Что написать в сочинении-рассуждении на тему "Блокада Ленинграда"? Сочинение на тему «Блокада Ленинграда «Блокада Ленинграда»: сочинение.

Восемьсот семьдесят два дня жители Ленинграда находились в плену голода. Многих он убил, некоторых сделал сильнее. Подвиг и тех, и других стал трагической страницей в истории Отчества. Сочинение «Блокада Ленинграда» - дань памяти современных школьников жителям города-героя, погибавшим в тяжелых мучениях с 1941 по 1944 год.

Дорога жизни

Взятие этого города в 1941 году стало бы для немецкого командования великим шансом на победу. Для Советского Союза - причиной серьезной дестабилизации. Захватив Ленинград, противник имел бы возможность нанести удар по столице с тыла, потому и блокировать его для него стало единственным выходом.

В начале осени 1941 года в городе не имелось достаточного запаса продовольствия. Блокада началась восьмого сентября. стало единственным путем сообщения. Но и оно подвергалось регулярному обстрелу со стороны немецкой артиллерии. Этот путь стали называть Дорогой жизни. По ней было эвакуировано более миллиона человек, перевезено полторы тысячи тонн продовольствия и горюче-смазочных материалов.

Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» - приобщение современных детей к осознанию героических страниц в истории России. Многие проходили Дорогу жизни ценою собственной, и сколько человек погибло на Ладожском озере - неизвестно. Но даже сегодня, пролетая над ним на вертолете, можно увидеть остовы грузовых автомобилей, ушедших под лед в блокадные зимы.

Бадаевские склады

Немецкая авиация уже в начале блокады нанесла несколько ударов по помещениям, в которых хранилось продовольствие. Горели и этот пожар стоил жизни многим ленинградцам. В сознании жителей города именно это событие стало началом голода. Но тогда не все очевидцы понимали, что значит этот пожар. Лишь представители старшего поколения, а особенно те, кто не был уроженцами города и пережил голодомор, знали не понаслышке о чудовищных муках, которые он несет. Люди стали запасаться в меру своих возможностей скудной провизией. Но и эти действия мало кого спасли.

Удивительно, но в то время, когда люди на улицах падали замертво от холода и голода, не переставали работать заводы. Не только взрослые, но даже дети трудились в пределах своих возможностей. Две величайшие силы в истории человечества - жестокость и героизм - находились в борьбе на протяжении трех лет. Погибло более ста тысяч человек. Но героизм ленинградцев все же победил. Сочинение «Блокада Ленинграда», которое пишут на протяжении многих лет школьники, не даст забыть о подвигах людей, которые были похоронены в этом городе с 1941 по 1944 год. Они живы, пока память о них жива.

И летели листовки с неба…

Сочинение «Блокада Ленинграда» является творческим заданием, призванным развивать в формирующейся личности представление о подвиге и героизме. Человека убить проще, чем сломить его волю. Об этом свидетельствуют воспоминания ленинградцев.

Женщины рыли окопы, а немцы тем временем бросали листовки. Текст их был детально продуман, заключал в себе психологическое воздействие на человека, физически и морально крайне истощенного. Ленинградцы читали их, затем перестали. Но не прекращали рыть окопы, стоять у заводского станка, бороться за жизнь. Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» - о тех, чья воля была не сломлена и чей дух не ослаб даже в последние минуты жизни.

В глазах современных школьников

Воспитание патриотического духа является частью современного образования. Школьники на уроках литературы и истории проходят тему «Блокада Ленинграда». Сочинение (11 класс) - задание, которое позволяет расширить познания об этом периоде в истории. Но так трудно прочувствовать его тем, кто родился после войны. Понять людей, которые пережили это, можно хотя бы на малую долю, прочитав их письма и воспоминания.

«Блокада Ленинграда»: сочинение

11 класс - этап в образовательном процессе, когда школьники уже умеют излагать свои мысли на бумаге. Некоторые это делают весьма неплохо. Но, к счастью, они не смогут никогда написать столь проникновенных и трагических строк, которые создала ленинградская школьница

С начала блокады она начала вести свой дневник и продолжала вносить записи до тех пор, пока были силы. Девочка стала свидетелем смерти всех близких. Самая страшная запись в ее дневнике: «Умерли все, осталась одна Таня». Сочинение «Блокада Ленинграда» - творческая работа, посвященная взрослым и детям, которым суждено было пережить самые страшные годы прошлого столетия. И хочется верить в то, что тема голода и лишений останется для детей и подростков лишь предметом обсуждения на уроках истории и литературы.

Дети блокады

О судьбах самых юных жителей Ленинграда рассказал писатель Михаил Сухачев. Он один из них. Трагедия обрушилась на него тогда, когда он еще не научился бояться. Сражаться с врагом и непременно принять участие в победе - такие планы он вынашивал летом 1941 года. Равно как и миллионы обычных советских мальчишек.

«Блокада Ленинграда» - сочинение по литературе, в котором нельзя обойти тему подвига самых маленьких жителей города на Неве. Ведь с 1941 года по 1944-й они так же трудились, заботились о близких. И так же умирали. А те, кто выжил, навсегда остались детьми блокады. Автор книги, посвященной этим людям, рассказывает, что внешне они ничем не отличаются от обычных людей. Лишь страшными воспоминаниями, которые не рассеиваются в их памяти. А еще особым, бережным отношением к еде.

Маленький подвиг каждого ленинградца являлся частью огромного героизма. Стойкость и мужество помогли преодолеть один из самых тяжелых периодов в Отечественной войне, имеющий название блокада Ленинграда. Сочинение-рассуждение на эту тему - посвящение тем, кто погиб в этом аду, и тем, кто выжил и остался человеком.

Я много слышал о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Это были очень трагические 872 дня (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), три страшные зимы для жителей города, которые не покинули его. Первая зима была самой тяжёлой: закончились запасы продуктов, не работали отопление, водопровод, канализация. Ленинградцы замерзали в своих квартирах, умирали прямо на улицах от голода и истощения, погибали от бомбёжек и обстрелов.

Фашистские войска окружили город кольцом и заблокировали все пути. Единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро (во время навигации - по воде, зимой - по льду) связывала блокадный Ленинград со страной с 12 сентября 1941года по март 1943 года. Дорогу по льду назвали Ледовой дорогой жизни, или “Дорога жизни”.

И город жил!

В 1941 году моей прабабушке Марии Алексеевне было 16 лет. Она жила в посёлке Лахта (сейчас это район Санкт-Петербурга). Уже в первую суровую зиму блокады она работала на железной дороге. Трудились все: женщины, дети, старики. Дети таскали тяжёлые рельсы наравне со взрослыми. От такой работы, нехватки воды и питания бабушка стала болеть: у неё отекали ноги, она часто падала в обмороки. Выжила она только благодаря добрым соседям, у которых была корова. Бабушкины родители сами не пили, а всё молоко, которое приносили соседи, отдавали дочери. Кроме неё, в семье было пятеро детей. Старший брат воевал, второй брат умер от туберкулёза.

В тёплые месяцы, летом и осенью, было немного легче. Спасали огороды, которые устраивали везде, где была хоть какая-нибудь земля. Если удавалось, делали запасы, но их не хватало. Также ели крапиву, разные травы, грибы, ягоды.

Когда через два года после начала блокады в посёлке начала работать общественная баня, в ней мылись все вместе: и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины - не стесняясь и не обращая внимания на это. Люди в то время стали одной большой семьёй, родными друг другу. Только так можно было выжить.

Но бабушкин папа умер. В таком юном возрасте моя бабушка увидела много горя и страданий, подорвала здоровье. К восемнадцати годам она потеряла все зубы. Но вспоминала она о том времени с гордостью, потому что народ всё выдержал, выстоял и победил.

Умерла прабабушка в возрасте 86 лет. Она вырастила двоих сыновей и прожила долгую и хорошую жизнь. Каждое лето к ней приезжали шестеро внуков, а потом и мы, правнуки. Все её очень любили. Нашу бабушку наградили медалью «За оборону Ленинграда». Она была счастливым человеком.

Я горжусь своей прабабушкой и восхищаюсь теми, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, кто, несмотря на свой юный возраст, мужественно помогал взрослым.

В начале 1943 года блокадный Ленинград находился в тяжелом положении. На площадях и улицах города взрывались снаряды и бомбы, рушились здания, погибало множество людей. Из-за отсутствия сухопутной связи со страной не было возможности подвозить сырье и топливо. По той же причине было сложно удовлетворять насущные потребности в продуктах питания войск, а также мирного населения.

Но, не смотря на это, положение жителей Ленинграда было значительно лучше, чем в предыдущую зиму, так как по подводному трубопроводу в город переправляли нефтепродукты, а через подводный кабель – электричество. Также снабжение Ленинграда осуществлялось по ледовой автомобильной дороге. Параллельно этой дороге шло строительство железной дороги.

Операция «Искра». Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск.

Основные силы ленинградского фронта в конце 1942 года под командованием генерала Л.А. Говорова состояли из 42-й, 55-й и 67-й армии . 67-я армия удерживала на левом берегу Невы недалеко от Московской Дубровки сравнительно небольшой плацдарм. А на правом берегу от Ладожского озера до Пороги армия располагалась на полосе в 30 километров.

С юга военно-автомобильную дорогу обороняла 55-я стрелковая бригада. Он проходила через замершее Ладожское озеро.

Северные подступы к Ленинграду прикрывала 23-я армия, находясь на Карельском перешейке. Приморская оперативная группа находилась на Ораниенбаумском плацдарме. Фронтовым войскам и войскам флота помогала авиация Балтийского флота и 13-я воздушная армия.

Краснознаменный Балтийский флот, которым командовал вице-адмирал В.Ф. Трибуца, прикрывал приморские фланги фронтовых войск. Он же поддерживал их действие при помощи авиации и артиллерии.

Помимо этого флот надежно прикрывал западные подходы к Ленинграду со стороны моря, удерживая несколько островов в Финском заливе. Противовоздушная обороны города осуществлялась ленинградской армией ПВО, взаимодействуя с зенитной артиллерией и авиацией фронтовых войск и сил флота.

Волховский фронт, которым командовал генерал К.А. Мерецков, действовал на протяжении 300 километров от озера ильмень до Ладожского озера. Правое его крыло состояло из 8-й и 2-й ударной дивизии. Они функционировали между Ладожским озером и Кировской железной дорогой.

После первых неудачных попыток немецкого командования еще в 1942 году захватить Ленинград, командование их армии дало приказ занять оборону. Войска Ленинградского и Волховского фронтов противостояли 18-й германской армии. Она насчитывала 26 дивизий. Она заручилась поддержкой 1-го воздушного флота. Северо-западный фронт Ленинграда защищала 23-я армия. Ей противостояло 4 финских дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек» .

Наиболее плотная группировка войск противника располагалась в Шлиссельбургско-синявинском выступе.

Местность Шлиссельбургско-синявинского выступа была лесистой и болотистой. Это обеспечивало соперникам возможность успешно обороняться. Болотистая местность значительно затрудняло проходимость наших танков и артиллерии. Враг использовал для своей обороны разбросанные вдоль дорог поселки, состоящие из каменных построек. Всю занятую территорию враг приспособил к узлам сопротивления, состоящими из многочисленных опорных баз с огромным количеством траншей и окопов. Чтобы преодолеть эти преграды, от нашей армии требовалось высокое воинское умение и мощные средства разрушения и подавления.

План по прорыву блокады Ленинграда начал разрабатываться осенью 1942 года. Военный совет Ленинградского фронта 22 ноября доложил Ставке ВГК свои предположения по направлениям боевых действий за ближайшую зиму.

Согласно этому документу, Ленинградский фронт совместно с Волховским фронтом должен приступить к подготовке наступательной операции для прорыва блокады города. Координированием действий всех фронтов занимался маршал Ворошилов.

По решению главнокомандующего Волховского фронта, главный удар должна была наносить 2-я ударная армия, под руководством генерала Романовского. Главная ее задача заключалась во взломе вражеской обороны на участке Гайтолово и Липка. После этого требовалось выйти на рубеж Рабочих поселков №1 и №5, а также Синявино. И продолжать наступление до соединения с армией Ленинградского фронта.

Главное направление Ленинградского фронта было в распоряжении 67-й армии, которой руководил генерал М.П. Духанов.

12 января 1943 года рано утром начинают одновременное наступление Ленинградский и Волховский фронты.

Наиболее сложным представлялся прорыв обороны возле 67-й армии. Позиция противника в этом месте проходила по обледенелому обрывистому берегу Невы. При этом он был еще и значительно выше правого берега.

В ночь перед наступлением наша авиация стала наносить массированные удары по позициям артиллерии, узлам коммуникаций и пунктам управления противника.

Мощная артиллерийская подготовка обоих фронтов началось в 9.30 утра. У 2-й ударной армии она заняла 1 час 45 минут, а у 67-й армии почти 2 с половиной часа. На врага обрушились тонны металла.

Штурмовая авиация фронтов нанесла по опорным пунктам, минометным и артиллерийским батареям врага сильные удары. Это произошло за 40 минут до начала атаки танков и пехоты.

Сразу после окончания артиллерийской подготовки свое движение к левому берегу Невы начала пехота, а после нее танки.

Первыми противоположного берега достигли группы штурмовых бойцов. Они действовали под прикрытием артиллерии. После них направлялись в сторону врага танковые и стрелковые подразделения.

Сопротивление противника между Шлиссельбургом и 2-м Городком было сломлено. К концу дня наши войска вклинились на территорию врага на расстояние около трех километров .

В полосе 2-й армии самые жестокие бои развернулись на территории деревни Липки, а также в роще, находящейся в северо-западном направлении от Гонтовой Липки. Эти территории находились во флангах врага, поэтому противник сражался за них даже после окружения.

К концу дня была прорвана первая позиция вражеской обороны. Противник начал задействовать оперативные резервы.

Утром 13 января наступление продолжилось. Наибольших результатов наша армия достигла в направлении Рабочего поселка №5. К концу этого дня расстояние между группировками наших фронтов было не более 6 километров.

Следующий день был отмечен усилением контратак противника, поэтому бои стали затягиваться. Немецкое командование старалось не допустить продвижения наших войск севернее Синявино, поэтому значительно усилилось наступлении вражеской авиации.

С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.

В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в районе Рабочих поселков № 1 и № 5. К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы .

Значительная помощь наступавшим войскам была оказана артиллерией Краснознаменского Балтийского флота.

Уже 18 января, после того, как Москва была осведомлена о прорыве блокады, было принято решение о строительстве железнодорожной линии. Она предназначалась для соединения Ленинграда и Волховского железнодорожного узла.

Эту дорогу построили всего лишь за 18 дней. Строители построили через Неву временный железнодорожный мост.

Первый железнодорожный состав ленинградцы встретили уже 7 февраля. По южному берегу Ладожского озера стали строить автомобильные дороги. Следовательно, наладилось сухопутная связь Ленинграда со страной.

Строительство автомобильной и железной дороги способствовало улучшению обеспечения города сырьем и продовольствием.

Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.

Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».

Список использованной литературы:

  1. Будни подвига. Блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах / Лик, 2006. – 287с.
  2. Гланц Д. Блокада Ленинграда. 1941-1944 / Центрполиграф, 2010. – 221с.
  3. Гранин Д.А., Адамович А. Блокадная книга / ИГ Лениздат, 2013. – 544с.
  4. Мухина Л. Сохрани мою печальную историю. Блокадный дневник / Азбука-Аттикус, 2011. – 374с.
(Краевой творческий конкурс «Мы помним подвиг города –героя», посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда)

Выполнила: Усова Оксана Викторовна

Ученица 10 класса

Руководитель: Усова Ольга Егоровна

Учитель начальных классов

Почтовый адрес: 673446 Забайкальский край

Балейский район

Село Подойницыно, ул. Советская, 21

2014 год

«Память, память за собою позови,

В те далекие промчавшиеся дни…»

(И.Кобзон «Память,память»)

27 января 1944 года - день снятия блокады Ленинграда. Этот день останется в памяти многих ленинградцев. Люди плакали от радости, так как их город выжил, выстоял, победил. Но какою ценою было завоевано это счастье.

Прошло уже 70 лет со дня полного снятия блокады. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже стали папами и мамами. Время идет. И все это уже стало историей.

8 сентября 1944 года. Все дороги, которые связывали Ленинград со страной, оказались перекрыты. Город, население которого составляло на тот момент 2 миллиона 544 тысячи жителей, оказался в блокадном кольце. С первого же дня вражеская авиация совершила налет на Ленинград. С неба летели десятки, сотни, тысячи бомб. Казалось, город был полностью охвачен огнем. Одним из самых больших очагов пожара стали хранилища Бадаевских продовольственных складов. Сгорели тонны муки и сахара. Паника и ужас охватили людей, видевших все это. Второй день блокады начался с радиопередачи. Стихи Ольги Берггольц, первое, что услышали люди.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена…

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

«Дорога Жизни» - та самая, тонкая нить, связывавшая Ленинград со страной. Дорога, дарившая надежду людям. Она была проложена по льду Ладожского озера. Нельзя передать словами тот героизм, который проявили шоферы тех самых машин с продовольствием. В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Ленинграду помогала вся страна. Началась эвакуация населения. В мороз, под ледяным ветром истощенных людей перевозили на Большую землю. Всего по «Дороге Жизни» эвакуировали около миллиона человек. Несмотря на все трудности город жил и не сдавался. 27 января 1944 года завершилась продолжавшаяся 900 дней и ночей героическая оборона Ленинграда. Израненные проспекты и улицы города, отвыкшие за время блокады от яркого света, озарились огнями торжественного артиллерийского салюта. Вся страна гордилась этой победой.

То, что пережили ленинградцы во время блокады, не иначе как подвигом не назовешь. Подвиг матерей, подвиг детей, подвиг стариков, оставшихся в городе. Они отчетливо понимали и осознавали, что могут в любой момент погибнуть, но стояли до конца. Город работал для фронта. И даже тогда, когда жестокая бомбардировка или артиллерийский обстрел вынуждали людей укрываться в бомбоубежищах, они не теряли времени даром. Женщины мастерили теплые вещи для бойцов. Кто может оценить их подвиг? Он поистине неоценим, его не измеришь никакими мерками.

Память. Она не дает нам забыть героизм мирного населения Ленинграда. Спасибо тебе, Память. Пока мы помним это время, эти страшные 900 дней, герои Ленинграда будут жить. Вечная слава им!

Почти 900 дней во время Великой Отечественной Войны находился в блокаде город Ленинград. Жители мучились и погибали от голода и холода, страдали от недостатка медикаментов и постоянно подвергались обстрелам со стороны немецкой армии. Командование противника после захвата Ленинграда планировало напасть на столицу с тыла, но город устоял. Жители с мужеством переживали все тягости блокадного положения.

Единственной дорогой для ленинградцев, чтобы пополнять продовольствие и выполнять эвакуации населения, было Ладожское озеро. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни», потому что этот путь спас не одну тысячу людей, но в то же время многих погубил. Под леденящим ветром везли в одну сторону запасы, а в другую детей, стариков, инвалидов. Все это под постоянной бомбежкой с пониманием, что это может быть последний рейс.

С начала блокады немцы старались при помощи авиаударов разрушить как можно больше стратегических объектов. Сгорели не только Бадаевские склады, но и многие помещения, в которых хранились продукты. С этого и начался страшный голод в городе.

Несмотря на все ужасы, ленинградцы продолжали работать на заводах. Дети и взрослые почти на равных стояли у заводских станков. Актеры давали представления, продолжало работать радио. Люди умирали везде: дома, на работе, на улице, в очередях за заветными 125 граммами хлеба, но это не сломило народ. Каждый пытался быть полезным, помочь и поддержать ближнего. Были и исключения, когда люди, обезумевшие от голода, нападали и отбирали еду. Тяжелый выбор стоял перед матерями, которые ценой своих умерших детей пытались прокормить еще живых. Это очень страшно и до конца неоценимо нашим поколением. Память о жителях блокадного Ленинграда дает нам повод гордиться их выдержкой, патриотизмом, подвигом.

Ленинград был освобожден 27 января 1944 года. Люди плакали от радости и с благоговением ожидали сообщений радиостанций, в которых постоянно подтверждали об окончании блокады. Каждый житель города понимал, что это конец их невзгод, а нам остается только гордиться тем подвигом, который совершили эти мирные, стойкие и самоотверженные люди.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Блокада Ленинграда» читают: