Проект в гпд с презентацией. Проект "Группа продленного дня в школе "(методические рекомендации) материал на тему

Данный материал будет полезен учителям начальной школы и воспитателям ГПД.

Проектная технология в группе продленного дня

Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами - это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно- исследовательской деятельности учителя и учащихся.

В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.

Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3-6 человек, чтобы получилось 3-5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель.

Правила совместной работы

1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2. Работать по алгоритму (плану).

3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

4. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.

5. Каждый член группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Создание проектов — работа творческая. Для нее необходима атмосфера вдохновения, и педагогу нужно ее создать.

Проектная технология основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских, задач.

Проектирование - очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.

Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств - умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.

Темы для проектов: «Моя семья», «Наш класс», «Наша школа», «Птицы нашего леса», «Растения нашего края», «Памятники нашего города», «Русские праздники», «Спортсмены нашего города», «Тайны Нового года», «История в названии улиц города» и др.

В технологии проектирования очень важным является координированное выполнение взаимосвязанных действий, поэтому вместе с учениками необходимо составить план работы над проектом.

Этапы и направления работы над проектом

1. Составить группы, выбрать руководителя.

2. Распределить обязанности между членами группы по следующим направлениям: исследователь, фотограф, журналист, библиограф, оформитель.

3. Наметить направления работы:

а) освещение данной темы в литературе, составление библиографического списка (цель — собрать и систематизировать имеющийся по теме материал в газетах, журналах, книгах);

б) поисковая работа (цель — найти нужную информацию в других источниках: музее, архиве). Встречи с интересными людьми, интервью, репортажи;

в) сбор наглядного материала (цель — отобразить тему проекта в фотографиях, рисунках, различных электронных презентациях);

г) анализ собранной информации;

д) оформление творческого проекта.

Проекты разрабатываются от 2—3 недель до 2,5 месяцев. За это время ребята имеют возможность попробовать себя в одной из профессий: фотографа, журналиста и т. д. Кроме того, каждый школьник овладевает методом поиска и анализа информации, учится ставить конкретную цель и достигать ее, а также пополняет запас знаний. В ходе работы над проектами происходит общение, которое, к сожалению, современным школьникам довольно трудно выстроить. Проекты могут быть представлены в виде стенгазеты, папки, книжки-раскладушки или презентации. Можно выполнить проект по сочинению и показу сказки для первоклассников. Дети с удовольствием составляют единый сценарий, готовят сценические костюмы, участвуют в распределении ролей.

Таким образом, метод проектов помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. А навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

Проект помогает:

1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.

2. Развивать умение проектировать свою деятельность.

3. Развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор.

4. Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый.

5. Воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

6. Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу другим.

7. Привлечь к участию в школьной жизни членов семьи, ребят из детского сада (формирование социальной активности).

8. Приобщать учащихся к полезной деятельности.

9. Развивать творческие способности.

10. Развивать познавательный интерес.

11. Формировать эстетический вкус.

Предметные и общеучебные умения, формируемые в ходе проектной деятельности, необходимые учащимся III и IV классов для самостоятельной работы:

Владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста);

Владение определенными знаниями по предмету (математика, литературное чтение, изо, курс «окружающий мир»);

Умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;

Развитие умения самостоятельно принимать решения;

Коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

Мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;

СТАТЬИ УЧИТЕЛЕЙ ГИМНАЗИИ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области педагогики, и касается изучения особенностей проектной деятельности в условиях группы продлённого дня у младших школьников.

Актуальность темы заключается в том, что современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями - предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Попробуем ответить на данный круг вопросов.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей проектной деятельности младших школьников в группе продлённого дня.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи :

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания;

3. анализ проектной деятельности в условиях группы продлённого дня.

РАЗДЕЛ I ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.

1.1. Понятие «проектная деятельность»

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин-педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.

Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности. Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

По К.М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс.

Процесс создания проекта называется проектированием. Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектирование понимается и как управления стихийным развитием предметного мира.
В психологическом знании понятие проектирования в последнее время примирено значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская). В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания. Е.И. Исаев указывает, что «проекты выступают в роли дополнений; они направлены на то, чтобы изменить наличное положение дел. По содержанию проектирование выступает как образование уже существующих объектов в новую форму». Е.И. Исаев представляет позицию, согласно которой проектирование является движущим механизмом подлинно развивающего образования: «предметом проектирования и является создание условий шага развития системы образования в целом, перехода из одного состояния в другое».
В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.

Отечественным педагогом С.Т. Шацким основные элементы проектов были определены так: реальный опыт ребенка, который … должен быть выявлен педагогом; организованный опыт, т.е. организации учеников занятий на основе того, что знает (обязан знать) переработать опыте своего подопечного, полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки.

Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В.И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности.

Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других. Анализ системы понятий, связанных с проблемой исследования, представленный в работах, показывает ее комплексный, междисциплинарный характер. Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер. Можно обозначить еще целый ряд понятий, имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников: проектная ситуация (В.И. Аверченко, К.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов), проектное моделирование (Н.Н.Нечаев).

Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования - выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной образовательной среде.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у учащихся цельного знания: соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.

Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к со организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.

1.2 Особенности проектной деятельности у младших школьников.

В настоящее время метод проектов рассматривается как «совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» .

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик .

Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности; да?т им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Богатыми возможностями для организации проектной деятельности

учащихся начальных классов обладают все учебные предметы. Включение

метода проекта в обучение в начальной школе в дальнейшем поможет содержательно и грамотно осваивать учебный материал подростковой школы.

Специфика проектной деятельности младших школьников заключается

в том, что в начальной школе е? прообразом становятся проектные задачи. При реализации проекта ученикам не задается порядок действий, они сами определяют весь набор необходимых материалов, способов действий, с помощью которых достигается результат. Для решения же проектной задачи

младшим школьникам предлагаются все необходимые материалы и средства в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных, и проектная задача всегда носит групповой характер и имеет иную систему оценивания. Иными словами, под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор учебных заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей .

На основе анализа педагогической и методической литературы нами были выявлены и систематизированы характерные особенности проектной деятельности, которые условно были разделены на три группы: содержательные, организационно-управленческие и результативно-оценочные особенности.

школьников отнесены следующие:

Интегрирование знаний и умений из различных областей науки,

техники, технологии;

Синтезирование элементов игровой, познавательной, учебной, ком-

муникативной, творческой деятельности;

Создание творческой обстановки и возможности переноса извест-

ных учащимся способов действий в новую для них практическую

ситуацию;

ных умений, навыков и способов деятельности;

Возможность осуществлять межпредметные связи с другими учеб-

ными предметами начальной школы;

Организационно-управленческие особенности проектной деятельности:

Поэтапное планирование проектной деятельности с уч?том возрас-

тных особенностей младших школьников: от элементарных про-

ектных задач (иногда с привлечением родителей) до предметных и

общепредметных проектов разного типа;

Организация индивидуально-групповых проектных форм учебной

деятельности, моделирование учебного сотрудничества как в малых

одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

Позиции и функции учителя: учитель - организатор познавательной

деятельности учеников, партнер, а не источник готовых знаний и ди-

ректив, тьютор, помощник, консультант, режиссер.

Результативно-оценочные особенности проектной деятельности прояв-

ляются в следующем:

Результат проектной деятельности - итоговый «продукт»: макет,

альбом, иллюстрированный журнал, книга стихов и т.п.;

Оценка учителя есть одна из многих оценок, которые выставляют

разные субъекты образовательного процесса, включая самооценку

учащихся;

Оцениваются способности школьников взаимодействовать внутри

малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать

путь е? решения и т.д.;

Главной является оценка процесса (процесса решения проектных

задач, процесса предъявления результата) и только потом оценка

самого результата.

1.3 Этапы создания проекта

Были также определены этапы создания проекта и охарактеризована деятельность учителя и учащихся на этих этапах.

Этап 1. Разработка проектного задания. Планирование.

Деятельность педагога: определяет тему, формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта); вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Выбирает рабочие группы и распределяет в них роли, определяет источники

информации, ставит задачи, выбирает критерии оценки результатов. Деятельность учащихся: вхождение в проблему, вживание в игровую

ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта; объединение в рабочие группы.

Этап 2. Разработка проекта.

Деятельность педагога: консультирует по сбору и уточнению информации; помогает спланировать и организовать деятельность.

Деятельность учащихся: распределение амплуа; самостоятельная работа с информацией индивидуально, в группах и парах, анализ и синтез идеи.

Этап 3. Оценка результатов.

Деятельность педагога: практическая помощь (по необходимости); направляет и контролирует осуществление проекта; проводит анализ выполнения проектных заданий.

Деятельность учащихся: подготовка продукта деятельности к презентации; участие в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.

Деятельность педагога: помощь в подготовке к презентации; оценка результатов проекта, успешности деятельности учащихся и ценности полученных результатов.

Деятельность учащихся: представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности, т.е. выступление перед одноклассниками и жюри; самооценка своей работы пут?м коллективного обсуждения.

Таким образом, проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

РАЗДЕЛ II ПОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ

ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

2.1 Особенности проектной деятельности в условиях группы продлённого дня

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

ВЫВОД

Ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Дальнейшим направлением совершенствования проектной деятельности в ГПД, будет создание целостной системы долгосрочных и краткосрочных взаимосвязанных проектов, в виде рабочей программы для воспитателей ГПД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.

2. Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога
Вопросы психологии. - 1997. - №6, - С. 48-57

3. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.

4. Кукушин, В.С. Педагогические технологии. - М.; Ростов-н/Д.: МарТ, 2006.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002.

6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др. - М.: Просвещение, 2010.

7. Горохова Г.Н. «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний». http://nsportal.ru/

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕЖИМЕ МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 VII ВИДА ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

  1. Актуальность внедрения и реализации проектной технологии в условиях специального коррекционного образовательного учреждения

Современные условия образования воспитания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья позволяют педагогическим сообществам искать новые образовательные технологии и резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.

Основная задача специальных коррекционных образовательных учреждений сегодня - создание оптимальных условий, в которых каждый школьник, имеющий отклонения в развитии может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе VII вида имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Кроме того, метод проектов открывает значительные возможности для повышения познавательной активности, качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Организация и требования к проектной деятельности не зависимо от уровня развития детей (дети из общеобразовательной школы и дети, с ограниченными возможностями здоровья) имеют общую структуру и представлены ниже.

2. Основные требования к проекту:

1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про-дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3. Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5. Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

3. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся :

  • Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза-тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен-ных результатов. При выполнении проекта должны использовать-ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро-ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от-ношений через игровые ситуации.

4. Классификация проектов по комплексности, характеру контактов и продолжительности:

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

  • Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов проекты могут быть:

 внутриклассными.

 внутришкольными.

 региональными (в пределах одной страны).

 международными.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности выделяют следующие проекты:

 Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

 Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

 Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

 Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

  1. Персональные и групповые проекты:

Преимущества персонального проекта

 план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

 у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

 учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.

 формирование у учащегося важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества группового проекта

 в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

 проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

 на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

 в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

6. Подведение итогов в проектных группах:

Подведение итогов в проектных группах проводится после окончания работы над проектом. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.

Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Достигнута ли цель проекта?
  2. Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
  3. В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?
  4. Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
  5. Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?
  6. Возникало ли у вас в ходе выполнения проекта желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?
  1. Формы продуктов проектной деятельности :

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

  • WEB-сайт.
  • Анализ данных социологического опроса.
  • Атлас, карта.
  • Видеофильм.
  • Выставка.
  • Газета, журнал.
  • Действующая фирма.
  • Законопроект.
  • Игра.
  • Коллекция.
  • Костюм.
  • Модель.
  • Музыкальное произведение.
  • Мультимедийный продукт.
  • Оформление кабинета.
  • Постановка.
  • Праздник.
  • Прогноз.
  • Система школьного самоуправления.
  • Справочник.
  • Сравнительно-сопоставительный анализ.
  • Учебное пособие.
  • Экскурсия.

8. Оформление проектной папки:

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

· паспорт проекта.

· планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для дол-госрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное за-дание каждого участника проектной группы на предстоящий про-межуток времени, задачи группы в целом, форма выхода оче-редного этапа.

· промежуточные отчеты группы.

· вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet.

· результаты исследований и анализа.

· записи всех идей, гипотез и решений.

· отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.

· краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения.

· эскизы, чертежи, наброски продукта.

· материалы к презентациям (сценарий).

· другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

· организовать работу каждого участника проектной группы.

· создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом.

· объективно оценить ход работы над завершенным проектом.

· судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта.

· сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

9. Виды презентаций проектов :

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

· деловой игры.

· демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий.

· диалога исторических или литературных персонажей

· защиты на Ученом Совете.

· игры с залом.

· иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.

· инсценировки реального или вымышленного исторического события

· научной конференции.

· научного доклада.

· отчета исследовательской экспедиции.

· пресс-конференции.

· ролевой игры.

· соревнования.

· спектакля.

· спортивной игры.

· театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

· телепередачи.

«Здоровье в начальной школе» - Физкультурная группа учащихся начальной школы. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Негативные тенденции: Факторы, влияющие на здоровье ученика в школе. 1 группа - здоровые дети 2 группа - с минимальными отклонениями в состоянии здоровья 3 группа - хронические заболевания в стадии компенсации 4 группа - инвалиды.

«Воспитатель ГПД» - Документация воспитателя группы продлённого дня. Требования к кабинету группы продленного дня. Работник школы. Требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя ГПД. Группа продленного дня в школе. Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении. Календарно-тематический план.

«Начальная школа» - Базисный образовательный план. Внеучебная работа. Задание для проверки сформированности УУД. Организационные умения. Начальная школа сегодня. Тест по литературному чтению и развитию речи. Интеллектуальные умения. Идеология нового образовательного стандарта. Личностные качества. Начальное общее образование.

«Группа продленного дня» - 23 февраля – день Защитника Отечества! Конечно, любят здесь покушать И обожают сказки слушать. Все ребята – мастерилки, Любят клеить и лепить. Артистом быть Любому надо, когда подрос, Чтоб монологи говорить. Мы гуляем, Мы играем, Очень весело живём! Пусть впереди Олимпиада, Но знают все, что значит «фол».

«Модель выпускника начальной школы» - Коммуникативные качества. Портрет выпускника начальной школы. Познавательные качества. Регулятивные качества. Строить рассуждения. Личностные качества. Правильность выполнения действия. Выпускник начальной школы. Мнения. Ориентация на понимание причин успеха. Строить понятные для партнёра высказывания.

«ИКТ в начальных классах» - Также есть развивающие кроссворды для познания мира вокруг. Связь сложения с вычитанием Урок 19. Слог, слово, предложение, текст. Урок 2. Звонкие и глухие согласные звуки. Задачи: Структура предложения. Урок 4. Твёрдые и мягкие согласные. Столько же. Простые задачи разных видов Урок 20. Сложение и вычитание числа 4 Урок 15.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(выступление на РМО учителей географии)

Воспитатель ГПД, учитель географии:

Елисеева Л.Н.

2015-2016 учебный год

Проектная деятельность в группе продлённого дня.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования…Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым. Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования .

ФГОС регламентирует организацию внеучебной деятельности, которая служит некоторым «мостиком» между первой и второй половиной дня, когда дети посещают группу продлённого дня.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями – предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети остаются в школе до самого вечера. . В группе продленного дня дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости - получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.

В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня наших школьников важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:

Образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации учителя, исследовательская и проектная деятельность;

Содержательный и оздоровительный досуг – организация работы с детьми по интересам: беседы, интеллектуальные и развивающие игры, прогулки, кружки. Задача воспитателя - сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи.

Возникает ряд вопросов: проектная деятельность в ГПД направлена только на формирование личностных компетенций? Есть ли отличительные черты между организацией проектной деятельности или реализацией проекта во время учебной и во время внеучебной деятельности? Оказывает ли организация проектной деятельности в ГПД влияние на духовно-нравственное развитие школьника и на формирование интереса к ведению исследовательской, научной работе?

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

Предлагаю рассмотреть процесс формирования целей и задач, определения целесообразной структуры воспитательных проектов на примере долгосрочного проекта «Народы Смоленской области. Мы разные, но мы вместе!», реализуемого в группе продленного дня с 5 класса.

В современных реалиях, когда в стране наблюдается сложная социально-политическая обстановка, есть регионы с напряженностью в межнациональных отношениях, зачастую некорректное освещение в СМИ отдельных событий, в обществе формируется предвзятое отношение к людям различных национальностей. Мы не должны закрывать на это глаза, а вместе с учениками изучать и обсуждать эти вопросы. Работая над этим проектом, дети ознакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, религией, фольклором, особенностями быта народов России, проживающих на территории Смоленской области. Тема очень актуальна. В результате дети научатся с уважением относиться к людям разных национальностей.

Целями проекта поставлены: воспитание уважительного отношения к традициям, религии, культуре разных национальностей; развитие у обучающихся гражданско-патриотического сознания; любви к Отечеству, своей земле, дому, своей семье (личностные компетенции).

Проект рассчитан на учащихся 5-6 классов. Как итог проекта ученики создадут презентации, сценарии народных праздников, защитят свои работы на открытых мероприятиях, примут участие в социальных акциях.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Структура проекта представляет собой поэтапное взаимосвязанное привитие мировоззренческих, коммуникативных, информационных компетенций.

Целью 1 этапа проекта было выяснить, представители каких народов проживают в Смоленской области. Какие группы наиболее многочисленные (метапредметные компетенции). В ходе этапа решались задачи:

    подготовить презентацию

Выяснилось, что самая многочисленная национальность – русские. Далее идут украинцы, казахи, татары, армяне, мордва, белорусы, чуваши, азербайджанцы, немцы.

2 этап имел цель изучить культуру и традиции каждого многочисленного народа, проживающего в Смоленской области (предметные компетенции). Решаемые задачи:

    собрать информацию, используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;

    продумать к кому можем обратиться за помощью при подготовке (музей краеведения, музей этнографии, киновидеоцентр, филармония, храм

    организовать экскурсии;

    подготовить презентацию и защиту работы своей группы;

    создать сценарий народного праздника, подготовить костюмы, декорации и провести открытое мероприятие.

Одновременно с прохождением 1 и 2 этапов, готовим краткосрочные проекты, результаты которых будут необходимы для 3 этапа «Мы вместе»:

    «Моя семья в ВОВ» - собрать материал, подготовить презентации, оформить стенгазеты, изготовить открытки, поздравить ветеранов;

    «Герои ВОВ ».

В ходе 1, 2 этапов были осуществлены социальные проекты-акции:

    «Концерт для ветеранов ВОВ и участников трудового фронта»

На 3 этапе достигалась основная цель: осознание школьниками своей принадлежности к многонациональному обществу своей страны. Для достижения данной цели в ходе этапа решались задачи:

    узнать о жизни замечательных людей – наших земляков, различных национальностей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;

    организовать экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам;

    принять участие в социальных акциях гражданского и историко-патриотического содержания;

    подготовить большое открытое мероприятие для учащихся начальной школы «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!».

Оценка эффективности результатов проекта показала, что достигнуты основные воспитательные цели:

    учащиеся осознали свою принадлежность к многонациональному обществу своей страны;

    с уважением относятся к традициям, культуре и религии людей разных национальностей;

Кроме этого научились приводить основные концепции традиций, культуры, религий разных народов; поняли исторические корни формирования народа; овладели начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации; научились работать в группе, выполнять самооценку и взаимооценку; использовать современные технологии для работы в проекте.

Все это подтверждается:

Выводами из личного общения (целостность суждений по вопросам многонациональности нашего общества, убежденность в историческом единстве нашего народа, эмоциональные реакции на социальные проблемы);

Переносом, полученных в ходе реализации проекта, знаний и навыков в учебный процесс (использование примеров из опыта проектной деятельности, и т.д.)

Информация из общения с другими педагогами и родителями учеников

Вывод: ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.