Презентация на тему остап и андрей. "Составление характеристики Остапа и Андрия

Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, являются главными персонажами в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».Тараса Бульбы ОстапАндрийН. В. Гоголя Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой совершенно противоположные личности.


Остап Андрий Годы учёбы Остап. Художник Е. Кибрик Андрий..Художник Е. Кибрик. 1945


Остап Младший сын Он охотно учился, имел изобретательный ум, что позволяло ему избегать наказаний за участие в проделках бурсаков. Его отличает пылкое воображение, скрытность, любовь к уединению, впечатлительность, любовь к женской красоте. Андрий Старший сын Смел, суров и не терпел оскорблений в свой адрес Он молчалив, спокоен, рассудителен Остап считался лучшим товарищем, никогда не предавал, любил войну и разгульные пирушки.






Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил его отец, за измену и предательство. Остапа казнили. Он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Вынес все тяготы казни. Ему помогли- любовь к товарищам и родине. Во время казни Остапа Тарас смотрел потупив глаза, но когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул: "Слышу!". Это "Слышу!" - безграничная любовь и нежность к сыну, гордость, ненависть к врагам, угроза отомстить. Тарас Бульба принял смерть своих дорогих, любимых сыновей. Смерть истинного казака и предателя – сына.


Нарисуем «шапку» таблицы.

В чем сравниваем?

Остап

Андрий


Остап

Андрий

Безупречный боец,

надежный друг.

Чувственный к красоте,

имеет тонкий вкус.


Остап

Андрий

Молчаливый,

рассудительный,

спокойный, отважный,

прямодушный, верный,

мужественный.

Смелый, отважный,

имеет свою личную точку

самоуверен.


Остап

Андрий

Следует традициям.

Перенимает идеалы

от старших

беспрекословно.

Хочет бороться

а не за традиции.


Остап

Андрий

Никогда не колеблется

при выборе перед

долгом и чувствами:

Выбирает долг.

Чувства к полячке

затмили всё

и он начал сражаться

за врага.


Остап

Андрий

Не интересуется

политикой,

мнением «чужих». .

Чуткий по отношению

к «иному».


Цивилизация и культура.

Войны и разбои

заменены торговлей

и политикой.

Остап

Андрий

Героическая,

примитивная эпоха.


Остап

Андрий

Подражает отцу.

Материна радость.


Остап

Андрий

Киевская Бурса.


Остап

Андрий

Не любил учиться,

часто убегал.

После того, как

получил наказание

от отца, стал

одним из лучших

учеников.

Даются знания

легко, без особого

напряжения.

Проявлял интерес

к учению,


Остап

Андрий

Не избегает

наказание, сам

ложится на пол

и терпит удары.

Никогда не сдавал

Выкручивался,

чтобы избежать

наказаний.


Остап

Андрий

О подвигах и сражениях.


Остап

Андрий

Думает о сражениях,

мечтает о подвигах.

Думал о встрече

в Киеве с полячкой,

не мог забыть свои

чувства к ней.


Остап

Андрий

Целиком ныряет

в битву, при этом

обо всем забывает.

Наслаждается битвой,

опьянён звоном оружия,

блеском саблей

и свистом пуль.

Холоднокровно

рассчитывает угрозу,

ведет себя спокойно

и рассудительно.

Может найти выход

из трудной ситуации,

причем с пользой.


Остап

Андрий

О войне, о битве.

О матери.


Остап

Андрий

Наравне с отцом,

Товарищи – самое

дорогое, что есть.

Отрекся от них,

от семьи и Родины

ради любви.


Остап

Андрий

Его пытали

страшными муками,

но он ничего не сказал.

Его казнили

на площади враги.

Убил отец.


Остап

Андрий

1. «Он был суров к другим побуждениям,

кроме войны и разгульной пирушки,

по крайней мере, никогда почти о другом

не думал».

2. «О, да этот будет со временем добрый

полковник! Ей-ей, будет добрый полковник,

да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!»

1. «Меньшой брат его, Андрий, имел

чувства несколько живее и как-то

более развитые»

2. «И это добрый, враг бы его не взял,

вояка; не Остап, а добрый, добрый


А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.




Молодые казаки ехали смутно, боясь отца своего, который, однако же, со своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показывать.

Прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!


А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в Отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружьё.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Остап и Андрий Портрет. Портретная характеристика. Литературные образы героев произведения.

Герасим – главный герой рассказа « Муму » Что нужно автору, чтобы создать образ литературного героя? Что создаёт? Как это сделать? Чтобы создать образ автору надо знать:

Средства создания образа литературного героя герой имя портрет внешность одежда Род занятий поведение интерьер Поступки Мы ответили на вопрос «Что создаёт автор?»

Художник рисует красками, а писатель рисует при помощи средств художественной изобразительности: метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и проч. Мы ответили на вопрос: Как автор создаёт образ?

Ответим ещё на один вопрос: Чем отличаются термины «портрет» и «портретная характеристика?» Мы выяснили, что термин «портретная характеристика» понятие более широкое, включающее в себя ещё и авторскую оценку характера, поведения героя.

Теперь поговорим о наших героях. Остап Андрий В начале автор даёт общий портрет братьев. Почему? Но здесь же подчёркивает разность братьев. Как? Братья одинаковые или разные? Заполним таблицу

Остап Андрий Где учились? Как учились? Как учились? Шалости и проказы? Шалости и проказы? Ответственность за проступок Ответственность за проступок Отношение к бедной матери своей Получились ли хорошие воины из них? Способен ли предать своих товарищей? Способен ли предать своих товарищей?

Как вы думаете, почему Андрий становится предателем? Приведите аргументы письменно: Чем бы мы могли его оправдать? Можно ли его оправдать?

В начале повести есть указание на то, что Андрий может предать свою Родину. Найдите в тексте Родину, Мать – умей защищать! Мать Какие три центральных слова – символа присутствуют в повести «Тарас Бульба », вокруг которых строится вся повесть? Родина ЛЮБОВЬ

Какие черты характера Андрия привели к предательству? Согласны ли вы с высказыванием: « Андрий мог думать только о себе, поэтому не способен был постоять за общее дело?» Дайте полный письменный ответ на этот вопрос и получите оценку

На следующем уроке мы поговорим с вами о Тарасе Бульбе, о товариществе, о современности повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"

Презентация к уроку...

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: подготовка к написанию домашнего сочинения на тему: “Две жизни - две судьбы”.

Задачи урока:

  • обучать сопоставительной характеристике литературных героев;
  • развивать навыки аналитической работы;
  • воспитывать нравственные качества (патриотизм, товарищество)

Оборудование: тексты повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” для анализа, мультимедийный проектор.

Ход урока

Учитель: Сегодняшний урок является заключительным в изучении исторической повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Мы готовимся к домашнему сочинению “Две жизни- две судьбы”, в котором вы сравните героев постараетесь ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? (слайд1, 2) (Приложение 1)

Учитель: Что значит сопоставлять, сравнивать?

Дети: Находить сходства и отличия. (слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, чего больше в сыновьях Тараса Бульбы: сходств или различий? Обсудим ваши ответы, опираясь на текст произведения.

Годы учёбы. (слайд 4)

Учитель: Как проявлял себя каждый из братьев в годы учёбы? (слайд 5) Приведите примеры.

Дети (ответы заносятся в таблицу):

Возвращение домой. (слайд 6)

Учитель: После долгого обучения сыновья Тараса дома. Как их встретили родители? Какие надежды возлагают они на своих сыновей? (слайд 7)

Готов вступить в драку с отцом. Сдерживается на насмешки отца.

(для матери сыновья одинаковы, обоих она любит, но младший более мягок, нежен. Остап никому не даст себя в обиду, даже отцу; Тарас видит и понимает это.)

Запорожская Сечь. (слайд 9)

Учитель: О чём думают Остап и Андрий по дороге в Сечь? (слайд 10)

Учитель: О чём они мечтают? (слайд 11)

Учитель: Какое впечатление произвела на них Запорожская Сечь? (слайд 12)

Учитель: Как показали себя в Запорожье?

(слайд 13) Мир чувств.

Учитель: Сравните чувственный мир героев. Кто из них больше переживает, видит, подмечает, любуется?

Дети: Андрий более мягок, нежен, склонен видеть красоту.

Учитель: На кого и на что направлены их чувства?

Любовь к Родине, матери, товарищам. Любовь к прекрасной панночке.

Учитель: Можем ли мы назвать Остапа патриотом? А что скажете об Андрии?

Учитель: Считаете ли вы предательством любовь к девушке другой национальности?

Дети: Нет, любовь не знает границ. Любовь - это не преступление.

Учитель: В какой момент происходит нравственное падение Андрия, и он превращается в предателя?

(слайд 16,17) (чтение учителем фрагмента)

Последние минуты. (слайд 18)

Учитель: Как Тарас принял весть об измене сына?

Учитель: Был ли готов Андрий отказаться от любимой?

Учитель: Какие качества проявил Остап в последние минуты жизни?

Вывод (сводная таблица) (слайд 21) (Приложение 2)

Учитель: Почему Н.В.Гоголь сопоставляет Остапа Бульбу и Андрия? (Остап и Андрий родились в одной семье, воспитывались одними родителями, вместе обучались в бурсе, но в характерах и поступках братья разные)

Учитель: В чём главное отличие двух братьев? (слайд 22) (Остап верен казачеству, товариществу, Родине, он достойный сын своего отца, своего народа; Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного.

Реминисценция.

Учитель: С какими произведениями литературы перекликается предательство Андрия?

Дети: А.С.Пушкин “Станционный смотритель”, “Притча о блудном сыне”.

Учитель: Сравните финалы этих произведений.

Дети: Блудный сын покаялся и был прощён отцом; Дуняша осознала свою вину, но пришла слишком поздно к своему отцу; Андрий остался верным любви, отрёкся от Отчизны - умер от руки отца.

Учитель: Повесть написана 170 лет назад, но вопрос патриотизма является актуальным и в наше время, а потому и произведения художественной литературы продолжают жить и в творчестве наших современников. (Приложение 3 , http://www.youtube.com/watch?v=MjAnxNpG3tk )

Д\З. Написать сочинение “Две жизни - две судьбы”. Ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? Выразить собственное отношение к теме.

План-конспект урока литературы Класс: 7 Тема урока: «Остап и Андрий» (Проблема героизма и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на примере судеб Остапа и Андрия) Цели урока: II. Обучающие: 1. Закрепить понятия образа и характера литературного героя. 2. Закреплять навыки определения и сопоставления характеров персонажей. 3. Проследить судьбы Остапа и Андрия; подвести учащихся к пониманию истоков подвига и предательства, к проблеме нравственного выбора. IIII. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к родной литературе. 2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма. 3. Воспитывать у учащихся нравственность, стремление прийти на помощь товарищам. IIIIII. Развивающие: 1. Развивать речь учащихся (учить анализировать произведение, сравнивать и противопоставлять, находить общее и отличное). 2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма. 3. Воспитывать у учащихся нравственность, стремление прийти на помощь товарищам.

Цели урока: 1. Закрепить понятия образа и характера литературного героя. 2. Закреплять навыки определения и сопоставления характеров персонажей. 3. Проследить судьбы Остапа и Андрия; подвести учащихся к пониманию истоков подвига и предательства, к проблеме нравственного выбора.

Ход урока «… но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек» , — провозглашает Тарас Бульба. Как «породнился» Тарас со своими сыновьями – «по душе» или «по крови» ? Почему сыновья одного отца оказались такими разными? Почему один стал героем, а другой – предателем? Почему братья стали врагами?

Поискам ответов на эти вопросы мы посвятим два последующих урока. Проблема становления характера станет основой для нашего разговора.

Говорят, что имя человека определяет его характер и судьбу. А знаете ли вы, что означают имена Андрий и Остап?

Андрий (Андрей) Происхождение имени Древнегреческое имя, означающее «мужественный, храбрец» . Положительные черты характера Веселый нрав, упорство и настойчивость в достижении цели, умение защитить свои интересы дорогих сердцу людей, честность и благородство, поиски справедливости, участие в решении проблем других людей, но не безоглядно, а до определенного предела. Отрицательные черты характера Ранимость, чувствительность, перепады в настроении, самоуверенность, заносчивость, эгоистичность, гордыня, непредсказуемость в действиях.

Остап Происхождение имени Греческое имя, означающее «устойчивый» . Положительные черты характера Аналитический ум, независимость, упорство, целеустремленность, умение держать себя в руках, выдержанность, рассудительность, уравновешенность, душевность и требовательность. Отрицательные черты характера Честолюбие, категоричность

А теперь поговорим о тех испытаниях, которые выпали на их долю. Обратите внимание на следующие эпизоды…

— Что такое «бурса» ? — Зачем так подробно Н. В. Гоголь рассказывает об этом периоде в жизни героев? — Какие эпизоды из бурсацких будней отбирает писатель? Почему? — Как характеризует автор Остапа и Андрия в их бурсацкой жизни?

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ «Остап и Андрий в Сечи» « « Остап и Андрий кинулись со всею пылкостью юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни» .

Показаны ли автором различия в характере и поведении братьев? Что объединяет Андрия с Сечью? Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно? Как вы можете прокомментировать сцену отхода Андрия ко сну? (VV глава) Почему Остапа избрали атаманом, несмотря на то, что он был младшим из уманцев?

Какое впечатление производит в бою Андрий? Через какие сравнения автор показывает нам воинские и человеческие качества Остапа? Почему в бою Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

ЭПИЗОД ПЯТЫЙ «Встреча с панночкой и предательство» «Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в груди казака» , — пи- шет Н. В. Гоголь о сложном душев- ном состоянии Андрия.

-Почему Андрий идет в осажденный город? -В какой момент встречи с полячкой Андрий потерял голову окончательно и перешел на сторону поляков? -Какие чувства вызвали в вас слова Андрия? -Является ли поступок Андрия изменой, пре- дательством? ? -Какую оценку этому поступку дает автор? -Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? -Почему в тексте подчеркивается, что погиб «козак» , а не сказано, что погиб Андрий?

В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование данных понятий: Измена – – предательство интересов Родины, переход на сторону врага. Предательство – – вероломство, поступок, поведение предателя.

Какие чувства вызывает у вас сцена трагической смерти Андрия? Почему Андрий покорен и безответен перед отцом? Каково отношение Н. В. Гоголя к разыгравшейся трагедии? Почему Андрий стал предателем?

Как описывает автор появление казаков? Что дает Остапу и его товарищам силы выстоять и героически принять гибель? Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?

В. Г. Белинский писал о повести «Тарас Бульба» , что это «поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей» . — Можно ли эти слова отнести не только к повести в целом, но и к образам ее главных характеров? — В каком герое воплотились лучшие черты героического характера запорожского козака? — О каких качествах Андрия свидетельствует его поведение в боях? Что его привлекает? — Как «породнился» Тарас со своими сыновьями – «по душе» или «по крови» ? — Почему сыновья одного отца оказались такими разными? — Почему братья стали врагами? — Какую мысль утверждает Н. В. Гоголь сценой казни Андрия?

Почему в тексте подчёркивается, что погиб «козак» , а не сказано, что погиб Андрий?

Домашнее задание Собрать материал, характеризующий Тараса. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Подвиг и предательство в повести Н. В. Гоголя « « Тарас Бульба «» » » «Во имя чего можно совершить подвиг? »