Гузик). Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (н

Савченко Елена Александровна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГОБОУ "АШИ" №4
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: конспект индивидуального занятия
Тема: Дифференциация звуков [Л] - [ Н]
Дата публикации: 13.03.2016
Раздел: среднее профессиональное

Тема « Дифференциация звуков [ л - н ] в позиции между гласными.

Работа над речевым дыханием. Восприятие речевого материала по теме

« Мебель».
Цель: Дифференцировать звуки [ л - н ] в позиции между гласными изолированно, в слогах, словах, предложениях. Задачи: 1.Учить самостоятельно регулировать дыхание в речи. Формировать умение слитно произносить разного типа сочетания согласных. 2.Закреплять правильное произнесение звуков [л] и [н] в слогах, словах, фразах при чтении, назывании картинок и в самостоятельной речи. 3.Учить воспринимать слухозрительно и на слух речевой материал занятия по теме « Мебель». 4.Закрепить умение применять правила орфоэпии в речи (удвоенные согласные произносятся как один долгий звук). 5.Обучать воспринимать на слух знакомый и незнакомый по звучанию речевой материал. 6. Воспитывать культуру общения, интерес к занятию.
1. Организационный момент.
Алена, добрый день. Как ты слышишь? Что мы будем делать на занятии?
2. Чтение слогов, слов.
ал___а - ан__а ала - ана ал__о - ан__о ало - ано ал__и - ана__и али - ани ал__е - ан__е але - ане голова - панама малина - сани потолок - кино
3.Работа над речевым дыхание:
Прочитай на одном вдохе: л__ал__ал__ан__а
н__ан__ан__ал__а л__ан__аланалана Наступила зима. Наступила снежная зима. Наступила снежная и морозная зима.
4. Составление словосочетаний и предложений:
Посмотри на картинки и составь словосочетания и предложения к ним. Слова: наливает, приносит, поливает, пилит. Ученик: Полина поливает цветы. и т. д.
5. Чтение скороговорки.
Прочитай на одном вдохе: Не мы ли на Ниле налима ловили? 6. РРС Послушай загадки: Я удобный, очень мягкий, Вам не трудно угадать, Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. (диван) У него четыре ножки, На коня похож немножко, но не скачет никуда. И тарелки, чашки, ложки, И прекрасная еда На его спине широкой Разместились без труда. (стол). -Посмотри на картинки. Какие столы бывают? -Столы бывают обеденный и письменный. Прочитай правильно, соблюдая правила орфоэпии и ударение.
-Какую мебель ты еще знаешь? На слух: стул, шкаф, диван зеленого цвета, какая мебель есть в классе? где стоит стол учителя? Сколько парт в классе? Какого цвета шкафы в классе? -Возьми бумагу и карандаш. -Нарисуй: в комнате стоит стол, около стола стоит стул. Справа от стола шкаф. Слева от стола диван и тумбочка. Расскажи, что ты нарисовала. 7. Итог занятия.
Конспект занятия по РРС и ФП

Тема: Дифференциация букв к-н, К - Н .

Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы к – н, К – Н на письме.

Задачи:

Образовательные:

    Уточнить написание прописных букв К и Н , выявить сходства и отличия.

    Тренировать учащихся в различении букв К и Н в изолированном написании, в слогах, словах.

    Совершенствовать навык чтения и письма.

    Совершенствовать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

    Активизировать внимание детей, настроить их на работу.

    Развивать слуховое внимание и восприятие детей.

    Развивать зрительное восприятие.

    Развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

    Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.

    Формировать толерантное отношение к окружающим людям.

Оборудование: буквы к-н, К-Н, к-н, К-Н (запись на доске); демонстрационные картинки «Гном» и «Кот»; предметные картинки;


Ход занятия.

I. Оргмомент.

Психогимнастика

Логопед:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

Наш урок сейчас начнем.

Ребята, доброе утро. Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие.

    Сообщение темы.

Развитие зрительного восприятия.

Посмотрите на картинки, какие здесь можно увидеть буквы?

Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв к - к, К - Н, к - н, К - Н.

К - Н

Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем учиться различать и писать сходные буквы к – н.

II. Основная часть занятия.

1.Сравнение букв по начертанию

Рассмотрите буквы и сравните их по начертанию (сравнивают буквы к - н различного шрифта).

- Правильно, ребята. Прописные и печатные буквы похожи между собой. И Буквы К и Н тоже похожи в написании.

- Давайте дадим характеристику этим звукам (к – согласный, твёрдый, глухой; н – согласный, твёрдый, звонкий).

    Знакомство с героями занятия Логопед:

Сегодня, к нам на занятие пришли гости. И они хотят с нами поиграть. Приготовьте свои пальчики:

На полянке стоит дом. Ладошки складывают крышей

В этом доме умный гном.

Он в окошечки глядит, Рисуют пальчиками окно

Что увидит - говорит.

У зверька четыре лапы. Показ четырёх пальцев

Когти могут поцарапать. Имитация царапающих когтей

Не лицо у него, а морда. Обводят овал лица пальчиками

Хвост, усы, а носик мокрый. Показывают имитирующие

И, конечно, ушки движения: усов, хвоста, ушки

Только на макушке.

Ребята, догадались, кто к нам гости пришёл? В их именах есть буквы занятия.

Первый гость в своём имени имеет три буквы обозначает домашнее животное (кот), а второй - маленький сказочный человек, в названии которого 4 буквы (гном).

Гном дружит с буквой н, а кот - с буквой к.

(Логопед выставляет демонстрационные картинки с изображением героев занятия.)

3. Развитие представлений о буквах занятия.

- Гном и кот написали свои любимые буквы, но некоторые из них записаны неверно. Рассмотрите буквы и зачеркните те, которые кот и гном написали неправильно.

(Логопед раздаёт индивидуальные карточки).

    Дифференциация букв занятия на уровне слога.

Ребята, наши герой принесли с собой много разных картинок, в которых спрятались их любимые буквы. Давайте поможем им эти картинки поделить.

Мы будем записывать вместе с котом и гномом названия картинок и определять какие картинки возьмёт себе кот, а какие - гном?

Картинки: кнопка, конфета, градусник, кувшин, ножницы, веник, кран, книга, лестница, ноты.

Какие картинки не удалось поделить? Почему? (веник)

5. Дифференциация букв занятия на уровне слова.

- Коту и гному понравилось с вами играть. Они приготовили новое задание.

Кот приготовил для своей любимой буквы ромб коричневого цвета, а гном - квадрат голубого цвета. Они зашифровали слова. Попробуйте их прочитать.

(Логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия).

Молодцы, ребята кот и гном очень радуются за вас. Им очень понравилось с нами играть.

III.

Итог занятия:

- Ребята, давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии?

Кто приходил к нам в гости?

Какие задания выполняли?

1. Вставь в слова пропущенные буквы И или Ш.

Р__ска мы__ка __гру__ка

Гла пу__ка __збу__ка

2. Вставь пропущенные буквы И или Ш. Запиши словосочетания.

х__трая ко__ка

мам__на ча__ка

р__совая ка__а

Шарф, бабушка, вяжет, Саше.


Самостоятельная работа № 27

Дифференциация Л – М

1. Вставь в слова пропущенные буквы Л или М.

ко__ар __одка __е__кий

по__ощь __арка __а__ина

2. Вставь пропущенные буквы Л или М. Запиши словосочетания.

Е__кий __ук

И__оный сок

Исья __орда

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Кисель, Марина, малиновый, любит.


Самостоятельная работа № 28

Дифференциация К – Н

1. Вставь в слова пропущенные буквы К или Н.

ба__ти__ клоу__ __озлё__о__

Анава __и__ка __и__о

2. Вставь пропущенные буквы К или Н. Запиши словосочетания.

Лубо__ __ито__

и__терес__ое __и__о

крас__ый ба__ти__

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Купила, бант, красный, Марина.


Самостоятельная работа № 29

Дифференциация Н – П

1. Вставь в слова пропущенные буквы Н или П.

Ушка ка__ава __авли__

А__ка к__ига __а__ама

2. Вставь пропущенные буквы Н или П. Запиши словосочетания.

си__яя __а__ама

зуб__ая __аста

шерстя__ые __оски

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Получил, папа, письмо, заказное.


Литература

1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.

2. Ефименкова Л.Н.

Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.

6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

7. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

8. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные.

Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

9. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

10. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»


11. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

13. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

15. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

16. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

17. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

19. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

И, ж. différenciation f., нем. Differentiation <лат. differentia различие. Разделение целого на различные части, формы, ступени. Политическая дифференциация общества. Дифференциация языков. Дифференциация клеток. БАС 2. Дифференциация… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (лат.). Выделение, разграничение, обособление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [фр. differentiation Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

- (франц. differentiation, от лат. differentia разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают Д. функциональную, в ходе которой расширяется… … Философская энциклопедия

В биологии 1) в филогенезе расчленение группы организмов на две или несколько в процессе эволюции; наиболее важная филогенетическая дифференциация видообразование.2) В онтогенезе то же, что дифференцировка …

дифференциация - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, разграничение, разделение, расчленение несов. и сов. ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ, разграничивать/разграничить, разделять/ разделить, расчленять/расчленить … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Отличие, различие, исключение. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

- (франц. differentiation от лат. differentia разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени … Большой Энциклопедический словарь

ДИФФЕРЕН ИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (франц. differentiation, от лат. differentia разность, различие), расчленение системы, первоначально единой или состоящей из одинаковых элементов, на более или менее обособленные разнокачественные части. Д. связана с расширением и интенсификацией … Биологический энциклопедический словарь

Книги

  • Дифференциация форм судебного разбирательства в уголовном процессе Российского государства , Орлова Татьяна Владимировна. В монографии дается характеристика комплексного сравнения отечественного дореволюционного и современного уголовного процесса, обосновывается необходимость существования различных форм…
  • Дифференциация форм судебного разбирательства в уголовном процессе Российского государства. Монография , Татьяна Владимировна Орлова. В монографии дается характеристика комплексного сравнения отечественного дореволюционного и современного уголовного процесса, обосновывается необходимость существования различных форм… электронная книга

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Т"уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.