Как романтизм проявляется в мцыри. Какие приметы романтизма есть в поэме мцыри

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем - и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глубоко оригинальный вариант романтической поэмы.
Мцыри - герой нового типа, во многом отличающийся от героев-романтиков, утвердившихся к этому времени в европейской литературе. Патетическая исповедь Мцыри обращена к «чернецу» - православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях» , проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута. Исповедь героя дается автором как бы в двойном обрамлении. Вначале Лермонтов говорит об истории присоединения Грузии к России и о благих последствиях этого союза: «И божья благодать сошла па Грузию!.. » Далее следует история юноши-горца, который воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств» , израненным и умирающим.
В своей исповеди герой предстает как независимая и духовно свободная личность. Его «могила не страшит» , он жаждет обрести жизнь, «полную тревог» , узнать радость борьбы, «обняться с бурей» . Это цельная, страстная натура:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть.. .
Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв» , познать и испытать себя, он мечтает
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
По типу сознания (духовная независимость, масштабность переживаний, стремление к свободе и т. д.) Мцыри относится к числу литературных персонажей, восходящих к байроновской традиции. Однако в лермонтовской поэме традиционные для «байронизма» мотивы одиночества, бегства героя от чуждого ему окружения, поиска идеальной страны получают убедительную психологическую мотивировку. Стремление Мцыри к свободе - не бунт разочарованного романтика-индивидуалиста. Его одиночество и тоска оправданы реальными жизненными обстоятельствами, ведь Мцыри - послушник поневоле, он вынужден жить среди чуждых ему по духу людей. Если монахи «лежали ниц» во время грозы, то Мцыри, напротив, «как брат, обняться с бурей был бы рад» ; ему чужды и христианское смирение, покорность судьбе, а потому он, с гордостью выслушав увещевания старика монаха, перед лицом смерти говорит: «...о прощенье не молю...» .
Стиль поэмы, безусловно, может быть назван романтическим. Речь героя эмоциональна, насыщена яркими метафорами (страсть «сожгла» душу Мцыри; вспоминая своих сестер, он видит «лучи их сладостных очей») , субъективно-оценочными эпитетами («ужасный час» , «невольный трепет» , «отрадный сон») . Вместе с тем Лермонтов широко использует и средства реалистического письма. В речи героя преобладают слова, точно и прямо описывающие предметный мир («прозрачная зелень» листов, «узкая тропа» , «сухой бурьян») .
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Вот так вот

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Люди помогите срочно.

Тест по произведению Мцыри М.Ю.Лермонтов

1. Укажите какой факт не относился к биографии М.Ю.Лермонтова
а) обучался в Мосскве в Благородном пансионе
б) был другом детства А.С.Пушкина
в) служил в лейб-гвардии Гусарском полку
г) учавствовал в Кавказкой войне

2.К какому литературному направлению можно отнести поэму?
А) сентиментализм
В) романтизм
Б) реализм
Г) классицизм

3. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь
В) барса
Б) Кавказ
Г) девушку-грузинку

4.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
В) Природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

5. В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
Б) тоска по воле
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

6. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
А) проявляется любовь автора к Кавказу
Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя
В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

7. В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование
Б) смирение, покаяние
В) грусть, размышления
Г) утверждение своей правоты

Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.

Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы

В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты».

Перед нами вырисовывается загадочная картина, к тому же Кавказ как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Необычный герой «Мцыри»

Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен. Проанализировав его, можно доказать, что поэма «Мцыри» романтическая.

О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).

Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Но откуда мог юноша, которому на момент повествования вряд ли есть двадцать лет, узнать о жизни на воле? Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.

Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Этот же максимализм отображается и в герое произведения Лермонтова. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».

Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на естественную. В монастыре Лермонтов (а вслед за ним и его герой) видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. И это темница не только для одного Мцыри, нет, образ можно рассматривать шире, как темницу земного бытия для вольного человеческого духа. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя, отметим, также весьма характерна для романизма.

Композиционное построение поэмы

Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.

Исходя из проведенного анализа, мы можем однозначно рассматривать «Мцыри» как романтическую поэму. В ней изображен нестандартный герой в нестандартных обстоятельствах, и все произведение в целом строится на изображении романтических переживаний Мцыри. А сильный, мятежный и страстный образ героя, созданного Лермонтовым, неизменно находит отклик у читателей.

Факты, описанные в данной статье, будут полезны ученикам 8 классов при написании сочинения на тему ««Мцыри» как романтическая поэма».

Тест по произведению

В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.

Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.

Урок: «Романтизм в русской литературе. Мцыри – романтический герой».

Цель: дать начальное представление о романтизме на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Задачи: развиваем навыки работы над материалом учебника и использование этого материала, применяя его к художественному произведению; учимся анализировать художественный текст; работаем над образом Мцыри, характеризуя как цельную, сильную натуру.

Работа начинается с чтения статьи учебника, раскрывающей основные черты романтизма как

Отвечаем на вопрос: почему поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» относится к романтизму как художественному направлению.

    Внимательно читаем статью «Начальное представление о романтизме», выписываем основные черты этого направления.

    Ощущение безграничной свободы (очарование личности, ставшей свободной) и невозможность осуществить свободу в реальной действительности (разочарование личности, не способной воспользоваться свободой для гармоничного расцвета).

    Конфликт между личностью и миром, в результате которого личность гибнет, оставаясь верной своим убеждениям.

    Основа конфликта – противоположные нравственные ценности.

    Герой – носитель истинно человеческого нравственного начала (красота одухотворенная, взгляд выразительный, глаза умные и проницательные, поведение необычное…).

    Романтический герой – выразитель авторского отношения к неудовлетворяющей и отвергаемой действительности.

    Мир контрастен, совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение. Романтик устремлен к миру – замыслу. Двоемирие - ещё одно противоречие.

    Природа – вольная стихия, неподвластная человеческому произволу. Природа – истинная сторона мира совершенного.

    Столкновение внешних событий – борьба добра и зла в душе героя.

    Контраст (антитеза) в изображении героя: венец творения – безвольная игрушка в руках судьбы, неподвластных ему сил, играющих его чувствами. Он жертва собственных страстей.

    Конкретизируются черты Мцыри как романтика в статье «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики». Раскрытию образа Мцыри как романтического героя помогают высказывания Д.Е.Максимова, В.И. Коровина. Здесь и «двуначалие», противоречивость образа, которое проявляется в сочетании физической хилости и «могучего духа», и высокая нравственность, и поиск пути к миру идеальному.

    В основе плана непосредственного анализа поэмы и романтического героя лежат эти статьи.

Как серна гор пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

Физическая слабость (последствия жизни в монастыре) и нравственная сила (наследие его отцов).

Контраст между личностью и миром

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Мир воспринимает природу как среду, чуждую человеку, а Мцыри чувствует в ней близкую ему, сильную, неподвластную миру душу. Мир труслив, Мцыри отважен. Покорность для героя – форма протеста.

Романтик устремлён к миру - замыслу

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы…

И гордый, непреклонный взор,

И молодых моих сестёр…

Лучи их сладостных очей

И звук их песен и речей…

Мцыри – «естественный» человек. Он лишен любви, которая сохранилась в воспоминаниях, лишен возможности быть таким, каким должен был стать. Внутренние силы побуждают к действию, а монашеский быт подавляет их. Лишь свобода, воля, родина способны сделать его счастливым.

Природа – вольная стихия, неподвластная человеческому произволу.

Ты хочешь, что видел я

На воле? – Пышные поля, …

Кругом меня цвёл Божий сад:

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз…

Природа - та реальность, к которой стремится Мцыри. Тот идеальный мир. Деревья сравниваются с братьями «в пляске круговой», тёмные скалы «жаждут встречи каждый миг», Облака, будто «белый караван» направлялись на родину. Природа живая, её думы, жизнь понятны Мцыри и близки, поэтому так радостно-восторженно он принимает её. Родина и природа сливаются, но природа ещё не признаёт его своим. Чтобы стать своим, нужно стать равным зверю.

Он жертва собственных страстей.

И мрак очей был так глубок, Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои смутились…

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы…

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник…

Мцыри очарован молодой грузинкой, жажда борьбы и крови привела к схватке с барсом, в поисках свободы он понимает, что заблудился. Герой обнажает внутренние силы и, растратив их, погибает. Нет той среды, которая бы эти силы не только отнимала, но и возвращала.

Таким образом, Мцыри – романтический герой. И непримиримость с окружающим миром, и стремление к своему идеальному, вольному чужому для всех миру, и способность любить, возможность понимать, чувствовать природу, умение слиться с ней – всё это делает его особенным образ героя. Даже сама гибель, нежелание дальше жить в неволе – черта, свойственная необыкновенному человеку.

Для романтизма XIX в. в русской литературе характер­но описание внутреннего мира человека с его страстя­ми, глубокими чувствами и переживаниями. Главный конфликт - личность и общество.

Для романтизма характерно так называемое двоемирие: обыденному, безрадостному миру окружающей героя действительности, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным, противопоставляется мир иде­альный, мир грез, мир свободы и приключений, в кото­рый герой бежит в надежде обрести свою истинную сущ­ность, наполнить смыслом своё существование.

Русские романтики в своих произведениях часто обраща­лись к теме Кавказа, который выступал для них симво­лом вольности и противопоставлялся душным столицам. М. Ю. Лермонтов продолжает традиции пушкинских кавказских поэм.

Написанная в 1839 г. поэма «Мцыри» является образ­цом романтической поэмы в русской литературе: герой, композиция, тематическое и идейное содержа­ние поэмы отражают черты именно этого направления.

Изначально поэма называлась не «Мцыри», а «Бэри», с примечанием «по-грузински монах», и имела другой эпиграф:«Оn n’a qu’unе seule patrle» («У каждого есть только одно отечество»)

Образы поэмы следует трактовать как романтические образы-символы, в которых отражается идея романти­ческого двоемирия:

  • монастырь - символ тюрьмы;
  • келья - темница земного бытия;
  • бегство - порыв к воле;
  • Мцыри - сильная личность;
  • южный край - романтическая свобода;
  • смерть - соединение с природой.

Романтический конфликт задаётся исключительностью пер­сонажа, о котором В. Г. Белинский писал: «Что за могучий дух, что за исполинская натура этот Мцыри».

Романтизм проявляется и на композиционном уровне:

  • Отсутствие подробного рассказа о жизни главного ге­роя в монастыре.
  • Концентрация внимания на внутреннем мире Мцыри, на его переживаниях. При этом отсутствие собственно­го имени делает героя универсальным, обобщённым.
  • Описание важных, судьбоносных моментов, подробное описание героических эпизодов, в которых проявля­ются черты исключительной личности героя.
  • Чёткий конфликт добра и зла (идеалы юноши и сила, обстоятельства, мешающие реализации планов).
  • Форма исповеди - самый удобный способ раскры­тия деталей.
  • Неприспособленность героя к жизни в обычных усло­виях.
  • Смерть как освобождение.

Образ Мцыри окутан тайной: его происхождение не­известно, он оказывается чужим в мире отказавших­ся от мирских страстей монахов. В нём бурлит жажда жизни, но тело его слабо, и испытание свободой он не выдерживает.

Судьба героя глубоко трагична: одинокий, он не находит себе места среди людей, его заветная мечта обрести друга, родст­венную душу умира­ет вместе с ним.

«В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте.»

В. Г. Белинский написал о поэме: «Мцыри - любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии его собствен­ной личности, во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».