Кому поклонялись древние египтяне. Поклонение солнцу в египте

У народов Арктики был распространен обычай погребения в море. Умершего клали в лодку, снабжали запасом продовольствия, орудиями охоты, сухой одеждой и отталкивали от берега. Если волны уносили лодку, то считалось, что умерший остался доволен и никогда не вернется, чтобы побеспокоить живых.

Следы подобных представлений сохранились и до наших дней в обычае класть умершего в гроб, стараясь обеспечить его максимальным комфортом на пути в царство мертвых, а также в ритуальном угощении на его поминках.

Мифы Древнего мира

Кому поклонялись древние египтяне?

У древних египтян в общей сложности было свыше 2 000 богов и богинь, которым они поклонялись. Некоторым из них, таким как Амон, поклонялись во всем Египте, в то время как культ других богов имел лишь местное значение. Большинство верховных богов имели свой родной город, где находился их главный храм. Им поклонялись также в других святилищах и храмах по всей стране. Некоторые боги и богини олицетворяли собой воду или воздух, а также силы природы и различные стихии. Другие были связаны с различными сторонами повседневной жизни, например с ткачеством или земледелием.

Еще с самого раннего периода истории Египта стали связывать многие божества с определенными животными или птицами, а иногда и с растениями. Богов стали изображать на росписях или резных изображениях с головами соответствующих им животных. Многие боги и богини были связаны друг с другом узами родства. Перечислим некоторых из них.

У египтян существовало множество различных имен и образов бога солнца, творца, но главным из них был бог Ра. Амон считался царем богов в Египте XVI–XI веков до н. э. Он был соединен с Ра в двуединое божество и стал именоваться Амон-Ра. Животные, которые были ему посвящены, – это баран и гусь. Осирис, как считали египтяне, был некогда царем Египта. Он даровал людям вино и хлебные злаки. Он стал владыкой царства мертвых. Его сестра и жена Исида научила людей ремеслам.

Сет был богом пустынь, бурь и непогоды. Посвященные ему животные – это осел, гиппопотам и свинья. Апис – бог плодородия. Ему был посвящен бык. Анубис был богом мертвых и бальзамирования. Обычно он изображался с головой шакала. Бог Птах считался покровителем одной из столиц Египта – города Мемфиса. Ему был посвящен священный бык по имени Апис. Сехмет, жена бога Птаха, являлась богиней материнства и олицетворяла разрушительные силы солнца. Ей посвящалась львица. Нефертум, сын Птаха и Сехмет, был богом благовоний. Ему посвящался священный голубой лотос, особо почитавшийся древними египтянами.

Нут была матерью солнца, богиней охоты, войны и ткачества. Ее священными символами были щит и стрелы. Бог Себек, которому посвящался крокодил, был богом воды. Маат была богиней справедливости и истины. Она олицетворяла собой гармонию и уравновешенность Вселенной. Ее символом являлось страусовое перо. Бога Тота почитали как самого мудрого. Его священным животным был павиан, а священной птицей – ибис. Баст считалась богиней-матерью, олицетворявшей лучезарную энергию солнца. Священным животным богини Баст была кошка.

Бес, бог-карлик, был шутом богов. Он охранял дома простых египтян и оберегал детей. Осирис считался царем загробного мира, его жена Исида – покровительницей всех женщин, богиней мореплавания. Позднее египтяне стали считать, что она же покровительствует плодородию. Их сын Гор был первым фараоном и покровителем царской власти в Египте. Его священной птицей был сокол.

Этот далеко не полный перечень божеств, которым поклонялись древние египтяне, показывает, насколько творческая фантазия этого талантливого народа смогла отразить в пантеоне силы природы и занятия простых людей.

Кто такой Амон?

Амон (в переводе с древнеегипетского – «тайный, сокрытый») – один из главных богов древнеегипетской мифологии. Первоначально Амон был богом Солнца и центром его культа являлся город Фивы. Но постепенно его почитание распространилось на весь Египет, и Амон стал восприниматься как бог-творец, создавший весь мир и людей.

За шестнадцать веков до н. э. Амон становится главнейшим египетским богом, а его культ становится государственной религией. С этого времени образ Амона объединяется с другим богом солнца – Ра и получает наименование Амон-Ра.

Одним из составных элементов культа было обожествление фараона. Считалось, что фараон рождается от царицы-матери, к которой является Амон-Ра в образе ее мужа. Любопытно, что молитвы, прославляющие Амона и фараонов, почти дословно напоминают аналогичные молитвы христианской церкви.

Амон-Ра почитали и как небесного заступника, защитника бедных и угнетенных.

В одной из молитв говорится: «Маленькие да воззовут к тебе». Существовало даже предание о том, как Амон явился в суд, чтобы защитить бедняка.

Вместе с тем в культе Амона сохранились и традиционные черты политеизма: его представляли в образе барана, изображения которого встречались в Египте повсеместно. Огромная статуя Амона в Карнакском храме в Фивах имела внутреннее помещение, где находился жрец, вещавший именем бога.

Образ этого могущественного бога вдохновлял многих писателей. В частности, он включен в число действующих лиц эпопеи американского фантаста Р. Говарда о приключениях Конана.

Кто первым сделал мумию?

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Они считали, что душа подобна птице с человеческим лицом, которая может летать весь день, но к ночи обязательно должна вернуться в могилу, опасаясь злых духов. Тело должно сохраняться таким же, каким его оставила душа, чтобы она могла узнать его по возвращении и залететь в ту могилу, которую покинула. Отсюда и возникло слово «мумия». Оно арабское и означает «тело, сохраненное при помощи смолы и воска».



На самом деле, большинство мумий было сделано без использования воска. Тело обрабатывалось солью. Соль, помещенная внутрь тела, взаимодействуя с сухим воздухом, забирала влагу. Когда тело высыхало, его обмывали, натирали смолой сосновых деревьев и заворачивали в сотни метров ткани.

До 3000 года до н. э. египтяне высушивали тела покойников в песках пустыни. Песок сохранял тела. Позднее важные персоны хоронились в гробницах, высеченных в камне, или в великолепных пирамидах. Но пирамиды и каменные надгробья не так сухи, как пески пустынь. Поэтому стало необходимым совершенствовать искусство создания мумий.

Около 1500 года до н. э. мумии стали покрывать оболочкой, имевшей форму тела и тщательно раскрашенной. Потом появились саркофаги, которые тоже имели форму тела и были красиво украшены. Иногда мумиям добавляли бороды. Борода в Древнем Египте была принадлежностью только бога или короля. Такие бороды показывали, что человек надеялся в загробной жизни проводить время в очень представительной компании.

Как изготовлялась мумия? Из тела умершего человека извлекались мозг, органы пищеварения и легкие. Они хранились отдельно в четырех сосудах, так называемых канопах. В более поздние времена их после обработки опять помещали в тело.

Затем тело обрабатывалось солями, которые вместе с сухим воздухом пустыни поглощали влагу. Обезвоженное тело обмывалось, натиралось сосновой смолой и обертывалось в сотни метров холста. На все это уходило 70 дней.

За это время плотники изготавливали футляр для мумии. Если умерший был богатой и важной особой, делали целый комплект футляров, каждый из которых вставлялся внутрь следующего. Художники разрисовывали футляры яркими красками. Стены могилы украшались рисунками и текстами, рассказывающими историю жизни этого человека. В могилу помещались все вещи, которыми он любил пользоваться.

Египтяне верили, что, совершив весь этот ритуал, они подготовили человека к его будущей жизни.

Кроме того, египтяне считали священными и некоторых животных. Из этих животных также делали мумии и хоронили на кладбищах животных.

Почему умерших превращали в мумии?

Принято считать, что мумификация – превращение умершего в мумию – была свойственна только древним египтянам. На самом деле, это совсем не так. Археологи установили, что такой способ захоронения применялся многими древними народами.

Для их религиозных систем было свойственно представление о том, что человеческое тело является лишь оболочкой, в которой находится бессмертная душа. После смерти человека душа покидает тело и направляется в царство мертвых. Чтобы тело последовало туда вместе с душой, его превращали в мумию, то есть с помощью определенных приемов предохраняли от неизбежного и быстрого разложения в жарком климате.

Любопытно, что процесс мумификации может происходить и естественным путем при сочетании определенной температуры и влажности. Так происходило, например, с телами вождей индейцев Латинской Америки. Сухой и жаркий климат останавливал разложение и вызывал высыхание тканей трупа. Аналогичные скелеты, обтянутые кожей и остатками мускулов, были обнаружены археологами в различных пустынях Земли при раскопках городов, засыпанных песком.

Внезапно засыпанные песком люди также высыхали и превращались в естественные мумии. Любопытно, что их исследование позволило археологам ответить на многие вопросы, и, в частности, о том, какими болезнями болели люди в то далекое прошлое. Например, череп мумии одного из вождей индейского племени носил следы трепанации, видимо примененной для удаления гематомы, возникшей при ушибе головы. После этой находки ученые пришли к выводу о высоком уровне развития древней медицины.

Вот почему процесс мумифицирования людей важен как для соблюдения религиозной обрядовости, так и как материал для научных поисков.

Что такое мартовские иды?

Идами называли одну из трех определенных дат древнеримского календаря. Иды приходились на 15-е число в марте, мае, июле и октябре и на 13-е в остальных месяцах. Другие фиксированные дни назывались нонами и календами. Первые дни каждого месяца – это календы (с ними связывали новолуние). Нонами считались даты за девять дней до ид, то есть, в зависимости от месяца, 5-е или 7-е числа. И вот что еще интересно: дни в каждой дате считались в обратном порядке с конца!

Мартовские же иды знамениты тем, что в эти дни был убит пожизненный римский диктатор Гай Юлий Цезарь. Случилось это в Сенате. Правда, один предсказатель предупредил консула о заговоре сенаторов, посоветовав при этом остерегаться мартовских ид, но Цезарь к нему не прислушался.

Кто такая Фортуна?

Первоначально Фортуна выступала в римской мифологии как богиня урожая, а также покровительница женщин и материнства. Об этом свидетельствует само ее имя, происходящее от латинского глагола ferre – «носить, вынашивать».

Посвященный Фортуне праздник (11 июня) обычно сопровождался богатыми жертвоприношениями в посвященных ей святилищах. Существовал даже обряд посвящения Фортуне. Невесту во время бракосочетания одевали в образ этой богини.

Введение же культа Фортуны как богини судьбы, счастливого случая и удачи связывалось с царем Сервием Туллием, который благодаря любви Фортуны из сына рабыни стал царем. В благодарность царь воздвиг богине несколько святилищ.

Известно, что Фортуна была очень почитаемой богиней. Посвященные ей алтари воздвигали не только люди, нуждавшиеся в удаче, но и военные легионы, коллегии ремесленников и даже отдельные семьи.

Изображение Фортуны украшало монеты, чеканившиеся почти при всех римских императорах. Фортуну всегда изображали с рогом изобилия в руках, а также стоящей на шаре или колеснице.

Римляне считали, что те, к кому Фортуна особенно благосклонна, отмечены особым знаком – невидимой печатью Фортуны, благодаря которой не только она, но и все другие боги оказывают им поддержку.

Сколько богов было у древних греков?

С одной стороны, ответить на этот вопрос совсем несложно. Круг олимпийских богов во главе с Зевсом состоит из двенадцати богов, разделенных на пары: Зевс – Гера, Посейдон – Деметра, Аполлон – Артемида, Арес – Афродита, Гермес – Афина, Гефест – Гестия. Все они почитались с помощью многочисленных обрядов, главнейшим из которых был лектистерний – угощение богов.

Возникновение круга из двенадцати богов основывалось на многолетних наблюдениях древних над звездами и светилами и нашло отражение в делении года на двенадцать месяцев.

Собрание главнейших богов изображено Фидием (438 г. до н. э.) на восточной стене Парфенона. Сидящие боги являются зрителями Панафинейского шествия.

Однако кроме этих богов греки почитали и множество других. Их культ, как например, Гекаты (богини колдовства) пришел из глубокой древности. Некоторые были покровителями определенных областей Греции (Дионис, Вакх и Пан).

Кроме богов греки поклонялись многочисленным нимфам и местным божествам, являвшимся покровителями рек, водопадов, отдельных мест. В их честь воздвигались многочисленные святилища и приносились жертвы.

К 217 году до н. э. римляне заимствовали у греков круг двенадцати богов, что, в частности, привело к окончательному установлению соответствий между римскими и греческими божествами. Римские божества также разделялись на пары: Юпитер – Юнона, Нептун – Амфитрита, Аполлон – Диана, Марс – Венера, Меркурий – Минерва, Вулкан – Веста.

Одновременно римляне заимствовали и некоторых других богов, которым также дали свои имена. Например, Дионис стал у них Бахусом.

Тема двенадцати богов в живописи разрабатывалась Беллини, Рубенсом, Брейгелем Старшим, Тьеполо. Их образы вдохновили Шиллера на написание одного из лучших его стихотворений – «Боги Греции».

Существовал ли на самом деле Олимп?

Это название, часто встречающееся в Греции и Малой Азии, имеет еще догреческое происхождение. Наиболее известен покрытый снегом, лесистый многовершинный горный массив высотой до 2918 метров. Он является самой возвышенной частью Греции.

Представление об Олимпе в греческой мифологии и поэзии не связано с конкретным местом. Недосягаемо высокая, всегда покрытая облаками гора Олимп является мифической резиденцией верховных греческих богов. На ней находится дворец царя богов Зевса и жилища прочих богов. Отсюда и их наименование «олимпийцы».

Название «Олимп» отчасти синонимично слову «небо» и является метафорическим обозначением верхнего мира, недоступного простым смертным.

В древности реальный Олимп находился на пересечении важных торговых путей. Из Македонии в Грецию можно было попасть или по узкой полоске побережья Пиэрии между Олимпом и Фермским заливом, затем по Темпейской долине между Олимпом и Оссой или через перевал западнее Олимпа.

Нужно упомянуть также еще один Олимп – горную вершину высотой 2543 метра на границе греческих областей Мизии (на юге) и Вифинии (на севере). Ныне близ нее находится турецкий город Улудаг. Эта гора, поросшая густым лесом, издавна служила источником корабельного леса и убежищем разбойников.

Существовали ли амазонки?

В «Мифах Древней Греции» можно прочитать о могучем богатыре Тесее, сыне афинского царя Эгея, который плавал к берегам Понта Эвксинского (Черного моря). Когда корабль стоял у побережья страны амазонок, Тесей пригласил их царицу Антиопу, которую он полюбил, к себе на палубу. Стоило Антиопе подняться на корабль, как гребцы дружно налегли на весла, и оставшиеся на берегу амазонки уже ничего не могли сделать, чтобы спасти свою царицу. Тогда они отправились в Афины, чтобы освободить ее. Но Антиопа уже успела полюбить мужественного Тесея и стала его женой. Когда амазонки подступили к стенам Афин, Антиопа уже сражалась рядом с Тесеем против своих бывших подданных. Целых четыре месяца бесстрашные амазонки воевали с греками, но потом грекам удалось заключить с ними перемирие, и амазонки вернулись обратно к себе, в Причерноморье.

В легендах многих стран мира рассказывается о мужественных женщинах-воительницах амазонках, которые жили отдельно от мужчин и все свое время посвящали воинским занятиям. Но не только легенды повествуют об этих удивительных женщинах, о них упоминается и во многих исторических документах, например в «Сравнительном жизнеописании» древнегреческого писателя Плутарха. Здесь также можно прочитать биографию Тесея, который действительно жил когда-то в Афинах, путешествовал в страну амазонок и похитил их царицу Антиопу.

Не только Плутарх, но и другие древнегреческие историки указывают, что амазонки жили на побережье Черного моря, в Крыму и на Кавказе. Уже в более близкое к нам время лейб-медик Петра I Готлиб Шобер, побывав на Кавказе, привез оттуда любопытные рассказы о «женских племенах», которые управляли мужчинами, поручали им только самую черную работу по хозяйству и запрещали даже прикасаться к оружию, которым сами владели в совершенстве.

Сейчас уже найдены материальные подтверждения того, что амазонки действительно существовали. На Кавказе, в Северном Причерноморье, в курганах Приазовья обнаружены захоронения женщин-воительниц. В древние времена было принято рядом с умершим класть в их могилы различные предметы, которыми эти люди пользовались при жизни. Вот и в этих захоронениях рядом с останками взрослых женщин и даже девочек-подростков лежат не только бусы, но и в большом количестве мечи, воинские доспехи и колчаны, полные стрел. В одном из донских курганов обнаружена глиняная ваза с изображением всадницы, от которой защищается пеший воин.

Следы амазонок встречаются не только на территории России, в Закавказье и на Украине, но и во многих других местах нашей планеты.

Кто такие дельфийские оракулы?

Древние греки, римляне, народы Востока перед принятием каких-либо важных решений имели обыкновение обращаться к богам. Они задавали вопрос и ждали, пока всевышний не даст им ответ: какой-нибудь знак, предзнаменование того или иного рода. Но чаще всего люди ходили к оракулу – тому, кто мог непосредственно воспринять волю бога и передать ее верующим. Наиболее знаменитым у греков считался оракул храма Аполлона в Дельфах. Этот город находился у подножия горы Парнас – обители бога Аполлона, покровителя солнца, искусств и девяти муз. Греки были убеждены, что Дельфы и есть центр мироздания. Самым знаменитым оракулом Дельф была жрица Пифия. Окруженная клубами дыма, она вещала глухим голосом то, что якобы передавал ей бог. Из всех дельфийских оракулов она, пожалуй, была самой удачливой. Очень часто ее информация или подтверждалась последующими событиями, или хотя бы была нейтральной, не приносящей вреда. Быть может, у нее была самая большая сеть информаторов в Дельфах? Или ей просто везло? Впрочем, однажды кто-то из оракулов отсоветовал грекам воевать с персами. Тем не менее греки победили в этой войне. С тех пор авторитет оракулов упал, и к их помощи стали прибегать все реже и реже.

Кто такой Пан?

В греческой мифологии бог Пан относится к самым занимательным персонажам. Сын Гермеса, он был богом полей, лесов и скота. Козлоногий, с козлиными же рожками, заросший шерстью, Пан любил вино и веселье. Жил в Аркадии. Этот район Греции – край пастухов. Пан изобрел флейту, до сих пор носящую его имя (флейта Пана). Как божество стихийных сил природы, Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх. Поэтому его имя стало основой слова «паника».

Гадали ли греки по руке?

Всегда и повсюду люди пытались войти в связь с таинственными силами, заглянуть в свое будущее, объяснить необычные и грозные явления природы, истолковать сны, отогнать призраки давно умерших людей. Так было и в Древней Греции. Уважением и доверием окружали здесь колдунов, прорицателей, гадателей, состоявших, как считалось, под прямым покровительством богов. Было много видов гаданий. Тайны их толкования переходили из поколения в поколение и сохранялись только в устном предании. Древние греки гадали по полету птиц, по поведению кур, клюющих зерна, по рыбам (как они ведут себя в воде). Со временем стали гадать также по ящерицам и змеям, паукам. Гадали также по внутренностям священных животных, по огню (высоте и форме пламени, куда ветер относит дым и т. п.). Свою судьбу пытались узнать и по воде, когда у источников вели наблюдения за щепочками или пучками волос, брошенных в бурлящую воду. Гадали по молнии и грому, по непроизвольным движениям человека, по его отдельным словам и даже по звону в ушах или тому, как он чихает. Хорошо известное до наших дней гадание по руке также было известно грекам. Еще они гадали по числам, выпадавшим на игральных костях. Счастливыми у греков считались числа три, семь, девять. А вот к роковому числу 13 греки были равнодушны и не боялись его, как наши некоторые суеверные современники.

Почему оливу называют «деревом мира»?

Олива, или маслина, – это вечнозеленое дерево или кустарник. Она была окультурена человеком более 4000 лет тому назад в Сирии и на островах Эгейского моря, откуда еще в глубокой древности разошлась по всему Средиземноморью.

У многих народов прекрасное плодовое и декоративное дерево олива считалось священным. Ему воздавали почести, прославляли в поэтичных легендах и преданиях. Вот одна из них. Однажды между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной вышел спор о владычестве над Аттикой. Собравшийся совет богов постановил присудить победу тому из них, кто принесет больше пользы жителям Аттики. Посейдон вонзил свой трезубец в землю, и из нее забил фонтан соленой воды. Афина же воткнула в землю копье, и оно превратилось в прекрасную, цветущую оливу. Конечно, мудрые боги признали победительницей Афину. Эта легенда показывает уважение и благодарность людей к оливе.

С тех пор олива стала символом добрых намерений, спокойной трудовой жизни и мира. Венок из оливковых ветвей надевали на голову победителей Олимпийских игр древности, во время проведения которых, по прекрасной традиции, прекращались все войны. А голубя с оливковой ветвью в клюве, нарисованного великим Пабло Пикассо, все страны признали эмблемой мира.

Кто такой Геракл?

Всем хорошо известно, что Геракл был необычайным силачом. Однако для древних греков его имя значило куда больше. Они поклонялись ему, словно одному из богов.

Согласно легенде, Геракл был сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера, божественная жена Зевса, ненавидела его. Когда Геракл еще не умел ходить и лежал в своей колыбели, она подослала к нему двух змеев, чтобы те убили его. Однако младенец с легкостью справился с ними, задушив обоих. Став взрослым, Геракл женился на Мегаре, однако Гера наслала на него приступ безумия. В припадке сумасшедшего гнева он убил свою жену и детей.

Чтобы загладить свою вину, Геракл по указанию оракула в Дельфии предложил свои услуги царю Эврисфею, который поручил ему совершить двенадцать подвигов. Повествованию об этих подвигах и посвящена большая часть мифа о Геракле.

Он начал с того, что задушил свирепого льва. Затем он убил Гидру – чудовище с девятью головами, восемь из которых были смертными, а одна – бессмертная. Всякий раз, когда Геракл отрубал Гидре одну смертную голову, на ее месте вырастали две. Третий его подвиг заключался в поимке исключительно сильного и злобного дикого вепря. Согласно четвертому приказу Эврисфея Геракл доставил ему лань с золотыми рогами. Потом Гераклу пришлось очищать от навоза огромный скотный двор царя Авгия, который не чистился в течение 30 лет. Геракл изменил русла двух рек, направив их на скотный двор, и он стал чистым всего за сутки.

Шестым подвигом Геракла стало изгнание и убийство пожиравших людей стимфалийских птиц; седьмым – поимка критского быка. Восьмой задачей было укрощение диких кобылиц царя Диомеда, кормившего их человеческим мясом. Девятый подвиг Геракл совершил, добыв для дочери Эврисфея пояс Ипполиты – царицы амазонок. Десятый подвиг заключался в том, чтобы доставить коров Гериона с острова, лежавшего далеко на западе в океане. По дороге Геракл, достигнув западной оконечности Европы, расколол скалу и образовал Гибралтарский пролив. Вслед за этим Геракл по поручению Эврисфея добыл для того золотые яблоки Гесперид. Двенадцатый подвиг Геракл выполнил, приведя к царю сторожевого пса, стоявшего у врат Аида, царства умерших, Цербера.

Кто такие кентавры?

Представьте себе, что вы живете сотни лет тому назад и никогда не видели ни единой лошади. Вдруг вам попадается на глаза всадник, словно приросший к своему скакуну, который с легкостью перепрыгивает через канавы и изгороди или несется галопом по равнине. Вполне возможно, что вам пришло в голову, будто человек и конь – это единое существо! Так думали и некоторые индейцы, когда увидели впервые испанских всадников.



В древности в горах Фессалии в Греции жили люди, охотившиеся верхом на диких лошадях. Они были такими прекрасными наездниками, что жители окружающих регионов стали искренне верить, будто их соседи – странные существа, полулюди-полулошади. Отсюда и возник миф о кентаврах.

Кентавры в греческой мифологии являлись как раз такими «человеколошадьми», жившими в горах Фессалии и Аркадии. Они вели привольную и дикую жизнь, поэтому великий древнегреческий поэт Гомер назвал их «дикими зверями».

С персонажами греческих мифов всегда происходили удивительные, захватывающие приключения, и кентавры в этом смысле не были исключением. Одна из историй рассказывает о царе Пирифойе. Царь праздновал свою свадьбу с девушкой по имени Дейдамия. Посреди праздника пьяный кентавр Эвритион попытался похитить невесту. В результате началась битва между воинами царя и кентаврами, в которой последние потерпели поражение.

Надо заметить, что в греческих мифах кентавры чаще всего вели себя именно так. В более поздние времена статуи и картины запечатлели кентавров, впряженных в колесницу Диониса – бога вина – или несущих на себе Эроса – бога любви.

Почему греки так чтили Гермеса?

Гермес был одним из наиболее чтимых и уважаемых богов Древней Греции. Его культ возник в глубокой древности. Первоначально Гермес был богом скотоводства и лишь с течением времени превратился в покровителя торговли.

Гермесу посвящались вертикально поставленные камни, или гермы. Перед ними приносились жертвы в случае находки заблудившегося животного, совершения прибыльной сделки или просто в честь счастливых находок, которые так и называли – гермайоны (посланные Гермесом).

Поскольку атрибутом Гермеса был жезл, которым он якобы усыпил великана Аргуса, его почитали также и как бога сна и сновидений. Считалось, что Гермес всегда найдет выход из любого положения.

В позднейшие времена (III в. до н. э.) Гермес даже считался богом красноречия и его изображения помещались в школах и палестрах.

Вот почему Гермес был единственным из греческих богов, к которому применяли эпитет «трисмегист» (трижды величайший). На рубеже II и III веков н. э. появилось даже собрание оккультных сочинений, которые считались якобы написанными Гермесом.

Существовала ли Атлантида?

Со времен древних греков до нас дошли истории об исчезнувшем с лица земли острове или континенте, который назывался Атлантида. Люди полагали, что он находился в Атлантическом океане к западу от Гибралтара, совсем неподалеку от берегов Европы, и являлся чем-то вроде совершенного места – рая на Земле.

По легенде, Атлантида была могучим королевством, покорившем всю Юго-Западную Европу и Северо-Западную Африку. Распространение ее власти далеко на восток было остановлено афинянами, жителями Древней Греции.

После того как это случилось, жители Атлантиды постепенно стали отходить от добродетели, совершать множество грехов и предаваться различным порокам. Тем самым они прогневили богов, и те в наказание погрузили огромный остров в океанскую пучину. Эта легенда дошла до нас благодаря трудам великого греческого философа Платона, жившего за 300 лет до нашей эры. Согласно его утверждениям, остров исчез за 9000 лет до того, как изложил эту легенду в своей книге.

В Средние века люди верили в правдивость рассказов об Атлантиде. В XIV и XV веках предпринималось немало экспедиций с целью поисков этого континента. Весьма вероятно, что в основе легенды лежат события, имевшие место в действительности. Возможно, некогда путешественник, вернувшись на родную землю, рассказал своим соотечественникам о незнакомой и причудливой стране, и со временем эти рассказы превратились в легенду об Атлантиде.

Даже и теперь есть люди, твердо верящие в то, что такой континент существовал. В соответствии с мнением тех, кто считается наибольшими авторитетами в области всего, что касается Атлантиды, это было место, где человек впервые создал цивилизацию, в частности научился обрабатывать железо и обрел письменность. По их мнению, многие из тех богов, которым поклонялись люди в древности, были реально существовавшими королями и королевами Атлантиды.

Испокон веков в Древнем Египте принято было почитать священных животных. Основная религия этого государства сочеталась с тотемизмом. У каждого племени, в те времена, существовал свой тотем с каким-либо обожествленным животным. Но именно в Египте культ почитания животных приобрел колоссальные масштабы.
Египтяне поклонялись таким животным как, кошка, сокол, крокодил, бык, лягушка, корова и многие другие. На многих священных животных была запрещена охота повсеместно. Лишь в немногих местах иногда могли уничтожить крокодилов из-за их возросшего количества.

Поклонение животным Древнего Египта было возведено в культ до такой степени, что многих умерших обожествленных зверей мумифицировали и хоронили при местных храмах в саркофагах.

Культ Коровы и Быка.

Особое место в списке почитаемых животных занимал культ священного быка. Бык олицетворял собой плодородие, так как благодаря нему, жителям Древнего Египта удавалось удобрять почву. И, всех богов, являвшихся символами плодородия, здесь, более всего, олицетворяли с быком. Например, в Мемфисе постоянно проживал бык Апис. Он являлся, как считали местные жители душой бога Птаха. Но, для такого почитания, у быка должны были присутствовать особые признаки. Он должен был иметь белый треугольник на лбу, пятно в виде орла на шее, так же пятно в форме месяца на боку.

Еще люди преклонялись перед культом священной белой коровы Гелиополи. Божество, отожествленное с ней, звали Исида. Она считалась матерью быка Аписа. Почитали и другую богиню Хатхор. Между ее рогами на картинах всегда располагали солнце. Считалось, что она перемещает бога Ра по небесному своду.

Культ птиц.

В Древнем Египте велико было почитание таких птиц как ибис и сокол. За убийство этих священных птиц полагалась смертная кара. Ибис являлся олицетворением бога мудрости Тота, сотворившего литературу, и придумавшего письменность. Ибис ассоциировался со спокойствием и мудростью. Останки этих птиц так же бальзамировались.
Так же в Древнем Египте поклонялись соколу. Его олицетворял бог Гор, изображавшийся в виде Ра с парящим соколом, или человека с соколиной головой. Их считали защитниками фараонов.

Культ крокодилов.

В Древнем Египте крокодилы отождествлялись с Себекой - богом Нила и его глубоких вод. Люди считали, что они управляли приливами и отливами реки. От этих факторов зависело плодородие земель.

Почитание кошек.

Кошки в Египте почитались везде и всегда. Главным объектом преклонения был бог Бубастис. Считалось, что именно кошки приносят сохранность урожая, так как убивают мелких грызунов. Именно с этими животными связано множество странных традиций. При смерти кошки вся семья, содержавшая ее, соблюдала траур. За уничтожение этого животного полагалась смертная казнь. Если дом охватывало пламя, то первой выносили кошку, а уже потом спасали людей и личные вещи.

Для умерших кошек создавали специальное кладбище, где их, забальзамировав, хоронили.
К тому же этих животных отождествляли с богиней Бастет. Она хранительница домашнего очага, символ плодородия. Ее изображали в виде женщины с головой кошки.

Культ павианов и собак.

Павиан почитался, и считался одним из животных, находившимся на большом суде Осириса в мире мертвых. Иногда встречаются картины бога Тота, изображающие его павианом. Египтяне это животное возвышали и считали разумным созданием. Эти обезьяны часто жили у храмов, и даже принимали участие в религиозных обрядах.
В древнем Египте огромную роль играли боги загробного мира. Таковым считался царь подземелья мертвых Анубис. Он являлся слугой Осириса, сопровождал усопших в мир иной. Его изображали в виде шакала или собаки, или в форме человека с собачьей головой.

Культ свиней, львов и гиппопотамов.

Поклонение этим животным в Древнем Египте было не столь широко распространено. Оно скорее носило локальный характер. Например, львов почитали в основном в Мемфисе, Гелиополисе. Их символизировала богиня Сехмет. Она несла в себе олицетворение войны, жаркого солнца. На львов так же не разрешалось охотиться.
Культ гиппопотама отождествлялся с богиней Таурт. Ее считали защитницей беременных матерей и младенцев. Изображали ее в форме беременной самки гиппопотама.
К свинье в Древнем Египте относились брезгливо. Считали ее нечистой. Связывали с хитрым божеством Сетом. Однако для многих народов она олицетворяла небо.

Культы других животных Древнего Египта.

Среди других почитаемых культов можно выделить лягушку. Она провожала людей в потусторонний мир, и символизировала воскрешение. Так же жизнь после смерти символизировал жук-скарабей. Египтяне часто носили амулеты с изображением этого жука. Они защищали их от злых духов, нечисти.
Необходимо отметить, что в Древнем Египте священные животные считались душами богов и часто жили вблизи храмов. Вероятно, культ животных был столь силен на землях этого государства еще и потому, что Египет - страна с небогатым животным миром, а от этого, так или иначе, зависело благополучное существование народа.

Египетская цивилизация была не только одной из величайших цивилизацией древнего мира, но и в некотором роде - самой загадочной, ведь величественные пирамиды и сфинкс, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого. Египетская цивилизация и религия древних египтян были практически одним целым, ведь оказывала решающее влияние на культурную и социальную жизнь и простых египтян, и верхушки общества.

Так как древний Египет был государством, в котором жизнь каждого члена общества полностью зависела от власти фараона и жрецов, вполне закономерно, что религия древнего Египта была ключевым инструментом контроля над обществом. Жрецы имели практически неограниченную власть, и очень часто верховный жрец выступал "серым кардиналом царства", так как он имел неограниченное влияние на фараона. Следует отметить, что религия древнего Египта отличалась от верований других древних народов, к примеру, от , прежде всего тем, что египтянам не было присуще поклонение идолам (статуям богов и мифических героев, священным животным и др.), но в веровании было большое количество культов и культовых ритуалов, которые проводились в храмах жрецами.

Пантеон богов древних египтян

Египетское царство занимало достаточно большую площадь, поэтому неудивительно, что жизненный уклад и верования египтян из разных частей государства существенно отличались. В каждой провинции были свои боги и культы, но также древние египтяне верили и в "общеегипетских" богов, а со времен Среднего царства, когда Египет наладил достаточно тесные торговые отношения с Палестиной, Нубией и Сирией, - и в богов, которым поклонялись представители этих народов.

Главных божеств в религии древних египтян было девять; они, согласно верованию, были первыми богами и создателями мира и остальных богов. Верховная девятка (Эннеада) пантеона богов почиталась во всем Египте, и божествами, которые входили в эту "девятку", были:

Ра - бог солнца и земной тверди;

Шу - бог воздуха;

Тефнут - богиня дождя и воды;

Геб - бог земли;

Нут - богиня неба;

Осирис - бог загробного мира и покровитель царей;

Исида - богиня любви и материнства;

Сет - бог песчаных бурь, ярости, войны и смерти;

Помимо "первоначальных" богов, древние египтяне также верили в бессметное количество других божеств. Точное чисто богов, которым поклонялись подданные фараонов, до сих пор не установлено - к примеру, в одном из международных договоров, подписанных фараоном Рамзесом вторым, упоминалось более тысячи богов и богинь. Также в каждом из крупных городов древнего Египта сформировались верховные триады богов - божественные семьи, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына: в Мемфисе триаду составляли Птах, Сохмет и Нефертум; в Абидосе - Осирис, Исида и Хор, в Фивах - Амон, Мут и Хонсу.

Тотемизм и культ животных в веровании древних египтян

Древним египтянам, как никакому другому народу, было присуще верование в сверхъестественную сущность многих животных, так как именно представители фауны в глазах египтян выступали олицетворением богов на земле и служили посредниками между богами и людьми. Поэтому культ животных в Египте играл одну из ключевых ролей в веровании - священными животными считались , львы, собаки, некоторые виды змей и насекомых, гиппопотамы, коровы, крокодилы, грифы и соколы; зачастую священные животные жили при храмах..

Большинство исследователей религии древнего Египта сходятся в том, что изначально культ животных в древнем Египте возник как следствие страха и почитания людьми силы и мощи животных, однако далее, с развитием верования, представители фауны стали считаться воплощениями божеств на земле. Об этом свидетельствуют то обстоятельство, что во времена Древнего Царства и Первого переходного периода египтяне изображали своих божеств в образах животных - к примеру, богиня Нут изображалась в виде коровы, Осирис - в виде быка, Ра - в виде сокола и др. В более поздние периоды развития египетской цивилизации тотемизм был несколько вытеснен, и на изображениях и свитках, созданных во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, божества изображаются уже как люди с головами животных.

Наиболее весомые культы в веровании древних египтян

Религия древнего Египта была воистину всеобъемлющей: каждое явление имело свое божество, а все действия египтян были строго регламентированы верованием. Власть жрецов в древнем Египте практически ничем не ограничивалась, и простые египтяне регулярно посещали храмы и отдавали значительную часть своих доходов как пожертвования и дары для богов. Для того, чтобы еще больше укрепить власть и добиться беспрекословного подчинения народа царской семье (а значит, и верховным жрецам, которые выступали главными советниками фараона и принимали многие важные государственные решения), жрецы постепенно создали культ фараона . Фараон считался высшим человеком, посланником бога Ра и проводником его воли на земле, поэтому культ фараона занимал достаточно значимое место в жизни каждого египтянина.

Особое отношение к смерти обусловило формирование культа мертвых в древнем Египте - египтяне верили в существование , которая покидает тело после смерти и отправляется в загробный мир, а также считали, что душа может вернуться в материальный мир при условии сохранности тела. Поэтому заупокойный культ в древнем Египте базировался на особом отношении к телам умерших, ведь для того, чтобы дать возможность душе вновь возвращаться с обычный мир, необходимо было сохранить тело нетленным. Способы бальзамирования и мумификации, разработанные египетскими жрецами, до сих пор поражают современных ученых - жрецам удалось мумифицировать тела правителей Египта так, что их останки сохранились спустя тысячелетия.

Культ Осириса , одного из самых почитаемых божеств древнего Египта, истекает из заупокойного культа, ведь именно Осириса египтяне считали верховным правителем мира мертвых. Центром поклонения Осирису был город Абидос, там были расположены многочисленные храмы этого божества, а в праздничные дни жрецы проводили различные ритуалы и церемонии, чтобы заручиться поддержкой божества и получить его защиту. Существует мнение, что три главные пирамиды в Гизе, служившие усыпальницами великим фараонам древности, были не случайно расположены соответственно расположению звезд созвездия Ориона. Жрецы древнего Египта имели достаточно знаний по астрономии и отождествляли созвездие Ориона с Осирисом, поэтому они, вероятно, спроектировали комплекс усыпальниц по принципу "на земле, как на небе", чтобы помочь усопшим фараонам найти путь в царство мертвых и занять там достойное место подле Осириса.

Вспомните:

Каким богам поклонялись в Древней Месопотамии?

Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей. Мардук победил страшное чудовище и внёс порядок в жизнь на земле. Мардука изображали либо в виде могучего героя, либо в виде быка или дракона. Богиня плодородия, любви и войны Иннана у шумеров, она же Иштар у вавилонян, представала в виде воительницы. Её колесница была запряжена свирепыми львами. Иштар также отождествляли с планетой, которую мы называем Венерой.

Какое место в обществе делении Вавилона занимали жрецы?

Жрецы занимали высокое положение в Шумере и Вавилоне. Из числа жрецов выдвинулись первые правители Древней Месопотамии. Жрецы были хранителями знаний. Жрецы считались служителями богов, они возносили им молитвы, совершали жертвоприношения. Жрецы подчинялись лишь царю и обладали огромными богатствами.

Вопросы и задания:

Каким богам поклонялись древние египтяне?

Особо почитался в Египте бог его древней столицы Мемфиса - Птах. Египтяне верили, что он сотворил других богов и весь мир. Бог солнца Ра дарил земле и людям свет, тепло, жизнь. Со временем культ бога Ра слился с культом другого бога солнца – Амона. Амон-Ра был главным богом Египетского государства и считался царём богов.

Особо почитали египтяне бога мудрости Тота. Тот был писцом богов и научил людей письму, счёту, разным знаниям. Он же был проводником в царство мёртвых. Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны.

Каждый бог имел своё священное животное. Священный бык Амона-Ра, которого звали Апис, жил в специальном храме. Символом бога солнца был жук, скатывающий передними лапками шарики из навоза и ныли. Его называли скарабей. Когда священные животные умирали, их тела превращали в мумии и хоронили с большими почестями. За убийство священного животного могла последовать жестокая кара и даже смертная казнь.

За что Осирис и Исида почитались в древнем Египте?

За то, что Осирис был первым царём Египта, а Исида - первой царицей. Они мудро правили страной, заботились о её жителях. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома, выплавлять руду, делать посуду. После того, как сын Осириса Гор, воскресил своего отца, Осирис он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых. От него зависела судьба души человека.

Прекрасная Исида, супруга Осириса, покровительствовала людям в земном мире. Она была главной среди богинь. От Исиды зависела наземная жизнь людей, количество собранных урожаев и выживание.

Сравните положение жрецов в древнем Египте и в Месопотамии.

Положение жрецов в древнем Египте и в Месопотамии было схожим: они занимали особое положение в обществе, они были «служителями» бога, обладали большими знаниями, богатствами и властью. Но в Месопотамии жрецы подчинялись царю и, как все жители, считались «рабами царя», они не оказывали прямого влияния на решения царя. В Египте же жрецы не только обладали огромной властью, но и оказывали влияние на правителей. Иногда жрецы соперничали с фараонами и даже становились правителями Египта.

Какую реформу осуществил фараон Эхнатон?

На рубеже 15-14 веков до н.э. Эхнатон возвеличил культ одного бога Атона. Символом Атона был провозглашён золотой диск солнца. Лучи солнечного диска Атона достигали земли, давали ей жизнь. На изображениях Атона лучи солнца заканчивались ладонями, которые как будто хотели погладить каждого человека.

Фараон сменил своё прежнее имя Аменхотеп IV и в честь бога Атона стал называться Эхнатоном, что означало «Угодный Атону». Он перенёс столицу страны в специально построенный город Ахетатон - «Горизонт Атона».

В результате религиозной реформы фараона Эхнатона в Древнем Египте был установлен культ одного бога.

Как связаны религия и искусство в Древнем Египте?

Практически все искусство в Древнем Египте было связано с религией. Рисунки, находившиеся в гробницах посвящались достижениям человека при жизни, пирамиды строились для спокойной загробной жизни. Храмы и ритуальные приспособления - горшки, чаши, статуи - все украшалось как красками, так и резьбой на религиозную тематику.

Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона - одного из самых удивительных людей в мировой истории - следует сказать несколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиозными представлениями и находились под их воздействием. Эти представления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали беспомощность человека перед грозными и необъяснимыми для него явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй, самым характерным явлением было приписывание животным и растениям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных. Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного животного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более чем в тридцати местах.

Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис, Геб, Сохмет, Нейт, Ра.

Обожествлялись с древнейших времен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, носили общеегипетский характер. Бог Солнца назывался Ра, Луны - Тот, Земли - Геб, Неба - Нут, Нила - Хапи и т. д. В дальнейшем о божествах складывались понятия как о носителях различных духовных и общественных сил: правды, войны, мудрости, царской власти и т. п. Но количество богов не уменьшалось. Предметы, животные, небесные светила остались как воплощение, материальная оболочка этих сил. Бог Луны Тот в виде павиана или ибиса считался олицетворением мудрости, звезда Сириус, по представлениям египтян, являлась «душой богини Исиды», в соколообразном божестве Хоре воплощалось представление о царской власти. Многие божества Хор убивает Сета.
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове. В связи с «очеловечиванием» богов распространялись изображения божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудрости - Тота - могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту культ Осириса - бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон. Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса. Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распространилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти, как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему: из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его растворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снабженную утварью и жертвенными дарами для существования покойника. По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе Ка - «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приносились жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы - «рабы двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием «тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пирамиды - «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних

Хнум на гончарном круге лепит фараона и его «двойника».

помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились так называемые «Тексты пирамид» - древнейший памятник религиозной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магических заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции. На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богословский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе мироздания - дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира первобытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра - Атум (бог солнца Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил бога Шу - воздух и богиню Тефнет - влагу; последние породили бога земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало. Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения. В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса, является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные боги - это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнительные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человеческие чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, перед нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой

Воскресение Осириса.

мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до нашей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения, распад страны на отдельные номы изменили некоторые религиозные представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвеличивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами. Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождествлялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и малозначащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил - Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца - Ра. Новый бог становится покровителем и защитником средних слоев и государственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинственных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся огромные храмы, особенно в Фивах - столице государства.

В течение истории египетского общества не остается неизменным и заупокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах проходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в измененном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые противоречия во время становления Среднего царства порождали подчас взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых литературных произведениях этого времени ставится под сомнение вера в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие заупокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с начертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» представлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпаргалкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно, заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о потустороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом, но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было избавиться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов - «ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все за покойного.