Российская дипломатия: путь в будущее. Сила слова: дипломаты, которые вошли в историю России

20 февраля в Нью-Йорке в возрасте 64 лет скоропостижно скончался один из самых видных дипломатов современной России, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. Эта утрата стала настоящим потрясением для страны и еще раз напомнила всем нам о важности профессии дипломата, об их огромном вкладе в международные отношения. «Типичная Москва» предлагает читателям вспомнить о людях, чьи имена неразрывно связаны с дипломатией России , и чей уход из жизни стал настоящим потрясением для страны.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829 гг.)

Все мы знаем Грибоедова как великого драматурга и композитора, однако Александр Сергеевич оставался профессиональным дипломатом до конца своей жизни. Дворянин, полиглот, выдающийся студент, успешный дуэлянт и масон Грибоедов все же прославился за счет искусства, хотя с момента выпуска из Московского университета не прекращал нести дипломатическую службу. Именно она, как представляется, сформировала из Грибоедова человека невероятного ума, давшего не только России, но и всему миру «Горе от ума» и дюжину великолепных фортепьянных произведений, по праву пополневшими богатый фонд российской классической музыки.

Несмотря на такой вклад в российское искусство, Грибоедов всегда оставался дипломатом и ушел из жизни будучи дипломатом. Его смерть наступила трагически, в Тегеране, где Александр Сергеевич выполнял функции посла Российской империи в Персии, когда толпа разъяренных религиозных фанатиков разгромила посольство и убила всех, кто там находился, за исключением посольского секретаря.

Жизнь и смерть Грибоедова стали знаковыми для России. Его исключительность стала пределом стараний дипломатов будущего, а его гибель серьезно поставила вопрос о безопасности российских дипломатических миссий, а также опасности и важности дипломатической службы.

Александр Михайлович Горчаков (1798 – 1883 гг.)

Современник упомянутого нами Грибоедова, Александр Горчаков – несомненно, был одним из величайших дипломатов всей российской истории. Он возглавлял Министерство иностранных дел Российской империи 25 лет и руководил внешней политикой страны во времена великих свершений: от европейских войн до мощного развития тогдашней системы международных отношений.

На долю Горчакова выпала сложная миссия – сделать так, чтобы Россия минимизировала свои потери, понесенные в ходе провальной Крымской войны. Александру Михайловичу удалось не только со временем добиться пересмотра Парижского договора, завершившего Крымскую войну в 1856 году, но и выдвинуть Российскую империю в число передовых дипломатических государств Европы.

Тандем Горчакова и императора Александра II в годы правления последнего позволили решать многие задачи внешней политики государства и постепенно вывести Россию на авансцену международных отношений.

Андрей Андреевич Громыко (1909 – 1989 гг.)

Андрей Андреевич Громыко заслуженно является самым уважаемым дипломатом советской, если не всей истории России. И это не просто так, ведь этот дипломат поставил абсолютный рекорд по длительности пребывания на посту российского министра иностранных дел – 28 лет. Более того, на долю Громыко выпала тяжелая задача не допустить Третьей мировой, на пороге которой стоял мир в эру Холодной войны.

В заслуги Громыко можно занести не только сохранения мира без серьезных столкновений между двумя системами – западной и коммунистической, – но и постоянно поступавшая от него инициативность в отношении укрепления мира. Громыко предложил множество международных договоров по разоружению, сокращению и нераспространению ядерных вооружений, запрещению испытаний оружия массового поражения и многое другое. Большая часть документов была принята международным сообществом и исполняется до сих пор.

Тем не менее, Громыко не забывал об интересах собственного государства и вел диалог с основными оппонентами на мировой арене (прежде всего, с США) с сильной позиции, что позволило говорить о нем как о жестком и прагматичном дипломате, знающем свое дело и защищающим идеалы государства, на благо которого он трудился.

Евгений Максимович Примаков (1929 – 2015 гг.)

Несмотря на то, что профессиональная дипломатическая карьера Примакова в роли министра иностранных дел РФ ограничилась всего двумя годами, он навсегда останется в ряду самых видных российских внешнеполитических деятелей. Главным образом, его основной заслугой на посту главы МИДа было то, что при нем российская дипломатия вновь обрела силу и достоинство, утраченные после развала СССР. Кроме того, Примаков задал новый тон всей российской дипломатии, что спровоцировало новый виток интереса молодежи к дипломатической карьере.

Именно благодаря Евгению Максимовичу, Россия, как принято сейчас говорить, стала «поворачивать на Восток», то есть перестала ориентироваться сугубо на Европу, а улучшать отношения с Китаем, Индией и другими крупными развивающимися государствами.

Россия всегда славилась своей дипломатией, и это факт, который невозможно оспорить никакими доводами. И когда из жизни уходят люди, отдавшие себя служению внешнеполитическим интересам своей страны, их кончина является трагедией и трауром для всей нации. Поэтому мы всегда должны помнить наших героев и чтить их память как людей, которые отчасти помогают нам не узнать, что такое война. Ведь одна из главных целей дипломатии – недопущение войны и сохранение мира.

(Все изображения взяты с сайта Wikimedia)

Истоки формирования российской дипломатической служ­бы восходят к периоду Древней Руси и последующему периоду, когда создавалась и укреплялась российская государственность. Еще в IX-XIII вв. Древняя Русь на этапе создания своей госу­дарственности являлась активным субъектом международных отношений. Она оказывала заметное воздействие на формиро­вание политической карты Восточной Европы тех лет от Кар­пат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтий­ского моря.

Одной из первых документально известных нам вех созда­ния древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. рус­ского посольства в Константинополь. Его целью было устано­вить прямые контакты с Византией. Уже в следующем, 839 г. при дворе французского короля Людовика Благочестивого по­бывало совместное посольство Византийской империи и Древ­ней Руси. Первый в истории нашей страны договор «О мире и любви» был заключен между Русью и Византийской империей в 860 г., и, по существу, его подписание можно рассматривать в качестве документально зафиксированного акта международно­го юридического признания Руси как субъекта международных отношений. К IX-X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, а также начало формирования иерархии дипломатов.

О том внимании, которое уделялось на Руси контактам с иностранными государствами уже в глубокой древности, можно судить по напутствиям, которые великий князь Владимир Мо­номах давал своим детям. Он, в частности, говорил им: «Особо уважайте иностранцев, какого бы звания, какого бы ранга они ни были. Если вы не в состоянии осыпать их подарками, то, по крайней мере, расточайте им знаки вашего благорасположения, потому что от того, как с ними обходятся в стране, зависит то хорошее или плохое, что они говорят, возвратившись в свою».

Со второй половины XI в. и вплоть до монголо-татарского нашествия Русь была погружена в болезненный и истощавший ее ресурсы процесс междоусобных войн. Некогда единое госу­дарство оказалось раздробленным на княжеские уделы, являв­шиеся самостоятельными, по сути, лишь наполовину. Полити­ческий раскол страны не мог не разрушить и ее единой внешней политики, он ликвидировал и все то, что было заложено в предшествовавший период в области формирования русской дипломатической службы. Однако и в тот тяжелейший для Рос­сии период в ее истории можно найти яркие примеры дипло­матического искусства. Так, князь Александр Невский, просла­вившийся своими победами на Неве над войском шведов в 1240 г. и в Ледовом побоище над немецкими рыцарями-кресто­носцами в 1242 г., проявил себя не только полководцем, но и мудрым дипломатом. В то время Русь держала оборону и на Востоке и на Западе. Монголы во главе с ханом Батыем разо­рили страну. Захватчики с Запада пытались подчинить себе то, что уцелело после нашествия Орды. Александр Невский вел сложнейшую дипломатическую игру, искусно лавируя, доби­вался прощения восставших князей, освобожденния пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для под­держки ордынцев во время их походов. Он неоднократно сам ездил в Золотую Орду, чтобы не допустить повторения разори­тельного нашествия хана Батыя. Недаром в дореволюционной России святой Александр Невский считался небесным покро­вителем русской дипломатической службы, а в начале 2009 г. всенародным голосованием именно он был назван россиянами самым выдающимся историческим деятелем России.

Из исторических источников известно, что свою деятель­ность Александр Невский строил на трех принципах, удиви­тельным образом совпадающих с принципами современного международного права. До нас дошли три его фразы: «Не в си­ле Бог, а в правде», «Жить, не переступая в чужие части» и «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». В них легко угадываются ключевые принципы современного международ­ного права: неприменение силы или угрозы силой, невмеша­тельство во внутренние дела других государств, неприкосновен­ность территориальной целостности государств и нерушимость границ, право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии.

Своей самой главной задачей Александр Невский всегда считал обеспечение для Руси мира. Поэтому огромное значение он придавал развитию взаимовыгодных торговых и духовно­культурных связей со всеми странами Европы и Азии. Он за­ключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневековый прообраз Европейско­го экономического сообщества). При нем фактически было по­ложено начало дипломатическим контактам между Русью и Китаем. Во времена Александра Невского Русь начала исполь­зовать выгоды своего географического положения, своего рода связующего звена между Европой и Азией, за что князя неред­ко называют «первым евразийцем». Благодаря поддержке Алек­сандра Невского в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.

В XV в. в результате ослабления, а затем и окончательного свержения монголо-татарского ига и создания централизован­ного русского государства со столицей в Москве начала посте­пенно складываться единодержавная российская дипломатия. К концу XV в., уже при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребо­валось уделить им особое внимание. Взойдя на княжеский пре­стол, Иван III в 1470 г. сделал выбор в пользу «исправления жизни» (слово «реформа» появилось в Руси гораздо позже). На­чав шаг за шагом свертывать княжескую федерацию и ликвиди­ровать Новгородскую вечевую республику, он пошел по пути формирования системы власти, получившей позже название «государева служба». Заботясь о международном статусе созда­вавшегося им сильного единого государства, Иван III отошел от традиции общения главным образом с соседней Литвой и, по сути, первый «прорубил окно в Европу». Он взял в жены племянницу последнего византийского императора Зою Палеолог (на Руси после принятия православия она получила имя Софья), являвшуюся воспитанницей папы римского. Этому браку предшествовало интенсивное дипломатическое общение с католическим Римом, позволившее Ивану III вывести Русь из политической и культурной изоляции и начать общаться с За­падом, где Рим был наиболее влиятельной политической си­лой. В свите Софьи Палеолог, а затем и самостоятельно в Мо­скву приехало немало итальянцев, в том числе архитекторов и оружейников, оставивших заметный след в культуре России.

Иван III был хорошим дипломатом. Он оказался достаточно прозорлив и, разгадав замысел Рима, не поддался на попытки папского престола стравить Русь с Оттоманской империей. От­клонил Иван III и хитрые подходы германского императора Фридриха III, предложившего русскому великому князю титул короля. Поняв, что согласие принять этот титул от императора ставило бы его в подчиненное положение, Иван III твердо за­явил, что готов говорить с остальными государствами только на

равных. На государственной печати Ивана III впервые на Руси появился двуглавый орел - символ царской власти, что под­черкивало преемственную связь Руси и Византии. Внес Иван III существенные изменения и в порядок приема ино­странных послов, начав первым из русских монархов общаться с ними лично, а не через Боярскую думу, на которую возлага­лись функции приема иностранных дипломатов, ведения пере­говоров, составления документов по посольским делам.

Во второй половине XV - начале XVI в. по мере объедине­ния русских земель в централизованное Русское государство его международный авторитет неуклонно возрастал, а междуна­родные контакты расширялись. Поначалу в качестве послов Русь использовала преимущественно иностранцев, состоявших на московской службе, но при великом князе Василии III ино­странцев заменили русские. Назрела потребность в создании специального ведомства, которое целенаправленно занималось бы внешними делами государства. В 1549 г. царь Иван Грозный создал Посольский приказ - первое в России центральное пра­вительственное учреждение, ведавшее иностранными делами. Причем поскольку первое упоминание Посольского приказа датируется 10 февраля, то именно этот день, но уже в 2002 г., был выбран в качестве даты профессионального праздника рос­сийской дипломатии - Дня дипломатического работника. Воз­главил Посольский приказ один из наиболее образованных лю­дей того времени подьячий Иван Михайлович Висковатый, ставший думным дьяком и взявший в свои руки посольское де­ло. После того как в 1570 г. из-за внутренних распрей И. М. Висковатый был обвинен в том, что он «турецкий, поль­ский и крымский шпион», а затем по указу Ивана Грозного публично казнен, Посольский приказ возглавили братья Щелкаловы, сначала Андрей, а затем Василий.

Во главе Посольского приказа стояли посольские или дум­ские дьяки и бояре, а со второй половины XVII в. они стали именоваться начальниками. Одним из наиболее известных на­чальников Посольского приказа был выдающийся русский ди­пломат того времени Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, добившийся заметной активизации внешней политики России. Службу в Посольском приказе несли дьяки и их помощники - подьячие, располагавшиеся по карьерной лестнице от «моло­дых», затем «средних» и, наконец, «старых». «Старые» подья­чие, как правило, возглавляли появившиеся в Приказе терри­ториальные отделы, называвшиеся повытьями. Три повытья занимались отношениями со странами Европы и два - с госу­дарствами Азии. Дьяки принимали привезенные иностранными послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутст­вовали на приемах у иностранных дипломатов, проверяли про­екты ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, направлявшимся для встречи иностранных послов. Они же воз­главляли российские посольства, выезжавшие за рубеж.

Официальные дипломатические представительства иност­ранных государств появились в России раньше, чем русские за границей. С конца XV в. и особенно в XVI-XVII вв. в Москву приезжало много иностранных дипломатов, что привело к вы­работке Посольским приказом особого церемониала общения с зарубежными послами, который получил название «посольский обряд».

До последней трети XVII в. Россия не имела постоянных ди­пломатических представительств в других государствах. Отно­шения с ними поддерживались через специально назначавших­ся для каждого случая лиц. Первые русские постоянные дипло­матические миссии за рубежом были учреждены в 1643 г. в Швеции и в 1673 г. в Речи Посполитой (Польше). В 1699 г. Россия открыла постоянную дипломатическую миссию в Гааге. По мере роста заинтересованности России в контактах с запад­ными державами и стремления последних к развитию отноше­ний с Россией шел процесс расширения их взаимных связей, что привело к постепенной замене временных российских представительств за границей на постоянные.

Параллельно в тот период в Посольском приказе начала складываться система рангирования дипломатов, т. е. присвое­ния им определенного дипломатического ранга. В частности, русские дипломатические представители делились в те годы на три категории: великие послы - аналог чрезвычайного и полно­мочного посла; легкие послы - аналог чрезвычайного и полно­мочного посланника; посланники - аналог полномочного по­сланника. Причем категория дипломатического представителя определялась значением того государства, в которое направля­лось русское посольство, а также важностью возлагавшейся на него миссии. Великие послы направлялись, как правило, толь­ко в Польшу и Швецию. В отдаленные страны было принято назначать посланников. Кроме того, на дипломатической служ­бе находились лица, имевшие ранги посланный (посланник с одноразовым поручением), а также посланец (скорый курьер) и гонец (курьер с чрезвычайным поручением). В функции послед­них входила лишь доставка грамот, вступать в какие-либо ди­пломатические переговоры им не разрешалось.

Высокое место в Посольском приказе занимал отдел перево­дов. Работавшие в нем толмачи осуществляли устные переводы, а письменные переводы выполняли переводчики. Сотрудников отдела переводов чаще всего набирали из числа иностранцев, поступивших на русскую службу, или из побывавших в иност­ранном плену русских. Сохранились сведения о том, что в кон­це XYII в. работавшие в отделе переводов 15 переводчиков и 50 толмачей осуществляли переводы с таких языков, как ла­тынь, итальянский, польский, волошский, английский, немец­кий, шведский, голландский, греческий, татарский, персид­ский, арабский, турецкий и грузинский.

В целях изучения иностранных языков и приобретения на­выков дипломатического этикета, а также общения с иностран­цами Российское государство в те годы практиковало направле­ние за границу на обучение выходцев из боярских семей. По возвращении в Москву они, как правило, приходили на работу в Посольский приказ. Примечательно, что форма и стиль одеж­ды российских дипломатов и дипломатических служащих того времени соответствовали принятым тогда в Европе стандартам.

В практической работе Посольского приказа использовался широкий перечень дипломатических документов, многие из ко­торых готовятся Министерством иностранных дел РФ и в наши дни. В частности, Посольский приказ выписывал «верющие» (верительные) грамоты - документы, удостоверявшие предста­вительный характер дипломатов и аккредитовавшие их в этом качестве в иностранном государстве. Изготовлялись опасные грамоты, назначением которых было обеспечить свободный въезд и выезд из страны посольства, отправлявшегося за рубеж. Использовались ответные грамоты - документы, вручавшиеся иностранным послам при их отбытии из страны пребывания. В качестве инструмента для осуществления руководства дея­тельностью посольств Посольский приказ применял такой до­кумент, как наказ. В нем постатейно разъяснялись статус, цели и задачи посольства, определялся характер информации, кото­рую следовало собрать, давались возможные варианты ответов на вопросы, которые могли возникнуть, а также содержались проекты речей, с которыми главе посольства следовало высту­пать. Итоги работы посольства подводились путем написания посольского отчета, содержавшего так называемые статейные списки, в которых всесторонне анализировалась ситуация и со­общались результаты проделанной посольством работы по каж­дой из статей наказа.

Особое место в российской дипломатии всегда принадлежало архивному делу. С начала XVI в. в Посольском приказе укоре­нилась практика ведения регулярной систематизации всех ди­пломатических документов. Наиболее распространенной фор­мой фиксирования и хранения дипломатической информации долгое время было ведение столбцов и составление посольских книг. Столбцы - это скрепленные подписью должностного ли­ца и подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, содержавшие дипломатические документы. Посольские кни­ги - это переписанные от руки в специальные тетради близкие по темам посольские документы. По сути это были досье по конкретным вопросам. При этом все документы строго систе­матизировались по годам, странам и регионам. Хранили их в специальных обитых бархатом, окованных металлом дубовых ящиках, осиновых коробах или холщовых мешках. Таким обра­зом, в Посольском приказе существовала хорошо продуманная, отлаженная и достаточно эффективная система хранения, учета и классификации всей дипломатической информации, позво­лявшая не только сохранять, но и использовать имевшиеся до­кументы по мере необходимости.

Качественно новый этап в развитии российской дипломати­ческой службы связан с эпохой императора Петра I. Только с его приходом к власти и проведением им коренных преобразо­ваний во всей системе государственного управления в России утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотно­шений между суверенными государствами, основанной на взаим­ном обмене постоянными дипломатическими представителями, во­площающими суверенитет своего правителя. Петр I радикально реформировал всю государственную власть в стране, подчинил Церковь государственному Синоду, преобразовал государеву службу. Естественно, он подверг основательной перестройке и Дипломатическую службу России, переведя ее на принципы господствовавшей в то время в Европе концепции дипломати­ческой системы. Все это позволило Петру I включить Россию в общеевропейскую систему дипломатических связей, превратить наше государство в активный и весьма важный фактор евро­пейского равновесия.

В основе радикальных реформ, осуществленных Петром I, лежали следующие нововведения:

1) громоздкий административно-государственный аппарат был заменен более компактной и эффективной администрацией;

2) Боярскую думу заменил административный Сенат;

3) был упразднен сословный принцип формирования цен­тральной власти, начал действовать принцип профессиональ­ной пригодности. В практику была введена «Табель о рангах», которая определяла статус и карьерное продвижение государст­венных чиновников;

4) осуществлен переход на европейскую систему рангирова- ния дипломатических служащих, появились полномочные и чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, агенты;

5) введена практика обязательного взаимного информирова­ния русскими представительствами за рубежом о важнейших военных и политических событиях, переговорах и соглашениях.

При Петре I были осуществлены и другие важные преобра­зования. В частности, вскоре после вступления России в Север­ную войну Посольский приказ был преобразован в особую ди­пломатическую канцелярию - Посольскую походную канцеля­рию. Главное новшество заключалось в том, что в условиях военного похода император брал на себя ведение всех внешне­политических дел государства.

В 1717 г. Посольская походная канцелярия была преобразо­вана в Коллегию иностранных дел. Однако сам процесс реорга­низации занял несколько лет, и поэтому окончательное орга­низационное оформление Коллегии иностранных дел России произошло только в феврале 1720 г. В основу этого оформле­ния был положен документ - «Определение Коллегии иност­ранных дел», а в апреле того же года для Коллегии была утверждена специальная «Инструкция». Подписание этих двух документов и завершило процесс организации Коллегии иност­ранных дел.

«Определение Коллегии иностранных дел» (т. е. положение) являлось основополагающим документом, на базе которого строилась вся работа Коллегии. В нем регламентировались во­просы, связанные с подбором кадров на дипломатическую службу, определялась структура внешнеполитического ведомст­ва, уточнялись функции и компетенция работавших в Коллегии должностных лиц.

Члены Коллегии назначались Сенатом. В центральном аппа­рате Коллегии помимо обслуживающего персонала работали 142 человека. В то же время за рубежом трудились 78 человек, которые занимали должности послов, министров, агентов, кон­сулов, секретарей, копиистов, переводчиков, учеников. Были среди них также священники. Чины служителям Коллегии при­сваивались Сенатом. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.

Коллегия иностранных дел России состояла из двух основ­ных подразделений: Присутствия и Канцелярии. Высшим орга­ном было Присутствие, именно им принимались окончатель­ные решения по всем важнейшим вопросам. Оно состояло из восьми членов Коллегии во главе с президентом и его замести­телем и собиралось на свои заседания не менее четырех раз в неделю. Что касается Канцелярии, то она являлась исполни­тельным органом и состояла из двух отделений, называвшихся экспедициями: секретной экспедиции, которая непосредствен­но занималась вопросами внешней политики, и публичной экспедиции, ведавшей административно-финансовыми, хозяй­ственными и почтовыми делами. При этом секретная экспеди­ция, в свою очередь, подразделялась на четыре более мелкие экспедиции. Первая из них заведовала приемом и отзывом иностранных дипломатов, приезжавших в Россию, отправкой российских дипломатов за границу, ведением дипломатической переписки, делопроизводством, составлением протоколов. В ведении второй экспедиции находились все дела и материалы на западных языках, третьей - на польском, а четвертой (или «ориентальной») - на восточных языках. Во главе каждой экс­педиции стоял секретарь.

Президентами Коллегии иностранных дел в разные годы яв­лялись выдающиеся русские дипломаты. Первым президентом Коллегии стал граф Гавриил Иванович Головкин, в дальней­шем на этом посту его сменили князь Алексей Михайлович Черкасский, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, граф Михаил Илларионович Воронцов, князь Александр Андреевич Безбородко и целая плеяда других выдающихся дипломатов России.

По мере расширения международных связей России проис­ходило и дальнейшее совершенствование деятельности Коллегии иностранных дел, ее центрального аппарата, учреждались новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства за рубежом. Так, в годы царствования импе­ратора Петра I Россия открыла свои дипломатические миссии в Австрии, Англии, Голландии, Испании, Дании, Гамбурге, Тур­ции, Франции и Швеции. Затем были учреждены российские консульства в Бордо (Франция), Кадисе (Испания), Венеции (Италия), Вроцлаве (Польша). Направлены дипломатические агенты и аудиторы в Амстердам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск, Польша), Брауншвейг (Германия). Специальный представитель был назначен при калмыцких ханах. Временные миссии были направлены в Бухару и Китай, причем в Китае была учреждена специальная Русская духовная миссия, история которой такова. Узнав о существовании в Пекине православной общины, которую основали захваченные еще в 1685 г. в китай­ский плен русские казаки из Албазинского острога в Сибири, Петр I в интересах укрепления влияния России и развития свя­зей с Китаем посчитал необходимым иметь в Пекине россий­ское представительство. После долгих переговоров император династии Цинь, несмотря на свою изоляционистскую политику «закрытых дверей», все-таки дал согласие, и в 1715 г. в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она стала самой ранней из всех зарубежных миссий Русской православной церкви и до 1864 г. фактически служила неофициальным ди­пломатическим представительством России в Китае. При этом данная миссия имела двойное подчинение - Святейшему си­ноду и Коллегии иностранных дел.

При Петре I значительно повысились требования к лицам, поступавшим на дипломатическую службу России. В частности, при приеме на службу в Коллегию иностранных дел претенден­ты должны были сдать, как сейчас говорят, специальный ква­лификационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго, в связи с чем можно с уверенностью утверждать, что при Петре I дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, профес­сиональных навыков, умений. Как и прежде, подбор диплома­тических кадров осуществлялся за счет выходцев из дворянских семей, однако при Петре I гораздо большее внимание стало уделяться поиску наиболее способных и талантливых молодых людей, которых нередко направляли за границу в целях приоб­ретения там навыков, необходимых для последующего зачисле­ния на дипломатическую службу. Дипломатическая служба впервые приобрела профессиональный характер, чиновники Коллегии иностранных дел все свое время посвящали службе и получали за это жалованье. В то же время среди дипломатов тех лет было немало иностранцев, так как российская дипломати­ческая служба нуждалась в профессиональных кадрах, в част­ности в людях, свободно владевших иностранными языками.

В 1726 г. императрица Екатерина I, придя к власти, учредила Тайный совет, состоявший из преданных ей людей. Главы иностранной и военной коллегий вошли в его состав. Тайный совет стал играть определяющую роль в выработке и проведе­нии внешнеполитического курса России. При этом сфера дея­тельности Коллегии иностранных дел оказалась сужена, и, по сути, она превратилась в исполнительную канцелярию при Тайном совете. Этот процесс явился отражением присущего то­му времени стремления не только российской императрицы, но и многих монархов, в том числе европейских, к усилению сво­ей личной власти.

Некоторые преобразования в дипломатическом ведомстве были осуществлены в годы царствования императрицы Екате­рины II. Стремясь к укреплению своего абсолютизма, она лик­видировала ряд коллегий. Тем не менее, проявляя особенно ревностное отношение к сфере международной политики, Ека­терина II стремилась всячески поднять авторитет Коллегии иностранных дел России до европейского уровня. В 1779 г. им­ператрица издала указ, определявший штат Коллегии. Одновре­менно со штатом центрального аппарата был утвержден и штат российских дипломатических представительств за рубежом. Как Правило, он был небольшим и состоял из двух-трех человек: главы представительства и его секретарей. Были увеличены суммы средств, выделявшихся на содержание Коллегии, повы­шены оклады ее президента и вице-президента.

По указу Екатерины II была введена градация российских Дипломатических представительств. В частности, звание посла было присвоено лишь русскому дипломатическому представи­телю в Варшаве. Большинство же глав других русских диплома­тических представительств за границей именовались тогда ми­нистрами второго ранга. Некоторые представители назывались Министрами-резидентами. Министры второго ранга и минист- Рььрезиденты осуществляли представительские и политические Функции. К министрам были приравнены также генеральные 3* консулы, следившие за соблюдением интересов российских купцов и за развитием торговых отношений. Послами, минист­рами и генеральными консулами назначались специально под­готовленные люди - представители правящего сословия, полу­чившие необходимые знания в области внешних сношений и имевшие должные профессиональные навыки.

Конец XVIII - начало XIX в. характеризовались распро­странением в Европе новой, так называемой наполеоновской, модели государственного администрирования. Для нее были характерны черты военной организации, предполагавшей высо­кую степень централизации, единоначалие, жесткую дисципли­ну, высокую степень личной ответственности. Наполеоновские реформы оказали влияние и на Россию. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. Администра­тивная реформа выразилась в переходе от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. император Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Все коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были закреплены за отдельными министрами, а при них были учреж­дены соответствующие канцелярии, представлявшие собой по сути аппараты министров. Таким образом, Министерство иност­ранных дел России как таковое было образовано в 1802 г. Пер­вым министром иностранных дел Российской империи стал граф Александр Романович Воронцов (1741-1805).

При Александре I был укреплен кадровый состав диплома­тической службы России; направлены российские послы в Ве­ну и Стокгольм, назначены посланники в Берлин, Лондон, Ко­пенгаген, Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин и Константино­поль; поднят уровень дипломатических представителей до поверенных в делах в Дрездене и Гамбурге, до генеральных консулов в Данциге и Венеции.

Административную реформу того времени завершил разра­ботанный в 1811 г. документ «Общее учреждение министерств». В соответствии с ним единоначалие окончательно закреплялось в качестве основного организационного принципа деятельно­сти министерства. Кроме того, устанавливалось единообразие организационной структуры, делопроизводства и отчетности министерства; учреждалась строгая подчиненность всех подраз­делений министерства по вертикали; назначение министра и его заместителя производилось самим монархом. Министроминостранных дел в то время (1808-1814) был граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826).

Понятно, что при такой системе администрирования роль Коллегии иностранных дел объективно стала снижаться. В 1832 г. по именному указу императора Николая I «Об образо­вании Министерства иностранных дел» Коллегия, была офици­ально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства Российской империи. Соглас­но этому указу все поступающие на службу в систему Мини­стерства иностранных дел сотрудники зачислялись только по высочайшему указу императора. Они в обязательном порядке давали подписку о неразглашении тайн иностранных дел и о соблюдении требования «не ходить на дворы к чужестранным министрам и никакого с ними обхождения и компании не иметь». Дипломату, нарушившему установленный порядок, грозило не только отстранение от дел, но и «взыскание по всей строгости закона».

Во второй половине XIX в. преобразования в системе выс­ших и центральных органов власти в России были продолжены. Естественно, нововведения не могли обойти стороной и Мини­стерство иностранных дел, которое с 1856 по 1882 г. возглавлял один из наиболее выдающихся русских дипломатов и государ­ственных деятелей того времени светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883). В процессе реформы он до­бился освобожденния Министерства от ряда несвойственных для него функций, среди них цензура политических публика­ций, управление окраинами Российской империи, ведение це­ремониальных дел. Под руководством А. М. Горчакова, ставше­го вскоре также канцлером и одновременно с Министерством иностранных дел возглавившего правительство страны, роль России в международных делах возросла, она стремилась раз­вивать широкие международные связи в политической и эко­номической сферах, набирала все больший международный по­литический вес.

Решение внешнеполитических задач, поставленных канцле­ром А. М. Горчаковым, потребовало значительного расшире­ния сети российских дипломатических представительств за ру­бежом. К началу 90-х гг. XIX в. за границей функционировало Уже 6 посольств, 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице-консульств Российской империи. При А- М. Горчакове главные задачи, стоявшие перед внешнеполитическим ведомством России и его структурами, определялись следующим образом:

Поддержание политических сношений с иностранными государствами;

Покровительство в чужих краях русской торговле и вооб­ще русским интересам;

Ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей;

Содействие удовлетворению законных требований ино­странцев по их делам в России;

Издание «Ежегодника Министерства иностранных дел», в котором публиковались важнейшие документы текущей поли­тики, такие как конвенции, ноты, протоколы и др.

При А. М. Горчакове были произведены и другие важные преобразования в российской дипломатической службе. В част­ности, Россия окончательно отказалась от назначения на посты в свои дипломатические представительства за рубежом ино­странцев. Вся дипломатическая переписка была переведена ис­ключительно на русский язык. Значительно повысились крите­рии отбора лиц, поступавших на дипломатическую службу. Так, с 1859 г. в России введено требование о наличии у всех прини­маемых на работу в Министерство иностранных дел диплома о высшем гуманитарном образовании, а также знания двух иност­ранных языков. Кроме того, претендент на дипломатическую службу должен был продемонстрировать широкие познания в области истории, географии, политэкономии, международного права. При Министерстве была образована специальная Ори­ентальная школа, в которой готовили специалистов по восточ­ным языкам, а также по редким европейским языкам.

Очередная реформа системы Министерства иностранных дел была подготовлена в 1910 г. бывшим тогда министром иност­ранных дел Александром Петровичем Извольским (1856-1919). Согласно ей предусматривались комплексная модернизация всего аппарата Министерства и создание в нем единого поли­тического отдела, бюро печати, правового отдела и информаци­онной службы. Вводилась система обязательной ротации чи­новников центрального аппарата, зарубежных дипломатических и консульских учреждений; предусматривалось выравнивание условий прохождения службы и оплаты труда дипломатов, слу­живших в центральном аппарате Министерства и в его предста­вительствах за рубежом. В практику вошла систематическая рассылка копий наиболее важных дипломатических документов во все загранпредставительства России, что позволяло их руководителям быть в курсе происходивших внешнеполитических событий и предпринимаемых российской дипломатической I службой усилий. Министерство начало активно работать с I прессой, используя ее для создания благоприятного общественного мнения о России и о деятельности ее дипломатической I службы. Министерство стало главным источником внешнеполитической информации для большинства российских газет: I Бюро печати Министерства проводило регулярные встречи с представителями крупнейших газет империи.

Серьезным нововведением А. П. Извольского стал специаль­ный усложненный конкурсный экзамен для желающих посту­дить на дипломатическую службу. Проводило квалификацион­ный экзамен специальное «совещание», в состав которого вхо­дили все директора департаментов и начальники отделов Министерства; вопрос о приеме кандидата на дипломатиче­скую службу решался коллегиально.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война коренным обра­зом изменила характер деятельности Министерства иностран­ных дел. В условиях вступления России в войну главной зада­чей Министерства стало обеспечение внешнеполитической об­становки, благоприятной для успешного ведения боевых действий русскими войсками, а также работа над подготовкой условий будущего мирного договора. При Ставке Верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцеля­рия, в функции которой входило регулярное информирование императора Николая II по всем важнейшим вопросам внешней политики и поддержание постоянной связи между монархом и министром иностранных дел. В условиях войны Министерство иностранных дел, которое в те годы возглавлял Сергей Дмит­риевич Сазонов (1860-1927), оказалось в ситуации, когда ему пришлось непосредственно участвовать в принятии не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений.

Начало войны совпало с проведением в Министерстве иностранных дел очередной реформы центрального аппарата, в основу которой был положен изданный в июне 1914 г. им­ператором Николаем II закон «Об учреждении Министерства Иностранных дел». Согласно этому закону Министерству ино­странных дел в новых условиях надлежало особое внимание в своей деятельности уделить решению следующих задач:

1) защита русских экономических интересов за рубежом;

2) развитие торгово-промышленных сношений России;

3) укрепление русского влияния на почве церковных инте­ресов;

4) всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах.

В соответствии с определенными названным законом зада­чами менялась и структура Министерства иностранных дел. В частности, центральный аппарат Министерства был поделен на два самостоятельных подразделения, во главе каждого из ко­торых стоял товарищ (заместитель) министра. Первым подраз­делением был Политический отдел, в функции которого входила координация действий при выработке, принятии и реализации внешнеполитических решений. В 1915 г. было создано и второе подразделение - Осведомительный (информационный) отдел, который годом позже был преобразован в Отдел печати и осве­домления. В условиях войны возникла также потребность соз­дать несколько дополнительных подразделений Министерства, которые занялись бы проблемами военнопленных, наведением справок о российских подданных, оказавшихся за границей, в том числе в неприятельских странах, осуществлением денеж­ных переводов тем, кто оказался на чужбине.

Эти и другие новации в дипломатической службе России были направлены на то, чтобы реорганизовать центральный ап­парат Министерства иностранных дел, лучше приспособив его к требованиям времени. Следует признать, что в результате проведенных реформ удалось повысить гибкость и оператив­ность работы МИД России, закрепить приоритет политических отделов, четко разграничить полномочия отдельных подразде­лений, свести к минимуму параллелизм в их работе, повысить эффективность дипломатической службы и российской дипло­матии в целом.

Ровно 210 лет назад, 13 марта 1807 года, ушел из жизни Николай Петрович Резанов, русский дипломат, путешественник и предприниматель. Наряду с Крузенштерном и Лисянским он был руководителем и участником первого в отечественной кругосветного плавания. Также Резанов являлся первым официальным послом России в Японии и был составителем одного из первых русско-японских словарей. Николай Резанов приобрел огромную известность благодаря мюзиклу «Юнона и Авось», первым исполнителем роли Резанова в нем был известный советский актер Николай Караченцов.

Будущий российский дипломат появился на свет в Петербурге 28 марта 1764 года в небогатой дворянской семье. Его отец.Петр Гаврилович Резанов, был коллежским советником, а мать, Александра Резанова, дочерью генерал-майора Г. А. Окунева. Его отец не смог закрепиться в столице, но получил назначение в Иркутск, тогдашнюю столицу Восточной Сибири, огромных территорий, раскинувшихся от Енисея до Тихого океана. Здесь ему предложили пост председателя гражданской палаты губернского суда.


О детстве Николая Резанова известно не так много. Отмечается, что он получил очень хорошее домашнее образование. При этом Николай с самого детства отличался отличными лингвистическими способностями. К 14 годам он уже знал пять европейских языков, что во многом и определило его дальнейшую жизнь. Тогда же, в 14-летнем возрасте, в 1778 году он поступает на военную службу, сначала в артиллерию. Но достаточно быстро за сноровистость, статность и хорошие природные данные его переводят в Измайловский лейб-гвардии полк. Существуют версии, что этому могла способствовать сама императрица Екатерина II. В 1780 году во время ее поездки в Крым Николай Резанов лично отвечал за ее безопасность, на тот момент ему было всего 16 лет.

По неизвестным причинам Резанов вскоре оставил службу. Возможно, причиной стали придворные интриги и разочарование в нем императрицы, так или иначе он оставил военную службу и двор. Все это он меняет на довольно скучную, но спокойную службу, поступив асессором в Псковскую палату гражданского суда. Здесь он прослужил порядка 5 лет, получая жалование 300 рублей в год, после чего был переведен в столицу в Казенную палату.

После этого вновь последовал резкий скачок в его карьере. Николай Резанов становится начальником канцелярии у графа Н. Г. Чернышова. Такой служебный рост свидетельствует не только о его деловых качествах, но и о чьей-то достаточно мощной поддержке и покровительстве. Для обыкновенного чиновника не из дворян или из провинциальных незнатных дворян подобные «прыжки» по служебной лестнице через несколько ступеней были маловероятны, многие из них, начиняя службу с низшего 14 класса в «Табели о рангах», могли дослужиться до чина коллежского асессора, дававшего право на потомственное дворянство, только к старости.

После назначения в 1791 году Гавриила Романовича Державина секретарем для доклада по «сенатским мемориям» (документам, представленным сенатом на утверждение) при Екатерине II Резанов переводится к нему на службу сразу в качестве правителя канцелярии, это назначение открывает ему двери многих домов и кабинетов Петербурга, в том числе наиболее высокопоставленных вельмож. Изредка ему даже ему приходится выполнять личные поручения императрицы, а это еще сильнее ускоряет его карьеру. Спустя некоторое время он входит в штат нового фаворита императрицы П. А. Зубова, который видя в нем конкурента, под благовидным предлогом отправляет Резанова из Петербурга в Иркутск, чтобы провести инспекцию деятельности компании купца Григория Ивановича Шелихова, который являлся также основателем первых русских поселений в Америке.

Данная поездка для Резанова оказывается судьбоносной. 24 января 1795 года он женится на 15-летней дочери Шелихова - Анне. Девушка получает дворянский титул, а жених - очень хорошее приданное. Через полгода Григорий Шелихов умирает, и Николай Резанов становится совладельцем части его капитала. В это же время в сферу его интересов попадает становление и развитие Российско-американской компании.

После смерти Екатерины II Резанов возвращается в Петербург, сменивший императрицу Павел I очень хорошо его принимает. В 1797 году Резанов становится сначала секретарем, а затем и обер-секретарем Сената. Она работает над составлением «Устава о ценах», а также учреждает раскладку поземельного сбора в Москве и Петербурге. За эту работу его награждают орденом Святой Анны II степени и пенсией в размере 2000 рублей в год. Также император Павел I успел подписать указ о создании на базе компании купца Шелихова и ряда других сибирских купцов единой Российско-американской компании (РАК). Главное управление торговой полугосударственной компании переносится из Иркутска в Петербург, а уполномоченным корреспондентом (представителем) РАК был назначен Николай Резанов. С этих пор он является и высокопоставленным государственным служащим, и предпринимателем одновременно. Пост обер-секретаря правительствующего Сената Николай занимал до 1799 года.

Памятник Резанову в Красноярске, установлен в 2007 году

18 июля 1801 года у Резанова рождается сын Пётр, а 6 октября 1802 года - дочь Ольга. Через 12 дней после рождения дочери Анна Реазанова умирает от родовой горячки, Николай Резанов становится вдовцом. Не желая отпускать его в отставку, император Александр I отправляет Резанова первым российским посланником в Японию. От посольства ждут налаживания торговых отношений между государствами. При этом поручение это изначально очень трудновыполнимое, так как Япония на протяжении последних 150 лет проводит политику жесткого изоляционизма. В Японию Резанов должен отправиться вместе с первой российской кругосветной морской экспедицией. За месяц до отправления в поход, 10 июля 1803 года, Резанову был присвоен титул камергера двора Его Величества, также он был награжден орденом Святой Анны I степени. Наравне с Крузенштерном Резанов назначался главой предстоящей экспедиции.

7 августа 1803 года экспедиция, состоявшая из двух кораблей: «Надежды» под командованием Крузенштерна (на нем было общее морское руководство экспедицией) и «Невы» под командованием Лисянского, отправилась в плавание. В ноябре экспедиция пересекла экватор, а рождество встречала у берегов Бразилии. Во время экспедиции Резанов серьезно рассорился с Крузенштерном. Большую часть пути они общались только при помощи записок, при этом после одного из скандалов Резанов закрылся в каюте, которую не покидал до прибытия корабля в Петропавловск. Поводом для ссор было желание Резанова осуществлять общее руководство экспедицией. Никогда не бывавший до этого в море чиновник пытался руководить действиями морских офицеров и моряков, что не нашло поддержки с их стороны.

В Петропавловске генерал-губернатору Камчатки еле удалось помирить Резанова с Крузенштерном. В итоге, взяв здесь почетный караул для посла (2 офицера, 5 солдат и барабанщик), «Надежда» отплыла в Японию, а «Нева» - к Аляске. 26 сентября 1804 года миссия Резанова достигла города Нагасаки. При этом японцы не пустили российский корабль в гавань, поэтому Крузенштерн бросил якорь в заливе. Послу же разрешили сойти на японский берег, предоставив для проживания роскошный дом. Правда, выходить за пределы дома послу было запрещено, ему велели ждать ответа от императора на месте. Любую еду ему доставляли по первому требованию, денег с него не брали и обращались подчеркнуто вежливо. Это продолжалось полгода, пока в марте не прибыл сановник, который привез ответ от императора Японии. В ответе говорилось, что он не примет посольство Резанова и не желает торговать с Россией, при этом император вернул назад все привезенные дары, потребовав, чтобы Резанов и корабль Крузенштерна покинули Японию. Посольская миссия Резанова провалилась.

По возвращении в Петропавловск Резанов узнает о том, что Крузенштерн награжден орденом Святой Анны II степени, а ему была пожалована всего лишь табакерка, пусть и усыпанная бриллиантами. Также его освободили от дальнейшего участия в кругосветном плавании, император Александр I приказывал ему провести инспекцию российских поселений на Аляске. Камергер хотел реабилитироваться в глазах императора, поэтому к новому заданию он подошел с большим рвением. На торговом бриге «Мария» он 26 августа 1805 года прибыл в бухту Ново-Архангельска. Здесь на острове Ситха он познакомился с купцом А. А. Барановым правителем «Русской Америки».

Ново-Архангельск. Художник С. В. Пенн. Центральный Военно-морской музей, Санкт-Петербург

В Ново-Архангельске Резанова поразила нехватка самого необходимого, в том числе продовольственных товаров, что негативно сказывалось на русской колонии. Видя, что Баранов не может решить данную проблему, Резанов приобрел у заезжего американского коммерсанта Джона Вульфа корабль «Юнона». Корабль был куплен вместе с перевозимым грузом продовольствия, чего хватило для первоначальной поддержки соотечественников в Ново-Архангельске. В то же время до весны продовольствия не хватало. Поэтому Николай Резанов отдал приказ о строительстве еще одного корабля, который назвали «Авось». 26 февраля 1806 года он вместе с этим кораблем отбыл в принадлежавший испанцам порт Сан-Франциско. В его планах было установить с испанцами торговые отношения, чтобы в дальнейшем распространить влияние русских колонистов и на земли Калифорнии.

Через месяц «Юнона» и «Авось» достигли залива Сан-Франциско. Испания, которая в те годы входила в союз с наполеоновской Францией, была противницей России в войне. Однако Резанову требовалось добиться успеха переговоров любой ценой. За шесть недель своего пребывания в Сан-Франциско он умудрился совершенно покорить местного губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу, а также близко подружиться с семьей коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо. Прекрасно образованный русский дворянин, государственный служащий, знающий множество иностранных языков и являющийся кавалером мальтийского Большого креста Святого Иоанна Иерусалимского, Резанов сумел покорить сердце дочери коменданта крепости Консепсии де Аргуэльо (Кончита). Он сделал 15-летней девушке предложение руки и сердца, самому Николаю Резанову на тот момент было 42 года.

Исходя из докладов Резанова, он не выглядел человеком, который терял голову от любви. Так же считал и корабельный врач, который предполагал в таком поведении Резанова дипломатические виды и выгоду. При этом свидетели отмечали, что и со стороны Кончиты могло быть больше расчета, чем настоящей страсти. Резанов мог внушить ей мысль о шикарной жизни в России при императорском дворе. В любом случае девушка мечтала стать женой русского камергера, родители не могли ее отговорить, в конце концов, ее решимость, их успокоила. Испанцы решили оставить вопрос о женитьбе за римским престолом, при этом согласились помолвить Резанова со своей дочерью. 11 июня 1806 года «Юнона» и «Авось» доверху груженные продовольствием отплыли из гостеприимного Сан-Франциско. Они увозили на Аляску 2156 пудов пшеницы, 560 пудов бобовых и 351 пуд ячменя. При этом Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что вернется назад через два года с разрешением на брак, а Кончита поклялась дождаться своего нареченного жениха.

Какие конкретно цели преследовали Резанов и Кончита сегодня уже почти невозможно определить. Возможно, Резанов видел в этом браке большие перспективы для РАК, освоения Аляски, а также испанской Калифорнии российскими колонистами, а может это действительно была самая обыкновенная любовная история. Но финал этой истории, вне зависимости от желаний и помыслов ее главных героев, как мы все знаем, был трагичным.

Кенотаф, установленный в августе 2007 года в Красноярске, повторяет первоначальный памятник над могилой Резанова

В сентябре 1806 года Николай Петрович покинул Русскую Америку и добрался до Охотска. Уже начиналась осенняя распутица, двигаться дальше было нельзя. Однако Резанов хотел как можно скорее вернуться в Петербург, отправившись в поход верхом. Перебираясь через многочисленные реки, он несколько раз падал в воду, ночевал на снегу, страшно простудился. В Якутске он пролежал в беспамятстве и горячке 12 дней. Но как только очнулся, снова отправился в путь. В результате все кончилось тем, что он потерял сознание и упал с лошади, сильно ударившись головой. Его едва смогли довезти до Красноярска, где 1 марта (13 марта по новому стилю) 1807 года он скончался и был похоронен на кладбище Воскресенского собора.

Стоит отметить, что Кончита осталась верна Резанову. В 1808 году, узнав о смерти Резанова от его родственника, она так и не вышла ни за кого замуж. Двадцать лет она жила вместе со своими родителями, занималась благотворительностью, обучала грамоте детей-индейцев, а затем ушла в монастырь. Скончалась она в 1857 году, так и не нарушив данной Резанову клятвы. Была похоронена поблизости от Сан-Франциско на кладбище ордена доминиканцев.

До нас имя Резанова дошло именно благодаря этой любовной истории. Трогательная история испанской девушки и русского путешественника-миссионера легла в основу поэмы «Авось» А. А. Вознесенского. Позднее она стала литературной основной для известной советской рок-оперы «Юнона и Авось» композитора А. Л. Рыбникова, а также спектакля театра Ленком (главные роли исполнили Н. Караченцов, Е. Шанина). В данных произведениях образ Резанова был существенно романтизирован. А исполнение его роли Караченцовым лишь добавило персонажу популярности.

По материалам из открытых источников

10 февраля - профессиональный праздник российских дипломатов. В этот день в 1549 году в письменных источниках был впервые упомянут Посольский приказ – первое государственное учреждение в России, в непосредственные функции которого входили внешние сношения. День дипломатического работника отмечается с 2003 года. Указ об учреждении нового профессионального праздника подписал президент РФ Владимир Путин 31 октября 2002 года.

Структура Министерства иностранных дел Российской Федерации включает центральный аппарат; заграничные учреждения (дипломатические миссии: посольства и консульства), территориальные органы и различные подведомственные организации. Почти 12 лет руководителем МИД РФ является Сергей Викторович Лавров, получивший опыт работы в должности постпреда России при ООН.

В день дипломатического работника, как правило, звучит множество хвалебных речей. Отечественную дипломатию, конечно, есть за что хвалить. Однако структуры МИД РФ не всегда успешно выполняют обязанности по защите интересов нашей страны и граждан РФ. «Русская планета» решила подвести итоги деятельности российской дипломатии, которой в 2016 году исполняется 25 лет.

Достижения и провалы

За минувшие четверть века российская дипломатия наконец-то обрела лицо. Москва избавилась от воинственной риторики «холодной войны» и в то же время прекратила выстраивать внешнюю политику в фарватере США. Россия заявила о себе как о влиятельном и независимом игроке на мировой арене. Москва стремится установить равные отношения с партнерами и постоянно подчеркивает дружественный и миролюбивый настрой, требуя при этом уважительного отношения к своим интересам. Символический разворот самолета Евгения Примакова над Атлантикой в 1999 году предопределил формирование новой политики Москвы на всем внешнеполитическом фронте.

В 2000-е годы Россия приложила максимум усилий, чтобы защитить Сербию и не прогнулась перед Западом в косовском вопросе. В 2013 году наша страна смогла не допустить американского вторжения в Сирию, заключив договор о ликвидации химического оружия в арабской республике. Сейчас дипломатическая миссия РФ на сирийском направлении подкрепляется успешной работой российских ВКС. Но главным достижением нашей страны естественно является возвращение Крыма. Сейчас становится понятным, что работа на этом направлении велась задолго до февраля-марта 2014 года.

Конечно, в истории современной российской дипломатии было немало промахов. Россия не смогла предотвратить два государственных переворота в стратегически важной Украине (2004, 2014 годы). Война в Донбассе и хрупкий минский мир – это во многом последствия качества работы посольства РФ в Киеве во главе с Михаилом Зурабовым.

Кроме того, российская дипломатия допустила ошибки в североафриканском и ближневосточном регионе. В 2011 году наша страна не заблокировала резолюцию Совета Безопасности ООН по введению бесполетной зоны в Ливии. Гуманный на первый взгляд документ предоставил карт-бланш западным и арабским ВВС на бомбардировки позиций верных Муаммару Каддафи войск. Также не очень грамотно вела себя России в вопросе санкционного режима в отношении Ирана.

Работы непочатый край

В условиях конфронтации с Западом и необходимости борьбы с террористической угрозой перед российской дипломатией стоят крайне сложные, а, может, и практически невыполнимые, задачи. Как никогда от наших дипломатов требуются смекалка, чутье, умение предвидеть развитие ситуации, высокий уровень профессионализма, умение работать с современными технологиями, преданность своему делу и колоссальная работоспособность.

«На мой взгляд, Россия взяла на вооружение правильную внешнеполитическую стратегию. Мы не собираемся ни с кем воевать, демонстрируем готовность дружить и отстаиваем национальные интересы. Однако стоит признать, что пока мы пожинаем очень мало плодов такой политики. Да, нас воспринимают как серьезного игрока, но свои национальные интересы в полной мере мы отстоять не можем», - рассуждает и. о. заведующего кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского госуниверситета Тимур Нелин.

«Я имею в виду, что наш дипломатический корпус, хоть и старается, но пока не справляется с ключевой задачей - объяснить Западу, что Россия не представляет для него угрозы. Мы видим, насколько серьезно настроены руководители западных стран относительно вопроса санкций и «сдерживания» России. Я полагаю, что они искренне считают, что проводимая Москвой политика вредит их интересам. На России поставили клеймо «агрессора» и «оккупанта». Переубедить Запад в обратном, конечно, очень непросто. Но на этой ниве нашим дипломатам необходимо работать как можно активнее», - полагает собеседник РП.

Нелин обратил внимание на вопрос эффективности работы дипмиссий РФ за рубежом. «Ранее мы слышали немало нареканий. Посольства не успевали отслеживать ход политических изменений в стране пребывания, а консульства -прохладно относились к просьбам российских граждан и бизнесменов. Насколько я могу судить, ситуация с тех пор коренным образом не изменилась», - констатировал Нелин.

По его мнению, в структурах российского МИДа, как и в других госведомствах нашей страны, господствует кумовство, которое негативно влияет на качество работы дипломатов. «Смоленская площадь может отправлять совершенно правильные директивы, но дипломаты на местах могут не выполнять их в должной мере. Мне кажется, что некоторые дипломаты уверены: в случае возникновения проблем их «прикроют», - пояснил Нелин.

Эксперт констатировал, что наиболее «лакомые» должности почти всегда занимают «свои люди», особенно это касается дипмиссий в развитых странах. «Это не говорит о том, что там работают бездари. Интересы России защищают профессионалы. Другое дело, что из-за клановости уровень ответственности дипломатов естественным образом понижается», - отметил собеседник РП.

Надежды на выправление ситуации Нелин связывает с фигурой Сергея Лаврова, который, по его мнению, давно ведет борьбу с проблемой некомпетентности дипломатических кадров.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Как обыграть Запад?

Пожалуй, важнейшим компонентом профессиональной и публичной дипломатии сейчас является умение работать с информацией и пользоваться инструментами «мягкой силы». Успешная деятельность Russia Today, Sputnik и пророссийских СМИ за рубежом позволяет говорить о том, что положительный задел по улучшению имиджа России уже создан. Москва начала работать с симпатизирующими РФ силами, предоставляя им площадку для выражения мнения.

Время, когда Россия бездарно проигрывала информационные войны (Майдан 2004, война в августе 2008), уходит в прошлое. «Я бы хотел отметить, что информационная составляющая работы нашего МИДа значительно улучшилась. Теперь у нас появился инструментарий, позволяющий максимально оперативно реагировать на бурно меняющиеся события. В частности, у российского МИДа появилась централизованная система по мониторингу, сбору и обработки информации», - говорит президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Однако работу информационного компонента необходимо постоянно совершенствовать и брать на вооружение новые методы. Если говорить про соцсети отдельно, то я бы порекомендовал активнее работать с референтными группами (диаспоры и общины). Нужно формировать и развивать в зарубежных странах «группы поддержки», - указывает эксперт.

Абзалов рекомендует чаще использовать возможности экономической дипломатии. «Например, в Россию на прошлой неделе приезжал премьер-министр Баварии. Формальная повестка дня была сугубо экономическая. Однако в реальности визит Хорста Зеехофера приобрел отчетливую политическую окраску, причем дружественную России. Учитывая текущие отношения с ФРГ, такой маневр можно однозначно трактовать как дипломатический успех», - считает Абзалов.

В качестве ключевого подхода к работе отечественной дипломатии собеседник РП выделил опережающей метод реагирования на события. «Необходимо отходить от догоняющего принципа, когда российские дипломаты реагируют постфактум. К примеру, западная дипломатия старается генерировать различные информационные поводы и заранее готовит ответы на них. Таким образом, коллеги россиян сами создают конфликт, а потом дают ему исчерпывающую оценку, делая очерняющие нашу страну выводы», - говорит Абзалов.

«Ярким примером применения на практике опережающего метода можно назвать недавний отчет коронера по делу Литвиненко. За несколько дней до этого события западные СМИ пестрили провокационными антироссийскими заголовками. В отчете коронера ничего особенного не было. Но негативная для Москвы информационная картина уже была создана. Подобная ситуация для Лондона послужила поводом для дискуссии об ужесточении санкционного режима по отношению к РФ. При этом людей убедили, что Литвиненко, который на тот момент был гражданином Королевства, устранил чуть ли не лично президент РФ. Давайте, вспомним хоть байку про «путинский чай», - рассказал собеседник РП.

Дмитрий Абзалов считает метод игры на опережение наиболее прогрессивным в современной дипломатии. Манипуляции со СМИ и выгодные Москве информационные кампании требуют более совершенной аналитической работы и понимания работы механизмов обеспечения информационной безопасности. Российской дипломатии необходимо активнее осваивать новейшие методы работы в медиаполе. В условиях конфронтации с Западом Москве крайне важно формировать у мировой общественности положительное отношение к своим военным и политическим инициативам.

Совр рос дип основывается на концепции внешней политики 2008 года. Её осн принципы:

Общие приоритеты :

    обеспечение национальных интересов страны, обеспечение безопасности России, включая суверенитет, независимость и территориальную целостность;

    всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

    обеспечение благоприятных внешних условий для проведения демократических реформ, для построение гражданского общества;

    воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка

    содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Региональные приоритеты:

СНГ И СТРАНЫ БАЛТИИ : - интеграция со странами СНГ в экономике, науке, технике, взаимодействие в охране внешних границ, военное сотрудничество, согласование вопросов ядерной безопасности, а также решение проблем национальных меньшинств, вопросы миротворчества, поддержка соотечественников за рубежом;

ЕВРОПА : создание устойчиво работающего механизма безопасности ХХI века с опорой на потенциал и возможности ОБСЕ. Отдельные направления - Восточная и Юго-Восточная Европа; Западная Европа,

США : - партнерство, установление и поддержка взаимовыгодного баланса интересов;

АТР :- активизация политики и дипломатии в регионе для обеспечения интересов экономического развития России. Основные партнеры - КНР, Индия, Япония, КНДР, Южная Корея.

Внешняя политика России и ее дипломатия – предсказуема и конструктивна , направлена на объединение мирового сообщества для решения общих проблем, включая урегулирование региональных конфликтов, угрожающих международной стабильности. Она основывается на последовательности и взаимовыгодном прагматизме . Эта политика максимально прозрачна , учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений. Россия надежный партнер в совместных усилиях по построению безопасного мира. Отличительная черта российской дипломатии - сбалансированность . Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе. Главным ориентиром в работе российской дипломатии по реализации внешнеполитического курса Президента является создание благоприятных внешних условий для обеспечения безопасности и поступательного социально-экономического развития страны . Решению этой задачи во многом будет способствовать активно отстаиваемое Россией укрепление многосторонних начал в мировой политике на базе международного права и центральной роли ООН.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические и социальные задачи , независимо от намерений и позиций других международных факторов. Реализация стратегического курса по продвижению национальных интересов требует изменения механизма реализации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности России: интеграция в региональные образования, институты и международные организации для более тесного взаимодействия; сотрудничество с деловыми кругами; выход на внешний рынок конкурентоспособных национальных производителей; свободное перемещение граждан в мировом территориальном пространстве, образование в системе международных отношений, решение глобальных экологических проблем. Общая логика проведения внешней политики страны отражается в основополагающих доктринальных документах государства . По ним можно судить о проводимом внешнеполитическом курсе страны, о ее роли и месте в мировой политической системе. К таким документам относятся Концепция национальной безопасности, Концепция внешней политики и Военная доктрина. Концепция внешней политики Российской Федерации в целом адекватно описывает современное мироустройство, его особенности и глобальные тенденции развития. При этом она грамотно позиционирует Российскую Федерацию в системе международных связей.