Метод обучения чтению николая зайцева. Подготовка детей к школе при использовании технологии Н.А

Что же такое Методики Н. Зайцева?

Товарный знак
ООО Методики Н.Зайцева

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Эффективность

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

Доступность

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые, так и медленные, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

Некоторые экономические аспекты

Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.

ПРОГРАММА

подготовки детей к школе

«По дорогам открытий»

в подготовительной группе

МАУДО «Детский сад №2»

на 2015-2016 уч.г.

РуководительФоминова А.

Введение

Дополнительная образовательная программа «По дорогам открытий» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основании Типового положения о ДОУ, с применением методики Николая Александровича Зайцева.

Программа «По дорогам открытий» определяет содержание дополнительного образования в части подготовки детей к школе, предполагает учебный материал выше стандартов поставленных перед ДОУ госстандартом и внутреннего образовательного стандарта. Тематический учебный план, учебный график, расписание занятий, являясь вариативной частью образовательной программы, составляются ежегодно с учетом контингента детей, пожеланий родителей. В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - как в школе, в классе, формируя таким образом школьные, но еще детские отношения.

На сегодняшний день в системе начального образования в нашей стране работает несколько программ обучения, одобренных Министерством образования РФ, и родителям порой нелегко разобраться в особенностях и подходах той или иной программы. Не ориентируясь в педагогических тонкостях программ родители, порой, имеют неверное представление о начальном обучении, самой школе и стремятся еще до поступления в первый класс научить ребенка читать, писать и считать, иногда тем самым напрочь отбивая у него желание учиться.

Школа дает знания, формирует умения, навыки, а дополнительное образование, которое ребенок получает с помощью данной программы, позволяет впоследствии учиться успешно, радостно, делает этот труд увлекательным, меняется его отношение к учебе, мышление.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. Я. С. Турбовской отмечает: «Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями, как это сделал Н. А. Зайцев. У него ребёнок, играючи и в удивительно короткие сроки, осваивает то, что с таким трудом даётся, а то и совсем не даётся ему в школе». (Н. А. Зайцев. Письмо, чтение, счёт. С. 9).

Игровые технологии Н. А. Зайцева способствуют раннему развитию способностей ребёнка к чтению, счёту и даже письму. Одновременно с обучением грамоте дети испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд. Благодаря увлекательной игре с кубиками, дети быстро начинают читать, они счастливы, что у них получается.

Практика показывает, что с помощью игровых технологий, методов и приёмов, предложенных Н. А. Зайцевым, можно успешно обучать и детей с особыми образовательными потребностями. Стойкие положительные эмоции, возникающие у детей, играющих со «звучащими» кубиками, одновременно выполняющих определённые интересные и весёлые упражнения, нормализуют и активизируют основные функциональные системы организма ребёнка, что благоприятно влияет на здоровье ребёнка. Раскрепощение детей в игре (позы и поведения), так необходимое маленькому ребёнку, способствует более быстрому усвоению изучаемого материала.

В играх всегда присутствует свободный выбор ребёнка, самостоятельный поиск («Возьми какой хочешь кубик», «Найди буквы, которые есть в твоём имени»). Яркость, звучание кубиков привлекает внимание детей и вызывает интерес к действиям с ними.

Важным достоинством учебных приёмов, как отмечают педагоги, является высокий уровень двигательной активности, формирование правильной осанки, улучшение речи детей, развитие их индивидуальности.

Включение в программу образования детей старшего дошкольного возраста (предшкольное образование) игровых технологий, методик обучения детей чтению, счёту, письму Н. А. Зайцева, безусловно, позволит без особых трудностей решить проблему разной подготовленности детей к школе.

Актуальность программы. Цели и задачи.

«Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте, гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Педагогическая целесообразность – средствами психологических игр и упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся. В свою очередь, методика Н.А. Зайцева, позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются логопеды при обучении чтению.

Главной целью программы подготовки к школе способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, формирование интереса к чтению посредством методики Н.А.Зайцева.

Задачи:

Развитие у ребёнка желания и потребности самостоятельно добывать знания;

Развитие логики, мышления и речи;

Развитие воображения, наблюдательности, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

Создание условий для работы над фонетической и фонематической стороной речи, пропевание складовых попевок, печатание текстов с помощью кубиков, таблиц и в тетрадях.

Обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения между детьми и со взрослыми;

Воспитание любви и интереса к чтению

Срок реализации - 1 год.

Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: тренинг, психологическая игра, путешествие.

Режим занятий:

13-15 человек 2 раза в неделю по 30 мин, всего 60 часов.

Методическое обеспечение работы:

Диагностический метод

Наблюдение;

Беседа;

Сказкотерапия;

Психологические игры и упражнения.

Основные принципы организации занятий:

Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.

Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Ожидаемые результаты

Данный систематический курс должен:

Создать условия для развития у детей познавательных интересов;

Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.

Максимальное обеспечение потребности родителей в развитии детей дошкольного возраста (интеллектуальном, личностном, психологическом, социальном) при условии здоровьесбережения, эмоционального комфорта и сохранения индивидуальности;

Формы контроля:

Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;

Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;

Результаты выполнения диагностических заданий.

Формы подведения итогов:

Обратная связь.

Открытое занятие с детьми и их родителями.

Родительские лектории.

Средства:

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения.

Формы организации учебно-воспитательного процесса.

Реализации программы осуществляется за счет следующих видов и форм организации детской деятельности:

фронтальные занятия;

подгрупповые занятия;

занятия по выбору;

индивидуальные занятия;

дидактические игры;

театрализованные игры;

сюжетно-ролевые игры;

настольно-печатные игры;

экскурсии;

целевые прогулки;

наблюдения;

опытническо-исследовательская деятельность;

проектная деятельность;

чтение, рассказывание;

рассматривание иллюстраций;

просмотр диа- и видеофильмов;

беседа с детьми;

рассказ воспитателя познавательного характера;

выставки;

развлечения;

индивидуальная работа;

праздники;

самостоятельная деятельность.

Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:

· уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

· комплексный подход при разработке занятий;

· систематичность и последовательность занятий;

· вариативность содержания и форм приведения занятий;

· наглядность;

· адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

· постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

· индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

· повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

В процессе реализации программы дети обучаются точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе используются

практический метод,

метод дидактических игр,

Метод моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Основные направления программы подготовки к школе:

Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии (методики М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой).

Обучение грамоте. Знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Составление схем. Чтение слов. Обучение элементам письма (методика Н.А.Зайцева,).

Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.

Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Для этого используются лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), а также различных лексических и грамматических упражнений, малых фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки и т.д.). (Методика О.А.Белобрыкиной.)

Развитие элементарных математических представлений (количественный и порядковый счет, соотношение предметов, цифры, состав числа, арифметические действия, временные характеристики и т.д.). (Методика Л.Г.Петерсон.)

Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Работа с ножницами, пластилином, обводка, штриховка, игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п. (методики Л.Савиной, А.Белой, В.Мирясовой).

Развитие изодеятельности. Рисование (красками, карандашами, мелками, свечой, газетой на мокрой бумаге и т.д.), конструирование, лепка, аппликация (ткань, бумага, с помощью различных круп), оригами.

Физическое развитие ребенка - пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. С этой целью подобраны подвижные игры на ловкость, быстроту и командную слаженность, а также изобретательские и творческие игры, развивающие мышление, остроту внимания, память и сообразительность. Имитационные упражнения и оздоровительная гимнастика.

Сказкотерапия - введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории, удивительные и красивые. Сказки - это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это - возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5,5 до 7 лет).

Учитывая, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, будут использованы для формирования у детей целостного образа жизни старшего дошкольника.

Именно в этом образе жизни заключается отличие подготовительных групп для старших дошкольников от групп кратковременного пребывания, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

Для детей, приходящих несколько раз в неделю на два-три часа, образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

По сравнению с традиционными программами детского сада, с полным днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.

Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).

Одновременно организуется работа по психологическому сопровождению детей, которая реализуется психологом детского сада.

Усилия психолога в рамках такой программы направлены на:

· регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;

· информирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях;

· вовлечение в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических занятий;

· проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, соответствующих тематике и целям психологических занятий;

Дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:

Кубики

Таблицы

складовые картинки

Кубики Зайцева представлены в комплекте в количестве 54 штук и сделаны, как и таблицы по складовому принципу - согласный плюс гласный, что и называется складом. Все кубики различаются по: наполнителю (звуку), размеру, весу, цвету.

Таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенном порядке: склады скомпонованы по признаку: “деревянные”, “железные”, “золотые”. Также все склады разделены на столбцы, которые читаются (поются) по определенной системе, сверху-вниз. Чтение (пение) может происходить и в горизонтальной плоскости, слева-направо на мотивы разных детских мелодий.

Помимо таблиц и кубиков Зайцева в дидактическое обеспечение работы входят складовые картинки.

Этапы обучения.

Первоначальный этап обучения, подготовительный.

Цель: привлечение внимания к таблицам и кубикам Зайцева, развитие умения манипулировать кубиками, а также следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. Этот этап достаточно простой и короткий - 5-7 занятий. Но кроме этого на первых занятиях я использую социоигровую технологию для развития коммуникативности у детей между собой и со взрослым. Игры-соревнования всегда интересны детям. Они мобилизуют, интригуют, заставляют действовать. Благодаря им оживились малоактивные дети. Они стали открытыми, более подвижными и активными на занятиях. Чудесно развивается у ребят чувство товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.

На следующем этапе обучения, основном ставятся такие цели: учить самостоятельно, выкладывать слова из кубиков Зайцева и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями “ударение” и “большая буква”, работать по складовым картинкам. Длительность – 15-20 занятий. Благодаря тому, что у кубиков Зайцева множество признаков (они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике), а в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических движений, дети в кратчайшие сроки запоминают все склады. При работе с материалом активизируется максимальное количество мозговых центров. Дети «видят, слышат, трогают». На этом этапе включаю логические, математические задачи, экспериментирование, знакомство с тетрадью и работу по букварю Н.Жуковой. Он очень хорошо продуман в плане обучения ПРОИЗНОШЕНИЮ звуков, чтению, и звукобуквенному анализу. Я ввожу термины (глухой, звонкий, твёрдый, мягкий) взамен привычных деревянный, железный, большой, маленький. Задания на характеристику звуков дети выполняют безошибочно, ведь кубики они уже прощупали и прослушали.

Благодаря идеально составленной таблице дети знают парность и непарность согласных.

Смена деятельности на занятиях, а также их тематическая насыщенность: каждое имеет определённую тему «Домашние животные», «Наш город», «Транспорт» и т.д. позволяют каждому ребёнку раскрыться и почувствовать себя уверенно, что приводит к высокой мотивации во время занятия.

На следующем, 3-ем этапе, целью является: научить всех детей выкладывать из кубиков Зайцева короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а также научить начертанию букв в тетради и доске карандашом, мелом или фломастером. Этот этап занимает приблизительно 2-3 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо посвятить все время до конца учебного года, то есть 5-6 месяцев. На этом этапе начинается обучение начертанию печатных букв. Хочется отметить, что к началу 3-го этапа почти все дети овладевают механизмом чтения, а ряду детей доступно послоговое чтение. Использую карточки со словами, которые пишу сама. Игры с ними основаны только на чтении. Любят дети наводить порядок, когда перепутаны карточки-названия, т.е. классифицируют их.

Часто использую такие формы работы:

1) Рассказывание с фрагментами письма и чтения. Например: В гости к нам пришёл… (пишется кубиками, указкой по таблице предъявляемое на карточке имя, название животного). Рассмотрел все игрушки и игры, но больше всех понравилось… (опять пишем то, что ребятам нужно прочесть).

2) Словесные игры, в которых ответ не называется, а пишется указкой по таблице: Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем, Телефон, Загадай, мы отгадаем и др.

Детям, справляющимся с чтением слов на карточках, даю таблички с предложениями. Здесь они не только упражняются в механическом чтении, но и должны пояснить прочитанное.

Большим успехом у детей пользуется игра -квест. Играть можно всей группой и подгруппами. Игрушка, которую принёс Денис, исчезла, а на столе осталась записка: Найдёт игрушку тот, кто прочитает пятую записку. Вторую записку ищите в спальне. Записки ребята, конечно, читают сами. В последней записке указано местонахождение игрушки. Такие игры заставляют читать даже самых малоактивных. На ура эта игра проходит, когда у кого-то из ребят день рождения и кладом могут послужить принесённые именинником сладости.

4-й, итоговый, этап работы.

Цели: учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; учить писать печатными буквами в тетради в узкую линейку под диктовку и самостоятельно (списывание); закрепить знания о некоторых знаках препинания (работа с интонацией); учить беглому чтению; учить составлять схемы слов, предложений; дать базовые знания орфографии (словарные слова, жи-ши, ча-ща, чу-щу, разделительный ь и ъ и т. д.); учить писать небольшие диктанты. Знакомить с произведениями великих классиков. Успешно проходит соединение занятий с изодеятельностью. Сочетание рисунка с надписью и текстом даёт возможность полнее проявить себя. Читаем загадки, скороговорки, стихотворения. Занимаемся подбором синонимов, антонимов (пишем по таблице, кубиками, в тетрадях).

Для работы с календарем наблюдений сделала таблички с названиями явлений и состояний погоды и природы в разные времена года, и дети самостоятельно выбирают из них то, что подходит к конкретному случаю.

Написанные на плакатах стихи помогают быстрее запомнить их.

Благодаря постоянному прописыванию слов кубиками, указкой по таблице, мелом на доске, фломастерами на бумаге, у детей растёт желание писать. Письмо всё больше становится лёгким, понятным и необходимым. Поэтому игры со словами и складами (Вставь пропущенную букву, Найди слово в слове, Соедини части слова, Грамматическая арифметика, Какого склада не хватает?) дети выполняют с удовольствием. Но интереснее всего - это разгадывание кроссвордов. Выполняя это задание, дети учатся писать, не пропуская буквы, с удовольствием пишут поздравления, пожелания к дню рождения.

Время, оставшееся до конца учебного года подготовительной группы, посвящаю работе с детьми, не в полной мере освоившими материал.

Второе направление:

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Семья

Социальная среда - явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья.

Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди - взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.

В целом взаимодействие - диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.

Изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;

Выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;

Расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;

Необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;

Владение техникой и культурой общения с родителями;

Преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;

Переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.

Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:

Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.

Родительские собрания (примерные темы):

1. Особенности воспитания детей дошкольного возраста в семье.
2. Влияние образа жизни семьи на гармоничное развитие ребенка.
3. Межличностные взаимоотношения ребенка в семье и коллективе сверстников.
4. Взаимодействие семьи и педагога в подготовке ребенка к школе.

Беседы с родителями (примерные темы)

1. История российской семьи. Современная российская семья.

2. Современные демографические проблемы. Социология семьи.

3. Специфика условий современного семейного воспитания.

4. Роль близких людей в развитии гармоничной личности ребенка.

5. Воспитание гражданских и патриотических чувств у детей дошкольного возраста

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО КУРСУ «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЧТЕНИЮ »

Адаптировано для детей 6-7 лет

Наименование

разделов, задачи

Темы

Всего

часов

1 этап

подготовительный

Этап основной

Знакомство с таблицами, кубиками и картинками-ассоциациями

Задачи:

Изучение алфавита по картинкам- ассоциациям

Познакомить детей со

складовыми попевками

на таблице и со

звучащими кубиками.

Развивать интерес к

пропеванию складовых

попевок.

Изучение складовых

песенок и отдельных

складов.

Задачи:

Учить детей пропевать

складовые попевки.

Учить находить и

пропевать названную

песенку на таблице и на кубиках.

Учить находить

отдельные склады и

называть их.

Познакомить детей с

алфавитом, учить

пропевать его под

маршевую мелодию.

Развивать

фонематический слух,

внимание, память.

От складовых песенок

и отдельных складов к

словам.

Задачи:

Учить детей, называя

отдельные склады.

прочитывать короткие

слова.

Познакомить детей с

ударением.

Продолжать учить

детей петь алфавит №2

ОКТЯБРЬ

1. «Знакомство со

сказочным городом»

2. «Научи Незнайку петь

«золотую» песенку.

3. «Горыныч гостях у

детей»

4. «Кто в домике живет?»

(таблицы и кубики)

НОЯБРЬ

1. «Музыкальные

попевки».

2. «Веселый паровозик»

(«А – поезд», работа с

кубиками – складами с

«А») на поезде»

3.»Наши имена»

4. «Винни – Пух у героев

сказочного города»

ДЕКАБРЬ

1. «Кондитерская»

2. «Кто вокруг меня

живет?

3.«Путешествие в лес»

4. «Поезд» (гласный звук в гости к нам приехал)

16 часов

(занятий)

32 часов

(занятий)

этап

закрепления

Читаем – слова

называем.

Задачи:

Учить детей

прочитывать слова и

понимать их значение.

Познакомить детей с

заглавной буквой в

словах.

Пропевание алфавита

под мелодию №3.

Пишем сами.

Задачи:

Учить детей писать по

таблице и кубикам

слова, обращая

внимание на

правописание (дуб –

много дубов и т.д.)

От письма – к чтению,

от одного слова – к

нескольким.

Задачи:

Учить детей

прочитывать небольшие

по объему тексты.

Познакомить детей с

точкой.

Пропевать алфавит.

ЯНВАРЬ

1. «Путешествие в

Африку»

2. «Дети кушают в саду

очень вкусную еду»

3.«По страницам любимых

сказок»

4.»Новогодние

приключения»

ФЕВРАЛЬ

1. «Зимние забавы»

2. «День рождения у

Маши» (заглавная буква)

3. «Мой город – Ялуторовск»

4. « Книги для семейного чтения»

МАРТ

1. «Кто вокруг меня

живет?» (птицы)

2. «Магазин»

3. «Лесными тропами»

4. «Незнайка в гостях у

ребят»

АПРЕЛЬ

1. «Волшебные

превращения»

2. «Путешествие в

страну вежливых

слов»

3. «На свете профессий,

конечно не счесть…»

4. «Книжки – малышки

16часов

(занятий)

4этап

итоговый

От чтения – к письму.

Задачи:

Учить писать

печатными буквами

складовые песенки,

слова.

Учить определять

гласные и согласные,

твердые и мягкие,

глухие и звонкие

согласные.

Продолжать учить

слогам, так и целым

словом.

Развивать

фонематический слух,

память, внимание, речь.

Воспитывать желание

книгам.

МАЙ

1. «Фауна – животный мир,

птицы, насекомые»».

2 . «Флора – «клумба»

3.«Друг познается в

беде» (пословицы,

поговорки, скороговорки

о дружбе)».

4«Путешествие в страну

сказок и приключений»

Ожидаемые результаты программы:.

1. У детей сформируется устойчивый интерес к занятиям с кубиками, без помощи взрослого могут работать с данным пособием. Будет наблюдаться увлечённость детей процессом познания, высокая творческая активность.

2.Не возникнет трудность при слиянии звуков. К концу подготовительной группы, благодаря использованию методики, большая половина детей, овладеет навыками самостоятельного чтения.

3.Не вызовет затруднений звуковой анализ слова. Ребята легко выделят звуки в словах, назовут гласные и согласные, определят глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

4.Легко будут делить слова на слоги и выделять ударный слог.

5.Расставлять знаки препинания.

6. Успешная адаптация к школе, развитие коммуникативных качеств

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей // СПб., 2007

2. Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят» «Тренажер по чтению».-М.: Изд-во «РОСМЭН», 2013г.

3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб. 1998.


Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира - русскому - нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди - офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы - по выражению самого Зайцева - "научиться передавать ее другим".

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким - детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей - обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение - кубики - назвали "звенящим чудом". Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

"Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, - не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово "всплеск" вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам - склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

В практической педагогике методики подготовки к школе представлены достаточным разнообразием, чтобы каждый детский сад, центр развития или родитель самостоятельно смогли определиться, какой из них придерживаться. Под методикой понимается совокупность принципов, методов и технологий, объединённых общей логикой и имеющих определённые теоретические предпосылки.

С точки зрения родителей, не будет интересно и необходимо вдаваться в подробности методологии и педагогики, так что можно ограничиться лишь перечислением общих принципов методик, чтобы выяснить, чем различные методики подготовки к школе отличаются друг от друга и в каких ситуациях применение той или иной методики представляется наиболее эффективным.

Подготовка к школе – это одна из ведущих функций дошкольного образования. Она может быть реализована как в рамках образовательной программы ДОУ, в специализированных коммерческих и некоммерческих организациях, занимающихся развитием и подготовкой дошкольников, при помощи услуг репетитора или же в домашних условиях силами самих родителей. Родителям не надо иметь педагогическое образование, чтобы понять, как правильно и эффективно заниматься со своим ребёнком и полноценно использовать некоторые методики подготовки к школе.

Однако не забывайте, что в любом случае нужно проконсультироваться с педагогом и детским психологом, чтобы ненароком не нанести ребёнку вред. Особенно это касается тех родителей, которые слишком уж сильно «гоняют» ребёнка по азам чтения, правописания, математики и другим предметам, забывая, что дошкольное образование должно быть природосообразным, соответствовать естественным возможностям и потребностям ребёнка.

Методики подготовки к школе должны содержать в себе не только упражнения для развития конкретных навыков и умений , не только «сухие» знания, но и методы общего, всестороннего развития . Также не стоит забывать и о психологической готовности ребёнка к школе, которая реализуется не путём заучивания чего-либо, а через социализацию ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Именно этот аспект подготовки к школе в домашних условиях наиболее уязвим, ведь детям-одиночкам, не посещающим детский сад, бывает в дальнейшем очень сложно адаптироваться к школе.

Однако самостоятельно применять методики подготовки к школе вы можете в то время, когда ребёнок по разным причинам не посещает детский сад, когда у вас есть время и желание самостоятельно позаниматься с ребёнком, не нагружая его, а наоборот, всячески поддерживая его развитие. Например, в тот промежуток времени, когда дети выпускаются из детского сада в мае месяце, а посещение школы начинается только в сентябре. К тому же, у большинства родителей это время совпадает с отпуском.

Какие самые популярные методики подготовки к школе для использования в домашних условиях?

Методика раннего развития семьи Никитиных

  • Общие принципы методики подготовки к школе Никитиных:

Методику воспитания детей супруги Никитины вынесли из собственного педагогического и семейного опыта, а также путём наблюдений за воспитанием детей в разных семьях. Они констатировали, что родителям свойственно ударяться в две крайности, занимаясь ребёнком дома – это либо заорганизованность, либо заброшенность. В первом варианте ребёнка постоянно таскают в разные кружки, с ним занимается десяток репетиторов, он одновременно учит английский, занимается танцами, плаванием и игрой на фортепиано. Конечно же, о полноценном детстве в таком случае можно забыть. Другая ситуация противоположная: ребёнок предоставлен сам себе, и растёт «как трава у дороги», без дополнительных занятий и стимуляции развития. Конечно же, очевидно, что обе эти ситуации вредны для ребёнка.

Основные принципы методики подготовки к школе Никитиных, выражаются в следующих постулатах: развитие должно быть свободным и творческим . Дети занимаются когда хотят и чем хотят, чередуя интеллектуальные и творческие занятия с обязательными занятиями спортом.

Спортивная атмосфера в методике Никитиных играет основополагающую роль: так как ребёнок от природы физически активен, то родители должны обязательно обеспечить его необходимыми возможностями, следуя его желаниям и предпочтениям. В вашем доме должны быть спортивные снаряды, вы должны обеспечить ребёнку возможность посещать спортивную секцию по его вкусу, и, конечно же, вы сами должны вести спортивный и здоровый образ жизни.

Кроме того, родители должны следить за развитием ребёнка и мягко и ненавязчиво стимулировать его . То есть, не заставлять ребёнка учить азбуку, а как бы невзначай покупать ему кубики с алфавитом, предлагать игры для изучения слов и прочее. В контексте подготовки к школе, это означает, что родителям не следует делать из поступления в школу культ, нужно просто добиться того, чтобы к моменту поступления ребёнок уже сам овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками в удобной и приемлемой для него форме.

  • Плюсы методики подготовки к школе Никитиных:

Методика свободная, с большим упором на творчество и физическое развитие. По методике Никитиных много информации, книг, много прекрасных развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые не сложно.

  • Минусы методики подготовки к школе Никитиных:

Главный минус заключается в том, что не все дети горят желанием самостоятельно заниматься, даже если для этого созданы все необходимые условия. Основополагающей задачей родителей в этом случае становится обеспечение стойкого интереса ребёнка к проводимым занятиям. Этого можно добиться, если никогда не создавать атмосферу принуждения ребёнка к занятиям и никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Но, увы, есть такие дети, которых всё же сложно заинтересовать, и не всем родителям под силу добиться того, чтобы ребёнок захотел что-либо делать сам. Особенно это касается физического развития – для детей с флегматичным темпераментом или со слабым здоровьем, например, такие активные занятия спортом могут не подойти.

Подготовка к школе по методике Зайцева

Методика Зайцева включает в себя оригинальный подход к обучению письму, чтению, русскому и английскому, а также правописанию. Она широко применяется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, и может быть реализована в домашних условиях.

  • Общие принципы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика Зайцева широко эксплуатирует визуальное восприятие информации и в корне отличается от большинства подобных методик, являясь по-настоящему новаторской. Её главное кредо – обучить ребёнка всему необходимому, учитывая его индивидуальные особенности и без вреда для здоровья . Таким образом, методика Зайцева может применяться для обучения даже особенных детей, имеющих отклонения в развитии, как в физическом, так и в интеллектуальном. Методика Зайцева имеет очень хорошие рекомендации, как от педагогов и психологов, так и от физиологов, врачей, педиатров.

  • Плюсы методики подготовки к школе Зайцева:

Пособия и материалы, необходимые для занятий по методике, представлены большим разнообразием и широкодоступны. Методика активизирует различные каналы восприятия информации, что избавляет ребёнка от «заучивания», помогая ему сберечь своё здоровье, сэкономить время.

  • Минусы методики подготовки к школе Зайцева:

Методика лучше реализуется в условиях групповой работы, чем при индивидуальных занятиях дома.

Если вы начали придерживаться методики Зайцева только при обучении чтению, например, то следует использовать её же и для всех остальных аспектов обучения.

Применительно к подготовке к школе, методика Зайцева не рекомендуется (то есть, её не следует начинать применять непосредственно перед школой) – у детей, которые обучаются с помощью методики Зайцева, могут быть некоторые проблемы с адаптацией к школьной программе, так как традиционная подача материала в школах отличается от подачи информации по методике Зайцева.

Подготовка к школе по методике Монтессори

Это одна из наиболее популярных на сегодняшний день методик комплексного раннего развития и подготовки к школе, которая есть на слуху у всех родителей. Её повсеместно используют в детских садах и в специальных центрах, также её можно использовать и дома самостоятельно.

  • Общие принципы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори очень лояльна к детям, её ещё называют методикой саморазвития и самовоспитания. Очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики и ощущений ребёнка (тактильных, вкусовых, обонятельных, а не только зрительных и слуховых). Родитель или педагог в этой системе занимают чёткую второстепенную позицию, только лишь помогая ребёнку и мягко направляя его, когда он в этом нуждается.

  • Плюсы методики подготовки к школе Монтессори:

Прочитав книги для родителей по системе Монтессори, каждый может сам придумывать согласующиеся с данной концепцией упражнения и игры для своих детей. Здесь не обязательно применять какие-то специальные пособия, наборы и другие материалы. Идеально методика Монтессори подходит для тех, у кого несколько детей – младшие дети тянутся к тем, кто старше, и старшие сами могут обучать малышей. Относительно подготовки к школе, ребёнок-школьник может стать идеальным учителем своего братика или сестрёнки.

  • Минусы методики подготовки к школе Монтессори:

Методика Монтессори предполагает то, что родитель не просто оставит ребёнка развиваться так, как ему угодно, а будет создавать для него полноценную развивающую среду. Чтобы понять что это такое и суметь её сформировать, нужно подойти к этой методике основательно и не жалеть своего времени на постижение её азов . Недостаточно просто купить развивающие игрушки, созданные «по системе Монтессори» — тогда это не будет полноценным следованиям её принципам, так как данная система включает в себя целую философию, которую необходимо постичь.

Ещё один ощутимый минус – отсутствие в методике подвижных и ролевых игр . Кроме того, система Монтессори крайне демократична, и это приносит вред как раз-таки процессу подготовки к школе, ведь многим детям, воспитывавшимся по этой методике, потом не хватает умения соблюдать дисциплину.

Так что, в контексте подготовки к школе, требуется не применение системы Монтессори, а, скорее, её коррекция в тех случаях, если ваш ребёнок развивается с раннего детства именно по ней.