Состав министерства образования рф. Министерство образования и науки российской федерации

О внесении в Госдуму законопроекта о вопросах госаккредитации образовательной деятельности Распоряжение от 9 июня 2018 года №1149-р. Цель законопроекта – при государственной аккредитации образовательной деятельности законодательно закрепить обязательный учёт сведений о независимой оценке качества подготовки студентов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагается дополнить нормой, предусматривающей, что Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности должен быть установлен обязательный учёт таких сведений.

14 мая 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о вопросах госаккредитации образовательной деятельности Цель законопроекта – при государственной аккредитации образовательной деятельности законодательно закрепить обязательный учёт сведений о независимой оценке качества подготовки студентов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагается дополнить нормой, предусматривающей, что Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности должен быть установлен обязательный учёт таких сведений.

27 апреля 2018 , Развитие Крыма О дополнительных бюджетных ассигнованиях на строительство и реконструкцию Международного детского центра «Артек» Распоряжение от 27 апреля 2018 года №782-р. Из резервного фонда Правительства России дополнительно выделяются средства в размере 3,3 млрд рублей на финансирование работ по противооползневой и инженерной защите территории спальных корпусов и центра инновационных образовательных технологий детского лагеря «Солнечный» МДЦ «Артек».

23 апреля 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан О внесении в Госдуму законопроекта об уточнении некоторых вопросов правового регулирования в сфере образования Распоряжение от 23 апреля 2018 года №742-р. Цель законопроекта – приведение двух законодательных актов в соответствие с положениями и терминологией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

18 апреля 2018 , Молодёжная политика О расширении направлений государственной поддержки общественных организаций в сфере молодёжной политики Постановление от 18 апреля 2018 года №467. Перечень направлений, по которым Росмолодёжь будет предоставлять субсидии общественным организациям в сфере молодёжной политики, расширен. Начиная с 2018 года субсидии будут предоставляться в том числе на создание условий для развития массового студенческого спорта, на реализацию волонтёрских инициатив в сфере образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, на распространение среди населения знаний о профилактике социально значимых заболеваний.

13 апреля 2018 Поручения Минобрнауки по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О ходе реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

12 апреля 2018 , Молодёжная политика О конкурсе молодёжных проектов Северо-Кавказского федерального округа Постановление от 12 апреля 2018 года №442. В Ставропольском крае с 2011 года проводится Конкурс молодёжных проектов Всекавказского молодёжного форума. В целях оказания поддержки проектам участников конкурса в рамках молодёжных форумов, которые проводят все субъекты Северо-Кавказского федерального округа, изменено название конкурса – Конкурс молодёжных проектов Северо-Кавказского федерального округа.

9 апреля 2018 , Об изменениях в порядке разработки и реализации «дорожных карт» Национальной технологической инициативы Постановление от 3 апреля 2018 года №401. Уточняются новые инструменты финансовой поддержки проектов, включённых в планы мероприятий («дорожные карты») Национальной технологической инициативы, корректируется процесс экспертизы и отбора таких проектов. Решения направлены на расширение круга участников НТИ и будут способствовать развитию новых перспективных рынков высокотехнологичной продукции.

9 апреля 2018 , О реализации проектов Национальной технологической инициативы Постановления от 3 апреля 2018 года №402 и №403. АО «Российская венчурная компания» наделено функциями проектного офиса НТИ в части организации конкурсного отбора центров НТИ, а некоммерческая организация «Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы» – функциями оператора в части финансирования центров НТИ. Утверждены Правила организации и проведения технологических конкурсов в целях реализации НТИ.

9 апреля 2018 , Технологическое развитие. Инновации Об утверждении плана по устранению административных барьеров и правовых ограничений при реализации «дорожной карты» «Нейронет» Распоряжение от 30 марта 2018 года №552-р. План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Нейронет» предусматривает системное регулирование по направлениям: «Нейрофарма», «Нейроассистенты и искусственный интеллект» и «Нейромедтехника».

2 апреля 2018 , О бюджетных ассигнованиях на реализацию проектов Национальной технологической инициативы Распоряжение от 30 марта 2018 года №557-р. Средства в размере 9,6 млрд рублей выделяются на реализацию проектов Национальной технологической инициативы. Эти средства предусмотрены в федеральном бюджете на 2018 год.

2 апреля 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении некоторых вопросов правового регулирования в сфере образования Цель законопроекта – приведение двух законодательных актов в соответствие с положениями и терминологией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Об утверждении Программы деятельности Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» на 2018–2022 годы Распоряжение от 24 марта 2018 года №502-р. Основные задачи Программы – создание экспериментальных, опытных и опытно-промышленных образцов новой техники и технологий, соответствующих приоритетным направлениям научно-технологического развития России.

7 марта 2018 Поручения Минобрнауки по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа О ситуации на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа.

1

Напомним, Министерство учреждено 15 мая 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 682. Министром науки и высшего образования РФ назначен Михаил Михайлович Котюков .

В полномочия ведомства входят функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий; развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики и др.
  • Академический треугольник

    ​Эффективность российской науки проверят по 35 параметрамМихаил Котюков: Экзамен на результативность пройдут все научные организации РоссииМожно ли существенно увеличить зарплаты ученым, не сокращая штаты? Зачем массово объединять институты? Насколько болезненным для науки окажется смена за год почти трети руководителей институтов? Об этом корреспондент "РГ" беседует с Михаилом Котюковым - руководителем Федерального агентства научных организаций (ФАНО), которому переданы академические институты.

  • Белорусско-Российский государственный университет получил новое оборудование в рамках проекта Союзного государства

    ​Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков посетил Белорусско-Российский университет (г. Могилев), где вместе с Министром образования Республики Беларусь Игорем Карпенко осмотрел новые лаборатории и встретился со студентами.

  • «Диалог»: будущее российского высшего образования

    ​Беседа министра науки и высшего образования Михаила Котюкова и ректора МГУ Виктора Садовничего о будущем российского высшего образования, национальном проекте "Наука" и перспективах развития импортозамещения в России.

  • Ученые и бизнес обсудили проблемы государственно-частного партнерства

    В рамках Красноярского экономического форума Федеральное агентство научных организаций провело круглый стол "Применение механизма государственно-частного партнерства в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития".

  • В Томске объявлена аккредитация журналистов на форум U-NOVUS - 2017

    ​Для получения аккредитации журналистов на форум U-NOVUS - 2017 нужно заполнить регистрационную форму участника на сайте форума. Как сообщили НИА Томск в администрации Томской области, журналистам, планирующим освещать работу форума, при заполнении графы "Форма участия" необходимо выбрать категорию "СМИ" и указать наименование СМИ.

  • Глава Минобрнауки рассказал, будет ли меняться число бюджетных мест в вузах

    Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков рассказал, будет ли изменяться количество бюджетных мест в российских вузах. "Законодательно установлен объем так называемой государственной гарантией, то есть количество людей, которые могут обучаться за счет средств федерального бюджета.

  • По итогам визита Михаила Котюкова в Екатеринбург

    Михаил Котюков посетил Екатеринбург - один из самых науко- и вузоемких городов России. Программа визита была насыщенной. Глава Минобрнауки встретился с полпредом президента страны в Уральском Федеральном округе Николаем Цукановым и губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым.

  • , ул. Тверская , д. 11
    55°45′37″ с. ш. 37°36′33″ в. д. H G Я O L

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России ) - федеральный орган исполнительной власти России, действовавший в 2004-2018 годах (и ранее в 1996-1999 гг.) и осуществлявший функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования , научной , научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий , государственных научных центров и наукоградов , интеллектуальной собственности , а также в сфере молодёжной политики, воспитания , опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

    Прекратило существование в связи с разделением на два ведомства: министерство просвещения Российской Федерации и министерство науки и высшего образования Российской Федерации .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Фильм для Министерства образования и науки РФ

      ✪ «Час с министром» - Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева

      ✪ Круглый стол Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ

      ✪ Министр образования и науки РФ Васильева О.Ю. на ПМОФ-2018

      Субтитры

    История

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) образовано в 2004 году и являлось правопреемником Министерства образования Российской Федерации, преобразованного в 1999 году из Министерства образования и науки Российской Федерации (1996−1999), которое было образовано из двух ведомств: до 1996 года начальным и средним (в том числе средним специальным и профессионально-техническим) образованием управляло Министерство образования Российской Федерации (1991−1996), а высшим и послевузовским образованием и наукой - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (1993−1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991−1993). Последнее было реорганизовано (путём передачи ему вопросов высшей школы от Министерства образования) из просуществовавшего лишь две недели в ноябре 1991 года Министерства науки и технической политики РСФСР , которое объединило ведомства СССР и РСФСР: Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Государственный комитет СССР по науке и технологиям. Министерство образования РСФСР (позже Российской Федерации), созданное в 1988 году (при объединении Министерства просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию), при распаде СССР в 1991 году стало правопреемником:

    • Государственного комитета СССР по народному образованию ( −), образованного в результате слияния трёх министерств СССР:
      • Министерство высшего и среднего специального образования СССР (Минвуз СССР)
      • Министерство профессионально-технического образования СССР.

    Министерство образовано при создании первого правительства Фрадкова указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года. К нему перешли функции по принятию нормативных актов упразднённого этим же указом Министерства образования Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных актов упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в сфере науки) и реорганизуемого Российского агентства по товарным знакам.

    Одновременно функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности были переданы в ведение создаваемых четырёх федеральных служб и агентств, подконтрольных министерству, - Федеральному агентству по образованию , Федеральному агентству по науке , Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки .

    Министром в тот же день был назначен Андрей Александрович Фурсенко , который ещё с ноября 2003 года исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации № 158 от 6 апреля 2004 года была установлена численность центрального аппарата министерства - 380 человек - и адреса его размещения: улица Тверская , дом № 11/4; Брюсов переулок , дом № 21, строение 1 и 2; Чистопрудный бульвар , дом № 6 (в здании бывшего Министерства образования Российской Федерации на улице Люсиновской было размещено Федеральное агентство по образованию). Также было установлено, что центральный аппарат имеет 6 департаментов по основным направлениям деятельности, а министр имеет двух заместителей.

    20 мая 2004 года подведомственное министерству Федеральное агентство по науке было переименовано в .

    13 августа 2005 года учреждена дополнительная должность статс-секретаря - заместителя министра.

    18 августа 2008 года количество заместителей министра было увеличено до пяти, численность центрального аппарата - до 430 человек, а количество департаментов - до семи.

    15 мая 2010 года количество заместителей министра было увеличено до семи, численность центрального аппарата - до 850 человек, а количество департаментов - до восемнадцати.

    Под эгидой Министерства и Федерального агентства по образованию проводится Всероссийская олимпиада школьников по 21 предмету (данные 2007 года). Минобрнауки России координирует вопросы реализации Приоритетного национального проекта «Образование» .

    Согласно указу Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года (вступил в силу 10 марта) были упразднены Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) с передачей их функций непосредственно Министерству образования и науки .

    Согласно указу Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам была переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности и выведена из подчинения Минобрнауки России вместе с расширением круга регулируемых ею вопросов .

    Во второй половине 2010-х годов периодически озвучивалась идея разделения Минобрнауки на два ведомства: одно ответственное за образование, другое - за науку.

    15 мая 2018 года Минобрнауки было разделено на два отдельных министерства - Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования . Рособрнадзор и Росмолодёжь перешли в управление Правительства РФ .

    Компетенция Минобрнауки России

    Минобрнауки России регулирует в следующих областях:

    • научная , научно-техническая деятельность и инновационная деятельность в научно-технической сфере;
    • развитие федеральных центров науки и высоких технологий ;
    • государственные научные центры и наукограды ;
    • воспитание , опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан;
    • социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений ;
    • уникальные научные стенды и установки;
    • национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

    Руководство

    Министры

    Заместители министра

    • Фридлянов, Владимир Николаевич (5 апреля 2004 - 15 мая 2010 )
    • Свинаренко, Андрей Геннадьевич (8 апреля 2004 - 22 марта 2007 )
    • Ливанов, Дмитрий Викторович (19 ноября 2005 - 27 марта 2007 ) - статс-секретарь
    • Сентюрин, Юрий Петрович (27 апреля 2007 -11 ноября 2010; до 16 июня 2010 - статс-секретарь)
    • Калина, Исаак Иосифович (11 сентября 2007 - 9 ноября 2010)
    • Миклушевский, Владимир Владимирович (1 сентября 2008 - 19 октября 2010)
    • Хлунов, Александр Витальевич (1 сентября 2008 - 8 февраля 2010)
    • Пономарёв, Алексей Константинович (9 июня 2010 - 17 апреля 2012 )
    • Мазуренко, Сергей Николаевич (25 марта 2010 - 7 июня 2012 )
    • Биленкина, Инна Петровна (15 июня 2010 - 1 августа 2012 )
    • Лобанов, Иван Васильевич (16 июня 2010 - 28 января 2011 ) - статс-секретарь
    • Камболов, Марат Аркадьевич (12 ноября 2010 - 2 августа 2014 )
    • Дулинов, Максим Викторович (17 ноября 2010 - 9 июня 2012 )
    • Реморенко, Игорь Михайлович (3 февраля 2011 - 20 июля 2013 ; до 5 июня 2012 - статс-секретарь)
    • Климов, Александр Алексеевич (14 июня 2012 - 9 сентября 2016 )
    • Федюкин, Игорь Игоревич (14 июня 2012 - 6 июня 2013 )
    • Повалко, Александр Борисович (18 июня 2012 - 15 декабря 2016 )
    • Третьяк, Наталья Владимировна (18 июня 2012 - 8 декабря 2016 ; до 2 августа 2013 - статс-секретарь, после - первый заместитель)
    • Толстикова, Екатерина Андреевна (11 сентября 2014 - 12 ноября 2016 )
    • Переверзева, Валентина Викторовна (с 22 марта 2017 ) - первый заместитель
    • Каганов, Вениамин Шаевич (с 25 июня 2013 )
    • Огородова, Людмила Михайловна (с 26 августа 2013 )
    • Кузнецова, Ирина Владимировна (с 1 декабря 2016 )
    • Трубников, Григорий Владимирович (c 25 января 2017 )
    • Зенькович, Павел Станиславович (с 6 февраля 2017 ) - статс-секретарь
    • Синюгина, Татьяна Юрьевна (с 25 марта 2017 )

    Структура центрального аппарата

    Ведомственные награды (описание)

    Медаль Л. С. Выготского

    Медаль Л. С. Выготского - ведомственная медаль Министерства образования и науки Российской Федерации, учреждённая приказом Минобрнауки России № 546 от 12 мая 2016 года (уточнения внесены приказом № 1223 от 26 сентября 2016 года ). Учреждение медали было связано с празднованием 120-летнего юбилея со дня рождения Л. С. Выготского, внёсшего значительный вклад в развитие наук о развитии человека в природе, культуре и обществе.

    Порядок награждения

    Медалью Л. С. Выготского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области психологических наук, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук и осуществляющих научную или образовательную деятельность (далее - работники), внесшие значительный вклад:

    в развитие культурно-исторического подхода в психологии; в совершенствование методов психологического и педагогического сопровождения граждан; в научно-методическое обеспечение психологической поддержки. Медалью награждаются работники, имеющие стаж работы в области психологических наук не менее 20 лет, в том числе в представляющей к награждению образовательной или научной организации не менее 5 лет.

    Описание знака награды

    Медаль Л. С. Выготского имеет форму правильного круга диаметром 27 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон высотой 0,5 мм и шириной 1 мм изготавливается из сплава нейзильбер с последующим оксидированием.

    На лицевой стороне медали прямое рельефно-графическое изображение портрета Л. С. Выготского. По окружности медали с правой стороны рельефная надпись буквами "ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ" и обозначены годы его жизни 1896-1934.

    На оборотной стороне по кругу надпись «Министерство образования и науки Российской Федерации», в центре выпуклыми заглавными буквами в 4 строки надпись «ЗА ЗАСЛУГИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК», снизу вверх по окружности направо и налево - по одной лавровой ветви.

    Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с четырехугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм, обтянутой белой шелковой муаровой лентой шириной 20 мм. В середине ленты две вертикальные поперечные синие полоски шириной 3 мм, разделяемые белой полоской в 1 мм. Боковые края ленты окаймлены синей полоской шириной 1 мм. Снизу колодки - рельефное изображение лавровых ветвей. Оборотная сторона колодки представляет собой металлическую пластину с креплением в виде булавки.

    Министерства образования и науки Российской Федерации.

    Награда была учреждена 13 января 1999 года приказом Министерства общего и профессионального образования России № 44 от 13.01.1999 . В 2004 году в связи с переименованием министерства приказом Минобрнауки № 84 от 06.10.2004 положение было переработано и опубликовано под наименованием «Положение о знаках отличия в сфере образования и науки» . Преобразована и прекратила существование в прежнем виде 26 сентября 2016 года в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 1223 от 26.09.2016 .

    Порядок награждения

    Награждаются работники образовательных учреждений (организаций) высшего и дополнительного профессионального образования, органов управления образованием, работники образовательных учреждений (организаций) других министерств и ведомств, а также работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за:

    • значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса в свете современных достижений науки, техники и культуры, реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, а также программ соответствующего дополнительного образования и переподготовки специалистов, обеспечении единства обучения и воспитания, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
    • внедрение в образовательный процесс форм и методов организации и проведения занятий, контроля знаний и новых технологий, которые обеспечивают развитие самостоятельности студентов, индивидуализацию их обучения;
    • успехи в практической подготовке студентов, аспирантов и слушателей, руководство научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельностью обучаемых;
    • достижения в исследованиях по актуальным проблемам фундаментальных, поисковых, прикладных наук, в том числе, по проблемам образования;
    • достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры;
    • успехи в разработке учебной литературы и производстве учебных пособий и оборудования;
    • заслуги в подготовке и повышении педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров, переподготовке специалистов системы высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования;
    • успехи в организации финансово-хозяйственной деятельности, развитие и укрепление материально-технической и экспериментально-производственной базы учреждений (организаций) образования;
    • постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).

    Награждаются работники, имеющие стаж работы в системе соответствующего профессионального образования не менее 15 лет.

    Награждение производится приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

    Вручение нагрудного знака «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и соответствующего удостоверения к нему производится в торжественной обстановке по месту работы награждённого.

    Привилегии награждённых

    Почётным работникам высшего профессионального образования Российской Федерации работающим в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, может устанавливаться ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20 процентов включительно от должностного оклада за счет средств образовательного учреждения.

    Описание знака награды

    Знак награды представляет собой медаль с прикрепляемой при помощи ушка и кольца с прямоугольной колодкой размером 25 мм на 15 мм и обтянутой белой шелковой муаровой лентой. Боковые края ленты окаймлены синей поперечной полоской шириной 3 мм на расстоянии 1 мм от краев, а в середине ещё две поперечные полоски шириной 3 мм. Снизу колодки - рельефное изображение лавровых ветвей. На лицевой стороне медали имеется надпись «Почётный работник высшего профессионального образования», окаймленная с правой стороны оливковой ветвью.

    Знак награды носится на правой стороне груди под государственными наградами Российской Федерации.

    См. также . Дата обращения 18 марта 2018.
  • Минобрнауки РФ займется вопросами молодежной политики в России
  • СМИ сообщили о планах разделения Минобрнауки на два ведомства (неопр.) . Lenta.ru (20 августа 2016). Дата обращения 12 мая 2018.
  • Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:

    • Министерство просвещения РФ
    • Министерство науки и высшего образования РФ
    • Рособрнадзор

    История делений и объединений Министерств образования в России?

    • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
    • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
    • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
    • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
    • 1996 год: С 1996 года до 1999 года - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
    • 2000 год: С 2000 до 2015 - Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

    Деление сферы образования СССР на несколько ведомств

    Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:

    • Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз) СССР,
    • Министерство просвещения СССР,
    • Министерство профессионально-технического образования СССР.

    Чем будет заниматься Министерство просвещения?

    С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:

    • общего образования,
    • среднего профессионального образования
    • профессионального обучения,
    • дополнительного образования детей и взрослых,
    • воспитания.

    По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.

    Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

    Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

    • высшего образования,
    • соответствующего дополнительного профессионального образования,
    • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
    • нанотехнологий,
    • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
    • государственных научных центров и наукоградов.

    Министерство просвещения через призму истории

    До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

    После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

    • 1917 – 1929 : Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
    • 1929 – 1937 : Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
    • 1937 – 1940 : Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
    • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

    С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

    • 1946 - 1947 : Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
    • 1947 – 1949 : Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
    • 1949 – 1956 : Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
    • 1956 – 1967 : Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
    • 1967 – 1980 : Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
    • 1980 – 1990 : Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

    После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

    • 1990 – 1992 : Днепров Эдуард Дмитриевич, первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
    • 1992 – 1996 : Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
    • 1996 – 1998 : Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
    • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет - RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
    • 1998-2004 : Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
    • 2004 – 2012 : Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
    • 2012 -2016 : Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
    • 2016 – 2018 : Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина - министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

    С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства :

    Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

    Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

    5 любопытных фактов о министре науки и высшего образования (это новый) 16 лет занимался финансами и только четыре года — наукой «Обалдеть!»: как в РАН отреагировали на Котюкова
    Мы, граждане России, конечно будем посмотреть, кто из ху и что из этого выйдет... Но кое-какие предварительные сведения о новом назначенце нового министерства знать все-таки надо.

    Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил состав нового правительства. Министерство просвещения возглавила Ольга Васильева, а министерство науки и высшего образования — 41-летний Михаил Котюков, руководитель Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Вот некоторые интересные факты о новом министре Котюкове.

    Итак, 5 фактов

    1. Попал в политику благодаря своему преподавателю

    Михаил Котюков окончил Красноярский государственный университет (КГУ) по специальности «финансы и кредит» в 1999 году. Там же началась его управленческая карьера. Декана КГУ Валерия Зубова избрали губернатором Красноярского края, и он решил провести эксперимент — привлечь к управлению своих молодых студентов. Михаил Котюков оказался среди тех, кому предложили пост в краевой администрации. Ещё на третьем курсе он стал главным экономистом кредитного отдела Финансового управления администрации Красноярского края. К концу обучения его назначили начальником контрольно-ревизионного отдела Финуправления.

    2. 16 лет занимался финансами и только четыре года — наукой

    В разное время Михаил Котюков работал в администрации Красноярского края, занимался частным бизнесом, был заместителем губернатора и министром финансов Красноярского края. В 2012 году он стал заместителем министра финансов России Антона Силуанова. Уже через год Дмитрий Медведев назначил его руководителем Федерального агентства научных организаций (ФАНО), созданного в рамках реформы РАН. Были те, кто недоумевал, почему Котюкова назначили на такой пост. Некоторые считают, что его кандидатуру продвинула Ольга Голодец, которая курировала реформу РАН, а до этого работала с ним в Красноярском крае.

    3. Стал руководителем ФАНО в 36 лет

    Федеральное агентство научных организаций появилось в 2013 году в рамках реформы Российской академии наук (РАН). До 2018 года ФАНО руководило научными организациями, но 15 мая этого года агентство упразднили — оно войдёт в состав нового Министерства науки и высшего образования. Когда ФАНО только создали, многие учёные были настроены крайне скептически — им не нравилось, что руководить ФАНО будет человек, не имеющий отношения к науке. К тому же они боялись, что после реформы станет больше бюрократии. Подводя итоги работы Михаила Котюкова, некоторые учёные говорят, что ожидали худшего. Другие считают, что деятельность ФАНО всё же негативно сказалась на научном сообществе.

    4. Четыре месяца был проректором Сибирского федерального университета

    И это всё, что связывало Михаила Котюкова с наукой до того, как его назначили руководителем Федерального агентства научных организаций. Он занимал пост проректора по экономике и финансам с марта по июль 2007 года. Бывшие коллеги утверждают, что Котюков «оставил в вузе яркий и неизгладимый след».

    5. О его личной жизни почти ничего не известно

    Коллеги Котюкова вспоминают, что он всегда был непубличным человеком — о работе мог говорить сколько угодно, о личной жизни — никогда. Известно, что у Михаила Котюкова есть жена, сын и дочь. Редактор красноярской газеты «Конкурент» Игорь Рудик описывает чиновника как «высокого, спортивного, харизматичного» человека с «репутацией вундеркинда». По словам Рудика, в одном из интервью Котюков признался, что он рос в довольно бедной семье без отца — его воспитанием занимались бабушка и мама.

    15 мая Владимир Путин издал указ, согласно которому министерство образования и науки разделят на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Первое ведомство будет отвечать за школьное и средне специальное образование, а второе — за развитие вузов, науки и нанотехнологий.


    «Обалдеть!»

    Министром науки и высшего образования России станет нынешний руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Президент России Владимир Путин согласовал персоналии всех министров и заместителей правительства, предложенные главой кабинета министров.

    Одним из главных изменений в структуре правительства, о котором стало известно 15 мая, стало разделение Минобрнауки на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Соответствующий проект структуры нового правительства вечером президенту представил премьер-министр Дмитрий Медведев.

    В компетенцию Министерства просвещения войдут вопросы общего образования, тогда как второе ведомство будет отвечать за высшие учебные заведения и развитие науки в целом. Как пояснил премьер, такое решение «позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

    Из целей и задач нового министерства следует, что его деятельность будет разделена на две части: курирование вузовской и академической наук.

    Поэтому насущный вопрос сейчас — как будут переформатироваться эти потоки средств».

    По мнению эксперта, на новой должности Михаилу Котюкову поможет его междисциплинарный и разнопрофильный опыт работы на прошлых позициях. «Он работал и в университете, изнутри понимает механику, особенности управления вузами, с другой стороны, он работал управленцем в социальной сфере, работая в Минфине, — продолжает Лешуков. — И, наконец, последние несколько лет за его плечами непростая работа в ФАНО, где ему приходилось общаться с разными представителями науки в нашей стране: и академиками, и чиновниками, и с университетской наукой. Этот широкий опыт как раз должен сыграть на пользу, так как задачи перед ним стоят сложные

    — выстроить кооперацию между академической и вузовской наукой».

    Традиционно более критические мнения вызвала фигура Михаила Котюкова со стороны академической науки. Ведь последние четыре года именно ФАНО вело оперативное управление вузами, которые в рамках реформы РАН отошли от Академии наук. И большинство ученых говорят, что с приходом ФАНО для них увеличился объем бумажной работы и проблем с бюрократией.

    «Обалдеть! Удивительный вариант, — искренне воскликнул один из опрошенных «Газетой.Ru» академиков, узнав о назначении Котюкова. — Это, конечно, безобразие — назначать человека с финансовым бэкграундом, который никогда в науке не работал, главой Министерства науки и высшего образования!

    Это полный нонсенс. Он не понимает, что такое наука, в ней надо поработать какое-то количество лет, чтобы понимать, что это за область деятельности.

    Но все-таки это не самый плохой вариант. Осторожный позитив связан с тем, что худо-бедно ученых он все-таки слушал. Он вполне прислушивался к мнению Научно-координационного совета ФАНО, понимал свои недостатки в плане образования и опыта, то есть он обучаемый человек».

    По словам ученого, согласившегося говорить с «Газетой.Ru» на условиях анонимности, для министра такого масштаба «очень не вредно» иметь международную репутацию — причем не управленческую, а научную. «Представьте себе — он будет рулить участием России в международных научных проектах. Надо же понимать, что это за проекты!» — добавил он.

    Ранее положительно воспринял известие о разделении Минобрнауки вице-президент РАН академик Алексей Хохлов. «Безусловно, я вижу в этом одни плюсы, я неоднократно говорил, что поддержу любую схему реорганизации, если университеты и научные институты будут в одном ведомстве. Так и случилось, и я этим очень удовлетворен, — заявил академик.— Наука требует притока новых кадров, поэтому она тесно связана с высшим образованием. Разделение пошло верным путем. Ведь средняя школа, детские сады, ясли -— это все-таки специальные вопросы, и пусть этим занимается Министерство просвещения, хотя тут тоже есть вопросы, связанные с высшим образованием, ведь у нас есть школы и колледжи при университетах. Но, тем не менее, эти вопросы можно решить в рамках двух ведомств».

    «Я испытываю большое уважение к Михаилу Котюкову. Он безусловно квалифицированный человек с государственным мышлением, и я понимаю, что он зажат в определенных рамках», — заявил Михаил Маров, академик, завотделом планетных исследований и космохимии Института геохимии и аналитической химии РАН

    Ранее своим указом президент России упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), передав его функции Министерству высшего образования и науки Российской Федерации.

    Отныне функции управления академическими институтами переходят в Министерство науки и высшего образования. Основные задачи, которые предстоит решать этому Министерству, сформулированы в указе президента.

    В частности, это обновление приборной базы на 50% и создание в России минимум пятнадцати научно-образовательных центров мирового уровня с участием инновационных предприятий, выпускающих конечную продукцию.

    «Думаю, новое министерство сконцентрируется на выполнении этих задач. Но все же нельзя забывать, что важнейший сектор науки — это академическая наука. Она должна сохранить свою идентичность, и, надеюсь, она ее сохранит», — уверен Хохлов.

    Нынешнее Министерство образования и науки создано в 2004 году и является правопреемником Министерства образования, преобразованного в 1999 году из Министерства образования и науки Российской Федерации. До 1996 года начальным и средним образованием управляло Министерство образования, а высшим и послевузовским образованием и наукой — Государственный комитет по высшему образованию.

    Ранее в качестве кандидатов на пост министра науки назывались нынешний замглавы Минобрнауки академик Григорий Трубников и глава Российского научного фонда Александр Хлунов.