Российская дипломатия: путь в будущее. Сила слова: дипломаты, которые вошли в историю России
20 февраля в Нью-Йорке в возрасте 64 лет скоропостижно скончался один из самых видных дипломатов современной России, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. Эта утрата стала настоящим потрясением для страны и еще раз напомнила всем нам о важности профессии дипломата, об их огромном вкладе в международные отношения. «Типичная Москва» предлагает читателям вспомнить о людях, чьи имена неразрывно связаны с дипломатией России , и чей уход из жизни стал настоящим потрясением для страны.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829 гг.)
Все мы знаем Грибоедова как великого драматурга и композитора, однако Александр Сергеевич оставался профессиональным дипломатом до конца своей жизни. Дворянин, полиглот, выдающийся студент, успешный дуэлянт и масон Грибоедов все же прославился за счет искусства, хотя с момента выпуска из Московского университета не прекращал нести дипломатическую службу. Именно она, как представляется, сформировала из Грибоедова человека невероятного ума, давшего не только России, но и всему миру «Горе от ума» и дюжину великолепных фортепьянных произведений, по праву пополневшими богатый фонд российской классической музыки.
Несмотря на такой вклад в российское искусство, Грибоедов всегда оставался дипломатом и ушел из жизни будучи дипломатом. Его смерть наступила трагически, в Тегеране, где Александр Сергеевич выполнял функции посла Российской империи в Персии, когда толпа разъяренных религиозных фанатиков разгромила посольство и убила всех, кто там находился, за исключением посольского секретаря.
Жизнь и смерть Грибоедова стали знаковыми для России. Его исключительность стала пределом стараний дипломатов будущего, а его гибель серьезно поставила вопрос о безопасности российских дипломатических миссий, а также опасности и важности дипломатической службы.
Александр Михайлович Горчаков (1798 – 1883 гг.)
Современник упомянутого нами Грибоедова, Александр Горчаков – несомненно, был одним из величайших дипломатов всей российской истории. Он возглавлял Министерство иностранных дел Российской империи 25 лет и руководил внешней политикой страны во времена великих свершений: от европейских войн до мощного развития тогдашней системы международных отношений.
На долю Горчакова выпала сложная миссия – сделать так, чтобы Россия минимизировала свои потери, понесенные в ходе провальной Крымской войны. Александру Михайловичу удалось не только со временем добиться пересмотра Парижского договора, завершившего Крымскую войну в 1856 году, но и выдвинуть Российскую империю в число передовых дипломатических государств Европы.
Тандем Горчакова и императора Александра II в годы правления последнего позволили решать многие задачи внешней политики государства и постепенно вывести Россию на авансцену международных отношений.
Андрей Андреевич Громыко (1909 – 1989 гг.)
Андрей Андреевич Громыко заслуженно является самым уважаемым дипломатом советской, если не всей истории России. И это не просто так, ведь этот дипломат поставил абсолютный рекорд по длительности пребывания на посту российского министра иностранных дел – 28 лет. Более того, на долю Громыко выпала тяжелая задача не допустить Третьей мировой, на пороге которой стоял мир в эру Холодной войны.
В заслуги Громыко можно занести не только сохранения мира без серьезных столкновений между двумя системами – западной и коммунистической, – но и постоянно поступавшая от него инициативность в отношении укрепления мира. Громыко предложил множество международных договоров по разоружению, сокращению и нераспространению ядерных вооружений, запрещению испытаний оружия массового поражения и многое другое. Большая часть документов была принята международным сообществом и исполняется до сих пор.
Тем не менее, Громыко не забывал об интересах собственного государства и вел диалог с основными оппонентами на мировой арене (прежде всего, с США) с сильной позиции, что позволило говорить о нем как о жестком и прагматичном дипломате, знающем свое дело и защищающим идеалы государства, на благо которого он трудился.
Евгений Максимович Примаков (1929 – 2015 гг.)
Несмотря на то, что профессиональная дипломатическая карьера Примакова в роли министра иностранных дел РФ ограничилась всего двумя годами, он навсегда останется в ряду самых видных российских внешнеполитических деятелей. Главным образом, его основной заслугой на посту главы МИДа было то, что при нем российская дипломатия вновь обрела силу и достоинство, утраченные после развала СССР. Кроме того, Примаков задал новый тон всей российской дипломатии, что спровоцировало новый виток интереса молодежи к дипломатической карьере.
Именно благодаря Евгению Максимовичу, Россия, как принято сейчас говорить, стала «поворачивать на Восток», то есть перестала ориентироваться сугубо на Европу, а улучшать отношения с Китаем, Индией и другими крупными развивающимися государствами.
Россия всегда славилась своей дипломатией, и это факт, который невозможно оспорить никакими доводами. И когда из жизни уходят люди, отдавшие себя служению внешнеполитическим интересам своей страны, их кончина является трагедией и трауром для всей нации. Поэтому мы всегда должны помнить наших героев и чтить их память как людей, которые отчасти помогают нам не узнать, что такое война. Ведь одна из главных целей дипломатии – недопущение войны и сохранение мира.
(Все изображения взяты с сайта Wikimedia)
Истоки формирования российской дипломатической службы восходят к периоду Древней Руси и последующему периоду, когда создавалась и укреплялась российская государственность. Еще в IX-XIII вв. Древняя Русь на этапе создания своей государственности являлась активным субъектом международных отношений. Она оказывала заметное воздействие на формирование политической карты Восточной Европы тех лет от Карпат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтийского моря.
Одной из первых документально известных нам вех создания древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь. Его целью было установить прямые контакты с Византией. Уже в следующем, 839 г. при дворе французского короля Людовика Благочестивого побывало совместное посольство Византийской империи и Древней Руси. Первый в истории нашей страны договор «О мире и любви» был заключен между Русью и Византийской империей в 860 г., и, по существу, его подписание можно рассматривать в качестве документально зафиксированного акта международного юридического признания Руси как субъекта международных отношений. К IX-X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, а также начало формирования иерархии дипломатов.
О том внимании, которое уделялось на Руси контактам с иностранными государствами уже в глубокой древности, можно судить по напутствиям, которые великий князь Владимир Мономах давал своим детям. Он, в частности, говорил им: «Особо уважайте иностранцев, какого бы звания, какого бы ранга они ни были. Если вы не в состоянии осыпать их подарками, то, по крайней мере, расточайте им знаки вашего благорасположения, потому что от того, как с ними обходятся в стране, зависит то хорошее или плохое, что они говорят, возвратившись в свою».
Со второй половины XI в. и вплоть до монголо-татарского нашествия Русь была погружена в болезненный и истощавший ее ресурсы процесс междоусобных войн. Некогда единое государство оказалось раздробленным на княжеские уделы, являвшиеся самостоятельными, по сути, лишь наполовину. Политический раскол страны не мог не разрушить и ее единой внешней политики, он ликвидировал и все то, что было заложено в предшествовавший период в области формирования русской дипломатической службы. Однако и в тот тяжелейший для России период в ее истории можно найти яркие примеры дипломатического искусства. Так, князь Александр Невский, прославившийся своими победами на Неве над войском шведов в 1240 г. и в Ледовом побоище над немецкими рыцарями-крестоносцами в 1242 г., проявил себя не только полководцем, но и мудрым дипломатом. В то время Русь держала оборону и на Востоке и на Западе. Монголы во главе с ханом Батыем разорили страну. Захватчики с Запада пытались подчинить себе то, что уцелело после нашествия Орды. Александр Невский вел сложнейшую дипломатическую игру, искусно лавируя, добивался прощения восставших князей, освобожденния пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для поддержки ордынцев во время их походов. Он неоднократно сам ездил в Золотую Орду, чтобы не допустить повторения разорительного нашествия хана Батыя. Недаром в дореволюционной России святой Александр Невский считался небесным покровителем русской дипломатической службы, а в начале 2009 г. всенародным голосованием именно он был назван россиянами самым выдающимся историческим деятелем России.
Из исторических источников известно, что свою деятельность Александр Невский строил на трех принципах, удивительным образом совпадающих с принципами современного международного права. До нас дошли три его фразы: «Не в силе Бог, а в правде», «Жить, не переступая в чужие части» и «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». В них легко угадываются ключевые принципы современного международного права: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других государств, неприкосновенность территориальной целостности государств и нерушимость границ, право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии.
Своей самой главной задачей Александр Невский всегда считал обеспечение для Руси мира. Поэтому огромное значение он придавал развитию взаимовыгодных торговых и духовнокультурных связей со всеми странами Европы и Азии. Он заключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневековый прообраз Европейского экономического сообщества). При нем фактически было положено начало дипломатическим контактам между Русью и Китаем. Во времена Александра Невского Русь начала использовать выгоды своего географического положения, своего рода связующего звена между Европой и Азией, за что князя нередко называют «первым евразийцем». Благодаря поддержке Александра Невского в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.
В XV в. в результате ослабления, а затем и окончательного свержения монголо-татарского ига и создания централизованного русского государства со столицей в Москве начала постепенно складываться единодержавная российская дипломатия. К концу XV в., уже при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось уделить им особое внимание. Взойдя на княжеский престол, Иван III в 1470 г. сделал выбор в пользу «исправления жизни» (слово «реформа» появилось в Руси гораздо позже). Начав шаг за шагом свертывать княжескую федерацию и ликвидировать Новгородскую вечевую республику, он пошел по пути формирования системы власти, получившей позже название «государева служба». Заботясь о международном статусе создававшегося им сильного единого государства, Иван III отошел от традиции общения главным образом с соседней Литвой и, по сути, первый «прорубил окно в Европу». Он взял в жены племянницу последнего византийского императора Зою Палеолог (на Руси после принятия православия она получила имя Софья), являвшуюся воспитанницей папы римского. Этому браку предшествовало интенсивное дипломатическое общение с католическим Римом, позволившее Ивану III вывести Русь из политической и культурной изоляции и начать общаться с Западом, где Рим был наиболее влиятельной политической силой. В свите Софьи Палеолог, а затем и самостоятельно в Москву приехало немало итальянцев, в том числе архитекторов и оружейников, оставивших заметный след в культуре России.
Иван III был хорошим дипломатом. Он оказался достаточно прозорлив и, разгадав замысел Рима, не поддался на попытки папского престола стравить Русь с Оттоманской империей. Отклонил Иван III и хитрые подходы германского императора Фридриха III, предложившего русскому великому князю титул короля. Поняв, что согласие принять этот титул от императора ставило бы его в подчиненное положение, Иван III твердо заявил, что готов говорить с остальными государствами только на
равных. На государственной печати Ивана III впервые на Руси появился двуглавый орел - символ царской власти, что подчеркивало преемственную связь Руси и Византии. Внес Иван III существенные изменения и в порядок приема иностранных послов, начав первым из русских монархов общаться с ними лично, а не через Боярскую думу, на которую возлагались функции приема иностранных дипломатов, ведения переговоров, составления документов по посольским делам.
Во второй половине XV - начале XVI в. по мере объединения русских земель в централизованное Русское государство его международный авторитет неуклонно возрастал, а международные контакты расширялись. Поначалу в качестве послов Русь использовала преимущественно иностранцев, состоявших на московской службе, но при великом князе Василии III иностранцев заменили русские. Назрела потребность в создании специального ведомства, которое целенаправленно занималось бы внешними делами государства. В 1549 г. царь Иван Грозный создал Посольский приказ - первое в России центральное правительственное учреждение, ведавшее иностранными делами. Причем поскольку первое упоминание Посольского приказа датируется 10 февраля, то именно этот день, но уже в 2002 г., был выбран в качестве даты профессионального праздника российской дипломатии - Дня дипломатического работника. Возглавил Посольский приказ один из наиболее образованных людей того времени подьячий Иван Михайлович Висковатый, ставший думным дьяком и взявший в свои руки посольское дело. После того как в 1570 г. из-за внутренних распрей И. М. Висковатый был обвинен в том, что он «турецкий, польский и крымский шпион», а затем по указу Ивана Грозного публично казнен, Посольский приказ возглавили братья Щелкаловы, сначала Андрей, а затем Василий.
Во главе Посольского приказа стояли посольские или думские дьяки и бояре, а со второй половины XVII в. они стали именоваться начальниками. Одним из наиболее известных начальников Посольского приказа был выдающийся русский дипломат того времени Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, добившийся заметной активизации внешней политики России. Службу в Посольском приказе несли дьяки и их помощники - подьячие, располагавшиеся по карьерной лестнице от «молодых», затем «средних» и, наконец, «старых». «Старые» подьячие, как правило, возглавляли появившиеся в Приказе территориальные отделы, называвшиеся повытьями. Три повытья занимались отношениями со странами Европы и два - с государствами Азии. Дьяки принимали привезенные иностранными послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приемах у иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, направлявшимся для встречи иностранных послов. Они же возглавляли российские посольства, выезжавшие за рубеж.
Официальные дипломатические представительства иностранных государств появились в России раньше, чем русские за границей. С конца XV в. и особенно в XVI-XVII вв. в Москву приезжало много иностранных дипломатов, что привело к выработке Посольским приказом особого церемониала общения с зарубежными послами, который получил название «посольский обряд».
До последней трети XVII в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств в других государствах. Отношения с ними поддерживались через специально назначавшихся для каждого случая лиц. Первые русские постоянные дипломатические миссии за рубежом были учреждены в 1643 г. в Швеции и в 1673 г. в Речи Посполитой (Польше). В 1699 г. Россия открыла постоянную дипломатическую миссию в Гааге. По мере роста заинтересованности России в контактах с западными державами и стремления последних к развитию отношений с Россией шел процесс расширения их взаимных связей, что привело к постепенной замене временных российских представительств за границей на постоянные.
Параллельно в тот период в Посольском приказе начала складываться система рангирования дипломатов, т. е. присвоения им определенного дипломатического ранга. В частности, русские дипломатические представители делились в те годы на три категории: великие послы - аналог чрезвычайного и полномочного посла; легкие послы - аналог чрезвычайного и полномочного посланника; посланники - аналог полномочного посланника. Причем категория дипломатического представителя определялась значением того государства, в которое направлялось русское посольство, а также важностью возлагавшейся на него миссии. Великие послы направлялись, как правило, только в Польшу и Швецию. В отдаленные страны было принято назначать посланников. Кроме того, на дипломатической службе находились лица, имевшие ранги посланный (посланник с одноразовым поручением), а также посланец (скорый курьер) и гонец (курьер с чрезвычайным поручением). В функции последних входила лишь доставка грамот, вступать в какие-либо дипломатические переговоры им не разрешалось.
Высокое место в Посольском приказе занимал отдел переводов. Работавшие в нем толмачи осуществляли устные переводы, а письменные переводы выполняли переводчики. Сотрудников отдела переводов чаще всего набирали из числа иностранцев, поступивших на русскую службу, или из побывавших в иностранном плену русских. Сохранились сведения о том, что в конце XYII в. работавшие в отделе переводов 15 переводчиков и 50 толмачей осуществляли переводы с таких языков, как латынь, итальянский, польский, волошский, английский, немецкий, шведский, голландский, греческий, татарский, персидский, арабский, турецкий и грузинский.
В целях изучения иностранных языков и приобретения навыков дипломатического этикета, а также общения с иностранцами Российское государство в те годы практиковало направление за границу на обучение выходцев из боярских семей. По возвращении в Москву они, как правило, приходили на работу в Посольский приказ. Примечательно, что форма и стиль одежды российских дипломатов и дипломатических служащих того времени соответствовали принятым тогда в Европе стандартам.
В практической работе Посольского приказа использовался широкий перечень дипломатических документов, многие из которых готовятся Министерством иностранных дел РФ и в наши дни. В частности, Посольский приказ выписывал «верющие» (верительные) грамоты - документы, удостоверявшие представительный характер дипломатов и аккредитовавшие их в этом качестве в иностранном государстве. Изготовлялись опасные грамоты, назначением которых было обеспечить свободный въезд и выезд из страны посольства, отправлявшегося за рубеж. Использовались ответные грамоты - документы, вручавшиеся иностранным послам при их отбытии из страны пребывания. В качестве инструмента для осуществления руководства деятельностью посольств Посольский приказ применял такой документ, как наказ. В нем постатейно разъяснялись статус, цели и задачи посольства, определялся характер информации, которую следовало собрать, давались возможные варианты ответов на вопросы, которые могли возникнуть, а также содержались проекты речей, с которыми главе посольства следовало выступать. Итоги работы посольства подводились путем написания посольского отчета, содержавшего так называемые статейные списки, в которых всесторонне анализировалась ситуация и сообщались результаты проделанной посольством работы по каждой из статей наказа.
Особое место в российской дипломатии всегда принадлежало архивному делу. С начала XVI в. в Посольском приказе укоренилась практика ведения регулярной систематизации всех дипломатических документов. Наиболее распространенной формой фиксирования и хранения дипломатической информации долгое время было ведение столбцов и составление посольских книг. Столбцы - это скрепленные подписью должностного лица и подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, содержавшие дипломатические документы. Посольские книги - это переписанные от руки в специальные тетради близкие по темам посольские документы. По сути это были досье по конкретным вопросам. При этом все документы строго систематизировались по годам, странам и регионам. Хранили их в специальных обитых бархатом, окованных металлом дубовых ящиках, осиновых коробах или холщовых мешках. Таким образом, в Посольском приказе существовала хорошо продуманная, отлаженная и достаточно эффективная система хранения, учета и классификации всей дипломатической информации, позволявшая не только сохранять, но и использовать имевшиеся документы по мере необходимости.
Качественно новый этап в развитии российской дипломатической службы связан с эпохой императора Петра I. Только с его приходом к власти и проведением им коренных преобразований во всей системе государственного управления в России утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными государствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего правителя. Петр I радикально реформировал всю государственную власть в стране, подчинил Церковь государственному Синоду, преобразовал государеву службу. Естественно, он подверг основательной перестройке и Дипломатическую службу России, переведя ее на принципы господствовавшей в то время в Европе концепции дипломатической системы. Все это позволило Петру I включить Россию в общеевропейскую систему дипломатических связей, превратить наше государство в активный и весьма важный фактор европейского равновесия.
В основе радикальных реформ, осуществленных Петром I, лежали следующие нововведения:
1) громоздкий административно-государственный аппарат был заменен более компактной и эффективной администрацией;
2) Боярскую думу заменил административный Сенат;
3) был упразднен сословный принцип формирования центральной власти, начал действовать принцип профессиональной пригодности. В практику была введена «Табель о рангах», которая определяла статус и карьерное продвижение государственных чиновников;
4) осуществлен переход на европейскую систему рангирова- ния дипломатических служащих, появились полномочные и чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, агенты;
5) введена практика обязательного взаимного информирования русскими представительствами за рубежом о важнейших военных и политических событиях, переговорах и соглашениях.
При Петре I были осуществлены и другие важные преобразования. В частности, вскоре после вступления России в Северную войну Посольский приказ был преобразован в особую дипломатическую канцелярию - Посольскую походную канцелярию. Главное новшество заключалось в том, что в условиях военного похода император брал на себя ведение всех внешнеполитических дел государства.
В 1717 г. Посольская походная канцелярия была преобразована в Коллегию иностранных дел. Однако сам процесс реорганизации занял несколько лет, и поэтому окончательное организационное оформление Коллегии иностранных дел России произошло только в феврале 1720 г. В основу этого оформления был положен документ - «Определение Коллегии иностранных дел», а в апреле того же года для Коллегии была утверждена специальная «Инструкция». Подписание этих двух документов и завершило процесс организации Коллегии иностранных дел.
«Определение Коллегии иностранных дел» (т. е. положение) являлось основополагающим документом, на базе которого строилась вся работа Коллегии. В нем регламентировались вопросы, связанные с подбором кадров на дипломатическую службу, определялась структура внешнеполитического ведомства, уточнялись функции и компетенция работавших в Коллегии должностных лиц.
Члены Коллегии назначались Сенатом. В центральном аппарате Коллегии помимо обслуживающего персонала работали 142 человека. В то же время за рубежом трудились 78 человек, которые занимали должности послов, министров, агентов, консулов, секретарей, копиистов, переводчиков, учеников. Были среди них также священники. Чины служителям Коллегии присваивались Сенатом. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.
Коллегия иностранных дел России состояла из двух основных подразделений: Присутствия и Канцелярии. Высшим органом было Присутствие, именно им принимались окончательные решения по всем важнейшим вопросам. Оно состояло из восьми членов Коллегии во главе с президентом и его заместителем и собиралось на свои заседания не менее четырех раз в неделю. Что касается Канцелярии, то она являлась исполнительным органом и состояла из двух отделений, называвшихся экспедициями: секретной экспедиции, которая непосредственно занималась вопросами внешней политики, и публичной экспедиции, ведавшей административно-финансовыми, хозяйственными и почтовыми делами. При этом секретная экспедиция, в свою очередь, подразделялась на четыре более мелкие экспедиции. Первая из них заведовала приемом и отзывом иностранных дипломатов, приезжавших в Россию, отправкой российских дипломатов за границу, ведением дипломатической переписки, делопроизводством, составлением протоколов. В ведении второй экспедиции находились все дела и материалы на западных языках, третьей - на польском, а четвертой (или «ориентальной») - на восточных языках. Во главе каждой экспедиции стоял секретарь.
Президентами Коллегии иностранных дел в разные годы являлись выдающиеся русские дипломаты. Первым президентом Коллегии стал граф Гавриил Иванович Головкин, в дальнейшем на этом посту его сменили князь Алексей Михайлович Черкасский, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, граф Михаил Илларионович Воронцов, князь Александр Андреевич Безбородко и целая плеяда других выдающихся дипломатов России.
По мере расширения международных связей России происходило и дальнейшее совершенствование деятельности Коллегии иностранных дел, ее центрального аппарата, учреждались новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства за рубежом. Так, в годы царствования императора Петра I Россия открыла свои дипломатические миссии в Австрии, Англии, Голландии, Испании, Дании, Гамбурге, Турции, Франции и Швеции. Затем были учреждены российские консульства в Бордо (Франция), Кадисе (Испания), Венеции (Италия), Вроцлаве (Польша). Направлены дипломатические агенты и аудиторы в Амстердам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск, Польша), Брауншвейг (Германия). Специальный представитель был назначен при калмыцких ханах. Временные миссии были направлены в Бухару и Китай, причем в Китае была учреждена специальная Русская духовная миссия, история которой такова. Узнав о существовании в Пекине православной общины, которую основали захваченные еще в 1685 г. в китайский плен русские казаки из Албазинского острога в Сибири, Петр I в интересах укрепления влияния России и развития связей с Китаем посчитал необходимым иметь в Пекине российское представительство. После долгих переговоров император династии Цинь, несмотря на свою изоляционистскую политику «закрытых дверей», все-таки дал согласие, и в 1715 г. в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она стала самой ранней из всех зарубежных миссий Русской православной церкви и до 1864 г. фактически служила неофициальным дипломатическим представительством России в Китае. При этом данная миссия имела двойное подчинение - Святейшему синоду и Коллегии иностранных дел.
При Петре I значительно повысились требования к лицам, поступавшим на дипломатическую службу России. В частности, при приеме на службу в Коллегию иностранных дел претенденты должны были сдать, как сейчас говорят, специальный квалификационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго, в связи с чем можно с уверенностью утверждать, что при Петре I дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, профессиональных навыков, умений. Как и прежде, подбор дипломатических кадров осуществлялся за счет выходцев из дворянских семей, однако при Петре I гораздо большее внимание стало уделяться поиску наиболее способных и талантливых молодых людей, которых нередко направляли за границу в целях приобретения там навыков, необходимых для последующего зачисления на дипломатическую службу. Дипломатическая служба впервые приобрела профессиональный характер, чиновники Коллегии иностранных дел все свое время посвящали службе и получали за это жалованье. В то же время среди дипломатов тех лет было немало иностранцев, так как российская дипломатическая служба нуждалась в профессиональных кадрах, в частности в людях, свободно владевших иностранными языками.
В 1726 г. императрица Екатерина I, придя к власти, учредила Тайный совет, состоявший из преданных ей людей. Главы иностранной и военной коллегий вошли в его состав. Тайный совет стал играть определяющую роль в выработке и проведении внешнеполитического курса России. При этом сфера деятельности Коллегии иностранных дел оказалась сужена, и, по сути, она превратилась в исполнительную канцелярию при Тайном совете. Этот процесс явился отражением присущего тому времени стремления не только российской императрицы, но и многих монархов, в том числе европейских, к усилению своей личной власти.
Некоторые преобразования в дипломатическом ведомстве были осуществлены в годы царствования императрицы Екатерины II. Стремясь к укреплению своего абсолютизма, она ликвидировала ряд коллегий. Тем не менее, проявляя особенно ревностное отношение к сфере международной политики, Екатерина II стремилась всячески поднять авторитет Коллегии иностранных дел России до европейского уровня. В 1779 г. императрица издала указ, определявший штат Коллегии. Одновременно со штатом центрального аппарата был утвержден и штат российских дипломатических представительств за рубежом. Как Правило, он был небольшим и состоял из двух-трех человек: главы представительства и его секретарей. Были увеличены суммы средств, выделявшихся на содержание Коллегии, повышены оклады ее президента и вице-президента.
По указу Екатерины II была введена градация российских Дипломатических представительств. В частности, звание посла было присвоено лишь русскому дипломатическому представителю в Варшаве. Большинство же глав других русских дипломатических представительств за границей именовались тогда министрами второго ранга. Некоторые представители назывались Министрами-резидентами. Министры второго ранга и минист- Рььрезиденты осуществляли представительские и политические Функции. К министрам были приравнены также генеральные 3* консулы, следившие за соблюдением интересов российских купцов и за развитием торговых отношений. Послами, министрами и генеральными консулами назначались специально подготовленные люди - представители правящего сословия, получившие необходимые знания в области внешних сношений и имевшие должные профессиональные навыки.
Конец XVIII - начало XIX в. характеризовались распространением в Европе новой, так называемой наполеоновской, модели государственного администрирования. Для нее были характерны черты военной организации, предполагавшей высокую степень централизации, единоначалие, жесткую дисциплину, высокую степень личной ответственности. Наполеоновские реформы оказали влияние и на Россию. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. Административная реформа выразилась в переходе от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. император Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Все коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были закреплены за отдельными министрами, а при них были учреждены соответствующие канцелярии, представлявшие собой по сути аппараты министров. Таким образом, Министерство иностранных дел России как таковое было образовано в 1802 г. Первым министром иностранных дел Российской империи стал граф Александр Романович Воронцов (1741-1805).
При Александре I был укреплен кадровый состав дипломатической службы России; направлены российские послы в Вену и Стокгольм, назначены посланники в Берлин, Лондон, Копенгаген, Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин и Константинополь; поднят уровень дипломатических представителей до поверенных в делах в Дрездене и Гамбурге, до генеральных консулов в Данциге и Венеции.
Административную реформу того времени завершил разработанный в 1811 г. документ «Общее учреждение министерств». В соответствии с ним единоначалие окончательно закреплялось в качестве основного организационного принципа деятельности министерства. Кроме того, устанавливалось единообразие организационной структуры, делопроизводства и отчетности министерства; учреждалась строгая подчиненность всех подразделений министерства по вертикали; назначение министра и его заместителя производилось самим монархом. Министроминостранных дел в то время (1808-1814) был граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826).
Понятно, что при такой системе администрирования роль Коллегии иностранных дел объективно стала снижаться. В 1832 г. по именному указу императора Николая I «Об образовании Министерства иностранных дел» Коллегия, была официально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства Российской империи. Согласно этому указу все поступающие на службу в систему Министерства иностранных дел сотрудники зачислялись только по высочайшему указу императора. Они в обязательном порядке давали подписку о неразглашении тайн иностранных дел и о соблюдении требования «не ходить на дворы к чужестранным министрам и никакого с ними обхождения и компании не иметь». Дипломату, нарушившему установленный порядок, грозило не только отстранение от дел, но и «взыскание по всей строгости закона».
Во второй половине XIX в. преобразования в системе высших и центральных органов власти в России были продолжены. Естественно, нововведения не могли обойти стороной и Министерство иностранных дел, которое с 1856 по 1882 г. возглавлял один из наиболее выдающихся русских дипломатов и государственных деятелей того времени светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883). В процессе реформы он добился освобожденния Министерства от ряда несвойственных для него функций, среди них цензура политических публикаций, управление окраинами Российской империи, ведение церемониальных дел. Под руководством А. М. Горчакова, ставшего вскоре также канцлером и одновременно с Министерством иностранных дел возглавившего правительство страны, роль России в международных делах возросла, она стремилась развивать широкие международные связи в политической и экономической сферах, набирала все больший международный политический вес.
Решение внешнеполитических задач, поставленных канцлером А. М. Горчаковым, потребовало значительного расширения сети российских дипломатических представительств за рубежом. К началу 90-х гг. XIX в. за границей функционировало Уже 6 посольств, 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице-консульств Российской империи. При А- М. Горчакове главные задачи, стоявшие перед внешнеполитическим ведомством России и его структурами, определялись следующим образом:
Поддержание политических сношений с иностранными государствами;
Покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам;
Ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей;
Содействие удовлетворению законных требований иностранцев по их делам в России;
Издание «Ежегодника Министерства иностранных дел», в котором публиковались важнейшие документы текущей политики, такие как конвенции, ноты, протоколы и др.
При А. М. Горчакове были произведены и другие важные преобразования в российской дипломатической службе. В частности, Россия окончательно отказалась от назначения на посты в свои дипломатические представительства за рубежом иностранцев. Вся дипломатическая переписка была переведена исключительно на русский язык. Значительно повысились критерии отбора лиц, поступавших на дипломатическую службу. Так, с 1859 г. в России введено требование о наличии у всех принимаемых на работу в Министерство иностранных дел диплома о высшем гуманитарном образовании, а также знания двух иностранных языков. Кроме того, претендент на дипломатическую службу должен был продемонстрировать широкие познания в области истории, географии, политэкономии, международного права. При Министерстве была образована специальная Ориентальная школа, в которой готовили специалистов по восточным языкам, а также по редким европейским языкам.
Очередная реформа системы Министерства иностранных дел была подготовлена в 1910 г. бывшим тогда министром иностранных дел Александром Петровичем Извольским (1856-1919). Согласно ей предусматривались комплексная модернизация всего аппарата Министерства и создание в нем единого политического отдела, бюро печати, правового отдела и информационной службы. Вводилась система обязательной ротации чиновников центрального аппарата, зарубежных дипломатических и консульских учреждений; предусматривалось выравнивание условий прохождения службы и оплаты труда дипломатов, служивших в центральном аппарате Министерства и в его представительствах за рубежом. В практику вошла систематическая рассылка копий наиболее важных дипломатических документов во все загранпредставительства России, что позволяло их руководителям быть в курсе происходивших внешнеполитических событий и предпринимаемых российской дипломатической I службой усилий. Министерство начало активно работать с I прессой, используя ее для создания благоприятного общественного мнения о России и о деятельности ее дипломатической I службы. Министерство стало главным источником внешнеполитической информации для большинства российских газет: I Бюро печати Министерства проводило регулярные встречи с представителями крупнейших газет империи.
Серьезным нововведением А. П. Извольского стал специальный усложненный конкурсный экзамен для желающих постудить на дипломатическую службу. Проводило квалификационный экзамен специальное «совещание», в состав которого входили все директора департаментов и начальники отделов Министерства; вопрос о приеме кандидата на дипломатическую службу решался коллегиально.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война коренным образом изменила характер деятельности Министерства иностранных дел. В условиях вступления России в войну главной задачей Министерства стало обеспечение внешнеполитической обстановки, благоприятной для успешного ведения боевых действий русскими войсками, а также работа над подготовкой условий будущего мирного договора. При Ставке Верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцелярия, в функции которой входило регулярное информирование императора Николая II по всем важнейшим вопросам внешней политики и поддержание постоянной связи между монархом и министром иностранных дел. В условиях войны Министерство иностранных дел, которое в те годы возглавлял Сергей Дмитриевич Сазонов (1860-1927), оказалось в ситуации, когда ему пришлось непосредственно участвовать в принятии не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений.
Начало войны совпало с проведением в Министерстве иностранных дел очередной реформы центрального аппарата, в основу которой был положен изданный в июне 1914 г. императором Николаем II закон «Об учреждении Министерства Иностранных дел». Согласно этому закону Министерству иностранных дел в новых условиях надлежало особое внимание в своей деятельности уделить решению следующих задач:
1) защита русских экономических интересов за рубежом;
2) развитие торгово-промышленных сношений России;
3) укрепление русского влияния на почве церковных интересов;
4) всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах.
В соответствии с определенными названным законом задачами менялась и структура Министерства иностранных дел. В частности, центральный аппарат Министерства был поделен на два самостоятельных подразделения, во главе каждого из которых стоял товарищ (заместитель) министра. Первым подразделением был Политический отдел, в функции которого входила координация действий при выработке, принятии и реализации внешнеполитических решений. В 1915 г. было создано и второе подразделение - Осведомительный (информационный) отдел, который годом позже был преобразован в Отдел печати и осведомления. В условиях войны возникла также потребность создать несколько дополнительных подразделений Министерства, которые занялись бы проблемами военнопленных, наведением справок о российских подданных, оказавшихся за границей, в том числе в неприятельских странах, осуществлением денежных переводов тем, кто оказался на чужбине.
Эти и другие новации в дипломатической службе России были направлены на то, чтобы реорганизовать центральный аппарат Министерства иностранных дел, лучше приспособив его к требованиям времени. Следует признать, что в результате проведенных реформ удалось повысить гибкость и оперативность работы МИД России, закрепить приоритет политических отделов, четко разграничить полномочия отдельных подразделений, свести к минимуму параллелизм в их работе, повысить эффективность дипломатической службы и российской дипломатии в целом.
Ровно 210 лет назад, 13 марта 1807 года, ушел из жизни Николай Петрович Резанов, русский дипломат, путешественник и предприниматель. Наряду с Крузенштерном и Лисянским он был руководителем и участником первого в отечественной кругосветного плавания. Также Резанов являлся первым официальным послом России в Японии и был составителем одного из первых русско-японских словарей. Николай Резанов приобрел огромную известность благодаря мюзиклу «Юнона и Авось», первым исполнителем роли Резанова в нем был известный советский актер Николай Караченцов.
Будущий российский дипломат появился на свет в Петербурге 28 марта 1764 года в небогатой дворянской семье. Его отец.Петр Гаврилович Резанов, был коллежским советником, а мать, Александра Резанова, дочерью генерал-майора Г. А. Окунева. Его отец не смог закрепиться в столице, но получил назначение в Иркутск, тогдашнюю столицу Восточной Сибири, огромных территорий, раскинувшихся от Енисея до Тихого океана. Здесь ему предложили пост председателя гражданской палаты губернского суда.
О детстве Николая Резанова известно не так много. Отмечается, что он получил очень хорошее домашнее образование. При этом Николай с самого детства отличался отличными лингвистическими способностями. К 14 годам он уже знал пять европейских языков, что во многом и определило его дальнейшую жизнь. Тогда же, в 14-летнем возрасте, в 1778 году он поступает на военную службу, сначала в артиллерию. Но достаточно быстро за сноровистость, статность и хорошие природные данные его переводят в Измайловский лейб-гвардии полк. Существуют версии, что этому могла способствовать сама императрица Екатерина II. В 1780 году во время ее поездки в Крым Николай Резанов лично отвечал за ее безопасность, на тот момент ему было всего 16 лет.
По неизвестным причинам Резанов вскоре оставил службу. Возможно, причиной стали придворные интриги и разочарование в нем императрицы, так или иначе он оставил военную службу и двор. Все это он меняет на довольно скучную, но спокойную службу, поступив асессором в Псковскую палату гражданского суда. Здесь он прослужил порядка 5 лет, получая жалование 300 рублей в год, после чего был переведен в столицу в Казенную палату.
После этого вновь последовал резкий скачок в его карьере. Николай Резанов становится начальником канцелярии у графа Н. Г. Чернышова. Такой служебный рост свидетельствует не только о его деловых качествах, но и о чьей-то достаточно мощной поддержке и покровительстве. Для обыкновенного чиновника не из дворян или из провинциальных незнатных дворян подобные «прыжки» по служебной лестнице через несколько ступеней были маловероятны, многие из них, начиняя службу с низшего 14 класса в «Табели о рангах», могли дослужиться до чина коллежского асессора, дававшего право на потомственное дворянство, только к старости.
После назначения в 1791 году Гавриила Романовича Державина секретарем для доклада по «сенатским мемориям» (документам, представленным сенатом на утверждение) при Екатерине II Резанов переводится к нему на службу сразу в качестве правителя канцелярии, это назначение открывает ему двери многих домов и кабинетов Петербурга, в том числе наиболее высокопоставленных вельмож. Изредка ему даже ему приходится выполнять личные поручения императрицы, а это еще сильнее ускоряет его карьеру. Спустя некоторое время он входит в штат нового фаворита императрицы П. А. Зубова, который видя в нем конкурента, под благовидным предлогом отправляет Резанова из Петербурга в Иркутск, чтобы провести инспекцию деятельности компании купца Григория Ивановича Шелихова, который являлся также основателем первых русских поселений в Америке.
Данная поездка для Резанова оказывается судьбоносной. 24 января 1795 года он женится на 15-летней дочери Шелихова - Анне. Девушка получает дворянский титул, а жених - очень хорошее приданное. Через полгода Григорий Шелихов умирает, и Николай Резанов становится совладельцем части его капитала. В это же время в сферу его интересов попадает становление и развитие Российско-американской компании.
После смерти Екатерины II Резанов возвращается в Петербург, сменивший императрицу Павел I очень хорошо его принимает. В 1797 году Резанов становится сначала секретарем, а затем и обер-секретарем Сената. Она работает над составлением «Устава о ценах», а также учреждает раскладку поземельного сбора в Москве и Петербурге. За эту работу его награждают орденом Святой Анны II степени и пенсией в размере 2000 рублей в год. Также император Павел I успел подписать указ о создании на базе компании купца Шелихова и ряда других сибирских купцов единой Российско-американской компании (РАК). Главное управление торговой полугосударственной компании переносится из Иркутска в Петербург, а уполномоченным корреспондентом (представителем) РАК был назначен Николай Резанов. С этих пор он является и высокопоставленным государственным служащим, и предпринимателем одновременно. Пост обер-секретаря правительствующего Сената Николай занимал до 1799 года.
Памятник Резанову в Красноярске, установлен в 2007 году
18 июля 1801 года у Резанова рождается сын Пётр, а 6 октября 1802 года - дочь Ольга. Через 12 дней после рождения дочери Анна Реазанова умирает от родовой горячки, Николай Резанов становится вдовцом. Не желая отпускать его в отставку, император Александр I отправляет Резанова первым российским посланником в Японию. От посольства ждут налаживания торговых отношений между государствами. При этом поручение это изначально очень трудновыполнимое, так как Япония на протяжении последних 150 лет проводит политику жесткого изоляционизма. В Японию Резанов должен отправиться вместе с первой российской кругосветной морской экспедицией. За месяц до отправления в поход, 10 июля 1803 года, Резанову был присвоен титул камергера двора Его Величества, также он был награжден орденом Святой Анны I степени. Наравне с Крузенштерном Резанов назначался главой предстоящей экспедиции.
7 августа 1803 года экспедиция, состоявшая из двух кораблей: «Надежды» под командованием Крузенштерна (на нем было общее морское руководство экспедицией) и «Невы» под командованием Лисянского, отправилась в плавание. В ноябре экспедиция пересекла экватор, а рождество встречала у берегов Бразилии. Во время экспедиции Резанов серьезно рассорился с Крузенштерном. Большую часть пути они общались только при помощи записок, при этом после одного из скандалов Резанов закрылся в каюте, которую не покидал до прибытия корабля в Петропавловск. Поводом для ссор было желание Резанова осуществлять общее руководство экспедицией. Никогда не бывавший до этого в море чиновник пытался руководить действиями морских офицеров и моряков, что не нашло поддержки с их стороны.
В Петропавловске генерал-губернатору Камчатки еле удалось помирить Резанова с Крузенштерном. В итоге, взяв здесь почетный караул для посла (2 офицера, 5 солдат и барабанщик), «Надежда» отплыла в Японию, а «Нева» - к Аляске. 26 сентября 1804 года миссия Резанова достигла города Нагасаки. При этом японцы не пустили российский корабль в гавань, поэтому Крузенштерн бросил якорь в заливе. Послу же разрешили сойти на японский берег, предоставив для проживания роскошный дом. Правда, выходить за пределы дома послу было запрещено, ему велели ждать ответа от императора на месте. Любую еду ему доставляли по первому требованию, денег с него не брали и обращались подчеркнуто вежливо. Это продолжалось полгода, пока в марте не прибыл сановник, который привез ответ от императора Японии. В ответе говорилось, что он не примет посольство Резанова и не желает торговать с Россией, при этом император вернул назад все привезенные дары, потребовав, чтобы Резанов и корабль Крузенштерна покинули Японию. Посольская миссия Резанова провалилась.
По возвращении в Петропавловск Резанов узнает о том, что Крузенштерн награжден орденом Святой Анны II степени, а ему была пожалована всего лишь табакерка, пусть и усыпанная бриллиантами. Также его освободили от дальнейшего участия в кругосветном плавании, император Александр I приказывал ему провести инспекцию российских поселений на Аляске. Камергер хотел реабилитироваться в глазах императора, поэтому к новому заданию он подошел с большим рвением. На торговом бриге «Мария» он 26 августа 1805 года прибыл в бухту Ново-Архангельска. Здесь на острове Ситха он познакомился с купцом А. А. Барановым правителем «Русской Америки».
Ново-Архангельск. Художник С. В. Пенн. Центральный Военно-морской музей, Санкт-Петербург
В Ново-Архангельске Резанова поразила нехватка самого необходимого, в том числе продовольственных товаров, что негативно сказывалось на русской колонии. Видя, что Баранов не может решить данную проблему, Резанов приобрел у заезжего американского коммерсанта Джона Вульфа корабль «Юнона». Корабль был куплен вместе с перевозимым грузом продовольствия, чего хватило для первоначальной поддержки соотечественников в Ново-Архангельске. В то же время до весны продовольствия не хватало. Поэтому Николай Резанов отдал приказ о строительстве еще одного корабля, который назвали «Авось». 26 февраля 1806 года он вместе с этим кораблем отбыл в принадлежавший испанцам порт Сан-Франциско. В его планах было установить с испанцами торговые отношения, чтобы в дальнейшем распространить влияние русских колонистов и на земли Калифорнии.
Через месяц «Юнона» и «Авось» достигли залива Сан-Франциско. Испания, которая в те годы входила в союз с наполеоновской Францией, была противницей России в войне. Однако Резанову требовалось добиться успеха переговоров любой ценой. За шесть недель своего пребывания в Сан-Франциско он умудрился совершенно покорить местного губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу, а также близко подружиться с семьей коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо. Прекрасно образованный русский дворянин, государственный служащий, знающий множество иностранных языков и являющийся кавалером мальтийского Большого креста Святого Иоанна Иерусалимского, Резанов сумел покорить сердце дочери коменданта крепости Консепсии де Аргуэльо (Кончита). Он сделал 15-летней девушке предложение руки и сердца, самому Николаю Резанову на тот момент было 42 года.
Исходя из докладов Резанова, он не выглядел человеком, который терял голову от любви. Так же считал и корабельный врач, который предполагал в таком поведении Резанова дипломатические виды и выгоду. При этом свидетели отмечали, что и со стороны Кончиты могло быть больше расчета, чем настоящей страсти. Резанов мог внушить ей мысль о шикарной жизни в России при императорском дворе. В любом случае девушка мечтала стать женой русского камергера, родители не могли ее отговорить, в конце концов, ее решимость, их успокоила. Испанцы решили оставить вопрос о женитьбе за римским престолом, при этом согласились помолвить Резанова со своей дочерью. 11 июня 1806 года «Юнона» и «Авось» доверху груженные продовольствием отплыли из гостеприимного Сан-Франциско. Они увозили на Аляску 2156 пудов пшеницы, 560 пудов бобовых и 351 пуд ячменя. При этом Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что вернется назад через два года с разрешением на брак, а Кончита поклялась дождаться своего нареченного жениха.
Какие конкретно цели преследовали Резанов и Кончита сегодня уже почти невозможно определить. Возможно, Резанов видел в этом браке большие перспективы для РАК, освоения Аляски, а также испанской Калифорнии российскими колонистами, а может это действительно была самая обыкновенная любовная история. Но финал этой истории, вне зависимости от желаний и помыслов ее главных героев, как мы все знаем, был трагичным.
Кенотаф, установленный в августе 2007 года в Красноярске, повторяет первоначальный памятник над могилой Резанова
В сентябре 1806 года Николай Петрович покинул Русскую Америку и добрался до Охотска. Уже начиналась осенняя распутица, двигаться дальше было нельзя. Однако Резанов хотел как можно скорее вернуться в Петербург, отправившись в поход верхом. Перебираясь через многочисленные реки, он несколько раз падал в воду, ночевал на снегу, страшно простудился. В Якутске он пролежал в беспамятстве и горячке 12 дней. Но как только очнулся, снова отправился в путь. В результате все кончилось тем, что он потерял сознание и упал с лошади, сильно ударившись головой. Его едва смогли довезти до Красноярска, где 1 марта (13 марта по новому стилю) 1807 года он скончался и был похоронен на кладбище Воскресенского собора.
Стоит отметить, что Кончита осталась верна Резанову. В 1808 году, узнав о смерти Резанова от его родственника, она так и не вышла ни за кого замуж. Двадцать лет она жила вместе со своими родителями, занималась благотворительностью, обучала грамоте детей-индейцев, а затем ушла в монастырь. Скончалась она в 1857 году, так и не нарушив данной Резанову клятвы. Была похоронена поблизости от Сан-Франциско на кладбище ордена доминиканцев.
До нас имя Резанова дошло именно благодаря этой любовной истории. Трогательная история испанской девушки и русского путешественника-миссионера легла в основу поэмы «Авось» А. А. Вознесенского. Позднее она стала литературной основной для известной советской рок-оперы «Юнона и Авось» композитора А. Л. Рыбникова, а также спектакля театра Ленком (главные роли исполнили Н. Караченцов, Е. Шанина). В данных произведениях образ Резанова был существенно романтизирован. А исполнение его роли Караченцовым лишь добавило персонажу популярности.
По материалам из открытых источников
10 февраля - профессиональный праздник российских дипломатов. В этот день в 1549 году в письменных источниках был впервые упомянут Посольский приказ – первое государственное учреждение в России, в непосредственные функции которого входили внешние сношения. День дипломатического работника отмечается с 2003 года. Указ об учреждении нового профессионального праздника подписал президент РФ Владимир Путин 31 октября 2002 года.
Структура Министерства иностранных дел Российской Федерации включает центральный аппарат; заграничные учреждения (дипломатические миссии: посольства и консульства), территориальные органы и различные подведомственные организации. Почти 12 лет руководителем МИД РФ является Сергей Викторович Лавров, получивший опыт работы в должности постпреда России при ООН.
В день дипломатического работника, как правило, звучит множество хвалебных речей. Отечественную дипломатию, конечно, есть за что хвалить. Однако структуры МИД РФ не всегда успешно выполняют обязанности по защите интересов нашей страны и граждан РФ. «Русская планета» решила подвести итоги деятельности российской дипломатии, которой в 2016 году исполняется 25 лет.
Достижения и провалы
За минувшие четверть века российская дипломатия наконец-то обрела лицо. Москва избавилась от воинственной риторики «холодной войны» и в то же время прекратила выстраивать внешнюю политику в фарватере США. Россия заявила о себе как о влиятельном и независимом игроке на мировой арене. Москва стремится установить равные отношения с партнерами и постоянно подчеркивает дружественный и миролюбивый настрой, требуя при этом уважительного отношения к своим интересам. Символический разворот самолета Евгения Примакова над Атлантикой в 1999 году предопределил формирование новой политики Москвы на всем внешнеполитическом фронте.
В 2000-е годы Россия приложила максимум усилий, чтобы защитить Сербию и не прогнулась перед Западом в косовском вопросе. В 2013 году наша страна смогла не допустить американского вторжения в Сирию, заключив договор о ликвидации химического оружия в арабской республике. Сейчас дипломатическая миссия РФ на сирийском направлении подкрепляется успешной работой российских ВКС. Но главным достижением нашей страны естественно является возвращение Крыма. Сейчас становится понятным, что работа на этом направлении велась задолго до февраля-марта 2014 года.
Конечно, в истории современной российской дипломатии было немало промахов. Россия не смогла предотвратить два государственных переворота в стратегически важной Украине (2004, 2014 годы). Война в Донбассе и хрупкий минский мир – это во многом последствия качества работы посольства РФ в Киеве во главе с Михаилом Зурабовым.
Кроме того, российская дипломатия допустила ошибки в североафриканском и ближневосточном регионе. В 2011 году наша страна не заблокировала резолюцию Совета Безопасности ООН по введению бесполетной зоны в Ливии. Гуманный на первый взгляд документ предоставил карт-бланш западным и арабским ВВС на бомбардировки позиций верных Муаммару Каддафи войск. Также не очень грамотно вела себя России в вопросе санкционного режима в отношении Ирана.
Работы непочатый край
В условиях конфронтации с Западом и необходимости борьбы с террористической угрозой перед российской дипломатией стоят крайне сложные, а, может, и практически невыполнимые, задачи. Как никогда от наших дипломатов требуются смекалка, чутье, умение предвидеть развитие ситуации, высокий уровень профессионализма, умение работать с современными технологиями, преданность своему делу и колоссальная работоспособность.
«На мой взгляд, Россия взяла на вооружение правильную внешнеполитическую стратегию. Мы не собираемся ни с кем воевать, демонстрируем готовность дружить и отстаиваем национальные интересы. Однако стоит признать, что пока мы пожинаем очень мало плодов такой политики. Да, нас воспринимают как серьезного игрока, но свои национальные интересы в полной мере мы отстоять не можем», - рассуждает и. о. заведующего кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского госуниверситета Тимур Нелин.
«Я имею в виду, что наш дипломатический корпус, хоть и старается, но пока не справляется с ключевой задачей - объяснить Западу, что Россия не представляет для него угрозы. Мы видим, насколько серьезно настроены руководители западных стран относительно вопроса санкций и «сдерживания» России. Я полагаю, что они искренне считают, что проводимая Москвой политика вредит их интересам. На России поставили клеймо «агрессора» и «оккупанта». Переубедить Запад в обратном, конечно, очень непросто. Но на этой ниве нашим дипломатам необходимо работать как можно активнее», - полагает собеседник РП.
Нелин обратил внимание на вопрос эффективности работы дипмиссий РФ за рубежом. «Ранее мы слышали немало нареканий. Посольства не успевали отслеживать ход политических изменений в стране пребывания, а консульства -прохладно относились к просьбам российских граждан и бизнесменов. Насколько я могу судить, ситуация с тех пор коренным образом не изменилась», - констатировал Нелин.
По его мнению, в структурах российского МИДа, как и в других госведомствах нашей страны, господствует кумовство, которое негативно влияет на качество работы дипломатов. «Смоленская площадь может отправлять совершенно правильные директивы, но дипломаты на местах могут не выполнять их в должной мере. Мне кажется, что некоторые дипломаты уверены: в случае возникновения проблем их «прикроют», - пояснил Нелин.
Эксперт констатировал, что наиболее «лакомые» должности почти всегда занимают «свои люди», особенно это касается дипмиссий в развитых странах. «Это не говорит о том, что там работают бездари. Интересы России защищают профессионалы. Другое дело, что из-за клановости уровень ответственности дипломатов естественным образом понижается», - отметил собеседник РП.
Надежды на выправление ситуации Нелин связывает с фигурой Сергея Лаврова, который, по его мнению, давно ведет борьбу с проблемой некомпетентности дипломатических кадров.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Как обыграть Запад?
Пожалуй, важнейшим компонентом профессиональной и публичной дипломатии сейчас является умение работать с информацией и пользоваться инструментами «мягкой силы». Успешная деятельность Russia Today, Sputnik и пророссийских СМИ за рубежом позволяет говорить о том, что положительный задел по улучшению имиджа России уже создан. Москва начала работать с симпатизирующими РФ силами, предоставляя им площадку для выражения мнения.
Время, когда Россия бездарно проигрывала информационные войны (Майдан 2004, война в августе 2008), уходит в прошлое. «Я бы хотел отметить, что информационная составляющая работы нашего МИДа значительно улучшилась. Теперь у нас появился инструментарий, позволяющий максимально оперативно реагировать на бурно меняющиеся события. В частности, у российского МИДа появилась централизованная система по мониторингу, сбору и обработки информации», - говорит президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Однако работу информационного компонента необходимо постоянно совершенствовать и брать на вооружение новые методы. Если говорить про соцсети отдельно, то я бы порекомендовал активнее работать с референтными группами (диаспоры и общины). Нужно формировать и развивать в зарубежных странах «группы поддержки», - указывает эксперт.
Абзалов рекомендует чаще использовать возможности экономической дипломатии. «Например, в Россию на прошлой неделе приезжал премьер-министр Баварии. Формальная повестка дня была сугубо экономическая. Однако в реальности визит Хорста Зеехофера приобрел отчетливую политическую окраску, причем дружественную России. Учитывая текущие отношения с ФРГ, такой маневр можно однозначно трактовать как дипломатический успех», - считает Абзалов.
В качестве ключевого подхода к работе отечественной дипломатии собеседник РП выделил опережающей метод реагирования на события. «Необходимо отходить от догоняющего принципа, когда российские дипломаты реагируют постфактум. К примеру, западная дипломатия старается генерировать различные информационные поводы и заранее готовит ответы на них. Таким образом, коллеги россиян сами создают конфликт, а потом дают ему исчерпывающую оценку, делая очерняющие нашу страну выводы», - говорит Абзалов.
«Ярким примером применения на практике опережающего метода можно назвать недавний отчет коронера по делу Литвиненко. За несколько дней до этого события западные СМИ пестрили провокационными антироссийскими заголовками. В отчете коронера ничего особенного не было. Но негативная для Москвы информационная картина уже была создана. Подобная ситуация для Лондона послужила поводом для дискуссии об ужесточении санкционного режима по отношению к РФ. При этом людей убедили, что Литвиненко, который на тот момент был гражданином Королевства, устранил чуть ли не лично президент РФ. Давайте, вспомним хоть байку про «путинский чай», - рассказал собеседник РП.
Дмитрий Абзалов считает метод игры на опережение наиболее прогрессивным в современной дипломатии. Манипуляции со СМИ и выгодные Москве информационные кампании требуют более совершенной аналитической работы и понимания работы механизмов обеспечения информационной безопасности. Российской дипломатии необходимо активнее осваивать новейшие методы работы в медиаполе. В условиях конфронтации с Западом Москве крайне важно формировать у мировой общественности положительное отношение к своим военным и политическим инициативам.
Совр рос дип основывается на концепции внешней политики 2008 года. Её осн принципы:
Общие приоритеты :
обеспечение национальных интересов страны, обеспечение безопасности России, включая суверенитет, независимость и территориальную целостность;
всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
обеспечение благоприятных внешних условий для проведения демократических реформ, для построение гражданского общества;
воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка
содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.
Региональные приоритеты:
СНГ И СТРАНЫ БАЛТИИ : - интеграция со странами СНГ в экономике, науке, технике, взаимодействие в охране внешних границ, военное сотрудничество, согласование вопросов ядерной безопасности, а также решение проблем национальных меньшинств, вопросы миротворчества, поддержка соотечественников за рубежом;
ЕВРОПА : создание устойчиво работающего механизма безопасности ХХI века с опорой на потенциал и возможности ОБСЕ. Отдельные направления - Восточная и Юго-Восточная Европа; Западная Европа,
США : - партнерство, установление и поддержка взаимовыгодного баланса интересов;
АТР :- активизация политики и дипломатии в регионе для обеспечения интересов экономического развития России. Основные партнеры - КНР, Индия, Япония, КНДР, Южная Корея.
Внешняя политика России и ее дипломатия – предсказуема и конструктивна , направлена на объединение мирового сообщества для решения общих проблем, включая урегулирование региональных конфликтов, угрожающих международной стабильности. Она основывается на последовательности и взаимовыгодном прагматизме . Эта политика максимально прозрачна , учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений. Россия надежный партнер в совместных усилиях по построению безопасного мира. Отличительная черта российской дипломатии - сбалансированность . Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе. Главным ориентиром в работе российской дипломатии по реализации внешнеполитического курса Президента является создание благоприятных внешних условий для обеспечения безопасности и поступательного социально-экономического развития страны . Решению этой задачи во многом будет способствовать активно отстаиваемое Россией укрепление многосторонних начал в мировой политике на базе международного права и центральной роли ООН.
Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические и социальные задачи , независимо от намерений и позиций других международных факторов. Реализация стратегического курса по продвижению национальных интересов требует изменения механизма реализации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности России: интеграция в региональные образования, институты и международные организации для более тесного взаимодействия; сотрудничество с деловыми кругами; выход на внешний рынок конкурентоспособных национальных производителей; свободное перемещение граждан в мировом территориальном пространстве, образование в системе международных отношений, решение глобальных экологических проблем. Общая логика проведения внешней политики страны отражается в основополагающих доктринальных документах государства . По ним можно судить о проводимом внешнеполитическом курсе страны, о ее роли и месте в мировой политической системе. К таким документам относятся Концепция национальной безопасности, Концепция внешней политики и Военная доктрина. Концепция внешней политики Российской Федерации в целом адекватно описывает современное мироустройство, его особенности и глобальные тенденции развития. При этом она грамотно позиционирует Российскую Федерацию в системе международных связей.