Уголь в великобритании. Уголь, великобритания, россия

Угольная промышленность это термин, который включает в себя различные методы, используемые для извлечения углеродсодержащего полезного ископаемого называемого уголь, из земли.Уголь, как правило, расположен в пластах, глубоко под землей, высота которых от одного или двух до десятков метров

История добычи угля

Уголь использовался на протяжении веков как топливо в малых печах. Около 1800 года он стал основным источником энергии для промышленной революции, расширение железнодорожной системы страны упростило его использование.Великобритания разработала основные методы подземной добычи угля в конце 18 го века и вносила новые технологии в 19 и начале 20-го века.

К 1900 году США и Великобритания были главными производителями, за ней следуют Германия.

Однако нефть стала альтернативным видом топлива после 1920 года (как и природный газ после 1980 года). К середине 20-го века уголь, по большей части заменен в промышленном и транспортном использовании на нефть и природный газ или электричество, получаемое из нефти,газа, ядерной или гидроэнергии.

С 1890 года уголь был также политические и социальные проблемы. Профсоюзы шахтеров труда стали мощным движением во многих странах в 20-м веке. Часто, шахтеры были лидерами левых или социалистических направлений (как в Великобритании, Германии, Польше, Японии, Канады и США). С 1970 года, экологические вопросы были первостепенными, в том числе состояние здоровья шахтеров, разрушение ландшафта, загрязнение воздуха, и вклад в глобальное потепление. Уголь остается самым дешевым источником энергии с коэффициентом 50% и даже во многих странах (например, США) является основным видом топлива, используемых в производстве электроэнергии.

Ранняя история

Уголь был впервые использован в качестве топлива в различных частях мира в эпоху бронзы, 2000-1000 до н. Китайцы начали использовать уголь для отопления и плавки в период Воюющих царств (475-221 до н.э.). Им приписывают организацию производства и потребления в той степени,что в 1000 году эту деятельность можно было бы назвать промышленностью. Китай оставался крупнейшим в мире производителем и потребителем угля до 18-го века. Римские историки описывают уголь в качестве источника тепла в Британии.

Самое раннее использование угля в Америке было у ацтеков, которые использовали уголь не только за тепло и как украшения. Угольные месторождения вблизи поверхности были извлечены колонистами из Вирджинии и Пенсильвании в 18-м веке. Ранняя добыча угля была небольшой, уголь лежал либо на поверхности, или очень близко к нему. Типичные методы для извлечения включена добыча из ямы. В Британии, некоторые из самых ранних ям датируются средневековым периодом.

Добыча из небольших углублений была самой распространенной формой использования до механизации, которая произошла в ХХ веке.Новые возможности конечно увеличили уровень добычи угля,однако все еще оставляли значительное количество полезного ископаемого позади.

Промышленная революция

С момента своего происхождения в Великобритании после 1750 года, всемирная промышленная революция была зависима от наличия угля, мощных паровых машин и промышленного оборудования всех видов. Международная торговля расширилась по экспоненте, когда уголь стали использовать в паровых двигателях были построены железные дороги и пароходы в 1810-1840 эпохи. Уголь был более дешевым и более эффективным, чем древесина в большинстве паровых двигателей.Центральная и северная Англия в изобилии содержит залежи угля, поэтому много шахт были расположены в этих областях. С увеличением спроса,мелкомасштабная добыча стала непригодной,а угольные шахты становятся все глубже и глубже отдаляясь от поверхности.Промышленная революция прогрессировала.

Крупномасштабное использование угля стало важной движущей силой промышленной революции. Уголь был использован в производстве железа и стали. Он также используется как топливо в локомотивах и пароходах, движущий угольные паровые двигатели, что дало возможность перевозки очень больших объемов сырья и готовой продукции. Угольными паровых двигателей подключались многие виды техники и заводы.

Крупнейших экономических последствий использования угля в ходе промышленной революции были испытаны в Уэльсе и Мидлендсе в Англии, и в Рейне области реки Германии. Постройка железных дорог также сыграла важную роль в расширении на запад Соединенных Штатов в 19 веке.

США

Антрацит (или "жестких" уголь), чистый и бездымный, стал предпочтительным топливом в городах, заменяя лес примерно в 1850 году. Антрацит с северо-восточного угольного региона Пенсильвании был обычно использован для бытовых нужд, поскольку он отличался высоким качеством, с незначительным колличеством примесей. Богатые Пенсильвании антрацит поля были близки к восточным городам, и несколько крупных железных дорог, как чтение железной дороги контролировали антрацит поля. К 1840 году объем добычи каменного угля прошли миллионов коротких тонн знак, а затем четыре раза к 1850 году.

Битумная (или "мягкий уголь») добыча пришла позже. В середине века, Питсбург был основным рынком. После 1850 года,молодой уголь, что дешевле, но грязнее, вступил в спрос на железнодорожные локомотивы и стационарные паровые машины, и был использован для кокса в производстве стали после 1870 года. Вобщем добыча угля выросла до 1918 года, а до 1890 года он удваивается каждые десять лет, увеличиваясь с 8,4 млн. тонн в 1850 году до 40 миллионов в 1870 году, 270 миллионов в 1900 году, и достигнув 680 000 000 тонн в 1918 году. Новые молодые угольных месторождений открыты в Огайо, Индиане и Иллинойсе, а также Западной Вирджинии, Кентукки и Алабаме. Великая депрессия 1930-х годов снизил спрос угля на 360 млн. тонн в 1932 году.

Движение горняков, образованное в 1880 году на Среднем Западе, был успешным в его ударе за битумные поля на Среднем Западе в 1900 году. Тем не менее, союз шахт Пенсильвании превратился в национальный политический кризис в 1902 году. Президент Теодор Рузвельт принес компромиссное решение, которое сохранит поток угля, ввел более высокие заработные платы и сокращение рабочего дня для шахтеров.

Под руководством Джона Л. Льюиса движение шахтеров стало доминирующей силой угольных месторождений в 1930-х и 1940-х годов, создавая высокую заработную плату и льготы. Повторные удары вызвали общественности перейти от антрацита для отопления домов после 1945 года, и этот сектор рухнул.

В 1914 году на пике было 180 000 шахтеров "антрацит-угля", к 1970 году только 6000 остались. В то же время паровые двигатели прекращали свое использование на железных дорогах и фабриках, уголь был использован в основном для производства электроэнергии. Работа в шахтах насчитывала 705 000 мужчин в 1923 году, снизившись до 140 000 к 1970 году и 70000 в 2003 году. Экологические ограничения по уровню содержания серы в угле, и рост добычи на Западе, вызвало резкое снижение подземной добычи после 1970 года. UMW членства среди активных шахтеров снизилась с 160 000 в 1980 году лишь 16 000 в 2005 году, не состоящих в профсоюзе горняков преобладали. Американская доля в мировой добыче угля осталась на прежнем уровне около 20% с 1980 по 2005 год.

Общие запасы которого составляют 190 млрд. т. Эти запасы рассредоточены по территории страны. «Наиболее крупными запасами и добычей выделяются три бассейна: Йоркширский (юго-восточный склон Пеннинских гор), Нортумберленд (северо-восток Пеннин) и Южно-Уэльский (южный склон Кембрийских гор)».

Помимо этих трех крупнейший каменно угольных бассейнов важную роль важную роль играют бассейны , простирающиеся цепочкой от западного до, восточного края Средне-Шотландской низменности, а также Ланкаширской и Западно-Мидлендский, состоящий из ряда небольших месторождений. Небольшие выходы пластов каменного угля имеются на побережье полуострова Кимберленд и на крайнем юго-востоке Англии – Кентский бассейн. Каменноугольные бассейны, кроме Йоркширского и Западно-Мидлендского, расположенных во внутренних частях страны, находятся либо прямо у морского побережья, либо очень близко к нему. Это имеет не малое значение для удобства транспортировки угля и в прошлом способствовало превращение Великобритании в крупнейшую в мире страну — экспортера угля.

В прошлом в Великобритании разрабатывались небольшие месторождения меди и свинцово-цинковых руд, а также олово. Месторождения их сильно истощены и ныне добыча очень невелика. Добывают немного вольфрама. В Шотландии найдены .Из неметаллического промышленного сырья имеет существенное значение добыча каолина или белой глины, а также каменной соли в Чешире и Дареме и калийной соли в Йоркшире.

В почвенном покрове страны преобладает разновидность подзолистых и бураземов. Наиболее плодородны луговые почвы у залива Уош. В целом же почвы в Великобритании сильно окультурены и дают высокие урожаи.

Для Великобритании характерен культурный . Лишь в горных районах страны сохранилась естественная растительность. В лесах преобладают широколиственные породы (дуб, граб, вяз, бук) и лишь в Шотландии – сосна. Ныне под занято только 9% территории Великобритании. Однако страна, производит впечатление очень лесистой благодаря живым изгородям, которыми обнесены поля и , а также небольшим лесным участкам и многочисленным паркам. Лишь западное побережье, подвержено воздействию западных , несущих соленые морские брызги, почти лишено . В Великобритании нет разнообразия полезных ископаемых, но некоторые из них сыграли огромную роль в формировании промышленных районов. Особенно велико было значение месторождений каменного угля, рассредоточенных по всем экономическим районам, кроме трех южных и .

В 60-х годах были найдены новые энергоресурсы — и природный газ на шельфе Северного моря. Крупные месторождения расположены недалеко от берегов юго-востока Англии и северо-востока Шотландии. В британском секторе сосредоточено порядка 1/3 достоверных запасов нефти шельфа Северного моря (45 млрд. тонн или 2% мировых). Добыча ведется на полусотне месторождений, из которых крупнейшие Брент и Фортис. К середине 90-х годов добыча достигла 130 млн. тонн, почти половина из которых экспортируется — главным образом в , . Сохраняется импорт нефти (50 млн. тонн, что связано в том числе с преобладанием легких фракций в североморской нефти и необходимостью получать всю гамму нефтепродуктов на НПЗ). По оценкам экспертов, Великобритания и в начале следующего столетия останется крупным производителем нефти.

Нефтеперерабатывающие заводы Великобритании строились в послевоенное время в основном в эстуариях , позже и в настоящее время — в в глубоководных гаванях. Эксплуатируются 16 НПЗ с общей мощностью по переработке нефти 92,5 млн. тонн в год. Крупнейший в стране НПЗ расположен в Фоли близз Саутгемптона. Заводы также функционируют в устье Темзы, на юге и юго-западе Уэльса, у Манчестерского канала, в Тиссайде, в Шотландии в Грейнджмуте. Добыча газа на шельфе Северного моря началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений. Половину добычи дают 7 месторождений, среди них — Леман-Бенк, Брент, Моркэм. «Объем ддобычи увеличивается, в 1995 году добыто 75 млрд. кубометров газа. Газ экспортируется (6,3 млрд. кубометров)» В целях сбережения собственных ресурсов, сохраняется импорт из (по трубопроводу от месторождения Экофиск), (в сжиженном виде). Ценных природных ископаемых на территории Великобритании не так уж много. Однажды важнейшая добыча железной руды теперь снизилась практически до нуля. Другие экономически важные ископаемые руды включают свинец, добыча которого удовлетворяет потребности экономики лишь на половину, и цинк. Достаточно много других ресурсов, таких, как мел, известь, глина, песок, гипс. С другой стороны, Великобритания обладает большими запасами ресурсов энергии включая нефть, природный газ и уголь, чем любая из стран Европейского Сообщества. Ранее жизненно важный источник энергии уголь продолжает утрачивать свое значение. Если сравнить добычу угля в 1913 году, когда было произведено более 300 миллионов тонн угля более чем одним миллионом работников, с сегодняшним днем, то окажется, что добыча угля упала более чем в три раза с еще большим снижением уровня работников, занятых в добывающей промышленности. Электростанции по-прежнему потребляют большое количество угля, но с ростом конкуренции со стороны альтернативных видов топлива добыча угля остается в не лучшей ситуации.

Открытие залежей нефти в Северном море привело к стремительному развитию нефтедобывающей промышленности. С начала работы в 1975 году количество добытой ежегодно нефти увеличивается с каждым годом, что сделало Великобританию практически самодостаточной в плане потребления нефти, и даже ее экспортером. При среднем уровне добычи 2,6 миллионов баррелей в день Великобритания занимает шестую строчку мирового производителя нефти. Запасы нефти в Великобритании достигают цифры 770 миллионов тонн.

С началом добычи природного газа в 1967 году уголь в городах постепенно заменили на газ, а по всей стране построили газопровод. Запасы натурального газа оцениваются в пределах 22,7 триллионов кубических футов.

Сегодняшние представления о ХХ веке, как о «веке нефти», в корне неверны.
ХХ век поистине был веком угля - даже в 1955 году доля нефти в мировом балансе энергии составляла всего 6%.
Ну а основой мировой энергетики вплоть до середины ХХ века прочно был уголь - именно он обеспечивал промышленность и транспорт столь необходимой им энергией. Массовый переход на нефть начался только в 1920-е годы, да и то затронул лишь столь специфические отрасли, как военное дело и автомобильный транспорт.

Для тех, кто жил в мире в начале ХХ века, когда над Британской империей никогда не заходило солнце, ответ на вопрос о том, почему именно Британия правит морями и обширными колониями, имел простой и однозначный ответ. Прочным фундаментом Соединенного Королевства в прямом и переносном смысле слова являлся отечественный, британский уголь. Многочисленные английские угольные шахты обеспечивали топливом не менее многочисленные английские заводы и верфи.
Вся территория Великобритании к началу ХХ века была увязана сетью железных дорог, а военный флот Великобритании мог всегда рассчитывать на качественный кардиффский уголь.
Уголь продавался и за границу, но взамен, на выручку от его продажи, приобретались не производившиеся, не добывавшиеся или не выращивавшиеся в метрополии и колониях товары и сырье. Британский торговый флот после конца эпохи парусников бурно развивался благодаря этой торговле и невысокой стоимости угля для английских судовладельцев.
Великобритании, несмотря на её скромные размеры, несказанно повезло с запасами угля. В трех угольных бассейнах Великобритании оказались сконцентрированы все нужные для индустриальной экономики марки угля: в Йоркширском бассейне добывали энергетические угли, в Нортамберленд-Даремском бассейне залегали коксующиеся угли, а Южно-Уэльском добывали сверхкачественный антрацит.
Тот самый кардиффский уголь, на котором русский крейсер «Аскольд» выжал рекордную скорость на Данцигской мерной миле в 1900-м году.

С начала Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал и в последнем, неудавшемся прорыве русской эскадры из погибающего Порт-Артура в столь близкий, но недостижимый Владивосток. Используя свою высокую скорость и прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны.
Однако подвиг русских солдат и русских матросов не спас Россию от поражения в Русско-японской войне.
Ведь никакая, даже самая значимая победа, никакая мощь человеческого «русского парового катка» уже не могла изменить соотношение формирующегося «мира моторов».

Зависимость импортеров от поставок британского угля можно было без преувеличения назвать колоссальной. В России во время Русско-японской войны всерьез опасались, что симпатизировавшая японцам Англия может прекратить завоз угля в Санкт-Петербург. Никто не сомневался, чем может закончиться такая блокада для города, где все и вся приводилось в движение паровыми машинами, для чего тогда требовался уже 1 миллион тонн британского угля в год. «Петербург, - писали в те годы,- остался бы без света, без воды, и сообщение с внутренними губерниями Империи оказалось бы если отчасти и возможным, то, во всяком случае, весьма затрудненным. В довершение всего в столь горячее время должны были бы прекратить свою деятельность военные и адмиралтейские заводы».
В итоге обескровленная и истощённая Япония, готовая уже идти на почётные для России условия мира и не имевшая возможности продолжать войну против «русского парового катка», оказалась, благодаря Англии, нежданной победительницей в Русско-японской войне.
Однако, надо сказать, что, как и Россия, от поставок британского угля не меньше зависели и Франция, и Италия, и Испания, и большинство других европейских стран - за исключением Германии.


Это не Донбасс, это - Англия!

Примечательно, что викторианская Британия, которая ассоциируется у нас с Шерлоком Холмсом, английскими клубами, лондонскими кэбами, джентльменами, «файв-о-клок-ти» и пышным королевским двором времён «императрицы Индии и королевы Соединённого Королевства» Виктории, занимала тогда столь высокое положение в мире не благодаря всей этой «лондонской тусовке», а опираясь на тяжкий труд людей, находившихся глубоко под землей.

Английское «угольное чудо» было создано отнюдь не за один год. Те, кто сейчас говорят о том, что «атомная энергия развивается слишком долго», наверное, плохо знают историю «века нефти» и «века угля».

Добыча угля на территории Великобритании велась, начиная с XII века, хотя есть свидетельства о том, что английский уголь использовали для отопления своих жилищ ещё римские легионеры. в первых веках нашей эры.
С XIV века (Россия тогда ещё болталась где-то в пределах Средне-русской возвышенности) в Англии известны открытые разработки угля в виде колоколовидных ям глубиной до 12 метров, из которых уголь поднимался наверх в уже корзинах, а вода отводилась подземной дренажной канавой.
С XVI века в Англии внедряется уже разработка угля короткими шахтными столбами при глубине шахт до 30 метров, а в XVII веке глубина шахт достигла уже 90 метров. Стволы английских угольных шахт с этого времени уже проходят с деревянными креплениями сверху донизу, что позволяет избежать ненужных человеческих жертв при случайных обрушениях кровли горной выработки.

Английский путь обеспечения энергией за счёт ископаемого угля в то время уникален для Европы. Ни Россия, ни Швеция - две ведущие металлургические державы того времени не имеют проблем, которые преследуют Англию с самого начала её работы с непослушным железом.
Всё дело в том, что, в отличии от Англии, Швеция и Россия богаты лесом, и не имеют никаких проблем в получении качественного древесного угля, столь необходимого для организации кричного металлургического процесса.
Английские же леса изводятся на цели металлургии угрожающими темпами. В средние века мы ещё можем слышать о благородном разбойнике Робин Гуде, который прячется вместе со своей бандой ватагой в непроходимом Шервудском лесе, но уже к началу XVIII века леса в Соединённом Королевстве практически сведены «под ноль».

Однако, одновременно с этим, растёт и добыча угля в Англии. С конца XVI века и до начала XVIII добыча угля возросла с 200 тысяч тонн до 3 миллионов тонн в год.
Надо сказать, что все эти 3 миллиона тонн угля в буквальном смысле были подняты на поверхность руками людей - механизация первых английских шахт была практически нулевой.


Ещё и в начале ХХ века ручная выкатка угля из шахт была вполне обыденным делом.

В XVIII веке угольная промышленность была наиболее развивающейся отраслью в Великобритании, заложившей фундамент промышленного переворота. Именно задачи обеспечения выкатки угля и откачки воды из шахт и двинули вперёд то, что мы назовём потом «английским паровым катком».
Первым паровым двигателем, заменившим конный привод водяных помп, был двигатель, созданный Томасом Сейвери в 1698 году и получивший название «друг шахтёра». Однако паровой двигатель Сейвери оказался неэффективным и опасным и прорывы труб и котлов стали постоянными спутниками рудничного и шахтного дела.

В середине XVIII века на английских угольных шахтах начали применять для водоотлива насос с паровым двигателем Ньюкомена, что позволило вести разработку обводнённых горизонтов уже на больших глубинах. В 1738 в угольной шахте в Уайтхейвене впервые были проложены стальные рельсы, заменившие деревянные и в шахтах начали появляться первые локомотивы.

С начала XIX века создаются новые технологические средства. На угольных шахтах стали применять вентиляторы с паровым приводом, безопасную рудничную лампу, которую изобрели одновременно в 1815 году англичане Гэмпфри Дэви и Джордж Стефенсон. С середины XIX века при подземной разработке угля для откатки вагонеток стали использовать пони.


Лошадки-пони изначально тоже были выведены отнюдь не для детских развлечений.

Однако сама выемка угля производилась вручную с помощью примитивного шахтёрского инструмента - обушка. С середины XVIII века в отдельных случаях для обрушения пластов начали применять взрывчатые вещества, в основном - дымный порох.
Шахтные установки: насосы центрального водоотлива, вентиляторы главного проветривания к середине XIX века уже имели паровой привод, в отдельных случаях применялся сжатый воздух. Использование электроэнергии на шахтах Великобритании началось с 1880 года, когда в стране уже было свыше 4000 шахт и ежегодная добыча составляла около 200 миллионов тонн угля. Первая врубовая машина с электродвигателем мощностью всего в 7,5 кВт начала работать на шахте «Нормантон» в Йоркшире в конце XIX века, а к 1903 году на шахтах Соединённого Королевства уже работало 149 врубовых машин.

В конце ХХ века, на пике своего нефтяного клондайка на запасах Северного моря, с ядерными реакторами Magnox, со сверхзвуковым «Конкордом» и с роскошными «Роллс-Ройсами», Великобритания потребляла около 220 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год.
А к началу ХХ века та же Великобритания, всё ещё с массовым использованием ручного труда шахтёров, без дизелей или реактивных турбин, производила около 150 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год.

И, конечно же, значительную часть этой энергии с прибылью для казны и для английского влияния в мире - экспортировала.
Теперь уже трудно поверить, что такая жесткая зависимость от импортного английского угля в той же дореволюционной России вообще могла существовать. Ведь Россия имела собственные угольные шахты и запасы нефти на Кавказе. Добыча нефти бурно развивалась не только в Баку и Грозном, но и в Соединенных Штатах, Румынии, Персии и в провинциях Оттоманской империи, ставших впоследствии Ираком. Только за океаном добыча новой энергии из нефти с 1900 по 1909 год выросла с 19,5 до 41 миллиона тонн. Во многих странах в начале ХХ века уже строились мощные гидроэлектростанции.
Однако на фоне «английского парового катка», который к 1913 году вышел на свой пик, добывая 292 миллиона тонн угля в год, всё это ещё было каплей в море.
Интересны и пути утилизации новой энергии нефти и падающей воды в начале ХХ века. В 1911 году германский профессор А. Швеманн опубликовал анализ мирового рынка энергоресурсов. Он подсчитал, что большая часть нефти - до 70% - шла на изготовление керосина, использовавшегося в керосиновых лампах, и смазочных масел. Так что на долю жидкого топлива для паровых котлов и топлива для взрывных моторов, как тогда именовался бензин, оставалось меньше трети от объёма добывавшейся тогда нефти.
Швеманн посчитал, что это количество способствует выработке различными двигателями 3,5 миллиона лошадиных сил мощности. Природный газ, добычу и использование которого начали в Соединенных Штатах, по расчетам профессора Швеманна, мог дать ещё 2,4 миллиона лошадиных сил. Мощность всех имевшихся на 1909 год в мире гидроэлектростанций оценивалась в 3,4 миллиона лошадиных сил.
На фоне потребности только одного Нью-Йорка ещё десятилетием раннее в 200 тысячах лошадей и всех проблем, сопутствующих нахождению скотины в городе - это уже были серьёзные количества энергии.

В то же самое время на угле вырабатывалось 127,6 миллионов лошадиных сил. Так что гегемония угля была полной и безраздельной.
И все же самое занимательное заключалось в том, что Великобритания отнюдь не была мировым рекордсменом по запасам каменного угля. По разведанным и перспективным залежам британцев далеко опережали американцы, канадцы, китайцы, немцы и русские. Но это ничуть не мешало Британии править бал на мировом угольном рынке. Ведь любая индустрия производства энергии создаётся отнюдь не за один день.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), — государство в Западной Европе, на Британских островах. Занимает остров Великобритания, северо-восточную часть острова Ирландия и ряд мелких островов, омываемых и Северным морем. Площадь 244,1 тыс. км 2 . Население 55,7 млн. человек (1981). Столица — Лондон. Великобритания состоит из 4 историко-географических областей: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии (Ольстер). Официальный язык — английский. Денежная единица — фунт стерлингов. Великобритания — член ЕЭС (с 1973) и возглавляет Содружество (британское).

Общая характеристика хозяйства . По стоимости внешнего валового продукта (1981) Великобритания занимает 5-е место среди промышленно развитых капиталистических стран. В 1980 внешний валовой продукт страны составлял 193 млрд. фунтов стерлингов (в текущих ценах), из которых 25% приходилось на обрабатывающую промышленность, 5,7% на добывающую (в том числе первичную переработку), 2,9% на сельское хозяйство, 6,3% на транспорт. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности: машиностроительная, электротехническая, химическая и нефтехимическая, которые определяют специализацию Великобритании в мировой капиталистической торговле. В структуре топливно-энергетического баланса страны составляет 37,7%, 36,9%, 21,4%, атомная энергия 4,1%, гидроэнергия 0,6% (1980). Производство электроэнергии в 1980 284,9 млрд. кВт/ч.

Один из важнейших видов транспорта Великобритании — морской. Грузооборот всех портов страны 415 млн. т (1980), свыше 1/3 которых продукция горной промышленности. Главные порты: Лондон, Милфорд-Хейвен, Тис-Хартлпул, Шетленд, Форт, Саутхемптон, Гримсби и Иммингем, Оркни, Медуэй, Ливерпул, Манчестер. Протяжённость автомобильных дорог 363 тыс. км (1980), железных — 17,7 тыс. км (в том числе 3,7 тыс. км электрифицированных). Имеется разветвлённая сеть - и (в том числе подводных).

Природа . Рельеф центральных и юго-восточных частей Великобритании холмисто-равнинный; в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии преобладают невысокие горы и возвышенности, сильно сглаженные ледниками и речной эрозией. На Западе Шотландии находятся Грампианские горы с наиболее высокой в Великобритании г. Бен-Невис (1343 м). К югу от Шотландии расположены Пеннинские горы (г. Kpocc-Фелл, 893 м), а также куполообразные Камберлендские горы (г. Скофелл, 978 м). Полуостров Уэльс занят Кембрийскими горами (г. Сноудон, 1085 м). Климат умеренный океанический (средняя температура января 3,5-7°С, июля 11-17°С); осадков на равнинах 600-750 мм, в горах 1000-3000 мм в год. Главные реки: Темза, Северн, Трент, Мерси. Леса составляют, 9% территории, много искусственных парковых насаждений. Значительная часть страны занята охраняемыми территориями.

Геологическое строение . В геоструктурном отношении территории с севера на юг подразделяется на древний Гебридский массив (выступы Северо-запад Шотландии и Гебридских островов), Шотландии, Северной Англии и Уэльса, докембрийский кратон Уэльса и Мидленда, каледонский Лондонско- Брабантский массив и . Гебридский массив сложен льюисским полиметаморфическим комплексом (2,9-1,1 млрд. лет), включающим гранулиты, пара- и , прорванные . образован преимущественно морскими отложениями позднего докембрия, - и , континентальными морскими красноцветными отложениями , карбона, а также континентальными () и морскими () отложениями, палеоцен-эоценовыми с подчинёнными покровами и .

Каледонский складчатый пояс, имеющий ширину около 300 км, подразделяется на северную окраинную зону, надвинутую на Гебридский массив; зону каледонского , испытавшую основные деформации в начале ордовика; грабен Срединной долины Шотландии, выполненный отложениями девона и карбона; каледонскую неметаморфическую зону южной Шотландии и северной Англии (кембрийские, ордовикские и силурийские образования, смятые в конце силура — начале девона) и Уэльский прогиб, к которому приурочены угленосные отложения карбона. Зоны каледонского пояса разделены крупными глубинными разломами. Докембрийский кратон Уэльса — Мидленда сложен комплексом верхне-докембрийских и , несогласно перекрытых нижним . Северо-Западная часть Лондонско-Брабантского массива в Великобритании представлена складчатыми кембрийскими, ордовикскими и силурийскими . Каледонская , сложенная пестроцветами древнего красного (нижний и средний девон), выполняет многочисленные внутригорные и межгорные впадины. Эпикаледонский чехол образован древним красным песчаником (девон) и платформенными отложениями нижнего карбона. В пределах Южной Великобритании (Корнуолл, Девон) расположена зона герцинид, сложенная морскими отложениями девона и нижнего карбона, прорванными гранитоидами. Герцинская преимущественно континентальная угленосная моласса (средний и верхний карбон) выполняет многочисленные впадины к северу от фронта герцинид (Южный Уэльс, Оксфордшир, Кент). Эпигерцинский платформенный чехол сложен разнообразными пермскими, мезозойскими и кайнозойскими отложениями, наиболее распространёнными в южной Англии. Для зоны герцинид юго-западной Англии характерны богатые месторождения руд , и . На всей территории Великобритании широко развиты ледниковые и перигляциальные отложения .

Гидрогеология . На территории Великобритании выделяются гидрогеологическая область складчатых зон и платформенного чехла. Область складчатых зон структурно представлена разрозненными впадинами в гористой части страны. Ресурсы пресных ограничены. Воды сосредоточены в кристаллических пород докембрия и в водопроницаемых горизонтах сланцево-терригенной толщи палеозоя. Эксплуатируются родники, что обеспечивает 5% потребностей в воде. Недостаточность ресурсов подземных вод с избытком компенсируется равномерным и обильным увлажнением, которое создаёт резерв для переброски поверхностных вод в менее обеспеченные водой районы страны.

Область платформенного чехла в равнинной части страны структурно расчленяется на группу и разделяющих их поднятий. Основные водоносные комплексы — верхнемеловой (50% ресурсов пресных вод страны) и пермотриасовый (25%). Мощность водоносного комплекса верхнего мела, развитого в Лондонском, Северо-Восточном и Хэмпширском артезианских бассейнах, 100-500 м, глубина залегания до 200 м. родников и до 50-100 л/с. Воды в основном пресные (0,3-0,5 г/л). В связи с чрезмерной откачкой воды в районе Лондона к 1940 уровень воды в меловом слое упал на 75 м и первоначально фонтанировавшие скважины были углублены. Для обводнения мелового слоя (на севере и западе) зимой в него закачивают из рек Ли и Темза воды, прошедшие специальную обработку. Мощность песчаников водоносного комплекса пермотриаса (небольшие артезианские бассейны) 100-300 до 1000 м, глубина кровли до 30 м. Дебиты скважин до 60, реже до 100 л/с при средних значениях 3-6 л/с. Воды от пресных (0,5-0,8 г/л) до высокоминерализованных и рассолов Cl - — Na + состава. Используется 2689 . 10 6 м 3 подземных вод, что составляет 1/3 общего водопотребления страны.

Великобритания занимает 1-е место среди капиталистических стран Европы по запасам нефти и 2-е место по запасам природного газа. Промышленные месторождения нефти и газа залегают под дном Северного моря на в пределах Центрально-европейского нефтегазоносного бассейна. Малые и известны на Британских островах (главным образом в Ноттингемшире), большая часть их выработана. Основные нефтяные и газовые месторождения Северного моря залегают в отложениях палеогена (Фортис, Монтроз, глубиной 1500 м), верхнего мела (Магнус, Пайпер, Клеймор, 2400 м), юры (Тистл, Данлин, Брент, Хаттон, Найниан, Корморант-Саут, Берил, 2700 м), триаса (Хьюэтт, около 3300-3600 м), перми (Аргайл, Вайкинг, Индефатигейбл, Лимен, 4000 м).

По запасам каменного угля Великобритания занимает 2-е место среди капиталистических стран Европы. Угольные бассейны связаны с каменноугольными отложениями каледонид и образуют четыре группы: Южную (Южный Уэльс, Сомерсет-Бристоль, Кент, с общими запасами 43 млрд. т), Центральную (Йоркшир, Ноттингемшир, Ланкашир, Уорикшир, Стаффордшир, Северный Уэльс, 90 млрд. т), Северную (Нортамберленд, Дарем, Камберленд, 16 млрд. т) и Шотландскую (Шотландские бассейны 13,5 млрд. т). Угли от длиннопламенных до ; мощность пластов в среднем 1-2 м.

Железорудные месторождения в Великобритании сильно истощены. Залежи осадочного типа приурочены главным образом к юрским отложениям чехла каледонид. Наиболее крупные месторождения (Миллом, Эгремонт, Бекермет, Корби, Нортхемптон) сосредоточены в районе Сканторпа, в Камберленде и Нортхемптоншире.

По запасам Великобритания занимает 1-е место в Западной Европе (4% запасов промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран). Месторождения, расположенные к Югу от фронта герцинид на полуострове Корнуолл, приурочены к гранитным поздне-каменноугольного возраста; известны также оловорудные морские шельфовые на северном побережье Корнуолла. Руды большая часть комплексные (содержат также медь, цинк и ). Рудные тела представлены жилами и минерализованными зонами длиной до нескольких километров при мощности 0,3-12 м (средняя 1,2 м). Крупнейшие месторождения: Саут-Крофти, Маунт-Уэллингтон, Дживор. Около Плимута известно месторождение низкокачественно оловянно-вольфрамовых руд Хемердон.

Залежи калийных солей сосредоточены в отложениях цехштейна на северо-восточном побережье в районе Биллингема, каменной соли — в основном в отложениях триаса в районе Ливерпула в Чешир-Шропширском соленосном бассейне (крупнейшее месторождение Кьюпер-Марл). Известны месторождения барита (Девон), (в районе Бристоля).

Великобритания богата . Крупнейшие в стране каолиновые месторождения Сент-Остелл и Ли-Myp расположены в области развития герцинских гранитов (Корнуолл, Девон). Гончарные глины (главные месторождение Бови) приурочены к третичным отложениям, огнеупорные глины — к карбону, залегая под угольными пластами, кирпичные и глинистые сланцы — к верхней юре, отбеливающие глины — к нижнему мелу (месторождения около Лоуэр-Гринсенда) и юре (около Бата).

Великобритания богата нерудными строительными материалами, месторождения которых широко развиты на территории страны и на шельфе. Месторождения и в основном связаны с четвертичными и нижнемеловыми отложениями в южной и юго-восточной Великобритании Песчаники приурочены к докембрию, нижнему палеозою и карбону в Англии и Уэльсе; 70% запасов известняков и доломитов связаны с каменноугольными отложениями (мощность пластов достигает 1 км). Месторождения и расположены в Стаффордшире и Ноттингемшире (отложения перми и триаса), а также в Камберленде (верхняя пермь) и Ист-Сассексе (верхняя юра). Мощность пластов 1,8-4,5 м.

История освоения минеральных ресурсов. Использование () для изготовления орудий в Великобритании началось в нижнем палеолите (300-100 тыс. лет назад). Древние разработки кремня изучены на Востоке страны, в Граймс-Грейвс. В Стонхендже, близ г. Солсбери, известны постройки (пары каменных колонн с перемычками) из огромных глыб массой около 30 т, доставленных, предположительно, из каменоломен в 200 км от Стонхенджа (3-2-е тысячелетие до н.э.).

Археологические памятники бронзового и железного веков практически уничтожены более поздними разработками. Исследования поселений показали, что в конце бронзового — начале железного веков в Олдерли-Эдж (Чешир) и Северном Уэльсе начали добычу медной, а в Корнуолле оловянной руд. В железном веке (с 5 века до н.э.) начались разработки открытым способом железной руды в Форест-оф-Дин (Гламорганшир), которая плавилась с помощью древесного угля. В Киммеридже (Уэссекс) известны (ориентировочно 6 век до н.э. — I век н.э.) по добыче сланца, в нижнеюрских отложениях побережья близ Уитби (Йоркшир) добывался гагат.

С римским завоеванием Великобритании (1-4 века) распространилась античная техника (см. ); римские оловянные рудники известны в Дербишире, в горах Мендип-Хилс и Халкин (Флинтшир) и в Корнуолле.

После норманнского завоевания Великобритании (1066) в Радлане (Флинтшир) разрабатывали . Известно, что добыча угля велась с 12 века, хотя началась она, по-видимому, в начале н.э. С 14 века известны открытые разработки угля в виде колоколовидных ям глубиной до 12 м, из которых уголь поднимался наверх в корзинах; вода отводилась подземной дренажной канавой. С 16 века внедряется разработка угля короткими столбами при глубине шахт до 30 м; в 17 веке глубина шахт достигла 90 м. Стволы с этого времени проходят с деревянными креплениями сверху донизу. Руду в 14-17 вв. (олово, свинец, ) добывали в Бир-Феррерс (Девоншир), горах Мендип-Хилс, Шропшире (Уэльс) в открытых ямах, затем в траншеях и . С 14 века в горном деле применялся ворот, с 17 века — подъёмная лебёдка (водяные колёса и др.). В 16 веке на шахтах и рудниках в Великобритании работали также горняки из .

Добыча угля с 16 до начала 18 веков возросла с 200 тысяч до 3 млн. т в год. В 18 веке была наиболее развивающейся отраслью в Великобритании, заложившей фундамент промышленного переворота. Первым паровым двигателем, заменившим конный привод, был двигатель, созданный Т. Сейвери, получивший название "друг шахтёра". В середине 18 века стали применять для водоотлива насос с паровым двигателем Т. Ньюкомена, что позволило вести разработку обводнённых горизонтов на больших глубинах. В 1774 Дж. Уатт использовал для водоотлива на шахте первую паровую машину. В 1738 в Уайтхейвене впервые были проложены стальные рельсы, заменившие деревянные (более широкое их использование начато с 1767); в шахтах появились первые локомотивы.

Центром производства олова в 18 веке был полуостров Корнуолл, где ещё в средние века были поселены рудокопы с континента. В Корнуолле, Камберленде, Северном Уэльсе и других районах добывалась медная руда, в Кардиганшире и Дербишире — серебряно-свинцовые руды. Основные центры выплавки цинка в Великобритании появились в районе Суонси (около 1720) и близ Бристоля (с 1740). Добыча железных руд, пришедшая в 17 веке в упадок из-за истощения запасов леса, малой мощности гужевого транспорта, в 18 веке удовлетворяла только около 30% потребностей страны. Например, в 1740 Великобритания ввозила (в основном из Швеции и России) вдвое больше железа, чем производила. С появлением кокса и горячего дутья производство железа резко возросло.

С начала 19 века создаются новые технологические средства. На угольных шахтах стали применять с паровым приводом, безопасную рудничную лампу, защищенную металлической сеткой или цилиндром, которую изобрели одновременно Г. Дэви и Дж. Стефенсон (1815). С середины 19 века при подземной разработке месторождений для откатки стали использовались пони. Выемка угля производилась вручную с помощью обушка (в отдельных случаях применялось ); крепление осуществлялось деревянными стойками. Шахтные установки (насосы центрального водоотлива, вентиляторы главного проветривания) имели паровой привод, в отдельных случаях применялся сжатый воздух. Использование электроэнергии на шахтах Великобритании началось с 1880, когда в стране было свыше 4000 шахт и ежегодная добыча составляла около 200 млн. т угля. Первая врубовая машина с электродвигателем мощностью 7,5 кВт начала работать на шахте "Нормантон" в Йоркшире в конце 19 века; к 1903 работало 149 .

Горная промышленность . Общая характеристика. Основные отрасли — добыча угля, нефти и газа (карта). В 1980 в горнодобывающей промышленности было занято 345 тысяч человек (1,4% трудового населения). В структуре горной промышленности (1979) на уголь приходится 33% стоимости продукции отрасли, на нефть 48%, на природный газ 7%, на нерудные строительные материалы 12%. См. карту.

В горнодобывающей промышленности действуют государственные и частные компании. Национальное Угольное управление контролирует почти всю добычу, за исключением мелких шахт и , транспортировку и распределение угля (оборот 4700 млн. фунтов стерлингов, 1981); компания "British Gas Соrp." - большая часть добычи природного газа на шельфе Северного моря (особенно в южном секторе) и всё его распределение в стране (5235 млн. фунтов стерлингов). Государство является совладельцем 39% акций одной из 7 крупнейших нефтяных компаний мира "Бритиш Петролеум". В горнодобывающей промышленности действует ряд многонациональных нефтегазовых монополий (добыча нефти в Северном море): "Amoсо", "Burmah", "Соnoсо", "Gulf", "Occidental", "Mobil", "Phillips", "Texaсо".

Добычей руд цветных металлов, соли, сланцев, нерудных стройматериалов в стране заняты мелкие частные компании. Месторождения , серебра и нефти являются в Великобритании собственностью государства, вне зависимости от принадлежности участка, на котором они залегают; уголь принадлежит Национальному угольному управлению. По закону (1972) государство оплачивает до 35% стоимости разведки и добычи руд цветных металлов, флюорита, барита и калийных солей.


Великобритания обеспечивает себя углём, газом, лёгкими сортами нефти и нерудными строительными материалами (табл. 2).

План развития угольной промышленности, принятый Национальным угольным управлением и одобренный правительством (1977), предусматривает увеличение добычи угля к 2000 за счёт прироста запасов, реконструкции старых и строительства новых шахт (крупнейшая "Селби"). Деятельность угольной промышленности регулируется законами, вводимыми королевской инспекцией шахт и карьеров. Имеется 12 окружных инспекций. В горнопромышленных районах действуют 24 центральные горноспасательные станции, объединённые в 6 групп.

Железорудная промышленность . С конца 50-х годов объём добычи железных руд в Великобритании резко сократился в связи с их низким качеством (среднее содержание Fe 28%) и переориентацией на высококачественное импортное сырьё. В конце 70-х гг. добыча железных руд удовлетворяла менее 10% потребностей страны (в 50-е годы свыше 40%). Разработка железных руд в Великобритании ведётся государственной компанией "British Steel Соrporation" на трёх основных месторождениях — Корби, Сканторп и Бекермет. В районе Корби действуют 6 карьеров, на которых добывают ежегодно около 2 млн. т руды; в районе Сканторпа — штат "Сантон" (0,8-1,0 млн. т) и 2 карьера — "Ярборо" и "Уинтертон" (1,2 млн. и 0,5 млн. т соответственно); в Камберленде — штат "Бекермет" (окол 150 тыс. т). В дальнейшем добыча низкосортной железной руды в Великобритании будет сокращаться и увеличится импорт высококачественного железорудного сырья (свыше 60% Fe). Этому способствует снижение затрат на перевозку крупнотоннажными специальными судами. Для их разгрузки построены порты в Порт-Толботе (обслуживающем металлургические заводы Южного Уэльса), Редкаре (заводы на северо-восточном побережье Великобритании), Иммингеме (завод в Сканторпе) и Хантерстоне (заводы в Шотландии).

Добыча руд цветных металлов . Разработка руд цветных металлов в последние десятилетия резко сократилась, что связано с истощением месторождений, технологическими трудностями (низкая степень извлечения металла — 65-70%), затруднёнными горно-геологическими условиями (обводнённость выработок) и т.п.

По добыче оловянных руд Великобритания занимает 1-е место в Западной Европе. Основная часть разрабатываемых ресурсов олова сосредоточена на полуострове Корнуолл. Из нескольких рудников, функционирующих в стране, 2 рудника — "Саут-Крофти" и "Дживор" — ведут добычу около 200 лет. Разрабатываются олово-рудные жилы средней мощностью 1,2 м, длиной до нескольких километров, глубиной около 100 м. В 1980 на руднике "Дживор" было добыто 118 тысяч т руды, "Саут-Крофти" — 210 тысяч т, "Уил-Джейн" и "Маунт-Уэллингтон" — 280 тысяч т. В небольших количествах эксплуатируются аллювиальные оловоносные россыпи (район между Падстоу и заливом Сент-Айвс). Вероятно, олово будет также извлекаться из комплексных оловянно- вольфрамовых руд месторождения Хемердон. Руда перерабатывается на местном плавильном заводе в Норт-Ферриби. За счёт собственных ресурсов удовлетворяется 20% потребности страны в олове.

Добыча руд свинца и цинка невелика и ведётся попутно при добыче руд других металлов либо путём переработки старых отвалов. Потребность страны в вольфраме удовлетворяется почти полностью за счёт импорта. Незначительное количество вольфрама добывается на оловянном руднике "Саут-Крофти", ранее добывалось на руднике "Кэррок-Фелл" (Камберленд). В перспективе возможно некоторое расширение добычи этого сырья в связи с намечаемым освоением низкосортных месторождений оловянно-вольфрамовых руд Хемердон (близ Плимута), которое будет разрабатываться открытым способом.

Медные залежи Великобритании выработаны, медь добывается только при добыче олова в незначительных количествах и не каждый год.

Горно-химическая промышленность . Её продукция представлена в Великобритании поваренной солью, флюоритом, бромом, калийной солью и серой. Великобритания является вторым после США производителем поваренной соли среди промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран (5-6% добычи). Около 90% каменной соли добывается в Чешире и Шропшире, остальное в Присолле (Ланкашир) и районе Ларна (Северная Ирландия). Суммарная мощность предприятий по добыче соли 7 млн. т (1980). Основная масса соли (5,4 млн. т) добывается в виде путём закачки воды в скважины и откачки рассола из других скважин. Во избежание образования подземных пустот ведётся контроль различными приборами с поверхности. Добытая соль широко используется в химической промышленности.

Великобритания занимает 4-е место в Западной Евро

Энергетический сектор Великобритании является одним из самых важных отраслей экономики страны. В результате мирового экономического кризиса 20-30х годов трудности, которые были связаны с упадком традиционных отраслей промышленности и утратой промышленной монополии, сильно обострились. Наиболее радикальным шагом к стабилизации положения в стране была национализация ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, энергетической, транспортной и др. Однако на рубеже 80-х годов консервативное правительство осуществило переоценку ценностей и идей касательно вмешательства правительства в экономику.

Введение 3
Господство угля 3
Начало двадцатого века. Появление новых видов топлива 3
Приватизация. 3
Забастовка шахтёров 1984-1985 годов 3
Пики и спады угледобываюей промышленности Великобритании. 3
Угольный сектор в 21 веке 3
Заключение 3
Список литературы: 3

Работа содержит 1 файл

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет Мировой экономки и мировой политики

по дисциплине

«Международные экономические отношения и конъюнктура мировых товарных рынков»

«Рынок угля Великобритании в 19-21 вв.»

Выполнила студентка 2ого курса

Курило А.В., группа 263

Проверил(а):

Орешкин В.А.

Введение 3

Господство угля 3

Начало двадцатого века. Появление новых видов топлива 3

Приватизация. 3

Забастовка шахтёров 1984-1985 годов 3

Пики и спады угледобывающей промышленности Великобритании. 3

Угольный сектор в 21 веке 3

Заключение 3

Список литературы: 3

Введение

Энергетический сектор Великобритании является одним из самых важных отраслей экономики страны. В результате мирового экономического кризиса 20-30х годов трудности, которые были связаны с упадком традиционных отраслей промышленности и утратой промышленной монополии, сильно обострились. Наиболее радикальным шагом к стабилизации положения в стране была национализация ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, энергетической, транспортной и др. Однако на рубеже 80-х годов консервативное правительство осуществило переоценку ценностей и идей касательно вмешательства правительства в экономику. Она была направлена в пользу конкурентного, свободного рынка. Для соответствия темпам развития энергетики во всем мире, стране был необходим переход к рыночной системе. Данная работа приводит тому доказательства и анализирует динамику цен на уголь, изменение спроса на данное сырье, а так же доли угля в энергетическом секторе Великобритании.

Господство угля

Средневековая Великобритания была преимущественно страной с аграрной экономикой. Спрос на тепло начал увеличиваться с ростом численности населения и экономической деятельности. До открытий месторождений газа и нефти в Северном море в Великобритании в качестве отопительного топлива использовались биомассы, такие как древесина, уголь, а так же торф и навоз. До тринадцатого века древесина и древесный уголь являлись основными источниками топлива, так как были легкодоступны, и реальная цена на них была достаточна, стабильна 1 (рисунок 1).

Рисунок 1 2 .

Результатом избыточного спроса на традиционные виды топлива было то, что домашние хозяйства и промышленности начали активно использовать уголь в производстве. Рост экономической активности на протяжении всего девятнадцатого века, в частности, до 1870 года, был одним из самых быстрых на протяжении рассматриваемого промежутка времени (начиная с двенадцатого века).

Начало использования парового двигателя на рубеже восемнадцатого века сделало угольную промышленность одним из наиболее важных секторов экономики. Паровой двигатель стал дешевой заменой рабочей силы. Использование топлива продолжало расти от 7,6 млн. тонн в 1869 году и до 18 млн. тонн в 1913 году. К началу девятнадцатого века уголь уже был основным видом топлива, используемым в Великобритании. Домохозяйства потребляли около половины добываемого угля. Объем потребляемого угля внутри страны удвоился с 9 млн. тонн угля до 19 млн. тонн, в период с 1816-1669, а затем снова удвоился до 35 млн. тонн в период с 1869 по 1913 год. (Таблица 1).

Таблица 1 3

Ожидания роста цен на уголь, в сочетании с технологическими усовершенствованиями могут объяснить улучшения в отрасли в дальнейший период времени. 1913 год был пиком добычи угля в период длиной более чем в 800 лет угольной промышленности. (Рисунок 2).

Рисунок 2 4

Начало двадцатого века. Появление новых видов топлива

Двадцатый век характеризуется сильнейшей зависимостью страны от электроэнергии. Экономическая активность быстро развивалась на протяжении всего столетия, и спрос на электроэнергию так же рос. Развитие приостановилось из-за Первой мировой войны и Великой депрессии, что начало снижать общий уровень потребления угля. К этому времени более низкие цены на альтернативные источники энергии и распространение технологических инноваций, в частности улучшение работы электрогенераторов, других электрических приборов и двигателей внутреннего сгорания, были важным стимулом для увеличения разнообразия источников энергии, что опять-таки влекло за собой снижение потребления угля.

Открытие в 1970 году газовых и нефтяных месторождений в южной и центральной, соответственно, части Северного моря повлекло за собой открытие восьми крупнейших месторождений с запасами нефти объемом свыше 1027,4 млн. тонн 5 .

Приватизация.

Великобритании, в период 1960-х годов, существовало почти единое всеобщее мнение, что для энергетического сектора лучший способ регулирования - государственное планирование. Угольная, газовая и электрическая промышленности были национализированы, как и атомная энергетика, и находились в руках государства. Однако вскоре строгая приверженность режиму планирования стала слабеть, начиная с 1970-х годов. Суть таких изменений скрывалась в давлении обстоятельств, подчеркивающих плюсы рыночной системы. Новый «консенсус» имел идею того, что рынки должны иметь возможность работать, в то время как государство должно их сдерживать для выявления несовершенств, недостатков и, соответственно, применять меры по борьбе с ними.

В 1979 году 71-м премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. Консервативное правительство Тэтчер и растущее к тому времени признание идей свободного рынка начало реализацию перехода к конкурентному рынку путем денационализации крупных монополистических корпораций, а именно продажей акций компаний частному сектору. Приватизация в Великобритании заменила государственные монополии конкурентоспособными предприятиями, предоставляющими выбор для потребителей и снижение цен на ресурсы.

На графике хорошо виден рост потребления газа после приватизации, что так же способствовало уменьшению потребления угля в Великобритании (Таблица 2).

Таблица 2 6

График 1 7

Забастовка шахтёров 1984-1985 годов

Важнейшим фактором, повлиявшим на спад угольной промышленности, была забастовка шахтёров 1984-1985 годов. Она стала крупнейшим проявлением конфронтации между профсоюзами и британским правительством. В марте 1984 года Национальное управление угольной промышленности 8 http://en. wikipedia.org/wiki/National_ Coal_Board выступило с предложением о закрытии 15% государственных шахт и сокращении 20 тысяч рабочих мест. Две трети шахтёров страны под руководством Национального союза горняков 9 объявили общенациональную забастовку. Однако «железная Леди» дала отпор.

Спустя год после начала забастовки, в марте 1985 года, Национальный союз горняков был вынужден отступить. Правительство Великобритании закрыло в 1985 году 25 нерентабельных шахт, а к 1992 году их число составило 97. Оставшиеся шахты были приватизированы. Десятки тысяч человек лишились работы.

Однако главным последствием поражения забастовки стала полная реструктуризация угольной отрасли. Более ста нерентабельных шахт было закрыто. Если к концу забастовки в Великобритании работало около 170 шахт, то сейчас в стране действует около 15 шахт. Оставшиеся шахты - это частные предприятия, ставшие рентабельными и конкурентоспособными.

Пики и спады угледобывающей промышленности Великобритании.

Наивысшего подъёма угольная промышленность Великобритании достигла в 1913 году, а затем стала сокращаться. На графике 2 так же хорошо виден резкий спад в добыче угля в 1984 году, что стало последствием забастовки шахтеров.

Удельный вес Англии в угледобыче всего мира, составлявший в середине XIX в. 65 % и в 1913 - 22 %, также уменьшился.

Упадок английской угольной промышленности был вызван рядом причин:

  • развитие угледобывающей промышленности других стран,
  • увеличение мирового экспорта, что усилило конкуренцию британского угля,
  • сокращение потребления угля из-за развития добычи альтернативных энергетических ресурсов,
  • и др.

Угольный сектор в 21 веке

Добыча угля в Великобритании продолжила падать. В 2010 году объем добываемого угля составил 18,2 млн. тонн, что составляет всего лишь 0,3 % от мировой добычи

График 2 10

Запасы угля на конец 2010 года составили 228 млн. тонн, что составляет 2,5 % от мировых запасов (860938 млн. тонн.) 11

График 3 12

Двадцатый век стал свидетелем упадка спроса на уголь, который представлял почти 100% рынка в 1913 году, 15% его использования сегодня. Нефть в настоящее время обеспечивает 35% рынка, а природный газ -40%.

Таблица 3 13

График 4 14

В рамках программы реформирования энергетического рынка Правительство Великобритании разработало меры по поддержке угольной промышленности страны, которые позволили снизить темпы сокращения производства, разработать и внедрить новое оборудование и технологии в угольный сектор страны. Как известно, в деле о загрязнении окружающей среды угольная промышленность занимает первое место. Внедрение новых технологий может способствовать развитию промышленности. Например, На новых тепловых станциях предполагается использование технологии «угольной газификации», при которой уголь сначала превращается в газ, который очищается перед сжиганием, при этом сера, ртуть, свинец и углерод могут быть удалены из газа перед сжиганием.

Заключение

С увеличением численности населения и темпов экономической деятельности увеличился спрос на тепло. До двадцатого века угольная промышленность Великобритании была лидирующим в энергетическом секторе. 1913 год является пиком добычи угля, когда объем добычи составил более 200 млн. тонн в год. Начало использования парового двигателя на рубеже восемнадцатого века сделало угольную промышленность одним из наиболее важных секторов экономики. Использование топлива продолжало расти от 7,6 млн. тонн в 1869 году и до 18 млн. в 1913 году. К началу девятнадцатого века уголь уже был основным видом топлива, используемым в Великобритании. Двадцатый век характеризуется сильнейшей зависимостью страны от электроэнергии. Экономическая активность быстро развивалась на протяжении всего столетия, и спрос на электроэнергию так же рос.

Открытие месторождений в Северном море позволило Великобритании развить нефтяной и газовые сектора экономики, что повлекло за собой снижение спроса на уголь. Приватизация газового и электроэнергетического секторов снизила цены на эти ресурсы, за счет чего на них сильно вырос спрос. Кроме того, упадок угольной промышленности так же связан с увеличением мирового экспорта угля, что усилило конкуренцию британского угля, с сокращением потребления угля из-за развития альтернативных секторов энергетики и др. Однако главной причиной упадка угольного сектора Великобритании была забастовка шахтеров в 1984-1985 годах.

Таким образом, двадцатый век стал свидетелем упадка спроса на уголь. Если в начале 20 века уголь занимал почти 100% энергетического рынка Великобритании, то сейчас он составляет всего лишь 15%.

Список литературы:

  1. Colin Robinson «Energy Economists and Economic Liberalism». Energy Journal; 2000, Vol. 21 Issue 2, p.1, 22p.
  2. Roger Fouquet, Peter J G Pearson « A Thousand Years of Energy Use in the United Kingdom ». The Energy Journal. Cleveland: 1998. Vol. 19, Iss. 4; pg. 1, 41 pgs
  3. Paul J.Frankel « Principles of petroleum – then and now». The Energy Journal 10, n 2 (April 1989): pp1(5).
  4. David Stewart «The history of oil exploration and development in the northern North Sea».
  5. Nigel Essex «Privatization of energy: was it necessary? »
  6. George C. Band «Fifty Years of UK Offshore Oil and Gas». The Geographical Journal, Vol. 157, No. 2. (Jul., 1991), pp. 179-189.

1 Rackham, O. (1980). Ancient Woodlands: Its History, Vegetation and Uses in England. London: Edward Arnold.