Православный календарь страстной среда читать евангелие. Православный календарь: Великий пост и Страстная седмица

Страстная неделя (6 - 11 апреля), названная так в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа, - неделя самого строгого поста, время, когда мы готовимся к празднику праздников - к Пасхе, Светлому Воскресению Христову (12 апреля). Каждый из дней Страстной недели получил название Великий - это подчеркивает и необычность этого дня для людей, и величие того, что Спаситель совершил ради нас.

"Страсти Христовы", - так называют события последних дней земной жизни Христа, дело в том, что в церковнославянском языке слово "страсть" может означать "страдание", и именно это значение и дало название этому очень важному для всех верующих периоду. Дважды в день, утром и вечером, в храмах идут напряженнейшие службы, читаются отрывки из Евангелия, погружающие нас в трагичные события тех дней: последнее общение с учениками, предательство Иуды, неправедный суд, Голгофа, Распятие, Крестная смерть и погребение. Во время Страстной недели пост бывает особенно строгим, верующие стараются соблюдать его неукоснительно - чтобы прочувствовать смысл и подвиг Христа. Цель Страстной недели максимально приблизить человека к пониманию того, что Христос совершил ради нас, духовно подготовить людей к радости Воскресения Христова.

Календарь Страстной недели

Великий Понедельник (6 апреля). Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминаниям бесед Иисуса Христа с народом и учениками. В Великий Понедельник во время богослужения вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня - как образ человека, погибающего в нераскаянии. В Великий Понедельник также происходит событие, которое совершается только раз в году. В этот день Патриарх читает молитвы на начало чина мироварения. Миро - это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (совершается после Крещения), а также при освящении новых престолов в храме. Миро варится в течение трех первых дней Страстной недели и сопровождается это чтением специальных молитв. Освящается сваренное миро Патриархом в Великий Четверг. Каждый крещенный помнит, что сразу после совершения над ним Таинства Крещения, священник совершал помазание ему миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней, произнося при этом "Печать дара Духа Святого. Аминь". При этом Таинстве Миропомазания человеку сообщаются Дары Святого Духа. Так вот, миро, которое потом будет использоваться при крещении новых членов Церкви и при освящении новых престолов в храмах, начинают варить именно в Великий Понедельник, первый день Страстной недели.

Великий Вторник (7 апреля). В этот день Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Спаситель открывал Своим ученикам духовные истины, облекая их в форму притчи - короткого иносказательного рассказа, взятого из обычной жизни. Дело в том, что ученики Христа были простыми людьми, а притча, с одной стороны, легка для восприятия и запоминания, а с другой - содержит глубочайший духовный смысл, иллюстрирует Божественные законы на примерах нашей земной, обыденной жизни. Так вот, во время богослужения в Великий Вторник вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде. Все вместе эти Евангельские чтения призывают верующих к духовному бодрствованию, к тому, чтобы мы не "закапывали в землю" дарованные нам таланты, и, наконец, к тому, чтобы не уставали творить дела милосердия. Господь говорит, что Царствие Небесное унаследуют те, кто накормит алчущего, напоит жаждущего, примет странствующего. Потому что, говорит Господь: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали это Мне".

Великая Среда (8 апреля). В третий день Страстной недели во время богослужения вспоминают, как в доме Симона прокаженного, куда Христос пришел в гости, грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила драгоценное миро Ему на голову. Миром в те времена не только помазывали царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот пошел к первосвященникам и спросил у них, что они дадут, если он выдаст Христа. Первосвященники предложили Иуде "тридцать сребреников, и, - как сказано в Евангелие, - с того времени он искал удобного случая предать Его". Кроме этих отрывков из Евангелия в Великую Среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до Праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются, и в этом глубокий свой смысл. Земной поклон показывает, что мы, люди, грехом ниспали на землю. А отмена земных поклонов во время Богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи, и напоминает о том, что Воскресение Христа стало прообразом будущего века.

На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

Великий Четверг (9 апреля). В этот день Церковь возвращает нас к Тайной вечери. Событию, которое произошло перед тем, как Христа взяли под стражу. Тайная Вечеря - это последний ужин, трапеза Христа со Своими учениками накануне Его крестных страданий. Во время богослужения в храме вспоминают четыре евангельских события, произошедших именно в четверг. Первое событие - омовение Христом ног Своим ученикам перед Тайной Вечерей. Это омовение было знаком глубочайшего смирения Христа и Его любви к Своим ученикам. Во время этой же вечери, как сказано в Евангелии, "диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту" мысль предать Христа. И Иисус, видя сердце предателя, сказал об этом на вечере, как бы давая Иуде возможность остановиться. Об этом евангельском эпизоде тоже говорится во время службы.

Третье событие, которое мы вспоминаем во время богослужения, очень важно для каждого верующего. Дело в том, что именно во время Тайной вечери Христос установил Таинство Евхаристии. Греческое слово "евхаристия" означает "благодарение". В христианстве Евхаристией называется Таинство причащения Тела и Крови Христовой, Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати), единения верующего с Богом. Установленное Христом во время Тайной вечери, Таинство и поныне совершается в каждом храме во время каждой Божественной Литургии. Многие верующие стараются причаститься именно в Великий Четверг.

И, наконец, четвертое евангельское событие, которое вспоминают во время Литургии в Великий Четверг - это молитва Христа в Гефсиманском саду. Иисус знал, что Ему предстоит, "душа Его скорбела смертельно", и, как сказано в Евангелии, Он молился "до кровавого пота". Это моление Христа часто называют "молением о чаше", потому что, взывая к Богу Отцу, Христос просил, чтобы, если возможно, "миновала Его участь сия": "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня", - но дальше добавлял слова полного смирения перед грядущей участью и волею Бога Отца: "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты".

Вот эти четыре важнейших евангельских события вспоминают в храмах в Великий Четверг Страстной недели во время Божественной Литургии.

Во время вечерней службы в Великий Четверг читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях крестной смерти Христа, вспоминаются слова Христа на кресте, Его распятие и погребение.

По давней православной традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. И потом, после службы этот огонек приносится домой, и на переплетах окон, на дверных косяках коптится крестик. Этот обычай идет со времен ветхозаветной Пасхи. Верующие, пришедшие в храм вечером в Великий Четверг, заранее готовятся к тому, чтобы донести до дома свечку не потухшей, помещая ее для этого в специальную лампаду.

Великий Четверг называют еще Чистым Четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения - в этот день все стараются исповедоваться и причаститься, а с другой стороны, имеется в виду бытовая сторона нашей жизни. Именно в Чистый Четверг верующие стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

Великая Пятница (10 апреля). Самый скорбный день в церковном календаре, именно в пятницу совершилось распятие и крестная смерть Христа на Голгофе. В Великую Пятницу не служится Божественная Литургия, так как в этот день Сам Господь принес себя в жертву.

Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос плащаницы - шитого изображения снятого с Креста распятого Тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и возлагают на специально приготовленный стол в центре храма - гробницу, а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед ней.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.

В Великую Пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

Великая Суббота (11 апреля). Это день, когда "да молчит всякая плоть", то есть это день внутреннего сосредоточения, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. День Страстной Субботы - день пребывания тела Иисуса Христа во гробе. Как известно, благообразный Иосиф снял тело Спасителя с Креста и, обвив Его плащаницею, положил во гроб. Но, пребывая телом Своим во гробе, душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа. Иисус Христос спускается в ад - это называется "сошествием во ад" - и выводит оттуда души праведников.

В Великую Субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества. Как известно, задолго до рождения Богочеловека, пророки предсказывали и пришествие Спасителя в наш мир, и то, что Своею Крестной смертью и Своим Воскресением Он искупит нас от власти греха и смерти.

В ходе Божественной Литургии Великой Пятницы есть удивительный момент - это переоблачение священников из черных одежд в белые. Это символ того, что "Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Смысл этого песнопения, исполняемого на Пасху в храмах, следующий: Своим крестным подвигом и смертью, а затем последовавшим за смертью воскресением, Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. А значит, отныне в мире нет места трауру.

Особенным знамением того, что произошло Воскресение Христа и Его победа над смертью, является чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Это возгорание огня происходит без усилий человека, а только по молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Само событие снисхождения благодатного огня происходит каждый год именно в день Великой Субботы и является одним из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире.

Все дни Страстной недели, параллельно с напряженными богослужениями, идет и подготовка к встрече Христа Воскресшего. В субботу все стремятся освятить куличи, пасхи и брашно (то есть мясо и яйца), с тем, чтобы потом, после праздничного пасхального богослужения разговеться. Само по себе освящение пищи означает, что мы получаем благословение на её принятие.

12 апреля - долгий путь Страстной недели позади, наступает Праздник праздников, Пасха, Светлое Воскресение Христово!

Последняя, седьмая неделя Великого Поста - Страстная, Святая, Великая - включает шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Все дни на Страстной седмице называются Великими. А вся неделя - Страстной: неделя, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес.

Поскольку в 2018 году Пасху будут праздновать 8 апреля, Страстная неделя приходится на 2-7 апреля.
На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с рекомендациями церкви, чтобы вылечить многие болезни и очистить свою душу от грехов.

  • Страстная неделя 2018: что можно есть по дням
    • Страстная неделя: Правильный рацион питания на неделю
  • Страстная неделя (перед Пасхой): что нельзя делать
  • Запреты и рекомендации в Страстную седмицу
  • Страстная неделя: обычаи и приметы
  • Страстная неделя 2018: православный календарь

Последняя неделя перед Пасхой является самой сложной и строгой по сравнению с остальными днями. Этот период очень важен для православных людей, ведь мы вспоминаем о последних днях жизни Иисуса на земле и о его страданиях. Страстную неделю желательно проводить в молитвах, которые помогут вам лучше понять себя.

В Страстную неделю каждый человек очищается духовно. И это зависит не только от воздержания в пище, но и от отказа от всех порочных намерений. В это время нельзя поселять жестокость в своем сердце, совершать злых деяний и произносить ядовитых слов. Это такие же грехи, как чревоугодие, поедание мяса и распитие спиртных напитков. Читайте на сайте poleznue-soveti.ru , что можно и нельзя делать перед Пасхой.

Полезно знать!Что едят в вербное воскресенье:В этот день разрешается есть рыбу, горячую пищу, с растительным маслом и вином. Далее начинаются Великие дни.

  • Понедельник: самый сложный день Страстной недели.

Помимо того, что вкушать еду можно только один раз за 24 часа, есть ее необходимо в сыром виде. Поэтому для большинства из нас это тяжело и непривычно. Праведные люди, которые свято верят в Бога, стараются вообще отказаться от еды в этот день.

Для начинающих позволительно включить в рацион понедельника мучные продукты, в частности хлеб и овощи. Их можно употреблять в любом виде: сушеные, жареные и маринованные.

Также для этого дня характерно использование в пищу фруктов и грибов. В неограниченном количестве можно пить воду, прохладные компоты и морсы. Важно знать, что кушать можно только вечером.

  • Вторник: во вторник можно кушать все, что вы готовите.

Однако помните, что во время Великого поста мы исключаем из привычного рациона сладкое, мучное, мясное, рыбное, молочное и яйца. Позволительно употреблять во вторник овощи и фрукты, но только в ограниченном количестве. Принимать пищу следует, как и в понедельник, в вечернее время и только один раз в день.

  • Среда: в этот день люди вспоминают Иуду, который предал Христа.

Следует посетить церковь и покаяться в своих грехах. Известно, что это самое лучшее время, чтобы очистить свою душу. К столу подается сухая пища, желательно вообще отказаться от еды, чтобы ничто не мешало очистить тело и помыслы в этот день.

  • Четверг: проходит легче, чем предыдущие дни, потому что с этого момента можно питаться два раза в день.

В ежедневном рационе появляется горячая пища, которая до этого была под запретом, и растительное масло. Начинается активная подготовка к Пасхе: люди пекут куличи, красят яйца, подготавливают угощения к праздничному столу.

Для четверга характерны различные обряды, чтобы изгнать нечисть и зло из дома. Один из них заключается в том, что при уборке жилища нужно бросить горсть мелочи в таз с водой. Это привлечет процветание и богатство в будущем.

Вода в Чистый четверг обладает магической силой, поэтому вы сможете освятить квартиру и, помывшись, избавить себя от болезней на целый год.

  • Пятница: является временем скорби у православных людей.

Именно в пятый день недели распяли Иисуса Христа. В страстную пятницу запрещается употреблять любую еду, исключение распространяется только на младенцев и немощных людей. Любые домашние дела стоит отложить. Что-то делая в этот день, вы показываете ваше неуважение к Богу. Необходимо набраться сил и постараться выдержать этот день, почтив Христа, который отдал жизнь за наши грехи.

  • Суббота: остается всего один день до святого праздника.

В субботу можно питаться так же, как и в четверг. В ежедневный рацион входят такие блюда, как: мед, хлеб, сухие и сырые фрукты, овощи. Весь день до следующего утра люди должны освятить продукты, которые поставят на стол. Церковь разрешает приносить любую пищу, которую вы посчитаете нужной, чтобы встретить Пасху.

До конца вечера вы должны приготовить все угощения, так как ночью проходят Пасхальные богослужения. Еще в этот день родительская суббота.

  • Воскресенье: светлый день Великой Пасхи.

Кушать можно только то, что вы освятили, если этого не сделано, то утром еще освящают свои продукты в Храме, поспешите. Обязательно на столе должны присутствовать яйца, сало, сыр, колбаса и куличи. Вы должны вкусить эти продукты сначала, а затем уже все остальное, что есть из угощений.

В воскресенье все должны радоваться и праздновать воскресение Сына Божьего. В Пасху нужно посетить церковь для причащения, а еще узнайте о традициях и народных приметах этого православного праздника.

Страстная неделя очень важна для людей: в эти дни ко многим приходит переосмысление жизни. За это время человек очищается духовно и встречает Пасху с чистыми и светлыми мыслями. Обязательно нужно соблюдать все заповеди, молиться и не очернять себя грешными делами и помыслами. Известно, что если покаяться в Светлое Христово Воскресение с чистым сердцем и твердой верой, то Бог обязательно простит вас за все.

Понедельник.

В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры.
В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия.

В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме.

Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

С этим днем связано много традиций. В Великий Четверг убирали в домах, все мыли и чистили. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека и «животинку» от нечисти и болезней.

  1. Бытовало и такое поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза.
  2. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы.
  3. С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху.
  4. В Чистый четверг следует пересчитать деньги три раза, чтоб весь год «водились» деньги.
  5. Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», т.е. Великого Четверга. Ею вы можете лечить себя, а также своих родных и близких. Этой солью делают обереги для семьи, скота, огорода, дома и т.д.
  6. В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства.
  7. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней.
  8. Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».
  9. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства.

Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж.

Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы.

Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи.

Кулинария в этот день спорится, все хозяйки в этот день пекут куличи и Пасхи. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди.

В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

Церковный устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели - особо строгий пост;
  • полностью запрещается скоромное - продукты животного происхождения;
  • в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза - в обед и вечером;
  • в понедельники, среды и пятницы - холодная пища без масла;
  • во вторники и четверги - горячая пища без масла;
  • по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);
  • в великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.

Для Страстной седмицы характерны свои приметы и обычаи, которые всегда имели свойство сбываться. Вот несколько из них:
В среду собирали по оврагам остатки снега, дабы добавив в талую воду прошлогоднюю четверговую соль, окропить домашнюю скотину. Это верная защита живности от порчи и сглаза.

В ночь с субботы на воскресенье, день, когда наступает православная Пасха, старались не спать. Для девушек такое бодрствование сулило замужество, для парней – успешность в работе, а для людей старшего возраста – здоровье.

Очень эффективными и действующими в последнюю неделю Великого поста были заговоры на избавления от пьянства, депрессии и плохого самочувствия, от завистников и врагов, а также от проблем со здоровьем. Целью Страстной недели, венчающей Великий предпасхальный пост – является завершение этапа духовного и физического очищения человека.

Это период, который связан не только с ограничениями в приёме пищи, но также отказом от курения и других вредных привычек. Страстная седмица даёт возможность каждому верующему человеку переосмыслить свою жизнь и стать на путь праведный, которым тридцать три года шёл Иисус Христос.

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

Новости СМИ

Новости партнеров

Через два месяца весь православный мир будет отмечать свой главный праздник – Воскресение Христово. Но, как и всякое значимое событие, этот день потребует от христианина продолжительной и тщательной подготовки, имя которой – Великий пост.

Великий пост, он же “Четыредесятница”, продолжается шесть недель (42 дня) и установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне перед Его выходом на общественное служение. Так как Великий пост привязан к Пасхе, которая является переходящим праздником, он также может выпадать на разные месяцы и числа, хотя его структура и продолжительность при этом остаются неизменными.

Многие ошибочно причисляют Страстную неделю к Великому посту в качестве её седьмой недели, но это неправильно. Великий пост заканчивается празднованием Входа Господня в Иерусалим, а сразу после него начинается Страстная неделя – отдельный и особенный малый пост, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни, предание на расправу, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа.

К самому посту православные христиане тоже готовятся – в течение четырёх подготовительных недель, постепенно отказываясь от мяса (после недели о Страшном Суде) и от молока и яиц (после воспоминания Адамова изгнания), когда в воскресенье перед самым постом стремятся простить друг другу старые обиды.

Великий пост очень строгий. В плане пищи он предписывает воздерживаться не только от мяса, молока и яиц, но и от рыбы, которую позволяется вкушать в двунадесятые праздники, или растительного масла и вина, которые разрешается добавлять к рациону в выходные. Впрочем, диетарные правила вторичны по отношению к духовной составляющей поста и могут быть смягчены духовником для больных, путешествующих или учащихся.

Великим постом не принято ходить в гости и посещать увеселительные мероприятия, а свободное время Церковь предлагает христианину употребить на взгляд внутрь себя, покаяние, усиленную молитву, чтение Евангелия и духовной литературы, а также помощь окружающим его людям.

В литургической жизни Церкви Великий пост отличается многими особенными богослужениями и песнопениями, которые в другое время не употребляются или употребляются нечасто: Литургия Преждеосвященный Даров и Литургия Василия Великого, молитва Ефрема Сирина, Великий покаянный канон Андрея Критского, пассия и т.п.

О неделях и седмицах: в церковно-славянском языке привычные нам недели (7 дней) именуются седмицами, а “неделями” называются воскресные дни. Дни, когда ходят на богослужение, а в бытовом плане ничего не делают . Выше слово “неделя” употреблено в современном понимании.

Подготовительные недели

Самый долгий пост церковного года предваряется четырьмя неделями подготовки. Это недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и воспоминание Адамова изгнания.

Неделя о мытаре и фарисее даёт христианину возможность укрепить свои телесные силы перед постом. На этой неделе отменены традиционные посты в среду и пятницу. В воскресенье за богослужением начинают читаться стихиры “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”.

Воскресное Евангелие повествует нам о мытаре и фарисее, молившихся в храме (Лк.18:10-14). Фарисей заранее считал себя благочестивым, и гордость сделала его молитву ничтожной, а мытарь искренне раскаивался в своих неблаговидных поступках и за своё смирение был оправдан Богом. В этом новозаветном примере содержится первый намёк на покаяние и смирение, которые должен пробудить Великий пост в наших душах.

Неделя о блудном сыне сменяет первую подготовительную неделю. Как явствует из названия, здесь воскресное евангельское чтение тоже особенное – Притча о блудном сыне. В этой притче Христос указывает слушателям на покаяние как начало пути к воссоединению человека с Богом, которым прошёл беспутный сын отца, тяжко оскорбивший его, промотавший всё отданное ему богатство, но раскаявшийся и прощённый родителем (Лк.15:11-32).

Стоит обратить внимание на развитие покаяния в этих двух частях Евангелия. Если грешный мытарь просто просил прощения у Бога, то блудный сын предпринял труд ломки своей гордости, путешествия к отцу и был готов доказывать ему покаяние работой на правах наёмника.

Неделя о Страшном Суде напоминает нам о непременном воздаянии за наши поступки. Причём не столько справедливом, сколько милосердном. Ведь праведники, делившиеся земными благами с нищими и больными, в сущности отдавали им не своё богатство, а данное Богом. Но Господь принимает их в Царство Небесное, вознаградив за их доброе намерение, подкреплённое делом, и за смиренное сознание ими своего недостоинства (Мф.15:31-46).

В предшествующую субботу совершается заупокойное богослужение, во время которого Церковь особо молится обо всех умерших.

Начиная с этого воскресенья положено воздерживаться от мясной пищи, поэтому неделя о Страшном Суде также часто называется мясопустной.

Неделя воспоминания Адамова изгнания также называется “сырной”, “сыропустной” или “масленицей”. В эти дни ещё можно есть рыбу и молочные продукты, а со следующего понедельника уже начинается пост. Неделя сплошная и не имеет постов в среду и пятницу.

На сырной неделе начинается чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина: “Господи и владыка живота моего…” с земными поклонами. На воскресном богослужении вспоминается изгнание из Эдемского сада прародителей Адама и Евы и через этот пример Церковь ещё раз призывает нас пройти по пути покаяния и вернуться к Небесному Отцу.

Начать путь примирения с Богом Церковь советует с примирения с ближними. После Литургии в храмах совершается Чин прощения, когда все православные христиане просят друг у друга прощения за обиды, вольно или невольно нанесённые в этом году.

Недели Великого поста

Шесть недель Великого поста также имеют определённую последовательность и особенности. Они посвящены знаковым моментам церковной истории или великим святым: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, неделя Крестопоклонная, неделя преподобного Иоанна Лествичника, неделя преподобной Марии Египетской и неделя Входа Господня во Иерусалим.

В первые пять воскресений Великого поста совершается литургия Василия Великого, которую служат всего десять раз в году. Кроме Великого поста – только в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели, а также в день памяти святителя Василия, навечерие Рождества и навечерие Крещения.

Каждую среду и пятницу Великого поста, в четверг недели преподобной Марии Египетской, с понедельника по среду Страстной недели и в некоторые другие дни служится ещё одно уникальное великопостное богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров.

Её авторство приписывают римскому папе Григорию Великому (он же “Двоеслов” – по одному из главных написанных им трудов). Особенностью этой литургии является отсутствие анафоры с призыванием Духа Святого на хлеб и вино ради их преложения в Тело и Кровь Христовы. На этом богослужении верующих причащают Святыми Дарами, заранее освящёнными на предыдущей воскресной Литургии, отсюда и название. Кроме того, она сильно отличается от прочих литургий своим чинопоследованием.

По понедельникам, вторникам и четвергам (если не выпадет праздника) литургии не совершается. Вместо неё читаются и поются часы и особый чин подражания литургии – “изобразительны”.

Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается пассия (“стадание” – лат.). Особое богослужение, заимствованное митрополитом Петром Могилой у католиков и переработанное для православного употребления. За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Христа.

Великим постом с понедельника по четверг первой недели на великих повечериях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим за богословскую и поэтическую глубину, а также за количество содержащихся в нем тропарей – около 250.

Неделя Торжества Православия открывает Великий пост. В первый понедельник постятся наиболее строго, как в сочельники, стараясь вообще не вкушать до вечера никакой пищи.

Празднование Торжества Православия установлено с 843 года. В этот день в Константинополе был созван собор, окончательно восстановивший в Византии иконопочитание после второго иконоборческого периода. Этому предшествовала долгая и трудная борьба иконопочитателей с иконоборцами (с 730 года), в ходе которой многие святые были сосланы и замучены до смерти императорами, поддерживающими иконоборческую ересь.

В этот день вспоминаются и другие ереси, с которыми боролась Церковь, а на придерживающихся их накладывается анафема – отлучение от церковного единства.

Неделя святителя Григория Паламы также посвящена серьёзным церковным спорам. Святитель Григорий много лет провёл на Святой горе Афон и придерживался практики исихазма – “умной молитвы”. Афонские подвижники утверждали, что Бог открывается им через восприятие Его Божественной энергии – благодати, хотя и остаётся недоступен им сущностно. Западные полемисты считали, что Бог непознаваем ни в каком виде и полностью отделён от тварного мира.

Весь опыт Церкви и феномен святых свидетельствует о том, что правы были восточные подвижники, в защиту которых святитель Григорий Палама и написал несколько своих трактатов, главный тезис которых: “Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям”.

А раз Бог причастен к нашему миру своими энергиями, мы можем познавать Его и обоживаться, накапливая в себе благодать Духа Святого. Это означает, что для нас открыта возможность спасения. Вот почему вторая неделя посвящена святителю Григорию.

Неделя Крестопоклонная . В среду этой недели в центр храма торжественно выносится украшенный цветами Крест Христов и оставляется для поклонения верующим до пятницы следующей недели поста.

В эти дни православные христиане поклоняются самому позорному и жуткому орудию казни в Римской империи, внезапно ставшему самым святым и значимым орудием спасения человеческого рода, благодаря которому Господь совершил свой искупительный подвиг. Торжественное поклонение Честному и Животворящему Кресту Христову верующие совершают в воскресенье 3-й недели, а также в понедельник, среду и пятницу следующей недели.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника является 4-й неделей поста и посвящена памяти творца одной из самых популярных аскетических книг в православном мире.

Суббота этой недели называется субботой акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. В этот день читается акафист Божьей Матери с кондаком “Взбранной Воеводе…”. Это празднование установлено в память чудесного спасения Константинополя от нашествия славян и булгар при императоре Ираклии в 626 году.

В VI веке преподобный Иоанн Синайский (Лествичник), игумен мужского монастыря во имя святой великомученицы Екатерины, резюмировал святоотеческий опыт борьбы с грехом. Его книга “Лествица райская или Скрижали духовные”, написана по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря.

“Лествица” перечисляет человеческие грехи, сводя их к семи смертным грехам и показывая, как один грех в душе человека влияет на зарождение другого. Но она же перечисляет и человеческие добродетели, даёт рецепт исцеления от страстей посредством восхождения по лестнице в небо (аллюзия на ветхозаветное видение Иакова). Преподобный Иоанн выделяет на райской лестнице тридцать ступеней и призывает христианина терпеливо восходить по ним к Богу.

Неделя преподобной Марии Египетской . Эта неделя посвящена памяти святой, которая в юности была великой грешницей, глубоко погрузившейся в смертный грех блуда. В Иерусалиме будущая святая была поражена чудом – неведомая сила не впускала её в христианский храм. Тогда Мария осознала свою греховность, принесла покаяние и приняла Крещение.

Обратившись ко Христу, преподобная Мария ушла в пустыню и за много лет поста и молитвы не только победила в себе всяческие страсти, но даже достигла святости и просвещения ума. Биограф преподобной Марии старец Зосима свидетельствовал, что святая знала Священное Писание, хотя никогда в жизни не имела возможности прочесть или хотя бы прослушать его. Монах Зосима, которому она рассказала свою историю, видел, как святая переходила по воде реку, а во время молитвы немного приподнималась над землёй.

Через пример преподобной Марии Египетской Церковь говорит нам, что для каждого, даже самого пропащего грешника существует возможность покаяния и прощения. Нужно только захотеть спасения, принести покаяние и начать жить по-христиански.

Неделя Входа Господня во Иерусалим , она же Неделя Ваий, Цветоносная Неделя или Вербное Воскресенье. Эта неделя завершает Великий пост.

Этот двунадесятый праздник установлен в память дня, когда Господь торжественно вступал в Иерусалим на спине молодого ослёнка, а народ приветствовал и славил его как пророка и Мессию, постилая по дороге одежды и ветви ваий – пальм. В России пальмы не растут, поэтому православные россияне приходят на этот праздник с пучками верб и вербами же украшают храм.

Народ приветствовал Господа не просто так. Народ был поражён очередным чудом Спасителя, которое он совершил накануне – в Лазареву Субботу. В этот день он воскресил своего умершего друга Лазаря, который к тому времени уже три дня находился во гробе. Узнавшие о чуде люди восклицали: “Осанна Сыну Давидову!”, – и надеялись на создание чудесного и богатого царства на земле. Уже через несколько дней, убедившись, что Царство Христово не от мира сего, они будут кричать: “Распни, распни Его!”.

Вход Господень в Иерусалим предваряет искупительную Жертву Спасителя и как одно из наиболее значимых событий евангельского повествования содержится у всех четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава).

На всенощном бдении освящаются вербы, а воскресная Литургия служится по чину Иоанна Златоуста. В этот день разрешается вкушение рыбы.

Страстная седмица

Великий пост заканчивается праздником, за которым начинается крестный путь Спасителя – Страстная седмица, каждый день которой посвящён отдельным событиям в земной жизни Господа.

В эти дни принято поститься особенно строго и читать отрывки из Евангелия, соответствующие событиям дня. В первые три дня прочитывается вся Псалтирь кроме 17-й кафизмы, а на утрени поётся тропарь: “Се Жених грядет в полунощи…”.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также история о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В этот день патриарх начинает варить Святое миро.

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчи Господа о десяти девах и о талантах, призывающие православных христиан к духовному бодрствованию. Также читаются притчи о дани кесарю, Страшном Суде и воскресении мёртвых.

В этот же день говорится и об обличении фарисеев в храме, где Спаситель рассказал им притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, чтобы дать им последнюю возможность для покаяния.

Вместо этого, израильские законоучители окончательно возненавидели Господа и стали искать случая убить Его.

Великая Среда посвящена истории предательства апостола Иуды Искариота. Читаются соответствующие места Евангелия, где Иуда соглашается предать своего Учителя синедриону за 30 сребренников. Он обещает первосвященникам показать Христа воинам в уединённом месте, чтобы те могли взять Его под стажу.

В этот день все стараются прийти на исповедь. Также в Великую Среду в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина.

В Великий Четверг Церковь вспоминает события Тайной Вечери, когда Господом было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Апостолы с Господом Иисусом Христом собрались на ужин в Сионской горнице, где Он дал им последнее наставление и в ходе трапезы установил главное христианское Таинство.

Каждый православный христианин в Великий Четверг стремится причаститься и совершить омовение, чтобы в духовной и телесной чистоте встретить будущий праздник Воскресения Христова. Великий Четверг иногда также именуется “Чистым”.

В кафедральных соборах в этот день совершается чин омовения ног, а также читаются 12 Евангелий, посвящённых Страстям Христовым и описывающих последние часы Его жизни и крестную смерть.

В этот день обычно убирают жилище перед Пасхой, а также готовят яйца и другие праздничные блюда.

Великая Пятница – день без совершения Литургии, так как Жертва в этот день принесена не бескровная, а кровавая – на Кресте на Голгофе. В этот день Христос был осуждён на смерть, претерпел оскорбления, бичевание, путь с Крестом на Голгофу, страдания и смерть на Крестном Древе, а также был погребён.

Утром Великой Пятницы читаются царские часы. Днём совершается чин выноса Плащаницы, символизирующий положение во Гроб Тела Господа Иосифом Аримафейским. До этого времени принято полностью воздерживаться от пищи.

На часах вторично (после 12-ти Евангелий) читаются отрывки о Страстях Христовых, а вечером о них же напоминается в третий раз в одном большом составном Евангелии.

Великая Суббота начинается с Литургии с чтением 12-ти паремий, после которой освящается принесённая в храм праздничная еда.

В этот день вспоминаются события сошествия Христа во ад, проповеди находящимся там людям, победы над смертью, а также выведения из ада находившихся там праведников, которые заслужили Царство Небесное.

В древности в этот день совершалось массовое Крещение оглашенных, которые готовились к этому дню на протяжении всего Великого поста. Отсюда традиция служить в этот день в белых одеждах.

Вечером этого дня пост заканчивается и начинается богослужение Светлого Христова Воскресения – главного праздника православного мира.

Желаем нашим читателям правильно приступить к Великому посту и ответственно пройти этот этап духовной подготовки к Пасхе. Без покаяния и смирения Великого поста радость встречи Воскресения Христова не будет такой острой, как должна быть.

Помните молитву мытаря, которая была принята Господом, в отличие от молитвы фарисея: “Господи, милостив буди мне грешному!”. Как знать, не он ли потом стал апостолом и евангелистом Матфеем?

Андрей Сегеда

Вконтакте

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, "сообразуясь смерти Его" (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу - в багряных - бордовых, цвета крови - в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честного, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный , из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев. у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопровождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений - на пасхальной заутрени.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого , начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий , в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: "Славно бо прославися". Чтение паримий заключается песнью трех отроков: "Господа пойте и превозносите во вся веки". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся" и читается Апостол о таинственной силе Крещения . Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо "Аллилуиа", семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли". Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча". Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо "О тебе радуется" - ирмос 9-й песни канона Великой субботы "Не рыдай Мене, Мати". Причастен - "Воста, яко спя, Господь и воскресе, спасаяй нас". Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого . По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина.

Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.

До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле. Рravmir подготовил календарь на эту Неделю.

  • Нажмите для просмотра изображения в полном размере. Версия для печати формата А1 - скачать (архив в формате.zip)

Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая среда

Страстная седмица начинается в Великий Понедельник, а Великий Понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

(Хор Валаамского монастыря) скачать

(Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») скачать

Чертог Твой. Бортнянский Скачать

  • В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров . Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!

  • Песнопения Страстной седмицы. Великий понедельник
  • Великий понедельник: Начало Великих дней (+ аудио + видео)
  • Святые отцы О Великом понедельнике

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

  • Великий Вторник: Жених грядет в полунощи (+mp3 + видео)
  • Святые отцы О Великом вторнике

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…». В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина . Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

  • Песнопения Страстной седмицы. Великий вторник

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее.

Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

  • Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа
  • Песнопения Великой среды
  • Святые отцы О Великой среде
  • Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба?

Страстные дни

В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом .

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий ». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

  • Великий Четверг: Тайная Вечера Христова
  • Святые отцы О Великом четвертке
  • Служба «Двенадцати Евангелий» Страстного Четверга
  • Та самая Тайная Вечеря

ОБЫЧАИ

Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.

  • Куличи у Соколовых
  • Пасха царская (сырая)
  • Пасхальный кулич
  • Пасхальные куличи: проверенные рецепты куличей
  • Об одной тайне пасхального стола
  • Куличи против Пасхи

Великая пятница

Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.

Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.

  • Песнопения Страстной Пятницы. Будем погребать Господа…
  • Страстная Пятница: Христос умер на кресте
  • Святые отцы О Великом пятке
  • Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы
  • Святые дни на Афоне: Великая Пятница и Пасха в Ватопедском монастыре

Великая суббота: Да молчит всякая плоть

Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью . Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более, что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» - ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене , Мати , зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

  • Великая суббота: последний день перед Пасхой
  • Святые отцы О Великой субботе

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

  • Освятить и скушать ?

В Великую Субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.