Источники вдохновения. Пушкин А

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Вокруг нас так немного вещей и явлений, которые на нас влияют. И еще меньше того, что заставляет стараться, работать и созидать. В этой статье я попытался собрать все то, что называется источниками творческого вдохновения.

Размышляя над тем, что написать в статье про источники вдохновения, я пришел к выводу, что для многих из нас они индивидуальны. Одним невероятно сложно найти что-то вдохновляющее, другие находят вдохновение во всем, что их окружает. Однако есть некоторые вещи, из которых черпают вдохновение большинство из нас. Эти вещи помогают нам найти силы, чтобы созидать. И их очень полезно знать тем, кому сложно заставить себя что-то сделать или у кого ничего не выходит в результате долгой работы: не только художникам, поэтам и музыкантам, но и всем, кто пытается просто-напросто пересилить свою лень.

Что такое вдохновение

Вдохновение – это особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью и огромным подъёмом и напряжением сил человека. Часто используют в сочетании «творческое вдохновение», поскольку оно является типичной чертой и составным элементом творчества. Вдохновение - состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение единой творческой задачи. Нередко в состоянии творческого вдохновения возникают озарения.

В моменты творческого вдохновения человек имеет сильное влияние на других людей, легко может убедить их, склонить к своему мнению, идее, повести за собой. Личностное свойство, предоставляющее возможность такого ситуативного влияния на других, связанного с личным вдохновением, называют харизмой. Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи (Википедия).

Проблема творческого вдохновения

Проблема творческого вдохновения заключается в том, что его достаточно сложно достигнуть целенаправленно. По сути, вдохновение является плодом любви к своему делу, какой-то яркой идее, крепко засевшей у человека в голове, а также стечения многих обстоятельств. С другой стороны, проблема вдохновения связана с тем, что не существует вечного источника вдохновения. Нам постоянно нужно искать что-то новое, что может мотивировать нас.

Как найти источник вдохновения

Что же может стать источником вдохновения, что даст нам такое состояние, которое характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями, когда все познавательные процессы протекают особенно продуктивно? Люди черпают вдохновение из различных источников.

Многие из нас, и не только ученые, изобретатели, деятели искусства, но и бизнесмены, ищущие новую идею, или школьники, пишущие сочинение, старались найти вдохновение. У кого-то это получается легко, у кого-то сложнее, у кого-то не получается вовсе. Ниже я попытался сделать подборку наиболее сильных мотиваторов и вдохновителей, а также привел некоторые популярные цитаты знаменитых творческих людей.

Примеры источников вдохновения

Где и откуда черпать вдохновение? Побродив по просторам интернета, можно найти множество примеров того, чем вдохновляются творческие люди. Я постарался собрать воедино универсальные источники вдохновения, которые чаще всего упоминаются в сети.

  1. Нарушение зоны комфорта, трудности и испытания. Когда зона комфорта нарушается, у человека возникает желание снова вернуться в удобное для себя состояние. Преодоление препятствий дает удовлетворение и воодушевляет на новые свершения.
  2. Когнитивный диссонанс или психологические противоречия. Абсолютно у всех людей время от времени случается состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса. Это и служит источником вдохновения.
  3. Сублимация – это переключение психической энергии из одного состояния в другое. По Зигмунду Фрейду, в ходе сублимации инстинктивная (по большей части сексуальная) энергия переключаются в неинстинктивные формы поведения. Другими словами, сублимация это преобразование эротического неудовлетворенного желания, чувства в творческую деятельность.
  4. Любовь – это один из самых сильных источников вдохновения. Часто любовь в качестве источника творческого порыва отождествляют только с сублимацией, но это не всегда так. Любовь не всегда является отражением сексуального влечения. Например, мать любит своего ребенка, и это связывается с желанием заботиться и оберегать предмет своей любви. Многие великие свершения были сделаны во имя любви, а поэты вдохновлялись своими музами , женщинами которых по-настоящему любили.
  5. Чтение. являются источником мудрости. Чтение — это долгосрочный вклад в свое развитие. Читая книги, мы постоянно накапливаем идеи, мнения, точки зрения, цитаты и символы, чтобы потом приступать к работе вдохновленными.
  6. Путешествия. Поездки в новые города и страны, как и книги — это всегда новые впечатления, эмоции и отличный источник вдохновения. Нередко самые интересные идеи возникают у нас во время долгих поездок.
  7. Природа. Ее разнообразие и краски вдохновляли людей во все времена. В городских условиях влияние природы может оказаться существенным: достаточно выбраться за город, и вы почувствуете прилив сил и эмоциональный подъем.
  8. Успешные люди. Успешные люди могут быть и в вашем окружении, старайтесь общаться с ними как можно больше, перенимая их образ мышления и действий. Также может стать примером и вдохновить. Это может быть банальное чувство зависти или, к примеру, искреннее восхищение – в любом случае чужой успех может стимулировать нас работать больше и лучше.
  9. Музыка и другие формы искусства. Они вызывают в нас много эмоций, ассоциаций, помогают оторваться от повседневности, становятся источником креатива. Живопись, стихи (поэзия), музыка, театр, кино, опера.
  10. Семья и близкие друзья — источник вдохновения, по сути это любовь, но также и чувство родства, чего-то своего. Мы собственники по натуре и дорожим своими родными и близкими, вдохновляемся ими, совершаем значимые поступки ради них.
  11. Самопознание . Изучение природы человека, погружение в наши мотивы и эмоции, нередко помогает узнать много нового о себе, в том числе и то, как мотивировать и вдохновлять себя.
  12. Спорт. В здоровом теле — здоровый дух. Спорт влияет на нашу внешнюю красоту, а также пробуждает некоторые физические и химические процессы в организме, что может дать силы для созидания. К примеру, вечерняя пробежка может зарядить вас творческой энергией и вдохновить на творчество.
  13. Дети. Общаясь с детьми, участвуя в их воспитании, мы часто видим в них себя. Мы радуемся их успехам, как своим, мы подпитываемся их неуемной энергией и их чистым разумом.
  14. Воспоминания. Вызвать нужные для вдохновения чувства можно воспоминаниями, они могут быть различными в зависимости от того, какой след они оставили в вашей душе. Счастливейшие моменты вашей жизни помогут создать позитивный настрой, а грустные эмоции, заставят переосмыслить пережитое и начать новую жизнь.

Цитаты о вдохновении

В поисках источника творчества вы можете посмотреть, что говорили знаменитые творческие личности о проблеме вдохновения.


Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод.
(Леонардо да Винчи)

Искать вдохновение всегда казалось мне смешной и нелепой причудою: вдохновения не сыщешь; оно само должно найти поэта.
(Александр Сергеевич Пушкин)

В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант.
(Иоганн Вольфганг Гёте)

Не важно, откуда берется вдохновение. По крайней мере, до тех пор, пока тебя устраивают его плоды.
(Стив Бушеми)

марта 02 2016

Александр Сергеевич Пушкин в своих стихотворениях охватывает необычайно широкий круг вопросов, затрагивает разнообразные темы. Множество источников питало вдохновение поэта. Нередко Пушкин сам говорит о наиболее значимых мотивах своего творчества. В стихотворении 1836 года “Я себе воздвиг нерукотворный…” он пишет, подводя итог созданному в течение жизни: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Здесь одной из главных заслуг названо обращение к гражданской лирике. Действительно, в основе многих произведений Пушкина лежит неприятие им современного общества, взаимоотношений между властью и личностью. Эта тема появляется уже в 1815 году в стихотворении “Лицинию”.

Ее дальнейшее развитие - ода “Вольность” 1817 года, в первых стихах которой прямо заявляет о цели ее создания: Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок. Надежда на изменение ситуации в стране звучит в послании “К Чаадаеву” 1818 года, неудовлетворенность происходящим - во второй части “Деревни” 1819 года. Все эти стихотворения проникнуты идеями декабризма, к которым намеренно возвращается поэт в послании “Во глубине сибирских руд…” 1826 года.

Отличительной чертой Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру вышеперечисленных произведений является использование олицетворения таких абстрактных понятий, как “свобода”, “надежда”, “любовь”, таких метафор, как “горит желаньем”, “свободою горим”. Пушкину раннего периода творчества присуща и некоторая публицистичность: обращения (“о друзья”, “товарищ”), восклицания, риторические вопросы.

Однако гений молодого поэта не умещался в заданные рамки. Не заслужило одобрения декабристов, например, сравнение ожидания “минуты вольности святой” с ожиданием “минуты первого свиданья”. Мысли о политическом устройстве России вдохновили Пушкина на создание широко известных эпиграмм на императора и его приближенных (“Сказки. Моё!”, 1818 г., “На Аракчеева”, 1820 г.), стихотворения кризисного 1823 г. “Свободы сеятель пустынный…”, произведения 1826 года “Стансы”.

Мечты о “минуте вольности святой” легли в основу целого ряда сочинений Пушкина. Но личную свободу, воспетую, например, в “Узнике”, поэт противопоставляет “лире вдохновенной” ( “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824 г.). Объяснение этому феномену можно найти в легенде “Пророк” 1826 года, из которой мы узнаем, что вдохновение - это дар Бога. Для того чтобы подчеркнуть высокое предсказание поэта, Пушкин выбирает особый жанр, используя библейскую лексику (“шестикрылый серафим”, “пророк”, “гады”), старославянизмы (“персты”, “зеницы”, “горний” и другие), эпитеты высокого стиля (“празднословый и лукавый” , “жало мудрыя змеи”). Подтверждается мысль о богоизбранности поэта, о его особой миссии в стихотворении “Поэт” 1827 года, где Пушкин вновь обращается к возвышенной лексике (“суетный”, “хладный”, “ничтожный”), особым метафорам и сравнениям (“…

Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел”). На то, что вдохновение дается поэту свыше и не зависит от него самого, указывает и форма пассива причастия в стихотворении “Поэт и толпа” 1828 года: “…Мы рождены для вдохновенья…

” О вдохновении-даре Пушкин пишет и в стихотворении “Муза” 1821 года. Другая точка зрения высказана в стихотворении “Поэту” 1830 года. Пушкин говорит о том, что художник не должен подчиняться толпе. В то же время не дает нам ни одного намека на какие-либо высшие силы, стоящие над поэтом: “…

Иди, куда влечет тебя свободный ум…”, “Ты сам свой высший суд…” Это обращение сильной личности К Равным себе. Если проанализировать все Пушкина, то мы заметим, что лик Бога просматривается за строками далеко не всех сочинений поэта, относительно редко встречаются и произведения, написанные под влиянием размышлений о судьбе человечества. Чаще стихотворения отражают глубоко личные переживания, возникшие в конкретную минуту жизни их автора. Но для Пушкина несомненно, что из мгновений складывается вечность.

Так, получается, что отклик на определенное событие оказывается оценкой целого периода жизни, новой попыткой ответить на вечные вопросы. Размышления над проблемами бытия, возникающие в связи с конкретными обстоятельствами жизни, вдохновили поэта на создание стихотворений философской лирики. Среди шедевров этой группы произведений необходимо отметить “Погасло дневное светило…

” (1820), “Телега жизни” (1823), “К морю” (1824), “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “Элегия” (1830), “…Вновь я посетил…” (1835).

В 1816 году в стихотворении “Певец” Пушкин написал: “Слыхали ль вы… / Певца любви, певца своей печали?” “Своей печали” посвящена философская поэта, но не меньше было написано им о любви. Как и для всех творческих личностей, для Пушкина влюбленность - источник вдохновения.

Об этом он пишет в стихотворении “К” (“Я помню чудное мгновенье…”, 1825 г.): “…вот опять явилась ты…”, и для сердца “…воскресли вновь / И божество, и вдохновенье…”. Любовь - всегда светлое чувство. “…’Печаль моя светла…

” - говорит поэт в стихотворении 1829 года “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, вспоминая свою возлюбленную. Пушкин не раз увлекался прекрасными женщинами, но он всегда находил особенные, неповторимые слова для описания своих переживаний. Удивительные эпитеты выбирает он в стихотворении “К” 1825 года.

Его избранница - это “мимолетное виденье”, “гений чистой красоты”; ее голос - “нежный”, черты - “милые” или “небесные”. Усиливает выразительность анафора на “и”, “без”, “как”, рефрены (“…Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты” и “…Без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви”. Стихотворение мелодично благодаря сквозной рифме (например: ты - красоты - суеты - черты) и аллитерации на сонорные “м”, “л”, “н”. В элегии “Я вас любил; любовь еще, быть может…” 1829 года эпитеты описывают само чувство автора: “любил безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”.

Мелодика вновь создается с помощью анафоры (“Я вас любил…”). Однако дружба крепче любви. Об этом Пушкин пишет в стихотворении “В альбом Пущину” 1817 года. Дружеские послания и эпиграммы занимают видное место в поэта.

Даже переписка со знакомыми часто велась в стихах. Среди адресатов - члены родной семьи (сестра, брат, дядя) и у тех семей, которые были особенно дороги поэту (Раевские, Карамзины, Осиповы-Вульф), лицейские друзья, наставники в творчестве и жизни, няня. Дружба для Пушкина значила очень много. Он тяжело переживал разлуку с товарищами по учебе.

Каждый год поэт отмечал годовщину лицея, часто 19 октября появлялись стихи: самое известное - “19 октября” 1825 года. Друзьям были посвящены “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд…” и многие другие. Многие знакомые Пушкина, как и он сам, были стихотворцами. Вместе с ними поэт участвовал в литературной борьбе, писал эпиграммы на членов “Беседы любителей русского слова” (“Угрюмых тройка есть певцов…” 1815 года, “Шишкову” 1816 года).

Желание отстоять свои литературные взгляды и недоброжелательное отношение к дешевым критикам стали причиной создания целой серии стихотворений, например: “Послание к цензору” 1822 года, “Второе послание к цензору” 1824 года, “Жив, жив Курилка!” 1825 года. Не только нападки противников нового течения в и критиков задевали поэта. Иногда он отвечал стихами на светские и журнальные сплетни. Такой ответ - “Моя родословная” 1830 года.

Чужое творчество не всегда вызывало насмешку Пушкина. В лицейские годы поэт подражал Жуковскому, Вяземскому, Ломоносову, Батюшкову и опосредованно Анакреону. В дальнейшем на него оказывали влияние поэты-декабристы, Байрон. В 1821 году Пушкин написал “К Овидию”, В 1825 году - “Андрей Шенье”, в 1830 году - “Из Ваггу согп-уаП”. Создав “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, поэт продолжил традицию Горация, Ломоносова, Державина.

Иногда источником вдохновения служили произведения, авторы которых неизвестны. Религиозные тексты легли в основу “Подражания Корану” 1824 года и стихотворения “Отцы-пустынники и жены непорочны…” 1836 года, фольклор - в основу “Песен западных славян” 1834 года, “Песни о Стеньке Разине” (1826), “Песни о вещем Олеге” (1822).

Но не только создания человеческого гения вдохновляли поэта. Пейзаж - неотъемлемая часть многих произведений Пушкина. Так, стихотворение гражданской лирики “Деревня” начинается идиллическим изображением гармонии в природе, противопоставленной несправедливой жизни людей. Философский пейзаж появляется в произведениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829), “…

Вновь я посетил…” (1835), “Анчар” (1828). Описание природы предваряет воспоминания поэта о друзьях в лицейскую годовщину 19 октября 1825 года. Чувства лирического раскрываются через психологический пейзаж в стихотворениях “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” (1829), относящемся к любовной лирике, и “Осень” (1833), в котором присутствуют и философские мотивы, и размышления о творчестве.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина . Литературные сочинения!

Под вдохновением обычно понимается особое душевное состояние, в котором достигается максимальная сосредоточенность на творческом процессе. В некоторых случаях эта сосредоточенность может быть настолько сильной, что поэт не замечает ни течения времени, ни чувства голода или дискомфорта. Именно в периоды вдохновения создаются гениальные произведения, авторы которых зачастую не могут объяснить, как им удалось сотворить тот или иной шедевр.

Некоторые исследователи считают, что все , которые , уже давно существуют в его подсознании, но только вдохновение позволяет им оформиться в строчки слов. Это спорная теория, однако, нужно учитывать, что анализ процесса поэтического творчества сам по себе довольно спорен, так как ни сам автор, ни тем более его исследователи, не могут до конца проанализировать технологию появления на свет .

Если вы нашли ситуацию или явление, которые вас вдохновляют, запомните их и постарайтесь использовать и в будущем.

Тем не менее вдохновение – это строго индивидуальное состояние, поэтому искать его каждому человеку приходится самостоятельно. Очень часто душевные переживания, превращающиеся в рифмованные строки, стимулируются другими видами искусства: кино, театром, прозой, музыкой. Кстати, именно музыку многие авторы называют в числе непременных атрибутов, необходимых им для творчества.

Поиск вдохновения

Хорошие поэты стараются максимально эмоционально воспринимать окружающий их мир, чтобы затронуть как можно больше чувств в душе. Вдохновение можно в яркости цветов, шуме дождя, полете птиц. Неслучайно так много стихотворений написано про природу. Кроме того, некоторые авторы умеют искусственно окружать себя такими условиями, в которых наиболее вероятно вдохновение. Например, Шиллер лучше писал стихи, чувствуя аромат порченых яблок, поэтому всегда держал их запас в кабинете.

Носите с собой блокнот и карандаш для записей, чтобы не упустить свежую мысль, если к вам неожиданно придет вдохновение.

Наконец, вдохновение может быть вызвано сильными впечатлениями и эмоциями. Перемена обстановки, путешествие, расставания и знакомства – все это обогащает поэта переживаниями, которые он превращает в стихи. Некоторые авторы специально создают себе как можно больше ситуаций, которые нормальный человек воспринимает как стрессовые. Стресс активизирует мыслительную деятельность, а в сочетании с яркими эмоциями это дает хорошую почву для вдохновения.

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Проблема творческого вдохновения в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин в своих стихотворениях охватывает необычайно широкий круг вопросов, затрагивает разнообразные темы. Множество источников питало вдохновение поэта.
Нередко Пушкин сам говорит о наиболее значимых мотивах своего творчества. В стихотворении 1836 года “Я памятник себе воздвиг нерукотворный.” он пишет, подводя итог созданному в течение жизни:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Здесь одной из главных заслуг названо обращение к гражданской лирике. Действительно, в основе многих произведений Пушкина лежит неприятие им современного общества, взаимоотношений между властью и личностью. Эта тема появляется уже в 1815 году в стихотворении “Лицинию”. Ее дальнейшее развитие - ода “Вольность” 1817 года, в первых стихах которой поэт прямо заявляет о цели ее создания:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Надежда на изменение ситуации в стране звучит в послании “К Чаадаеву” 1818 года, неудовлетворенность происходящим - во второй части “Деревни” 1819 года.
Все эти стихотворения проникнуты идеями декабризма, к которым намеренно возвращается поэт в послании “Во глубине сибирских руд.” 1826 года. Отличительной чертой вышеперечисленных произведений является использование олицетворения таких абстрактных понятий, как “свобода”, “надежда”, “любовь”, таких метафор, как “горит желаньем”, “свободою горим”.
Пушкину раннего периода творчества присуща и некоторая публицистичность: обращения (“о друзья”, “товарищ”), восклицания, риторические вопросы. Однако гений молодого поэта не умещался в заданные рамки. Не заслужило одобрения декабристов, например, сравнение ожидания “минуты вольности святой” с ожиданием “минуты первого свиданья”. Мысли о политическом устройстве России вдохновили Пушкина на создание широко известных эпиграмм на императора и его приближенных (“Сказки. Моё!”, 1818 г., “На Аракчеева”, 1820 г.), стихотворения кризисного 1823 г. “Свободы сеятель пустынный.”, произведения 1826 года “Стансы”.
Мечты о “минуте вольности святой” легли в основу целого ряда сочинений Пушкина. Но личную свободу, воспетую, например, в “Узнике”, поэт противопоставляет “лире вдохновенной” ( “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824 г.).
Объяснение этому феномену можно найти в легенде “Пророк” 1826 года, из которой мы узнаем, что вдохновение - это дар Бога. Для того чтобы подчеркнуть высокое предсказание поэта, Пушкин выбирает особый жанр, используя библейскую лексику (“шестикрылый серафим”, “пророк”, “гады”), старославянизмы (“персты”, “зеницы”, “горний” и другие), эпитеты высокого стиля (“празднословый и лукавый” , “жало мудрыя змеи”). Подтверждается мысль о богоизбранности поэта, о его особой миссии в стихотворении “Поэт” 1827 года, где Пушкин вновь обращается к возвышенной лексике (“суетный”, “хладный”, “ничтожный”), особым метафорам и сравнениям (“.Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел”). На то, что вдохновение дается поэту свыше и не зависит от него самого, указывает и форма пассива причастия в стихотворении “Поэт и толпа” 1828 года: “.Мы рождены для вдохновенья.” О вдохновении-даре Пушкин пишет и в стихотворении “Муза” 1821 года.
Другая точка зрения высказана в стихотворении “Поэту” 1830 года. Пушкин говорит о том, что художник не должен подчиняться толпе. В то же время автор не дает нам ни одного намека на какие-либо высшие силы, стоящие над поэтом: “.Иди, куда влечет тебя свободный ум.”, “Ты сам свой высший суд.” Это обращение сильной личности к равным себе.
Если проанализировать все творчество Пушкина, то мы заметим, что лик Бога просматривается за строками далеко не всех сочинений поэта, относительно редко встречаются и произведения, написанные под влиянием размышлений о судьбе человечества. Чаще стихотворения отражают глубоко личные переживания, возникшие в конкретную минуту жизни их автора. Но для Пушкина несомненно, что из мгновений складывается вечность. Так, получается, что отклик на определенное событие оказывается оценкой целого периода жизни, новой попыткой ответить на вечные вопросы. Размышления над проблемами бытия, возникающие в связи с конкретными обстоятельствами жизни, вдохновили поэта на создание стихотворений философской лирики. Среди шедевров этой группы произведений необходимо отметить “Погасло дневное светило.” (1820), “Телега жизни” (1823), “К морю” (1824), “Брожу ли я вдоль улиц шумных.” (1829), “Элегия” (1830), “.Вновь я посетил.” (1835).
В 1816 году в стихотворении “Певец” Пушкин написал: “Слыхали ль вы. / Певца любви, певца своей печали?” “Своей печали” посвящена философская лирика поэта, но не меньше было написано им о любви. Как и для всех творческих личностей, для Пушкина влюбленность - источник вдохновения. Об этом он пишет в стихотворении “К***” (“Я помню чудное мгновенье.”, 1825 г.): “.вот опять явилась ты.”, и для сердца “.воскресли вновь / И божество, и вдохновенье.”. Любовь - всегда светлое чувство. “."Печаль моя светла.” - говорит поэт в стихотворении 1829 года “На холмах Грузии лежит ночная мгла.”, вспоминая свою возлюбленную.
Пушкин не раз увлекался прекрасными женщинами, но он всегда находил особенные, неповторимые слова для описания своих переживаний. Удивительные эпитеты выбирает он в стихотворении “К***” 1825 года. Его избранница - это “мимолетное виденье”, “гений чистой красоты”; ее голос - “нежный”, черты - “милые” или “небесные”. Усиливает выразительность анафора на “и”, “без”, “как”, рефрены (“.Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты” и “.Без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви”. Стихотворение мелодично благодаря сквозной рифме (например: ты - красоты - суеты - черты) и аллитерации на сонорные “м”, “л”, “н”. В элегии “Я вас любил; любовь еще, быть может.” 1829 года эпитеты описывают само чувство автора: “любил безмолвно, безнадежно”, “так искренно, так нежно”. Мелодика вновь создается с помощью анафоры (“Я вас любил.”).
Однако дружба крепче любви. Об этом Пушкин пишет в стихотворении “В альбом Пущину” 1817 года. Дружеские послания и эпиграммы занимают видное место в творчестве поэта. Даже переписка со знакомыми часто велась в стихах. Среди адресатов - члены родной семьи (сестра, брат, дядя) и у тех семей, которые были особенно дороги поэту (Раевские, Карамзины, Осиповы-Вульф), лицейские друзья, наставники в творчестве и жизни, няня. Дружба для Пушкина значила очень много. Он тяжело переживал разлуку с товарищами по учебе. Каждый год поэт отмечал годовщину лицея, часто 19 октября появлялись стихи: самое известное - “19 октября” 1825 года. Друзьям были посвящены “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд.” и многие другие.
Многие знакомые Пушкина, как и он сам, были стихотворцами. Вместе с ними поэт участвовал в литературной борьбе, писал эпиграммы на членов “Беседы любителей русского слова” (“Угрюмых тройка есть певцов.” 1815 года, “Шишкову” 1816 года). Желание отстоять свои литературные взгляды и недоброжелательное отношение к дешевым критикам стали причиной создания целой серии стихотворений, например: “Послание к цензору” 1822 года, “Второе послание к цензору” 1824 года, “Жив, жив Курилка!” 1825 года.
Не только нападки противников нового течения в литературе и критиков задевали поэта. Иногда он отвечал стихами на светские и журнальные сплетни. Такой ответ - “Моя родословная” 1830 года.
Чужое творчество не всегда вызывало насмешку Пушкина. В лицейские годы поэт подражал Жуковскому, Вяземскому, Ломоносову, Батюшкову и опосредованно Анакреону. В дальнейшем на него оказывали влияние -декабристы, Байрон. В 1821 году Пушкин написал “К Овидию”, в 1825 году - “Андрей Шенье”, в 1830 году - “Из Ваггу согп-уаП”. Создав “Я памятник себе воздвиг нерукотворный.”, поэт продолжил традицию Горация, Ломоносова, Державина. Иногда источником вдохновения служили произведения, авторы которых неизвестны. Религиозные тексты легли в основу “Подражания Корану” 1824 года и стихотворения “Отцы-пустынники и жены непорочны.” 1836 года, фольклор - в основу “Песен западных славян” 1834 года, “Песни о Стеньке Разине” (1826), “Песни о вещем Олеге” (1822). Но не только создания человеческого гения вдохновляли поэта. Пейзаж - неотъемлемая часть многих произведений Пушкина. Так, стихотворение гражданской лирики “Деревня” начинается идиллическим изображением гармонии в природе, противопоставленной несправедливой жизни людей. Философский пейзаж появляется в произведениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных.” (1829), “.Вновь я посетил.” (1835), “Анчар” (1828). предваряет воспоминания поэта о друзьях в лицейскую годовщину 19 октября 1825 года. Чувства лирического героя раскрываются через психологический пейзаж в стихотворениях “На холмах Грузии лежит ночная мгла.” (1829), относящемся к любовной лирике, и “Осень” (1833), в котором присутствуют и философские мотивы, и размышления о творчестве. Природа помогала Пушкину найти образы, становившиеся “символическими”, как, например, в элегии “К морю” (1824) или поэме-легенде “Анчар”; формировала особое душевное состояние поэта. Под влиянием разных зимних пейзажей были написаны “Зимнее утро” (1829) и “Зимний вечер” (1825). Но именно осень была для Пушкина любимым временем года, когда родились строки, рассказывающие о единстве поэта с природой, о влиянии ее на создаваемые стихи. Осенью “душа стесняется лирическим волненьем”:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.

Итак, вдохновение у Пушкина - это и дар богов, и свойство души самого поэта. Среди основных источников вдохновения - природа, неприятие устройства общества, размышления о смысле жизни и прожитых годах, любовь, дружба, литературная борьба, желание сформулировать свое поэтическое кредо.

http://vsekratko.ru/pushkin/raznoe97