Как подготовиться к устному выступлению кратко. Как подготовиться к публичному выступлению: лучшая методика

На выходных утром встречался с клиентом, у которого вполне простая и понятная задача - надо быстро подготовиться к выступлению на форуме в другом городе, выглядеть компетентным и умным специалистом, донести тему и завести пару полезных знакомств.

Проблема в том, что времени на подготовку безумно мало, всего пара дней. Мы накидали структуру выступления, продумали слайды и на этом 80% работы было закончено.

После этой встречи у меня возникла мысль: вообще 2 дня на подготовку к речи, это не мало, а очень даже хорошо , а для некоторых людей - непозволительная роскошь.

Если вы впахиваете с утра до ночи в своем бизнесе или внутри компании на благо клиентов, вам не до презентаций и выступлений.

И если приходится выйти и рассказать о себе или своем продукте или о компании, то приходится делать все в последний день: рисовать слайды, придумывать буллет поинты. Спешка и стресс жутко мешают и влияют на результат - ваша презентация окажется не такой как вы хотели и нужное впечатление не будет произведено.

Поэтому я решил написать краткий гид для тех, кто вечно находится в ситуации: «У меня нет времени готовиться к выступлению и делать слайды,я занят текущими делами, звонками, встречами, лучше выйду и расскажу как получится».

Итак, первое, что вам нужно сделать - это найти 30 минут своей жизни, которые вы сможете уделить подготовке.

Нет 30 минут? Тогда выделите 1 минуту и подумайте о том, а зачем вообще вы выступаете, какая у вас цель? Если все пройдет хорошо, что должно измениться у вас или у ваших слушателей (коллег, сотрудников, клиентов) в жизни? Какой конкретный позитивный результат вы хотите получить? Как это должно повлиять на ваш бизнес или работу? Вашу репутацию? Если вы не знаете, какую цель преследуете своим выступлением, придумайте ее! Или откажитесь выступать, лучше сделайте пару звонков или встреч в рабочей обстановке - это даст больший результат.

Если вы можете шиковать и позволить себе 30 минут уделить подготовке речи, вот мои советы по этому поводу:

1. Найдите тихую комнату, закройте дверь, и поставьте телефон на беззвучный режим. Нет ничего хуже, чем когда вы сели поработать, а к вам врывается коллега с пламенной речью о том, как он провел выходные или какой другой отвлекающей ерундой.

Если пишете на компьютере, отключите e-mail-уведомления. Очень важно, чтобы вы могли полностью сосредоточиться на этих 30 минутах. А по возможности лучше вообще уйдите поработать в кафе поблизости в обеденный перерыв. Вдохните глубоко-два три раза и начните думать о своем выступлении.

2 . Задайте себе 3 вопроса: Кто ваша аудитория? В чем цель выступления? А что мне лично? Важно понимать, кто перед вами в зале, что вы хотите, чтобы они сделали после того, как вы выступите и почему вам важно добиться этой цели, что это даст лично вам. Такая мини-стратегическая сессия поможет вам четче сфокусироваться на подборе аргументов для вашего выступления, примеров и визуализации.

3. Найдите 1 самую важную мысль. В чем основной посыл вашего спича? В одном предложении. Это как у Джобса в презентации Айпода - «1000 песен в вашем кармане». Какие примеры, данные, истории вы можете использовать, чтобы проиллюстрировать основную мысль? Старайтесь включать в свое выступление как цифры, так и эмоции, чтобы максимально воздействовать на аудиторию.

4. Запишите 3 аргумента, подтвержающих вашу главную мысль . Пусть это будут просто буллет-поинты, не пишите подробно речь, на это нет времени.

5. Напишите первое и последнее. Начало и конец- самые важные части презентации, критические для впечатления, которое вы хотите произвести. Так что лучше тут не рисковать и заранее продумать как вы начнете и чем закончите речь.

6. Будьте проще. Когда времени мало, забудьте про слайды, это ненужная роскошь в условиях нехватки времени. Лучше сосредоточиться на контенте, чем на дизайне.

7. Распечатайте 1 главную мысль и аргументы к ней на листе бумаги крупным шрифтом. Это будет для вас подсказкой во время вашей речи. Оставьте листок на видном месте или положите на ваш стол, когда будете выступать, чтобы при необходимости освежить в памяти то, о чем хотите сказать.

Итак, первая часть подготовки и драфт речи завершены, сейчас мы начнем репетировать

1. Попробуйте проговорить свое выступление целиком . Начните с начала, которое вы записали, потом перейдите к главному пункту и аргументам, которые его подтверждают, и затем перейдите к эффектной концовке. Убедитесь, что вы звучите естественно, а не как робот, а также, что важно - проверьте, укладываетесь ли вы в тайминг. Обычно мы недооцениваем то количество времени, которое занимает наша речь, пока не прочтем ее вслух.

3. Закройте глаза. Представьте как вы выходите перед аудиторией, начинаете свою речь, проговариваете главную мысль, приводите аргументы, аккуратно жестикулируете, твердо стоите на ногах и уверенно заканчиваете. Представьте как люди благодарят вас за выступление, улыбаются и внимательно слушают вас, а не сидят в телефонах. Это даст вам нужный настрой перед выступлением и добавит уверенности перед выходом.

Обычно я советую потратить минимум неделю на подготовку речи, но реальность преподносит нам сюрпризы, поэтому вы во всеоружии должны встретить срочный дедлайн и уметь использовать 30 минут, которые у вас есть, с максимальной пользой.

Если у вас есть больше 30 минут, это только поможет вашей речи быть более убедительной, уверенной и оказывать нужное воздействие на аудиторию.

Спасибо, что прочитали эту статью. Я помогаю людям лучше презентовать свои услуги и харизматично выступать на публике в проекте propitch.ru .

Хотите сделать мощную презентацию своей компании или услуг? Скачайте бесплатную книгу: “Продающая презентация за 10 шагов” .

Если хотите больше статей, ставьте лайк и добавляйтесь в друзья на Medium.

Добавляйтесь в друзья

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.

При подготовке публичного выступления оратор должен ответить на восемь главных вопросов:

    Что говорить - информационный аспект сообщения.

    Как говорить - коммуникационный аспект сообщения.

    Кто говорит - личностный аспект произнесения публичной речи.

    Кому говорит - ориентация на аудиторию.

    Зачем говорить - решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории.

    Где говорить - оформление пространства аудитории.

    Когда говорить - учет времени суток, времени года.

    Сколько говорить - учет количества времени.

Важно выработать эффективный план действий, который состоит из четырех последовательных шагов. Первый шаг - определить конкретную цель выступления, которая адекватна составу и интересам аудитории и соответствует ситуации. Второй шаг - собрать, проанализировать и оценить материал, используемый в речи. Третий шаг - организовать и изложить материал с учетом специфики аудитории. Четвертый шаг - отрепетировать выступление.

Тема выступления. Первостепенной задачей оратора является выбор темы выступления: ее можно найти, проанализировав потребности и интересы аудитории. Здесь возможны различные ситуации. Нередко тема речи является заданной: либо предлагается выступить на определенную тему, либо тема определяется производственной, рабочей ситуацией. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самостоятельно. При этом следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Важно, чтобы тема представляла интерес и для выступающего, и для слушателей. Тема не должна быть перегружена проблемами, не должна быть слишком широкой: достаточно рассмотреть два-три вопроса, объединенных одной идеей.

Название выступления. Выбрав тему, необходимо продумать ее формулировку. Название выступления должно по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Следует избегать длинных формулировок, названий, включающих незнакомые слова. Общие названия также требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий оратор.

Цель публичного выступления заключается в том, чтобы определить, какой реакции оратор хочет добиться от аудитории. Варианты целей:

    информирование аудитории - изложение фактов, пробуждение у слушателей интереса к проблеме;

    формирование убеждений, представлений, которые могут стать мотивами поведения;

    формирование отношения аудитории к высказанным идеям и фактам;

    достижение однозначного понимания проблем оратором и аудиторией;

    оказание эмоционального воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным действиям, призыв к действию;

    обретение доверия аудитории. Доверие - это показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, честного, обаятельного;

    развлечение аудитории, приятное времяпрепровождение.

Чаще всего цели перекрещиваются, например, выступление может быть направлено на информирование слушателей и на воздействие на них. Отсюда вытекают и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать его на протяжении всего выступления, захватить своей речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге - сформировать модель поведения.

Способы определения цели публичного выступления следующие:

    Записать примерную цель речи, выражающую желаемую реакцию слушателей.

    Составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ожидания оратора.

    Обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею.

    Выдвинуть тезис; тезис - это высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели; в тезисе представлена цель выступления, сформулированная в одном предложении.

Сбор и оценка материала публичного выступления необходимы оратору для того, чтобы найти и проанализировать имеющуюся информацию по теме выступления. Цель поисков - высококачественная информация, которая должна отвечать двум требованиям: 1) раскрывать конкретную цель выступления; 2) быть адекватной уровню подготовки аудитории. Оратору необходимо знать, где и что конкретно искать, уметь цитировать то, что он нашел. Можно использовать официальные документы; научную, справочную, научно-популярную, публицистическую литературу; иногда можно привлекать и художественную литературу и др.

1. Полный текст.

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Тезисы: краткий конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.

4. Развернутый план с цитатами.

5. Краткий план.

6. Речь без обращения к письменному тексту.

Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, в его ходе устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Не случайно говорят, что лучший экспромт тот, который заранее подготовлен.

Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученые выделяют несколько типов информации, в том числе содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную. Содержательно-фактуальная информация представляет собой сообщение о фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение к ним со стороны других людей. Содержательно-концептуальная информация - это выражение индивидуального понимания отношений между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-следственных связей, значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.

Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей выступления, направленности на учет интересов и потребностей аудитории.

При подготовке к публичному выступлению необходимо работать с разными источниками: трудами философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического и теоретического материала, выражение личного отношения к нему, а также оригинальность интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, она активизирует внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.

Учет специфики аудитории включает в себя: 1) сбор основных социально-демографических показателей (пол, возраст, социальная, этническая принадлежность, уровень образования, род занятий и др.); 2) определение уровня заинтересованности, знаний и установок по отношению к теме выступления. Полученные данные можно использовать для прогноза реакции слушателей. Главные задачи прогноза - предположить насколько будет интересна тема для данной категории слушателей, обладает ли аудитория необходимыми знаниями для полного усвоения и понимания информации; предугадать, как воспримет аудитория конкретного оратора, какова вероятность того, что он добьется доверия и сможет убедить слушателей.

Репетиция выступления необходима для того, чтобы проанализировать вербальные и невербальные компоненты своей речи. Репетиция публичного выступления означает тренировку произнесения своей речи вслух. Даже опытный оратор, составив конспект речи, старается произнести ее либо наедине с самим собой, либо находит слушателя. Предварительная репетиция помогает добиться успеха во время фактического выступления. Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Во время тренировки можно сделать видеозапись и просмотреть ее, обратив внимание на энтузиазм, экспрессивность и беглость речи. Определив конструктивные и неконструктивные моменты речи, оратор может повторить тренировку несколько раз. На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения, и в первую очередь на образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию - ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.

Внешний вид оратора. Необходимо отметить, что успешность выступления в значительной степени зависит от того, как выглядит оратор, от его внешнего вида.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление на-

изусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Подготовка к выступлению начинается с обдумывания.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.

Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1–2 аспекта или вопроса, не более. Так будет легче и вам, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям.

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» – материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать – вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал О. Эрнст: «С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...».

Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывайте свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу вам сказать...»,

«Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что...» и т. д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги – так будет легче их собрать и расклассифицировать», советует Д. Карнеги. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе записи на одну тему (например: «Приватизация», «Частная школа», «Русский характер» и т. д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге – это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера – так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать,вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного», ... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание» (с. 94).

Как технически подготовить конспект выступления?

Предположим, у вас есть тема выступления. Поступайте следующим образом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классифика-

ции. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – оно может понадобиться впоследствии.

    Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

    Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт – это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

    Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

    Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим

образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный советский химик А. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал. Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В. И. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко – он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, а записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда – «это аварийные инструменты». Использование лектором записей, по его мнению, на 50% уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя – это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Выработка уверенности в себе

Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. С волнением не надо очень бороться. Оно в значительной степени может даже помочь в выступлении. Надо просто принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Все специалисты по публичному речевому воздействию рекомендуют в один голос – «Набирайтесь опыта!».

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос – это краткое речевое произведение и его можно заранее всегда приготовить. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.

Просите при удобном случае слова и произносите крат-

кие реплики – две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.

Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение – сначала хотя бы в такой форме: «Я согласен с...», «Мне кажется, прав тот, кто считает...», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, которые вас всегда поддержат: «Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...».

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать?

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.

Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей; многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем произносите эти речи перед друзьями. Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.

1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Одна молодая учительница, проводя первый самостоятельный урок в школе, держала перед собой небольшую бумажку, в которую иногда заглядывала. Урок прошел успешно, и ученики, окружив ее на перемене, спросили, что было написано в бумажке и почему она туда заглядывала. Учительница протянула им бумажку, на которой было крупно напи-

сано ее собственной рукой: «Не бойся, они тебя не съедят». Действительно, поймите, никто вас не съест.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их мало интересует, они видели всяких.

«Представьте себе, вы – посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой» (Д. Карнеги, с. 297).

    Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя.

    Не готовьтесь в день выступления.

    За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера – как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

7. Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением.

Подготовка к публичным выступлениям


Введение


Публичная речь в наше время становиться всё более актуальна. Наверное каждый человек хотя бы раз в своей жизни выступал перед публикой, но не каждому дан дар красноречия. Мастерством устного выступления, т.е. умение говорить с людьми доходчиво, увлекательно и убедительно, может овладеть практически каждый. При этом, конечно, немалую роль играют качества человека, его большая или меньшая «предрасположенность» к пропагандистской работе. Но творческий подход не исключает, а, наоборот, предусматривает овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, точно так, же как необходимость считаться с правилами грамматики не лишает творческого вдохновения писателя или поэта. С другой стороны, как и во всяком деле, даже выдающиеся способности человека не дадут должного эффекта, если человек не будет работать над их развитием и совершенствованием. Поэтому мастерство устного выступления - важнейшая часть подготовки любого, кто пользуется устным словом как средством идеологического воспитания и убеждения.

Еще в Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателями, реакцию на поведение толпы, что доказывает актуальность темы реферата.

Цель реферата - рассмотреть виды подготовки к публичным выступлениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить учебную литературу, описывающую теоретические аспекты исследуемой проблемы.

2.Рассмотреть процесс подготовки публичных выступлений.

.Выявить особенность подготовки публичных выступлений.

1.Раскрытие понятия публичная речь


Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге» .

Человеческая речь по своей природе диалогична, ибо создана для общения: убеждения, побуждения, получения, или дачи информации, выражения отношения, выяснения истины .

В Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателем, реакцию на поведения толпы .

Публичная речь - монолог по форме, а по существу - диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение - лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания .

Таким образом, выступая перед различными категориями слушателей, оратор изменяет целевую установку. Изменение может быть, конечно, различным, но важно отметить, что соответственно меняется стратегия и тактика изложения, меняется его композиция и стиль (в разной мере, в разных отношениях). Без учета особенностей аудитории невозможен успех выступления. Изучение же этих особенностей должно быть соотнесено со структурой текста. Только при этом условии общесоциологический аспект понятия «аудитория» превращается в методический .

Подготовка к публичному выступлению требует уяснения полученной задачи, т.е. определение темы, вида и цели выступления, а также оценки состава будущей аудитории .


2. Подготовка к публичным выступлениям


Виды подготовки

Как известно, все хорошие импровизации готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, скорее всего, будет провальным. «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» - афоризм Марка Твена.

Убедить большое количество слушателей значительно труднее, чем убедить одного собеседника. Прежде всего, из-за того, что аргумент, убедительный для одного, может быть неубедительным для другого. У каждого своя система ценностей и авторитетов. В частности, в глазах одного выступающий может иметь высокий статус и имидж, а для другого - совсем наоборот (например, из-за принадлежности к разным социальным группам). Правило имиджа и статуса гласит, что аргументы оратора для первого будут более весомы, чем для второго .

Для того чтобы выступление прошло удачно и без помарок желательно заранее ознакомиться с аудиторией. Узнать перед кем придется выступать: какое количество людей будет присутствовать, какие у них интересы и взгляды, чего именно она ждет от оратора, как прореагирует на поставленную тему. В зависимости от этих показателей сделайте акцент на отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном уровне с аудиторией. Главное не затрагивать темы, которые неподготовленная аудитория может не понять. Включая ко всему, оратор должен помнить: человек может воспринимать и внимательно слушать, только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут). От оратора требуется понятные, короткие, четкие, убедительные и доступные для понимания фразы и формулировки.

Вначале нужно составить основу будущего публичного выступления создать «фундамент»:

1.Выделить главную идею выступления.

2.Создать несколько подзаголовков. Разделив идею на несколько составных частей.

.Найти в составленном тексте ключевые слова, которые нужно повторить несколько раз для присутствующих, чтобы они лучше запомнили мотивацию выступления.

.Нужно тщательно продумать план выступления перед публикой. Составить структуру будущей речи, которая должна включать в себя введения, основную часть и выводы.

После выкладки «фундамента», начинайте строить «стены»:

1.Добавить в составленный текст яркие примеры из жизни или литературы, относящиеся к данной тематики.

2.Создать таблицу, схему график или принести иллюстрации для зрительного закрепления информации.

.Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы.

.Напишите полный текст.

Также надо продумать, как будет проходить выступления. Каким из ниже перечисленных видов выступления воспользоваться:

) Выступление с опорой на текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст . Даже после написания и обработки текста оратору не надо тешить своё самолюбие надеждой, что он уже готов к встречи с аудиторией. Текст речи следует, прежде всего, осмыслить, проанализировать проблему в данном тексте, выделить смысловые части, после чего желательно несколько раз перечитать текст и произнести его вслух.

Целесообразно соответствующим образом разместить и сам текст речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстрационные примеры и т.п. .

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору свободного общаться со слушателями .

) Выступление без записей

Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст .

И. Андроников, известный литературовед, мастер публичной речи, в книге «Я хочу рассказать вам…» делится своими мыслями об особенностях устного выступления без записей:

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед - к аудитории, а назад - к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь - похожей на диктовку… .

) Выступление экспромтом

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными .

Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен .

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает, хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями .


3. Психологическая подготовка к публичным выступлениям


1.Преодоление чувства неуверенности и страха перед публикой.

Каждому рано или поздно приходиться выступать публично. Часто в случаях публичного выступления человек начинает волноваться, испытывает чувство неуверенности, боится встречи с публикой. Хотя страх выступлений есть не у всех, но его испытывают многие. Некоторым удается сохранить непосредственность, которая присутствует у нас в детстве, и для них, как для детей, выступление на сцене это праздник. А другой же половине докладчиков приходиться преодолевать очень сильное волнение.

Страх перед выступлением - это естественно. И поводы боязни могут быть разными: боязнь опозориться, страх того - что тебя не поймут, но больше всего люди, которые выступают перед публикой бояться забыть содержания текста. Даже хорошо подготовленный оратор может попасть в аудиторию, которая вгонит его в краску . Самое неприятное, когда человек боится не того, что он знает, а того, что «нечто» может произойти, а что конкретно, ему не известно .

Есть метод преодоления страха - систематическая десенситизация. Этот метод, придуманный психотерапевтом Иозефом Вульпе, состоит в том, что надо разложить ситуацию, вызывающую страх, по иерархии. Представить намечающееся выступление в виде последовательности мелких шажков (не менее 10): приехать к месту конференции, найти организаторов и поздороваться с ними, уточнить технические моменты и т.д. Каждый из этих шажков не выглядит большим событием, способным вселять страх .

Есть мнение, что страх может исчезнуть при тщательной подготовке. Отчасти, это так, многое зависит от того, как именно человек готовится. Но у подготовки, состоящей только из заучивания текста, есть несколько минусов. Она хороша, когда у вас что-то вроде лекции. Интерактивность не предполагается. Когда же она появляется, тщательная подготовка может сыграть злую шутку. Ход выступления может отклониться от того сценария, который был заранее отработан, и человек может попасть в ситуацию, когда он не знает, что говорить, поскольку он этого не репетировал. Такой поворот может резко выбить из состояния уверенности. Поэтому нужно учиться не только грамотно готовиться к выступлению, но и гибко реагировать на ситуацию, управляя аудиторией .

Для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом. Универсального метода не существует, и каждый будет эффективен только для отдельных людей. Если работает - замечательно, если нет - есть множество других способов, которые можно испытать .

2.Создание образа оратора

Почему мы об этом говорим? Внешний облик относится к невербальным средствам общения. По внешнему облику окружающие наделяют незнакомого им человека многими качествами. Эти качества могут быть и положительные, и отрицательные, делающие человека приятным или неприятным собеседником. Естественно, нас будут интересовать и те и другие факторы, дабы что-то порекомендовать, а от чего-то предостеречь .

По одежке ли встречают человека?В среднем 80% визуальной информации о собеседнике мы получаем, глядя на его лицо, 20% сведений дает нам его одежда. .

Однако первое, что мы видим в приближающемся человеке, - это его одежда. В силу эффекта порядка первое впечатление настраивает нас на тот или иной лад, и все последующее будет восприниматься с определенной предвзятостью: положительно, если первое впечатление благоприятное; отрицательно - если неблагоприятное .

Женщины, будучи более наблюдательны, нежели мужчины, придают одежде собеседника большое значение. Плохое впечатление от его одежды может напрочь уронить имидж .

3.Привлечение и удержание внимания

Опытный выступающий отличается от впервые взошедшего на трибуну и с дрожью в голосе произносящего свою первую речь тем, что способен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

В силу огромной важности умения привлечь и удержать внимание, посвящаем этому специальный раздел .

Как привлечь внимание

1)Прежде чем начать говорить…

Необходимо сделать паузу в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление .

2)Личное сближение

Оратор (имея должное основание) начинает выступление с указания на то общее, что объединяет его со слушателями. Так, выступая перед учителями, лектор сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими своими коллегами. Это сблизило его со слушателями, вызвало у них интерес и внимание к его выступлению .

3)Новизна

Выступающий обещает слушателям привести новейшие сведения по существу темы, которые пока еще нигде не публиковались. Сразу же овладел вниманием слушателей журналист, объявивший им, что поделится своими впечатлениями о трехлетнем пребывании в Японии .

4)Проблемная ситуация

Выступление начинается с просьбы к слушателям задуматься о путях решения изложенной проблемы. Так,врач в начале выступления сказал, что СПИД пока неизлечим. Затем он обратился к слушателям: Кик же вести борьбу с ним? Слушатели призадумались - их внимание было привлечено.

Проблемная ситуация может быть создана указанием на наличие различных точек зрения, исключавших одна другую, и предложением разобраться, какая из них истинна .

5)Импровизация

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то произошедшее во время или накануне выступления. Например: «Когда я ехал на встречу с вами…» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Важно соблюсти меру: отступление должно быть достаточно непродолжительным .

6)Вопрос - ответ

Любознательность, т.е. жажда знаний, - двигатель умственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последовательную, логическую цепь вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет - неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя .

7)Переход к диалогу

Вопросы к аудитории возбуждают мысль слушателей, а ленивых заставляют прислушиваться к говорящему: неудобно беспомощно таращить глаза, когда он обратится к вам с вопросом. Другой способ: «У кого-то из присутствующих наверняка возникла мысль, а почему лектор ничего не говорит о… Отвечаю…»

8)Шутка

Шутки оживляют восприятие,

Смех активизирует мозги.

Так важны нам эти обстоятельства,

Что без них успеха и не жди! .

9)Закон края

Психологи установили, что лучшего всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными .

10)Короткие рассказы, подробности

«Иногда богатые люди получают от высоких доходов мало счастья». Высказывание остается абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более миллиона долларов, но мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофельным пюре» .

11)Движение мысли

Внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли .

Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечатления должны нарастать, тогда слушатели не утомляются, внимание поддерживается интересом .

Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным .

12)Средства пантомимики

Риторические жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать к привлечению внимания аудитории. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движение плеч несомненно вызывает непроизвольное внимание слушателей .


Заключение


Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору.

И именно поэтому в данном реферате были описаны виды подготовки публичного выступления, а так же сама подготовка к публичному выступлению. Существует несколько видов подготовки: выступление с опорой на текст, выступление без записей и выступление экспромтом. Каждый выбирает для себя наиболее подходящий метод. Но многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст без экспромта. Важна и правильная подготовка текста. В реферате было описано правило составления будущего публичного выступления. Так же помимо составления плана и вида была затронута и психологическая сторона самоподготовки. Был рассмотрен один из методов преодоления страха - систематическая десенситизация. Но для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом.

При написании реферата была изучена и использована учебная литература и интернет источники.


Список литературы

выступление публичный психологический страх

1.Введенская Л.А. Культура и искусство речи [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с. / Современная риторика.

2.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи [Текст]: в помощь слушателям школ молодого ректора / С.Ф. Иванова. - М.: Знание, 1978. - 128 с. / Методика лекторского мастерства и ораторского искусства.

.Любимов Александр. Статья: Страшные истории. Страх публичных выступлений и что с ним делать [Электронный ресурс] / Александр Любимов. - Pежим доступа: http //trenings.ru/…/Statya_Strashnyie_istorii._Strah_publichnyih_vyistupleniy_i_chto_s_nim_delat.html

.Непряхин, Н.Ю. Как подготовиться к публичному выступлению [Электронный ресурс] / Н.Ю. Непряхин. - режим доступа: http //www.srk - master.ru/article 22886.html.

.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления [Текст]: учеб. пособие. / Е.А. Ножин. - М.: Политиздат, 1978. - 254 с.

.Одинцов В.В. Структура публичной речи [Текст]: учеб. пособие / В.В. Одинцов. - М.: Знание, 1976. - 78 с. / Методика Л. М и О.И. /.

.Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 136 с.

8.Шейнов В.П. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.