Пришкольный учебно опытный участок. Наш пришкольный учебно-опытный участок

Учебно-опытный участок

Учебно-опытным участком руководит учитель биологии и химии Топунова Е.В.

1. Учебно-опытный участок (далее УОУ) школы является частью ее материально-технической базы. Площадь участка 1,5 га (1500м2).

2. Структура УОУ

2.1. Учебно-опытный участок школы включает в себя участок открытого грунта, разделенный на отделы: полевой, овощной, цветочно-декоративный, коллекционный, систематический, плодово-ягодный, начальных классов, производственный, дендрологический.

2.2. Назначение отделов открытого грунта:

Полевой отдел (площадь 12 м2) представляет из себя коллекцию зерновых культур, представленную районированными сортами. Растения размещаются на прямоугольных полях шириной4годичного севооборота.

Отдел предназначен для: знакомства учащихся с основными полевыми культурами; условиями их произрастания; использования в качестве продуктов питания; корма для животных; сырья для технической переработки; принципа проведения опытов с с/х культурами.

Цветочно-декоративный отдел

(Площадь 300м2). Представляет из себя коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений и кустарников. Все цветочно-декоративные растения размещаются в различных отделах УОУ. В основе размещения цветочно-декоративных растений положены следующие принципы размещения:

  • принцип использования приемов благоустройства территории (рабатки, газоны, альпийские горки, розарии)
  • принцип эстетического оформления участка.

Отдел предназначен для знакомства с различными цветочно-декоративными растениями, привития умений и навыков выращивания растений и ухода за ними, воспитания чувства прекрасного, выполнения опытнических работ, освоения приемов озеленения территории.

Овощной отдел

(Площадь 180 м 2). Представляет из себя коллекцию однолетних и двулетних овощных культур. Используется 3 - 4годичный севооборот.В овощном отделе выращиваются следующие культуры: морковь, лук, свекла, чеснок, укроп, петрушка. Отдел предназначен для знакомства учащихся с различными сортамиовощных культур, привития умений и навыков ухода за ними, проведение опытнических работ.

Дендрологический отдел

(Площадь 500 м 2). Представляет из себя коллекцию деревьев и кустарников. Располагаетсяпо периметру УОУ и в других отделах УОУ. Размещается по систематическому и географическому принципа. Растения располагаются в виде сложных и простых пейзажных групп. Кустарники служат живой изгородью (шиповник, акация). В дендрарии расположены следующие деревья, кустарники: клен канадский, липа остролистая, береза пушистая, береза повислая, клен обыкновенный, акация желтая, рябина обыкновенная, сосна кедровая, ель голубая, дуб чешуйчатый, сирень обыкновенная, сирень махровая, жасмин земляничный, жимолость обыкновенная, белоягодник снежный, роза морщинистая, барбарис обыкновенный, ива, спирея, лещина, калина, лиственница, можжевельник. Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, проведения фенологических наблюдений, постановки опытов, изготовления наглядных пособий и коллекций.

Коллекционный отдел (площадь 14 м 2) представлен коллекциями лекарственных трав, масличных, раннецветущих, кормовых, растений различных мест обитания (луга, леса, болота). Расположен в разных отделах УОУ. Предназначен для разрешения знаний учащихся о многообразии растений, их использовании, для развития творческих способностей и познавательных интересов.

Систематический отдел (площадь 16 м 2) представлен растениями, принадлежащими к различным семействам (7 семейств): крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, лилейные, злаковые. Отдел предназначен для знакомства учащихся с представителями различных семейств.

Плодово-ягдный отдел (площадь 550 м 2), представлен садом. Культуры, произрастающие в саду: яблоня (35), груша (1), айва (1), слива (2 дерева + 15 саженцев), ирга (1), арония черноплодная (8), черная смородина (13), красная смородина (5). Кустарники (смородина) располагаются вдоль центральной дорожки УОУ в 2 ряда. Плодовые деревья иостальные кустарники расположены в 2-х специально отведенных местах УОУ.

Отдел начальных классов (площадь 40 м 2), представлен 4 грядками, на которых выращивают однолетние овощные растения. В отделе используется принцип чередования культур. Отдел предназначен для привитияэлементарных навыков и умений в уходе за растениями.

Производственный отдел (площадь 300 м 2), расположен на территории УОУ. Предназначен для выращивания с/х культур для питания учащихся в школьной столовой. В отделе выращивается капуста и картофель.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Верешим

«ПРОЕКТ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА»

МБОУ ООШ с Верешим.


Выполнила

Ученица 9 класса

МБОУ ООШ с. Верешим

Корнилова Анна

2012 год


Содержание
1.Обоснование проблемы.

2.Описание предложений по благоустройству учебно-опытного участка.

1.Зеленый класс.

2.Отдел полевых культур.

3.Отдел овощных культур.

4.Отдел плодовых и ягодных культур.

5.Коллекционный отдел.

6.Отдел лекарственных растений.

7.Экологический отдел.

8.Цветочно-декоративный отдел

9.Парник.

10.Водоем.

11. Отдел начальных классов.

12. Зоологический отдел.

13. Учебные и подсобные помещения

14. Примечания.

3.Экологический аспект проекта.

4.Экономический аспект проекта.

5. Заключение.

6.Приложение.

1. План проекта.

2. Правила техники безопасности.

3. План УОУ с.Верешим.
7. Литература.

Природа-это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме этом жить во веки.

I Обоснование проблемы

Учебно-опытный участок должен быть базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями и животными, они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе, познают растительные и животные организмы, овладевают методами управления их ростом и развитием, приобретают умения в выращивании растений и животных, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца.

Учебно-опытный участок должен занимать важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и. бережного отношения к ней.

Учебно-опытный участок - это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, работа кружка юннатов и другая внеклассная работа. Учебно-опытный участок является основным источником для заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинета биологии.


Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для школьников и учителей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для учащихся. Здесь, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии.

Школьный учебно-опытный участок, наряду с кабинетом биологии, является учебно-материальной базой преподавания биологии, сельскохозяйственного труда. Учебно-опытный участок предназначен для проведения учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, трудовому обучению, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий, для организации производственного труда школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, рассада цветочных культур, саженцы древесно-кустарниковых пород), для заготовки раздаточного и демонстрационного материала для занятий с учащимися.


Через практическую работу на учебно-опытном участке реализуется ряд важных задач:

  • закрепление, углубление и расширение знаний по биологии и основам сельскохозяйственного труда;

  • развитие познавательного интереса к знаниям о жизни растений;

  • овладение практическими знаниями сельскохозяйственного труда;

  • проведение опытной работы, способствующей выявлению научного потенциала школьников;

  • воспитание любви к природе, всему живому, умение видеть и чувствовать прекрасное;

  • осуществление элементарной профессиональной подготовки, ориентации на сельскохозяйственные профессии;

  • решение производственных задач по выращиванию производственных культур, лекарственного сырья, посадочного материала.
Многие выпускники школы станут работниками сельского хозяйства, поэтому очень важно, чтобы они имели определённый уровень экологической грамотности.

Характеристика учебно-опытного участка
Учебно-опытный участок МОУ ООШ с. Верешим расположен на территории школы. Почва – черноземная; реакция почвенного раствора (PH) = 6,5 – 7,2; солонцов нет.

Физические свойства – достаточная влажность, нормальная теплопроводность и воздухопроницаемость.

Площадь учебно-опытного участка – 0,6 га.

Огорожен живой изгородью, за исключением центрального входа в школу.

II Описание предложений по благоустройству

учебно-опытного участка
Изучая специальную литературу по устройству учебно-опытных участков, я обратила внимание, что участок разбит на зоны, которые принято называть отделами. Назначение таких отделов в каждой отдельно взятой школе может быть индивидуально. В будущем мне бы хотелось предложить свой план первоначальных действий по оборудованию учебно-опытного участка вполне реальных на базе нашей школы.
1. Зеленый класс
Зеленый класс предназначен для проведения урочных и дополнительных занятий, поэтому я предлагаю:

1.Территорию зеленого класса засеять газонной травой.

2.Поставить беседки и скамейки.

3. Беседки декорировать вьющимися растениями (ипомея, клематис, плющ и др.)

4.Дорожки посыпать керамзитом, чтобы во время дождливой погоды не пачкать обувь.

5.По краям дорожек посадить цветы так, чтобы дорожки были украшены в течение всего сезона.

Весна

Многолетники: первоцветы, крокусы, примулы, пролески,

тюльпаны, нарциссы, гиацинты.

Лето

Многолетники: ирисы, пионы, ромашка, гладиолусы, канны, лилейник.

Однолетники: турецкая гвоздика, бархатцы, петунья, настурция, посевные георгины

Осень

Многолетники: хризантемы, многолетняя астра.

Однолетники: астры.

6.На территории зеленого класса, можно разбить газон из зеленой травы с примесью из цветущих растений (маргаритка, васильки и т.д.). Здесь школьники, могут создать свой дизайн ландшафтной среды, т. е. проявить свои способности.

7.Дополнить дизайн можно с помощью камней, размещая их бессистемно, ассиметрично.

2. Отдел полевых культур
В этом отделе следует разместить основные зерновые, кормовые и технические культуры, имеющие производственное значение в данной зоне, а также аналогичные культуры из другой зоны, интересные в учебном отношении. Отдел полевых культур предназначен для знакомства учащихся с разнообразием сортов сельскохозяйственных культур их выращиванием и агротехникой. Здесь школьники, получают сведения о таких профессиях как агроном-семеновод, агроном по защите растений, селекционер. На участке закладывать такие опыты как:


  1. Влияние площади питания на рост, развитие и урожай полевых растений.

  2. Влияние удобрений и подкормок на рост, развитие и урожай полевых растений.

  3. Влияние на рост, развитие и урожай полевых растений глубины заделки семян, норм высева или сроков посева.

  4. Влияние способов и сроков посева, предпосевной обработки семян на рост, развитие и урожай полевых культур.
5.Сортоизучение важнейших полевых культур.

6.Выращивание важнейших полевых культур с применением высокой агротехники.


Представляю вашему вниманию схему пятипольного севооборота.


Год

1-ое

2-ое

3-е

4-ое

5-ое

2010

Пар

Пшеница

Картофель

Подсолнечник

Кукуруза

2011

Пшеница

Картофель

Подсолнечник

Кукуруза

Пар

2012

Картофель

Подсолнечник

Кукуруза

Пар

Пшеница

2013

Подсолнечник

Кукуруза

Пар

Пшеница

Картофель

2014

Кукуруза

Пар

Пшеница

Картофель

Подсолнечник

3. Отдел овощных культур
В этом отделе основные овощные растения нужно выращивать в условиях как открытого, так и защищенного грунта. Этот отдел целесообразно разместить невдалеке от источника водоснабжения, так как для получения гарантированных урожаев большинство овощных культур нуждается в регулярных поливах.

В овощном отделе выращивать:


  • Зеленые культуры: укроп, петрушка листовая, кресс-салат.

  • Бобовые культуры: фасоль, бобы, горох.

  • Лук: репчатый, лук на зелень.

  • Плодовые пасленовые культуры: томат, болгарский перец, баклажан.

  • Плодовые тыквенные культуры: огурцы, кабачки, тыква.

  • Капуста.

  • Корнеплоды: свекла, морковь.

  • Зеленые многолетние культуры: щавель.

На опытной части отдела с овощными растениями целесообразно заложить следующие опыты:


1. Изучение влияния на рост, развитие и урожай овощных растений различных приемов их возделывания:

а) закалки прорастающих семян или рассады (огурцы, томаты);

б) размножения картофеля различными способами (глазками, ростками, верхушками);

в) способов посева и посадки (все овощные);

г) мульчирования почвы (лук, морковь);

д) внесения удобрений, проведения подкормки (все культуры);

е) проведения поливов (все культуры);

ж) прищипки побегов (огурцы);

з) пасынкования (помидоры).

2. Изучение влияния длины дня (редис, салат),

3. Изучение новых сортов и видов различных овощных растений.

4. Влияние совместного выращивания бобовых и злаковых трав.


Предлагаю вашему вниманию схему восьмипольного севооборота.

Год

1-ое поле

2-ое поле

3-е

4-ое поле

5-ое поле

6-ое поле

7-ое поле

8-ое поле

2010

Зелёные культуры

Бобовые

Лук

Плодов.

паслен


Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Семенной отдел и многолетн. зелен. культ.

2011

Бобовые

Лук

Плодов.

паслен


Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Зелёные культуры

Семенной отдел

2012

Лук

Плодов.

паслен


Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Зелёные культуры

Семенной отдел

Бобовые

2013

Плодов.

паслен


Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Зелёные культуры

Семенной отдел

Бобовые

Лук

2014

Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Зелёные культуры

Семенной отдел

Бобовые

Лук

Плодов.

паслен

Овощи можно сдавать в школьную столовую. Это поможет разнообразить рацион питания школьников и снизит стоимость питания, а значит, позволит охватить школьным питанием больший процент учащихся.

А так же часть продукции пустить на реализацию.

4.Отдел плодовых и ягодных культур
На учебно-опытном участке должен быть обязательно плодово-ягодный

отдел, под который целесообразно отвести довольно значительную площадь. В школьном саду нужно высадить все плодовые и ягодные культуры, имеющие в данной зоне производственное значение, а также некоторые перспективные или интересные в учебном отношении формы, которые могут произрастать в данной климатической зоне. Сортимент сада должен состоять из районированных и местных сортов, а также сортов, необходимых для учебных целей. В школьном саду под семечковые, косточковые и ягодные культуры желательно выделить самостоятельные участки и расположить их с учетом потребности каждой культуры во влаге. Ближе всего к источнику орошения следует высадить наиболее влаголюбивые ягодные растения (земляника, смородина, малина), за ними - косточковые (вишня, слива) и наконец - семечковые (яблоня, груша).

Отдел плодовых и ягодных культур включает в себя сад, ягодник и питомник. Он предназначен для, получения свежей продукции. Школьники получают возможность познакомиться с основами профессий агроном плодовых культур, селекционер плодовых культур.

Учащимся предлагается осуществить ряд наблюдений, например:


  1. Виды насекомых-опылителей в школьном саду.

  2. Как влияют посадки чеснока среди кустов смородины и земляники на развитие почкового клеща.

  1. Влияние посадок бархатцев на земляничного долгоносика.
4. Проведение фенологических наблюдений (различные плодово-ягодные породы).

5.Изучение новых сортов плодово-ягодных пород.

6.Испытание различных типов формирования кроны плодовых деревьев.

7.Изучение эффективности биологических методов борьбы с вредителями плодово-ягодного сада.


4.1. Сад
Сад состоять из семечковых и косточковых культур, районированных сортов: вишня, слива, черешня, яблоня, груша.

4.2. Питомник
В питомнике выращивать новые сорта плодово-ягодных культур: смородина, малина, крыжовник

В питомнике учащиеся могут выполнить следующие опыты:


  1. Изучение различных способов размножения.

  1. Выяснение наиболее эффективного способа размножения смородины или винограда (одревесневшими черенками, зелеными черенками).

  2. Влияние стратификации семян на их всхожесть и рост сеянцев.
4.Влияние различных доз удобрений на рост саженцев плодовых растений.

5.Влияние различных норм полива на рост сеянцев и саженцев.

4.3. Ягодник
В ягоднике выращивать культуры районированных сортов: земляника, красная и черная смородина, малина, крыжовник, виноград .

Я предлагаю:


  1. Разместить в саду ульи с пчелами, они улучшают опыление и в будущем увеличивают урожай.

  2. Кроме того, собранный мед, урожай плодов и ягод можно реализовать.
5. Коллекционный отдел
Коллекционный отдел – отдел сортоиспытаний – место работы будущих селекционеров. Здесь учащиеся имеют возможность наблюдать и отслеживать особенности новых редких сортов растений.

На участке желательно высадить коллекции растений, имеющих различную форму листа, стебля, соцветия, цветка, представителей однодомных и двудомных растений, имеющих различный тип семян и плодов, а также разнообразные приспособления для перекрестного опыления и для распространения плодов. На этом участке на дикорастущих растениях местной флоры следует показать приспособленность растений к различным экологическим условиям. Выделить растения светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые, первоцветы. Подобрать растения с различными сроками зацветания и создать цветочный календарь, а из растений, у которых цветки раскрываются и закрываются в разное время суток.

На этом же участке можно заложить опыты по фотопериодизму с растениями длинного дня (редис, салат) и короткого дня (просо) и другие опыты.

6. Отдел лекарственных растений
В отделе лекарственных растений я предлагаю выращивать растения, которые редко встретишь в природе. Лекарственное сырьё, заготовленное летом можно, использовать для составления фитосборов, зимой приготавливать фиточай.

Видовой состав отдела лекарственных растений: мята перечная мелисса, котовник, мать-и-мачеха, чабер, эстрагон, душица, щавель курчавый, спаржа лекарственная, тысячелистник обыкновенный, девясил высокий, валериана лекарственная, календула лекарственная, хрен обыкновенный, ромашка лекарственная.

7. Экологический отдел
Экологический отдел предназначен для наблюдений за приспособленностью растений к различным условиям: песчаной почве, выжженной земле, компостной куче.

На этом участке на дикорастущих растениях местной флоры следует показать приспособленность растений к различным экологическим условиям. Выделить растения светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые, первоцветы.


  1. Цветочно-декоративный отдел

В школе цветочно-декоративные растения прежде всего должны служить для эстетического воспитания учащихся. Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Любовь к цветам, привитая с детства, остается у человека на всю жизнь.

Наряду с этим цветочно-декоративные растения на пришкольном участке являются очень удобным объектом для организации с учащимися опытно-практических работ по ботанике (V- VI классы) и по общей биологии (IX-X классы).

Газоны, рабатки, клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса. Для оформления школьных цветников можно использовать однолетники (петунии, левкой, астры, цинии, душистый горошек и др.), двулетники (маргаритки, лунарии, виолы и др.) и многолетники (тюльпаны, крокусы, ирисы, лилии, гладиолусы, георгины, хризантемы, люпин и др.).

При подборе цветочных растений для пришкольного участка целесообразно отдавать предпочтение многолетним растениям. Они растут и обильно цветут много лет подряд, работать с ними значительно проще, чем с однолетниками, которые требуют значительных затрат труда на ежегодное выращивание, их из семян. Многолетние растения легко вырастить и размножить в большом количестве. Многолетние растения удобны и для учебных целей, так как в соответствии со школьной программой можно использовать их как живой раздаточный и демонстрационный материал на уроках биологии. И наконец, зимой на многолетних цветочных растениях можно выполнять некоторые практические работы (заготовку черенков, прививку и др.). Для этих целей наиболее пригодны гвоздики, флоксы, многолетний лен и др.

Чтобы школьный цветник был красивым с ранней весны до поздней осени, надо соответственно подобрать растения, цветущие в различные месяцы.

Большое место на пришкольном участке должно быть отведено декоративным кустарникам, которые можно частично высадить в цветочно-декоративном отделе, а частично - в живой изгороди. Для оформления пришкольного участка желательно отбирать кустарники, обладающие высокой декоративностью и разными сроками цветения, чтобы иметь их в цветущем состоянии более продолжительное время. Одновременно желательно, чтобы их можно было использовать для учебных целей. Таким требованиям отвечают розы, сирень, жасмин, черемуха, спирея и др. Цветочно-декоративные растения являются незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием (обрезка, удобрение, подкормки, поливы, теплые ванны, промораживание) по семенному и вегетативному размножению растений. Цветочно-декоративные растения могут служить удобным материалом многих тем школьного курса ботаники. Учащиеся V класса на этих растениях знакомятся с типами корневых систем, образованием придаточных корней из различных тканей растения, с формой и окраской листьев, с различными видоизменениями стебля (клубни, луковицы, корневища), с разнообразием форм соцветий, со строением, формой и окраской околоцветника, со строением и прорастанием пыльцы, с различными типами плодов и приспособлением к их распространению, с формой и строением семян, со способами размножения (семенным, луковицами, клубнями, черенками, делением куста) и др.

Учащиеся VI класса на цветочно-декоративных растениях ознакомятся с особенностями и многочисленными представителями почти всех семейств, изучаемых в школьном курсе ботаники. Это сложноцветные (астры, цинии, маргаритки, георгины, хризантемы и др.), пасленовые (петуния, табак), крестоцветные (левкой, лунария), бобовые (люпин, душистый горошек, декоративная фасоль), розоцветные (розы), лилейные (тюльпаны, гиацинты, лилии, ландыши, гладиолусы) и многое другое.

Учащиеся этих классов могут с цветочно-декоративными растениями выполнить следующие опыты:

1. Влияние закалки семян и рассады на рост, развитие и продолжительность цветения у однолетних цветочных растений (астры, левкои и др.).


  1. Выгонка тюльпанов.

  2. Влияние пасынкования на сроки цветения и величину соцветий у георгинов.

  3. Влияние прищипки главного стебля на появление боковых побегов и продолжительность цветения.
Цветочно-декоративные растения представляют интерес и для учащихся IX классов в связи с изучением курса общей биологии. На этих растениях они знакомятся с искусственным отбором, различными формами мутационной изменчивости, проявляющимся в целой гамме самых разнообразных окрасок венчика, с полиплоидией (тюльпаны, гвоздики), с растениями из различных центров происхождения растений (по Н.И. Вавилову), ставят опыты по изучению отдельных закономерностей наследования, для чего необходимо соответственно подобрать культуры и сорта, а также вести с ними селекционную работу по получению новых сортов цветочно-декоративных растений.

9. Парник
Парник предназначен для получения рассады и выращивания раннего редиса. Для устройства парника выкапывается яма площадью 12 м 2 , глубиной 70 см. Яма обкладывается красным кирпичом, заполняется свежим навозом, сверху присыпается слоем почвы. Сверху ставится деревянный каркас, который накрывается защитной пленкой. Рассаду используем для посадки на участке или для реализации местным жителям.

10. Водоём
На участке можно оборудовать небольшой водоём или пруд и устроить водный сад. В таком саду используют болотные, влаголюбивые и водные растения. Из растений болотной флоры можно высаживать калужницу болотную, белокрыльник болотный, ирис аировидный, рогоз, традесканцию, осоку, незабудку и др. Формы и размеры водоёма могут быть разными. Для участка в 0,6га достаточно водоёма с зеркалом водной поверхности около 4м 2 , расположенного на солнечном, защищённом от ветра месте. Не стоит устраивать водоём под кронами деревьев, в тени построек.

11. Отдел начальных классов.
Для занятий на пришкольном участке учащихся младших классов нужно выделить внесевооборотный участок, на котором в соответствии с программой по ручному труду расположить коллекционные посевы различных культурных растений.

12. Зоологический отдел
На каждом учебно-опытном участке, особенно в сельских школах, желательно иметь хотя бы небольшой зоологический отдел, в котором в клетках и вольерах можно было бы содержать домашнюю птицу, кроликов или других мелких животных. Ухаживая за животными, учащиеся наблюдают за их ростом и развитием, учитывают их привесы, измеряют отдельные части тела, определяют нормы расхода кормов на получаемую продукцию, приобретают ценные трудовые умения и навыки по кормлению и содержанию животных. Кроме того, учащиеся VII класса могут выполнять с ними несложные опыты: сравнительное изучение пород с различным направлением продуктивности, выяснение влияния различных кормовых добавок (витаминов, микроэлементов, антибиотиков и др.) на рост, развитие и продуктивность животных.

Зоологический отдел это место где могут попробовать свои силы в будущей профессии юные зоотехники, селекционеры, будущие ветеринары, в нем я предлагаю разводить кроликов, которые будут поедать остатки овощей, урожай зерновых культур, так же возможно разведение кур. Полученную продукцию поставлять на реализацию и в школьную столовую.


13. Учебные и подсобные помещения.
При планировании учебно-опытного участка на нем рекомендуется предусмотреть сооружение ряда учебных и подсобных помещений.

Учебные помещения. Для проведения учебных занятий на участке желательно соорудить площадку с навесом - «зеленый класс». В нем поставить столы и скамьи для учащихся, стол и стул для учителя, переносную доску и подставку для таблиц. В целях эстетического воспитания учащихся и для удобства проведения занятий «зеленый класс» лучше разместить в цветочно-декоративном отделе, а вдоль стен посадить вьющиеся растения (дикий виноград, хмель, фасоль и т. п.).

По соседству с «зеленым классом» желательно соорудить летнюю лабораторию для проведения занятий по гибридизации растений, изготовлению натуральных наглядных пособий, хранения снопиков и других экспонатов. В этом помещении рекомендуется разместить схемы севооборотов, справочные таблицы и другое учебное оборудование, а также аптечку для оказания первой помощи.

Для наблюдений за погодой в центре участка на открытом месте нужно оборудовать метеорологическую площадку. На ней установить будку с приборами, дождемер и флюгер.

Подсобные помещения. Для хранения и текущего ремонта ручного инвентаря на участке необходимо иметь инвентарный сарай. В нем вдоль стен желательно соорудить кронштейны или стойки для размещения лопат, мотыг и граблей, полки для хранения шнуров, пил, ящики для секаторов, окулировочных и садовых ножей, выделить место для хранения посадочных ящиков, носилок, этикеток, ящиков и корзин для уборки урожая и т.д. Каждый вид инвентаря и оборудования должен иметь свое постоянное место, обозначенное этикеткой.

Над сараем желательно иметь чердак с хорошей вентиляцией, в котором можно подсушивать после уборки и хранить семенники двулетних растений, початки кукурузы и пр. Кроме того, на учебно-опытном участке недалеко от здания школы рекомендуется иметь небольшой подвал, в котором в зимний период можно хранить картофель, корнеплоды, луковицы тюльпанов и гладиолусов, клубни георгинов, вазоны с хризантемами, черенки смородины и винограда, семенники капусты и др.

Для хранения минеральных удобрений в отдаленной части участка надо построить небольшое изолированное помещение. Рядом с ним отвести место для компостной кучи и хранения навоза.

Чтобы приучить учащихся к культуре труда и привить им необходимые гигиенические навыки, рядом с «зеленым классом» необходимо соорудить умывальник и во время работы учащихся на участке для мытья рук всегда иметь мыло и полотенце


14. Примечания
1.По всему периметру участок оградить живой изгородью, для этого можно использовать акация жёлтая, жимолость, шиповник и т.д . Изгородь подстригать весной и осенью.

2.Для того чтобы учебно-опытный участок нашей школы приносил доход, территорию школы необходимо оградить забором.

3.Оборудовать летнюю сторожку для сторожа, чтобы он в летнее время охранял урожай и школьное имущество, находящееся во дворе школы.

4.В оформлении участка озеленения желательно использовать садовую скульптуру (конусы, шары, вазы, плетения из лозы, декоративные фонари, фонтаны и др).

5.В целях экономии воды применять капельный полив.

III. Экологический аспект проекта

Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей. Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью школьного ландшафта как комплекс мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурного ансамбля.

Ухаживая за зелеными насаждениями, оберегая и умножая их, каждый учащийся может внести свой посильный вклад в улучшение экологии школьного двора.

IV. Экономический аспект проекта.

Описание вида деятельности. Общая площадь пришкольного учебно-опытного участка – 0,6 га. Наше расположение в сельской местности по соседству с сельхозпредприятиями позволяет нам на условиях взаимозачета приобретать органические (навоз) удобрения на приемлемых для нас условиях. Целью деятельности нашей бригады является:


  • предложить населению высококачественный посадочный материал клубней георгинов, тюльпанов, гладиолусов, ирисов и хризантем. А так же рассаду: капусты, томата, перца.

  • обеспечение прибыли с вложенного капитала;

  • привлечение учащихся к учебно-исследовательской и опытнической работе;

  • развитие практических умений и навыков, закрепление теоретических знаний.
Резюме . Экономическая реализация данного проекта имеет огромное воспитательное значение, позволяет приобрести учебно-наглядные пособия, сельскохозяйственный инвентарь, сортовые семена овощных и цветочно-декоративных растений, проводить ремонтные работы в школе, получить часть средств на проведение культурно-массовых мероприятий, обновление материальной базы школы.

V. Заключение.

В каждой школе в зависимости от местных условий и количества, учащихся для учебно-опытной работы в постоянное пользование отводится земельный участок площадью от 0,5 до 5,0 га и более.

Участок должен быть хорошо освещен солнцем, иметь источник, водоснабжения (водопровод, колодец, пруд) и примыкать непосредственно к зданию школы, что дает возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.

В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся выращивают различные сельскохозяйственные, цветочно-декоративные и дикие растения, а также животных и ставят с ними опыты. Для правильной организации работы учащихся на участке необходимо соорудить зеленый класс, летнюю лабораторию, водопровод, теплицу, парники, метеоплощадку, сарай для хранения инвентаря и оборудования, помещение для хранения удобрений и др.

Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, вооружает методами биологической науки, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации учащихся, в особенности сельских школ, на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда. Но опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к полевым опытам.

Прежде всего важно правильно выбрать тему опыта. Она должна быть интересна, доступна для учащихся, связана с программами по биологии и иметь актуальное производственное значение. Примерная тематика опытов для учащихся V-VIII классов приводится в программах по биологии и сельскохозяйственному труду. Из них учитель выбирает те опыты, которые наиболее актуальны в местных условиях и обеспечены семенами. Чтобы предоставить учителю более широкую возможность выбора тем, в особенности для учащихся IX-X классов, в данном пособии во всех отделах приведена дополнительная тематика опытов, в основном связанная с изучением курса биологии.

Задача любого опыта может быть решена путем сравнения, поэтому в каждом опыте должно быть как минимум две делянки: опытная - вариант, в котором применяется тот или иной исследуемый в опыте прием, и контрольная - вариант опыта, в котором данный прием не применяется. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений, и на опытной, и на контрольной делянках были одинаковыми. Во всех отделах пришкольного участка следует установить соответствующие этикетки с указанием их семейства, класса.

Этикетки желательно изготовить нескольких определенных размеров: 1) наиболее крупные (2015 см 2 , высота колышка 60см) - для обозначения отделов участка; 2) средние (1520 см 2 , высота колышка 35см) - для обозначения отдельных опытов; 3) наиболее мелкие (128 см 2 , высота колышка 25см) - для обозначения вариантов опыта, названия культур, пород животных.


Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участке:

1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На школьном учебно-опытном участке ученики работают в халатах и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной - с учетом роста учащихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагает только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более 1/3 вместимости.

6. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся IV - V классов работают на участке 2 часа, с 10-минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

7. Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

8. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж учащихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.

9. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т.д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

10. В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

11. Учащимся, работающим на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, лаборантами, техническим персоналом) в отсутствие детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.

12. Во время работы на школьном учебно-опытном участке нельзя разрешать учащимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

13. Численность учеников, работающих одновременно на учебно-опытном участке, не должна превышать 23 (половины класса). В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил техники безопасности.

4
Литература


  1. Пуган Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка. Журнал школьные технологии 1998 №3

  2. Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство. М., Агропромиздат,1989.

  3. Родина В.А. Цветоводство в школе (пособие для учителей). – М., Просвещение, 1974.

  4. Бальян Л.Г. Рекомендации по оборудованию и благоустройству пришкольных участков. Москва, стройиздат, 1989.

  5. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство.Санкт-Петербург, агропромиздат, 1996.

  6. Курбанова Н.И. Благоустройство сел. Киев,1978.

  7. Биология в школе. №№ 2-3, 2006.

Наша Никольская средняя школа находится в Должанском районе, самом южном районе Орловской области.

В прошлом году школа отметила свой 120-летний юбилей. Безусловно, мы храним и уважаем традиции. Но время идёт вперёд, хочется чего-то нового. Так в прошлом году администрация школы выдвинула идею – создать новый учебно-опытный участок. Обучающиеся школы с радостью поддержали её и приняли в разработке проекта участка. Надо сказать, прежний участок неоднократнозанималпризовые места в районных смотрах – конкурсах. Но он был расположен далеко от школы, что создавало определённые трудности.

Работая по озеленению учебно-опытного участка, мы поставили перед собой задачу – превратить участок в цветущий уголок. Началась работа- воплощениепроекта в жизнь.

Наша работа проводилась в несколько этапов:

1. Выступили с предложением о реконструкции школьного участка перед администрацией школы.

2. Создали инициативную группу.

3. Организовали работу проектной группы.

4. Распределили объекты между классами начальной, средней и старшей школы.

5. Создали звенья

6. Сформулировали вывод и составили проектный план на следующий год.

НАЧАЛО РАБОТЫ.

Мы определили место учебно-опытного участка в микрорайоне школы. Большая часть участка имеет относительно ровную поверхность Структура почвы -чернозём. УОУ расположен на земельном участке, который находится рядом со школой.

Началась работа по подготовке земельного участка.

Произвели разметку территории, огородили участок.

Были заложены основные отделы УОУ, требуемых Положением об УОУ:

отдел начальных классов, овощной отдел, коллекционный,полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный.

В отделе начальных классов работают младшие школьники. На небольших делянках они выращивают овощи, цветы, которые не требуют сложного ухода.

Отдел овощных культур – один из самых важных на участке. Здесь выращиваются помидоры, огурцы, капуста, лук, свекла и многие другие овощи, причем самые разные сорта. Здесь проводим большинство опытов, выясняем эффективность различных агротехнических приемов. Прежде чем приступить к опытнической работе, мы знакомимся с требованиями такой работы, т.е. каждый опыт ставим на двух делянках: опытной и контрольной.

Наиболее интересными опытами считаем: 1. «Выращивание тыквы посевом семян в грунт и рассадой» , 2. «Влияние предпосевной закалки на урожай морковки», 3. «Сортоизучение картофеля».

Провели подборку культурных и дикорастущих видов растений, которые смогут произрастать совместно при определенных условиях нашей местности. Определили количество посадочного материала для отделов. Изыскав средства, закупили посадочный материал; цветочно-декоративные растения, деревья, кустарники.


Большую работу провели обучающиеся по созданию экологического отдела. В результате кропотливой творческой работы появился искусственный водоем и альпийская горка с нашим любимым хозяином - хранителем Стёпкой.

лука-125 кг,

морковки-560 кг,

капусты-360 кг,

фасоли-16кг.



Продукция, выращенная на участке, используется для питания детей в школьной столовой. Излишками овощей делимся с монастырем Марии Магдалины, учителями-ветеранами,населением.

Свою работу юные натуралисты - опытники-растениеводы - проводят на учебно-опытном участке при школе.

Без такого участка трудно представить работу юных овощеводов, полеводов, садоводов, цветоводов и даже ботаников.

На опытном участке юннаты практически могут познакомиться с условиями роста и развития сельскохозяйственных растений, научиться правильно выращивать их, а также провести опыты и наблюдения, позволяющие лучше понять основы мичуринской биологии, овладеть методами переделки природы растений.

Все работы на учебно-опытном участке, обеспечивающие получение учащимися практических навыков по сельскому хозяйству, должны проводиться на высоком агротехническом уровне, чтобы урожай сельскохозяйственных культур на участке был не ниже, чем в лучших окружающих колхозах и совхозах.

На учебно-опытном участке при школе площадью 0,5-1 гектар должны быть овощные и полевые культуры, плодово-ягодный сад, питомник плодово-ягодных, лесных и декоративных пород деревьев и кустарников, цветочно-декоративные растения, коллекционный участок для работы учащихся 1-4-х классов, зоологический раздел (где в клетках, вольерах и других сооружениях содержатся животные и могут быть помещены ульи с пчелами).

Для того чтобы можно было вести наблюдения за погодой, на участке устройте небольшую метеорологическую станцию, площадка которой займет 40-60 квадратных метров. Отведите также специальное место для парников и рассадников, в которых будет выращиваться рассада овощных и цветочно-декоративных растений. Предусмотрите место для сарая, куда будет складываться сельскохозяйственный инвентарь, нужный для работы на участке.

Хорошо также иметь на учебно-опытном участке красиво озелененную беседку или просто площадку с навесом, обсаженную кустарником, на которой поставлены скамейки и стол для занятий и отдыха.

Когда место для участка выбрано, очистите его от мусора, крупных камней и других посторонних предметов, которые могут мешать при обработке почвы.

Очищенный участок хорошо удобрите - лучше всего навозом - и перекопайте на глубину 18-20 сантиметров.

Под руководством учителя-биолога составьте план участка, а потом уже проводите разбивку на разделы. Между разделами устройте дорожки шириной 2-2,5 метра. Вдоль дорожек, по обеим сторонам, на длинных, узких грядках (рабатках) посадите цветы.

Как провести планировку участка, выделить нужные прямоугольники для выращивания овощных и полевых культур, чтобы делянки и дорожки между ними были строго прямолинейны?

Для этого постройте на концах продольной границы участка два прямоугольных треугольника, и, продолжив их стороны вдоль поперечной границы на одинаковое расстояние (до конца участка), получите нужный вам прямоугольник.

Разметку полей, дорожек между ними, границы отдельных делянок производите с помощью рулетки и шнура, а рядки посевов отмечайте колышками.

Составляя план размещения культур на учебно-опытном участке, обязательно обратитесь за советом к местным специалистам сельского хозяйства, которые могут дать вам ценные указания.

Чтобы обеспечить нормальные условия роста и развития сельскохозяйственных растений, необходимо наиболее целесообразно разместить эти растения, установить севооборот. Севооборотом называется чередование культур в определенном порядке на одном и том же участке земли.

Почему необходим севооборот?

Разные растения требуют различного количества питательных веществ, при этом одни культуры дают более высокие урожаи в том случае, если почва под ними удобрена навозом, другие, наоборот, увеличивают урожаи при внесении минеральных удобрений.

Так, капуста средних и поздних сортов и тыквенные культуры хорошие урожаи дают при удобрении их свежим навозом, а корнеплоды и лук удаются лучше, если в почву вносятся минеральные удобрения.

Вы знаете, что корни растений бывают стержневые и мочковатые. Благодаря этому корни различных растений берут питательные вещества из разных слоев почвы. Так, у пшеницы и других растений, имеющих мочковатые корни, корневая система расположена в верхнем слое почвы. Корни же бобовых культур и свеклы, имеющие стержневое строение, проникают в почву значительно глубже. Правильное чередование растений, то есть севооборот, позволяет полнее использовать питательные вещества в почве. Большое значение севооборот имеет также и в борьбе с сорняками, болезнями растений и вредителями-насекомыми.

Нельзя допускать, чтобы на одном участке выращивались два года подряд растения, относящиеся к одному и тому же семейству.

Так, если капусту выращивать после репы, редиса, редьки и брюквы, принадлежащих, как и капуста, к семейству крестоцветных, у нее на корнях разовьются уродливые утолщения корни начнут отмирать. Это заболевание, называемое килой может уничтожить весь урожай.

Точно так же нельзя выращивать томаты после картофеля потому что они заболевают одной и той же болезнью - фитофторой.

Зерновые культуры после одного-двух посевов нужно чередовать с пропашными культурами, такими, например, как картофель.

Размещение культур на школьном участке лучше спланировать в виде травопольного севооборота, чередуя посевы сельскохозяйственных культур с посевами многолетних трав.

Выращивание смеси многолетних злаковых и бобовых трав создает прочную комковатую структуру почвы. А в структурной почве растения получают достаточное количество влаги и питательных веществ, что обеспечивает хороший их рост и развитие, а в дальнейшем высокий урожай.

О том, какой овощной и полевой севообороты организовать на учебно-опытном участке, посоветуйтесь с агрономом. Он поможет составить схемы севооборотов и подобрать сорта растений, наиболее подходящие к местным условиям.

Структура участка.

Площадь: 2100 м 2 (21 сотка).

Материально-техническое обеспечение: трактор МТЗ-80, плуг, культиватор, окучник, прицеп, шланг (100 м), инвентарь (лопаты-10 шт., грабли-10 шт., тяпки-10 шт.), парники-2 шт.

Производственный отдел.

Пришкольно-опытный участок состоит из отделов:

овощной - 2,25 сотки;

полевой - 1 сотка;

плодово-ягодный - 2 сотки;

питомник - 1 сотка;

коллекционно-систематический - 1 сотка

цветочно-декоративный - 3 сотки;

экологический - 11 соток;

семеноводческий - 15 м 2 ;

начальных классов - 35 м 2 .

Дорожка между полями - 0,7 м, между отделами - 1 м, генеральная - 1,5 м.

Организация занятий : по трудовому обучению (май, сентябрь), по биологии.

Учебно-полевая практика (летние практические работы):

выбор звеньевых и состав звеньев;

земельная площадь закрепляется за звеном;

опытническая работа;

практическая работа;

ведение и оформление дневников.

2 ).

Отдел полевых культур: пшеница, овес, подсолнечник, кукуруза, свекла кормовая (1 сотка=100 м 2 ).

Участок семеноводства (15 м 2 ): морковь, свекла, капуста.

Опытнический (125 м 2 ): морковь, картофель, огурцы.

Отдел овощных культур (225 м 2 ): морковь, свекла, лук, фасоль, кабачки, томаты, капуста.

Отдел систематики и коллекции (20 м 2 ).

Дендрарий и экологический отдел (1100 м 2 ): береза - 22 шт., вязы - 7 шт., рябина - 5 шт., черемуха - 11 шт., боярышник - 100 шт., акация белая - 4 шт., бересклет - 3 шт., ель - 19 шт., клен - 21 шт., липа - 15 шт., лиственница - 3 шт.

Питомник (100 м 2 ): саженцы древесных пород (каштан, липа, дуб, клён, ёлка).

Цветочно-декоративный (3 сотки): георгины многолетние, гладиолусы, шток-роза, пионы, лилии, анютины глазки, гвоздика, флоксы, ирисы, тюльпаны, нарциссы, астры /многолетники/; капуста декоративная, бархатцы, иберис, ноготки, астры /однолетники/.

Цели и задачи.

обучающие - изучить биологию растений, закрепить знания по морфологии и анатомии, систематике, агротехнике растений, полученных на уроках биологии и с/х труда;

развивающие - развивать эстетический вкус, навыки опытнической работы с культурными растениями;

воспитывающие - воспитывать у учащихся бережное отношение к труду и природе;

другие :

обеспечение прочности знаний учащихся и глубокое понимание ими основ современных наук - одна из главных задач, стоящих перед школой на современном этапе;

подготовка учащихся для работы в рыночных условиях в связи с переходом на рыночную экономику;

обучение творческой работе с использованием теоретических знаний с целью поиска возможностей для повышения урожаев;

оснащение кабинета биологии наглядными пособиями.

Задачи опытнической работы:

закрепить и расширить знания учащихся;

сформировать навыки и умения по выращиванию культурных растений;

развивать познавательные интересы;

Практические работы на участке дают возможность учащимся глубже понять процесс развития и жизни растений в единстве с окружающей средой, воспитывают любовь к труду, бережное отношение к природе.

Учебные задачи:

Ознакомление с агротехникой возделывания полевых, кормовых, технических и плодово-ягодных культур;

Овладение приемами опытнической работы, обучение навыкам распознавания видов и сортов культурных растений по их биологическим особенностям и внешнему виду.

Вырастить:

картофель - 3000 кг,

морковь - 400 кг,

свекла - 400 кг,

томаты - 100 кг,

зелень - 5 кг,

огурцы - 200 кг,

фасоль - 4 кг,

кабачки - 100 кг,

лук - 50 кг,

чеснок - 10 кг,

смородина - 40 кг,

яблоки - 2000 кг.

Собрать коллекции:

семейства злаковых (1 кл.),

пасленовых (2 кл.),

лилейных (3 кл.),

розоцветных (4 кл.),

крестоцветных (5 кл.),

бобовых (5 кл.),

«корневые системы» (6 кл.),

«строение цветка» (7 кл.),

«типы соцветий» (8 кл.),

плоды и семена однодольных и двудольных растений (10 кл.).

Собрать семян:

огурцов - 40 г,

свеклы - 20 г,

томатов - 20 г,

капусты - 20 г,

моркови - 20 г.

Продолжить работу в питомнике древесных и культурных сортов растений:

посеять семена хвойных пород (ель, сосна),

высадить желуди,

разбить питомник для смородины,

провести экологические мероприятия «Уборка школьного сада и территории школы от веток и мусора»,

взять под охрану муравейники,

провести экологическую неделю, выставку «Дары осени», осенний бал, праздники земли и птиц.

Анализ работы за прошлый год.

Производственная деятельность.

Произведено: картофель - 2500 кг, овощей - 900 кг, ягод - 40 кг.

Выращено рассады: капуста - 700 шт., томаты - 800 шт.

Собрано семян овощных культур: укроп - 20 г, огурцы - 20 г, капуста - 10 г.

Собрано семян цветочных культур: мальва - 3 г, однолетних георгинов - 5 г, гвоздика - 10 г, луковиц гладиолусов - 50 шт., клубней георгинов - 50 шт.

Экологическая работа.

Высажено леса - 1 га.

Взято под охрану - 1 муравейник, 7 родников.

Проведены: неделя экологии, праздник земли, праздник птиц, экскурсии в природу.

Отдел овощных культур (12 соток).

В отделе выполняются работы с учащимися 5-8 классов. Отдел имеет овощной севооборот и участок семеноводства (высаживаются семенники овощных культур - свеклы, моркови, капусты).

Схема овощного севооборота:

Поле - корнеплоды.

Бобовые.

Капуста.

Огурцы.

Помидоры.

Ротационная таблица.

2007

2008

2009

2010

Морковь

Капуста

Огурцы

Капуста

Бобовые

Огурцы

Томаты

Огурцы

Капуста

Томаты

Корнеплоды

Томаты

Огурцы

Корнеплоды

Бобовые + лук

Корнеплоды

Помидоры

Бобовые

Капуста

Бобовые + лук

Чередование культур может быть:

Капуста, корнеплоды, бобы, горох, фасоль

Огурец, капуста

Редис, горох, фасоль, чеснок

Капуста, корнеплоды, зеленые, кабачки

Морковь, огурцы, лук, капуста

Перец, капуста, лук

Капуста, свекла, морковь

Огурцы, бобовые, лук, корнеплоды

Огурцы, капуста, свекла, укроп, лук на зелень

Опытнический участок (5 соток).

Тема : Формирование на столоне картофеля дополнительных клубней .

Цель : изучение роли 3-разового окучивания в увеличении урожайности картофеля .

Пророщенный картофель посадить в грунт.

Трехразовое окучивание с чередованием в неделю.

Наблюдение за развитием растений.

Сбор урожая. Пересчет в ц на 1 га.

Тема : Сортоизучение моркови .

Цель : изучить урожайность моркови в зависимости от сорта .

Посев семян.

Всхожесть.

Агротехнические мероприятия (рыхление, полив, прополка).

Сбор урожая. Пересчет урожая в ц на га.

Тема : Роль прищипки огурцов на их урожайность .

Цель : влияние прищипки на увеличение урожайности .

Посев.

Агротехнические мероприятия.

Прищипка в фазе 4-го листа.

Наблюдение за развитием растений и появлением плодов.

Пересчет урожайности в ц на га.

Отдел полевых культур (100 м 2 ).

В отделе выращиваем зерновые и технические культуры. Полевые культуры выращиваем в системе севооборота.

а) занятый пар,

б) зерновые: пшеница, овес, кукуруза,

в) технические: сахарная свекла, подсолнечник.

Отдел семеноводства (20 м 2 ).

Здесь выращиваем морковь, свеклу, капусту с целью обеспечения семенами.

Отдел начальных классов (35 м 2 ).

Выращиваем: редис, морковь, свеклу, фасоль, огурцы.

1-е поле: корнеплоды (морковь, свекла);

2-е поле: овощи (огурцы);

3-е поле: капуста;

4-е поле: фасоль.

Цель : приучить учащихся к бережному отношению к растениям, привить навыки к простейшим приемам агротехники.

Цветочно-декоративный отдел (300 м 2 ).

Располагается перед школой. Выращиваются однолетние и многолетние цветковые растения. Высев семян проводят в апреле, мае.

Экологический отдел (100 м 2 ).

В данном отделе произрастает 25 видов растений.

Неровная дорожка.

Дендрарий.

Водоем.

Альпинарий.

Календарь сроков цветения.

Экологическая тропа.

Дарвинская площадка.

Коллекционный отдел (100 м 2 ).

Организуется по принципу значения растений в жизни человека, в нем выращивают растения, не вошедшие в коллекцию полевого и овощного отделов.

Цель коллекции : показать многообразие растений, что будет способствовать развитию интереса к ним, науке биологии, эстетическому воспитанию.

Делянки: 1,5 м 2 .

Дорожка: 0,5 м.

Этикетки: семейство, род, вид.

Насчитывается семейств: 8-12.

Необходимо выращивать лекарственные травы: ромашка аптечная, валерьяна лекарственная, девясил высокий, зверобой продырявленный, мать-и-мачеха, земляника лесная, ландыш майский, купена лекарственная, чистотел, подорожник широколистный, одуванчик. Технические: медоносные, кормовые, бахчевые, эфиромасличные. Раздел биологии (общая биология) - для демонстрации изменчивости листьев, стеблей, явлений наследственности. Пряные: мята, кориандр, салаты.

Плодово-ягодный сад (4500 м 2 = 45 соток = 0,45 га).

Видов - 7, сортов - 11. Сорта яблонь: антоновка обыкновенная, уэлси, славянка, грушовка московская, осенняя полосатая. Груши: тонковетка (3 шт.). Вишня: Тургеневская, полевка (5 шт.). Крыжовник: 2 куста. Черная смородина: 30 кустов (голубка - 20 шт., память Мичурина - 10 кустов).

Сады были посажены 35 лет назад. Обрезка проведена в 1994, 2002 годах.

В саду проводятся занятия по биологии с целью освоения курса по общей биологии «Наследственность и изменчивость».

Смородина дважды окопана и ухаживают за ней учащиеся разных классов.

Питомник (150 м 2 ).

Для питомника необходимы непереувлажненные почвы, так как переувлажнение способствует затягиванию и окончанию роста растений. В питомнике выращиваем: землянику садовую, древесные породы (ель обыкновенная, клен, ива плакучая, каштан конский).

Производственный отдел (1 га).

Цель : выращивание картофеля для обеспечения школьной столовой и удешевления питания учащихся .

Экологический отдел можно создавать на базе дендрария, постепенно проводя его реконструкцию путем размещения каждого вида с учетом его экологической ниши. Большую часть отводят для деревьев и кустарников, меньшую - для степных трав. С северной стороны сажают лиственницу, южнее - пихту, ель, сосну, затем - зона смешанных лесов, лиственные породы, создается модель экологического ряда деревьев, начиная с лесотундры и кончая лесостепью.

Должны быть теневыносливые и светолюбивые: пихта, липа, ели, клен, ясень, дуб, осина, береза, сосна, лиственница (здесь можно наблюдать внутривидовую борьбу).

Отдельно сажают рябину, черемуху, некоторые виды ив. Смородина красная любит затененные места, чем черная, а боярышник, шиповник, орешник любят освещенные места. В хвойных насаждениях выращивают чернику, бруснику, кислицу, грушанки, майник, папоротники, мхи, лишайники. В лесах смешанных и лиственных - ландыш, сныть, медуница, копытень и т. д. Размножить разные лесные грибы: белые, подосиновики, подберезовики, маслята, грузди, сыроежки, мухоморы. С южной стороны посадить травянистые растения открытых пространств: злаки, земляника зеленая. Желательно, чтобы были и лекарственные растения: облепиха не только лекарственна, но и улучшает почву. В пониженных местах размножают ольху, ивы, влаголюбивые травы, на возвышенных местах - засухоустойчивые виды. В этих местах не убирать листву, только сучья и сухую траву. В отделе должен быть муравейник (рыжие лесные муравьи), птицы, то есть продуценты, консументы, редуценты, четкие дорожки. Описание видов - природная и хозяйственная ценность. Не следует близко высаживать березу и сосну, так как они - антагонисты.

Дарвиновская площадка.

Площадку закладывают на открытом месте. Участок делят на ровные квадраты, между ними - дорожки, на квадратах снимают слой почвы - 40 см, дорожки без сорняков. Ветер и птицы заносят на площадку семена различных растений, которые буйно растут первые два года, затем однолетние сорняки сменяются двулетними и многолетними, появляются древесные растения. Квадраты заполняются разным материалом вровень с дорожками (контроль - не засыпается ничем), ботва, мазут, глина, разные виды навоза, песок, солома, макулатура, листья, опилки, стекло, битый кирпич, кора, резина, угольная порода, зола и т. д., никаких прополок, поливов, наблюдать появление растительности, животных.

Альпинарий.

Насыпать из грунта высокий холм, на него наложить беспорядочно камни гранита, слитки бетона, коряги. Если камней много, можно устроить гроты, пещеры, скалы, здесь учащиеся видят, какие растения растут у подножия, какие - на вершине, в промежутках между камнями. Альпинарий - убежище для животных.

Водоем.

Можно установить бак, рядом - скамейки, бревно, плакучие ивы.

Требуется на 1 сотку семян:

Морковь - 50 г.,

Свекла красная - 300 г.,

Лук - 100 г.,

Огурцы - 15 г.,

Редис, тыква, кабачки - 500 г.,

Укроп - 50 г.

Закуплено: свекла бордо - 173 г., морковь - 60 г., огурцы - 60 г., лук штугерт - 2 кг.

Инвентарь . Для работы на участке требуется инвентарь: лопаты - 30 шт., грабли - 15 шт., тяпки - 20 шт.; имеется в наличии: лопат - 10 шт., граблей - 4 шт., тяпок - нет.

Материал для проработки: трудовое обучение, экологическое образование, природоохранная работа, парники (овощи, цветы), питомники (плодово-ягодный, древесно-декоративный), видовой состав, цветочно-декоративное оформление, четко выделить отделы (юннатов, …), все исследовательские работы оформить с выводами и участием в выставках. Вести с апреля Дневники наблюдений. Заложить сбор лекарственного сырья, приобретение средств борьбы с вредителями, проведение инструктажей по безопасности труда.

Подготовить отчёт по итогам работы :

    Учебно-опытный участок.

общая площадь

отделы

цветочно-декоративный отдел (видов) -

питомник плодово-ягодных культур (что выращено)

древесный питомник

экологический отдел с дендрарием

цветочные часы

альпийская горка

наличие парников (сколько)

отдел юннатов

семеноводство

опытническая работа

Качество выращенной продукции.

картофель

свекла

морковь

капуста

огурцы

томаты

лук

кабачки

фасоль

чеснок

яблоки

зелень

Итого:

овощей -

картофеля -

фруктов -

Заготовлено:

варенья -

сухофруктов -

свежемороженых

фруктов -

Работа школы по охране природы.

изготовлено:

гнездовий -

кормушек -

высажено

деревьев -

кустарников

собрано

лекарственного сырья -

шишек -

кормов -

цветочных семян -

овощных семян -

посажено леса (га)

работа «зеленого патруля»

Натуралистический кружок в школе.

ФИО руководителя кружка

Наименование кружка

Состав кружка: всего юннатов, по классам

Теоретические вопросы, изучаемые в кружке

Практические дела кружка

Праздники, экскурсии, встречи со специалистами, с любителями природы, проводимые в кружке (сколько и на какую тему)

Опытническая работа и ее результаты

Итоги работы кружка

Наличие документации, отражающей работу кружка.

Район, школа

Тема исследовательской работы

Руководитель

Направление исследования (УОУ, лесничество, бригада)

Количество учащихся, вовлеченных в исследоват. деятельность

Форма подведения итогов (участие в семинарах, конкурсах)

Инструкция по охране труда учащихся на школьном УОУ.

Работать в рабочей одежде и обуви (халатах).

На УОУ запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

Переносить заостренные орудия труда (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении, рабочей частью вниз.

Орудия труда должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Лейки используются вместимостью до 4 л.

Перед началом работы (занятий) на УОУ учитель в обязательном порядке должен провести с детьми инструктаж по безопасности труда.

Вскапывая землю лопатой, работают попеременно то с правой, то с левой ноги.

Во время работы на УОУ нельзя проводить прополку руками, либо делать это необходимо предельно осторожно.

При переноски земли соблюдай нормы, указанные учителем.

При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.

Соблюдай указанный учителем ритм работы.

Во избежание переутомления делай в работе 10-минутные перерывы через каждые 20-30 минут.

Работая лопатой, следи за тем, чтобы она не ранила твои ноги.

Не бери в руки ядохимикаты.

Не ешь немытые корнеплоды, овощи, ягоды.

По окончании работы очисти инвентарь, вымой руки с мылом.

В случае травмы обратись к учителю.

Содержание работ на перспективу:

1. Организация отделов УОУ - апрель-октябрь
- оформление отделов май-июнь;
- выполнение плана агротехнических мероприятий - в течение года;
- выполнение образовательной программы на УОУ - в течение года;
- поддержание участков в хорошем эстетическом состоянии - в течение года;
- подготовка УОУ к приемке комиссией городского управления образования - 3-я декада августа;
- подведение итогов работы на УОУ - октябрь.
2. Выполнение учебных образовательных программ на УОУ школы
- организовать уроки с/х труда для учащихся 5-7 классов - сентябрь, май;
- летнюю трудовую практику;
- работу экологического отряда по озеленению микрорайона;
- изготовить гербарии растений по теме «систематика растений» для уроков биологии в 7 классе - июль-август;
- обновить гербарии растений по теме «корневые системы», «Соцветия»;
- заготовить корм для птиц (семян сорняков, ягод, дикорастущих деревьев и кустарников для зимней подкормки птиц) - август-октябрь;
- заготовить семена однолетних и двулетних цветочно-декоративных культур для проведения выставки-продажи семян - август-сентябрь;
- заготовить семена овощных, полевых, цветочно-декоративных культур для работы в следующем учебном году - август-сентябрь.
3. Организация летней учебной практики на УОУ
- совместно с администрацией школы составить график летней практики для учащихся 5-7 классов - апрель;
- подготовить инструктаж по правилам ТБ 1 раз с каждой группой учащихся на УОУ и ТБ при работе с с/х инвентарем;
- организовать практические работы учащихся во всех отделах УОУ - июнь-август.
4. Организация опытно-исследовательской работы на УОУ.
4.1. Провести практические работы с учащимися с учетом плана агротехнических мероприятий.
4.2. Обеспечить соблюдение ТБ, санитарии и гигиены при проведении с/х работ с детьми.
4.3. Провести опытные работы:
- размножение жимолости каприфоли зелеными черенками;
- размножение жимолости каприфоли путем черенкования с применением ростовых веществ;
- сортоизучение базилика;
- выращивание лилий из детки до луковицы;
- выращивание алиссума, петунии, табака рассадным способом;
- выращивание декоративных растений из семян (тысячелистник золотистый, тысячелистник малиновый);
- размножение магонии падуболистной семенами.
5. Организация массово-натуралистической работы.
Организовать и провести юннатские праздники:
а) «День птиц» - март;
б) «День земли» с трудовыми десантами в микрорайоне школы.
6. Организация экскурсионной деятельности.
Проводить экскурсии с учащимися школы по темам:
- Сезонные явления в природе;
- Видовое многообразие растений (коллекционный отдел);
- Новые с/х и цветочно-декоративные культуры на УОУ;
- Экологические группы растений;
- Экологическое состояние УОУ;
- Оформление цветников.
7. Организация производственной деятельности на УОУ.
Вырастить:
- рассаду цветов - 500 шт.;
- овощей - 300 шт.;
- рассаду растений для коллекционного отдела - 500 шт.;
- саженцев декоративных кустарников - 50 шт.;
- ягодных кустарников - 20 шт.
Посеять:
- семена магонии падуболистной для последующего озеленения пришкольной территории.
8. Организация работы по расширению ассортимента растений на УОУ.
- Расширить ассортимент видов в коллекционном отделе.
- Приобрести семена новых сортов и видов овощных культур.
- Расширить ассортимент цветов, декоративных деревьев и кустарников.
9. Провести инвентаризация зеленых насаждений школьной территории.
10. Изучение технологий выращивания новых культур в открытом грунте.
11. Организация просветительской деятельности.
Проводить консультации для учащихся, учителей, родителей по темам:
а) Вегетативное размножение комнатных растений и декоративных культур.
б) Выращивание рассады цветов и овощей.
в) Способы защиты растений от вредителей и болезней.
г) Новые культуры и технологии их выращивания.
д) Дизайн цветников.
е) Оформление территории УОУ.
Провести педпрактику для студентов биологического отделения естественно-географического факультета ВГПУ на базе школы - в течение года.
12. Организация работы по укреплению материальной и хозяйственной базы УОУ:
- изготовить 20 ящиков для выращивания цветочной и овощной рассады;
- подготовить садовый инвентарь к весенне-летним работам (лопаты, грабли, лейки, косу, секаторы, носилки);
- приобрести органические и минеральные удобрения;
- приобрести семена цветов, овощей;
- приобрести средства защиты растений от вредителей и болезней;
- выбрать место и выкопать компостную яму;
- подготовить систему водопровода к летней эксплуатации.