Праздник день победы концлагерь сценарий. Диалог с прошлым - сценарий к годовщине освобождения узников концлагерей

Прошло семьдесят лет с того времени, как стихли последние выстрелы Второй мировой войны. Человечество помнит многое. Но многое и забывает. И вот уже в некоторых странах поднимают голову фашистские группировки. Они желают возродить нацизм, а значит, и фашизм - все то горе, что пережило человечество: войну, смерть, концлагеря.

11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата учреждена решением ООН как памятная. В этот день, 11.04.1945, произошло интернациональное восстание заключенных в

История создания концлагерей

В Европе концлагеря появились в начале двадцатого века, во времена англо-бурской войны. Тогда лагерь был местом, где временно содержались как военнопленные, так и местные жители, что могли воевать в роли партизан. Лагеря представляли собой палаточные сооружения, где пленным предоставлялись кое-какие удобства. Есть сведения, что в этих английских лагерях погибло более 25 тысяч человек.

Во времена концлагерь превратился в место массового истребления людей. На территории Германии первым из концлагерей был лагерь Дахау, в котором погибло не менее 70 тысяч заключенных с 1933 по 1945 год. В самом конце войны в Германии находилось 26 крупных концлагерей и десятки поменьше.

11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей. Узники Дахау никогда не забудут этот день.

Самым кровавым символом фашизма был что располагался на территории Польши.

Здесь было уничтожено почти 1,5 миллиона людей. 11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей. Фото заключенных на стенах коридора лагеря служат немым доказательством преступлений нацистов. В Освенциме впервые был опробован химический метод убийства заключенных в виде газа "циклон-Б". 7 тысяч освобожденных узников Освенцима - живой символ, напоминающий, что существует День освобождения узников фашистских концлагерей.

Лагеря Германии

Более 14 тысяч лагерей были построены за годы фашистского Рейха. В них содержалось около 18 миллионов заключенных из почти тридцати стран мира. Во всех этих лагерях, тюрьмах и гетто погибло более десяти миллионов человек. Половина всех погибших - граждане Советского Союза. Наш народ помнит и чтит День освобождения узников фашистских концлагерей.

Самыми большими лагерями являлись:

  • Освенцим: 4 млн узников.
  • Майданек: 1,5 млн узников.
  • Заксенхаузен: около 100 тысяч узников.
  • Маутхаузен: около 100 тысяч узников.
  • Равенсбрюк: около 90 тысяч узников.
  • Треблинка: около 75 тысяч узников.

Концлагерь Бухенвальд

Бухенвальд - крупнейший нацистский концлагерь, который начал свою преступную деятельность в июне 1937 года в районе немецкого города Веймар. Первая партия заключенных прибыла в июне 1938 года. За восемь лет он разросся до шестидесяти шести филиалов главного лагеря, разбросав свои щупальца по оккупированным странам Европы.

Здесь трудом заключенных производился монтаж ракетных самолетов-снарядов ФАУ.

За период с 1937 по 1945 год через концлагерь Бухенвальд прошли около двухсот сорока тысяч пленных. Но сначала это были политзаключенные из Германии, а также неугодные режиму: священники-пацифисты, наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, уголовники. А уже позже, когда началась война, узниками лагеря стали цыгане, евреи, поляки, русские, французы. Здесь заключенных не только физически эксплуатировали, но и подвергали (особенно детей) жестоким медицинским опытам. В Бухенвальде за годы войны было заммучено, сожжено, отравлено и расстреляно свыше 55 тысяч человек, представителей 18 национальностей, среди которых - 20 тыс. советских пленных.

Сейчас только фундамент, выложенный из камня, напоминает, что здесь стояли бараки для заключенных.

Освобождение Бухенвальда

В апреле 1945 года война грохотала уже на территории Германии. Информация о наступлении союзных войск дошла и до лагеря Бухенвальд, узники которого 11 апреля осуществляют восстание, обезоружив охрану, взяв при этом руководство лагеря в свои руки. Через день лагерь был освобожден передовыми частями войск союзников. Заключенные были спасены.

11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей. Оставшиеся в живых узники Бухенвальда помнят этот день.

Лагерь «Доро»

Филиалы концлагеря Бухенвальда располагались и вне территории Германии. Например, остров Узедом, находящийся в Балтийском море, был местом расположения нацистского секретного завода, производящего ракеты ФАУ-2. В 1944-1945 годах этими снарядами были обстреляны города Антверпен и Лондон.

После того как в 1943 году немецкая база была разгромлена, заработал новый ракетный завод в горах Гарц, в районе города Нордхаузен. Большое количество заключенных обеспечило быстрый пуск подземного завода по изготовлению снарядов ФАУ-2. Производственный ракетный комплекс располагался на глубине семидесяти метров. Сорок штолен соединяло два двухкилометровых тоннеля, вырытых заключенными.

11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей. Сценарий эсэсовцев был прост: все узники, работавшие на подземном заводе, на поверхность живыми выйти были не должны. Они стали заложниками обстоятельств как носители В лагере «Доро» погибло несколько десятков тысяч заключенных. Одна ракета ФАУ-2 была равна тридцати человеческим жизням. Когда части Красной Армии подошли к Нордхаузену, эсэсовцы расстреляли более тридцати тысяч заключенных.

11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей. Трагедия Второй мировой войны не должна повториться.

Сценарий внеклассного мероприятия

Цель такого мероприятия - рассказать школьникам о зверствах немцев в годы войны, вызвать у них сострадание к соотечественникам, уведомить о губительных последствиях войн для людей. Рекомендуемая дата проведения - 11 апреля, День освобождения узников фашистских концлагерей. Сценарий памяного утренника приведен ниже.

План мероприятия:

  1. Ведущий рассказывает о преступлениях фашистов, а также о самых больших концлагерях немцев.
  2. Приглашенные ветераны войны рассказывают о прошлом, о днях войны.
  3. Презентация с показом фотографий, с комментариями ведущего.
  4. Рассказ ведущего о жизни заключенных в концлагерях.
  5. Один из учеников читает стихотворение Дробовского «Не забуду эти печи».
  6. Демонстрация документальных кадров, на которых изображена жизнь людей в концентрационных лагерях и зверства немецких солдат.
  7. Ученики задают вопросы ведущему.

Памятные даты

В 1946 году Нюрнбергский трибунал признал преступления фашизма как преступления против человечества.

1991 год - год создания Российского Союза бывших малолетних заключенных лагерей. Для членов этого союза навсегда останется светлой датой День освобождения узников фашистских концлагерей. Сценарий, по которому убивали детей нацисты, никогда не должен повториться.

Слышите громовые раскаты?

Стонет океан, Тихий океан.

Таня плакала, слушая эти стихи.

Он отнёс стихотворение в «Правду» - фронтовик, инвалид войны, поэт. Но это –в белой чаше

весов. А в чёрной –беспартийный еврей. Рождённый под именем «Исаак». Там его встретили

вполне дружелюбно, внимательно расспросили кто он, откуда, где работает, и обещали

прислать письменный ответ. Когда он получил ответ, в конверте лежали его стихи -

перечёркнутые.

Тем не менее, в «Труде» стихотворение взяли –глядя на его художественные достоинства, а не

композитору Вано Мурадели.

Слайд 68 - Газетова Екатерина Через 2 дня Вано Ильич позвонил по

телефону и сказал: "Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам

и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое

слово!!!". Музыка оказалась достойной этих слов. "Прекрасные

торжественные и тревожные аккорды эмоционально усилили мощь

стихов". Мурадели сампонёс эту песню на Всесоюзное радио, там

Художественный совет передал песню на одобрение самому

прославленному в то время поэту - песеннику, генералу песни, как его называли, Льву

Ивановичу Ошанину.

мог миловать. Соседи по Переделкино вспоминали, какой он был добрый и сердечный человек.

В судьбе же поэта Александра Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, бессердечного

убийцы, который своей бессовестной фальшивойоценкой, явно из недоброго чувства зависти,

а, может быть, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения

Соболева на официальную литературную работу, иными словами "отнял кусок хлеба" у

строятся". И на песню сразу было повешено клеймо: "мракобесие". А Мурадели попеняли, что

же это Вы, Вано Ильич, так нерадиво относитесь к выбору текста для песен. Казалось бы, всё -

зарезана песня рукой Ошанина.

Но Соболеву повезло: "...в это время в Советском Союзе проходила подготовка к участию во

Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Австрии. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев принёс

"Бухенвальдский набат", песню оценили, как подходящую по тематике и разрешили к

исполнению в художественной самодеятельности. В Вене она была впервые исполнена хором

студентов Свердловского университета и буквально покорила всех. Её тут же перевели


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
11 апреляМеждународ-ный день освобожденияузников фашистских концлагерей Десятки миллионов человек томились в нацистских лагерях и тюрьмах, созданных в годы войны как на территории Германии, так и в оккупированных странах. Только в Германии более чем в двух тысячах концла-герей и их филиалах содержалось 18 миллионов чело-век, из которых 11 миллионов было уничтожено. Кузницами смерти названы:Освенцим (уничтожено 4 миллиона человек),Майданек (1 миллион 380 тысяч), Треблинка (800 000), Маутхаузен (123 000), Бухенвальд (56 000). Среди узников были и дети. Насильно разлученные с родителями, угнанные далеко от родных мест, упрятанные за колючую проволоку, они тысячами гибли от голода и болезней, от псевдомедицинских экспериментов и принудительного донорства. Только в Саласпилсе у детей выкачано 3500 литров крови. За каждой каплей крови - человеческая трагедия. Слоган Arbeit macht frei - девиз большинства концентрационных лагерей. Последняя надежда узников. . Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. Фашизм не признавал возрастного различия. Великолепно отлаженная гитлеровская машина уничтожения людей перема-лывала всех с одинаковой аккурат-ностью и беспощадностью: дряхлых стариков, цветущих женщин, новорож-денных младенцев. День и ночь дыми-ли крематории бесчисленных лагерей смерти на территории самой Германии и на территориях оккупированных государств. Словно черная сыпь, пок-рыла тело Европы сеть этих лагерей. Сегодня здесь музей и часто можно видеть детей, приходящих на экскурсии, и тогда тоже здесь было много детей. Но попадали они сюда не по своей воле. В углу, где не было иконыВ лагерном бараке, в темнотеОтбивала бабушка поклоныНа коленях, в смраде, в темноте.Шепотом молилась, еле слышноИстово молилась, страстной силой:- Деточек спаси, прошу, Всевышний.Господи! Спаси их и помилуй!... Л. Голодяевская Мы все войны минувшей детиС тяжелой, горькою судьбой.А сколько тех на белом свете,Кто так и не пришел домой.Мы помним нары, помним плетиИ у печей предсмертный вой.Мы лагерей фашистских детиИ долгим был наш путь домой. Татьяна Миронова Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полиго-нах, их использовали для про-ведения бесчеловечных меди-цинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. С самого начала войны методы обращения гитлеровцев с советскими военнопленными определялись нацистской идеологией. Германское политическое и военное руководство расценивало советских военнопленных не только как представителей низшей расы, но и как потенциальную угрозу, препятствие на пути завоевания Германией нового "жизненного пространства". Советские военнопленные Немцы мало беспокоились о том, чтобы обеспечить кровом советских заключенных. В конце концов германские власти организовали временные лагеря, но отсутствие нормальной пищи, одежды и крова приводило к высокой смертности. Часто узникам приходилось выкапывать себе норы в земле, чтобы хоть как-то защититься от непогоды. К концу 1941 года главной причиной смертности стали эпидемии (главным образом брюшного тифа и дизентерии). Только в октябре Пленным часто выдавали специальный "русский" хлеб, сделанный из соломенной муки и кожуры сахарной свеклы. В многочисленных отчетах, относящихся к концу лета - осени 1941 года, сообщалось, что во многих лагерях страдающие от недоедания и доведенные до отчаяния военнопленные пытались утолить голод, поедая траву и листья. Многие узники этого лагеря смерти закончили свой путь в крематории. Рулон ткани вытканный из волос 40000 узников. Ткань использоваласьв одном автомобильном концерне.



«Память сердца» узникам концлагерей посвящается.
Ведущий - 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.
Ученица - В 1937 году, 71 год назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 71 год назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. 71 год назад первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.
Ученик - Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17. Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер.
Читает ученик 9 класса Клочков Артём
Узникам концлагерей
Алексей Яценко Краснянский11 апреля 1945 года.Кто помнит эту дату?Кто помнит трагедию народов?Лишь те, кто стали ее частью когда-то?У истории много дат,Веками их в книги записывали,А этой даты набат – В сердце звонит отрывисто.Читаем книги о войнеСтраницы перелистываем.Эти страницы-души во мнеКричат голосами неистово.Освенцим, Дахау,Треблинка, Майданек,Маутхаузен,Бухенвальд…О Эттерсбергский край чудес:Тюрингии зеленый лес,Высокий чистый небосвод,И сказок чудный хоровод…Хоть раз кто Веймар посетил,Тот очарован прежде былНепревзойденной красотой,И в сердце уносил с собойЧастицу этой красоты.Здесь Гете воплощал мечты,Творили Шиллер, Бах и ЛистМир был прекрасен, светел, чист.Освенцим, Дахау,Треблинка, Майданек,Маутхаузен,Бухенвальд…"Jedem das seine" – Такая музыка зазвучала.1936 году в БухенвальдеПоложено начало.Los! Los! – куда поведут?Направо или через аппельплац –В крематорий или подождут,И дадут пожить еще один раз.Сегодня ли, завтра ли сожгут.Дымят трубы, отпевая души,Отпуская на небо за пять минутЦелые судьбы, жизни…минувшие.Освенцим, Дахау,Треблинка, Майданек,Маутхаузен,Бухенвальд…1100 концлагерей.18 миллионов судеб человеческих. 11 миллионов смертей.Таков итог статистический.У истории нет души,У истории есть цифры и даты.Они стоят на ее страже,Как верные солдаты.Страницы истории перелистываяЛистаем судьбы и души.Вслушайся в крики неистовые.Слушай, слушай, слушай.Освенцим, Дахау,Треблинка, Майданек,Маутхаузен,Бухенвальд…
Ученик - Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года. По воспоминаниям, это были офицеры и политработники. Всю группу, 300 человек, расстреляли в тире на территории завода «ДАВ». Их имена установить не удалось. 18 октября 1941 года в Бухенвальд были переведены около 2000 советских военнопленных. Эта группа была предназначена для работ по расширению лагеря и размещалась отдельно в западной части лагеря.
Ученик - Свидетельство очевидца:
« ... примерно в середине октября нас, более 2000 человек, погрузили в железнодорожные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Мы не получали никакой пищи. В вагонах было тесно и душно. Многие товарищи умерли от недостатка воздуха, тесноты и голода. ... Нас выгрузили в Веймаре, и оттуда эсэсовцы погнали нас по дороге в лес, на гору. По пути нас били дубинками и натравливали на нас овчарок. Товарищей, которые отставали, немедленно расстреливали. Обочины дороги были устланы трупами. ... К вечеру мы подошли к концлагерю Бухенвальд. ... Нас разместили в деревянных бараках, которые были отделены от остальной территории лагеря изгородью из колючей проволоки. В бараках не было ни окон, ни стульев, ни кроватей – ничего…»
Ученица - На конец 1941 года в Бухенвальде числятся 1903 советских военнопленных. Расстрелянные и умершие в отчётные документы не включаются. Ученик - В январе 1942 года по распоряжению инспекции концлагерей из Бухенвальда часть военнопленных была отправлена для работ в каменоломни.
Ученик - В лагере было 52 основных барака. Однако многие заключенные были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил. Пленным часто выдавали специальный "русский" хлеб, сделанный из соломенной муки и кожуры сахарной свеклы. В многочисленных отчетах, относящихся к концу лета - осени 1941 года, сообщалось, что во многих лагерях страдающие от недоедания и доведенные до отчаяния военнопленные пытались утолить голод, поедая траву и листья.
Ученик - В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Практически все заключенные страдали диареей и зачастую испражнялись прямо в бараках. «Улицы» лагеря не были укреплены и были скользкими. Многие заключенные, обутые в деревянные башмаки, получали травмы. Если травмированный заключенный не мог работать, его расстреливали.
Ученица - Труд в концлагере можно охарактеризовать как средство физического уничтожения заключённых и как средство экономической эксплуатации.
Ученик - Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились.
Ученица - В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты». Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Речь идет о группе врачей, стремившихся достичь личных успехов в области медицины. Побуждаемые безмерным честолюбием и садистскими инстинктами, они не останавливались перед тем, чтобы использовать людей в роли подопытных кроликов.
Ученик - Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы, безжалостно стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратитом, дифтеритом.Ученица - Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли на какую массу тела и на какую возрастную группу, какой дозы отравляющего вещества достаточно для наступления смерти.
Ученик - Конвейером смерти в концентрационном лагере Бухенвальд заправляли Карл и Ильза Кох. Карл Кох был назначен комендантом Бухенвальда с 1939 года. В то время как Кох упивался властью, наблюдая за ежедневным уничтожением людей, его жена испытывала еще большее удовольствие от мук заключенных. В лагере ее боялись больше самого коменданта. Любимым развлечением садистки было натравливание свирепой овчарки на подростков, она приходила в восторг, когда собака живьем загрызала детей.
Мы все войны минувшей дети
С тяжелой, горькою судьбой.
А сколько тех на белом свете,
Кто так и не пришел домой.
Мы помним нары, помним плети
И у печей предсмертный вой.
Мы лагерей фашистских дети
И долгим был наш путь домой.
Татьяна Миронова
Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полиго-нах, их использовали для про-ведения бесчеловечных меди-цинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.
В углу, где не было иконы
В лагерном бараке, в темноте
Отбивала бабушка поклоны
На коленях, в смраде, в темноте.
Шепотом молилась, еле слышно
Истово молилась, страстной силой:
- Деточек спаси, прошу, Всевышний.
Господи! Спаси их и помилуй!... Л. ГолодяевскаяУченица - Позже Ильзу Кох прозвали «фрау Абажур». Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Даже ее коллегам из СС становилось не по себе, когда фрау Кох хвасталась абажурами, сделанными из человеческой кожи. Наиболее подходящей для поделок она находила кожу цыган и русских военнопленных с наколками на груди и спине. Это позволяло делать вещи «весьма декоративными». По словам фрау Кох, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми.
Ученик - Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивались пытки и издевательства над красноармейцами.
Ученик - 11 апреля 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны ценой жизни тысяч заключенных, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат. Гитлеровские власти накануне отдали приказ о физическом истреблении всех заключенных. Десятки тысяч ни в чем не повинных людей из 18 стран Европы должны были быть уничтожены за одни сутки.
Ученица - На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».
Ученик - Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Не только в Бухенвальде происходили вышеописанные события. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств, были Хелмно, Белжец, Собибор, Майданек, Освенцим и тысячи других.
Ученик - В апреле 1967 был открыт памятник жертвам концлагеря Биркенау. Памятник состоит из основного монумента и 20 плит, лежащих у его основания. Надписи на них выполнены на языках народов, представители которых были здесь замучены (плита с текстом на русском языке – седьмая слева). Содержание текста на всех плитах одинаковое: «Да будет навеки криком отчаяния и предостережения для человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей.
Ученица - События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.
Нас слишком мало, чтобы разбрасываться памятью миллионов.
Ученик - Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие», – писал А.С. Пушкин. Знание истории своих предков способствует выработке активной жизненной позиции, прежде всего патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю.
Ведущий - После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.
Звучит Бухенвальдский набат»
Презентация

встреча учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«С болью в сердце вспоминая…»

встреча учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ

Музыка старшеклассники заводят в зал ветеранов узников, все рассаживаются за столики.

Вокальный номер группа «Престо» «Мир красоты»

Стихи школы раннего развития «АБВГДейка»

Чтец 1

Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю

Но то, что мир наш хочет тишины

Сегодня очень ясно понимаю.

Чтец 2

Я знаю от папы, я знаю от деда –

Тот день весь народ ожидал,

Тот день самым радостным стал.

Чтец 3

То утро стало знаменитым –

По всей планете весть пошла:

Фашисты подлые разбиты!

Советской армии хвала!

Чтец 4

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки

На Вашу долю все это пришлось –

Тревоги, голод, холод и разлуки

Чтец 5

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет

И за поля цветущие ромашек.

Чтец 6

Пусть гремит салют победы

Этим светом мир согрет.

Поздравляем наших прадедов!

Дню Победы шестьдесят пять!

Чтец 7

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

(вручение подарков приглашенным ветеранам узникам). На большом экране презентация сопровождает мероприятие.

Ведущая: 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Организация объединенных наций учредила его 11 апреля, поскольку именно в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о приближении союзных войск, подняли вооруженное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу.

Предлагаю почтить память погибших минутой молчания

Объявляется минута молчания

Ведущая: На территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза, 12 миллионов не дожили до освобождения, среди них – около 2 миллионов детей.

Концентрационный лагерь Бухенвальд был построен близ города Веймара и начал функционировать 19 июля 1937 года. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками Бухенвальда. Вначале это были немецкие политзаключенные, позднее, в годы Второй мировой войны, представители многих других национальностей. Много заключенных погибло уже в период строительства лагеря. Около 10 тысяч заключенных было казнено в Бухенвальде, в том числе почти 8,5 тысяч советских военнопленных. Всего же в Бухенвальде замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей.

Особенно много заключенных погибло в филиале Бухенвальда – Дора, где в подземных помещениях изготовлялись самолеты-снаряды "Фау".

По замыслам гитлеровцев, ни один из узников, занятых на строительстве подземного завода, а затем на работе в его цехах, не должен был выйти живым на поверхность. Все они считались носителями государственных тайн и заносились в особые списки главного управления имперской безопасности СС. Когда предприятие заработало, на нем действовало два конвейера: с одного сходили ракеты, с другого – несколько грузовиков ежедневно вывозили на поверхность трупы узников. Их сжигали в крематории Бухенвальда.

По признанию бывших эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.

В лагере Дора погибли десятки тысяч заключенных. Каждая собранная там ракета "Фау-2" стоила не менее 20 человеческих жизней. 4 апреля 1945 года, когда войска союзников подступили к Нордхаузену, охранники покинули Дору, расстреляв перед этим около 30 тысяч узников.

Кроме Бухенвальда и Дора существовали и другие концлагеря: Освенцим, Майданек, Маутхаузен, Штутгоф, Дахау.

В 1958 году было принято решение об открытии в Бухенвальде национального мемориального комплекса. Создатели мемориального комплекса «Бухенвальд» сохранили здание крематория. В стены крематория вмонтированы таблички с именами на разных языках: это родственники погибших увековечили их память. Сохранились наблюдательные вышки и колючая проволока в несколько рядов, не тронуты ворота лагеря с надписью Jedem das Seine («Каждому свое» по-немецки).

Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей - это настоящие уроки мужества для молодого поколения.

Ведущая: Сегодня у нас в гостях Чепик Михаил Прокопьевич он родился в 1926 году, по воле судьбы в 10 лет остался сиротой. Когда ему исполнилось 14, началась война. В сентябре 1942 года был угнан фашистами в Германию в концлагерь. Михаил Прокопьевич расскажите, пожалуйста, как это было…

Вокальный номер Ларюшкина Люба «Вызываю я их из бессмертия»

Ведущая: Я хочу познакомить вас с Щукиной Марией Иосифовной. Мария Иосифовна родилась 26 мая 1926 года в Беларусии. В сентябре 1941 года немцы вошли в деревню и расстреляли родителей на её глазах. В сентябре 1943 года немцы всех детей вывезли в Германию. Мария Иосифовна расскажите, пожалуйста, как это было….

Вокальный номер Махалова Настя «Сынок»

Ведущая: Сегодня у нас в гостях Ювайкин Валентина Александровна…

Уважаемые ветераны кто еще хочет рассказать о тех страшных событиях...

Ведущая: Международный трибунал в Нюрнберге в 1946 году признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества.

Вокальный номер Кательникова Настя «Зажгите свечи»

Ведущая: Дорогие наши ветераны слово предоставляется Председателю Березовского городского совета ветеранов войны и труда – Нелли Нестеровне Устюжаниной.

Вы заслужили Мир на всей Земле,

Любить, творить и жить под небесами,

Планета вся плывет на корабле

Под поднятыми Вами парусами.

Вы заслужили Мир в своей душе,

Покой в семье и уваженье свыше,

Спасибо Вам, не страшно нам уже

Ночами под отеческою крышей.

Вы заслужили Мир в строю солдат,

Что не вернулись, пав на поле битвы,

А матери их до сих пор не спят

И ждут сынов, шепча за них молитвы.

Вы заслужили Мир в сердцах людей,

Земной поклон Вам, победившим время,

Улыбки, смех и счастье всех детей-

Награда за поверженного зверя.

Вы заслужили Мир залив огонь,

«Коричневойчумою» разведенный,

И на века потомкам дали бронь

На Путь Свободы, Вами проторённый.

Вы заслужили Мир, поправши смерть,

Той смертью, что жить, осталась вечно,

И Памяти людская круговерть,

Нас делает добрей и человечней.

Вокальный номер Ларюшкина Люба «Вальс Победы»

Ведущая: Всего доброго Вам дорогие ветераны, здоровья Вам и счастья ещё на долгие, долгие годы.


Для детей старшего дошкольного возраста
9. для старшеклассников
10.

«Дети войны»

У нас и детства не было отдельно
А были вместе детство и война.

Ведущий:
Слово учителю. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.

Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:
Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем - концлагерь. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий.
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль, отклик у Эха нашла.

Ведущий.
А мы не стали памяти перечить.
Вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских - седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запом­нить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в ко­нюшнях и сараях

Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода.

Трушакова Маргарита Аркадьевна. В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.

Мельникова Мария Ивановна. Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями.

Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились - не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» - девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Ведущий.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Меди­цинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!

Показ видеоролика или фотографий детей - воинов, детей в партизанских отрядах, детей в госпиталях, детей на трудовом фронте.

Ведущий.
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях.

Ведущий.
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блока­да, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке - блокаднице на Пискарёвском кладбище. -Можно использовать для показа фото данного памятника.

Ведущий.
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Боль­шой земли - он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным - 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) - это была суточная норма.

Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.

Ведущий.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

(Слайды из дневника)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя - это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка - это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:

Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
— Доброте, чтобы
-Чтоб забыла планета Земля,
-Что такое вражда и война.

Учитель.
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Показ видеоролика «Память народная». Слайдовый показ фотографий взрослых и детей Беслана. Объявляется минута молчания.

Учитель.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа - годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы поста­раетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня - Дня Победы!

Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни. Можно использовать фото ветеранов войны. Звучат стихи детей.

Ведущий.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Ведущий.
Мир
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)