Задания по грамоте буква х. Изучаем буквы в действии!: Буква Х - занятие

«Звуки [х], [х′]. Буква Х».

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

    Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.

    Выделять звуки [х], [х′] начале, в середине и в конце слова.

    Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.

    Развивать внимание, память, мышление, моторику.

Организационный момент

Психогимнастика

- Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] - братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Характеристика: [х] - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным цветом(на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

- Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

- Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

- В каком месте слова слышится звук [х]?

С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

- Какая картинка здесь лишняя? (утка)

- Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

- А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

- У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка - хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

- На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её палочками на столе, на спине соседа.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). - Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы» (на доске магнитные буквы)

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

- Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: - Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Итог занятия.

Урок построен в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями учащихся. Он пробуждается чувства и размышления младших школьников о ценностном отношении к хлебу через разнообразные методические формы, включение детей в игру, упражнения, чтение.

Воспитательная канва направлена на актуализацию творческого мышления, обоснованного рассуждениями о нравственной проблеме бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда, традициях русского народа. Урок воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х"], буквы Х х.

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], , и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи:
1. Предметные результаты: создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу, учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке; продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

3. Здоровьесберегающие :

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей

Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2.Повторение изученного.
Слайд 2.

На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

«Песнезнайка!»

Слайд 3.

Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».

3. Подготовка к объяснению нового материала

Слайд 4.

1) Дыхательная гимнастика

Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:

А И У Н

А теперь коротко и отрывисто:

ыыыы кккк уууу

4. Работа с новым материалом

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Слайд 5.

– Выполните указания.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

Какую букву будем изучать?

Какова тема урока?

Слайд 6.

Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

Слайд 7.

Назовите слова.

Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

Слайд 8.

Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х"]

Игра «Третье лишне».

Прочитайте слоги.

Какой слог лишний?

Почему? (хи, звук мягкий)

Чтение столбиков слов.

Прочитайте первый столбик слов.

Что общего?

Работа в парах.

Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.

Прочитайте второй столбик слов. Что общего?

В какой части слова встречается буква х?

Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.

По какому признаку делили слова а группы?

Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

  1. Физкультминутка с фонематической разминкой.

Слайд 9.

Вы, наверное, устали,

И теперь все дружно встали.

Следите глазами за предметами.

Продолжение работы.

Слайд 10.

Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.

– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)

Слайд 11.

– Каким может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, теплым и т. д.).

Слайд 12.

Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.

О чем текст?

Как ласково называют хлеб?

Слайд 13.

Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без душистого каравая.

В нашу страну, в город Сочи, приехало много гостей с разных стран мира.

С каким важным событием связан их приезд?

Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?

Слайд 14.

Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!

Повторное чтение текста учащимися.

Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.

Слайд 15.

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА! »

– Как вы понимаете эту пословицу?

Выслушиваются ответы. (без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб- уже праздник.)

« Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился

Как вы понимаете эту пословицу?

(Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.)

В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:

Слайд 16.

  • Не будет хлеба, не будет обеда
  • Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • Горька работа, да хлеб сладок.

1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

  • Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .

  • Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :

[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :

[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить .

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], бе­лье - бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

  1. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] - глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш′] - всегда мягкие.

Конспект урока ««. Следующая тема:

Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Образовательные.

Развивающие:

  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).

Воспитательные

  • Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
  • Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.

Оборудование : компьютер, проектор, тетради в крупную клетку, простые и цветные (синий, красный, зелёный) карандаши на каждого ребёнка.

План занятия

1. Организационный момент. (2 слайд.)

Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.

Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)

Топ-топ-топ! (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)

2. Сообщение темы. (3 слайд.)

– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый и хомяк, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.

– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков. (4 слайд.)

Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).

Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.

Звук Хь - согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.

– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

– А теперь откроем прописи и выполним все задания на новой страничке. (Работа в прописях: штриховка, написание буквы Х в клеточках.)

4. Игровое упражнение «Разложи картинки». (5 слайд.) (Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по папкам. В синюю папку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную папку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)

– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

5. Физкультминутка «Хомячок». (6 слайд.)

– Наш друг предлагает нам встать и немножко размяться.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щёки руками)

лапки трёт (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

два (руки вверх)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Словесная игра «Найди лишнее слово». (7 слайд.)

– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.

(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)

Хижина, ходить, тахта, художник;

Хитрый, хек, хвост , химия;

Кухня, хлопушка, стихи , холодно.

– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!

7. Звуковой анализ слов хек и Хома. (8-9 слайд.)

– Отгадайте загадку.

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему написать звуковую схему имени его друга. Поможем? Тогда открывайте тетради в клетку.

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 3 клетки. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком.)

Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?

(Воспитанники определяют количество звуков в слове и чертят полоску длиной в 4 клетки. Делят слова Хома на слоги и делят полоску на две части. Затем называют каждый звук, дают ему характеристику и обозначают в тетради соответствующим цветным кружком. Под схемой дети записывают простым карандашом слово Хома. Педагог объясняет воспитанникам, что имена пишутся с большой буквы.)

Предлагаю вам позвать нашего гостя и показать, как мы красиво написали его имя. Произнесём его имя выделив голосом гласный звук во втором слоге, т.е. поставим ударение. – ХомА. Что-то он не идёт, значит мы неправильно поставили ударение. Давайте попробуем выделить голосом гласный в первом слоге. – Хома. А вот и наш друг. Значит мы поставили ударение правильно. Молодцы!

8. Итог занятия. (10 слайд.)

Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.

Тема. « Зима. Звук и буква Х».

Коррекционно-образовательные цели . Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с новой буквой Х. Совершенствование слоговой структуры слов. Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима», магнитофон, запись пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро», кассы букв, задание из тетради, контейнеры с карандашами.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Рассмотрите и назовите картинки. (Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок).

Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, Снегурочка, снеговик, снежок?

Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Какую бабу слепили из снега?

Каким станет парк, если его занесет снегом?

Как называется явление, когда идет сильный снег?

Почему мы так много говорим о снеге?

Наступила зима, поэтому наше занятие будет посвящено разговору о зиме.

2. Рассматривание картины «В зимнем парке».

Какое время года изображено на картине?

Расскажите о земле, как она выглядит?

Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег.

Опишите небо, какое оно? Начните ответ со слова небо.

Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.

Каких птиц мы видим на деревьях?

Как называем птиц, которые зимуют у нас?

Как вы думаете от какого слова образовано слово зимующие?

Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Что делают дети в парке?

Как они одеты? Почему?

Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

3. Раздели на слоги.

Какое время года было изображено на картине?

Каких зимующих птиц вы видели?

Кого слепили дети?

Разделите хлопками слова на слоги: зима, снегирь, синица, снеговик.

Придумайте предложение со словом снеговик.

4. Зарядка для глаз.

Посмотрите, что у меня в руках?

Я буду двигать снежок, а вы следите за ним только глазками.

5. Работа по развитию тонкой моторики.

Возьмите листочки, что вы видите?

Послушайте загадку об одном из предметов, изображенных на странице.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги-

И по большим снегам беги.

А теперь обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым карандашом.

6. Упражнение «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой снежок. катят перед собою снежный ком

Он превратится в толстый ком, рисуют перед собой большой круг

И станет ком снеговиком. рисуют снеговика из 3 комков

Его улыбка так светла! улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла. показывают о чем говорят

Но солнце припечет слегка- медленно приседают

Увы! - И нет снеговика. разводят руки, пожимают плечами

7. Знакомство со звуком и буквой Х.

Зима холодная, под ногами хрустит снег, снежинки хрупкие. Холодная, хрустит, хрупкие. С какого звука начинаются все слова?

Повторите его. Вместе, по одному.

Когда мы говорим звук Х, корень языка приподнимается и не дает воздуху свободно выйти изо рта. Значит, это какой звук?

Твердый или мягкий?

Глухой или звонкий?

Каким символом его обозначим?

На письме звук обозначается буквой Х. Найдите букву Х.

8. Услышь звук Х.

Возьмите в руки символ звука Х и будете его поднимать, если в слове есть звук х.

Хомяк, кухня, мак, мох, хлеб, сушка, конь, мех, халва, шахта, кот, хворост.

9. Работа с кассами букв.

Откройте кассы, найдите, где живет буква Х.

Выложим АХ. Сколько я назвала звуков?

Какой первый? Какой второй?

Составьте из букв и выложите схему.

МОХ. Что это?

Сколько звуков в слове мох?

Назовите первый, второй, третий.

Работаем с буквами и символами.

10. Итог занятия.

О каком времени года мы говорили?

С каким новым звуком мы познакомились?

Оценка работы детей.