Предпрофильная подготовка и профильное обучение в школе. Особенности предпрофильной подготовки как компонента профильного образования

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования , либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения.

Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения.

«Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования». Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:

Актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов,

Обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой,

Создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности .

Структура предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:

Информирование

Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, в первую очередь, расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными общеобразовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами.

Предпрофильные курсы

В результате реализации данного направленияучащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимся своей образовательной траектории включает консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся. Это направление предполагает создание условий, в которых учащийся 9-го класса с необходимостью осуществлял бы выбор (курсов, практик, направлений деятельности…) для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося.

В результате реализации данного направленияучащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности. Основой этого решения становятся результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности .

Результаты предпрофильной подготовки

Ученик умеет:

Анализировать результаты и последствия своей деятельности (по выбору и реализации образовательной траектории),

Проектировать и рефлексировать свою образовательную деятельность и ее результаты,

Анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений.

Ученик ориентируется (т. е. имеет информацию и пользуется ею):

В образовательных возможностях по завершении основного общего образования,

В ситуации на рынке труда в территории.

Предпрофильная подготовка и аттестация учащихся основной школы

Предпрофильная подготовка обеспечивает ориентацию учащегося, но не может являться основанием для специального отбора учащихся на последующих ступенях обучения. Поскольку профильное обучение в старшей школе не подразумевает ни отбора учащихся, ни жесткого их закрепления за определенным профилем, предпрофильная подготовка не может пониматься как подготовка к сдаче «профильного» экзамена в ходе итоговой аттестации за курс основной школы.

Главная ценность основного общего образования состоит в освоении учащимся государственного стандарта для основной школы. Поэтому переход к профильному обучению на старшей ступени не заставляет менять цели и форму итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Аттестат об основном общем образовании должен содержать во второй части перечисление тех предпрофильных курсов, которые освоил учащийся. Основанием для внесения в список освоенных курсов по выбору является зачет или положительная оценка по курсу.

Другие составляющие предпрофильной подготовки отражения в аттестате об основном общем образовании не находят.

ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ

Место предпрофильных курсов в системе предпрофильной подготовки

Назначение предпрофильных курсов:

1. Предпрофильные курсы являются предметом выбора учащегося.

Формирование готовности к ответственному выбору происходит в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки. Предпрофильные курсы являются поводом и отправной точкой для организации этой работы. Поскольку умение делать выбор сопряжено с ответственностью за него, учащийся обязан полностью пройти выбранный им курс, включая все предусмотренные формы промежуточного и итогового контроля, даже если в процессе освоения курса он получил объективные основания считать свой выбор неудачным.

2. Освоение предпрофильных курсов предоставляет учащемуся материал для анализа своих намерений, возможностей и предпочтений.

Освоение предпрофильных курсов не столько имеет академическую ценность, сколько предоставляет учащемуся материал для анализа, рефлексии и проектирования своей будущей образовательной траектории. Поэтому следует разделять:

а) объективно измеряемые образовательные результаты курса (информированность и опыт, знания и умения), которые оцениваются учителем,

б) результат пробы, который субъективен и оценивается учащимся в рамках рефлексии,

в) результативность курса, которая определяется четкостью позиции ученика между «освоение курса подтвердило правильность выбора, дало дополнительные основания к принимаемому решению» и «освоение курса показало, что нужно менять направление выбора, что данная деятельность не соответствует имевшимся ожиданиям», высказанной в ходе консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

3. Предпрофильные курсы обеспечивают пробу для учащегося:

В различных сферах человеческой деятельности,

При осуществлении различных видов деятельности,

Из позиции различных социально-профессиональных ролей.

Предпрофильные курсы имеют ориентационный и практико-ориентированный характер. Поэтому ведущими образовательными результатами учащихся являются представления (о чем-то) и опыт (какой-либо деятельности).

Основные понятия:

Виды деятельности – общие виды человеческой деятельности, применимые к различным объектам воздействия: производство, проектирование \ изобретательство, управление, исследование, творчество.

Предпрофильный курс – обязательный курс по выбору, нацеленный на формирование представлений учащегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации какого-либо вида деятельности в какой-либо сфере человеческой деятельности.

Проба – специально организованная в реальных или модельных условиях деятельность учащегося в пределах широкой социально-профессиональной роли.

Социально-профессиональные роли – роли в отношении коллектива , клиентов и других объектов профессиональной деятельности, характерные для группы схожих по какому-то признаку (виду деятельности, объекту воздействия и т. п.) профессий с максимально широко очерченными границами и нивелированными отличиями между отдельными профессиями и специальностями внутри группы.

Сферы деятельности – в общем виде выделяются на основе главного объекта воздействия человека: материальный объект, человек, знаковые системы, окружающая среда, художественный образ.

Задачи и содержание предпрофильных курсов

Задачи предпрофильного курса

Главная задача предпрофильного курса - познакомить учащегося с определенным типом профессиональной деятельности, дать возможность попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях, связанных с этой деятельностью.

Для решения этой задачи могут быть поставлены задачи формирования определенных знаний и начальных умений в том случае, если эти результаты образования – необходимый ресурс для проведения пробы.

Рамочная программа предпрофильного курса

Рамочная программа предпрофильного курса включает в себя:

Определение позиции курса среди видов и сфер человеческой деятельности,

Целевые установки программы,

Формы реализации содержания каждой темы.

Рамочная программа отвечает следующим требованиям:

1. Программа предпрофильного курса не содержит входных требований к подготовленности учащегося, выходящих за рамки обязательного минимума основной школы.

Эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами – практикум на рабочем месте: социальная практика или экскурсия-практикум, практикум в моделированных условиях (в лаборатории, на учебном предприятии), аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования), деловая игра . Использование последней формы возможно только в том случае, если допустить ребенка до реальной деятельности в производственных или модельных условиях невозможно по соображениям техники безопасности , возможности фатальных последствий ошибки в совершении действий, закрытости предприятий и организаций соответствующего вида.

Рабочая программа предпрофильного курса

Рабочая программа предпрофильного курса разрабатывается учителем на основе рамочной программы. При этом учитель:

Сформулировать конкретные результаты обучения по курсу на основе заданных целевых установок и разработать формы их контроля,

Конкретизировать содержание экскурсий и практик в зависимости от специфики территории и имеющихся ресурсов,

Остановить свой выбор на нескольких темах в тех программах, где темы представлены избыточно, опираясь на условия территории, запросы учащихся, имеющиеся ресурсы,

Корректировать содержание темы в сторону ее сужения или расширения, привязки к конкретным условиям территории;

НЕ ИМЕЕТ ПРАВА:

Изменять соотношение часов, отведенных на экскурсию, практику и ознакомительную (теоретическую) часть программы,

Вводить в содержание темы исторические аспекты развития профессии или науки,

Вводить в содержание темы содержание общеобразовательных учебных предметов.

Если учитель разработал авторскую программу предпрофильного курса, посвященную той группе социально-профессиональных ролей, которая оказалась не охваченной существующим набором рамочных программ, и образовательное учреждение заинтересовано в ее реализации, необходимо предпринять следующие шаги:

1. Сопоставить программу с требованиями к предпрофильным курсам.

2. Обеспечить рассмотрение программы на заседании методического объединения \ методического совета или другой структуры, выполняющей методические функции.

3. Направить программу для рассмотрения Экспертным советом министерства образования и науки Самарской области по электронному адресу *****@***ru.

После чего программа:

4. Будет рассмотрена на заседании Экспертного совета или методической структуры учреждения дополнительного профессионального образования, получившего такой заказ от министерства образования и науки Самарской области.

В случае одобрения программы:

5. На ее основе будет сформирована рамочная программа и предложена для реализации всем образовательным учреждениям региона в общем перечне рамочных программ.

7. Учитель получит право реализовывать свою программу в качестве рабочей программы, созданной на основе рамочной программы, входящей в региональный перечень.

Авторские программы, посвященные той группе социально-профессиональных ролей, которая оказалась охваченной существующим набором рамочных программ, к рассмотрению Экспертным советом министерства образования и науки Самарской области не принимаются.

Приложения: 1. Список рамочных программ предпрофильных курсов.

2. Рамочные программы предпрофильных курсов.

Общие требования к организации преподавания предпрофильных курсов

Место предпрофильных курсов в учебном плане и объем нагрузки учащегося

Обязательные предпрофильные курсы по выбору

Базисный учебный план Самарской области 2005 года отводитдля 34-часовой недели) часов на изучение обязательных предпрофильных курсов по выбору учащегося отдельной строкой.

Требования к программам предпрофильных курсов задают объем каждого курса 17 +\- 2 часа.

Это означает, что учащийся должен освоить 4 предпрофильных курса по выбору, а общий объем его нагрузки должен составлять не менее 68 часов.

Дополнительные предпрофильные курсы по выбору

При желании учащегося общее число часов на освоение предпрофильных курсов может быть увеличено за счет выбора дополнительного (пятого, шестого) курса. Этот случай рассматривается как дополнительная образовательная услуга, которая предоставляется образовательным учреждением по решению администрации при наличии соответствующих (в первую очередь организационных) ресурсов. Такая дополнительная услуга может быть как платной (в этом случае она оформляется также, как любая другая платная образовательная услуга), так и бесплатной (в этом случае она оформляется заявлением учащегося с визой родителей «не возражаю»).

В последнем случае администрация образовательного учреждения освобождается от жестких обязательств учитывать дополнительные интересы учащегося при составлении общего расписания. То есть возможность посещать два курса одновременно предоставляется ученику только при наличии организационных возможностей.

Формирование индивидуального набора предпрофильных курсов, осваиваемых учащимся

Предложение образовательного учреждения

Образовательное учреждение должно предложить учащимся для выбора набор курсов, охватывающий ВСЕ возможные сочетания видов деятельности и объектов воздействия. При этом как конкретный перечень, так и число предлагаемых курсов могут отличаться в разных образовательных учреждениях.

Разница в числе предлагаемых разными образовательными учреждениями курсов объясняется тем, что некоторые курсы охватывают своим содержанием несколько сфер человеческой деятельности или несколько видов деятельности. В этом случае при организации рефлексии в рамках психолого-педагогического сопровождения особенно важно обращать внимание учащегося на то, что преимущественно вызывало его интерес или в какой деятельности он был наиболее успешен.

Таким образом, ученику должно быть предложено ИЗБЫТОЧНОЕ число курсов для выбора.

Действия администрации образовательного учреждения по формированию предложения, отвечающего требованиям к содержанию

На этапе формирования предложения администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсов и отвечает на вопросы:

Какие курсы могут быть реализованы силами педагогов школы,

Имеется ли в школе материально-техническая база для реализации этих курсов.

Если ответ на один из этих вопросов отрицательный, следует определить, можно ли обеспечить предложение соответствующего вида деятельности или сферы деятельности в рамках другого курса.

Если администрация приходит к выводу, что этого сделать нельзя, необходимо предпринять следующие шаги:

Провести предварительные переговоры со специалистом (учитель \ преподаватель другого образовательного учреждения, действующий специалист), который мог бы быть нанят, если учащиеся выберут данный курс,

Провести предварительные переговоры с администрацией учреждения начального \ среднего профессионального образования, дополнительного образования , другого общеобразовательного учреждения, необразовательной организации, которые располагают соответствующей материально-технической базой и могли бы предоставить ее, если учащиеся выберут данный курс,

Провести предварительные переговоры с администрацией другого общеобразовательного учреждения, которая планирует предложить данный курс своим учащимся, располагая соответствующей кадровой и материально-технической базой, о возможностях присоединения группы учащихся к учащимся этой школы для освоения конкретного курса.

Форма

Важно, чтобы учащиеся уже перед первым выбором имели полную и достоверную информацию обо ВСЕХ курсах, которые им предлагаются. Поэтому необходимо:

Организовать устную презентацию курсов -

Синхронизация реализации предпрофильных курсов

Образовательное учреждение НЕ ДОЛЖНО начинать следующую (вторую, третью, четвертую) кампанию по выбору учащимися предпрофильных курсов до тех пор, пока последний курс, выбранный в предыдущую кампанию, не завершился.

Образовательное учреждение НЕ ИМЕЕТ ПРАВА организовывать процесс таким образом, чтобы ученик осваивал два обязательных предпрофильных курса по выбору параллельно.

Проведение кампании по выбору курсов учащимися требует не менее 7 и не более 10 дней. Поэтому преподавание предпрофильных курсов не является непрерывным процессом.

Завершение реализации предпрофильных курсов

Последняя четверть у девятиклассников обычно занята особенно интенсивной подготовкой к экзаменам, и все действия, не связанные с этой задачей, могут быть восприняты как помеха. Поэтому администрации школы лучше распределить учебное время так, чтобы освоение предпрофильных курсов закончилось в период не позже 1 мая.

При этом следует помнить, что предпрофильные курсы создают контекст для всего процесса предпрофильной подготовки и не могут быть предельно уплотнены во времени. Поэтому завершение реализации предпрофильных курсов может быть отнесено на период не раньше двадцатых чисел марта (завершения третьей четверти).

Приложения: 3. Примеры предложений образовательного учреждения учащимся.

4. Формат опросного листа.

5. Анкета по выбору предпрофильного курса.

6. Примеры распределения учащихся по группам.

Отдельные организационные вопросы преподавания предпрофильных курсов

Расписание

Предпрофильные элективные курсы входят в обязательную нагрузку учащихся и поэтому планируются в рамках расписания.

Организационной единицей является группа сменного состава, а не класс. Поэтому время, отводимое на предпрофильные курсы, должно:

Либо быть общим для всей параллели 9-х классов,

Либо быть отведено в конце учебного дня, чтобы не занятые на том или ином курсе учащиеся могли покинуть школу.

Программы большинства предпрофильных курсов предполагают, что на некоторые практические занятия или экскурсии необходимо больше времени, чем стандартный урок (от 2 до 4 часов). Это следует учитывать при составлении расписания.

Кроме того, сроки реализации программ не совпадают с протяженностью учебного года, поэтому отвести на них два часа каждую учебную неделю не представляется возможным.

Также следует помнить, что многим образовательным учреждениям придется реализовывать предпрофильные курсы в рамках сетевого взаимодействия. Это означает, что расписание курсов предпрофильной подготовки следует согласовывать со школами-партнерами.

Решение о конкретном способе включения предпрофильных курсов в расписание принимает администрация образовательного учреждения.

В качестве совета можно заметить, что чем сложнее организация какого-либо мероприятия, тем больше оснований отделить его во времени от других мероприятий, чтобы не проводить синхронизацию еще и с ними. Наиболее сложным организационно будет составление расписания для школ, работающих в рамках сетевого взаимодействия.

В качестве одного из вариантов предлагается рассмотреть выделение одного дня в неделю, на который будет отнесена нагрузка по предпрофильным курсам. Такой день будет повторяться в расписании через несколько недель (например, через две недели на третью – 6 часов). Следует заметить, что таким днем не может быть суббота, поскольку предприятия и организации, на которые предусмотрены экскурсии или прохождение практикумов в этот день, не работают.

Чтобы у учащихся не было слишком большого перерыва в освоении предпрофильных курсов, можно поставить такой день через неделю, отнеся на него также все остальные формы образовательного процесса, не связанные с рамками класса: преподавание модулей регионального компонента «Основы проектной деятельности », проектную деятельность учащихся, индивидуальные консультации и курсы по выбору.

В этом случае администратору при формировании расписания можно сделать только две версии недельного расписания: с днем индивидуально-групповых занятий и без дня индивидуально-групповых занятий и менять что-то только в расписании этого одного дня, если возникает такая необходимость.

Исполнители и их ответственность

Учитель, преподающий предпрофильный курс

Отвечает:

За освоение содержания программы курса учащимися,

Проведение текущего и итогового контроля освоения программы,

Разработку рабочей программы на основе рамочной,

Организацию экскурсий и социальных практик за пределами школы для учащихся в рамках реализации программы курса.

Назначается \ принимается на работу:

Работник данного образовательного учреждения: приказом директора образовательного учреждения после каждой серии выбора учащихся на срок реализации программы предпрофильного курса;

Приглашенный специалист: приказом директора образовательного учреждения после каждой серии выбора учащихся; приказ издается на основании договора о возмездном оказании услуг.

Тарифицируется:

Тем же приказом за счет часов учебного плана, отведенных на предпрофильные курсы и показанных в начале года как условные вакансии .

Подотчетен:

Члену администрации, курирующему предпрофильную подготовку (в том числе, если курс ведется для учащихся нескольких школ, связанных отношениями сетевого взаимодействия).

Администратор, курирующий предпрофильную подготовку

Отвечает:

За формирование предложения курсов учащимся,

За обеспечение процедуры выбора учащихся,

За формирование групп сменного состава,

За контроль качества преподавания предпрофильных курсов (в случае модели сетевого взаимодействия – реализуемых на базе его образовательного учреждения),

За решение общих вопросов взаимодействия с социальными партнерами , на базе которых проводятся экскурсии и практикумы в рамках реализации предпрофильных курсов.

Назначается:

Приказом директора школы об изменении функциональных обязанностей (должностной инструкции) на неопределенный срок.

Подотчетен:

Директору образовательного учреждения.

Классный руководитель 9-го класса

Обеспечивает:

Заполнение учащимися анкет (опросных листов) по выбору курсов и передачу их администратору, курирующему предпрофильную подготовку.

Консультант, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение

Обеспечивает:

Внесение информации о выборе учащегося в его индивидуальную карту и принимает ее к сведению для проведения консультации.

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Назначение предпрофильной подготовки

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования,либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения.

Целью предпрофильной подготовкиявляетсясоздание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения.

«Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования». Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:

- актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов,

- обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой,

- создать условия для полученияу чащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности.

Структура предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:

Информирование

Информирование учащихся о возможностях продолженияобразования или трудоустройства,знакомство с учреждениями профессиональногообразования, в первую очередь,расположенными на данной территории, информирование о программах профильногообучения, реализуемых различными общеобразовательными учреждениями,информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

В результате реализации данного направленияучащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами.

Предпрофильные курсы

Освоение содержания предпрофильных курсов позволяет учащемуся осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности.

В результате реализации данного направленияучащиеся получают опыт освоенияспособов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферычеловеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимсясвоей образовательной траектории включает консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания,соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся. Это направление предполагает создание условий, в которыхучащийся 9-го класса с необходимостью осуществлял бы выбор (курсов, практик,направлений деятельности…) для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношениюк первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовкии предпочтениями учащегося.

Врезультате реализации данного направленияучащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности. Основой этого решениястановятся результаты профессионально организованных процессов самопознанияи самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.

Результаты предпрофильной подготовки

·анализировать результаты и последствия своей деятельности (по выбору и реализации образовательной траектории) ,

·проектировать и рефлексировать свою образовательную деятельность и ее результаты,

·анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений.

Ученик ориентируется (т.е. имеет информацию и пользуется ею) :

·в образовательных возможностях по завершении основного общего образования,

·в ситуации на рынке труда в территории.

Предпрофильная подготовк

Предпрофильная подготовка и аттестация учащихся основной школы

а обеспечивает ориентацию учащегося, но не может являться основанием для специального отбора учащихся на последующих ступенях обучения. Поскольку профильное обучение в старшей школе не подразумевает ни отбора учащихся, ни жесткого их закрепления за определенным профилем, предпрофильная подготовка не может пониматься как подготовка к сдаче «профильного» экзамена в ходе итоговой аттестации за курс основной школы.

Главная ценность основного общего образования состоит в освоении учащимся государственного стандарта для основной школы. Поэтому переход к профильному обучению на старшей ступени не заставляет менять цели и форму итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Аттестат об основном общем образовании должен содержать во второй части перечисление тех предпрофильных курсов, которые освоил учащийся. Основанием для внесения в список освоенных курсов по выбору является зачет.

Другие составляющие предпрофильной подготовки отражения в аттестате об основном общем образовании не находят.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - это определение человеком своего места в профессиональном мире.

ЦЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ - подвести учащегося к взвешенно­му, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сфор­мировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

ПРОФЕССИЯ - это род трудовой деятельности, требующий опреде­ленной подготовки и являющийся обычно источником существования.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - это вид занятия в рамках одной профессии.

КВАЛИФИКАЦИЯ - это:

1) профессия, специальность;

2) степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности

ДОЛЖНОСТЬ -это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

ВАКАНСИЯ - незамещенная, незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося.

КАРЬЕРА -это:

Материал с сайта spoch15.3dn.ru

Продолжительность курсов

Задачи курсов данного типа:

Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Для организациипредметно ориентированныхкурсов по выбору основная школа имеет достаточный внутренний ресурс. Межпредметные курсы могут разрабатываться и проводиться за счёт привлечения ресурсов иных образовательных учреждений единой образовательной сети, частью которой является школа.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Предпрофильная подготовка в школе

Значение предпрофильной подготовки,

МКОУ Бобровская СОШ №2, Бобров, Воронежская область, Россия.

«Реализация идеи профильности старшей ступени, ставитвыпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности»(«Концепция профильного обучения») .

Важность подготовки к этому ответственному выбору – в предстоящих условиях много более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени, чем то имеет место в традиционной школе сегодня - определяет серьезное значение предпрофильной подготовки 9-классников.

Кроме того, важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение (и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов комплектования профильных школ и классов. С этим связано планируемое изменение форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, переход к «внешней», проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов 9-классников, взамен сегодняшней «внутришкольной» формы итоговой аттестации.

Из всего сказанного вытекает, что переход на профильное обучение в старшей школе является серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети.

Реальность и значимость изменений довольно быстро осознаётся школьниками и их родителями. Во многом от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной школы ученик получает информацию о возможных путях продолжения образования, - причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силыи принять ответственное решение.

Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе « в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носили массового характера) , то теперь, по окончанию основной школы нормой становятся и переходы из школы в школу. Готовность к «академической мобильности» у выпускников 9-ых классов должна существенно повыситься.

В нашей школе разработаны и организованы курсы по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (например - история права, журналистика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.) .

Курсы предпрофильной подготовкиможно разделить наследующие два основных вида:

Дать ученику возможность реализовать свой интерес квыбранному предмету.

Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане, повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбора профиля.

Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая её целостности.

Удобно то, что многие существующие факультативные курсы по общеобразовательным предметам построены, как правило, по модульному принципу. Их программы могут быть модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору.

Школы, давно реализующие программы дифференциации и индивидуализации обучения, могут использовать собственный творческий опыт для разработки оригинальных программ для курсов подобной направленности.

Продолжительность курсов

Поскольку курсы данного типа не являются ознакомительными, оптимальной продолжительностью одного курса может бытьчетверть или полугодие. Это позволяет ученику за год освоить минимум 2-4 курса по разным предметам.

Перечень предметно ориентированных пробных курсовбудет определяться набором предметов, наиболее часто встречающихсяв различных вариантах профилей.

Задачи курсов данного типа:

Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий.Познакомить учеников на практике со спецификойтипичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.

Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов.

Программы курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

Перечень подобных курсов может включать, например,такие как «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и др.

Курсы данного типа являются ознакомительными, краткосрочными и часто сменяемыми. Оптимальная продолжительность одного курса – одна четверть.

В. Курсы предпрофильной подготовки в учебном плане школы

Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Для организациипредметно ориентированных курсов по выбору основная школа имеет достаточный внутренний ресурс. Межпредметные курсы могут разрабатываться и проводиться за счёт привлечения ресурсов иных образовательных учреждений единой образовательной сети, частью которой является школа.

Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения,развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников. Таким образом, в школе может осуществляться целенаправленная, опережающая работа по развитию у ученика самой способности принятия решения, освоению им поля возможностей и ответственности.

Различные достижения учащихся по выполнениюпроектов, творческих работ на курсах, составляющих школьный компонент, могут, в перспективе, некоторым компонентом войти в состав индивидуальной накопительной оценки («портфолио») .

Наша школа работает по внедрению научно-исследовательских проектов в предпрофильную подготовку и в дальнейшем связь с высшей школой в профильных классах.

Материал с сайта ilovedomain.ru

Предпрофильное и профильное обучение

1. Анализ потребностей учащихся и местного сообщества в профильном обучении.

В соответствии с «Концепцией профильногообучения на старшей ступени общего образования» и Распоряжением Министерства образования и науки «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования начался поэтапный переход на профильное обучение школ России.

В МОУ «Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 2г. Кремёнки эта форма обучения стала использоваться с 2000-2001 учебного года, т.е. спервого года функционирования школы. Наиболее структурированным профильное обучение в школе стало с принятием нового Федерального базисного учебного плана 2004 года.

Одним из основных моментов при организации профильного обучения у нас является наличие социального заказа общества. С целью его изучения на стадии предпрофильной подготовки все её этапы сопровождает диагностика:

- «Изучение отношения к учебным предметам (методика: Г. Н. Казанцевой) ;

- «Жизненное и профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов средней школы»; (Авторы-составители: П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев) ;

Экспресс – метод определения типа мышления;

Данные российских учёных, психологов, а также результаты системной диагностики в нашей школе и многолетняя практика убедительно показывают нам, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в школьном образовании должны быть, созданы условия дляреализации, обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.

Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.) поддерживают меньше четверти наших старшеклассников.

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведённых Центром социологических исследований Минобразования России в 2002 году «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже) , начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжать учёбу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». По данным диагностики в нашей школе в конце 9-го класса 70-75% учащихся уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников (по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения) привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленныеподготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. По данным опроса наших старшеклассников и их родителей прежний характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных.

1.1. Тема, цель, задачи, ведущая идея опытно-экспериментальной работы.

Тема: «Профильное обучение и предпрофильная подготовка как средство повышения качества образования, развития способностей склонностей, интересов школьников, активизации их познавательной деятельности».

Цель: Совершенствовать систему профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда.

Задачи:

·Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов.

·Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников.

·Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями и потребностями.

·Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Самым значимым сегодня в образовании по концепции +ОНЕСКО считается «научиться жить вместе», «учиться познавать», «учиться делать», «учиться быть».

Ведущая идея: Современное образование должно ориентироваться на формирование жизненно важных компетентностей: самостоятельно учиться, повышать свою квалификацию или полностью переучиваться, быстро оценивать ситуацию и свои возможности, принимать решенияи нести за них ответственность, быть способнымбыстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда, нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью ихоптимизации.

Профильное обучение осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • Реализацияопережающей стратегии в организации профильного обучения (открытие профилей, востребованных на рынке труда в течение 5-10 лет) .
  • Соответствие ресурсного обеспечения предпрофильной и профильной подготовки её целям, задачам (наличие нормативно-правового, кадрового, программно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения) .
  • Преемственность между профильнойподготовкой и профильным обучением.
  • Развитие субъективности старшеклассников (осознанное определение учащимися профиля дальнейшего обучения, совместная разработка учащимися и педагогами индивидуальных образовательныхмаршрутов по освоению программ профильного обучения и предпрофильной подготовки) .
  • Рефлексия, конкретизация, коррекция индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

С 2000-2001 учебного года по настоящее время нашей школойапробированы различные формы реализации дифференциации и индивидуализации обучения старшеклассников:

2000-2001 уч.г. – 10 класс с углубленным изучением литературы.

2001-2002 уч.г. – 10 класс с углубленным изучением химии и биологии, литературы;11 класс- с углубленным изучением литературы.

В целях реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ от 18.07.2002 г. № 2783, в школе открываются профильные 10-е классы и продолжают функционировать 11-е классы, а именно:

2002-2003 уч. год – 10 класс – гуманитарный и естественно-математический;

11 класс – химико-биологический, гуманитарный;

2003-2004 уч. год – 11 класс – гуманитарный, естественно-математический.

2004-2005 уч. год – 10 класс – социально-экономический, филологический;

11 класс – гуманитарный.

2005-2006 уч. год- 10 класс – филологический, социально-экономический;

11 класс – филологический.

2006-2007 уч. год – 10 класс – филологический,

11 класс – филологический.

Реализация содержания выбранного учащимися профиля, мы предоставляем им возможность осваивать содержание из других профильных предметов, т.е. то, что для каждого из них интересно и важно. Такая возможность реализуется посредством разнообразных форм организации образовательного процесса: элективные курсы, факультативы,дистанционные курсы и т.д.

Элективные курсы – основной компонент профильного обучения, обеспечивающий вариативность его содержания. В 10-11 классахэлективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, превышает количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы, предложенные учащимися в 2006-2007 уч. году:

1. Новая литературная жизнь классического героя.

Актуальность педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков существенно возрастает на этапе завершения основной общеобразовательной школы, когда девятиклассники оказываются в ситуации важнейшего выбора в своей жизни. Этот выбор в значительной мере зависит от того, как организована предпрофильная подготовка учащихся в 8-9 классах.

Ведущей целью предпрофильной подготовки выступает формирование готовности выпускников основной школы к выбору последующей образовательной траектории.

Важное место в предпрофильной подготовке занимает дополнительное предметное обучение, которое может выступать в форме факультативов по комплексу образовательных областей. На первом этапе дополнительное предметное обучение может выполнять компенсирующую роль, заключающуюся в ликвидации имеющихся пробелов в предметном обучении школьников, на втором этапе предметные факультативы могут обеспечивать функцию развития, осуществляя дополнительную предметную подготовку учащихся для решения практических задач повышенного уровня в процессе проектной деятельности. Предполагается введение учащихся 9 классов в различные сферы практической деятельности и освоение приемов и операций, связанных с выполнением проектов в различных сферах практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда.

В период предпрофильной подготовки дополнительные образовательные программы, реализуемые в школе или в УДОД, могут представить широкий спектр образовательных услуг по разнообразным направлениям деятельности. Педагоги дополнительного образования активно помогают ребенку находить свой собственный путь. Совместно с ребенком и родителями они могут спроектировать индивидуальную образовательную программу с учетом предпрофильной подготовки (см. главу 2).

Важную роль дополнительное образование играет в системе профильного обучения, сущность которого составляет обеспечение образовательной деятельности в соответствии с интересами и способностями детей. При этом могут быть реализованы различные варианты профильного обучения:

  • - по учебным предметам;
  • - по направлениям обучения (гуманитарное, естественнонаучное, политехническое либо комплексное в разных вариантах);
  • - по уровням планируемого профессионального образования (начальное, среднее, высшее);
  • - по структуре обучения (соотношению теоретического и прикладного компонентов).

Ведущей целью профильного обучения является обеспечение готовности выпускников общеобразовательной школы к последующему профессиональному обучению.

Концепция профильного обучения предполагает изучение школьниками трех типов учебных предметов: базовых, профильных и элективных . Базовые учебные предметы составляют основу минимальной общеобразовательной подготовки учащихся на этапе полной средней школы. Профильные предметы - это учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне, которые изначально (селективно) связаны с данным профилем образовательной подготовки.

Элективные учебные предметы представляют собой обязательные компоненты обучения, которые реализуются по выбору ребенка. Согласно концепции профильного обучения элективные предметы могут быть нескольких типов: надпредметные - повышающие уровень изучения профильных дисциплин, межпредметные - расширяющие блок профильных предметов и практико- ориентированные прикладные дисциплины в различных сферах деятельности. Введение элективных предметов и способы их реализации определяют основные отличия профильного обучения от традиционной системы углубленной предметной подготовки школьников, существовавшей в отечественной школе в течение последних десятилетий.

Для реализации целей и задач профильного обучения на старшей ступени школы необходимо обеспечение многоуровневого обучения по дисциплинам учебного плана; создание целостной системы практико-ориентированного обучения школьников с учетом сфер профессиональной деятельности; психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности учащихся; комплексное использование ресурсов общего, дополнительного и профессионального образования.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение наиболее эффективно осуществляются с привлечением педагогических кадров дополнительного образования. Дополнительное образование развивает предпрофильную подготовку и профильное обучение и обеспечивает реализацию:

  • а) прикладных ориентационных курсов (разделов) предпро- фильной подготовки и профильного обучения;
  • б) практической предпрофессиональной подготовки.

Дополнительное образование является областью развития факультативной углубленной работы по учебным предметам, а также выступает организационной основой для системы социальных практик, профессиональной ориентации и воспитательной работы с учащейся молодежью на протяжении всего периода обучения в школе и профессиональном учебном заведении.

Учреждения дополнительного образования детей могут стать частью системы профильного обучения. При этом каждая из школ обеспечивает в полном объёме базовые общеобразовательные дисциплины и ту часть профильного обучения, которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. УДОД, в свою очередь, может выполнять роль «ресурсного центра», беря на себя разработку и проведение элективных курсов, помощь в профориентации и подготовке старшеклассников по выбранному профилю.

Согласно «Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», учреждения дополнительного образования должны составить вместе с общеобразовательными учреждениями в регионе разноуровневую и целостную систему, обеспечивающую образовательный путь ребёнка в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства страны.

В этой ситуации главная задача педагогических коллективов учреждений дополнительного образования - своевременно определить своё конкретное место и роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Каждое учебное заведение идёт по своему пути организации профильного обучения и неповторимо в силу региональной специфики, имеющихся материально-технической базы и кадрового потенциала, традиций учебного заведения и многих других факторов.

Анализ, проведенный А.В. Егоровой, в рамках реализации проекта «Разработка и апробация моделей профильного обучения, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), позволил увидеть, что для учреждений дополнительного образования про- филизация отечественной средней школы открывает новые возможности решения образовательных задач при всемерном использовании накопленного ими уникального опыта, кадрового потенциала и материальной базы. По ее мнению, функционирование модели профильного обучения на базе учреждения дополнительного образования детей исходит из следующих основных принципов’.

  • -обеспечение равного доступа к получению профильного обучения разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями не зависимо от их места жительства;
  • -совмещение общекультурной и профессионально- ориентирующей функции учреждения дополнительного образования детей;
  • -обеспечение возможности смены профиля в процессе обучения;
  • -предпрофильное обучение должно в качестве одной из задач включать подготовку учащихся к более осознанному выбору (готовности к выбору) направления профильной ориентации;
  • -профилирование не осуществляется с ориентацией на отдельные профессии (это функции учреждений профессионального образования), а обучение по профилю направлено на развитие интереса к будущей профессии;
  • -модель профильного обучения должна ориентироваться на потребности учащихся и их семей (как основных заказчиков образовательных услуг), на потребности рынка труда конкретного региона, на возможности самого образовательного учреждения.

В современном образовательном пространстве школа не может рассматривать себя в качестве монопольного источника информации и знаний. Учреждения дополнительного образования детей имеют огромный образовательный потенциал, в том числе и для осуществления индивидуально-личностного маршрута профильного обучения старшеклассников. Углубление в профиль достигается не только благодаря специфике содержания программ, но и за счет форм организации дсятельности, присущих только системе дополнительного образования. Могут быть организованы профильные отряды, творческие смены в загородныых лагерях, походы и экспедиции. Наличие подобных организационных форм работы, нетрадиционных для школьного образования, позволяет еще в большей степени сделать обучение практикоориентированным, способствует уверенному профессиональному самоопределению ребенка.

Системное профильное образование предполагает не только самоопределение в выборе и пробу сил в той или иной сфере деятельности, но и формирование конкретных представлений о том, где в будущем избранная профессия может быть востребована. При этом необходимо создавать условия для овладения подростками, стоящими перед профессиональным выбором, информацией о рынке вакансий, рейтинге профессий в инфраструктуре района и города, которая диктуется не только личным интересом, но и реальными социальными условиями.

Для осуществления идеи профильного обучения в учреждении дополнительного образования детей необходимо создание системы социально-педагогических условий совершенствования процесса программирования содержания дополнительного образования, механизмов реализации образовательных программ. Система условий должна включать в себя базовые методические учебные кабинеты; выставочную коллекцию образцов изделий декоративно-прикладного творчества, выполненных воспитанниками учреждения по направлениям изучаемых ремесел; собрание специальной и методической литературы, альбомов с фотографиями, выставочных экспозиций декоративно-прикладного творчества музеев, архитектуры, живописи; видеотеку записей собраний лучших коллекций мастеров декоративно-прикладного творчества различных музеев России и др. Кроме этого важно отметить особое значение развития библиотечного фонда образовательного учреждения. В библиотеке создаются условия для индивидуальной и групповой работы педагогов и детей, а также родителей.

В моделях профильного обучения в учреждении дополнительного образования детей должна прослеживаться социальная направленность образовательных программ на подготовку детей к проектированию индивидуального послешкольного маршрута, профессиональноценностному самоопределению. В основу положена реализация диагностирующих и регулирующих функций системы дополнительного образования и использования сс образовательного потенциала в процессе отбора и подготовки учащихся в комплексной системе допрофессионального образования. Для этого необходима эффективная интеграция учреждений дополнительного образования в социум, продуктивность сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного типа, а также широкое межведомственное сотрудничество с учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями региона.

Модель сети профильного обучения - это совокупность образовательных учреждений (общеобразовательных, учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального образования) и их социальных партнёров, осуществляющих предпрофильную и профильную подготовку различной направленности учащихся.

Сетевая модель профильного обучения позволяет учреждению обеспечить условия для профильной подготовки учащихся; создать условия для реализации сетевых проектов; вовлечь в учебный процесс наиболее опытных педагогов общего среднего и высшего профессионального образования; выстраивать индивидуальные образовательные траектории; повышать педагогам уровень квалификации; расширить научно-образовательное пространство для учащихся, привлекая разные образовательные учреждения, научные школы, широкий круг педагогов; обобщить опыт работы, создать на базе учреждения дополнительного образования детей научно-методический ресурсный центр и др.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) приобретает особую значимость в контексте выстраивания индивидуальной образовательной траектории, что обеспечивает ученику возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций). Документом, подтверждающим прохождение курсов по выбору (элективных курсов), может являться зачетная книжка обучающегося, которая вкладывается в портфолио.

Дополнительное образование является частью системы образования муниципальных округов и может взять на себя функции организации профильного обучения. На этой основе может проводиться работа по созданию комплексной системы профильного обучения старшеклассников городских и сельских школ.

Так, например, Ярославским педагогическим университетом совместно с коллективом ЦДЮТТ была разработана система допрофес- сиональной подготовки учащихся к получению педагогических профессий, связанных с практико-ориентированной деятельностью (учителя технологии, педагога дополнительного и профессионального образования и др.). В этой связи осуществлялась специализированная подготовка старшеклассников городских и сельских школ в системе дополнительного образования, способствующая профессиональному самоопределению молодежи. Для ее практической реализации было разработано содержание, организационное и учебно-методическое обеспечение, определена нормативная и кадровая основа работы ЯГПУ и ЦДЮТТ. Решением Департамента образования Ярославской области была открыта школа допрофессиональной подготовки (ШДП) специалистов сферы образования. Обучение рассчитано на трехгодичную специализированную предметную, технологическую, психологопедагогическую подготовку учащихся 9, 10 и 11 классов. Занятия проводятся по очно-заочной системе с месячной периодичностью, что позволяет осуществлять допрофессиональную подготовку учащихся как городских, так и сельских школ.

Контингент учащихся школы формируется в процессе практической работы в подразделениях дополнительного образования города и области. Занятия проводят педагоги дополнительного образования и высших учебных заведений города. Основная подготовка слушателей ШДП осуществляется в межсессионные периоды через школы и учреждения дополнительного образования по месту жительства. На период очных сессий слушатели ШДП прибывают в областной центр, где на базе ЦДЮТТ и учебных подразделений вузов проходят подготовку по теоретическим и практическим разделам обучения. По итогам выполнения учебных планов и программ производится итоговая аттестация слушателей с выдачей рекомендаций по дальнейшему профессиональному обучению.

Опыт работы свидетельствует, что значительная часть выпускников ШДП ежегодно поступает на педагогические специальности вузов и успешно завершает обучение. При этом многие молодые учителя одновременно с работой в школе продолжают трудиться в системе дополнительного образования. Проделанная работа показывает, что создание учебно-педагогических комплексов содействует решению стоящих проблем посредством концентрации и мобилизации материальных и образовательных ресурсов. Совместная работа учреждений общего, дополнительного и профессионального образования позволяет повысить эффективность отбора и профильной подготовки абитуриентов, доступность и адресность образовательных услуг, возможность предоставления специализированной подготовки учащимся как городской, так и сельской школы, повышения уровня их социальной защищенности.

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования/ Мин. образов. Российской Федерации; Рос. акад. образования. - М., 2002.

В организационном плане предпрофильное обучение осуществляется за счет вариативного компонента базисного учебного плана 7--9-х классов. Применяемый в массовой школе базисный учебный план в названных параллелях содержит 5 часов вариативного компонента, и по меньшей мере 2-3 часа из них быть без ущерба для общеобразовательной подготовки могут быть направлены на организацию модульных курсов по выбору учащихся. Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени является изменение положения об итоговой аттестации, с тем, чтобы учащийся основной школы сдавал выпускной экзамен по предметам, которые планирует изучать на профильном уровне в старшем звене.

Модульный подход, предусматривающий полугодовые относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии ряд ситуаций выбора предметов для изучения. Проделанные пробы помогают достаточно четко определиться с предстоящим профилем обучения и тем самым минимизировать переходы из одного профильного класса в другой на старшей ступени, целенаправленно наращивать подготовку по профильным предметам .

Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени занимают небольшое количество часов учебного плана и поэтому могут быть полностью разработаны и реализованы в форме проектной и исследовательской деятельности. При этом накопительная качественная оценка создаваемых учащимся продуктов в виде портфолио позволяет объективно судить о его способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.

В параллелях 8--9-х классов есть возможность, не выходя за рамки вариативного компонента, учесть индивидуальные запросы учащихся путем организации курсов по выбору возрастает с увеличением количества параллельных классов. Дополнительные возможности для создания различных вариантов курсов по выбору содержатся в создании групп не только на базе одной параллели, но и разновозрастных.

При этом предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору -- более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков».

Для организации предпрофильной подготовки и последующего перехода на профильное обучение органам местного самоуправления (муниципалитетам) рекомендуется провести следующую работу:

определить совокупность образовательных учреждений, в которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты [УПК], профессиональные училища [ПУ], профессиональные лицеи [ПЛ], колледжи, техникумы, образовательные учреждения системы дополнительного образования, высшие учебные заведения [ВУЗ]);

составить предварительный проект структуры и сети предстоящего профильного обучения в территории (профильные школы, классы, группы и др.) с учетом возможностей образовательной сети и выявленных ориентации школьников;

Существует мнение, что эффективность предпрофильной подготовки и рациональность использования возможностей вариативного компонента базисного учебного плана повышается, если 7-е классы вновь формируются на основе дифференциации учащихся по интересам и склонностям учащихся. Эта мысль в свое время высказывалась мной (см.: Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. -- Челябинск: Изд- во ЧГПИ «ФАКЕЛ», 1995) . Однако к ней необходимо относится осторожно, по крайней мере по двум причинам: а) трудности адекватной диагностики склонностей и способностей в данном возрасте, б) значимость системы межличностных отношений для старших подростков, разрушение которых может иметь непредсказуемые последствия.

организовать информационную работу в общеобразовательных учреждениях;

начать отработку различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (по типу взаимоотношений «школа -- школа», «школа -- УПК», «школа -- ПУ», «школа -- ПЛ», «школа -- колледж», «школа -- техникум», «школа -- ВУЗ»), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия.

Важно учитывать, что предпрофильная подготовка -- это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но и подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования. В условиях все более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе все более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в каждой территории. Иными словами, важно ориентировать выпускников основной школы не на статичную (нынешнюю) совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая будет динамично развиваться .

При этом необходимо подчеркнуть, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении учредитель принимает по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательного учреждения. Тем самым учредитель должен будет принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база), но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.

Курсы по выбору на предпрофильной ступени позволяют учащимся не только освоить саму технологию выбора курсов обучения, но и апробировать различное содержание с целью самоопределения. Однако для обеспечения успешного самоопределения подростков необходимо осуществлять предпрофильную подготовку комплексно: дополнить курсы по выбору системой мероприятий, направленных на самопознание (в частности, педагогическая и психологическая диагностика), развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность), ориентироваться в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаиимодействие учреждений при организации учебного процесса). Таким образом, для успешного решения стоящей перед основной школой задачи развития способности к социальному самоопределению учащихся, в 7-9-х классах необходимо простроить систему профориентационной работы, включающую педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Основная нагрузка при этом ложится на классных руководителей, однако координировать такую работу должны специалисты-психологи . В малом городе или сельской местности кадрово обеспечить профориентационную работу легче, если имеется не множество небольших основных школ в зоне транспортной доступности, а одна крупная школа « 7-9». В большом городе также эффективно с точки зрения использования кадровых ресурсов создавать возможно более крупные школы «7-9», отделенные от 1-6-х классов.

Выходные данные сборника:

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК КОМПОНЕНТА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Горбачёва Елена Юрьевна

заместитель директора по учебной и воспитательной работе

Гимназия ДГТУ при Донском Государственном Техническом университете

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Практически всеми ныне признается, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе .

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», одобренной Правительством России, где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

1) Переход на профильное обучение в старшей школе является серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования в целом, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников – как их комплексной подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-м классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, – причем совершенно конкретно, в отношении доступных ему образовательных учреждений, – осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности и принять ответственное решение.

2)Кроме того, важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу вопросов приема в профильные школы и классы. Это потребует изменения форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, перехода к более объективной «внешней», проводимой муниципальными (районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен сегодняшней «внутришкольной» формы итоговой аттестации.

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является “выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Задачи предпрофильного обучения:

·выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

·оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

·развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

·формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии .

Как отмечается в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» , для реализаци задач предпрофильной подготовки учащихся основной ступени общеобразовательной школы целесообразно использование «ресурсов дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов». Вместе с тем, образовательная практика последних лет, свидетельствует о возможности и значимости взаимодействия общего и дополнительного образования не только на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной школы, но и на этапе профильного обучения учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.

Подход, предполагающий реализацию профильной подготовки и профильного обучения на основе взаимодействия общего и дополнительного образования детей, органично создаёт наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся. Он позволяет поставить в центр работы профильную, а затем профессиональную ориентацию и при этом одинаково успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования. Интеграция базового и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогической практики.

Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются одними из центральных в системе профильного обучения и особенно предпрофильной подготовки. Задача дополнительного образования – помочь подросткам, юношам и девушкам сделать правильный жизненно-профессиональный выбор. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Именно дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопределения подрастающего поколения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных клубов, секций, кружков, они могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и учитывать интересы других. Школьное образование, ограниченное рамками классно-урочной системы, не позволяет приблизиться к полноценному решению обозначенных задач.

Другая существенная особенность дополнительного образования, востребованная в системе профильного обучения – высокая степень индивидуализации образовательного процесса. В отличие от основного образования законодательством об образовании не установлена обязательность получения детьми дополнительного образования. Отсутствие государственной регламентации обязанностей обучающихся получать дополнительное образование создает возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии с интересами, способностями и склонностями обучающихся и способствует их максимальному личностному развитию. Использование возможностей дополнительного образования на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения, таким образом, позволяет не только значительно увеличить число элективных курсов, профессиональных проб, социальных практик и др., но и значительно шире варьировать формы организации образовательного процесса, использовать потенциал внеклассного и внешкольного образовательного контекста.

Организация взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся должна быть приоритетно нацелена на решение следующих задач :

·создание условий для профильного и профессионального самоопределения учащихся, в том числе путём вовлечения образовательного потенциала внеклассной и внешкольной среды;

·обеспечение условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута учащегося;

·создание условий для реализации личностно ориентированного образовательного процесса;

·обеспечение более широких возможностей для формирования портфолио учащегося.

Образовательные программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, реализуемые на базе учреждений дополнительного образования детей, могут включать в себя, как правило, один или несколько из числа следующих содержательных компонентов:

1)учебные курсы:

·профильные учебные предметы (в настоящее время в практике учреждений дополнительного образования наиболее распространены предметы, соответствующие художественно-эстетическому, оборонно-спортивному и другим профилям «практической» направленности. Однако в последнее время учреждениями дополнительного образования, при наличии соответствующего кадрового, учебно-методического и аудиторно-лабораторного обеспечения, всё чаще предлагаются для реализации профили «академической» направленности, такие как социально-экономический);

·элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения (как правило, имеющие практико-ориентированную направленность);

2)психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся (диагностика, консультирование, тренинг, информационная работа с родителями и др.);

3)социальные практики, профессиональные пробы (на государственном предприятии или в коммерческой структуре);

4)проектная и исследовательская деятельность учащихся (в ряде случаев интегрируется с программами элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения), завершающиеся защитой продукта, подготовленного учащимся (реферат, практически значимый проект, исследовательский отчёт, творческая работа и др.).

Кроме того существует позитивный опыт международной сети продуктивных школ, который практически подтверждает, что организация проектной практики подростков на реальных рабочих местах повышает их мотивацию, стимулирует развитие разнообразных интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию. Главной при таком подходе становится не сдача зачетов и экзаменов за прослушанные общеобразовательные или профильные курсы, а комплексная оценка выполненных продуктов.

К сожалению, при итоговой аттестации выпускников основной школы в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения акцент делается на академические достижения и портфолио, а не на уровень социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения и продолжению обучения в старшей профильной школе и дальнейшей профессиональной карьере.

Принципы профильного обучения, являющиеся основанием для реализации целей, его задач и содержания, согласуются с принципами личностно-ориентированного образования и в то же время имеют свою специфику.

Принципы профильного обучения, кроме обычных «общеучебных» характеристик, таких как развивающий, деятельностный характер образования, вариативность, индивидуализация, должны включать и такие, как интеграция образовательного процесса с социумом.

Дифференциация профильного обучения нацелена на создание выбора возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка труда в компетентных кадрах .

Вариативность предпрофильной подготовки характеризуется многоуровневостью и вариативностью учебных планов, образовательных программ, содержания образования, использованием различных технологий, предоставления школьнику выбора свободно изучаемых дисциплин, смены видов деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс.

Интеграция профильного обучения с социумом должна обеспечивать через учебные задачи на каждом этапе обучения различные виды деятельности, социальные практики, социальные роли и должна способствовать самоопределению старшеклассников, приобретению ими социальных компетенций.

Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие в средней общеобразовательной школе предполагает использование личностно-деятельностного подхода. Он является приоритетным для профильного обучения. В основу разработки его моделей должно быть положено специальным образом структурированное содержание образования, поскольку профилизация обостряет проблемы преемственности образования на разных его этапах в средней школе, целостности и универсальности системы приобретаемых учащимися знаний, умений, навыков и способов деятельности.

В связи с этим необходимо предъявить следующие требования к модели профильного обучения как целостной концептуальной системе:

·выделение в качестве системообразующего фактора развитие высокого уровня образовательных потребностей с целью

·оптимального профессионального самоопределения личности ученика;

·обеспечение преемственности в содержании предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

·организация мониторинга качества образования на основе комплекса критериев, учитывающих федеральный и школьный компоненты образовательных стандартов, а также развитие социального и профессионального самоопределения личности;

·создание целостной образовательной среды, ориентированной на профессиональное самоопределение личности учащихся.

Приоритеты в развитии ключевых компетенций (интеллектуальной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностного самосовершенствования) определяются с учетом профиля обучения в школе. Структура этих компетенций, в которой выделяются знания, умения, навыки, ценностные ориентиры, мотивы деятельности и способы деятельности, раскрывает основные направления формирования образовательной среды школы, ориентированной на их развитие.

Первый шаг в создании такой среды заключается в выявлении возможностей каждой учебной дисциплины и путей их реализации в формировании данных компетенций. Это находит отражение и в учебных программах, в которых фиксируется базовый и профильный уровни развития соответствующих компетенций.

Следующий шаг – специальная организация внеучебной деятельности учащихся, способствующая их формированию в наиболее важных для профессионального самоопределения личности аспектах .

Кроме этого, компетенции существенно различаются по признаку их профильных или предпрофильных характеристик. Так, предпрофильная подготовка учащихся предполагает формирование общих компетенций, а профильное образование – специальных

Таким образом, обозначенные теоретические начала, положенные в основу организации профильного обучения, приводят к постановке перед образовательными учреждениями следующих задач:

·разработка концепции профильного обучения с учетом специфики образовательного учреждения;

·модернизация содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов и определение их школьного компонента (его базовой и профильной составляющей).

·создание технологии реализации личностно-деятельностного подхода в процессе профильного обучения;

·разработка моделей мониторинга качества образования для условий профильного обучения;

·формирование необходимой материально-технической базы;

·специальная подготовка педагогических кадров.

Профильная школа является институциональной формой реализации этой цели. Пока это основная форма. В перспективе возможно создание других форм, в том числе, выводящих реализацию стандартов и программ за стены общеобразовательного учреждения.

Профильная школа - это не разновидность гимназии или лицея, это не новое имя для школы с углубленным изучением ряда предметов, это не особый статус для общеобразовательной школы. Профильная школа - это не столько новое названиие, сколько иное качество образования, иной уровень доступности образования. Образования в двуедином смысле этого слова - процесс и результат.

Профиль представляет собой комбинацию базовых и профильных учебных предметов и элективных курсов.

Базовые предметы - это общеобразовательные предметы, обязательные для изучения всеми учащимися независимо от выбранного профиля, и по своему содержанию соответствующие требованиям единых общих экзаменов.

Профильные предметы - это учебные предметы, изучаемые углубленно или на повышенном уровне, их содержание соответствует профильным образовательным стандартам и требованиям единых профильных экзаменов (или единых экзаменов по выбору на повышенном уровне). Профильные предметы выбираются для изучения учащимися (не менее двух предметов) и являются для них обязательными, так как они определят специализацию каждого конкретного профиля обучения.

Элективные курсы - это обязательные предметы, также изучаемые учащимися по выбору и позволяющие:

·либо расширить представление учащихся в какой-либо образовательной области (например, курсы художественной направленности);

·либо подготовиться к сдаче выпускных экзаменов (например, курс подготовки к сдаче ЕГЭ по предмету);

·либо дополнительно углубить свои знания по избранному профильному предмету (например, курсы лабораторного практикума в естественно-научном профиле);

·либо изучить курсы исходя из своих инртересов (например, курс дополнительного иностранного языка).

Учащиеся, обучающиеся в одном и том же профильном классе, могут выбрать разные элективные курсы. По элективным курсам единые общие экзамены не проводятся .

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, и учитывая нормативы учебного времени каждое образовательное учреждение, а в принципе, и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе «в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носило массового характера), то теперь по окончании основной школы нормой становятся и переходы из школы в школу. Готовность к «академической мобильности» у выпускников 9-х классов должна существенно повыситься.

Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования.

Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и возможности реализации обучения на данном профиле. В жизни может возникнуть ситуация, когда профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в другом муниципальном округе (районе). Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Таким образом, исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

·умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;

·умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;

·готовность нести ответственность за сделанный выбор;

·высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, прикладывать усилия для получения качественного образования .

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что на современном этапе уделяется большое внимание профессиональной ориентации учащихся, наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является формирование самостоятельности, умения оценивать себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности и мобильности. В контексте организации предпрофильной подготовки и развития системы предпрофильного образования является интересным обучение учащихся оцениванию себя в контексте требований рынка труда и самостоятельному выстраиванию карьеры, активные формы и методы обучения, организация профессиональных проб и трудовых практик.

Список литературы:

1.Информационным письмом Минобразования России от 13.11.03 № 14-51-277/13-03 "Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования"//Профильная школа.-2003.-№3.-С.3-4.

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [электронный ресурс]// Сайт министерства образования РФ. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/min/pravo/276 - свободный.

3.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [электронный ресурс]// Профильное обучение в старшей школе . - Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=19 – свободный

4.Пинский А.А. «Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента»// Профильная школа.-№6.-С.29-33.

5.Приказ №2783 от18.07. 2003г. Москва. «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» //Народное образование. – 2002. – №9. – С.29-33.

6.«Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/ 2004 учебный год» (Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) [электронный ресурс]-Российский общеобразовательный портал. - Режим доступа: http://edu.of.ru/isiorao/default.asp- свободный

7.Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное обучение /Под ред. А.Ф.Киселева. – М.: Владос, 2001. – 511с.

8.Эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (2003-2004 учебный год) / Министерство образования РФ. – [М]:Б.и.,. – 49с.