Мини исследовательские работы по краеведению. Исследовательская краеведческая работа «По родным дорогам всей семьёй

Отечество - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «Земляки»

Подготовил:

Нецветаев Максим , 347628, ул.Железнодорожная 100, п.Гигант, Сальский район Ростовская область, телефон 89185381897, учащийся 4 класса МБОУ СОШ №2 п.Гигант 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Руководитель:

Олейникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Гигант, 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Телефон:

Содержание

I . Введение.

1. Цель исследования.

2. Задачи исследования.

3. Объект исследования

4. Предмет исследования

5. Гипотеза

6. Методы исследования

II . Основная часть

III . Заключение.

IV . Литература

Введение

О человеке надо говорить,

Когда детей идет учить,

Дома возводит, книги пишет,

О человеке надо говорить,

Пока он слышит.

Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах-долг каждого.

Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от

своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече

земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.

Обратимся к словарю Ожегова: «Земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности».

«Землячество – принадлежность по рождению к одной местности;

объединение уроженцев одной местности».

Толковый словарь русского языка.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:

ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.

В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова: единоплеменник, товарищ; соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.

В своей работе я хочу рассказать о своем земляке, о беззаветном труженике, всегда заботящемся о подрастающем поколении, человеке, которым гордится мои поселок.

Актуальность темы исследования. Мотивом выбранной темы послужила любовь и уважение к моему учителю физкультуры, Бурову Анатолию Петровичу, хотелось подробнее узнать историю его жизни, спортивных побед и достижений.

Цель исследования:

Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи исследования:

    Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.

    Систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.

Гипотеза исследования:

Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма,положительно повлиять на формирование личности.

История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.

Объект исследования : А.П.Буров (земляк), его личный пример, вклад в развитие современного общества.

Предмет исследования : Информация, полученная во время встреч и бесед с А.П.Буровым, людьми, знающими А.П.Бурова; семейный архив А.П.Бурова, архивы газет «Сальская степь», «Гигант».

Методы исследования:

    анализ источников информации;

    личная беседа;

    наблюдение;

    интервью;

    работа с семейными архивными материалами, удостоверениями, справками;

    обработка полученных результатов.

Основная часть

Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и ученикам - он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

Анатолий Петрович Буров родился 26 июля 1940 года в селе Жуковском

Песчанокопского района Ростовской области. В Гигант семья Буровых переехала

осенью 1945 года, куда его отца Петра Николаевича, военного водителя, участника

советско – финской и Великой Отечественной войн, дошедшего с Победой до

Берлина, направили восстанавливать хозяйство.

В школе Анатолий особенно ничем не выделялся. Как и все помогал

старшим и родителям в работе, участвовал в спортивных соревнованиях.

После окончания местной школы – интерната №2 стал работать помощником

киномеханика на передвижке.

В 1959 году призвали служить в Черноморский флот , в учебный отряд подводного плавания. Начинал службу в г. Севастополе в учебном отряде.

Служил на подводной лодке 613 – го проекта. Был командиром отделения радиотелеграфистов.

После перенесенного воспаления легких вышел из госпиталя. В то время проходили соревнования по легкой атлетике и он решил участвовать в кроссе между ротами. Выиграл забег на 3 километра. За четыре с половиной года службы на флоте ежегодно становился чемпионом Черноморского флота на стайерских дистанциях на 3, 5 и 10 километров. До конца службы входил в состав сборной команды Черноморского флота, а затем и Крыма по легкой атлетике. Его рекорды в беге на 3, 5 и 10 километров держались 17 лет!В 1963 году в Киеве проводилось первенство Украины по легкой атлетике. А через неделю должен был состояться матч СССР – США. Чемпион Олимпийских игр легендарный Петр Болотников готовился принять участие в том матче. В качестве прикидки решил пробежать стайерскую дистанцию на 10 тысяч метров.

Событие неординарное и знаменательное. И хотя чемпион Олимпиады всех обогнал на целый круг (а это 400 метров) все участники того действа, в том числе и А. Буров, с особым восхищением вспоминают об этой значительной вехе в своей спортивной судьбе.

Анатолий Петрович во время спортивных соревнований в г. Мукачево познакомился с еще одним чемпионом Олимпийских игр, тоже моряком – черноморцем Владимиром Куцем.

Закончив службу на флоте, вернулся Анатолий Буров в Гигант . В 1963г назначили его тренером футбольной команды завода «Сальсксельмаш». Тренировал ребят основательно, да и играл вместе с ними в качестве играющего тренера. Команда в 1968 году сделала победный дубль - стала чемпионом Ростовской области и обладателем кубка газеты «Молот» по футболу. Причем выиграла у всех городских команд. На следующий год сельмашевцы стали вторыми призерами в области. Тренер стал понимать, что ему не хватает теоретических знаний и о поступает учиться на заочное отделение ГЦОЛИФКа. Лучшего в стране. Его избирают старостой группы. На курсе вместе с ним учились заслуженные мастера спорта по футболу Владимир Маслаченко и олимпийский чемпион Анатолий Крутиков. В 1970 году закончил Московский государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры.

В 1970 году Бурова назначают директором Гигантовской детско – юношеской спортивной школы. Стал тренировать не только взрослых, но теперь уже и детей. Занялся организаторско – хозяйственной деятельностью. При его активном участии бывший клуб имени Горького был преобразован в Дворец спорта, проведена реконструкция поселкового стадиона, футбольного поля и спортивных площадок «Сальсксельмаша».По – прежнему, играл сам на позиции полузащитника. В 1972 году гигантовцы добились еще одного успеха, став обладателями Кубка Октября.

В 1975 году Анатолия Петровича приняли на работу учителем физкультуры в школу – интернат, которую он когда – то закончил.

За большой вклад в развитие физкультуры и спорта, подготовку спортсменов массовых разрядов ему было присвоено звание «Отличник физической культуры СССР». Пришлось Анатолию Петровичу и три года поработать там же директором, где ему было присвоено еще одно почетное звание «Отличник народного просвещения СССР». Ему – дипломированному тренеру и спортсмену поступали заманчивые предложения переехать работать в Ростов, другие города области, соседние регионы. Но он остался верен Гиганту. Да и не мог оставить на произвол судьбы своих мальчишек и девчонок.

Спортивная жизнь в школе и в поселке бурлила, благодаря Бурову. В 1980 году класс, с которым работал Анатолий Петрович, стал победителем областных, а затем и российских соревнований по пионерскому четырехборью. Двадцать мальчишек и девчонок с 20 августа по 1 октября жили, учились и соревновались во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд» в лагере «Орленок».

Почти два десятилетия А. Буров руководил методическим объединением учителей физической культуры.

Решением Государственного Комитета СССР по физической культуре и спорту от 25 июля 1990 года Анатолию Петровичу присвоено почетное звание «Отличник физической культуры и спорта».

Еще в годы занятий спортом Анатолий Петрович очень высоко поднял планку и неуклонно следует своим жизненным принципам всю жизнь.

Славу учителям и тренерам приносят ученики. Есть такие и у А. П. Бурова. Чемпионом Европы 1976 года по футболу среди молодежи стал его воспитанник, мастер спорта международного класса, игрок национальной сборной СССР В. Гончаров. Валерий родился и жил на 3 отделении совхоза «Гигант». Учился у Бурова. Много сил и внимания ему уделял наставник. Когда юноша лишился родителей, направил учиться в Ростовский спортивный интернат №10.

Владимир Лесовой стал чемпионом Советского Союза по футболу, выступал за «Сальсксельмаш» и сборную области. Абдусалан Магомедов был разносторонним спортсменом, увлеченно занимался борьбой. Завоевал звание чемпиона Европы по классической борьбе, выполнил норматив мастера спорта международного класса. А его брат Ремезен Магомедов был тоже «международником». И чемпионом Европы, но по тяжелой атлетике.Кстати, сам Анатолий Петрович за время выступлений на беговых дорожках стал кандидатом в мастера спорта, а на футбольных полях перворазрядником. В то время нормативы были очень высокими!

Формально 17 лет назад А.Буров ушел на пенсию. Но долго не смог сидеть без

дела, ставшего смыслом жизни. Вновь стал тренировать мальчишек в

Гигантовском филиале ОДЮСШОР № 21, учить их футболу и уму – разуму.

В настоящее время Анатолий Петрович, по-прежнему, работает в школе № 2.Вновь его воспитанники высоко держат марку, выданную Тренером.

Его ученик Алексей Калашников, 1982 года рождения в 2007 году стал мастером спорта, чемпионом России по футболу.

Игорь Гвоздиков и Алексей Алейников играют в футбол. Волгоградскому «Ротору» приглянулся Иван Шапкин, а затем они пригласили к себе и Николая Новикова.

Анатолий Петрович и его супруга Ольга Вадимовна родили и воспитали двух прекрасных сыновей. Старший сын,Вадим , 1970 года рождения, окончил Ростовский спортинтернат №10. Дважды становился чемпионом СССР по зимнему многоборью среди учащихся. После окончания среднего училища гражданской авиации в г. Красный Кут Саратовской области стал служить в спецназе «Разведка» в составе 22 бригады. Полгода был в Чеченской Республике. Имеет два звания «кандидат в мастера спорта» по легкой атлетике и парашютному спорту. Совершил около 200 прыжков с парашютом, в училище был инструктором по парашютному делу.

Младший сын Буровых , Петр на четыре года младше своего брата. Вместе с ним одновременно учился и окончил училище гражданской авиации. Был чемпионом Сальского района по многоборью. Служил в Зеленокумском спецназе, является обладателем крапового берета. Воевал в Чечне в первую и во вторую военные кампании. Дважды был ранен. За мужество и героизм, проявленные при защите конституционного строя в Северо – Кавказском регионе, был награжден правительственными наградами, в том числе Орденом Креста второй степени. По распоряжению губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба ветерану боевых действий, спецназовцу Петру Анатольевичу Бурову в городе Ростове – на – Дону выделили квартиру для его семьи.

У Аналолия Петровича есть два внука: Максим, ученик 9 класса, и Алеша, ученик 2 класса школы в г.Ростов на Дону. Они очень гордятся своим замечательным дедом.

В нашей школе не найдется ни одного человека ни среди детей,ни среди учителей, которые бы не любили уважаемого, строгого, но справедливого, доброго, самого спортивного учителя-нашего Анатолия Петровича-Учителя с большой буквы! Его отличает глубокое знание своего предмета, увлеченность своим делом, мастерство. Уроки учителя интересны, их отличает эмоциональность проведения, использование активных форм обучения и воспитания, удивительные интересные открытия для учащихся в мире спорта. Анатолий Петрович особое внимание обращает на развитие и совершенствование двигательных качеств, подбирает наиболее эффективные упражнения, добивается четкого их выполнения.

Учитель на каждом уроке развивает силу, быстроту, ловкость и выносливость, воспитывает смелость, настойчивость, дисциплинированность, добивается, чтобы все дети ушли с урока во всем разобравшись, не потеряв интереса к изучаемому Спортсмены школы принимают активное участие в спортивной жизни, а также участвуют во всех крупных соревнованиях районного масштаба как среди школьников, так и среди взрослого населения. Он является наставником молодых специалистов, охотно делится опытом со своими коллегами. Анатолия Петровича– учителя и педагога высокой культуры, знают не только в поселке, но и в области, как опытного учителя и тренера, как человека большой души, пользующегося заслуженным авторитетом в коллективе учителей, учащихся, родителей и жителей поселка. Он активно пропагандирует здоровый образ жизни.

Заключение

В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам.

Работая над проектом, я узнал о жизни человека, живущего со мной рядом, моем земляке, который своим каждодневным трудом приносит пользу многим людям, работает на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать, черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, мои земляки, которые по- своему делают историю, внося свой посильный труд в наследие моей большой страны».

Описывая жизнь А П, я понял, что она находи т с я в единстве с жизнью страны. Вся его жизнь – СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ. Поэтому она вызывает восхищение, уважение.

В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.

Список использованной литературы

1.Материалы из семейного архива Буровых.

2.Трофименко И.С. «Зовет детей на физкультуру.»// Сальская степь. -№18.24.10.2010.

3..Безнощенко Анатолий. «Самородок из гиганта или дети и детища Анатолия Бурова»

//Сальский спорт.15.07.2010.

Исследователи : учащиеся 11 класса МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары Приднестровской Молдавской Республики — Осипова Ирина, Бакшлян Анастасия, Чекирь Юлия. Исследовательская работа под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе — Бодарева Руслана Николаевича.

Исследовательская работа. Вступление.

Прежде, чем была начата исследовательская работа , юные исследователи задумались: – С чего начинается Родина?

Подобный вопрос, не один раз слышал каждый из нас. И многие отвечают на него по-разному. Для нас, исследователей данной работы, Родина начинается с микрорайона Лунга г. Дубоссары. В городе, где мы родились и проживаем, с тех улиц, на которых построены и стоят наши дома. Именно поэтому мы и хотим узнать об этих улицах как можно больше.

На сегодняшний день мало кто из жителей микрорайона Лунга знает, откуда берут свое начало названия местных улиц, а также значение этих названий. Очень часто приезжие тратят уйму времени для того, чтобы найти тот или иной адрес. Возникает проблема: что же нужно сделать для того, чтобы жители микрорайона, приезжие могли лучше узнать эту часть города и легко ориентироваться в ней.

Исследовательская работа. Цели:

расширение знаний об истории микрорайона Лунга;

Знакомство с историей происхождения названий улиц микрорайона, а также значение тех или иных названий;

создание собирательного, классифицированного и наглядного материала для изучения вопросов истории и краеведения по данной тематике;

отражение собирательного материала переносом на географическую карту микрорайона Лунга г. Дубоссары;

запись накопленной информации на цифровой носитель (электронный вариант) в удобной для просмотра учащимися в классе форме.

Образовательная область исследовательской работы – это, прежде всего, происхождение названий улиц микрорайона Лунга и их значение.

Исследовательская работа. Область применения предложенных проектов:

наглядный материал для уроков истории ПМР в старших классах учебных заведений Дубоссарского района;

использование брошюры и карты улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары в городском музее и музеях района;

материал для пропаганды и популяризации происхождения названий улиц как информационной ценности, нуждающейся в особом изучении и даже определенной охране, учитывая ту функцию, что они играют в языке.

Исследовательская работа. Решаемая проблема:

на сегодняшний день собирательного, а тем более наглядного и доступного материала о происхождении и значении названии улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары нет.

Преимущество и новизна идеи, технологии, проблемы в сравнении с другими известными авторами.

Эта проблема предполагает целесообразность сбора информации по каждой улице микрорайона из всех доступных источников (материалы краеведческого и школьного музея, городской и районной библиотек, работа с архивом) и последующее её укомплектование в универсальную и наглядную для обзора форму.

Средства и методы, с помощью которых осуществлялась .

Методы :

метод анализа различной литературы по теме (архивные справки, статьи журналов, подшивки газет, справочная литература, все, что помогает раскрыть вклад того, или иного знаменитого деятеля);

метод классификации (здесь мы используем объединение названий улиц в классифицированные группы);

метод измерения (использован в анкетировании);

поисковый метод исследования;

анализаторский (отбор из всего материала наиболее важной резюмирующей информации применительно к каждой улице);

технический (работа с компьютером);

Средства :

материалы городского и школьного музеев (литература, газеты), библиотеки (брошюры, литература по истории МССР и ПМР);

всемирная система объединённых компьютерных сетей − Интернет;

компьютер (для систематизации информации и создания цифрового варианта наглядного и пропагандно-популяризаторского материала, создания презентации, карты, брошюры и бумажного варианты работы);

транспорт (для перемещения по городу, ознакомления и изучения).

Исследовательская работа. Топонимика.

Изучив значение понятия топони́мика как науки, которая изучает различные географические названия, а также их происхождение, смысловое значение, написание и произношение, развитие, современное состояние, на очередном этапе исследовательской работы, мы открыли для себя такое понятие как годонимы (от греч. «hodos» – «улица» и «onyma» – «имя») – названия улиц, которые обладают большой информационной ценностью, а также нуждающиеся в особом исследовании и даже охране, если учитывать функцию, что они играют в языке.

Все названия географических объектов имеют свой определенный смысл. Никогда никакой народ не называл селение, озеро или реку «просто так», каким-нибудь случайным сочетанием звуков.

Исследовательская работа. Анкетирование.

На следующем этапе исследовательской работы был проведен социологический опрос на тему: «С чем связано название улицы, на которой вы живете?» с целью изучения степени осведомлённости учащихся об истории названия улиц микрорайона Лунга. Анкета для учащихся (), анкета для учителей () Было опрошено 74 человека из числа учащихся 5 − 11 классов МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары.

Школьникам было предложено дать ответы на вопросы:

  1. На какой улице Вы проживаете?
  2. Напишите, что Вы знаете о значении и происхождении названия улицы, на которой проживаете?

По результатам опроса были получены следующие данные:

9 % из числа опрошенных учащихся с 5 по 11 классы знают, о происхождении названия улицы, на которой проживают;

91 % учащихся не владеют этой информацией.

Диаграмма 1.

Исследовательская работа. Классификация улиц и переулков.

Пользуясь топографической картой г. Дубоссары, которую нам разрешил использовать администратор официального сайта г. Дубоссары мы выписали все улицы и переулки, которые были обозначены в микрорайоне Лунга.

По нашим данным в микрорайоне Лунга города Дубоссары 29 улиц и 10 переулков.

Познакомившись с названиями улиц, мы предположили, что в этих названиях отражены:

героическое прошлое страны и города;

имена выдающихся людей;

названия, которые имеют связь с особенностями географического расположения города;

и другие названия.

На следующем этапе исследования мы принялись искать наиболее достоверную информацию о происхождении и значении названий всех улиц микрорайона Лунга на основании различных источников и материалов, а также бесед с жителями города. Для большей систематизации мы решили расположить улицы в алфавитном порядке.

Таким образом, исходя из имеющегося перечня названий улиц, мы условно можем разделить улицы микрорайона Лунга на такие группы:

улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (17 улиц и 7 переулков);

улицы, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями (3 улицы);

улицы, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе (2 улицы);

улиц, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, которые связаны с реками и городами бывшего СССР (4 улицы и 3 переулка);

названия улиц, не классифицированные по своему происхождению (2 улицы).

Результаты исследовательской работы приведены в таблице 1 и на диаграмме.

Таблица 1.

Условные группы Количество улиц (%) Количество переулков(%
1. Улицы и переулки, названия которых связаны с именами выдающихся людей
2. Улицы и переулки, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями
3. Улицы и переулки, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе
4. Улиц и переулки, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, связанные с реками и городами бывшего СССР
5. Остальные
Всего

29

Рис. 2. Группы улиц, разделённых по наименованиям

Рис. 3. Группы переулков, разделённых по наименованиям

Также выяснили, что чаще встречаются улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (59 %), и среди переулков также (70 %).

Исследовательская работа. Наши предложения:

1. Чтобы люди не забывали об истории названия улиц, на каждой улице предлагается установить таблички, с указанием имени, отчество, фамилию того человека, который внес определенный вклад в историю человечества, в том числе нашей страны.

Например:

2. Также, что бы местные и приезжие лучше ориентировались в городе, и в нашем микрорайоне в частности, мы создали брошюры, в которых указали названия улиц микрорайона и их расположение, а также информацию о происхождении названий этих улиц.

3. Кроме того, для ознакомления с историей улиц микрорайона мы провели с учениками школы общешкольное мероприятие, где представили результаты проведенной исследовательской работы.

Исследовательская работа. Заключение:

Полученные результаты нашей исследовательской работы позволяют преподнести учащимся за короткое время объёмный материал пропаганды и популяризации происхождения и значения улиц как культурного и градостроительного достояния города и района.

Значительная часть материалов исследовательской работы посвящена пропаганде и использованию информации о происхождении и значении улиц в воспитании учащихся.

В ходе социологического опроса школьников выяснилось, что 91 % опрошенных учеников МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары не знают историю происхождения названий своей улицы.

Исследовательская работа. Выводы.

Хочется надеяться, что этот коллективный труд станет полезным пособием, привлечет внимание любителей истории и краеведов, будет содействовать благородному патриотическому делу – выявлению, изучению, сохранению и эффективному использованию информации о происхождении и значении улиц, в том числе, как культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики. Мы считаем, что данная исследовательская работа может быть дополнена в будущем новыми данными.

Мы обязаны хранить бережно в памяти названия улиц, переулков. Они — напоминание о богатой истории, связующее звено с нашими предками. Именно поэтому названия улиц – это памятники старины. А значит — это наша история. Человеческая мудрость повествует: «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своём, достойна будущего».

Исследовательский проект по краеведению на тему: "Улицы моего родного поселка" выполнен учащимися 4 класса. Ученики исследовали причины названия той или иной улицы, расположение улиц поселка, нашли информацию о людях, чьи имена носят улицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Топкинского муниципального района

Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся

«Первые шаги в науку»

Начальные классы – краеведение

УЛИЦЫ МОЕГО РОДНОГО ПОСЕЛКА

Мещук Маргарита Оганезовна,

Кукина Елизавета Дмитриевна

Класс: 4

ОУ: МБОУ «Шишинская средняя общеобразовательная школа»

Научный руководитель :

Самохина Оксана Александровна,

учитель начальных классов

ТОПКИ 2014

Введение_________________________________________________________3

Глава 1

Что означает слово «улица»? Зачем нужны названия улиц? ________4 - 5

Глава 2

2.1 Классификация улиц поселка Шишино___________________6 - 7

2.2 Почему именно так назвали улицы в Шишино?___________7 - 9

2.3 Интересные факты________________________________________9

Заключение_____________________________________________________10

Литература _____________________________________________________11

Приложение

  1. Анкета_____________________________________________________12

  2. Результаты анкетирования__________________________________13

  3. Распоряжение № 4__________________________________________14

  4. Диаграмма «Названия улиц»_________________________________15

  5. Решение № 104_____________________________________________16

  6. Выписка из распоряжения № 4_______________________________17

  7. Фотографии к презентации__________________________________18

Введение

Каждый из нас в понятие родины вкладывает разный смысл. Для одного это великая Россия, для другого - зовущая необъятными просторами Сибирь, но всем особенно дорого то место, где мы родились, и которое привыкли называть малой родиной. Для десятков тысяч наших земляков малая родина – это город Топки и Топкинский район. Находится он в самом сердце славного Кузбасса и успешно сочетает в себе уклад кипучей городской и размеренной сельской жизни. .

Все на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Страна, город, родное село, улица, на которой он живет. Нашим местом рождения является наше Шишино.

Объектом исследования мы выбрали улицы нашего поселка неслучайно. Сразу возникает вопрос, для чего же их изучать? Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь является примером для нас. Название улицы - это памятник истории, дающий представление о прошлом, особенностях быта, отражение особенностей местности, где живут люди. Проведя анкетирование учащихся 3, 5, 7, классов (Приложение 1), мы увидели, что многие с трудом назвали несколько улиц, мало кто знает историю названия улиц, людей, в честь которых улицы были названы. А ведь без прошлого нет настоящего и будущего.

Считаем, что тема нашего исследования актуальна. В этом году ожидается грандиозное событие – 100 летний юбилей основания станции Шишино. В представленной работе мы постарались исследовать историю только нескольких улиц нашего поселка. Мы сочли нужным дать краткую биографию людей, именами которых, названы улицы п. Шишино. Это наш небольшой вклад в пополнение исторической копилки родного поселка.

Исходя из этого цель нашей работы состоит в знакомстве с историей родного поселка, возникновением его улиц, знакомство с предками.

К числу основных задач мы относим следующие:

Познакомится с историей возникновения поселка;

Изучение названия улиц и названия родного села;

Сбор сведений о биографиях знаменитых людей поселка Шишино;

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследовательской работы : изучение литературы, беседы и интервью с жителями села, работа с архивным фондом библиотеки, изучение материалов школьного музея, анкетирование.

Объектами нашего исследования стали улицы поселка Шишино.

Предметом исследования являются – названия улиц поселка.

Приступая к данной работе, мы выдвинули гипотезу, что названия улиц хранят историю поселка, имеют самостоятельную интересную историю.

Глава I

Самое крупное село Топкинского района – поселок Шишино

Еще до образования станции Шишино в 1796 год на реке Каменка была основана деревня Шишино. Есть версия, что первым поселенцем был крестьянин-переселенец Иван Шишкин, отсюда и пошло название – деревня Шишкина. Потом «к» из произношения выпало . В начале века во время массового переселения крестьян из европейской России часть из них обосновалась на левом берегу реки Каменка. И сторона эта получила название Российская. Деревня процветала, в ней действовала мельница. Каждое воскресенье проходил большой базар, на который жители окрестных сел привозили свои товары. [ 8]

В 1912 году началось строительство железной дороги Юрга - Кольчугино. Недалеко от железнодорожных путей появились несколько засыпных избушек, в которых обогревались строители, в том числе и чехи, до сих пор поляну возле железной дороги называют чешским кладбищем.

В 1914 году появился первый барак, в котором и поселились первые жители будущего поселка. И с этого периода началась массовое переселение жителей деревни Шишино на железнодорожную станцию. Она получила два названия: первое - Шишино как близлежащая деревня, второе- поселок Станционный. Многие шишинцы устроились на работу, на станцию. Рабочие станции имели возможность получить паспорт и иметь деньги, в то время как другие жители деревни этих «благ» не имели.

С каждым годом количество жителей деревни Шишино сокращалось. В 60-е годы малые деревни стали ликвидироваться как неперспективные. Жители деревни Шишино перебрались на станцию Шишино. В 1975 году деревня Шишино исключена из учетных данных в связи с разъездом жителей.

После исчезновения деревни Шишино станция неофициально именуется поселком Шишино. А в 1991 году поселку Станционный присваивается официальное название Шишино. В этом году станции Шишино исполнится ровно 100 лет со дня основания.

Жители поселка не забывают о деревне Шишино. 1 августа 2006 года на месте бывшей церкви стараниями священника церкви Серафима Соровского Никанора Меркулова поставлен поклонный крест. Каждый год 1 августа совершается крестный ход к поклонному кресту. В планах отца Никанора установка памятной плиты застреленным священнослужителям.

Река Каменка - одно из любимых мест шишинцев как зимой, так и летом. Это и рыбалка, и купание, и пассивный отдых на берегу, а зимой - катание с крутых горок на лыжах. Ежегодно в водах «Шишинки» совершается таинство погружения в воду на Крещение.

Глава II

Для чего нужны названия улиц?

Слово «улица» по мнению одних лингвистов произошло от понятий «лить» или «течь», а по версии других - речь изначально шла о фасадах, наши предки говорили: «Улица домов».

Мы просмотрели, как толкуется слово «улица» в разных словарях. Владимир Даль : «Улица - простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов» , С. И. Ожегов : «В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство» . Д. Н. Ушаков - «Улица - пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода» . Викепедия дает следующее толкование: « Улица - элемент городской инфраструктуры . Обычно два ряда зданий и пространство между ними для передвижения».

Мы узнали, что существует несколько основных правил конструирования улиц, т.е. «пространств для прохода и проезда».

Во-первых, в каждом доме должно быть не больше одного выхода в сторону улицы.

Во-вторых, небольшая высота забора со стороны улицы выгодно подчеркивает достоинства строения.

В-третьих, необходимо строить широкие и просторные улицы, на которых без труда могут развернуться и разъехаться встречные автомобили.

В-четвертых, наличие улиц с индивидуальными названиями.

Названия улиц – это требование необходимости. Хотя бы для того, чтобы гостям, почтальонам, курьерам, да и самим жителям можно было быстро сориентироваться. При этом принято считать, что название должно быть благозвучным, удобным для произношения, кратким и легко запоминающимся. Следует помнить, что красивое запоминающееся название - одна из основных фишек населённого пункта.

Планирование количества улиц, переулков принимают органы местного самоуправления. Об этом мы узнали в администрации Шишинского сельского поселения. Мы рассмотрели карту Шишинского сельского поселения (Приложение 2). На ней можно увидеть разбивку поселка с помощью улиц, переулков, дана нумерация домов, видна ветка железной дороги, дороги, объекты соцкультбыта, выделяются на карте водоёмы, расположенные в границах посёлка.

Классификация улиц поселка Шишино

Современный поселок Шишино согласно распоряжению администрации сельского поселения и имеет 16 улиц и три переулка. (Приложение 3). Все улицы мы условно разделили согласно названиям. По итогам составили следующую таблицу:

  1. Названия, связанные с расположением улицы

Северная

Восточная

Заречная

Луговая

Болотный пер.

Угловой пер.

  1. Названия, связанные с находящимися на улице объектами

Вокзальная

Заводская

Совхозная

Школьная

Элеваторная

  1. Названия, связанные с именами известных личностей

Архипова

М. Горького (Я. В. Павловца)

Перевалова

Пушкина

Чапаева

Октябрьская

40 лет Победы

Советская

Пионерский пер.

  1. Общие названия

Новая

Сельский пер.

На основе данной таблицы мы составили диаграмму и увидели, что чаще всего улицам дают названия по их местоположению и в честь известных прославленных людей (Приложение 4). Проводя анкетирование наше предположение, также подтвердилось: большинство участников опроса вспомнили и объяснили названия именно таких улиц (Приложение 5).

Как рождаются улиц имена

Исследуя результаты анкетирования, пользуясь материалами школьного музея, а также работая с картой поселка мы установили, что имена улицы в нашем поселке имеют свою историю.

Названия, связанные с расположением

  1. Северная – находится на северо-западе от центра поселка.
  2. Восточная – на востоке от центра поселка.

его на две части, сначала на той стороне была только одна длинная односторонняя улица.

домашний скот.

месте.

  1. Угловой пер. – образует угол, соединяясь с Заводской улицей.

Названия, связанные с построенными объектами

  1. Вокзальная – улица, проходящая вдоль железной дороги.
  2. Заводская улица находится рядом с бывшим молочным заводом (в

настоящее время разрушен).

  1. Школьная - на ее территории находилась старая деревянная школа,

построенная в 1929 году.

  1. Совхозная – вторая по протяженности улица поселка, на которой

находились все важные объекты совхоза «Шишинский»: контора, столовая, двухэтажные дома, построенные на средства совхоза в 1964 году, на окраине заканчивается конюшней, молочными фермами.

  1. Элеваторная – на ней находится Шишинское хлебоприемное

предприятие (Элеватор).

Названия, связанные с известными личностями

  1. Архипова – названа в честь ученика школы Ивана Павловича

Архипова, героя великой отечественной войны. Работая с материалами школьного музея мы подготовили несколько страниц из биографии И. П. Архипова (Приложение 6-9).

  1. М. Горького (Я. В. Павловца) – до 2012 года носила имя великого

писателя. В 2012 году по инициативе жителей переименована в честь Якова Васильевича Павловца – знаменитого директора Шишинского совхоза.

Он родился в 1918 году, когда в революционном Петрограде шли бои за власть Советов. Он прошел с боями всю войну. Принимал участие в освобождении Ленинграда, воевал в Прибалтике. Победу праздновал на Одере. За смелость и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, был награжден многими боевыми наградами. С 1966 года директор совхоза «Шишинский». За время работы Якова Васильевича в селе строятся такие предприятия, как пекарня, маслозавод, отделение связи, сельэнерго, ДРСУ, сельхозхимия, сберкасса новая школа.

Побывав в Администрации сельского поселения нам удалось выяснить, что решение о переименовании улицы было принято Шишинским сельским Советом народных депутатов от 15 октября 2009 года.

Рассмотрев предложение главы администрации Шишинской сельской территории депутаты решили: за достойный вклад в развитие сельского хозяйства переименовать улицу М. Горького п. Шишино на улицу Якова Васильевича Павловца (Приложение 10).

  1. Перевалова – улица носит имя директора МТС Василия Емельяновича

Перевалова, первого директора Шишинской МТС. Родился Василий Емельянович Перевалов в 1899 году. С ранних лет испытал нужду. В гражданскую войну ушел в партизаны, был лихим всадником. Был комиссаром партизанского отряда. В боях был ранен, прихрамывал. В жизни был очень спокойным человеком, но в работе горяч.

Зимой 1933 года, во время пожара, спасая технику, сильно обгорел и простыл, лежал в больнице в Томске, но врачам спасти его не удалось. 20 ноября 1933 года Перевалова В. Е. не стало. Перед смертью Перевалов просил похоронить его на территории МТС - так она ему была дорога. Жена и дочь посадили возле могилы тополь (Приложение 11).

В наше время, на территории бывшей МТС находится КДЦ нашего поселка. Переименование улицы состоялось на основании распоряжения администрации Шишинского сельского совета № 4 от 1 января 2000 года (Приложение 12).

  1. Пушкина - имени великого русского поэта А. С. Пушкина.
  2. Чапаева – носит имя известного полководца гражданской войны

Василия Ивановича Чапаева.

Названия, связанные с историей страны

  1. Октябрьская – названа в честь Великой октябрьской революции 1917

года.

  1. 40 лет Победы – названа в честь 40 летнего юбилея победы советского

народа в Великой отечественной войне.

  1. Советская - названа в честь установления советской власти в России.
  2. Пионерский пер. – носит название в честь пионеров-героев.

Названия, связанные с местоположением

  1. Заречная – через поселок протекает небольшой ручей, который делит

его на две части, улица находится на другом берегу.

  1. Луговая – находится на окраине, окружена лугами, на которых пасется

домашний скот.

  1. Болотный пер. – находится в «залинейной» части поселка, болотистом

месте.

  1. Угловой пер. –образует угол, соединяясь с Заводской улицей.

Общие названия

  1. Новая – начало строительства в 1995 году. Первые дома в поселке,

имеющие все удобства в доме.

  1. Сельский пер. – точное происхождение неизвестно, скорее всего,

происходит от состояния – это извилистый переулок, не имеющий насыпной дороги, зимой есть только тропинка.

Интересные факты

1. Самая протяженная улица – центральная улица нашего поселка, протяженность 3км 20 м.

4. Самый старый житель поселка – Матюхина Евгения Ниловна, рожденная 23 декабря 1915 года, которая скоро отметит 100-летний юбилей. Хочется искренне пожелать бабе Жене крепкого здоровья.

5. Самый молодой житель нашего поселка Сноп Диана Сергеевна, 25 января 2014 года рождения, которой исполнилось только 2 месяца.

Заключение

Улица за улицей обошли мы наш родной поселок. Год за годом прошелестели страницы его истории. Подвиги людей, коренные повороты в истории всей страны нашли своё отражение в названиях улиц. Ежедневный труд многих людей, их любовь к родному краю сотворили эти улицы.

Подводя итоги своей работы, мы можем сказать, что цель нашего проекта достигнута. Мы проследили, что возникновение улиц, присвоение им названий и их переименования не случайны, а зависят от различных исторических событий. Ребята, отвечающие на наш вопрос о переименовании улиц, подтверждают, что этого делать не стоит, либо только в особенных случаях, потому что по названиям улиц можно изучать историю соей родины. Это еще раз доказывает состоятельность нашей гипотезы.

Надеемся, что материалы нашего исследования будут полезны в работе школьного краеведческого музея. Хотелось бы верить, что эта работа будет необходима всем интересующимся историей поселка Шишино.

В ходе выполнения проекта мы с огромным интересом погрузились в историю, но вопросов возникло еще больше. Мы обдумываем темы для дальнейших исследований: «Улица горда своими людьми», «Старожилы нашего поселка», «Достопримечательности Шишино».

Наша современница, выпускница Шишинской школы 2012 года, администратор сайта «Родной поселок Шишино» Олещенко Надежда посвятила такие строки своей малой родине:

В любое время года, в посёлке хорошо.

Здесь свежий, чистый воздух и красоты полно.

Туда взгляну, там речка, а там прекрасный лес.

Тут всё так интересно, всего не перечесть.

И ты должен гордиться, что в Шишино живёшь,

Ведь лучше и роднее, ты места не найдёшь.

Изучайте историю посёлка вместе с историей улиц – работы непочатый край!

Список использованных источников и литературы

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. т. 4. – М.: Рус.яз.,1991. – 683с.
  2. Ильичев, А.И. , Соловьев, Л.И. География Кузбасса. Природные условия и ресурсы Кемеровской области: пособие для средней школы. / А.И. Ильичев, Л.И. Соловьев,– Кемерово.: Кемеровское книжное издательство, 1988.- 143
  3. Ожегов С.И. и Шведова н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 846с.
  4. Пермина М. А. Ономастика Топкинского района XVII – начала XXI вв. – Кемерово, 2003.
  5. Универсальный словарь по русскому языку.- СПб.:ИГ «Весь», 2009.- 961 с.
  6. Топки и Топкинский район [Фотоальбом] .- Кемерово: типография «ИТН», 2007.- 110 с.
  7. Филиппова, Л.. Железнодорожная станция получила два названия/ Л Филиппова,- Топки.: Газета «Провинция» от 21 ноября 2009 г.
  8. Документы и распоряжения Администрации Шишинского сельского поселения.
  9. Материалы школьного музея Шишинской школы.

Приложение 1

Анкета

  1. Названия каких улиц нашего поселка вы знаете?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему улицы названы такими именами?
  1. Какие из названий улиц нашего поселка наиболее интересны?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нужно ли переименовывать улицы?

____________________________________________________________

  1. Как бы ты назвал новые улицы нашего поселка?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Карта территории Шишинского поселения

Приложение 3

Распоряжение № 4 «О присвоении названий улиц и номеров домов

в населенных пунктах Шишинского сельского совета»

Приложение 4

Диаграмма «Названия улиц»

Приложение 5

Приложение 6

И. П. Архипов

Приложение 7

Краткая биография Архипова Ивана Павловича

Приложение 8

Извещение о награждении

Приложение 9

Решение исполнительного комитета депутатов трудящихся

Топкинского района

№ 320 «О присвоении Шишинской школе

имени Архипова Ивана Павловича» от 19.10.1961 г.

Приложение 10

Решение № 104 «О переименовании

улицы М. Горького на улицу имени Я. В. Павловца» от 15.10.2009

Приложение 11

Выписка из распоряжения № 4

«О переименовании улиц и уточнении номерных знаков»


ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. При реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.


История и экономика поселка. Работа по этому направлению состоит в изучении истории конкретного поселка, его домов, семей, демографической ситуации в целом, современного экономического состояния и сравнении с архивными данными о прошлом этого селения. Для этого изучаются архивные данные, записываются устные рассказы старожилов. -Фольклор и этнография. Ребята по этой специализации, работая с жителями деревни, записывают фольклорные тексты, предания, выявляют существующие фольклорные жанры, изучают особенности бытования на современном этапе семейной и календарной обрядности, составляют план поселка, на который наносятся местные топонимы. «История семей и домов поселка Шхафит», «Семья в традиционной культуре как фактор социализации», «Современное состояние семейной обрядности в адыгейской диаспоре Сочи» и т.п.


Определение методов исследования Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.


Библиографический поиск литературы по теме. Предлагается учащимся начать поиск литературы с домашней библиотеки, постепенно расширяя его. За помощью о необходимой литературе можно обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, посетить школьную, городскую библиотеку, библиотеку ЦДЮТЭ. В библиотеках проводится работа с картотекой или каталогами статей с целью выявления литературы по данной теме, просматриваются сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты.


Посоветуйте детям делать карточки для каждой обнаруженной ими ссылки. На карточке записывается вся информация, которая потребуется для создания списка библиографии в исследовательской работе. Пример: Комаров А., Максимов И. Сочи и сочинцы. Краснодарское книжное издательство, стр.


В исследовательской работе широко применяются различные письменные источники: дневники, воспоминания и т.п. Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Важный источник – разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Важной отправной точкой могут стать старые предметы и вещи, так как они отражают личность и образ жизни их владельца.


Архивный поиск. Данная работа проводится индивидуально и только с теми учениками, которые ответственно, добросовестно собирали материал, имеют желание изучить тему намного глубже. Сочинский архив – Ирина Николаевна. Улица Юных Ленинцев. Режим работы читального зала: , – Иметь письмо ОУ, заверенное подписью директора и печатью. В письме указать Ф.И.О. учащегося или педагога, тему работы. С собой иметь паспорт.




Структура работы Любая научно- исследовательская работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Список литературы. Некоторые исследователи не считают введение серьезной частью работы, помещают туда лишь несколько общих фраз и очень краткую аннотацию. Однако, именно здесь содержится как бы история создания работы от выявления проблемы до условий реализации вашего проекта.


Введение Цель, задачи Четкая формулировка проблемы (не «о чем моя работа», а «цель данной работы – изучить/проанализировать/ сопоставить/дать рекомендации). Пример из работы «Битва за Кавказ»: «ЦЕЛЬ РАБОТЫ Перед собой я поставила цель: определить историческое значение и роль битвы за Кавказ в общей системе борьбы против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. ЗАДАЧИ - Выяснить причины неудач советских войск на Кавказе в период оборонительных боев в 1942 г; Назвать размеры наших потерь; Высказать мнение об уровне боевой подготовки немецких войск и их стратегических промахах; показать недостаточную оснащенность советских частей и соединений оружием и военной техникой.»


Введение Актуальность Введение должно доказывать актуальность вашей работы. Поэтому для написания введения дайте юному исследователю примерные вопросы, доказывающие актуальность его исследования: Какая идея положена в основу твоего исследования? Как по-новому будет осуществляться твоя деятельность? За счет чего? Какие традиционные и нетрадиционные методы исследования помогут достичь поставленной цели? Какого результата ты ждешь?


Введение Оригинальность и особенности исследования Следующую группу составляют вопросы, цель которых выявить новизну авторской позиции. Главный из них: " В чем конкретно состоит оригинальность (или особенность) вашей разработки?" Желательно, чтобы вы сравнили ваш подход с существующими, традиционными и другими работами схожей проблематики, выделили, что нового вносите вы, что отличает ваш труд от других.


Введение Границы применения или условия реализации После того, как раскрыта новизна авторской позиции, можно переходить к заключительному этапу - ответам на последнюю группу вопросов, ориентированных на выделение того, что нужно для реализации замысла. Автор должен ответить на главный вопрос: "Какие условия необходимы для воплощения замысла и достижение прогнозируемого результата?" Для ученических работ можно выделить частные вопросы, сопутствующие основному: На кого рассчитано ваше исследование? Сочетается ли оно со школьной программой? Какие требуются дополнительные условия для реализации вашего проекта или исследования?


Основная часть Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнения известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.




Список литературы В список литературы вносятся публикации, издания, сайты, другие источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, названия издания, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска, количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.


Приложения Любую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть ксерокопии чертежей, документов и писем, фотографии, копии открыток, составленный предметно- топографический указатель, таблицы, диаграммы, графики. Все это рекомендуется собирать, изготовлять учащимся в ходе написания работы. На все приложения должны быть ссылки в докладе.


Презентация работы Заранее узнайте, сколько времени отводится на презентацию работы и составляйте текст выступления с учетом этого. Если времени совсем мало, структура выступления должна быть следующей: Тема и конкретные проблемы исследования – На основании каких материалов проводилось исследование – Какие вопросы были изучены – Основные выводы.


Выступление Само выступление необходимо отрабатывать не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения языка и приемов ораторского искусства. Отследите темп, в котором произносится текст – он не должен быть слишком быстрым, чтобы все слушающие сумели понять суть. Красивым завершением выступления может быть фраза «Я готов ответить на вопросы жюри», но при этом подумайте, какие вопросы могут быть заданы, и как на них лучше ответить.


Наглядное оформление выступления Сегодня под этим понимается почти исключительно компьютерная презентация. Она может стать хорошим помощником – но может и бесповоротно ухудшить впечатление от вашего выступления. Мультимедийный проектор полезен в двух случаях: Когда надо обратить внимание аудитории на некоторые ключевые положения выступления Когда необходимо представить те материалы, которые невозможно представить в устной речи. Соответственно, на слайдах могут даваться иллюстрации, фотографии, диаграммы, таблицы. Очень выигрышно, если выступающий постоянно обращается к этим материалам, работая с указкой. Выступление произведет большее впечатление, если останется впечатление, что сказано лишь главное – и что эти главные выводы сделаны по результатам серьезной работы.

Уровни краеведческой работы в ОУ

    Первый уровень - получение учащимися «готовых» знаний о крае.

    Второй уровень - самостоятельное приобретение знаний. Источниками могут быть научная литература, публикации в периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

    Третий уровень - изучение истории родного края в ходе исследовательского поиска. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

Цели занятий исследовательской работой

  • Выявление учащихся, способных к исследовательской работе.

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Формирование аналитического и критического мышления.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.

    Самоутверждение учащихся.

Алгоритм подготовки исследовательской краеведческой работы на конкурс

    Ознакомить учащихся с требованиями Положения о конкурсе.

    Объяснить отличие исследовательской работы от реферативной.

    Оказать помощь в выборе темы. Определить проблему.

    Определить актуальность, практическую значимость исследования.

    Сформулировать цель, определить задачи, методы исследования.

    Составить рабочую программу подготовки исследовательской работы.

    Ознакомиться с литературой, расспросить людей, имеющих отношение к Вашей теме. Опросить старожилов.

    Организовать работу в архивах, музеях. С периодическими изданиями.

    Описать процесс исследования.

    Обсудить результаты исследования.

    Сформулировать выводы.

    Оформить работу и отправить ее на конкурс.

    Подготовить текст выступления и наглядность к защите.

    Подготовить ответы на вопросы.

Правила выбора темы

    Правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

    При выборе темы следует учитывать:

    Актуальность.

    Новизну.

    Практическую значимость.

    Степень изученности.

    Возможность найти необходимые источники.

    Такие темы, как история села, школы, храма являются широкими, обзорными. Для полного обзора бывает недостаточно материала.

    Узкие темы дают большую возможность глубокой и детальной проработки.

    Тема должна звучать четко и ясно. Количество слов в названии – от 8 до 16, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках.

    Чем меньше слов в названии темы – тем большую область исследования она охватывает.

Название работы

Объект и предмет исследования

    Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

  • Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Изучая предмет, мы познаем объект. Один и тот же объект м.б. предметом изучения разных исследований. Например: объект «учебный процесс» может изучаться методистами, психологами, физиологами и т.д.

    Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы или очень близок к нему.

    В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.

Формулировка цели

    Сравнить…

    Определить…

    Классифицировать…

    Проанализировать…

    Оценить…

    Описать…

    Обобщить…

    Опознать…

    Восстановить…

    Составить список и т.д.

Формулировка задач

  • После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

    Общая цель, в свою очередь, распадается на выполнение ряда исследовательских задач.

    Неправильно выдавать этапы исследования за задачи.

    Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы.

Введение

    Чему посвящена исследовательская работа?

    В чем состоит актуальность работы?

    Какие работы посвящены исследованию данной проблемы.

    Краткий обзор – аннотация в хронологической последовательности.

    Хронологические рамки исследования.

    Что является объектом исследования?

    Что является предметом исследования?

    Цель работы.

    Задачи (3-4).

    В чем состоит практическая значимость работы?

    Какие методы исследования использовались в работе?

    Какова структура работы?

    Сколько наименований включает в себя библиография?

Виды источников

    Письменные: печатные и рукописные книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные.

  • Изобразительные: фотографии (кто или что изображено на снимке, выяснить ФИО), рисунки, плакаты, географические карты и др.

    Вещественные: предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.

    Устные: беседы, интервью и т.д.

    Технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные);

    Комплексные: предметы, содержащие элементы источников разных видов (некрополь, жилище, семейный альбом, коллекции, собираемые отдельными членами семьи).

Работа с литературой

    Библиографию составляют в школьной, городской, районной и областной научной библиотеке.

    На каждое издание заполняют библиографическую карточку, используя Правила библиографического описания.

    В верхнем левом углу карточки отмечают название библиотеки и шифр.

    На оборотной стороне карточки кратко фиксируют факты, которые представляют интерес. Если не хватает места – делают ссылки к тетради №, стр. №.

    Цитаты заключаются в кавычки, чтобы потом не спутать с конспективной записью.

Требования к записи воспоминаний и рассказов

    Карточка респондента:

    ФИО респондента.

    Год рождения, дата.

    Место рождения.

    Национальность.

    Образование.

    Профессия (род занятий).

    Социальное положение.

    Адрес.

    Дата записи.

    Данные о составителе карточки.

Этапы написания исследовательской работы по родословию

    Получение информации от родственников через беседы, интервью, переписку.

    Составление генеалогических карточек на каждого родственника.

    Составление родословной схемы.

    Изучение документов семейного архива.

    Поиск материалов в Интернете и их изучение.

    Поиск и изучение документов в государственных музеях, архивах, библиотеках.

Генеалогическая карточка

    Фамилия (для замужних женщин указать девичью).

    Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).

    Дата и место рождения.

    Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).

    Национальность.

    Фамилия, имя, отчество отца.

    Фамилия, имя, отчество матери.

    Место или места жительства, с указанием дат.

    Имена и даты рождения братьев и сестёр.

    Образование, что окончил.

    Место (места) работы или службы, должности.

    Участие в войнах, каких, где.

    Награды, звания.

    ФИО жены (мужа).

    ФИО детей, их даты рождения.

    Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 г.).

    Хобби (увлечение).

    Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат.

    Дата заполнения.

Изучение персоналий

    Составление хронологии жизни изучаемого персонажа. Причем к каждой дате, событию желательно указывать имеющиеся источники.

    Вычленение этапов в жизни и деятельности героя исследования.

    Анализ профессиональной, общественной и творческой деятельности.

    Связь изучаемого с регионом.

    Описание (каталогизация) творческого наследия. Это действие может стать исследовательской задачей. Заслуга юного краеведа может заключаться в поиске и выявлении этих публикаций и обобщении их.

Требования к оформлению приложений

      Нумерация страниц – сквозная, включая Приложения.

      В работе должен быть Список приложений.

      В Приложениях помещают только те материалы, которые имеют отношение к работе.

      Приложения, также как и текст работы, располагаются в хронологическом порядке.

      Запрещается в качестве приложений использовать подлинники.

      Обязательно Приложения должны быть прокомментированы, подвергнуты критическому анализу.

      Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом см. (см. приложение 1).

      Приложения к работе необходимо аннотировать (подписи под фото, схемами, картами, воспоминаниями, иллюстрациями и т.д. делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников: письменных, вещественных, изобразительных, устных и т.д.)

Советы докладчику

    Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

    Необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

    Следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе.

    Закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";

    Задача презентации: показать результаты исследовательской работы максимально выгодно и обоснованно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами.

Критерии оценки исследовательской работы

    Актуальность и новизна исследования

    Четкость постановки целей и задач

    Соответствие достигнутого результата поставленным целям.

    Логичность выступления.

    Компетентность докладчика (в т.ч. умение отвечать на вопросы).

    Культура устного выступления.

    Глубина исследования

    Библиография (корректность в использовании литературных источников, количество источников)

    Целесообразность использования наглядного материала (иллюстративный материал, диаграммы, другие виды наглядности)

    Оформление.

Факторы успешности исследовательской работы

    Соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой.

    Добровольность выбора темы учащимся.

    Максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования.

    Компетентное руководство преподавателя ученической исследовательской работой.

    Учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования.

    Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы.

    Системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

    Увлечь учащихся историей родного края (этому способствуют экскурсии, встречи с интересными людьми, «общение» с предметами музейного значения, сбор тематического материала в СМИ, работа в школьном музее и т.д.).

    Дать учащимся «базовые» краеведческие знания.

    Дать представление об источниках, их видах.

    Научить описанию музейных предметов.

    Побывать с ними в библиотеке, архиве, музее.

    Провести занятия по методике сбора устных источников.

    Предложить на выбор темы для исследования.

    Предусмотреть в учебном плане индивидуальные занятия с учащимися по осуществлению научного руководства иссл. работой.