Современное общество. Каковы характерные черты современного общества? Структура современного общества Причины существования традиционных обществ в современном мире

ЛЕКЦИЯ 1

ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78 ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МОРЕ.

План лекции

    Характеристика современного общества.

    Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

    Отрицательное воздействие судов на окружающую среду.

    Международная конвенция Марпол 73/78

Основные теоретические положения

1. Характеристика современного общества.

Современное общество характеризуется как общество, которому свойственно накопление и потребление, причем независимо от общественно-политического, этического и государственного уклада. Это является одним из наиболее очевидных и негативным отличием от общества устойчивого развития. Это противоречит принципу экологии и взаимодействия человека с окружающей его природной средой. Отсюда как следствие нарушения основополагающего принципа экологии возникшие в последнее время катаклизмы и проблемы:

Дефицит кислорода и питьевой воды;

Деградация озонового слоя;

Создание условий «парникового эффекта»;

Загрязнение окружающей среды химическими, физическими, биологическими и радиоактивными загрязнителями;

Интенсивное исчерпывание невозобновимых источников энергии, что приведет к энергетическому кризису и военно-политическим конфликтам;

Сокращение площадей лесных массивов, плодородных земель;

-«кислотные» дожди;

Демографический взрыв популяции человечества;

Снижение уровня иммунной системы человека, возникновение новых заболеваний, против которых еще не найдены рациональные пути их локализации, лечения.

Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, а во многих странах разработаны также и государственные постановления, направленные на предотвращение загрязнения морей.

Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами – важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды. При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, а также нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков и т.п. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, например, в портах.

Наряду с этим большой вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива.

Большое внимание уделяется предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов с судов, специальным техническим средствам удаления их с водной поверхности. Все более острой становится проблема – снижение вредных выбросов с отработавшими газами энергоустановок.

2. Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

Экология – это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. Греческое слово ойкос означает дом, жилище, а логос – слово, учение.

Экология – это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические). Ученые изучают разные взаимодействия, исследуя различные экосистемы: леса, пустыни, степи, реки, озера, океаны или любой другой набор организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их абиотической средой.

Экологическая система – это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия).

Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: 1) живые организмы; 2) популяции; 3) сообщества; 4) экосистемы; 5) экосфера.

1. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории:

Растения;

Животные;

Деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков).

2. Популяция – это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом).

3. Сообщества (вид) – совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. В мире существует от 3 до 30 млн. видов живых организмов. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество.

4. Экосистемы – это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли.

Планетарная совокупность живых и мертвых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой.

Целью изучение экологии является: 1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах; 2 – индивидуальная информированность и на этой1 основе способность принимать уверенные и эффективные решения.

Задачи дисциплины «экология» являются изучить:

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы;

Пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающие отрицательные влияния на окружающую природную среду;

Технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов;

Принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов.

Круговорот химических веществ в природе;

Этапы развития жизни на Земле;

Концепцию устойчивого развития общества.

История развития экологических проблем. Этапы развития жизни на Земле.

Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет.

В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода:

Добиологический;

Возникновение биосферы;

Формирование ноосферы.

Добиологический период охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях. В это время атмосфера Земли содержала, и другие ядовитые газы. Свободный кислород в атмосфере практически отсутствовал. Однако благодаря ультрафиолетовому излучению стали возможны химические реакции, которые привели к образованию сложных органических молекул – аминокислот. Они в свою очередь послужили материалом для построения простейших живых организмов. Увеличение содержания кислорода за счет абиотических процессов и наличие ультрафиолетового излучения дало толчок к образованию вокруг планеты защитного озонового слоя. Это обеспечивало надежную защиту живых организмов от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

При накоплении кислорода в атмосфере до 3% появились первые многоклеточные микроорганизмы. Это было примерно 600 млн. лет назад.

В дальнейшем при развитии растительности обеспечило выделение большого количества кислорода и питательных веществ, что в свою очередь обеспечило эволюцию животных. Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности преобразовали часть недр и поверхностный слой суши, изменили качественный и количественный состав водного и воздушного бассейнов.

Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы – сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика план6еты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида – человека.

Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы – сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы.

На первом этапе продукты, создаваемые природой, присваивались людбми при помощи созданных им средств труда. Основной источник энергии в этот период – мускульная сила человека. В этот период человек целиком зависел от природы, его поведение и сознание можно характеризовать как единство общества и природы.

На втором этапе основным способом получения средств существования стало земледелие и скотоводство. На этом этапе развития общество в значительной степени зависело от климатических и других природных условий, и человек не противопоставлял себя природе, считая ее неотъемлемой частью, а поведение и сознание людей этого периода можно характеризовать как взаимодействие с природой.

Третий этап характеризуется переходом от аграрной экономики к индустриальной. Отличительной особенностью этого периода является то, что общество и природа представляются как две самостоятельно существующие стороны, противостоящие друг другу и развивающиеся обособленно друг от друга.

История развития общества показывает, что его взаимодействие с природой может привести к возникновению экологических кризисов, которые до настоящего времени носили локальный характер. История развития общества свидетельствует, что технический прогресс приводит к увеличению интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. При этом с переходом на более высокий уровень развития общества всегда создавались предпосылки для возникновения более тяжелых экологических кризисов.

Развитие цивилизации уменьшает зависимость людей от стихийных сил природы. Но, воздействуя на природу, общество создало новую вторичную окружающую среду – техносферу.

В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема – адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека – процесс очень медленный.

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем.

В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя:

а ) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации);

б ) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в ) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка.

Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни.

Его характерные признаки :

· гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека;

· (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти;

· добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти;

· общественные структуры самоуправления;

· конституционализм и верховенство права;

· политический, экономический и идеологический плюрализм.

Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескьё. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право препятствовало объединению людей, поэтому в результате общественного договора возникло государство, которому граждане передали часть своих прав. А. Смит дополнил данную концепцию акцентом на чрезвычайной важности защиты частных интересов, когда государство создает удобные условия для реализации интересов частных лиц (отказ от контроля над экономической сферой, защита частной собственности).


Существенную роль в разработке теории гражданского общества внес Г. Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Такое общество является логической стадией развития общественных отношений. Он считал, что поскольку гражданское общество развивается стихийно, то в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине такое общество может существовать при условии нахождения «под опекой» государства, ибо оно способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в обществе.

В ХХ в. идея гражданского общества стала актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось и с жестокими тоталитарными режимами, и с проблемой автономии личности в экономической и духовной жизни. Поэтому преобладающей ныне является либеральная точка зрения, согласно которой в центре концепции гражданского общества находятся (1) свобода как самая высшая ценность и (2) саморегуляция общества как условие реализации прав и свобод. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, деструктивно воздействующего на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации. При этом общественные проблемы решаются самим обществом. А для этой цели создаются разнообразные институты гражданского общества: профсоюзы, кооперация, культурно-просветительские общества, благотворительные организации, общественные органы местного самоуправления, землячества и национальные диаспоры, правозащитные объединения, группы давления, детские и молодежные общественные организации и др.

Последние десятилетия идея гражданского общества расширялась, дополняясь идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти правовыми нормами; идеей расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, снятия или смягчения противоречий. Как отмечает Т. Парсонс, «дифференцируясь [от общества], государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах. Первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз… Второй комплекс включает все виды исполнительной деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в “общественных” интересах».

Как видим, гражданское общество отражает такое состояние социополитического пространства, в котором господствуют демократические процедуры, широкие личные права и свободы, устойчивые социальные связи, множественность и одновременно интеграция разнообразных интересов. Тем самым обеспечивается целостность общества и гармонизация социальных взаимодействий.

Если гражданское общество в центр внимания ставит социально-политическую сторону отношений, то концепция постиндустриального общества характеризует современное общество через социально-экономические изменения, которые произошли во второй половине ХХ века.

Американский социолог Д. Белл указал на ряд существенных моментов, свидетельствующих о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социальной, отражающей необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации всех существующих социальных отношений.

2. Это проявляется в том, что экономическая мотивация исчерпывает себя в силу достижения такого уровня благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У них возникает понимание, что существует не только личное, но и общественное богатство (например, чистота окружающей среды), стимулируя поиски путей увеличения общественной формы богатства. В результате этого становится даже более конфликтным, и разрешать эти конфликты становится все более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределений по личному вкладу приходит распределение, основанное на принципе справедливости. У индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, как это было в период индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. А это ставит вопрос: возможно ли дальнейшее развитие общества в условиях отсутствия таких ценностей.

Указанные черты, как мы видели, не позволяют описать сущностные особенности, которые должны быть присущи постиндустриальному обществу. Совместными усилиями И. Масуды, О. Тоффлера, Зб. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и других сложилась концепция постиндустриального общества. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что экономика утрачивает статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всех других подсистем.

Поэтому основными признаками постиндустриального общества являются:

а ) Число людей , занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 процентов от всего населения . В таком обществе сельскохозяйственных и промышленных продуктов производится больше, чем оно может потребить.

б ) Большая роль научных исследований и знаний . Основной метод принятия решений – использование разнообразных моделей, аналитических методов и т.д.

в ) Ведущей технологией является умственная технология , а не ручной труд или механизированная технология. По этой причине современное общество называют также информационным.

г ) Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек », а не «человек – машина», как на предыдущих этапах развития общества.

Ведущим признаком современного общества выступает понятие «информационное общество». Считается, что оно есть результат активной позиции государственных органов. Так, в 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план «Европейский путь в информационное сообщество». В июне 200 г. на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой сказано: «…Мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентности и ответственного управления международного мира и стабильности».

Очевидно, что развитие новых социально-технологических институтов (телемедицины, дистанционного образования, электронной торговли, интернет-СМИ и др.) изменяет структуру важнейших секторов экономики. Усиливается взаимозависимость между разными сферами: например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в области обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше. При этом существенные изменения претерпевают типы организации и управления. Рушатся иерархизированные и централизованные институты, происходит переход от иерархической к сетевой организации. В результате снижается роль бюрократических форм организации общественных процессов, вытесняемых социальными управленческими технологиями. Поэтому государство все более неохотно принимает на себя ответственность за управление экономикой и поддерживает рыночное и частное предпринимательство, самостоятельность, конкурентоспособность.

Еще одной важной чертой постиндустриального общества является его локализация, фрагментация и плюралистичность. Общество невозможно рассматривать просто как совокупность хорошо организованных институтов. Общество все чаще понимается как система подавления со стороны ограниченной группы людей, контролирующих финансы, влияние, информацию. Это, по мнению Д. Белла, обусловлено тем, что в постиндустриальном обществе класс капиталистов исчезает, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, а решающим становится уровень образования. Поэтому в отличие от индустриального общества, где основным был конфликт между трудом и капиталом, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется между знанием и некомпетентностью. Итак, важнейшими принципами современного постиндустриального общества на Западе выступают:

1. индивидуализм, т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли социальных групп;

2. дифференциация – появление в сфере труда огромного количества специализированных профессий, в сфере потребления – разнообразие выбора желаемого продукта и т.п.;

3. рациональность – господство идей и правил, обоснованных аргументами и расчетами;

4. экспансия, вторжение современных форм организации во все частные сферы жизни человека;

5. открытость экспериментам и инновациям;

6. признание высокой ценности образования и др.

Масштабы социальных изменений современного общества и рост взаимозависимости позволили говорить на рубеже ХХ – XXI веков о складывании глобального общества .

В настоящий момент связи между государствами становятся все более тесными. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны. Неповторимые в их культурном своеобразии общества утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. При этом развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие страны в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов. Как отмечает Э. Гидденс, «было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность».

Под глобализацией понимают образование наднациональных социально-экономических, политических и других структур, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы . В экономике это нашло свое отражение в создании таких финансовых организаций как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, многочисленных транснациональных корпораций. В политике глобализация проявилась в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, разнообразных военных блоков. Сфера культуры также оказалась затронута рассматриваемыми процессами, так как в настоящее время вследствие развития средств коммуникации наблюдается унификация стиля жизни. Можно сказать, что процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

· нового международного разделения труда, позволяющего оптимизировать народнохозяйственную структуру экономики, внутриотраслевую и межотраслевую специализацию;

· международного производства, основанного на переносе в развивающиеся страны трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств, обеспечивая технологическую связь разбросанных по разным странам производств, общий рынок сбыта товаров;

· политических отношений, связанных фактическим исчезновением социалистической модели развития и превращения капитализма в единственный вариант мирового развития. Как отмечал известный экономист М. Кастельс: «Главными агентами в становлении глобальной экономики были правительства, особенно правительства стран большой семерки и их международные институты…».

Иммануил Валлерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более власти приобретают наднациональные экономические факторы, определяющие лицо общества в них. Национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы, представляющей собой объединение центра, полупериферии и периферии. Деление стран на эти группы зависит от уровня их социально-экономического развития. Поэтому И. Валлерстайн предложил идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга, определяя характер и направленность своего социального развития.

Хотя глобализация привела к тому, что в научной литературе и СМИ стало часто использоваться понятие мировое сообщество , оно не является в обычном смысле слова обществом, поскольку объединяет множество совершенно различных обществ.

Существуют два основных подхода к процессу развития глобального общества. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли питьевой водой и продовольствием, проблему борьбы с такими болезнями, как СПИД, рак, представляющих большую опасность для человечества, проблему усиления парникового эффекта и пр. Большое внимание обращается и на изучение процесса становления глобальных структур, расширения вестернизации, то есть распространение ценностей и норм, характерных для европейской и американской культуры.

С другой стороны, глобализация ухудшила положение значительного числа развивающихся стран, породив антиглобалистское движение. В этом движении произошло объединение самых разнородных сил – предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых и других. Конечно, добиться прекращения глобализации отдельных обществ оно не может, так как в основе данного процесса лежит международное разделение труда. Однако антиглобалистское движение подпитывается стремлением сохранения рядом стран и обществ своей самобытности, религиозно-культурных традиций в противовес распространению вестернизации. Страны полупериферии оказываются слишком зависимыми от постиндустриальных государств, учитывая, что вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие общества невозможно.

В результате мы видим, что в конце ХХ – начале XXI века ни по социально-экономической, ни по культурно-цивилизационной линии глобализация не привела к сближению между отдельными составляющими мировой системы. Давление противников глобализации может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, к интересам менее развитых стран. Однако глобального общества в ближайшей перспективе сложиться не может.

Таким образом, основные проявления складывающегося глобального общества находят отражение в том, что:

· формируется единое информационное пространство, ярким проявлением чего является возникновение Интернета;

· жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с глобальным обществом;

· развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий (а поскольку они принадлежат преимущественно транснациональным корпорациям, то их распространение не зависит от границ культур и национальных государств).

Таким образом, мы видим, что развитие глобализации, формирование глобального общества во многом перекликается с постиндустриальным обществом и его признаками. Многие основные их черты взаимопересекаются, что позволяет говорить о последовательной эволюции общества и социальных отношений, которые следуют определенным общим тенденциям.

К сегодняшнему дню традиционные государства совершенно исчезли с лица земли. Хотя племена охотников и собирателей, а также скотоводческие и земледельческие общины, продолжают существовать до сих пор, их можно встретить лишь в изолированных районах - и, в большинстве случаев, даже эти немногие группы распадаются. Что же явилось причиной разрушения обществ, определявших всю человеческую историю еще два века назад? Ответ, если сформулировать его в одном слове, будет индустриализация - появление машинного производства, основанного на использовании неодушевленных источников энергии (таких, как пар и электричество). Индустриальные общества во многом принципиально отличаются от любого из предшествовавших типов социального устройства, и их развитие привело к последствиям, сказавшимся далеко за пределами их европейской родины.

Индустриальные общества

Современная индустриализация возникла в Англии, в результате “промышленной революции”, начавшейся в XVIII веке. Этим понятием обозначается целый ряд сложных технологических изменений в способах добычи средств к существованию. Изменения эти связаны с изобретением новых машин (например, ткацкого станка), использованием в производстве новых источников энергии (в особенности воды и пара), а также с применением научных методов для совершенствования производства. Темпы технологического обновления в индустриальных обществах, по сравнению с традиционными, необыкновенно высоки, поскольку изобретения и открытия в одной области ведут к еще большему числу открытий в других областях.

Основной отличительной чертой индустриальных обществ является то, что, подавляющая часть трудоспособного населения занята на заводах и в конторах, а не в сельском хозяйстве. В традиционных обществах, даже в самых передовых, лишь малая часть населения не работала на земле. Относительно низкий уровень развития технологии просто не позволял освободить от сельскохозяйственного производства больше, чем незначительную группу. В индустриальных же странах, напротив, лишь около 2-5% населения занято в сельском хозяйстве, и их усилий достаточно, чтобы обеспечить продовольствием остальных.

По сравнению с предыдущими социальными системами индустриальные общества гораздо более урбанизированы. В некоторых индустриальных странах свыше 90% граждан живет в городах, где сосредоточена большая часть рабочих мест и постоянно создаются новые. Размеры этих городов далеко превосходят те, которые существовали в традиционных цивилизациях. В городах нового типа социальная жизнь стала обезличенной и анонимной, и с незнакомыми людьми мы контактируем гораздо чаще, чем с теми, кого знаем лично. Появляются организации огромного масштаба, например, промышленные корпорации и правительственные учреждения, деятельность которых затрагивает жизнь практически каждого из нас.

Еще одна черта индустриальных обществ связана с их политическими системами - гораздо более развитыми и действенными, чем традиционные формы правления. В эпоху традиционных цивилизаций политическая власть в лице монарха или императора практически не имела прямого влияния на нравы и обычаи большинства подданных, которые жили вполне самостоятельными поселениями. С процессом индустриализации транспорт и связь стали намного быстрее, что способствовало большей интеграции “национальных” сообществ. Индустриальные (63стр) общества явились первыми национальными государствами. Национальные государства - это политические общности, разделенные четкими границами, отделяющими их друг от друга и заменившими расплывчатые пределы традиционных государств. Правительства национальных государств обладают исключительной властью над многими сторонами жизни своих граждан и устанавливают законы, обязательные для всех, живущих в пределах их границ.

(62стр) Типы человеческих обществ Основные характеристики Время существования Сообщества охотников и собирателей Состоят из небольшого количества людей поддерживающих свое существование охотой, рыбной ловлей и сбором съедобных растений. Неравенство в этих обществах слабо выражено; различия в социальном положении определяются возрастом и полом. С 50 000 до н, э. до настоящего времени хотя сейчас находятся на грани полного исчезновения. Земледельческие общества В основе этих обществ - мелкие сельские общины; городов нет. Основной способ получения средств к существованию - земледелие, иногда дополняемое охотой и собирательством. Эти общества характеризуются более сильным неравенством, чем сообщества охотников и собирателей; во главе этих обществ стоят вожди. С 12 000 до н. э. до настоящего времени. Сегодня большая их часть входит в состав более крупных политических образований и постепенно утрачивает свой специфический характер. Общества скотоводов Эти общества основываются на разведении домашних животных для удовлетворения

материальных нужд. Размеры таких обществ варьируются от нескольких сот до тысяч человек. Для этих обществ обычно характерно ярко выраженное неравенство.

Управляют ими вожди или военачальники. Тот же отрезок времени, что и у земледельческих обществ. Сегодня общества скотоводов также входят в состав более крупных государств; и их традиционный образ жизни разрушается. Традиционные государства, или Цивилизации В этих обществах основой экономической системы по-прежнему является земледелие, однако существуют города, в которых сосредоточены торговля и производство. Среди традиционных государств встречаются очень большие, с многомиллионным населением, хотя обычно их размеры по сравнению с крупными индустриальными странами невелики. Традиционные государства имеют особый правительственный аппарат, во главе которого стоит царь или император.

Между различными классами существует значительное неравенство. Примерно с 6000 до н. э. до девятнадцатого века. К настоящему времени все традиционные государства исчезли. Общества первого мира Эти общества основываются на промышленном производстве, причем значительная роль отводится свободному предпринимательству. В сельском хозяйстве занята лишь незначительная часть населения, подавляющее большинство людей живет в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя и менее выраженное, чем в традиционных государствах. Эти общества составляют особые политические образования, или национальные государства. С восемнадцатого века до настоящего времени. Общества второго мира Общества, которые имеют индустриальную базу, но в их экономической системе господствует централизованное планирование. Лишь относительно небольшая часть населения занята в сельском хозяйстве, большинство проживает в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя целью марксистских правительств этих стран является создание бесклассовой системы. Подобно странам первого мира, образуют особые политические общности, или национальные государств? С начала двадцатого века (после Октябрьской революции 1917 года в России) до настоящего времени. Общества третьего мира Общества, в которых большая часть населения занята в сельском хозяйстве, живет в сельской местности и применяет в основном традиционные методы производства. Однако часть сельскохозяйственной продукции реализуется на мировом рынке. В некоторых странах третьего мира существует система свободного предпринимательства, в других - централизованного планирования. Общества третьего мира также являются национальными государствами. С восемнадцатого века (как колонизированные страны) до настоящего времени. (64стр) Применение индустриальных технологий отнюдь не ограничивалось мирным процессом экономического развития. Уже с первых шагов индустриализации промышленное производство было призвано служить военным целям, и это радикально изменило, способы ведения войны, поскольку были созданы вооружения и типы военной организации гораздо более совершенные, чем в неиндустриальных культурах. Экономическое превосходство, политическая цельность и военная мощь создали основу того неудержимого распространения западного образа жизни, которое пережил мир в течение последних двухсот лет.

Некогда многочисленные традиционные культуры и государства исчезли не потому, что их образ жизни был “низшим”. Они оказались неспособны противостоять воздействию того сочетания промышленной и военной мощи, которое развивалось в западных странах. Идея власти, и тесно связанное с ней понятие идеологии, занимают в социологии очень важное место. Под властью подразумевается способность индивидов или групп соблюсти свои интересы даже тогда, когда остальные этому противятся. Иногда власть связана с прямым использованием силы, но почти всегда ей сопутствует появление идей (идеологий), которые оправдывают действия власть имущих. В случае экспансии Запада захватчики оправдывали свои" действия тем, что они якобы несли “цивилизацию” “языческим” народам, с которыми вступали в контакт.

Три “мира”

В период с XVII и до начала XX века западные страны, используя в случае необходимости свое военное превосходство, превратили районы, ранее занятые традиционными обществами, в свои колонии. И хотя сегодня практически все колонии добились независимости, колониализм радикально изменил социальную и культурную карту земного шара. В некоторых регионах (в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии), которые были населены относительно немногочисленными племенами охотников и собирателей, европейцы теперь составляют большинство населения. В других частях света, включая большую часть Азии, Африки и Южной Америки, пришельцы остались в меньшинстве. Общества, принадлежащие к первому типу, такие, как Соединенные Штаты, со временем превратились в индустриальные страны. Общества второй категории находятся, как правило, на гораздо более низком уровне индустриального развития, и нередко их называют странами третьего мира.

Страны третьего мира

К странам третьего мира относятся Китай, Индия, большая часть африканских государств (таких, как Нигерия, Гана и Алжир) и государств Южной Америки (например, Бразилия, Перу и Венесуэла).

Уровень индустриализации стран третьего мира низкий, большинство населения занято в сельском хозяйстве. Поскольку многие из этих обществ расположены южнее США и Европы, их часто объединяют под понятием “Юг”, в противоположность богатому индустриальному “Северу”. Хотя некоторые народности.проживающие в странах третьего мира, и сохраняют традиционный уклад, все же эти страны чрезвычайно отличаются от существовавших ранее форм традиционных обществ. Их политические системы родственны формам, возникшим на Западе, или смоделированы по образцу последних, - иными словами, это национальные государства. Большая часть их населения по-прежнему живет в сельской местности, однако, эти (65стр) общества переживают весьма бурный процесс урбанизации. Сельскохозяйственное производство остается доминирующей формой экономической деятельности, но продукция выращивается в основном для продажи на мировом рынке, а не для внутреннего употребления. Страны третьего мира - не просто общества, которые “тащатся” за индустриальными державами. Условия, в которых живет многомиллиардное население третьего мира, в значительной мере сформировались благодаря контактам с Западом, разрушившим ранние, более традиционные системы.

Бесчеловечный мир, в котором живет современный человек, вынуждает каждого вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами. Происходящее вокруг обычного человека иногда становится непонятным и приводит к ощущению постоянного дискомфорта.

Ежедневный спринт

Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.

Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.

Информационное давление

Второй задачей, которую современный человек не может решить, считается обилие информации. Поток различных данных обрушивается на каждого одновременно со всех возможных источников - Интернета, масс-медиа, прессы. Это делает невозможным критическое восприятие, поскольку внутренние «фильтры» не справляются с таким давлением. В результате индивид не может оперировать реальными фактами и данными, поскольку не в состоянии отделить выдумки и ложь от действительности.

Дегуманизация отношений

Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.

Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века - дегуманизация - отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.

Проблемы социальной культуры

Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.

Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство - литературу, живопись, музыку и кино.

Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.

Кризис ценностей

Ценностный мир каждого конкретного индивидуума может меняться несколько раз за жизнь, но в 21-м веке этот процесс стал слишком быстрым. Результатом постоянных изменений становятся постоянные кризисы, которые не всегда приводят к хэппи-энду.

Эсхатологические нотки, проскальзывающие в термине «кризис ценностей», не означают полного и абсолютного конца, но заставляют задуматься о направлении, в котором стоит прокладывать путь. Современный человек находится в перманентном состоянии кризиса с момента взросления, поскольку окружающий мир меняется намного быстрее, чем сложившиеся о нем представления.

Человек в современном мире вынужден влачить довольно жалкое существование: бездумное следование идеалам, тенденциям и определенным стилям, что приводит к невозможности выработать собственную точку зрения и свою позицию по отношению к событиям и процессам.

Повсеместные хаос и энтропия, царящие вокруг, не должны пугать или быть причиной истерики, поскольку перемены - это естественно и нормально, если есть что-то неизменное.

Куда и откуда катится мир?

Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.

Павший в неравном бою под напором адептов атеологии креационизм принес весьма неожиданные плоды - повсеместное падение нравов. Цинизм и критичность, ставшие нормой поведения и мышления со времен эпохи Возрождения, считаются своеобразными «правилами хорошего тона» для современных и пресвященных.

Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.

Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.

Инстинкты против разума

Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.

Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.

Научные, политические и общественные институты наперебой твердят о новых победах, которые непременно помогут человечеству вырастить цветущие сады на далеких планетах. Впрочем, современный человек, вооруженный всеми достижениями последнего тысячелетия, не в состоянии справиться с банальным насморком, как 100, 500 и 2000 лет назад.

Кто виноват и что делать?

В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению - можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.

Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.

Маркс как-то заметил, что анатомия человека есть ключ к пониманию анатомии обезьяны. Более высокая стадия развития какого-то явления позволяет яснее понять предшествующие стадии его развития. В этом смысле история прошлого века является ключом к пониманию всей человеческой истории.

С другой стороны, современность оказывается, как правило, не особенно эффективным средством для истолкования прошлого. Само "настоящее" очень смутно понимается его современниками. "История как настоящее, опрокинутое в прошлое", имеет мало общего с реальной историей. Неудивительно, что историки не занимаются настоящим, и вообще в истории принято считать, что чем дальше в прошлом располагаются изучаемые явления, тем больше надежды на то, что их описание окажется более или менее адекватным.

То, что современность плохо понимает себя, находит отражение в шутливом изречении, что древние греки не знали о себе главного, а именно того, что они являются древними греками. Капитализм до начала XX в., когда появился сам термин "капитализм", не знал даже своего имени и т.д.

Понимание современного общества и человека – одна из наиболее сложных задач социальной философии.

В дальнейшем обсуждение концентрируется прежде всего на современном посткапитализме и современном крайнем, или тоталитарном, социализме в его коммунистическом и национал-социалистическом вариантах. Анализ касается как материальной, так и духовной сторон жизни посткапиталистических и социалистических обществ, поскольку динамика развития отдельных обществ определяется в первую очередь взаимодействием этих двух сторон. Лежащие между посткапитализмом и социализмом и тяготеющие к одному из этих полюсов общества специально рассматриваться не будут.

Общество XX в. – это общество, расколотое на две противостоящие друг другу системы – посткапитализм и социализм, между которыми располагается множество стран, с той или иной силой тяготеющих к одному из этих двух полюсов.

Понятие "социализм" употреблялось в прошлом веке в очень разных смыслах. Но к концу века постепенно сложилось достаточно устойчивое мнение, что социализм – это в первую очередь радикальный социализм. Все остальные представления о социализме неясны и неустойчивы. Это, скорее, не социальные концепции и тем более не социальные практики, а некоторые идеологические мечтания и определенная завеса над реальной социальной деятельностью, суть которой может быть очень разной.

Радикальный социализм существовал в XX в. в двух основных формах – интернациональной и националистической. Первая обычно называется коммунизмом, вторая – национал-социализмом.

Понятие радикального социализма (или просто социализма) понимается в двух разных смыслах. Во-первых, иод социализмом имеется в виду концепция, ставящая глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и требующая мобилизации для достижения этой цели всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов. Во-вторых, социализм – это реальное общество, пытающееся воплотить в жизнь социалистические идеалы. Социализм в нервом смысле можно назвать теоретическим социализмом. Социализм во втором смысле – это практический, или реальный, социализм.

Расхождение между социалистической теорией и социалистической практикой является, как это продемонстрировала история, радикальным. Если теоретический социализм рисует едва ли не райскую жизнь, которая должна вот-вот наступить на земле благодаря самоотверженным усилиям общества, то социалистическая практика представляет собой настоящий ад, в огне которого погибают десятки миллионов невинных жертв.

Социализм в двух основных его разновидностях (левый социализм, или коммунизм, и правый социализм, или национал-социализм) – специфическое явление XX в., хотя теоретические предпосылки первой разновидности стали складываться сразу после Возрождения, а основные идеи второй сформировались в XIX в.

К середине прошлого века национал-социализм, развязавший войну за свое мировое господство, был разгромлен. К концу века коммунизм, также стремившийся к утверждению своего могущества в мировом масштабе, распался под грузом порожденных им самим неразрешимых проблем.

Подводя итог общей характеристике двух полюсов современного общества, можно сказать, что первый выход индустриального коллективизма на мировую арену оказался неудачным. Национал-социализм потерпел сокрушительное военное поражение, его вожди или покончили с собой, или были повешены по приговору Нюрнбергского трибунала. В большинстве развитых стран национал-социалистическая идеология отныне запрещена. Социализм коммунистического типа добился большего: он охватил почти треть человечества и занял едва ли не половину земной поверхности. Но и его успех оказался временным: уже в 1970-е гг. стало ясно, что и эта форма социализма обречена на гибель.

Уход с исторической арены двух ведущих форм социализма внушил многим убеждение, что социализм – исторически случайное явление, какое-то досадное отклонение от основного пути истории и что теперь о социалистическом коллективизме, навсегда ушедшем в прошлое, можно благополучно забыть.

Подобное убеждение – только иллюзия и притом опасная иллюзия.

Постиндустриальный коллективизм вряд ли вернется в крупных масштабах в виде старого социализма. Но нельзя исключить, что постиндустриальный коллективизм возвратится в некоторой новой, неведомой пока форме.

Коллективизм порождается не мифическими универсальными историческими законами, а переменчивыми обстоятельствами реальной человеческой истории.

Источником коллективизма являются не теории, придуманные выдающимися мыслителями и приводящие затем в движение широкие массы. Теории вторичны, а главным источником коллективизма является, если говорить самым общим образом, нужда. Крайняя степень обострения социальных проблем и отсутствие иных средств для их решения, кроме консолидации всего общества для преодоления сложившейся ситуации, заставляют вводить централизованное планирование сначала экономикой, а затем и иными сферами жизни, пренебрегать правами и свободами личности, применять насилие для реализации глобальной цели и т.д.

Характерным примером такого рода нужды служит война, заставляющая даже демократические государства налагать ограничения на свободу, демократию, конкуренцию, частично национализировать собственность и т.п.

"Коммунистическая и другие разновидности тоталитарной экономики, управления и образа жизни, – пишет П. А. Сорокин, – это дети критических ситуаций родителей. Это сильные, но опасные “лекарства”, применяемые для противодействия безнадежной “кризисной болезни”. В условиях этой “болезни” они иногда (хотя и не всегда) полезны в преодолении “болезни” и восстановлении нормального “здоровья” больного социального организма. Как только его здоровье улучшается, такое лекарство не только перестает быть необходимым, но даже становится вредным для общества. По этой причине оно постепенно отменяется и заменяется “нормальным” режимом социальной, культурной и индивидуальной жизни, свободной от чрезвычайной правительственной регламентации и других тоталитарных черт".

Таким образом, резкое ослабление постиндустриального коллективизма не означает, что в случае наступления новых глубоких социальных кризисов он не вернется на историческую сцену в какой-то обновленной форме.