Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач табличным способом Юра и гриша занимаются в театральной

Тема: «Логика». Урок: "Решение логических задач табличным способом".


Описание работы: Логика одна из традиционных тем, которая присутствует в любом варианте курса информатики. Данный материал будет полезен для учителей информатики, желающих сделать свои уроки интереснее, мотивировать учеников для дальнейшего изучения темы. Успешное решение трудной задачки, потребовавшей немалых умственных усилий, приносит чувство удовлетворения, независимо от того отличаются они особой одарённостью или нет, но кроме того, эти занятия способствуют совершенствованию умения решать те проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Развитие навыков решения задач, безусловно, способствует повышению уровня интеллекта. Возраст учащихся 7 – 9 класс. Представленные задания можно использовать как в процессе проведения урока по предмету, так и для внеурочных мероприятий или включать в тестовые работы. Некоторые задачи даны с решениями.
Цели занятия:
- знакомство с логическими задачами. Знакомство с табличным способом решения задач.
- развитие логического мышления, повышение уровня интеллекта.
- совершенствованию вашего умения решать те проблемы, которые ставит перед вами жизнь.
Ход урока:
1. Объяснение темы, совместное решение задач
2. Самостоятельная работа
3. Домашнее задание

1. Объяснение темы, совместное решение задач.

Главным в предлагаемых задачах является способ решения - построение таблицы, строки которой соответствуют элементам одного из рассматриваемых в условии задачи множеств, столбцы - элементам другого, пересечение строки и столбца - комбинации двух элементов разных множеств. С помощью такой таблицы анализируются условия задачи, делаются выводы, проверяется избыточность, полнота и правильность выводов.

Задача 1. После соревнований бегунов на табло появилась надпись:
Рустам не был вторым.
Эдуард отстатл от Рустама на два места.
Яков не был первым.
Галина не была не первой ни последней.
Карина финишировала сразу за Яковом.
Кто же победил в этих соревнованиях? Каково было распределение бегунов на финише?

Решение:
Рисуем таблицу, где столбцы –имена детей, а строки – номера мест. Читаем задачу, пошагово анализируем условие и ставим в таблицу «+», если соответствие установлено и «–», если точно соответствия нет.
Так как Рустам не был вторым и Эдуард отстал от Рустама на два места, то Эдуард не может быть ни первым, ни вторым, ни четвёртым.

Яков не был первым и Галина не была не первой ни последней и так как Карина финишировала сразу за Яковом то она не могла быть ни первой ни второй.


Отсюда видно, что Рустам был первым тогда Эдуард (по условию 2) был третьим.

Так как Карина финишировала сразу за Яковом, то очевидно, что Яков был четвёртым, а Карина последней и тогда Галина была второй.

Итак, можно выделить
Пять простых шагов на пути поиска решения логических задач.
1. Составляйте таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты.
2. Внимательно читайте каждое утверждение, так как в каждом содержится что-то такое, что позволит вам исключить хотя бы один из вариантов.
3. Старайтесь отыскать ключевое утверждение, оно поможет развязать весь клубок.
4. После того как вы сравнили все утверждения и исключили из них те, невероятность которых была на поверхности, сравните утверждения между собой, установите связи и противоречия.
5. Решение можно найти простым методом последовательных исключений.

Чем больше будете тренироваться, тем лучше у вас это будет получаться. А теперь за дело.

Задача 2.
В субботний вечер Семен, Коля и Витя решили развлечься. У них был выбор: кино, рок-концерт или танцы.
Семён любит кино, но к танцам менее нетерпим, чем к рок-музыке.
Коля любит танцевать, но готов пойти в кино скорее, чем на рок концерт.
Витя любит рок-музыку меньше чем танцы, но кино ему всё-таки не так неприятно, как танцы или концерт.
Поскольку вопрос решатся большинством голосов, то куда, на ваш взгляд отправились эти ребята?
Задача 3.
Трое мальчиков Костя, Фома и Марат дружили с тремя девочками – Женей, Светой и Мариной. Но вскоре компания разделилась на пары, потому, что оказалось:
Света ненавидит ходить на лыжах.
Костя, Женин брат часто катается со своей подружкой на лыжах
А Фома теперь бежит на свидание к Костиной сестре.
С кем же проводит время Марат?

Задача 4.
Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет.



Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы.
Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.
Из чего состоял завтрак каждого из друзей?

Решение: Так как
Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром;
Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье;
Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов;
Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы;
Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то:

Второй раз проанализируем условия.
Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.

Третий раз проанализируем условия.
Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье
Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром


Задача 5.
В одном небольшом кафе в смене одновременно работали 5 человек: администратор, повар, кондитер, кассир, дворник. Одновременно на работу выходили мисс Галбрейт, мисс Шерман, мистер Вильямс, мистер Вортман и мистер Блейк. При этом известно, что:
1. Повар – холостяк.
2. Кассир и администратор жили в одной комнате, когда учились в колледже.
3. Мистер Блейк и мисс Шерман встречаются только на работе.
4. Миссис Вильямс расстроилась, когда муж сказал ей, что администратор отказал ему в отгуле.
5. Вортман собирается быть шафером на свадьбе у кассира и кондитера.
Кто на какой должности в этом кафе?

Решение:


Естественно, что на уроке я не использую все предложенные задачи, а подбираю для каждого класса индивидуально, в зависимости от их подготовленности и способностей.

2.Задачи для самостоятельного решения.

Можно разделить учащихся на группы и каждой группе дать индивидуальное задание или подобрать задачи для каждого ученика.

Задача 1.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании. На вопрос, какие места они заняли, они ответили:
1) "Коля не занял ни первое, ни четвертое места".
2) “Боря занял второе место”.
3) “Вова не был последним”.
Какое место занял каждый мальчик?
Задача 2.
Три одноклассника - Влад, Тимур и Юра встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой - физиком, а третий - юристом. Один увлекся туризмом, другой - бегом, третий - регби.
1. Юра сказал, что, на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра - единственный врач в семье, заядлый турист.
2. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
3. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?
Задача 3.
Три друга - Иван, Дмитрий, Степан преподают различные предметы (химию, литературу, физику) в школах Москвы, Калининграда и Перми. Известно:
1) Иван работает не в Москве, а Дмитрий не в Калининграде;
2) москвич преподает не физику;
3) тот, кто работает в Калининграде, преподает химию;
4) Дмитрий преподает не литературу.
Какой предмет и в каком городе преподает каждый из товарищей?
Задача 4.
Четыре девочки Маша, Таня, София и Полина взяли в кафе сок. Каждая из них покупал только один сок, причем две из них купили сок яблочный, одна виноградный, и одна – грушевый. Известно, что у Маши и Тани разные вкусы. Разные соки взяли Маша с Софией, Полина с Софией, Полина с Машей и Таня с Софией. Кроме того известно, что Маша купила не грушевый сок. Определить, какой сок пила каждая из них.
Задача 6. (Один из вариантов «Задачи Эйнштейна»)
Пять домов стоят вдоль дороги, один за другим.
1. Доцент живёт в красном доме.
2. Гробовщик держит собак.
3. Сантехник пьёт чай.
4. Зелёный дом слева от белого.
5. Хозяин зелёного дома пьёт кофе.
6. Любитель «Примы» держит птицу.
7. Хозяин жёлтого дома курит «Беломор канал».
8. В центральном доме любят молоко.
9. Приёмщик стеклотары живёт в первом доме.
10. Курящий «Яву» сосед хозяина кошек.
11. Хозяин лошадей – сосед курящего «Беломор».
12. Любитель пива курит «Кубинские» сигары.
13. Ночной сторож предпочитает сигареты «Друг».
14. Приёмщик стеклотары живёт рядом с синим домом.
15. Курящий «Яву» сосед пьющего воду.
Кто держит рыб? (номер дома, цвет профессия, напитки)
Решение:


3. Домашнее задание.

Составить логическую задачу самостоятельно.
Удачи вам!

Задачи, составленные моими учениками.
Иванова Светлана, 7«Б» кл.
На дискотеку пошли 4 девочки: Маша, Оля, Рита. На медленный танец их приглашали Сергей, Рома, Саша, Паша. Кто с кем танцевал, если:
1) Оля не танцевала с Пашей;
2) Таня не танцевала с Пашей и Романом;
3) Рита танцевала с Ромой;
4) Оле понравился Сергей, но она не танцевала с ним.

Маякова Оксана, 9«А» кл.
Бизнесмены Боря Вова Гриша и Гена зарабатывают сумасшедшие деньги, их фамилии засекречены, но удалось их узнать, правда непонятно какая кому принадлежит. Их фамилии: Иванов, Енин, Сидоров, Петров. Так же наши шпионы выяснили:
1) Боря и Петров не имеют личные самолёты.
2) Гриша и Иванов вообще ничего личного не имеют, кроме счетов в швейцарском банке.
3) Гена теперь важнее Енина, хотя Енин и имеет личный самолёт.
4) Петров важнее Енина.
У кого какая фамилия?

Конева Ксения, 9«А» кл.
Четыре подружки: Даша, Маша, Ольга и Таня ходили в магазин покупать подарки. И все подарки разные. Блокнот, альбом, брелок, и книга. На вопрос кто какие подарки купил, они ответили так:
1) Даша и Оля не знали кто купил блокнот;
2) Оля сказала, что Даша и Маша вместе с ней посещали магазин, где продают брелки.
3) Даша не покупала альбом.
Кто какой подарок купил?

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55»

Х ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»

Учебное занятие по русскому языку в 3 классе

Каримуллина Лилия Рафаэлевна

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

2010 -

Тема: Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Цели:

Дидактические:

  1. Учить распознавать в предложении главные члены.
  2. Познакомить со способом выражения подлежащего существительными одушевленными и неодушевленными.
  3. Способствовать формированию навыков правописания непроверяемых безударных гласных в корне.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку, к русскому слову.
  2. Воспитывать потребность пользования словарями русского языка, энциклопедиями, справочниками.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию орфографической зоркости, речи учащихся, внимательности.
  2. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Оборудование: интерактивная презентация, карточки с буквами А и О, толковый словарь под ред. Ожегова, школьный этимологический словарь.

Тип урока: изучение нового материала .

Ход урока:

  1. Организация класса к уроку.

У нас все получится!

II. Каллиграфическое письмо.

аОа оАо

Ааа ооо

Какие буквы записаны?

Определите закономерность и запишите в тетради.

III. Актуализация знаний.

Словарная работа. (слайд 2)

Б_ГАЖ П_МИДОР

Г_РОХ К_РОВА

С_ЛОМА К_НВЕРТ

Г_ЗЕТА ГВ_ЗДИКА

Л_ПАТА УР_ЖАЙ

З_ВОД В_ГОН

Учащиеся поднимают карточки с буквами А или О, записывают слова в тетради.

Можно проверить написание слов? Почему?

Что общего у всех слов? Орфограмма в корне;

Слова – имена существительные ;

Словарные слова.

Найдите лишнее слово. Корова – одушевленное имя сущ.

(слайд 3)

А остальные слова? Неодушевленные .

Как понимаете фразеологизм « Как корова языком слизала» ?

(слайд 3)

Быстро и бесследно исчезло.

Каким членом предложения будет являться слово корова ?

Подлежащее.

- Ребята, над какой темой будем сегодня работать?

Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными. (слайд 4)

IV. Изучение нового материала.

  1. Разбор предложений. Запись под диктовку.

Загорелась в небе зорька. (зорька – яркое освещение горизонта

Перед восходом или заходом солнца)

На лугу пасется Зорька. (Зорька – корова)

Найдите подлежащее.

На какой вопрос отвечает?

Какой частью речи выражено?

Чем отличаются слова? (по написанию)

Чем похожи слова? (по звучанию)

Загорается в небе зорька. (сущ., неодуш., нарицат.)

Что?

На лугу пасется Зорька. (сущ., одуш., собств.)

Кто?

Вывод: подлежащее может быть выражено именами существительными одушевленными и неодушевленными.

Выделим сказуемые. Как найти сказуемое в предложении?

(от подлежащего, выраженного именем

Существительным, задаем вопрос что делает?)

  1. Чтение правила в учебнике на стр. 11

От подлежащего, выраженного неодушевленным именем существительным, к сказуемому тоже можно задать вопросы что делает? что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам.

  1. Физкультминутка.
  1. Игра «Хлопки»: одушевленное – неодушевленное.

Книга, кит, конфета, картофель, котенок, корова, кенгуру, карандаш, капуста, карась, крокодил, класс, коньки, кровать, кошка, комар, кукушка, кастрюля, квартира.

Что общего у этих слов? Имена существительные на букву К.

2. Игра на внимательность.

VI. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом. Задание: записать предложения, поставив соответствующую букву. Выделить подлежащее. (слайд 5)

Сережа (О, о)рлов увидел в небе (О, о)рлов.

Вот (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш, ш)арик

Петя (С, с)кворцов сделал домик для (С, с)кворцов.

Какой частью речи выражено подлежащее? Имя сущ.

Одушевленное или неодушевленное?

2. Работа по учебнику. Упр. 3, стр. 11 (устно).

Прочитайте предложения. О чем каждое из них?

Какими существительными – одушевленными или неодушевленными – выражены подлежащие? Назовите их.

Можно ли эти предложения объединить в текст? Прочитайте.

2, 1, 3.

Около дома растет верба. Весной на ней появляются пушистые серёжки. Радует верба прохожих своим необычным нарядом.

3. Упр.6, стр. 12. Задание: записать предложения, подчеркнуть подлежащие.

Что нового узнали о подлежащем?

VII. Разработка учебного проекта «Энциклопедия одного слова».

Ребята, вспомните, о каком слове мы говорили в начале урока?

Я предлагаю выполнить проект «Энциклопедия одного слова», а посвятить его слову «корова».

(помощник у доски вписывает в энциклопедию ответы учащихся)

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

VIII. Итог урока. Оценивание учащихся.

Сегодня на уроке мы узнали…

Мне было интересно…

Вызвало затруднение…

Домашнее задание: стр. 12 упр. 7

Разработать проект «Энциклопедия одного слова» с любым словом из словаря.

У нас всё получилось!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными. Русский язык, 3 класс Каримуллина Л.Р. учитель начальных классов МОУ «СОШ № 55» Г. Набережные Челны 2010

Вставьте пропущенные буквы: б _ гаж п _ мидор г _ рох к _ рова с _ лома к _ нверт г _ зета гв _ здика л _ пата ур _ жай з _ вод в _ гон а о о о а о а о о о о а

к о рова Как корова языком слизала.

Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Серёжа (О, о)рлов увидел в небе (О, о)рлов. Вот (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш, ш)арик. Петя (С, с)кворцов сделал домик для (С, с)кворцов. Серёжа Орлов увидел в небе орлов. Вот Шарик поймал воздушный шарик. Петя Скворцов сделал домик для скворцов. Поставь нужную букву:

Юра и Гриша занимаются в театральной студии. Света с мамой часто гуляют в соседнем парке. В углу комнаты на подстилке возились два щенка.

Божья коровка

Сегодня на уроке мы узнали… Вызвало затруднение… Мне было интересно… Домашняя работа: С. 12 упр. 7

Литература: 1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: «АРГО», 1996. 2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2002.


Задачи по теме «Логика»
Задача 1.

Неприятная история. В одном из классов школы разбито окно. Выбить стекло мог только кто-нибудь из четырех учеников: Леня, Дима, Толя и Миша. При опросе учеников каждый из них дал по три показания.

Леня . 1. Я не виноват. 2. Я даже не подходил к окну. 3. Миша знает, кто сделал.

Дима . 1. Стекло разбил не я. 2. С Мишей я не был знаком до поступления в школу.

3. Это сделал Толя.

Толя. 1. Стекло разбил не я. 2. Это сделал Миша. 3. Дима говорит неправду, утверждая, что я разбил стекло.

Миша . 1. Я не виноват. 2. Стекло разбил Леня. 3. Дима может поручиться за меня, т.к. знает меня со дня рождения.

При дальнейших расспросах каждый ученик заявил, что сделал два верных заявления и одно ложное. Попробуйте с помощью математической логики найти виновного.


Задача 2.

Один из четырех мальчиков испортил выключатель. На вопрос, кто это сделал, получены такие ответы:


  1. Это сделал или Миша, или Коля.

  2. Это сделал или Витя, или Коля.

  3. Это не могли сделать ни Толя, ни Миша.

  4. Это сделал или Витя, или Миша.
Можно ли по этим данным установить, кто виновен в поломке выключателя, если из четырех суждений три истинны.
Задача 3.

На марафонском беге было сделано два прогноза о местах, которые займут спортсмены Василенко, Левченко и Симченко, реально претендующие на призовые места :


  1. «Симченко будет первым, Василенко – вторым, а Левченко – третьим»;

  2. «Победит Василенко, Левченко придет вторым, а Симченко будет третьим».
После окончания состязания оказалось, что три фаворита действительно заняли три первых места, но оба предсказания оказались ложными. Ни в одном из предсказаний ни одно из мест не было названо правильно. Какое место занял каждый из спортсменов?
Задача 4.

Предстоят спортивные соревнования между четырьмя девятыми классами одной школы. В учительской живо обсуждаются возможные результаты, высказываются прогнозы.


  • Первое место займет 9А, а второе – 9 Б, - сказал учитель математики.

  • Да что вы! – сказал учитель географии. - Я недавно ходил с ними в поход и знаю их возможности. 9А займет второе место, а 9Г – только третье.

  • А я думаю, что на втором месте будет 9В, - сказала завуч школы, а 9Г будет на последнем месте.
Оказалось, что прогнозы их сбылись только наполовину. Какое место занял каждый класс?
Задача 5.

Шесть спортсменов - Адамов, Белов, Ветров, Глебов, Дронов и Ершов – в проходившем соревновании заняли первые шесть мест, причем ни одно место не было разделено между ними. О том, кто какое место занял, были получены такие высказывания :


  1. Кажется первым был Адамов, а вторым – Дронов.

  2. Нет на первом месте был Ершов, а на втором - Глебов.

  3. Вот так болельщики! Ведь Глебов был на третьем месте, а Белов – на четвертом.

  4. И вовсе было не так: Белов был пятым, а Адамов – вторым.

  5. Вы все перепутали: пятым был Дронов, а перед ним Ветров.
Известно, что в высказывании каждого болельщика одно утверждение истинное, а второе ложное. Определите, какое место занял каждый из спортсменов.
Задача 6.

Внимание Андрея, Дениса и Марата привлек промчавшийся мимо автомобиль.


  • Это английская машина марки «Феррари», - сказал Андрей.

  • Нет, машина итальянская марки «Понтиак», - возразил Денис.

  • Это «Сааб», и сделан он не в Англии, сказал Марат.
Оказавшийся рядом знаток автомобилей сказал, что каждый из них прав только в одном из двух высказанных предположений.

Какой же марки этот автомобиль и в какой стране изготовлен.


Задача 7.

В клуб служебного собаководства на очередную тренировку пришли со своими собаками Антон, Борис, Петр, Виктор и Олег. Желая подшутить над новым инструктором, на его вопрос «Кто же хозяин каждой из собак?», каждый юноша дал один правильный и один неправильный ответ .

Антон сказал: «Моя собака – Рекс, а собака Петра - Лайма».

Борис сказал: «Рекс – моя собака, а собака Виктора - Джек».

Петр сказал: «Собака Виктора – Зевс, а моя - Рекс».

Виктор сказал: «Моя собака – Джек, а собака Олега - Бичо».

Олег сказал: «Да, моя собака Бичо, а собака Бориса - Зевс».

Кто же на самом деле хозяин каждой из собак?
Задача 8.

Трое друзей, болельщиков автогонок «Формула–1», спорили о результатах предстоящего этапа гонок.


  • Вот увидишь, Шумахер не придет первым, - сказал Джон. – Первым будет Хилл.

  • Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер! – воскликнул Ник. – А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым.
Петер, к которому обратился Ник, возмутился:

  • Хиллу не видать первого места, а вот Алези пилотирует самую мощную машину.
По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки?
Задача 9.

В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов – Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:


  1. Смит самый высокий;

  2. Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

  3. Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

  4. Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

  5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами.

Задача 10.

Три одноклассника – Влад, Тимур и Юра встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой – физиком, третий – юристом. Один увлекался туризмом, другой – бегом, страсть третьего – регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра – единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?
Задача 11.

Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:


  1. Джуди живет не в Париже, а Линда - не в Риме;

  2. парижанка не снимается в кино;

  3. та, кто живет в Риме, певица;

  4. Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис и какова ее профессия.
Задача 12.

Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?
Задача 13.

В поездке пятеро друзей – Антон, Борис, Вадим, Дима и Гриша знакомились с попутчицей. Они предложили ей отгадать их фамилии, причем каждый из них высказал одно истинное и одно ложное утверждение.

Дима сказал: «Моя фамилия Мишин, а фамилия Бориса - Хохлов».

Антон сказал: «Мишин – это моя фамилия, а фамилия Вадима - Белкин».

Борис сказал: «Фамилия Вадима – Тихонов, а моя фамилия - Мишин».

Вадим сказал: «Моя фамилия Белкин, а фамилия Гриши - Чехов».

Гриша сказал: «Да, моя фамилия – Чехов, а фамилия Антона - Тихонов».

Какую фамилию носит каждый из друзей?
Задача 14.

Вернувшись домой, Мегрэ позвонил на набережную Орфевр.


  • Говорит Мегрэ. Есть новости?

  • Да, шеф. Поступили сообщения от инспекторов. Торранс установил, что если Франсуа был пьян, то либо Этьен убийца, либо Франсуа лжет.ъЖуссье считает, что или Этьен убийца, или Франсуа не был пьян и убийство произошло после полуночи. Инспектор Люка просил передать вам, что если убийство произошло после полуночи, то либо Этьен убийца, либо Франсуа лжет. Затем позвонил…

  • Все. Спасибо. Этого достаточно. – Комиссар положил трубку. Он знал, что Франсуа никогда не лжет. Теперь он знал все. Что же узнал комиссар Мегрэ?

Задача 15.

Четверо студентов педагогического института занимаются спортом и участвуют в художественной самодеятельности. Кто из них, чем занимается, если известно:


  • Боксер любит яблоки, а Пётр предпочитает груши.

  • Студент, занимающийся хореографией, дружат с волейболистами.

  • Геннадий, - большой оригинал.

  • Студент, занимающийся в театральной студии, считает, что если бы шахматист был силён, как Тимофей, и ловок как Пётр, то он пользовался бы у девушек колоссальным успехом.

  • Боксер считает ниже своего достоинства заниматься хореографией.

  • Тимофей так не считает, но сам хореографией не занимается

  • Волейболист Тимофея не знает и не желает знать.

  • Боксер любит Марину, Марина любит Аркадия, а Аркадий любит петь.

  • Только один из студентов: Петр, Геннадий или Аркадий – футболист.

Задача 16.

В одном храме стояли три статуи богов: Бог Лжи, Бог Истины, Бог Дипломатии. Все они были похожи друг на друга, но на вопросы, которые им задавали, отвечали по разному .

Бог Лжи всегда лгал, Бог Истины всегда говорил правду, Бог Дипломатии иногда лгал, а иногда был правдив.

Никто не мог их опознать. Но вот однажды один человек сделал это. Войдя в храм он спросил первого слева Бога: «Кто стоит рядом с тобой?»


  • Бог Правды, - был ответ.

  • Человек спросил Бога, стоящего в центре «Кто ты?»

  • Бог Дипломатии, ответил тот.

  • Последний вопрос был задан Богу, стоящему справа: «Кто стоит рядом с тобой?»

  • Бог Лжи, ответила статуя.

  • Теперь мне все ясно, - сказал человек.
Что же он понял?
Задача 17 .

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода; стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?


Задача 18.

В соревнованиях по гимнастике участвуют Алла, Галя, Сима и Даша. Болельщики высказали предположения о возможных победителях:


  1. Сима будет первой, Галя – второй;

  2. Сима будет второй, Даша – третьей;

  3. Алла будет второй, Даша – четвертой.
По окончании соревнований оказалось, что в каждом из предположений только одно из высказываний истинно, другое ложно. Какое место на соревновании заняла каждая из девушек, если все они оказались на разных местах?
Задача 19. «На конгрессе»

На конгрессе встретились четверо ученых: физик, биолог, историк и математик. Каждый ученый владел двумя языками из четырех (русским, английским, французским и итальянским), но не было такого языка, на котором могли бы разговаривать все четверо. Есть только один язык, на котором могли вести беседу сразу трое. Никто из ученых не владеет и французским и русским языками. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если историк и биолог захотят побеседовать. Историк говорит по-русски и может говорить с математиком, хотя тот не знает ни одного русского слова. Физик, биолог и математик не могут разговаривать на одном языке.

Какими двумя языками владеет каждый ученый?

Задача 20. «Четыре свидетеля»

В деле об убийстве имеются два подозреваемых: А и В. Допросили четырех свидетелей.

Показания первого свидетеля: «А не виноват».

Показания второго свидетеля: «В не виновен».

Показания третьего свидетеля: «Из двух показаний, по крайней мере, одно истинное».

Показания четвертого свидетеля: «Показания третьего свидетеля ложные».

Четвертый свидетель оказался прав. Кто же совершил убийство

Задача 21. «Юные археологи»

Алеша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения:

Алеша : «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке».

Боря : «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке».

Гриша : «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке»

Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений.

Где и в каком веке изготовлен сосуд?

Задача 22. «Математическая олимпиада»

Виктор, Роман, Леонид, и Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:

  1. Сергей – первый, Роман – второй;

  2. Сергей – второй, Виктор – третий;

  3. Леонид – второй, Виктор – четвертый.
Известно, что в каждом ответе только одно утверждение истинно.

Как распределились места?

Задача 23. «Похититель»

Брауну, Джонсу и Смиту предъявлено обвинение в соучастии в ограблении банка. Похитители скрылись на поджидавшем их автомобиле. На следствии Браун показал, что преступники скрылись на синем «Бьюике», Джонс сказал, что это был черный «Крайслер», а Смит утверждает, что это был «Форд Мустанг», и ни в коем случае не синий. Стало известно, что, желая запутать следствие, каждый из них указал правильно либо только марку машины, либо ее цвет.

Какого цвета и какой марки был автомобиль?

Задача 24 .

Квадрат, круг, ромб и треугольник вырезаны из белой, синей, красной и зелёной бумаги. Известно, что круг не белый и не зелёный, синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой, треугольник не синий и не зелёный, квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Какая фигура вырезана из зелёной бумаги ?

А) Круг.


Б) Ромб.

В) Квадрат.

Г) Треугольник.

Д) Круг или ромб.


Задача 25 .

Подозреваемые в ограблении банка дали следующие показания:

Петров: «Это сделал не я».

Иванов: «Это сделал Сидоров».

Сидоров: «Это сделал не я».

Алексеев «Это сделал Иванов».

Свидетель утверждает, что только один из них сказал правду. Кто совершил преступление?

А) Алексеев.

Б) Петров.