Эдуард успенский смешные рассказы для детей. Такие разные произведения успенского Краткое содержание сказок эдуард успенский

Эдуард Успенский

Смешные рассказы для детей

© Успенский Э. Н., 2013

© Илл., Олейников И. Ю., 2013

© Илл., Павлова К. А., 2013

© ООО «Издательство АСТ», 2015

* * *

Про мальчика Яшу

Как мальчик Яша везде залезал

Мальчик Яша всегда любил везде лазать и во всё залезать. Как только приносили какой-нибудь чемодан или ящик, Яша сразу же в нём оказывался.

И во всякие мешки он залезал. И в шкафы. И под столы.

Мама часто говорила:

– Я боюсь, приду с ним на почту, он в какую-нибудь пустую посылку залезет, и его отправят в Кзыл-орду.

Очень ему за это попадало.

А потом Яша новую моду взял – стал отовсюду падать. Когда в доме раздавалось:

– Э-э! – все понимали, что Яша откуда-то упал. И чем громче было «э-э», тем больше была высота, с которой Яша летел. Например, мама слышит:

– Э-э! – значит, ничего страшного. Это Яша просто с табуретки свалился.

Если слышится:

– Э-э-э-э! – значит, дело очень серьёзное. Это уже Яша со стола шлёпнулся. Надо идти шишки у него осматривать. И в гостях Яша везде залезал, и даже в магазине на прилавки старался залезть.

Однажды папа сказал:

– Яша, если ты ещё куда-нибудь залезешь, я не знаю, что с тобой сделаю. Я тебя верёвками к пылесосу привяжу. И будешь ты повсюду с пылесосом ходить. И в магазин с мамой с пылесосом пойдёшь, и во дворе в песочек будешь играть к пылесосу привязанный.

Яша так испугался, что после этих слов целых полдня никуда не залезал.

А потом всё-таки залез к папе на стол и вместе с телефоном грохнулся. Папа взял и в самом деле его к пылесосу привязал.

Ходит Яша по дому, и пылесос за ним как собачка. И в магазин с мамой он с пылесосом идёт, и во дворе играет. Очень неудобно. Ни тебе на забор залезть, ни на велосипеде покататься.

Зато Яша научился пылесос включать. Теперь вместо «э-э» постоянно стало раздаваться «у-у».

Только мама сядет носочки для Яши вязать, как вдруг по всему дому – «у-у-у-у». Мама так и подпрыгивает.

Решили по-хорошему договориться. Яшу от пылесоса отвязали. А он обещал больше никуда не лазить. Папа сказал:

– В этот раз, Яша, я строже буду. Я тебя к табуретке привяжу. А табуретку гвоздями к полу приколочу. И будешь ты при табуретке жить, как собачка при будке.

Яша очень боялся такого наказания.

Но тут как раз очень замечательный случай подвернулся – купили новый шкаф.

Сначала Яша в шкаф залез. Он долго сидел в шкафу, лбом о стенки стукался. Это – интересное дело. Потом соскучился и вылез.

Он решил залезть на шкаф.

Яша подвинул к шкафу обеденный стол и влез на него. Но до крыши шкафа не достал.

Тогда он поставил на стол лёгкий стул. Залез на стол, потом на стул, потом на спинку стула и стал на шкаф перебираться. Наполовину уже перебрался.

И тут стул у него из-под ноги выскользнул и на пол упал. А Яша так и остался наполовину на шкафу, наполовину в воздухе.

Кое-как он на шкаф перелез и затих. Попробуй-ка скажи маме:

– Ой, мама, я на шкафу сижу!

Мама мигом его на табуретку переведёт. И будет он как собачка всю жизнь около табуретки жить.

Вот он сидит и молчит. Пять минут, десять минут, ещё пять минут. В общем, целый месяц почти. И Яша потихоньку начал плакать.

А мама слышит: что-то Яши не слышно.

А если Яши не слышно, значит, Яша что-то не то делает. Или спички жуёт, или в аквариум влез по колено, или Чебурашку на папиных бумагах рисует.

Мама стала в разные места поглядывать. И в чулан, и в детскую, и в папин кабинет. И везде порядок: папа работает, часы тикают. А если везде порядок, значит, с Яшей наверняка что-то трудное случилось. Что-то экстраординарное.

Мама кричит:

– Яша, где ты?

А Яша молчит.

– Яша, где ты?

А Яша молчит.

Тогда мама думать начала. Видит – стул на полу лежит. Видит – стол не на месте стоит. Видит – Яша на шкафу сидит.

Мама спрашивает:

– Ну что, Яша, ты теперь на шкафу всю жизнь будешь сидеть или вниз будем слезать?

Яша не хочет вниз. Он боится, что его к табуретке привяжут.

Он говорит:

– Не буду слезать.

Мама говорит:

– Ладно, давай живи на шкафу. Сейчас я тебе обед принесу.

Она принесла Яше суп в тарелке, ложку и хлеб, и маленький столик, и табуретку.

Яша на шкафу обедал.

Потом ему мама на шкаф горшок принесла. Яша на горшке сидел.

А чтобы ему попку вытереть, маме пришлось самой на стол вставать.

В это время к Яше два мальчика пришли в гости.

Мама спрашивает:

– Ну что, тебе Колю и Витю на шкаф подавать?

Яша говорит:

– Подавать.

И тут папа из своего кабинета не вытерпел:

– Сейчас я сам к нему в гости на шкаф приду. Да не один, а с ремешком. Снимайте его со шкафа немедленно.

Яшу со шкафа достали, и он говорит:

– Мама, я потому не слезал, что я табуретки боюсь. Меня папа обещал к табуретке привязать.

– Эх, Яша, – говорит мама, – ты ещё маленький. Шуток не понимаешь. Иди играй с ребятами.

А Яша шутки понимал.

Но он также понимал, что папа шутить не любит.

Он запросто может Яшу к табуретке привязать. И больше Яша никуда не залезал.

Как мальчик Яша плохо ел

Всем Яша был хорош, только плохо ел. Всё время с концертами. То мама ему поёт, то папа фокусы показывает. А он своё ладит:

– Не хочу.

Мама говорит:

– Яша, ешь кашу.

– Не хочу.

Папа говорит:

– Яша, пей сок!

– Не хочу.

Маме и папе надоело его каждый раз уговаривать. А тут ещё мама прочитала в одной учёной педагогической книге, что детей не надо уговаривать есть. Надо поставить перед ними тарелку каши и ждать, когда они сами проголодаются и всё съедят.

Ставили, ставили перед Яшей тарелки, а он не ест и не ест ничего. Ни котлеты не ест, ни суп, ни кашу. Стал худенький и дохленький, как соломинка.

– Яша, ешь кашу!

– Не хочу.

– Яша, ешь супик!

– Не хочу.

Раньше на нём штанишки с трудом застёгивались, а теперь он в них совсем свободно болтался. Можно было в эти штанишки ещё одного Яшу запустить.

И вот однажды подул сильный ветер.

А Яша на участке играл. Был он очень лёгонький, и ветер его по участку покатил. Докатил до забора из проволочной сетки. И там Яша застрял.

Так и сидел он, прижатый к забору ветром, целый час.

Мама зовёт:

– Яша, где ты? Иди домой с супом мучаться.

А он не идёт. Его и не слышно даже. Он не только сам стал дохленький, но и голосок у него стал дохленький. Ничего не слышно, что он там пищит.

А он пищит:

– Мама, забери меня от забора!

Мама стала беспокоиться – куда это Яша делся? Где его искать? Не видно Яшу и не слышно.

Папа так сказал:

– Я думаю, нашего Яшу куда-нибудь ветром откатило. Давай, мама, мы кастрюлю с супом вынесем на крыльцо. Ветер подует и запах супа к Яше принесёт. На этот вкусный запах он и приползёт.

Так и сделали. Вынесли кастрюлю с супом на крыльцо. Ветер запах к Яше понёс.

Яша, как учуял запах вкусного супа, сразу на запах пополз. Потому что замёрз, много сил потерял.

Полз он, полз, полчаса полз. Но цели достиг. Пришёл он на кухню к маме и как съест сразу целую кастрюлю супу! Как съест сразу три котлеты! Как выпьет три стакана компота!

Мама была поражена. Она даже не знала: радоваться ей или огорчаться. Она говорит:

– Яша, если ты каждый день так будешь есть, у меня еды не хватит.

Яша её успокоил:

– Нет, мама, я не бубу так много каждый день есть. Это я прошлые ошибки исправляю. Я бубу, как все дети, хорошо есть. Я бубу совсем другой мальчик.

Хотел сказать «буду», а у него получалось «бубу». Знаете почему? Потому что рот у него был забит яблоком. Он никак остановиться не мог.

С тех пор Яша всё ел хорошо.

Кок мальчик Яша всё себе в рот запихивал

Была у мальчика Яши такая странная привычка: что ни увидит – сразу к себе в рот тащит. Увидит пуговицу – в рот. Увидит денежку грязную – в рот. Увидит, гайка на земле валяется – тоже старается её в рот запихнуть.

– Яша, это же очень вредно! А ну выплюни эту железку.

Яша спорит, выплёвывать не хочет. Приходится у него всё это изо рта силой выковыривать. Дома стали всё от Яши прятать.

И пуговицы, и напёрстки, и игрушки мелкие, и зажигалки даже. Просто нечего стало человеку в рот запихнуть.

А как быть на улице? На улице всё не уберёшь…

И вот когда Яша приходит, папа берёт пинцет и всё у Яши изо рта вынимает:

– Пуговица от пальто – раз.

– Пробка от пива – два.

Мальчик Яша всегда любил везде лазать и во всё залезать. Как только приносили какой-нибудь чемодан или ящик, Яша сразу же в нём оказывался.

И во всякие мешки он залезал. И в шкафы. И под столы.

Мама часто говорила:

– Я боюсь, приду с ним на почту, он в какую-нибудь пустую посылку залезет, и его отправят в Кзыл-орду.

Очень ему за это попадало.

А потом Яша новую моду взял – стал отовсюду падать. Когда в доме раздавалось:

– Э-э! – все понимали, что Яша откуда-то упал. И чем громче было «э-э», тем больше была высота, с которой Яша летел. Например, мама слышит:

– Э-э! – значит, ничего страшного. Это Яша просто с табуретки свалился.

Если слышится:

– Э-э-э-э! – значит, дело очень серьёзное. Это уже Яша со стола шлёпнулся. Надо идти шишки у него осматривать. И в гостях Яша везде залезал, и даже в магазине на прилавки старался залезть.

Однажды папа сказал:

– Яша, если ты ещё куда-нибудь залезешь, я не знаю, что с тобой сделаю. Я тебя верёвками к пылесосу привяжу. И будешь ты повсюду с пылесосом ходить. И в магазин с мамой с пылесосом пойдёшь, и во дворе в песочек будешь играть к пылесосу привязанный.

Яша так испугался, что после этих слов целых полдня никуда не залезал.

А потом всё-таки залез к папе на стол и вместе с телефоном грохнулся. Папа взял и в самом деле его к пылесосу привязал.

Ходит Яша по дому, и пылесос за ним как собачка. И в магазин с мамой он с пылесосом идёт, и во дворе играет. Очень неудобно. Ни тебе на забор залезть, ни на велосипеде покататься.

Зато Яша научился пылесос включать. Теперь вместо «э-э» постоянно стало раздаваться «у-у».

Только мама сядет носочки для Яши вязать, как вдруг по всему дому – «у-у-у-у». Мама так и подпрыгивает.

Решили по-хорошему договориться. Яшу от пылесоса отвязали. А он обещал больше никуда не лазить. Папа сказал:

– В этот раз, Яша, я строже буду. Я тебя к табуретке привяжу. А табуретку гвоздями к полу приколочу. И будешь ты при табуретке жить, как собачка при будке.

Яша очень боялся такого наказания.

Но тут как раз очень замечательный случай подвернулся – купили новый шкаф.

Сначала Яша в шкаф залез. Он долго сидел в шкафу, лбом о стенки стукался. Это – интересное дело. Потом соскучился и вылез.

Он решил залезть на шкаф.

Яша подвинул к шкафу обеденный стол и влез на него. Но до крыши шкафа не достал.

Тогда он поставил на стол лёгкий стул. Залез на стол, потом на стул, потом на спинку стула и стал на шкаф перебираться. Наполовину уже перебрался.

И тут стул у него из-под ноги выскользнул и на пол упал. А Яша так и остался наполовину на шкафу, наполовину в воздухе.

Кое-как он на шкаф перелез и затих. Попробуй-ка скажи маме:

– Ой, мама, я на шкафу сижу!

Мама мигом его на табуретку переведёт. И будет он как собачка всю жизнь около табуретки жить.

Вот он сидит и молчит. Пять минут, десять минут, ещё пять минут. В общем, целый месяц почти. И Яша потихоньку начал плакать.

А мама слышит: что-то Яши не слышно.

А если Яши не слышно, значит, Яша что-то не то делает. Или спички жуёт, или в аквариум влез по колено, или Чебурашку на папиных бумагах рисует.

Мама стала в разные места поглядывать. И в чулан, и в детскую, и в папин кабинет. И везде порядок: папа работает, часы тикают. А если везде порядок, значит, с Яшей наверняка что-то трудное случилось. Что-то экстраординарное.

Мама кричит:

– Яша, где ты?

А Яша молчит.

– Яша, где ты?

А Яша молчит.

Тогда мама думать начала. Видит – стул на полу лежит. Видит – стол не на месте стоит. Видит – Яша на шкафу сидит.

Мама спрашивает:

– Ну что, Яша, ты теперь на шкафу всю жизнь будешь сидеть или вниз будем слезать?

Яша не хочет вниз. Он боится, что его к табуретке привяжут.

Он говорит:

– Не буду слезать.

Мама говорит:

– Ладно, давай живи на шкафу. Сейчас я тебе обед принесу.

Она принесла Яше суп в тарелке, ложку и хлеб, и маленький столик, и табуретку.

Яша на шкафу обедал.

Потом ему мама на шкаф горшок принесла. Яша на горшке сидел.

А чтобы ему попку вытереть, маме пришлось самой на стол вставать.

В это время к Яше два мальчика пришли в гости.

Мама спрашивает:

– Ну что, тебе Колю и Витю на шкаф подавать?

Яша говорит:

– Подавать.

И тут папа из своего кабинета не вытерпел:

– Сейчас я сам к нему в гости на шкаф приду. Да не один, а с ремешком. Снимайте его со шкафа немедленно.

Яшу со шкафа достали, и он говорит:

– Мама, я потому не слезал, что я табуретки боюсь. Меня папа обещал к табуретке привязать.

– Эх, Яша, – говорит мама, – ты ещё маленький. Шуток не понимаешь. Иди играй с ребятами.

А Яша шутки понимал.

Но он также понимал, что папа шутить не любит.

Он запросто может Яшу к табуретке привязать. И больше Яша никуда не залезал.

Как мальчик Яша плохо ел

Всем Яша был хорош, только плохо ел. Всё время с концертами. То мама ему поёт, то папа фокусы показывает. А он своё ладит:

– Не хочу.

Мама говорит:

– Яша, ешь кашу.

– Не хочу.

Папа говорит:

– Яша, пей сок!

– Не хочу.

Маме и папе надоело его каждый раз уговаривать. А тут ещё мама прочитала в одной учёной педагогической книге, что детей не надо уговаривать есть. Надо поставить перед ними тарелку каши и ждать, когда они сами проголодаются и всё съедят.

Ставили, ставили перед Яшей тарелки, а он не ест и не ест ничего. Ни котлеты не ест, ни суп, ни кашу. Стал худенький и дохленький, как соломинка.

– Яша, ешь кашу!

– Не хочу.

– Яша, ешь супик!

– Не хочу.

Раньше на нём штанишки с трудом застёгивались, а теперь он в них совсем свободно болтался. Можно было в эти штанишки ещё одного Яшу запустить.

И вот однажды подул сильный ветер.

А Яша на участке играл. Был он очень лёгонький, и ветер его по участку покатил. Докатил до забора из проволочной сетки. И там Яша застрял.

Так и сидел он, прижатый к забору ветром, целый час.

Мама зовёт:

– Яша, где ты? Иди домой с супом мучаться.

А он не идёт. Его и не слышно даже. Он не только сам стал дохленький, но и голосок у него стал дохленький. Ничего не слышно, что он там пищит.

А он пищит:

– Мама, забери меня от забора!

Мама стала беспокоиться – куда это Яша делся? Где его искать? Не видно Яшу и не слышно.

Папа так сказал:

– Я думаю, нашего Яшу куда-нибудь ветром откатило. Давай, мама, мы кастрюлю с супом вынесем на крыльцо. Ветер подует и запах супа к Яше принесёт. На этот вкусный запах он и приползёт.

Много неожиданных составляющих впитывают себя сказки Успенского. Кроме щедро разлитого в них инженерного смысла, тут находят место и популярные животрепещущие вопросы сегодняшнего времени. По другому говоря, присутствует "подлинная" публицистика в том виде, в котором она может быть доставлена до детского сознания. Умно, смешно и по-детски создана фигура начальника из знаменитого рассказа Успенского, который заправляет выдачей цемента для стройки своим друзьям Гены и Чебурашки.

У начальника существует правило: все делать нужно наполовину. Спросите почему? "Если я, - говорит он, - всегда и всё буду делать до самого конца и постоянно всем все разрешать, то обязательно про меня могут сказать, что я необыкновенно добрый и каждый у меня регулярно делает что хочет. Ну а если же я вообще ничего не буду совершать и никому никогда ничего не разрешать делать, то про меня точно скажут, что я постоянно бью баклуши и всем мешаю. А так ведь про меня никто никогда ничего ужасного не скажет". И в практически полном соответствии с собственной парадигмой наш герой всегда разрешает выдать своим друзьям половину требуемого им для переноски - то есть половину машины. А вспомнив, что половина грузовика не поедет, он быстренько дает грузовик только на половину пути...

Нет, не побуждают ребят рассказы Успенского смотреть на окружающий мир сквозь розовые стекла. Они всегда побуждают переносить все доступное им в русло любви и доброты. Рассказывая об одной из своих повестей, писатель заметил: "В новой книжке добры абсолютно все. Если регулярно говорить детям о плохих сторонах жизни, им обязательно покажется, что мир вообще ужасный и плохой. А я всегда хочу подарить им понятие веселого и хорошего мира!"

Каждый россиянин Вам скажет, что все повести, рассказы и сказки Эдуарда Успенского, читать которые вы можете на нашем сайте, замечательного детского писателя с техническим образованием и с доброй душой забавного сказочника, - подарок ребяткам, теплый и добрый.

Вступление, или Почти начало Однажды в третий класс, в котором училась Маша, пришёл лектор. Он был пожилого возраста, старше тридцати, такой, ничего себе, в сером костюме, и сразу сказал: - Здравствуйте, меня зовут профессор Баринов. Сейчас мы все возьмём ручки и напишем сочинение: «Что бы я сделал, если бы я был председатель горсовета». Понятно? Ребята во главе со старостой Киселёвым вытаращили глаза и...

Глава первая ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы. Целыми днями он купался в речке и загорал. По вечерам он забирался на печку, смотрел, как бабушка прядёт свою пряжу, и слушал её волшебные сказки. - А у нас в Москве все сейчас вяжут, - говорил мальчик бабушке. - Ничего, - отвечала та, - скоро и прясть...

Глава 1. Начало дачного сезона В подмосковном округе Опалиха есть деревня Дорохово, а рядом дачный посёлок Лётчик. Каждый год в одно и то же время из Москвы на дачу переезжает одна семья – мама и дочка. Папа приезжает редко, ведь недаром посёлок называется «Лётчик». Маму зовут Света, дочку Таня. Каждый раз, прежде чем переехать, они перевозят на дачу необходимые вещи. И в этот год, как всегда, на ту...

Глава первая ПРИЕЗД ХОЛОДИЛИНА В ясный солнечный день в квартиру привезли холодильник. Деловые и сердитые грузчики внесли его на кухню и сразу же ушли вместе с хозяйкой. И тихо-тихо стало кругом. Вдруг сквозь щель облицовочной решётки из холодильника выбрался на пол маленький человечек несколько странного вида. За спиной у него висел газовый баллончик, как у аквалангистов, а на руках и ногах были...

Глава первая ПИСЬМО ИЗ ГОЛЛАНДИИ Это началось ранней теплой желтой осенью в самом начале учебного года. На большой перемене в класс, в котором учился Рома Рогов, вошла классная руководительница Людмила Михайловна. Она сказала: - Ребята! У нас случилась большая радость. Наш директор школы вернулся из Голландии. Он хочет с вами поговорить. В класс вошел директор школы Петр Сергеевич...

Глава первая. Дядя Федор собирается учиться Время в Простоквашино медленно, но неуклонно шло в сторону увеличения: год прибавлялся к другому, а не наоборот. И скоро дяде Федору исполнилось шесть. - Дядя Федор, - сказала мама, - а ведь тебе пора в школу идти. Так что мы заберем тебя в город. - Почему в город? - вмешался кот Матроскин. - У нас в соседнем селе...

Часть первая. ПРИЕЗД В ПРОСТОКВАШИНО Глава первая ДЯДЯ ФЁДОР У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие - папа и мама. И всё было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких...

Однажды Шарик прибежал домой и к дяде Федору: - Дядя Федор, вот ты скажи, возможен у нас на селе военный переворот? - А почему ты меня об этом спрашиваешь? - Потому, что все об этом говорят. Что это такое «военный переворот»? - Это такая ситуация, - говорит дядя Федор, - когда всю власть берут военные. - А как? - Очень просто. Везде вводятся военные посты. На заводе, в...

Много неожиданных составляющих впитывают себя сказки Успенского. Кроме щедро разлитого в них инженерного смысла, тут находят место и популярные животрепещущие вопросы сегодняшнего времени. По другому говоря, присутствует "подлинная" публицистика в том виде, в котором она может быть доставлена до детского сознания. Умно, смешно и по-детски создана фигура начальника из знаменитого рассказа Успенского, который заправляет выдачей цемента для стройки своим друзьям Гены и Чебурашки.

У начальника существует правило: все делать нужно наполовину. Спросите почему? "Если я, - говорит он, - всегда и всё буду делать до самого конца и постоянно всем все разрешать, то обязательно про меня могут сказать, что я необыкновенно добрый и каждый у меня регулярно делает что хочет. Ну а если же я вообще ничего не буду совершать и никому никогда ничего не разрешать делать, то про меня точно скажут, что я постоянно бью баклуши и всем мешаю. А так ведь про меня никто никогда ничего ужасного не скажет". И в практически полном соответствии с собственной парадигмой наш герой всегда разрешает выдать своим друзьям половину требуемого им для переноски - то есть половину машины. А вспомнив, что половина грузовика не поедет, он быстренько дает грузовик только на половину пути...

Нет, не побуждают ребят рассказы Успенского смотреть на окружающий мир сквозь розовые стекла. Они всегда побуждают переносить все доступное им в русло любви и доброты. Рассказывая об одной из своих повестей, писатель заметил: "В новой книжке добры абсолютно все. Если регулярно говорить детям о плохих сторонах жизни, им обязательно покажется, что мир вообще ужасный и плохой. А я всегда хочу подарить им понятие веселого и хорошего мира!"

Каждый россиянин Вам скажет, что все повести, рассказы и сказки Эдуарда Успенского, читать которые вы можете на нашем сайте, замечательного детского писателя с техническим образованием и с доброй душой забавного сказочника, - подарок ребяткам, теплый и добрый.

Вступление, или Почти начало Однажды в третий класс, в котором училась Маша, пришёл лектор. Он был пожилого возраста, старше тридцати, такой, ничего себе, в сером костюме, и сразу сказал: - Здравствуйте, меня зовут профессор Баринов. Сейчас мы все возьмём ручки и напишем сочинение: «Что бы я сделал, если бы я был председатель горсовета». Понятно? Ребята во главе со старостой Киселёвым вытаращили глаза и...

Глава первая ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы. Целыми днями он купался в речке и загорал. По вечерам он забирался на печку, смотрел, как бабушка прядёт свою пряжу, и слушал её волшебные сказки. - А у нас в Москве все сейчас вяжут, - говорил мальчик бабушке. - Ничего, - отвечала та, - скоро и прясть...

Глава 1. Начало дачного сезона В подмосковном округе Опалиха есть деревня Дорохово, а рядом дачный посёлок Лётчик. Каждый год в одно и то же время из Москвы на дачу переезжает одна семья – мама и дочка. Папа приезжает редко, ведь недаром посёлок называется «Лётчик». Маму зовут Света, дочку Таня. Каждый раз, прежде чем переехать, они перевозят на дачу необходимые вещи. И в этот год, как всегда, на ту...

Глава первая ПРИЕЗД ХОЛОДИЛИНА В ясный солнечный день в квартиру привезли холодильник. Деловые и сердитые грузчики внесли его на кухню и сразу же ушли вместе с хозяйкой. И тихо-тихо стало кругом. Вдруг сквозь щель облицовочной решётки из холодильника выбрался на пол маленький человечек несколько странного вида. За спиной у него висел газовый баллончик, как у аквалангистов, а на руках и ногах были...

Глава первая ПИСЬМО ИЗ ГОЛЛАНДИИ Это началось ранней теплой желтой осенью в самом начале учебного года. На большой перемене в класс, в котором учился Рома Рогов, вошла классная руководительница Людмила Михайловна. Она сказала: - Ребята! У нас случилась большая радость. Наш директор школы вернулся из Голландии. Он хочет с вами поговорить. В класс вошел директор школы Петр Сергеевич...

Глава первая. Дядя Федор собирается учиться Время в Простоквашино медленно, но неуклонно шло в сторону увеличения: год прибавлялся к другому, а не наоборот. И скоро дяде Федору исполнилось шесть. - Дядя Федор, - сказала мама, - а ведь тебе пора в школу идти. Так что мы заберем тебя в город. - Почему в город? - вмешался кот Матроскин. - У нас в соседнем селе...

Часть первая. ПРИЕЗД В ПРОСТОКВАШИНО Глава первая ДЯДЯ ФЁДОР У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие - папа и мама. И всё было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких...

Однажды Шарик прибежал домой и к дяде Федору: - Дядя Федор, вот ты скажи, возможен у нас на селе военный переворот? - А почему ты меня об этом спрашиваешь? - Потому, что все об этом говорят. Что это такое «военный переворот»? - Это такая ситуация, - говорит дядя Федор, - когда всю власть берут военные. - А как? - Очень просто. Везде вводятся военные посты. На заводе, в...

22.12.1937, г. Егорьевск, Московская обл. - 14.08.2018, д. Пучково, Московская обл.
русский писатель

У маленького Эдика был Чебурашка. Игрушка такая, плюшевая. Уши большие, хвост пуговкой. Не поймёшь - не то медведь, не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь.
Когда Эдик был несмышлёным ребёнком, он в этого Чебурашку играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого зверя. Другие дела у человека появились. Например, надо было срочно вырыть широкий и длинный подснежный ход в стан «неприятеля». Или подкараулить во дворе какую-нибудь «неопасную» старушку и напугать её взорвавшимся пистоном.
Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не хватало. Потому Эдик и учился плохо. А чтобы родители не очень ругали, осваивал одно важное и нужное искусство. Как двойки из дневника срезать. Незаметно так, бритвочкой.
Нет, Эдик вовсе не собирался всю жизнь оставаться двоечником. В глубине души он лелеял мечту - стать министром или академиком. На худой конец, очень удачливым золотоискателем!
Поскольку академиков-двоечников не бывает, Эдик всё время собирался «рвануть» - с понедельника начать хорошо учиться. Но «рвануть» всё никак не получалось.
Выручил школьника Успенского случай. Как-то раз мальчишка не слишком обдуманно прыгнул с крыши. И в результате попал со сломанной ногой в больницу. Делать там было нечего, вот он и попросил родителей принести ему разные книги и, к изумлению окружающих, начал заниматься. Да так упорно, что смог впоследствии и школу хорошо закончить, и в авиационный институт поступить, и даже стать инженером.
Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Инженер из него получился деятельный, но бестолковый. Эдуард Николаевич подумал-подумал… и стал взрослым юмористом. А потом так же быстро переквалифицировался в детского писателя.
Помог ему и в этот раз случай.
Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал разные интересные книжки. Потом все интересные книжки неожиданно кончились, скучные отряд слушать не захотел, и Успенскому ничего не оставалось, как самому начать выдумывать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом» . Фраза такая у него в голове вертелась.
И вдруг…
И вдруг из-за угла показались два длинных носа - ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк. Хлопнула дверь телефонной будки, и оттуда выбрался непонятный плюшевый зверь. «Это же Чебурашка!» - догадался Успенский. И стал рассказывать свою знаменитую сказку.
История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям. Но почему-то совсем не понравилась взрослым начальникам. «У Чебурашки нет Родины!» - восклицали они. «И вообще неизвестно, что это за фрукт (то есть, простите, зверь)!»
Несмотря ни на что книжку всё-таки напечатали. А потом появилось другое, не менее знаменитое сочинение - «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Но многочисленные читатели рано радовались. Потому что взрослые дяди и тёти однажды решили вовсе не издавать книг Эдуарда Успенского (бумаги, что ли, на всех не хватало?). Зато они почему-то разрешили снять по ним несколько мультфильмов (сами, наверное, вечерами мультики с внуками смотрели).
А Успенский всё равно продолжал сочинять. Не только стихи и сказки, но ещё и пьесы, киносценарии; вёл передачи на радио и телевидении. Конечно, «Радионяню» и «АБВГДейку» помнят сейчас разве что папы и мамы или даже бабушки с дедушками, зато у программы «В нашу гавань заходили корабли», которую Эдуард Николаевич придумал и ведёт уже двадцать лет, огромное количество вполне юных поклонников.
Но что там теле- и радиопередачи! Однажды Успенский целое книжное издательство придумал - «Самовар» называется. У Эдуарда Николаевича вообще много всяких идей. Вот, например, сейчас он мечтает о собственной мультипликационной студии и о настоящем Диснейленде в городе Анапе. Там обязательно будут джунгли с крокодилом Геной, горки «Голубой вагон» и ещё много-много всего, а называться он будет «Успенский-парк».
А как же книги? С ними у писателя полный порядок. Эдуард Николаевич пишет и издаёт их с завидным постоянством. Так что компания его литературных героев всё время прирастает. Недавно там появилась девочка со странным именем Макша и гуттаперчевый мальчик Гевейчик.
Как хороший отец, Эдуард Успенский присматривает за своим обширным семейством и всегда точно знает, что с кем происходит и кто где путешествует. Например,«финны обожают Дядю Фёдора, в Америке фаворитка - старуха Шапокляк. В неё там влюблены все. Ну а японцы просто помешались на Чебурашке…» Кто будет следующим героем? На этот вопрос может ответить только сам писатель. Но он не очень любит отвечать на такие вопросы. Ему вообще не нравятся всякие интервью.
Что он по-настоящему любит, так это, уехав подальше из города, запереться в своём доме, чтобы никто не мешал, и писать, писать, писать…

Надежда Воронова, Ирина Казюлькина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Э.Н.УСПЕНСКОГО

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ГЕРОЕВ, ПОВЕСТЕЙ, РАССКАЗОВ, СТИХОТВОРЕНИЙ И ПЬЕС: в 10 т. / Эдуард Успенский. - Санкт-Петербург: Комета, 1993-1994.
Вот уже двадцать лет прошло с тех пор, как вышло это первое собрание сочинений Эдуарда Успенского. За прошедшие годы автор написал немало новых книжек, так что давно настало время для следующего, более обширного издания.

ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ: [пьесы] / Эдуард Успенский; предисловие Б. Голдовского; иллюстрации М. Белова. - Москва: Искусство, 1990. - 175 с. : ил.
Герои сказок Эдуарда Николаевича Успенского живут не только на страницах книг и в мультфильмах, но и на подмостках кукольных театров, для которых автор специально переделал свои повести в пьесы. В этом сборнике таких пьес ровно семь: «Отпуск Крокодила Гены», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Гарантийные человечки», «Про Веру и Анфису», «Следствие ведут Колобки», «Девочка-учительница» (по книге «Меховой интернат») и «Жуткий господин Ау» (по книге Ханну Мякеля «Господин Ау»).

- Чебурашка, Крокодил Гена, их друзья и враги -

ВСЕ СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ ПРО ЧЕБУРАШКУ: [повести-сказки] / Эдуард Успенский. - Москва: Астрель, 2012. - 544 с. : ил.
«Наши герои не торопясь шли по улице. Им было очень приятно идти и разговаривать.
Но вдруг раздалось: б-б-бум! - и что-то пребольно стукнуло крокодила по голове.
- Это не ты? - спросил Гена у Чебурашки…
В это время снова послышалось: б-б-бум! - и что-то пребольно стукнуло самого Чебурашку.
Что бы это могло быть?»
А действительно, что бы это могло быть? Или, точнее, кто бы это мог быть? Вы, случайно, не догадались?
Между прочим, герои сказки Успенского известны не только нашим читателям. В Швеции, например, целый журнал издавался - «Крокодил Гена и Чебурашка».

ВСЁ О ЧЕБУРАШКЕ И КРОКОДИЛЕ ГЕНЕ: повести-сказки и сказочные истории / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ, 2006. - 527 с. : ил.
КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ: в 2 кн. / Эдуард Успенский; рисунки С. Бордюга, Н. Трепенок. - Москва: Планета детства, 2008. - (Читаем дома и в детском саду. 5 лет).

ЧЕБУРАШКА ЕДЕТ В СОЧИ НА ПОИСКИ СТАРУХИ ШАПОКЛЯК: [повести-сказки] / Эдуард Успенский; [худож. М. Зотова и др.] . - Москва: Планета детства, 2010. - 127 с. : ил.

- Простоквашино и его обитатели -

ВСЕ ИСТОРИИ О ПРОСТОКВАШИНО, ИЛИ ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 784 с. : ил.
Эх, зря родители ничейного кота из дома выгнали! Вот пришли они однажды с работы, а на столе записка:
«Папа и мама!
Я вас очень люблю… И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить… Я уезжаю в деревню и буду там жить… А в школу мне ещё не скоро. Только на будущий год.
До свиданья.
Ваш сын - Дядя Фёдор» .
Что было дальше, вы и без нас знаете. Мультики про Простоквашино все, разумеется, смотрели. Однако мультики мультиками, но ведь после них Эдуард Николаевич придумал ещё много всяких историй из жизни деревни Простоквашино.

ВСЁ ПРОСТОКВАШИНО: сказочные повести и рассказы / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ, 2005. - 672 с. : ил.

ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ: [сказки] / Эдуард Успенский; художник О. Боголюбова. - Москва: Астрель, 2012. - 200 с. : ил.

ДЯДЯ ФЁДОР ИДЁТ В ШКОЛУ, ИЛИ НЭНСИ ИЗ ИНТЕРНЕТА В ПРОСТОКВАШИНО: [повесть-сказка] / Эдуард Успенский. - Санкт-Петербург: Мир ребёнка, 1999. - 95 с. : ил.

ТРОЕ В ПРОСТОКВАШИНО / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ: Астрель: Харвест, 2010. - 48 с. : ил. - (Союзмультфильм представляет).

КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 48 с. : ил. - (Союзмультфильм представляет).

ПРОИСШЕСТВИЯ В ПРОСТОКВАШИНО, ИЛИ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПОЧТАЛЬОНА ПЕЧКИНА: сказочные повести / Эдуард Успенский; художник О. Боголюбова. - Москва: Астрель: АСТ, 2009. - 63 с. : ил.

САМЫЕ НОВЫЕ ИСТОРИИ О ПРОСТОКВАШИНО: [сказочные повести] / Эдуард Успенский. - Москва: Планета детства, 2011. - 479 с. : ил.

ТЁТЯ ДЯДИ ФЁДОРА, ИЛИ ПОБЕГ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО: повесть-сказка / Эдуард Успенский. - Москва: Оникс, 2001. - 120 с. : ил. - (Любимая книжка).
Тётя дяди Фёдора была женщиной серьёзной, военизированной. Недаром тридцать лет в армии прослужила. Теперь вот в запас ушла и решила воспитанием племянника, дяди Фёдора, вплотную заняться. А заодно и жизнь в Простоквашине по-новому организовать…

- Такие разные герои! -

ВНИЗ ПО ВОЛШЕБНОЙ РЕКЕ: [повесть-сказка] / Эдуард Успенский; рисунки Ольги Ионайтис. - Москва: Планета детства, 2009. - 129 с. : ил. - (Семейная библиотека).
Однажды летом поехал мальчик Митя к бабушкам погостить в деревню. Одна бабушка оказалась самой обыкновенной, а другая - настоящей сказочной Бабой-Ягой. Только на редкость доброй.

ВСЁ О ЖАБ ЖАБЫЧЕ / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ, 2007. - 272 с. : ил.
Когда Эдуарда Успенского спросили, кто такой Жаб Жабыч, он ответил: «В биологической лаборатории засунули в прибор лягушку, а когда снимали электроэнцефалограмму, то сознание старшего научного сотрудника перешло на неё. И она стала думающей лягушкой. Немедленно сбежала из института, пришла в одну семью и сказала: “Я туда обратно не вернусь. Буду жить у вас!” “Что же ты будешь делать?” - спросили её. “Я буду дом охранять!” - “Каким способом?” - “А я буду в милицию звонить, если грабители придут”» .

ГАРАНТИЙНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ: [сказочная повесть] / Эдуард Успенский; художник В. Дмитрюк. - Москва: Планета детства, 2011. - 159 с. : ил.
Если ваши родители привезли домой телевизор или, допустим, новый холодильник, знайте, что вместе с ним к вам приехал крошечный гарантийный человечек. Только не пытайтесь его найти. Гарантийным строго-настрого наказано детям на глаза не попадаться.

ГАРАНТИЙНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ: [сказочная повесть] / Эдуард Успенский; художник В. Дмитрюк. - Москва: Планета детства, 2011. - 110 с. : ил.
У каждого уважающего себя гарантийного человечка есть своё главное дело: у Холодилина - это холодильник, у Шпульки - швейная машинка, у Пылесосина - пылесос. Правда, на этот раз дело у них общее. Им предстоит объединить свои силы против страшного врага, чтобы спасти и себя, и всё человечество.

25 ПРОФЕССИЙ МАШИ ФИЛИПЕНКО: повесть / Эдуард Успенский. - Москва: АСТ: Астрель, 2006. - 222 с. : ил. - (Любимое чтение).
У третьеклассницы Маши столько профессий, потому что её пригласили работать «улучшательницей» - своими «незамутнёнными мозгами» она улучшает дела там, где взрослые довели их «до ручки»: в сельском хозяйстве, в овощном магазине, в троллейбусном парке…

ИСТОРИИ ПРО МАЛЬЧИКА ЯШУ / Эдуард Успенский. - Москва: Омега, 2006. - 48 с. : ил.
Яша «всегда любил везде лазать и во всё залезать» , «везде рисовал» , «любил ходить по лужам» , «плохо ел» , «всё себе в рот запихивал» . В общем, самый обыкновенный мальчик.

ИСТОРИЯ ПРО ГЕВЕЙЧИКА, ГУТТАПЕРЧЕВОГО ЧЕЛОВЕЧКА / Эдуард Успенский; [художник Г. Соколов]. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 159 с. : ил.
Сначала Гале подарили удивительную игрушку - маленького каучукового мальчика Гевейчика. Потом вдруг появились кошачий бог Ассириус и привидение из пиратского сундука и, наконец, прилетела сорока Зойка, весьма уважаемый педагог. Вот тогда-то всё и началось!

ИСТОРИЯ ПРО ДЕВОЧКУ СО СТРАННЫМ ИМЕНЕМ / Эдуард Успенский; художник И. Панков. - Москва: АСТ, 2009. - 127 с. : ил.
Да, с именем девочке определённо повезло, ни у кого такого нет - Макша! А ещё у неё «резко зелёные глаза размером с две столовые ложки» и независимый характер. В жизни у Макши случаются всякие необыкновенные вещи: то её приглашают сниматься в рекламе макарон, то она участвует в телевизионном шоу «Я и моя собака», то к ней в гости приезжает мальчик Янгва, наследник Министерства нефтепродажи Нигерии, со всей своей свитой…
Ну, а если что-то идёт не так, Макша всегда может сказать: это не считается!

КОЛОБОК ИДЁТ ПО СЛЕДУ: детективная повесть / Эдуард Успенский; художник Ю. Пронин. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - 63 с. : ил. - (Сказки-мультфильмы).
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ / Эдуард Успенский; художник Е. Нитылкина. - Москва: Росмэн, 1999. - 127 с. : ил. - (Читаем в школе и дома).
Знаменитые сыщики Колобки распутают любое дело: могут разыскать хоть дошкольника Лёшу, хоть пропавшего белого слона.

МЕХОВОЙ ИНТЕРНАТ: поучительная повесть о девочке-учительнице и её пушистых друзьях / Эдуард Успенский; художник В. Чижиков. - Москва: Планета детства: Астрель, 2000. - 157 с. : ил.
«Меховому интернату нужна учительница хорошего поведения и письма. Приглашаются девочки из третьего-четвёртого классов. Занимания будут по воскресеньям. Оплата хендриками, сколько договоримся» . Такое странное объявление висело в одном из дачных посёлков. Что это? Шутка? Или всерьёз?..

ПЛАСТМАССОВЫЙ ДЕДУШКА: фантастическая повесть / Эдуард Успенский. - Москва: Стрекоза, 1999. - 92 с. : ил. - (Библиотека школьника).
Однажды приземлилась космическая ракета из созвездия Брошенные Шарики. Изучать землян прилетел космический дедушка, профессор Константин Михайлович, главный специалист по планете Зелёная Юла. Так называли нашу Землю жители Брошенных Шариков.

ПОДВОДНЫЕ БЕРЕТЫ: фантастическая повесть / Эдуард Успенский. - Москва: Бамбук, 1999. - 109 с. : ил. - (Библиотека школьника).
«О том, что в одной тихой бухте Тихого океана открывается новая особая диверсионно-подводная школа, мало кто знал из презренных сухопутных душ.
Потому что объявление об этой школе было помещено под водой.
Диверсионная школа из своих курсантов, в основном дельфинов, должна была готовить особые подводные войска с таким затуманенным названием “Подводные береты”. В задачу “беретов” входило: ликвидация, уничтожение, захват, потопление и поиск. Для такой опасной и сложной работы нужны были ребята с железными нервами, ластами и мозгами. Дохленький дельфин Генри не имел ничего подобного…»

ПРО ДЕВОЧКУ ВЕРУ И ОБЕЗЬЯНКУ АНФИСУ / Эдуард Успенский; художник Г. Соколов. - Москва: Планета детства, 2010. - 144 с. : ил.
Их так легко перепутать - девочку и обезьянку!

РЫЖИЙ, РЫЖИЙ, КОНОПАТЫЙ / Эдуард Успенский; художники И. Глазов, О. Зотов, И. Олейников. - Москва: Планета детства: Астрель: АСТ, 2001. - 181 с. : ил.
Стихи и рассказы о рыжих. И дразниться тут необязательно.

- Очень стра-а-ашные истории! -

БОЛЬШАЯ КНИГА УЖАСТИКОВ / Эдуард Успенский, Андрей Усачёв. - Москва: АСТ: Астрель: Харвест, 2007 - 384 с. : ил. - (Планета детства).

КОШМАРНЫЕ УЖАСЫ: страшилки сюрреалистические, цветные, самые ужасные / А. Усачёв, Э. Успенский; художник И. Олейников. - Москва: Планета детства: Астрель, 2001. - 78 с. : ил.
Ну что тут сказать? Ужас да и только!

ЖУТКИЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / Эдуард Успенский; художник Э. Васильев. - Москва: Росмэн, 1998. - 92 с. : ил.

КРАСНАЯ РУКА, ЧЁРНАЯ ПРОСТЫНЯ, ЗЕЛЁНЫЕ ПАЛЬЦЫ: страшная повесть для бесстрашных детей / Эдуард Успенский, А. Усачёв. - Москва: Книги Искателя, 2003. - 160 с. : ил. - (Эдуард Успенский. Ужастики).
Руки… Простыни… Пальцы… Что это? Пришельцы из космоса? Дьявольские силы? А может, просто каприз природы?
На эти вопросы у следователя-практиканта Виктора Рахманина пока ещё не было ответа…

- Весёлые университеты -

БИЗНЕС КРОКОДИЛА ГЕНЫ / Э. Успенский, И. Агрон; художник В. Юдин. - Москва: Росмэн, 2003. - 92 с. : ил.
Своеобразное пособие для начинающих миллионеров. Именно этого обязательно добьются юные бизнесмены 6-9 лет от роду, если вместе со старым знакомым крокодилом Геной попытаются постичь смысл таких «взрослых» понятий, как «биржа», «банк», «патент», «корпорация»…

ГРАМОТА ДЛЯ КОЩЕЯ: книга для одного читающего и десяти неграмотных / Э. Успенский. - Москва: Книги «Искателя», 2002. - 158 c. : ил. - (Библиотека детской литературы).
Детям сподручнее учиться грамоте вместе с любимыми сказочными героями. Тогда самые первые и самые главные слова запоминаются намного легче: «Папа, мама, бабушка, Успенский» .

КАК ПРАВИЛЬНО ЛЮБИТЬ СОБАК: рассказы / Эдуард Успенский; рисунки К. Павловой. - Москва: Планета детства, 2009. - 63 с. : ил.
О собаках Эдуард Николаевич Успенский знает не понаслышке. В его доме долгие годы живут четвероногие друзья. Так кому же лучше знать, какие есть породы собак, как за ними ухаживать и как правильно их любить?..

ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА ЧАЙНИКОВА / Э. Успенский. - Москва: Бамбук, 1999. - 138 с. : ил. - (Библиотека школьника).
«Если телевизор разобрать, человечки в нём останутся?» Услышав этот вопрос, профессор Чайников понял, что стране необходимы лекции о радиоволнах и электронике.
Вы ведь, наверное, помните, что по первой своей профессии автор этой книжки Эдуард Николаевич Успенский - инженер, так что вместе с профессором Чайниковым они смогут ответить на многие сложные и удивительные вопросы.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕЧКА: (всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых) / А. Усачёв, Э. Успенский; художник А. Шевченко. - Москва: Самовар, 1997. - 94 c. : ил. - (Весёлые учебники).
Оказывается, о таких серьёзных вещах, как права человека, можно сложить весёлую повесть-сказку.

ШКОЛА КЛОУНОВ: повесть / Э. Успенский. - Москва: Планета детства, 2001. - 191 с. : ил.
Однажды в Москве открылась совсем необычная школа: для тех, кто любит смешить и веселить людей, - школа клоунов. Вы, конечно, понимаете, что учиться в такой школе очень весело. Даже азбуке и счёту.

- Стихи -

А МОЖЕТ БЫТЬ, ВОРОНА… / Эдуард Успенский; художник О. Горбушин. - Москва: Самовар: Теремок, 2005. - 107 с. : ил. - (Детские классики).

Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу я рассказать.

Её я помню с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать…

БЕРЕГИТЕ ИГРУШКИ: стихи / Э. Н. Успенский; художник И. Глазов. - Москва: Планета детства, 2008. - 11 с. : ил.

ВСЁ В ПОРЯДКЕ: стихи / Эдуард Успенский. - Москва: Эксмо-Пресс, 2005. - 48 с. : ил. - (Божья коровка).

ГОЛУБОЙ ВАГОН: стихи / Эдуард Успенский. - Москва: Астрель: АСТ, 2004. - 174 с. : ил. - (Хрестоматия школьника).

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА» И ДРУГИЕ СТИХИ / Эдуард Успенский. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 156 с. : ил. - (Золотые страницы).

СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ / Эдуард Успенский; рисунки Б. Тржемецкого. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 47 с. : ил. - (Планета детства).

ТРЕБУЕТСЯ НЯНЯ: стихи / Эдуард Успенский. - Москва: Эксмо, 2005. - 48 с. : ил.

- Пересказы с других языков -

Эдуард Николаевич Успенский не только приглядывает за своими героями, но готов позаботиться и о чужих. Во всяком случае, и дядюшка Ау финского писателя Ханну Мякеля, и самый лучший в мире Карлсон Астрид Линдгрен иногда говорят по-русски с его помощью:

ДЯДЮШКА АУ: повесть-сказка / Х. Мякеля, Э. Успенский; художник В. Коркин. - Москва: Дрофа, 2000. - 92 с. : ил. - (Сказка за сказкой).
Поначалу этот дядюшка Ау с финским акцентом, возможно, покажется кому-то суровым, страшным и мрачным. Но это только поначалу…

КАРЛСОН С КРЫШИ, ИЛИ ЛУЧШИЙ В МИРЕ КАРЛСОН: сказочные повести / Астрид Линдгрен; пересказ Э. Успенского. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 446 с. : ил.

Надежда Воронова, Ольга Мургина, Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Э.Н.УСПЕНСКОГО

Успенский Э. Из жизни брендов: [интервью с писателем Э. Успенским] / беседу вёл В. Выжутович // Российская газета. - 2010. - 29 июля. - С. 26-27.
Успенский Э. Письма из Ялты // Кукареку. - Москва: СП «Слово», . - С. 26, 51, 79, 97, 115, 132-133, 163, 199.
Успенский Э. «Своим детям читал книги всех хороших писателей»: [о совр. дет. литературе и о своём творчестве] / беседу вели М. Корябина, И. Безугленко // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 20-22.
Успенский Э. Чебурашка - это мужик! : [к 70-летию со дня рождения писателя] / беседу вёл И. Свинаренко // Российская газета. - 2008. - 3-9 апреля. - С. 20-21.

Арзамасцева И. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература. - 1993. - № 1. - С. 6-12.
Бегак Б. Радость добра // Бегак Б. Правда сказки. - Москва: Детская литература, 1989. - С. 102-110.
Валькова В. Эдуард Николаевич Успенский: (к 65-летию писателя) // Начальная школа. - 2002. - № 12. - С. 10-12.
Голдовский Б. Театр Эдуарда Успенского // Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. - Москва: Искусство, 1990. - С. 7-21.
Лобанова Т. Творчество Э. Н. Успенского в оценке критики // Мировая словесность для детей и о детях: ч. 1. - Москва, 2004. - С. 160-164.
Сакаи Х. Секрет популярности «Чебурашки» // Мировая словесность для детей и о детях: ч. 2. - Москва, 2004. - С. 261-262.
Сивоконь С. Лучшее, конечно, впереди // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья. - Москва: Детская литература, 1986. - С. 232-249.
Тубельская Г. Детские писатели России: сто тридцать имён: биобиблиографический справочник / Г. Н. Тубельская. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 - 492 с. : ил.
Биографический очерк об Эдуарде Успенском читайте на с. 350-353.

Н.В., О.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э.Н.УСПЕНСКОГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Год хорошего ребёнка. По мотивам одноимённой повести Э.Успенского и Э. де Грун. Реж. Б.Конунов. СССР-ФРГ, 1991.

Там, на неведомых дорожках. По повести Э.Успенского «Вниз по Волшебной реке». Реж. М.Юзовский. Комп. В.Дашкевич. СССР, 1982. В ролях: Р.Монастырский, Т.Пельтцер, А.Зуева, Л.Харитонов, А.Филиппенко, Ю.Чернов и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Академик Иванов. По стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1986. Роли озвучивали: О.Табаков, С.Степченко.

Антошка: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 1]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Носырев. СССР, 1969.

Баба-Яга против!: вып. 1. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.
Баба-Яга против!: вып. 2. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.
Баба-Яга против!: вып. 3. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.

День чудесный. Сцен. А.Хржановского, Э.Успенского. Реж. А.Хржановский. Комп. В.Мартынов. СССР, 1975.

Дядюшка Ау. По сказке финского писателя Х.Мякеля. Сцен. Э.Успенского, Х.Мякеля. Реж. И.Доукша, М.Бузинова. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, Т.Решетникова, М.Лобанов, В.Ферапонтов, А.Граве.
Дядюшка Ау в городе. Сцен. Х.Мякеля, Э.Успенского. Реж. М.Муат. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, А.Граве, Т.Решетникова, С.Крючкова.
Дядюшка Ау: Ошибка дядюшки Ау. Сцен. Э.Успенского, Х.Мякеля. Реж. Л.Сурикова. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, А.Граве, Б.Левинсон, А.Щукин.

Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Сурикова, Ю.Клепацкий. Комп. А.Быканов. Текст песен И.Шаферана. СССР, 1975. Роли озвучивали: З.Андреева, Е.Хромова, В.Байков, С.Харлап, А.Горюнова, А.Вербицкий.
Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ю.Клепацкий, Л.Сурикова. Комп. А.Быканов. Текст песен (стихов) И.Шаферана. СССР, 1976.
Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ю.Клепацкий, Л.Сурикова. Комп. А.Быканов. Текст песен И.Шаферана. СССР, 1976.

Загадка: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 19]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Е.Фёдорова. Комп. М.Линк, Гр.Гладков. СССР, 1988. Текст читает А.Филиппенко.

Зачем верблюду апельсин? Сцен. А.Ватьян. Реж. Ю.Калишер. Авторы текста Э.Успенский, В.Лунин. СССР, 1986.

Ивашка из дворца пионеров. Сцен. Г.Сокольского, Э.Успенского. Реж. Г.Сокольский. Комп. М.Меерович. СССР, 1981. Роли озвучивали: Г.Бардин, Е.Кациров, С.Харлап.

Картина. Ехал Ваня. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ф.Епифанова. Комп. М.Зив. СССР, 1975.

Клякса. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Резников. СССР, 1980.

Крокодил Гена. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. М.Зив. СССР, 1969. Роли озвучивали: В.Раутбарт, К.Румянова, Т.Дмитриева, В.Ливанов.
Чебурашка. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1971. Роли озвучивали: К.Румянова, Т.Дмитриева, В.Ливанов, В.Ферапонтов.
Шапокляк. Сцен. Р.Качанова, Э.Успенского. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1974. Роли озвучивали: В.Ливанов, И.Мазинг, К.Румянова, В.Ферапонтов.
Чебурашка идёт в школу. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1983. Роли озвучивали: К.Румянова, Г.Бурков, В.Ливанов, Ю.Андреев.

Наследство волшебника Бахрама. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Качанов. Комп. М.Меерович. СССР, 1975. Роли озвучивали: Р.Миренкова, Г.Вицин, М.Виноградова, В.Ливанов.

Неудачник. Сцен. Р.Качанова, Э.Успенского. Реж. В.Голиков. СССР, 1972.

Новогодняя песенка Деда Мороза. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Татарский. Комп. А.Журбин. СССР, 1983.

Олимпийский характер. Сцен. В.Винницкого, Э.Успенского, Ю.Шмалько. Реж. Б.Акулиничев. Комп. М.Минков. СССР, 1979.

Осьминожки. По стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Страутмане. Комп. И.Ефремов. СССР, 1976.

Пластилиновая ворона. Сцен. А.Татарского. Реж. А.Татарский. Комп. Гр.Гладков. Текст песен (стихов) Э.Успенского. СССР, 1981. Роли озвучивали: А.Левенбук, А.Павлов, Л.Броневой, Гр.Гладков, Л.Шимелов.

Подводные береты: [сборник сюжетов о дельфинах-рейнджерах на основе фильмов «Секретная океанская помойка», «Надводная часть айсберга», «Озеро на дне моря» и др.]. Сцен. Э.Успенского. Реж. П.Лобанова, В.Тарасов, А.Мазаев, Р.Страутмане, А.Горленко. Комп. Э.Артемьев. Россия, 1991.
Секретная океанская помойка: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Страутмане. Комп. Ф.Кольцов, Т.Хайэн. СССР, 1989.
Надводная часть айсберга: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Горленко. Комп. Т.Хайэн, Э.Артемьев. СССР, 1989.
Озеро на дне моря: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Мазаев. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
Мико - сын Павловой: [из серии о дельфинах]. Сцен. И.Марголиной, Э.Успенского. Реж. Е.Пророкова. СССР, 1989.
Счастливый старт-1: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
Счастливый старт-2: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
Счастливый старт-3: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
Счастливый старт-4: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1990.

Про Веру и Анфису: [первый фильм трилогии о девочке Вере и обезьянке Анфисе]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1986. Текст читает О.Басилашвили.
Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар: [второй фильм трилогии]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1987. Текст читает О.Басилашвили.
Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе: [заключит. фильм трилогии]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1988.

Про Сидорова Вову. По мотивам стихотворения Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского, Э.Назарова. Реж. Э.Назаров. СССР, 1985. Текст читает С.Юрский.

Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков. Сцен. Э.Успенский. Реж. Л.Домнин. СССР. 1979.

Птичий рынок. Сцен. Э.Успенского. Реж. М.Новогрудская. СССР, 1974.

Разгром: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 3]. По одноимённому стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Угаров. Комп. Ш.Каллош. СССР, 1971. Текст читают: А.Лившиц, А.Левенбук.

Рыжий, рыжий, конопатый: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 3]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Носырев. СССР, 1971. Роли озвучивали: Г.Дудник, С.Шурхина, Ю.Юльская, Т.Дмитриева, А.Бабаева, К.Румянова, М.Корабельникова.

Сегодня в нашем городе. Сцен. Э.Успенского. Реж. Е.Фёдорова. СССР, 1989. Текст читает А.Филиппенко.

Следствие ведут колобки. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. Н.Богословский. СССР, 1983. Роли озвучивали: Т.Пельтцер, В.Невинный, В.Абдулов, Л.Королёва, З.Нарышкина.
Следствие ведут колобки. Ограбление века. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. М.Меерович. СССР, 1983. Роли озвучивали: В.Абдулов, Г.Вицин, В.Невинный.
Следствие ведут колобки. Похищение века. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. Н.Богословский. СССР, 1983. Роли озвучивали: Т.Пельтцер, Г.Вицин, В.Абдулов, В.Невинный.

Следствие ведут Колобки: [серии 1 и 2]. Сцен. Э.Успенского. Реж. И.Ковалёв, А.Татарский. Комп. Ю.Чернавский. СССР, 1986. Роли озвучивали: Л.Броневой, С.Федосов, А.Птицын.
Следствие ведут Колобки: [серии 3 и 4]. Сцен. Э.Успенского. Реж. И.Ковалёв, А.Татарский. Комп. Ю.Чернавский. СССР, 1987.

Слоно-дило-сёнок. Сцен. Э.Успенского. Реж. Б.Ардов. Комп. И.Катаев. СССР, 1975.

Три типа и скрипач. По мотивам стихотворения Э.Успенского. Сцен. Н.Лернера, Э.Успенского. Реж. Н.Лернер. Комп. М.Меерович. В фильме использована музыка И.-С.Баха, А.Вивальди. Россия, 1993.

Трое из Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Худож. Н.Ерыкалов, Л.Хачатрян. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1978. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качин, М.Виноградова, В.Талызина, О.Табаков, Л.Дуров.
Каникулы в Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1980. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качан, М.Виноградова, Л.Дуров, В.Талызина, О.Табаков.
Зима в Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. Авторы текста Ю.Энтин, Э.Успенский. СССР, 1984. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качин, М.Виноградова, З.Нарышкина, О.Табаков, В.Талызина, Л.Дуров.