История создания. История журнала История торпедных катеров

«Катера и Яхты» - старейший в России морской журнал, который существует уже более 50 лет. Появившийся по инициативе В.И. Лапина вначале как альманах для судостроителей-любителей, в дальнейшем он превратился в массовое издание. Если первый номер альманаха, вышедший (под эгидой НТО им. акад. А.Н. Крылова) из печати 4 апреля 1963 г. был издан тиражом 10 000 экземпляров, то уже второй выпуск, появившийся годом позже, имел тираж 30 000 экземпляров.

В 1966 г. была образована специализированная редакция «КиЯ» в составе «Судпромгиза». Заведующим редакцией стал Д.А.Курбатов. Не формальным, а действующим членом редколлегии журнала, оказавшим значительную помощь в его становлении, долгое время в те годы был первый космонавт планеты Ю.А.Гагарин. О его поступках и действиях на самом высоком, как принято говорить, уровне, направленных на поддержку журнала (и отечественного маломерного флота в целом), порой слагались забавные легенды и сейчас, по прошествии 40 лет, уже практически невозможно отличить правду от вымысла...

В дальнейшем тираж издания, на страницах которого стали освещаться практически все аспекты отдыха и спорта на воде и периодичность которого постоянно росла, превысил 250 000 экземпляров, а в 1982 г. сборник был преобразован в журнал, подчиненный Госкомспорту СССР. Под свои знамена журнал собрал как любителей-энтузиастов, так и профессионалов малого судостроения, а также спортсменов. По опубликованным на страницах «КиЯ» проектам В.В.Вейнберга и Д.А.Курбатова строились первые в СССР катера с обводами «глубокое V», первые тримараны и морские сани, первые виндсерферы. Наш журнал одним из первых попытался приоткрыть «железный занавес» - стал знакомить яхтсменов и водномоторников с гонками яхт и катеров за рубежом, их конструкциями и установленными рекордами. На призы журнала начали ежегодно проводиться многие популярные соревнования (в том числе «Золотой винт» и «Кубок Балтики»), что в немалой степени способствовало подъему общественного интереса к водным видам спорта и отдыха и развитию отечественного производства лодок и моторов. В лучшие годы на старт «Кубка Балтики», к примеру, выходили свыше сотни яхт, делая его одним из крупнейших парусных соревнований Балтийского моря, а регулярные соревнования в Зеленогорске на «Кубок Катеров и Яхт» стали первыми массовыми стартами виндсерфистов в СССР, придав этому спортивному снаряду огромную популярность.

Через «Мерную милю «КиЯ» прошли не только лодки, построенные по удачным проектам, опубликованным в журнале, но и практически все популярные лодки и моторы промышленного производства. Любительский флот страны в буквальном смысле слова вырос на наших глазах, в его становлении есть - и немалая! - заслуга «КиЯ».

Поскольку журнал всегда был отражением жизни страны, трудности перехода к новым экономическим реалиям не могли обойти и нас. Кризис начала 90-х гг. больно ударил по экономическому положению редакции, но мы выстояли, а главное - сумели сохранить кадры и сам дух журнала. С 1995 г. «КиЯ» ведет отсчет нового этапа в своей жизни. Отныне это - самостоятельное и полностью независимое издание, выходящее на современной полиграфической базе. И наравне с молодежью по-прежнему в строю сотрудники редакции, отдавшие любимому журналу по 30-40 лет жизни.

Юзеры уже сравнили американский подарок с "поношенными носками" Трампа

В Интернете активно обсуждают передачу Украине представителями Береговой охраны США двух списанных патрульных катеров Drummond (WPB-1323) и Cushing (WPB-1321) класса "Айленд". Принимать "подарок", не смотря на 30-летний послужной список катеров и тот факт, что они списаны со службы в ВМС США, приехал лично президент Украины Петр Порошенко. Украинский лидер особо подчеркнул, что факт передачи станет кирпичиком, укрепляющим альянс двух стран. Однако пользователи соцсетей оптимизма Порошенко не разделяют и без стеснения называют американские катера "ржавыми ведрами".

Напомним, торжественное подписание соглашения о передаче катеров прошло в четверг, 27 сентября, на базе Береговой охраны Соединенных Штатов в Балтиморе.

После подписания соглашения о передаче, президент Украины Петр Порошенко отметил, что американские военные корабли станут очередным шагом к укреплению "альянса между украинским и американским народами".

А вот пользователей соцсетей не впечатлила пышность самой передачи - лично "в руки" главе государства. Зато они обратили внимание на то, что 30-летние катера-ветераны которые больше не нужны Штатам, отдали Украине по принципу "на тебе, Боже, что нам не гоже".

"Джавелины списанные спихнули, теперь катера", "Страна - помойка. Стыд какой", "Ведро старое впарили", "Еще носки поношенные у Трампа попросить, сразу альянс крепче станет", "Катера не стали по дороге подводными лодками?", - пишут возмущенные унизительным "подарком" юзеры.

Перші два патрульні катери берегової охорони класу “Island”, які США передали Україні, стануть ще однією цеглиною в зміцненні військово-морського альянсу між українським та американським народами. pic.twitter.com/DYX63lvZwu

Петро Порошенко (@poroshenko)

Торпедный катер РТ-109 был изготовлен на верфи в Нью-Джерси в июне 1942 года. 20 июля катер включили в состав ВМФ США. Обычный катер, он шел седьмым в этой серии. Впоследствии он войдет в историю, как военный корабль, которым командовал будущий 35-й президент США Дж. Ф. Кеннеди.

Изначально катер отправили в Панаму, где включили в состав 5-й эскадры малых торпедных катеров. А уже в конце октября 1942 РТ-109 и еще несколько катеров этой серии перевезли на Тихий океан, где шли бои между японцами и союзниками.

Катер вошел в состав 2-й флотилии, дислоцированной в Тулаги на Соломоновых островах. Сами острова только недавно были отбиты у японцев американской морской пехотой. Первый бой для экипажа корабля произошел в ночь с 7 на 8 декабря у Гуадалканала. Тогда была осуществлена атака на японский конвой. Результат этой атаки не был удачен, был поврежден катер РТ-59. Спустя четыре дня РТ-109 участвовал в совместной атаке японского эсминца “Терутсуки”, который удалось потопить. Эскадра тогда потеряла торпедный катер РТ-44. Командовал РТ-109 на тот момент лейтенант Вестхольм Роллинз. В начале января катер в составе эскадры участвовал еще в нескольких боевых эпизодах. 2 января судно было обстреляно японским самолетом, правда без серьезных потерь. 9 января был обстрелян и частично уничтожен склад боеприпасов в районе одного из пляжей о. Гуадалканал. 11 января эскадра в составе 9-ти катеров атаковала японские корабли у мыса Эсперанс. Тогда был поврежден эсминец “Хацуказе”, правда подразделение потеряло МТК РТ-112, РТ-43 был серьезно поврежден.
24 апреля 1943 года на РТ-109 появился новый командир, будущий президент США Д. Кеннеди. Битва у Гуадалканала закончилась и японцы к тому времени были оттеснены на север Соломоновых островов. К тому времени основной задачей экипажа катера входило участие в патрульных операциях и перевозка припасов для войск.


Дж. Кеннеди на РТ-109.

1 августа 1943 года РТ-109 вышел в море в составе эскадры из 12 катеров для патрулирования района возле острова Коломбангаро. Не встретив противника 9 из 12 катеров убыли обратно на базу. Ну и около 2-х часов ночи 2 августа появился японский эсминец “Амагири”. На полном ходу он протаранил РТ-109, который от удара буквально был разделен на две части.


эсминец Японского Императорского флота “Амагири”.

На катере вспыхнул пожар, экипаж оказался буквально в горящей воде. Погибло двое матросов. Остальной экипаж сосредоточился возле носа судна, проведя в воде несколько часов. Сам Кеннеди надеялся, что экипажи оставшихся двух катеров придут к ним на помощь, но этого не произошло. Тогда было принято решение добираться вплавь до ближайшего острова. До него доплыли без потерь. Сам же Кеннеди при этом тащил еще и обожженного моториста, четыре часа держа того зубами за пояс от спасательного жилета.
На острове, выживший экипаж из 11 человек в течении нескольких дней безуспешно пытались напомнить о себе, имея лишь трофейный фонарь и пистолет с несколькими патронами. На острове им повезло, они нашли японскую коробку с сухарями и конфетами. Также на острове была обнаружена лодка, принадлежавшая местным туземцам и бочка с водой. Кеннеди, воспользовавшись лодкой, начал передвигаться между небольшими островами и в итоге обнаружил местного жителя. Это случилось 5 августа. На кокосовой кожуре он ножом вырезал послание: “… нас 11 человек выживших, требуется небольшая лодка. Кеннеди”. Туземец передал послание. Вечером 6 августа забрать оставшихся в живых членов экипажа РТ-109 прибыл катер РТ-157. На нем находилось двое военных корреспондентов, которые и написали репортаж про погибший катер. Кеннеди стал героем, что впоследствии в какой-то мере помогло ему выиграть президентские выборы.

Однажды, во время предвыборной компании, Кеннеди случайно встретился с одним из членов экипажей двух других катеров, выполнявших задачу по патрулированию в ту роковую ночь 1 августа 1943 года. Будущий президент задал этому человеку один вопрос: “Почему вы не пришли?”


Экипаж катера РТ-109. Лейтенант Д. Кеннеди стоит справа.

Related Posts:

Вопрос о важности введения в состав действующего флота быстроходных боевых катеров был поднят советскими моряками еще в ходе гражданской войны. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что в сентябре 1919 г. Реввоенсовет Балтийского флота обратился к реввоенсовету Республики с просьбой дать распоряжение о срочном - «еще до наступления зимы» - изготовлении на наших заводах торпедных катеров, «поскольку они могут оказать нам громадную помощь». Однако Управление кораблестроения было вынуждено тогда сообщить, что «ввиду отсутствия механизмов особого типа, до сих пор не изготавливаемых в России, постройка серии подобных катеров, безусловно, неосуществима» .


В трудные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства X съезд РКП(б) постановил «принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота», а вскоре индустриализация страны сделала возможным и возвращение к идее создания «москитных» сип. При утверждении первой же программы военного кораблестроения 26 ноября 1926 г. Совет Труда и Обороны предусмотрел строительство 36 торпедных катеров.

Создателям этих самых первых боевых катеров советской постройки предстояло преодолеть немало трудностей, так как дореволюционная Россия не располагала производственной базой для изготовления легких и мощных двигателей, не имела ни одной специализированной катеростроительной верфи, если не считать полукустарную петроградскую мастерскую А. Л. Золотова, выпускавшую небольшие прогулочные «моторки» по зарубежным образцам. Естественно, у кораблестроителей не было ни научной базы, ни опыта проектирования глиссирующих катеров.

Выход нашли в привлечении ученых и инженеров авиастроителей, использовании достижений отечественной аэрогидродинамики и уже накопленного опыта конструирования гидросамолетов и летающих лодок. В течение 1923 г. была достигнута соответствующая договоренность с руководителями Центрального аэрогидродинамического института. Группа молодых специалистов ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева выполнила большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и в мае - августе 1925 г. закончила разработку проекта первого торпедного катера прибрежного действия «АНТ-3». Этот катер, впоследствии получивший название «Первенец», был построен в мастерских ЦАГИ в Москве, спущен на воду в Севастополе и успешно завершил испытания 26 июля 1927 г. Положивший начало нашему москитному флоту «Первенец» был вооружен одной 450-милпиметровой торпедой; два импортных двигателя «Райт-Тайфун» по 625 л. с. обеспечивали невиданную по тому времени скорость хода 54 уз. Как отмечал А. Н. Туполев, первый катер не только оправдал, но и превзошел расчеты создателей. Его скорость и маневренные качества оказались намного выше, чем у английского торпедного катера, захваченного во время боев с интервентами на Каспии и теперь испытывавшегося параллельно с «Первенцем» .

На базе «Первенца» и следующего экспериментального катера «АНТ-4» («Туполев») была отработана рабочая документация. В 1928 г. на одном из ленинградских судостроительных заводов был организован специальный комсомольско-молодежный цех под руководством инженера В. А. Разумова; этому коллективу и было поручено организовать серийную постройку новых торпедных катеров «Ш-4». Начинать приходилось с нуля - со строительства здания, со знакомства с технологией сборки клепаных дюралевых корпусов, непривычной для судостроителей . Тем не менее 21 ноября головной катер первой серии уже вошел в состав флота, а всего в 1928-1930 гг. моряки получили 56 боевых единиц этого типа. Из них и были сформированы наши первые соединения торпедных катеров, появившиеся на Балтике (1928 г.), на Черном море (1929 г.) и на Тихом океане (1932 г.). Катер «Ш-4» нес на своей кормовой части уже не одну, а две торпеды желобного сбрасывания (калибр 450 мм) и при водоизмещении около 10 т развивал полную скорость 47 уз.

В связи с принятием XVI партийной Конференцией первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Совет Труда и Обороны утвердил следующую программу военного кораблестроения. Эта программа значительно расширила планы строительства флота, утвержденные ранее. В частности, намечалась постройка дополнительного количества торпедных катеров и малых охотников за подводными лодками. Для реализации принятой программы в числе других мероприятий предусматривались сооружение верфи деревянного судостроения, расширение производства дюралюминия, серийный выпуск отечественного катерного двигателя с реверсивной муфтой (на базе авиационного мотора «АМ-34»), отработка новых образцов торпед и т. д. [А].

Уже в 1933 г. удалось заменить «Ш-4» новым катером «Г-5» (глиссирующий № 5), повторявшим обводы своего предшественника, но несколько более крупным (14,5 т) и вооруженным торпедами большего калибра - 533 мм. Эти катера, строившиеся целиком из отечественных материалов и оборудования, с двумя новыми двигателями «ГАМ-34» по 850 л. с. развивали скорость 48 уз.

Уже в ходе серийного выпуска «Г-5», а строились они более десяти лет, совершенствовались и технология их производства, и конструкция. В частности, была выполнена большая работа по усилению прочности корпуса. В итоге флот получил значительное количество катеров, обладавших высокой боевой эффективностью, превосходивших по своим тактико-техническим элементам лучшие зарубежные образцы подобного типа. Из 269 торпедных катеров, насчитывавшихся в нашем флоте к началу войны, подавляющее большинство составляли катера типа «Г-5» («Ш-4» уже исключались из списков как устаревшие). В годы войны тактические данные катеров неуклонно повышались: в частности, усиливалось вооружение. Их приспособили к несению глубинных бомб и четырех мин заграждения; с 1942 г. часть новых катеров вооружали реактивными установками .

Большая заслуга в освоении постройки катеров тех лет принадлежит В. М. Бурлакову.

Последующие проекты торпедных катеров разрабатывались уже неавиационными инженерами, а кораблестроителями. Конструкторы завода, выпускающего дюралевые «Г-5», одновременно проектировали и стальные торпедные катера для открытых военно-морских театров .

Немало катеров различных типов создали в предвоенные годы на предприятии, где директором был Е. Я. Локшин . Среди них особую известность приобрели малые охотники за подводными лодками «МО-4», деревянные торпедные катера «Д-3», катерные тральщики, пограничные катера нескольких типов (морские «ГК», речные «РПК», быстроходные «БК-II»), десантные катера «КЗИС-5».

В числе создателей катеров предвоенных лет можно назвать инженеров Ю. Ю. Бенуа, Л. Л. Ермаша, Г. И. Китаенко, А. Л. Константинова, С. В. Пугавко, А. Ф. Симина, Д. А. Черногуза.

Торпедные катера дальнего действия «Д-3», вооруженные бугельными аппаратами бортового сбрасывания, были катерами принципиально нового типа. При их разработке конструкторы столкнулись со сложнейшей проблемой обеспечения мореходности столь малого корабля (водоизмещение - 32 т; длина - 21,6 м; ширина - 3,96 м): требовалось создать катер, способный выполнять боевые задачи на значительном удалении от своих баз. На помощь пришли ученые Москвы и Ленинграда. В рекордно короткий срок - менее чем за два года - спроектировали, построили и испытали первый «Д-3». В апреле - июне 1940 г. на нем уже был поднят флаг, после корректировки чертежей приступили к организации его серийного производства.

При установке трех «ГАМ-34ФН» по 1200 л. с. опытный образец «Д-3» развивал скорость хода 48 уз, достигнутую лучшими зарубежными образцами сравнимого типа лишь спустя 15 лет (однако поскольку в последующие военные годы возникли трудности с получением авиационных двигателей нужной мощности, скорость ряда серийных катеров была Несколько ниже - около 40 уз). Катера «Д-3» разрешалось использовать при волнении до 3 баллов включительно, практически же они выполняли задания и при волне 5-6 баллов! Дальность их плавания составляла 355 миль против 220 у «Г-5». В годы войны кроме двух крупнокалиберных пулеметов ДШК на них стали ставить и 20-мм пушку «Эрликон». Экипаж состоял из 9 моряков. Пять таких кораблей в августе 1941 г. перевезли на Северный флот, где они послужили ядром бригады торпедных катеров, внесшей достойный вклад в депо разгрома врага в Запопярье .

Значительные трудности пришлось преодолеть создателям малого охотника (иногда катера этого типа называли и «морскими» охотниками). Здесь сложность представляло то обстоятельство, что наряду с необходимостью обеспечения высоких и противоречивых тактико-технических данных катер должен был «вписываться» в габариты, разрешенные для переброски по железной дороге. Как писал позднее командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц, «построенные советскими корабелами катере МО оказались весьма удачными по конструкции: отличные обводы корпусе обеспечивали им хорошую мореходность и живучесть, а мощные моторы - великолепную маневренность и большую скорость». При водоизмещении 56 т деревянные «МО-4» были вооружены двумя 45-мм полуавтоматами, двумя 12,7-мм пулеметами, глубинными бомбами, дымоаппаратурой, соответствующими средствами связи и гидроакустической аппаратурой. Три двигателя по 850 л. с. обеспечивали максимальную скорость около 26 уз. В предвоенные годы было построено около 200 катеров этого типа.

Широко популярные в годы войны деревянные катере - тральщики «КМ-4» при водоизмещении 11 т были оборудованы катерным трапом и вооружены одним, а позднее двумя пулеметами; на них стояли два автомобильных мотора «ЗИС-5», под которыми маленькие и юркие катера развивали скорость хода 10 уз.

Головной 20-тонный катер «БК-11», вооруженный двумя 12,7-мм пулеметами и глубинными бомбами, в то время считался самым быстроходным сторожевым катером (40 уз) и был принят на вооружение морпогранохраны.

В 1933-1938 гг. были разработаны проекты первых речных бронекатеров, вооруженных танковыми артиллерийскими установками башенного типа. Бронекатер проекта 1124 водоизмещением 44 т был вооружен двумя артустановками калибром 76,2 мм и несколькими {до 6) пулеметами, при двух моторах «ГАМ-34» по 850 л. с. развивал скорость 21 уз. Бронекатер проекта 1125 имел меньшие размерения (водоизмещение 28 т) и нес только одну танковую башню и 2-3 пулемета.

Из переданных ВМФ нескольких сот боевых и вспомогательных катеров на всех четырех наших флотах были созданы бригады и соединения торпедных катеров, сторожевых катеров охраны водного района, бронекатеров, катеров-тральщиков; отрабатывалась тактика боевого их использования. Таким образом, в предвоенный период в соответствии с решениями партии и правительства советский народ создал мощный москитный флот.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны пополнение флота происходило в основном за счет катеров, поступающих с тыловых предприятий, так как часть судостроительных заводов, оказавшихся в зоне военных действий, прекратила производство. Однако даже в Ленинграде, в тяжелых условиях блокады продолжалось строительство торпедных катеров «Д-3», малых охотников «МО-4» и «МО-ДЗ», тральщиков «КМ-4», выполнялся аварийный ремонт катеров подразделений Краснознаменного Балтийского флота. Только в 1941-1943 гг. ленинградцы передали морякам 65 новых торпедных катеров. По заданию командования конструкторы Адмиралтейского завода в 1942 г. за полтора месяца разработали проект бронированного морского охотника и вскоре флот стал получать мелкосидящие «морские танки», вооруженные двумя башнями с 85-мм орудиями. В 1943 г. в Ленинграде было заложено 143 новых боевых корабля; подавляющее их большинство составляли катера .

В первые же месяцы войны правительство приняло Военно-хозяйственный план, предусматривавший перемещение оборонной промышленности в восточные районы страны. В частности, ставилась задача организации в тыловых областях производства охотников, бронекатеров и торпедных катеров новых типов .

На базе оборудования, эвакуированного с ряда заводов, в Сибири было организовано новое предприятие. Станки устанавливали в ветхих сараях, а то и прямо под открытым небом. Чуть ли не с первого дня существования этого предприятия (директор В. В. Евграфоа, главный инженер В. М. Бурлаков) началась достройка катеров «Г-5», поступающих с эшелонами, приходящими с запада. Первые же готовые катера, оснащенные «катюшами», были переброшены на Волгу и приняли участие в Сталинградской битве. Конструкторы отработали документацию для серийного производства прошедшего испытания еще в 1940 г. 23-тонного торпедного катера типа «Комсомолец», вооруженного уже трубными торпедными аппаратами, и сразу же началась постройка катеров нового типа. В этом большая заслуга таких инженеров, мастеров и рабочих-катеростроитепей, как Р. И. Агаджанов, А. А. Аладьин, С. В. Васильев, Д. Н. Дворцов, С. С. Коряк, Е. П. Котов, А. И. Кручинин, А. Г. Мадера, П. И. Мурзов, И. А. Новиков, Д. Д. Солоухин, А. И. Сукин, В. А. Сычев, В. А. Тамбовский, А. Ф. Танский, В. М. Трофимов, Б. Ф. Шапошников, Е. И. Юхнин .

Большая группа рабочих и инженеров-катеростроителей, эвакуированных из Ленинграда, послужила ядром коллектива другого тылового завода, который в не менее трудных условиях уже в январе 1942 г. заложил торпедные катера «Д-3» . В дальнейшем на этом же предприятии в рекордно сжатые сроки впервые в стране был применен поточно-позиционный метод сборки катеров-охотников нового типа. На нескольких периферийных заводах наладили серийный выпуск бронекатеров.

Остается добавить, что из числа почти 900 боевых катеров, созданных в суровые годы войны, свыше 150 были построены на деньги, собранные трудящимися страны; многие из них несли названия, присвоенные по просьбе коллективов, передававших средства . В числе самых первых таких кораблей был вооруженный реактивной установкой торпедный катер «ТК-106», вступивший в строй в начале 1943 г. под названием «Московский ремесленник трудовых резервов». На заключительном этапе войны это зачастую были уже крупные боевые катера вроде 240-тонного мореходного большого охотника «Кировец» .

В Великой Отечественной войне советский москитный флот сыграл важную роль, участвуя в боевых действиях в составе всех флотов и флотилий, на многих фронтах и направлениях. Соединения торпедных катеров провели свыше 200 боев, уничтожили и повредили более 250 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением свыше 260 тыс. т. От торпедных ударов катерников противник потерял десятки тысяч солдат и офицеров, огромное количество техники. Неоценимую помощь оказывали катера при высадке десантов, поддержке наступающих частей армии. За выдающиеся заслуги перед Родиной, за массовый героизм и беззаветную стойкость, мужество и боевую активность 68 матросов и офицеров - катерников удостоены высокого звания Героев Советского Союза; североморец А. О. Шабалин, воевавший на катере типа «Д-3», получил это звание дважды. Большое число соединений боевых катеров награждено орденами, многим присвоены почетные звания гвардейских.

Можно сказать, что торпедные катера кончили войну последними: 9 мая 1945 г. шесть «Д-3» под командованием Е. В. Осецкого высадили десант на Борнхольм, торпедники ворвались в Либаву, атаковали вражеские конвои...

Высокую оценку командования заслужили не только торпедные катера, но и, например, малые охотники. Без них не обходилась ни одна боевая операция. Отмечая боевую деятельность кораблей ОВРа Северного флота, нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов с похвалой отозвался о кораблях этого типа, образно назвав их «истинными тружениками моря». Адмирал В. Ф. Трибуц в своих мемуарах отмечает, что охотники были «лидерами малой морской войны».

Так, ветераны помнят, что во время эвакуации Ханко эти катера пересекали Финский залив во время 7-, а то и 8-балльных осенних штормов, хотя раньше считалось, что при волнении более 4 баллов их нельзя выпускать из базы. Только один пример: катер «МО-124», построенный в 1940 г., участвовал в Великой Отечественной войне с первого и до последнего дня. За эти годы он наплавал 24 тыс. миль, находился в дозоре 490 суток. О характере боевого использования кораблей этого класса красноречиво говорят сухие цифры: один этот охотник сопровождал 45 конвоев, потопил 3 подводные лодки, участвовал в 22 боях с вражескими катерами и отражении 345 налетов авиации, 9 раз ходил в тыл врага для высадки десантов или диверсионных групп, поставил 75 мин на коммуникациях фашистов, уничтожил 40 мин на пути движения своих судов .

Значительны заслуги катеров-тральщиков. Днем и ночью «каэмки» под бомбами и снарядами врага освобождали фарватеры для выходящих в море подводных лодок и надводных кораблей. «Мы оценили опасную работу пахарей моря, - отмечает В. Ф. Трибуц, - в такой же степени, как боевой труд подводников, летчиков и катерников».

Прославленные «речные танки» - бронекатера, начавшие свой боевой путь от Сталинграда, закончили его участием в штурме Берлина. Здесь, на реке Шпрее, отличались и моряки, воевавшие на открытых катерах-«полуглиссерах». За неполные три дня 23-25 апреля победного 1945 Г. отряд «полуглиссеров» перебросил на западный берег Шпрее свыше 16 тыс. бойцов, 600 орудий и 27 танков .

Отгремела война. И как памятъ о всенародном подвиге застыли на пьедесталах славы некогда грозные боевые катера. Такие памятники можно видеть сегодня не только на площадях морских городов-героев, но и в далеких от морей бывших «тыловых» городах, у проходных заводов, давно уже выпускающих мирную продукцию. Славу моряков-катерников по праву разделяют рабочие, в тяжелых условиях военных лет самоотверженным трудом приблизившие день полного разгрома врага!

После завершения Великой Отечественной войны развитие нашего флота шло по пути дальнейшего совершенствования кораблей на основе обобщения опыта боевых действий и использования последних достижений научно-технического прогресса. В первое послевоенное десятилетие были созданы торпедные катера нескольких типов, в том числе катера дальнего действия, охотники и бронекатера новых типов, на которых устанавливались отработанные и освоенные производством дизеля «М-50», современные радиолокационные системы и все более эффективные образцы вооружения, новейшее навигационное оборудование и средства автоматики. Уже в конце 40-х годов на флоты поступали первые серийные катера, построенные по послевоенным проектам. От своих предшественников они отличались в первую очередь большим водоизмещением, увеличенной дальностью плавания и более высокими мореходными качествами . Одними из создателей катеров тех лет были талантливые инженеры П. Г. Гойнкис и Е. И. Юхнин.

Научно-технический прогресс второй половины 50-х годов оказал решающее влияние на развитие боевых средств, вызвал техническую революцию в военно-морском деле. Особо важное значение имело появление ракетного оружия, высокомощных и легких энергетических установок.

Советский флот стал первым в мире флотом, принявшим на вооружение катера-ракетоносцы. Их появление положило начало развитию, по существу, нового класса боевых кораблей. В далеком Прошлом русские моряки и инженеры были создателями минных катеров - прототипов торпедных катеров; теперь наша страна стала родиной катера-ракетоносца .

Как отмечала зарубежная печать, показ сравнительно небольших по размерам, маневренных и быстроходных ракетных катеров на параде в День Военно-Морского Флота СССР в 1961 г. означал, что в СССР решили задачу создания таких катеров почти на десять лет раньше, чем во флотах западных стран (об этом, в честности, дважды - в 1970 и 1976 гг. писал швейцарский журнал «Авиация и военно-морские флоты мир в»).

В 60-х гг. были заложены основы современного ракетно-ядерного Военно-Морского Флота СССР, в котором пропорциональное развитие получили все классы надводных и подводных кораблей, все боевые средства, созданные на основе научно-технической революции. Подчеринем, что ракетные корабли - это качественно новый класс кораблей. Современные средства радиоэлектроники позволяют им надежно обнаруживать и с больших расстояний уничтожать управляемыми ракетами надводные корабли и самолеты противника. Высокая скорость хода и большая дальность плавания позволяют им наносить внезапные удары на больших удалениях от нашего побережье .

Разработка и освоение в производстве новых образцов кораблей и оружия, энергетических установок и сложнейших приборов потребовали высокого творческого вдохновения, героического труда ученых, конструкторов, рабочих. Только в 1963 г. за заслуги в создании новых видов вооружения и кораблей, оснащенных ракетным оружием, награждены орденами и медалями 6000 человек; 36 из них удостоены высшего трудового отличия Родины - звания Героя Социалистического Труда. Орденами награжден ряд заводов, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро .

Советские катеростроители делают все, чтобы наши новые корабли продолжали оставаться лучшими в мире, чтобы флот получал большие и малые катера всех назначений и классов, в том числе сторожевые и противолодочные, речные артиллерийские бронекатера, пограничные катера-перехватчики ка подводных крыльях.

Моряки-катерники неустанно овладевают сложной боевой техникой, настойчиво и творчески отрабатывают наиболее эффективные тактические приемы использования самого грозного оружия в условиях скоротечного современного боя. Наш славный Военно-Морской Флот - оплот мирного труда советских людей отметивший 60-летие Великого Октября патриотическими делами, повышением боевой готовности, бдительно стоит на страже морских рубежей Родины.

Примечания 1. Интересно отметить, что одним из инициаторов традиции сбора денег на постройку кораблей был В. В. Маяковский: по его предложению 3 января 1930 г. ЦК ВЛКСМ принял решение провести сбор средств на создание подводной лодки «Комсомолец» («Щ-304»). Писатель Леонид Соболев передал в годы войны полученную им Государственную премию на постройку охотника «Морская душа». Использованная литература
  • 1. ЦГА ВМФ, фонд 360, on. 1, дело 142, л. 51, 59.
  • 2. Г. А. Аммон, С. С. Бережной, Первые советские торпедные катера («Судостроение», 1976, № 11).
  • 3. Курсами доблести и славы. Боевой путь торпедных катеров советского ВМФ, М., Воениздат, 1975.
  • 4. В. С. Шломин, Советское кораблестроение в канун Великой Отечественной войны («Судостроение», 1972, № 2).
  • 5. Г. Шаров, Ленинградцы и балтийцы - единая сила («Морской сборник», 1975, № 5).
  • 6. О. Ф. Якоб, Судостроительные заводы Ленинграда в годы блокады («Судостроение», 1973, № 2).
  • 7. Н. Вознесенский, Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948.
  • 8. 9. С. Бережной, Все для фронта! («Морской сборник», 1976, N9 3).
  • 10. В. Гринкевич, Когда пылала Балтика, Таллин, 1975.
  • 11. И. Плехов, С. Хватов, Моряки-днепровцы в боях за Берлин («Морской сборник», 1973, № 5).
  • 12. «Морской сборник», 1977, N2 4, стр. 112.
  • 13. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, М., Воениздат, 1974.

Идея применить в боевых действиях торпедный катер впервые появилась в Первую мировую войну у британского командования, но англичанам не удалось добиться нужного эффекта. Далее свое слово по использованию небольших мобильных судов в военных атаках произнес Советский Союз.

Историческая справка

Торпедный катер представляет собой небольшое боевое судно, которое предназначается для разгрома военных судов и транспортных кораблей снарядами. Во Вторую мировую войну он многократно использовался в военных действиях с противником.

К тому времени морские войска основных западных держав имели небольшое количество таких катеров, но их строительство стремительно увеличилось к моменту начала военных действий. Накануне Великой Отечественной войны в насчитывалось почти 270 катеров, оснащенных торпедами. За период войны было создано больше 30 моделей торпедных катеров и получено более 150 от союзников.

История создания торпедного корабля

В далеком 1927 году коллективом ЦАГИ была осуществлена разработка проекта первого советского торпедного судна, руководителем которого был А. Н. Туполев. Кораблю дали название «Первенец» (или «АНТ-3»). Он имел следующие параметры (ед. измерения - метр): длина 17,33; ширина 3,33 и 0,9 осадок. Сила судна составляла 1200 л. с., тоннаж - 8,91 т, быстроходность - целых 54 узла.

Вооружение, которое находилось на борту, состояло из торпеды 450 мм, двух пулеметов и двух мин. Катер опытного производства в середине июля 1927 года вошел в состав черноморских военно-морских сил. В институте продолжали работать, усовершенствуя агрегаты, и в первый месяц осени 1928 года был готов уже серийный катер «АНТ-4». До конца 1931 года на воду спустили десятки судов, которые назвали «Ш-4». Вскоре в Черноморском, Дальневосточном и Прибалтийском военных округах возникли первые соединения торпедных катеров. Корабль «Ш-4» не являлся идеальным, и руководство флота заказало ЦАГИ новый катер в 1928 году, который впоследствии назвали «Г-5». Это было абсолютно новое судно.

Торпедный корабль модели «Г-5»

Глиссирующее судно «Г-5» прошло испытание в декабре 1933 года. Корабль имел корпус из металла и считался наилучшим в мире как по техническим характеристикам, так и по оснащению вооружением. Серийный выпуск «Г-5» относится к 1935 году. К началу Второй мировой войны он был базисным типом катеров СССР. Скорость торпедного катера составляла 50 узлов, мощность - 1700 л. с., а на вооружении находились два пулемета, две торпеды 533 мм и четыре мины. На протяжении десяти лет было выпущено больше 200 единиц различной модификации.

В период Великой Отечественной войны катера «Г-5» вели охоту на вражеские охраняли корабли, производили торпедные атаки, высаживали десант, конвоировали поезда. Недостатком торпедных катеров была зависимость их работы от погодных условий. Они не могли находиться в море, когда его волнение достигало более трех баллов. Неудобства были и с размещением десантников, а также с перевозкой грузов, связанных с отсутствием плоской палубы. В связи с этим перед самой войной создали новые модели катеров дальнего действия «Д-3» с деревянным корпусом и «СМ-3», имеющие стальной корпус.

Торпедный лидер

Некрасов, который был руководителем опытно-конструкторской бригады по разработке глиссеров, и Туполев в 1933 году разработали проект корабля «Г-6». Он был лидером среди имеющихся катеров. По документации судно имело следующие параметры:

  • водоизмещение 70 т;
  • шесть торпед 533 мм;
  • восемь моторов по 830 л. с.;
  • скорость 42 узла.

Три торпеды выпускались из торпедных аппаратов, находящихся на корме и имеющих форму желоба, а следующие три - из трехтрубного торпедного аппарата, который мог поворачиваться и находился на палубе судна. Кроме того, на катере было две пушки и несколько пулеметов.

Глиссирующее торпедное судно «Д-3»

Торпедные катера СССР марки «Д-3» выпускались на ленинградском заводе и сосновском, который находился в Кировской области. На Северном флоте было всего два катера такого вида, когда началась Великая Отечественная война. В 1941 году на заводе Ленинграда было произведено еще 5 кораблей. Только начиная с 1943 года на вооружение стали поступать отечественные и союзнические модели.

Суда «Д-3» в отличие от предыдущих «Г-5» могли работать на более дальнем (до 550 миль) расстоянии от базы. Скорость торпедного катера новой марки составляла от 32 до 48 узлов в зависимости от мощности двигателя. Еще одной особенностью «Д-3» было то, что с них можно делать залп во время стоянки, а с агрегатов «Г-5» - только при скорости не менее 18 узлов, иначе выпущенная ракета могла попасть в судно. На борту корабля находились:

  • две торпеды 533 мм образца тридцать девятого года:
  • два пулемета ДШК;
  • пушка «Эрликон»;
  • спаренный пулемет «Кольт-браунинг».

Корпус судна «Д-3» разделялся четырьмя перегородками на пять водонепромокаемых отсеков. В отличие от катеров типа «Г-5», «Д-3» были снабжены более хорошим навигационным оборудованием, а на палубе могла свободно передвигаться группа десантников. Катер мог взять на борт до 10 человек, которые размещались в обогреваемых отсеках.

Торпедный корабль «Комсомолец»

Накануне Второй мировой войны торпедные катера в СССР получили дальнейшее развитие. Конструкторы продолжали проектировать новые улучшенные модели. Так появился новый катер под названием «Комсомолец». Его тоннаж был как у «Г-5», а трубные торпедные аппараты - более совершенны, и он мог нести мощнее зенитное противолодочное оружие. Для строительства судов привлекали добровольные пожертвования советских граждан, отсюда появились и их названия, например, «Ленинградский рабочий», и другие подобные наименования.

Корпус судов, выпущенных в 1944 году, делали из дюралюминия. Внутренняя часть катера включала в себя пять отсеков. По бортам на подводной части установили кили, уменьшающие качку, желобные торпедные заменили на трубные аппараты. Мореходность увеличилась до четырех баллов. Вооружение включало:

  • торпеды в количестве двух штук;
  • четыре пулемета;
  • бомбы глубинные (шесть штук);
  • дымовое оснащение.

Рубка, в которой размещалось семь человек экипажа, сделана из бронированного семимиллиметрового листа. Торпедные катера Второй мировой войны, особенно «Комсомолец», отличились в весенних боях 1945 года, когда советские войска подходили к Берлину.

Путь СССР по созданию глиссеров

Советский Союз являлся единственной основной морской страной, которая строила корабли реданного вида. Другие державы перешли к созданию килевых катеров. Во время штиля скорость реданных судов была значительно больше, чем килевых, при волнении в 3-4 балла - наоборот. Кроме того, катера с килем могли взять на борт более мощное вооружение.

Ошибки, допущенные инженером Туполевым

За основу в торпедных катерах (проект Туполева) был взят поплавок гидросамолета. Верх его, который влиял на прочность устройства, был использован конструктором на катере. Верхнюю палубу судна заменяла выпуклая и крутоизогнутая поверхность. Человеку, даже когда катер находился в состоянии покоя, невозможно было удержаться на палубе. При движении корабля выйти из кабины экипажу было совершенно невозможно, с поверхности скидывало все, что на ней находилось. В военное время, когда на «Г-5» необходимо было транспортировать десант, военнослужащих садили в желоба, которые имеются у торпедных аппаратов. Несмотря на хорошую плавучесть судна, перевозить какой-либо груз на нем невозможно, так как нет места для его размещения. Конструкция торпедного аппарата, которая была позаимствована у англичан, была неудачной. Наименьшая скорость судна, при которой выпускались торпеды, - 17 узлов. В состоянии покоя и при меньшей скорости залп торпеды был невозможен, так как она попадала бы в катер.

Военные немецкие торпедные катера

В период Первой мировой войны для борьбы с британскими мониторами во Фландрии германскому флоту пришлось задуматься над созданием новых средств борьбы с врагом. Выход нашли, и в 1917 году в апреле месяце был построен первый небольшой , имеющий торпедное вооружение. Длина деревянного корпуса была чуть больше 11 м. Судно приходило в движение при помощи двух карбюраторных двигателей, которые перегревались уже при скорости в 17 узлов. При увеличении же ее до 24 узлов появлялись сильные брызги. В носовой части был установлен один торпедный 350 мм аппарат, выстрелы могли совершаться при скорости не больше 24 узлов, в противном случае катер ударял по торпеде. Несмотря на недостатки, германские торпедные корабли поступили в серийное производство.

У всех кораблей был деревянный корпус, скорость достигала 30 узлов при волне в три балла. Экипаж состоял из семи человек, на борту присутствовал один торпедный 450 мм аппарат и пулемет, имеющий винтовочный калибр. В Кайзеровском флоте ко времени подписания перемирия находился 21 катер.

Во всем мире после завершения Первой мировой войны случился спад производства торпедных судов. Только в 1929 году, в ноябре, немецкая фирма «Фр. Люрсен» приняла заказ на строительство боевого катера. Выпущенные суда несколько раз усовершенствовались. Немецкое командование не удовлетворяло использование на кораблях бензиновых двигателей. Пока конструкторы трудились по замене их на гидродинамику, все время шла доработка других конструкций.

Немецкие торпедные катера Второй мировой войны

Военно-морское руководство Германии еще до начала Отечественной войны взяло курс на производство боевых катеров с торпедами. Вырабатывались требования к их форме, оснащенности и маневренности. К 1945 году было решено построить 75 судов.

Германия занимала третье место в мировом лидерстве по экспорту катеров с торпедами. Перед началом войны кораблестроение Германии работало над выполнением плана «Z». Соответственно, германский флот должен был солидно перевооружиться и иметь большое количество судов с носителями торпедного оружия. С началом военных действий осенью 1939 года намеченный план не был выполнен, а затем производство катеров резко увеличилось, и к маю 1945 года только «Шнелльботов-5» было сдано в эксплуатацию почти 250 единиц.

Катера, имеющие стотонную грузоподъемность и улучшенные мореходные качества, были построены в 1940 году. Боевые суда обозначались начиная с «S38». Это было основное оружие германского флота в войне. Вооружение катеров было следующим:

  • два торпедных аппарата, имеющие от двух до четырех ракет;
  • два тридцатимиллиметровых зенитных оружия.

Наибольшая скорость судна - 42 узла. В боях Второй мировой войны было задействовано 220 кораблей. Немецкие катера на месте сражения вели себя храбро, но не безрассудно. В последние несколько недель войны корабли были задействованы в эвакуации беженцев на родину.

Германцы с килем

В 1920 году, несмотря на экономический кризис, в Германии была проведена проверка работы килевых и реданных судов. В результате этой работы сделали единственный вывод - строить исключительно килевые катера. При встрече советских и немецких катеров побеждали последние. Во время боев в Черном море за 1942-1944 годы ни один немецкий катер с килем не был утоплен.

Интересные и малоизвестные исторические факты

Не всем известно, что советские катера с торпедами, которые использовались во времена Второй мировой, являлись огромными поплавками от гидросамолетов.

В июне 1929 года авиаконструктор Туполев А. начал строительство глиссирующего судна марки «АНТ-5», оснащенного торпедами в количестве двух штук. Проводимые испытания показали, что суда обладают такой скоростью, которую не могли развить корабли других стран. Военное начальство было довольно этим фактом.

В 1915 году англичанами был сконструирован небольшой катер, обладающей огромной скоростью. Иногда его именовали «плавучим торпедным аппаратом».

Советские военачальники не могли позволить себе использовать западный опыт проектирования судов с торпедными носителями, считая, что наши катера лучше.

У построенных Туполевым кораблей было авиационное происхождение. Об этом напоминает особая конфигурация корпуса и обшивка судна, выполненная из дюралевого материала.

Заключение

Торпедные катера (фото представлено ниже) имели много преимуществ перед боевыми кораблями других типов:

  • маленький размер;
  • высокая скорость;
  • большая маневренность;
  • небольшая численность людей;
  • минимальная потребность в снабжении.

Суда могли выйти, произвести атаку торпедами и быстро скрыться в морских водах. Благодаря всем этим достоинствам они являлись грозным оружием для врага.