Показательная функция, её свойства и график. презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему

Презентация «Показательная функция, ее свойства и график» наглядно представляет учебный материал по данной теме. В ходе презентации подробно рассматриваются свойства показательной функции, ее поведение в системе координат, рассматриваются примеры решения задач с использованием свойств функции, уравнений и неравенств, изучаются важные теоремы по теме. С помощью презентации учитель может повысить эффективность урока математики. Яркое представление материала помогает удерживать внимание учеников на изучении темы, анимационные эффекты помогают более понятно продемонстрировать решения задач. Для более быстрого запоминания понятий, свойств и особенностей решения используется выделение цветом.



Демонстрация начинается с примеров показательной функции у=3 х с различными показателями - целыми положительными и отрицательными, обыкновенной дробью и десятичной. Для каждого показателя вычисляется значение функции. Далее для этой же функции строится график. На слайде 2 построена таблица, заполненная координатами точек, принадлежащих графику функции у=3 х. По этим точкам на координатной плоскости строится соответствующий график. Рядом с графиком строятся аналогичные графики у=2 х, у=5 х и у=7 х. Каждая функция выделена разными цветами. В таких же цветах выполнены графики этих функций. Очевидно, что с ростом основания степени показательной функции график становится круче и больше прижимается к оси ординат. На этом же слайде описаны свойства показательной функции. Отмечается, что областью определения является числовая прямая (-∞;+∞), Функция не является четной или нечетной, на все области определения функция возрастает и не имеет наибольшего или наименьшего значения. Показательная функция ограничена снизу, но не ограничена сверху, непрерывна на области определения и выпуклая вниз. Область значений функции принадлежит промежутку (0;+∞).




На слайде 4 представлено исследование функции у=(1/3) х. Строится график функции. Для этого заполняется координатами точек, принадлежащих графику функции, таблица. По этим точкам строится график на прямоугольной системе координат. Рядом описываются свойства функции. Отмечается, что областью определения является вся числовая ось. Эта функция не является нечетной или четной, убывающая на всей области определения, не имеет наибольшего, наименьшего значений. Функция у=(1/3) х является ограниченной снизу и неограниченной сверху, на области определения непрерывна, имеет выпуклость вниз. Область значений - положительная полуось (0;+∞).

На приведенном примере функции у=(1/3) х можно выделить свойства показательной функции с положительным основанием, меньшим единицы и уточнить представление о ее графике. На слайде 5 представлен общий вид такой функции у=(1/а) х, где 0

На слайде 6 сравниваются графики функций у=(1/3) х и у=3 х. Видно, что эти графики симметричны относительно оси ординат. Чтобы сравнение было более наглядным, графики окрашены в цвета, которыми выделены формулы функций.




Далее представляется определение показательной функции. На слайде 7 в рамке выделено определение, в котором указано, что функция вида у=а х, где положительное а, не равное 1, называется показательной. Далее с помощью таблицы сравнивается показательная функция с основанием, большим 1, и положительным меньшим 1. Очевидно, что практически все свойства функции аналогичны, только функция с основанием, большим а, возрастающая, а с основанием, меньшим 1, убывающая.

Далее рассматривается решение примеров. В примере 1 необходимо решить уравнение 3 х =9. Уравнение решается графическим способом - строится график функции у=3 х и график функции у=9. Точка пересечения этих графиков М(2;9). Соответственно, решением уравнения является значение х=2.

На слайде 10 описывается решение уравнения 5 х =1/25. Аналогично предыдущему примеру решение уравнения определяется графически. Демонстрируется построение графиков функций у=5 х и у=1/25. Точкой пересечения данных графиков является точка Е(-2;1/25), значит, решение уравнения х=-2.




Далее предлагается рассмотреть решение неравенства 3 х <27. Решение выполняется графически - определяется точка пересечения графиков у=3 х и у=27. Затем на плоскости координат хорошо видно, при каких значениях аргумента значения функции у=3 х будут меньшими 27 - это промежуток (-∞;3). Аналогично выполняется решение задания, в котором нужно найти множество решений неравенства (1/4) х <16. На координатной плоскости строятся графики функций, соответствующих правой и левой части неравенства и сравниваются значения. Очевидно, что решением неравенства является промежуток (-2;+∞).

На следующих слайдах представлены важные теоремы, которые отражают свойства показательной функции. В теореме 1 утверждается, что при положительном а равенство а m =а n справедливо тогда, когда m=n. В теореме 2 представлено утверждение, что при положительном а значение функции у=а х будет больше 1 при положительном х, а меньше 1 при отрицательном х. Утверждение подтверждается изображением графика показательной функции, на котором видно поведение функции на различных промежутках области определения. В теореме 3 отмечается, что для 0



Далее для усвоения материала учениками рассматриваются примеры решения задач с использованием изученного теоретического материала. В примере 5 необходимо построить график функции у=2·2 х +3. Демонстрируется принцип построения графика функции, преобразовав сначала ее в вид у= а х+а +b.Производится параллельный перенос системы координат в точку (-1;3) и относительно этого начала координат строится график функции у=2 х.

На слайде 18 рассматривается графическое решение уравнения 7 х =8-х. Строится прямая у=8-х и график функции у=7 х. Абсцисса точки пересечения графиков х=1 является решением уравнения. Последний пример описывает решение неравенства (1/4) х =х+5. Строятся графики обеих частей неравенства и отмечается, что его решением являются значения (-1;+∞), при которых значения функции у=(1/4) х всегда меньше значений у=х+5.

Презентация «Показательная функция, ее свойства и график» рекомендуется для повышения эффективности школьного урока математики. Наглядность материала в презентации поможет добиться целей обучения в ходе дистанционного урока. Презентация может быть предложена для самостоятельной работы ученикам, недостаточно хорошо освоившим тему на уроке.

Концентрация внимания:

Определение. Функция вида называется показательной функцией .

Замечание. Исключение из числа значений основания a чисел 0; 1 и отрицательных значений a объясняется следующими обстоятельствами:

Само аналитическое выражение a x в указанных случаях сохраняет смысл и может встречаться в решении задач. Например, для выражения x y точка x = 1; y = 1 входит в область допустимых значений.

Построить графики функций: и .

График показательной функции
y = a x , a > 1 y = a x , 0< a < 1

Свойства показательной функции

Свойства показательной функции y = a x , a > 1 y = a x , 0< a < 1
  1. Область определения функции
2. Область значений функции
3.Промежутки сравнения с единицей при x > 0, a x > 1 при x > 0, 0< a x < 1
при x < 0, 0< a x < 1 при x < 0, a x > 1
4. Чётность, нечётность. Функция не является ни чётной, ни нечётной (функция общего вида).
5.Монотонность. монотонно возрастает на R монотонно убывает на R
6. Экстремумы. Показательная функция экстремумов не имеет.
7.Асимптота Ось O x является горизонтальной асимптотой.
8. При любых действительных значениях x и y ;

Когда заполняется таблица, то параллельно с заполнением решаются задания.

Задание № 1. (Для нахождения области определения функции).

Какие значения аргумента являются допустимыми для функций:

Задание № 2. (Для нахождения области значений функции).

На рисунке изображен график функции. Укажите область определения и область значений функции:

Задание № 3. (Для указания промежутков сравнения с единицей).

Каждую из следующих степеней сравните с единицей:

Задание № 4. (Для исследования функции на монотонность).

Сравнить по величине действительные числа m и n если:

Задание № 5. (Для исследования функции на монотонность).

Сделайте заключение относительно основания a , если:

y(x) = 10 x ; f(x) = 6 x ; z(x) - 4 x

Как располагаются графики показательных функций относительно друг друга при x > 0, x = 0, x < 0?

В одной координатной плоскости построены графики функций:

y(x) = (0,1) x ; f(x) = (0,5) x ; z(x) = (0,8) x .

Как располагаются графики показательных функций относительно друг друга при x > 0, x = 0, x < 0?

Число одна из важнейших постоянных в математике. По определению, оно равно пределу последовательности при неограниченном возрастании n . Обозначение e ввёл Леонард Эйлер в 1736 г. Он вычислил первые 23 знака этого числа в десятичной записи, а само число назвали в честь Непера «неперовым числом».

Число e играет особую роль в математическом анализе. Показательная функция с основанием e , называется экспонентой и обозначается y = e x .

Первые знаки числа e запомнить несложно: два, запятая, семь, год рождения Льва Толстого - два раза, сорок пять, девяносто, сорок пять.

Домашнее задание:

Колмогоров п. 35; № 445-447; 451; 453.

Повторить алгоритм построения графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.










Свойства функции Проанализируем по схеме: Проанализируем по схеме: 1. область определения функции 1. область определения функции 2. множество значений функции 2. множество значений функции 3. нули функции 3. нули функции 4. промежутки знакопостоянства функции 4. промежутки знакопостоянства функции 5. четность или нечётность функции 5. четность или нечётность функции 6. монотонность функции 6. монотонность функции 7. наибольшее и наименьшее значения 7. наибольшее и наименьшее значения 8. периодичность функции 8. периодичность функции 9. ограниченность функции 9. ограниченность функции


0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни " title="Показательная функция, её график и свойства y x 1 о 1) Область определения – множество всех действительных чисел (D(у)=R). 2) Множество значений – множество всех положительных чисел (E(y)=R +). 3) Нулей нет. 4) у>0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни " class="link_thumb"> 10 Показательная функция, её график и свойства y x 1 о 1) Область определения – множество всех действительных чисел (D(у)=R). 2) Множество значений – множество всех положительных чисел (E(y)=R +). 3) Нулей нет. 4) у>0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни нечётная. 6) Функция монотонна: возрастает на R при а>1 и убывает на R при 0 0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни "> 0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни нечётная. 6) Функция монотонна: возрастает на R при а>1 и убывает на R при 0"> 0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни " title="Показательная функция, её график и свойства y x 1 о 1) Область определения – множество всех действительных чисел (D(у)=R). 2) Множество значений – множество всех положительных чисел (E(y)=R +). 3) Нулей нет. 4) у>0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни "> title="Показательная функция, её график и свойства y x 1 о 1) Область определения – множество всех действительных чисел (D(у)=R). 2) Множество значений – множество всех положительных чисел (E(y)=R +). 3) Нулей нет. 4) у>0 при х R. 5) Функция ни чётная, ни ">












Рост древесины происходит по закону, где: A- изменение количества древесины во времени; A 0 - начальное количество древесины; t-время, к, а- некоторые постоянные. Рост древесины происходит по закону, где: A- изменение количества древесины во времени; A 0 - начальное количество древесины; t-время, к, а- некоторые постоянные. t 0 t0t0 t1t1 t2t2 t3t3 tntn А A0A0 A1A1 A2A2 A3A3 AnAn




Температура чайника изменяется по закону, где: Т- изменение температуры чайника со временем; Т 0 - температура кипения воды; t-время, к, а- некоторые постоянные. Температура чайника изменяется по закону, где: Т- изменение температуры чайника со временем; Т 0 - температура кипения воды; t-время, к, а- некоторые постоянные. t 0 t0t0 t1t1 t2t2 t3t3 tntn T T0T0 T1T1 T2T2 T3T3


Радиоактивный распад происходит по закону, где: Радиоактивный распад происходит по закону, где: N- число нераспавшихся атомов в любой момент времени t; N 0 - начальное число атомов (в момент времени t=0); t-время; N- число нераспавшихся атомов в любой момент времени t; N 0 - начальное число атомов (в момент времени t=0); t-время; Т- период полураспада. Т- период полураспада. t 0 t 1 t 2 N N3N3 N4N4 t4t4 N0N0 t3t3 N2N2 N1N1


С Существенное свойство процессов органического и изменения величин состоит в том, что за равные промежутки времени значение величины изменяется в одном и том же отношении Рост древесины Изменение температуры чайника Изменение давления воздуха К процессам органического изменения величин относятся: Радиоактивный распад


Сравните числа 1,3 34 и 1,3 40. Пример 1. Сравните числа 1,3 34 и 1,3 40. Общий метод решения. 1. Представить числа в виде степени с одинаковым основанием (если это необходимо) 1,3 34 и 1, Выяснить, возрастающей или убывающей является показательная функция а=1,3; а>1, след-но показательная функция возрастает. а=1,3; а>1, след-но показательная функция возрастает. 3. Сравнить показатели степеней (или аргументы функций) 34 1, след-но показательная функция возрастает. а=1,3; а>1, след-но показательная функция возрастает. 3. Сравнить показатели степеней (или аргументы функций) 34">


Решите графически уравнение 3 х =4-х. Пример 2. Решите графически уравнение 3 х =4-х.Решение. Используем функционально-графический метод решения уравнений: построим в одной системе координат графики функций у=3 х и у=4-х. графики функций у=3 х и у=4-х. Замечаем, что они имеют одну общую точку (1;3). Значит, уравнение имеет единственный корень х=1. Ответ: 1 Ответ: 1 у=4-х




4-х. Пример 3. Решите графически неравенство 3 х >4-х. Решение. у=4-х Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе 1. Построим в одной системе координат графики функций " title="Решите графически неравенство 3 х >4-х. Пример 3. Решите графически неравенство 3 х >4-х. Решение. у=4-х Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе 1. Построим в одной системе координат графики функций " class="link_thumb"> 24 Решите графически неравенство 3 х >4-х. Пример 3. Решите графически неравенство 3 х >4-х. Решение. у=4-х Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе 1. Построим в одной системе координат графики функций координат графики функций у=3 х и у=4-х. 2. Выделим часть графика функции у=3 х, расположенную выше (т. к. знак >) графика функции у=4-х. 3. Отметим на оси х ту часть, которая соответствует выделенной части графика (иначе: спроецируем выделенную часть графика на ось х). 4. Запишем ответ в виде интервала: Ответ: (1;). Ответ: (1;). 4-х. Пример 3. Решите графически неравенство 3 х >4-х. Решение. у=4-х Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе 1. Построим в одной системе координат графики функций "> 4-х. Пример 3. Решите графически неравенство 3 х >4-х. Решение. у=4-х Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе 1. Построим в одной системе координат графики функций координат графики функций у=3 х и у=4-х. 2. Выделим часть графика функции у=3 х, расположенную выше (т. к. знак >) графика функции у=4-х. 3. Отметим на оси х ту часть, которая соответствует выделенной части графика (иначе: спроецируем выделенную часть графика на ось х). 4. Запишем ответ в виде интервала: Ответ: (1;). Ответ: (1;)."> 4-х. Пример 3. Решите графически неравенство 3 х >4-х. Решение. у=4-х Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе 1. Построим в одной системе координат графики функций " title="Решите графически неравенство 3 х >4-х. Пример 3. Решите графически неравенство 3 х >4-х. Решение. у=4-х Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе 1. Построим в одной системе координат графики функций "> title="Решите графически неравенство 3 х >4-х. Пример 3. Решите графически неравенство 3 х >4-х. Решение. у=4-х Используем функционально-графический метод решения неравенств: 1. Построим в одной системе 1. Построим в одной системе координат графики функций ">


Решите графически неравенства: 1) 2 х >1; 2) 2 х 1; 2) 2 х "> 1; 2) 2 х "> 1; 2) 2 х " title="Решите графически неравенства: 1) 2 х >1; 2) 2 х "> title="Решите графически неравенства: 1) 2 х >1; 2) 2 х ">






Самостоятельная работа (тест) 1. Укажите показательную функцию: 1. Укажите показательную функцию: 1) у=х 3 ; 2) у=х 5/3 ; 3) у=3 х+1 ; 4) у=3 х+1. 1) у=х 3 ; 2) у=х 5/3 ; 3) у=3 х+1 ; 4) у=3 х+1. 1) у=х 2 ; 2) у=х -1 ; 3) у=-4+2 х; 4) у=0,32 х. 1) у=х 2 ; 2) у=х -1 ; 3) у=-4+2 х; 4) у=0,32 х. 2. Укажите функцию, возрастающую на всей области определения: 2. Укажите функцию, возрастающую на всей области определения: 1) у =(2/3) -х; 2) у=2 -х; 3) у =(4/5) х; 4) у =0,9 х. 1) у =(2/3) -х; 2) у=2 -х; 3) у =(4/5) х; 4) у =0,9 х. 1) у =(2/3) х; 2) у=7,5 х; 3) у =(3/5) х; 4) у =0,1 х. 1) у =(2/3) х; 2) у=7,5 х; 3) у =(3/5) х; 4) у =0,1 х. 3. Укажите функцию, убывающую на всей области определения: 3. Укажите функцию, убывающую на всей области определения: 1) у =(3/11) -х; 2) у=0,4 х; 3) у =(10/7) х; 4) у =1,5 х. 1) у =(2/17) -х; 2) у=5,4 х; 3) у =0,7 х; 4) у =3 х. 4. Укажите множество значений функции у=3 -2 х -8: 4. Укажите множество значений функции у=2 х+1 +16: 5. Укажите наименьшее из данных чисел: 5. Укажите наименьшее из данных чисел: 1) 3 -1/3 ; 2) 27 -1/3 ; 3) (1/3) -1/3 ; 4) 1 -1/3. 1) 3 -1/3 ; 2) 27 -1/3 ; 3) (1/3) -1/3 ; 4) 1 -1/3. 5. Укажите наибольшее из данных чисел: 1) 5 -1/2 ; 2) 25 -1/2 ; 3) (1/5) -1/2 ; 4) 1 -1/2. 1) 5 -1/2 ; 2) 25 -1/2 ; 3) (1/5) -1/2 ; 4) 1 -1/2. 6. Выясните графически, сколько корней имеет уравнение 2 х =х -1/3 (1/3) х =х 1/2 6. Выясните графически, сколько корней имеет уравнение 2 х =х -1/3 (1/3) х =х 1/2 1) 1 корень; 2) 2 корня; 3) 3 корня; 4) 4 корня.

1. Укажите показательную функцию: 1) у=х 3; 2) у=х 5/3; 3) у=3 х+1; 4) у=3 х+1. 1) у=х 3; 2) у=х 5/3; 3) у=3 х+1; 4) у=3 х Укажите функцию, возрастающую на всей области определения: 2. Укажите функцию, возрастающую на всей области определения: 1) у =(2/3)-х; 2) у=2-х; 3) у =(4/5)х; 4) у =0,9 х. 1) у =(2/3)-х; 2) у=2-х; 3) у =(4/5)х; 4) у =0,9 х. 3. Укажите функцию, убывающую на всей области определения: 3. Укажите функцию, убывающую на всей области определения: 1) у =(3/11)-х; 2) у=0,4 х; 3) у =(10/7)х; 4) у =1,5 х. 1) у =(3/11)-х; 2) у=0,4 х; 3) у =(10/7)х; 4) у =1,5 х. 4. Укажите множество значений функции у=3-2 х-8: 4. Укажите множество значений функции у=3-2 х-8: 5. Укажите наименьшее из данных чисел: 5. Укажите наименьшее из данных чисел: 1) 3-1/3; 2) 27-1/3; 3) (1/3)-1/3; 4) 1-1/3. 1) 3-1/3; 2) 27-1/3; 3) (1/3)-1/3; 4) 1-1/3. 6. Выясните графически, сколько корней имеет уравнение 2 х=х- 1/3 6. Выясните графически, сколько корней имеет уравнение 2 х=х- 1/3 1) 1 корень; 2) 2 корня; 3) 3 корня; 4) 4 корня. 1) 1 корень; 2) 2 корня; 3) 3 корня; 4) 4 корня. Проверочная работа Выберите показательные функции, которые: Выберите показательные функции, которые: I вариант – убывают на области определения; I вариант – убывают на области определения; II вариант – возрастают на области определения. II вариант – возрастают на области определения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАОУ «Сладковская СОШ» Показательная функция, её свойства и график 10 класс

Функция вида у = а х,где а - заданное число, а > 0, а ≠ 1, х-переменная, называется показательной.

Показательная функция обладает следующими свойствами: О.О.Ф: множество R всех действительных чисел; Мн.зн.: множество всех положительных чисел; Показательная функция у=а х является возрастающей на множестве всех действительных чисел,если а>1 ,и убывающей,если 0

Графики функции у=2 х и у=(½) х 1.График функции у=2 х проходит через точку (0;1) и расположен выше оси Ох. а>1 Д(у): х є R Е(у): у > 0 Возрастает на всей области определения. 2. График функции у= также проходит через точку (0;1) и расположен выше оси Ох. 0

Используя свойства возрастания и убывания показательной функции, можно сравнить числа и решать показательные неравенства. Сравнить: а) 5 3 и 5 5 ; б) 4 7 и 4 3 ; в) 0,2 2 и 0,2 6 ; г) 0,9 2 и 0,9. Решить: а) 2 х >1; б) 13 х+1 0,7; г) 0,04 х а в или а х 1, то х>в (х

Решить графически уравнения: 1) 3 x =4-x, 2) 0,5 х =х+3.

Если снять кипящий чайник с огня, то сначала он быстро остывает, а потом остывание идет гораздо медленнее, это явление описывается формулой T =(T 1 - T 0) e - kt + T 1 Применение показательной функции в жизни, науке и технике

Рост древесины происходит по закону: A - изменение количества древесины во времени; A 0 - начальное количество древесины; t -время, к, а- некоторые постоянные. Давление воздуха убывает с высотой по закону: P - давление на высоте h, P0 - давление на уровне моря, а - некоторая постоянная.

Рост народонаселения Изменение числа людей в стране на небольшом отрезке времени описывается формулой, где N 0 - число людей в момент времени t=0, N -число людей в момент времени t, a -константа.

Закон органического размножения: при благоприятных условиях (отсутствие врагов, большое количество пищи) живые организмы размножались бы по закону показательной функции. Например: одна комнатная муха может за лето произвести 8 х 10 14 особей потомства. Их вес составил бы несколько миллионов тонн (а вес потомство пары мух превысил бы вес нашей планеты), они бы заняли огромное пространство,а если выстроить их в цепочку, то её длинна будет больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Но так как, кроме мух существует множество других животных и растений, многие из которых являются естественными врагами мух их количество не достигает вышеуказанных значений.

Когда радиоактивное вещество распадается, его количество уменьшается, через некоторое время остается половина от первоначального вещества. Этот промежуток времени t 0 называется периодом полураспада. Общая формула для этого процесса: m = m 0 (1/2) -t/t 0 , где m 0 - первоначальная масса вещества. Чем больше период полураспада, тем медленнее распадается вещество. Это явление используют для определения возраста археологических находок. Радий, например, распадается по закону: M = M 0 e -kt . Используя данную формулу ученые рассчитали возраст Земли (радий распадается примерно за время, равное возрасту Земли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей....