Немецкий психолог Вольфганг Келер: биография, достижения и интересные факты. Биографии великих людей Основные положения теории Вольфганга Келера

Вольфганг Келер (1887-1967) - немецкий и американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Доктор философии (Берлинский университет, 1909) .

В. Келер также исследовал особенности интеллектуального развития личности, исходя из поиска закономерностей создания в воображении человека гештальта. Он считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к другому восприятия и осознания ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является, по мнению Келера, образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурирования гештальта» и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не длительный по времени характер мышления, Келер дал этому моменту переструктурирования название «инсайт», то есть озарение

Келер провел эксперимент, в котором детям предлагалось достать машинку, расположенную высоко на шкафу. Для того, чтобы ее получить, нужно было использовать разные предметы - лесенку, ящик, стул. Оказалось, что если в комнате была лестница, дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо было догадаться использовать ящик.

Но наибольшие затруднения вызывал вариант, когда в комнате не было других предметов, кроме стула, который надо было отодвинуть от стола и использовать как подставку .

Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается функционально как предмет, помогающий достать что-то расположенное высоко. Поэтому ее включение в гештальт со шкафом не представляет для ребенка трудности. Включение ящика уже нуждается в некоторой перестановки, поскольку ящик может осознаваться в нескольких функциях. Что касается стула, то он осознается ребенком не сам по себе, но уже включенным в другой гештальт - со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решения данной задачи детям надо сначала разбить целостный образ "стол - стул " на два, а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую функциональную роль. К подобным же выводам о роли «инсайта» в переструктурировании прошлых образов пришел и М. Вертгеймер, который исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых.

Сказанное проливает свет на несколько странный факт: первая программная работа гештальтпсихологии, принадлежавший Келеру, был посвящен вопросам физической химии и называлась «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» (1920). Психолог, занимавшийся до этого акустическими ощущениями и зоопсихологией, обратился к коллоидной химии не из-за капризные изменения в профессиональных интересах. Теория гештальта не могла претендовать на серьезную роль без естественнонаучного обоснования. Поэтому она и начинается с келеровськои книги о физических гештальт. Келеру и его коллегам представлялось, что принцип гештальта - единый для различных порядков явлений - позволит по - новому решить психофизическую проблему, приводя сознание в соответствие с физическим миром и в то же время не лишая его самостоятельной ценности. Это решение выразилось в понятии «изоморфизм».

Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой. Физиологическая и психологическая системы, согласно гештальтистськои гипотезе, изоморфны друг другу (подобно тому как топографическая карта соответствует рельефу местности).

В. Келер доказал, что при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт, из-за чего меняется характер приспособительных реакций. Исследования Келера расширили рамки представлений о природе навыков и новых форм поведения человека и животных. Келер также занимался изучением феномена транспозиции, в основе которой лежат реакции организма не в отдельные, разрозненные раздражители, а на их соотношение. Он считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме как материальной системе находятся во взаимно однозначном соответствии (изоморфизм). Руководствуясь этой идеей, Келер распространил понятие о гештальт на головной мозг. Это побудило его последователей постулировать наличие в мозгу электрических полей, служащих коррелятом психических гештальтов при восприятии внешних объектов.

(21.01.1887-06.11.1967)

Две наиболее известные работы, посвященные Вольфгангу Кёлеру1 - немецкому психологу, сумевшему также побывать ни много ни мало президентом Американской психологической ассоциации, - почти не касаются, как это ни странно, его психологических идей.

Книга, написанная Дональдом Леем и вышедшая в 1990 г., называется «Шпионская история» и повествует о разведывательной деятельности Кёлера в годы Первой мировой войны.

А публицистическая статья, появившаяся в 1978 г. в журнале «Американский психолог», называется «В одиночку против нацистов» и рассказывает о самоотверженном противостоянии ученого фашистскому мракобесию.

Причем если второй сюжет бесспорно достоверен, то первый вызывает много сомнений - тем более что сам ученый всегда уклонялся от его обсуждения.

Кёлер вообще чурался публичности, избегал самопрезентаций и интервью. Лишь незадолго до своей смерти, в 1967 году, он согласился дать пространное интервью, дабы прояснить некоторые вопросы гештальт-теории, научной общественностью, по его мнению, недопонятые. (Небезынтересно, что интервьюер, явившийся в гости к Кёлеру в его дом в Нью-Гемпшире, застал 80-летнего ученого колющим дрова для камина.)

На материале этого интервью (разумеется, с привлечением и некоторых иных источников) и написан очерк об одной из крупнейших фигур мировой психологии ХХ века.

ПРИЧУДЛИВОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

Вольфганг Кёлер родился 21 января 1887 г. в Ревеле (ныне - Таллин). Его отец был учителем в частной школе, которую содержала местная немецкая община. В семье царил культ образованности. Старший брат Вольфганга, Вильгельм, с которым его связывала тесная дружба, посвятил себя науке. Четверо сестер также получили неплохое образование - медицинское и педагогическое.

Когда Вольфгангу исполнилось пять лет, семья перебралась в фатерланд. Образование он получил в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина.

В те годы немецкая система высшего образования выступала эталоном для всего мира. Студенческие вольности в ней сочетались с высочайшим уровнем преподавания и строгими экзаменационными требованиями. О немецких студентах той поры рассказывают: треть из них не выдерживала напряженной учебы и кончала нервным расстройством, другая треть бежала от академических строгостей в бесконечные пивные пирушки и кончала алкоголизмом, зато еще одна треть получала-таки блестящее образование и в итоге творила судьбы Европы.

Кёлер явно принадлежал к последней трети, хотя никогда особо не стремился стать творцом истории. Его привлекала наука.

В университетах Кёлер получил фундаментальную подготовку в области физики, химии, биологии. Глубокое впечатление на него произвел один из профессоров физики Берлинского университета - великий Макс Планк.

Из его лекций будущий психолог узнал о принципе энтропии и динамической саморегуляции физических систем - таких, как электролитические среды. Под влиянием Планка Кёлер пришел к убеждению, что физическими закономерностями в принципе объяснимы и биологические явления, понимание которых, в свою очередь, способствует и решению психологических проблем.

Даже по прошествии многих лет коллеги отмечали, что манера мыслить, присущая Кёлеру, характерна скорее для физика, чем для психолога. В ранних научных исследованиях Кёлера причудливо переплелись его интересы к физике (конкретно - к акустике), психологии, а также давнее увлечение музыкой - его первые опыты были посвящены изучению слухового восприятия. За эти исследования он и получил докторскую степень по психологии (1909).

Научная карьера Кёлера началась во Франкфурте, где он намеревался продолжить свои исследования слухового восприятия и действительно опубликовал несколько статей на эту тему, ныне совершенно затерявшихся на фоне его последующих работ (ссылки на них в отечественной литературе можно найти лишь в классическом труде А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики»).

Во Франкфурте Кёлер познакомился с Куртом Коффкой, а чуть позже - с Максом Вертгеймером, намеревавшимся экспериментально проверить некоторые свои идеи, касавшиеся зрительного восприятия.

Кёлер и Коффка выступили испытуемыми в экспериментальном исследовании Вертгеймера по восприятию движения и затем участвовали в объяснении результатов экспериментов.

Принципы, положенные в основу этого объяснения, дали начало новому научному направлению - гештальт-психологии, а Вертгеймер, Кёлер и Коффка объективно стали его основателями.

В 1913 г. Кёлер получил приглашение от Прусской академии наук возглавить экспериментальную станцию по изучению антропоидов на Тенерифе.

Он поселился с семьей на этом острове Канарского архипелага, ныне так полюбившемся новорусским туристам. Здесь он в течение нескольких лет проводил исследование поведения шимпанзе, ставшее классическим и описанное во всех учебниках психологии (его самый талантливый подопечный - шимпанзе Султан - в истории науки знаменит не менее Анны О. или Маленького Ганса).

В ЦЕЛЯХ КОНСПИРАЦИИ

Мировая война задержала Кёлера на Канарах на целых семь лет. Однако этот неоднозначный эпизод его биографии дал повод заподозрить ученого в наличии у него интересов, мягко скажем, далеких от науки.

Впоследствии Кёлер утверждал, что война помешала ему вернуться на родину. Но почему-то она помешала лишь ему одному - все остальные немцы, ранее проживавшие на Тенерифе, благополучно вернулись домой.

С самого начала вызывала сомнения и сама идея организации экспериментальной станции именно на Канарах - вблизи стратегических морских путей. Как известно, человекообразные обезьяны на Канарах не водятся. Гораздо более логично было бы организовать исследование в Камеруне, бывшем тогда немецкой колонией, либо выписать обезьян в какой-либо крупный немецкий зоопарк. Зато в качестве прикрытия агентурной деятельности научная станция выступала очень неплохо.

В пользу этой версии свидетельствует и тот достоверно установленный факт, что на чердаке своего дома, куда был категорически запрещен доступ кому бы то ни было, Кёлер хранил мощный радиопередатчик, который всякий раз тщательно прятал, стоило ему заподозрить вероятность обыска.

В немецких и британских архивах сохранились доподлинные свидетельства того, что в годы войны германское командование регулярно получало с Тенерифе радиограммы о передвижениях союзнических судов. В целях конспирации имя агента в документах не упомянуто. Однако кандидатура для подозрений была фактически единственной...

Сам Кёлер впоследствии никогда не распространялся на эту тему, а в своем последнем интервью на прямой вопрос дал безупречно дипломатичный ответ: «Я могу сказать только одно - я был верным сыном своей родины, Германии, до тех пор, пока условия жизни в моей стране не стали непереносимыми; и я в равной степени хранил верность свой второй, приемной родине - Соединенным Штатам Америки - с 1935 года и до конца жизни».

ИНТЕЛЛЕКТ ОБЕЗЬЯН

Для истории науки не так уж важно, в какой роли выступал Кёлер на Тенерифе - секретного агента или застигнутого войной ученого. Сколь бы ни были ценны его разведданные (если таковые им действительно поставлялись), они не помогли Германии выиграть войну. А вот его опыты над шимпанзе, вне сомнения, обогатили психологическую науку.

Результатом работы этого периода явилось вышедшее в 1917 г. (в разгар войны!) «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (именно под таким названием книга увидела свет в 1930 г. в переводе на русский язык, кстати - с предисловием Л.С. Выготского), в котором с позиций гештальт-психологии Кёлер интерпретировал процесс решения обезьянами ряда экспериментальных задач как разумное (интеллектуальное) поведение.

Несмотря на то что задачи были разнообразными, все они были построены таким образом, что возможность случайного решения путем «слепых проб и ошибок» исключалась: животное могло достичь желаемой цели, только если схватывало объективные отношения между элементами ситуации, существенными для успешного решения.

При проведении экспериментов использовались простейшие приспособления: клетки с редкими прутьями, препятствовавшими свободному выходу животных наружу, палки, с помощью которых можно было достать удаленные бананы, ящики, на которые могли забираться обезьяны.

ИНСАЙТ В КЛЕТКЕ

В одном из опытов за пределами клетки помещался банан, к которому была привязана веревка, протянутая к животному. В этих условиях обезьяна без колебаний тянула за веревку и доставала банан.

Кёлер сделал вывод, что для шимпанзе решение такой проблемы в целом оказалось несложным. Однако когда в направлении банана протягивалось несколько веревок, обезьяна не знала, за которую надо потянуть в первую очередь, чтобы получить желанное лакомство. Это указывало на то, что решение данной проблемы не могло быть ясно осознанным с самого начала.

В другом опыте банан помещался вне клетки на недоступном для обезьяны расстоянии. Если при этом палка находилась неподалеку от прутьев клетки прямо напротив банана, то оба предмета воспринимались как элементы одной ситуации, и шимпанзе с помощью палки легко доставали лакомство. Но если палка помещалась в дальнем конце клетки, то тогда оба предмета (банан и палка) с меньшей легкостью рассматривались как принадлежащие одной ситуации. В этом случае для решения проблемы требовалось реструктурирование перцептивного поля.

Еще в одном эксперименте банан также помещался за пределами клетки, а обезьяне давали две полые бамбуковые палки, каждая из которых по отдельности была слишком коротка, чтобы дотянуться до лакомства.

Чтобы добыть банан, требовалось насадить одну палку на другую. При этом для достижения цели животное должно было усмотреть новый вид взаимосвязи двух коротких палок.

Решение задачи объективно свидетельствовало о разумном поведении и принималось за его критерий. Вся операция, производимая животными, описывалась как имеющая характер целостного действия, подчиняющегося структуре поля задачи, в котором отдельное действие не есть ответ на изолированный стимул, но приобретает смысл только в соединении с другими - как часть целостной операции.

Само восприятие отношений происходит, по Кёлеру, внезапно, путем «инсайта».

ТАНГО И ГЕШТАЛЬТ

В 1924 г. вышло второе издание книги, которое было переведено, помимо русского, на английский и французский языки, что немало способствовало распространению в мировой психологии идей гештальтистов.

В 1920 г. Кёлер возвратился на родину и вступил в должность профессора в Геттингенском университете. В том же году вышла его книга «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии», в которой он выступил с принципом психофизического изоморфизма.

Считается, что именно это исследование повлияло на последовавшее в 1922 г. приглашение из Берлинского университета на должность профессора кафедры философии и психологии и заведующего психологической лабораторией.

На этом посту Кёлер формально оставался до 1935 г. (хотя реально уехал из Германии еще в 1933-м). В Берлине он выступил одним из основных представителей берлинской школы гештальт-психологии и одним из редакторов журнала Psychologische Forschung - печатного органа гештальтистов.

Выпущенная им в 1929 г. книга «Гештальт-психология» (второе издание вышло в Америке в 1947 г.) считается наиболее полным и основательным изложением позиций этой школы.

Международному признанию позиций гештальт-психологии способствовали не только переводы работ Кёлера, но и его выступления перед разнообразными аудиториями за рубежом.

В 1925/26 учебном году он читал лекции в Гарвардском университете и университете Кларка (забавно, что здесь он не ограничивался аудиторным общением со студентами, но в неформальной обстановке учил их танцевать танго).

Он также выступил одним из основных докладчиков на IX Международном психологическом конгрессе, который проходил в Йельском университете в 1929 г. (на том же конгрессе одним из докладчиков выступал И.П. Павлов).

ПОСЛЕДНЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

В середине двадцатых у Кёлера возникли серьезные проблемы в личной жизни. Он развелся с женой и женился на студентке из Швеции (кстати, нередкий в истории науки случай, когда «кризис середины жизни» толкает женатого профессора в объятия молоденькой почитательницы).

По решению суда Кёлер был лишен контактов со своими четырьмя (!) детьми от первого брака. В результате переживаний у него возник сильный тремор рук, что становилось особенно заметно в минуты волнения. Чтобы оценить настроение шефа, сотрудники лаборатории каждое утро внимательно следили за подрагиванием его пальцев.

28 апреля 1933 г. в газете Deutsche Allgemeine Zeitung появилась острая статья Кёлера. На сей раз он выступил по вопросам, очень далеким от академической науки.

К тому времени в Германии при активной поддержке обывательских масс, а точнее - в результате их прямого демократического волеизъявления, была установлена фашистская диктатура.

Пора благодушных иллюзий, во все времена свойственных интеллигенции любого народа, в Германии закончилась. Воинствующий шовинизм и национальная нетерпимость расцвели пышным цветом.

По немецким университетам прокатилась волна национальных чисток (или, как сказали бы сегодня, зачисток). Профессора неарийского происхождения были отправлены в отставку. О следующем этапе национальной политики Великого рейха - лагерях уничтожения - пока можно было только догадываться, но уже сам факт национальных чисток не мог не настораживать.

Этот вопрос и затронул Кёлер в своей статье. Отмечая тот значительный вклад, который внесли в германскую науку и культуру деятели неарийского происхождения, он указывал, что политика национальной селекции не только бесчеловечна, но и недальновидна.

Время подтвердило его правоту. По крайней мере, что касается психологов, Германия сама себе нанесла чудовищный урон, от которого фактически не оправилась по сей день. Родина научной психологии на протяжении какой-то пары лет утратила свой приоритет, вытеснив в эмиграцию ведущих ученых, среди которых оказался и сам Кёлер.

Его статья уже не могла предотвратить надвигавшийся кошмар. Но сам факт ее публикации был знаменателен. Это было последнее легальное антинацистское выступление в немецкой печати, и психологи вправе гордиться, что его автором был их коллега.

НЕ ОСТАВЛЯЯ НАДЕЖДЫ

Кёлер отдавал себе отчет в возможных последствиях своего шага и сознательно готовился к аресту. Зная, что гестаповцы любят являться к своим жертвам среди ночи, он после публикации всю ночь не ложился спать и музицировал вместе с верными друзьями.

Ареста, однако, не последовало. (Еще один повод для подозрений - не прежние ли заслуги секретного агента сыграли тут свою роль?)

Но нелояльного профессора взяли на заметку. Возле аудиторий, где он вел занятия, замелькали фигуры штурмовиков, то и дело провоцировавших сотрудников Кёлера на стычки. Трижды дело доходило до массовых потасовок.

Легко понять, с каким воодушевлением ученый воспринял приглашение прочесть курс лекций в Соединенных Штатах. Он не оставлял надежды, что за время его отсутствия ситуация в стране нормализуется и он сможет спокойно вернуться к академическим занятиям.

Этим надеждам не суждено было сбыться. С родины приходили известия о том, что все его сотрудники изгнаны из университета и его собственное место занято более лояльным профессором. В то же время нацисты не упускали из поля зрения опального ученого - находясь в Америке, он получил из Германии официальное предложение подписать клятву личной верности Гитлеру.

Кёлер понял, что возвращаться ему некуда. Скрепя сердце он «выбрал свободу».

На родину он так и не вернулся, хотя в 60-е годы был провозглашен почетным жителем Берлина и избран почетным президентом Немецкого психологического общества.

Впрочем, ему не приходилось жаловаться на недостаток признания своих заслуг во всем мире. В разные годы он был удостоен звания почетного доктора в Пенсильванском, Чикагском, Фрейбургском, Мюнстерском, Тюбингенском, Упсальском университетах.

В Америке он стал членом Американской академии наук и искусств, Американского философского общества, Национальной академии наук. Американские психологи в знак признания его заслуг в 1957 г. от имени Американской психологической ассоциации вручили ему премию «За выдающийся вклад в науку», а в следующем году избрали его президентом ассоциации.

БУДЕМ ПОМНИТЬ

Однако американский период деятельности Кёлера по справедливости следует признать менее продуктивным, чем европейский.

Гештальт-психология хотя и вызывала определенный интерес в Новом Свете, но фактически там не прижилась. Выход в 1945 г. книги Вертгеймера «Продуктивное мышление» стал «прощальным залпом» этой научной школы.

Иммигранты гештальт-психологи были приняты доброжелательно, но на фоне господствовавшего в Америке бихевиоризма их голос звучал очень слабо.

Полемики с бихевиористами вновь прибывшие не выдерживали хотя бы в силу огромного численного преимущества хозяев. Порой полемика бывала довольно острой - рассказывают, что однажды дискуссия Кёлера с Кларком Халлом едва не закончилась рукопашной.

Единственный, кому удалось подняться в Америке, - Курт Левин, которого нередко относят к гештальтистам. Кёлер, однако, такой оценки не разделял и подчеркивал, что теория поля, предложенная Левином, - это самостоятельное научное направление, лишь отчасти опирающееся на идеи гештальт-теории. А использование понятия гештальта успешно прижившимся в Америке психоаналитиком Фрицем Перлзом Кёлер и вовсе считал профанацией идей гештальт-психологии и о самом создателе гештальт-терапии в своем последнем интервью отозвался крайне уничижительно.

Парадоксально, но именно благодаря Перлзу понятие гештальта по сей день широко используется в психологии, тогда как про Кёлера помнят немногие.

В самом деле, «горячий стул», «собака снизу» и «собака сверху» пробуждают у впечатлительных натур больше интереса, чем «прегнантные формы». Однако ж будем хотя бы помнить о том, что не Перлз теорию гештальта придумал.

В Америке Кёлер долгие годы проработал в Суотморском колледже, пока в 1958 г. в преклонном возрасте не вышел в отставку.

Он умер 6 ноября 1967 г. в своем доме в Нью-Гемпшире. В последние десятилетия его работы не переиздавались и лишь иногда фрагментарно публикуются в хрестоматиях по истории психологии.

Однако ни один серьезный учебник по психологии не обходится без упоминания его имени и его идей.

1 Достойно сожаления повсеместное стремление российских полиграфистов упростить свою работу за счет избавления от таких «малосущественных» деталей, как точки над буквой ё. В результате многие психологи, знакомившиеся с идеями Кёлера по современным учебникам, зовут его Келером, что, конечно же, неправильно – немецкую фамилию по-русски следует писать через ё и соответственно произносить.

Вольфганг Келер родился в Эстонии 21 января 1887 года. Отец будущего психолога был директором школы, мать следила за домашним хозяйством. Когда мальчику было пять лет, он вместе с родителями переехал на север Германии Детство Вольфганга прошло в Германии, там он и начал свою учебу. Он получил великолепное образование в лучших университетах Тюбингена, Бона и Берлина.

Биография Вольфганга Келера заслуживает особого внимания, ведь уже в возрасте 22-х лет он получил степень доктора наук в области философии и психологии в Берлинском университете. И с 1909 по 1935 год возглавлял Институт психологии в столице Германии.

Научная деятельность

Началом карьеры Вольфганга Келера можно считать 1909 год, когда психолог защитил докторскую диссертацию у Карла Штумпфа. Следом профессор отправился в университет Франкфурта. С 1913 года до 1920 Келер проводил исследования по изучению повадок и характера человекообразных обезьян в пределах острова Тенерифе. Отправился психолог на остров по предложению Прусской Академии наук. Спустя полгода после того, как профессор обосновался на Канарских островах, началась Первая мировая война. Келер утверждал, что вернуться в Германию для него пока не представляется возможным, в то время как некоторые его коллеги-немцы без проблем вернулись на родину.

Это натолкнуло одного из коллег на предположение о том, что психолог Вольфганг Келер занимается шпионажем в пользу Германии, а исследовательские работы - лишь прикрытие. Как доказательство был использован тот факт, что профессор прятал на чердаке у себя дома радиопередатчик. Наличие такого аппарата Келер оправдывал тем, что посредством него он передавал сведения о движении судов союзников. Других доказательств в пользу теории найдено не было, и впоследствии она была полностью опровергнута. Результаты работы психолог отразил в своем труде «Исследование интеллекта человекообразных обезьян», изданном в 1917 году. Второе издание увидело свет в 1924 году, труды были переведены на английский и французский. Никто не знает, что там происходило на самом деле, но факт остается фактом: Вольфганг Келер провел на острове Тенерифе 7 долгих лет, изучая интеллект обезьян. Подтверждением этому является выпущенная книга. Однако вопрос, кто такой Вольфганг Келер, шпион или ученый, так и оставался открытым.

Возвращение домой

Только в 1920 году Келер вернулся в Германию и в 1922 году получил должность профессора психологии, на которой проработал вплоть до 1935 года. Такая престижная должность досталась психологу за его заслуги, а именно за публикацию книги «Физические гештальты в покое и в стационарном состоянии». Непростое положение в стране вынудило Вольфганга подать в отставку в 1935 году. Нацисты начали активно вмешиваться в университетские дела и исследования. Именно поэтому Келер был вынужден подать в отставку и переехать жить в Америку.

Международное признание

В 1925-1926 учебном году профессор читал курс лекций в Гарварде и университете Кларка. Интересным фактом является тот момент, что, помимо своих лекций, Келер обучал студентов танго.

Поистине мировое имя профессор получил после серии масштабных исследований и экспериментов, которые были направлены на изучение восприятия окружающего и интеллекта шимпанзе. После этого Келер был назначен директором Института психологии, который действует при университете в Берлине. Как раз в этом месте профессор исследовал теорию гештальта и уже в 1929 году выпустил в свет манифест гештальтпсихологии - книгу, которая наиболее полно отражала взгляды нового направления. Его соавторами были К. Коффка, М. Вертгеймер. Важный этап в карьере Келера - 1938 год, когда в свет вышел труд под названием «Роль ценностей в мире фактов».

Закат карьеры

Покинул родную страну немецкий психолог Вольфганг Келер в 1935 году, поспособствовал эмиграции конфликт профессора с новым режимом. Началось все с того, что профессор на одной из своих лекций открыто критиковал фашистское правительство, после чего в аудиторию ворвалась группа нацистов. Но и на этом критика режима Келером не закончилась. Позднее профессор написал письмо в берлинскую газету, где возмущался несправедливостью изгнания из немецких университетов профессоров-евреев. После того как письмо было опубликовано в газете, Келер ожидал, что уже вечером к нему нагрянут гестаповцы, однако расправы так и не последовало и профессору дали возможность покинуть страну без шума. После эмиграции в Штаты Келер устроился преподавателем в колледж Пенсильвании и даже написал несколько работ.

К 1955 году Вольфганг обосновался в Институте перспективных исследований в Соединенных Штатах. Кропотливая работа и многочисленные исследования помогли ему через три года стать профессором психологии в Дартмутском колледже. Уже в 1956 году Келер был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской ассоциации психологов и вскоре был избран президентом данной организации.

Теории Келера

Как мы уже знаем, начинал свой путь Келер с экспериментальных исследований интеллектуальных способностей и поведенческих характеристик шимпанзе. Именно эта исследовательская работа привела психолога к одному из его самых значимых открытий. или озарение.

Профессор создавал определенные ситуации, в которых шимпанзе для достижения цели должны были решать стоящие перед ними проблемы и искать обходные пути. Действия животных получили название двухфазных, потому что состояли из двух конкретных составляющих. К примеру, первое действие шимпанзе - при помощи одного предмета заполучить другой, который как раз и помог бы животному решить стоящую перед ним проблему. Самый простой пример следующий: обезьяна при помощи маленькой палки, которая лежит в клетке, должна получить длинную, которая лежит чуть дальше. Это первое действие, совершенное животным для достижения цели. Следующий шаг - использовать полученное орудия для достижения первоочередной цели. Такой целью был банан, который находился достаточно далеко от шимпанзе.

Суть теории

Цель у таких экспериментов была одна: определить, каким образом решается та или иная задача. Это может быть слепой поиск правильного решения А может быть спонтанное "схватывание" отношений, понимание происходящего. Исследовательская работа доказывала, что действия шимпанзе основывались как раз на втором варианте. Проще говоря, происходит мгновенное понимание сложившейся ситуации и сразу же складывается верное решение поставленной цели.

Личная жизнь

В середине двадцатых годов Вольфганг Келер столкнулся с серьезными семейными проблемами. Профессор развелся со своей женой и предпочел молодую студентку из Швеции. Бывшую жену такое положение вещей привело в ярость, и Вольфганг был лишен всякого контакта со своими детьми, коих у него было четверо. Такая непростая ситуация оставила след на здоровье психолога, у него начали дрожать руки, особенно сильно в периоды волнения. Работники лаборатории, в которой трудился Келер, каждое утро определяли его настроение именно по рукам.

В заключение

Успешно отработав на должности профессора, Келер умер в Энфилде 11 июня 1967 года. Гештальтпсихология Вольфганга Келера актуальна и по сей день.

(Wolfgang Köhler, 1887-1967) - немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт -психологии. В 1910-х гг., работая на антропоидной станции Прусской академии наук (на острове Тенерифе), исследовал мышление у шимпанзе и сделал вывод о несостоятельности понимания мышления животных в бихевиоризме как решения задач путем слепых проб и ошибок (см . Метод проб и ошибок ) и о наличии у человекообразных обезьян (в отдельных случаях и у животных на более ранней филогенетической ступени) интеллектуального (продуктивного) поведения. Проанализировав условия решения обезьянами продуктивных задач, он заключил, что в основе такого решения должно лежать образование «хорошего гештальта» в зрительном поле животного (см . Инсайт ).

Позже, занимаясь общепсихологическими вопросами, пришел к выводу о наличии целостных структур (гештальтов) не только в сознании, но и в физиологии и физическом мире, в связи с чем при решении психофизиологической проблемы разделял концепцию антилокализационизма.

Идеи К. о наличии принципиальной общности строения целостных структур в различных сферах реальности сыграли определенную роль в становлении системного подхода в психологии. Эмигрировав в США (1935), К. продолжил исследования по проблеме электрофизиологических основ образования гештальтов в сознании. Удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Амер. психологической ассоциацией (1956), был президентом этой ассоциации. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

(1887–1967) - немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии. Экспериментально доказал в опытах над животными («Исследование интеллекта человекообразных обезьян», 1917) роль инсайта как принципа организации поведения. По К., при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт , в силу чего изменяется характер приспособительных реакций.

Исследования Кёлер Вольфганг расширили рамки представлений о природе навыков и новых форм поведения человека и животных. К. занимался изучением феномена транспозиции, в основе к-рой лежат реакции организма не на отдельные, разрозненные раздражители, а на их соотношение. Он считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме как материальной системе находятся во взаимно однозначном соответствии (изоморфизм). Руководствуясь этой идеей, распространил понятие о гештальте на головной мозг. Это побудило последователей К. постулировать наличие в мозгу электрических полей, служащих коррелятом психических гештальтов при восприятии внешних объектов.

Литература

  • 1913 Uber unbemerkte Empfindungen und Urteilstauschungen (Unnoticed feelings and misjudgements). Zeitschrift fur Psychologie, 66, 51-80.
  • 1917 Intelligenzprufung an Menschenaffen. (The mentality of apes, English translation, Harcourt Brace, 1925.)
  • 1920 Die physischen Gestalten in Ruhe und im stationären Zustand: eine naturphilosophische Untersuchung
  • 1929 Gestalt Psychology. Liveright (rev. edn, 1947).
  • 1938 The Place of Value in a World of Facts. Liveright.
  • 1958 The present situation in brain physiology. American Psychologist, 13,150-154.
  • 1965 Unsolved problems in the field of figural after-effects. Psychological Record, 15, 63-83.
  • 1969 The Task of’Gestalt Psychology. Princeton University Press.

назад в раздел .

Родился 21 января 1887 г. в Эстонии, в Ревеле (Таллин), в семье директора школы и домохозяйки. Его детство прошло в Германии. Обучаться он также начал в одной из германских школ. Келер получил блестящее образование в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина. В 1909 г., когда Вольфгангу исполнилось 22 года, он получил степень доктора философии в области психологии в университете Берлина и вплоть до 1935 г. возглавлял Институт психологии в Берлине. Начало научной деятельности Келера также приходится на 1909 г. В период с 1913 по 1920 г. Вольфганг Келер от Прусской академии наук возглавлял исследовательскую работу по изучению поведения человекообразных обезьян на острове Тенерифе. По окончании своих наблюдений Вольфганг написал книгу Исследование интеллекта человекообразных обезьян (1917), в которой экспериментально доказал в опытах над животными роль инсайта, как принципа организации поведения. Согласно Келеру, при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт (слово гештальт в переводе с немецкого языка означает форму, образ или структуру), в силу чего изменяется характер приспособительных реакций. Исследования Келера расширили рамки представлений о природе навыков и новых форм поведения человека и животных. По возвращении с острова и окончании исследований Вольфганг Келер в 1920 г. принимает на себя обязанности директора Института психологии при Берлинском университете. В 1922 г., после серии блестящих экспериментов по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе, которые принесли ему международное признание, был назначен директором Института психологии при Берлинском университете. В этом институте Келер продолжал основанные на теории гештальта исследования и в 1929 г. опубликовал труд Гештальтпсихология - манифест школы , созданной им совместно с Куртом Коффкой и Максом Вертгеймером. Совместно с Вертгеймером и Коффкой Вольфганг внес свой огромный вклад в основу нового прогрессивного учения, которое в дальнейшем и получило название гештальтпсихологии. Ученые-психологи, разрабатывающие это направление, заложили прочный фундамент в основу рассмотрения теории восприятия. Открытие и исследование законов целостности и структурности получали различные оценки критиков, но со временем общество все же приняло и одобрило их. Сама концепция гештальта получила фундаментальное развитие в работах Келера, изданных в 1920 и в 1940 гг. В них Келер обратил внимание на поразительное сходство между некоторыми аспектами физики полей и явлениями перцептуальной организации. Он указал на примеры функциональных целостностей в физике, которые не могут рассматриваться как наборы отдельных частей. Существуют макроскопические физические состояния, которые стремятся развиваться в сторону равновесности и в направлении максимальной регулярности. Когда Келер участвовал в основании гештальтпсихологии в 1920 г., он переделал аксиомы Георга Мюллера (1897) в соответствии с новыми концепциями неаналитической динамики. Именно он предложил термин изоморфизм для описания этих психонейрологических отношений, именно он и его коллеги сделали эту концепцию настолько важной для гештальтпсихологии, что в их работах не всегда возможно различить, о каком поле говорится: о феноменологическом или о соответствующем мозговом. Но Келер высказывался вполне определенно: отношения между ними - топологического порядка, а не идентичности размера и формы. Келер внес фундаментальную поправку в концепцию корковых процессов: так, зрительная область им рассматривалась как электролит. По его мнению, процессы в нем происходят по физическим законам самораспределения, а не в соответствии с микроанатомическим устройством нейронных сетей. Локальные области возбуждения окружены полями, которые представляют эти состояния в окружающей среде, и взаимодействуют с другими аналогичным образом представленными областями возбуждения. На этой основе Келер выдвинул гипотезу, что существуют физиологические процессы, которые представляют собой образцы физиохимических гештальтов, и они являются коррелятами феноменологических гештальтов. В подобных рассуждениях скрыто предположение о психофизическом изоморфизме, то есть допущение, что мозговые процессы обладают определенными структурными особенностями, схожими со структурными качествами организованного опыта. Изоморфизм означает не метрическое, но топологическое соответствие. Предполагается, что процессы в мозге повторяют изначальные отношения симметрии, близости, смежности, но не сохраняют точные размеры и углы фигур, спроецированных на сетчатку. Такая формулировка отличается от широко принятой точки зрения, что феноменологические и физиологические поля не имеют особого сходства, хотя и связаны друг с другом. Постулат изоморфизма призван стать эвристическим руководством для исследователей. Именно таким образом Келер находил общее объяснение нейрофизиологическим и психологическим фактам в области физических явлений. В своей книге 1938 г. Роль ценностей в мире фактов, в главе Вне феноменологии, он пишет: Нашим намерением не является ограничивать данное исследование вопросами феноменологических описаний. Хотя Келер замечает, что все вопросы, связанные с фундаментальными принципами, могут быть решены лишь на феноменологической почве, он высказывает стремление преодолеть чистые феномены, обратиться к трансфеноменальной реальности: Общепринято мнение, что физическая природа имеет трансфеноменальное существование... Вне зависимости оттого, каковы наши эпистемиологические убеждения, мы должны постигать, отходя от чистой феноменологии, все естественные науки, такие как физику, химию, геологию и биологию. Обсуждая феномен памяти, Келер пишет: Существует лишь одна часть природы, которая, как показывают современные знания, могла бы в этом случае находиться в тесном контакте с феноменологическими данными. Эта часть природы обычно называется деятельностью мозга. В 1935 г. Келер подал в отставку в знак протеста против вмешательства нацистов в дела университета и эмигрировал в США. В 1955 г. он стал сотрудником Института перспективных исследований в Принстонском университете, а в 1958 г. - профессором психологии Дартмутского колледжа. Умер Келер в Энфилде (шт. Нью-Гэмпшир) 11 июня 1967 г.