Презентация на тему "огюст конт - основоположник научной социологии". Основатель социологии – Огюст Конт Социология как наука

Огюст Конт (1798 – 1857) «Курс позитивной философии» гг.


В истории философии и науки Конт выступает основателем Позитивизма. Значение термина он определяет в пяти смыслах: реальное в противовес химерическому полезное в противовес негодному достоверное в противовес сомнительному точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному


Возникновению духа позитивизма Конт придавал характер особой стадии исторического процесса. По его убеждению история осуществляется в виде эволюции идей, способных изменять условия материального существования человечества. В этом процессе можно выделить три стадии: теологическая метафизическая позитивная


Суть позитивного мышления заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные естественным законам. Единственным источником изучения этих законов является наблюдение. При этом разного рода теоретические абстракции теряют познавательный статус. Ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений, рассуждать можно лишь только на тему, как то или иное явление происходит








1. Социальная статика должна была заниматься исследованием конкретных социальных явлений (семья, крестьянская община или рабочий коллектив). Предметом изучения становились условия установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.



Основные методы социологии включают: 1. Наблюдение при этом решающее значение имеют теоретические позиции наблюдателя. 2. Эксперимент особая роль принадлежит негативным экспериментам, т.е., изучение патологических ситуаций с целью выведения общей закономерности. 3. Сравнение. предусматривает сравнение социальных и биологических порядков, сравнение различных классовых или исторических ситуаций.

ОГЮСТ КОНТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Первая социально-научная концепция

Общество - органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем. Между обществом и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в том числе шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842). В 1816-1824 - секретарь Сен-Симона. По мысли Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей.

Основной заслугой французского ученого Огюста Конта является то, что он впервые ввел в научный обиход понятие социологии как науки. Таким образом, социология приобрела научный статус и начала формировать свой предмет исследования. Конт создал классификацию наук, в которой социология заняла достаточно высокое место. Однако Конт так и не смог исчерпывающе определить предмет изучения социологии, наметить основные теоретические направления исследования и начать разработку специфического понятийного аппарата социологии. Этому помешали два основных обстоятельства.

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он называл социальной физикой, а общество отождествлял с биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы.

Во-вторых, Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений. Такой подход способен сделать социологию позитивной наукой, которой присущи реальность, полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт приходит к выводу, что социологи в своей деятельности должны ориентироваться только на изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности, проводить их первичное обобщение без глубокого теоретизирования. Такой взгляд получил название научного позитивизма. (5 слайд)

По замыслу Конта, социология должна разделяться на социальную статику, к которой можно отнести изучение индивида, семьи, общества, и социальную динамику, включающую в себя социальные процессы, происходящие в человеческом обществе.

В соответствии с теорией Конта, социальная динамика - это теория прогресса. В соответствии с этой теорией общество прошло три основных этапа или эпохи.

В теологическую эпоху люди верили в фетиши, затем в богов, и, наконец, в единого бога. Отличительной особенностью этой эпохи являются завоевательные войны как основное занятие населения.

В метафизическую эпоху происходит смена системы ценностей, приоритетом начинают обладать объекты духовной культуры. Происходит зарождение гражданского общества с развитой законодательной системой.

В позитивную эпоху духовное управление обществом осуществляется учеными, мирское - «индустриалами». Другими словами, на самой высокой стадии развития общества управление всеми процессами осуществляется мудрецами и высокими профессионалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер, удовлетворяет непосредственные жизненные запросы людей.

Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

Четыре силы в социократии:

носители концентрированной силы - патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.

священники-позитивисты; в их ведении - образование, воспитание, исправление преступников.

рассеянная сила - пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.

женщины - олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

Общество третьей стадии

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Основной закон социологии Конта - «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

*****Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, Конт к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. Согласно Конту, стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. Конт создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе.

Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы. Арон назвал "Великое Бытие" Конта "наилучшим из всего, сделанного людьми": "Стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься".

Энциклопедические труды Конта были призваны на основе цельного осмысления истории общества и интеллектуальной интеграции накопленных им знаний дать человечеству средство выхода из "метафизической" эпохи, полной социальных потрясений и не способной примирить прогресс и порядок. Конт решил, что политические проблемы невозможно решить, если пролетарии не объединятся для переустройства общества.

В народном образовании Конт усмотрел доступное каждому человеку средство вступить в позитивные отношения с миром. Предлагаемый им порядок образования, который должен идти от математики к социологии, знакомит учащихся с основами социологии, предполагающей знание исторических и общественных наук. Конт продемонстрировал, что единство разума не может быть "объективным" (т.е. связанным с универсумом); оно, по его мысли, - "субъективно" (т.е. связано с человечеством).

Конт считал, что разум каждого человека повторяет путь, пройденный всем человечеством. Конт имел многочисленных последователей, которые пытались придать позитивизму институциальные формы, превратив его в духовный ориентир человечества (в некоторых странах, например, латиноамериканских, в соответствии с принципами позитивизма Конта были даже написаны конституции).

Идеи Конта, согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологической науки), сыграли важную роль в становлении философского модернизма *******

Выполнили: Студентки 1-го курса Газзаева Виктория и Григорян Светлана

Слайд 2

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в том числе шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842).

Слайд 3

Особенности социологии О. Конта

Социология - социальная физика Отождествление общества с биологическим организмом. Социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения (позитивные стороны социологии)

Слайд 4

Общество - органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем.

Слайд 5

научный позитивизм

изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности их первичное обобщение без глубокого теоретизирования

Слайд 6

социальная динамикаИнтеллектуальная эволюция человечества

  • Слайд 7

    разделение социологии

    теория прогресса Изучение индивида, семьи, общества

    Слайд 8

    Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

    Слайд 9

    Четыре силы в социократии

    носители концентрированной силы - патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление. священники-позитивисты; в их ведении - образование, воспитание, исправление преступников. рассеянная сила - пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю. женщины - олицетворение нравственности, воплощение чувства. Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

    Подобные документы

      Этапы развития позитивизма: становление позитивистской философии, эмпириокритицизм, неопозитивизм. Деятельность и творчество французского философа и социолога Огюста Конта (1798-1857). Труды философов Авенариуса и Эрнста Маха, Рассела и Витгенштейна.

      презентация, добавлен 23.03.2014

      Распространение философии позитивизма французского мыслителя Огюста Конта в 30-40 гг. XIX в. Исторические формы позитивизма, его господство в культуре, философии, политике, педагогике, историографии, литературе. Стадии развития индивидуума и человечества.

      презентация, добавлен 27.03.2014

      Учение о науке, ее субъективность, развитие идеи в "духе" (в который переходит природа) в философии Ф. Гегеля. Особенность и своеобразие науки в отличие от философии (метафизики) по И. Канту. Позитивная философия французского философа Огюста Конта.

      реферат, добавлен 16.04.2009

      Позитивизм – направление философии, выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Биография французского философа Огюста Конта. Ведущая идея социальной динамики. Джон Стюарт Милль.

      курсовая работа, добавлен 18.09.2013

      Позитивісти як представники філософського напряму, що висували концепцію проникнення науки у всі сфери людської життєдіяльності. Іпполіт Тен - впливова постать в позитивістській естетиці. Місце мистецького експерименту в наукових працях Огюста Конта.

      статья, добавлен 18.08.2017

      Загальна характеристика основних ідей філософів О. Конта, Д. Локка, Д. Берклі та Д. Юма, їх місце у розвиток ранньої історії наукової психології. Сутність та основні положення теорії пізнання. Порівняльний аналіз позитивізму, матеріалізму і емпіризму.

      реферат, добавлен 23.10.2010

      Рассмотрение одного из направлений буржуазной философии – позитивизма. Главный тезис позитивизма. Огюст Конт - основатель позитивистской философии. Основные направления и взгляды философов Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха, Морица Шлика и Рудольфа Карнапа.

      контрольная работа, добавлен 21.07.2014

      Общая характеристика и основные черты позитивизма. Огюст Конт - основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды Д.С. Милля. Основные принципы научной теории А. Пуанкаре. Анархистские взгляды П. Фейерабенда на процесс научного познания.

      презентация, добавлен 18.03.2014

      Изучение философских воззрений Платона и Аристотеля. Характеристика философских взглядов мыслителей эпохи Возрождения. Анализ учения И. Канта праве и государстве. Проблема бытия в истории философии, философский взгляд на глобальные проблемы человечества.

      контрольная работа, добавлен 07.04.2010

      Характеристика и анализ философских взглядов С. Хайдеггера и Х. Кьеркегора. Рассмотрение стадий восхождения личности к подлинному существованию. Основные проблемы философии экзистенциализма. Страх как сущностный экзистенциал человеческого бытия.

    Подготовила: студентка 101, социология
    ВШССН
    Стрелец Мария

    Огюст Конт

    Годы жизни: 1798-1857
    Французский мыслитель,
    основатель социологии
    Основные труды: «Курс
    позитивной философии»
    (фр. «Cours de philosophie
    positive», т. 1-6, 1830-1842) и
    «Система позитивной
    политики, или Трактат по
    социологии, устанавливающий
    религию
    Человечества» (. Système de
    politique positive ou Traité de
    sociologie instituant la religion de
    l"Humanité) (т. 1-4, 1851-1854).

    Политехническая школа. Париж

    Афоризмы из сочинений Огюста Конта

    «Порядок и прогресс»;
    «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы
    мочь»;
    «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы
    действовать»;
    «Жить для других»;
    «Жить при ясном свете»;
    «Любовь как принцип, порядок как основание,
    прогресс как цель»;
    «Мы разрушаем только то, что заменяем»

    Говоря о личности Конта, можно сделать
    вывод, что этот выдающийся человек был
    маргиналом, человеком «на грани», на краю
    во многих отношениях. Он находился на
    грани между академическим и
    неакадемическим мирами, между семейным
    и холостым состоянием, между здоровьем и
    болезнью, между наукой, религией, утопией
    и т. п. Все это, безусловно, не могло не
    сказаться на его социологическом мышлении.

    Творческая деятельность Конта

    Первый период (1819-1828),
    характеризующийся изданием шести небольших программных
    сочинений - «опускулов»: обозначает наиболее важные свои
    собственные идеи: об особой роли учёных в новом обществе; различение
    двух главных эпох в развитии человечества (критической и
    органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх
    стадий».
    Второй период (1830-1842):
    Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются
    философские и научные основы позитивного мировоззрения,
    обосновывается ориентацию социологии на естественные науки.
    Третий период (1845-1857):
    Издаются «Система позитивной политики, или Социологический
    трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский
    катехизис», «Субъективный синтез».
    Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и
    деятельности человека.

    Клод Анри Сен-Симон

    «Позитивизм» Огюста Конта

    Что же такое «позитивное» в истолковании
    основателя позитивизма? Он указывает пять значений
    этого слова:
    1) реальное в противовес химерическому;
    2) полезное в противовес негодному;
    3) достоверное в противовес сомнительному;
    4) точное в противовес смутному;
    5) организующее в противовес разрушительному

    К этим значениям Конт
    добавляет такие черты
    позитивного мышления, как
    тенденция всюду заменять
    абсолютное относительным, его
    непосредственно социальный
    характер, а также тесная связь с
    всеобщим здравым смыслом

    По его мнению, истинная наука
    характеризуется тем, что отказывается от
    «неразрешимых» вопросов, т. е. таких,
    которые нельзя ни подтвердить, ни
    опровергнуть, опираясь на факты,
    устанавливаемые при помощи наблюдений.
    Такими «метафизическими», ненаучными
    вопросами Конт считал вопросы о сущности
    вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту,
    является открытие законов, понимаемых как
    постоянные, повторяющиеся связи между
    явлениями. Такое ограничение задач науки
    объяснялось стремлением достигнуть точного,
    определенного знания, которое могло бы
    создать базу для предвидения будущего

    Иерархия наук

    1) На теологической, или фиктивной, стадии
    человеческий разум стремится найти либо
    начальные, либо конечные причины явлений,
    он «стремится к абсолютному знанию».
    Теологи-ческое мышление, в свою очередь,
    проходит три фазы развития: фетишизм,
    политеизм, моно-теизм. Эта стадия была
    необходимой для своего времени, так как
    обеспечивала предваритель-ное развитие
    человеческой социальности и рост умственных
    сил. Но притязания теологии про-никать в
    предначертания

    «Закон трех стадий» или «трех состояний»

    2) На метафизической, или абстрактной, стадии
    человеческое мышление также пытается объяснить
    внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение,
    главный способ их образования. Но в отличие от теологии
    метафизика объясняет явления не посредством
    сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или
    абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная
    часть очень велика «вследствие упорного стремления
    аргументировать вместо того, чтобы наблюдать» [там же, 16].
    Метафизическое мышление, составляя, как и тео-логическое,
    неизбежный этап, по своей природе является критическим,
    разрушительным. Его черты в значительной мере
    сохраняются и в современную эпоху.

    «Закон трех стадий» или «трех состояний»

    3) Основной признак позитивной, или
    реальной, или научной стадии состоит в том,
    что здесь действует закон постоянного
    подчинения воображения наблюдению. На
    этой стадии ум отказывается от недоступного
    определения конечных причин и сущностей и
    вместо этого об-ращается к простому
    исследованию законов, т. е. «постоянных
    отношений, существующих между
    наблюдаемыми явлениями» .

    Социология как наука

    Социология(по Конту)- единственная наука,
    которая изучает, как совершенствуется разум
    человека и его психика под влиянием
    общественной жизни.
    Индивидабстракция
    Общество-социальная
    действительность

    Методы социологии

    «Объективный»
    1)Наблюдение
    2)Эксперимент
    3)Сравнительн
    ый метод
    4)Исторический
    метод
    «Субъективный»
    Первый признак этого метода
    соответственно состоит в том,
    что это общечеловеческая или
    социальная точка зрения на
    изучаемый объект.
    Второй признак метода
    заключается в том, что в
    отличие от «объективного»,
    рацио-нального подхода, он
    является эмоциональноальтруистическим по своей
    сути. Это метод «сердца»,
    которому должен быть
    подчинен ум

    Методы социологии

    Первый и главный метод социологии – это наблюдение. Оно
    дает социологии объективную базу для теоретических
    утверждений о социальных явлениях, научного предвидения
    о будущем течении этих явлений, и контроля за ситуацией.
    Но при этом из социологии полностью исключаются все
    принципиально не наблюдаемые явления. Для Конта
    принципиально важно утверждение, что социолог как
    ученый не открывает причин явлений. Скрытые причины
    явлений – это дело метафизики, ученый же устанавливает
    (открывает) законы как повторяемое, регулярное в явлениях
    и все. Этого достаточно.

    Методы социологии

    Эксперимент – наблюдение за явлениями в искусственно созданных
    условиях. Однако прямой, непосредственный эксперимент, как он
    применяется в физике и химии, в социологии практически неприменим.
    В социологии вместо прямого эксперимента может и должен
    применяться эксперимент косвенный, то есть наблюдение за обществом в
    ситуациях общественных катаклизмов, вызванных революционными
    событиями. Они демонстрируют болезненные состояния общества, его
    патологии. И изучение этих патологий способствует постижению
    закономерностей, управляющих общественными организмами в
    нормальном состоянии. Точно также, к примеру, в медицине эпидемии
    или войны чрезвычайно способствуют изучению природы человеческого
    организма, его возможностей и продвигают медицину вперед.

    Методы социологии

    Сравнительный метод. Он позволяет делать
    классификации, группировки, обобщения
    явлений, чтобы выявить правила, законы
    сосуществования их друг с другом. Для этого
    полезно сравнивать человеческие общества с
    обществами у животных, а также различные
    общества друг с другом, и состояния разных
    социальных классов.

    Методы социологии

    Исторический метод (метод исторического сравнения).
    Он необходим для выявления закономерностей
    последовательных состояний социальных процессов. Он
    должен открывать в историческом процессе логику
    социальной трансформации, логику изменения
    социальных процессов. Это и делает социологию
    истинной философией истории. Научное значение, смысл
    истории придает именно социология, которая изучает
    статику и динамику социальных процессов. Обычная
    история есть просто собрание материалов для научного
    изучения, которое совершает социолог, и ход истории в
    результате обретает смысл, закономерность,
    необходимость.

    Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела:

    Социальная статика - это
    теория общественного
    порядка, организации,
    гармонии. Общество
    рассматривается Контом
    как органическое целое,
    все части которого
    взаимосвязаны и могут
    быть понятны только в
    единстве
    Социальная динамикаэто «теория прогресса».

    Социальная статика

    Социальная статика - выделяет «структуру
    коллективного существа» и исследует условия
    существования, присущие всем человеческим
    обществам, и соответствующие законы гармонии
    Эти условия касаются индивида, семьи, общества
    (человечества)
    Индивид, естественным и необходимым образом
    предназначен жить в обществе; но и эгоистические
    склонности у него также носят естественный характер
    «Подлинный социологический элемент» - не
    индивид, а семья
    24

    Социальная статика

    Общество - образуется из совокупности семей
    стадия семейного существования перерастает в
    стадию политического существования
    Семья, племя, нация, государство - все это фазы
    ассоциации в последовательном стремлении к
    человечеству
    Но семья - это «союз», основанный на
    инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а
    не «ассоциация»
    Собственно социальные образований предполагают преимущественно кооперацию,
    основанную на разделении труда

    Социальная статика

    Разделение труда - не только экономический, но
    фундаментальный социальный факт
    «самое главное условие нашей социальной жизни»
    лежит в основе социальной солидарности, а также
    увеличения размера и растущей сложности социального
    организма
    развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье
    чувство зависимости от всех других и своей собственной
    значимости, так что каждая семья может считать себя
    выполняющей важную и неотделимую от всей системы
    общественную функцию

    Социальная статика

    Разделение труда
    содержит изъяны и опасности для социального
    организма
    грозит обществу разложением на множество
    изолированных групп
    делает человека умелым в одном отношении и
    «чудовищно неспособным» во всех других
    сосредоточиваясь на выполнении своей частной
    задачи, человек думает лишь о своем частном
    интересе и смутно воспринимает социальный
    интерес
    .

    Социальная статика

    Солидарность - присущая всем живым объектам, в
    обществе достигает наивысшей степени
    Для обозначения этой степени и специфики социальной
    солидарности в человеческом обществе - понятие
    социального консенсуса (согласия)
    Консенсус – «основная идея социальной статики»

    Социальная динамика

    Понятие прогресса характерно только для
    человеческих обществ, составляет их специфику и
    позволяет отделить социологию от биологии
    Прогресс возможен благодаря тому, что, в отличие от
    обществ животных, одни поколения могут передавать
    другим накопленные материальные и духовные
    богатства
    Вследствие не различения общества и человечества и
    включения социологии в "позитивную теорию
    человеческой природы" теория прогресса Конта в
    основе своей является антропологической

    Социальная динамика

    Социальный прогресс
    проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего
    человека «непрерывно улучшать во всех отношениях
    любое условие своего существования»,
    развивать «в целом свою физическую, моральную и
    интеллектуальную жизнь...»

    Социальная динамика

    Прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и
    человеческого совершенства (развитие по Конту)
    «Социальная динамика лишена оптимизма, так как она
    признает возможность и даже необходимость
    отклонений. В истории "органические" периоды
    чередуются с "критическими", когда преемственность
    нарушается»
    И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта
    изображается как совершенствование, улучшение, прогресс

    Социальная динамика

    Главный закон социального прогресса у Конта закон трех
    стадий
    Все общества раньше или позже проходят в своем развитии
    теологическую, метафизическую и позитивную стадии
    В теологическую эпоху люди верят
    сначала в фетиши (фетишистский период)
    затем - в богов (период политеизма)
    наконец - в единого Бога (период монотеизма)
    Основным мирским занятием являются завоевательные
    войны. Соответственно, духовная власть принадлежит
    священникам, мирская - военным.

    Социальная динамика

    В метафизическую эпоху люди
    Обладают правом свободной дискуссии и основываются
    только на индивидуальных оценках
    Духовная власть, принадлежащая метафизикам и
    литераторам, поглощена мирской, принадлежащей
    законодателям и адвокатам
    Значение военной деятельности сохраняется, но она
    становится преимущественно оборонительной
    В позитивную эпоху
    духовное управление осуществляется «учеными»
    мирское – «индустриалами»
    Основным видом деятельности становится индустрия,
    которая носит мирный характер

    Социальная динамика

    Позитивная стадия в развитии человечества
    должна была начаться сразу после Великой
    Французской революции, но Революция осуществила
    лишь разрушительную задачу и уклонилась от
    нормального пути
    С духовной точки зрения позитивная стадия
    начинается с «Курса позитивной философии»
    Сначала Конт избегал указания точной даты начала
    позитивной фазы в мирском, или политическом,
    аспекте, но в «Системе позитивной политики» он ее
    указывает: это 1860 - 1865 гг.

    Социальная динамика

    Позитивный, высший этап предсказывается как неизбежный,
    но дальнейшая его судьба характеризуется довольно
    туманно
    пройдет «еще много веков, прежде чем подлинное Великое
    Существо (т. е. Человечество) должно будет заняться
    своим собственным упадком...»
    Золотой век, одновременно неизбежный и желанный,
    означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо
    новый цикл развития, который начинается с новой
    «теологической» стадии

    Список использованной литературы

    1)История социологии в Западной Европе и США.



    с.
    2) История социологии в Западной Европе и США.
    Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик
    И 90 РАН Г. В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА
    (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. - 576
    с.
    3) Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие
    для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет»,
    2001. - 216 с., ил.