Красивый конспект по истории. Методы конспектирования: как составить конспект по истории? Что такое свободный конспект

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Слово «конспект » пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла .

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1 .

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2 . Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3 .

Рисунок 3. Оболочка план – конспекта

Когда вы пишете конспект какой-либо истории, он должен быть кратким, располагающим и раскрывать суть. К счастью, это совсем несложно!

Шаги

Часть 1

Когда вы читаете

    Прочтите историю. Очень сложно подготовить конспект истории, не читая ее. Так что откройте книгу или подключите наушники и прослушайте историю с вашего iPod. Не стоит всегда доверять сайтам, которые утверждают, что подготовили конспект книги - эти конспекты не всегда точные.

    • Когда вы читаете, держите в уме главную идею истории. Главной идеей «Властелина Колец», например, может быть что-то в духе «жадность (в данном случае - желание обладать Кольцом Всевластия) является мощным источником силы для зла» или «даже действия одного незначительного существа (такого как Хоббит) могут изменить мир».
  1. Делайте заметки. Вам нужно делать заметки во время чтения, поскольку вам придется ссылаться на них, когда вы будете готовы начать конспект. Ищите «кто? что? когда? где? почему?» Вы получите основу для того, что хотите осветить в конспекте.

  2. Найдите главных героев. Вы должны знать, о ком в итоге эта история, и определить, какие персонажи не столь важны для повествования. Если вы читаете историю со множеством действующих лиц, вам не захочется отмечать каждого нового персонажа.

    • Например, при разборе книги Гарри Поттер и Философский камень вам стоит записать Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер, поскольку они являются главными героями. Можно также записать Хагрида, Дамблдора, Снейпа, Квиррелла и Волдеморта, поскольку они занимают значительное место в истории.
    • Вам не нужно указывать полтергейста Пивза или дракона Норберта. Хотя они важны в определенные моменты истории, но недостаточно влияют на основную сюжетную линию, чтобы быть упомянутыми в конспекте.
    • Более короткие истории вроде «Красной Шапочки» просты, поскольку вам нужно записать только Красную Шапочку, ее бабушку, волка и дровосека (в зависимости от версии).
  3. Отметьте место действия. Место действия - место, где происходят события. Будет сложнее, если история, которую вы читаете, разворачивается во множестве различных мест. В этом случае вам придется описывать больше.

    • В продолжение примера с Гарри Поттером: основное действие происходит в Хогвартсе, так что вы можете написать что-то вроде «школа магии Хогвартс в Великобритании».
    • В конспекте истории, подобной Властелину Колец, которая разворачивается на обширной территории, можно упомянуть, что это Срединные Земли и указать некоторые важные места, например, Шир, Мордор и Гондор. Не нужно слишком углубляться в детали (например, упоминать лес Фангорн или башню Минас Моргул).
  4. Отметьте конфликт. «Конфликт» означает главную проблему, с которой придется справляться героям. Это не обязательно злодей, как в случае с Гарри Поттером и Властелином Колец.

    • В истории о Гарри Поттере главный конфликт - попытка Волдеморта украсть Философский камень и вернуться в качестве угрозы миру волшебников (и убить Гарри).
    • Например, если вы пишете конспект Одиссеи, главный конфликт - попытка Одиссея вернуться домой на Итаку. Вся история развивается вокруг его желания добраться домой и препятствий, которые стоят на его пути.
  5. Отметьте главные события. Это самые важные части истории. Вам не нужно описывать каждое действие персонажа. На самом деле, это как раз то, чего вам не надо делать! Просто ищите события, которые развивают основной конфликт или помогают разрешить его.

    • Некоторые ключевые события в истории о Гарри Поттере: Гарри узнает, что он волшебник, или Гарри встречает трехглавую собаку, и, конечно, Гарри, Рон и Гермиона побеждают Волдеморта.
    • Задача может показаться более простой при разборе коротких историй вроде «Красной Шапочки», но вы должны отмечать только самые важные моменты, например, встречу Красной Шапочки и волка, съедение Красной Шапочки волком, после того, как она ошибочно приняла его за свою бабушку, появление дровосека.
  6. Отметьте развязку. Обычно это крупное событие, которое завершает конфликт истории и решает проблемы. Даже если книга является частью серии, обычно в ней есть развязка истории. Ниже спойлеры!

    • В «Гарри Поттере» развязка - победа над Волдемортом. История после этого момента не важна для конспекта, даже если она имеет значение для повествования. Вам не нужно описывать беседу Дамблдора и Гарри, и даже победные очки Гриффиндора, поскольку это не имеет отношения к главной сюжетной линии с Волдемортом.
    • В «Красной Шапочке» развязкой будет появление дровосека, чтобы спасти саму Красную Шапочку и ее бабушку.
    • В истории вроде Властелина Колец развязка достаточно сложна для конспекта. Вы можете закончить на уничтожении Кольца, но (особенно если основная мысль истории - важность поступков одного незначительного существа) вам стоит упомянуть Очистку Шира и отплытие Фродо из Серой Гавани.

    Часть 2

    Написание конспекта
    1. Организуйте заметки. Самая сложная часть - чтение книги - закончена! Если вы делали заметки, вы полностью готовы написать конспект. Вам стоит организовать заметки согласно хронологии истории. Определите, где начинается и заканчивается история, как главный герой добирается из одной точки в другую.

      • В продолжение примера с Гарри Поттером: вам нужно проследить, как Гарри прошел путь от момента, когда он узнал о том, что является волшебником, до победы над Волдемортом.
      • Конспектируя историю вроде Одиссеи, вы должны проследить, как Одиссей, потерявший всех людей и выброшенный на берег Калипсо, пришел к победе над женихами и убеждению Пенелопы в том, что он «настоящий».
      • При разборе короткой истории вроде «Красной Шапочки» вы должны описать, почему Красная Шапочка пошла в лес, как она была обманута и съедена, как она была спасена.
    2. Напишите конспект. Теперь, когда вы упорядочили заметки, это будет совсем просто. Все, что вам нужно сделать - написать короткий параграф, отвечающий на ключевые вопросы «кто? что? когда? где? почему?», которые уже освещены в ваших заметках. Убедитесь, что вы также указали название произведения и имя автора.

      • Убедитесь, что вы сосредоточены на основной сюжетной линии истории. Не отходите от темы, описывая игру Гарри в Квиддич или его вражду с Малфоем.
      • Также не цитируйте историю. Вы не должны повторять диалоги из истории в конспекте. Можно кратко упомянуть основную идею беседы (например, «Когда Гарри и его друзья узнали от Хагрида, что Философский камень может быть в опасности, они решили сами остановить вора»).
    3. Посмотрите на примеры конспектов сюжета. Намного проще написать что-то, если вы видели пару примеров, получили представление об используемых формулировках и способах объединить различные элементы в одной короткой, емкой фразе.

      • ""Гарри Поттер и Философский камень" Дж.К.Роулинг - история об одиннадцатилетнем сироте Гарри Поттере, который узнает о том, что он волшебник, и отправляется изучать магию в Британскую школу волшебников, Хогвартс. Там он узнает, что его родителей убил злой волшебник Волдеморт, которого победил тогда еще младенец Гарри. Со своими друзьями Роном Уизли, который родился в большой семье волшебников, и Гермионой Грейнджер, самой умной ведьмой их курса, Гарри выясняет, что Философский камень, который дает бессмертие, спрятан в Запретной секции четвертого этажа Хогвартса. Когда Гарри и его друзья узнают от Хагрида, что Философский камень в опасности, они решают сами остановить вора, которым, по их мнению, является профессор Снейп, ненавидящий Гарри. Когда Гарри находит камень, он обнаруживает, что вор - профессор Квиррелл, одержимый Волдемортом. Из-за заклинания, наложенного матерью Гарри, он способен победить Квиррелла, и Волдеморт вынужден вернуться в изгнание".
      • "Эпическая поэма Гомера «Одиссея» повествует о греческом герое Одиссее и его десятилетнем путешествии домой на остров Итака, где его ждут жена Пенелопа и сын Телемак. В начале поэмы Одиссей является пленником нимфы Калипсо, затем греческие боги заставляют ее отпустить героя. Бог Посейдон, таящий злобу на Одиссея за то, что тот ранее в путешествии ослепил сына Посейдона Циклопа, пытается уничтожить корабль героя, но бога останавливает богиня Афина. Одиссей отправляется на Схерию, родину феакийцев, где ему дают возможность безопасного плавания и расспрашивают о путешествии. Одиссей рассказывает о различных приключениях, во время которых спасался вместе с командой, путешествии в Страну Лотофагов, ослеплении Полифема, своем романе с колдуньей-богиней Цирцеей, смертоносных Сиренах, путешествии в Аид, борьбе с морским монстром Сциллой. Феакцийцы благополучно доставляют Одиссея на Итаку, где он входит в зал своего дома под видом нищего. На Итаке считали, что Одиссей мертв, зал полон женихов, которые пытались убить его сына и убедить Пенелопу выбрать нового мужа. Пенелопа отказывалась, так как верила, что Одиссей жив. Она устраивает состязание с луком Одиссея, который лишь он один может натянуть. Когда Одиссей натянул лук, он перестрелял всех женихов и воссоединился с семьей".
      • Эти конспекты описывают основной сюжет историй. В них используются формулировки вроде «Когда Гарри нашел Камень...» вместо описания, чего стоили поиски камня, которое не является предметом рассмотрения конспекта. Они короткие и сосредоточены только на самых значительных основных персонажах, таких как Одиссей, Пенелопа, боги и так далее.

Древняя Русь
Борьба Руси с внешней агрессией в ХIII–ХIV вв
Возникновение и развитие Московского Княжества в ХIV–ХV вв
Восточные славяне.
Культура Древней Руси
Образование Киевской Руси Роль варягов в этом процессе Социально-политическая структура Киевской руси.
Распад Киевского государства. Основные экономические, политические и культурные центры средневековой Руси
Социально–экономический и политический строй единого русского государства (вторая половина XV – первая треть XVI в

История Российской Федерации
Августовский (1991 г.) путч. Россия на путях реформирования
Перестройка от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития.
Россия в 90-е гг. – начале XXI века (Современная Россия)

История СССР
Внешняя политика СССР В 20–е гг.
Внешняя политика СССР в 1965–1985 гг.
Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Внешняя политика СССР накануне и во время Второй Мировой войны
Внешняя политика советской России в октябре 1917–1920 г
Гражданская война в России
Индустриализация СССР
Коллективизация
Культура СССР в 20–30 гг
НЭП историческая необходимость. Сущность. Значение
Начальный период Великой Отечественной Войны
Образование Советского Союза. Характеристика СССР как многонационального государства.
Общественно-политическая жизнь в СССР в 30-е гг. Формирование и сущность сталинского режима
Общественно–политические преобразования в СССР 1953–1964 гг. Хрущевская оттепель.
Победоносное завершение Великой Отечественной Войны (1944–1945 гг.). Военные операции 1944 г.
Политика военного коммунизма в советской России
Россия от февраля к октябрю 1917 г. Взятие власти большевиками
СССР в межгосударственных отношениях (1945–1965 гг.)
СССР в послевоенный период. Укрепление тоталитарно–бюрократической системы
Сталинградская и Курская битва. Коренной поворот в Великой Отечественной Войне.
Февральская революция. Общественно-политическая ситуация в России после падения царизма
Формирование большевистского режима и начало гражданской войны в России (октябрь 1917 – май 1918 г.).
Эпоха развитого социализма. Нарастание застойных явлений во внутренней жизни СССР.

Россия в XIX - XX вв
Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война
Общественно-политическая жизнь России на рубеже XIX – XX вв, создание РСДРП и партии социалистов-революционеров. Земско-либеральное движение
Революция 1905–1907 гг. Причины. Движущие силы и ход революции. Попытка установления парламентской монархии
Россия в первой мировой войне. Нарастание политического кризиса в стране
Социально–экономическое развитие России в конце XIX – начале XX вв. (1895–1914).
Третьеиюньская монархия 1907 г. Столыпинские реформы

Россия в XIX в
Внешняя политика России во второй половине XIX в
Движение декабристов идеология и организация. Восстание декабристов и его историческое значение.
Крымская война. Причины поражения России
Культура России в первой половине XIX в
Международное положение России в начале XIX в. Ее участие в антинаполеоновских коалициях 1805–1807 гг. Отечественная война 1812 г.
Общественное движение в России в 30–50-е гг. XIX в. Теория официальной народности. Западники и славянофилы. Революционные демократы
Оппозиционное движение 60–80-х гг. народничество и буржуазный либерализм
Предпосылки падения крепостного права. Революционная ситуация в 1859–1861 гг. Отмена крепостного права в России
Российская перестройка 60–70-х гг. XIX в
Социально-экономическое развитие России в 60–90-е гг. XIX в. Специфика формирования капиталистических отношений
Социально–экономическое развитие России в первой половине XIX в. Кризис крепостнической системы хозяйства

Россия в XVII-XVIII вв
Внешняя политика России в XVIII в. На западе польский вопрос и разделы Польши Семилетняя война Русско-шведские войны
Внешняя политика России в XVIII в. на Востоке возникновение восточного вопроса войны с Турцией начало присоединения Кавказа.
Внешняя политика России при Петре I. Северная война
Гражданские воины в России ХVII–ХVIII вв. (Народные движения под руководством С.Разина, К.Булавина, Е.Пугачева) Общее и особенное
Культура России в XVIII в
Реформы Петра Замыслы. Основное содержание. Ход и итоги
Россия в 1725–1762 гг. Попытка установления конституционной монархии в 1730 г. Дворцовые перевороты. Основные направления внутренней политики
Россия при Екатерине II. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия 1767 г. Усиление позиций дворянства. Новые тенденции в развитии промышленности и торговли

Россия в ХIV-ХVI вв
Внутренняя и внешняя политика России в 30–е – 80–е гг. XVI в. Формирование деспотической монархии при Иване Грозном
Крепостное право в России причины и время возникновения. Основные этапы его юридического оформления
Культура России в XVII в
Присоединение и освоение Сибири в конце XVI – XVII вв
Развитие культуры в ХIV–ХVI вв
Смута в России в конце XVI – начале XVII вв Причины. Основные этапы и итоги.
Экономическое и политическое развитие России в XVII в. Новые тенденции в экономике. Сословно-представительная монархия и укрепление абсолютизма

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект урока

по истории и обществознание

в 10 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дюллюкинская средняя общеобразовательная школа

на тему « Личность Петра I »

Разработал: Иванов Дьулустаан Спиридонович

слушатель курсов профессиональной переподготовки « История теория и методика преподавания в образовательной организации »

Проверил: Иванов Иннокентий Вячеславович - учитель истории и обществознания

Москва, 2016

Тема: «Личность Петра I »

Дата проведения 12.12.2016 года

Тип урока: комбинированный.

Технические средства (оборудование урока): I », «Екатерина I I

Цель: I .

Задачи:

1.Образовательные:

I Алексеевича;

I .

2. Воспитательные:

I ;

3. Развивающие:

I ;

Методы:

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Раскрытие темы урока.

    Закрепление знаний.

    Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

    Мнения историков о личности реформатора.

    Внешность и личная жизнь Петра I .

    Петровские реформы.

    Внешняя политика.

Ход урока:

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

Слайд 2

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.

Учитель: «А как вы считаете?» (опросить 8 учеников о Петре) Опрос длится 2-3 минуты, идет диалог с детьми. Поправить их, если они ошибаются. Выдать 8 карточек с мнениями известных историков (позднее они выступят с обоснованием полученных мнений). Содержание карточек находится в Приложении № 1.

Актуализация : «Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и другое».

Учитель: «Записываем тему…» (она уже на доске - «Личность Петра I »)

«Поскольку вы изучили события XVII века, то вы должны уже знать, как пришел к власти Петр I ?» (опрос с поднятием руки). По окончании опроса показать видеозапись из цикла «Российская империя».

«Мне необходимы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре выполнять секретное творческое задание, а в конце получат оценки» (двум ученикам дать задание совместно придумать к концу урока тестирование для всего класса по основным событиям).

Основной материал.

«Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая 1672 года - 28 января 1725 года) - последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)» (Записывают даты).

«Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события).

«В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки».

«И сейчас мы заслушаем тех, кто получил карточки с мнениями историков» (выступают 8 учеников, проводится оценивание их мастерства изложения).

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

«Для того, чтобы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его внешности».

Внешность ( по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора ).

«Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста - 204 см (6 футов 7 дюймов) - он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения - носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом».

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь» (Слайд 5, пригласить ученика для зарисовки схемы родственников царя ).

«Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу» (Слайд 10).

«24 июня (5 июля) 1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости» (записывают дату и событие).

«От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715-1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714-1728)» (следующий ученик продолжает схему).

«В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1761)» (слайд 4 и продолжение составления схемы).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

После смерти Петра в январе 1725 года Екатерина Алексеевна стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича. Первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, пережила свою счастливую соперницу и умерла в 1731 году, успев увидеть царствование своего внука Петра Алексеевича» (завершаем зарисовку схемы).

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715-1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха» (записывают дату и событие).

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

В завершении урока проводится голосование – каждому раздается «бюллетень», который ученик отдаёт в пользу положительного, отрицательного, или нейтрального отношения к первому императору после услышанного и увиденного на уроке.

Подводятся итоги, выставляются оценки .

Домашнее задание : «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность Петра I ».

Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.

1. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.

2. Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов

С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся.

3. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

4. Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра

Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу - его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.

5. Н. М. Карамзин , признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

6. С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

8. В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра

Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников

9. П. Н. Милюков , в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Приложение № 2. Таблица Реформ Петра I .

Название реформы

Годы

Суть преобразований

Краткие результаты реформы

Реформа государственного управления

1699-1721 гг.

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат . Создание 12 коллегий , имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 по делил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций , управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллегии, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

с 1699 г.

Введение рекрутской повинности , создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий , единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества . В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1 , которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых – большая часть этих доходов разворовывалась.

Календарная реформа

Самоанализ открытого урока истории, проведенного в

Тема урока: « Личность Петра I ».

Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I .

Задачи:

1.Образовательные:

создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I .

2. Воспитательные:

способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I ;

привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I ;

развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

    устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

    наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

    практический, с использованием документа, карты.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Петр I », «Екатерина I », презентация «Личность Петра I », карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. - М., 2010. - 544 стр.

Цель и задачи урока реализовывались

    Цель и все образовательные задачи реализовывались в процессе описания внешности, характера и личной жизни императора, а также при изучении его внешней и внутренней политики.

    Воспитательные задачи решались путем ознакомления с постепенным превращением России при помощи реформ и удачной внешней политики Петра I в великую европейскую и морскую державу.

3. Развивающие задачи: развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, в процессе опросов, работа в паре). Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время зарисовки схемы семьи императора, а также в процессе обсуждения мнений историков о личности Петра I .

На данном занятии я старался реализовать важные для современного урока истории подходы :

    Интегрированный. Связь с Всеобщей историей осуществлялась через повествование о событиях войны со Швецией, Турцией.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении тестирования, практической работы с карточками.

    Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу со схемой семьи.

    Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, проведение опросов.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Актуализация (повторение пройденного материала и переход к новой теме);

3. Раскрытие новой темы;

4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;

5.Дано домашнее задание;

6. Итоги урока были подведены учащимися в виде голосования.

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные слайды презентации с иллюстрациями, видеозапись. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная в виде карточек, работа в паре в виде подготовке тестирования и групповая в виде осмысления поставленного вопроса и голосования. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Оценки учащимся объявлены.

Пособие содержит опорные конспекты по истории России с древнейших времен до наших дней. Составленные на основе крупных тем, они позволяют научить детей видеть исторический процесс во всей его причинно-следственной целостности, повысить эффективность обучения.
Предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учебных заведений, преподавателей истории и методики гуманитарных вузов, студентов, изучающих исторические дисциплины.

Методика работы с опорными конспектами.
Методика работы с опорным конспектом включает пять этапов. В зависимости от подготовленности учащихся, продолжительности изучения истории, наличия навыков работы с таким дидактическим средством отдельные этапы могут повторяться дважды, отдельные - исключаться вообще и т. д.

Первый этап. Опорный конспект высвечивается через графопроектор (кодоскоп) типа «Лектор-2000». Учитель последовательно, в виде рассказа, расшифровывает опорные сигналы. Учащиеся, не ведя никаких записей, внимательно слушают его.

Второй этап. Опорные сигналы с экранного изображения переносятся учащимися в тетради. При этом рекомендуется учитывать и цветовую гамму обозначений.

Имея опорный конспект в тетради, каждый учащийся теперь уже самостоятельно расшифровывает его. Учитель готов в любой момент оказать помощь испытывающим затруднение в данном виде работы.

Третий этап. Отдельные учащиеся, лучше по желанию, выходят поочередно к экрану и, используя изображение на нем, расшифровывают, проговаривают вслух информацию конспекта в целом или его блоков.

СОДЕРЖАНИЕ.
Опорные конспекты на занятиях.
Опорные тематические конспекты.
ОК-1. Происхождение славян.
ОК-2. Восточнославянские племена в VIII-IX вв.
ОК-3. Восточнославянские племена в VIII-IX вв. (продолжение).
ОК-4. Религия восточных славян.
ОК-5. Появление государства у восточных славян.
ОК-6. Первые русские князья.
ОК-7. Правление Святослава.
ОК-8. Правление Владимира I.
ОК-9. Правление Ярослава Мудрого.
ОК-10. Ордынское владычество на Руси. Середина XIII в.
ОК-11. Создание единого централизованного Московского государства.
ОК-12. Создание единого централизованного Московского государства (продолжение).
ОК-13. Литература. Историческая мысль ХI\/-ХV вв.
ОК-14. Быт русских людей XIV-XV вв.
ОК-15. Реформы Избранной рады. XVI в.
ОК-16. Реформы Избранной рады. XVI в. (продолжение).
ОК-17. Россия к середине XVI в.
ОК-18. Конец династии И. Калиты.
ОК-19. Просвещение в XVI в.
ОК-20. Литература. Историческая и политическая мысль. XVI в.
ОК-21. Боярская дума в ХVII в. (до Петра I).
ОК-22. Земские соборы в первой половине XVII в.
ОК-23. Центральное и местное управление при первых Романовых.
ОК-24. Соборное уложение 1649 г.
ОК-25. Суд и армия в XVII в.
ОК-26. Сельское хозяйство в XVII в.
ОК-27. Промышленность в XVII в.
ОК-28. Сословия в XVII в. Феодалы.
ОК-29. Сословия в XVII в. Крестьяне и холопы.
ОК-30. Сословия в XVII в. Посадские люди.
ОК-31. «Соляной бунт» 1648 г.
ОК-32. «Медный бунт» 1662 г.
ОК-33. Разинщина. 1670-1671 гг.
ОК-34. Правление Федора Алексеевича. XVII в.
ОК-35. Обучение грамоте в XVII в.
ОК-36. Школы в XVII в.
ОК-37. Научные знания в XVII в.
ОК-38. Быт в XVII в.
ОК-39. Реформы Петра Великого. Экономическое развитие.
ОК-40. Реформы Петра Великого. Изменения в сословиях.
ОК-41. Реформы Петра Великого. Государственное управление.
ОК-42. Реформа власти при Екатерине II.
ОК-43. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
ОК-44. Сельское хозяйство в XVIII в.
ОК-45. Торговля в XVIII в.
ОК-46. Быт россиян в XVIII в.
ОК-47. Восстания в XVIII в.
ОК-48. Общественно-политическая мысль в XVIII в.
ОК-49. Русская церковь в XVIII в.
ОК-50. Наука в ХVIII в.
ОК-51. Просвещение в XVIII в.
ОК-52. Россия в начале ХIХ в.
ОК-53. Сословия в начале XIX в.
ОК-54. Тайные организации. 1816-1825 гг.
ОК-55. «Русские национальные начала». 30-е годы XIX в.
ОК-56. Военные поселения в XIX в.
ОК-57. Крестьянский вопрос при Николае I.
ОК-58. Образование в первой половине ХIХ в.
ОК-59. Наука в первой половине XIX в.
ОК-60. Русские путешественники первой половины XIX в.
ОК-61. Великие реформы Александра II. «О государе Александре II».
ОК-62. Великие реформы Александра II. «Освобождение крестьян».
ОК-63. Великие реформы Александра II. «Земское и городское самоуправление».
ОК-64. Великие реформы Александра II. «Суд скорый, правый и милостивый».
ОК-65. Великие реформы Александра II. «В силе армии - сила России».
ОК-66. Великие реформы Александра II. «Финансовое устроение».
ОК-67. Великие реформы Александра II. «Образование».
ОК-68. Великие реформы Александра II. «Внешняя политика».
ОК-69. Контрреформы Александра III.
ОК-70. Промышленный подъем в 90-е гг. ХIХ в.
ОК-71. Образование. Вторая половина XIX в.
ОК-72. Русская наука во второй половине XIX в.
ОК-73. Печать и книгоиздательское дело во второй половине ХIХ в.
ОК-74. Первая перепись населения. 1897 г.
ОК-75. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.
ОК-76. Кризис внутренней и внешней политики в начале XX в.
ОК-77. Первая российская революция и начало парламентаризма.
ОК-78. Незавершенная модернизация.
ОК-79. Нарастание общенациональной катастрофы.
ОК-80. Падение империи Романовых.
ОК-81. Расхождение идеала с действительностью. 1917-1922 гг.
ОК-82. Несостоявшаяся перемена точки зрения на социализм.
ОК-83. «Социализм» в одной стране.
ОК-84. Сталинская «революция» сверху.
ОК-85. Советский Союз в годы Второй мировой войны.
ОК-86. Советский Союз в годы Второй мировой войны (продолжение).
ОК-87. Последние годы сталинизма.
ОК-88. На путях либерализации системы. Время Н.С. Хрущева.
ОК-89. От стабильности к «застою».
ОК-90. «Перестройка» и крах советской системы.
Опорные конспекты обобщающие (по векам).
ОК-91. История России. IX в.
ОК-92. История России. X в.
ОК-93. История России. XI в.
ОК-94. История России. XII в.
ОК-95. История России. XIII в.
ОК-96. История России. XIV в.
ОК-97. История России. XV в.
ОК-98. История России. XVI в.
ОК-99. История России. XVII в.
ОК-100. История России. XVIII в.
ОК-101. История России. XVIII в. (продолжение).
ОК-102. История России. XIX в.
OK-103. История России. XIX в. (продолжение).
ОК-104. История России. XX в. 1901 - 1917 гг.
ОК-105. История России. ХХ в. 1917-80-е гг.
ОК-106. История России. ХХ в. 90-е гг.
Опорные конспекты по первоисточникам.
ОК-107. Крещение Руси. «Повесть временных лет».
ОК-108. «Поучение Владимира Мономаха».
ОК-109. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения.
ОК-110. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения (продолжение).
ОК-111. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения (продолжение).
ОК-112. Ключевский В. О. Неудача преобразований Александра I.
ОК-113. Ключевский В. О. Неудача преобразований Александра I (продолжение).
ОК-114. Ильин И. А. Искусство строить федерацию.
ОК-115. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).
ОК-116. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).
ОК-117. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).