Особенности любовной лирики тютчева и фета. Любовь и музы Фёдора Тютчева

Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета - это мир красоты и любви. Любовная лирика Фета - это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней это показано в стихотворении «На заре ты ее не буди...»

Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник для любимой от всего злого. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает. Это показано в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом...»

Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт не рассказывает историю взаимоотношений двух людей, не описывает внешний вид своей любимой женщины, а существует только ее изумительный голос, поет ее душа, обращаясь к возлюбленному. Только музыка может передать все оттенки чувств, объяснить то, на что не хватает слов. Разлука не убила любовь.

В жизни Фета была высокая любовь к дочери помещика Марии Лазич, которая трагически погибла молодой. Девушка знала, что Фет никогда не женится на ней. Эта любовь всю жизнь вдохновляла поэта, его мучило чувство вины. Только в мире его стихов влюбленные были вместе.

Шедевром лирики Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных в стихотворении «Шепот. Робкое дыханье...»

Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.

Фет всегда был апологетом чистого искусства. К революционерам он относился с неприязнью, как к бунтовщикам, ниспровергателей классической литературы презирал. Он, конечно, не был идеалистом, но, как многие поэты, был романтиком.

И поклонялся всему прекрасному: природе, любви, верности. И конечно - Музе: Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.

И муза была к нему благосклонна. В своей философии Фет, наверное, склонялся к буддизму. По крайней мере в двойственность человеческого существования, в перерождение он верил. Как, кстати, и близкий к Фету по Пример сочинениятике (а в чем-то и по стилистике) Тютчев. Тютчев заявлял откровенно: О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..

Фет высказывает эти же мысли более завуалировано, связывая их с образами вечности и любви: ...Я пронесу твой свет чрез жизнь земную, Он мой - и с ним двойное бытие...

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела, В два ряда свет - и таинственным трепетом Чудно горят зеркала... Как и все творческие люди, Фет все время заглядывал в Зазеркалье. И в будущее.

И его будущее - наше сегодня - благодарно поэту. Биография поэта - это прежде всего его стихи. Это в полной мере относится и к Афанасию Афанасьевичу Фету. По его стихам можно судить не только о привязанностях и друзьях поэта, но и о малейших нюансах его чувств, мыслей, переживаний. В своем творчестве Афанасий Афанасьевич большое внимание уделяет теме назначения поэта и поэзии в жизни. Его муза-вдохновительница - прекрасная молодая женщина, зовущая в прекрасный, волшебный мир, где царят любовь, добро, красота и гармония.

Пошли, небесная, ночам моим бессонным Еще блаженных снов и славы и любви И нежным именем, едва произнесенным. Мой труд задумчивый опять благослови. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям. О нет! Под дымкою ревнивой покрывала Мне музу молодость иную указала...

Муза Фета сродни пушкинской молодой красавице, вдохновляющей поэта на создание прекрасных стихов. Афанасий Афанасьевич великий импровизатор, ему нравится в стихах единство формы и содержания, та гармония, которая так присуща природе. Он видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям малейшие оттенки настроения, внутреннего состояния природы.

Он видит ее внутренним взором, чувствует ее малейшие нюансы: запахи и звуки, шорохи и тени. Как первый золотистый луч Меж белых гор и сизых туч Скользит уступами вершин На темя башен и руин. Поэт для Фета - это не просто человек, способный рифмовать слова и сладкозвучно петь о красоте мира ради собственной выгоды. Поэт, подобно орлу, возносится к облакам, обозревая оттуда землю.

Только поднявшись над повседневностью, утверждает Фет, можно ощутить истинную свободу, без которой невозможно творить настоящему поэту. Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других. Заботливо храня твою свободу. Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял. Афанасий Афанасьевич - тонкий лирик, смелый до дерзости в своих поэтических порывах и озарениях, поэт, радостно воспевающий красоту природы и человеческих чувств, красоту мира.

Пленительные сны лелея наяву, Своей божественною властью Я к наслаждению высокому зову И к человеческому счастью. Поклонник Пушкина и Тютчева, Фет никогда никому не подражал. Он нашел свой неповторимый стиль, который не сразу был признан современниками, но поэт никогда не шел на поводу толпы, в угоду ей не отступался от своих идеалов, истин... Оттого, вероятно, он так любим потомками. Ожесточенному и черствому душой Пусть эта радость незнакома. Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой, Что не труба она погрома?

К чему противиться природе и судьбе? На землю сносят эти звуки Не бурю страстную, не вызовы к борьбе, А исцеление от муки. Фета обвиняли в нарушении канонов стихосложения, даже в несоблюдении правил грамматики, но это был его стиль, который со временем завоевал право на существование. Мы представить себе не можем русской литературы без его «Я пришел к тебе с приветом» или «Шепот, робкое дыханье...», а когда-то эти стихотворения вызывали горячую полемику между сторонниками и противниками поэта. Но вот кого не было среди читателей Фета, так это равнодушных. Действительно, кого могут оставить спокойными эти строки: Тоскливый сон прервать единым звуком.

Упиться вдруг неведомым, родным. Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам. Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет. Вот в чем его и признак и венец!

Эти строки в полной мере можно отнести к самому Фету. Да, он мог шепнуть слова, от которых трепетали сердца, загорались души на добрые дела и высокие помыслы. В этом поэт видел главное свое предназначение, для этого он создавал свои прекрасные произведения. Кляните нас: нам дорога свобода, И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим: Какой восторг - так говорить уметь! Как мы живем, так мы поем и славим, И так живем, что нам нельзя не петь!

Он видел красоту в земном и обыденном, усматривал идеальное и вечное в повседневном и преходящем. Источником творчества может стать обычная прогулка, увиденный пейзаж или даже мимолетное настроение. Муза является поэту в облике симпатичной и вполне земной девушки, странствует вместе с ним по городским улицам «в туман и холод, внемля стуку колес по мерзлой мостовой». Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную. Учуять ветр с цветущих берегов.

Традиционными темами экзаменационного сочинения являются следующие:

  1. Основные мотивы лирики Тютчева и Фета.
  2. Темы вечные в лирике Тютчева и Фета.
  3. Человек и природа в лирике Тютчева и Фета.
Аналогичные темы могут охватывать творчество только одного из этих поэтов. В соответствии с этим, разумеется, изменится выбор литературного материала, на основе которого будет строиться работа над сочинением.

Предположим, вам предстоит раскрыть темы в изложенной выше формулировке. В этом случае следует обратиться к лирике двух великих русских поэтов, отобрав произведения, в которых, во-первых, наиболее ярко отразилась их творческая индивидуальность, во-вторых, отчетливо проявилась общая направленность их творческих поисков. Однако понять художественное кредо "чистых лириков" можно, только хорошо представляя себе современную им историческую эпоху. Поэтому во вступительной части сочинения можно дать общую характеристику основных примет времени 40㬸-х годов XIX века, коснувшись идейно-политической борьбы, которая в той или иной степени повлияла на творчество каждого художника.

Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40㬸-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Некрасов. В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных "базаровских" веяний. Когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России, результатом которого должны стать равенство, свобода и социальная справедливость.

В этой общественной атмосфере творческое кредо Фета, отстаивающего "чистую красоту", которой служит свободное искусство, не могло не вызвать нападок со стороны революционно-демократической критики.

По своим взглядам Фет был консерватором, считая, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Полемика Фета с "шестидесятниками", борьба с чуждыми ему идеями революционной демократии, своеобразный "спор с веком" продолжались до конца жизни поэта.

Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Несмотря на то, что революционное начало глубоко "проникло в общественную кровь", поэт видел в революции только стихию разрушения. Тютчев считал, что спасение от кризиса, охватившего Россию, нужно искать в единении славян под эгидой русского "всеславянского" царя. Такая "христианская империя", по его убеждению, сможет противостоять революционному и "антихристианскому" Западу.

Однако реальная историческая действительность внесла существенные коррективы в мировоззрение Тютчева. Проигранная Россией Крымская война обнаружила бессилие, несостоятельность правительства перед лицом испытаний, постигших страну.

Реформа 1861 года вскрыла острые социальные контрасты: роскошные празднества и развлечения светского общества на фоне голода и нищеты народа. Это не могло не вызвать негодования поэта-гуманиста, его боли и разочарования. Такие настроения способствовали усилению у Тютчева трагизма восприятия жизни. "Судьба России, — писал он, — уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь только одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход".

Несмотря на узость тематики Тютчева и Фета, вернее, их устремленность к вечным, вневременным проблемам, современники отдавали должное их мощному лирическому таланту Весьма показательна тургеневская оценка: "О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его "даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов" и считал, что он не должен стеснять своего таланта и писать о том, к чему не лежит душа.

Салтыков-Щедрин тоже отводил Фету одно из видных мест в русской литературе, отмечая его искренность и свежесть, которыми он покоряет сердца читателей, хотя и считал его все-таки второстепенным поэтом, так как он "довольно тесен, однообразен и ограничен".

Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорил, что "человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет".

Переходим к работе над главной частью сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские раздумья о тайнах бытия. Они, безусловно, и являются темами вечными, то есть не ограниченными той или иной эпохой. Таким образом, первые две формулировки предполагают разговоре пейзажной, любовной, философской лирике великих поэтов.

Третья тема акцентирует внимание на сложных, тонких взаимоотношениях человека и окружающего его природного мира в их противоречивости и единении. Значит, раскрытие данной темы предполагает обращение к произведениям, отражающим своеобразное восприятие природы, ее влияние на душевный мир человека, его мысли, чувства, настроения. Таким образом, работа над любой из этих тем может основываться на общем литературном материале.

Стремясь к полному и глубокому раскрытию темы, необходимо обратить внимание на общую направленность творческих поисков поэтов и их индивидуальность и своеобразие.

Выделим их общие черты:

единство эстетических воззрений;

общность тематики: любовь, природа, философское осмысление жизни;

склад лирического дарования: психологическая глубина, тонкость чувства, изящество слога,

отточенность языка, сверхчуткое художественное восприятие природы.

Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, повышенный интерес к искусству Древней Греции и Рима, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к "иному", возвышенному миру.

Рассмотрим, как в лирике Тютчева и Фета при общности тематики по-своему отразилось их художественное мироощущение.

Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. Каждый из них пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану. Шедевры любовной лирики Фета и Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.

Наивысшим достижением любовной лирики Ф. И. Тютчева является так называемый "Денисьевский цикл", посвященный любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского".

Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней! Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева — это тайна, высший дар судьбы. Она волнующа, причудлива и неподконтрольна. Смутное влечение, таящееся в глубине души, неожиданно прорывается взрывом страсти. Нежность и самопожертвование могут нежданно превратиться в "поединок роковой":

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения.

Даже смерть любимой не может избавить человека от этого всепоглощающего чувства, заставляя его вновь и вновь переживать, уже в воспоминаниях, неповторимые минуты счастья, окрашенного страданием.

Дочь Ф. И. Тютчева вспоминала в "Дневнике": "Елена Денисьева умерла. Я увиделась снова с отцом в Германии. Он был в состоянии, близком к помешательству... Он всеми силами души был прикован к той земной страсти, предмета которой не стало. И это горе, все увеличиваясь, переходило в отчаяние, которое было недоступно утешениям религии..."

Самозабвенная, страстная любовь к молодой женщине, ровеснице его дочери, сделала Тютчева навсегда ее пленником. Только сильное, глубокое, всепоглощающее чувство могло вылиться в такие стихи:

О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может...

Со смертью любимой женщины ушли жизнь, мечты, желания, померкли ее прежде яркие краски. Точное до боли сравнение, уподобляющее человека птице с поломанными крыльями, передает чувство потрясения от тяжелой утраты, опустошенности, бессилия:

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому не удавалось!
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось. "Денисьевский цикл" Тютчева стал нерукотворным памятником его возлюбленной. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической историй любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала живая жизнь.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит "отчаянная, рыдающая нота".

Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, И. Борисову: "Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною — как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего..." Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах. В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния.

Ей посвящены многие стихотворения поэта: "Старые письма", "Недвижные очи, безумные очи", "Солнца луч промеж лип...", "Долго снились мне вопли рыданий твоих" и многие другие.

В любовных стихотворениях Фета почти всегда один адресат. Он обращает к умершей девушке страстные, взволнованные монологи, полные смятенья и раскаяния.

В элегии "Старые письма" поэт перечитывает их, заново переживая былую драму:

Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы...
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Эти горькие, полные самобичевания строки превратились в своеобразное лирическое "преступление и наказание".

Но острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной, как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже "небытие" ощущается им как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения. Время размывает свои границы. Для поэта и прошлое, и настоящее, и будущее — это "теперь". Так называется его стихотворение, в котором, обращаясь к своей читательнице из далекого будущего, он говорит, что в этот самый миг "и ты и я — мы встретимся, — теперь". Другие слова Фета: "Хоть не вечен человек, то, что вечно, человечно", — утверждают бессмертие человеческой души, несмотря на бренность тела. Таким образом, здесь выявляется характерная особенность лирики Фета: красота и гармония в его стихах рождается из преодоленного страдания так же, как радость добывается из боли.

В творчестве Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном, органическом единстве. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств. Перелески, сады, аллеи пробуждают в нем острое ощущение природы, творческое воображение, философское восприятие жизни. Человек в его понимании соединяет в себе два начала: душу и тело. "Великая и возвышенная книга природы", по выражению Руссо, "открыта всем очам... Она говорит всем людям и языком, понятным для всех умов". Ту же мысль Тютчев блистательно выразил в двух лаконичных поэтических строчках:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в динамике, движении. Причем диалектика явлений природы отражает таинственные движения человеческой души. Конкретно-зримые приметы внешнего мира порождают субъективное впечатление. Например, в стихотворении, рисующем наступление осени, поэт очень точно передает настроение светлой грусти, мысль о скоротечности и прелести жизни:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

В этом проникновенном осеннем пейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательная способность Тютчева — пробуждать воображение читателя, заставить его мысленно "дорисовать" едва намеченный поэтический образ. Например, на первый взгляд, странно и необычно звучит словосочетание "праздная борозда". Но, если вдуматься, то оказывается, этим автор подчеркивает, что все работы уже окончены, все убрано, и настала пора спокойной праздности. Таким образом, легкий намек автора позволяет ему достичь полного и законченного впечатления у читателя.

Описывая картины природы, Тютчев создает не поэтические натуры, а "пейзажи в стихах", потому что его зрительные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, переживанием:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Все во мне, и я во всем!..

В этом очень "тютчевском" стихотворении замечательно передана и беспредельность Вселенной, и живое, трепетное дыхание жизни в ее тончайших проявлениях, и еле уловимые оттенки личностного переживания. Все это вместе выражает высшее состояние, какого только может достичь человек. Здесь отчетливо звучит тютчевская мысль о противоречиях и целостности бытия, о трагическом единстве человека и природы. Она предстает такой живой и одухотворенной, что человек воспринимает ее как близкую и родную ему. Однако он не может до конца слиться с природой, ибо это означало бы его гибель, "растворение в изначальном хаосе":

3 О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, мой родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..

Человеческая душа упорно стремится к слиянию с природой, но это единство невозможно. Таким образом, вечное, космическое, неразрешимое противоречие приобретает трагический характер. Однако поэт может "хотя на миг" стать причастным к вселенской жизни. Мир человека представляет собой целый космос, сопоставимый с огромностью мироздания. Поэтому для выражения сложности духовной жизни поэт использует образы природы:

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

Такие параллели и сопоставления пробуждают в читателе каждый раз новые, свежие ассоциации, биение внутренней жизни. Философская глубина постижения бытия сочетается у Тютчева с жадным интересом к конкретным историческим событиям, которые он называет "высокими зрелищами", с попыткой разгадать их смысл, понять закономерности развития человеческого общества. Он воспринимает реальную жизнь в беспрестанном противоборстве враждующих сил, что вызывает в нем тревожное предчувствие грандиозных исторических катастроф и потрясений, которые несут с собой крушение социальных устоев и религиозно-нравственных принципов:

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
Бледнеет в сумрачной дали;
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело.
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло.

Здесь, в стихотворении "Бессонница" отражается угнетенное настроение поэта, явственно слышащего движение мировой истории, в которой он ощущает себя "обломком старых поколений". Однако Тютчев мог подавить в себе приступы тоски и обреченности, найти силы радостно приветствовать молодую жизнь. Его поэзия оптимистична; она утверждает прекрасное грядущее, в котором будет жить новое, счастливейшее племя, для которого свободы солнце "живей и жарче будет греть". Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках "Весенней грозы" и "Вешних вод":

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"

Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, а и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.

А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот, став признанным певцом природы. Здесь проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие.

А. К. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество — способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда "запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук". Чувство природы у Фета универсально, ибо он обладает богатейшими возможностями поэтического "слуха" и "зрения". Примеры такого полифонического восприятия природы можно встретить в таких его стихотворениях, как "Первая борозда", "У камина", "Над озером лебедь...", "Что за вечер!" и многих других. Пейзажная лирика Фета, как и у Тютчева, неотделима от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов. Характерно в этом плане его стихотворение "Ласточки":

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Свободный полет птицы вызывает у лирического героя невольную ассоциацию с дерзновенностью, мятежностью человеческого духа, стремящегося прорваться в неведомое, познать непознаваемое, ценой жизни соприкоснуться с высшей тайной бытия. Эту способность касаться неизведанного Фет считал уделом поэта, "избранного певца". Вся его поэзия — это взлет, рывок, попытка заглянуть в иной мир. Неудивительно, что, сравнивая себя с ласточкой, он говорит, что его высшая цель — "стихии чуждой запредельной... хоть каплю зачерпнуть". Подобную мысль Фет выразил и в своем поэтическом кредо: "Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик".

А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

В его пейзажной лирике много мельчайших подробностей реальной жизни природы, которым соответствуют разнообразнейшие проявления душевных переживаний лирического героя. Например, в стихотворении "Еще майская ночь" прелесть весенней ночи порождает в герое состояние взволнованности, ожидания, томления, непроизвольности выражения чувств:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.

В каждой строфе этого стихотворения диалектически сочетаются два противоположных понятия, которые находятся в состоянии вечной борьбы, вызывая каждый раз новое настроение. Так, в начале стихотворения холодный север, "царство льдов" не только противопоставляется теплой весне, но и порождает ее. А затем вновь возникают два полюса: на одном тепло и кротость, а на другом — "тревога и любовь", то есть состояние беспокойства, ожидания, смутных предчувствий.

Еще более сложная ассоциативная контрастность явлений природы и человеческого ее восприятия отразилась в стихотворении "Ярким солнцем в лесу полыхает костер". Здесь нарисована реальная, зримая картина, в которой яркие краски предельно контрастны: красный полыхающий огонь и черный уголь. Но, помимо этого бросающегося в глаза контраста, в стихотворении есть и другой, более сложный. Темной ночью пейзаж ярок и красочен:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник,
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.

А день, который должен нести свет и радость, у Фета холоден и скучен; его тусклые краски однообразны и непривлекательны:

И лениво и скупо мерцающий день
Ничего не укажет в тумане;
У холодной золы изогнувшийся пень
Прочернеет один на поляне.

То есть именно ночь у Фета — пора поэтического вдохновения, она будит воображение и полет фантазии. И реалистический пейзаж вдруг теряет свои очертания, превращаясь в космический символ огня Жизни, противостоящий холодной, бесстрастной Смерти.

Пожалуй, самым фетовским стихотворением, отображающим его творческую индивидуальность, является "Шепот, робкое дыханье..." Оно поразило современников поэта и до сих пор продолжает восхищать и очаровывать новые поколения читателей своей психологической насыщенностью при максимальном лаконизме выразительных средств. В нем полностью отсутствует событийность, усиленная безглагольным перечислением чересчур личных впечатлений. Однако каждое выражение здесь стало картиной; при отсутствии действия налицо внутреннее движение. И заключается оно в смысловом композиционном развитии лирической темы. Сначала это первые неброские детали ночного мира:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...

Затем в поле зрения поэта попадают более дальние крупные детали, более обобщенные и неопределенные, туманные и расплывчатые:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В заключительных строчках и конкретные, и обобщенные образы природы сливаются, образуя огромное целое — небо, охваченное зарей. И внутреннее состояние человека тоже входит в эту объемную картину мира как органическая его часть:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

То есть здесь налицо эволюция человеческого и природного планов, хотя полностью отсутствует аналитический элемент, лишь фиксация ощущений поэта. Нет конкретного портрета героини, только смутные, неуловимые приметы ее облика в субъективном восприятии автора. Таким образом, движение, динамика неуловимого, прихотливое чувства передает сложный мир личности, вызывая ощущение органического слияния жизни природной и человеческой.

Значительное место в лирике А. Фета занимают философские раздумья. Это мысли о бренности человека, о его страхе перед необъяснимой загадкой смерти:

Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка, —
Уже под ними торжествует смерть.

Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь — базар крикливый бога,
То только смерть — его бессмертный храм.

Финал стихотворения "Смерть" неожидан и парадоксален, ибо утверждает вечную жизнь души в смерти.

В стихотворении "Среди звезд", тоже относящемся к философской лирике Фета, картина бескрайнего неба заставляет лирического героя почувствовать себя песчинкой, жизнь которой — лишь миг по сравнению с вечным бытием звезд. Он как бы слышит их голос, раздающийся с вышины:

"...Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.

Вот почему; когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где все темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло". Здесь отчетливо противопоставляется ничтожеству земли высший непознаваемый мир, который властно влечет к себе, завораживает гармонией и тайной. Поэт как бы оказывается вне времени, заглядывая прямо в вечность, ему "доступна вся бездна эфира", открыто бесконечное мироздание.

Ключевая тема фетовской эстетики — "борьба искусства с будничной жизнью", которую поэт замечательно выразил в одном из последних своих стихотворений:

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов;

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим...

В этих выстраданных, искренних строчках с абсолютной отчетливостью и глубиной выразилось фетовское представление о назначении поэтического творчества.

Переходим к работе над заключением. Дав развернутую характеристику лирики двух выдающихся поэтов середины XIX века, закономерно сделать вывод о значении их творчества, преемственности с пушкинской традицией и экспериментаторским поиском поэзии "серебряного века". Тютчев и Фет стали предтечей символизма, обогатив сокровищницу русской литературы новыми изобразительными средствами: образностью, сжатостью и выразительностью стиля, способностью запечатлеть тонкую и сложную жизнь души в ее сокровенной глубине; цельностью и полнотой поэтической "концепции" бытия. Таким образом, поэты "чистого искусства" дополнили актуальные для данного исторического периода проблемы темами вечными, общечеловеческими, создав многообразную, насыщенную, глубокую, объективную картину мира.

Любовная лирика занимает важное место в поэзии Тютчева и Фета, так же как и любовь играла значительную роль в жизни того и другого поэта.
В душе Тютчева это чувство рождалось несколько раз. В 1822 году он познакомился с Амалией Лерхенфельд, когда ей было 14 лет. Поэт увлекся девушкой. И в его лирике есть несколько стихотворений, посвященных ей.
Одноизних «Я помню время золотое...» -написано между 1834 и 1836 годами. Это воспоминание о времени, проведенном с Амалией. Тютчев называет его «золотым», а героиню- «младой феей». Он использует эмоциональные эпитеты (« милый край », « ветер тихий », «счастливый день»), отражающие состояние лирического героя в те минуты, когда он находится рядом со своей возлюбленной.
Другое стихотворение, посвященное Амалии Лерхенфельд (« Я встретил вас - и все былое...»), написано много позже - в 1870 году. Здесь поэт повторил строку: «Я вспомнил время золотое », и мы видим, что Тютчев сохранил нежные чувства к Амалии. Он пишет:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та же в душе моей любовь!..
Но увлечение Амалией Лерхенфельд было недолгим. В1862 году Тютчев вступил в брак с вдовой Элеонорой Петерсон (урождённой графиней Ботмер). В связи с этим появились стихотворения, посвя- щённые ей и обогатившие любовную лирику Тютчева. Об Элеоноре он писал, что в течение всей его жизни с ней « не было ни одного дня, когда... она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновения, умереть за него». Рассмотрим стихотворение «Cache-cache» (1829), которое, по утверждению В. П. Быкова, исследователя поэта, «вероятнее, всего относятся к Элеоноре Петерсон». Оно наполнено любовью, поэт сравнивает свою возлюбленную с мотыльком:
Влетел мотылек, и с цветочка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться, мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать?
В 1838 году Элеонора умерла после потрясения, вызванного пожаром на корабле, где она оказалась с тремя детьми. Через десять лет после её смерти Тютчев пишет стихотворение «Ещё томилось тоской желаний...», посвящённое памяти Элеоноры. Он говорит о незабываемом образе любимой, о стремлении поэта к слиянию душ. Характерно сравнение героини со звездой:
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
Также в любовной лирике Тютчева есть произведения, по- свящённые Эрнестине Дернберг, которая стала женой поэта после смерти Элеоноры. Среди них стихотворения «1-е декабря 1837» и «Не знаю я, коснется ль благодать...» (1851). Первое было вызвано свиданием с Эрнестиной в Генуе. А второе написано в первый год романа с Е. А. Денисовой. Здесь поэт сознаёт грешность своей души:
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдёт ли обморок духовный?
Но особое место в любовной лирике Тютчева занимает «Де- нисьевский цикл», в котором запечатлена история любви поэта к Елене Александровне Денисьевой. Любовь здесь выступает как любовь-страсть.
В стихотворении «О, как убийственно мы любим...»(1851) поэт говорит о том, что любовь приносит страдания. Он пишет:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!
Автор понимает, что любовь губительна, что в страсти незаметно её разрушительное действие. Но в мучениях героини виноват не только поэт, но и окружающие люди («Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе её цвело»). В стихотворении «Предопределение» (1852) Тютчев говорит о неизбежности страданий в «союзе души с душой родной». Он как бы предсказывает раннюю смерть Денисьевой и своё состояние после этого, близкое к помешательству.
В стихотворении «Я очи знал, - о, эти очи!..» (1852) мы видим романтический взгляд Тютчева на любовь. Здесь представлен романтический портрет героини. Поэт сравнивает её очи с «волшебной, страстной ночью», использует олицетворение- «взор дышал». Характерно, что взгляд возлюбленной поэта соотносится и с наслаждением, и со страданием:
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц её густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
Среди стихотворений «Денисьевского цикла» интересна «Последняя любовь» (1854). Здесь поэт сравнивает последнюю любовь с вечерней зарей:
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Тютчев использует многократные повторы «сияй, сияй, прощальный свет», «помедли, помедли, вечерний день», «продлись, продлись, очарованье».
Ещё хотелось бы отметить два стихотворения этого цикла - «Она сидела на полу...» (1858)и «Весь день она лежала в забытьи...» (1864). В них рисуются конкретные эпизоды из жизни героини. Зола в стихотворении «Она сидела на полу...» как бы олицетворяет собой сгоревшую любовь. Героиня отрешена от внешнего мира, для неё жизнь кончена:
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
В другом стихотворении отражены воспоминания о последних днях жизни Денисьевой. Тютчев восхищается её чувством, сознает всю его глубину. Он пишет:
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!., и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
То есть здесь отмечено также и дьявольское отношение поэта к любви, которое ярко раскрыто в произведении «Блудницы» (1852). Автор подчеркивает роковое начало в любви:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!
Так представлена любовная лирика в творчестве Тютчева. Совсем по-другому тема любви раскрыта в лирике Фета.
Во-первых, он считал её основной своей поэзией. Обычно у него образы героинь лишены конкретности. Характерным примером является стихотворение «Только в мире есть...» (1883). Оно не посвящено какой-то определённой женщине, в нём даже нет героини. Поэт пишет:
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Исключением является стихотворение «На заре ты меня не буди...». В нём автор даёт портрет героини:
И, чернясь, бегут на плечи
Косы лентой с обеих сторон.
Также не определён и образ лирического героя, что свойственно даже тем стихотворениям, которые носят автобиографический характер. Нужно сказать, что поэзия Фета в целом не автобиографична, так как для него жизнь и поэзия были совершенно различными сферами бытия. Но в его любовной лирике есть стихотворения, посвященные Марии Лазич, любовь к которой была единственной в его жизни.
В стихотворении «Неотразимый образ» (1856) поэт рисует незабываемый образ возлюбленной:
В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон, -
Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,
Моих весенних дней сияньем окружён.
Автор подчёркивает, что для любви нет никаких границ, «ей не страшна зияющая бездна». Чтобы создать более сильное впечатление, поэт использует двойные эпитеты: «кумир изменчивый и бренный», «опятьчиста,светлая».
В стихотворении «В благословенный день, когда стремлюсь душою. ..»(1857) Фет говорит, что воспоминания о любимой, которую он сравнивает с «ангелом кротости и грусти», просветляют душу.
Вообще, мы видим, что все стихотворения, посвящённые Марии Лазич, написаны после её смерти, то есть творчество помогало Фету преодолеть страдания, которые он испытывал, горько сожалея о невосполнимой утрате. Только после смерти возлюбленной он понял, что они должны были соединить свои судьбы, чтобы быть счастливыми. И сознание невосполнимой потери, грусти и страдания проявлялись в стихотворениях, в каждом из которых видно раскаяние. Читая их, мы понимаем, что перед поэтом возникал образ любимой при малейшем напоминании о ней. В стихотворении «Старые письма» (1859) он пишет:
Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давным-давно утрачено душой.
Лирический герой признаётся:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жесткий,
Ещё горит в моей крови.
(«Нет, я не изменил. До старости глубокой...», 1887)
Марии Лазич посвящено стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» (1850), являющееся шедевром мировой любовной лирики. Характерно, что Фет запечатлевает мимолетное состояние лирического героя, «момент чувства».
Среди стихотворений, посвящённых Марии Лазич, хотелось бы отметить ещё несколько - «Ты отстрадала, я ещё страдаю...» (1878), «В тиши и мраке таинственной ночи...» (1864) и «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...» (1885).
Выше мы рассматривали поздний цикл Тютчева, посвященный Денисьевой. У Фета есть поздний цикл, но до сих пор не известно, кому он адресован. В него входят стихотворения 1882-1892 годов, где поэт пишет о любви в настоящем. И исследователи не могут понять: это чувство существовало в его воображении или это настоящая любовь? К таким произведениям относится стихотворение 1887 года «Не нужно, не нужно мне проблесков счастья...».
Таким образом, мы видим, что любовная лирика Тютчева очень конкретна, она посвящена определённым женщинам, в то время как женские образы в стихотворениях Фета подобной конкретности лишены.

Сравнительная характеристика темы любви в лирике Тютчева и Фета. Первый пункт плана - это сравнение по критериям художественный образ, созданный автором. Стихотворение Тютчева "Я встретил вас и всё былое" прекрасный пример стихотворения о чистой любви, автор рассматривает тему чувств. Так, например, данное стихотворение описывает чувства, вновь испытываемые счастливым лирическим героем. Тютчев открывает для нас светлое чувство любви с привычного ракурса для всех. Так любовь предстаёт в его стихотворение как что-то искреннее, светлое и нежное. Лирического героя любовь наполняет смыслом жизни, он счастлив. Стихотворение погружает читателя в мир теплоты и гармонии.

В стихотворении Фета "Ты отстрадала, я еще страдаю" поэт создал образ лирического героя, через который передает свою ситуацию.

Это стихотворение посвящено одно из возлюбленных поэта - М. Лазич, оно о любви. Ему не хватило мужества, чтобы остаться с Лазич и он пренебрег не только своими чувствами, но и чувствами Марии и вскоре сбежал, после этого до конца своих дней он говорил: "сожалею о своем поступке". Через сколько дней после того, как он ушел от Марии, он узнает, что Женщина погибла, одной из версии гибели стало то, что Мария покончила жизнь самоубийством, тоже самое пытался сделать Фет по предположению некоторых исследователей. Несмотря на несколько десятков лет, которые прошли после смерти Марии Фет так и до конца жизни не смог перебороть чувство вины, оно его коробили, что он мог повлиять на решение Марии. В стихотворении отражены данные терзания поэта. Лирический герой показывает как его душа дышит сомнением, его жизнь пропитана этим чувством. Стихотворение пропитано чувствам в любви, чувством памяти к возлюбленной, он сомневается в правильности своего поступка. Лирический герой понимает, что всё лучшие моменты его жизни были с ней, в прошлом, всё о чём он мечтает - это попасть к ней "скорей скорей в твое небытие". Это ещё раз может подтверждать Мысль о том, что Фет мог пытаться покончить с собой самоубийством.

Вторым критерием в сравнении является выразительные средства которые используют поэты в своих стихотворениях. Тютчев использует различные средства выразительные такие как метафора, эпитет, олицетворение; преобладает нежная, эмоциональная лексика, которая показывает молодость и чувственность лирического героя.

В произведение Фета преобладают эпитеты, которые показывают состояние лирического героя, поэт использует метафоры для того, чтобы показать терзания в глубине души персонажа, так, например, "сомнением дышит грудь" "сердцем избегаю"

Третьим критерием в сравнении является авторский замысел, для чего создали эти произведения авторы. Тютчев хотел изобразить счастливую и светлую жизнь, которая возможна, если ты любишь. Автор передает силу любви, верность в любви герои автор хвалит его чудесные проявления своих чувств. Воспоминания дарят личности вдохновение и надежду, любовь возражает минувшие воспоминания, любовь - это то что наполняет нас жизнью.

Стихотворение посвященное потерянной любви, трагическому исходу и одиночеству. Одиночество человека, который мог бы всё изменить, но не сделал этого.