Культура педагогического общения в семье. Этика общения и культура речи в семье и обществе Культура общения в семье примеры

Учитель ОУ №93 Московского района г.Н.Новгорода Козлова Елена Павловна

Конспект внеклассного мероприятия, проведенного в 6 классе. Урок был проведен в рамках районного семинара для классных руководителей. Тема: « Искусство быть обаятельным . Культура общения в современной семье ». Цели:

  1. Продолжить знакомить детей с традиционной системой воспитания, основанной на традициях русской культуры.
  2. Познакомить с правилами вежливости и правильных манер.
  3. Учить приемам контроля и самоконтроля.
  4. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Как вы понимаете слово обаятельный? (работа со словарями).

(В « Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Ю.Ю.Шведовой слово «обаятельный» объясняется как « очаровательный, полный обаяния». Слово «очарование» толкуется как «чарующая сила», «прелесть кого –чего –нибудь», т.е внешняя красота. - А какая бывает красота? (Красота бывает внешняя и внутренняя, т.е. душевная.) Всегда особенно ценна Бывает внешность той, Чья красота озарена Душевной красотой. (Джами.)

Но, увы, далеко не всегда совпадают эти два вида красоты. Вот красивая девочка. Само очарование. Но послушаем ее разговор с мамой. (Сценку разыгрывают дети) Мама: - Купи дедушке рубашку и тапочки, а в другой раз- тебе туфельки… Дочь: -Ну вот еще! Старый пень (это она так дедушку называет) дома сидит! Зачем ему новая рубашка? И в старой проходит, а тапки можно починить. А у меня туфли уже немодные…купи мне туфельки с красивыми пряжками как у Оксанки! - И как – то не кажется эта девочка красивой. - Почему? (Она капризна, груба, эгоистична. Ее красота « не озарена душевной красотой»). - А какой эта девочка будет, когда она выйдет замуж? Как вы думаете? (Она возможно, станет капризной и сварливой женой: будет требовать от мужа новых нарядов, замучает его попреками («… дурачина ты, простофиля, не можешь жену содержать…»). Как та старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Старик ей: - Чай, теперь твоя душенька довольна? - А она « пуще прежнего бранится…». Не жизнь, а одни скандалы.

А какие черты женского характера необходимы в семейной жизни? (Девочка должна быть доброй, сострадательной, ласковой, терпеливой). - Злость, зависть, хамство не украшают девочку и тем более не делают ее обаятельной, как бы ни была она модно одета. - Давайте вспомним амазонок из греческой истории. Они были воинственны и отважны, дерзки на язык. Ими восторгались, но…их не любили. Как вы думаете, почему? Предки наши имели твердое мнение « О добродетелях благонравной и благочестивой девицы». Она должна» …ко всякому быть услужливой, ближнего сожалеть, терпеть, говорить учтиво, отвечать ласково… и всякое доброжелательство показывать». К числу добродетелей девицы русские относили соблюдение Божьих заповедей и церковных обрядов, стремление к знаниям. Девица должна быть трудолюбива, стыдлива и молчалива («… больше надлежит слушать, нежели говорить»). Почитание же родителей – святой долг детей. (Юности честное зерцало…) Эти душевные качества и сегодня являются условием душевной красоты девочки, основой ее обаяния и очарования. Обаятельный человек всегда найдет доброе слово для другого, а в душе – сострадание - чужому горю. Культуре общения в русской семье издавна придавали большое значение. Вы знакомы с поучениями из «Домостроя». (Рассказать о книге). В начале XVII в. в России была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Книга была напечатана « повелением Царского Величества в Санкт-Петербурге 1717 года февраля четвертого дня». Это своеобразный домашний этикет, закрепляющий вековые традиции русской семьи.Вот выдержки из этой книги ((на плакате). «Во-первых, прежде всего, должны дети отца и матерь в великой почести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, …когда родители или кто другой их просят (позовут), то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите государь-батюшка?», или» Что изволите, государыня-матушка» и т.д. - Ребята, всегда ли вы внимательны к близким? Интересуемся их настроением, заботами, делами, здоровьем? Слышат ли взрослые от нас слова: - Я могу чем – то помочь? Даже если не можете, близким будет приятна ваша готовность помочь, не оставить в беде. А то ведь бывают семьи, где равнодушны к проблемам ближнего, где все одиноки и все общение сводится к еде, материальным проблемам. Нет душевности, нет сердечности, нет взаимопонимания. А теперь спросите себя, кому вы сегодня из своих близких или вчера сказали доброе слово? Кого утешали, поддержали? Кому помогли? Всегда ли вы благодарите маму за обед? Оказывается, что и дома надо быть обаятельным. А как это трудно. Мальчик - будущий глава семьи, защитник Отечества, своего дома. Его обаяние прежде всего не только в целеустремленности, в умении брать трудное дело на себя, но и в доброжелательном отношении к своим самым близким. Быть стойким в горе, напористо преодолевать трудности и быть рыцарем по отношению к женщине – в этом обаяние мужчины. Какой мужчина захочет быть похожим на человека беспечного, безответственного, необязательного? Такого и мужчиной – то не назовешь. А сколько таких. (Стихотворение Р.Гамзатова « Разве тот мужчина?»)

Обаятельный человек всегда опрятно одет (из уважения к другим и к себе). Послушаем советы академика Д.С.Лихачева: «Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста…» Но запомним изречение восточного поэта Джами: Коль не украсило твоей души Учтивости понятье, Что толку в том, что всех людей Затмил ты красотою платья? (Ребята, напишите, как вы понимаете это высказывание.) - А каким был красавцем Мальчик – звезда из сказки Оскара Уайльда! Почему люди перестали замечать его красоту? Почему он стал безобразным? -Как он относился к нищей матери, к животным, к товарищам, приемным родителям? Можно ли его назвать обаятельным? Почему? -Ребята, а можно ли назвать Лукерью из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи» красивой? (« Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбивается на лоб жидкие пряди желтых волос…») -Почему же она красивая, обаятельная? (Еще одно условие обаяния - надо быть интересной личностью). Поэты учат нас понимать природу, замечать красоту незабудки и ручья, звездного неба и русской березки. Помните, у А.К.Толстого: Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно – голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь нескошенной травы Головой качая? Конь несет меня стрелой На поле открытом… А далее воспоминания о древней Киевской Руси, о славных русичах, о добром державном правителе в шапке Мономаха. Вот еще его стихи: Острою секирой ранена береза, По коре сребристой покатились слезы. Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету, Будешь красоваться, листьями убрана… Лишь больное сердце не залечит раны! У поэтессы Марины Цветаевой рябина навевает воспоминание о торжественном перезвоне колоколов в день ее рождения: Красною кистью Рябина зажглась, Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент – Экзюпери умел заметить важность и доброту обычного маленького ручейка. Он с нежностью его « поильцем и кормильцем трех десятков цветков», когда проходил мимо, направляясь к аэродрому, и упомянул о нем в своей книге « Планете людей». Как пчела собирает мед с каждого цветка, пока не наполнятся соты, так и душа человека наполняется красотой и добром, а ум знаниями, и он незаметно для себя становится обаятельным человеком, интересной личностью. Как же стать обаятельным человеком?

  • Для этого надо прежде всего быть хорошим человеком.
  • Надо быть вежливым, опрятным.
  • Надо быть интересным человеком.

Как стать интересным человеком?

Итак, ребята, обаятельный человек или нет можно судить прежде всего по культуре его общения дома, с близкими людьми. В начале урока мы говорили, какое огромное значение придавали культуре общения в русской семье. Конкурс рисунков. Подведение итогов. Прошло почти 300 лет. Многое из традиций общения в семье мы потеряли. Но взять хорошее из заветов предков было бы полезно. И прежде всего – почтительное отношение к родителям, сдержанность, трудолюбие, терпимость: меньше будет семейных скандалов, душевной черствости, душевного одиночества.

Тест

На каждый вопрос отвечайте «да», «нет»

или «не всегда».

1. Всегда ли вы благодарите маму за оказанную услугу?

2. Говорите ли «спасибо» младшим братьям, сестрам, дедушке, бабушке за маленькие услуги?

3. Спокоен ли тон вашего разговора?

4. Размахиваете ли вы руками, когда говорите?

5. Теряете ли самообладание в споре?

6. Хлопаете ли дверью, уходя из дома рассерженным?

7. Перебиваете ли собеседника в споре?

8. Долго ли помните обиды?

9. Интересуетесь ли вы делами, заботами, здоровьем близких?

10. Предлагаете ли им свою помощь?

11. Всегда ли исполняете свои обязанности по дому?

Подведем итоги - «Какой я дома?»

1. Если вы ответили «да» на вопросы 1-3,9-11 - вы хороший, добрый человек.

2. Если ответили «да» на 4-8 вопросы, у вас шалят нервы, вы не умеете контролировать себя, легко поддаетесь гневу по пустякам. Вам необходимо серьезно заняться самовоспитанием. 3. Если ответили «нет» или «не всегда» на 1-3, 9-11 вопросы, вы эгоистичны и жестокосердны. Вам следует быть самокритичным и избавиться от самой дурной привычки - неблагодарности.

Подведение итогов.


Консультация для родителей

«Культура общения в семье»

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашего общества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современной семьи очень актуальна проблема культуры общения в семье.

Существует два противоположных стиля семейного воспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей, чаще отца. Родители требуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в таких семьях часто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в таких семьях часто вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. У детей в таких семьях очень слабо развита самостоятельность, инициатива, творческое начало.

При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членами семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В таких семьях уже с раннего возраста дети приобщаются к жизни семьи, ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «надо», «можно», «нельзя». При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Следует заметить, однако, что демократических стиль общения в семье не дает нужного эффекта, если будут нарушаться важные педагогические принципы, если родители не последовательны в требованиях, их подходы не едины.

Конечно же, очень не просто выработать правильный стиль внутрисемейных отношений. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом, семья фактически создает свою культуру общения.

К сожалению, владеть культурой общения и отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередко родители критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. При этом они уверены, что ведут себя правильно. Но в действительности такое поведение приводит к противоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства к друг другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт. Вот почему так важно помнить о том, что А.С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Такой «тон семьи» действует на ребенка независимо от родителей, а подчас даже вопреки им. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь» - говорил А.С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь родителей от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Это несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях.

- «Авторитет любви». Родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.

- «Авторитет доброты». Родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя недозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.

- «Авторитет подавления», при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.

- «Авторитет педантизма». В таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

- «Авторитет подкупа». Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …» - часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.

Итак, мы видим, как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогут консультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.

Помните: «Дети- это счастье!»


Культура общения основана на соблюдении определенных этических норм и правил. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных ситуациях.

В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически и не задумываемся, что именно они обозначают. Например, что здороваясь, мы желаем человеку здоровья. Эти благие пожелания стали формальностью. И детей мы учим хорошим манерам так же поверхностно, как пользуемся сами. Поэтому при воспитании культуры общения важно показать своему ребенку личный пример.

Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, пошалить, а когда нужно сдерживать себя, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недоступным, то есть надо поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Все это в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество, как общительность.

Воспитанный ребенок, общаясь с взрослыми и сверстниками, относится ко всем с уважением и доброжелательностью. Он знает, как правильно обращаться к тому, или иному человеку, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова, а также хорошо ведет себя и дома, и в общественных местах.

Чтобы ребенок мог понять смысл употребления вежливых слов, объясните, что слово «здравствуйте» означает «желаю здоровья». Расскажите, в каких ситуациях можно говорить вместо «здравствуйте» «доброе утро», «добрый день». Поясните, что детям можно говорить «здравствуй» и «привет».

Сами почаще употребляйте эти слова. Утром проснулись: «Доброе утро!». Встретились на кухне: «Здравствуйте!». Пришли с работы – опять «Здравствуйте!». Если у вас дома здороваться не принято, то как ребенок может понять, что это необходимо делать в каких-то других местах? «Спасибо», «извините», «можно ли мне…» должны войти в речь ребенка еще до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я этого не слышал!», «Вынеси мусор!». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем. Конечно, ребенка нужно учить, как быть вежливым и предупредительным, но делать это нужно дружелюбно. Когда к человеку хорошо относятся, он сам старается относиться к людям еще лучше. Когда вам приходится делать ребенку замечание по поводу его поведения, не делайте этого при посторонних, чтобы не смущать его.

Очень важно воспитать в ребенке чувство благодарности. Учить благодарить от всего сердца, а не просто кивнуть небрежно «спасибо». Уважать друг друга за то, что каждый делает для других. Помогите ребенку осознать, что делают для него другие. Не нужно в сердцах кричать: «Ты не благодарный, я целый день гладила тебе вещи, чтобы ты был у меня чистым и красивым, а ты капризничаешь!».

Выберите подходящий момент для разговора, о том, как члены семьи помогают друг другу. Составьте табличку: сверху напишите имена членов семьи, а ниже перечислите все, что каждый сделал в этот день для кого–то другого. Список под именами родителей будет довольно длинным, у детей он на много короче. Это дает ребенку наглядное представление о вкладе, который вносит каждый. Пусть дети тоже отвечают за уют и порядок в доме. Единственный способ, которым ребенок может оценить приложенные усилия, - это самому принять в них участие. Поняв, что делают для него окружающие, сколько сил и труда вкладывают, ребенок сам готов прийти на помощь в любую минуту.

Показывайте детям, что вы им благодарны. Благодарность можно воспитывать, давая детям испытывать удовольствие от того, что их высоко оценили. Например, вы можете сказать дочке: «Какое счастье иметь такую доченьку, как ты!». Этим вы выразите свою благодарность за то, что она есть в вашей жизни.

Также нужно воспитать в ребенке деликатность. Это когда ребенок не просто вежлив, но и тактичен: своим поведением не причиняет неудобств окружающим, не хвастается, извиняется, если сделал что-то не так. Чувствует, когда его рады видеть, а когда он должен уйти, чтобы не мешать, когда не напоминает своим друзьям об их неудачах, чтобы не обидеть их. Тактичность нужно воспитывать с самого раннего возраста. Пусть ваш ребенок знает, что нельзя прерывать взрослых во время разговора. Если же действительно возникла такая необходимость, нужно извиниться, а потом уже задать свой вопрос. В противном случае нужно дождаться окончания беседы взрослых. Ребенок не должен считать, что его интересы важнее ваших, что только его желаниям подчиняется ваша жизнь.

Ребенок учится говорить в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют услышанное. Поэтому вам стоит внимательно прислушаться к тому, как говорят у вас в семье. И запомните: прежде чем ругать, нужно выслушать обвиняемую сторону, а затем спокойно доказывать свою правоту, но так чтобы не ущемить интересы ребенка. Вы должны всегда поддерживать своего ребенка, приходить к нему на помощь по первому его требованию, ведь он считает именно вас своими защитниками. И главное – вы должны показывать ему пример как дома, так и на людях. Он должен почувствовать, что вы не только на словах выполняете правила этикета, но и в повседневной жизни следуете им. И это окажет на него большое влияние, чем ваши ежедневные напоминания, не подкрепленные действиями.

Чаркова Людмила Юрьевна, воспитатель

Культура общения в семье

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее. Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т. е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам».

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.


Иногда полезно делать компромиссы, т. е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно чаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Для многих понятие этикета укладывается в правила поведения за столом или при первом знакомстве людей.

Что нужно понимать под хорошими манерами в семье?
Во-первых, в разговорах с близкими, как бы они ни огорчали вас, никогда не следует горячиться. Нужно сдерживать себя, стараться говорить – кратко, спокойно, естественно. Всякие категоричные суждения можно смягчать выражениями вроде «я думаю», «мне кажется». Прежде чем что-то сказать или, тем более, сделать по отношению к другому, тактичный человек подумает – как его слова и поступки будут восприняты, не оскорбят ли кого?

Увлекаться какими-либо спорами также нежелательно. Опыт показывает: если спор продолжается долгое время и ведется упорно, то между спорящими людьми возникает холодность отношений и даже чувство неприязни.

Культура поведения требует от нас способности владеть собой, умения сдерживаться, когда быть может, очень хочется по примеру какой-нибудь киношной героини швырнуть тарелку, бросить резкое обидное слово, ответить грубостью на грубость.


Но кто-то первый (наиболее благоразумный) должен подойти и сказать: «Прости». И здесь, опять-таки, чрезвычайно многое зависит от женщины, которая формирует атмосферу в семье. Она должна проникнуться той мыслью, что cсора – всего лишь разрядка, всплеск эмоций, которые надо погасить. Подумайте и о том, что во время семейных ссор вы теряете частицу женственности и миловидности, а это очень опасно для каждой из нас.

Да, вы оба погорячились. Теперь садитесь за стол переговоров и спокойно изложите свои позиции. При этой старайтесь, чтобы дети не видели, как мама с папой выясняют отношения. Никогда не вовлекайте их в семейные ссоры, это их травмирует. Очень чревато втягивать в выяснение супружеских взаимоотношений свекровь или тещу. Так же, как и жене говорить плохо о родителях мужа (равно как и мужу – о родителях супруги).

Культура помогает любви Часто, именно незнание культуры поведения в семье приводит к противоречиям, которые убивают любовь, уважение друг к другу, делают невозможной совместную жизнь. Соблюдение норм этикета должно помогать выстраивать повседневную жизнь в семье.

Все здесь складывается из мелочей. Не забывайте утром поздороваться со всеми членами семьи – и не «буркнуть» под нос что-то непонятное, а сказать приветливо, обращаясь с улыбкой: «Доброе утро, милый» или ребенку – «Доброе утро, мое солнышко».

Во многих наших квартирах существует только один туалет и одна ванная. Чтобы все утром не толкались и не торопили других – введите порядок, когда кто-то встает пораньше.

Завтрак тоже предполагает свой этикет. Как бы вы ни торопились, стол должен быть накрыт – не обязательно стелить скатерть, сервировать стол и готовить для каждого крахмальные салфетки, но у каждого должна быть своя тарелка и чашка. Салфетки могут быть бумажными – но им следует обязательно быть. Аккуратно должны быть нарезаны хлеб, колбаса, сыр. Завтракайте без спешки, не разговаривайте, тем более, на тревожные, неприятные темы, вроде обсуждения телевизионных новостей. Поэтому телевизор на кухне во время принятия пищи лучше выключить.

Уходя, не забудьте попрощаться, можно поцеловать своих родных, и очень хорошо их предупредить – когда вы вернетесь.

Вечером, если вы дома и встречаете мужа, не поленитесь уже в прихожей сказать ему несколько ласковых слов, улыбнуться. Проявите участие, если видите, что он расстроен, но не требуйте сразу же объяснений и рассказа.

Если вечером выяснилось, что возникли какие-то бытовые или семейные проблемы, то не решайте их на ходу – перед ужином или во время ужина, а уже после него. В общем, старайтесь каждый момент, чтобы всем в доме было спокойно и уютно.

Во многих семьях родители, бабушки с дедушками впадают в «воспитательский» азарт, когда общаются с детьми. Нередко взрослые повышают тон, раздражаются, критикуя поведение детей, и менторским тоном ставят в пример себя. Помните, что дети воспринимают не слова, а поступки, и потому родители призваны служить в семье постоянным примером поведения.

Дорогие мои старики
Немало людей живут с пожилыми родителями, и это тоже часто создает в семье дополнительное напряжение. Конечно, существование в одной квартире с пожилым человеком нередко требует терпения и поддержания постоянной «дипломатии». Даже если вы живете с родной и любимой мамой, приходится учитывать то, что она живет по жестким правилам, которые усвоила десятки лет назад и менять их не собирается.

Чудачества, занудство, претензии многих стариков так же естественны и неизбежны, как плач и капризы младенца или эмоциональность и раздражительность подростка. Увы, в каждом возрасте свои проблемы.

Почему у многих пожилых людей к старости портится характер? Не будем говорить о нарушениях кровообращения головного мозга, в том числе тех его участков, которые отвечают за психо-эмоциональную сферу – это могут наблюдать врачи. Психологи отмечают тот факт, что у большинства пожилых людей мозг получает все меньшую нагрузку. После выхода на пенсию поле деятельности сужается, они получают меньше новых впечатлений.

Домашние дела, как правило, давно освоены, стали повседневной рутиной. Остается очень ограниченный круг привычных дел, воспоминаний и размышлений, которые порой оказываются малоинтересными занятым и спешащим молодым членам семьи. Они предпочитают отсылать бабушек и дедушек на их диванчик, чтобы «не путались под ногами». Это очень эгоистичная позиция. Надо не отчуждаться от них, а, наоборот, придумывать старикам необременительные физически дела, вовлекать их в жизнь семьи, проявляя к ним чувство уважения. Это поможет пожилым людям скрашивать свое внутреннее одиночество. А с другой стороны – у ворчливых бабушек и дедушек не будет времени наблюдать за делами молодых и надоедать им своими поучениями.

Хранители семейных традиций. Вот картинка из жизни: бабушка и дедушка смотрят телевизор, а мама, папа и ребенок – каждый сидит за своим компьютером. Общение друг с другом сведено к минимуму, возникает чувство одиночества в собственной семье.

Но близких людей обязательно должны связывать семейные традиции. Хорошо, когда в доме есть общие интересы, развлечения, совместный отдых. Для поддержания семейных традиций очень важно постоянно общаться со старшими членами семьи, от которых молодые принимают эстафету поколений, расспрашивать их об истории семьи и общества. Можно быть уверенными: если в вашем доме время от времени рассматривают семейные альбомы, открывают перед детьми заветные шкатулки с письмами, фамильными реликвиями, постоянно ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили прабабушки и прадедушки,– в семье действительно хорошая атмосфера и добрые традиции.

валентина прозорова
Консультация для родителей «Культура общения в семье»

Культура общения в семье .

Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком - задача взрослых. Личное обаяние человека проявляется в умении говорить. Культура общения подразумевает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом того, кому, зачем, что и как говорить.

В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. В этом проявляется авторитет родителей . Желательно каждый день в семье начинать с приветствия друг друга. Хорошо, если пожелание сопровождается физическим контактом. Например, поглаживание ребенка по голове. Взрослым следует соблюдать этикетные формы приветствия : «доброе утро» , а детям можно и проще : «Привет, бабуля!» или «Здравствуй, мама!» . Перед сном следует пожелать друг другу спокойной ночи и поцеловать. Многие психологи считают, что при физическом контакте происходит обмен энергией, что делает ребенка сильнее и добрее.

Культуру общения одними разговорами не привить. Если родители при ребенке говорят раздраженным тоном, если ребенок слышит, как закричала на своего сына соседка, как выругался отец, то позже и он начнет грубить людям, срывать зло на слабом. Если родители идут с детьми и не здороваются со знакомыми людьми, то и дети также пройдут молча. Одного примера родителей бывает достаточно для воспитания. В семьях , где разговаривают в повышенном тоне, где часто присутствуют окрики, брань, дети не понимают тихого голоса, спокойного слова, даже его не слышат. Ребята часто говорят «плохие» слова, так как в наших семьях часто процветает такая речь. Дети говорят такие слова, даже не задумываясь о том, что это плохо, что так нельзя говорить, потому что это у них на слуху. Неотъемлемыми атрибутами в разговоре в семье должны быть юмор , шутка, остроумие.

Культуре общения помогают простые правила :

Не говорите о человеке плохо в его отсутствие;

Нельзя бестактно прерывать разговор. Если нужно что-то спросить, надо извиниться;

В разговоре неприлично выпячивать свое «я» ;

Обходитесь без бранных слов;

Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, стараться не жестикулировать;

Находясь в коллективе, не следует шептаться.

Больше употребляйте в своей речи «волшебных» слов.

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Консультации для родителей «Речевая культура ребенка рождается в семье» Консультации для родителей «Речевая культура ребенка рождается в семье» Ребенок усваивает речь, подражая близким, поэтому очень важно,.

Консультация для педагогов «Культура педагогического общения» I слайд - название консультации для педагогов "Культура педагогического общения" II слайд - понятие "слушания" III слайд - примеры активного.

Консультация для родителей «Правила общения с ребенком» Правила общения с ребенком Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза.

Консультация для родителей «Правила общения в семье» Правила общения в семье! Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья.

Консультация для родителей «Физическая культура в семье» Консультация для родителейФизическая культура в семье. Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, крепкими. Однако они.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.