Внешний вид садко из былины. Энциклопедия сказочных героев: "Садко"

Былина «Садко» анализ произведения — тема, идея, характеристика

Былина «Садко» анализ

Жанр : былина

Тема былины «Садко» : рассказ о жизни и приключениях новгородского гусляра Садко, который разбогател и стал купцом.

Идея былины «Садко» : прославление мастерства и настойчивости в достижении цели.

Главная мысль : любой мастером своего дела и ты многое добьешься.

Главные герои былины «Садко» — Садко, купцы, морской царь, Чернавушка, Николай Можайский

Композиция былины «Садко»

  • Экспозиция : жил в Новгороде славный гусляр Садко.
  • Завязка : перестали звать его на так называемые пиры.
  • Развитие событий: пошел гусляр на берег Ильмень-озера, три дня славно играл на гуслях, по совету царя морского заключает пари в заведение с купцами Новгорода, что в Ильмень-озере рыба с золотыми плавниками водится, выиграл заведение Садко, стал купцом новгородским.
  • Кульминация : бьется об заклад в заведение, что выкупит все товары Новгорода.
  • Развязка : три дня выкупал товары, а их опять завозили, поэтому понял, что Новгород богаче него, признал свое поражение.
  • Завязка : снаряжает Садко корабли в дальнее плавание.
  • Развитие событий : хорошо торгует в Золотой Орде, на обратном пути царь морской выкуп просит, не золотом, серебром, жемчугом, самого Садко ждет.
  • Кульминация : Садко с гуслями отправляется в океан морей к царю морскому.
  • Развязка : славно играет на гуслях царю морском, и по совету Николая Можайского гусли ломает, на Чернавушке женится, счастливо возвращается в Новгород, строит церкви соборные, обращается к Богу.

Сказочные элементы былины «Садко»

Сказочный зачин: «А когда-то … был Садко …»
Магические числа : три дня ждал приглашения, три раза шел к озеру, три рыбы в трех неводах, получил шесть скамеек от шести купцов, три дня скупал товар новгородский, тридцать тысяч проиграл, построил тридцать кораблей, три бочки с добром бросали в море, три раза жребий металли, три группы по триста девушек проходили,

Былина «Садко»показывает устройство древнего быта. Рассказывает о древних городах, о укладе жизни людей того времени, о их обычаях. Народный гусляр — Садко, победил в споре с купцами. Своей игрой на гуслях, он покорил морского царя, но не подался искушению остаться в подводном царстве. Это очень символично.

Садко — гусляр, певец, купец.. в нем воплощаются самые разные и лучшие черты народного характера-благородство, щедрость, широта души. Смело, он пускается в путешествие, чтобы увидеть дальние страны. Но сердце его принадлежит родине — Новгороду.

События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой - гусляр Садко . В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на "бел-горюч камень" и начинает играть в "гуселки яровчаты". Его игра понравилась Морскому царю:

Как тут-то в озере вода всколюбалася, Показался царь морской, Вышел со Ильменя со озера, Сам говорил таковы слова: "Ай же ты, Садке Новгородский! Не знаю, чем буде тебя пожаловать За твои за утехи за великия, За твою-то игру нежную". 1

Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу - золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.

Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

Устроил Садке все по-небесному: На небе солнце и в палатах солнце, На небе месяц - и в палатах месяц, На небе звезды - и в палатах звезды. 2

Садко "зазывал к себе на почестен пир знатных гостей", которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися". Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский - побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.

Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море:

На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море: А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые; А корабли не идут с места на синем море. 3

Так в былину вводится пейзаж. Корабли встали на море - Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а "корабли все не идут с места на синем море". Садко догадывается, что царь Морской требует "живой головы во сине море". Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен:

Во синем море на самом дне. Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко, Вечернюю зорю, зорю утреннюю. Увидел Садко: во синем море Стоит палата белокаменная… 4

Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: "голова у царя, как куча сенная". Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма.

Как начал играть Садко в гуселки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море, Как расплясался царь морской. Играл Садке сутки, играл и другие, Да играл еще Садке и третьи, И все пляшет царь во синем море. 5

Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.

Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: "стал народ молиться Миколе Можайскому". Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы - покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея русского фольклора:

Святой предстал перед Садко на морском дне: Обернулся - глядит Садке Новгородский: Ажно стоит старик седатыий. Говорил Садке Новгородский: "У меня воля не своя во синем море, Приказано играть в гуселки яровчаты". Говорит старик таковы слова: "А ты струночки повырывай, А ты шпенечки повыломай. Скажи: "У меня струночек не случилося, А шпенечков не пригодилося, Не во что больше играть: Приломалося гуселки яровчатые". 6

Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя - девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.

В Новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некоего Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.

В.Г. Белинский писал о новгородских былинах, что перед ними видна вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а следовательно и русской поэзии. О "Садко" он пишет: "Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии".

Далекое прошлое оставило нам, жителям двадцать первого века, очень много преданий и легенд, сказаний и поговорок. К кладезям народной мудрости относятся и былины, которых насчитывается больше пятисот. Они разделяются по циклам: общерусские, киевские, новгородские. К последним относится и былина о гусляре, побывавшем в гостях у подводного царя. Краткое содержание «Садко» мы рассмотрим в нашей статье. Хотя настоятельно рекомендуем прочесть произведение полностью. Итак, приступим.

Былина «Садко»: краткое содержание для читательского дневника

По школьной программе, эта былина выносится на внеклассное чтение. Ученик должен на каникулах прочесть произведение и сделать запись в дневнике, описывая в нескольких предложениях его суть. Так о чем рассказывает былина «Садко»? Краткое содержание для читательского дневника можно передать так.

В древнем и славном городе Новгороде живет бедный гусляр по имени Садко. Игра его искусна, поэтому его часто приглашают на праздники богатые купцы. Так он зарабатывал себе на жизнь. Но вот однажды его никуда не пригласили. Горько стало парню, и он отправился на берег озера, где начал играть сам для себя.

Даже очень краткое содержание «Садко» должно упоминать, что к музыканту выплыл сам царь морской. Он поблагодарил юношу за чудную игру и рассказал ему, как заполучить богатство. Стал Садко жить припеваючи и занялся купеческим делом. Однажды он устроил пир, на котором похвалялся о своих богатствах. Он сам предложил купцам выкупить весь их товар, чтобы доказать, что денег у него много. Спор он проиграл, поэтому выплатил по тридцать тысяч червонцев каждому купцу, загрузил все товары на корабли и отправился торговать по миру.

Что случилось посредине моря?

Продолжая раскрывать краткое содержание «Садко», стоит упомянуть, что его корабли попали в бурю, когда герой возвращался домой. Решив, что морской царь требует дань, которую он никогда не платил, гусляр приказывает высыпать бочку серебра в волны. Следом отправилась бочка золота, но шторм не утихал. Тогда Садко предложил бросить жребий и принести человеческую жертву. Несколько раз бросали жребий, и каждый раз выпадал он ему. Тогда купец составил завещание, сыграл на гуслях и отправился на дно морское.

О чем дальше идет речь в былине «Садко»? Краткое содержание для читательского дневника стоит продолжать с описания встречи героя с правителем подводного царства. Он пожурил юношу за то, что тот не платил ему дани, и приказал играть. Коснулся Садко гуслей, и полились чудные звуки, которые развеселили царя. Тот танцевал, а на море поднялась буря, тонули корабли, гибли люди. В это время к музыканту пришел святой Николай Можайский и попросил прекратить игру. Он же посоветовал ему, как объяснить свой отказ морскому владыке и как выбраться из моря.

Чем заканчивается история Садко? Краткое содержание для читательского дневника следует завершить так: следуя советам святого человека, гусляр просыпается в Новгороде, куда как раз приплывали купеческие корабли. Дружина героя очень удивилась тому, что их предводитель остался жив, но очень обрадовалась, выбежала и жена гусляра. Он дал средства на строительство храма Николаю Можайскому и больше никогда не ходил в море.

Герои былины

Краткое содержание «Садко» читателю уже известно. Теперь поговорим о персонажах былины. Главным действующим лицом является Садко - бедный юноша, который искусно играет на гуслях. Он не привык показывать свои чувства другим, поэтому в минуты горя отправляется на берег озера, чтобы поиграть, хотя его сердце сжимается от боли. Получив неожиданно подарок от судьбы, герой занимается хозяйством, у него все выходит. Но тут он начинает похваляться богатством, и это бахвальство едва не погубило его. Садко пытается отвести от себя рок, но потом смиряется. Уже на дне он прислушивается к мудрым советам, поэтому выходит сухим из воды.

Подводный царь - персонаж весьма противоречивый. Ему не чужда любовь к прекрасному, то есть к игре на гуслях, он щедро вознаграждает музыканта. Но когда Садко играет на морском дне, царь танцует, и ему не жалко кораблей и людей, которых проглатывает пучина. Владыка подводного мира осознает свою силу и ценит ум человека, поскольку негласно соглашается с выбором гусляра и позволяет ему вернуться на землю.

Опера Римского-Корсакова

В начале января 1898 года на сцене театра имени С. Мамонтова (Москва) была впервые поставлена былина «Садко» (опера). Краткое содержание ее мало чем отличается от сюжета, пересказанного нами выше. Разница только в том, что гусляра спас не святой, а некий богатырь. Да и дочку водяного царя, на которой должен жениться герой, звали иначе. Превратилась девушка морская в речку синюю, а Садко возвратился к любимой жене Любаве.

Либретто на былинный сюжет написал Николай Римский-Корсаков совместно с В. И. Вельским. Опера из семи картин до сих пор ставится в лучших театрах мира.

Илья из Мурома

Этот человек, который имеет реального прототипа (его мощи хранятся в Киево-Печерской лавре), является идеальным образом народного героя. Почти два десятка сюжетов с общим героем дошли до наших дней. В них Илья борется со злом - змеем, чудищем, идолищем, разбойниками, помогает другим богатырям. Также предания рассказывают о непростых отношениях героя с князем и другими царями.

После исследования мощей, проведенного в 1988 году, было установлено, что Илья Муромец умер в возрасте 40-55 лет. Это был крепкий коренастый мужчина, кстати, не исполинского роста, каким его рисуют былины. Доподлинно известно, что в юности его конечности были парализованы, но потом он исцелился и прожил оставшиеся годы полноценной жизнью.

Сравнение двух историй

Мы не будем пересказывать все былины из цикла «Илья Муромец». «Садко», краткое содержание которой мы уже рассмотрели, имеет совсем другой сюжет. Первая история повествует о герое, который идет навстречу опасностям ради благого дела. Он защищает справедливость и слабых, не идет на компромиссы с нечистой силой. Будучи парализованным до 33 лет, он посвятил всю свою остальную жизнь служению людям и Богу.

Садко - юноша, который жил в условиях социального неравенства. Будучи бедным, он не боялся высказывать богачам правду. За это он лишился заработка, но потом был вознагражден. Зазнавшись, он снова едва не потерял богатство, и только молитвы помогли ему спастись. Садко сделал правильные выводы и не стал больше искушать судьбу.

Преданье старины глубокой

Былины «Илья Муромец», «Садко», краткое содержание которых ученики проходят в средней школе, являются народным творчеством. Первая, как уже говорилось, основывается на исторических фактах, украшенных и дополненных вымыслом. Другая считается сказкой, однако есть версии, что и она базируется на реальных событиях. Некоторые ученые видят в былине отголоски колонизации мира, его изучения, другие отожествляют Садко с Одиссеем и Синбадом-мореходом. Во французском эпосе есть история о моряке по имени Садок, чья судьба сильно напоминает долю новгородского гусляра. Но есть люди, которые считают былину вымыслом религиозных лиц: ведь чудесное спасение купца, принесенного в жертву морскому богу, приписывают христианскому святому.

Вместо послесловия

Былины - это не сказки, это быль, которая когда-то имела место быть в реальности. Конечно же, народ ее приукрасил, видоизменил почти до неузнаваемости. Сегодня мы читаем эти истории и поражаемся богатству языка, насыщенности образов, интересности сюжета. А между строк можно увидеть мудрость, которая помогает справиться с современными испытаниями. Поэтому стоит внимательно изучать народное творчество, читать былины в оригинале и полностью, а не в сокращенном варианте. Много времени чтение не займет, а вот положительные эмоции от этого занятия гарантированы.

Ответ от Примадонна Натали™[гуру]




Заснул на дощечке на дубовой,

Во синем море на самом дне.
Увидел Садко - во синем море
Стоит палата белокаменная,

Сидит в палате царь морской.





Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:

А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого,







В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Ответ от Ёер [гуру]
Черезвычайный и Полномочный представитель князя во внешних сношениях


Ответ от Ђамара Ясная [гуру]
Слабохарактерный блондин на дудочуке играющий....


Ответ от Оксана [новичек]
Ну вообще то это гусли, а не дудочка, гусли даже не духовой инструмент


Ответ от Ёережа Арьков [новичек]
грш


Ответ от 1 1 [новичек]
Садко вначале - гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден. Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на гуслях. Игру Садко слышит морской царь и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад» , что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» - купцом.
Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась - он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но Садко не может жить «как все» , в нем есть богатырское начало - только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение.
Садко решает совершить торговое плавание. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Поднимается буря. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море» . Дружина спускает в море бочку с серебром и с золотом, но ничего не помогает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море» .
Заснул на дощечке на дубовой,
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне.
Увидел Садко - во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садко в палату белокаменну,
Сидит в палате царь морской.
По просьбе царя Садко играет на гуслях - и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди.
Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны. Старичок этот - святой Микола Можайский, которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь) , с христианским святым.
Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом испытания не кончаются: он должен разгадать трудную загадку - разрешать спор между царем и царицей.
У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого
Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:
- У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого,
Что без злата-серебра сколько можно жить,
А без булату-железа жить-то неможно.
Выбор невесты - последнее испытание для Садко. Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, - девушку Чернавушку.
Согласно одним версиям, Чернавушка - единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она - воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского.
Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей - он не совершает воинских подвигов. Но Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Сад