Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков —. Изучаем буквы в действии!: Буква Ш - занятие Пословицы и поговорки на букву Ш

Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.

Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.

Буква «Ш»

Веселые стихи

Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу!
Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё .

Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

Шиповник шипы свои выставил

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

С. Мосияш

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Шиш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Кошка на окошке

Штанишки шьет.

А мышка в сапожках

Избушку метет.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

– Эй, кто шарфик потерял?

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть…

В. Степанов

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Что у нас в лесу на букву Ш ?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно

Шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш ?

Шум и шорох возле шалаша.

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

3. В шалаше шесть шалунов.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

7. Сшила Саша Саньке шапку.

8. Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Шла, куда сама не зная,

Шла машина… заводная.

10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

Чистоговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.

О т в е т: шарф.

Игра «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Волшебная цепочка»

1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».

(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)

2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.

(Шить, шутки.)

3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?

(Шах – шаг – маг – мат.)

Игра «Анаграммы».

Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).

Слова-невидимки

В Ш – – – – – сели моряки,

– – – ш – – к чаю береги.

– – – – ш у берега реки,

Забралась – – ш – – в куль муки.

Опасен – – – ш – – для цыплят,

Ш – – – – – дороже, чем шпагат.

О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

Игра «Дополните слово»

Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).

Хвостоглав

(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)

– – шок – – – –

О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.

Игра «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).

Игра «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т: Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

Игра «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т: шмель.

Кроссворды

1. «Гори-верти»

По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:

– Я быстро таю за щекой.

– Я спорю с бурною рекой.

– Мал воробей, и все же я

Гораздо меньше воробья.

О т в е т: шоколад, плотина, колибри

2. Все слова с буквой «Ш»

Загадки

На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

Работник садовый –

Порядок медовый.

(Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

На бильярде стальные они,

На нитках – резиновые,

На шкафу – деревянные,

На ёлке – стеклянные.

(Шары.)

Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.

(Шар.)

Кругленький, летает,

А куда – не знает.

(Шарик.) Г. Виеру

Сначала пряталась в траве,

Теперь сидит на голове.

(Шапка.)

У меня нос колкий, как у иголки,

Но не шью я, а дырявлю только.

(Шило.)

Открываются ворота:

Гости новые пришли.

Начинается работа –

Принимаю корабли,

Чтобы к рекам шли иным

По ступенькам водяным.

(Шлюз.)

Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.


    Изучение английского языка дело не легкое. Однако, если подойти к этому играя, время пролетает быстро и незаметно. Загляните к нам во двор, там разбежались по нему все буквы английского алфавита. Собрать их нужно все, не потеряв ни одной. А пока Вы их собираете, Вы услышите, как


    Чтобы как следует подготовиться к школе, надо хорошо выучить алфавит, а поможет вам в этом флеш игра «Учим букву Б». Вторая буква алфавита – Б, и чтобы запомнить, как она пишется, надо правильно закрасить все зеленые точки. Для закрепления материала найдите все буквы Б, расположе


    Последняя буква алфавита, с которой вы познакомитесь в онлайн игре «Учим букву Я», хорошо известна каждому ребенку. Пришло время узнать, как она пишется, а также научиться отличать ее среди других букв. Учебный процесс представлен в занимательной игровой форме, так что будет инте


    Если ваш ребенок еще недостаточно хорошо освоил буквы, самое время включить онлайн игру «Учим букву Р», ведь именно ее нам предстоит сегодня изучить. На экране вы увидите зеленые точки, которые помогут ребенку запомнить ее форму. Чтобы закрепить материал, найдите пять букв Р сред


    Чтобы как следует подготовиться к школе, надо хорошо выучить алфавит, а поможет вам в этом флеш игра «Учим букву П». Это довольно распространенная буква алфавита, и чтобы запомнить, как она пишется, надо правильно закрасить все зеленые точки. Для закрепления материала найдите все


    Одиннадцатая буква алфавита, с которой ваш ребенок познакомится в онлайн игре «Учим букву Й», очень похожа на букву И и отличается от нее лишь небольшой дужкой сверху. Так что если малыш уже знаком с буквой И, то и ее подруга не доставит ему больших хлопот. Попробуйте, и у вас об

Ирина Гурова

Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является обучение дифференциации звуков [ж] и [ш], которые имеют артикуляционно-акустическое сходство. Логопедическая работа по дифференциации глухих и звонких звуков является очень важной, т. к. большинство детей с общим недоразвитием речи имеют нарушение слухового различения фонем. Так, в устной речи этот недостаток ведёт к заменам и смешениям звуков, в письменной может проявиться в смешении соответствующих букв при письме («шук», «ложадь», «мажина»). Поэтому занятия по формированию умений дифференциации звуков занимают значительное место в системе логопедической работы.

Материал предназаначен для использования в подготовительной к школе группе.

Игра «Телефон» («Не ошибись»)

Дифференциация изучаемых звуков в слогах.

Оборудование: телефон.

Детям предлагается воспроизводить ряды слогов. Варианты могут быть различны в зависимости от речевых возможностей ребёнка:

ша-ша-жа-жа

жу-жу-шу-шу

жи-жи-жи-ши

шо-шо-шо-жо

ша-жа-ша-жа

жу-шу-жу-жу

жи-ши-ши-жи

шо-жо-жо-шо

шва-шва-жва-жва

жну-жну-шну-шну

шмы-шмы-шмы-жмы

жло-жло-жло-шло

жва-шва-жва-шва

шну-жну-шну-шну

жмы-шмы-шмы-жмы

шло-жло-жло-шло

«Логопедические распевки»

Дифференциация звуков в произношении.

Оборудование: аудиоплеер.

Дети сначала слушают небольшие распевки (Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб. : КАРО, 2006. – 64 с., разучивают их, затем пропевают. Используются распевки «Жуки», «Мишка», «Жираф».

Игра «Домики».

Дифференциация звуков на слух в словах, развитие слуховой памяти, количественных представлений.

Оборудование: домики из бумаги синего цвета, один из них – с колокольчиком, стаканчики с фасолью.

Дети слушают слова. Услышав слово со звуком [ж], кладут зёрнышко фасоли в синий домик с колокольчиком, услышав слово со звуком [ш] – в домик без колокольчика: шина, жук, жаба, кошка, мыши, железо, жёлудь, лыжник, машина, дирижабль… После этого подсчитывается количество слов с каждым звуком, припоминаются слова с дифференцируемыми звуками.

Игра «Дарим игрушки» с тренажёром «Пальчиковый бассейн» (из фасоли).

Оборудование: «Пальчиковый бассейн» (фасолевый, мелкие игрушки.

Детям предлагается найти в «Пальчиковом бассейне» игрушки, в названии которых встречаются звуки [ш] и [ж], разложить их на две группы (подарить Мишке Шалуну и вороне Жуне).

Игровое упражнение «Соедини картинки с буквами»

Развитие фонематических представлений.

Оборудование: карточки с заданием, карандаш.

Детям предлагается соединить картинки с соответствующими буквами линиями, лишнюю картинку зачеркнуть.

Игра «Четвёртый лишний»

Различение звуков в словах, работа над словарём.

Оборудование: предметные картинки. В дальнейшем возможно проведение аналогичной игры и без опоры на картинки (на слух).

Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [ж] и [ш].

– кошка, жираф, журавль, жужелица;

– джинсы, жакет, шапка, жилет;

– пирожное, ежевика, каша, мороженое;

– жеребёнок, мышонок, ежонок, медвежонок.

Игровое упражнение «Наоборот»

Преобразование сначала слогов, затем слов.

Оборудование: мяч.

Логопед бросает ребёнку мяч и произносит слог или слово со звуком [ш] ([ж]). Ребёнок возвращает мяч, заменяя [ш] на [ж] или наоборот.

1). ша – жа

жла – шла

2). жить – шить

жалить –

наживка –

Составление звуко-слоговых схем слов, печатание или выкладывание слов из букв по следам анализа.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Оборудование: материал «Схема слова», где слово обозначается длинной полоской, слоги – короткими полосками нейтрального цвета, гласные звуки – красными кружками, согласные твёрдые звуки – синими, согласные мягкие – зелёными.

Детям предлагается составить схему слова или двух слов (со звуком [ш] и [ж]). В процессе работы детей со схемами логопед предлагает ответить на вопросы:

Сколько звуков в слове?

Назови все звуки по порядку.

Какой по счёту звук [ш] ([ж]?

Сколько гласных звуков в этом слове?

Назови только гласные звуки.

Сколько согласных звуков в этом слове?

Назови их.

Сколько слогов в этом слове?

Почему ты так думаешь?

После анализа слова дети выкладывают его из букв или печатают в тетради.

Игра «Скажи по другому».

Развитие лексико-грамматического строя речи (упражнение в образовании прилагательных от существительных)

Оборудование: мяч.

Логопед произносит словосочетание и бросает ребёнку мяч. Ребёнок возвращает мяч, образуя относительное или притяжательное прилагательное, согласуя его с существительным в роде:

крем из шоколада – шоколадный крем и т. д.

каша из пшена –

палки для лыж –

берлога медведя –

нора мыши –

хвост лошади –

иголки ежа –

лапы кошки –

горб верблюда –

дом с одним этажом –

дом с двумя этажами –

дом с тремя этажами –

Игровое упражнение «Закончи слово: «ЖИ» или «ШИ»?» («Палочка-выручалочка»).

Дифференциация звуков в произношении слов.

Оборудование: красивая палочка («палочка-выручалочка»).

Логопед произносит начало слова и прикасается палочкой к плечу или руке ребёнка. Ребёнок сначала договаривает слово, а потом воспроизводит его целиком.

Каранда – ШИ – карандаши и т. д. ;

детёны –

Графическое упражнение «Составь слова».

Знакомство с правописанием «ЖИ» и «ШИ», развитие графических навыков.

Оборудование: доска, мел. Можно выполнять упражнение и на карточках карандашом.

После объяснения материала логопедом детям предлагается соединить начало каждого слова с соответствующими слогами, прочитать слова.

«Соедини картинки и придумай предложения».

Упражнение в составлении предложений разных типов. Развитие мышления, графических навыков.

Детям предлагается найти связи между изображёнными предметами и, соединяя их линиями или стрелками, придумать предложения, например: «Кошка – это домашнее животное, а мышь – дикое», «У машины четыре шины», «Лена уронила карандаш в лужу», «Жаба и шар зелёного цвета», Кошка хотела поймать мышку, но не догнала её» и т. п.

Игра «Угадай слово»

Развитие слухового внимания.

Логопед произносит слоги, дети догадываются, какое слово из них получится и называют его:

Жа-жа-жа, ба-ба-ба… (жаба);

Ши-ши-ши, на-на-на (шина);

Жу-жу-жу, ки-ки-ки… (жуки);

Мы-мы-мы, ши-ши-ши (мыши);

Лы-лы-лы, жи-жи-жи… (лыжи);

Кош-кош-кош, ка-ка-ка… (кошка);

Жи-жи-жи, раф-раф-раф… (жираф);

Гру-гру-гру, ша-ша-ша… (груша);

Ма-ма, ши-ши, на-на… (машина);

Жи-жи, лет-лет, ка-ка (жилетка).

«Пропущенные буквы».

Вставить пропущенные буквы «Ж» или «Ш» в слова предложений.

Оборудование: тетради, карандаши.

Примеры занимательных упражнений, ребусов.

Упражнение «Составь слово»

Составь из этих букв два слова: одно из оранжевых, а другое – из коричневых.

Составь из этих букв два слова: одно из больших, а другое – из маленьких.


Упражнение «Прочитай слово»

Найди закономерность, прочитай слово, напиши его, нарисуй предмет.


Решение ребусов

Сначала предлагаются простые, затем более сложные ребусы.

В качестве примера представлено несколько ребусов.


Школьник в школу собирался,

Потеплее одевался:

Шубу, шапку, шарф надел -

Шёл до школы и вспотел.


Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь

В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь

1. Найти слова с буквой Ш (взято и )




2. "Бродилка" по букве Ш


3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш :
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги

4а. Игра "Наоборот" ()
МыШ ка очень любит звук Ш . Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш .
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка

4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято и ) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот

5. Рассказ - пересказ с буквой Ш . Кошки-мышки (цепной текст) (взято и )

У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.


6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...

6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято )
= слогом Ш А: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом Ш И: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...

7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое

7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка

8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята , исполнение моё (А5))


9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")


9б. "Учим буквы играя"

10. У девочки Маш и сегодня день рождения - давай подарим ей ромаш ки! (идея взята , файл сделала сама (формат А5))


11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох

12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела )
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -

13. Закончи предложения.
Я иду и ты... (идёшь). Я пою и ты... (поёшь). Я веду и ты... (ведёшь). Я даю и ты... (даёшь). Я ем и ты... (ешь). Я несу и ты... (несёшь).

14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -

15. Найди спрятанные буквы Ш (отсюда)

16. Выдели и обведи букву Ш (отсюда)

17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш (отсюда)

18. Найти в этой путаннице букву Ш (отсюда)

20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш -ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)


21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш -ш-ш-ш..."


22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш -ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."


23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш -ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.

24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШ е, мыШ и, не Ш умите. НаШ у коШ ку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?


25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "Ш иШ ка".


26. Цепочка предложений. КаШ а (цепной текст)

Маша и Даша кушают пшенную кашу.

Пшенную кашу варят из пшена.

Пшено купила бабушка.

Бабушка наварила горшок пшенной каши.


Кашей накормили кошку.


27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.

28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).

29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято )

30. Измени предложения по образцу (взято )
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -

31. Игра "Запомни и повтори" (взято

Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Шары Шмель Шишки Шахматы

В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран - воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

  1. Как шипит воздух в кране?
  2. Как звали девочку?
  3. Какой первый звук в слове ШУРА?
  4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
  5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? - ДУШ? - МЫШКА? - ШУБА? - КОШКА?

Когда мы произносим звук [ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ШШШ. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш].

  • Гласный или согласный звук [ш]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Ш для дошкольников

Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).

Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары).

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка).

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.
- Я их съел… Нечаянно…
- Как съел? Ах ты шалопай!
- Ну что ты шумишь? - заступается мама.
- Он же пошутил.
- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

Кошка!!! - визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

Змея…- шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
- Это не жизнь, а кошмар!- возмущается папа.
- Мы в свое время так не шалили.

Загадки для детей на букву Ш

Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку.
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машина)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Пословицы и поговорки на букву Ш

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знай больше, а говори меньше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
На мышку и кошка зверь.
Шила в мешке не утаишь.
Если не видишь - взойди на гору, если не понимаешь - спроси у старшего.
Ошибся, что ушибся,- вперед наука.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
- Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку -
Сшила юбку,
Шила шапку -
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил -
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.