Фотографии показывающие формы земной поверхности твоего края. Конспект по окружающему миру на тему космос

Тип урока: комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

Получат возможность научиться работать со схемой

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

Сравнивать по схеме холм и гору;

Характеризовать поверхность своего края.

Основные понятия и определения

Равнины, горы, холмы, овраги — это формы земной поверхности.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Какая поверхность в вашем крае — равнин-ная или гористая

Изучение нового материала

Равнины — это ровные или почти ровные участки земной поверхности. На равнинах мож-но встретить возвышения — холмы и углубле-ния с крутыми склонами — овраги.

Горы - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы располо-жены рядами — горными хребтами.

И холм, и гора возвышаются над окружаю щей местностью. Они имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, верши

Подошва (подножие ) — это место, где начинается холм или гора. Вершина — сама» высокая часть холма или горы. Между вор- шиной и подошвой располагаются склоны Они бывают крутые и пологие.

Холмы имеют высоту до 200 метров, горы — более 200 метров.

Основные формы рельефа

Равнины и горы россии

Учебный фильм равнины и горы

Равнины суши

Холмы России

Осмысление и понимание полученных знаний НУИ

Рассмотрите схемы холма и горы и сравните их между собой. В чём их сходство, а в чём различие?

Самостоятельное применение знаний

По своим наблюдениям дайте характеристику поверхности вашего края.

1.Какие формы земной поверхности ты знаешь?

2. Что такое равнины?

3. Что такое горы?

Домашнее задание

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Подпиши на схеме холм и гору. Закончи составление схемы: укажи стрелками части холма и горы.

С помощью карты учебника "Окружающий мир 4 класс" заполни таблицу.

Высота гор России

Перечисли горы в порядке увеличения их высоты; в порядке уменьшения высоты. Попроси соседа по парте проверить тебя.

Выполни рисунки, показывающие формы земной поверхности твоего края, или помести фотографию.


С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение о каких-либо равнинах или горах России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.


Западно-Сибирская равнина - третья по величине после Русской равнины мира. Её площадь около 2,6 млн. км2. От сурового побережья Карского моря она протянулась до подножий гор Южной Сибири и полупустынь Казахстана на 2500 км, а от Урала до Енисея - на 1900 км.
Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру. Пересекая равнину в поезде из Тюмени в Новосибирск, видишь необозримые плоскости - ни бугорка, ни увала. Такой рельеф образовали рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы.
Когда ледник отступил, север равнины был завоеван тундрой и тайгой, хотя прежде там были широколиственные леса, в которых обитали мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени.
Полезные ископаемые весьма разнообразны. Запасы нефти и газа, таких месторождений, как Уренгой, Ямбург, Медвежье, Сургут, Нижневартовск, выводят Западную Сибирь в число мировых лидеров. На её территории также сосредоточено 60% общих запасов торфа России. На юге равнины расположены богатейшие месторождения солей. С древними осадочными породами триасового и юрского возраста связаны залежи бурого угля.
Однако основное богатство Западной Сибири - это нефтяные и газовые залежи. Установлено, что равнина эта представляет собой уникально богатую нефтегазоносную провинцию Земли.
Большое богатство Западной Сибири - её водные ресурсы. Кроме поверхностных вод - рек и озёр, - найдены огромные резервуары подземных вод.
Велико хозяйственное значение биологических ресурсов тундры и лесотундры - этой, казалось бы, небогатой жизнью зоны. В ней добывается значительное количество пушнины и дичи, в её реках и озёрах много рыбы. Кроме того, тундра - основной район разведения северного оленя. Тайга Западной Сибири издавна славилась добычей пушнины и древесины.

Источник информации: В.П. Максаковский, И.И. Барнов, В.П.Дронов, В.Я. Ром, Н.Н. Петрова "География".

другие презентации о рельефе

«Линия горизонта» - Земля имеет форму шара. Определите тему урока. Почему существует на Земле горизонт? При подъеме линия горизонта увеличивается. Можно ли дойти до линии горизонта? В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? Дойти до горизонта нельзя. Лучше наблюдать линию горизонта на открытых участках поверхностях Земли.

«Форма Земли» - Автор: Кускова Е.А. Стороны горизонта. МОУ СОШ «Эврика-развитие». Земля в форме диска. Аристотель. Земля на трёх слонах. Значит, есть на Земле какой- то изгиб, незаметный человеческому глазу. (Окружающий мир - 3 класс). Земля глазами народов Севера. Такую тень может давать только круглый предмет. Стороны горизонта:

«Равнины» - Выбери геометрическую фигуру (или фигуры) , соответствующую вашему ответу. Тест по теме «Формы земной поверхности». Нарисуй на своём контрольном листе. Автор работы: учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Поле луг равнина. Прочитай внимательно вопрос. УМК «Школа России». 3. По какой территории протекает река Обь?

«Вулканы» - Вулкан – «огнедышащая» гора. Чегарнова А.М. учитель биологии Беляйской ООШ Первомайского района. Извержение вулкана Везувий. Извержения прекратились совсем. Границы плит Земли. Потухший вулкан. Магма – расплавленное вещество мантии. Сравните расположение вулканов и плит. Вулканы. Щитовой вулкан. Жерло –канал выхода магмы из очага.

«Воздушная оболочка Земли» - Атмосфера. Где применяют знания о климате? Перистые облака. Толщина воздушной оболочки – 2000км. Атмосфера – смесь газов. Кучево – дождевые облака. Толщина атмосферы. Азот – 78% Кислород – 21% Другие газы – 1% (углекислый газ, пары води и др.). С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 градусов на каждый километр.

Тема: Формы земной поверхности.

Цель:

  • дать первоначальное представление о рельефе Земли, знать формы поверхности родного края;
  • определять различные формы поверхности по карте;
  • развивать интерес к окружающему миру;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный.

Научно-методическое содержание урока : Основные формы рельефа Земли: горы, равнины, овраги, холмы. Различия гор и равнин по высоте.

Ведущие понятия: горы, равнины, овраги, холмы.

Оборудование: презентация по теме урока, макеты гор и горных систем, карта Краснодарского края, глобус.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте.
(1 слайд)

  1. Повторение пройденного материала

На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодиться –
С ним нигде не заблудиться.

  • - О чем эта загадка?
  • - Что такое компас? (2 слайд)
  • - Кто им пользуется на работе? (моряки, летчики, путешественники, геологи, туристы)
  • - Для чего люди пользуются этим прибором?
  • - Как устроен компас? Магнитная стрелка, корпус, предохранитель.
  • - По каким признакам можно ориентироваться в природе? (3 слайд)

- по весеннему таянию снега на склонах оврагов;
- по таянию снега на крышах домов;
- мхов и лишайников больше на северной стороне;
- у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще.

4. Работа по теме урока.

Кому из вас доводилось долго подниматься пешком на возвышенность?
- Как вы себя чувствовали?

Вероятно, вы думали что нет ничего лучше ровной поверхности земли, по которой очень удобно идти.
Но в таком случае мы бы не смогли бы жить на такой ровной планете, т.к. все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.
Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть: с горами и равнинами, холмами и оврагами.

Рассмотрите изображение суши на глобусе .

Почему она пестрит разным цветом?(Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.
- Подумайте, что обозначают эти цвета.
- Сравните изображения (4 слайд)
- Какие формы поверхности вы видите?
- Попробуйте объяснить, что это такое. - Как вы считаете, почему равнину назвали равнина?
- Прочитаем о них в учебнике на стр. 76 (5 слайд видео об образовании гор, впадин, равнин)
- Что такое равнина? (6 слайд)
- Что можно встретить на равнинах? (холмы и овраги) (7 слайд)

Различают плоские и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом и с вкраплением светло-коричневого цвета.

Откройте карту России в учебнике на стр. 90
- Найдите на карте равнины. Назовите их.

Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд (8 – 14 слайд) – просмотр слайдов равнины.

Рассмотрите на карте территорию нашего края (индивидуальные карты)+ (15 слайд)
- Есть ли на территории нашего края равнины? (Азово – Кубанская равнина.)
Большую часть территории края, расположенную к северу от реки Кубани, занимает Азово – Кубанская равнина. (16 слайд)
- Каким вы представляете себе холм? (17 слайд)
Холм – это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны, не превышающая 200 метров над окружающей местностью.

На рисунке показан вид местности: река, мост через нее, холм. На холме растет дуб. (18 слайд) - холмистая местность.

Как вы думаете, что такое овраг? На равнинах встречаются не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги . (19 слайд)
- Как они образуются?

Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают её, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, а могут быть глубокими. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага много трав и кустарников то он превращается в болото.
Овраг – глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами.
Овраги приносят человеку вред, т.к. разрушают верхний плодородный слой почвы, от оврагов страдают дороги, города.

Найдите на карте России места с ярко выраженным коричневым цветом.
- Что они обозначают?
- Что такое горы?
(20 слайд)

Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью. (21, 22, 23 слайды) Горы бывают высокие, средневысокие, низкие.
(24 слайд)
Холм и гора возвышаются над окружающей местностью. Они имеют одинаковые части: подножие , склон , вершину .

В чем различие холмов и гор? (в высоте)
- Прочитайте текст на стр. 77. (под картинкой)
- Что такое подошва? (прочитайте)
- Что такое вершина? (прочитайте)
- Откройте карту России в учебнике на стр. 90
- Есть ли горы на территории России? Назовите. (Уральские горы)
(25, 26, 27 слайд)
- Рассмотрите на карте территорию нашего края
(индивидуальные карты)+ (28 слайд)
- Есть ли горы? (Кавказские горы) (29, 30, 31, 32 слайд)

Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ (33 слайд) Uграндиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Приближаясь к Кавказскому хребту еще за 200 км видишь очертания Эльбруса, (34, 35, 36 слайд)

Высота Эльбруса 5642 метров. Это самая высокая гора в Европе.
На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный заповедник. (37 – 45 слайд)

Его основные цели - охрана природы, восстановление численности ценных видов зверей и птиц.

В домашнем задании вы будете рисовать горы нашего края, кто запомнил – подпишет их название.

5. Практическая работа

Откройте рабочие тетради на странице 32 задание №2 - подписать части холма. Стр. 33. № 3 Нарисовать гору и пописать её части.

Проверка: (46 слайд)

Покажите их на макете (макет горы).

6. Домашнее задание : в печатной тетради задание №1, №4 стр.33, учебник стр.76-79 (объяснить)

7. Итог (47 слайд)

По горизонтали:

2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
4. Самая низкая часть холма. (Подошва)

По вертикали:

1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
3. Самое высокое место холма (Вершина)
5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)

- Знает ли кто – нибудь как называется самая высокая гора в мире?

Ребята, мы поднимемся на высочайшую земную вершину – прекрасную и неприступную гору Эверест и получим возможность взглянуть на нашу землю с «крыши мира»! (видеофрагмент)

Литература:

На уроке использованы:
фрагмент видеокассеты «Национальные парки мира» Ридерз дайджест; картинки, фотографии из библиотеки электронных наглядных пособий «География 6-10».