Индия во второй половине XIX века. Южная индия После 1858 г индия стала

Во второй половине XIX века в Индии ускорилась ломка традиционного уклада жизни. Англичане, не желая того, способствовали некоторому прогрессу своей колонии, развитию в ней капиталистических, буржуазных отношений. В стране начался новый этап национально-освободительной борьбы, связанный не с классом феодалов, а с нарождавшейся буржуазией.

Индия после восстания сипаев

Национальное восстание 1857-1859 гг. оказало большое влияние на английскую колониальную политику. В 1858 г. Индия была объявлена владением британской короны. Это положило конец правлению английской Ост-Индской компании. В этом же году прекратила свое существование династия Великих Моголов, так как два сына и внук последнего Могола были расстреляны английскими офицерами. Однако дух и символы самодержавия сохранились. В 1877 г. королева Англии Виктория была провозглашена императрицей Индии. Отныне «Великий Могол» восседал в Англии.

Красный форт в Дели, первая половина XIX в. Здесь доживал последние дни английский пенсионер Великий Могол Бахадур-шах II (1837-1857), лишенный власти

Англичане торжественно обещали свято уважать права, честь и достоинство туземных князей. Индийские феодалы, поддерживавшие англичан в период антиколониального восстания, получили щедрое денежное вознаграждение и земельные владения. Они превратились в надежную социальную опору английского колониального режима. Одновременно Англия реорганизовала свои вооруженные силы в Индии. Теперь они становились королевскими войсками. В них значительно увеличилось количество англичан, которые считали, что 1857 г. не должен повториться.

Экономическое развитие

Во второй половине XIX в. Индия становится важнейшим рынком сбыта товаров английской промышленности и источником сырья для метрополии. Импорт в основном состоял из предметов роскоши: шелковых и шерстяных тканей, кожи и кожаных изделий, украшений, мебели, часов, бумаги, парфюмерии, стеклянных изделий, различных игрушек, велосипедов, машин, лекарств. Некоторые ввозимые товары стали предметами первой необходимости во многих домах, например, спички, мыло, стекло, карандаши, перья, ручки, изделия из алюминия, керосин. Из Индии английские фирмы вывозили продовольствие и сельскохозяйственное сырье: рис, пшеницу, хлопок, джут, индиго, чай.

Широкое распространение получил ввоз английского капитала. Сначала в форме займов, которые получали колониальные власти у лондонских банкиров под высокие проценты, а затем в форме капиталовложений частными лицами. Займы шли на содержание колониального аппарата и армии, на финансирование грабительских войн против других стран Востока, например Афганистана. Оплачивало эти займы нищее голодное крестьянство.

Английские капиталы вкладывались в создание предприятий по переработке местного сырья. В руках англичан находилась быстро расширявшаяся джутовая промышленность. Выгодной сферой вложения капитала были плантации чая, кофе, каучука.



Быстрыми темпами шло строительство железных дорог и телеграфных линий, которые были собственностью исключительно колониальных властей.

Железные дороги веером расходились из крупных портов, обеспечивая доставку сырья и продвижение промышленных товаров из Англии. Первая железная дорога была построена в Индии в 50-х гг. К 1900 г. протяженность железнодорожных линий достигла 40 тыс. км. Такому размаху могла позавидовать любая страна мира. В независимой Японии, например, длина железнодорожной сетки к концу столетия равнялась лишь 2 тыс. км.


Хотя и медленно, но появлялись предприятия, принадлежавшие индийскому капиталу. Это происходило главным образом в текстильной промышленности. Индийская буржуазия формировалась из богатых ростовщиков, помещиков и других состоятельных людей. Она была еще слаба и зависела от более могущественного английского капитала. Мелкие хозяйчики, владельцы мастерских и мануфактур почти не имели шансов в колониальных условиях стать фабрикантами.

Таким образом, английские колониальные власти в определенной степени способствовали промышленному развитию Индии.

Сельское хозяйство

Если в промышленном развитии наблюдался некоторый подъем, то этого нельзя было сказать о сельском хозяйстве. Оно переживало упадок. Орудия обработки земли сохранились со времен средневековья. Почва истощалась, неуклонно понижалась урожайность. Искусственно орошалась только пятая часть засеянных площадей, что было меньше, чем в Могольской империи.

Хозяевами в деревне являлись помещики и феодальные князья. Большинство крестьян были безземельными или малоземельными арендаторами. Они пользовались землей на кабальных условиях. Арендная плата составляла 50-70 % урожая. Крестьяне изнывали под бременем непосильных налогов.

Несмотря на то что большинство населения было занято в сельском хозяйстве, страна не могла обеспечить себя продовольствием. Миллионы людей гибли от недоедания и эпидемий. Голод достигал размеров, о которых цивилизованная Европа и не подозревала. В 1851-1900 гг. голод в Индии повторялся 24 раза. Повинна в этой трагедии «грязная тройка». Так простые индийцы называли англичан, помещиков и ростовщиков.

Создание организации Индийский национальный конгресс

До середины XIX в. во главе антиколониальной борьбы стояли феодалы. Восстание сипаев было последним крупным выступлением с целью восстановления старого феодального режима. С появлением национальной буржуазии и прослойки индийской интеллигенции, получившей европейское образование в своей стране или за границей, начинается новый этап в истории индийского национально-освободительного движения.

В декабре 1885 г. в Бомбее была создана первая общеиндийская политическая организация - Индийский национальный конгресс. Эта организация представляла интересы индийских промышленников, купечества, помещиков и высших слоев интеллигенции. Она выражала мягкую оппозицию колониальному режиму, не посягая на его устои. Конгресс требовал национального равноправия англичан и индийцев и самоуправления для Индии при сохранении британского владычества. Эти цели предполагалось достичь мирными, законными средствами, путем постепенного реформирования существующей системы управления. Вопрос о представлении независимости не ставился.

Первоначально британские власти благожелательно отнеслись к Национальному конгрессу. «Лучше конгресс, чем революция»,- считали они. Но вскоре их отношения изменились. Это произошло после того, как внутри Конгресса сложились два течения - правое («умеренные») и левое, демократи-ческое («крайние»). «Крайние» видели свою задачу в подготовке населения к будущей борьбе за независимость. Их вождь, выдающийся индийский демократ Тилак, не считал вооруженную борьбу правильным путем достижения независи-мости. Одним из важнейших средств антиколониальной борьбы он рассматривал бойкот английских товаров.

Подъем национально-освободительного движения 1905 - 1908 гг

Особую тревогу колониальных властей вызывало растущее недовольство англичанами в Бенгалии - наиболее развитой и населенной провинции Британской Индии. Вице- король Индии лорд Керзон решил разделить эту провинцию на две части, чтобы ослабить общую силу бенгальского народа. Указ о разделе Бенгалии был опубликован в июле 1905 г.

Это событие до глубины потрясло Бенгалию и взволновало всю Индию. Англичане производили раздел так, чтобы противопоставить бенгальцев- мусульман бенгальцам-индусам. В результате в одной части Бенгалии индусы оказались в большинстве, а мусульмане - в меньшинстве. В другой части - наоборот, мусульмане составляли большинство. Единый народ был разделен по религиозному признаку. Против раздела Бенгалии выступали все слои населения, даже бенгальские заминдары (помещики), независимо от религиозной принадлежности.

По предложению Национального конгресса, 16 октября 1905 г. был объявлен в Бенгалии днем национального траура. В этот день закрылись фабрики, магазины, базары. По всей Бенгалии не разжигали очагов. Взрослые соблюдали строгий пост. Многие служащие в знак траура сняли обувь и на работу шли с нею в руках.

Состоялись многочисленные митинги. Патриоты призывали народ употреблять предметы отечественного производства. Так началось движение за бойкот английских товаров, поддержанное индийской буржуазией.

Бойкот английских товаров приобрел массовый характер. Он распространился по всей Бенгалии и проходил под лозунгом «свадеши» (своя земля). Главной целью движения было развитие своего, национального производства. Вскоре лозунг «свадеши» был дополнен лозунгом «сварадж» (свое правление). Тилак призывал к расширению бойкота английских товаров и организации массовой кампании ненасильственного сопротивления колониальным властям путем нарушения законов без применения силы. Он называл это «пассивным» сопротивлением.

Постепенно патриотическое движение вышло за пределы Бенгалии и охватило всю Индию. В 1906-1908 гг. вспыхивали забастовки, волнения, устраивались митинги и шествия.

В условиях подъема национального движения английские колониальные власти проводили двойственную политику. С одной стороны, применялся жестокий террор против восставших. С другой - было объявлено о предстоящем проведении реформ. «Умеренные» Национального конгресса пошли на сотрудничество с англичанами в подготовке проекта реформ, требовали прекращения бойкота иностранных товаров. Но патриотическое движение не прекратилось. Тогда в июне 1908 г. английские власти арестовали Тилака и приговорили его к шести годам каторги. Население Бомбея ответило политической забастовкой, и каторга была заменена тюремным заключением.


Подъем национально-освободительного движения 1905- 1908 гг. завершился Бомбейской политической стачкой. Стало понятно, что Индия «пробудилась». Английские колонизаторы вынуждены были пойти на некоторые уступки. В 1911 г. отменили закон о разделе Бенгалии.

Новый подъем национально-освободительного движения начался после первой мировой войны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Лауреат Нобелевской премии

В 1913 г. лауреатом Нобелевской премии в области литературы стал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Впервые эта премия была присуждена представителю Азиатского континента. Образованная Индия с восторгом и воодушевлением встретила такое решение. Она увидела в нем факт признания индийской культуры на Западе.


Рабиндранат Тагор (1861-1941)

Великий индийский писатель и поэт родился в Калькутте (Бенгалия). Он принадлежал к известной семье просветителей Тагоров. Известность Р. Тагору принес первый сборник стихов, изданный в двадцатилетнем возрасте. Романы, повести, рассказы и пьесы писателя были направлены против феодальных и религиозных пережитков, бесправия женщин, кастовой системы. Рабиндранат Тагор был патриотом, активным сторонником реформ и развития индийской культуры. Многие его произведения - яркая иллюстрация к истории индийского национально- освободительного движения начала XX столетия. В знак протеста против английского правления в Индии Р. Тагор отказался от дворянского звания.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

До 1857 года Индия находилась под управлением англичан. Только, как это ни странно, страной правили не представители британской короны, а торговая фирма - Ост-Индийская компания. Естественно, компания не справлялась с этой титанической задачей.

Компания была не в состоянии эффективно управлять такой огромной страной, как Индия, по определению. Преследуя свои меркантильные интересы, Ост-Индийская компания наводнила индийский рынок дешевыми импортными товарами, что подрывало местное производство. Крестьяне покидали свои угодья из-за высоких налогов. В народе распространялись слухи о скором падении Ост-Индийской компании, которой, согласно предсказанию, оставалось править Индией до 1857 г. В стране орудовали банды разбойников и убийц, среди которых особенно «прославилась» секта душителей, которые душили людей и приносили в жертву богине Кали. Активная вестернизация индийского населения английскими «просветителями» вызывала протесты в ортодоксальных кругах. Среди индийской аристократии также раздавались недовольные голоса, поскольку многие правители были лишены своих земель - их аннексировали английские генералы-губернаторы. Но главная опасность была в недовольстве военных, которых все чаще отправляли воевать заграницу или подавлять мятежи местного населения, что противоречило их религиозным убеждениям. Было у них и много других поводов для недовольства. Все шло к Великому Индийскому Бунту, который не заставил себя ждать.

Бунт (или, как его еще называют, Восстание Сипаев) начался в казармах города Мират в штате Уттар-прадеш 10 мая 1857 г. Среди солдат прошел слух, что в качестве смазки для гильз с порохом, использовался говяжий и свиной жир. Поскольку в том время гильзы с порохом перед использованием разрывали зубами, это вызвало негодование как у индуистов, так и у мусульман. Военные отказались применять гильзы. Со стороны английского командования последовали репрессивные меры, которые окончились тем, что солдаты напали на своих командиров, перебили их и двинулись на Дели. Вскоре бунт распространился и на другие казармы. Военные удерживали Дели в течение 4 месяцев и в течение 5 месяцев осаждали Британскую Резиденцию в Лакхнау, но у бунтовщиков не было четкого плана действия и единодушия. Кроме того, некоторые военные части оставались верны анлгичанам. К концу 1857 г. восстание было подавлено, но оставило глубокие шрамы у обеих сторон.

В 1858 году Британская Корона отстранила Ост-Индийскую компанию от управления Индией, и взяла власть в свои руки. Индия официально стала колонией Великобритании. Колониальные власти стали вести более гибкую и мягкую политику, пообещав не вмешиваться в дела индийских княжеств, пока они остаются лояльными британскому правлению. Была введена новая налоговая политика, англичане стали уделять больше внимания экономическому развитию страны, строительству железных дорого и других объектов инфраструктуры, на высокие административные должности стали назначать индийцев… Но семя стремления к независимости уже упало в благодатную почву. Как скоро оно прорастет и принесет плоды - лишь вопрос времени.

Оппозиция британскому правлению росла и крепла, и к началу 20 века выросла в реальную силу, с которой англичане больше не могли не считаться. Во главе оппозиции стоял Индийский Национальный Конгресс, старейшая политическая партия в Индии. Лидерами партии были индуисты, выступавшие за независимость Индии. У мусульман тоже образовалась своя партия - Мусульманская Лига, которая ратовала за создание мусульманского государства из тех территорий Индии, где преобладало мусульманское население.

С приходом Первой Мировой Войны, политическая ситуация в Индии несколько нормализовалась. Партия Индийского Национального Конгресса одобрила участие индийцев в войне на стороне Великобритании, в надежде, что британцы в знак благодарности пойдут на значительные послабления и уступки. В Первую Мировую более 1.000.000 индийских добровольцев сражалось в рядах британской армии. Около 100.000 из них погибло. Но после окончания войны британцы дали понять, что не собираются идти ни на какие уступки. По всей стране стали проходить массовые антиколониальные выступления, которые часто жестоко подавлялись. 13 апреля 1919 года британские солдаты открыли стрельбу по толпе безоружных людей в Амритсаре (штат Пенджаб), убив 379 и ранив 1200 человек. Новости об этой кровавой расправе быстро разлетелись по всей Индии, и многие из тех индийцы, которые до этого нейтрально относились к властям, стали поддерживать оппозицию.

К этому времени у Индийского Национального Конгресса появился новый лидер - Мохандас Карамчанд Ганди, известный также как Махатма (Великая Душа) Ганди. Махатма Ганди призывал народ к ненасильственному протесту против действий британских властей: бойкоту иностранный товаров, мирным демонстрациям и акциям. Показывая собственным примером, как бороться с властью без насилия, соблюдая древний религиозный закон ахимсы (неприменения насилия), Махатма Ганди снискал себе славу святого и миллионы сторонников по всей Индии.

В 1942 году Махатма Ганди, чувствуя близкий конец британского владычества в Индии, организовал массовую анти-британскую кампанию под лозунгам "Вон из Индии!".

После Второй Мировой Войны Британское правительство стало понимать, что удержать Индию не удастся. Это понимали и индийцы. Лига Мусульман призывала к созданию собственного мусульманского государства. Проблема отношений индуистов и мусульман приняла общенациональный характер. Не обошлось без кровавых столкновений на религиозной почве, в которых погибли тысячи человек. В конце концов стороны пришли к выводу о необходимости выделения мусульманских территорий в отдельное государство - Пакистан.

15 августа 1947 года Индия наконец получила независимость, а также образовалось новое государство - Пакистан, состоящее из двух частей ¬- Западного Пакистана (территория современного государства Пакистан) и Восточного Пакистана (территория современного государства Бангладеш).

Проблема с образованием Пакистана заключалась в том, что было очень трудно провести границу между мусульманской и индуистской территориями. Англичане взяли на себя роль арбитров, но никакие усилия не могли обеспечить идеальный вариант. Граница была проведена между городами Лахор и Амритсар в штате Пенджаб, а также восточнее Калькутты. Но трудность была в том, что по обе стороны от границы были территории со смешанным индо-мусульманским населений или же были индуистские поселения на мусульманских территориях и наоборот.

Выделение части индийских территорий в отдельно государство Пакистан привело к возникновению огромных потоков беженцев с одной и с другой стороны. Разгорелся жесточайший межэтнический конфликт. На поезда, наполненные беженцами, нападали толпы фанатиков - индуистов, сикхов или мусульман - и устраивали массовые побоища. Погромы не обошли и города. Деление Индии затронуло судьбы огромного количества людей: 12.000.000 стали беженцами, 500.000 погибли в индо-мусульманских столкновениях. Как это ни парадоксально, 1947 год - год обретения независимости - стал одним из самых мрачных во всей истории Индии.

Примечание: Португальская колония Гоа на территории Индии просуществовала до 1961 года, французская колония Пондишерри - до 1954 года. До 1948 года в состав Британских колоний в Индостане входила также Шри-Ланка и Бирма (современная Мьянма).

Http://www.indostan.ru/indiya/79_1879_0.html

До 1857 года Индия находилась под управлением англичан. Только, как это ни странно, страной правили не представители британской короны, а торговая фирма – Ост-Индийская компания. Естественно, компания не справлялась с этой титанической задачей.

Компания была не в состоянии эффективно управлять такой огромной страной, как Индия, по определению. Преследуя свои меркантильные интересы, Ост-Индийская компания наводнила индийский рынок дешевыми импортными товарами, что подрывало местное производство. Крестьяне покидали свои угодья из-за высоких налогов. В народе распространялись слухи о скором падении Ост-Индийской компании, которой, согласно предсказанию, оставалось править Индией до 1857 г. В стране орудовали банды разбойников и убийц, среди которых особенно «прославилась» секта душителей, которые душили людей и приносили в жертву богине Кали. Активная вестернизация индийского населения английскими «просветителями» вызывала протесты в ортодоксальных кругах. Среди индийской аристократии также раздавались недовольные голоса, поскольку многие правители были лишены своих земель – их аннексировали английские генералы-губернаторы. Но главная опасность была в недовольстве военных, которых все чаще отправляли воевать заграницу или подавлять мятежи местного населения, что противоречило их религиозным убеждениям. Было у них и много других поводов для недовольства. Все шло к Великому Индийскому Бунту, который не заставил себя ждать.

Бунт (или, как его еще называют, Восстание Сипаев) начался в казармах города Мират в штате Уттар-Прадеш 10 мая 1857 г. Среди солдат прошел слух, что в качестве смазки для гильз с порохом, использовался говяжий и свиной жир. Поскольку в том время гильзы с порохом перед использованием разрывали зубами, это вызвало негодование как у индуистов, так и у мусульман. Военные отказались применять гильзы. Со стороны английского командования последовали репрессивные меры, которые окончились тем, что солдаты напали на своих командиров, перебили их и двинулись на Дели. Вскоре бунт распространился и на другие казармы. Военные удерживали Дели в течение 4 месяцев и в течение 5 месяцев осаждали Британскую Резиденцию в Лакхнау, но у бунтовщиков не было четкого плана действия и единодушия. Кроме того, некоторые военные части оставались верны анлгичанам. К концу 1857 г. восстание было подавлено, но оставило глубокие шрамы у обеих сторон.

В 1858 году Британская Корона отстранила Ост-Индийскую компанию от управления Индией, и взяла власть в свои руки. Индия официально стала колонией Великобритании. Колониальные власти стали вести более гибкую и мягкую политику, пообещав не вмешиваться в дела индийских княжеств, пока они остаются лояльными британскому правлению. Была введена новая налоговая политика, англичане стали уделять больше внимания экономическому развитию страны, строительству железных дорого и других объектов инфраструктуры, на высокие административные должности стали назначать индийцев… Но семя стремления к независимости уже упало в благодатную почву. Как скоро оно прорастет и принесет плоды – лишь вопрос времени.

Оппозиция британскому правлению росла и крепла, и к началу 20 века выросла в реальную силу, с которой англичане больше не могли не считаться. Во главе оппозиции стоял Индийский Национальный Конгресс, старейшая политическая партия в Индии. Лидерами партии были индуисты, выступавшие за независимость Индии. У мусульман тоже образовалась своя партия – Мусульманская Лига, которая ратовала за создание мусульманского государства из тех территорий Индии, где преобладало мусульманское население.

С приходом Первой Мировой Войны, политическая ситуация в Индии несколько нормализовалась. Партия Индийского Национального Конгресса одобрила участие индийцев в войне на стороне Великобритании, в надежде, что британцы в знак благодарности пойдут на значительные послабления и уступки. В Первую Мировую более 1.000.000 индийских добровольцев сражалось в рядах британской армии. Около 100.000 из них погибло. Но после окончания войны британцы дали понять, что не собираются идти ни на какие уступки. По всей стране стали проходить массовые антиколониальные выступления, которые часто жестоко подавлялись. 13 апреля 1919 года британские солдаты открыли стрельбу по толпе безоружных людей в Амритсаре (штат Пенджаб), убив 379 и ранив 1200 человек. Новости об этой кровавой расправе быстро разлетелись по всей Индии, и многие из тех индийцы, которые до этого нейтрально относились к властям, стали поддерживать оппозицию.

К этому времени у Индийского Национального Конгресса появился новый лидер – Мохандас Карамчанд Ганди, известный также как Махатма (Великая Душа) Ганди. Махатма Ганди призывал народ к ненасильственному протесту против действий британских властей: бойкоту иностранный товаров, мирным демонстрациям и акциям. Показывая собственным примером, как бороться с властью без насилия, соблюдая древний религиозный закон ахимсы (неприменения насилия), Махатма Ганди снискал себе славу святого и миллионы сторонников по всей Индии.

В 1942 году Махатма Ганди, чувствуя близкий конец британского владычества в Индии, организовал массовую анти-британскую кампанию под лозунгам "Вон из Индии!".

После Второй Мировой Войны Британское правительство стало понимать, что удержать Индию не удастся. Это понимали и индийцы. Лига Мусульман призывала к созданию собственного мусульманского государства. Проблема отношений индуистов и мусульман приняла общенациональный характер. Не обошлось без кровавых столкновений на религиозной почве, в которых погибли тысячи человек. В конце концов стороны пришли к выводу о необходимости выделения мусульманских территорий в отдельное государство – Пакистан.

15 августа 1947 года Индия наконец получила независимость, а также образовалось новое государство – Пакистан, состоящее из двух частей ¬– Западного Пакистана (территория современного государства Пакистан) и Восточного Пакистана (территория современного государства Бангладеш).

Проблема с образованием Пакистана заключалась в том, что было очень трудно провести границу между мусульманской и индуистской территориями. Англичане взяли на себя роль арбитров, но никакие усилия не могли обеспечить идеальный вариант. Граница была проведена между городами Лахор и Амритсар в штате Пенджаб, а также восточнее Калькутты. Но трудность была в том, что по обе стороны от границы были территории со смешанным индо-мусульманским населений или же были индуистские поселения на мусульманских территориях и наоборот.

Выделение части индийских территорий в отдельно государство Пакистан привело к возникновению огромных потоков беженцев с одной и с другой стороны. Разгорелся жесточайший межэтнический конфликт. На поезда, наполненные беженцами, нападали толпы фанатиков – индуистов, сикхов или мусульман – и устраивали массовые побоища. Погромы не обошли и города. Деление Индии затронуло судьбы огромного количества людей: 12.000.000 стали беженцами, 500.000 погибли в индо-мусульманских столкновениях. Как это ни парадоксально, 1947 год – год обретения независимости – стал одним из самых мрачных во всей истории Индии.

Примечание: Португальская колония Гоа на территории Индии просуществовала до 1961 года, французская колония Пондишерри - до 1954 года. До 1948 года в состав Британских колоний в Индостане входила также Шри-Ланка и Бирма (современная Мьянма).

Предпосылки: Английское владычество привело к нарушению многих культурных традиций в Индии запрет на ношение савана, сватание детей. Напротив прививались европейская система ценностей – не намеренно. Высокие налоги, отношение к индийцам, как к людям второго сорта, благодаря английским товарам,запрудившим рынок - экономика и большинство ремёсел в упадке. Торговлю на сторону запретили. Уровень жизни низкий, часто голодные годы. Ликвидация налоговых привилегий брахманов, землю забирали за долги, рост населения + феодалы стремились вернуть себе прежние права и привелегии – необходимо свергнуть англичан. Сипаи из “привилегированного” сословия превратились к 50м гг. 19 в. в пушечное мясо. Поскольку англ. к тому время вели постоянные войны в Юго-Восточной Азии с участием сипаев уже 20 лет. Они приняли на себя бремя первой Афганской войны 1839-1842 годов, синдской кампании 1843 года, двух разделенных недолгим затишьем пенджабских войн (1845-1846 и 1848-1849) и второй Бирманской войны (1852). Они же отправились за моря для участия в опиумных войнах с Китаем (1840-1842 и 1856-1860) и в Крымской войне против России (1854-1856).

Начиная с 30 х гг. 19 в. целый ряд выступлений в Мадрасском президентстве (крупнейшее в 1835/7), Центральной Индии (1842) и Пенджабе (1846). Волнения среди крестьян в Майсуре и Бомбейском президентстве. Многие открыто призывали к восстанию.

26 февраля 1857 года в 34-м Бенгальском полку туземной пехоты начинают распространяться слухи о новых патронах с оболочкой, пропитанной свиным и коровьим жиром. Чтобы зарядить оружие необходимо было разорвать её зубами, это оскорбляло религиозные чувства мусульман и индуистов. Отказ использовать эти патроны. Прибывший через месяц, 29 марта, офицер для расследования чуть не был убит индийским солдатом. Приказ арестовать мятежника - отказ всех членов полка сделать это за искл. одного. Суд над солдатом 6 апр, казнь 8 апр. Начальник полка индиец также казнён, полк расформирован – сильное впечатление на остальные сипайские войска.

Апрель 1857 новые патроны в другие полки - выстрелы по англичанам в Агре, Аллахабаде и Амбалле. 24 апреля в Мируте 90 солдатам было приказано провести учебные стрельбы новыми патронами. 85 из них отказались - приговорены к смертной казни, замена на 10 лет каторги

25 апреля 1857 беспорядки в Мируте. Бурные протесты против приговора Сипаям – подожгли несколько домов. Индийские части, во главе с 3-м кавалерийским, взбунтовались. Гарнизон Мирута состоял из 2357 сипаев и 2038 британцев . В этот день многие из британских солдат отдыхали и не несли службу. Восставшие напали на европейцев - офицеров и гражданских - и убили 4 мужчин, 8 женщин и 8 детей. На базаре толпа набросилась на британских солдат в увольнении. Британские младшие офицеры, попытавшиеся помешать мятежу, были убиты. Сипаи освободили 85 своих товарищей и вместе с ними 800 других заключённых (должников и уголовников), погибли 50 индийцев.

Остальных англичан верные властям сипаиские части вывели в Рампур, где их спрятал местный наваб.

11 мая восставшие в Дели, просили возглавить их Бахадур Шаха, последнего Могола – получал пенсию от ост-индской компании. Лично шах не поддержал, но его чиновники поддержали восставших. восстание охватило город; сипаи и местное население нападали на европейцев, владельцев магазинов, индийских христиан. В Дели три батальона Бенгальской туземной пехоты; часть подразделений присоединилась в восстанию, часть отказались применять силу против восставших. Англ. взорвали арсенал – но восставшие нашли боеприпасы на складе в 3х км. От города и вооружились.

12 мая Бахадур Шах созвал суд. Выразил беспокойство произошедшими событиями, но принял помощь сипаев и заявил о поддержке восстания. Помимо Дели, возникло ещё два пункта концентрации повстанческих армий: Канпур и столица Ауда - Лакхнау. В этих трёх очагах появились самостоятельные правительства. В Дели – правительство Могола + совет из горожан и сипаев, В Лакхнау – местные феодалы и придворная знать + совет повстанцев – оба варианты неудачны – масса разногласий. В Кампуре – органы управления смогли создать аппарат снабжения войск и населения.

Борьба, в к-рую вступили инд. солдаты колониальной армии, крестьяне, ремесленники и значит. часть феодалов, приобрела общенар. характер. Повстанч. властям, созданным в Дели, Канпуре и Лакхнау, пришлось столкнуться с огромными трудностями: нехваткой денег для выплаты жалованья войскам, недостатком воен. снаряжения, продовольствия и т.п.

В Дели сипаи, обложили богачей контрибуцией, силой отбирали хлеб, к-рый те прятали в своих амбарах. Агенты англичан, укрывшиеся в городе, провоцировали и раздували беспорядки. Феодалы, примкнувшие вначале к восставшим делийцам, вскоре начали тайные переговоры с англичанами о прекращении войны. В Лакхнау пр-во, созданное из прежней придворной знати, также оказалось неспособным наладить порядок в городе.

Восстание крайней кроваво и жестоко к мирным жителям, семьям британских военнослужащих, чиновников. В большинстве захваченных городов и военных поселений вырезалось все британское население, невзирая на пол и возраст.

Новости о падении Дели по телеграфу быстро распространились среди англ и индийцев. Многие гражданские чиновники бежали в безопасные места со своими семьями. В Агре в 260 км от Дели 6 тыс. европейцев укрылись в местном форте. Это бегство придало повстанцам смелости. Военные частью доверяли своим сипаям, частью пытались их разоружить для предотвращения мятежа. В Бенаресе и Аллахабаде попытки таких разоружений вызвали бунты.

Бахадур Шах объявил о восстановлении власти Великих Моголов, чем были недовольны маратхи, желавшие своего государства, и авадхи, настаивавшие на правлении собственного наваба. От некоторых мусульманских лидеров – призывы к джихаду, но разногласия среди суннитов и шиитов. Часть мусульман поддерживала британцев, также поступили сикхи.

В 1857 году Бенгальская армия состояла из 86 тыс. человек, из которых 12 тыс. европейцев, 16 тыс. пенджабцев и 1500 гуркхов. Всего в Индии находилось 311 тысяч чел. туземных войск в трёх армиях, 40 тыс европейских войск, 5300 офицеров. 54 из 75 регулярных полков туземной пехоты Бенгальской армии взбунтовались, хотя некоторые были немедленно уничтожены или развалились после того, как сипаи разбежались по домам. Почти все оставшиеся были разоружены. Все 10 полков Бенгальской лёгкой кавалерии восстали. Бенгальская иррегулярная армия- 29 кавалерийских и 12 пехотных полков. Многие из них также поддержали восстание.

На 1 апреля 1858 число лояльных Британии солдат Бенгальской армии составило 80 053. Эта цифра включает большое количество солдат, спешно набранных в Пенджабе и Северо-Западной границе. В 29 полках Бомбейской армии произошло три мятежа, в 52 полках Мадрасской армии нет. Большая часть Южной Индии осталась пассивной.

Британцам понадобилось время, чтобы собрать силы. Часть войск были переброшены из метрополии и Сингапура по морю, часть, после окончания Крымской войны - по суше через Персию, некоторые - из Китая. Две группировки европейских войск медленно двинулись к Дели, убив в сражениях и повесив множество индийцев. Карательный поход не превратился в кровавую баню только по приказу королевы, не устраивать геноцид индусов. Силы британцев встретились у Карналы, и в сражении с основными силами повстанцев у Бадли-ке-Серай отбросили их к Дели.

Осада города с 8 июня по 21 сентября . 8 июня, через месяц после начала мятежа, был осажден Дели, 30000 мятежников, Осаждавших британцев 8 000 человек в течение осады. 14 августа – прибыло подкрепление британцев, сикхов и пуштунов. 7 сентября англичане, получив осадные орудия, пробили бреши в стенах. 14 сентября они попытались начать штурм через бреши и Кашмирские ворота, но понесли тяжёлые потери. Британский командующий пытался отступить, но был удержан своими офицерами. После недели уличных боёв Компания захватила город.

Британцы порушили и разграбили город; множество индусов были убиты в качестве мести за над европейцами. Английская артиллерия расстреляла главную мечеть с окрестными зданиями, где жила мусульманская элита со всей Индии. Великий Могол Бахадур Шах был арестован, а два его сына и внук расстреляны.

Военные действия ещё 1,5 года. Население Ауда и Рогилькхонда, во главе султанша аудская, наваб барельский и Нана Сагиб. Их усмирил Кемпбелем. В Центральной Индии руководители мятежа Тантия-Топи и Лакшми-бай (принцесса) – погибли в ходе восстания – противник генерал Розе.

Народное восстание 1857-1859 гг. потерпело поражение в результате ряда причин. Хотя основной движущей силой восстания было общинное крестьянство и ремесленники, возглавила его феодальная знать. Но вожди оказались неспособными руководить национально-освободительной борьбой. Они не сумели выработать единый план борьбы, создать единое командование. Нередко преследовали личные цели. Все три стихийно возникших центра восстания действовали самостоятельно. К тому же феодалы не приняли никаких мер для облегчения участи крестьянства и тем оттолкнули часть крестьян. Когда же английское правительство пошло на уступки феодалам, они отошли от восстания. Сипайские командиры не умели вести сложную войну. Они могли решать тактические задачи, но не обучены мыслить стратегически, рассчитать ход целой кампании. Наконец, восставшие не выдвинули ясных целей. Они призывали вернуться к прошлому, к независимой Индии времен Могольской империи. Однако в середине XIX в. возврат к феодальному строю был нереальным.

Последствия: английские колонизаторы были вынуждены изменить свою политику. 2 августа 1858 английский парламент – закон о ликвидации Ост-Индской компании и переходе управления Индией к короне, все индийцы стали подданными английской королевы как императрицы единой Индии. Индийских князей и помещиков колонизаторы сделали союзниками, проведя ряд законов, закреплявших их права феодальной собственности на землю. Колониальным властям пришлось учесть огромное недовольство крестьян и издать законы об аренде, несколько ограничившие феодальный произвол заминдаров. Англичане, опасаясь недовольства феодалов, проводили более осторожную политику, идя на уступки индийским влиятельным феодальным кругам. В целом после восстания начался новый этап колониальной политики Англии в Индии.