Александр 1 подготовка егэ история. Тест "Период правления Александра I"


1801 – 1825 гг. – это период правления старшего сына императора Павла I, Александра I, прозванного Благословенным. Этот царь провёл ряд реформ во многих сферах общественной жизни, что дало Пушкину повод сказать о нём: «Дней Александровых прекрасное начало...». Остановлюсь на двух важных, на мой взгляд, событиях.

Первое произошло в феврале 1803 года когда был издан указ "О вольных хлебопашцах", согласно которому помещики могли за выкуп отпустить на свободу крепостных крестьян с землей. Данный указ имел более моральное, чем практическое значение. Но по сути стал первым шагом к отмене крепостного права. Император понимал, что Россию именно оно и тормозит. В письмах к своему воспитателю Лагарпу, он об этом говорил ещё до дворцового переворота. Но отмена крепостного права была отложена в долгий ящик. Результаты реформы, в целом, были незначительны, выкупились только 0,5% крестьян. Почему? Были две причины таких низких выкупов. С одной стороны, это нежелание помещиков расставаться со своими крепостными, с другой стороны, высокие ставки выкупа, которые не могло выплатить большинство крестьян.

Вторым важным событием указанного периода стала реформа управления М.М. Сперанского. Главным принципом, предложенных Сперанским преобразований являлось разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Проект Сперанского рисовал стройную систему российской бюрократии, но на практике был создан только высший законосовещательный орган - Государственный Совет. Это произошло в 1810 году. Осталось нереализованным создание в стране системы народного представительства. Центральным органом в этой системе должна была стать Государственная Дума. Что препятствовало созданию этой системы? Конечно, недовольство дворян, которые понимали, что реализация этого проекта лишит их власти, ведь у крепостных крестьян появятся гражданские права (свобода личности, свобода передвижения и др.). В общем, дворяне не желали отмены крепостного права и реформа Сперанского не состоялась в полном объеме.

Обе личности – и сам Александр I, и Сперанский пытались провести реформы, которые должны были многое изменить в России. Реформы нужно было провести, потому что возникли опасения, что если их не реализовать, то в России начнется революция подобная той, что произошла во Франции в XVIII века. Другой причиной реформ были и распространяющиеся в российских умах идеи французского просвещения, главной из которых было своеволие и свобода личности. К началу XIX века уже выросло новое поколение политической элиты, которое воспитывалась в духе Просвещения XVIII века. В её число входил и сам император. В итоге удалось реализовать меньше, чем было задумано. Немного была перестроена система центрального управления: был создан Государственный совет, а вместо коллегий появились министерства. Осталось нереализованным главное - освобождение крепостных крестьян от зависимости и создание народного представительство во главе с Государственной Думой. Россия продолжала оставаться самодуржавной монархией.

К этому периоду относится и деятельность Негласного комитета, и Отечественная война 1812 года с Наполеоном, и послевоенные мероприятия графа А.А. Аракчеева, называемые «военными поселениями», и Священный союз, инициатором которого стал сам Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Этот шаг императора удержал Европу от крупной войны ещё 40 лет.

Историки по - разному оценивают личность Александр I и его правление. Так, М.Н. Покровский считал, что реформы императора всего лишь внешнее прикрытие, своего рода игра в либерализм, от которого он отказался позже. Он подтолкнул страну к событиям 14 декабря на Сенатской площади. Но именно Александр I заговорил о необходимости ограничить власть самодержца, создать Думу и ввести Конституцию. Призывы об отмене крепостного права при нем распространялись все больше и больше. В его годы Россия смогла дать сокрушающий удар врагу, покорившему всю Европу. Победа в Отечественной войне 1812 года символизировала единство русского народа. Но правление Александа было весьма непоследовательным, так как начавшиеся либеральные реформы сменялись жесткими консервативными реформами. Но вошел император в историю Отечества как освободитель России и Европы. Им восхищались, его славили, но собственная совесть не давала покоя всю жизнь... В народе распространилась легенда о «Старце Фёдоре Кузьмиче», согласно которой Александр долго жил в Сибири старцем – отшельником и умер в 1864 году. Но нет каких - либо документов, подтверждающих истинность этой легенды.

Учитель истории МКОУ "Мюрегинская СОШ" Абидова П.Г.

ЕГЭ. История.

Александр I (1801-1825)

Кратко всё в одном месте

Из биографии

    Внук Екатерины II, Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота.

    Противоречивость характера: образованность, воспитанность, ум, тактичность дипломатический талант сочетались в нём с нерешительностью, колебаниями, угрызениями совести по поводу гибели отца - Павла I. Значительно позже появились такие черты характера, как лицемерие, двуличие.

    Был воспитан под присмотром Екатерины II. Его воспитатель - швейцарец Ф.Легарп , сторонник идей просвещения, республиканец по убеждениям.

    В конце жизни увлёкся мистикой, отошёл от политики. Есть точка зрения, что он ушёл в народ под именем старца Фёдора Кузьмича, умершего значительно позже в Томске.

Внутренняя политика

1 период: 1801-1812.

Либеральный. Стремление провести либеральные преобразования.

Негласный комитет (1801-1803)- неофициальный орган власти, входили друзья: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Они разрабатывали реформы. Полностью Негласный комитет распущен в 1805 году из-за несогласий с императором по ряду вопросов.

Преобразования

Реформа органов центрального управления

Цель данных реформ - совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России

    1802 г. - расширение прав Сената, верховного органа в империи (административная, судебная и контролирующая власть);

    В 1802-1811 гг.- создание 8 министерств : военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения; для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров . Дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором . Каждый министр имел заместителя (товарища министра ) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты , возглавляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками.

    Введены экзамены для чиновников

    Дальнейшая, после Екатерины 2, гуманизация общественной жизни: отмена пыток, уничтожение Тайной канцелярии в 1801; дарование свободы политическим заключенным и ссыльным

    Запрещение передачи помещикам государственных земель

    Подтверждение привилегии дворянства и городов

1809- Сперанский М.М. предлагает проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов»:

    Разделение властей: Государственная Дума - законодательный орган, Сенат- судебный, министерства - исполнительный.

    Государственный Совет- назначался императором. Он координировал деятельность высших органов власти.

    Право законодательной инициативы было только у императора. У него же- вся полнота власти управления страной.

    Наделение гражданскими правами всех сословий

Из всего проекта осуществлён один пункт: в 1810 г. создан Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре, за Сенатом сохранены функции высшего судебного органа.

Крестьянский вопрос

    Прекращение раздачи крестьян в частные руки;

    Указом 12 декабря 1801 г. лишение дворян монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

    Запрещение публикаций объявлений о продаже крестьян без земли;

    Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах » - освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком; к 1825 г. указом воспользовалось 0,5% крестьян (200 тыс.).

    Запрещение продажи крестьян на ярмарках в розницу, ссылка в Сибирь, помещик был обязан кормить крестьян в голодные годы.

    Прекращение практики раздачи государственных крестьян в крепостные

    В 1804-1805 гг. - проведение первого этапа крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа дала личную свободу крестьянам, имеющим свое хозяйство, и право аренды земли. Эта реформа была полностью осуществлена в 1816-1819 гг.

Реформа системы образования:
Создание 4-ступенчатой единой системы бесплатного образования для всех сословий (одноклассное приходское училище при церковном приходе, уездное трехклассное училище , шестиклассная гимнази я в губернском городе, университет во главе учебного округа); Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

1804 г.- издание Университетского устава , предоставлявшего университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

    Открытие Харьковского и Казанского университета (1805).

Основан ряд учебных заведений: привилегированные средние учебные заведения - лицеи (в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский); два новых института - Институт путей сообщения (1801 г.), Московское коммерческое училище (1804 г.).

ВЫВОД:

Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н.Карамзиным . «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ , которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

2 период: 1815-1825. Консервативный

Период характеризовался постепенным отказом от реформ.

Причины:

    Революционная война в Европе 1820-х годов

    Разочарование императора в возможности с помощью реформ предотвратить революции.

Большую роль играл Аракчеев А.А . – фактический руководитель Государственного Совета и Кабинета министров. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований , что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования Александра I как консервативную. Император не оставлял попыток решения крестьянского вопроса и осуществления своих конституционных идей.

    Освобождение от крепостной зависимости крестьян Эстляндии, Лифляндии и Курляндии (получив личную свободу, они лишались права на землю).

    В 1818-1819 гг. – проекты освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков.

А.А.Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. Д.А.Гурьева , министр финансов: отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно.

Е.Ф.Канкрин ,министр финансов: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г

Н.С.Мордвинов , министр морских сил:крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками, размер выкупа зависел от возраста крестьянина

    Создание проекта по принятию конституции.

Н.Н. Новосильцев, министр юстиции – Государственная уставная грамота

Ни один из проектов них так и не был реализован.

    Восстановление права помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки».

    В 1815 г. Александр подписал Конституцию Польши . Польша становилась конституционной монархией: король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме.

    В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н.Н. Новосильцевым разработать проект конституции для России . В 1819 г. такой проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был представлен царю и одобрен им. Но реализовать проект император не решился.

ВЫВОД: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права. Но само оно не было ликвидировано, так как большинство помещиков выступало против этого, а повторять судьбу отца Александр 1 не хотел.

Реформа армии : создание военных поселений

    Усиление контроля правительства за учреждениями образования, ужесточилась цензура.

Причины незавершённости и неудач реформ (кроме реформы образования):

    В подавляющей своей массе дворянство не принимало попыток либеральных преобразований. Отсутствовала социальная база.

    Личные качества Александра 1- слабая воля, постоянные колебания, боязнь дворцового переворота

    Россия вела непрерывные войны, было не до реформ

Россия при Александре I

Социальная структура:

    К началу 19 века население- около 70 мл. человек

    Население делилось на сословия , обладавшие разными правами и обязанностями. Сословность передавалась по наследству.

    Неподатные сословия : дворянство, духовенство. Податное: купечество, мещанство, крестьянство, казачество.

    Дворянство - привилегированное сословие- составляло 1% населения. Привилегии: право владеть крепостными крестьянами и землей, право свободного выезда за границу, свобода от обязательной военной службы, от телесных наказаний

    Духовенство- 5% населения. Делилось на белое и чёрное (монахи)

    Крестьянство - 90%.Оно делилось на категории: государственные (50%) считались «свободными сельскими обывателями», но выполнявшие натуральные повинности в пользу государства; крепостные (около 47 %)- лично зависимые от помещиков, несли повинности - оброк или барщину; удельные (0.5 млн. человек) принадлежали царской семье, они имели большие наделы и платили оброк. Особая группа крестьян - малочисленные народы Севера и Сибири, платили ясак. Выделялись «капиталистые» крестьяне - владели мельницами, маслобойнями, трактирами, постоялыми дворами, имели небольшие предприятия, использовали наемный труд. Но в основном крестьяне жили общинами.

    Казачество - 1.5.млн.человек, обязано были нести военную службу со своим снаряжением, обмундированием, оружием. Атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Во главе каждого войска стоял наказной (назначенный) атаман. Станичные атаманы избирались на станичных сборах. Только в этом, низшем звене еще сохранялся казачий демократизм.

    Купечество , для вступления в него необходимо было уплатить денежный взнос. Купечество делилось на три гильдии ; первая и вторая обладали привилегиями, сходными с привилегиями дворянства и духовенства. Купцы 1-й гильдии имели право вести внешнюю и внутреннюю торговлю, купцы 2-й гильдии обладали привилегией вести крупную внутреннюю торговлю, а 3-й - право мелкой городской и уездной торговли.

    Мещанство -примерно 10 млн.человек. Это были мелкие служащие, ремесленники, домашняя прислуга, студенты. Их положение характеризовалось гражданским и политическим бесправием и достаточно низким жизненным уровнем

    В городах зарождались классы - буржуазия и рабочий класс. Они формировались не на юридической, а на о экономической, имущественной основе. В рядах предпринимателей оказывались дворяне, купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне. Среди рабочих преобладали крестьяне, отпущенные на заработки, и городская беднота.

Экономика

Особенность : втягивание помещичьих хозяйств в товарно-денежные отношения.

Данный процесс шёл по двум направлениям:

    В нечерноземье - перевод крестьян с барщины на денежный оброк. Это заставляло их искать дополнительные источники доходов: домашние промыслы, отходничество.

    В черноземье- перевод крестьян на месячину .

Промышленность

    Существовало несколько типов мануфактур: казенная, вотчинная, посессионная - основывались на крепостном труде, были и частнокапиталистические.

    Господствующее положение занимали мелкие крестьянские промыслы, крестьяне - кустари.

Сельское хозяйство

    Сельское хозяйство преобладало в экономике. Оно носило экстенсивный характер.

    Урожайность была невысокая, часты неурожайные годы. Преобладали рожь, овёс, ячмень. В центрально-чернозёмных районах- преобладала пшеница. На Украине выращивали свёклу.

    Распространено было животноводство, но в основном для личного употребления.

Торговля и транспорт

    Широко развивался внутренний рынок. Ярмарок было более 60.

    Экспортировали хлеб, сырьё, ввозили машины для промышленности, инструменты, хлопок, краски.

    Главный торговый партнёр- Англия (1.3. экспорта и импорта)

    Основные виды транспорта- водный и гужевой (повозки на лошадях).Использовали труд бурлаков.

    Первый пароход появился на Неве в 1815 году. С 1817 года- стали ходить по Волге и Каме.

    Строились шоссейные дороги, но их было очень мало.

    Слабое развитие транспорта тормозило развитие промышленности и торговли.

Внешняя политика

Два направления во внешней политике:

    Европейское (борьба с наполеоновской Францией, война со Швецией)

    Восточное (войны с Ираном, Турцией, присоединение Закавказья).

Главные события внешней политики эпохи Александра I:

    1801 - добровольное присоединение Грузии к Российской империи.

    1805-1807 - неудачная война в составе коалиции европейских держав (Англия, Австрия, Пруссия и др.) против наполеоновской Франции (поражение при Аустерлице в 1805 г.). Результат – Тильзитский мир в 1807 ,вынужденное присоединение России к невыгодной для нее экономической блокаде Англии, объявленной Наполеоном.

1805- Россия в составе третьей коалиции с Великобританией, Австрией, Турцией.

1806-1807- в четвёртой коалиции с Великобританией, Пруссией, Швецией)

    1809 - присоединение Финляндии (на автономных началах) в результате победоносной войны со Швецией (1808-1809)

    1812 - присоединение Бессарабии (современная Молдавия) в результате победоносной войны с Турцией (1806-1812)

    1812 - вторжение Наполеона в Россию и Отечественная война против него, в которой, наряду с армией, приняли участие партизанские отряды.

    1813-1814 - заграничные походы русской армии против Наполеона (в союзе с Австрией и Пруссией), освобождение Европы и взятие Парижа (март 1814).

    1813 - начало покорения Северного Кавказа в результате победоносной войны с Персией (Ираном, 1804-1813)).

    1815 - присоединение Восточной Польши с Варшавой по решению Венского конгресса в результате победы над Наполеоном. Ухудшение отношений с бывшими союзниками из-за польского вопроса. Образование Священного союза европейских монархий (Россия, Австрия, Пруссия, позднее также бурбонская Франция) под эгидой России для борьбы с революционным движением в Европе и поддержанием статуса «легитимных» (законных) монархий. Англия не вошла в Священный союз, так как он был направлен против Турции, что её не устраивало.

Главным итогом наполеоновских войн стало превращение России в ведущую военно-политическую державу

Большинство советских историков полагали, что либеральные взгляды и планы реформ Александра либо являлись прикрытием консервативной политики, либо, в конечном итоге, служили укреплению крепостнических порядков. Так, С.Б. Окунь отмечал, что только конкретные обстоятельства в начале ХIХ в. заставляли царизм встать на путь внешнего либерализма и разговоры о неприемлемости самовластия должны были в конечном итоге способствовать укреплению абсолютизма.

Характерное для дореволюционной историографии противопоставление двух периодов правления Александра – либерального и консервативного – многие советские историки вообще отвергали (А.В. Предтеченский, Н.П. Еропкин, А.П. Бажова), считая политику правительства Александра в целом не менее реакционной, чем политика его отца.

Современные исследователи, в частности С.В. Мироненко, М.М. Сафонов, считают либерализм и увлечение Александра конституционными планами весьма серьезными.

В «Записке о древней и новой России» Карамзин Н.М.подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими «духу народа» и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самоде ржавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству. Идеалом для России Карамзин считал сильную монархическую власть , опирающуюся на законы и осуществляющую нравственное воспитание и просвещение народа. Карамзин выступал против разделения власти . Всю власть должен соединять государь, «отец и патриарх» народа. Но все же, Карамзин положительно оценивает Александра I и свою критику относит в первую очередь к окружению монарха. Эпоха Александра - это эпоха перемен, которая опережает развитие общества. В сравнение с эпохой Павла I, эпоха Александра - надежда на будущее России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Александр I .

1. В каком году произошло выступление декабристов на Сенатской площади?

1) 1801 г. 2) 1815 г. 3) 1825 г. 4) 1830 г.

2. Какая из названных битв произошла 26 августа (7 сентября) 1812 г.?

1) сражение у с. Бородино 2) сражение на р. Березине 3) Смоленское сражение 4) сражение у д. Салтановка

3. К первой четверти XIX в. относится деятельность

1) декабристов 2) народников 3) большевиков 4) землевольцев

4. Укажите десятилетие, когда в Российской империи были созданы первые министерства.

1) 1800-е гг. 2) 1830-е гг. 3) 1860-е гг. 4) 1900-е гг.

5. Что из перечисленного относится к первой половине XIX в.?

1) издание манифеста «О незыблемости самодержавия» 2) издание жалованной грамоты дворянству

3) создание «теории официальной народности» 4) создание Верховного тайного совета

6. Какой из перечисленных манифестов был подписан императором в 1810 г.?

1) об изгнании неприятеля из России и окончании Отечественной войны 2) об учреждении Государственного совета

3) «О незыблемости самодержавия» 4) «Об усовершенствовании государственного порядка»

7. Как назывались учреждённые в 1802 г. центральные исполнительные органы государственного управления России?

1) приказы 2) поселения 3) министерства 4) магистраты

8. Укажите место, где соединились 1-я армия М. Б. Барклая де Толли и 2-я армия П. И. Багратиона в 1812 г.

1) г. Минск 2) г. Смоленск 3) с. Бородино 4) г. Можайск

9. В ходе какой войны произошло сражение под г. Малоярославцем?

1) Отечественной 1812 г. 2) Семилетней 3) Ливонской 4) Первой мировой

10. Какое из перечисленных событий произошло в период правления Александра I?

1) издание указа о трёхдневной барщине 2) разрешение свободного выхода крестьян из общины

3) освобождение крепостных крестьян в Прибалтике 4) перевод временнообязанных крестьян на обязательный выкуп

11. После оставления Москвы в сентябре 1812 г. русская армия расположилась в укреплённом лагере у

1) р. Березины 2) г. Смоленска 3) с. Бородино 4) с. Тарутино

12. Следствием отказа от принципа коллегиальности в управлении отдельными областями государственной жизни в начале XIX в. стало

1) создание министерств 2) учреждение Тайной канцелярии 3) создание Верховной распорядительной комиссии

4) введение института земских начальников

13. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

1) идей славянофильства 2) теории официальной народности 3) идей Просвещения 4) теорий «общинного социализма»

14. Что относится к результатам Бородинской битвы?

1) армия Наполеона была разгромлена, перестала быть боеспособной силой

2) Наполеон отказался от планов по захвату Москвы, спешно отступив к границе

3) понеся большие потери, стороны заключили перемирие

15. Что из названного относится к причинам возникновения декабристских организаций?

1) широкое распространение идей западничества 2) недовольство проектами реформ М. М. Сперанского

3) рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 г.

4) широкое распространение идей славянофильства в России

16. Что стало поводом к выступлению декабристов на Сенатской площади?

1) создание III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

2) ситуация междуцарствия, возникшая после смерти Александра I

3) издание «чугунного» устава

4) участие русских войск в подавлении революции в Венгрии

17. Прочтите отрывок из донесения и укажите год, когда оно было составлено.

«Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод».

1) 1805 г. 2) 1812 г. 3) 1814 г. 4) 1825 г.

18. Прочтите отрывок из указа и укажите год обнародования этого указа.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селениями на волю и вместе с тем утвердить им участок земли; то, сделав с ними условия, которые

по обоюдному согласию признаются лучшими, …представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам. …Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

1) 1797 г. 2) 1803 г. 3) 1861 г. 4) 1883 г.

19. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите главнокомандующего русской армией, о котором идёт речь.

«Назначение его главнокомандующим произвело общий восторг и в войске, и в народе. <…> Петербург, Москва, Россия ожидали от него новой славы, новых побед. <…> На все приветствия опытный полководец отвечал: "Не победить, а дай бог обмануть Наполеона!"».

20. Прочтите отрывок из указа императора и укажите этого императора.

«1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной. <…>

3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные. <…>

14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами».


21.
Прочтите отрывок из манифеста и укажите монарха, издавшего этот манифест.

«I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим. Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил, 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях, 4. Отделение Юстиции, 5. Внутренних Дел, 6. Финансов, 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения».

1) Пётр I 2) Александр I 3) Николай I 4) Александр III

22. Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите автора.

«Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск <…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».

1) А. В. Суворов 2) М. И. Кутузов 3) П. И. Багратион 4) М. Д. Скобелев

23. Прочтите отрывок из манифеста и укажите монарха, издавшего данный манифест.

«От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли слыханные. Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединённые, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошёл в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется и начинает повсюду разливать огонь и опустошение.

Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы, и где он? <...> Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами чёрных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей».

1) Пётр I 2) Екатерина II 3) Александр I 4) Александр II

24. После Смоленского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года главнокомандующим русской армией стал

1) П. И. Багратион 2) М. Б. Барклай де Толли 3) М. И. Кутузов 4) император Александр I

25. Во время Смоленского сражения в ходе Отечественной войны 1812 г. общее руководство русской армией осуществлял

1) П. И. Багратион 2) М. И. Кутузов 3) М. Б. Барклай де Толли 4) император Александр I

26. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?

1) М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли 2) В. Кожина, Г. Курин

3) П. И. Багратион, А. П. Ермолов 4) Н. Н. Раевский, М. И. Платов

27. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите название площади, события на кото рой показаны на картине.

1) Дворцовая 2) Вознесенская 3) Сенатская 4) Красная

28. Расположите в хронологической последовательности события войн с Наполеоном.

1) Совет в Филях 2) битва при Аустерлице 3) сражение на р. Березина 4) битва за город Смоленск

5) вступление войск Наполеона в Москву

29. Какие три из перечисленных ниже признаков свидетельствуют о развитии капитализма в России в первой половине XIX в.?

1) начало промышленного переворота 2) использование труда наёмных рабочих на мануфактурах

3) возникновение монополий 4) усиление крепостного права

5) мелкотоварное крестьянское производство 6) выращивание новых сельскохозяйственных культур

30. Какие три из перечисленных ниже событий относятся к правлению Александра I?

1) создание земств 2) созыв Государственной думы

3) образование Священного союза 4) учреждение Синода

5) учреждение министерств 6) сражение при Аустерлице

31. Какие три из перечисленных ниже положений относятся к содержанию проекта преобразований М. М. Сперанского?

1) отмена крепостного права 2) учреждение Государственного совета

3) перенос столицы в Москву 4) внедрение принципа разделения властей

5) восстановление коллегий 6) создание Государственной думы

32. акие три из перечисленных ниже событий относятся к царствованию Александра I?

3) введение всесословной воинской повинности 4) освобождение всех крепостных крестьян

5) учреждение Государственного совета 6) введение суда присяжных заседателей

33. Какие три из перечисленных ниже событий происходили во время Отечественной войны 1812г.?

1) оборона Севастополя 2) Бородинское сражение

3) сражение под Лесной 4) Брусиловский прорыв

5) Тарутинский марш-маневр 6) сражение под Малоярославцем

34. Какие три из перечисленных ниже исторических лиц руководили партизанскими «летучими отрядами» в годы Отечественной войны 1812 г.?

1) Д. В. Давыдов 4) Н. Н. Раевский

2) П. И. Багратион 5) П. В. Чичагов

3) А. С. Фигнер 6) Г. М. Курин

35. Какие три архитектурных сооружения были возведены в честь победы в Отечественной войне 1812 г.?

1) храм Христа Спасителя 2) Исаакиевский собор

3) Манеж 4) Адмиралтейство

5) Александрийская колонна 6) памятник М. И. Кутузову в Смоленске

36. Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением одного, относятся к преобразованиям Александра I.

1) Вольные хлебопашцы, 2) Негласный комитет, 3) министерства, 4) земства, 5) военные поселения.

37 . Центральные государственные учреждения, созданные Александром I в 1802-1811 гг., основанные на принципе единоначалия и ведавшие определенными отраслями управления в масштабе страны _________________ . Министерства

38 . Капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике _____________ . Мануфактура

39. В каком году в России была проведена министерская реформа?

1) 1785 г. 3) 1826 г.

2) 1802 г. 4) 1837 г.

40. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

1) сражение при Аустерлице 2) пожар Москвы 3) «битва народов» под Лейпцигом 4) сражение при реке Березине

41. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Заграничный поход русской армии 2) учреждение военных поселений

3) подписание Тильзитского мира 4) создание «Свода законов Российской империи»

42. . Выступление декабристов в Санкт-Петербурге произошло в

1) 1815 г. 2) 1818 г. 3) 1825 г. 4) 1829 г.

1) Александр I 3) А.А. Аракчеев

2) Н.Н. Новосильцев 4) М.М. Сперанский

44. В каком городе соединились 1-я и 2-я русские армии во время Отечественной войны 1812 г.?

1) Витебске 3) Смоленске

2) Малоярославеце 4) Москве

45. Какое событие произошло во время Отечественной войны 1812 г.?

1) сражение у деревни Лесной 2) осада Севастополя 3) сражение под Малоярославцем 4) оборона Шипки

46. Как назывался высший законосовещательный орган Российской империи с 1810 г. по 1906 г.?

    Синод 3) Сенат

    Государственный совет 4) Совет министров

47. Что такое «континентальная блокада»?

    запрет французских властей на торговлю европейских стран с Пруссией и Австрией

    политика Наполеона I, направленная на экономическое ослабление Англии

    политика Александра I, направленная на прекращение торговых связей с Францией и её союзниками

    попытка русского царя блокировать связи Англии с её колониями в Индии

48. Какие органы управления были заменены в начале XIX в. министерствами?

1) Коллегии 3) приказы

2) земства 4) земские соборы

49. Указ «О вольных (свободных) хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостной зависимости крестьян

2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землёй за выкуп

3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния

4) право крестьян выходить из общины с землёй

50. Что было одной из причин отступления Наполеона из России в 1812 г.?

    поражения французских войск в Смоленском сражении

    народная и партизанская война русских против захватчиков

    поражение французских войск в Бородинской битве

    заключение Россией, Англией, Пруссией и Австрией союза против Наполеона

51. План действий М. Б. Барклая де Толли в 1812 г. в ожидании войны с Наполеоном предусматривал

    отступление русских армий в глубь территории России на начальном этапе войны

    совместные действия против Наполеона с прусской и австрийской армиями

    генеральное сражение с французской армией на границе

    нанесение превентивного (упреждающего) удара по наполеоновской армии

52. Прочтите отрывок из донесения военачальника и укажите его имя.

«...войски наши, удержав почти все свои места, оставались на оных. Я, заметя большую убыль и расстройство в баталио- нах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую... Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия сражались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия... будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердостью духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнию за отечество».

1) М.И. Кутузов 3) А.С. Суворов

2) М.Д. Скобелев 4) А.А. Брусилов

    53. Какие три государственных деятеля играли важную роль в царствовании Александра I?

1) А.А. Аракчеев 4) М.М. Сперанский

2) Н.Х. Бунге 5) Н.Н. Новосильцев

3) М.Т. Лорис-Меликов 6) К.П. Победоносцев

54. Комиссией по кодификации российского законодательства руководил

1) М.М. Сперанский 3) А.А. Аракчеев

2) А.Х. Бенкендорф 4) П.Д. Киселёв

55. Напишите пропущенное слово.

К 1820 г. был разработан проект Уставной грамоты Российской империи _____ первой за всю историю России.

Проект предусматривал создание двухпалатного парламента, без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы.

56. Что из названного относится к причинам отказа Александра I от проекта преобразования системы государственного управления, предложенного М.М. Сперанским?

1) протест чиновничества и придворных 2) начало войны с Наполеоном 3) протест предпринимателей

4) начало войны с Турцией

57. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к первой половине XIX в.

1) земский участковый начальник; 2) «Русская правда»; 3) «чугунный устав»; 4) теория официальной народности; 5) корпус жандармов; 6) Уставная грамота Российской империи.

58. Что из перечисленного относится к характерным чертам внутренней политики Александра I в первый период его правления - до Отечественной войны 1812 г.?

1) Реформаторство 2) консерватизм 3) реакция 4) обсуждение проектов без проведения каких-либо преобразований

59. Что из перечисленного относится к последствиям учреждения министерств?

1) ликвидация коллегий 2) ликвидация Тайной канцелярии 3) расширение Собственной Е.И.В. канцелярии

4) создание Негласного комитета

60. М.И. Кутузов был назначен 8 августа 1812 г. Главнокомандующим русской армией вместо

1) Н.Н. Раевского 3) М.Б. Барклая де Толли

2) П.И. Багратиона 4) А.П. Ермолова

61. В Отечественную войну 1812 г. Д.В. Давыдов командовал

1) батареей 3) полком

2) бригадой 4) партизанским отрядом

62. Напишите пропущенное слово.

Окончательное решение принял М.И. Кутузов: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия. Приказываю отступать». Решение об отступлении было принято на военном совете в деревне.

63. Что из названного относится к причинам принятия М.И. Кутузовым решения оставить Москву без боя?

1) поражение в Бородинском сражении 2) желание Александра I заключить мир

3) отсутствие резервов в русской армии 4) нехватка продовольствия

64. Что из перечисленного относится к планам Наполеона в войне против России 1812 г.?

1) захватить Петербург 2) разгромить русские армии в приграничных сражениях

3) захватить юг России 4) соединиться с турецкой армией

65. Что из перечисленного относится к последствиям сражения под Малоярославцем?

1) начало изгнания Наполеона из России 2) вступление в войну Швеции

3) вступление в войну Англии 4) начало партизанской войны

66. Прочтите отрывок из высказывания Ф.В. Булгарина и укажите, о ком говорит автор.

«[Ему] поставлен в столице памятник, как Румянцеву, Суворову и Кутузову; но это награда царская, а в народе русском ещё не появился для него историк. К [нему] до сих пор все как-то холодны, хотя и признают великие его заслуги перед Отечеством. Холодность эта происходит, может быть, оттого, что он чужеплеменник».

    П.И. Багратион 3) М.Б. Барклай де Толли

    П.Х. Витгенштейн 4) Л.Л. Бенигсен

67. В Отечественную войну 1812 г. донскими казаками командовал

68. Во время Бородинской битвы Ф.П. Уваров командовал

1) Артиллерией 2) правым флангом 3) левым флангом 4) рейдом в тыл противника

69. Напишите пропущенное слово.

Из Красной Пахры Кутузов к 2 октября 1812 г. отвёл армию дальше на юг к селу ближе к Калуге. Находясь

на старой Калужской дороге, русская армия прикрывала Тулу, Калугу, Брянск и хлебородные южные губернии, угрожала неприятельскому тылу между Москвой и Смоленском.

70. Что из названного относится к причинам Отечественной войны 1812 г.?

1) отказ Франции от континентальной блокады 2) присоединение к России Финляндии

3) нарушение обеими сторонами Тильзитского договора

4) присоединение к России герцогства Варшавского

71. Что из перечисленного относится к планам командования русской армии, составленным перед войной с Наполеоном в 1812 г.?

    организовать отступление русских армий с целью их соединения

    окружение Наполеона силами трёх армий

    проведение генерального сражения на границе

    отказ от генерального сражения

72. Что из перечисленного относится к последствиям Бородинской битвы?

    заключение мира с Наполеоном

    подписание договора с Англией

    начало контрнаступления русской армии

    оставление Москвы без боя

73. Прочтите отрывок из книги историка А.И. Михайловского-

Данилевского о событиях Отечественной войны 1812 г. и укажите название города, о котором идёт речь.

«(Город) был пунктом чрезвычайно важным, ибо в нём надеялись соединить обе наши армии, а потому Главнокомандующий велел Дохтурову, следовавшему со своим корпусом из Витебска на Лиозну, тотчас идти, усиленными маршами... непременно быть там через три или четыре дня, 19 или 20 июля...»

    Москва 3) Малоярославец

    Смоленск 4) Калуга

74. В соответствии с Указом Павла I о престолонаследии от 5 апреля 1797 г. после смерти Александра 1

    престол должен был перейти к Николаю Павловичу

    престол должен был перейти к Константину Павловичу

    императора назначал Государственный совет

    императора выбирал Земский собор

75. Союз благоденствия был создан в

    1815 г. 3) 1818 г. =

    1816 г. 4) 1821 г.

76. Напишите пропущенное слово.

К.Ф. Рылеев был одним из руководителей общества декабристов.

77. Что из перечисленного было во время следствия названо участниками движения декабристов в качестве одной из причин их вступления в тайное общество?

    знакомство с жизнью Европы во время войны с Наполеоном

    недовольство свержением Павла I

    недовольство политикой на Кавказе

    желание продолжить реформы Екатерины II

78. Укажите положение, содержавшееся в «Русской правде» - программном документе декабристов.

    конституционная монархия

    республиканская форма правления

    федеративное устройство

    двухпалатный парламент

79. После подавления восстания суд приговорил руководителей декабристов К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьёва-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.И. Пестеля и П.Г. Каховского к

    бессрочной каторге 4) смертной казни

80. Прочтите отрывок из воспоминаний А.Х Бенкендорфа о восстании декабристов и укажите причину пассивности властей.

« получил от одного молодого гвардейского офицера письмо с предостережением об опасности, которой подвергнутся он сам и вся Россия, если он будет провозглашён Императором... Мы спокойно обсуждали эту новость, я не мог Себе представить, что [заговорщики] осмелятся предпринять что-либо, имея в основе только слабые голоса нескольких помешанных... Производить аресты в момент восшествия на престол, не имея определённых доказательств, было бы столь же неправильно, сколь и рискованно. Надо было дождаться развития событий».

    о тайных организациях не было известно властям

    не была известна дата восстания

    не был известен состав организаций

    власти не думали, что заговорщики решатся на открытое выступление

81. Укажите, кто был автором «Русской правды» - программного документа декабристов.

1) Н.М, Муравьёв 3) С.П. Трубецкой

2) П.И. Пестель 4) К.Ф. Рылеев

82. Союз спасения был создан в

    1815г.

    1816 г.

83. Напишите пропущенное слово.

А.А. Бестужев-Марлинский был одним из руководителей _____________ общества декабристов.

84. Что из названного относится к причинам создания тайных обществ декабристов?

1) дарование конституции Польше 2) ужесточение цензуры 3) создание Священного союза

4) непоследовательность реформ Александра I

85. Укажите положение, содержавшееся в «Конституции» - программном документе декабристов.

1) сохранение унитарного государства 2) сохранение помещичьих земель 3) установление республики

4) исполнительная власть у Державной думы

86. Что из перечисленного относится к последствиям восстания декабристов?

1) отмена крепостного права 2) ограничение монархии 3) ликвидация военных поселений

4) возникновение революционно-демократического движения

87. Прочтите отрывок из программного документа декабристов и укажите его название.

«Государства бывают или Неразделимые, или федеративные... при внимательнейшем рассмотрении легко убедиться можно в решительном преимуществе неразделимого образования Государства над федеративным; особенно применяя оное к России при обширном её пространстве и большом количестве различных племен и народов её населяющих... Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское Государство, в пределах выше обозначенных Единым и Неразделимым, отвергающим притом совершенно всякое федеративное образование, устройство и существование Государства»

1) «Русская правда» 3) «Конституция»

2) «Уставная грамота» 4) «Соборное уложение»

88. Назовите не менее двух направлений внутренней политики Александра I. Приведите не менее трёх примеров проведённых им реформ.

89. Почему первый период правления Александра I называли «дней Александровых прекрасное начало»? Укажите не менее трёх аргументов. Приведите не менее двух фамилий членов Негласного комитета.

90. Назовите не менее трёх преобразований в социальной сфере в период царствования Александра I. Укажите не менее трёх мероприятий в сфере образования и просвещения, предпринятых Александром I.

91. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1806-1807 гг. Александру I стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором программы преобразований и ближайшим советником императора стал М. М. Сперанский - выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной службы благодаря необычным способностям и своему трудолюбию. М. М. Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

В чём суть проекта реформ М. М. Сперанского? Укажите не менее трёх положений. Почему этот проект не был реализован, хотя вначале его поддержал император Александр I? Назовите не менее трёх причин.

92. Сравните цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).

93. Существует следующая точка зрения на правление Александра I: Внутренняя политика Александра Противоречила интересам крестьян.

94. Существует такая оценка второго периода правления императора Александра I: Несмотря на нарастание консервативных тенденций в последнее десятилетие царствования Александра I, этот период нельзя называть реакционным , потому что неоднократно предпринимались попытки возвратиться к либеральной политике.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.

95. Существует следующая точка зрения по вопросу о значении реформ, проведённых в период правления Александра I: Все начинания Александра I были безуспешны.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.

96. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в период царствования Александра I (1801 - 1825 гг.). Укажите не менее двух задач. Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трёх примеров).

97. Назовите два основных направления внешней политики Александра I. Укажите не менее двух итогов Отечественной войны 1812 г. Приведите не менее двух положений, раскрывающих историческое значение победы в Отечественной войне 1812 г.

98. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом вопросе царь был принципиален и твёрд. Однако в 1807 г. Александр I подписал с Наполеоном договор в Тильзите, который вызвал негативную реакцию со стороны российского дворянства и купечества.

Почему Александр I был вынужден пойти на подписание этого договора? Укажите не менее двух положений. Чем объяснялось такое отношение дворянства и купечества к подписанию Тильзитского договора и к его условиям? Укажите всего не менее двух причин.

99. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Героической страницей истории Российского государства стала Отечественная война 1812 г., укрепившая международное влияние России и на длительное время обеспечившая ей главенствующую роль в европейской политике. Назовите не менее двух причин начала Отечественной войны 1812 г. Приведите примеры двух военных сражений Отечественной войны 1812 г.

100. Назовите не менее трёх предпосылок возникновения тайных обществ в России первой четверти XIX в. Укажите не менее трёх причин поражения восстания декабристов.

101. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Отечественная война 1812 г. и последующие Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. оказали существенное влияние на возникновение движения декабристов. Какие ещё были причины возникновения этого движения? Назовите не менее двух причин. Приведите не менее трёх примеров влияния Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода русской армии (1813-1814 гг.) на мировоззрение декабристов.

102. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти, однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт- Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чём проявилось влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли и внутреннюю политику России? Приведите не менее трёх положений.

103. Во время восстания декабристов на Сенатской площади генерал М. А. Милорадович, пытавшийся уговорить солдат разойтись, выдернул из ножен полученную им в дар от великого князя Константина Павловича шпагу, повернул её эфесом к мятежникам и стал показывать и громко читать надпись: «Другу моему Милорадовичу». Речь генерала подействовала на солдат, стоявших в каре.

Что хотел М.А. Милорадович объяснить солдатам, демонстрируя шпагу? Чем ещё (кроме наличия у него шпаги и аргумента, связанного с этим) мог генерал повлиять на решение солдат об участии в восстании? Какова дальнейшая судьба М.А. Милорадовича?

104. Сравните основные положения программных документов Северного общества декабристов («Конституция» Н. М. Муравьёва) и Южного общества («Русская правда» П. И. Пестеля). Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).

105. События декабря 1825 г. были связаны с проведением повторной присяги новому императору. Как объявление повторной присяги способствовало развитию этих событий? Почему наследником императора Александра I оказался не великий князь Константин Павлович, а великий князь Николай Павлович? Как события 14 декабря 1825 г. повлияли на политику нового императора?

106. Существует следующая точка зрения на предпосылки возникновения движения декабристов: На оформление взглядов декабристов оказали влияние Отечественная война 1812 г. и Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения»

Контрольно-измерительные материалы

по истории

для студентов 1 курса

по теме «Эпоха АлександраI»

Подготовила:

Маркелова Ирина Степановна

преподаватель истории

г.Муром,

2012г.

Пояснительная записка к тестам «Эпоха Александра 1»

Тесты разработаны для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоаппаратуры», «Технология машиностроения», «Компьютерные сети», «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет».

Цель теста №1:

Оценка усвоения знаний по внешней политике периода правления Александра 1, упор делается на важное историческое событие, которое повлияло на дальнейший ход исторических событий: Отечественная война 1812 года.

Цель теста №2:

Оценка усвоения знаний по внутренней политике периода правления Александра 1, упор делается на важные исторические события: создание министерств, Негласного комитета который рассмотрел вопросы деятельности «Непременного совета»,Указ о Сенате. 1803 г. – указ о «Вольных хлебопашцах». Деятельность исторических личностей: Ф.С. Лагарп, М.М. Сперанский, А.А.Аракчеев, Н.Н.Новосельцев

Цель теста №3:

Оценка усвоения знаний по общественному движению периода правления Александра 1(После Отечественной войныво1812 г. - политика крайней реакции; - насаждение военных поселений; - муштра, жестокие наказания в армии. Декабристы. 1816 – «Союз Спасения» – Муравьев, Трубецкой, Муравьев-Апостол, Якушкин, Оболенский. - за ограничение самодержавия. 1818 – «Союз Благоденствия» – те же силы. - за введение конституции. - за отмену крепостного права. 1821-1822 Программные документы: Северное Южное Трубецкой Муравьев, Оболенский Конституционная монархия, федеративное устройство, двухпалатный парламент, отмена крепостного права (2 десятины на двор) Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин. «Русская Правда» 1 палатный парламент, всеобщее избирательное право с 18 лет, правительство -«Державная Дума», отмена крепостного права с наделением 50% от всей земли).

Цель теста №4:

Оценка усвоения знаний по всему периоду правления Александра 1, проведение рубежного контроля.

Текущее тестирование

На выполнение работы отводится 30 минут. Работа состоит из 2-х частей. Часть 1 содержит 10 заданий базового уровня. К каждому заданию приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа.

Часть 2 содержит задания повышенной сложности. Задания с кратким ответом представлены в следующих формах:

поиск информации в источнике

На выполнение части 2 ориентировочно отводится 8-10 минут

Часть 1 – балл за каждый верный ответ (максимальное количество баллов – 10).

Общее количество баллов за работу – 17 баллов

1-5

6-9

10-13

14-17

2

3

4

Инструкция по выполнению работы

Рубежное тестирование

На выполнение работы отводится 40-45 минут. Работа состоит из 3-х частей и содержит 39 заданий.

Часть I содержит 15 заданий базового уровня. К каждому заданию 1-15 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении надо указать номер верного ответа. На выполнение части I отводится ориентировочно 15-20 минут.

Часть II содержит 4 задания повышенной сложности. Задания с кратким ответом представлены в следующих формах:

установление соответствия (ответ должен быть записан в таблицу)

установите последовательность событий (ответ должен быть записан в таблицу)

группировка фактов (ответ должен быть записан в таблицу)

поиск информации в источнике

На выполнение части II ориентировочно отводится 8-10 минут.

Часть III содержит одно задание высокого уровня сложности, требующего развернутого ответа. На выполнение части III ориентировочно отводится 10 минут

Количество баллов за выполнение заданий

Часть 1 – балл за каждый верный ответ (максимальное количество баллов – 15).

Часть 2 – В1 –В3 по 2 балла, В4 – 1 балл (максимальное количество баллов – 7)

Часть 3 – 2 балла за полный ответ (максимальное количество баллов – 2)

Общее количество баллов за работу – 24 балла

Таблица перевода текстовых баллов в школьные оценки

1-9

10-14

15-19

10-24

2

3

4

Внешняя политика Александра I.

А1. В каком году произошло присоединение Финляндии к России

1)1801 2) 1809 3) 1815 4)1824

А2. На Венском конгрессе решался вопрос

Устройство Европы после разгрома войск Наполеона

Присоединение России к континентальной блокаде

Вступление России в состав Третьей антифранцузской коалиции

Вступление России в состав Четвертой антифранцузской коалиции

А3. Генеральное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось

1)под Бородино 2) под Смоленском 3) под Малоярославцем 4) под Шевардино

А4. Прочтите отрывок из воспоминаний французского военачальника де Коленкура и укажите год события, о котором идет речь

«… В Тильзите император Наполеон очень далеко пошел навстречу императору Александру. В своих словах и обещаниях он пошел горазда дальше, чем хотел идти в политике, и был раздосадован, когда встретил педантичного человека, который принял за чистую монету все то, что ему твердили и, как говорил император Наполеон, был вырублен из одного куска».

1)1803 2) 1805 3) 1807 4)1814

А5. Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова Александру 1 о сражении при Бородино

«…Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все его покушения на левый наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвой столь дерзкого предприятия, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареей…»

Кто руководил этой батареей?

1) Н.Н. Раевский 2) А.А. Аракчеев 3) П.И. Багратион 4) Е.П. Ермолаев

А6. Континентальная блокада - это

1) система мероприятий по подрыву торговых отношений с Англией, проводимая Наполеоном

2) препятствия. Создаваемые США, для проникновения русских купцов на территорию Аляски

3) политика английского правительства, направленная на запрет торговли со странами континентальной Европы 4) таможенный устав, принятый в 1810 г. в России

А7. На военном совете в Филях было принято решение

1) создавать войска народного ополчения 2) издать манифест об окончании войны

3) назначить Главнокомандующим армией М. Кутузова 4) Оставить Москву и отступить на юг

А8. В.Кожина, Г.Курин, Е.Четвертаков, Д.Давыдов известны тем, что

1) спасли Кремль от взрыва при отступлении из Москвы армии Наполеона

2) они первыми записались в Петербургское ополчение под командованием М.Кутузова

3) они возглавляли партизанские отряды 4)первыми получили медали «Народное ополчение»

А9. Кто из перечисленных ниже военачальников был героем Отечественной войны 1812 г.

А)П.И. Багратион Б) Н.Н.Раевский В)Н.П. Криндер Г) И.В.Гурко Д) Д.А. Милютин Е) М.Б. Барклай –де Толли

Укажите верный ответ:

АБВ 2) ВДЕ 3) ВГД 4) АБЕ

А10. Значение победы в Отечественной войне в том, что

1) война пробудила чувства национального самосознания русского народа и вызвала патриотический подъем в стране

2) было отменено крепостное право

3) был дан мощный импульс для развития капиталистических отношений

4) было принято решение о введении в России всеобщей воинской повинности

В2. Установите соответствие между названиями мирных договоров и годами их подписания .

В3. Прочтите отрывок из книги историка Е.В. Тарле «Наполеон» и назовите сражение, которое описано в нем.

«Наполеон лично руководил сражением с начала до конца: почти все его маршалы были налицо. Поражение русских и австрийцев определилось уже в первые утренние часы, но все-таки не погибла бы русская армия так страшно, если бы русские генералы не попали в ту ловушку, которую измыслил и осуществил Наполеон: он угадал, что русские и австрийцы будут стараться отрезать его дороги к Вене и от Дуная, чтобы окружить или загнать к северу, в горы, и именно поэтому он как бы оставил без прикрытия и защиты эту часть своего расположения, отодвигая преднамеренно свой левый фланг». Ответ___________________________

В4. Какие события относятся к внешней политике России при Александре 1? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

1) швейцарский поход Суворова 2) Семилетняя война

3) присоединение Финляндии к России 4) участие России в Венском конгрессе

Ответы:

А 1- 2;

А 2- 1

А 3 -1

А 4-3

А 5-1

А 6-1

А 7-4

А 8- 3

А 9-4

А 10-1

В 1 – ГВАБ

В 2 - 2135

В 3- Аустерлицкое

В 4- 34

Внутренняя политика Александра I

А1. Александр I царствовал в

1)1800-1812 2) 1804-1816 3) 1801 – 1825 4)1808-1868

А2. Учреждение министерств в России произошло

1)8 сентября 1802 г. 2) 12 марта 1801 г. 3) 4 апреля 1826 г. 4)1 января 1810 г.

А3. Какое событие произошло позже всех остальных?

1)создание Негласного комитета 2) создание Государственного совета

3)учреждение министерств 4)указание указа о «вольных хлебопашцах»

А4. Кто из нижеперечисленных государственных деятелей был инициатором и организатором введения военных поселений

1)Н.Н.Новосельцев 2) А.А. Аракчеев 3) Г.Г.Орлов 4) А.Х. Бенкендорф

А5. «Всесильным временщиком» в годы правления Александра I называли:

1) А.А. Аракчеева 2) А.А. Чарторыйского 3) Ф.С. Лагарпта 4) Н.С. Муравьева

А6. Помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп в соответствии с

1) Жалованной грамотой дворянству 2) указом о праве мещан и крестьян покупать ненаселенные земли 3) запретом публиковать в газетах объявления о продаже крестьян без земли

А7. Высшая судебная инстанция в России

1) министерство юстиции 2) Сенат 3) Синод 4) Генеральная прокуратура

А8. Особая организация войск в Российской Империи, созданная с целью уменьшения военных расходов и предполагающая совмещение военной службы с занятием сельским хозяйством, - это:

1) военные поселения 2) внутренние войска 3) военный округ 4) дивизион

А9. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета, который являлся

1)Высшим судебным органом 2) законодательным органом при императоре

4) указом о «вольных хлебопашцах

А10. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1) Учреждение Государственного совета 2) Указ о «вольных хлебопашцах

3) Принятие Конституции Царства Польского

4) создание проектов конституции России Н.Н.Новосельцева «Уставная грамота Российской Империи»

В3. Прочтите отрывок из «Записок» И.Д. Якушкина и укажите царя, о котором идет речь

« По возвращении императора в 1815 году, он просил у министров на месяц отдыха; потом передал почти все управление государством графу Аракчееву. Душа его была в Европе; в России же более всего он заботился об увеличении числа войск. Царь был всякий день у развода; во всех полках начались учения, шагистика вошла в полную свою силу». Ответ___________________________

В4. Какие события относятся к попыткам решения крестьянского вопроса при Александре I? Укажите 3 верных из 6 предложенных .

1) упразднение Тайной экспедиции 2) Указ о «вольных хлебопашцах

3) указ о обязанных крестьянах 4) указ о правах крепостных крестьян выкупа на свободу в случае продажи поместья их владельца за долги 5) отмена крепостного права в Прибалтике

6) запрет публиковать объявления в газетах о продаже крепостных крестьян без земли

Ответы:

А 1- 3;

А 2- 1

А 3 -2

А 4-2

А 5-4

А 6-3

А 7-1

А 8- 3

А 9-3

А 10-3

В 2 - 2431

В 3- Александр 1

В 4- 256

Общественное движение в годы правления Александра I

А1. Какое из перечисленных тайных обществ возникло раньше других?

Союз благоденствия 2) Союз спасения 3) Южное общество 4)Северное общество

А2. Восстание на сенатской площади произошло

4 декабря 1800 г. 2) 5 декабря 1815 г. 3) 14 декабря 1825 г. 4)15 декабря 1864 г.

А3. Назовите программу Северного общества

1) «Зеленая книга» 2) «Русская правда» П. И. Пестеля

3) «Уставная грамота Славяно-русской империи» 4) «Конституция» Н. Муравьева

Участников восстания 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

Участников боев на р. Березине в декабре 1812 г.

Приговоренных к смертной казни, замененной в декабре 1849 г. на каторжные работы, петрашевцев

А5. На роль диктатора восстания на Сенатской площади был назначен

1) С.П. Трубецкой 2) Е.П. Оболенский 3) П.И. Пестель 4) А.Н. Сутгоф

А6. В программных документах тайных обществ будущих декабристов предусматривалось:

А7. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был членом декабристках организаций?

А) Н.М. Муравьев Б) П.И. Пестель В) А.А. Аракчеев

Г) К.Ф.Рылеев Д) Ф.Ф. Беллинсгаузен Е) Н.Н. Раевский

1) АДЕ 2) АБД 3) БВГ 4) АБГ

А8. Особенность общественного движения в России в первой четверти 19 века

1) его активными участниками были молодые офицеры

2) активная агитация и распространение своих идей среди народа

3) отсутствие организации и программных документов

4) отсутствие информации у власти о деятельности и планах тайных обществ

А9. К предпосылкам возникновения движения декабристов не относятся

1)господство крепостного права и сохранение самодержавия

2) патриотический подъем, вызванный подъем в Отечественной войне 1812 г.

3) идеи французских просветителей 4) создание министерств

А10. Историческое значение восстания декабристов состояло в том, что они…

1) положили начало освободительному движению в России

2) добились отмены крепостного права

3) принесли присягу на верность Константину

4) нашли единственно верный способ решения назревших в России проблем

В1. Расположите в хронологической последовательности

А) возникновение Южного общества Б) восстание Черниговского полка

В) восстание на Сенатской площади Г) роспуск «Союза спасения»

В2. Установите соответствие между событиями и их датами .

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) создание Союза спасения

Б) восстание декабристов

В)образование Южного общества

Г) казнь декабристов

1) 1825

2) 1821

3) 1826

4) 1816

5) 1824

В3. Прочтите отрывок из показаний капитана А.И. Майбороды и назовите общество, о котором идет речь.

«Объясните прямую или истинную цель сего известного вам общества, которое называете опаснейшим в его последствиях для всего государства и составляющим. По вашему выражению, огромное скопище. А также главные черты законов того общества и других сочинений, составляемых Юншеским, Пестелем…». Ответ___________________________

В4. Какие события относятся к восстанию декабристов? Укажите два верных положения из четырех

1) переприсяга Николаю 1 2) выстрел П.Г. Каховского в М.А. Милорадовича

3) бой за шевардинский редут 4) Морозовская стачка

Ответы:

А 1- 2;

А 2- 3

А 3 -4

А 4-1

А 5-1

А 6-2

А 7-4

А 8- 1

А 9-4

А 10 -1

В 1 – ГАВД

В 2 - 4123

В 3- Южное

В 4- 12

Итоговое тестирование по теме «Россия в годы правления

Александра I».

А1. Какое событие произошло раньше других

1)Учреждение Государственного совета 2) создание военных поселений

3) указ о запрете всех тайных организаций 4)принятие указа о «вольных хлебопашцах»

А2. Политический строй в России в XIX в. - это

1) парламентская монархия 2) конституционная монархия 3) республика 4) самодержавие

А3. Владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от рекрутской повинности, налогов и телесных наказаний являлось привилегией

1)дворянства 2) мещанства 3) купечества 4) казачества

А4. Неофициальный совещательный орган при императоре Александре I назывался

1)Тайный совет 2) Ближняя дума 3) Тайная канцелярия 4)Негласный комитет

А5. Программный документ Южного общества, написанный П.И. Пестелем, назывался:

1) Свод законов Российской Империи 2) «Русская правда»

3) Тайная канцелярия 4) «Зеленая книга»

А6. Государственный совет - это

1) высшее законосовещательное учреждение при императоре

2) высший законодательный представительный орган власти

3) высший орган надзора и сыска 4) высшее церковное учреждение

А7. С событиями отечественной войны 1812 г. было связано понятие

1) Континентальная блокада 2) Тарутинский маневр 3) имамат 4) Тильзитский мир

А8. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Александра 1

А) Отечественная война Б) крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

В) создание военных поселений Г) отмена крепостного гнета Д) второй и третий разделы Речи Посполитой Е) создание Царскосельского лицея

Укажите верный ответ:

1) ВГЕ 2) БГД 3) АВЕ 4) АГЕ

А9. Какие из названных событий связаны с внешнеполитической деятельностью Александра 1?

А) Венский конгресс Б) Священный союз В) оборона Севастополя Г) Полтавская битва

Д) Азовские походы Е) присоединение Финляндии к Речи Посполитой

Укажите верный ответ:

А10. Разработку проекта отмены крепостного права Александр 1 поручил

1) Н.Н. Новосельцеву 2) П.А. Строганову 3) М. И. Платову 4) А.А. Аракчееву

А11. Известными военачальниками Отечественной войны 1812 г. были

1) М.И. Кутузов, П.И. Багратион 2) А.И. Барятинский, Я. П. Бакланов

3) А.В. Суворов, Г.А. Потемкин 4) П.С. Нахимов, В.А. Корнилов

А 12. Итогом деятельности Северного и Южного общества стало(-а,-и)

1) восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 2) замена коллегий министерствами

3) принятие Конституции Царства Польского 4) заграничные походы русской армии

А13. С решением восточного вопроса в годы правления Александра 1 связана война России с

1) Англией 2) Францией 3) Финляндией 4) Турцией

А 14. Правление Александра 1 в последние годы характеризовалось

1) продолжением реформаторского курса 2) отменой привилегий дворян

3) поддержкой тайных обществ со стороны правительства 4) отказом от проведения реформ

А 14. Главной причиной торможения экономического развития страны в начале 19 в. было

1) господство феодально-крепостнической системы 2) развитие внутреннего рынка

3) появление капиталистых крестьян 4) начало промышленного переворота

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1) изгнание наполеоновских войск из России 2) учреждение Государственного совета

3) указ о «вольных хлебопашцах» 4) создание Северного и Южного обществ

В2. Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей и разработанными ими программными документами, проектами .

Б

В3. Прочтите отрывок из документа тайного общества декабристов и укажите фамилию его автора.

«Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний, или пятый, год. Ежегодно предлагает каждая губерния кандидата. Из числа сих кандидатов выбирает Народная веча окончательно». Ответ___________________________

В4. Какие факты препятствовали развитию экономики России в первой половине XIX в.? Укажите 2 верных положения из 4-х предложенных.


Здравствуйте, в наше время все чаще люди интересуются историей отечества и её популярность растет буквально на глазах. Многие сдают ЕГЭ по истории, которое усложняется с каждым годом и сегодня, хоть и кратко, речь пойдет, пожалуй, об одном из самых интересных и противоречивых моментов истории России – Внутренняя политика Александра 1, которое происходило на фоне эпохи революций в Европе и эпохи Просвещения.

Император Александр Первый

Детство и юношеский период

Свое детство будущий управленец провел под чутким надзором своей бабушки и личным воспитателем швейцарцем Лагарпом. Именно они познакомили его с работами великих французский просветителей, таких как Жан-Жак Руссо. В этот период у юноши уже установились в голове либеральные ценности, которые в дальнейшем и повлияли на его правление.

С чего все начиналось? «Дней Александровых прекрасное начало…»

Правление Александра 1 началось в 1801 году. Тогда, в ночь с 23 на 24 марта был убит группой заговорщиков в Михайловском замке отец будущего императора – Павел 1,причем с молчаливого согласия сына, за что тот потом будет испытывать угрызение совести всю оставшуюся жизнь. Не успев взойти на престол, молодой правитель начал бурную деятельность по изменению ситуации внутри страны.

Начались проводиться реформы по изменению всех аспектов русского государства вместе с мудрейшим управленцем М.М Сперанским, который оказал наибольшее влияние, и даже сам Наполеон отметил его грамотность и способности.

Тот самый М.М. Сперанский

Именно время с 1801—1806 год считалось пиком реформ, а период до Отечественной войны А.С Пушкин метко назвал «Дней Александровых прекрасное начало…»

  • Для помощи монарху был создан в 1801 г. Непременный совет. Молодой правитель попал в своеобразный «бермудский треугольник» из придворных Екатерины 2,Павла 1 и новоиспеченными людьми. Деятельность этого совета была направленна на отмену непопулярных реформ отца и обсуждение законопроектов, но затем утратил свою роль и был упразднен в 1810 году. За время его действия восстановили жалованные грамоты дворянства, разрешен ввоз зарубежной литературы и дворянам разрешили выезд заграницу.
  • В 1801—1803 г. был созван Негласный совет, в состав которого входили князь Кочубей, граф Строганов, Новосильцев и князь Чарторыйский. Именно здесь подготавливали важнейшие реформы.
  • 1802 г.– Министерская реформа, идеей которой была замена коллегий министерствами. Если в коллегиях выполняли работу группа людей, то в министерствах он был один. Были созданы такие министерства, как военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.
  • В стране было крепостное право, которое тормозило прогресс в России. Надо было решать крестьянский вопрос. Александр 1 не стал убирать его, хотя в 1804—1805 г. оно было полностью отменено в Прибалтике, и поэтому он издал в 1803 году указ о вольных хлебопашцах. Крестьяне могли за выкуп и согласие помещика становиться свободными «вольными хлебопашцами».
  • Также стоит упомянуть систему образования, ведь именно в этот период оно сформировалось как обязательное, но было сословным и делилось на 4 ступени. 1)Приходские церковные годичные школы для крестьян, где учили считать, читать и писать. 2)Уездные двуклассные школы для горожан и купцов. 3)Губернские четырехклассные гимназии для дворян. 4)Университеты для дворян и особо одаренных людей других сословий. Император всячески содействовал развитию образования в стране и считал, что именно на нем все должно строиться.С 1802 по 1819 год были открыты университеты в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани и Санкт-Петербурге. В 1804 г. был издан «университетский устав», который устанавливал автономию высших учебных заведений, благодаря которому государство не вмешивалось в их дела.
  • 1810 г. -Учреждение государственного совета. Это был высший совещательный орган в Российской Империи и просуществовал до самого её конца. Здесь рассматривались важнейшие законопроекты. Император мог прислушиваться к советам, но принимал решение лишь он сам.
  • 1810 г. — Создание Военных поселений. Солдаты могли жить на определенной территории, заниматься своим хозяйством и жить с семьей.
  • Это позволило крестьянам сочетать службу в армии с обычной жизнью.

Середина и конец правления. «Аракчеевщина»

После победы в Александр резко поменял свое мировоззрение. Он боялся распространения революционных людей и поменял реформаторскую деятельность на «реакцию».

Фаворит царя А.А. Аракчеев

Отстранение Сперанского от власти и возвышение Аракчеева стали причиной реакционной деятельности. Этот период продолжался с 1812 г. и до смерти правителя в 1825 году. Характеризуется полицейской деспотией и палочной дисциплиной, жестким подавлением любых волнений. Неразрывно связан с военными поселениями, в которых установился железный порядок. Однако,не смотря на это, правительство предпринимало шаги по постепенному введению конституции

  • В 1815 г. была дарована конституция Царству Польскому. Польше разрешалось иметь свою армию и оставить их старинный государственный орган – сейм, а так же свобода печати.
  • Была разработана «Уставная грамота Российской Империи». Её введение означало бы колоссальные изменения в жизни граждан и, по сути, введение конституционной монархии. С возвышением Аракчеева этот план был отброшен и забыт. Началось укрепление самодержавия.

Вывод

Внутреннюю политику Александра 1 можно описать как противоречивый период, который делится на два этапа. Сначала это коренные преобразования и реформы, затем реакция и укрепление самодержавной власти. Но нельзя отрицать вклад этого исторического деятеля в нашу страну.