Дифференциация з-ж в словах, предложениях и тексте. Дифференциация звуков ж-з картотека по логопедии на тему Животные в пустыне

Логопедические игры для закрепления произношения трудных звуков

Дифференциация звуков Ж-З в играх

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки Ж-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильногозвукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Повтори, не ошибись"
Ребенок внимательно слушает, а затем повторяет за логопедом.
За-жа-за
Заяц, жаба и коза,
Зы-жи-зы,
Розы, вожжи и тазы.
Жи-зы-жи,
Этажи, тазы, моржи.

Данную игру я провожу как с одним ребенком, так и с группой детей (устраиваем, например, конкурс "Кто лучше скажет")

"Угадай-ка"

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в лове. Услышав звук, ребенок должен показать соответствующую букву (Ж или З). Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и группой детей.

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

Розы, лужа, забор, золотой, ножи, слеза, жираф, запах, коза, жук, живой, звезда, бужу, ваза, злой, жить, кожаный, Жанна, Зоя, зонтик, желудь.

Данную игру можно видоизменить: предложить ребенку (детям), услышав какой звук в слове, "жужжать" или "зудеть"; на звук Ж - хлопать (присеать), а на звук З - топать (подпрыгивать).

"Закончи правильно предложение"
Добавь слог ЗУ или ЖУ
Я тяжелый груз ве... (зу).
Я сестренку в садик отво... (жу).
Я тебе по секрету что-то ска... (жу).
Я бантик завя... (жу).
Я мороженое языком сли... (жу).
Я сорву колючую ро... (зу).

Добавь слоги ЗЫ или ЖИ.
Зимой нам нужны санки и лы... (жи).
На лугу пасутся ко... (зы).
От обиды по лицу текут сле... (зы).
На столе лежат острые но... (жи).
Ты мне сказку расска... (жи).

Добавь слоги ЗА или ЖА.
На столе лежит красная ро... (за).
Чтобы сшить куртку, нужна хорошая ко... (жа).
На лугу пасется ко... (за).
От дождя на асфальте лу... (жа).
Сегодня будет дождь и гро... (за).

В эту игру я играю так же как с одним ребенком, так и с группой детей. С группой устраиваем соревнование "Кто быстрее" - важно не только быстро сказать, но и правильно произнести звук.

Игра с Петрушкой "Путаница"

Кукла Петрушка приходит в гости и веселит детей - говорит неправильные предложения. Дети должны исправить Петрушку. Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Зайка играет с Жанной.
Забор красит Женю.
Жук поймал Захара.
Ежик кормит Лизу.
Зонтик держит Жору.
Лыжи катаются на Зине.
Земля ползет по ежику.

Дата_____________ Класс______

Урока____

Тема: Дифференциация З-Ж в словах, предложениях и тексте

Цель: Дифференцировать звуки З-Ж.

Планируемые результаты:

Предметные: Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж; развитие навыка словообразования; закрепление правописания жи -ши; формирование навыка чтения.

Метапредметные: развитие внимания и памяти; совершенствовать фонематическое восприятие; совершенствование мелкой моторики рук, улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.

Личностные: создание эмоционального контакта между учениками.

Оборудование: предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы.

Ход урока.
1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.
А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.
Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.
Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.
2. Сообщение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц)
Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)
- Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
Сопоставление звуков по артикуляции. - Работа с индивидуальными зеркалами. - Чтение слоговой таблицы. - Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] - карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
3. Дифференциация в слогах.
Речевая зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное задание.
- Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово.
Упражнение 1.
Подчеркни з и ж. ЗА или ЖА

Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ

4. Дифференциация в словах.
(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука з язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык поднимается вверх, за верхние зубы.
Фишки – за правильный ответ).

Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК - ПРЫЖОК

Игра «Измени слово».
Фишки – за правильный ответ.
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал

Игра «Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Рог - ….
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..

5. ФИЗМИНУТКА.
Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.
6. Дифференциация в предложениях.
- Посмотрите
упражнения 2.

1. жук, жужжать, цветок, над.



-
Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________
- Молодцы! И последнее
упражнение 4 . Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.

Объегорил _____лого волка.

7. Итог урока.


ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.


Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________


Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.

Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Слоги: са­са­са – ша­ша­ша, со­со­со – шо­шо­шо, су­су­су – шу­шу­шу, сы­ сы­сы – ши­ши­ши. Слоги: са­ша, со­шо, сы­ши, су­шу, ша­са, шо­со, ши­сы, шу­су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис. Слова­паронимы: уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс – марш, вас – ваш, мыс – мышь, плоско – плошка, солить – шалить, сорок – шорох, басня – башня, крыса – крыша, суметь – шуметь, кусай – кушай, шило – сила. «Подбери картинки Соне и Шуре»(раздели слова со звуками «С»и «Ш»): носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишка, стул, подушка, карандаш. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки. Счет 1­10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка. Выделение звуков С, Ш и проговаривание слов с ними: сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши). Образовать новые слова с приставками С­, СО­: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь ­ стрясешь. Заучивание скороговорок: Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.: Сшибать шишки с сосны. Собирать сосновые шишки.

Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель. Счет 1­10 – путешественник, штепсель. Заучивание чистоговорки: Наша большая пушистая кошка сидит на окошке, А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня. Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету: Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш): .апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы.. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ): Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

Счет 1­10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они) Спешить в лес за сосновыми шишками. Спешить из леса домой с сосновыми шишками. Шептать дедушке на ушко смешную сказку. Проговаривание предложений: Саша спешит по шоссе и несёт сушки. Машинист спешит по шоссе и несёт сушки. Путешественник …. Пастушок Пастушка …. Подбор предметов к признакам: Смешной (­ая, ­ое). Душистый (­ая, ­ое). Бесшумный (­ая, ­ое). Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь. Скороговорки: В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб. Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши. Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по два гроша. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Слишком много ножек у сороконожек. Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит. Простокваши дали Клане – недовольна Клаша: – Не хочу я простокваши, дайте просто каши. Дали вместо простокваши нашей Клаше каши. – Не хочу я просто каши так, без простокваши. Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше. Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей. А поела – встала. «Спасибо,» – сказала. Мышонку снится страшный сон,

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть. Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах. Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат. Стихи: – Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши. Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана… Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко. Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали. Пять веселых лягушат по делам своим спешат. Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно. Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат. Я взяла под мышку плюшевого мишку. В ванну посадила и пошла за мылом. Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой. что не мышонок он, а слон. Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать. Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон, И что не в Африке спит он, а дома он опять. «Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись, Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?» Русские народные скороговорки: Веселей Савелий, сено пошевеливай. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша. Дуб дубовистый, широкозеленолистный. Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб. Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста. Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте. У Степана есть сметана, простокваша и творог. На опушке в избушке живут старушки­болтушки. У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Дифференциация звуков [з ­ ж] в словах, звуки в начале слова Зыбкий – жидкий заря – жаря Залей – жалей зал – жал Зовёт – живёт Дифференциация звуков [з ­ ж] в словах, звуки в середине слова Узы – ужи вязать – бежать Везу – вяжу лизать – лежать Козы – кожи базар – пожар Розы – рожи мазут – мажут Грозу – грожу дерзать – держать Лоза – ложа разок – рожок Лиза – лыжа возы – вожжи Дифференциация звуков [з ­ ж] в словосочетаниях Забавный ёжик, кожаная узда, званый ужин, бумажная коза, жидкий мазут,забытый жакет, тяжёлый воз. Важный музыкант, измятая кожа, книжный магазин, Женин знакомый, нежные незабудки, нежные мимозы, железный замок. Вязаный жакет, важное задание, вязаные манжеты, изогнутая жесть, южныйзакат, затяжной дождь, знакомый художник. Дифференциация звуков [з ­ ж] в предложениях из 3 слов Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку. Дифференциация звуков [з ­ ж] в предложениях из 4 слов Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени ­ забавный зайчонок. В вазе ­ бумажные мимозы. Дифференциация звуков [з ­ ж] в предложениях из 5 слов Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени – медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина ­ Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

Дифференциация звуков [з ­ ж] в предложениях из 6 – 8 слов У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени ­ заводной зайка, у Жанны ­ заводной жук. *** Знает каждый: змей бумажный На земле лежать не любит. Лёгкий змей, как будто дым. Наблюдать за ним несложно, Только жаль, что невозможно Полетать нам вместе с ним! Дифференциация звуков [з ­ ж] в текстах ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ Животные пустыни знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить. Дифференциация звуков [з ­ ж] в стихах *** Звенит звонок, жужжит жучок. Жужжат – звенят, звенят – жужжат. *** Уж ужа позвал на ужин, Уж совсем не ожидал, Но ужу не нужен ужин – Уж уже поужинал. *** Зелёная жаба С забавным жуком Забыли к зиме Подыскать себе дом. *** Зайка забавный У Жени живёт, Женя не знает С зайкой забот Зайке не нужен Ни обед, ни ужин. *** Знает загадки каждый ёжик, Жуку и змее загадать их может. Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже. ДВЕ КОЗЫ Идут две козы под зонтами, знакомятся: ­ Тебя как зовут? ­ Зоя. ­ А тебя как зовут? ­ Жанна. ­ У тебя зонт? ­ Зонт. ­ А у тебя? ­ И у меня зонт. ­ У тебя зонт от зноя? ­ От зноя. ­ А у тебя? ­ А у меня от дождя. ­ Заходи в мою избушку ужинать. ­ И ты заходи в мою избушку ужинать. ­ Когда заходить ужинать? ­ На закате. ­ А к тебе, когда заходить ужинать? ­ Тоже на закате. КТО ХОЗЯИН? У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук. Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука? Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

1. Читай целыми словами:

- ёж – уж - ужи – лужи – лужа – луза – лоза – коза – кожа – корж – морж – мороз
- жара – жаба – жбан – звал – знал – зной - злой – зола – жила – жить – жизнь – жезл
- лезу – лежу – гляжу – взгляд – лязг – визг – зигзаг – загнул – заснул –жасмин – ужасно
– грузил – кружил – дружил – Дружок – друзья – груздь – пружина – снежинка –слезинка

2. Прочитай слова, добавляя слоги:

ЗА, ЖА: сту _, гро _ , Ли _ , лу _ , ба _ , _ ба, _ бры, _ вод, _ бор, _ пах, _ рил, _ гадка;
ЗУ, ЖУ: ви _ , ве _ , бу _ , жуж _ , ска _ , _ бры, _ ки, _ равль, _ рчит, _ бной, _чка;
ЗИ, ЖИ: _ ма, _ вут, _ раф, _ лет, пока _ , приве _ , ма _, лы _ , е _ , пол _.

3. Прочитай слова, вставляя буквы З, Ж:

а) _ нать, _ дать, _алеть, _ алить, _мурки, Мур _ ик, де _ урный, кру _ ева, пи _ ама,
ре _ ина, _ ёлтый, _елёный, поле _ ный, сне _ ный, бере _ но, бере _ а;

б) _ и _ нь, _ а _ да, _ а _ им, _ еле _ о, _ ве _ да, _ а _ игать, _ ано _ а, во _ мо _ но,
_ емчу _ ина, _ акру _ ил, _ а _ евал, _ а _ венел, _ алю _ и, _ у _ _ т.

4. Вставьте пропущенные буквы Ж или З в слова.

Подчеркните на каждой строчке "лишнее" слово.

Автра, _ атва, дру _ ья, во _ ы
са _ а, пры _ ок, гво _ дика, кру _ ить
_ амер _ ать, _ ано _ а, _ авя _ ать, _ у _ елица
_ еле _ о, _ ар _ авел, ра _ дра _ ение, _ а _ ила

5. Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

6. Измени слова по образцу: дрожал – задрожал

жарил, жевал, зеленел, жёг, звонил, брезжил, журчал, звучал, жужжал, визжал.

7. Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова:

9. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. предмет мебели. 4. Орган речи и средство общения. 5. Два берёзовых коня по снегам несут меня (загадка). 8. Детёныш лошади. 10. степная птица. 11. Кустарник с цветками в виде жёлтых шариков.

По вертикали: 2. Капустница – бабочка, а божья коровка - … 3. Садовый колючий кустарник с зелёными ягодами. 6. Неядовитая змея. 7. Африканская полосатая лошадь. 9.В нём можно увидеть своё отражение.

10. Подбери к прилагательным существительные.

Составь словосочетания.


11. Внимательно прочитай словосочетания.

Найди ошибки.


12. Закончи каждую строчку подходящим словом.


13. Составь словосочетания.

Поставь ударение в именах существительных.


14. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы.

Дру _ ья поу _ инали _ асветло. Ко _ лёнок _ алобно _ аблеял. _ адро _ али _ айки, увидев волка на лу _ айке. В _ арослях е _ евики _ или е _ и. Де _ урный
_ апомнил _ рнал. Вечером на _ аводе _ а _ игают про _ екторы.

15. Закончи предложения, добавляя слова с буквами З, Ж, подходящими по смыслу.

а) Женя нашёл зелёного … Зина вырастила в саду … В зоопарке живут … и … . Зимой можно бегать на …

б) На воротах гаража висит (какой?) замок. В воздухе кружились (какие?) хлопья. Коза и корова (какие?) животные. Серёжа подарил Лизе (какие?) хризантемы.

в) Жанна (что сделала?) варежки дома. В овраге (что делает?) ручеёк. Над кустами жасмина (что делают?) шмели. На вечернем небе (что сделали?) яркие звёзды.

Логопедические упражнения и игры

Дифференциация звуков [ж] – [з] в предложениях

    1. Повтори предложения.

Дети дружно в зале елку наряжали.

Между тазами лежат ложки с ножами.

Долгое ожидание – просто наказание.

На белой березке появились сережки.

Встает Жанна на заре, чтобы не гулять по жаре.

Чтоб дождь в дороге не застал, домой я быстро побежал.

  1. Игра «Я начну, а ты продолжи».

(Взрослый произносит местоимения, а ребенок продолжает предложение.)

Я забежал к Жанне за желтым зонтом (ты, он, она, мы, вы, они).

Я зажимаю железную пружину (ты, он, она, мы, вы, они).

Я с Жанной громко завизжал (ты, он, она, мы, вы, они).

Я резал хлеб железным ножом (ты, он, она, мы, вы, они).

  1. Игра «Я и ты».

Образец. Я закажу, и ты закажешь.

Я замажу, и ты… (замажешь).

Я закружу, и ты… (закружишь).

Я задержу, и ты… (задержишь).

Я забегу, и ты… (забежишь).

Я завизжу, и ты… (завизжишь).

Я зажму, и ты… (зажмешь).

Я заряжаю, и ты… (заряжаешь).

Я зажимаю, и ты… (зажимаешь).

Я заезжаю, и ты… (заезжаешь).

  1. Составь предложения по опорным словам.

Гараж, забор.

Зоя, жуки.

Жанна, розы, ваза.

Магазин, Лиза, кружева.

  1. Игра «Что делает грузовик?».

Рассмотри картинки и скажи развернутым предложением, какие действия совершает грузовик. Используй в своих ответах слова отъезжает, выезжает, наезжает, переезжает, подъезжает, въезжает, проезжает, заезжает.

Образец. Грузовик отъезжает от гаража.

  1. Игра «Исправь ошибки».

Жанна купила в магазине желтые занавеска.

«Газель» заезжала из гаража.

От сильного солнца Лиза зажмурил глаза.

За ограждением построили пять гаражи.

  1. Игра с картинками.

7.1. Рассмотри бегущих друг за другом детей. Прочитай и запомни их имена.

7.2. Ответь на вопросы полным предложением.

За кем бежит Женя? (Женя бежит за Зоей.)

За кем бежит Жанна?

За кем бежит Захар?

7.3. Рассмотри стоящих детей, запомни их имена.

7.4. Ответь на вопросы полным предложением.

Между кем стоит Женя? (Женя стоит между Жанной и Зоей.)

Между кем стоит Жанна?

  1. Объясни, как ты понимаешь эти выражения.

Чужими руками жар загребать – (не трудясь самому, пользоваться тем, что делают другие).

Задать жару – (загонять, замучить множеством дел, поручений или сделать строгий выговор).

За живое задеть – (обидеть, уязвить или взволновать, коснувшись чего-то важного).

Лезть на рожон – (совершать действия, заранее обреченные на провал).

Дифференциация звуков [ж] – [з] в чистоговорках

Произнеси чистоговорки.

За – жа – за – Зою жду у гаража.

Зда – жда – зда – ходят часто поезда.

Жу – зу – жу – Тузика я привяжу.

Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.

Произнеси чистоговорку и дай правильный ответ: так бывает или нет?

Жа – за – жа – режу хлеб я без ножа.

За – жа – за – открываю я глаза.

Жи – зы – жи – пишут ручками ежи.

Зу – жу – зу – загорали мы в грозу.

Зы – жи – зы – испугались мы грозы.