Метод "6 шляп мышления" Эдварда де Боно: основные принципы, примеры. Станьте фокусником с волшебной шляпой! Магическая шляпа

Глава 9. Магический контракт

Они взбежали по винтовой лестнице так быстро, что оказались в кабинете директора раньше сэра Кэдогана с его провожатым. По обращённым со всех сторон на них лицам Гарри догадался, что смелый рыцарь пока так и не появился на портрете Виндиктуса Виридиана. Секунды тянулись мучительно, взвинчивая градус напряжения до предела. Гарри запоздало сообразил, что кому-нибудь надо было остаться караулить снаружи - вдруг сэр Кэдоган не сможет преодолеть пустую картину и вернётся к монахам.


Внезапно со стороны портрета профессора Виридиана раздался шум - треск, ругательства и восклицания. Возле глубокого кресла с резными ручками появился пони, на котором сидели два волшебника. Дамблдор облегчённо выдохнул, а Филлида Спора зааплодировала. Всегда аккуратно уложенные волосы Виндиктуса Виридиана, разделённые строгим пробором, сейчас торчали в разные стороны, словно профессор вдруг стал поклонником одного из новомодных молодёжных течений. Пони выглядел не менее живописно - Гарри в жизни не видел таких лохматых лошадок. Один сэр Кэдоган смотрелся, как обычно. Он невозмутимо спрыгнул со своего пони и принялся здороваться со всеми директорами разом. После небольшого переполоха, вызванного появлением рыцаря, Дамблдору удалось навести более-менее степенный порядок. Он поблагодарил Виндиктуса Виридиана за помощь и предложил ему поменяться портретами. Виндиктус кивнул, шагнул за край своей рамы и через секунду появился на большом портрете над столом. Он сел в кресло, любезно предоставленное хозяином, и спросил:


Дамблдор, у вас выпить не найдётся?


Дамблдор нырнул за кресло, вытащил из-за него бутылку янтарной жидкости, протянул её профессору Виридиану и пояснил:


Превосходная выдержанная медовуха мадам Розмерты. Вряд ли вам доводилось такую пробовать.


Виндиктус Виридиан достал из складок своей мантии сосуд, больше похожий на пробирку (Гарри вспомнил, что профессор раньше преподавал зельеварение), отлил из бутылки и с наслаждением хлебнул.


Ох, Дамблдор! Уж я не робкого десятка, но такой жути в жизни не испытывал. Если бы не пони сэра Кэдогана, мы бы так и остались там, между картинами.


Он отсалютовал сэру Кэдогану:


Ваше здоровье!


Дамблдор обратился ко всем присутствующим:


Пока у нас идёт всё по плану. Вам нужен отдых, сэр Кэдоган?


Рыцарь поправил свой шлем и ответил:


Не время отдыхать! Вперёд! Зло не дремлет! Обнажим наши клинки и смело ринемся в бой!


Он ни минуты не стоял на месте - подпрыгивал, вышагивал вдоль рамы и угрожал невидимым соперникам. Дамблдор кивнул Виндиктусу Виридиану, подошёл к раме и исчез, через мгновение появившись возле сэра Кэдогана. У пони никто не спросил, нужен ли ему отдых, но, видимо, однажды неудачно решив попастись на лугу, он подписал себе пожизненный приговор - быть конём смелого рыцаря. Сэр Кэдоган уселся на пони, приглашая Дамблдора занять место сзади. Перед тем, как покинуть кабинет, Альбус Дамблдор обратился к Гарри:


Если всё пройдёт нормально, ждите нас внизу. Встречаемся возле картины монахов.


Пони с седоками подошёл к краю портрета и осторожно ступил в пустоту.


Гарри с друзьями торопливо выбежали из кабинета, пообещав Минерве МакГонагалл сообщить обо всём, что получится из их опасной затеи.


На этот раз пони быстрее справился с пустым коридором мрачного портрета. Гарри едва выскочил из кабинета, а монахи уже приветствовали сэра Кэдагана и Альбуса Дамблдора.


Теперь друзьям оставалась следить за перемещениями бывшего директора на шестой этаж, к ванной старост. Сэр Кэдоган скакал на пони впереди, разгоняя уважаемых волшебников, а Альбус Дамблдор шествовал за ним следом, принося хозяевам портретов свои извинения за причиненные неудобства. На шестом этаже получилась небольшая заминка. Последним перед пустой картиной располагался портрет Даммары Доддеридж. Как оказалось, она любила не только вкусно поесть. Судя по всему, дама давно питала к сэру Кэдогану самые нежные чувства. Даммара ужасно разволновалась, поминутно поправляла оборки на своих нарядах и кидала на сэра Кэдогана игривые взгляды. Сэр Кэдоган совсем забыл, куда он направляется. Он слез со своего пони, картинно подбоченился и начал прохаживаться, поигрывая мускулами. Вернее, доспехами. Положение было слишком серьёзным, но ситуация, тем не менее, выглядела весьма комично. Даммара тем временем принялась возносить сэру Кэдогану хвалебные речи:


Сэр Бедивер и сэр Персиваль не сравнятся с вами в храбрости и отважности! Для меня большая честь, что вы заглянули ко мне в гости.


Дамблдор тактично молчал, но пауза затягивалась, поэтому ему пришлось прервать романтическое свидание:


Миссис Доддеридж. Обещаю вернуть вам сэра Кэдогана целым и невредимым. Надеюсь, у вас ещё будет время поговорить.


Да, конечно, профессор Дамблдор. Простите, - Даммара покраснела и, наконец, освободила путь.


Сэр Кэдоган влез на своего пони, Дамблдор уселся сзади - с точностью, как в кабинете директора. Даммара выглядела встревоженной. Впрочем, тревожно было не ей одной. Сейчас сэру Кэдогану предстояло преодолеть пустую картину Идэссы Сакнденберг и оказаться в ванной старост. В тот момент, когда пони, вытянув голову, шагнул за раму, Гарри, Рон, Гермиона и Невилл поспешили к статуе Бориса Бестолкового, который чуть не забыл свой пароль «Незабудка».


Раздался щелчок - ванная старост была открыта. Друзья проскочили за дверь и сразу направились к картине с русалкой. Чёрные волны сердито хлестали по утёсу, заливая маленькую приступочку - единственное место на картине, где мог разместиться пони. Гарри сомневался, что пони выдержит в воде двух седоков. Вся надежда была на эту скалистую ступеньку. Русалки не было видно, но сейчас их больше волновало, сможет ли сэр Кэдоган преодолеть тянущую пустоту картины. Опять, как и в кабинете директора, секунды тянулись слишком медленно. Гермиона сжала руку Рона и, не отрываясь, смотрела на тёмную воду озера.


Раздался всплеск воды. Внезапно в самом центре картины образовался небольшой водоворот, из которого вынырнул пони. Сэр Кэдоган и Дамблдор, отплёвываясь, выбрались на скалистую приступочку утёса. Пони мелко дрожал, но стоял смирно. Сэр Кэдоган принялся успокаивать своего верного помощника, а Дамблдор без лишних слов вскарабкался на утёс повыше. Он резко крикнул. Русалочий язык был явно не музыкальным для слуха. Хотелось заткнуть уши, но Гарри и друзья, не отрываясь, следили за всем происходящим. Дамблдор подождал минуту и снова крикнул. На этот раз его обращение было более длинным - Гарри не к месту вспомнил замечательные наушники, которыми они защищались от воплей мандрагоры на уроках травологии. Из-за утёса робко выглянула русалка. Она что-то ответила Дамблдору. Дамблдор присел на корточки, чтобы удобнее было разговаривать, и вновь о чём-то спросил. Скрипучие и резкие звуки меняли тональность, иногда достигая таких высот, что многочисленные подвески массивной люстры, украшающей ванную, мелко подрагивали. Пони прижал уши и выглядел очень несчастным. Русалка уже не была напуганной. Она быстро и торопливо что-то объясняла Дамблдору, а тот лишь изредка вставлял небольшие ремарки. Странный был это диалог. Гарри стал даже привыкать к режущим звукам, да и вид русалки вселял надежду. Наверное, она сообщила Дамблдору всё, что знала, потому что бывший директор встал в полный рост. Русалка скрылась под водой, сильно ударив хвостом. Дамблдор, нахмуренный и сосредоточенный, подобрался поближе к пони. Сэр Кэдоган понял без лишних слов, что пора в обратный путь. Пони подождал, пока его спутники усядутся, покрутил мордой (Гермионе показалось, что он вздохнул), и решительно прыгнул с утёса.


Гарри переглянулся с друзьями и первым побежал к выходу. Теперь они всё могут узнать у Дамблдора в его кабинете. Осталось туда добраться.


Обратный путь проходил почти в тишине. Даже сэр Кэдоган перестал выкрикивать бравые лозунги. Он сосредоточенно скакал с картины на картину, не замечая волшебников, которые с почтением расступались, пропуская его через свои портреты. На картине с монахами сэр Кэдоган подождал Дамблдора и в очередной раз шагнул в пустоту.


На этот раз друзья вбежали в кабинет ещё быстрее, чем в первый. Они утвердительно кивнули Минерве МакГонагалл, давая понять, что всё получилось. Директора и директрисы облегчённо вздыхали на своих портретах, только Виндиктус Виридиан дремал. Дамблдор появился вместе с сэром Кэдоганом через три минуты после прихода друзей в кабинет - они уже начали немного волноваться. Альбус Дамблдор был бледным, казалось, только огромным усилием воли он умудряется не свалиться с пони. После суеты, ахов и вздохов сэр Кэдоган попросил разрешения покинуть кабинет:


Сэр Дамблдор! Мне не терпится в числе других узнать, что сообщила вам жительница водяного народа, но я обеспокоен состоянием моего друга. Нам поскорее необходимо вернуться на наш луг - Камелоту нужны отдых и свежая трава.


Гарри понял, что Камелот - это кличка пони. Сэр Кэдоган взял с Гарри слово, что тот обязательно расскажет обо всём ему, когда освободится, и, кивнув портретам на прощание, бережно повёл своего пони к краю картины - сегодня тому здорово досталось.


Невилл вызвался проводить сэра Кэдогана - хотел убедиться, что отважный рыцарь и его верный пони доберутся до места без приключений.


После того, как сэр Кэдоган ушёл, и эмоции улеглись, Дамблдор сел в глубокое кресло Виндиктуса Виридиана и заговорил:


Ну, что ж… Я ожидал нечто подобное, но не предполагал, что всё гораздо серьёзнее. Хотя вопросов теперь больше, чем ответов.


Дамблдор замолчал, а профессор Лимеберт нетерпеливо поправил пенсне. Все ждали, когда Дамблдор продолжит.


Я думаю, - наконец, заговорил Альбус Дамблдор, - что нам необходимо пригласить профессора Биннса.


Гарри недоумённо переглянулся с Роном. Минерва МакГонагалл подошла к одной из штуковин, размещённых на полках в шкафу рядом со столом, которая была похожа на перевёрнутую трубу, раструбом вверх, закреплённую на деревянной подставке. Минерва наклонилась поближе и чётко произнесла:


Аргуса Филча просят немедленно подняться в кабинет директора.


Гарри догадался, что этот прибор - громкая связь, которой так любила пользоваться Долорес Амбридж. Наверное, он был снабжён усиленным заклинанием Сонорус, потому что слова, произнесённые в кабинете, как помнил Гарри, отлично были слышны во всех коридорах Хогвартса, словно говорили сами стены. Гарри ещё подумал, что Амбридж так и не получила доступа в кабинет директора, значит, старая мошенница как-то умудрилась во время своего пребывания на посту главы школы заполучить громкую связь. Пока Гарри всё это обдумывал, дверь кабинета отворилась, и на пороге показался завхоз.


Они всегда испытывали взаимную неприязнь - ученики и Аргус Филч. Но во время Великой Битвы Филч наравне с другими защитниками помогал выстоять Хогвартсу. Они были по одну сторону баррикад. Не сказать, что Филч стал вдруг милым и любезным, но Гарри, Рон и Гермиона не испытывали к нему сейчас враждебности. Филч выглядел, скорее, жалким. Его выцветшие глаза были усталыми и потерянными. Филч поклонился Минерве МакГонагалл и поздоровался, ожидая указаний.


Мистер Филч. У меня к вам просьба. Пожалуйста, разыщите профессора Биннса и попросите его явиться в кабинет директора.


Филч виду не показал, что удивлён просьбой - привык выполнять указания руководства. Он согласно кивнул, а потом сказал:


Директор МакГонагалл. Раз уж речь зашла о профессоре Биннсе. Все привидения контролируют границы замка, насколько мне известно. Я разыщу его и передам ваше указание. Но меня беспокоит Пивз.


Что на этот раз? - профессор МакГонагалл вопросительно посмотрела на Филча.


Дело в том, что он пропал. Его нигде не видно уже несколько дней. Это странно.


Одна из директрис на портрете воскликнула:


Но это невозможно! После сокрушительного провала нашего с Ранкорусом Карпе плана, никто в здравом уме не взялся бы за изгнание полтергейста из Хогвартса.


Да, госпожа Моул, - Филч поклонился портрету, - я знаком с историей ловушки, в которую вы пытались заманить Пивза. Тем более зловещим выглядит его исчезновение.


Рон шепнул Гарри, что женщина на портрете - это Евпраксия Моул, которая и вынуждена была подписать для Пивза особые привилегии после постыдного поражения в попытке изгнать воплощение хаоса из Хогвартса. Гермиона шикнула на друзей, и они пристыжено замолчали.


А Дамблдор задумчиво произнёс:


Полтергейст обычно предсказуемо появляется в местах, где живут молодые люди. Появление Пивза в Хогвартсе несло головную боль для всех завхозов, начиная с Ханкертона Хамбла. Но он всегда привносил изюминку в жизнь школы. С его присутствием приходилось мириться не одному поколению преподавателей. Его исчезновение - тревожный знак. Мистер Филч, вы уверены, что он не затаился в каком-нибудь классе, замышляя очередную проделку?


Филч печально покачал головой:


Нет, сэр. Я обошёл весь замок - его нигде нет. Что это значит, я не понимаю. Его не удалось изгнать ни одному директору, а тут он исчез по доброй воле.


К сожалению, исчезновение Пивза лишь продолжение в череде напастей Хогвартса, - заключил Дамблдор. - Если Хогвартс не хочет больше набирать учеников, если магия замка тает, то и исчезновение полтергейста вполне закономерно.


Дамблдор нахмурился. Затем произёс:


Мистер Филч, пожалуйста, если вас не затруднит, приведите сюда профессора Биннса.


Аргус Филч с поклоном удалился, а директора и директрисы на портретах тревожно зашептались, обсуждая новость. Даже Евпраксия Моул, пожалуй, переживала за Пивза, хотя тот, в своё время, доставил ей немало хлопот.


Через несколько минут в кабинет зашли Невилл с Хагридом. Невилл сказал, что сэр Кэдоган благополучно добрался до своей картины, а Хагрид, поздоровавшись, пояснил, что встретил Невилла на лестнице и решил пойти с ним, чтобы узнать, что происходит.


Озеро ещё больше затянуло льдом, да, - Хагрид печально вздохнул. - Я по пути в замок подошёл поближе посмотреть, так теперь ледяная корка у берега такая прочная, что можно смело наступать. И шире она стала. Странный лёд. Как это он такой крепкий у берега, а середина озера не замерзает?


Гарри понял, что так удивляет Хагрида. Мало того, что лёд появился в августе, так он ещё покрывал озеро против всех законов природы. Чёрная вода в центре напоминала воронку, диаметр которой сужался с каждым днём. Судя по всему, у них на самом деле столько времени, сколько продержится эта воронка.


Хагрид попытался усесться в самый угол, чтобы не мешать. Его огромный рост не позволял ему быть незаметным - Хагрид занимал собой чуть не четверть кабинета. Пока великан усаживался, из стены рядом с дверью просочилось привидение. Это был профессор Биннс, преподаватель истории магии. Все шушуканья были тут же прекращены. В кабинете повисла тишина. Все приготовились слушать, что же им хотел сообщить Дамблдор.


Дамблдор кивнул Биннсу и заговорил:


Ну вот, теперь, пожалуй, я попытаюсь с вашей помощью и знаний профессора Биннса разобраться во всём. Катберт, что вы можете сказать о Магическом контракте?


Гарри вновь недоумённо посмотрел на Рона и понял по его бестолковому виду, что тот тоже не знал, что профессора Биннса зовут Катберт. Однако вопрос о Магическом контракте занимал его больше, поэтому он внимательно стал слушать.


Магический контракт? Дамблдор, вы же знаете, что я пользуюсь только достоверными фактами. История о Магическом контракте больше похожа на легенду о Тайной Комнате, - профессор Биннс досадно поморщился.


Существование которой было доказано некоторыми здесь присутствующими, - Дамблдор посмотрел на Гарри.


Да, конечно. Согласен, Тайная Комната на самом деле оказалось реальным местом, а не мифом. Но Магический контракт! - Биннс продолжал сердиться.


Всё же я настаиваю, чтобы вы нам поведали эту историю. К моему стыду, я не знаком с этой легендой, сегодня услышал в первый раз.


От кого, можно спросить? - Катберт Биннс, несмотря на недовольство, был заинтригован.


От Атаргатис.


Кто это? - спросил Рон.


Русалка, - ответила Гермиона.


Верно, - произнёс Дамблдор.


Но профессор! Неужели та самая? - волнуясь, спросила Гермиона.


Не могу точно ответить на этот вопрос, мисс Грейнджер. - Хотя нет причин утверждать, что русалка в ванной старост и богиня Атаргатис не одна и та же персона.


Дамблдор обвёл взглядом заинтригованные лица и пояснил:


Атаргатис - богиня Луны, по легенде бросившаяся в озеро и превратившаяся в рыбу. Я не силён в мифологии, но знаю, что она почиталась как божество плодотворной воды. Атаргатис рассказала мне, что служит Хогвартсу со времён создателей, являясь стражем Магического контракта. Она поведала мне некоторые детали, но без помощи профессора Биннса я не могу связать всё в одно целое. Пожалуйста, Катберт, вы должны нам помочь.


Профессор Биннс проплыл мимо Рона и Гарри и сел в одно из кресел. Затем задумчиво произнёс:


Ну что ж. Я не больше всех присутствующих понимаю, что происходит и как вам поможет легенда о Магическом контракте, но я тоже обеспокоен делами Хогвартса. Кто знает? Может, любая легенда, миф основаны на реальных событиях? Так вот. Магический контракт. Или контракт Распределяющей шляпы. Дайте подумать. Всем известно, что Хогвартс основали четыре выдающихся волшебника - Годрик Гриффиндор, Салазар Слизерин, Кандида Когтевран и Пенелопа Пуффендуй. Они создали школу магии и волшебства для передачи знаний и бережного сохранения магических способностей юных чад. В школу принимались не только чистокровные волшебники, но и полукровки - те, чьи магические способности проявлялись с детства. Целью Хогвартса было обучение юных отпрысков и сохранение знаний, передаваемых из поколения в поколение. Каждый из основателей подбирал на свой факультет учеников с теми или иными качествами, которые в большей мере импонировали профессорам. Всего факультетов, как вы знаете, было четыре. Годрик Гриффиндор набирал храбрых и благородных, Кандида Когтевран умных и сметливых, упорных и честных - Пенелопа Пуффендуй, а хитрых и изворотливых брал под своё крыло Салазар Слизерин. Но вскоре основатели забеспокоились, что после их смерти распределение учеников на факультеты станет хаотичным, и тогда Годрик Гриффиндор поручил эту важную миссию Распределяющей шляпе, в которую каждый из четвёрки вложил свои знания. Теперь шляпа могла распределять новых учеников по тем чертам характера, которые приветствовали на своём факультете основатели.


Всё это отлично было известно присутствующим, но внимание слушающих не ослабевало - все понимали, что профессор Биннс подобрался к самому интересному.


Так вот, - продолжал преподаватель истории магии. - Незадолго до того, как четвёрка основателей оставила этот бренный мир, между ними произошёл раскол. Салазар Слизерин хотел обучать детишек непременно из чистокровных семей, а остальные считали, что статус крови - не показатель для отбора в магическую школу. В конце концов, гордый Слизерин покинул школу. Изначально идея распределения на факультеты, пожалуй, была несколько ошибочной. Потому что отбор неизбежно повлёк за собой соперничество между домами. Если пуффендуйцы, когтевранцы и гриффиндорцы всё же ладили между собой, то ученики Слизерина постепенно отдалялись от остальных. Стали иметь место случаи нечистой игры за очки Кубка Школы, который проводился каждый год. Конечно, в здоровом соперничестве нет ничего дурного. Такое распределение на факультеты было условным. Ведь выходя за стены Хогвартса, повзрослевшие молодые люди не враждовали в обычной жизни. Многие браки совершались между магами с разных факультетов, и было не важно - гриффиндорец ты или пуффендуец. Основатели поздно поняли свою промашку. Но они надеялись, что следующие поколения преподавателей смогут донести до учеников главную мысль - что разделение на факультеты несёт на самом деле идею объединения. Что нет нужды враждовать. Теперь уже трое основателей после ухода Салазара Слизерина заключили с Распределяющей шляпой Магический контракт. Так гласит легенда! Я не утверждаю, что это было на самом деле, - профессор Биннс с вызовом посмотрел на Дамблдора, но послушно принялся излагать дальше: - Основатели взяли слово с Распределяющей шляпы, что отбор на факультеты не принесёт вреда Хогвартсу. Что здоровое соперничество юных волшебников никогда не перерастёт в войну. Распределять шляпа будет только по чертам характера, поддерживая и впредь мирное сосуществование всех четырёх домов. В случае, если Хогвартсу будет нанесён вред, если зло и амбиции станут причиной распрей, магия Хогвартса иссякнет. Четыре основателя оставили школу для созидания. Войны и невинные смерти диаметрально противоположный процесс. Если Хогвартс почувствует, что мира между факультетами нет, он призовёт Распределяющую шляпу в тайное место, дав волшебникам время подумать. По истечении испытательного срока Хогвартс, как магическая школа, перестанет существовать. Всё. На этом легенда заканчивается.


Значит, время испытательного срока пошло, - произнёс Дамблдор под общий шум встревоженных голосов - все принялись обсуждать услышанное. - Всегда утверждал, что всех тайн Хогвартса не знает, пожалуй, никто.


Дамблдор, вы считаете, что Хогвартс действует согласно Магическому контракту? - Минерва МакГонагалл испуганно посмотрела на Альбуса.


Думаю, что это так. Рассказ профессора Биннса и предупреждение Атаргатис это подтверждают. Тут не нужно гадать, что послужило причиной. Вторая война с Волан-де-Мортом закончилась в Хогвартсе. Школе был нанесён вред гораздо более жестокий, чем просто разрушенные стены. Хогвартс посчитал, что дружба между факультетами больше невозможна, а значит, он сознательно избавляется от магии и не хочет больше набирать новых учеников. Невинные жертвы, совсем юные мальчики и девочки. Они пострадали, защищая свою школу. Но пострадали от рук тех, кто некогда сам закончил Хогвартс. Увы. Кто бы мог подумать, что война с Томом Риддлом не закончилась в Большом Зале.


Профессор! Испытательный срок! Что это значит? Мы можем вернуть расположение шляпы? Доказать, что распределение на факультеты не несёт угрозу? - Гарри так волновался, что у него дрожал голос.


Не знаю, Гарри. Вернее, знаю пока не больше твоего. Только догадываюсь.


Ну, так догадайтесь!


У нас есть шанс. Маленький, крохотный, но есть. Тайное место. Я не могу утверждать, что необходимо просто найти Распределяющую шляпу. Возможно, на неё наложены такие заклинания, что мы не успеем их снять. Но для начала нужно её разыскать. Атаргатис сказала мне, что волшебники нарушили баланс равновесия, что в силу вступил Магический контракт. Я понял по её словам, что тайник, или что-то подобное, находится именно в озере - вот почему она призвана служить Хранителем Магического контракта. Это объясняет, почему все беды начались именно с озера. И теперь понятно, почему пустые картины появились в первую очередь возле кабинета директора и ванной старост - чтобы мы не успели докопаться до сути. Я соглашусь, что как только озеро полностью покроется льдом, все наши попытки восстановить расположение Хогвартса будут тщетными. Значит, нам необходимо как можно быстрее разыскать шляпу и успеть снять с неё заклинания, если они на неё наложены. Невероятно! Всё это настолько невероятно, что кажется сном или сказкой.


Рон предложил немедленно нестись к озеру, но Альбус Дамблдор остудил его пыл:


Всё не так просто, мистер Уизли. Не забывайте, что мы соприкоснулись с магией, дремлющей сотни лет. Полагаю, Распределяющая шляпа не лежит спокойно на дне озера. Нужно понять, как её достать. Погружение в воду даст только новых пациентов мадам Помфри - как мне рассказал Хагрид, вода в озере до жути ледяная. Подождите, мне нужно с точностью вспомнить слова Атаргатис. Я не понял их значения там, в ванной старост, так как не был знаком с Магическим контрактом. Теперь я понимаю, что она хотела мне сказать.


Дамблдор ненадолго задумался, а все остальные притихли, стараясь не мешать. Только Хагрид нечаянно уронил соседний стул, пытаясь сесть поудобнее.


Попробую воспроизвести её слова дословно. Атаргатис сказала, что Магический контракт запущен. Обратный отсчёт начался. То, что можно спасти, может достать верный страж. Он больше других сердечен, обладает незаурядным умом для таких, как он, голубых кровей и не причиняет напрасно вреда. А, да, один глаз его в четыре раза больше другого, имеет он свойство стремительно преодолевать короткие расстояния и защищается дымовой завесой, когда его огорчают.


И кто этот супер-герой? Волшебник с набором качеств всех четырёх факультетов получается. С огромным сердцем, умный, чистой крови и мягкий, если не сказать тихий, - Гарри вслух высказал своё предположение.


Ты думаешь, Гарри, речь о человеке? - Дамблдор лукаво улыбнулся.


А мне представился профессор Грюм на метле, который нечаянно задел котёл с зельем в подземелье, - поделился Рон.


В любом случае, понятно, что то, что можно спасти - Распределяющая шляпа. А с ней и магия Хогвартса. Что ж, наш сегодняшний поход оказался результативным. Давайте договоримся так. Если кому-нибудь придёт хоть какая идея в голову, он незамедлительно поделится с ней остальными. Будем поддерживать связь. Хогвартс в беде. Профессор Биннс, спасибо вам за информацию. Я советую вам, молодые люди и юная леди, немного отдохнуть. В отличие от портретов и привидений, вам необходим отдых.


Гарри и сам почувствовал, что здорово устал. Они попрощались с портретами, уверили Минерву МакГонагалл, что сразу сообщат, если что-либо узнают, и направились в Большой Зал - время было уже далеко послеобеденное.

Магия шляпы

Головные уборы защищают голову от непогоды и яркого солнца, служат украшением, а головные уборы воинов - шлемы, каски - защитой, знаком отличия и устрашением. Мы говорим: "Не по Сеньке шапка", "по Ереме и колпак", - то есть, каждому по его заслугам. "Получить по шапке", "дать по шапке" - выгнать. Красная шапочка из сказки определяет своим цветом характер главной героини. Говорим мы так потому, что шляпа означает в символике голову, мысли человека, его дела, отношения и социальное положение.

Дело в шляпе

Головные уборы пошли от корон, а те ведут свое происхождение от венков, использовавшихся в свадебных, погребальных и иных обрядах и ритуалах.
В древности терновый венец (корону) надевали на голову приносимых в жертву людей, он был своеобразной упаковкой и подарочным украшением жертвы. Лавровый венок венчал голову римских императоров, был наградой победителей спортивных состязаний древних греков. Корона, венок, венец - символы духовной или светской власти, успеха, силы, награды за достижения, знак высокого положения, превосходства. Они служили атрибутом богов и царей, мучеников и поэтов, святых и героев, аллегорических фигур.

Головные уборы вобрали в себя символический смысл своих предшественников. Это знак достоинства, власти, мудрости, отличия, превосходства, уважение, знатности, свободы, ведь рабы ходили с непокрытой головой. Символика головных уборов определялась их видом и стоимостью: простые головные уборы символизировали народность, равноправие, шляпы - аристократизм и интеллигентность.

Головные уборы показывают социальное положение или принадлежность к определенным группам. В сознании людей боги носили головные уборы, определявшие их "специализацию": богиня плодородия Деметра - венец из колосьев, бог виноделия Бахус - венок из виноградной лозы. Так, по митре мы узнаем кардинала, по кепке - спортивного болельщика, по фуражке - военного.

К тому же головные уборы указывали и в некоторых случаях продолжают указывать на

Профессию - берет художника, котелок банковского служащего;
- звания - профессорская шапочка с квадратным верхом;
- национальность - тюрбан сикхов;
- религию - ярмолка.

Пестрые головные уборы колдунов и волшебников символизировали сверхъестественные силы и обладание тайными знаниями.

Кроме всего прочего головные уборы - это попытка их владельцев выглядеть выше и значительней. Мужской головной убор был выше женского, определяя превосходство мужчины над женщиной. А высокий колпак, в который облачали еретика перед казнью, являлся насмешкой над его самомнением в глазах окружающих.


Человек в головном уборе - это человек социальный, следующий общественным установкам. Головной убор, непригодный для ношения, указывал на человека вне общества или отступника. Срывание головного убора символизировало отказ от прежнего статуса, отказ от ношения головного убора связан с отходом от традиций.

Магия головного убора

Голова считается важнейшей частью тела, и головной убор символизирует голову и человека и может замещать личность. Спрятать голову - значит, спрятать человека, и шапка-невидимка является такой магической защитой.

Шляпа ассоциируется с мыслями, отсюда поверье, что смена головного убора меняет образ мыслей. Из такого восприятия головного убора вытекали и многие предписания в обращении с ним: не следует играть с шапкой и вертеть ее в руках - голова болеть будет.

Головной убор позволяет казаться выше, значительней. А обычай снимать шляпу в приветствии является знаком уважения, почтительности, признанием превосходства. Снять шляпу на похоронах значит выразить уважение к покойному. А при входе в дом - к хозяину и жилищу.

Головной убор, как символ путешествия, сейчас не актуален, но раньше в дорогу с непокрытой головой не отправлялись. Считается, что мужской головной убор говорит о делах, а женский головной убор указывает на взаимоотношения. Вероятно, такое утверждение было справедливым лет сто назад, но сейчас, когда мужчины все больше похожи по характеру на женщин, а женщины - этого не скажешь. Вообще же шляпа на женщине - это указание на ее честолюбие или неискренность.


Приметы

Заломить поля шляпы не с той стороны - накликать беду владельцу этого головного убора. Ему нужно будет купить новую. Тут четко видно, что шляпа символизирует человека - нанося ей ущерб, вредят хозяину головного убора.
- Потерять шляпу - к неудачам в делах, конкуренции за должность, интригам, несоответствии занимаемому положению или должности.
- Найти - к повышению, преодолению проблем в карьере и отношениях.


Вещие сны

Шляпа в сновидениях символизирует успех и неуспех в делах, отношениях, означает уровень самооценки.

Шляпа, быть в шляпе, надевать шляпу, особенно, если она новая, модная, красивая, - всё это указывает на авторитет, достижение цели, повышение по службе, благополучие, покровителей. Это к почестям, прибыли, удаче, известности.
- Много шляп - к удачному начинанию,
- Шляпа старая, плохая, испачканная, мятая, вытертая, упала - во сне это предрекает ущерб, бесчестие.
- Шляпа не подходит - уязвление гордости, неудачи в делах и отношениях.
- Купить или получить шляпу в подарок - новый роман, к счастью.
- На тебя надели шляпу - неудовольствие, печаль.
- Снять шляпу - освободиться от забот.
- Поднять шляпу - к радости.
- Потерять шляпу - предостережение.
- Быть в короне - глупость, венок на голове - радость, любовь.

А теперь небольшая подборка шляпок. Посмотрите, как это красиво!

Вы начинающий фокусник? Ребёнок мечтает научиться показывать фокусы? Удивите его собственным волшебным набором! Набор Волшебная шляпа от Темза и Космос - набор, который снабжает детей всем необходимым, чтобы устроить чудесное шоу. Это своеобразный вариант настольной игры, который поможет обрести новые навыки.

С Magic Hat дети могут научиться выполнять до 35 магических трюков. Они смогут заставить исчезать монетки, научатся устраивать фокусы с картами, вытаскивать кроликов из шляп, использовать своё рентгеновское видение, чтобы волшебным образом увидеть символы сквозь твёрдую поверхность. Каждый найдёт здесь для себя свой любимый магический трюк, который может быть легко выполнен с этим набором, и никакой предварительный опыт не требуется.

Волшебная шляпа включает в себя подробное руководство, которое перечисляет все 35 трюков и рассказывает, как их выполнять, наряду с цветными диаграммами для детей, которые предпочитают учиться визуально . Также в набор включено более 40 деталей реквизита фокусника , в том числе волшебные карты, верёвка, монеты, волшебная коробка для монет, различные шарики, красочные кольца, бумажные кубики, волшебная палочка и многое другое!

Вы также можете узнать несколько интересных вещей о мире фокусов. Вы когда-нибудь задумывались, как волшебник исполняет определённый трюк? Волшебная шляпа позволяет детям узнать все тактики, которые маги должны использовать, чтобы выполнить трюк быстро и точно.

Так почему же это называется Волшебная шляпа? Просто фокусник - это классический образ с чёрной шляпой, из которой настоящий маг достаёт всё, что только можно себе представить. И в этом наборе шляпа - основа всего. Кажется, это обычная шляпа, но на самом деле она имеет секретный отсек, который позволяет детям скрыть внутри определённые элементы (например, кролика). Для зрителей это будет выглядеть как пустая шляпа, пока не появится... Абра Кадабра!


Хороший набор фокусника гарантировано обретёт долголетие в вашей игровой комнате, так как обеспечивает детей часами игры и уроками магии. И готовьтесь поражаться шоу, которое вам покажут ваши дети!


На фото в статье - набор Magic Hat от THAMES & KOSMOS, возраст 6+, рекомендованная цена за рубежом $ 29.95.

В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, и окружающим миром, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению - Эдвард де Боно.

Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

Метод "6 шляп" - один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Принцип метода шести шляп

Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

Критическое суждение - это один из видов человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

Что влияет на принятие решения

Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод "6 шляп" позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

  1. Эмоции . Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
  2. Растерянность - непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
  3. Путаница . Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

Шляпы, которые думают

Кому подходит данный метод?

В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

Метод "6 шляп" давно применяют ведущие международные компании.

Книга "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

Ведущий записывает на бумаге "показания" каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

Рассмотрим более детально, как выглядит метод "6 шляп мышления".

Примеры ситуаций:

  • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: "Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?"
  • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
  • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
  • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
  • Далее следует примерить цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
  • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
  • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
  • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
  • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

По сути, интеллект-карта - наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

Главная цель создания подобных карт - навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект - карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

Применение метода в школьной программе

Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

Метод "6 шляп мышления" в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

  1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
  2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
  3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
  4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп - один из самых действенных способов научиться критически мыслить.

Шляпы - важная деталь женского костюма на все случаи жизни.

Ее любят, носят и снимают. Это чрезвычайно важное дополнение гардероба почти ушло из нашей жизни, ведь в России XX век постарался стереть классовые различия, а шляпа умудрилась попасть в атрибут буржуазии. Между тем история шляпы в России насчитывает 300 лет, и полна она невероятных событий, рассказывающих и о причудах моды и об особой роли этой части костюма. Кто только не решал судьбу шляпы в русском обществе - модистки и модницы, художники и поэты, церковь и даже цари. А все это из-за того, что среди модных и актуальных аксессуаров шляпа занимает очень высокое, главенствующее положение.

История шляп богата на события. С давних времен головной убор шляпы наделяли магическими свойствами и принимали за своего рода «двойника» головы. Шляпа является не просто элементом костюма, но и своеобразным культурным и художественным феноменом.

К сожалению, даже археологи не могут сказать, что представлял из себя первый в мире головной убор, изобретение которого историки приписывают древнегреческим мастерам. Главным прародителем всех современных шапок, кепок и беретов уже давно принято считать «пилос» - солнцезащитный чепчик, который мужчины и женщины часто надевали на голову во время полевых работ. А что касается шляп...считается, что их прародителем стал головной убор из обыкновенной соломы, с полями и тульей. По другой версии, прототипом современных шляпок является ни что иное, как остроугольные колпаки под названием «генины» - такие как носили на своих головах звездочёты и колдуны. Во Франции - стране, признанной законодательницей мод, подобные головные уборы появились на головах бургундских придворных дам. Причём, чем знатнее была дама, тем выше был генин на её голове. Знатнейшие из знатнейших порой даже не вписывались в стандартные двери (из-за высоты своего генина) и поэтому для них прорубали особые двери..

Во времена Средневековья головной убор мог многое рассказать о своём хозяине. Как писал знаменитый немецкий поэт XIX столетия Кристиан Гентер:

«По недоступным мне причинам во всех краях, во все года

Значимость денег, власти, чина по шляпе лишь была видна...»

Действительно, по головному убору можно было легко определить общественное положение и статус человека. Выбор шляпы мог рассказать о принадлежности особы к великосветскому обществу, к богеме, а также о его неординарности. В средние века шляпы, богато украшенные дорогими мехами или драгоценными камнями, считались предметом роскоши.

Богатые женщины придавали этой детали гардероба огромное значение, ведь шляпки в то время были чем-то вроде визитной карточки. И чем шляпка оригинальней - тем лучше! У представительниц бедных классов дела со шляпками обстояли совершенно по-другому. Их беспокоила разве что функциональность шляпы и её удобство. Иногда шляпка заменяла собой зонтик. Новые шляпки бедные женщины приобретали редко, так как стоили они чрезвычайно дорого...

Чем только не украшали шляпы в те далёкие времена! Для этого использовали драгоценности, мех, ленты, перья, вышивку, кружева, пуговицы, кокарды, живые цветы... Во времена правления короля Карла Великого украшение головного убора перьями петуха или фазана считалось чуть ли не наивысшей наградой, а вот к шапкам и шляпам провинившихся каким-то образом особ, прикрепляли общипанные чучела маленьких птиц, обитавших в лесах...

В эпоху Ренессанса возникла мода на шёлковые и бархатные береты, очень изящные, утончённые и элегантные. Затем, в семнадцатом столетии, их сменили треуголки и парики. А век спустя повились невысокие фетровые шляпки чёрного цвета и круглой формы, которые впоследствии стали прародителями цилиндров.

По словам мастеров шляпных дел, XIX столетие стало поистине золотым веком шляп, ведь в это время появилось огромное многообразие головных уборов, их форм и отдельных деталей. Малюсенькая женская шляпка под смешным названием «биби», чепчик с обилием лент и кружев, шляпка с мантоньерками, сделанная из соломы и носящая имя «гнездо шута», тюрбан, богато украшенный драгоценностями и птичьими перьями, изысканный малиновый берет - это ещё не полный список...

Где-то в середине XIX столетия наступило пресыщение роскошью женских шляп и женщины начали активно осваивать гардероб противоположного пола... Шёлковые цилиндры, соломенные канотье, спортивные кипи и ковбойские шляпы - всё это довольно быстро пришлось по вкусу дамам.

В следующем, двадцатом веке, роковую роль в шляпной моде сыграли опять-таки женщины! Это были Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли. Шанель постаралась придать головным уборам для женщин лаконичную элегантность, а Скьяпарелли, вдохновлённая сюрреалистическими произведениями Сальвадора Дали, создала знаменитые шляпки-башмачки...

Популярные во все времена фетровые шляпы являются, можно сказать, национальным головным убором русского народа. Ещё древнерусские крестьяне носили так называемые «гречневики» - это такие головные уборы, которые имели треугольную форму, их валяли так же, как и валенки, из овечьей шерсти, а формовали на горшках, в которых варили гречневую кашу. Отсюда и название. Попав под влияние европейской культуры, этот головной убор начал постепенно облагораживаться. А во время правления царицы Екатерины в деревне Клёново, расположенной рядышком с Подольском, серьёзно и основательно занялись производством фетра. Теперь его изготавливали не из грубой шерсти овец, а из пуха зайчиков и кроликов, который был гораздо мягче и нежнее... Кстати, прославленный велюровый фетр изготавливали именно из пуха, выстриженного со спинной части заячьей шкурки. А качество головного убора в те времена определяли вот таким способом: брали шляпку за борта и пробовали её на ощупь - если головной убор «выезжал» из-под пальцев - значит, качество отменное!

До тридцатых годов прошлого тысячелетия фетровые шляпы изготавливали вручную, а затем наладили промышленное производство головных уборов из фетра. Основное преимущество фетровых шляп и шапочек - это то, что они независимо от погодных условий, способны быстро восстанавливать свою первоначальную форму.

В России история шляп насчитывает уже три столетия. Одна их самых знаменитых шляпок второй половины XVIII столетия, богато украшенная колосьями и полевыми цветами, носила имя «Памела» - она была названа так в честь главной героини романа Сэмюэла Ричардсона «Памела или вознаграждённая добродетель».

Во все времена шляпа считалась таинственным аксессуаром. Когда-то она являлась неизменным атрибутом магов и ведьм, и ей приписывали магические свойства.... И сейчас многие утверждают, что, надев шляпу, можно не только преобразиться внешне, но даже изменить своё самоощущение. Действительно, каждая женщина может легко почувствовать себя древнегреческой красавицей или мексиканской сеньоритой...

Начало ХХ века - модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен обилием кружев и лент, а завершала композицию головка - пышный бутон, в обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и живых цветов. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.

1909-1911 годы. О времена, о нравы! Нет больше осиной талии, талии нет как таковой. Юбка стала прямой и умеренно узкой. Набирала силу женская эмансипация. Рушились старые каноны - мир захлестнуло танго. Поля дамских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.

В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая форма - "ток". Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы.

Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.

Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все постепенно упростилось: прически утратили накладные букли, их место занял прямой или косой пробор, который заканчивался тугим узлом на затылке. Шляпки лишились своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и перышки.

Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности.

Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в посторонней помощи, в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение, райский цветок, а самостоятельная энергичная единица. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное - золотые, смоляные, льняные локоны и кудри. Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности - она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них.

Форма шляпки "ток" активно развивается, для стрижки "под мальчика" она идеальна. До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.

Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну - правую сторону.

Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры. Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют "десертной тарелкой". Носят всё: фантастические береты, "горшки", "таблетки", жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия.

В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция проста, понятна и, безусловно, невероятно практична - защита от дождя, но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично, мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от шляп и повязывают голову воздушным шарфом.

Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность, то в военные годы вновь наступает "спокойный" период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли "лохматый". Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.

В 50-х наступает долгожданное возрождение моды. Характерной чертой становится отсутствие гротескных, вычурных форм. Шляпка потеряла свою фантастичность, но не утратила изящества. Остался в моде любимый материал - солома, которую, используя новейшие технологии, красили во всевозможные цвета. Солома переплеталась изысканно и причудливо, а головной убор выходил лаконичным, практичным и, главное, ультрамодным.

В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм.

Еще в конце ХХ века, глядя на шляпы, можно было сказать, что время расцвета их миновало: нет больше роскошных шляп с перьями, хитроумные замысловатые конструкции из цветов улетели в прошлое, подхваченные ветром истории. Но пришел новый век, и интерес к шляпке постепенно возвращается. Пусть пока это взгляд в прошлое - в моде винтаж, пусть пока это шляпки из комода, но в них есть очарование и неповторимость эпохи, когда шляпка правила бал, когда из-за этой вещицы дамы проливали слезы и глотали смертельные пилюли, а кавалеры, на грани безумия, платили состояния за новый парижский шик!

Шляпный словарик

Болеро - маленькая, круглая женская шляпка с загнутыми вверх полями.

Борсалино шляпа - названная по имени миланского шляпника Джованни Борсалино, элегантная мужская шляпа из мягкого фетра; популярна среди женщин; модный головной убор вплоть до 30-х годов;