Великокняжеский дворец на английской набережной. Дворец михаила михайловича Адмиралтейская набережная дом 8 мало михайловский дворец

Автор проекта М. Е. Месмахер Основатель Михаил Михайлович Дата основания 1885 год Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7810002000 Состояние реставрируется Дворец Михаила Михайловича на Викискладе К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье

Дворец Михаила Михайловича (также известный как Малый Михайловский или Мало-Михайловский ) - дворец в центре Санкт-Петербурга , памятник архитектуры. Построен по проекту Максимилиана Месмахера . Называется дворцом, хотя использован по назначению так и не был, поскольку великий князь Михаил Михайлович был выслан из России после женитьбы на Софии Меренберг .

В настоящее время ведутся интенсивные восстановительные работы . Имеются сведения, что во дворце планируется создать пятизвёздочный отель . В феврале 2011 года дворец был продан государством по стартовой цене в 520 млн руб. структурам, связанным с текущим арендатором здания (компанией «Ромтрейд») .

История

Земля, занимаемая сейчас дворцом, долгое оставалась во владении Адмиралтейской верфи. Однако в 1870-х годах , в результате перевода производства из центра города, участок освободился под скорую застройку. Вскоре вся земля была распродана. Одним из покупателей был внук Николая Первого , великий князь Михаил Михайлович. Он приобрёл участок в 1884 году . Став совершеннолетним, князь заказал известному зодчему Месмахеру на этом месте дворец. По преданию, среди сказанного архитектору были слова: «Нам же нужно где-то жить» .

Строительство закончилось в 1885 году , хотя некоторые работы продолжались до 1891 года , а отделка помещений затянулась до 1900 года . Такая продолжительность работ не вызывает удивления, если учесть, что многие технологии, используемые в возведении были новаторскими для того времени. Помимо того, здание было оснащено водопроводом , канализацией , к строению были подведены телефон , газ и электричество . Даже площадка перед входом была асфальтирована .

Дворец назвали по имени владельца - Михайловским, однако, чтобы отличать его от Михайловского и Ново-Михайловского , приняли решение назвать его Мало-Михайловским . В действительности оснований именовать дворец именно таким образом мало, так как великий князь и дня не прожил в своей резиденции. Причиной стала высылка Михаила из России из-за его женитьбы на внучке Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг.

Интерьеры

Дворец отличался богатой отделкой и грамотной планировкой. Помещения отделывались воспитанниками Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица под руководством главы этого училища и архитектора всей резиденции - Месмахера. За эту работу архитектор был награждён орденом Анны 2-й степени .

Второй этаж был поделён на две части: одна для хозяина, вторая для хозяйки. Наверх, а точнее на половину хозяина вела так называемая Собственная лестница . К ней были обращены двери в гардеробную, спальню и ванную супруга. Попасть на женскую часть этажа можно было только через библиотеку.

Архитектурные особенности

Дворец выполнен в стиле неоренессанс . Фасад облицован серым и темно-розовым песчаником. Первый этаж рустован, второй украшен парными полуколоннами, третий - пилястрами. Широкие арочные окна прорезают фасад. Угол дворца опоясан балконом на уровне бельэтажа. Здание завершено карнизом с балюстрадой.

Напишите отзыв о статье "Дворец Михаила Михайловича"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дворец Михаила Михайловича

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.
– Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она.
Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.
– Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.
«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. M lle Bourienne lui fera les honneurs de Богучарово. [Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове.] Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю… – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать. Она пошла в кабинет князя Андрея и, стараясь проникнуться его мыслями, обдумывала свое положение.

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, внука императора Николая I, находится на Адмиралтейской набережной. Он был построен в 1885 – 1891 годах по проекту архитектора Максимилиана Месмахера, и дожжен был стать великокняжеской резиденцией. Но после того, как Александр III не признал брак князя с Софией Меренберг, Михаил Михайлович уехал в Англию, так и не прожив в новом дворце ни одного дня. После этого в здании располагались различные административные учреждения, а в 1911 году дворец был куплен страховым обществом «Русский ллойд». После Октябрьской революции и смены власти во дворце размещались государственные учреждения.

Великий князь Михаил Михайлович Романов родился 4(17) октября 1861 года в Петербурге. С 1881 года он начал проходил службу в Лейб-гвардии Егерского полка и вскоре принял от государя чин полковника. Спустя год его назначали флигель-адъютантом к Особе Его Императорского Величества. В 1891 году без разрешения императора Александра III, известного строгой привязанностью к долгу равнородного христианского брака в семье, Михаил Михайлович женился на графине Софье Меренберг. В результате, Великий князь тотчас был уволен с государственной службы и лишен всех прав. Ему также был воспрещен въезд в Россию.

В последствии Михаил Михайлович Романов вместе с супругой жил во Франции и Англии, встречаясь со своими Августейшими родственниками только заграницей. Интересно, что в 1908 году князь написал на английском языке автобиографический роман под названием «Не унывай». В своем произведении он осудил действовавшие в России правила бракосочетания высокопоставленных лиц, которые фактически исключали возможность заключения брака по любви. Продажа этого романа в России была запрещена.

Архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, по проекту которого был построен дворец на Адмиралтейской набережной, обладал не только непревзойденным талантом проектирования и строительства зданий, но и большим художественным дарованием. Месмахер выполнял эскизы фонарей, решеток, мебели, создавал орнаменты для церковной утвари и даже тканей.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича долгое время находился в плачевном состоянии. В настоящее время во дворце проводятся масштабные реставрационные работы. Уже проведена реставрация интерьеров дубового кабинета князя, парадных залов первого и второго этажей, главного фасада здания.

Мало-Михайловский дворец (дворец Михаила Михайловича) в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле итальянского ренессанса, построенное по проекту М. Е. Месмахера в 1885-1891 годах для великого князя Михаила Михайловича.

Участок под Мало-Михайловским дворцом ранее принадлежал Адмиралтейству и освободился только после перевода корабельного производства в другое место. Великий князь Михаил Михайлович купил эту землю в 1884 году и почти сразу поручил строительство на ней дворца известному архитектору Месмахеру. Первоначально дворец планировали назвать по имени владельца, но чтобы отличать его от уже существовавших Михайловского и Ново-Михайловского дворцов, зданию дали название Малый или Мало-Михайловский дворец. Интересно, что сам великий князь во дворце так и не жил, к моменту окончания строительства он был выслан из России за несогласованный брак.

Фасад дворца был облицован серым и темно-розовым песчаником, а также финским гранитом, на уровне второго этажа украшен парными полуколоннами, на уровне третьего — пилястрами. Внешний угол дворца опоясан балконом, в верхней части здания был сделан карниз с балюстрадой. Дворец был построен по самым современным технологиям, здание было оснащено водопроводом, канализацией, телефонной связью, газом и электричеством.

Мало-Михайловский дворец получил богатую отделку, М. Е. Месмахер лично выполнил эскизы фонарей, решеток, мебели, орнаменты для церковной утвари и тканей, поэтому сам архитектор был даже награжден по итогам строительства орденом Анны 2-й степени. В интерьерах широко использовалось резное дерево и изразцы. Из помещений дворца хорошо известны Парадная лестница, Вестибюль, Большая и Малая приемные, Кабинет, Библиотека и жилые покои.

Поскольку сам великий князь Михаил Михайлович не смог воспользоваться дворцом, здание передали в ведение различных государственных министерств и ведомств, потом его купило страховое общество «Русский Ллойд». После революции 1917 года во дворце размещались различные учреждения нового советского правительства.

Мало-Михайловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Мало-Михайловского дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой конца XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Один из тридцати императорских дворцов в Петербурге, дворец Михаила Александровича Романова, находится на Английской набережной, 54. Здание было построено в XVIII веке, затем реконструировано в XIX веке по проекту К.К. Рахау. До наших дней оно дошло практически неизменным с начала XX века, когда архитектор Роберт Фридрих Мельцер придал облику здания вид, характерный для модерна (растительный лепной декор, облицовка гранитом и английской плиткой по фасаду).

Первыми владельцами участка, еще в XVIII веке, были сподвижники Петра I – чета Матюшкиных. Михаил Матюшкин был членом Военной коллегии, генералом, одним из соавторов знаменитой «Табели о рангах» 1722 года. После смерти Матюшкина его вдова продала участок, последующие владельцы часто менялись. Многие из них были английскими купцами, ввиду близости дома к Англиканской церкви.

Парадная лестница

В конце XVIII – начале XIX века участком и зданием, на нем расположенным, владела Татьяна Васильевна Юсупова (урожденная Энгельгардт) – бывшая фрейлина Екатерины II, племянница Григория Потемкина. При пособничестве императрицы Татьяна Васильевна стала женой князя Николая Борисовича Юсупова. Впоследствии Татьяна Васильевна с сыном Борисом переехала во дворец на Мойке (Юсуповский дворец). Дом на Английской набережной Юсупов-младший продает казне.

Т. В. Юсупова (портрет Ж.Л. Монье, около 1802 года)

С 1836 года здесь начинает действовать Главный морской штаб России. Начальником штаба и владельцем дворца был Александр Сергеевич Меншиков – правнук Александра Даниловича Меншикова, сосланного Петром I в ссылку. А.С. Меншиков служил по дипломатической линии, был свитским генералом, участником войн начала XIX века. Его портрет висит в портретной галерее Эрмитажа.

А. С. Меншиков (портрет Д. Доу)

Он разрабатывал проект освобождения крестьян, в связи с чем оказался в немилости у императора Александра I. Уже при Николае I Меншиков был вновь призван к службе. Император назначил его главным начальником Морского штаба.

Кабинет начальника Морского штаба. На втором ярусе возвышаются «морские извозчики» – атланты-мужчины с ластами. Ныне театральное помещение, актовый зал (бывший танцевальный зал)

После событий Крымской войны Меншиков ушел с поста главнокомандующего Морского флота, стал губернатором Кронштадта. Меншиков умер в доме на Английской набережной в 1869 году.

Как раз при Меншикове и ведет перестройки в здании архитектор К.К. Рахау, в интерьерах появляются лепные розетки, колонны.

До 1910-х гг. в здании располагалось испанское посольство.

С 1910 года владельцем дворца становится Великий князь Михаил Александрович Романов, младший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, брат Николая II. Для великого князя были изменены интерьеры дворца: появились дубовый тамбур, двери, мраморный пол, парадная мраморная лестница взамен дубовой.

Внутри тамбура слева замаскирована дворницкая, где держали инвентарь для уборки набережной перед дворцом

Михаил Романов был российским военачальником, руководил эскадроном лейб-гвардии Кирасирского Ее Императорского Величества полка. Женой Михаила стала Наталья Сергеевна Вульферт. Этот брак не был одобрен императорской семьей. После тайного венчания Михаил Александрович был лишен всех официальных титулов и званий. Ему был запрещен въезд в Россию до августа 1914 года.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Вульферт

Несколько лет Наталья и Михаил проводят за границей, особняк на Английской набережной тем временем пустует. По возвращению из-за границы Михаил Романов принимает участие в Первой мировой войне, затем, в 1918 году, его с семьей высылают в Пермь.

В 1918 году здание было передано Всероссийскому обществу глухих, которому оно принадлежит и по настоящий момент.

С советских лет в здании частично функционирует Дом культуры глухонемых.

Однако собственники также сдают здание в аренду новобрачным для организации торжеств и фотосессий, парадные помещения сдаются коммерческим организациям. Тем временем дворец нуждается в комплексных реставрационных работах.

Несомненно, бережная реставрация будет очень к лицу этому великолепному дворцу, до мельчайших деталей сохранившему роскошь подлинных интерьеров!