Как бойцы из Средней Азии сражались на Великой Отечественной? Узбекско — киргизский конфликт Узбекская война.

ТАШКЕНТ, 19 апр — Sputnik, Антон Курилкин. В прошлогоднем рейтинге Global Firepower армия Узбекистана , оставаясь сильнейшей в Центральной Азии и одной из самых мощных на постсоветском пространстве. В этом году результат , причем сразу у нескольких государств СНГ. В чем секрет такого рывка для Узбекистана, разбирался корреспондент .

Дело техники

Одним из основных факторов военной мощи остается, безусловно, количество и качество техники и вооружений — именно эти параметры в числе основных при подсчете рейтинга (который в целом строится на 50 показателях).

А новые вооружения в армию Узбекистана активно идут: Ташкент заключил контракт с Москвой , купил у Астаны с противоминной защитой "Арлан".

Поднимался в стране и вопрос создания и развития собственного военно-промышленного комплекса: уже учрежден , ведутся переговоры с союзниками по развертыванию сборки бронетехники в Узбекистане.

Потенциально усилить армию республики может и модернизация старой техники, оставшейся с советских времен. Например, одних только танков в распоряжении Ташкента — 420 единиц, что сопоставимо с парком бронетехники Германии и больше, чем у Франции.

Как показывает опыт российских и белорусских вооруженных сил, сегодня модернизация танков может продлить их жизнь на несколько десятков лет и подтянуть возможности боевых машин до современных стандартов.

Военная реформа

За последний год Шавкат Мирзиёев серьезно взялся за модернизацию вооруженных сил — был принят ряд законопроектов по социальному обеспечению военнослужащих. Также была проведена серьезная кадровая работа — сменились командующие военными округами, назначен новый начальник Генерального штаба.

Не все офицеры оказались готовы к переменам — пассивных и безынициативных из рядов вооруженных сил уволили или понизили.

"Самим министром обороны уже уволены около 40, понижены в должности 36 военнослужащих, не отвечающих предъявляемым требованиям и устранившихся от активной работы в войсках", — заявил Шавкат Мирзиёев.

Принята и новая редакция важнейшего для армии документа — страны. Последняя ее версия, определяющая принципы и подходы к обеспечению национальной безопасности, была принята 23 года назад, в 1995 году.

Развиваются и международные связи — подписано свыше 15 контрактов и дорожных карт по развитию военно-технического сотрудничества, узбекские военные активно начали принимать участие как в международных , так и в имиджевых мероприятиях.

Даже весьма закрытое Министерство обороны Узбекистана в прошедшем году запустило сайт и стало активно участвовать в общественной жизни — военные провели несколько патриотических праздников и демонстраций техники гражданскому населению.

Все эти факторы и позволили Узбекистану в рейтинге военной мощи подтянуться до 39-й строчки. С учетом развития реформ и запланированных поставок новой техники в войска, нынешний показатель — отнюдь не предел.

Стороны:

Кыргызстан, Узбекистан, Россия

Корни конфликта:

Центральная Азия делится на две части: 1) Казахстан и Киргизия, относящиеся к так называемой Евразийской общности; 2) собственно Центральная Азия, относящаяся к мусульманскому Востоку.
Киргизия — страна находящемся на стыке границ Евразийского и Исламского миров и Китая.

Беспорядки на юге Киргизии в 2010 году - межэтнические столкновения между киргизами и узбеками, вспыхнувшие 10-13 июня 2010 года в городе Ош.

Давние противоречия между узбеками и киргизами обострились в результате образования политического вакуума, вызванного государственным переворотом.

Корни конфликтов лежат еще в доисламских временах — в I тыс. до н.э., когда сакские племена, жившие на территории нынешней Киргизии, противостояли оседлому иранскому населению Центральной Азии; затем последовало противостояние Мира Ислама и евразийских кочевников-тюрков.

Узбекско-киргизский конфликт начался с ошских событий в июне 1990 г. после решения местных властей о выделении киргизам, переселившимся из сел в города с преимущественно узбекским населением (Ош, Джалал-Абад, Узген) участков земли для индивидуальной застройки. Ферганская долина перенаселена даже по центрально- азиатским масштабам. Но неверно было бы объяснять все только экономическими и демографическими факторами.

Хронология событий:

В 1990 году Ош уже был ареной межэтнического насилия.

Баткенские события:

Баткенские события - вооружённые конфликты между Исламскими боевиками Узбекистана(ИДУ) и вооружёнными силами Киргизской Республики в 1999. Были вызваны попытками боевиков ИДУ проникнуть на терр иториюУзбекистана из Таджикистана через территорию Киргизии.

Исламское движение Узбекистана - это исламистская организация, созданная в 1996 году бывшими членами ряда запрещенных в Узбекистане политических партий и движений, включая «Адолат уюшмаси» («Общество справедливости»), «Исламская партия Возрождения», «Исламская партия Туркестана», «Ислом Лашкорлари» («Воины Ислама») и др. ИДУ рассматривается в качестве террористической организации многими странами мира, включая Россию и США.

В августе 1999 года отряды ИДУ (численностью почти в 1000 человек) вторглись с территории Северного Таджикистана в южные районы Киргизии. В октябре того же года отряды движения покинули территорию этой республики.

В 2001 году в Киргизии была размещена американская авиабаза Манас. Формирование клана Акаева на фоне прогрессирующей нищеты населения поставили страну на грань кризиса.. Затем произошла Тюльпановая революция 24 марта 2005, завершившая 15-летнее правление Аскара Акаева (1990-2005). Новым президентом стал представитель «бедного юга» Курманбек Бакиев (2005-2010), которому не удалось стабилизировать положение в стране.

Бакиев был свергнут во время очередной революции 7 апреля 2010 года. Власть перешла временному правительству во главе с лидером прошлой революции Розой Отунбаевой. Столкновения между сторонниками новой и старой власти спровоцировали межэтнический конфликт между киргизами и узбеками на юге страны, в ходе которого погибло свыше 200 человек, а сотни тысяч узбеков покинули страну.

27 июня 2010 в Киргизии прошёл референдум, на котором были подтверждены полномочия Розы Отунбаевой в качестве главы государства на переходный период до2011 года, а также была принята новая конституция, утверждающая в стране парламентскую форму правления.

Межэтнический конфликт между киргизами и узбеками (2010 год):

4 апреля 2010 года в Джалал-Абаде произошла потасовка между кыргызскими сторонниками Бакиева и сторонниками лидера узбекской общины Кадыржана Батырова. В ночь с 30 апреля на 1 мая 2010 год между кыргызскими и узбекскими группировками произошла массовая драка.

13 мая сторонники Бакиева по утверждению ряда источников захватили здания областной администрации в Оше, Джалал-Абаде и Баткене, назначили своих губернаторов и заявили о намерении свергнуть временное правительство, направив 25 тысяч человек на Бишкек.. В организации сопротивления новой власти временное правительство обвинило Чёрного Айбека. 14 мая на юге Киргизии происходили серьёзные столкновения, особенно в Джалал-Абаде, где узбек Кадыржана Батырова вернули здание администрации под контроль временного правительства. AKIpress оценивает количество пострадавших от столновений в Джалалабаде в 30 человек.

19 мая в Джалал-Абаде был проведён митинг против лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова, которого потребовали привлечь к ответственности за разжигание межнациональной розни. Митингующие инкриминировали его боевикам сожжение домов, принадлежащих семье Бакиевых, а также в применении оружия 14 мая. Бывший глава МЧС республики Камчибек Ташиев даже поставил ультиматум до 7 июня, после которого он пригрозил начать формировать народные дружины недоверия Временному правительству. Батыров скрылся, а 7 июня был убит его конкурент Чёрный Айбек.
26 мая в узбекском анклаве Сох группа узбеков избила кыргызов. Напряженность возникла по поводу спорного пастбища.

10 июня Вечером в игровом зале «24 часа» происходит ссора между парнями кыргызской и узбекской национальности. Драка разнимается.

В город вводятся дополнительные военные силы БМП, а в воздухе барражируют шесть военных вертолётов, Самыми горячими точками города стали село Фуркат и район (махалля) «Черёмушки». Тем временем в городе зафиксированы первые случаи мародёрства. Мародеры поголовно безработные киргизы которых привозили в Ош со всех возможных мест пообещав заплатить за участие в этнической чистке против узбекского населения.

11 июня массовые беспорядки начались в южном областном центре Ош. На следующий день они перекинулись на соседнюю Джалал-Абадскую область. В зоне конфликта было объявлено чрезвычайное положение и введен комендантский час. В городе Ош было сожжено около 70% городских строений, в Джалал-Абаде пострадали 20% инфраструктурных объектов. По последним данным, жертвами противостояния стали около 260 человек. Руководство Кыргызстана ранее заявило, что кровопролитие произошло из-за спланированных действий определенных политических сил.

12 июня этническая чистка против узбекского населения перекинулись в Джалал-Абадскую область, в городе Джалал-Абад был подожжён Киргизско-Узбекский университет им. К.Батырова. Предсдатель временного правительства Роза Отунбаева запросила помощь России. Для беженцев открыта граница с Узбекистаном. В Киргизии была начата частичная мобилизация, на всей территории Джалал-Абадской области было введено чрезвычайное положение и комендантский час. По словам свидетелей и врачей на юге Киргизии были отмечены факты изнасилования над малолетними узбекскими девочками и беременными женщинами.

13 июня ситуация в Оше остаётся сложной, однако официальные власти заявляют, что волна насилия пошла на убыль. Глава МИД Пакистана заявил о гибели в Оше одного пакистанского студента и о захвате в заложники ещё 15. Из Киргизии в соседний Узбекистан бежало более 450 тысяч человек.

14 июня появлялись сообщения о задержании провокаторов, снайперов и автомашин (Volkswagen Golf III и Daewoo) с оружием. Киргизские бандиты и мародеры в погонах начинают зачистку в забаррикадированных махаллях в поисках оставшихся узбеков.

Жертвы конфликта:

По официальным данным, всего за время конфликта убито 442 человека, более 1500 ранено. По неофициальным сведениям уже в первые дни беспорядков погибло около 800 человек. Вечером 14 июня независимые СМИ озвучили цифру более, чем в 2000 погибших. Расхождение в официальных и неофициальных цифрах объясняется тем, что власти тщательно скрывают правду и настоящие масштабы убийств в рамках проведенной этнической чистки над узбеками.

Позиция России в данном конфликте:

11 июня президент России Дмитрий Медведев, выступая перед журналистами на встрече глав государств ШОС в Ташкенте, сказал, что критерием для задействования сил ОДКБ является нарушением одним государством границ другого государства, которое входит в эту организацию. В связи с беспорядками в Киргизии он сказал: «Пока об этом речь не идёт, потому что все проблемы Киргизии коренятся внутри. Коренятся в слабости прежней власти, в их нежелании заниматься нуждами народа. Я рассчитываю на то, что все проблемы, которые сегодня существуют, будут разрешены властями Киргизии. Российская Федерация поможет».

Глава Временного правительства Киргизии Роза Отунбаева 12 июня заявила: «Нам нужен ввод военных сил из других стран. Мы обратились за помощью к России. Такое письмо на имя президента РФ Дмитрия Медведева мною уже подписано».

13 июня на российскую авиабазу Кант в Киргизии был доставлен усиленный батальон 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ для обеспечения безопасности российских военнослужащих и членов их семей.
14 июня в Москве по поручению российского президента Дмитрия Медведева проходили экстренные консультации секретарей Совета коллективной безопасности ОДКБ, посвящённые ситуации в Киргизии, на которых обсуждалась возможность ввода миротворческих сил в Киргизию. Секретарь Совбеза РФ, председатель Комитета секретарей Советов безопасности стран ОДКБ Николай Патрушев сообщил, что участники «не исключили использования никаких средств, которые есть в потенциале ОДКБ и применение которых возможно в зависимости от развития ситуации в Киргизии». В Ош были направлены российские самолёты с гуманитарной помощью.

В июне 2010 года, в связи с ситуацией в Киргизии, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Киргизию к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. КССБ был созван для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся в введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву обратилась и президент переходного периода Киргизии Роза Отунбаева. Следует отметить, что с аналогичным призывом ранее выступал президент Киргизии Курманбек Бакиев.

Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве-члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко. Между тем, ОДКБ помогал Кыргызстану: организовал поиски организаторов беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана, борьбу с наркомафией, работающей на юге Киргизии, контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. Некоторые эксперты полагают, что ОДКБ поступил верно, что не послал силы КСОР в Киргизию, поскольку это бы еще больше усугубило межнациональную ситуацию в стране.

Блог-мастерская кафедры политических наук и международных отношений, философского факультета ТНУ им. В. И, Вернадского

Наступление НАТО на восток продолжается. Вслед за Восточной Европой альянс хочет резко увеличить свое присутствие в Средней Азии, вытеснив оттуда Россию и Китай. В Брюсселе считают, что добиться своих целей можно, усилив влияние Америки в Узбекистане: благодаря контролю над этим ключевым государством, в руках Запада окажется весь регион.

Тактика проникающей экспансии

По словам Джеймса Аппатурая, специального представителя Генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии, альянс уже согласовал с Узбекистаном приоритеты сотрудничества. В частности, одним из главных направлений станет реформирование вооруженных сил среднеазиатской республики. Особое внимание уделено и совместной борьбе с терроризмом - на фоне вывода американских войск из соседнего Афганистана эта проблема для Ташкента становится особенно актуальной.

Однако Джеймс Аппатурай считает, что прекращение афганской войны и открытие в столице Узбекистана Бюро НАТО по связи и взаимодействию со странами Центральной Азии и прекращение афганской войны никак не взаимосвязаны. Чиновник сообщает, что бюро якобы просто «передислоцировали» - раньше оно располагалось в Астане. Как и раньше, эмиссары альянса будут действовать во всех странах региона, а не только в Узбекистане.

Также миссия НАТО будет действовать в Афганистане: после деоккупации республики там останется 8-12 тысяч человек, которые займутся дообучением афганской армии. Если та не разбежится, конечно.

Сотрудничество между Североатлантическим альянсом и Узбекистаном осуществляется с 1994 года - фактически, с самого момента запуска программы «Партнерство ради мира». За два десятилетия блок НАТО смог прочно укорениться в республике. Например, почти все офицеры высшего командного состава узбекской армии прошли обучение либо в Соединенных Штатах, либо в странах-союзницах Вашингтона, и теперь достаточно лояльны по отношению к Западу. Кроме того, США «расчистили» рынок для своих корпораций: Узбекистан покупал военное снаряжение преимущественно у западных компаний, а не у российских.

Позже Ташкент стал участником Программы планирования процессов и анализа, в рамках которой осуществляется подготовка к совместным учениям и операциям. Узбекистан был принят и в проект «Виртуальный шелковый путь», направленный на обеспечение доступом в Интернет университетов и научно-исследовательских центров с использованием спутниковой сети Североатлантического альянса.

С началом войны в Афганистане Вашингтон попытался вовлечь Узбекистан и в другие структуры, поскольку Америка нуждалась в надежных тылах. Под давлением Вашингтона Ташкент с 2002 года начал осуществлять поддержку западных оккупационных войск в соседней республике, и открыл воздушное пространство для тех самолетов альянса, что перевозят грузы невоенного назначения. Самолеты США и Германии получили право приземляться в узбекских аэропортах.

Однако в 2005 году отношения между Соединенными Штатами и Узбекистаном испортились. Поводом послужило антиправительственное восстание в Андижане, подробности которого до сих пор остаются неизвестны: городом попытались овладеть то ли исламисты, то ли адепты «цветных революций», но мятеж быстро превратился в фарс и войска подавили его. Собственно, Америка с безразличием отнеслась бы к этому событию, если бы не одно «но»: в тот критический момент Ташкент попросил помощи не у Вашингтона, а у Москвы и Пекина. Американцы не простили этого Исламу Каримову, и причислили его к разряду «изгоев».

Тем не менее, в связи с усилением российских позиций в регионе Центральной Азии Соединенные Штаты вынужденно пошли на уступки Узбекистану, и в 2008 году возобновили сотрудничество с ним. Через год Ташкент снова открыл границы государства для доставки невоенных грузов НАТО в Афганистан. Сейчас рассматривается возможность привлечения узбекских компаний для модернизации афганской транспортной инфраструктуры.

Узбекистан - «ключ» к Средней Азии?

Перенос Бюро НАТО по связи и взаимодействию со странами Центральной Азии в Ташкент - не случайность: на сегодняшний день Узбекистан является ключевым игроком в плеяде среднеазиатских республик. Узбекская диаспора проживает практически во всех государствах региона, а это значит, что Ташкент является более влиятельным, чем кажется на первый взгляд.

В то же время, Казахстан, где раньше бюро располагалось, в последние годы сильно сблизился с Россией и больше не рассматривается Вашингтоном как потенциальный союзник. Казахстан входит в состав ОДКБ - военно-политического блока, который на Западе рассматривается в качестве враждебной структуры.

Вовлечь Узбекистан в союз с Североатлантическим альянсом - одна из важнейших задач, которые ставит перед собой Белый Дом. Ташкент имеет такое же значение для Средней Азии, как Киев - для Восточной Европы. Овладев Узбекистаном, США могут начать экспансию в любом направлении - на запад, к Ирану и Каспийскому морю, на восток, в Киргизию и Таджикистан, либо на север, в Казахстан и Россию. Также через территорию Узбекистана проходят основные коммуникации, ведущие в Афганистан.

Тем не менее, сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев считает, что США не намерены размещать в Узбекистане свои военные базы. Ташкент не хочет быть причастным к актам агрессии в отношении соседних государств. Несмотря на все попытки Вашингтона склонить Узбекистан на сторону НАТО, Ислам Каримов настаивает на нейтральном статусе республики.

Лидер Узбекистана понимает, какой опасности может подвергнуть свой народ, если окажется вовлеченным в натовские структуры. Против Узбекистана тотчас же ополчатся все соседи, которые расценят его дружбу с Вашингтоном в качестве завуалированной угрозы. Кроме того, действиями Ташкента будут недовольны Москва и Пекин, которые Узбекистану гораздо ближе, чем заокеанская империя.

Ислам Каримов боится навлечь на себя гнев России и Китая. Он знает, что без этих стратегических партнеров Узбекистан долго не просуществует, и «дружба» с Америкой обернется для страны примерно тем же, что сейчас происходит на Украине. И так существующая самоизоляция Узбекистана усилится, поскольку отношения с важнейшими торговыми партнерами окажутся испорченными. Республика не сможет сама себя прокормить, Украина является тому наилучшим примером: меньше, чем через месяц после начала торговой блокады российских товаров, экономика страны оказалась практически уничтоженной.

Между тем, Ташкент готов к сотрудничеству с НАТО в сфере борьбы с терроризмом. Политическое руководство соседнего Афганистана находится полностью под контролем Вашингтона. Именно оттуда, из афганских гор, исходит наиболее существенная угроза для Узбекистана, и потому Ислам Каримов поневоле должен мириться с той силой, которая управляет Кабулом. В настоящее время это американцы.

Но после вывода оккупационных войск НАТО ситуация может коренным образом измениться. Если баланс сил окажется не в пользу Америки, Ташкент тотчас же поменяет вектор внешней политики, примкнув к ОДКБ или к любой другой структуре, в союзе с которой сумеет обуздать исламскую угрозу.

Таким образом, у России пока нет необходимости резко одергивать Ислама Каримова за «дружбу» с Североатлантическим альянсом. Лидер Узбекистана отдает себе отчет в том, что делает, и не перейдет условную черту. Скорее всего, в ближайшие годы Ташкент будет сохранять нейтралитет, несмотря на заманчивые предложения разместить военные базы НАТО. Россия и Китай одним своим существованием предостерегают Каримова от радикальных действий, а если еще и намекнут ему о нежелательности тех или иных действий, президент Узбекистана немедленно скорректирует свои планы с учетом авторитетного мнения Москвы и Пекина.

(причем еще в начале 80-х годов) ситуация на окраинах государства была такова, что Азербайджан, Узбекистан, Молдавия, Таджикистан и многие другие среднеазиатские республики уже не признавали Москву и были, по сути, на пути сепаратизма. После развала Союза последовала страшная резня: сперва под раздачу попали наши соотечественники, а уж потом местная власть принялась устранять всех возможных конкурентов. Приблизительно по такому же сценарию развивалась гражданская война в Таджикистане.

Следовало отметить, что Таджикистан, как и Казахстан, был одной из немногих Среднеазиатских республик, которые действительно не хотели развала СССР. А потому и накал страстей здесь был таков, что и привел к гражданской войне.

Предпосылки

Демографические успехи - в том числе. Каким был Таджикистан 1990-х? Гражданская война началась именно в том регионе бывшего Союза, где до последних его дней наблюдался стремительный и постоянный прирост населения. Чтобы как-то использовать огромные трудовые резервы, людей перебрасывали в разные уголки республики. Но такими методами проблему до конца решить так и не удалось. Началась перестройка, промышленный бум прекратился, как прекратилась и дотация программ по переселению. достигала 25%.

Проблемы с соседями

В это же время в Афганистане установился режим талибов, а Узбекистан начал грубо вмешиваться в дела бывшей братской республики. В это же время на столкнулись интересы США и Ирана. Наконец, СССР не стало, а новообразованная Российская Федерация уже не могла исполнять обязанности арбитра в этом регионе. Напряжение постепенно нарастало, его логичным итогом стала гражданская война в Таджикистане.

Начало конфликта

В общем-то, началу конфликта активно способствовали те процессы, которые в то время протекали на территории Афганистана. Между пуштунскими, таджикскими и узбекскими группировками развернулась вооруженная борьба за власть в этом регионе. Вполне ожидаемо, что пуштуны в лице талибов оказались заведомо сильнее своих разобщенных и постоянно ссорящихся между собой оппонентов. Разумеется, таджики и узбеки поспешили сцепиться друг с другом. В частности, именно Узбекистан активно поддерживал своих ставленников на территории таджиков. Таким образом, узбеков можно считать «полноправными» участниками гражданского противостояния. Об этом нужно рассказать подробнее.

Так, официальные ВС Узбекистана, наравне с полубандитскими формированиями гиссарских узбеков активно вмешивались в военные действия даже в 1997 году, когда конфликт уже начал окончательно затухать. Перед ООН узбеки активно оправдывались тем, что они якобы способствуют недопущению распространения радикального ислама.

Действия третьих сторон

Конечно же, на фоне всего этого безобразия все стороны не прекращали попыток ухватить кусок пирога пожирнее, рассчитывая нарастить свое влияние в регионе. Так, в Душанбе (1992 год) практически одновременно открыли свои посольства Иран и США. Естественно, что они играли на разных сторонах, поддерживая различные оппозиционные силы, действующие на территории Таджикистана. Пассивная позиция России, которую та занимала от нехватки сил в этом регионе, играла на руку всем, особенно - Саудовской Аравии. не могли не заметить, насколько удобен Таджикистан в качестве плацдарма, идеально приспособленного для действий в Афганистане.

Начало гражданской войны

На фоне всего этого постоянно росли аппетиты криминальных структур, которые к тому времени играли немаловажную роль в управленческом аппарате Таджикистана. Все ухудшилось после 1989 года, когда была проведена массовая амнистия. Многие бывшие заключенные, подстегиваемые деньгами от третьих сторон, были готовы сражаться против кого и чего угодно. Вот в этом-то «супе» и зародилась гражданская война в Таджикистане. Власти хотели все, но для ее достижения оптимально подходили именно полукриминальные структуры.

Столкновения начались еще в 1989 году. Некоторые специалисты считают, что война разгорелась после антикоммунистических митингов в Душанбе. Якобы советская власть после этого потеряла лицо. Такие взгляды наивны, так как уже в конце 70-х годов власть Москвы в этих краях признавали исключительно формально. показал полную неспособность Кремля к адекватным действиям в случае угрозы, так что радикальные силы в то время просто вышли из тени.

Выборы

24 ноября 1991 года состоялись первые президентские выборы, на которых победил Набиев. В общем-то, сделать это было несложно, так как соперников на этих «выборах» у него не было. Естественно, что после этого начались массовые брожения, новоиспеченный президент раздал оружие кулябским кланам, на представителей которых опирался.

Некоторые экзальтированные авторы утверждают, что это было катастрофической ошибкой демократического общества молодой Республики. Так вот. В то время на территории Таджикистана сконцентрировалось такое количество неучтенного оружия и боевиков из Афганистана и Узбекистана, что начало столкновения было только вопросом времени. К сожалению, гражданская война в Таджикистане была предопределена изначально.

Вооруженные действия

В начале мая 1992 года радикалы воспротивились идее создания из кулябцев «Национальной гвардии», сразу перейдя в наступление. Были захвачены основные узлы связи, больницы, активно брались заложники, пролилась первая кровь. Парламент под таким давлением быстро предоставил враждующим кланам часть ключевых постов. Таким образом, весенние события 1992 года закончились формированием некоего «коалиционного» правительства.

Его представители практически не занимались чем-то полезным для новоиспеченной страны, зато активно враждовали, строили друг другу козни и вступали в открытую конфронтацию. Конечно же, долго так продолжаться не могло, началась гражданская война в Таджикистане. Кратко говоря, ее истоки следует искать в нежелании договариваться с оппонентами.

Коалиция все же имела некое внутреннее единство, направленное на физическое уничтожение всех потенциальных противников. Боевые действия велись с крайней, звериной жестокостью. Ни пленных, ни свидетелей не оставляли. В начале осени 1992 года самого Набиева взяли в заложники и заставили подписать отречение. Власть взяла оппозиция. На этом краткая история гражданской войны в Таджикистане могла бы закончиться, так как новая верхушка предлагала вполне здравые идеи и не рвалась топить страну в крови… Но этому не суждено было сбыться.

Вступление в войну третьих сил

Во-первых, к силам радикалов присоединились гиссарские узбеки. Во-вторых, правительство Узбекистана открыто заявило, что ВС страны также вступят в бой, если гиссары будут одерживать убедительные победы. Впрочем, узбеки не стеснялись массово использовать свои войска на территории соседней страны, не запрашивая на то разрешений ООН. Именно благодаря таким «сборным солянкам» карателей так долго длилась гражданская война в Таджикистане (1992-1997 годы).

Уничтожение мирных граждан

В конце 1992 года гиссары и кулябцы захватывают Душанбе. Войска оппозиции стали отступать в горы, за ними же пошли многотысячные толы беженцев. Часть из них ушла сперва на Апмир, а оттуда люди двинулись в Афганистан. Основные массы бежавших от войны людей пошли по направлению к Гарму. К сожалению, туда же двинулись карательные отряды. Когда они достигли безоружных людей, разразилась страшная бойня. Сотни и тысячи трупов просто выбросили в реку Сурхаб. Тел было так много, что местные жители даже не подходили к речке на протяжении почти двух десятков лет.

С тех пор война длилась, то разгораясь, то снова затухая, на протяжении более чем пяти лет. Вообще, «гражданским» этот конфликт называть не слишком-то корректно, так как до 60 % войск противоборствующих сторон, не говоря уже о бандах, составляли выходцы из других регионов бывшего СССР, в том числе Грузии, Украины и Узбекистана. Так что и длительность боевых действий понятна: кому-то за пределами страны было крайне выгодно длительное и постоянное вооруженное сопротивление.

В общем, восстание оппозиции на этом не закончилось. Как долго длилась гражданская война в Таджикистане? 1992-1997 годы, как гласит официальная точка зрения. Но это далеко не так, ибо последние стычки датируются началом 2000-х годов. По неофициальным же данным, ситуация в этой среднеазиатской стране и по сей день весьма далека от идеальной. Особенно это справедливо сейчас, когда Афганистан вообще превратился в территорию, наводненную вакхабитами.

Последствия войны

Не случайно говорят, что наибольшим для страны бедствием является не вражеское вторжение, не стихийное бедствие, а гражданская война. В Таджикистане (1992-1997 гг.) население смогло в этом убедиться на собственном опыте.

События тех лет характеризовались громадными жертвами среди граждан, а также колоссальным экономическим ущербом: в ходе боевых действий была уничтожена практически вся промышленная инфраструктура бывшей республики СССР, едва-едва удалось отстоять уникальную ГЭС, которая на сегодняшний момент дает до 1/3 всего бюджета Таджикистана. Только по официальным данным, погибло не менее 100 тысяч человек, столько же - пропало без вести. Что характерно, среди последних - не менее 70 % русских, украинцев, белорусов, которые до развала Союза также проживали на территории республики Таджикистан (1992 г.). Гражданская война лишь усилила и ускорила проявления ксенофобии.

Проблема беженцев

Точное количество беженцев так до сих пор и не известно. Скорее всего, их было намного больше миллиона, о котором говорят официальные таджикские власти. Кстати говоря, именно проблема беженцев до сих пор является одной из наиболее острых тем, которой правительство страны пытается всячески избегать при общении со своими коллегами из России, Узбекистана, Ирана и даже Афганистана. В нашей стране предполагают, что страну покинули не менее четырех миллионов человек.

В первой волне бежали ученые, Таким образом, Таджикистан (1992-1997 годы) потерял не только промышленные объекты, но и свое интеллектуальное ядро. До сих пор в стране наблюдается острейшая нехватка многих квалифицированных специалистов. В частности, именно по этой причине до сих пор не начата разработка многочисленных месторождений полезных ископаемых, которые имеются на территории страны.

Президент Рахмонов в 1997 году издал указ по организации межнационального фонда «Примирение», который теоретически помогал беженцам вернуться в Таджикистан. Гражданская война 1992 года слишком дорого обошлась стране, а потому на прошлые разногласия уже никто не обращает внимания.

Вместо заключения

Но воспользовались этим предложением в основном низкоквалифицированные рабочие и бывшие боевики противоборствующих сторон. Грамотные специалисты в страну возвращаться уже не собираются, так как они давно ассимилировались за рубежом, а их дети уже не знают ни языка, ни обычаев своей бывшей родины. Кроме того, практически полностью разрушенная промышленность Таджикистана способствует постоянно растущему количеству гастарбайтеров. В самой стране работать негде, а потому они уезжают за рубеж: только в России, по данным 2013 года, постоянно работает не менее миллиона таджиков.

И это - только официально проходившие через ФМС. По неофициальным же данным, их количество на территории нашей страны может достигать 2-3,5 миллионов. Так что война в Таджикистане еще раз подтверждает тезис о том, что гражданские противостояния - самое страшное, что может случиться в стране. Выгоды от них нет никому (кроме внешних врагов).

Независимость и суверенитет любой страны напрямую зависят от численности и боеспособности ее армии. После развала СССР во всех республиках, получивших независимость, создавались свои вооруженные силы. В данной статье содержится информация о том, какая армия в Узбекистане.

Особенности

Известно, что данное государство не вступало ни в один межгосударственный вооруженный конфликт. Приобретение боевого опыта военнослужащими осуществлялось за счет многочисленных столкновений с террористическими и экстремистскими группировками. Узбекистан придерживается нейтрального внешнеполитического курса. Армия его сформирована исключительно для оборонительных целей.

Для многих военных экспертов, а тем более обывателей далеких от армии, современное состояние ВС Узбекистана не совсем ясно. Минобороны страны предпочитает держать общественность в неведении о настоящем положении дел в армии. В данной статье изложены лишь некоторые общедоступные факты.

История

Официально армия Узбекистана была сформирована в январе 1992 года. Как и во многих бывших республиках СНГ, для ее развития от СССР осталось богатое наследие: различная армейская техника, военные базы и другие вспомогательные элементы.

В 1990 году в армии Узбекской ССР наблюдался массовый отток офицерского состава. Его процент от общего количества военнослужащих не превышал 0,6%. В 1991 году Генштаб решил данный вопрос, создав действенную систему подготовки офицеров. Специалистами была разработана особая образовательная методика. Ее главный тезис заключался в том, что армия Узбекистана должна развиваться и поэтапно продвигаться вперед, при этом исключался коренной разрыв с советским прошлым. Таким образом, тот, кто считает, что вооруженные силы в данном государстве возникли в 1992 г., ошибается. На самом деле армия Узбекистана является преемником бывшей советской армии.

С чем столкнулись узбекские ВС

В свое время Советский Союз был известен глобальным видением проблем, поэтому при формировании войсковых частей пользовался традиционными подходами. Армия Узбекистана отказалась от такого метода, для этого ей пришлось немного переориентироваться.

Угроза для нового государства исходила от наркоторговцев, экстремистов и террористов, которые проникали в страну из Афганистана, Таджикистана и Кыргызстана. Контролировать границы с этими государствами оказалось очень проблематично, поскольку большую часть охраняемых территорий составляли труднодоступные горные районы.

Мобильные отряды, патрулирующие границу, оказались оторванными от основной группы армии Узбекистана. Военные корпуса по борьбе с терроризмом, появившиеся на самых проблемных участках границы, а также батальоны ССО, позволили кардинально изменить ситуацию к лучшему.

Чтобы поддержать их огневую мощь, военным командованием была выделена вертолетная техника, с помощью которой боевые операции теперь осуществляются быстро и эффективно.

Воинская служба в Узбекистане: сколько служат в армии этой страны

Для юношей призывного возраста предусмотрены следующие виды службы:

  • Срочная сроком на один год. Данный порядок действует с 2003 года. До этого времени длительность прохождения срочной службы составляла восемнадцать месяцев. Призывной возраст остался прежним: с восемнадцати лет.
  • Служба в армии Узбекистана на контрактной основе.
  • В резерве вооруженных сил.
  • В мобилизационном призывном резерве сроком на один месяц.

С 2008 года молодых людей призывают на срочную службу один раз в году: в феврале-марте.

Состав

Армия Узбекистана состоит из:

  • Сухопутных войск.
  • ВВС и ПВО.
  • Спецподразделений.
  • Национальной гвардии.
  • Военно-речных сил, которые находятся в подчинении у Комитета охраны государственной границы.

Численность армии Узбекистана составляет 60 тыс. человек.

Сухопутные войска

Для данного рода войск Генштабом предусмотрено сорок пять тысяч человек, которые служат в следующих бригадах:

  • Танковая (одна).
  • Легкая горная (одна).
  • Мотострелковые (одиннадцать).
  • Десантно-штурмовые (три).
  • Артиллерийские (шесть).
  • Ракетная (одна).
  • Инженерные (четыре).

Округа

Территория Узбекистана разделена на четыре военных округа. Военное командование расположено в Ташкенте. Город Карши стал местом штаба Юго-Западного округа, Фергана - Восточного, Нукус - Северного и Джизак - Центрального. Каждый округ комплектуется армейской бригадой (мотострелковой, десантной или десантно-штурмовой). В экстренных случаях командующий тем или иным округом руководит всеми частями и силовыми подразделениями, расположенными на его территории.

Боевая техника и вооружение

Сухопутные войска Узбекистана укомплектованы:

  • Танками: Т-72 (70 единиц), Т-64 (100), Т-62 (170 штук).
  • Боевыми машинами десанта: БДМ-2 и БМД-1 (130).
  • Боевыми машинами пехоты: БМП-2 и БПМ-1 (270 единиц), БТР-Д (50), БТР-60 (24), БТР-70 (25), БТР-80 (210 машин).
  • Самоходными артиллерийскими установками: 122-мм 2С1 «Гвоздика» (18 орудий), 152-мм 2С3 «Акация» (17), «Нона-С» (54), 203-мм 2С7 «Пион» (48 штук).
  • Буксируемыми артиллерийскими орудиями (гаубицами): 122-мм Д-30 (60 штук), 152-мм 2А36 «Гиацинт-Б» (140 пушек).
  • Системами залпового огня: БМ-21 «Град» (36 единиц), «Град-1» (24), 48 БМ-27 «Ураган» (48).
  • Противотанковым вооружением: МТ-12 «Малютка» и «Фагот».
  • Оперативно-тактическими ракетными комплексами (ОПРК): «Точка» (5 систем).

Наивысшая концентрация сухопутного вооружения наблюдается в районах г. Термеза и г. Ташкента. Сухопутные войска Узбекистана обладают достаточным количеством военной техники для того, чтобы успешно противостоять террористическим и экстремистским группировкам.

Защита воздушного пространства

Защиту воздушного пространства Узбекистана обеспечивают ВВС и войска противовоздушной обороны. Службу в них несут 17 тысяч человек.

Состав военно-воздушных сил

ВВС армии Узбекистана укомплектованы:

  • Полком истребителей.
  • Полком истребителей-бомбардировщиков.
  • Полком штурмовиков.
  • Транспортной авиацией (один полк).
  • Учебной авиацией (несколько эскадрилий).
  • Полком, оснащенным штурмовыми вертолетами.
  • Полком, располагающим транспортными вертолетами.

Противовоздушная оборона

Службу в войсках противовоздушной обороны призывники несут в:

  • Двух зенитных ракетных бригадах.
  • Отдельной авиационной эскадрилье истребителей.

Защита с воздуха обеспечивается при помощи:

  • Беспилотных летательных аппаратов Pterodactyl (их точное количество неизвестно).
  • Истребителей многоцелевых СУ-27 (25 машин) и МИГ-29 (30).
  • Фронтовых бомбардировщиков СУ-17 (26 единиц) и СУ-24 (34).
  • Штурмовиков СУ-25 (20 машин).
  • Боевых вертолетов: многоцелевых МИ-8 (52 машины), транспортных МИ-24 (29).

Самолеты и вертолеты оснащены ракетами Х-23, Х-25, Х-28, Х-58, Р-27, Р-73 и Р-60. Войска ПВО и ВВС Узбекистана укомплектованы С-75, С-125 и С-200. Наибольшее количество авиационной техники расположено на военно-воздушных базах в Чирчике, Карши, Ташкенте, Нукусе, Джизаке, Кагане, Термезе и Навои.

Флот

Военно-речные силы Узбекистана (Термезская речная флотилия) подчинены Комитету охраны государственной границы. Страна является второй после Лихтенштейна «самой континентальной» страной в мире: у нее отсутствуют выходы к морю и она не граничит ни с одним государством, имеющим доступ к Мировому океану.

Военно-речной флот Узбекистана сегодня противодействует наркоторговцам и препятствует проникновению вглубь страны исламского фундаментализма из Афганистана. Получив независимость, Узбекистан стал обладателем речных пограничных войск на реке Амударья. При несении своей службы пограничники пользуются доставшимися им в наследство от советского ВМФ артиллерийскими катерами «Шмель» и тремя бронетанкерами. На сегодня их эксплуатационный ресурс исчерпан. С целью его продления еще на двадцать лет в начале 2000 года на флотской технике были проведены ремонтные работы. На модернизацию военной флотилии Узбекистана Государственный департамент США выделил 5,6 млрд долларов. В 2005 году флот Узбекистана стал обладателем катеров «Джайхун» и «Сайхун». Корабельные звания на флоте страны остались такими же, какими были в ВМФ СССР. Срочная служба здесь длится в течение одного года.

Внутренние силы

Спецвойска Узбекистана представлены бригадами быстрого реагирования. В качестве основы при их формировании была использована Чирчикская команда спецназначенцев из пяти тысяч человек. Они подчинены Министерству Внутренних Дел. 20 тысяч военнослужащих объединены в пять бригад. Кроме того, в составе МВД еще числится отдельный батальон спецназначенцев «Барс».

Нацгвардия является военизированным формированием в составе ВС Узбекистана. Задачи Национальной гвардии заключаются в охране особо важных государственных деятелей, а также основных стратегических баз и объектов, расположенных в Ташкенте. Численность Нацгвардии не превышает одной тысячи военнослужащих.

Это малочисленное силовое подразделение хорошо укомплектовано и в работе использует самые современные технологии. Военнослужащие обучаются навыкам выполнения боевых задач в городских условиях.

Погранвойска

Охрана границ осуществляется Комитетом пограничных войск Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана. Боевые задачи выполняются двумя отрядами спецназа: группой «Ц» и «ОК Ташкент». Численность данного ведомства составляет несколько тысяч человек.

Рейтинг армии Узбекистана

Каждый год на развитие вооруженных сил правительство страны выделяет около 1,5 млрд американских долларов. В результате армия Узбекистана в мировом рейтинге занимает 48 место. Среди стран бывшего Советского Союза узбекские вооруженные силы стоят на третьей позиции после России и Украины.

Заключение

Правительство страны предоставляет журналистам информацию о численности боевой техники, проверить которую невозможно. В связи с этим, как утверждают военные эксперты, судить о боеспособности армии Узбекистана достаточно сложно. Однако такое положение вещей рядовые граждане не считают проблемой.

Министерством обороны данного государства проводятся регулярные войсковые учения. Хорошо тренированная армия позволяет узбекам чувствовать себя в полной безопасности.