Понятие что такое психология. Определение психологии как науки

В последнее время изучение психологии человека стало очень популярно. На западе консультационная практика специалистов этой области существует уже довольно давно. В России же это относительно новое направление. Что же такое психология? Каковы ее основные функции? Какими методами и программами пользуются психологи для помощи людям в трудных ситуациях?

Понятие психологии

Психология - это которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Психология - это то, что помогает нам глубже разобраться в своих проблемах и их причинах, осознать свои недостатки и сильные стороны. Ее изучение способствуют развитию в человеке моральных качеств и нравственности. Психология - это важный шаг на пути к самосовершенствованию.

Объект и предмет психологии

В качестве объекта психологии должны выступать некие носители явлений и процессов, изучаемых этой наукой. Таковым можно было бы считать человека, однако по всем нормам он является субъектом познания. Именно поэтому объектом психологии принято считать деятельность людей, их взаимодействие друг с другом, поведение в различных ситуациях.

Предмет психологии постоянно менялся с течением времени в процессе развития и совершенствования ее методов. Изначально в качестве него рассматривалась душа человека. Затем предметом психологии стало сознание и поведение людей, а также их бессознательное начало. В настоящее время существует два взгляда на то, что же является предметом этой науки. С точки зрения первого, это психические процессы, состояния и свойства личности. Согласно второму ее предмет - это механизмы психической деятельности, психологические факты и законы.

Основные функции психологии

Одной из важнейших является изучение особенностей сознания людей, формирование общих принципов и закономерностей, по которым действует индивид. Эта наука выявляет скрытые возможности психики человека, причины и факторы, влияющие на поведение людей. Все вышеперечисленное представляет собой теоретические функции психологии.

Однако, как и любая имеет практическое применение. Ее значение заключается в помощи человеку, выработке рекомендаций и стратегии действия в различных ситуациях. Во всех сферах, где людям приходится взаимодействовать друг с другом, роль психологии неоценима. Она позволяет человеку правильно выстроить отношения с окружающими, избежать конфликтов, научиться уважать интересы других людей и считаться с ними.

Процессы в психологии

Психика человека представляет собой единое целое. Все процессы, происходящие в ней, тесно взаимосвязаны и не могут существовать один без другого. Именно поэтому деление их на группы очень условно.

Принято выделять следующие процессы в психологии человека: познавательные, эмоциональные и волевые. Первые из них включают в себя память, мышление, восприятие, внимание и ощущения. Их главная особенность состоит в том, что именно благодаря им реагирует и отвечает на воздействия со стороны внешнего мира.

Формируют отношение человека к тем или иным событиям, позволяют оценивать себя и окружающих. К ним относятся чувства, эмоции, настроение людей.

Волевые психические процессы представлены непосредственно волей и мотивацией, а также проактивностью. Они позволяют человеку контролировать свои действия и поступки, управлять поведением и эмоциями. Кроме того, волевые процессы психики отвечают за способность добиваться поставленных целей, достигать желаемых высот в тех или иных сферах.

Виды психологии

В современной практике существует несколько классификаций видов психологии. Самой распространенной является разделение ее на житейскую и научную. Первый вид основывается прежде всего на личном опыте людей. Житейская психология имеет интуитивный характер. Чаще всего она очень конкретна и субъективна. Научная психология - это наука, основанная на рациональных данных, полученных при помощи экспериментов либо профессиональных наблюдений. Все ее положения продуманы и точны.

В зависимости от сферы применения выделяют теоретический и практический типы психологии. Первый из них занимается изучением закономерностей и особенностей психики человека. Практическая психология ставит в качестве основной задачи оказание людям помощи и поддержки, улучшение их состояния и повышение продуктивности деятельности.

Методы психологии

Для достижения целей науки в психологии применяются различные методы изучения сознания и особенностей поведения человека. В первую очередь к таковым относится эксперимент. Он представляет собой моделирование той или иной ситуации, провоцирующей определенное поведение человека. При этом ученые фиксируют полученные данные и выявляют динамику и зависимость результатов от различных факторов.

Очень часто в психологии используется метод наблюдения. С помощью него могут быть объяснены различные явления и процессы, происходящие в человеческой психике.

В последнее время широко используются методы анкетирования и тестирования. При этом людям предлагается ответить на определенные вопросы за ограниченное количество времени. На основе анализа полученных данных делаются выводы о результатах исследования и составляются определенные программы по психологии.

Для выявления проблем и их источников у конкретного человека применяют Он основывается на сопоставлении и анализе различных событий жизни индивида, ключевых моментах его развития, выявлении кризисных этапов и определяющих ступеней развития.

наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.

В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:

1) она - наука о самом сложном, что пока известно человечеству;

2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;

3) ее практические следствия уникальны - они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто - это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии - этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.

Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать - иногда срочно - практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.

Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология - живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы - главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.

Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается "научно" обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом - одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.

Другая особенность психологии - в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение - косвенно - делать выводы о собственно психике. Выбор такого "вторичного объекта" зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, - от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной.

Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому - внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические - как наблюдаемые лишь опосредованно, через "побочные эффекты" (-> процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.

С позиций теории деятельности, предмет психологии - законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность - вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии - психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения - выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной - системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой - как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем - результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности - результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.

Основными проблемами психологии научной являются:

1) проблема психофизиологическая - об отношении психики к ее телесному субстрату;

2) проблема психосоциальная - о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами;

3) проблема психопраксическая - о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств;

4) проблема психогностическая - об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр. Разработка этих проблем ведется на основе:

1) принципа детерминизма - раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов;

2) принципа системности - трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации;

3) принципа развития - признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических.

В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.

Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, - но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с "кибернетизацией" человека и живых существ вообще.

Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего - способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.

Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью "человеческого фактора" в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур - с целью выявления самых перспективных направлений ее развития.

ПСИХОЛОГИЯ

психо + греч. logos - наука, учение). Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

П. АССОЦИАНИСТСКАЯ. Направление П., рассматривающее способность к формированию ассоциаций из первичных психических единиц как основу психической деятельности.

П. ВОЗРАСТНАЯ изучает особенности психической деятельности, обусловленные возрастом.

П. ГЛУБИННАЯ. Направление зарубежной психологии и психиатрии, предметом изучения которого является бессознательное как источник мотивов поведения человека и причин возникновения психических расстройств. Включает в себя психоанализ, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, неофрейдизм и др.

П. ДЕТСКАЯ. Раздел П. возрастной.

П. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДЛЕРА. См. Адлера индивидуальная психология.

П. КРИМИНАЛЬНАЯ. Раздел правовой (юридической) П., изучающий психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. В последние годы приобретает все большее значение наряду с судебно-психиатрической судебно-психологическая экспертиза.

П. МЕДИЦИНСКАЯ изучает психологическими методами особенности психики больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношения между ними и больными. Включает в себя патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психофизиологию, социально-психологическую диагностику применительно к медицинской практике, медицинскую профессиональную ориентацию, психологические аспекты психопрофилактики, психогигиены и психотерапии.

П. "ОБЪЕКТИВНАЯ". Направление П., изучающее главным образом реакции организма на влияние внешних, ситуационных факторов, абстрагируясь при этом от субъективных переживаний больного.

П. СОЦИАЛЬНАЯ. П., изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их вхождения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

П. СТАРЕНИЯ. Геронтопсихология. Изучает особенности психики при старении. Раздел возрастной П.

П. СУДЕБНАЯ. Раздел юридической психологии, изучающий механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.

П. ТРУДА исследует психическую деятельность, личностные особенности человека в процессе трудовой деятельности. Имеет важное значение для организации реабилитации психически больных.

ПСИХОЛОГИЯ

Психологии просто невозможно дать определение; действительно, ее не легко охарактеризовать. Даже если кто-то сделает это сегодня, завтра это будет рассматриваться как неадекватное усилие. Психология – это то, что ученые и философы, придерживающиеся различных убеждений, создали, чтобы пробовать понять сознание и поведение различных организмов от наиболее примитивных до более сложных. Следовательно, действительности это вообще не предмет, это о предмете или о многих предметах. Здесь имеется немного границ, и за исключением канонов науки и этических норм свободного общества не должно быть никаких ограничений ни со стороны ее представителей, ни со стороны ее критиков. Это – попытка понять то, что до сих пор в основном ускользало от понимания. Любая попытка ограничить это или заключить в какие-то рамки подразумевает, что что-то известно относительно границ нашего знания, а это не верно. Как отдельная дисциплина, она возникла только столетие назад или около того на медицинских и философских факультетах. Из медицины она взяла ориентацию на то, что объяснение того, что делается, думается и чувствуется, в конечном счете, должно находиться в биологии и физиологии, из философии она взяла класс глубоких проблем, касающихся сознания воли и знания. С тех пор она определяется по-разному: как "наука о психике", "наука о психической жизни", "наука о поведении" и т.д. Все такие определения, конечно скорее отражают предубеждения тех, кто их дает чем фактический характер этой области. В ходе написания этого словаря возникла довольно странная метафора, которая, кажется, в некоторой степени отражает существенное качество нашей дисциплины. Она как амеба, относительно неструктурированная, но хорошо идентифицируемая как отдельное существо с особым способом действия, в котором она проецирует себя на некоторые новые методики, некоторые новые проблемные области, некоторые теоретические модели или даже некоторые другие отдельные научные области, инкорпорируя их и медленно и неуклюже преобразуясь в другую форму. Не очень лестно, может быть точно. О лексикографических проблемах см. психолог.

Психология

наука о сознании, психической деятельности и поведении живых существ, начиная от примитивных и завершая этот ряд человеком, от их рождения и до окончания жизни (более высокоорганизованных существ, нежели человек, наука в настоящее время не знает).

ПСИХОЛОГИЯ (ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ)

процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами. Согласно классификации шкал, предложенной в 1946 г. американским психологом и психофизиком С. С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: шкала отношений, шкала интервальная, шкала порядковая и шкала номинальная.

Психология

Чаще всего термин определяется как «наука о закономерностях развития и функционирования психики». Другие определения, предлагаемые некоторыми учеными, отражают их интерпретацию и в зависимости от профессиональной склонности подчеркивают ведущую роль разума или поведения. Отдельные психологи даже полагают, что изучение человеческой психики вообще не может считаться научной дисциплиной в строгом смысле слова.

ПСИХОЛОГИЯ

psychology) - наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека. Существующие психологические школы различаются по тому, какой философской концепции они придерживаются и какие методы используют в своей работе. К ним относятся такие школы самоанализа, как школа Фрейда, Юнга и Адлера, а также гештальтпсихология, поведенческие и познавательные школы; современную психологию особенно привлекают школы последнего направления (см. Психология познавательная). Многие практикующие психологи не принадлежат ни к одной из этих школ; некоторые занимают эклектические позиции. Различные существующие в психологии направления, с другой стороны, являются функциональными или профессиональными подразделами психологии, в основе которых лежат практические соображения. К ним относятся: аномальная, аналитическая, прикладная, клиническая, сравнительная, эволюционная, образовательная, экспериментальная, гериартрическая, промышленная, детская, физиологическая и социальная психология. - Психологический (psychological).

Психология

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Специфика. Изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2-й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Основная философская проблема психологии - должна ли психология рассматриваться как объективная, объясняющая, гипотетико-конструктивная естественная наука или как диалоговая, понимающая, интерпретирующая, реконструирующая гуманитарная наука.

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. рsусhe – душа + logos – учение, наука) – наука o закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых cyществ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения, то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике. Будучи порождением и функцией социальных процессов, сознание индивидуального субъекта имеет системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания, независимо от самоотчета о них cyбъeкта, обусловлена тем, что они развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, всматриваясь в дpyгих, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения. См. Я-концепция Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем, в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления перспективных направлений ее дальнейшего развития. П. конфликтов является одним из направлений исследований в П. и одновременно отраслью конфликтологии. П. конфликтов выступает системообразующей отраслью конфликтологии. Из 16 наук, исследующих конфликт, только П. изучает все типы конфликтов у человека (социальные, внутриличностные) и зооконфликты. Человек является центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Поэтому знание П. поведения человека в конфликтах является условием их объяснения.

1. Определение психологии как науки.

2. Основные отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии.

1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Р. С . Немов предлагает следующую схему.

Схема 1 Основные явления, изучаемые современной психологией

Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы , которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.

Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).

Таблица 1 Примеры психических явлений и понятий Продолжение табл. 1

Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.

2. Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

3. Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.

Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

Черты внешнего наблюдения

1. Планомерность и систематичность проведения.

2. Целенаправленный характер.

3. Длительность наблюдения.

4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п.

Виды внешнего наблюдения

1. Структуированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).

2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) – выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции).

3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) – невключенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель).

Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.

Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

Трудности лабораторного эксперимента:

1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;

2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;

3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.

2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским . Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

Виды анкет:

1) индивидуальные – коллективные;

2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;

3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).

Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.

Виды интервью:

1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;

2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;

3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.

При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими.

Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.

Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.

Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

Классификация тестов

1. Тест-опросник – тест-задание.

2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) – синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).

3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия);

3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

2. Становление психологии как науки

1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Современные психологические концепции.

1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности.

Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.

Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух.

Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.

Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.

Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).

На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое.

Ярким представителем этого направления выступал Аристотель . Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные.

Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.

Ум зависит от величины мозга, эмоции – от сердца.

Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит . Он считал, что все в мире состоит их атомов.

Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня.

Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.

Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона .

Согласно его воззрениям человек – это узник в пещере, а действительность – его тень.

У человека две души: смертная и бессмертная.

Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом.

Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.

Существуют вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти.

Память – это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.

Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. в эпоху.

Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.

Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.

Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).

Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж. Локк .

Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.

Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.

Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.

Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями.

Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании.

Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.

Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.

Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.

Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;

3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).

Рассмотрим их подробнее.

Бихевиоризм. Его основоположником является американский ученый Д. Уотсон , который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.

Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов.

Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.

Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания.

Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».

Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом и К. Халлом . Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.

Цель – это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов.

Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.

К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы.

Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.

Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.

Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер ).

Гештальтпсихология зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы.

Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

Яркими представителями являются К. Левин , М. Вертгеймер , В. Келер и др.

Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом , поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное .

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.

Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже , У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда.

Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.

Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.

Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно.

Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией.

Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.

Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное .

Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.

Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм , который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены.

Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже , который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.

В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.

Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета.

Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников».

Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.

Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.

Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии очень широка, а психология – это активно и динамично развивающаяся наука.

Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть выдающиеся житейские психологи, но и обычный человек имеет определенные психологические знания. Поэтому выделяют пять отличий житейских и научных знаний.

1) Житейские психологические знания, конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. Они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Следует отметить одну особенность научных психологических знаний: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2)Житейские психологические знания носят интуитивный характер.

Это связано с особым способом их получения - они приобретаются путем практического опыты.

3)Способы передачи знаний и сама возможность их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно связано с особенность житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

4)Методы получения знаний житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и анализируется, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Таким образом, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, во-вторых, извлекает из него свои задачи, наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Длительным и противоречивым было становление психологии как науки о процессах, функциях и механизмах психики. Наиболее ранняя естественнонаучная модель психики принадлежит И.М. Сеченову (1829-1905). Он выделил три звена:

1) Начальное звено - внешнее раздражение и его преобразование органами чувств в процесс нервного возбуждения передаваемого в мозг.

2)Среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на их основе ощущений.

3) Конечное звено - внешние движения.

Таким образом, по Сеченову действия и поступки обусловлены внешними воздействиями: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три группы психических явлений:

1) психические процессы.

2)психические состояния.

3)психические свойства.

Психический процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда - непрерывность психической деятельности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства - высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности личности.

Следует остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии, потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки - философии: проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии. Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются вместе, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь тоже наблюдается взаимоподдержка, но уже на уровне методологии исследования. Так, например, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование. Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологии и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Так же, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука. В результате психология и педагогика оформились как самостоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило - и онтогенетическое развитие от элементарных, к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и, прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Так же следует отметить, что главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими. Человек является участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. Развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений:

1)Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

2)Педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

3)Возрастная психология - изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

4)Детская психология - изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

5)Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

6)Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

7)Авиационная, космическая психология - специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

8)Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

9)Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

10)Военная психология - изучает поведение человека в условиях боевых действий.

11)Психология рекламы - занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт. 12)Психология религии - пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

13)Экологическая психология - занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. 14)Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, разветвляющий психологию на отдельные отрасли, которые нередко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики.

Основными методами получения фактов в психологии являются:

Наблюдение - древнейший метод познания. Его формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Наблюдение складывается из процессов:

1)Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?).

2)Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3)Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4)Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5)Обработка и анализ полученной информации (каков результат?).

Наблюдение является составной частью и в двух других методов - беседа и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

Метод тестов - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Они могут быть прогностические и диагностирующие, должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Последнее обновление: 19/08/2012

Вопрос : Что такое психология?

Один из наиболее распространенных вопросов, задаваемых новоявленными студентами-психологами - «Что такое психология?» Заблуждения, сформированные популярными средствами массовой информации, также как и различные пути в карьере тех, кто имеет научную степень по психологии, создали путаницу.

Психология - это одновременно прикладная и научная область, которая изучает сознание и поведение человека. Исследования в психологии направлены на понимание и объяснение того, как мы думаем, действуем и чувствуем. Практическое применение психологии включает лечение психических заболеваний, повышение производительности, самопомощь, эргономику и многие другие области, оказывающие влияние на здоровье и повседневную жизнь.

Ответ:

Ранняя психология

Корни психологии уходят в философию и биологию. Обсуждения этих двух истоков восходят к древнегреческим мыслителям, в частности, Аристотелю и Сократу. Слово «психология» происходит от греческого слова psyche, которое означает «душа» или «сознание».

Отдельная наука

Появление психологии как отдельной и независимой области исследования в действительности произошло, когда Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге (Германия) в 1879 году.

Работа Вундта заключалась в описании составляющих элементов мышления. Эта точка зрения опиралась главным образом на анализ ощущений и чувств с помощью самоанализа, который является крайне субъективным. Вундт считал, что должным образом подготовленные личности смогут правильно определить психические процессы, которые сопровождают чувства, ощущения и мысли.

Школы мысли

На протяжении всей истории психологии формировались различные школы для объяснения человеческого мышления и поведения. Эти школы мысли становились доминирующими в определенные периоды времени. Несмотря на то, что школы иногда воспринимались как конкурирующие силы, каждая внесла свой вклад в понимание психологии.

  • Структурализм
  • Функционализм
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманизм
  • Когнитивизм

Психология сегодня

Сегодня психологи предпочитают пользоваться более объективными научными методами для понимания, объяснения и предсказания поведения человека. Психологические исследования хорошо структурированы, начиная с гипотезы, заканчивая ее эмпирической проверкой. Дисциплина подразделяется на две основные области: научная и прикладная психология. Научная психология занимается изучением различных подтем, включая личность, социальное поведение и развитие человека. Психологи в этой области производят фундаментальные исследования, направленные на расширение теоретических знаний, другие же исследователи занимаются прикладными исследованиями, направленными на поиск решения повседневных проблем.

Прикладная психология использует различные психологические принципы для решения реальных проблем. Примерами прикладных сфер психологии являются судебная психология, эргономика и индустриально-организационная психология. Многие другие психологи работают психотерапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Методы исследования психологии

Так как психология отходит от философских корней, психологи стали использовать все больше научных методов для изучения поведения человека. Современные исследователи используют разнообразные приемы, включая эксперименты, корреляционный анализ, лонгитюдное исследование и другие, для тестирования, объяснения и предсказания поведения.

Области психологии

Психология - широкая и разнообразная наука. Появилось большое количество ее разделов. Вот несколько сфер исследования и применения психологии:

Патопсихология - изучение анормального поведения и психопатологий. Эта область сосредоточена на исследовании и лечении различных психических расстройств и связана с психотерапией и клинической психологией.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.