Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в современной россии. Гуманизация образования предполагает Гуманизация образования предполагает усиленное внимание

Принцип гуманизации образования требует

Отв:1 ,

165 .


Гуманизация образования предполагает

Отв:1 ,

166 .


Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

Отв:3 ,

167 .


Какая из черт отличает религию как феномен культуры?

Отв:2 ,

168 .

Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества».

Ответ: _______________ .

Отв:духовная ,

169 .


Впишите пропущенное слово: «__________________________________ называют совокупность идей, поступков, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности».

Отв:гуманизмомгуманизм ,

170 .


Найдите в приведенном ниже списке произведения народной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны.

Отв:134 ,

171 .


Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

премьера телесериала

массовая

конкурс фольклорных коллективов

народная

празднование дня Ивана Купалы

скандал с участием поп-звезды

переиздание детектива-бестселлера

172 .


Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации и обведите цифры, под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________________________

Отв:124 ,

173 .


Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

стремление к достоверности

обоснованность предположений

искусство

субъективность

чувственное отражение реальности

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Отв:1122

174 .


Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

образность

логическая доказательность

искусство

эстетическое освоение мира

воздействие на эмоции человека

комплексное описание объекта

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

175 .


Ответ: _______________________________________________.

Отв:образование

176 .


Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: _______________________________________________

Отв:религия ,

177 .


Какое слово пропущено в схеме?


племенные

(архаические)


Ответ: _________________________.

Отв:национальные

178 .


Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

Социальная норма; право; добро и зло; духовность; санкции.

Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.

Ответ: _______________________________________________

Отв:право

179 .


Комментарий

Анализ основных содержательных проблем, выявленных по итогам выполнения выпускниками заданий по тематике духовной культуры общества, начнем с понятия «культура». Оно проверяется заданиями различных типов. Одна из наиболее сложных интеллектуальных операций – различение нескольких значений данного понятия, выбор наиболее общего из них. Обратимся к примеру:

Понятие «культура» в широком смысле включает в себя

1) общество как целое

2) весь материальный и духовный мир

3) природу, испытавшую воздействие человека

4) все, что создано человечеством

Анализ данного задания целесообразно построить в логике последовательного рассмотрения каждого из вариантов ответа. Можно начать с тех, которые уже на первый взгляд выглядят как ошибочные. Очевидно, что, природу, даже испытавшую воздействие человека, нельзя включить в сферу культуры. Избыточным по отношению к понятию «культура» выступает и суждение «весь материальный и духовный мир», поскольку материальный мир наряду с обществом включает в себя и природу. Наиболее близким к правильному выглядит первое суждение. Анализируя его, следует обратить внимание на то, что понятие «общество» шире понятия «культура», поскольку охватывает объективно складывающиеся отношения между людьми в различных сферах жизни.

Рассматривая значения понятия «культура», еще раз акцентируем внимание на различных его смыслах. Напомним, что в узком смысле под «культурой» обычно понимают совокупность областей творческой деятельности, в той или иной мере связанных с искусством; как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку, образование. Можно обозначить и другой смысл понятия «культура »: исторически обусловленный уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. В широком смысле культуру можно определить, например, как универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого себя; универсальный способ творческой самореализации человека; все, что было создано человеческим обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколения при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания. Последние два определения являются практически идентичными по смыслу.

Тема «Формы и разновидности культуры», как правило, не вызывает у экзаменуемых серьезных затруднений. Можно выделить два направления экзаменационной проверки знаний и умений по данной теме: 1) проверка знания видовых признаков понятий «массовая культура», «элитарная культура», «народная культура» и умения их различать в конкретных ситуациях; 2) выявление уровня сформированности умений, связанных с оперированием знаниями о проявлениях, продуктах различных форм культуры. Эти направления прослеживаются применительно к экзаменационным заданиям разных типов.

Следующий проверяемый элемент содержания – «Искусство, его формы и основные направления». Напомним, что в произведениях искусства, даже наиболее приближенных к реальности (как, например, художественная фотография), всегда отражается авторское «видение», особое отношение к окружающему миру. Собственно, творческий процесс в искусстве является выражением авторского восприятия мира в художественных образах.

Перейдем к анализу содержательного элемента «Наука». Отдельные ее аспекты рассматриваются в разделе «Познание», но там акцент делается на специфике научного познания и его результатов и особенностях социально-гуманитарного знания. В разделе «Культура и духовная жизнь» нас интересуют социально значимые функции науки, ее специфика в сравнении с другими отраслями культуры.

Следующая проверяемая единица содержания - «Образование и самообразование». В центре внимания - социальные функции системы образования, основные принципы развития современной системы образования, организация системы образования в РФ. Напомним, что под системой образования принято понимать совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов, на которых строится ее функционирование. В системе образования РФ существуют следующие образовательные ступени:

- дошкольное образование ,

- общее образование , которое, в свою очередь, состоит из трех ступеней:

Начальное общее образование (1-4 классы)

Основное общее образование (5-9 классы);

Среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 классы);

- профессиональное образование , в котором выделяются ступени:

Начальное профессиональное образование;

Среднее профессиональное образование;

Высшее профессиональное образование;

Послевузовское профессиональное образование.

Параллельно, охватывая каждую из перечисленных образовательных ступеней, действует система дополнительного образования (всевозможные кружки, секции, курсы и т.п.).

Перейдем к рассмотрению содержательной единицы «Религия как феномен культуры». Особое внимание обратим на наличие нескольких критериев типологии религий. Один из них основывается на количестве божеств в пантеоне: религии разделяются на политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие).

Другая типология предполагает выделение следующих типов религий:

    родоплеменные (архаические, «ранние формы религии»), к которым относят тотемизм, анимизм, фетишизм, ведовство, знахарство, шаманизм, архаические аграрные культы, культы мужских союзов и т.п.;

    национально-государственные религии , составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

    мировые религии (буддизм, христианство, ислам), для которых характерно огромное число последователей во всем мире, космополитизм (они выходят за пределы этносов, носят «надэтнический» характер), эгалитаризм (проповедь равенства всех людей перед Богом), активная миссионерская деятельность.

Еще одной важной проверяемой единицей содержания в разделе «Духовная жизнь общества» является «Мораль и ее категории». Объектами проверки, как правило, является содержание понятия «мораль», умение сравнивать мораль с другими видами социальных норм.

Акцентируем внимание на ряде существенных позиций. Мораль – это феномен человеческого сознания, один из видов социальных норм, целью которого является утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Специфика норм морали ЕГЭ Перечень учебных пособий по подготовке к егэ разработанных с участием фипи пособия разработанные в 2010 г

Тест «Наука. Образование»

А1. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, называется:

    наука 3) образование

    философия 4) общественное сознание

А2. Гуманизация образования предполагает:

А3. Верны ли следующие суждения?

А. Исторически наука возникла позже религии, образования, искусства

Б. Развитие науки является одним из важнейших факторов развития и материального производства, и социальных отношений, и духовной жизни

А4. Гуманитаризация образования предполагает:

    усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

    создание единой системы образования для развитых стран

    усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам

    введение обязательных предметов по изучению религии

А5. Интернационализация образования предполагает:

    усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

    создание единой системы образования для развитых стран

    усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам

    введение обязательных предметов по изучению религии

А6. Какое суждение является верным?

А. Особенность научных знаний заключается в их теоретическом характере

Б. Научные знания основываются на авторитете исследователя

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Какое направление является неактуальным в настоящее время для развития образования:

    политизация 3) гуманитаризация

    гуманизация 4) интернационализация

А8. При проведении уроков преподаватель использует индивидуальные задания, большое внимание уделяет развитию творческих способностей учащихся, способствует созданию психологически комфортной обстановки в классе. Какое направление в развитии образования он реализует:

А9. Какое суждение является верным?

А. Научное знание всегда носит практический характер

Б. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознаётся закономерность

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А10. При составлении нового учебного плана для учащихся 1 курса профессионального лицея введён курс «Мировая художественная культура». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?

    гуманизация 3) интернационализация

    гуманитаризация 4) политизация

А11. Какое суждение является верным?

А. Наука не является непосредственной производительной силой общества

Б. Проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования. Так появились новые научные дисциплины (например, термодинамика)

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А12. Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школа бизнеса, её филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В ней обучаются представители различных государств Европы.

О какой тенденции в развитии образования идёт речь?

1) гуманизация 3) интернационализация

2) гуманитаризация 4) автономизация

А13. Какое суждение является верным?

А. Наука – это мышление в художественных образах

Б. Наука – это мышление в понятиях

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. У студентов Государственного технического университета появилась возможность получить диплом европейского образца. О реализации какого направления в развитии образования идёт речь?

    гуманизация 3) национализация

    гуманитаризация 4) интернационализация

А15. Какое суждения является верным?

А. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание явлений действительности

Б. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей чёткостью и строгостью

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А16. Какое суждение является верным?

А. Наука является одной из областей политической сферы общества

Б. Наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и управление обществом

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Какое суждение является верным?

А. Гуманизация образования предполагает большое внимание общества к личности, её психологии, интересам, запросам

Б. Гуманизация образования- это создание единого образовательного пространства для разных стран

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А18. Особенностью научных знаний является:

    их теоретический характер

    практическое использование

    истинность

    их содержание в книгах

А19. Вид деятельности людей, который направлен на получение новых знаний о природе, обществе и человеке, называется:

    образование 3) социализация

    наука 4) воспитание

А20. Особенностью научных знаний является

    их теоретический характер

    практическое использование

    истинность

    они содержатся в книгах

А21 Ученые-зоологи изучают поведение гималайских медведей в неволе. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

    Культурная

    Мировоззренческая

    Познавательная

    Социальная

А22 Ученые-сейсмологи, изучив состояние земной коры в населенном пункте Н., предупредили местных жителей о возможности землетрясения. Какая функция науки проиллюстрирована данным примером?

    Познавательно-прогностическая

    Производительная

    Культурная

    Мировоззренческая

А23 Выведение и распространение неприхотливых, устойчивых к болезням и быстро растущих пород домашней птицы отражает функцию науки:

    Мировоззренческую

    Производственную

    Познавательную

    Социальную

А24 У студентов Государственного технического университета появилась возможность получить диплом европейского образца. О реализации какого направления в развитии образования идет речь?

    Гуманизация

    Гуманитаризация

    Национализация

    Интернационализация

А25 Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школа бизнеса, ее филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В ней обучаются представители различных государств Европы. О какой тенденции в развитии образования идет речь?

    Гуманизация

    Гуманитаризация

    Интернационализация

    Автоматизация

А26 Какое суждение является верным?

А) Наука-это мышление в художественных образах

Б) Наука- это мышление в понятиях

    Верно только А

    Верно только Б

    Оба суждения верны

    Оба суждения неверны

А27 Создание и практическое внедрение морозоустойчивых, скроспелых сортов винограда иллюстрирует функцию науки:

    Социальную

    Мировоззренческую

    Творческую

    Производственную

А28 При составлении нового учебного плана для студентов 1 курса колледжа был введен факультатив «Мировая художественная культура». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?

    Гуманизация

    Гуманитаризация

    Интернационализация

    Политизация

А29 Какое суждение является верным?

А) Наука не является непосредственной производительной силой общества

Б) Проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования. Так появились новые научные дисциплины (например. термодинамика)

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Оба суждения верны

4) Оба суждения неверны

А30 Целью современного образования не является

    политическая ориентация личности

    приобщение к национальной и мировой культуре

    передача знаний, умений, навыков

    социализация личности

А31 Какое направление является неактуальным в настоящее время для современного образования7

    политизация

    гуманизация

    гуманитаризация

    интернационализация

А32 Суть прогностической науки состоит в том, чтобы

    познавать и объяснять мир

    предвидеть последствия изменения окружающего мира

    совершенствовать социальное устройство

    создавать дополнительные ресурсы по экономике

А33 Современному развитию образования не соответствует

    широкое применение компьютеров и электронных средств обучения

    увеличение объема содержания образования за счет гуманитарных дисциплин

    усиление сословности образования

    создание системы непрерывного образования

А34 Гуманизация образования предполагает

    усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин

    создание единой системы образования для развитых стран

    усиление внимания общества к личности, ее психологии, интересам, запросам

    введение обязательных предметов по изучению религии

А35Для научного знания не является обязательным

    открытие объективных законов

    наличие понятийного аппарата

    эксперимент как метод поиска истины

    логичность построения теории

А36Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, называется

    наука

    философия

    образование

    общественное сознание

  • Цели и задачи урока
  • Цель: сформировать у обучающихся представление о необходимости существования школы и права на образование.
  • Задачи:
  • познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе
  • формировать правовую культуру;
  • побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня.
  • Что такое образование?
  • Записать свое определение понятию «образования»
  • Найти в параграфе и выписать в тетрадь определение «образование»
  • Образование

Сверить с записью в тетради.

  • Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре и ценностям мировой цивилизации.
  • Актуальность темы
  • Является ли актуальной заявленная сегодня тема урока?
  • Актуален ли этот вопрос для выпускников средней школы?
  • Документы, регулирующие деятельность
    государства в сфере образования:
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ,
  • ФЗ «Об образовании».
  • Конституция РФ статья 43
  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование…
  4. Основное общее образование обязательно.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  • Тенденции развития образования
    в современном мире

  • ПРИОРИТЕТНОСТЬ
  • ГУМАНИЗАЦИЯ
  • ГУМАНИТИЗАЦИЯ
  • АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ
  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
  • ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
  • Новые понятия
  • Гуманизация

— поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности.

  • Гуманитаризация

усиленное внимание общества к изучению общественных наук.

  • Пути достижения образования
  • Ступени современного российского
    образования

1.Дошкольное образование

2.Среднее общее образование

Начальное общее (1-4 кл.)

Основное общее (5-9 кл.)

Полное среднее общее (10-11 кл.)

3.Профессиональное образование

Начальное профессиональное

Среднее профессиональное

Высшее профессиональное

4.Послевузовское образование

  • Проблемная задача

Права граждан на образование, на пользование достижениями культуры гарантированы государством и признаны обществом.

Кому принадлежит главная роль в реализации этих прав?

  • Главная роль в реализации прав
    на образование принадлежит человеку

Внутренняя потребность

Умение в саморазвитии, самообразовании

  • Закончить предложения…

1.Право на образование предоставляется…

2.Право на образование не только право, но и…

3.Главная роль в реализации прав на образование принадлежит..

4.Значит повышается ответственность каждого за…

  • Проверка усвоенного

Гуманизация образования это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности;

4) свободное посещение занятий

  • Проверка усвоенного

Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1)государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2)преподавание на иностранных языках является обязательным

3)среднее образование в РФ является обязательным

4)учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

  • Проверка усвоенного

Гуманитаризация образования предполагает

1)разнообразие образовательных услуг

2)компьютеризацию учебных заведений

3)унификацию требований к учебному оборудованию

4)особое внимание к общественным дисциплинам

  • Проверка усвоенного

Верны ли следующие суждения об образовании

А. Образование – процесс созидания человека и гражданина

Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  • Проверка усвоенного

Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  • Домашнее задание

Параграф 47

Название: Презентация «Право на образование»
Номинация: Школа, Презентация, Обществознание 8-9 класс, Обществознание (5-11 класс)

Должность: учитель истории и обществознания
Место работы: МКОУ Новожизненская ООШ
Месторасположение: посёлок Новая Жизнь Аннинского района, Воронежской области

ПЛАН

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка . Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».

Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере, в десяти значениях:

· название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли;

· название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам ;

· характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

· обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты и уважения;

· определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

· выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

· название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др..

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». (Психология: словарь /Под ред. , .-М, 1990.-с. 21.).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Основные положения

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой-важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности , организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании)-ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития?

Помните источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.

Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой-орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т. д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.

Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.

Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявле6ния и учета индивидуальных особенностей.

2.2. «Мое педагогическое кредо»

Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.

«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учереждения не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.).

Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:

Уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - «Правило 7У»:

- «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка;

- «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;

- «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;

- «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;

- «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление;

- «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;

- «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

3. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.

Поэтому стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; пока он не согласиться с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

Во всем этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения известной всем (но не всеми применяемой!) педагогики сотрудничества, которая строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками.

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой - гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог - наш современник.

Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.

«С рождения до трех лет - ребенок твой бог, с трех до десяти - он твой раб, с десяти лет - ребенок твой друг» (древнекитайская мудрость).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Амонашвили цели: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2. Дошкольное воспитание №8.-М., 1990

3. Зимняя психология. - М.: Логос, 1999

4. Классный руководитель №4.-М., 2001

5. Подласый Педагогика.

6. Сластенин Педагогика.

7. Соловейчик для всех. - М.: Детская литература, 1989

Филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г. Ишимбае


Контрольная работа по дисциплине

Психология и Педагогика

Тема: Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в современной России


Выполнил:

Студент группы АТПз-210

И.К. Тимербаев.

Проверил:

профессор, к. и. н.

Г.Х. Валиев


Ишимбай-2012


I. Введение

III. Заключительная часть

I. Введение


Сегодня повышается роль личности, активизируются процессы гуманизации общества как гаранта его существования в условиях кризиса индустриальной цивилизации, что в свою очередь влияет на формирование приоритетных направлениях и ценностных ориентаций высшего профессионального образования. Однако в России до сих пор имеет место резкое разделение и даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования. Система образования России разделена на две слабо взаимодействующие части: гуманитарную и техническую.

В настоящее время под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента, создание в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.

Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубления интеграции их содержания для получения системного знания. Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи.

Говоря о гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования, мы должны иметь в виду, что техническое образование в XXI веке обязательно должно учитывать новые отношения инженерной (проектной) деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, т.е. деятельность специалиста должна быть гуманистична. Решение проблемы гуманитаризации образования в технических университетах должно осуществляться по следующим направлениям:

расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного профиля;

обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и негуманитарных дисциплин (естественнонаучные и технические), тогда как гуманитарное знание включает в себя науки о человеке, науки об обществе, науки о взаимодействии человека и общества, прогностику общественных процессов и развития человеческой природы;

междисциплинарность в образовании;

обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарных сфер;

обеспечение возможности получения студентами в техническом университете второй гуманитарной или социально-экономической специальности;

усиление подготовки специалистов в правовой, языковой, экологической и эргономической областях;

создание в университете гуманитарной среды;

формирования у студентов мировоззренческой позиции, основой которой является зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей;

личностно-ориентированное обучение.

гуманизация гуманитаризация образование духовный

II. Основная часть. Дегуманизация духовной культуры


Ничем не оправданное выхолащивание нашей школы на протяжении многих лет привело к резкому снижению уровня общей культуры и воспитанности выпускников школ и, следовательно, общества в целом. В век научно-технической революции мы на каждом шагу сталкиваемся с вопиющей неграмотностью и отсутствием вкуса, неумением людей использовать программные школьные навыки на практике.

В начале третьего тысячелетия философы, социологи, экологи, педагоги все больше говорят о необходимости перехода человечества к качественно новому этапу своего развития. В культуре техногенного общества утверждается культ массового потребления, многообразных развлечений, обогащения, нарастает тенденция расчеловечивания человека, пробуждения его непомерно разрастающихся биотических и эгоцентрических начал, разрушающих баланс среды обитания и общую динамику духовной эволюции. Индивид все больше превращается в структурный механизм узконаправленного функционирования, обеспечивающий жизнедеятельность и самовыражение так называемой социальной "элиты". Фактически происходит дегуманизация духовной культуры, утрата ею исходных смыслов и функций, связанных с высшими ценностями, устремленности к духовной жизни, к идеалам нестяжательства, альтруизма, добротолюбия и т.д. Подобная ситуация ведет к тому, что особую актуальность приобретают вопросы, каким станет человек, какими будут его ценности и идеалы, каков дальнейший путь его взаимодействия с окружающей социальной и природной средой? Эти вопросы находят свое отражение в концепциях возможных вариантов будущего цивилизации. С поиском ответов на них занимается система образования, в которой нарастают такие негативные тенденции, как отчуждение субъектов от учебно-воспитательного процесса, формальное отношение к образовательной деятельности, ужесточение нравов школьной жизни и др.

Вместе с тем, динамика и сложность процессов, протекающих в социуме и его духовной культуре, неизбежно ведут к тому, что роль государственной образовательной системы в жизни общества усиливается год от года.

В современном мире именно система образования в широком смысле этого слова способна заложить основы успеха во всех сферах жизни, способствовать решению глобальных проблем современности, расширению культурного взаимодействия стран и народов. При определенных условиях именно образование призвано способствовать формированию принципиально новых образцов мышления, так необходимых для дальнейшей эволюции человечества. Однако свой творческий потенциал образование не в состоянии реализовать, поскольку сковано установками и догматами техногенного общества, игнорирующими духовные потребности и ценности индивида.

Советская система образования - наряду с японской, американской, французской, английской, германской: каждая по своему - принадлежала к числу сильнейших образовательных систем мира. Это не означает, что у неё, как и у всех только что перечисленных, не было никаких недостатков. Главный из них: она была (и остается) по преимуществу казарменно-репрессивной. Казарменной - значит, всех огулом под одну гребенку, по одной программе - от первого вундеркинда до последнего двоечника. Репрессивной - значит, учеба под страхом позорящей публичной "двойки", вызова в школу родителей и прочих унижений. К этому вполне можно добавить эпитет "каторжная", потому что число ежедневных уроков зашкаливает за десятку, а совокупных часов на обязательные ежедневные домашние задания - едва ли не больше, чем часов в сутках. И хотя последствия - поистине катастрофические, по сложному комплексу причин все остается без изменений. Естественно, такое положение порождает в среде педагогов, родителей и учащихся движение протеста - пока что чисто стихийное. Одно из проявлений такого движения - уход из школы, прогул уроков и саботаж домашних заданий. Другое - начинающая формироваться идеология гуманизации образования. По всем трем вышеперечисленным аспектам. Сегодняшняя, как и вчерашняя, школьная программа целиком направлена на поступление в вуз. Причем, по всем предметам к ряду. Понятно, это многих не устраивает. Поэтому рождается идея дифференциации образования - дополнение единой для всех базовой программы "продвинутой" для одаренных школьников, серией коррекционных программ для других, ознакомительной для желающих только познакомиться с тем или иным предметом и специализированной для желающих специализироваться по нему. Предполагается, что все программы - равнопорядковы, и вопрос лишь в том, какую из них выбрал школьник и насколько это адекватно его планам дальнейшей учебы и тем более работы. Унизительная публичная отметка - сегодня столь же морально недопустима, сколь некогда вполне обычная публичная порка в классе. Но, как показывает опыт, учеба без оценки полученных знаний - чистая фикция. Чем заменить заведомо анахроничное сегодня унижение личности учащихся? Высказываются предложения о переходе всей школы на вузовскую зачетную систему, на замену оценок тестами, на замену публичной оценки доверительным собеседованием учителя и ученика. Вопрос настолько сложный, что требует, по меньшей мере, социально-педагогического эксперимента. И настолько неотложный, что надо бы приступать к его решению поскорее. Фактически 80-часовая учебная неделя школьника - это, разумеется, вопиюще. Поэтому требуются жесткие законодательные меры по её ограничению (включая домашние задания) 24-40 часами в разных классах школы. Но было бы ошибкой переписать остальные 40 часов в графу "ничегонеделание". Обсуждается идея передать эти часы в подсистему дополнительного образования - в межшкольные и школьные клубы по интересам, с тем, чтобы возможно больший объем знаний, умений, навыков учащийся приобретал не "на отметку", а "на интерес". Что касается гуманитаризации образования, то под ней обычно понимают требование увеличить в школьной программе количество часов на гуманитарные предметы за счет непомерно разросшегося естественно - научного цикла, особенно математики. Можно присоединиться к тем педагогам, которые ставят вопрос шире: делать в школе упор не только на науки (и естественные, и общественные), но и на все остальные формы общественного сознания. Имея в виду возможно более высокую культуру школьника - и научную, и мировоззренческую, и художественную, и этическую, и правовую, и политическую, и - не в последнюю очередь - религиозную. Естественно, это выходит за рамки урока - вообще за рамки рабочей недели школьника любой её продолжительности. В этой связи пора, наконец, переходить от слов к делу в осуждении пресловутого "школоцентризма", даже если это касается и начальной, и средней, и высшей школы. Нельзя забывать, что та и другая - всего лишь три из девяти равнопорядковых подсистем, без которых в современных условиях быть не может действительной эффективности образования. Имеются в виду подсистемы образования родителей, всеобщего дошкольного образования, всеобщего среднего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, самообразования взрослых и дополнительного образования. И это - не говоря уже о начавшейся компьютеризации образования, которая полностью видоизменяет информационную систему "ученик-учитель".


Духовное развитие личности в российской системе образования


Современная ситуация в мире, характеризующаяся, в частности, возникновением и чрезвычайным обострением глобальных проблем, показывает, что если человечество продолжит руководствоваться принципами потребительства и "господства" над природой, технократической стратегией и близоруким прагматизмом, то история его близится к печальному завершению.

Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется не только политической нестабильностью, переходом к рыночной экономике и т.д., но и глубочайшим мировоззренческим кризисом. К примеру, взять только преподавание русской литературы в школах, эта не лицеприятная ситуация в образовании недавно стала предметом обсуждения при встрече В.В. Путина с вдовой А Солженица. Мы переживаем, образно говоря, "эпоху бездомности": человек чувствует себя заброшенным в равнодушный к нему и бессмысленный мир. Перед российским обществом, дважды испытавшим в XX веке "распад связи времен", во весь рост встала проблема смысла жизни. Наше общество нуждается в восстановлении связи времен, в частности, в приобщении к различным, выработанным разными культурами способам решения смысложизненной проблемы.

Высшая школа в настоящее время отходит от идеологизированного обучения, присущего тоталитарной политической системе, от монополии государства на образование, осознает отрицательные последствия технократического подхода к образованию, отказывается от жестких правил и запретов, тормозящих инициативу, скрывающих творчество субъектов образования. Сегодня в высшую школу приходят молодые люди, чье формирование происходит в условиях радикальной смены политической и экономической системы, стремительной социальной дифференциации, разрушения прежних нравственных ориентиров.

Указанные факторы (число их легко увеличить) говорят, в сущности, об одном: общество в стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству над природой, повышению уровня потребления и т.п. непростительно мало уделяет внимания самому человеку. Необходима гуманизация всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования.

Обеспокоенность широких слоев общественности подобной ситуацией связана и с процессами углубляющегося реформирования российской системы образования, где далеко не все реформы ориентированы на вектор духовного развития личности. В ряде исследований появилась идея противостояния тенденциям дегуманизации и развития, целостных моделей и технологий в образовании, приближенных к человеку, к миру его культуры. Это, например, личностно-ориентированные, культуросообразные, культуротворческие, культурообразующие модели в обучении (А.Г. Асмолов, А.П. Валицкая, Ю.В. Сенько и др.). В той или иной мере подобные позиции отражаются в образовательной доктрине нашего государства, в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В них делается акцент на "воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье". Таким образом, фактически речь идет о необходимости того, чтобы цели образовательного процесса соотносились в той или иной мере с процессами духовного воспитания личности, теория и практика, которого далеко не однозначно представлены в научно-исследовательской и методической литературе.

Под духовным воспитанием мы понимаем процесс, и результат формирования ценностного отношения обучающегося к жизни на основе раскрытия в нем глубинных творческих начал, созидательного потенциала во всех видах деятельности, целью которого, в конечном итоге, становится утверждение высших идеалов (добра, истины, справедливости, любви, красоты, гуманизма). Подобная деятельность воплощает высшие образцы духовности человека, его устремленности к всеобщему благу, к совершенству своей жизни на путях нравственности, служения людям, единства сил разума, души и сердца и т.п.


Роль гуманизации в современном образовании. Закономерности гуманизации образования


Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Оно характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Важным аспектом модернизации современного отечественного образования можно считать наметившиеся (и в той или иной форме подтвержденные нормативными документами) тенденции, которые в научно-исследовательской и публицистической литературе принято связывать с понятиями "гуманизация" и "гуманитаризация". Эти понятия широко представлены в публицистической литературе, справочниках, словарях, нашли отражение в школьных учебниках (например, в учебных пособиях "Обществознание", "Человек и общество"), однако они до сих пор далеко не однозначно трактуются исследователями. Поэтому важно избежать терминологической подмены предмета и деятельности, которая достаточно часто приводит к смещению смысловых акцентов в педагогическом процессе и нивелирует значимость вышеназванных направлений в совершенствовании отечественного образования. Так, латинское слово "homo " в русских словарях переводится как "человек". Производные от него термины humanus и humanitas приводятся порой как слова-синонимы тождественные понятию "человечность", хотя можно выделить различные смысловые контексты. Термин "humanus " (гуманизм) со времен эпохи Возрождения соотносится с мировоззрением антропоцентризма, согласно которому человек мыслится центром мироздания. В указанном аспекте данное понятие отражает нравственный принцип отношений между людьми, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, обеспечение удовлетворения его потребностей, свободное развитие индивида, его природных задатков и способностей. В данном отношении понятие " человечность" близко по значению понятию "личность", благо которой становится основным критерием оценки деятельности социальных институтов.

Подобный интерес к личности человека, его внутреннему миру, интересам, устремлениям, самореализации находит отражение в гуманизации образования, в ее личностно-ориентированных технологиях.

При этом необходимо отметить, что личность может быть внешне высоко "образована", хорошо разбираться в вопросах естествознания, истории, этики, эстетики, политики, права и, тем не менее, утверждать в жизни антигуманизм, крайний эгоизм, зло, бескультурье, агрессию. Самоутверждение и самореализация подобной личности происходит за счет других, более гуманных и толерантных. В этом случае важно учитывать тот факт, что ребенок вступает в систему образования, уже имея некоторые устоявшиеся знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Поэтому в образовании очень важно осознать, какого уровня культуры достигла та или иная личность; что она утверждает в своей жизни; к чему стремится и что не приемлет; какие собственно человеческие качества уже раскрыла и какие еще предстоит раскрыть в целенаправленном учебно-воспитательном процессе. Подобная позиция непременно предполагает усиление внимания к проблемам этического и эстетического воспитания, вовлечения в активный образовательный процесс детей, имеющих отклонения в психическом и физиологическом развитии, инвалидов детства, несовершеннолетних преступников и пр. Недаром еще в античной традиции использовалось понятие "humanitas " (человечность) как эталонная заданность, воплощенная в культуре деятельности, в состоянии некой эстетической и этической завершенности культурного развития индивида. Подобное состояние связывали с высшими проявлениями человеческих качеств в той искусственной среде, которую создавал сам человек своими мыслями, словами, поступками. Поэтому, на наш взгляд, принципиальное значение имеет разделение понятий "гуманизм" и "гуманитарность".

Гуманизм - это обращение к потенциалу лучших личностных качеств человека: духовной полноты, альтруизма, творческой активности, доброй воли, самоуправления, умения решать сложные практические задачи и пр. Он формирует выраженную индивидуальность в целом гармонично развитой одухотворенной личности.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

В психологическом словаре понятие "гуманность" определяется как "обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи". (Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1990. - с.21.).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека с взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на "зону ближайшего развития", то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании) - ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности, и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития?

Источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.

Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой - орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.

Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.

Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии, требует выявления и учета индивидуальных особенностей.


Проблема гуманитаризации образования


Гуманитарность, прежде всего, включает набор общекультурных гуманитарных знаний и дисциплин, призванных сформировать сознание субъекта, предполагающий обращение к высшим идеалам, общекультурным ценностным началам, сформированным в культуре. В первом случае преобладает воспитательный (личностный) аспект, а во втором - образовательный (дисциплинарный) аспект, обеспечивающий знаниевый фундамент для формирования гуманной личности. Полагаем, что в педагогическом процессе одним из аспектов усиления гуманистических (человеческих) начал следует считать гуманитаризацию образования, которая до сих пор неоднозначно понимается и трактуется исследователями, раскрывающими разные грани многоликого и в то же время целостного процесса образования человека, формирования его личных качеств и общечеловеческих начал.

Принято считать, что впервые слово "гуманитарность" появилось в словосочетании "гуманитарные науки" и было произнесено на латинском языке Цицероном. Термин "гуманитаризация" позже использовался в нескольких значениях: как "образование", "образованность", "просвещение", в соответствии с понятиями, обозначающими не только интеллектуальные достижения человека, но и наличие в нем добродетелей, необходимых в общении.

Основой образования со времен римской античности до Возрождения оставались "семь свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка, которые составляли единство взаимодополняемых частей, каждая из которых по-своему необходима человеку и отражает многогранность его собственно человеческого потенциала во всей его целостности. Общая целостность и социальная направленность такого образования делали его гуманитарно-гуманным по своей сути. Гуманитарием мог быть и античный математик, и средневековый врач, алхимик и астролог, инженер и монах. Первоначально в ряде педагогических теорий европейских стран термин "гуманитарный", очевидно, использовался, когда речь шла об образовании человека - формировании его по образу и подобию некого высшего идеала (чаще всего божественного).

В современной педагогической теории выделяют ряд подходов, которые отражают различные аспекты гуманитаризации образования. Предлагаемая классификация указывает на крайние позиции в осмыслении происходящих в педагогике процессов, отражаясь в методике преподавания естественнонаучных дисциплин.

Накопленные человечеством громадные запасы гуманитарного знания в современном образовании используется лишь в мизерных дозах. Разумеется, элементы человекознания даются в истории, литературе, биологии, географии, даже в физике и химии, но систематических знаний о человеке и в школе и в ВУЗах дается на удивление мало. Еще хуже то, что человек в этих знаниях представляется в растерзанном и преимущественно безжизненном виде. Живой человек с душой выпал из содержания общего образования, а вместе с ним и тот духовный фундамент, на котором должны строиться гуманистическое мировоззрение, процессы саморазвития личности, наконец, гуманитарное образование на самых разных предметах.

Включить человека в содержание образования рано или поздно придется. Как говорил Александр Блок, "нам нужна вся душа, все житейское, весь человек".

В период утверждения техногенной цивилизации, противостояние двух культур (гуманитарной и естественнонаучной) достигло своего апогея, разделив не только целостность духовной культуры общества, но и внутренний мир человека на два диссоциативных пространства. Возникла жизненная необходимость в организации культурного диалога, что и отразилось в тенденциях гуманитаризации образования.

Первый подход к исследованию процесса гуманитаризации акцентирует внимание на огромном потенциале предметов социально-гуманитарного цикла. Гуманитаризация в данном значении - это, прежде всего, увеличение доли гуманитарного знания в общей подготовке любого специалиста, увеличение количества подготовленных специалистов в области гуманитарных наук. Применительно к общеобразовательной школе - это увеличение культурологического и социально-гуманитарного компонентов в образовательном процессе, усиление внимания к изучению общественных дисциплин, таким как экономическая теория, социология, политология, история, интегративный курс "Обществознание" ("Человек и общество"), констатация их приоритетности в формировании мировоззрения молодежи.

Другой подход к проблеме гуманитаризации связан с процессом осуществления междисциплинарных связей. Действительно, сегодня любая серьезная проблема не может быть решена на основе парадигмы какой-либо одной науки. Важной составляющей любого исследования является его междисциплинарный характер. В этой связи можно обозначить второй подход, представители которого подчеркивают естественную связь всех учебных дисциплин в контексте междисциплинарного диалога, их сущностное единство - возможное основание воспитания личности, способствующее формированию целостного мировоззрения (Л.Г. Бурлаков, Г.И. Гаврина, В.Р. Ильченко, В.Г. Разумовский, О.А. Яворук и др.). Представители этого подхода делают упор на интеграцию школьных предметов математического, естественнонаучного цикла в единый предмет - естествознание, на реализацию межпредметных связей с социально-гуманитарными дисциплинами.

Слияние всех естественнонаучных школьных предметов может иметь весьма опасные тенденции и последствия в плане снижения разнообразия и качества знаний учеников по естественным и математическим дисциплинам. Другое дело, - активное налаживание межпредметных связей при изучении различных дисциплин. В таком случае получаемые знания (их содержание) носят качественно иной и многосторонний характер, то есть они состоят из элементов, свойственных смежным и органически взаимосвязанным наукам. Так, Н.В. Наливайко и В.И. Паршиков понимают гуманитарность (образованность человека)"не только как сумму определенных знаний и умений, получаемых человеком, и не столько знания (в том числе знания о самом человеке), гуманитарность - это степень действительного самоопределения человека в культуре". В этом плане гуманитаризацию образования можно представить в качестве фактора, который распространяется на все виды деятельности человека - учебу, познание (самопознание), игру, общение, труд.

Гуманитаризация призвана изменить характер всех видов учебной деятельности (и деятельности вообще), наполнить ее новыми смыслами. Это предполагает организацию учебного процесса на основе иной логики, ориентирующей личность на обнаружение и реализацию нерасчлененной целостности развития духовно-нравственных и духовно-практических способностей человека, познающего и преобразующего мир.

Таким образом, гуманитаризация образования представляет собой сложный, многогранный процесс, который предполагает:

повышение роли общегуманитарных компонентов всех изучаемых в общей и высшей школе дисциплин;

включение в естественнонаучное образование содержательных компонентов, проблем и методов социально-гуманитарного характера;

усиление культуротворческой направленности социально-гуманитарных и антропологических дисциплин, личностно значимых ценностных приоритетов; - организацию познавательной деятельности на основе идей целостности мироздания, стремления к гармонии природы, общества, человека и культуры;

систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов мировоззрения человека, на формирование духовно-нравственных основ личности во всех сферах общественных отношений.

В конечном итоге, гуманитаризация предполагает формирование целостной культуры субъекта учебной деятельности, аспектами которой являются:

.культура учебной деятельности;

2.культура общения;

.этическая культура;

.эстетическая культура;

.культура психической деятельности;

.экологическая культура;

.культура тела, обеспечивающая слаженное функционирование органов и организма в целом.

Данные аспекты культуры связаны с духовно-нравственными, антропологическими, валеологическими, социологическими и экологическими знаниями, которые постоянно используются в практической деятельности. Духовно-нравственный аспект формирует потенциал гармонии личности, общества, а также отношений личности и общества. В той или иной форме он содержится во всех предметах (представляя собой, гуманитарный потенциал всех направлений современного знания), требует использования специальной комплексной методики раскрытия и реализации творческих гармоничных качеств субъекта на всех этапах образования и воспитания.

С отмеченных позиций задачи, поставленные перед образованием нового тысячелетия, позволяют представить гуманитаризацию образования как явление, в котором отражаются пути сознательной оптимизации общих глобальных процессов, происходящих в природе, обществе, в научном познании и знании.

III. Заключительная часть


Таким образом, в образовательном аспекте можно говорить об особом, гуманитарно-гуманистическом, подходе к преподаванию различных дисциплин. Такой гуманитарно-гуманистический подход представляет собой особую мировоззренческую и методологическую позицию, которая предполагает создание психолого-педагогических условий, позволяющих посредством изучаемого предмета раскрыть в учащемся его собственно человеческий потенциал и определить пути самореализации в системе социальных связей и отношений.

Подобный подход позволяет рассматривать гуманизацию и гуманитаризацию российского образования в сущностном единстве, указывая их место и роль в общей системе духовного воспитания. Этому способствует: формирование гуманитарного мышления как воплощения единства логико-дискурсивного, образного, эмоционально-окрашенного, мотивационного компонентов целостного сознания человека, выражающих природно-естественные и социально-культурные уровни человеческого бытия; укрепление основ целостного мировоззрения и целостной картины мира; усиление аксиологической направленности знания в контексте проблем человека, общества, мировой цивилизации; обращение к глубинным истокам этнонациональной традиции, синтезирующей различные уровни знания (обыденного, мифологического, религиозно-конфессионального, научного и др.); раскрытие духовного потенциала личности, формирование стратегии устремленности к высшим идеалам, имевшим место во всех духовных традициях человечества; добротолюбия, практика человечности и убежденность в правильности выбранного пути; развитие самоуправления личности, способной самостоятельно формировать идеалы, цели и пути их реализации; воспитание высоких волевых качеств, силы доброй воли в решении главных жизненных проблем.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что гуманизация и гуманитаризация образования предполагают усиление внимания к проблеме духовного становления личности, которое связано с общим уровнем достигнутой культуры и ее духовного компонента, с совокупностью жизненно значимых обретений, отражающих и выражающих лучшие человеческие качества.


Список используемой литературы


1. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский Психология: словарь, М, 1990.

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский Психология, М, Академия, 2002.

Современные наукоемкие технологии.И.Б. Шитикова М, РАЕ №1 2007.

Новые государственные стандарты школьного образования, М, 2004.

С.В. Хомутцов Духовность и духовные традиции, Барнаул, 2004.

Философия образования С.В. Хомутцов, Новосибирск, СО РАН № 6 2007.

6. Www.yandex.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.