Сущность социальной работы. ЮЛ

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы социальной работы. Сущность и содержание понятий социальной работы

1.1. Анализ теоретических подходов к социальной работе

1.2. Социальная работа как наука

1.3. Социальная работа как дисциплина

1.4. Социальная работа как сфера практической деятельности

Выводы по главе I

Глава II. Особенности социальной работы как практической деятельности

2.1. Специфика социальной работы

2.2. Принципы социальной работы

Выводы по главе II

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современном обществе развитие научного знания и общества к целом обусловливает потребность в целенаправленном и систематическом изучении, в частности, таких научных проблем, как изменение жизненных циклов, защитных форм и механизмов жизнеосуществленим индивидов и групп.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В социальной сфере возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. Развитие социальной сферы становится стратегически важным направлением жизнедеятельности российского общества. Уровень профессионализма специалистов социальной работы во многом зависит от качества их подготовки в учебных заведениях, поэтому повышение их профессионализма, концептуальное проектирование программы обучения становятся необходимой функцией научных исследований. Однако в практике такого обучения существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов социальной работы усложнившимся условиям социальной жизни. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, концептуальных по реализации новых образовательных подходов, что и предопределяет актуальность избранной темы.

Проблема социализации личности, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.

Актуальность темы исследования и необходимость совершенствования практики подготовки специалистов социальной работы определила постановку целей и задач, выбор

Объект исследования: Процессы и явления.

Предмет исследования: особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности.

В диссертационной работе ставится цель выявить особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», и обосновать условия ее результативности.

Выдвижение данной цели обусловливает постановку следующих задач исследования:

1.Изучить определения, сущность, содержание и понятия социальной работы.

2.Выявление специфики социальной работы, как сфера профессиональной деятельности.

3.Изучение специфики принципов и направлений социальной работы, как вида профессиональной деятельности.

Глава 1. Сущность и содержание понятий социальной работы

1.1. Анализ теоретических подходов в социальной работе

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурологи. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности. Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения поведения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминировании познавательных ориентации. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы [Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991].

Объектом исследования теории Социальной работы как науки являются социальные отношения {в данном случае происходит отождествление позиций с характеристикой предмета и объекта социологии как науки в одной из наиболее распространенных их интерпретаций.}. Но социальные отношения и как разновидность общественных, и как общественных в широком смысле многогранны и сложны как по структуре, так и по содержанию. Они имеют различные аспекты и исследуются многими общественными и специальными науками.

Предметом исследования в теории социальной работы считает, к примеру, Е.И. Холостова, являются закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психрлого-педагогических, экономических и управленческих факторов, воздействующих "реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе

В середине 70-х годов XX столетия в Швеции была сделана попытка определить социальную работу, как единство структурной и психо-социальной деятельности, в которой общественная организация и Усовершенствование форм общения признаются одинаково важными для обеспечения решения личных проблем клиента. Но, как подчеркивают Г. Бернер и Л. Юнссон, до сих пор понятие социальной работы и в Швеции остается "размытым", так как чаще всего речь идет лишь о "подходе к организации психосоциальной работы

Они считают, что социальная работа - одна из форм деятельности, направленная на достижение индивидуальных или общественных изменений. Подчеркивают при этом, что в Швеции различаются два направления (или две части содержания социальной работы - психосоциальная и структурная.

Шведские авторы отмечают, что целью психосоциальной работы является позитивное развитие общественных условий жизни и личных ситуаций людей. С. Хессле полагает, что психосоциальная работа это определение мотивов взаимодействия между индивидом и его окружением, ее -главная цель - усиление сопротивляемости индивида требованиям социальной среды, а также позитивные изменения, происходящие внутри самого индивида Другой шведский ученый подчеркивает, что социальная работа направлена на достижение значимых изменений, психосоциальная работа является ее составной частью [Раупе М. Modern Social Work Theory: a Critical Introduction. L, 1991]

Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

Основу содержания любой науки составляют базовые категории, «несущие" понятия, которые и определяют ее предмет. Здесь следует сказать, что вопрос о категориях социальных наук является непростым, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, тесно переплетаются друг с другом, многообразны, по-разному интерпретируются, что и обусловливает относительность границ между этими категориями, полипарадигмальность социальных

Поэтому в данном плане следует говорить прежде всего о двух группах категории социальной работы.

1. Категории, которые не являются специфическими категориями в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы "изучаются также другими науками (естественно, что явления, обозначаемые этими категориями, должны рассматриваться каждой наукой исходя из ее предмета). Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др.

Наряду с категориями, в содержание любой науки, естественно и социальной работы тоже, включаются основные проблемы, представляющие различные стороны предмета этой науки. Например, отношения "личность - личность", "социальный работник - клиент", "личность - среда"; общественная роль и функции социального работника и др.

Существуют, как известно, разные основания для выделения отдельных групп методов. Так, можно говорить, во-первых, о методах сбора информации и методах ее обработки; во-вторых, о методах эмпирического исследования и методах теоретического моделирования; в-третьих, об общенаучных методах и специфических методах конкретных наук и т.д.

С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры, трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается свойственная уходящему обществ* система ценностей. В морально-психологическом плане содержанием подобных процессов является атмосфера нетерпимости и конфронтации, неуважения к закону, рост преступности и насилия. Возможно, никогда прежде описанное М.Вебером состояние аномии, т.e. безнормативности, кризиса морально-этических норм, крушения прежних ценностей, на смену которым не пришли еще новые, не проявлялось настолько остро. Социальное развитие происходит в деформированных формах, вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба, включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств их преодоления.
Поверхностный подход к возможным трансформациями социально-политическое реагирование на уровне «здравого смысла», когда видят только одну сторону проблемы, один аспект явления действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных связей, зависимостей и опосредований, не моделируя прогнозов последствий того или иного вмешательства, к сожалению, однократно демонстрировали свои плачевные результаты, когда в лучшем случае итогом такого воздействия было достижение, наряду с поставленной целью, также и нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае — получение результатов, ложных намеченной цели.
Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает поликаузальность социальных проблем общества.
Это, в свою очередь, предопределяет множественность социальных технологий и методик, которые призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ. Среди этих обстоятельств следует отметить:
— состояние производительных сил, их потенциальная и актуальная наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно-технологической революции,
— социально-экономическая модель общества,
— социальная стратификация общества и уровень реализации интересов различных групп в политической структуре,
— зрелость духовной культуры общества. Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном изменения в обществе, является социальная политика государства, через которую реализуются объективные возможности экономического, политического и духовного потенциала общества.
Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в настоящее время разрабатывать концепции социальной политики, решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей, безадресной помощи. Причиной этому не только экономические трудности государства, не способного обеспечивать «сплошную» социальную поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание роли индивидуальной ответственности, инициативы. В качестве приоритетных объектов социальной поддержки выделены те малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые реально столкнулись с угрозой экономической и социальной деградации — инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей этих групп населения, на личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах, отражаясь в федеральных законах, указах Президента РФ и других нормативных актах.
Одной из ведущих форм социально-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструментом осуществления социальной политики является профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством диагностирования их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблем.
Сущность социальной работы заключается в оказании помощи в осуществлении социальных прав как индивидов, так и групп различного характера. А поскольку социальные права охватывают собой все стороны и грани, обеспечивающие социальное функционирование личности, то характер проблем, с которыми имеет дело социальная работа, весьма обширен и разнообразен; более того, можно констатировать, что в конкретной социальной ситуации, с которой имеет дело социальный работник, пересекаются различные виды и типы социальных проблем.
Во-первых, социальная работа имеет дело не только с индивидуальными, но и с групповыми клиентами — семьями, трудовыми и соседскими коллективами, молодежными или профессиональными группами, объединениями лиц со сходными трудностями. Поэтому в каждом действии социального работника, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов. Разрешение проблем детско-родительских или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо предприятия, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Также и личностные изменения тех, кто обратился за помощью невозможны без реструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.
В связи с этим анализ проблем социальной работы выявляет на первом этапе, их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе, пирамида причинно-следственных связей и опосредований может включать в себя все уровни, от индивидуального масштаба до общечеловеческого или планетарного – неоспоримо, что одной из причин голода и бедности являются глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов, — однако, помня об этих обстоятельствах, социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему, должен вовлекать в рассмотрение в первую очередь проблемы и причины оперативного уровня, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или улучшить социальную ситуацию клиента.
Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, принадлежит демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократичность, ни социальность не являются стабильными константами — их актуализация представляет собой процесс, который осуществляется со множеством флюктуаций и сбоев. Политическая декларация или даже юридическая фиксация демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией. Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения прямо влияет на социальную активность людей. Неудачное строение властных структур, когда-то отвечавшее потребностям времени, а потом безнадежно устаревшее, может сделать неэффективным проведение социальной политики, даже если предпосылки ее были вполне успешны. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятие этой деятельности со стороны населения.
Важную роль в современной действительности играют социально-экологические проблемы, причем значимость их определяется не только негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития техногенных процессов техногенными катастрофами, загрязнением природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на различные системы нашей планеты сегодня таковы, что превышают способности Земли к самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности неизбежно влечет за собой тепловое загрязнение атмосферы, даже если будет основан на современнейшей технологии. В то же время остановить развитие, свернуть техногенное воздействие человека на природу невозможно. Социально-экологическое содержание в той или иной мере пронизывает все социальные технологии и методики, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных условий их осуществления, но и от уровня развитости общечеловеческой и экологической культуры деятелей.
Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет круг социально-экономических проблем, причем значение это многопланово. Во-первых, уровень средств, которые общество и государство способно направить на решение тех или иных социальных вопросов, зависит, не в последнюю очередь, от состояния экономики, устойчивости работы народнохозяйственного механизма. Во-вторых, немалое количество проблем в обществе имеет природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными. Наконец, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе невозможно без разрешения социальных проблем: трудный ход реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство населения утратило в их ходе свой социальный и имущественный статус, его положение ухудшилось. Вместе с тем, без роста образованности, физического и социального здоровья, социальной компетентности и политической грамотности населения невозможно развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать многообещающие социальные технологии.
Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С одной стороны, все более парциальная, учитывающая все более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных слоев и групп, система общества является атрибутом демократического и социального развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если не всех, то хотя бы максимально возможного числа интересов и предпочтений. Общество находит возможность институционализации и признания взглядов меньшинства в рамках субкультуры, не стремясь более подогнать всех индивидов под один ранжир.
С другой стороны, социальная дифференциация, когда она наделяет одни группы в обществе богатством, властью и информацией, а другую часть населения изолирует от этих важнейших истопников социальных ресурсов, вытесняя не только на грань бедности, но иногда и за грань физиологического выживания, причем причины такой дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы — такая ситуация в обществе не может служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его преимущественно ненасильственными способами социального управления и регулирования, могут существовать социальные различия только на основе общественного согласия, только в том случае, если они признаются приемлемыми большинством населения. Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому слою (6 — 10 % населения) сверхбогатых противостоит остальная масса — малоимущие, неимущие и бедные, «вымывание» среднего класса — все это придает уязвимость социальной системе.
Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие проблемы. Когда проводится анализ девиантного поведения индивидов или групп, привычно выделяют категории алкоголиков и наркоманов, преступников, проституток и т.д. Но вопрос о девиации не сводится только к этим типам. Для того, чтобы определить отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы, того общесоциального нравственно-поведенческого, ценностно-регулирующего ядра, от которого и «отклоняются» носители девиантного поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и социально конкретна. В самом деле, можно ли считать отклонением от нормы употребление алкогольных напитков, если, по оценочным данным, такое поведение свойственно не менее 90 % взрослого населения нашей страны? А попытки разграничить употребление и злоупотребление, возможно, есть просто результат лицемерия, стремление морально оправдать социально признанный вид наркомании. Девиантное поведение, и социальный работник при анализе ситуации должен иметь это в виду, может быть либо проявлением асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового, эвристического поведения, которое завтра может стать нормой для большинства.
По мере разворачивания информационной революции в мире все большее значение приобретают социальные проблемы доступа к информации, коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что информация — это власть, причем одна из самых эффективных, стало формироваться в начале XX века, с появлением технических средств массовой коммуникации. Теоретический анализ механизмов поведения толпы (Г. Лебон) совпал с художественным осмыслением этого процесса («Как голосованием признали Землю плоской»): в период, когда информационные сети или телевидение не были еще даже в проекте, а из всех средств массовой коммуникации существовали только грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители увидели огромную роль их для воздействия на массы и огромную опасность манипулирования людьми.
Оставив в стороне политические технологии, невозможные без использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные процессы имеют также большое значение. Недаром масштабные (в рамках целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию социально-экономической обстановки в некоторых государствах, известных прежде крайней нестабильностью, включали в себя в обязательном порядке выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально широкого доступа к информации (как к получению ее, так и к распространению собственных мнений, взглядов, точек зрения) максимально широких слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям, помимо всего прочего — это как бы пропуск в XXI век, тот рубеж, не преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные, прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в обществе будущего.
Проблемы символизации и моделирования мира относятся к полю социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу социальной работы. Однако в действительности это область осмысления мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей и образов небезразлично для человеческого самочувствия и деятельности — сравните термины «увольнение с работы» и «высвобождение с работы». Давая имя какому-то явлению, мы тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют на наше восприятие содержания. Длительные (и еще не завершенные) споры о названии профессии социальной работы демонстрировали в каждом предлагавшемся термине (соционом, социальный инженер, социальный работник и т.д.) различные стороны этой деятельности.
Символизация мира заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы. Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным правом» ранних государственных образований, и может отсутствовать при самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому времени и народу идеальное представление о том, что такое личность. Наконец, трудно формулируемая, но властная система ценностей, которая превращает совокупность индивидов в общество, причем общество определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей, некоторым образом отличающейся от общей — это тоже относится к миру символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности характеризует разумную, интеллектуально-психическую сторону деятельности человека.

1.1. Сущность социальной работы

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.

Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

1.2. История развития социальной работы с малоимущими

Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи – милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение – основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности связано с характером участия в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X – середина XVIII вв. – отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: “закрытое” – в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), “открытое” – вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: середина XVIII–середина XIX вв. – функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

Третий этап: реформы 1861 г.–1917 г. – период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость” и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых – это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.


Оценки. Понятия прожиточный минимум и черта бедности стали едва ли не самыми часто употребляемыми социально-экономическими терминами. Спорят, однако, не только политики, но и исследователи. Несмотря на то что за последние два десятилетия написано немало работ, посвященных данным вопросам, понятие бедности по-прежнему остается дискуссионным. Диапазон мнений здесь достаточно широк и колеблется от...

Важной первичной инф-ции, без чего в практике С.р. невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности данной проф. д-сти. 46. Основные формы технологий социальной работы в пенитенциарной системе Теоретическое обоснование различных направлений с. р. в общ-ве, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории с. р. показало, что...



Научной литературы. 5. Активизация работы со школами района – создание школьных отрядов для помощи престарелым и больным людям, нуждающимся в социальной поддержке. 6. Инициация взаимоотношений с факультетом Социальной работы и туризма Марийского государственного технического университета, предложение студентам факультета мест для прохождения производственной и преддипломной практики в центре...



... – поддержка; – признание и оценка сделанного в ходе волонтерского движения. 4.2 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы Тема «Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района» опирается на следующую нормативную базу: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября...

  • 6. Содержание и организация социального образования.
  • 7. Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы.
  • 8. Предмет, задачи и организация социальной статистики.
  • 11. Уровень жизни населения как объект статистического наблюдения: система показателей и основные направления изучения.
  • 14. Общепризнанные права человека как явление мировой правовой цивилизации.
  • 16. Сущность и основные направления социальной политики в России.
  • 19. Российский и западноевропейский пути становления знаний о социальной работе.
  • 20. Практика и философия социальной работы в античном мире и в Средние века.
  • 21. Донаучный этап развития теории филантропии и милосердия в Западной цивилизации.
  • 23. Теория и практика нуждающимся в России и за рубежом в Новое время.
  • 24. Теория и практика социальной работы за рубежом и в России в Новейшее время.
  • 26. Экологический кризис и возможности его решения.
  • 31. Цели, этапы и способы проведения социальной диагностики.
  • 32. Технология консультирования и посредничества.
  • 34. Проблемы семей, воспитывающих детей с отклонением в развитии.
  • 35. Специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья как профессионал.
  • 36. Методологические основы теории социальной работы.
  • 37. Методы исследования в социальной работе.
  • 38. Психодиагностика в социальной работе.
  • 39. Сущность и технология проектирования и моделирования в социальной работе.
  • 40. Теоретические основы технологии социальной работы.
  • 41. Целеполагание и социальная диагностика в технологии социального работника.
  • 42. Методы в социальной работе и их классификация.
  • 43. Технология медико-социальной работы с населением.
  • 44. Технологии социальной работы с лицами бомж, мигрантами и беженцами.
  • 45. Технологии социальной работы с молодёжью, дезадаптированными детьми и подростками.
  • 46. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями в системе социальной защиты населения.
  • 47. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений.
  • 48. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • 49. Содержание и формы социальной работы с молодёжью.
  • 50. Особенности социальной работы среди женщин.
  • 51. Охарактеризовать формирование семьи и супружеских отношений.
  • 52. Особенности конфликтов в семье.
  • 53. «Семейный кодекс рф» - основная характеристика основных положений семейного законодательства.
  • 54. Брак и семья как фактор стабильности общества.
  • 55. Основные функции семьи в изменяющемся мире.
  • 56. Демографические аспекты состояния и развития семьи.
  • 57. Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям.
  • 58. Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения.
  • 59. Социальная защита материнства и детства.
  • 60.Старение населения в рф: своеобразие, последствия и прогнозирование.
  • 61. Концептуальные и правовые основы социально-геронтологической политики в рф.
  • 62. Социально-психологические модели адаптации к пенсионному возрасту.
  • 63. Методологические принципы феминологии.
  • 64. Социальная теория пола.
  • 65. Функции и положение женщины в современной семье.
  • 66. Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема. «Женский вопрос» и его эволюция в общественном сознании.
  • 67. Теории выбора брачного партнёра.
  • 68. Женское движение в России. Этапы женского движения.
  • 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида деятельности. Принципы и закономерности социальной работы.

    Одна из основных отличительных черт социальной работы - сам характер процесса социального действия между специалистом и клиентом. Как особый вид деятельности социальная работа охватывает три сферы: 1. Социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций. 2. Социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). 3. социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально - психологического климата в местах компактного проживания людей. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с "клиентами". Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями. Социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны - процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей. Социальная работа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальных учреждений.

    Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. В отличие от других форм социального содействия социальная работа - двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.

    Объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы. Цель этой деятельности - улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения.

    В качестве основной закономерности социальной работы можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Эффективность осуществления целей социальной работы будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д. Чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты

    Основные принципы социальной работы: принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды, зависимость содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника, социально-технологическая компетентность кадров, принцип полномочий и ответственности, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых процедур, комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.

    Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

    Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить рождаемость.

    Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента.

    Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем.

    Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

    Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем.

    Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

    Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту.

    Т.о., система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе.

    "

    Введение

    Многим людям сейчас необходима помощь, когда так трудно.

    Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.

    С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Отдельно можно поставить вопрос о безработице, поскольку вот уже больше года у нас в стране, да и во всём мире продолжает нарастать финансовый кризис, от безработицы не застрахован никто. Отсюда вытекают преступность, падение нравов, вседозволенность, это вызывает большую тревогу и опасение, за себя, за судьбу родных и за дальнейшее процветание Родины.

    Не у каждого есть силы бороться. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям.

    Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами. В таких ситуациях приходит на помощь «социальная работа», здесь могут поддержать человека в трудную минуту, как материально – предоставить выплаты, пособия, льготы, так и духовно – «наставить на путь истинный».

    Актуальность темы «сущность социальной работы, её объект и предмет» сейчас весьма высока, и обусловлена следующими обстоятельствами:

    – во-первых, увеличением в современных условиях темпа социального движения помощи населению. Это связано с возрастанием таких слоёв общества, как инвалиды, пенсионеры, малоимущие, сироты и т.д.

    – во-вторых, потребностью выявления проблем в социальной сфере.

    Поэтому необходимо вначале разобраться каков объект и предмет социальной работы, не только как науки, но и как деятельности, и как учебной дисциплины, чтобы впоследствии выявить проблемы, предотвратить их усугубление и провести мероприятия для стабилизации положения. Многие люди не знают, или имеют смутное представление, что же такое «социальная работа», кто такие эти социальные службы и работники, каковы их цели, кому они помогают, и вообще в чем состоит их помощь?

    Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является предметом социальной работы, и каков её объект.

    Объект исследования курсовой работы, это сущность самой социальной работы, её предмет и объект.

    Целью курсовой работы является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с точки зрения самостоятельной науки. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов.

    Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

    – дать определение термину «социальная работа», раскрыть это понятие с точки зрения самостоятельной науки;

    – рассмотреть социальную работу как форму практической деятельности, уточнив её аспекты;

    – выявить какова же стратегия, смысл и цель социальной работы как учебной дисциплины;

    – установить, какие ключевые категории образуют содержательную характеристику социальной работы;

    – ответить на вопрос, что такое социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание и социальное обеспечение, выявить чем они различаются;

    – дать характеристику объекта социальной работы, какие направления в нём возникают, и как можно их классифицировать;

    – рассмотреть клиента как объект социальной работы;

    – охарактеризовать семью с точки зрения объекта социальной работы;

    – дать определение предмета социальной работы, установить, как может меняться предмет, в зависимости от того, рассматривается ли социальная работа как наука, как дисциплина или как деятельность.

    1 . Сущность социальной работы

    1.1 Понятие социальной работы как самостоятельной науки

    На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, – социальная работа. Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

    Определить социальную работу можно как, «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» .

    Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

    Разработка научного категориального аппарата является одной из приоритетных задач в области исследования теории социальной работы. В систему категорий должны войти понятия, отражающие: во-первых, специфику организации социальной работы в разных сферах социальной практики (например, социальная работа в образовании, социальная работа в армии и т.п.); с разными клиентами (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска); в разных социальных ситуациях (социальная работа в экстремальных ситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т.п.). Во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент, психосоциальные технологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории и эмпирических исследований в этой области система ее категорий будет обогащаться и расширяться.

    Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

    Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

    Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

    Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.

    Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что поскольку социальная работа имеет свой предмет, объект и категориальный аппарат, её прежде всего следует рассматривать как самостоятельную науку.

    1.2 Социальная работа как практическая деятельность

    Социальная работа– это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

    В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.

    Термин «социальная работа» тесно связан с функционированием рыночной экономики, поскольку достижение ее эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки, то обостряются проблемы в социальной сфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты социальной поддержки людей. Профессия «социальный работник» относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества. Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа – особый вид деятельности.

    В этой связи следует отметить ее различные аспекты.

      Социальная работа – деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

      Социальная работа – профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем.социальной политики в теории социальной работе Курсовая работа >> Социология

      Теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета . В Словаре социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс...

    1. Социально социальной работе

      Курсовая работа >> Социология

      В социальной работе» актуальна. Объект исследования – коммуникативные конфликты в социальной работе . Предмет исследования – социально -психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе ...

    2. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях

      Реферат >> Социология

      ... социальной и её социальной ... Объект исследования - несовершеннолетние правонарушители в пенитенциарных учреждениях; Предмет исследования – социальная работа ... Социальная работа в УИС: концепции и перспективы развития. Материалы международной...

    3. Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию.

      Реферат >> Социология

      Формы социальной работы с женщинами и детьми Сущность социальной работы с женщинами. Можно кратко сформулировать, что в социальной работе с... Предмет – медико-социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в семье. Соответственно, объектом ...