элементы букв.

Названия и последовательность чисел от 1 до 10.

Учащиеся должны уметь:

вычленять звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы;

определять ударный слог в слове;

вычленять слова из предложений;

выполнять разные виды штриховки: вертикально и горизонтально;

Правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку;

сравнивать предметы по размеру и форме;

расположение

предметов

В период обучения особое значение приобретают согласованные действия и

единство

требований

учащимся

воспитания

положительного отношения к учебе.

Дети получат возможность научиться использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для грамотного использования слов в речи;

Для правильного построения предложений;

Для составления небольших связных по смыслу текстов, рассказов;

Для применения счета на практике, в быту;

Для умения ориентироваться по клеточкам в тетради.

освоения

программы

обеспечиваются

достижения

обучающимися

следующих

личностных,

метапредметных

п р е д м е т н ы х

р е з у л ь т а т о в.

Личностные

мотивационные

коммуникативные,

формирование

самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к

школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные

знаково-символическое

моделирование

преобразование

объектов;

объектов

выделения

признаков

(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том

числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

сравнение

сопоставление;

выделение

различного;

осуществление

классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в

зависимости

конкретных

осознанное

произвольное

построение

речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному

сохранение

заданной

указанную

исправлять

указанию

взрослого;

осуществление

контроля

деятельности

результату;

адекватно

понимать

взрослого

сверстника.

Коммуникативные

овладение

определенными

вербальными

невербальными

средствами

эмоционально-позитивное

отношение

процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по

общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Литература

1. Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук.

Н. А. Федосова. Преемственность: программа по подготовке к школе детей

5- 7 лет. М. : Просвещение, 2014.

2. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. Подготовительные занятия к школе: рабочая

программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. Волгоград

Учитель,2014.

3. Н. Е. Вераксы. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

4. Н.Ю. Костылёва. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для

детей 6 -7 лет. М.: Просвещение, 2015.

5. О.В. Чистякова. Изучаем математику. М.: .Просвещение, 2014.

6. М.М. Безруких. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. –

М.: Дрофа,2014.

7. С.А. Есенина, Т.В. Шклярова. «Букварь». Пособие по обучению грамоте для

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».- М.: Грамотей,

8. Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры,

упражнения. Ярославль: Академия развития, 2013.

9. Н.В. Клюева, Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Практическое пособие.

10. Н. Ю. Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. Пособие "Приключения

будущих первоклассников. 120 развивающих заданий для дошкольников".

Издательство Ювента 2014.