Что такое изложение? И как научиться его писать? Урок русского языка " Обучающее изложение" (3 класс) УМК "Школа России" Повторное чтение текста учащимися.

Русский язык

Тема

Обучающее изложение

Педагогическая цель

способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Тип урока

Конструирование способа действий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая,

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она сложна, но без неё –

Плохое было бы житьё!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    Постановка учебной задачи

Работа
по учебнику,
с. 20–21,

Сегодня урок по развитию речи.

На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.

ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52).

Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Что было не ясно при чтении памятки?

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

    Работа по теме урока.

Работа над текстом изложения.

Чтение текста про себя.

Внимательно прочитайте текст про себя.

Какую картину вы представили, читая текст? (Высказывания учащихся.)

Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста?

Определение темы и главной мысли текста.

О чем текст? (О ёлочке.)

Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.) – Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)

Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.)

Найдите элементы описания.

Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана.

а) Чтение первой части, определение темы.

Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.)

Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.)

Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.)

Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.)

Чему она удивилась?

Читают текст, отвечают на вопросы.

Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)

Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)

б) Чтение второго абзаца, определение темы.

С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.

Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)

Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)

в) Чтение третьего абзаца, определение темы.

Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)

Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)

Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)

Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)

Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)

Структура текста.

Сколько частей в тексте? (Три части.)

О чем вы напишете в первой части?

О чем напишете во второй части?

Как вы закончите свой рассказ?

Пересказ текста.

Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

(Два предложения.)

А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)

Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

Соответствует ли содержание рассказа теме?

Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.

Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.

Письменное изложение текста.

Закройте учебники. Запишите текст.

Самопроверка.

Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.

Чтение записанного текста.

Рефлексия.

Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

Что писали? (Изложение текста.)

Как готовились к написанию изложения?

Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы

3 КЛАСС. Изложение.

Барсук.

3 КЛАСС. Изложение.

Барсук.

Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку или мышку не пропустит. Но он ест и насекомых. Барсук отыскивает их в земле и вытаскивает сильными лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто, нет костей, остатков еды. Даже на охоту барсук не идет, пока не наведет туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.

3 КЛАСС. Изложение.

Елка.

3 КЛАСС. Изложение.

Елка.

Наступил Новый год. Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней игрушек! И рыбки, и грибки, и звездочки, и снежинки. Светятся желтым, красным, зеленым цветом шары. Бусы переплели зеленые ветки. Каждая бусинка сияет и сверкает. А какая звезда горит на верхушке! Как красный огонек с пятью лучиками.

А над елкой под самым потолком - настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подает сигналы.

Ребята пели, плясали, читали стихи. Дед Мороз загадывал загадки и дарил подарки. На празднике было очень весело.

3 КЛАСС. Изложение.

Легенда о жаворонке.

Бродил по России волшебник. Устал. Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пота.

Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пара луковиц да кувшин родниковой воды.

Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье-бытье. Пожаловался пахарь – надоело слушать, как камни о плуг грохочут.

Бросил тогда волшебник в небо маленький камень. Ста камень птичкой. Защебетал в поднебесье серый жаворонок. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

3 КЛАСС.Изложение.

Осенью в лесу.

3 КЛАСС.Изложение.

Осенью в лесу.

Среди редких берез прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся к друг дружке опята на тоненьких ножках.

Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжелыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рев лесного богатыря.

Страшно робкому зайчишке. Все кругом желтое, а у него шубка уже побелела. Ждет бедняжка, когда выпадет снег. Тогда зароется в сугроб – никто его не увидит.

3 КЛАСС. Изложение.

Снег идет.

3 КЛАСС. Изложение.

Снег идет.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, огородные грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой – острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню, стала она вся белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые. Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

3 КЛАСС.Изложение.

В берлоге.

3 КЛАСС.Изложение.

В берлоге.

Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жилье.

Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Ежик.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Ежик.

Однажды дети пошли в лес летом гулять. Они нашли ежика. Ежик был очень колючий. Ребята взяли его и принесли домой.

Саша и Маша пришли в гости к Вите. Они решили предложить ежику молока. Он испугался и убежал под ним. Маша и Саша ушли к себе домой. Витя читал книгу. Ежик осмелился, вылез из-под дивана и попил молока. Витя назвал его Колючка. Колючка прожил у Вити целое лето.

Наступило первое сентября. Витя и его друзья взяли Колючку и понесли в школьный живой уголок. Ребята ухаживали за ежиком: кормили его, чистили клетку. Колючке понравилось жить в школе.

3 КЛАСС. Изложение.

Клесты.

3 КЛАСС. Изложение.

Клесты.

На занесенных снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в теплом гнезде не страшен.

3 КЛАСС. Изложение.

Листопад.

3 КЛАСС. Изложение.

Листопад.

Осенью падают желтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья ее испаряют. Если воды мало, листья опадают.

Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

Воды то много да взять ее дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад.

Изложение.

Новый муравейник.

3 класс. (4 четверть) Тема: « Глагол.»

Изложение.

Новый муравейник.

Муравей жил в старом пне. Пень развалился. Наступил конец лета. Муравей задумал строить новый дом.

Все утро он бегал по тропинкам. Вот он спустился в ямку и выполз с большой крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили муравейник.

Муравей выбрал место для жилья около березы. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на березу. С каждым встречным муравьем он останавливался. Теперь все муравьи побежали к ямке за крупинками. К зиме будет новый муравейник.

Прощальная песенка.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.(СЕНТЯБРЬ)

Прощальная песенка.

Наступила осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на дереве скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонечко запел. Скоро песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Птицы прощались с домиком. Скворцы еще прилетят сюда. Они полетят в дальний путь.

Изложение.

Купание медвежат.

3 класс. (4 четверть)Тема « Склонение имен прилагательных.»

Изложение.

Купание медвежат.

Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки. День был знойный. Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами. Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.

Мать окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца. Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.

Прохладное купание освежило медвежат.

3 КЛАСС.Изложение.

Что надо дарить.

3 КЛАСС.Изложение.

Что надо дарить.

Попросил мышонок у Ойки подарок. Лопатку Ойке жалко, в кубики сама играет, машина нужна. Подала мышонку камень. Обиделся мышонок, пожаловался зверюшкам.

Наступил Ойкин день рождения. Пришли гости. Бельчонок принес ореховую скорлупку, зайчонок – мухомор, медвежонок – гнилую шишку, а подружка Машенька – щепку. Принесли то, что самим не нужно.

Стыдно стало Ойке. Заплакала она. Стало всем ее жалко. Принес бельчонок орехов, зайчонок – морковки, медвежонок – меду, Маша – куклу.

Буду дарить то, что самой нужно! – сказала Ойка.

Изложение (82 слова).

Вопросы к тексту.

Изложение (80 слов).

Объяснение: медвежатник - охотник на медведя.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (73 слова) .

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (81 слово) .

Вопросы.

1. Сколько частей в тексте?
2. Как ветер пытался справиться с дубом?
3. Кого ветер позвал на помощь?
4. Почему ветер не покорил дуб?

Словарно-орфографическая подготовка.

1. Написание безударных гласных: ст..ял, на г..ре, пок..рялся, прил..тел, ст..рон, бл..снула, в з..млю, р..дную, к..рнями, д..ржусь.
2. Написание трудных слов: никому, землю-матушку.
3. Написание глаголов с "не": не совдадать .
4. Слова с приставками: непокорный, раскололось, запылала, врос.
5. Вставь пропущенные буквы: дут.., согнут.., дожд.., огон.., об..яснить , держус.. .
6. Написание местоимений: изо всех, с ним, в том.
7. Знаки препинания: в том, что...
- Моя сила...
8. Дополни словосочетания: стал дуть изо..............; смеется...............; врос в..................; держусь за................. .
9.
Выдели корень в словах: блеснула, прилетел, поплыли.

Изложение (93 слова) .

Вопросы.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (91 слово) .

Вопросы.
1. Чему радовались звери?
2. Как хвалился Камень-валун?
3. Что кричал Ручей?
4. Как делает весну Сосулька?
5. Кто же делает весну?

Словарно-орфографическая подготовка.
1. Сложные слова: на весь, сразу.
2. Выдели приставки и корни в глаголах: выдался, показалась, закричал, растапливает, закатилось, заледенел, замерзла.
3. Написание глаголов: не было, начнется, хвалится, радуются.
4. Проверь гласные в словах: выд..лся, д..нек, в л..су, т..пло, св..тло, в..сны, закр..чал, в..дой, с..сулька, ..ловой, н..чнется.
5. Написание местоимений: вокруг него, без него, о себе, как она.
6. Знаки препинания: ......И Камень-валун остыл, и..........., и.................... .
.......стало ясно, кто.............. .

7. Найди восклицательные и вопросительные предложения.
8. Продолжи: денек (какой?) ................... ; солнышко (какое?) ................; камень (какой?) ..................; ручей (какой?) ..................; лапа (какая?)

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Правильное написание слов: шелушила, убежище, росток, расти, сначала.
Выдели приставки в словах: спилили, присаживались, прокис, превратился, сбежались, потеплело, порозовел, набрел, высунулся.
Объясни значения слов, подбери к ним синонимы: целебные, пир, дряхлый, убежище.
Проверь безударные гласные: з..мой, в..сной, ..жил, гр..бники, мур..вьи, ж..ков, м..дведь, кл..чки, б..резу, з..мли, р..сточек.
Написание местоимений: на нем, он был, на это, и все.
Подбери в словосочетания и предложения нужные слова: соки (какие?)..............., сок (что сделал?)..................., бабочки (какие?)..............., много лет был (чем?)................, медведь (какой?)..............., разворотил (как?) .............. .

Изложение (86 слов)

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (86 слов).

Непоседа.

Вопросы к тексту.


Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Девочка на шаре.

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (89 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (90 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (88 слов).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Изложение (93 слова).

Вопросы к тексту.

Словарно-орфографическая подготовка.

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Обучающее изложение. Цели: 1. Учить передавать содержание услышанного рассказа, излагать свои мысли на письме, составлять план; 2. Развивать речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию; 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, аккуратность, дисциплинированность. Оборудование: иллюстрации, опорные слова, текст, доска, тетради. Тип: проверка и оценка знаний. Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный. Формы : фронтальная, индивидуальная, коллективная. Приемы: беседа, показ, рассказ.

Ход.

    Орг.момент. Прозвенел звонок, начинается урок. Сообщение темы и целей.
Сегодня мы будем писать изложение. О ком? Чуть позже узнаете. Сейчас запишите число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Первое декабря. Изложение. Следите за осанкой. Тетрадь должна лежать правильно. Работа над темой урока.
    1. Вступительная беседа. Ребята отгадайте загадку: Летом по лесу гуляет Зимой в берлоге отдыхает. Медведь
2. Словарная работа: - Прочитайте слова – медведь, медведица, медвежонок. - Какие это слова? Назовите корень. Слово медведь – состоит из 2 корней - мёд ведает, т.е. находит. Обратите внимание на правописание безударной гласной первое е в корне слова: медведь. В слове медвежонок – онок. 3. Беседа о медведях: - Что вы можете рассказать о медведях?(Рассказ учащихся о медведях) Бурый медведь занесен в «Красную книгу Казахстана», поэтому нужно охранять их и беречь их. - А знаете, что еще медведи любят делать? Посмотрите на картинку. Кого видите? Что они делают? (показ иллюстрации). Вывод: медведи любят купаться. У них плотный мех им очень жарко. В знойные дни медведица старается освежить медвежат, купает в прохладной воде. Но медвежата полюбят воду не сразу. Послушайте рассказ охотника. 4. Чтение учителем текста. 5. Проверка восприятия: - Где шел охотник? – Что он услышал? – Почему влез на дерево? – Кто вышел из чащи? Чаща – густой лес. Сочетание ча, ща пишется с буквой а. – Кто бежал рядом с медведицей? – Что сделала медведица? – Что сделал второй медвежонок? – Как мать поступила с ним? – Как отнеслись медвежата к купанию? – Какой был день? Почему понравилось купание? 6.Составление плана. - Как можно озаглавить текст? – Какой текст по виду? – На сколько частей можно разделить? Давайте запишем название изложения. Составим план.

Купание медвежат. Купание

План.

- О чем говорится в I 1. Встреча с медведями. Сочетание ча пиши с а, предлоги пишутся раздельно. - О чем говорится во II части? – Как можно озаглавить?2. Купание медвежат. - О чем говорится в III части? – Как можно ее озаглавить?3. Медвежата довольны купанием. - Скажите, как будем писать каждую часть изложения в тетради? – Давайте повторим как проверить безударную гласную в корне, написание сочетания ЧК(речку), сучьев – раздел. мягкий знак, ванна – двойная нн, охотник, шёл. 7. – Обратите внимание на слова. Они помогут вам при написании изложения. (опорные слова напечатаны) Услышал окунать отшлёпала остались довольны лохматых знойный V . Пересказ учащимися по частям. а) – Ребята, давайте перескажем по частям, по плану. б) – Кто может пересказать весь текст. в) Чтение текста учителем. VI . Самостоятельное написание изложения. VII . Итог: сдача тетрадей