Введение. Психологические факторы благополучия современной семьи

На правах рукописи
Башкатов Сергей Александрович
Разноуровневые факторы

личностного благополучия

Специальность: 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Челябинск – 2013


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)

Научный руководитель –

доктор психологических наук, профессор Батурин Николай Алексеевич .

Официальные оппоненты:

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», зав. кафедрой общей психологии;


Чумаков Михаил Владиславович,

доктор психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», зав. кафедрой психологии развития и возрастной психологии.


Ведущая организация –

Федеральное государственное научное учреждение «Психологический институт » РАО .

Защита состоится 26 ноября 2013 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.17 при ФГБОУ ВПО «Южно-уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76, ауд. 363).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 87, корпус 3д).


Ученый секретарь

диссертационного совета Ю.В. Всемирнова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Экономические и социальные достижения многих развитых стран мира, в том числе России, в последние десятилетия прошлого и начала нашего века позволяют говорить о создании многих объективных предпосылок, способных обеспечивать благополучие своих граждан. Однако, несмотря на это, как показывают социологические и психологические исследования, уровень субъективного благополучия вырос не так значительно, как материальные и социальные блага, а по некоторым показателям, например «ощущение счастья», развитые страны Европы и Америки отстают от некоторых слаборазвитых стран Африки. Эти факты говорят об актуальности и необходимости исследований, направленных на изучение как объективных факторов, обеспечивающих благополучие, так и таких феноменов как личное счастье, удовлетворенность жизнью, личностное благополучие и т.д.

Переход к широкомасштабным исследованиям этих феноменов осложняется тем, что на протяжении многих десятилетий в отечественной и особенно зарубежной психологии доминировало изучение негативных по своей сути психических явлений, таких как депрессия, стресс, тревога, фрустрация и т.д. Отказаться от привычных предметов исследования очень трудно.

Только на рубеже ХХ – ХХI веков в зарубежной, а затем и в отечественной психологии обозначилось новое научное направление, которое получило название «Новая позитивная психология» (К. Петерсон, М. Селигман, М. Чиксентимихайи). Основной целью этого направления является изучение путей достижения благополучия, личного счастья, процветания. В отечественной психологии в последнее десятилетие также проводятся исследования, сходных по названию, но часто различающихся по содержанию феноменов, таких как «субъективное благополучие», «эмоциональное благополучие», «психологическое благополучие» и т.д.

Дополнительные проблемы связаны с тем, что последователи позитивной психологии используют в своих работах конструкты с названиями, отличающимися от терминов и соответствующих конструктов, используемых в классической психологии, например, такие как добродетели, силы характера и т.п. Это приводит к возникновению сопротивления отечественных психологов в синхронизации своих исследований с зарубежными коллегами. По этому поводу проводятся развернутые дискуссии в интернете (например, на сайте ht.ru) и на конференциях (Д.А. Леонтьев против А.Н. Поддьякова). Очевидно, что для решения этой проблемы необходимы не только дискуссии, но и эмпирические исследования, направленные на выявление сходства и различия в используемых терминах и конструктах.

В прикладном плане есть еще одна актуальная проблема, которая заключается в проверке эффективности средств и приемов повышения общей жизненной позитивности, предлагаемых в системе рационально-эмотивной психотерапии (А. Эллис), педагогическом движении «Позитив Экшн» (К Оллред) и сторонниками позитивной психологии на отечественной выборке.

Все это свидетельствует об актуальности исследования обозначенных проблем и необходимости эмпирической проверки дискуссионных вопросов.

Степень научной разработанности проблемы . Изучение феноменов счастья, позитивности, благополучия и т.п. началось во второй половине прошлого века в рамках концепции психологического благополучия Н. Брэдберна, К. Рифф, субъективного благополучия Э. Динера и стало особенно активным в начале нашего века в рамках позитивной психологии (М. Селигман, М. Чиксентмихай, К. Паттерсон и др.).

Параллельно с этими направлениями исследований в отечественной психологии регулярно публиковались прикладные и теоретические исследования, в которых описывались имплицитные представления авторов о благополучии, удовлетворенностью жизнью, жизнестойкости и т.д. Авторы исследований использовали несколько явно синонимичных терминов, таких как «благополучие» (Ю.А. Бессонова), «субъективное благополучие» (Н.К. Бахарева, Е.Е. Бочарова, М.Ю. Бояркин, Л.В. Куликов, С.А. Минюрова, Р.М. Шамионов, Е.Ф. Ященко и др.), «психологическое благополучие» (М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, Р.В. Овчарова и др.), «удовлетворенность жизнью» (Г.А. Монусова). Подобная полисемия не способствует обобщению результатов. Следовательно, требуется проанализировать психологическое содержание, вкладываемое в термины, и разработать новые конструкты, а также ввести новые термины для обозначения этих конструктов. В исследованиях этих же авторов и в других специальных исследованиях ставилась цель выявить и описать структуру благополучия и сходных с ним феноменов. При этом выделялись самые разные по количеству и содержанию компоненты (элементы или факторы): три (Г.Л. Пучкова), пять (М. Селигман), шесть (К. Рифф), семь (Ю.В. Бессонова). Предпринимались попытки объединения компонентов в группы (О.С. Савельева, Л.В. Куликов). Еще одним сложным аспектом проблемы является необходимость разделения компонентов, составляющих сущность благополучия, как сложного психического феномена, и факторов – предикторов благополучия различной природы и организационного уровня, которые обеспечивают поддержку и «существование» личностного благополучия. Речь идет о нейродинамических, психологических, материальных, социальных и социально-демографических факторах.

Все отмеченные аспекты проблемы нуждаются в углубленных исследованиях. В данной работе предпринята попытка теоретического анализа и эмпирической проверки части из них.

Цель исследования: изучить взаимосвязи и зависимость компонентов личностного благополучия от свойств темперамента и личности, материальных, социальных и социально-демографических характеристик.

Объект исследования: личностное благополучие и его структурные компоненты.

Предмет исследования: разноуровневые факторы, влияющие на формирование и устойчивость структурных компонентов личностного благополучия, и функционирование системы личностного благополучия в целом.

Задачи исследования:


  1. Проанализировать психологическое содержание, вкладываемое исследователями в разные термины, используемые для обозначения благополучия и выделить обобщающий термин.

  2. Провести анализ исследований феномена благополучия на основе принципов системного подхода.

  3. Исходя из анализа результатов отечественных и зарубежных исследователей и основных концепций благополучия, выявить его структуру (состав и уровни) и предложить структурно-уровневую модель личностного благополучия.

  4. Проанализировать предлагаемые рационально-эмотивной терапией А. Эллиса, психолого-педагогической концепцией К. Оллред и позитивной психологией М. Селигмана способы и приемы, направленные на изменение уровня личностного благополучия.

  5. Подобрать комплекс методик, позволяющий диагностировать разноуровневые факторы личностного благополучия, провести проверку валидности и надежности тех зарубежных методик диагностики, которые адаптированы автором диссертации.

  6. Выполнить эмпирическое исследование, направленное на выявление связей между выделенными для анализа свойствами темперамента, базовыми свойствами личности, позитивными чертами характера (добродетелями), компонентами субъективного благополучия, а также провести факторный и дисперсионный анализ результатов .

  7. Выполнить эмпирическое исследование, направленное на выявление связей между социальными и социально-демографическими характеристиками, характеристиками позитивности и компонентами субъективного благополучия, а также провести факторный и дисперсионный анализ результатов.

  8. Выполнить эксперимент, направленный на проверку влияния, предлагаемых авторами позитивной психологии, приемов (техник) повышения позитивной активности, и, в конечном итоге, личностного благополучия.
Основная гипотеза исследования: существует совокупность зависимостей компонентов субъективного благополучия от разноуровневых факторов, обеспечивающих формирование и функционирование личностного благополучия.

Частные гипотезы исследования:


  1. Результаты выполненных отечественных и зарубежных исследований позволят создать структурно-уровневую модель личностного благополучия, основой которой являются разноуровневые факторы, влияющие на различные компоненты личностного благополучия.

  2. Использование в эмпирическом исследовании разнообразных и разноуровневых переменных позволит выделить латентную структуру основных факторов личностного благополучия.

  3. Субъективное благополучие зависит от внешних (внеличностных) и внутриличностных факторов и, в свою очередь, оказывает обратное структурообразующее влияние на компоненты личностного благополучия.

  4. Мужчины и женщины, а также молодые и взрослые люди с высоким и низким уровнем субъективного благополучия существенно различаются между собой по показателям различных компонентов личностного благополучия.

  5. Новые конструкты «добродетели» и «силы характера» не обнаружат принципиальных отличий от классических конструктов базовых свойств личности, входящих в структуру Большой пятерки.
Теоретико-методологической основой исследования явились принцип системной организации психики человека (Б.Ф. Ломов, Б.В. Швырков), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип детерминизма развития (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Частной методологией послужили: концепция личностного потенциала (Д.А. Леонтьев и др.) и позитивной психологии (М.Селигман, К. Петерсон, М. Чиксентмихайи), оценочной функции психики (Н.А. Батурин). Подходы к анализу благополучия и качества жизни с позиции позитивного функционирования личности (Э. Динер, К. Рифф, М. Чиксентмихайи).

Методы и методики эмпирического исследования:

Теоретический анализ исследований, эксперимент, методы психометрической проверки надежности и валидности, статистические методы: корреляционный анализ (по Пирсону), факторный анализ по методу главных компонент (в варианте varimax normalized), дисперсионный анализ, анкетирование.

Для эмпирического исследования использовался следующий диагностический комплекс методик. 1. Группа методик для диагностики уровня личностного благополучия: «Шкала переживания счастья» М. Фордайса в адаптации С.А. Башкатова, опросник «Позитивной и негативной эмоциональности» Д. Уотсона и соавт. в адаптации Е.Н. Осина, опросник «Мера субъективного счастья» С. Любомирской в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина, «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера и соавт. в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина. 2. Группа методик для диагностики характерологической позитивности: опросник «Склонность к благодарности» М. МакКаллоу и Р. Эммонса, «Шкала прощения» МакКаллоу и соавт., сокращенный вариант опросника VIA-IS К. Петерсона и М. Селигмана – все в адаптации С.А. Башкатова. 3. Группа методик для диагностики свойств темперамента и личности, социальных и социально-демографических характеристик: личностный опросник NEO PI-R П. Коста и Р. МакКрэй в адаптации В.Е. Орла, И.Г. Сенина, опросник темперамента Я. Стреляу в адаптации Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева, авторская анкета для выявления социальных и социально-демографических характеристик.

Все расчеты осуществлялись с помощью компьютерного статистического пакета Statistica 6.0

Этапы исследования:

1 этап : 2008-2010 гг. Теоретический анализ литературы по проблеме личностного благополучия. Анализ соответствия различных методов и методик цели исследования. Построение концептуального аппарата и разработка программы исследования.

2 этап: 2011-2012 гг. Проведение эмпирического исследования зависимости связей личностного благополучия от свойств нервной системы, темперамента и личности, социальных и социально-демографических характеристик.

3 этап: 2012-2013 гг. Обработка и обобщение результатов эмпирического исследования, их психологический анализ и интерпретация, описание и оформление результатов исследования.

Характеристика выборки . Выборку основного эмпирического исследования составили 209 человек, из них 104 женщины и 105 мужчин. Возраст участников исследования варьировался от 18 до 50 лет. Все респонденты проживают в городах Республики Башкортостан: Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Бирск и в поселке городского типа Чишмы.

В психометрической проверке при адаптации методик приняли участие 105 человек (51 женщина и 54 мужчины), возраст от 18 до 50 лет и 73 супружеских пары в возрасте от 26 до 45 лет.

В проверке эффективности способов и приемов увеличения индивидуальной позитивности участвовали 30 человек (15 мужчин и 15 женщин) в возрасте от 20 до 30 лет.

Всего в исследовании приняли участие 490 человек, из них 243 женщины и 247 мужчин.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась тщательностью теоретического анализа проблемы, опорой на фундаментальные теории отечественной и зарубежной психологии, применением надежных и валидных психодиагностических методик, использованием адекватных задачам методов статистической обработки полученных данных (корреляционный, факторный и дисперсионный анализ).

Научная новизна исследования.


  • Исходя из анализа совокупности терминов, используемых в исследовании, введены новые термины личностное благополучие и психологическая основа личностного благополучия , сформулированы их определения.

  • На основе факторного анализа всех интегративных переменных удалось выделить три хорошо интерпретируемых фактора: внутриличностное, внеличностное и межличностное благополучие, которые в целом соответствуют основным блокам теоретической модели личностного благополучия.

  • Результаты факторного, корреляционного и дисперсионного анализа позволили доказать, что субъективное благополучие связано со всеми компонентами личностного благополучия и является структурообразующим фактором в системе компонентов личностного благополучия, что соответствует его теоретической модели.

  • Результаты сравнительного анализа позволили продемонстрировать, что субъективно благополучные и неблагополучные испытуемые имеют принципиально различные личностные структуры с диаметрально противоположными показателями свойств темперамента, базовых свойств личности и сил характера.

  • Результаты всего исследования позволили выделить и доказать влияние факторов различного уровня: внеличностного, личностного и межличностного на субъективное благополучие, которое, как структурно-образующий фактор, в свою очередь, связано со всеми компонентами личностного благополучия человека.
Теоретическая значимость исследования.

  • В результате проведенного анализа отечественных и зарубежных исследований по проблеме личностного благополучия на основе системного подхода была сформулирована структурно-уровневая модель личностного благополучия.

  • Исходя из различных оснований, обосновано выделение трех компонентов субъективного благополучия: аффективного, когнитивно-аффективного, когнитивного.

  • Проведена эмпирическая проверка сходства и различия новых конструктов позитивной психологии (силы характера, добродетели) с классическими конструктами базовых свойств личности, входящими в Большую пятерку.
Практическая значимость исследования.

  • Для проведения эмпирического исследования был составлен комплекс психодиагностических методик, который можно рекомендовать для проведения системного анализа личностного благополучия. Четыре методики, входящие в комплекс, были адаптированы автором, проверена их валидность и надежность.

  • Выявленные различия в показателях мужчин и женщин, молодых и взрослых в группах с высоким и низким уровнем субъективного благополучия позволили сформировать обобщенные «портреты» субъективного благополучия и неблагополучия людей, которые могут быть использованы в консультативной работе с этими категориями клиентов.

  • Доказанная эффективность влияния приемов (техник) на субъективное благополучие позволяет рекомендовать их использование при разработке специализированных тренингов и в индивидуальной работе с субъективно неблагополучными людьми.

  • Материалы исследования используются в учебном процессе факультета психологии Южно-Уральского государственного университета в рамках курсов «Дифференциальная психология», «Психология личности» и специального курса «Личностное благополучие и его оптимизация».

Положения, выносимые на защиту:


  1. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований и концепций сформирована структурно-уровневая модель личностного благополучия, которая в основном подтвердилась при ее эмпирической проверке.

  2. Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить факторы четырех уровней личностного благополучия: внеличностные факторы, психологические факторы, межличностные и субъективно-личностные факторы, которым соответствуют четыре группы структурных компонентов личностного благополучия.

  3. Внеличностные факторы благополучия (материальные, социальные, биологические) в виде их субъективных оценок связаны со всеми компонентами личностного благополучия и непосредственно влияют на уровень субъективного благополучия.

  4. Психологическое благополучие обеспечивается за счет синергичного взаимодействия темперамента, базовых структур личности и позитивных черт характера, при этом свойства темперамента и личности оказывают непосредственное влияние на проявление характерологической позитивности и опосредованно через характерологическую позитивность на уровень субъективного благополучия.

  5. Благополучные и неблагополучные испытуемые диаметрально отличаются друг от друга по всем показателям компонентов личностного благополучия, что свидетельствует о принципиальном отличии их личностных структур; попарное сравнение мужчин и женщин, молодых и взрослых в группах благополучных и неблагополучных выявило специфические различия показателей.

  6. Новые конструкты «добродетели» и «силы характера» взаимосвязаны с базовыми свойствами личности и зависят от них, что свидетельствует о принципиальном родстве «новых» и «старых» конструктов, а также об их разноуровневой зависимости.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Содержание диссертации соответствуют паспорту научной специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» в части «…исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей …функционирования психики человека и … личности…»; пункту 1 «Психическая жизнь и поведение человека… . Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека»; пункту 28 «Темперамент и характер… Структура и типология характера; пункту 31 «Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека».

Апробация диссертации

Основные результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры психологической диагностики и консультирования Южно-Уральского государственного университета; на VII Международной заочной научно-практической конференции «Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России» (Уфа, 2010); на Международной научно-практической конференции «Психология в современном развивающемся мире: теория и практика» (Челябинск, 2012); на XXIX Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2013); на Международной научной конференции «Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества» (Казань, 2013), на Х Международной научно-практической конференции «Современная психология: теория и практика» (Москва, 2013).

Структура и объем диссертации

Текст диссертации изложен на 175 с.; состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы из 182 названий: 120 наименований на русском и 62 – на иностранных языках, приложений; включает 21 таблицу и 11 рисунков.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во введении обоснована актуальность работы; сформулированы предмет, цель, задачи и гипотезы исследования; раскрыты теоретико-методологические основания исследования; дана характеристика обследованной группы и использованных методов и методик, научной новизны, теоретической и практической значимости; представлены основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретический анализ исследований благополучия человека» содержит анализ литературы, состоящий из пяти параграфов.

В первом параграфе «Анализ терминов, используемых для обозначения различных аспектов и видов благополучия» проведен сравнительный анализ терминов «благополучие человека», «психологическое благополучие», «субъективное благополучие», производных от них терминов и родственных по смыслу, но обозначаемые другими терминами. В итоге терминологический анализ позволил сделать два важных вывода. Первый - различные виды блага и различные пути их получения , многообразие производных терминов, которые разные авторы подводят под различные категории, приводят к пониманию, что слово и термин благополучие служат для обозначения сложного феномена, представить который можно лишь в виде многофакторного и многоуровневого конструкта. Второй – необходимо введение нового термина «личностное благополучие» для обозначения феномена, обобщающего различные виды благополучия, а также для обозначения всей совокупности компонентов, обеспечивающих личностное благополучие.

Во втором параграфе «Общий обзор исследований благополучия человека в зарубежной и отечественной психологии» приводятся сведения о теоретических концепциях и эмпирических исследованиях благополучия, имеющих в основном прикладное значение. Подводя общие итоги анализа результатов исследования благополучия в разных аспектах, можно сделать следующие общие выводы :


  • Отсутствует единое понимание исследуемого феномена благополучия. Это, как уже отмечалось, выражается в противоречиях терминов и их значений.

  • Для большинства отечественных исследований благополучия характерна экзистенциально-гуманистическая направленность.

  • Анализ эмпирических исследований показал, что, с одной стороны, благополучие рассматривается как фактор самоактуализации, смысловой определенности в разных сферах жизни, в том числе, и профессиональной деятельности. С другой стороны, факторами благополучия выступают различные личностные детерминанты, мотивирующие и стабилизирующие благополучие.

  • В эмпирических исследованиях установлены разнообразные взаимосвязи благополучия со свойствами, особенностями и стратегиями поведения личности (толерантность, оптимизм, свойства темперамента, осмысленность жизни, ответственность).

  • Выявлено устойчивое влияние на благополучие следующих внеличностных факторов: наличие семьи, близких отношений, удовлетворяющей профессиональной деятельности и уровня доходов.
В третьем параграфе «Анализ основных факторов личностного благополучия» последовательно рассмотрены основные факторы личностного благополучия и содержание соответствующих им структурных компонентов, обеспечивающих личностное благополучие.

Внешние факторы . В теоретических и эмпирических исследованиях внешние по отношению к личности факторы регулярно выделяются как важная причина благополучия человека. В диссертации они объединены в три группы внешних (внеличностных ) факторов:


  1. биологических, включающих витальность как интегральный фактор здоровья, пол, возраст;

  2. социальных, включающих семейные и межличностные отношения в более широком социуме;

  3. материальных, включающих уровень доходов, жилищно-бытовые условия, качество отдыха и досуга.
Совокупность этих факторов представлена в диссертации в качестве одного из блоков структурных компонентов системы личностного благополучия.

Психологические факторы . Исходя из концепции психологического благополучия К. Рифф, был сделан вывод о том, что позитивное функционирование личностных структур может выступать в качестве еще одного фактора, обеспечивающего личностное благополучие. На основе тщательного анализа исследований основных структурных составляющих было выделено не шесть частных личностных характеристик, как предлагала К. Рифф, а три основных личностных структуры: свойства темперамента, базовые свойства личности и позитивные черты характера. В работе приведено обоснование включения каждой из этих структур в виде взаимосвязанного компонента подсистемы факторов, синергичное взаимодействие которых обеспечивает функционирование личности, выступающее в качестве психологической основы личностного благополучия.

Анализ исследований темперамента показал, что с одной стороны, темперамент определяет формально-динамические характеристики всей психической активности. В частности, без «подключения» к системе личностных факторов таких свойств, как энергичность и динамика поведения человека, сила и скорость эмоционального реагирования, трудно что-либо утверждать о позитивном функционировании личности. С другой стороны, темперамент является нейродинамической основой формирования и проявления свойств личности, определяющих следующий уровень психологического функционирования.

Включение базовых свойств личности в систему факторов, обеспечивающих позитивное функционирование, продиктовано их центральной ролью в организации поведения человека. Согласно представлениям отечественных психологов, личность представляет собой систему качеств человека, определяющих всю совокупность его социальных отношений, специфику его жизнедеятельности и индивидуальное своеобразие организации деятельности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л.).

Включение в систему факторов, обеспечивающих позитивное психологическое функционирование, позитивных черт характера основано на разработках сторонников позитивной психологии (Селигман М., Петерсон К., Чиксентимихайи М.). В русле позитивной психологии разработана система представлений о существовании новых конструктов «основных добродетелей» и составляющих их «сил характера». Эти качества личности, с одной стороны, включены в обеспечение полноценного психологического функционирования. С другой стороны – направлены на позитивные поступки и действия, которые необходимы для достижения личностного благополучия.

Субъективно-личностные факторы . Эти факторы представляют блок компонентов субъективного благополучия. Понятие о психологическом благополучии было введено еще в 1969 году Н. Брэдберном и развито в концепции субъективного благополучия Э. Динера. По мнению Э. Динера, субъективное благополучие состоит из двух компонентов – аффективного, как баланса позитивных и негативных эмоций, и когнитивного, как осознанная удовлетворенность различными сферами своей жизни. В отечественных исследованиях предлагалось выделение от трех до семи компонентов структуры (Куликов Л.В., Пучкова Г.Л., Бессонова Ю.В.).

Проведенный анализ исследований и концепций субъективного благополучия, а также методов, используемых для их диагностики, позволил предложить трехкомпонентную структуру субъективного благополучия. Первый – аффективный компонент представляет собой устойчивое, глобальное, позитивное, эмоциональное по своей природе, отношение к себе и миру. Второй – когнитивно-аффективный компонент представляет собой совокупность интегрально-устойчивых оценок себя и окружающего мира. Третий – когнитивный компонент представляет собой устойчивую совокупность позитивных знаний о себе и мире, являющихся результатом рефлексивных суждений, которые в большинстве случаев носят атрибутивный характер.

Таким образом, компоненты субъективного благополучия выступают в структуре личностного благополучия как его «высший» уровень. Степень выраженности каждого из компонентов субъективного благополучия зависит от всех факторов личностного благополучия и в свою очередь оказывает обратное влияние на все структурные компоненты личностного благополучия.

В четвертом параграфе «Теоретическая модель личностного благополучия» на базе выводов, сделанных из анализа отечественных и зарубежных исследований и концепций психологического благополучия К. Рифф, субъективного благополучия Э. Динера, благополучия человека М. Селигмана, анализа основных факторов, влияющих на личностное благополучие, а также опираясь на определение личностного благополучия как нового конструкта, представлена теоретическая модель личностного благополучия в виде схемы структурно-уровневой организации системы личностного благополучия . В целом, теоретическая модель состоит из факторов четырех уровней, представленных на схеме в виде блоков структурных компонентов системы личностного благополучия.

Уровень внешних (внеличностных) факторов представлен блоком из трех групп обобщенных составляющих внешних благ: биологических, социальных и материальных благ. Все внешние блага выступают в качестве факторов, оказывающих влияние на личностное благополучие не сами по себе, а в виде их субъективной значимости (оценок) для благополучия человека.

Уровень личностных факторов представлен блоком из трех групп, составляющих психологические блага: свойства темперамента, базовые свойства личности и позитивные черты характера. Все эти иерархически организованные составляющие обеспечивают позитивное психологическое функционирование, которое является психологической (внутриличностной) основой личностного благополучия.

Уровень межличностных факторов представлен блоком из трех групп обобщенных составляющих межличностных благ в виде результатов позитивной межличностной активности: позитивные поступки и действия, достигнутые благоприятные межличностные отношения и совокупность социально-значимых достижений. Результаты позитивной межличностной активности становятся фактором, обеспечивающим личностное благополучие, будучи одобренными и оцененными со стороны значимых других людей и получив высокую положительную оценку самого субъекта.

Уровень субъективно-личностных факторов представлен блоком из трех компонентов: аффективного, когнитивно-аффективного и когнитивного, которые позволяют сформировать обобщенные и относительно устойчивые переживания субъективного благополучия в виде эмоций, оценок и суждений по поводу результатов своей позитивной активности, а также субъективного уровня своих внешних внеличностных факторов благополучия.

Разработанная теоретическая модель, во-первых, позволила компактно и целостно представить многочисленные разноуровневые факторы, влияющие на личностное благополучие, во-вторых, позволила целенаправленное осуществление проверки основной гипотезы в эмпирической части исследования.

В пятом параграфе «Анализ подходов и способов повышения позитивности» анализируются подходы в психологии, психотерапии, педагогике, коучинге и их теоретическое обоснование повышения позитивности черт характера и активного использования в своей жизни и межличностных отношениях.

В параграфе представлены основные положения рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) А. Эллиса, которая предполагает влияние на когнитивно - аффективный и когнитивный компонент субъективного благополучия путем изменения иррациональных убеждений, что, в конечном итоге, приводит к более позитивным оценкам и суждениям в отношении собственной жизни. В психолого-педагогической концепции К. Оллред «Позитив экшн» основной единицей продвижения в личностном развитии является позитивный поступок, включающий в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Благодаря системности и включенности в широкие сети социального взаимодействия, анализ результатов своих позитивных поступков, человек субъективно оценивает свою жизнь как более благополучную. Обучение благополучию также является одним из основных практических направлений позитивной психологии М. Селигмана, которое осуществляется через реализацию специальных программ и приемов. В параграфе также представлены основные темы коучинга позитивной психологии и практики, способствующие повышению позитивности.

4. Психологические факторы благополучия современной семьи

Исследователями современной семьи выделяется несколько факторов супружеского благополучия :

· Психобиологическая совместимость – основной фактор, влияющий на благополучие в семье. Он включает в себя взаимоуважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, долг и ответственность, самообладание и гибкость и т.п. В связи с этим нужно отметить, что частые разводы в современных семьях можно объяснить неготовностью супругов к вступлению в брак, неумением мужчин нести ответственность за семью, т.к. возраст вступления в брак стал значительно моложе, и изменились причины заключения брачных отношений;

· Образование. Многочисленные исследования говорят о том, что высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Но большинство исследователей склоняется к тому, что уровень интеллекта партнеров не должен значительно отличаться. Брак может существовать в патриархальной или приближенной к ней форме, если у мужа образование выше, чем у жены, но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа – это проблемный брак;

· Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы отличаются неумением налаживать длительные отношения, что отражается не только на работе, но и на семейных взаимоотношениях;

· Возраст. Наиболее оптимальным периодом вступления в брак считается возраст девушки – 20 лет, юноши – 24 года. Более раннее вступление в брак подразумевает неготовность к супружеской жизни, недостаточность жизненного опыта для создания семьи. Более позднее вступление в брак влечет более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, т.к. характер и жизненный уклад уже более сформированы и устойчивы;

· Продолжительность знакомства. Непродолжительный период ухаживания не может показать будущих супругов в разных жизненных ситуациях. Потому, при непродолжительном знакомстве супруги рискуют узнавать друг друга, уже будучи в браке, где проявляются все, до этого момента не увиденные, личностные качества и слабости характера партнеров.

Все эти факторы определяют в семье психологическую совместимость или несовместимость. Психологическая совместимость – «взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей» .

Психологическая несовместимость – «это невозможность в критических ситуациях понять друг друга» .

Психологическая совместимость / несовместимость определяется следующими критериями

· Эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

· Сходство представлений супругов о себе, о партнере, о мире в целом;

· Сходство моделей общения партнеров и поведенческих особенностей;

· Сексуальная и психофизиологическая совместимость партнеров;

· Общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости супругов, совпадение систем ценностей.

В процессе адаптации друг к другу перечисленные критерии могут изменяться за исключением ценностей и психофизиологических особенностей. Потому эти два критерия имеют наибольшее значение в оценке психологической совместимости или несовместимости партнеров.

Хорошая семья – важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства российских женщин, хорошая семья является для женщин основой благополучной жизни. Но какой же должна быть семья, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой?

Специалисты из Института социально–психологических исследований Российской Академии Наук провели опрос современных женщин о том, как они представляют себе счастливую семью. По результатам опроса счастливая семья в понимании Российских женщин – это семья, основанная на любви. 87,3% женщин, считающих свою семью счастливой, были уверены, что уже встретили свою настоящую любовь. И не случайно, 75,8% женщин в этой группе убеждены, что брак по любви крепче, чем брак по расчету, в то время как среди тех, кто уже не надеется создать счастливую семью, так думает всего половина опрошенных. Причем настоящая любовь для российских женщин – чувство не столько романтическое, сколько придающее жизни устойчивость и надежность.

Следующая обязательная составляющая счастливой семьи – это дети. Причем не так важно их число, сколько сам факт их наличия. 46,2% всех счастливых семей имели одного несовершеннолетнего ребенка, 19,4% – двух, 2,0% – трех и более, в 6,0% случаев в этих семьях были как несовершеннолетние, так и уже выросшие дети, и в 13,3% – уже взрослые дети. При этом доля бездетных счастливых семей составляла всего 13,1%, хотя доля бездетных семей в общем массиве опрошенных была 34,6%. Впрочем, обратная зависимость не работает – само по себе наличие детей недостаточно, чтобы женщины считали свою семью счастливой. Только половина всех женщин, имеющих детей, сочла свою семью счастливой.

Третьей особенностью семей, которые женщины считают счастливыми, является официально зарегистрированный брак. Среди женщин, состоящих в официальном браке, свою семью считали счастливой 69,0%. В то же время среди тех женщин, кто состоял в гражданском браке, смогли сказать это о своей семье всего 40,2%, а наличие постоянного партнера вообще не рассматривалось женщинами как семья – всего 5,3% женщин из этой группы считали, что у них есть счастливая семья. Почти 80% из них надеялись, что для них это еще в будущем. Такую же надежду разделяло и почти 40% женщин, состоявших в гражданском браке.

Что же касается остальных характеристик того, как должна выглядеть типичная счастливая семья, то картина получается далекой от романтизма. Если идеальный мужчина для женщины – это в первую очередь такой мужчина, который способен обеспечить защиту от внешнего мира, то счастливая семья – это семья, в которой женщина чувствует себя «за мужем» как если и не за «каменной стеной», то хоть за какой-то спиной, и где основу материального благополучия семьи создает муж. Во всяком случае, в семьях 56,5% женщин, которые считали, что им удалось создать счастливую семью, благосостояние семьи определялось главным образом за счет заработков мужа, что намного больше, чем в других семьях. Учитывая тот психологический пресс, под которым живут сегодня россиянки, а также набор и характер проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, это вряд ли может вызывать удивление.

Добавим, что если денег в семье не хватает, то подрабатывать в счастливых семьях – тоже удел скорее мужчины, чем женщины. И хотя подрабатывать кому-нибудь приходится в трех четвертях подобных семей, но приработками занимаются в них 40,1% мужчин и лишь 16,0% женщин (в 14,6% случаях это приходится делать обоим). Во всех остальных семьях женщины несут на себе заметно большую нагрузку в плане приработков. Причем выявлено, что в семьях, где отношения мужа и жены хорошие, низкий уровень материального благосостояния переносится легче, и недовольство им оказывается ниже.

Для современной женщин важнее равенство прав с мужчиной, чем главенство в семье или наличие у нее больших прав – 70,2% женщин из счастливых семей полагали, что они имеют с мужчиной равные права и только 9,6% – что у них прав больше (15,8% считали, что больше прав у мужчин, а остальные затруднились с ответом на этот вопрос

Среди причин конфликтов в семьях женщины назвали следующие (табл. 1):

Таблица 1. Мнение женщин о том, что приводит к конфликтам в семье, в %

Что чаще всего приводит к конфликтам в семье Замужем В разводе Гражданский брак Не замужем, но есть постоянный партнер
Разногласия в вопросах воспитания и обучения детей 28,0 15,6 15,2 2,6
Несовместимость характеров 13,1 15,6 13,4 24,7
Материальные трудности 43,3 33,3 33,9 22,1
Проблемы во взаимоотношениях с родителями мужа или мужа с родителями 17,9 8,9 21,4 2,6
Муж уделяет мало времени семье 15,8 7,4 16,1 5,2
Измены, ревность 4,3 11,1 8,0 7,8
Разногласия по поводу того, на что в первую очередь надо тратить имеющиеся деньги 12,2 4,4 12,5 9,1
Проблемы в сексуальных взаимоотношениях с мужем 3,7 4,4 6,3 1,3
Пьянство, наркомания 15,8 14,1 21,4 7,8
Разногласия по поводу выбора круга общения 6,7 5,9 13,4 18,2
Различия в интеллектуальном и культурном уровне супругов 3,3 3,7 2,7 2,6
Разногласия по поводу распределения семейных обязанностей 19,7 9,6 17,0 9,1
Разногласия по поводу выбора способов проведения свободного времени 10,6 2,2 8,9 14,3
Один из супругов раздражен тем, что другой больше добился в жизни (например, жена зарабатывает значительно больше мужа) 2,0 1,5 4,5 1,3

Еще одной вполне прагматичной важнейшей составляющей счастливой семейной жизни выступали для женщин нормальные жилищные условия. Более 60% женщин из счастливых семей (при 42,5% по массиву в целом) жили в отдельных квартирах. При этом среди женщин, живших в общежитиях и служебных квартирах, заметно выше, чем в среднем, был процент тех, кто уже не надеялся иметь счастливую семью.

В исследовании выявлена зависимость ощущения счастья в семье у женщины от уровня ее образования (табл. 2):

Таблица 2. Доля женщин, считающих свою семейную жизнь счастливой, в зависимости от уровня образования, в %

Оценка своей семьи Образование
неполное среднее среднее среднее специал. незак. высшее высшее ученая степень
Уже удалось создать счастливую семью 24,3 9,2 44,9 34,5 49,4 38,0
Пока этого не добилась, но считаю, что мне это по силам 32,4 46,6 36,3 54,7 31,7 44,4
Хотелось бы, но вряд ли смогу добиться этого 32,4 20,1 15,4 5,8 17,3 11,1
10,8 4,1 3,5 5,0 1,6 5,6

Вряд ли стоит удивляться при этом, что самая низкая доля женщин, считающих свою семью счастливой, в среде разнорабочих и подсобных рабочих – 33,7%. В то же время именно в этой группе самый высокий процент женщин, называющих пьянство и наркоманию у кого-либо из близких в числе основных проблем неустроенности собственной жизни.

Что касается официального брака, то его основную функцию россиянки видят в полноценном воспитании детей. При этом женщины, имеющие счастливую семью, заметно чаще других говорят о том, что именно официальный брак придает женщине уверенность и создает предпосылки для полноценного воспитания детей (табл. 3.).

Таблица 3. Представления о том, для чего нужен брак, в составе женщин, считающих свою семью счастливой, в %

Отношение к официальному браку Оценка своей семьи
Уже есть счастливая семья Пока нет, но мне это по силам Вряд ли смогу добиться этого В моих жизненных планах этого не было
Он необходим для полноценного воспитания детей 34,8 23,9 28,4 22,0
Он создает материальную опору семьи 9,1 9,4 11,4 6,0
Женщина в нем чувствует себя уверенней 30,0 26,4 24,5 14,0
Официальный брак неважен, главное, чтобы рядом был мужчина 15,1 19,0 19,7 28,0
Для современной женщины брак не важен, она всего может достичь одна 8,0 17,0 13,1 26,0
Другое 3,1 4,3 3,0 4,0

Таким образом, семья – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей. При этом предполагается, что в силу самоценности семьи каждая сторона этого партнерства должна идти ради ее интересов на определенные жертвы. При этом неверность, попытки измены воспринимаются очень тяжело не столько из-за любовной травмы, сколько по причине нарушения основных принципов существования этого партнерства, как признак ненадежности и предательства.

И если семейный тип партнерства действительно реализуется на практике, то никакие разногласия по конкретным поводам, в том числе распределения семейных денег, не идут женщине и семье во вред, а женщина чувствует себя достаточно уверенно и защищенно. Более того, даже если мужчина не может обеспечить семье приемлемый уровень жизни, но честно старается сделать это (работает, пытается подрабатывать, не пьет), то женщина, как правило, довольна своей семейной жизнью .

Таким образом, мы выяснили, какие аспекты семейной жизни наиболее важны для современной Российской женщины и что значит для нее благополучный брак.


Заключение

Таким образом, рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

Говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество. Например, некоторые исследователи отмечают недавнее появление психотерапевтической функции.

Изучение лидерства в семье позволяет сделать вывод о том, что для каждой семьи характерно индивидуальное распределение ролей и лидерства.

Исследуя благополучные и неблагополучные семьи, многие авторы отмечают, что благополучие в семье зависит в первую очередь от совпадения ценностных ориентаций супругов и их психофизиологической совместимости. Здесь так же прослеживается некоторая тенденция к росту неблагополучных семей.

Современные исследования семьи позволяют говорить о том, что субъективное ощущение удовлетворенности браком женщиной состоит из следующих составляющих:

· Любовь в семье, которая должна придавать прочность и надежность отношений;

· Наличие регистрации брака, как фактор постоянства;

· Способность мужчины быть опорой и защитой семьи;

· Мужчина, как создатель материального благополучия в семье;

Таким образом, не смотря на изменения традиций, форм и других признаков современной семьи, женщины, говоря о семейном благополучии, более склонны к традиционным формам семьи, считая, что именно в них они будут чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными браком.


Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. – 175 с

2. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. – Калинин, 1979. –с. 88-94

3. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.-325 с.

4. Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… - М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с,

5. Женщина новой России. Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад. – М.: Институт социально-психологических исследований РАН, 5 декабря 2001

6. Кузнецова Л.Н. Кто сейчас глава семьи? // Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. - с.143-151

7. Морозова М. Жизнь есть театр или как встать у руля семейной лодки // Статья // Центр психологической поддержки бизнеса и семьи. - М, 2003

8. Психа В. Л. Вскоре после свадьбы. – Краснодар: Книжное издательство, 1988. – 95 с

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.

10. Степанов С. Ответственная роль.// Школьный психолог. – 2000. - №17

11. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. – 1983. - №5. – с. 87-94., с. 87-94

12. Шнейдер Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с

13. Эйдемиллер Е.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.


Взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль. ...

Срок действия соглашения; обязанности сторон; права сторон; процедуры совместных действий; оценка эффективности проведенной работы. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с «семьей группы риска» 2.1. Методика изучения семьи «группы риска» в условиях общеобразовательной школы Семья группы риска характеризуется наличием отклонения от нормы, не позволяющего...

Семьи. 5.Изменение ценностных ориентиров в семье. II. В главе 1 были выделены следующие основные характеристики современной семьи в условиях системного кризиса: 1.Социально – экономические: а) Изменилась структура доходов семьи. б) Изменилась структура потребительских расходов. 2.Социально-демографические: а) Сокращения рождаемости. б) Рост числа неполных семей...


Её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения . Семья является одним из главных объектов социальной работы.Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, ...

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие -- ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры -- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.

Физическое (телесное) благополучие -- хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие -- удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) -- слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности -- согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает «имеющий правильное соотношение между своими частями». Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой).

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) -- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный -- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия .

Детерминантами субъективного благополучия выступают своеобразно (порой, противоречиво) связанные инстанции личности -- как внешние, так и внутренние. Поэтому смысложизненные ориентации, представления о себе в связи с объективными показателями жизнедеятельности и социального познания и составляют детерминантный комплекс субъективного благополучия.

На основании теоретических разработок проблемы субъективного благополучия можно выделить несколько комплексов, составляющих конструкты в результате взаимодействия инстанций и являющихся наиболее важными с точки зрения качества жизни и его субъективной оценки:

1) комплекс отношений с малым социумом (семья, родственники, друзья, знакомые и т.д.);

2) комплекс отношений с большим социумом (стабильность в стране: экономическая, политическая, социальная);

3) комплекс трудовых процессов (профессия, профессиональная группа, профессиональный интерес, профессиональное общение, доход);

4) комплекс жизненных процессов (потребности, безопасность, здоровье, экология);

5) комплекс интересов (коммуникативные, познавательные, материальные и др.);

6) комплекс внутриличностных процессов (система ценностных ориентаций, соотношение между внутренними и социальными ценностными ориентациями, самоотношение, самооценка, баланс между притязаниями и самооценкой);

7) комплекс состояний и свойств (темперамент, свойства личности, эмоциональные состояния);

8) комплекс социального опыта (способы преодоления фрустрации, комплекс паттернов поведения, социальная ориентация).

В той или иной степени субъективное восприятие этих инстанций и отношение, формирующееся к различным сторонам жизни, кладет целостное представление о своем собственном благополучии (комфорте).

Обобщение характеристик выделенных комплексов позволяет определить основные структурообразующие факторы, относящиеся к любому комплексу: мотивационные, содержательные, гигиенические, когнитивные и эмоциональные.

Мотивационные факторы включают в себя достижения, признание, рост, качество жизнедеятельности.

К гигиеническим факторам субъективного благополучия относятся условия жизни и деятельности, экология (жизни, души).

Когнитивные факторы - знания о мире, о себе, жизни и деятельности, их соотнесение и оценка.

В группу эмоциональных факторов можно включить локус между валентностями отношения к себе, миру, жизни и деятельности и отражение внешней оценки.

Практически все выделенные факторы так или иначе определяют степень удовлетворенности личности и ее субъективное благополучие. В свою очередь, удовлетворенность выступает внутренним фактором личности, определяющим и познавательную активность, и взаимоотношения с субъектами различных видов деятельности, и отношение к самому себе как субъекту и личности. Она индицирует качество жизнедеятельности человека и является тем необходимым компонентом (регулятором), без которого невозможно полноценное существование субъекта и эффективность его социальных взаимоотношений. Отсюда вполне закономерно выделение таких ее видов, как удовлетворенность трудом, жизнью, общением, собой и своими социальными контактами.

С другой стороны, очевидно влияние субъективного благополучия на те или иные сферы личности. К примеру, высокий и низкий уровни удовлетворенности могут быть основанием и для личностного роста, и благоприятствующего поведения (деятельности), и для различного рода издержек.

Критерии благополучия, предопределены всей историей существования человека. Поэтому уже в процессе преимущественно ранней социализации личность усваивает их в той степени и в той качественной глубине, на которые она способна усваивать социальную информацию вообще. Между тем эти критерии корректируются затем в течение всей жизни, составляя своего рода инстанции личности, с которыми она постоянно “сверяется”. Представления о собственном благополучии, благополучии других людей, оценка благополучия, как отмечает Л.В. Куликов, опираются на объективные критерии благополучия. Однако критерии -- объективные и субъективные - различаются, поскольку в последних отражается отношение личности к себе, миру, жизни.

Согласно гипотезам Инглхарт, существуют два наиболее важных основания для формирования критериев субъективного благополучия. Это:

1) гипотеза ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает;

2) гипотеза социализационного лага.

Состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию .

Однако становление личности -- процесс непрерывный и поэтому необходимо принять за аксиому тезис о его перманентной гибкости и сензитивности к изменениям и исторической “накопляемости” и усложнении критериев благополучия.

Критерии субъективного благополучия также изменяются в зависимости (и сообразно) от эффектов социализации. На ранних ее этапах критерии определяются внешними инстанциями, которые задают их в “чистом” виде (посредством социальных требований, моды, рекламы и пр.), затем все больше -- внутренними инстанциями, где основным критерием становится самореализация личности. В случае определения субъективного благополучия названными элементами “внешней идеологии” можно констатировать факт социальной незрелости. В ряде случаев это приводит к личностному кризису, поскольку “постоянная оглядка”, ориентация на внешние критерии “правильной жизни” (а часто, “красивой”) не способствует удовлетворению высших потребностей. Общественные конструкты (часто “собирательные” образы) успешной личности практически не реконструируемы в рамках частной жизни отдельного индивида. В этом смысле некоторые институты социализации поистине определяют “сказочные” критерии, которые, однако, не всеми объективно понимаются. Отсюда следует усложнение содержательных компонентов благополучия, их структурообразования и отношений, поскольку высокие критерии относительно тех или иных видов благополучия (“все сразу”) “задают” их конфликтные отношения, что реализуется на уровне конкретной личности, хотя бы в виде внутреннего конфликта.

Слабые эффекты социализации, при которых субъект пользуется ограниченной социальной информацией, вероятно, порождают и большую удовлетворенность и большую неудовлетворенность в отношении небольшого круга объектов жизни. Более сильные эффекты социализации представляют большее количество объектов, которыми можно быть удовлетворенным, и, следовательно, имеется возможность замены одних другими, также значимыми и предпочтительными. Не происходит в этом случае фиксации неудовлетворенности, которая становится движущей силой личности, активизатором для достижений, в том числе и личностного роста.

Основным качественным критерием благополучия во взрослости становится самореализация -- профессиональная, личностная, социальная и пр. Здесь инстанции личности как бы приобретают паритетность в отношениях, и личность ориентируется на постижение смысла, осуществлению человеческого назначения в том понимании его, которое складывается на основе реализации познавательных способностей личности, формирования когнитивной карты в течение всей жизни.

Как отмечал Т. Шибутани, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие. Перефразируя эту мысль и разворачивая ее к исследуемому феномену, можно сказать, что субъективное благополучие личности основано на тех критериях благополучия, которые отражены личностью, как поняты ею, хотя объективно не обязательно являются таковыми. Смысл тех или иных показателей благополучия приобретается для конкретной личности постольку, поскольку ей они представляются таковыми. Параметры “благополучности” в разных социальных институтах представлены по-разному как в степени обобщенности, так и в качественном своем содержании. Уровень взаимосвязи между этими параметрами различен. Критерии благополучности опредмечиваются, приобретают все более реальные контуры при достижении обобщенных общественных критериев уровня референтных для личности групп.

Отсюда следует, по крайней мере, три позиции. Отношение к благополучию социальное, объективное, всеобщее, как, например, благополучие народа; группы с ее критериями; и лично понимаемое благополучие. Связь благополучия личности и общества условна, хотя благополучие общества, определенно, влияет на благополучие личности, по крайней мере, по некоторым ее параметрам. Также очевидно и то, что от сознания собственной благополучности граждан во многом зависит и благополучности общества в целом. Между тем когниции, на основе которых строятся субъективные и порой объективные критерии благополучия, могут значительно расходиться в разных культурах в зависимости от исторических корней, религиозных эталонов и пр.

Еще один вопрос: насколько или как связано субъективное благополучие с благополучием других? В философии, к слову, этот вопрос формулируется глобально: можно ли быть счастливым, когда несчастны другие? К примеру, Кант говорил, что индивидуальное счастье возможно лишь во всеобщем. По нашему мнению, это проблема социального благополучия. Определенно, и в неблагополучном обществе люди испытывают субъективное благополучие, поскольку оно подразумевает акты собственного поведения, диспозиций, реализации мотивов и пр. Полагаем, что и счастье также возможно, хотя бы, например, за счет альтруизма, оказания бескорыстной помощи другим или вложений в развитие других и общества.

Было бы наивно полагать, что с развитием общества субъективно благополучных людей станет больше или меньше. Благополучие и неблагополучие, счастье и несчастье всегда синтетичны и находятся в неких паритетных отношениях. Прогресс общества, как доказывает один из крупнейших социологов ХХ столетия Питирим Сорокин, не связан ни с счастьем, ни с страданием, хотя “исключить принцип счастья из формулы прогресса” ни в коем случае нельзя (Сорокин, 1992). По нашему предположению, с прогрессом общества происходит “распад” на более мелкие элементы того, что можно назвать счастьем, страданием или благополучием: структуры и того, и другого оказываются все более сложными. Из этого можно сделать вывод о том, что с развитием человечества усиливаются, с одной стороны, дифференциация в критериях благополучия, а с другой, - различия в его достижении в зависимости от владения культурой обществ. Усиливается их палитра и, видимо, размывается грань между этими понятиями. В любом случае, между субъективным благополучием и неблагополучием не может быть антагонистических отношений; они взаимопроникаемы и обнаруживают необходимость друг в друге.

Группа, хоть и является “проводником” общественных установок, обладает своими собственными качествами и критериями благополучия. То есть, между обществом и группой не устанавливается однозначная связь. Она опосредована сложными переплетениями многообразных институциональных отношений. Многообразие групп, тем не менее, не определяет многообразия критериев благополучия общества, отличающегося большей консервативностью в целом, и благополучия личности.

Связь благополучия группы и личности более очевидна, поскольку имеется изначально тесная связь между личностью и малой группой, включая само становление личности в группе. В любом из рассматриваемых случаев связи устанавливаются в зависимости от того, насколько субъекты отношений готовы к принятию других субъектов, насколько они “ощущают” перманентную включенность в более обобщенные системы и наоборот (личность как часть группы, группа как элемент сообщества и т.д.). Каждый индивид по-своему отражает действительность, но то же самое можно и сказать о группе: каждая группа “вольна” по-своему отражать происходящее в обществе или в ней самой.

Когда речь идет о критериях благополучия, нельзя не затронуть вопрос и об их соответствии общечеловеческим ценностям, нормам, правилам. Общественная безопасность требует соотнесенности внутренних критериев внешним; в конечном итоге, глобальным мерилом человеческой жизни остаются общечеловеческие ценности, поскольку любым достижениям, в основе которых лежат антисоциальные ценности, всегда будут выступать альтернативой просоциальные, которые несут в себе то, что являет собой общественный смысл. Даже соответствие нормативам микросоциума, коль оно не соотносится с общечеловеческими ценностями, приводит порой к непредсказуемым последствиям в поведении и эмоционально-оценочных отношениях. Вспомним тюремный эксперимент Зимбардо. Роль ли, ситуация, или подчинение большинству, или все вместе взятое стали причинами антисоциального поведения его участников. Последующая их саморефлексия стала причиной острого субъективного неблагополучия. Однако и сегодня вопрос о стойкости ценностных образований личности в нетипичных для нее ситуациях остается столь же острым и открытым. Очевидно, в так называемых “закрытых” системах проблема адаптации остро затрагивает эффекты социализации, несоответствие которых нормам, принятым в этих системах, является причиной острого неблагополучия личности.

Ценности и нормы групп, с которыми идентифицируется субъект, оказываются определяющими в его поведении и отношениях. Здесь встает очень важная проблема -- проблема социализации, предполагающая соответствие культурно-историческому филогенетическому строю этапов социализации, где первоначальная задача социализации -- в обеспечении геокультурного поля, включающего “вполне определенные традиционные для региона рождения и проживания ребенка ценности, нормы, социально ожидаемые в данной культуре стереотипы поведения” (Сухарев, 2003).

Субъективное благополучие -- динамичное образование, но вместе с тем оно предполагает, прежде всего, и динамику жизни в разных ее аспектах (включая темпо-ритмические отношения и качественные перестройки систем “личность”, “жизнедеятельность” и пр.). Не случайно, субъективное неблагополучие возникает в те моменты, когда субъект в силу разных обстоятельств (вынужденно или закономерно) оказывается в “ситуации статики”, когда либо цели исчерпаны, либо переживание “наступившего благополучия” само является целью, и любые возможные изменения ситуации могут восприниматься как угрожающие этому переживанию. Иллюзия того, что неизменность (константность) ситуации может сохранить благополучие, является основой пассивного (защитного) отношения к благополучию .

Иначе говоря, способность контролировать свою жизнь и убежденность в этом оказывается весомым фактором преодоления трудностей и формирования субъективного благополучия. Не случайно в архетипических представлениях личности посредством фольклора (сказки, ритуалы и пр.) “закладывается” огромный опыт переживаний многих поколений, выстрадавших свое субъективное благополучие. Мистический настрой, как это не покажется парадоксальным, часто является одним из условий субъективного благополучия. Во многих религиозных вероучениях провозглашается фатальность существования, но в то же время и свобода выбора веры или неверия, а “смирение” -- категория, относящаяся к прошлому, к тому, что действительно невозможно изменить, и надежде на “милость Бога”, которая содержит элемент успокоения, связанный с вытекающей из него “возможностью” даже через страдания достижения “блага”. По данным исследователей, религия выступает фактором субъективного благополучия по двум основаниям: 1) дает возможность ощутить значение и цель жизни, ее целостность; 2) является одним из источников социальной поддержки .

Субъективное благополучие может поддерживаться за счет ориентации на любой временной промежуток жизни. Так, в ряде случаев оно связано с переживанием прошлых успехов, в ряде -- будущих (возможных), но наиболее адекватным вариантом, очевидно, является объединение всех временных промежутков, поскольку именно такое объединение свидетельствует о социальной (личностной) зрелости субъекта и, стало быть, о социально-зрелом субъективном благополучии. Оно может представлять для личности отдаленную цель, стремление к которой обладает побудительной силой (цель-мотив), и кратковременную, относительно ситуаций, а также следствие реализации иных целей.

Между тем действительно имеются различия в критериях субъективного благополучия, вызванные культурными различиями. В частности, Л. Резниченко приводит данные социологических исследований, из которых следует, что понимание счастья (как “аффективный компонент субъективного ощущения благополучия”) зависит от того места, которое занимает то или иное сообщество на континууме “индивидуализм-коллективизм”. Имеются и различия, обусловленные географическими, этническими, политическими, возрастными и другими факторами, описанными нами ранее. Это обусловлено, с одной стороны, субкультурными особенностями, и с другой -- различиями в критериях социализации .

Таким образом, психологическое содержание понятия субъективное благополучие многогранно и многоаспектно. Субъективное благополучие представляет собой сложное интегральное социально - психологическое образование, включающее эмоциональный, когнитивный и конативный компоненты, формирующееся в процессе социально - психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности.

В становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в отношении личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных уровнях и обстоятельствах жизни. Так или иначе, они создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые можно квалифицировать как комплекс «самоэффективности», успешности.


Чтобы ваша семья была счастливой, нужно изучить факторы семейного благополучия и следовать им. Те люди которые ищут в жизни счастья, никогда не найдут его, пока не осознают факторы влияющие на него. Семья – самое прекрасное в жизни человека чудо и событие, но не все понимают это, не пытаясь сделать свою семью благополучнее. Психологи решили помочь вам найти данные факторы семейного благополучия, и как начать их использовать в жизни.

Достаточно просто прочитать статью, чтобы понять данный вопрос и найти ответ на него, так как психологи потратили значительное время, чтобы изучить те семьи, которые самостоятельно нашли факторы благополучия и использовали их в своей семье. Данные семьи сегодня счастливы. Соответственно вы так же можете применить все данные здесь советы на практике и сделать вашу семью счастливой.

Что для вас означает счастье

Перед тем как начать изучать факторы семейного благополучия , желательно осознать, что на самом деле для вас является счастьем. По исследованиям психологов у каждого человека свое мнение о счастье, соответственно вам нужно так же иметь свое мнение о счастье. Это вам поможет в дальнейшем найти данное счастье в семье и тем самым улучшить благополучие семьи.

Взаимопонимание в семье

Самый важный фактор семейного благополучия, это взаимопонимание в семье, которое нужно развивать. Без взаимопонимания в семье, невозможно построить счастье и любовь. Если в семье друг друга не понимают, значит это проблема и ее нужно решать как можно скорее. Для этого станьте инициатором и сами начните искать пути, чтобы начать понимать свою семью. Старайтесь выслушать мнения каждого, и общими усилиями приходить к общему мнению. Не нужно спорить, так как спор является причинной не благополучия семьи и проблемой конфликтов. Спокойно нужно выслушать или даже записать мнения каждого, и после чего приходить к общему обдуманному решению. Если в вашей семье нет понимания, найдите источник, в каждой семье он разный.

Поддержка в трудную минуту

Фактор семейного благополучия , без которого семью счастливой не назовешь, это поддержка в трудную минуту. Ваша семья должна быть как единое целое, и если кому-то плохо или тяжело, поддержите его в данную трудную минуту. Это нужно делать как само собой разумеющееся. Если семья не имеет такой привычки и принципа, она неблагополучна. Начните не просто говорить пустые слова, а понимайте того, кому плохо, чтобы ощутить на себе как это больно, тогда вы начнете больше понимать проблему и общими усилиями решите ее.

Проблемы и пути их решения

У каждого отдельного человека есть и будут проблемы, так же и у каждой семьи есть проблемы, факторы семейного благополучия всегда связанны именно с проблемами и реакцией на них. Каждый человек или семья по-разному воспринимает проблемы, кто-то убегает и боится их, считая, что иметь проблему плохо. Другие же считают, что проблемы приносят только знания и опыт, если их решать сразу как они появились, не убегая от них. На самом деле успех и благополучие каждой семье не в отсутствии проблем, а в том, что такая семья решает проблемы сразу как они появились, осознавая, что каждая проблема несет в себе пользу.

Любой успешный человек вам ответит, что его успех связан скорее не с победами, а поражениями, так как проблемы несут в себе больше пользы, опыта и знаний чем победы. Поэтому радуйтесь, что в вашей семье много проблем, и начните, наконец их решать. Если вас заинтересовала сила проблем, и вы хотите узнать о них больше, прочитайте статью: проблемы современной семьи , где подробнее описан список популярных проблем, и как их решать, извлекая положительный опыт.

Любовь и внимание в семье

Не нужно забывать, что все факторы семейного благополучия неотъемлемо связаны именно с любовью и вниманием, без этого построить успешную и счастливую семью невозможно. Та семья, в которой нет любви и внимания, считается неблагополучной. Но не нужно расстраиваться, так как по статистике таких семей насчитывается во всем мире 80%, и это большая проблема. Все это зависит только от тех, кто создавал данную семью. Сегодня поменялись взгляды на жизнь, мнения, ценности и приоритеты, поэтому семьи чаще всего создаются не по любви, а по выгоде, или в связи с другими причинами.

Если вы хотите создать благополучную семью, создавайте ее с тем человеком, которого действительно любите. Если вы не можете пока точно понять любите и любят ли вас, то не спешите с созданием семьи. Психологи рекомендуют в такие моменты, не торопиться и пожить вместе хотя бы 2-3 года не в браке. Таким образом, если вы не любили то по истечению 2-3 лет, ваша пара разойдется, что безопаснее, если бы у вас была семья и дети.

Деньги в семье – инструмент благополучия

Если обратиться к статистике, то 90% людей и семей имеют проблему с деньгами. Это связанно не с тем, что люди получают маленькие зарплаты и их доходы невелики. Все зависит от принципов и привычек человека. Все люди и семьи, которые имеют проблему денег, развили в себе привычку тратить 100% своего дохода, и еще 20% занимать у друзей и знакомых до зарплаты. Данная привычка опасна и именно она является причиной проблем связанных с нехваткой денег, что приводит к не благополучию семьи. Для того чтобы решить данную проблему, достаточно прочитать статью: как вести семейную бухгалтерию , где есть реально работающие методы чтобы ваша семья стала благополучнее и решила проблему нехватки денег.

Если у вас возникли вопросы, или у вас есть что дополнить к данной статье, напишите в комментариях.

Известно, что любой брачный союз в процессе развития переживает не только счастливые периоды, но и этапы кризисов. Нет семьи, которая бы не сталкивалась с различными проблемами или непониманием в конкретных ситуациях, и это не является исключением из правил: скорее, закономерностью. Просто важно понимать, что для достижения семейного благополучия необходимо бороться с такими кризисами совместными усилиями, как и строить гармоничные отношения в брачном союзе. В данной статье мы рассмотрим основные факторы и условия, способствующие взаимопониманию в супружеской паре и укрепляющие брак.

Факторы семейного благополучия

Первым условием семейного благополучия, естественно, считается любовь и привязанность супругов. И важность таких чувств в данном вопросе вряд ли кто-то станет отрицать. Вместе с этим, следует отметить, что только на любви брак не сможет продержаться в течение продолжительного времени. Ведь обоюдная страсть и романтический настрой, которыми характеризуется начальный период отношений, длятся не так долго, как хотелось бы.

Это объясняется силой привычки, поскольку рано или поздно человек привыкает к своему партнеру и больше не стремится к завоеванию его любви с прежней силой. Ошибочно полагать, что на данном этапе чувства угасают и начинается суровый быт. Ведь для достижения семейного благополучия необходимо подходить к такому повороту событий с пониманием и уверенностью, что он не выступит помехой настоящим чувствам.

Если же супруги рассчитывают, что взаимной увлеченности в начале отношений им хватит на долгие годы совместной счастливой жизни, они очень скоро усомнятся в своих убеждениях. Ведь брачный союз является не только романтическими прогулками по вечерам и красивыми признаниями в любви: семья предполагает также общий быт, а, следовательно, заботы и проблемы. Не каждый готов на такое испытание, именно поэтому многие пары разводятся, не прожив вместе и несколько лет.

Специалисты выявили основные факторы семейного благополучия, которые следует принять во внимание всем, кто собирается начать совместную жизнь с любимым человеком:

  • Направленность на супруга;
  • Симпатия и доверие;
  • Общение без конфликтов;
  • Взаимопонимание;
  • Сексуальная удовлетворенность;
  • Материальное благополучие.

Направленность на супруга является важнейшим условием семейного благополучия, поскольку выступает основой взаимопонимания. Она предполагает внимательное отношение к интересам, предпочтениям, привычкам любимого человека. В идеале супруги должны предпринимать свои действия только с учетом желаний и потребностей друг друга.

Симпатия и доверие также являются необходимыми факторами семейного благополучия, ведь если не испытывать симпатии к человеку, с которым собираешься жить, брачный союз обречен на провал. А когда в отношениях нет доверия, любовь постепенно сходит на нет, поскольку ее место занимают вечные подозрения, ревность и недовольства.

Нормальное общение без постоянных ссор и конфликтов должно присутствовать в каждой хорошей семье. Людям необходимо делиться своими эмоциями, впечатлениями и переживаниями с близкими, поэтому нужно создать дома такую атмосферу, которая располагает супругов к взаимной откровенности и доверительным отношениям.

Взаимопонимание выступает одним из важнейших условий семейного благополучия. Для того чтобы его достичь, супругам понадобится немало времени и испытаний. Но ключевым моментом здесь можно назвать снисходительность и терпимость по отношению друг к другу, которые являются прекрасными качествами для создания прочной семьи.

Сексуальная удовлетворенность также очень часто приходит с годами совместной жизни, поскольку партнеры не сразу узнают предпочтения друг друга: на это нужно время и желание. Когда людей связывает взаимное сильное чувство, практически все проблемы сексуального характера оказываются разрешимыми. Это обусловлено сильным стремлением обоих доставить удовольствие своему супругу.

Немаловажным фактором семейного благополучия является также материальная обеспеченность семьи. Ни для кого не секрет, что финансовые трудности, которые носят хронический характер, очень быстро влияют на взаимоотношения супружеской пары. Бытовые проблемы, которые не удается решить, долги и нервные стрессы, вызванные всем этим, мешают людям наслаждаться своим чувством и жить в гармонии. Ведь львиная доля семейных конфликтов связана с темой денег.

Символы семейного благополучия

В последнее время широкое распространение получило учение Фен Шуй, с помощью которого многие люди призывают материальную обеспеченность, гармонию в отношениях и любовь в свой дом. Для этого нужно просто знать, какие основные символы семейного благополучия существуют в данном учении:

  • Аквариум;
  • Черепаха;
  • Дракон;
  • Феникс.

Аквариум является одним из главных символов семейного благополучия в материальном плане. Считается, что он привлекает деньги в дом, поэтому лучше всего поместить в него золотых рыбок и, конечно, не забывать вовремя кормить их и чистить аквариум.

Черепаха также выступает символом материального достатка и здоровья, поэтому советуется обзавестись живой водной черепахой, которая будет жить в аквариуме: такое сочетание должно обеспечить двойной эффект.

Дракон является символом семейного благополучия, успеха в делах и карьерном росте. Кроме того, специалисты считают, что он наделяет обитателей дома особой энергией, развивающей такие качества, как целеустремленность и выносливость.

Феникс выступает как бы дополнением дракона, поскольку в китайской мифологии они считаются супругами. Он обеспечивает семье славу, успех и прочные отношения. Кроме того, если его разместить в южной части дома, то такой талисман будет защищать членов семьи от всяческого негативного влияния извне.

Вместе с этим следует помнить, что лучшими символами семейного благополучия в первую очередь являются любовь и взаимопонимание в брачном союзе.