Что значит быть дворянином в представлении журдена. Образ и характеристика журдена в рассказе мещанин во дворянстве мольера сочинение

«Мещанин во дворянстве» - комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.

История создания

Осенью 1669 года Париж посетили послы султана Оттоманской порты. Турков встречали особо помпезно. Но украшения, эффектная встреча и роскошные апартаменты не удивили гостей. Более того, делегация заявила о том, что прием был скуден. Вскоре оказалось, что посетили палац не послы, а самозванцы.

Впрочем, обиженный король Людовик все же потребовал у Мольера создать произведение, где бы высмеивались помпезные турецкие обычаи и специфические нравы восточной культуры. Понадобилось всего 10 репетиций и королю была продемонстрирована пьеса «Турецкая церемония». Спустя месяц в 1670 году в конце ноября спектакль презентовали в Пале-Рояль.

Однако, талантливый драматург спустя некоторое время кардинально трансформировал первоначальную пьесу. Кроме сатиры на турецкие обычаи, он дополнил произведение размышлениями на тему современных нравов дворян.

Анализ произведения

Сюжет

Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.

Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся. Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары. Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.

Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.

Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.

Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.

Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.

Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан - переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.

Характеристика главных героев

Журден - главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Дорант

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза

Маркиза Доримена - вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные

Люсиль и Клеонт - люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.

Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.

Комедия отличается особо продуманным и четким строением: 5 действий, как того и требуют каноны классицизма. Одно действие не перерывается второстепенными линиями. Мольер вводит в драматическое произведение балет. Это нарушает требования классицизма.

Тема - свихнутость господина Журдена на дворянских титулах и благородстве. Автор критикует в своем произведении аристократический лад, унижение буржуазии перед классом, который якобы господствует.

В 1670 году написал комедию-балет "Мещанин во дворянстве" Мольер. Краткое содержание и характеристика главных героев произведения представлены в этой статье. Начнем с краткого содержания.

Журден решает стать дворянином

У одного господина, почетного буржуа, казалось бы, есть все, что можно пожелать, - деньги, здоровье, семья. Однако ему вздумалось сделаться знатным господином. "Как зовут главного героя?" - спросите вы. Господин Журден. Именно он, главный герой произведения, начинает погоню за аристократизмом. Для этого он нанимает учителей, портных, которые должны сделать из него дворянина. При этом каждый из них хочет обжулить Журдена, говоря непомерные комплименты его образованности, таланту и вкусу.

Занятия Журдена из комедии "Мещанин во дворянстве" (Мольер)

Краткое содержание его занятий следующее. Автор описывает, как Жюльен предлагает присутствующим оценить его экстравагантный халат. Восхищениям учителей, конечно же, нет предела, ведь от того, какую оценку дать вкусу хозяина, зависит количество полученных им от него денег. Все приглашают Журдена заняться танцами и музицированием - тем, чем занимаются знатные господа. Танцор принимается обучать менуэту мещанина, а музыкант настаивает на необходимости еженедельных домашних концертов.

Однако изящные телодвижения главного героя прерывает учитель фехтования. Он говорит, что именно его предмет является наукой наук. Учителя, увлекшись спором, дошли до рукоприкладства. Преподаватель философии, подошедший чуть позже, попытался по просьбе Журдена помирить дерущихся. Однако едва он посоветовал всем заняться философией - важнейшей из наук, как сам оказался втянутым в драку.

Философ, изрядно потрепанный, все-таки приступил к своему уроку. Однако мещанин отказался заниматься логикой и этикой. Тогда преподаватель начал говорить о произношении, и это вызвало детскую радость Журдена. Его восторг от открытия того факта, что он говорит прозой, оказался поистине велик. Не удалась попытка улучшить текст записки, адресованный даме сердца. Буржуа решил оставить свой вариант, посчитав его самым лучшим.

Новый костюм и неудачные попытки произвести впечатление

Важнее всех наук оказался пришедший портной, и философ был вынужден ретироваться. Журдену сшили новый костюм по последней моде. Щедро приправленный лестью ("ваша светлость"), он существенно опустошил кошелек Журдена.

Его трезвомыслящая супруга высказалась решительно против прогулки своего мужа по парижским улицам, так как он и без этого сделался посмешищем в городе. Не принесло успеха стремление впечатлить служанку и жену плодами обучения. Николь спокойно произнесла "у", а затем без всяких правил уколола шпагой своего хозяина.

Визит графа Доранта

Продолжаем пересказ. "Мещанин во дворянстве" - произведение, в котором далее описывается визит графа Доранта, нового "друга" Журдена. Это лжец и промотавшийся плут. Зайдя в гостиную, граф заметил, что говорил в королевских покоях о хозяине дома. Дорант уже занял 15800 ливров у доверчивого буржуа и сейчас пришел для того, чтобы занять еще 2000. Он решает в благодарность за это наладить амурные дела своего "друга" с маркизой Дорименой - женщиной, ради которой устраивается званый обед.

Неудачное сватовство и идея Ковьеля

Жену мещанина беспокоит судьба ее дочери. Дело в том, что руки девушки просит юноша Клеонт, которому Люсиль отвечает взаимностью. Николь (служанка) приводит к Журдену жениха. Тот видит дочь либо герцогиней, либо маркизой, потому отказывает юноше. Клеонт в отчаянии, однако Ковьель, его проворный слуга, который, кстати, претендует на руку Николь, вызывается помочь своему хозяину. Он задумывает что-то такое, что приведет несговорчивого мещанина к согласию на брак.

Ублажение маркизы

Входят Дорант и Доримена. Граф приводит в дом Журдена овдовевшую маркизу вовсе не для ублажения доверчивого мещанина. Он давно ухлестывает за ней, и ему на руку безумные траты ополоумевшего Журдена, которые он приписывает себе.

Маркиза с удовольствием садится за роскошный стол и кушает изысканные блюда под комплименты Журдена, этого странноватого мужчины. Появившаяся хозяйка дома нарушает благолепную обстановку своим гневом. Супруг уверяет ее, что это граф дает обед. Однако госпожа Журден своему мужу не верит. Обиженная обвинениями, пущенными хозяйкой дома в свой адрес, Доримена, а вместе с ней и Дорант, решают покинуть дом.

Посвящение в "мамамуши"

О чем же далее рассказывает в комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер? Краткое содержание поможет вам вспомнить или узнать о том, что произошло после ухода Доримены и Доранта. В доме появляется новый гость. Это переодетый Ковьель. Он рассказывает о том, что отец Журдена якобы был настоящим дворянином, а не купцом. После этого заявления он может смело вешать лапшу на уши мещанина. Ковьель рассказывает о том, что в столицу приехал сын турецкого султана. Увидев Люсиль, он обезумел от любви и непременно хочет жениться на этой девушке. Однако перед этим он жаждет посвятить в "мамамуши" (турецкого дворянина) своего будущего тестя.

Переодетый Клеонт выступает сыном турецкого султана. Он говорит на тарабарском языке, а Ковьель переводит его на французский. Это сопровождается песнями, танцами, турецкой музыкой. Согласно ритуалу, будущего "мамамуши" избивают палками.

Финал

Какой же финал приготовил читателю произведения "Мещанин во дворянстве" Мольер? Краткое содержание его постараемся изложить кратко, не упустив при этом главного. Доримена и Дорант возвращаются в дом. Они серьезно поздравляют мещанина с полученным им высоким титулом. "Дворянину" хочется поскорее выдать свою дочь замуж за сына турецкого султана. Узнав переодетого возлюбленного в шуте-турке, Люсиль покорно соглашается выполнить волю отца. Ковьель шепотом вводит госпожу Журден в суть дела, и после этого та сменяет гнев на милость. Получено благословение отца. Гонца посылают за нотариусом. Его услугами также решили воспользоваться Доримена и Дорант. В ожидании представителя закона, необходимого для регистрации браков, гости смотрят балет, который поставил учитель танцев.

Требования эпохи и новаторство, которое осуществил Жан Батист Мольер

"Мещанин во дворянстве" - произведение, которое было написано в 17 веке. Это была эпоха, которая требовала соблюдения триединства действия, места и времени. Им строго следовала классическая литература того времени. Кроме того, жанры делились на "низкие" (комедии) и "высокие" (трагедии). Классическая литература должна была следовать в изображении героев следующему правилу: каждый из них полностью освещал то или иное свойство характера (отрицательное или положительное), которое либо высмеивалось, либо возводилось в добродетель.

Однако Мольер, соблюдая в основных чертах требования, предъявляемые эпохой, шагнул в реализм. Отступая от образцов классики литературы того времени, он в лице Журдена высмеял огромную прослойку населявших города разбогатевших буржуа, которые рвались в высшие классы общества. Для того, чтобы подчеркнуть, насколько нелепыми и смешными бывают эти норовящие сесть в чужие сани выскочки, сатирик создал комедию-балет, совершенно новый жанр. Как и некоторые другие классики литературы (Пушкин, Гоголь и др.), он выступает новатором формы.

Эпизод из жизни Людовика XIV, ставший основой комедии

Мольер написал "Мещанина во дворянстве" для Людовика XIV, французского короля, который был сильно уязвлен репликой турецкого посла о том, что конь султана украшен намного наряднее и богаче, чем конь короля. Издевательское и глупое посвящение Журдена в "мамамуши", пляски танцоров, ряженных под турок, - все это вызывает смех над тем, что делает тщеславие с человеком, в какого глупца оно его превращает. В особенности оно уродливо там, где надеятся на накопленные богатства. На деле никакие капиталы не вытеснят с первых ролей знатность рода и урожденную аристократичность. Это то, что хотел показать Мольер ("Мещанин во дворянстве"). Герои, изображенные им, служат раскрытию этой мысли.

Образ Журдена

На его тщеславном стремлении выбиться в дворянское сословие наживаются не только лжеучителя, которые уверяют главного героя в его успехах в обучении, но также и Дорант, хитрый и корыстный граф, который занял у мещанина, ослепленного своим желанием, солидные суммы и не намерен их возвращать. Журден, который считает, что он обязан иметь даму сердца, дарит маркизе Доримене через Доранта бриллиант. Доримена же полагает, что это подарок графа. И именно графу она приписывает балетное представление и изысканный обед.

В особенности смешон в неудобных, но положенных якобы дворянину костюмах этот "мещанин во дворянстве". Главные герои смеются над ним, но не только они: и служанка, и учителя, и все окружающие. Кульминацией становится посвящение в "мамамуши", разыгранное Ковьелем, слугой Журдена, переодевшимся в турка. Новоиспеченный "мамамуши" на радостях не может отказать "сыну турецкого султана". Он соглашается на брак своей дочери, а также на брак слуг.

Купец, расчетливый и энергичный, ловкий и умный, как будто потерял все эти качества тогда, когда решил добыть себе дворянство. Нам становится его поневоле жаль, когда ему приходится отбиваться от насмешек и он объясняет, что к титулу стремится ради своей дочери. Практически не образованный, много в жизни трудившийся, но не имевший возможности постигать науки, мещанин осознал убожество собственной жизни и решил обеспечить для своей дочери лучшее будущее. Это старание, однако, не принесло добра ни ей, ни самому Журдену. Девушка едва не разлучилась со своим возлюбленным. Тщеславие - плохой помощник в желании улучшить свое положение в обществе.

Жена Журдена

Жена Журдена всегда вызывает у читателя положительный отзыв. "Мещанин во дворянстве" - это произведение, в котором в ее лице изображена истинная представительница дворянства. Это практичная, здравомыслящая женщина, имеющая чувство собственного достоинства. Всеми своими силами она старается противостоять мании своего супруга. Все ее действия направлены на то, чтобы выгнать непрошенных гостей, которые живут за счет Журдена и используют в своих целях его тщеславие и доверчивость. В отличие от мужа, к дворянскому званию она почтения не питает и предпочитает выдать свою дочь замуж за простого человека, который не стал бы свысока смотреть на ее мещанскую родню.

Дворянство в комедии

Дворянство в комедии представлено двумя персонажами: маркизой Дорименой и графом Дорантом. Последний имеет подкупающую внешность, изысканные манеры, благородное происхождение. Однако при этом он является мошенником, нищим авантюристом, готовым ради денег на любую подлость, не исключая и сводничество. Он называет господина Журдена любезным другом. Этот человек готов хвалить его внешний вид, манеры. Дорант "признается", что очень хотел увидеться с Журденом. Затем, подкупив его грубой лестью, он просит взаймы еще денег. Действуя при этом как тонкий психолог, Дорант отмечает, что ему с радостью дали бы взаймы множество людей, но он боялся обидеть Журдена, попросив у кого-нибудь другого. Этот разговор слышит жена мещанина, поэтому здесь не раскрываются истинные причины, породившие странную дружбу Журдена и Доранта. Наедине с мещанином граф сообщает, что к его подарку маркиза отнеслась благосклонно. Сразу же выясняется, что Журден старается быть похожим на дворянина не только обхождением и манерами, но и "страстью" к маркизе, пытается подарками привлечь ее внимание. Однако граф также влюблен в Доримену и использует средства Журдена, его доверчивость и глупость для того, чтобы добиться благосклонности маркизы.

Итак, в общих чертах раскрыта интересующая нас тема. "Мещанин во дворянстве" - это произведение, анализировать которое можно и более подробно. На основании изложенной информации и оригинала комедии вы можете сделать это самостоятельно. Открывать для себя особенности художественных произведений всегда интересно.

Главным героем комедии является господин Журден. Он богат, но вот его род его смущает, ему противно его происхождение. Журден имеет огромное желание входить в круг высшего общества. Его мнение по поводу того, что деньги решают все можно назвать ошибочным. Журден уверен в том, что средства решат вопрос любви, титулов, знаний и других вопросов. Главный герой безграмотен и не образован. Поэтому люди только делают вид, что он умен и образован, на самом деле им нужны только его деньги. Журден очень наивен и его вводят в обман практически все люди. Ему льстят и говорят комплименты и на этом фоне обманывают и учителя и портные.

Персонаж выглядит очень смешно особенно в тех ситуациях, когда проявляется его желание превратиться в аристократа. Автор комедии дает понять, что главный герой своим стремлением опустошает свою душу от хороших задатков. Если взять, в общем, то главный герой не дурак, ему удалось воспользоваться деньгами отца и к тому же умножить его. Так же Журдену хватает интеллекта, чтоб понять, что его обманывают учителя, они дают ему неправильные истины. Истины данные ему учителями, только сковывают его и не дают развиваться в правильном направлении. Журден часто становится поводом для насмешек. Даже его прислуга при его виде не в состоянии сдержаться, чтоб не засмеются. Герой это замечает, но для него это не важно, ведь у него есть цель, которая не только делает его посмешищем, но и подвергает опасности окружающих.

Для его окружения, которое никак не влияет на его будущий, по его мнению, успех в высшем обществе, Журден становится опасным. Его жена может попасть под горячую руку, и Журден начинает ее оскорблять и обманывать. Слуги также становятся жертвами плохого обращения и унижений. Даже дочь является лишь этапом, который может помочь Журдену добиться своего. Счастье его дочки под большой опасностью, но это не важно, важно получить звание аристократа.

Автор пьесы при всей доброте и отзывчивости Журдена, все же преподносит его как грубого, циничного и безграмотного человека. Конечно, герой вызывает смех, но как же можно его презирать за это? Автор в основном старался высмеять аристократов. Каким бы не был герой, он до последнего придерживается своей линии жизни, он не меняет свои суждения. В итоге про Журдена можно сказать, что он слишком избалован роскошной жизнью и ему скучно. Он занимается совершенно ненужным занятием.

Сочинение про Журдена

Главным персонажем творения «Мещанин во дворянство» является господин Журден. Журден – это богатейший человек, который тщательно скрывает свое происхождение. Его плохое происхождение мешало ему попасть в светское общество.

Герой полагал, что деньги правят всем и на них можно приобрести все вплоть до любви и дворянского воспитания. За свои деньги герой нанял многочисленное количество преподавателей, которые начали его учить поведению аристократов и определенным наукам. Во время обучения герою получилось разоблачить недостатки и невежество людей из высшего общества. Герой не обладал особыми знаниями и поэтому он стал жертвой обманщиков. Журдена обманывали все от простых преподавателей до портного.

Стремление стать дворянином сделало из Журдена настоящее посмешище. Автор показал, что благодаря порокам люди могут забыть о своих хороших задатках. Увлечения стали смыслом жизни для героя. Журден обладал особым умом, который помог ему преумножить отцовское состояние. Он знал, что портной его обманывает, и при этом не стал ему перечить. Поскольку герой сильно хотел стать аристократом. Также Журден знал, что учителя не обучают его ничему. Тем не менее, желание стать дворянином было сильнее его разума.

Над Журденом все смеялись. Его супруга старалась отговорить супруга от замысла. Портной Дорант притворялся другом, хотя в душе ненавидел его. Герой стал посмешищем даже перед своими слугами. Причиной смеха являлся нелепый наряд Журдена. Его стремление пробиться в ряды дворян становится опасным для окружающих людей. Он стал обманывать и постоянно унижать супругу. Также стал плохо обращаться со слугами. Он даже решил пожертвовать счастьем дочери ради того, чтобы стать аристократом.

В произведении автор описал Журдена как грубого и необразованного человека. Одновременно герой был наивным, искренним и добродушным человеком. После изучения определенных наук герой начал изъясняться прозой. Каждое его открытие и действие вызывало только смех. В пьесе автор посмеялся над аристократами и направил острие сатиры против них. Несмотря на сильное желание попасть в высшее общество, Журден всегда оставался искренним человеком в отличие от Доримена и Доранта, которые не имеют совести и чести. Журден является добрым и состоятельным человеком, который нашел себе ненужное увлечение.

Несколько интересных сочинений

    В современном обществе остается все меньше и меньше людей, которым присуще такое качество, как доброта. Люди стали безразличными и равнодушными к чужим бедам.

    У меня есть домашний питомец. Это кошка по имени Машка. Она появилась у нас когда я ходил еще в детский садик. Сейчас Маше 7 лет, но несмотря на свой возраст, она как и раньше очень любит побегать и поиграть.

  • Сочинение Тургеневская девушка в Асе Тургенева

    Главная героиня повести «Ася» дана через восприятие Н.Н, с которым девушка познакомилась в Германии и которого полюбила взаимно. Однако, любовь не принесла им счастья, так как Н.Н не мог отдаться этой любви

  • Наша жизнь состоит из контрастов, в ней присутствует как хорошее, так и плохое. Но нередко хорошее на первый взгляд на деле оказывается плохим. Речь идёт именно о вредных привычках.

  • Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

    Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

Перша моя зустріч з фатьяновцами сталася в перше ж літо самостійних моїх розкопок на озері Неро перед Ростовом Великим.

Те літо було грозовим і спекотним. Ранок починався синявою безхмарного неба, вогкою свіжістю дерев і трави, вологим диханням озера, в якому відбивалися біло-рожеві стіни ростовського кремля з його вежами і куполами і зелені, купчасті верби на низькому болотистому березі. Але до полудня над безлесыми пагорбами, оточуючими приозерную улоговину, вспухали жовто-рожеві грозові хмари. Вони росли, з"єднувалися, наливалися темною синню, і незабаром на місто, на озеро, на навколишні поля в сяйві і гуркоті падали важкі грозові зливи...

Літо «дощу навпіл з сонцем» пам"ятне мені з багатьох причин. Старий ростовський кремль, тоді ще тільки відновлюваний після урагану 1954 року, старий, пустельний, ще не відкритий туристами, був казковим замком для мене і двох моїх супутників, являвших собою весь наявний склад експедиції. Тихе, провінційне, доброзичливий і затишне місто розкривав перед нами неквапливий побут російської провінції, як би зв"язує сьогодення з минулим.Зрештою, то було літо дійсних відкриттів, перше в низці розвідок та розкопок, відзначило початок тієї книги, яку я продовжую писати на цих сторінках,- книги про минуле людини і природи.

Крім розкопок на острові перед містом, ми мали обстежити і описати вже відомі місця поселень стародавньої людини. У музеї збереглися звіти їх першовідкривачів, місцевих краєзнавців і професійних археологів, і, дотримуючись їхнім описам, я проходив своєрідну школу, відшукуючи сліди роботи своїх попередників і звіряючи їх оцінки зі своїми. Повертаючись увечері в канцелярію музею, надану для ночівлі, ми розбирали денні знахідки, мили їх, описували, а перед сном бродили по переходах кріпосних стін, переймаючись нічним спокоєм ростовської старовини.

Одного вечора, повернувшись в музей, я виявив на підвіконні, заваленому нашими пакетами з знахідками, невеликий глиняний горщик з круглим дном і невисокою вертикальної шийкою. Поруч з ним лежали кістяне вістря, схоже на стилет, і кочедык, за допомогою якого з лика і берести плели на Півночі (та й зараз плетуть) постоли, кошелі, пестери та інше господарське начиння. Як випливало з доданої записки, ці речі приніс у музей шофер, возив гравій для дорожніх робіт з кар"єру, розташованого кілометрах в двадцяти п"яти від міста. За його словами, в гравії були і людські кістки.

В ряду відкриттів того літа це була ще одна удача, про яку я міг тільки мріяти. Переді мною лежали речі з поховання фатьяновской культури - одного з найцікавіших і загадкових явищ стародавньої історії Східної Європи.

Фат"янівська культура, яка отримала свою назву за першим раскопанному могильнику біля села Фатьяново в Ярославській області, відома археологам вже більше ста років. За цей час було відкрито і досліджено декілька десятків могильників, сотні поховань, систематизовано та видано величезний матеріал, написано багато статей і книг, але ореол загадковості від цього не зменшився.

Археологам до цих пір не вдалося знайти поселень цих людей.

Є могильники, але немає поселень, - значить, фат"янівці були кочівниками? Так і був спочатку вирішено «фат"янівське питання»... до тих пір, поки не звернули увагу на господарство цих людей, про який можна було судити по знахідках в похованнях.

Фатьяновские могильники займають високі пагорби серед сучасних полів,- пагорби, складені гравієм і залишками морени. Тут, не зазначені якими-небудь надмогильними спорудами, насипами або каменями, в глибоких прямокутних ямах, викопаних в шарах гравійного піску, лежать скелети фат"янівців: на боці або на спині, але завжди в скорченому положенні - з зігнутими в колінах ногами і з руками, піднятими до обличчя.Навколо них стоять прекрасною вичинки глиняні судини - кулясті, сплощені, з вертикальним віночком, вкриті майже поліруванням, поверх якої нанесений тонкий, надзвичайно витончений візерунок, схожий з візерунком плетіння або тканини.

Разом із судинами біля скелетів лежать кістяні знаряддя: долота, кочедыки, лощила, кинджали - і різні прикраси: молоточкоподібні шпильки, підвіски із зубів тварин, намиста з трубчастих кісток птахів. Тут же кам"яні знаряддя: наконечники стріл і списів, ножі, скребки, шліфувальні плити, але головне - сокири.Їх два види, і обидва вони найкраще малюють обличчя цієї культури: сверлениє бойові сокири з важких кристалічних порід, що нагадують томагавки північноамериканських індіанців, тільки більш масивні, і плоскі шліфовані робочі сокири з кременю, вставлявшиеся в кістяні або дерев"яні муфти, сполучені з рукояткою.

Вже предмети, знайдені в першому могильник цієї культури, показали, що фат"янівці були знайомі з металом, і не просто знайомі, але прямо займалися плавкою і литтям. Поряд з мідними прикрасами: підвісками, браслетами, перснями, пронизками для намист,- в їх похованнях лежать бронзові сокири, списи і ливарні форми, в яких відливалися ці металеві предмети.

Не менш важливо, що фат"янівці, як то з достовірністю встановлено, були тваринниками. Кістки домашніх тварин - свиней, овець, кіз,- знайдені в могилах фат"янівців, залишилися від шматків заупокійної їжі, покладеної при похованні. З кісток корів і коней були виготовлені деякі кістяні знаряддя фат"янівців, а з їх зубів - підвіски до ожерельям. Такі знахідки дозволили досить точно представити не тільки склад, але і структуру фатьяновского стада.

Посилення загадковості фат"янівців сприяло і те обставина, що при найближчому розгляді фат"янівці виявилися лише невеликим і самим східним відгалуженням мегакультуры «бойових сокир», названої так, як я вже писав, найбільш характерному предмету, встреченному в комплексах усіх без виключення цих споріднених культур, - кам"яного шліфованого сокири з просвердленим отвором для рукоятки.

«Родичі» фат"янівців, як з"ясувалося, добре відомі на теренах усієї Східної і Північної Європи - Швеції, Фінляндії, Данії, Німеччини, Польщі, Чехословаччини, в Прибалтиці, де крім могильників цих людей вивчені їх поселення з великими будинками, загонами для худоби, коморами і оточуючими селища полями. Ці люди будували свої житла на землі з жердин і колів, переплітаючи їх гілками і обмазуючи зверху глиною,- зовсім так, як будували колись українські мазанки.Археологами проведені детальні дослідження цих культур, вивчено їх господарство, культурні та торговельні зв"язки з сусідами, з"ясовано природні умови, вигляд людей, нарешті, уточнено хронологія - основа основ, без якої дослідник минулого виявляється безпомічним у своїй роботі. Але все це там, в більш західних областях Східної Європи...

Тут же єдиною ниточкою в руках археолога, який намагався розібратися в загадці фат"янівців, виявлялися виготовлені ними предмети, знайдені на стійбища лісових мисливців. При розкопках у різних місцях дослідники знаходили черепки фатьяновских судин, фатьяновские сокири й кам"яні стовпчики, що утворилися при свердлінні «бойових сокир» трубчастим свердлом. Знахідки таких кам"яних стрижнів здавалися особливо важливими.Будучи покидьками виробництва, вони свідчили, що фат"янівці не тільки відвідували місця неолітичних стійбищ, але в ряді випадків тут же виготовляли свої сокири, тобто жили тут якийсь час...

Може бути, фат"янівці і були мешканцями цих стійбищ?

Насправді, варто згадати, що могильники лісових мисливців нам практично невідомі. Можливо, вони ховали своїх небіжчиків на помостах над землею, як це колись робили саами і мисливські народи Сибіру. Тому можна вгадати думку, яка з неминучістю виникла в розумах дослідників. Оскільки, міркували вони, з одного боку, нам відомі тільки поселення неолітичних мисливців, а з іншого - тільки могильники фат"янівців, то чому не припустити, що перед нами дві половини одного цілого, явища однієї культури, доповнюють один одного? Різниця в предметах, у посудинах?Але подібні відмінності можна бачити в межах однієї культури, на її поселеннях, що використовуються в різні пори року. Тут же відміну може бути ще більшим. На поселеннях ми бачимо грубу кухонний посуд повсякденного вжитку, а в похованнях - ритуальну, спеціально виготовлені, як і всі інші предмети похоронного обряду! Знахідки ж фатьяновских речей на поселеннях тільки підкреслюють штучність їх поділу...

Така була точка зору вчених, які намагалися звести кінці з кінцями, разом пояснивши відсутність могильників лісових мисливців і поселень фат"янівців.

Таке пояснення було занадто штучним, щоб знайти достатню кількість прихильників. Відмінність між лісовими мисливцями і фатьяновцами полягало не тільки у формі і способи виготовлення предметів матеріальної культури. Головне було в господарстві, в знайомстві фат"янівців з металом, широкий розвиток у них тваринництва. Нарешті, не можна було не звернути увагу на антропологічні відмінності між фатьяновцами і лісовими мисливцями; більш того, на повну тотожність фат"янівців представникам західних культур «бойових сокир».

Згідно з роботами антропологів, які вивчали черепа й кістяки з фатьяновских могильників, в переважній більшості вони належали людям так званого «середземноморського» типу з високим крутим чолом, масивним красивим черепом, тонким, часто з невеликою горбинкою носом і широким, масивним підборіддям. Такий тип людей можна бачити на скульптурних портретах стародавніх римлян, він зберігся серед населення Центральної Європи та Східної Прибалтики, в Подунав"ї та частково на Балканському півострові.Фатьяновские жінки, навпаки, виявляються витончені і тонкі, володіючи гарними рисами обличчя, як то можна бачити по реконструкціям антропологів.

За всіма ознаками виходило, що фат"янівці - безсумнівні прибульці з західних областей Східної Європи, з території сучасної Польщі і Чехословаччини, де історія споріднених їм племен простежується з набагато більш раннього часу, ніж поява фат"янівців у Волго-Окському межиріччі. А це вже давало простір для фантазій.В тридцятих роках нашого століття, коли на розвиток європейської археології певний тиск чинили політичні ідеї, в першу чергу пов"язані з расизмом і фашизмом, ряд німецьких археологів, антропологів та істориків проголосив фат"янівців передовими загонами давніх германців у їх наступі на схід. За їх твердженнями, фат"янівці були «штурмовими загонами», які обрушували на голови місцевих мешканців свої кам"яні сокири під час завойовницьких походів на схід.

Войовничість фат"янівців виводилася буквально з усього, починаючи зі специфічних «бойових сокир» і кінчаючи тваринництвом, для якого необхідні були нові простори, і навіть металообробкою, для якої потрібні були нові родовища міді і ринки збуту.Нікому не прийшло в голову, що вузька спеціалізація фатьяновского тваринницького господарства не тільки не передбачає конфлікт з місцевими мисливцями і рибалками, але, навпаки, дозволяє їм абсолютно безболісно заповнити ту, що виявилася вільною, екологічну «нішу», яку шукали під час своїх пересувань ці люди і яка передбачала в наших лісах не протистояння культур, а - співробітництво.

Але все це стало зрозуміло значно пізніше, півтора-два десятиліття після закінчення другої світової війни.

У ті роки, з яких я почав розповідь про фатьяновцах, ці питання піднімалися з особливою гостротою, викликаючи запеклі суперечки археологів, зберігались на якісному протилежних точок зору. Готуючись вступити в науку, ми, студенти, не тільки прислухалися до цих наукових дискусій, але і намагалися аргументів противників знайти свій шлях, визначити свою точку зору, тому що «проблема» фат"янівців,немов у фокусі,зібрала безліч інших, настільки ж важливих методичних питань, вирішення яких визначало шлях подальшого розвитку нашої науки.

Доторкнутися до самих фатьяновцам, побачити не за склом вітрини; а на місці все те, із-за чого розпалювалися суперечки, було і моєю заповітною мрією. Ось чому на наступний ранок після того, як шофер привіз в ростовський музей предмети зі зруйнованого фатьяновского поховання, я був у конторі автоколони, а ще через якийсь час, втиснувшись у кабіну неабияк пом"ятого самоскида, їхав на місце знахідки...

Невеликий горб, майже повністю прихований гравійним кар"єром біля села Халдеево, займав вершину пологою гряди, звідки відкривався вид на такі ж навколишні пагорби, зайняті селами і полями, сбегающими до густим луках, серед яких виблискували петлі невеликих річок. Наскільки хапав очей, весь цей край складався з луків і полів. І тільки на півночі і на сході слабо синіли смуги далеких лісів.

Картина, яка залишилася в пам"яті, мабуть, вплинула на моє подальше ставлення до фатьяновцам і пов"язаних з ними проблем в більшій мірі, ніж огляд стінок кар"єру, який підтвердив наявність тут могильника і приніс ще один трофей - бойова сокира з зеленого діориту. Можливо, вже тоді, намагаючись розібратися в структурі навколишнього світу, я звертав увагу не стільки на предмети, що з"являлися переді мною з пластів минулого, скільки на обставини їх знахідки, на те, що їх оточувало, в першу чергу на пейзаж, намагаючись побачити за сучасним - той, інший, давній.

І хоча Халдеевский могильник залишився єдиним фатьяновским могильником, який я сам розкопав, повернувшись сюди на наступний рік, вивчаючи фатьяновские матеріали, з якими мені довелося зіткнутися на берегах Плещеєва озера, я відчував, що шлях до розкриття їх таємниці веде не тільки через розкопки. Він вимагав ще й іншого підходу до проблеми, іншого, не археологічного тільки, а екологічного погляду на загадку.