Урок по теме у лукоморья дуб зеленый. Вводный урок «У лукоморья дуб зеленый

Тема урока . «У лукоморья дуб зелёный…». Вступление-пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Цели:

обучающие : познакомить обучающихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», с понятиями поэма, пролог; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

развивающие: развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

воспитательные: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь, аудиозапись, рабочие листы

Тип урока : урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный этап (1 мин)

II. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о творчестве.

С каким стихотворением поэта мы знакомились на прошлом уроке? «Няне»

Как звали няню Пушкина? Арина Родионовна Яковлева

Дома вы готовили выразительное чтение этого стихотворения. Сейчас послушаем чтение одного из вас. Задача остальных – дать словесную оценку выразительности чтения. Используем имеющийся у нас алгоритм анализа.

Не забываем, что выразительное чтение – это проникновение в самую суть произведения, понимание его основной мысли, передача чувств и настроений.

Алгоритм анализа выразительности чтения (в рабочих листах обучающихся)

1.Правильность

- (имя) прочитал(а) текст правильно, без ошибок, искажений и повторов


- (имя) допустил(а) при чтении незначительные (1-2) ошибки (или 1-2 повтора)

- (имя) допустил(а) при чтении много ошибок, повторов(более двух)

2.Темп (медленно/быстро), громкость, дикция

Темп чтения соответствует содержанию текста, замыслу автора; громкость достаточная; хорошая дикция, ясное чёткое произношение звуков

Темп чтения необоснованно быстрый, поэтому выразительность теряется (и ошибки допускаются); чтение тихое, не слышно текста.

Замедленный темп чтения свидетельствует о недостаточной подготовке

3.Интонация (выразительность), эмоциональность

Текст прочитан выразительно: соблюдались паузы, логические ударения, передающие замысел автора. Соблюдались нужные интонации (вопроса, утверждения, отрицания и др.) (Имя) удалось своим чтением выразить нужное настроение (какое?)

Текст прочитан недостаточно выразительно (указать неточности). (Имя) не всегда точно удавалось передать эмоции, которыми проникнут текст

Чтение было невыразительным, неэмоциональным, монотонным

Дополнительные вопросы

Что можно сказать о жанре этого произведения? (стихотворное послание)

Какими чувствами проникнуто стихотворение?

Что помогает нам при знакомстве с текстом понять его настроение? (ключевые слова)

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний (4 мин.)

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что находясь в ссылке в Михайловском, поэт с удовольствием слушал русские народные сказки, которые рассказывала ему Арина Родионовна. Некоторые из них легли в основу его стихотворных сказок.

(Имя) приготовил(а) небольшую викторину по сказкам Пушкина, которая позволит нам их вспомнить (индивидуальное домашнее задание). Давайте дадим слово (имя)

1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда «Сказка о попе и его работнике Балде»

3. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»

5. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело; «Сказка о золотом петушке»

Сколько сказок мы вспомнили? Пять.

А есть ещё незаконченная сказка «О Медведихе» и другие произведения, в основе которых лежат сказочные мотивы.

Вводно-ориентировочная беседа.

К жанру сказки Пушкин обращался на протяжении всего своего творческого пути. Ещё до сказок, по которым мы сейчас проводили викторину, он написал сказочную поэму. Кто-нибудь знает, о какой поэме я говорю? «Руслан и Людмила»


Давайте послушаем сообщение об истории написания этого произведения (индивидуальное домашнее задание)

Примерное сообщение обучающихся.

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» была задумана Пушкиным еще в Лицее. Сразу же после окончания Царскосельского лицея, поселившись в Петербурге, Пушкин принялся за её написание. Он ставил перед собой задачу - создать «богатырскую» сказочную поэму. Работал Пушкин над поэмой почти три года, с 1817 по 1820 год. Весной 1820 она была напечатана в журнале

В 1828 году (через 8 лет) Пушкин подготовил второе издание поэмы, внеся в неё некоторые изменения. после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Дело в том, что у Жуковского тоже был замысел написать «отечественную» сказочную поэму, но он его так и не осуществил. Отечественную поэму создал юный Пушкин, и Жуковский его сердечно с этим поздравил.

Ребята, кто-нибудь читал полностью поэму «Руслан и Людмила»? О чём она?

О том, как злой волшебник Черномор похитил со свадьбы невесту Руслана Людмилу. Руслан и три его соперника Рогдай, Фарлаф, Ратмир ищут её. Пушкин описывает различные приключения героев. А конец у сказки, конечно же счастливый.

Сегодня на уроке мы с вами, к сожалению, не сможем прочитать всю поэму, но у нас впереди осенние каникулы, я надеюсь, что вы её прочитаете, думаю, что вас, во-первых, должен привлечь сюжет, а во-вторых, разве не интересно познакомиться с произведением, которое позволило Пушкину стать в творческом плане выше своего учителя?

Сегодня мы обратим своё внимание на вступление к поэме. Оно было написано Пушкиным ко второму изданию.

(до урока уточнить было ли это знакомство в начальных классах)

В тетрадях подпишите сегодняшнее число.

V. Формулирование темы урока.(2 мин.)

Откройте учебник на странице. Давайте сформулируем и запишем тему урока. Как она будет звучать?

«У лукоморья…». Вступление-пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Оставьте одну строчку для дополнительной записи темы урока.

Работа в тетрадях

1817-1820 – годы создания поэмы

1820 – первое издание

1828 – второе издание, исправленное, дополненное

VI. Определение задач урока.(3 мин.)

У вас на рабочих листах записано несколько задач сегодняшнего урока. Давайте попробуем расставить их в логическом порядке. Определим последовательность работы с текстом.

Познакомиться с текстом и объяснить значение устаревших слов

Определить тему текста

Проанализировать образы, нарисованные поэтом, и изобразительно-выразительные средства, помогающие ему создать эти образы

Понять основную мысль текста, его настроение

VII. Погружение в тему урока.(7 мин)

1. Прослушивание аудиозаписи вступления к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…»

Я вам предлагаю небольшой фрагмент текста прослушать в исполнении актёра, мастера художественного слова. Понравилось чтение? Чем? (завораживающее, погружающее в мир сказки, сопровождается сказочной музыкой)

2. Чтение пролога. Словарная работа:

Лукоморье (устар.) - морской залив, бухта , изгиб морского берега. Для сравнения: лук (для стрельбы), излучина (реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла).

В фольклоре восточных славян - заповедное место на краю мира.

Поэма – литературный жанр. Крупное или среднее по объёму стихотворное (чаще всего) произведение лиро-эпического характера (один из видов лиро-эпических произведений). Для поэмы характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Пролог – вводная часть, введение, предисловие, вступление

Бродит – без цели, без определённого направления

Тужит - горюет, печалится

Бредёт - медленно идёт

служит - помогает, выполняет различные поручения

златая, злато, брег

о заре – на заре

из вод ясных – прозрачных, чистых

3. Определите тему отрывка. О чём он? О мире сказок. Волшебном, фантастическом, чудесном мире русских сказок. Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Своеобразная мозаика. Давайте сформулированную нами тему произведения Пушкина допишем к теме нашего урока (3 мин.).

4. Физкультминутка (имитируют движения волн, витязей , лебеди) (2 мин.)

Там о заре прихлынут волны

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных

По этим же волнам в сказках Пушкина лебедь плавала. А мы покажем, как она взлетает.

5.Работа в парах. Чтение отрывка и заполнение таблицы: (5 мин)

Русалка – это образ неоднозначный. У западных славян она молодая, привлекательная, шаловливая. На севере, в краю угрюмых хвойных лесов русалки – злые, мстительные существа. Но даже если это симпатичная, весёлая девушка, то это всё равно образ демонический, несущий гибель. Она своим пением завораживает человека и манит его за собой в воду. Или может, играясь, защекотать до смерти.

6.Работа с иллюстрацией на форзаце учебника (4 мин.)

Давайте откроем форзац в начале учебника. Вы видите иллюстрацию к прологу поэмы. Парилов и Виктор Дмитриевич Дудоров. Это художники Палеха (1959-1964 – период создания иллюстраций) Знаете, что такое Палех? Это народный промысел, лаковая роспись. (Палех – посёлок (или город?) центр промысла).

Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Обратите внимание, как миниатюрно и подробно написаны художниками сюжеты народных сказок. Недаром говорят, что палехской росписью можно не просто любоваться, её можно читать. И конечно же, нас привлекают богатство и яркость красок Палеха, которые передают богатство и яркость сказок.

Посмотрите, все ли сказочные персонажи, названные Пушкиным, присутствуют на иллюстрации? (нет лешего и избушки на курьих ножках. Отход от образа Бабы Яги: у Пушкина она бредёт, а на иллюстрации летит)

С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

Каких героев народных сказок вы бы ещё поселили в страну Лукоморье? Чудо-юдо, Змей Горыныч, Жар-птица, Водяной, Емеля на печи, Колобок и др)

7. Давайте ещё раз обратимся к тексту. В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Как вы понимаете это выражение?

Перед нами проходят герои народного творчества. А основой любого государства является народ: его традиции, культура, история. И недаром использован поэтом образ дуба. Дерево - это вообще символ жизни, а дуб на Руси считали ещё и символом мудрости и долговечности. А всякое дерево держится корнями, питают его корни. И опять возвращаемся к тому, о чём только что говорили. Наши корни - это наша история, наша память, народные традиции, культура, частью которой является фольклор. Чем больше человек дорожит этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

Каково настроение текста? Он проникнут восхищением, благоговением перед этим огромным миром народной поэзии. Не зря же Пушкин писал: «Какая прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

И в то же время к каждому сказочному образу своё отношение: уважение, удивление, завороженность (дух захватывает), торжественность, волнение, переживания, благодарность, осуждение, восхищение.

VIII Задание на дом

Выучить наизусть отрывок (для всех)

Нарисовать иллюстрацию (по желанию)

IX. Рефлексия. Создание синквейна

А сейчас я предлагаю зафиксировать наши впечатления, ощущения и ассоциации, возникшие в ходе знакомства с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» в синквейне

Добрые, волшебные (народные)

Развлекают, воспитывают, учат

В сказках народ выражает своё восприятие жизни.

Мудрость

X. Выставление оценок

Выразительное чтение

Анализ выразительного чтения

Подготовка и проведение викторины

Ответы на вопросы викторины

Сообщение

Работа на уроке

X. Подведение итогов урока

Наш урок подошёл к концу. Сегодня мы с вами прикоснулись к сказочному миру произведений, а на следующем уроке продолжим раскрывать для себя поэтический талант великого Пушкина.

Организация: ГБОУ КГ№1 имени Лилии Литвяк

Населенный пункт: Луганская область, город Красный Луч

Разработка урока по литературному чтению

2 класс

Тема: Творчество А.С. Пушкина. «У Лукоморья дуб зелёный».

Цель: познакомить детей с автобиографией А.С. Пушкина и с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный»; дать первичные представления о сказочной поэме; совершенствовать навык выразительного чтения, умение творчески работать со стихотворным текстом; формировать умения делать несложные выводы, анализировать содержание; развивать сознательное, орфоэпическое чтение, связную речь, творческое мышление, память; прививать любовь к поэзии.

Оборудование: клубок ниток, по классу развешены предметы с подсказками: карточка со словом «ТЕМА», выставка на доске с фото и иллюстрациями к произведениям А.С Пушкина, литературный уголок, учебник, иллюстрация к вступлению поэмы «У Лукоморья дуб зелёный», словарь Ожегов, музыка, карточка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Все готовы на урок? (Да)

Всё ли девочки достали

И ненужное убрали? (Да)

А мальчишки посмотрите,

Аккуратно всё сложите,

Книжку ручку и тетрадь

И на уроке не зевать!

Молодцы, ребята! Сели красиво, удобно и начнём наш урок.

Ребята, а чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей)

  1. Постановка целей урока. Мотивация обучения.

- Ребята, у нас сегодня будет необычный урок.Я приглашаю вас в небольшое воображаемое путешествие.Оно принесёт много новых и интересных знаний.

- А о чём мы узнаём на уроках литературного чтения? (о писателях, о новых произведениях и героях этих произведений, много интересного о русском языке)

А кто нам может помочь путешествовать? (волшебник, машина времени, корабль и т.д.)

Отгадаете загадку и узнаете, кто будет нашим помощником?

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я - не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод. (клубок ниток)

Правильно. Только этот клубок волшебный. Он нам укажет дорогу. (по классу развешены предметы с подсказками)

Катится, катится наш клубок, прикатился он в зелёный уголок. А подсказка здесь слово (читают все) ТЕМА.

Какой будет тема нашего урока, и что мы будем с вами делать, скажите мне вы. А поможет вам в этом моя выставка и опорные слова

Мы познакомимся……

Мы научимся…..

(Выставка: на доске весит портрет А.С. Пушкина и иллюстрации из ранее известных детям произведений.

Ученик: Мы сегодня познакомимся с творчеством А.С. Пушкина.

Как вы думаете, какое произведение А.С. Пушкина мы сегодня возьмём для урока. («У Лукоморья дуб зелёный», мы ещё с ним не работали, а все остальные нам известны)

Правильно. Мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, а именно с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный».

А что нам для этого надо сделать?

(быть внимательными, активными, выразительно читать, на вопросы отвечать, мыслить, рассказывать, описывать, фантазировать)

  1. Работа над темой урока

1)Автобиографическая справка про А.С. Пушкина.

Катится наш клубок. Катится. И прикатился в литературный уголок.

Каких русских писателей вы в нём знаете? Ребята, а что вы знаете о выдающемся русском поэте А.С. Пушкине.

Вике дано было домашнее задание приготовить рассказ о творчестве А.С. Пушкина. Давайте её послушаем.

В сердце России городе Москва родился 6 июня 1799года А. С. Пушкин. Семья дворянина имела большую библиотеку, поэтому мальчик рано пристрастился к чтению.

С раннего детства его воспитывала няня Арина Родионовна. Долгими вечерами она любила рассказывать маленькому поэту сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Поэтому Пушкин с детства увлекался поэзией.

В 12 лет родители его отправили учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он стал писать стихи.

В 1820 году А.С. Пушкин был сослан на Кавказ за то, что писал стихи, которые не нравились царю. На Кавказе он пишет самое большое произведение «Евгений Онегин». Это произведение принесёт ему в будущем известность и славу.

За недолгую свою жизнь А. С. Пушкин написал много прекрасных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.

Учитель : А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 218 лет со дня его рождения, а мы до сих пор любим и читаем его произведения.

2) Работа со статьёй в учебнике стр.84.

Чтение статьи хорошо читающими учениками.

Вопросы по содержанию: 1. О каких по жанру произведениях

2. Что о сказках говорит? (они волшебные)

3. Какие стихи у Пушкина?

(прекрасные, сердечные, тёплые)

3) Работа по учебнику стр.85.

Прочитай строки из сказок соответствующие данным иллюстрациям из сказок А.С.Пушкина. Вспомните названия этих сказок.

4) Работа с иллюстрацией

- Покатился наш волшебный клубок дальше. Катится, катится, а навстречу ему кот. (Входит в класс ученик одетый котом)

Я принёс вам следующую подсказку. Но отдам, если вы меня немного взбодрите.

Физкультминутка с котом.

Кошка встала, потянулась,
Лапки вытерла, прогнулась!
Коготками шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у кошки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку - влево, ножку - вправо,
А теперь - вперед, назад.

Лапкой ушки почесала,

Клубком на лавке подремала.

Жмурит глазки и мурчит,

Играть с собою не велит.

Ребята посмотрите это картинка. Где-то я её уже видела. Откройте стр.86 учебника. Это иллюстрация к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»

А кто знает, что такое поэма?

Работаем со словарём Ожегов.

Поэма - литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лироэпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина.

Такое интересное название «У лукоморья дуб зелёный». А что такое ЛУКОМОРЬЕ?

Лукомо́рье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

Составьте небольшой рассказ по картине? О ком будет в нём говориться? Какие будут происходить действия? (1-2 рассказа)

А сейчас мы прочитаем отрывок из поэмы и посмотрим, насколько вы были правы.

5) Первичное восприятие произведения.

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза и представьте, что вы попали в лукоморье. Что вы там увидите, послушайте.

(учитель читает отрывок из поэмы на фоне спокойной музыки)

  1. Закрепление изученного материала

1)Беседа по содержанию

Можно ли по вступлению определить, о чём будет говориться в поэме?

Каким же поэт изобразил лукоморье?

Какие события вам показались неправдоподобными? Зачитайте их.

Смысл, каких слов вам был непонятен?

(дол, видений, брег, чредой, витязь)

2) Словарная работа (работа в паре)

У вас на парте карточка с устаревшими словами, вышедшими из активного словарного запаса современного человека. Давайте мы к устаревшим словам подберём синоним современный. Соединим их стрелочками.

Соедини стрелочками синонимы

Дол

берег

Брег

по очереди

Витязь

берёт в плен

Чредой

сохнет

Пленяет

грустит

Чахнет

долина

Тужит

воин

(Зачитываем получившиеся пары)

Молодцы ребята. Наш клубок катится дальше, и мы следуем за ним.

3) Чтение отрывка детьми.

Клубок нас привёл к большому развесистому дубу. А под ним дремлет кот. Кот очень любит слушать разные лесные сказки.

Физкультминутка (для глаз)

Сказка начинается

Глазки открываются.

Раз, два, раз, два – глазки открываются.

(дети моргают глазками)

В сказке много волшебства

Любим их и ты и я.

Раз, два, раз, два – любим их и ты и я.

(глазки смотрят вверх и вниз)

Вокруг нас и там, и тут

Сказки добрые живут.

(глазками вправо-влево)

На зло глаза не закрывай

(ладошками закрыли глаза)

Добро дари и воспевай.

(открывают глазки и улыбаются)

А давайте мы для кота почитаем.

Чтение «Цепочкой» (2-3 раза)

Молодцы, ребята. Посмотрите, как кот улыбается. Ему очень понравилось ваше чтение.

  1. Итог урока.

- А вам понравился сегодняшний урок?

С произведением, какого писателя мы сегодня познакомились?

К какому жанру оно относится? (поэма)

  1. Релаксация

Ребята, у вас у каждого на парте листочек с волшебного дуба. Напишите на нём своё самое сокровенное желание и прикрепите его к волшебному дереву. И оно обязательно сбудется (звучит спокойная музыка)

И пусть это волшебное настроение не покидает вас целый день.

Список используемой литературы

  1. Интернет ресурс: Riddle-middle.ru Загадки.
  2. Интернет ресурс: Ивченко И.В. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/08/27/ otkrytyy_urok_chteniya_2_klass_gotovaya_versiya.docx
  3. Интернет ресурс: Ucthat-v-skole.ru/bibliotheca/fizkultminutki

Эльмира Ахмедова
«У лукоморья дуб зеленый». Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация»

Программное содержание.

Обучающие задачи :

Обогатить знания детей о А. С. Пушкине.

Учить запоминать стихотворение с помощью моделирования.

Развивающие задачи :

Вызвать желание познакомиться с новыми, незнакомыми произведениями.

Помочь почувствовать своеобразие языка , с помощью которого писал А. С Пушкин.

Развивать речь, воображение , фантазию, мышление.

Воспитательные задачи :

Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

Воспитывать интерес к чтению, любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа : Чтение сказок А. С. Пушкина. Чтение отрывков из поэмы «Руслан и Людмила» . Познакомить детей со значением непонятных слов.

Словарная работа : присказка, Лукоморье , злотая, кот ученый, песнь, Леший, русалка, неведомые дорожки, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Предикативный словарь : ходит кругом, бродит, сидит, стоит.

Индивидуальная работа :

Помочь затрудняющимся детям в заучивании стихотворения. На протяжении занятия активизировать малоактивных детей.

Материал и оборудование :

Мнемотаблица, волшебная книга, указка, зеркало, стенд со сказками А. С. Пушкина, презентация «А. С. Пушкин» , диск с музыкальным сопровождением, аудиозапись «Там на неведомых дорожках» , ноутбук, музыкальный центр.

Ход занятия : Звучит негромкая музыка. Дети заходят в зал, подходят к логопеду.

Воспитатель : Дети, сегодня такой замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Заниматься начинаем.

Много нового узнаем.

(логопед предлагает детям сесть на стульчики) .

Сегодня мы будем говорить об одном очень известном человеке, покажем свои знания и умения.

У каждого народа есть свои писатели, поэты, сказочники. Есть такой поэт и сказочник и на русской земле.

Как вы думаете, о ком я говорю?

(1 слайд)

Ответы детей : Пушкин; Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель : Конечно, же – это великий русский поэт и сказочник А. С. Пушкин. Мы с вами уже знакомились с его творчеством, его стихами и сказками. А вы знаете, кто был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?

Ответы детей : Свою няню; Няню Арину Родионовну…

Воспитатель : Правильно. Это его няня – Арина Родионовна.

(2 слайд)

Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она рассказывала ему в детстве о русалках, и о царе Кощее, и о бабе Яге, и о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала Саше сказки, народные былины. А Пушкин слушал, записывал, и все это потом применял в своем творчестве.

(3 слайд)

Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.

(4 слайд)

Воспитатель : Как вы думаете, какая это сказка?

Ответы детей : Сказка о рыбаке и золотой рыбке.

Воспитатель : Молодцы! Правильно, «Сказка о рыбаке и рыбке» .

(5 слайд)

Воспитатель : А это какая сказка?

Ответы детей : Сказка о золотом петушке.

Воспитатель : Молодцы! И эту сказку вы знаете.

(6 слайд)

Воспитатель : В какой сказке злая мачеха дала Царевне отравленное яблоко?

(7 слайд)

Ответы детей : Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Воспитатель : Вы помните, как называется эта сказка?

Ответы детей : Сказка о царе Салтане.

Воспитатель : Правильно. С какими чудесами вы встретились в «Сказке о царе Салтане» ?

Ответы детей : поющая белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь.

(8 9 10 слайд)

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо знаете сказки Пушкина.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем .

(логопед предлагает детям встать) .

Физкультминутка

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!

(Звучит музыка «Там на неведомых дорожках» , неожиданно, появляется волшебный сундучок и книга)

Воспитатель : Ребята, что это? Посмотрите, да это же волшебный сундучок. А что у него внутри?

(Воспитатель достает книгу «У Лукоморья дуб зеленый » - открывает ее.)

Воспитатель : Книга открывается, сказка начинается…

(Звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение)

У Лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса : там Леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон без дверей.

Воспитатель : Ребята! Вам понравилось стихотворение? А вы хотите его выучить?

Ответы детей : Хотим; Конечно хотим…

Воспитатель : Я прочитаю еще раз, вы внимательно слушайте и запоминайте. А помогут нам с вами волшебные картинки. (По мере прочтения логопед открывает картинки) .

Воспитатель : У Лукоморья дуб зеленый (логопед ещё раз читает стихотворение) .

Воспитатель : А сейчас, ребята, давайте вспомним стихотворение. Отвечайте на мои вопросы.

Вопросы :

Воспитатель : У лукоморья ?

Ответы детей : Дуб зеленый .

Воспитатель : Что на дубе?

Ответы детей : Злотая цепь на дубе том.

Воспитатель : Когда кот ходит?

Ответы детей : И днем и ночью.

Воспитатель : Кот какой?

Ответы детей : Кот ученый.

Воспитатель : Что делает кот ученый?

Ответы детей : Все ходит по цепи кругом.

Воспитатель : Идет на право…Что делает?

Ответы детей : Песнь заводит.

Воспитатель : На лево…

Ответы детей : Сказку говорит.

Воспитатель : Там…что?

Ответы детей : Чудеса.

Воспитатель : Какие чудеса?

Ответы детей : Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.

Воспитатель : Там на неведомых дорожках…что?

Ответы детей : Следы невиданных зверей.

Воспитатель : Еще что?

Ответы детей : Избушка.

Воспитатель : Стоит какая?

Ответы детей : Стоит без окон и дверей.

Воспитатель :Молодцы! Ребята, кто хочет первый попробовать рассказать стихотворение?

Смелее, не переживайте, не получится я вам помогу.

Пожалуйста, Саша выходи смелее.

(Дети заучивают стихотворение с помощью мнемотаблицы)

(пригласить еще несколько ребят)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы очень хорошо запомнили стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый » . А кто его написал?

Ответы детей : Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель : Из какого произведения это стихотворение?

Ответы детей : Руслан и Людмила.

Воспитатель : А как вы думаете, кто у нас сегодня занимался лучше всех?

Ответы детей :….

Воспитатель : Молодцы! Сегодня все хорошо занимались, мне очень понравилось, как мы с вами учили стихотворение. Давайте посмотрим что там, в волшебном сундучке?

(Дети заглядывают в сундучок)

Ответы детей : Карандаши.

Воспитатель : Как вы думаете, зачем нам карандаши?

Ответы детей : Чтобы мы нарисовали сказку; нарисовали дуб; ученого кота…

Воспитатель : Давайте возьмем карандаши пойдем в группу и нарисуем лукоморье .

Дети в группе рисуют рисунки.

Класс: 3

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

  • Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
  • Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
    • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
    • развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку:

  • учебник "Литературное чтение. 3 класс" Э.Кац, М., "Астрель", 2011;
  • тетрадь на печатной основе "Литературное чтение.3 класс", М., "Астрель", 2011 г;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг поэта;
  • компьютерная презентация "Мир Пушкина";
  • выставка проектов учащихся "Мир Пушкина";
  • компьютер, проектор, экран;
  • словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
  • карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
  • клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила";
  • разноцветные лепестки для цветка "Настроение"

Современные технологии:

  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • информационно-компьютерные технологии

Ход урока

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

И наших гостей пригласим.

2. Проверка домашнего задания

Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас - это знания.

Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине)

Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту "Мир Пушкина"

1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)

Микроитог

Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам

(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы

"Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"
"Уж небо осенью дышало" (отрывок из стихотворения)

"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
"Кабы я была царица:"

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
("Сказка о Царе Салтане")

Задания для 2 группы

"Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?"

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

"Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга."
"Гонимы вешними лучами:"(отрывок из стихотворения)

Задания для 3 группы

"Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила".
"Сказка о рыбаке и рыбке"

"Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:"

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
"Сказка о попе и о работнике его Балде"

(Будем изучать произведение)

Задания для 4 группы

1. "Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:"

"Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок"
"Сказка о золотом петушке"

(Будем изучать произведение)

"Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит".
(Басня И.А.Крылова) - Ловушка

Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.

Учитель:

Как распределили произведения по группам?

Ученики:

1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком???

Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

Учитель:

Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина

Дети:

Стихотворение, сказка.

ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА

5. Работа над новым материалом

Учитель:

Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

Дети:

Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:"

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

Учитель:

Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

Учитель:

Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма? Кто из вас знает?

(Ответы детей)

Учитель :

Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Ученик:

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Учитель:

Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель открывает третью группу слов на доске - ПОЭМА)

Учитель:

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

(ответы детей)

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

Ученик:

Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

6. Работа над произведением

Первичное восприятие текста.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается.

Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)

Беседа по первичному восприятию:

Учитель:

Каким изобразил поэт лукоморье?

Ученики:

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Учитель:

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

(Высказывания детей)

Учитель:

Какие вам встретились трудные непонятные слова?

(Дети называют слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

7. Словарная работа

Учебник стр. 86-87, 169,170

Лукоморье

Неведомые (дорожки)

Невиданные (звери)

:и дол видений полны:

Брег песчаный

Мимоходом

Над златом чахнет

:и мёд я пил

Поведать

8. Физкультминутка

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Учитель:

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

Ученики:

Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.

Учитель:

Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Ученики:

Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

Учитель:

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

Ученики:

Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.

Учитель:

Что вы можете сказать о второй части?

Ученики:

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

Чтение произведения

10. Работа с иллюстрацией в учебнике

Учитель:

Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)

Ученики:

Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

Учитель:

Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

11. Зарядка для глаз

Учитель:

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).

12. Работа в тетрадях по литературному чтению

Работа в парах

Заполнение таблицы

(Дети записывают синонимы и антонимы)

Взаимопроверка тетрадей.

Заполненная таблица с одним из вариантов

Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)

Микроитог

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

13. Итог урока

Учитель:

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Ученики:

Учитель:

Что особенно вам понравилось?

Ученики:

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

14. Просмотр клипа

Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

15. Рефлексия цветок "Настроение"

Учитель:

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

  • Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
  • Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
  • Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
  • Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

16. Домашнее задание

Стр.86 - 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок литературного чтения 2 «Б» класс (УМК Школа России)

Учитель: Кулик Елена Николаевна

Методист: Рыкуш Т.Н.

Студентка: Осипенко Любовь . Группа: У13

Дата проведения: 13.10.14.

Тема

А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Педагогическая цель

познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, добится понимания его содержания; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к родной поэзии.

Тип урока

изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Личностные результаты

выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные : формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

Познавательные : работа с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

Коммуникативные : строят рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявляют активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Образовательные ресурсы

Конспект, учебник, портрет А.С.Пушкина.

Сценарий урока.

Этап урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I .Организационный момент.

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Словесный

1.Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас проведу я, меня зовут Любовь Вячеславовна.

Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

- приветствует учащихся,

Проверяет готовность к занятию;

Организует внимания школьников;

Раскрывает цели урока и план его проведения

приветствуют учителя;

Готовятся к уроку

Коммуникативные:

Эмоциональность; умение осознавать свои эмоции

II .Актуализация знаний и целеполагание.

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2.Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Словесный

1. Речевая разминка

(Сл.1)

2.Знакомство с новым разделом учебника

Наш урок мы начнем с речевой минутки, чтобы правильно и выразительно читать.

Пришел Прокоп – кипит укроп.

Ушел Прокоп – кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Прочитайте скороговорку с «ворчащей» интонацией.

Прочитайте скороговорку с удивлением. Прочитайте ее с сожалением. Теперь прочитайте скороговорку вопросительно (утвердительно). Прочитаем ее сердито (весело), скороговоркой.

Ребята, сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. («Русские писатели»)

Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Стихотворения, рассказы русских писателей.)

Прочитайте на с. 83, с чем мы познакомимся в этом разделе.

Чему мы научимся?

Разгадайте шифровку-анаграмму. (Сл.2)

РНЕЛСААКД - 743856291

ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591

НУИПШК – 425631

(Александр Сергеевич Пушкин)

Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? (« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ребята, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке?

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А.С.Пушкина.

Сообщает учащимся цели учебного занятия;

Сообщает темы учебного занятия.

Работают со скороговоркой; высказывают свои предположения по заданному вопросу;

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Осознание ответственности за произнесенное слово.

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез; находить ответы на вопросы в учебнике.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме

III .Изучение нового материала.

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов).

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Словесный,

наглядный

1.Рассказ о писателе. (Сл.3)

2. Чтение статьи учебника с.84

3.Чтение отрывков с.85 (Сл.4)

Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Откройте учебники на странице 84. Прочитайте статью о А.С.Пушкине.

Какие стихи Пушкина ты запомнил самыми первыми?

Про кораблик, что бежит себе в волнах на раздутых парусах? А может быть, про золотого петушка, который сидел на спице? Или про умную золотую рыбку из синего-синего моря? Все волшебно в сказках Пушкина.

Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем писал поэт.

Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета!

Они звучат как музыка!

«Солнце русской поэзии» - так всегда называли А.С.Пушкина. Так называем его и мы.

На 85 странице учебника прочитайте приведенные отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая! («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»)

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Организует внимания учащихся;

Сообщает основную идею изучаемого материала (принципа, правила, закона и пр.);

-

Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы).

Понимают качества своих ответов;

Осознают ответы в процессе беседы и выполняют задания, а также активно участвуют в подведении итогов беседы.

Читают текст целыми словами, без ошибок и повторов

Осмысляют содержание прочитанного текста

Познавательные:

Интерес к чтению, потребность в чтении.

Работать по плану сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме, владеть диалогической формой речи, быть готовым корректировать свою точку зрения.

I V .Физминутка

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Ставит целевую установку на выполнение движений.

Выполняют упражнения.

1.Вступительное слово (Сл.5)

2.Первичное восприятие.

3.Проверка восприятия.

4.Словарная работа (Сл.6)

5.Вторичный синтез.

Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление. Сегодня мы будем его читать.

Сейчас я прочитаю вам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», а вы внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы.

Чтение вступления к поэме «Руслан и Людмила».

- Каким же поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.)

Можно ли по этому вступлению к поэме догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?

- Какие вам встретились трудные непонятные слова?
- Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

У лукоморья – у морского залива.

Дол – долина.

Пленяет – берет в плен.

Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет – сохнет.

Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем чудеса, о которых рассказал кот ученый.

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
(Напевное, плавное.)
- Какая должна быть интонация?
(Интонация торжественности и таинственности.)
- Как вы можете объяснить слова поэта: «Там русский дух…там Русью пахнет!»
(Произведение заканчивается так же, как и народная сказка)

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми .

Обеспечивает метод исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- организует деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

Читают отрывок из поэмы;

Описывают отдельные моменты;

Отвечают на поставленные вопросы;

Определяют значение непонятных слов в тексте;

V . VII .Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Фронтальная

Ф.И.

Словесный, практический

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат карточки, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока

Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения

Отвечают на вопросы учителя, работают с карточкой Проводят рефлексию своей деятельности

Познавательные:

Делать выводы о результате работы

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VI . Подведение итогов.

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Словесный

Ф,И.

Какой раздел начали изучать на уроке?

С каким произведением познакомились на уроке?

Что нового узнали, чему научились на уроке?

Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

систематизация знаний учащихся;

Выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

Выделение мировоззренческих идей.

Коммуникативные:

Осознание ответственности за произнесенное слово.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

VII . Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наглядный,

Словесный

Выучить наизусть отрывок (до слов «Там королевич мимоходом…», или с этих слов и до конца)

- информация о д/з;

Мотивирует выполнение д/з;

Инструктаж по выполнению д/з;

Проверяет понимание учащимися содержание и способ выполнения д/работы.

Реализуют необходимые условий для успешного выполнения домашнего задания в соответствии с актуальным уровнем развития.