Кремль белый или красный. Белый Кремль

Среда, февраля 24, 2016

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.


Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.


1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.


1797, Жерар Делабарт.


1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».


1830-е, художник Раух.


1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.


1850, Йозеф Андреас Вейс.


1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.


1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.


Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.


Фотография 1860 года.


Фотография 1866 года.


1866-67 год.


1879 год, художник Пётр Верещагин.


1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.


1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.


1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.


1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.


1909 год, облезные стены с остатками побелки.


Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.


1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.


1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.


1914, Константин Коровин.


Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.


А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.


Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.


И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.


1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда: http://humus.livejournal.com/4115131.html

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.


1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.


1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.


А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.


1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.


Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.


Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.


Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.


Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.


1870-е. Башня красная.


1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.

Никольская башня


1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.


1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.


1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.


1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.


1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.

Троицкая башня


1860-е годы. Башня белая.


На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.


И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня


фото: Илья Варламов

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.


Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Все старые фотографии, если не указано иное, взяты с сайта https://pastvu.com/

Над публикацией работал Александр Иванов.

Депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев (известный в первую очередь, как кандидат на пост мэра Москвы на выборах 2013 года) направил обращение секретарю Общественной палаты РФ с просьбой вынести на обсуждение общественности вопрос о возвращении Московскому Кремлю первозданного белого цвета.

Дегтярев считает, что процесс обсуждения данного вопроса должен завершиться подготовкой проектов законов об историческом комплексе Московского Кремля или образованием инициативной группы по проведению всероссийского референдума.

«В 2017 году исполнится 650 лет со времени начала строительства каменных стен и башен Московского Кремля, – отмечает в своем письме политик. – Возрождение белого облика Кремля станет одним из символов начала восстановления единого евразийского пространства, как и ранее строительство Белокаменного Кремля в Москве ознаменовало начало объединения раздробленных княжеств и расширение Руси на Юг и Восток».

«Многие века в Белом Кремле служил России, народу и Богу Белый Государь. До сих пор народ называет Москву Белокаменной. Несмотря на то, что при последующих перестройках Московского Кремля использовался обожжённый кирпич, для придания Московскому Кремлю изначального – белоснежного – облика поверхности его стен и башен ежегодно белили вплоть до конца 19 века», – напомнил Михаил Дегтярев.

«Образ белокаменного Кремля, как и в древности, будет символизировать приоритет норм морали и нравственности в повседневной жизни наших граждан и правителей в противовес моральному упадку в странах западной цивилизации», – обосновывает идею Михаил Дегтярев.

Только после 1947 года древний кирпич стен Московского Кремля, наоборот, начали подкрашивать красной краской, что больше соответствовало цветовому стилю тогдашней политической системы. При этом перекраску парламентарий предлагает осуществлять постепенно, без дополнительных расходов бюджета, ведь и сегодня Кремль регулярно подкрашивают красной краской.

Свыше 200 лет стены Московского Кремля были деревянными. Косвенные данные по другим деревянным крепостям, например, тверской, указывают, что и московская, вероятно, обмазывалась глиной и белилась.

В 1367 Дмитрий Донской приказал построить стены и башни из камня. Единственным доступным камнем был известняк. Так в рекордные для того времени сроки, всего за два года, возник Белокаменный Кремль.

Уже в следующем веке, в 1485-1495 годах, по приказу Ивана III и под руководством итальянского мастера Пьетро Антонио Солари были возведены новые, краснокирпичные стены и башни Кремля. За образец мастер взял замок герцогов Сфорца в Милане.

Затем то ли 200, то ли 300 лет Кремль оставался красным, постепенно превращаясь в грязно-коричневый. Но, во-первых, это некрасиво, а во-вторых, и кирпич нуждается в защите. В Смутное время было не до этого, но по мере укрепления государства проблему надо было решать. Когда стены и башни Кремля побелили впервые, точно не известно. Обычно называется только век – XVIII, когда он был побелен по тогдашней моде, вместе со всеми остальными российскими кремлями – в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.

Тем не менее, по некоторым сведениям, Кремль был побелен еще при царевне Софье, т.е. в конце XVII века. По другим же сведениям, первой (или первой после долгого перерыва) была побелка при Александре I, затеянная в 1800 году, т.е. на рубеже XIX века, когда были побелены все стены и башни, кроме Спасской.

Из ЖЖ блогера mgsupgs: «Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено – с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал». Блогер mgsupgs приводит и фотографию с парада 1932 года, на которой хорошо видны свежевыбеленные к празднику стены Кремля.

Потом началась война, и комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить стены и башни Кремля для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолей (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим дом. И Кремль натуральным образом исчез – маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

И только при реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800-летия Москвы, у Сталина возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: красный флаг на красном кремле на Красной площади – чтобы все звучало в унисон и идеологически верно. Это указание товарища Сталина выполняется и по сей день.

На иллюстрации: Петр Верещагин, «Вид Московского Кремля. 1879 год»

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.

Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.

1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.

1797, Жерар Делабарт.

1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

1830-е, художник Раух.

1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.

1850, Йозеф Андреас Вейс.

1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.

1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.

Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.

Фотография 1860 года.

Фотография 1866 года.

1866-67 год.

1879 год, художник Пётр Верещагин.

1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.

1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.

1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.

1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.

1909 год, облезные стены с остатками побелки.

Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.

1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.

С.Виноградов. Московский Кремль 1910-е гг.

1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.

1914, Константин Коровин.

Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.

Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.

Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля - для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез - маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

"Замаскированная" Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.

"Замаскированный" Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год

При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году - к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади - что б все звучало в унисон и идеологически верно.

Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.

Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.

И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.

1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда: http://humus.livejournal.com/4115131.html

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.

1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.

1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.

А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.

1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.

Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.

Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.

Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.

Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.

1870-е. Башня красная.

1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.

Никольская башня

1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.

1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.

1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.

1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.

1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.

Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля

Троицкая башня

1860-е годы. Башня белая.

На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.

И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.

Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Все старые фотографии, если не указано иное, взяты с сайта https://pastvu.com/

Над публикацией работал Александр Иванов.

А вот так выглядел бы Кремль сейчас, если бы его по-прежнему белили

На самом деле, иллюстраций белого Кремля много больше, чем было в изначальном посте - я кое-что добавил, и это далеко не все.

В 1366-1367 гг. по распоряжению Дмитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем. Если для ханских послов ворота его были гостеприимно раскрыты (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми подарками), то для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной защитной крепостью. Когда в ноябре 1367 г. на реке Тросне литовский князь Ольгерд, приходившийся зятем тверскому князю Михаилу Александровичу, разбил московские полки. Дмитрий Иванович произнес: «На великое княжение не пущу!». И действительно, наличие Кремля стало надежной защитой для московской столицы: в 1368 г. попытка Михаила Тверского осадить Кремль и взять его провалилась.

БЕЛОКАМЕННЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ 1367 Г.

В 1343, 1354, 1365 гг., примерно раз в 10 лет, Москва становилась жертвой страшных пожаров, во время которых, несомненно, выгорали и укрепления дубового кремля Калиты. По-видимому, эти пожары были не «несчастными случаями», но диверсиями, организованными врагами Москвы. Поэтому на другой год после пожара 1365 г., в начале зимы 1366 г. «князь великый Димитрей Ивановичь, погадав с братом своим с князем с Володимером Андреевичем и со всеми бояры старейшими и сдумаша ставити город камен Москву, да еже умыслиша, то и сотвориша. Toe же зимы повезоша камение к гордоу». К весне следующего, 1367 г. запасы камня были достаточны, чтобы начать строительство белокаменной крепости. Ее закладка вызвала страх и злобу врагов Москвы.

Строительство было проведено с исключительной быстротой; летопись отмечает, что после закладки кремль «начаша делати безпрестани». Уже к 1368 г. он был готов. Его не смогла взять литовская рать: «Олгерд же стоял около города три дни и три нощи, остаток подгородья все пожже, многи церкви и многи манастыри пожегл и отступи от града, а града кремля не взя и поиде прочь».

Площадь кремля теперь значительно расширилась в северо-восточном и восточном направлениях, захватив в черту новых стен территорию торга, располагавшегося под стенами крепости Калиты. В общем периметр стен теперь почти совпадал в плане со стенами кремля Ивана III… Данные письменных источников позволяют с относительной точностью восстановить как контур стен, так и расположение башен кремля 1367 г. Рассмотрим эти данные, начав с юго-восточного угла и восточной «приступной» стены.

На юго-восточном углу крепости должна была находиться угловая круглая башня, защищавшая южный участок восточной стены и подступы к береговой низине перед южной стеной. Эта башня стояла на месте Беклемишевской башни. «Сказание о Мамаевом побоище» называет три проездных башни восточной стены, через которые шли войска на Куликово поле: Константино-Еленинская, Фроловская (Спасская) и Никольская.

Так же точны сведения о Фроловских воротах. Во время осады Москвы Тохтамышем знаменитый Адам-суконник находился «над враты над Фроловскими». Столетием позже, в пожар 1488 г. у Фроловских ворот сгорели «мосты три», т. е. деревянные настилы 3 ярусов боя башни, что позволяет судить об устройстве и большой высоте прикрывавшей ворота башни. Рассказ летописи о постройке в 1491 г. стрельниц у Фроловских и Никольских ворот отмечает, что последние зодчий «не по старой основе заложил», что, следовательно, Фроловская башня стала на старой основе башни 1367 г.

Таким образом, южный участок восточной стены кремля 1367 г. точно совпадает с современной кремлевской стеной, равно как и 3 башни стоят на старых местах.

Новое место Никольских ворот показывает, что северная часть «приступной» стены 1367 г. не совпадает с существующей. Их место легко и точно определяется указанием летописи, что построенная в 1458 г. на подворье Симонова монастыря церковь Введения находилась «у Николских ворот»…

Меньше всего известно о западной стене крепости 1367 г. Существующая стена, обращенная к Неглинной, начатая постройкой в 1495 г., была поставлена «не по старой основе, - града прибавиша». Поэтому летописные записи о строительстве этой стены не сообщают ничего об оставшейся в стороне стене 1367 г. и ее башнях. Нет о ней и случайных упоминаний летописца. Западный фронт крепости был хорошо прикрыт широким болотистым ложем р. Неглинной, и подступ к стене был затруднен. Возможно, что этот большой участок стены до Боровицких ворот не имел башни. Однако есть основания предполагать, что здесь, примерно на месте Троицких ворот, стена крепости 1367 г. прерывалась проездной башней, носившей имя Ризположенских или Богородицких ворот, с каменным же мостом через Неглинную, выводившим на новгородскую Волоцкую дорогу…

Боровицкая воротная башня, наличие которой мы предполагали уже в крепости XII в. и кремле Калиты, в крепости 1367 была несомненно. В записи о постройке в 1461 г. церкви Иоанна Предтечи «на бору» указано, что эта башня стояла «у Боровитских врат». Юго-западная угловая башня строилась в 1488 г. «вверх по Москве, где стояла Свиблова стрельница», бывшая угловой башней крепости 1367 г. Таким образом, южная стена 1367 г., закрепленная угловыми башнями, совпадает со стеной нынешнего Кремля. Совпадает и Тайницкая башня этой стены, сооруженная в 1485 г. «у Чешьковых ворот», т. е. на месте или около Чешковой проездной башни 1367 г., выводившей к воде, на москворецкий «подол». Полагаем, что и москворецкое «корабельное пристанище» под стенами крепости было прикрыто боковыми стенами, закрывавшими доступ на этот участок в случае военной опасности.

Так реконструируется план крепости 1367 г. В этом виде ее периметр составлял около 2000 м. Крепость имела, несомненно, 8 башен, а может быть, и 9 башен (если допустить наличие одной башни посередине западной стены). Из них пять было сосредоточено на восточной «приступкой» стене. Такая концентрация башен на наиболее угрожаемом фронте - характерный прием военно-инженерного дела XIV в. (ср., например, Изборск). Однако в высокой степени интересно, что три из 5 башен - проездные; все они действовали как ворота даже в условиях крайней опасности. Во время героической обороны Москвы от Тохтамыша горожане «сташа на всех воротах градскых и сверху камением шибаху». При всей боевой мощи надвратных башен (трехъярусные бои) и наличии в башнях «железных (т. е. окованных железом) врат» очевидно, что такой прием, ослаблявший «приступную» стену, был применен сознательно в расчете на активную оборону крепости, на тактику массированных ударов по противнику путем одновременного в трех пунктах броска значительных воинских сил. С другой стороны, в мирных условиях эти многочисленные «врата» столицы Московского княжества, через которые вели в кремль пути-дороги, как бы символизировали централизующую силу и значение Москвы, собиравшей под свою могучую руку разрозненные русские земли.

Можно думать, что подобно другим русским крепостям, сооруженным до появления огнестрельного оружия, московская крепость 1367 г. имела стены сравнительно небольшой толщины. В силу этого при частых пожарах, разрушавших деревянные связи каменных стен, стены частично обваливались и заменялись уже деревянными. Так, в пожар 1445 г., причинивший большие разрушения кремлю, «стены градные падоша во многих местех», и при налете татар царевича Мазовши осаждающие сосредоточивали свои усилия на тех участках, «где несть крепости каменыя». Понятно, что после многих заделок деревом московская крепость показалась Амвросию Контарини «деревянной».

По-видимому, стены 1367 г. были также сравнительно невысоки. Описание осады кремля войсками Тохтамыша в Ермолинской летописи отмечает, что татарам удавалось сбивать его защитников со стен «еще бо граду тогда ниску сущу». Это свидетельство следует понимать не как указание на незаконченность еще в 1382 г. постройки 1367 г., а как пояснение, сделанное писцом списка летописи, сравнивавшим в конце XV в. старые крепостные стены со стенами, «поновленными» Ермолиным в 1462 г., и стенами нового кремля, постройка которого началась в 1485 г. со стрельницы у Чешковых ворот, достигавшими высоты 12-13 м.

Не совсем ясен характер завершения стен. Источники говорят о деревянных частях вверху стен (в пожар 1445 г. «ни единому древеси на граде остатися») и о настенных «заборолах», т. е. как бы о деревянных брустверах, шедших по верху стен. Можно думать, что последний термин следует отнести к поэтическому языку автора «Задонщины», а не к реальной стене Московского кремля. Скорее всего его стены имели зубчатый верх, какой известен, например, по Пороховской крепости. Несомненно, боевой ход и прикрывала «кровля градная». Башни также имели зубчатый верх и деревянные шатровые кровли.

Московский Кремль со времен постройки (II тысячелетие до нашей эры) всегда был красным. В XVIII веке его стены были побелены. Это было веяние тогдашней моды. Войдя в Москву в 1812 году, Наполеон также увидел Кремль белым.

Белый цвет

Белая краска долго скрывала трещины в кремлевских стенах. Их белили перед большими праздниками. Под влиянием осадков побелка быстро смывалась, и стены становились непонятно-грязного цвета. Москвичи называли это благородной патиной.

Заграничные гости столицы иначе видели крепость. Жак-Франсуа Ансело, посетивший Москву в 1826 году, описывал его, как печальное зрелище, не соответствующее его историческому содержанию. Он считал, что пытаясь придать крепостным стенам видимость молодости, москвичи «зачеркивают их прошлое».

Кремль в годы войны

В начале Великой Отечественной войны было принято решение о том, что кремлевские стены нужно перекрасить в целях маскировки. Разработка и воплощение проекта было поручено академику Борису Иофану . И Красная площадь и крепостные сооружения были замаскированы под обычные жилые дома. За кремлевскими стенами были выстроены «улицы», а на стенах зданий нарисованы черные квадраты окон. Мавзолей с воздуха казался обычным жилым домом с двускатной крышей. Стратегически это решение было самым мудрым. Но оно показывает, что уже в 1941 году Сталин был готов к тому, что над Москвой будет кружить вражеская авиация.

Красный цвет

Красными стены древнего сооружения стали уже после окончания войны. В 1947 году Сталин приказал сменить их цвет, на любимый коммунистами. Логика вождя была проста и понятна. Красная кровь – красный флаг – красный Кремль.